Как играть на гавайской гитаре. Как выбрать укулеле - советы для начинающих

Укулеле - это гавайский музыкальный инструмент, обладающий легким и жизнерадостным звучанием. Благодаря компактным размерам, с укулеле легко обращаться, и им может овладеть музыкант любого возраста. Начните учиться игре на укулеле с этих несложных советов, и однажды вы сможете стать виртуозом!

Шаги

Основы

    Выберите укулеле. Существует несколько разных размеров и, соответственно, типов звучания укулеле - важно выбрать наиболее подходящий для себя вариант. Будучи новичком, вы, скорее всего, предпочтете выбрать более дешевый вариант, нежели вкладываться в дорогостоящий инструмент; может, и иначе. Существует четыре типа укулеле.

    • Укулеле-сопрано - самый распространенный тип. Это самое маленькое укулеле, звучание которого и считается классическим. Укулеле этого типа также дешевле остальных, и поэтому новички чаще всего выбирают именно сопрано. Длина такого укулеле составляет в среднем 53 см, количество ладов - 12–14.
    • Альт-укулеле (или концертное укулеле) - следующая по размеру после сопрано. Длина составляет около 58 см, количество ладов - 15–20. Поскольку альт-укулеле крупнее, люди с большими руками предпочитают этот вариант сопрано-укулеле. Укулеле этого типа также обладают более глубоким звучанием, чем сопрано-укулеле.
    • Следующий тип - это тенор-укулеле, длина которого составляет около 66 см; количество ладов - от 15. Его звучание еще более глубокое, чем у концертного укулеле, и оно позволяет извлекать еще больше звуков за счет еще более длинного грифа.
    • Самое большое укулеле - это баритон-укулеле, длина которого составляет от 76 см, и на грифе которого 19 ладов и больше. Баритон-укулеле настраивается так же, как и гитара на четырех нижних струнах, что делает эти два инструмента очень похожими. Из-за внушительных размеров инструменты этого типа уже не обладают классическим звучанием укулеле, однако баритон-укулеле подойдет вам, если вам нужно по-настоящему глубокое и богатое звучание.
  1. Ознакомьтесь с тем, как устроено укулеле. Строение укулеле несколько отличается от строения гитары или другого струнного музыкального инструмента. Перед тем, как начать играть, убедитесь, что вам понятно, как инструмент устроен.

    • Корпус укулеле - полый внутри и сделан из дерева, как и у большинства других музыкальных инструментов. Под струнами в корпусе располагается небольшое отверстие - розетка.
    • Гриф укулеле - продолговатая деревянная деталь, на которой натянуты струны. Верхняя плоская поверхность грифа называется накладкой грифа.
    • Лады - это секции накладки грифа, разделенные металлическими порожками. На каждый лад для каждой струны приходится своя нота.
    • Головка грифа - это часть на его конце, где расположены колки.
    • На укулеле устанавливается четыре струны, хотя в зависимости от типа укулеле эти струны могут быть разными. Самая толстая и звучащая ниже остальных струна - это первая; звучащая выше остальных и самая тонкая струна - это четвертая.
  2. Настройте укулеле . Обязательно настраивайте инструмент перед каждой игрой. Для настройки укулеле используются колки, расположенные на головке грифа, вращая которые можно усилить или ослабить натяжение струн.

    • Со временем струны растягиваются, и строй инструмента сбивается. Это значит, что вам придется подтягивать их чаще.
    • Возьмите укулеле перед собой. Верхний левый колок соединен со струной C (до), нижний левый - со струной G (соль), верхний правый - со струной E (ми), а нижний правый - со струной A (ля). Соответственно, для изменения натяжения или звучания какой-либо струны нужно воспользоваться соответствующим колком.
    • Вам понадобится электронный или онлайн-тюнер для того, чтобы иметь образец звучания для каждой струны. Когда у вас будет образец, вы сможете регулировать колок той или иной струны до тех пор, пока струна не будет звучать в унисон с образцом.
    • Если у вас есть пианино или синтезатор, вы можете попробовать сыграть ноту, которая соответствует струне, которую вы настраиваете, и сравнить звучание нужной ноты со звучанием струны.
  3. Примите подходящее для игры положение. Если держать укулеле при игре неправильно, это может негативно сказаться не только на звучании, но и, со временем, на ваших запястьях. Каждый раз перед тем, как играть на укулеле, уделяйте особое внимание правильной позе и осанке.

    Аккорды

    1. Выучите некоторые основные аккорды. Аккорд - это гармоническое созвучие двух или более одновременно сыгранных нот. Чтобы сыграть аккорд, вам нужно зажать струны на разных ладах одновременно. Выучить большинство аккордов достаточно просто: для этого вам будут указаны номер струны, номер лада и каким пальцем удобнее всего зажать нужную струну.

      Выучите основные мажорные аккорды. Мажорные аккорды состоят из трех или четырех одновременно сыгранных нот, причем разница между этими нотами составляет в итоге четное число ладов, или целое число тонов. Под мажорным звучанием подразумевается бодрое и радостное звучание.

      Выучите основные минорные аккорды. Минорный аккорд - это три или более сыгранных одновременно ноты, две из которых различаются на полтора тона (три лада). Под минорным звучанием, в отличие от мажорного, подразумевается звучание печальное, меланхоличное.

      Игра на укулеле

      1. Работайте над темпом. Теперь, когда вы выучили несколько начальных аккордов, непосредственно проигрыш нескольких следующих друг за другом аккордов может стать для вас затруднительным; это значит, что вам не хватает чувства ритма. Чтобы ваша игра была мелодичной и связной, чувство ритма нужно развивать.

        • Держать ритм в соответствии со стилем боя поначалу, пока вы еще учитесь быстро переставлять пальцы левой руки из одного положения в другое, будет сложно. По мере того, как ваши навыки начнут улучшаться, постарайтесь перестать прерывать бой между при смене двух аккордов.
        • Попробуйте считать до четырех: это поможет держаться ритма при игре боем.
        • Если у вас все еще проблемы с ритмом, попробуйте использовать метроном. Это устройство издает ритмичное тиканье, что позволяет музыканту соотносить с ним свою игру. Скорость тиканья регулируется
        • Не старайтесь сразу начать играть очень быстро, поскольку с увеличением скорости игры увеличивается и вероятность ошибки. Начните с медленного ритма и ускоряйтесь, когда освоите его.
      2. Учите песни целиком. Теперь, когда вы выучили все основные мажорные и минорные аккорды, вы можете играть целиком многие песни. Вы в два счета сможете выучить несколько песен и играть боем и перебором.

        • Во многих книгах-самоучителях по укулеле представлены некоторые популярные песни, которые новичок сможет легко выучить. Выберите одну в местном музыкальном магазине и начинайте играть!
        • Если вы хотите выучить какую-либо из песен, которые вам нравятся, поищите табулатуры этой песни для укулеле в интернете. Табулатура - это достаточно понятная схема, в которой указано, какие струны и где зажимать, чтобы сыграть песню.
      3. Практикуйтесь ежедневно. Самое важное, что вы можете сделать для того, чтобы повысить свой общий навык игры - это начать регулярно практиковаться. Для того, чтобы стать виртуозом игры на укулеле, необязательно обладать врожденным талантом - достаточно упорства и прилежания. Уделяйте хотя бы по 20–30 минут в день на тренировку, что позволит вам стать настоящим мастером!

      • Новые, невытянувшиеся до оптимального положения струны имеют свойство быстро терять строй. Чтобы избежать этого, попробуйте оставить укулеле на ночь с сильно перетянутыми струнами, чтобы вытянуть их до оптимальной формы.
      • Наберитесь терпения! Со временем и практикой вы научитесь играть аккорды должным образом.
      • Проще учиться играть на укулеле сидя. Как только наберетесь практики, предстаньте перед зрителями и исполняйте песни.
      • Если вы будете учиться по письменным или видео-самоучителям и не будете советоваться с опытным укулелистом, у вас может сложиться неправильная техника игры, которую позже будет сложно перестроить. Хотя без потери для скорости обучения можно вполне обойтись без полноценных уроков, ценные наставления опытного музыканта могут пригодиться для того, чтобы исправить какие-либо технические неточности.
      • Если вы ищете лучшие сборники песен или учителя, обратитесь в местный музыкальный магазин за советом.

      Предупреждения

      • На укулеле не рекомендуется играть обычным медиатором, поскольку так быстро изнашиваются струны. Вместо обычного медиатора используйте пальцы или специальный войлочный медиатор.
      • Будьте осторожны, не роняйте укулеле, оно хрупкое! Для транспортировки инструмента используйте футляр.

1
Today!
Полное
руководство
для
начинающих by Barrett Tagliarino
Recording Credits: Barrett Tagliarino,
Ukulele & Narration Scott Houghton,
Vocals Billy Burke, Engineer
Перевод: Jimmy
In Australia Contact: Hal Leonard Australia Pty. Ltd.
4 Lentara Court Cheltenham, Victoria, 3192 Australia Email: [email protected]
Copyright © 2006 HAL LEONARD CORPORATION International
Copyright Secured All Rights Reserved
No part of this publication may be reproduced in any form or by any means without the prior written permission of the Publisher,
Visit Hal Leonard Online at www.halleonard.com
I
S BN
0-634-07861-5

2
Введение________________________________
Добро пожаловать! - Эта книга написана, чтобы помочь Вам начать играть на этом забавном и легком инструменте. В ней есть все, что Вы должны знать, чтобы играть аккорды и мелодии, и разучить песни, которые Вы сможете спеть и сыграть.
О компакт-диске
Прилагаемый компакт-диск проведет Вас шаг за шагом через каждый урок и проиграет каждый пример.
Как и на настоящем уроке, лучший способ изучить этот материал состоит в том , чтобы сначала некоторое время самостоятельно читать и практиковаться, затем слушать CD. С этой книгой Вы можете учиться в своем собственном темпе. Если Вы не вполне поняли что-то с первого раза, вернитесь к соответствующим трекам на CD и прослушайте снова объяснения преподавателя. У каждого музыкального трека есть свой номер, так что, если Вы захотите поупражняться с песней снова, Вы сможете быстро найти ее.
В музыкальных примерах на CD аккорды звучат в левом канале, а мелодия в правом. Чтобы практиковаться играть аккорды под мелодию, настройте баланс Вашей стереосистемы только на правый канал (или уберите свой левый наушник). Чтобы упражняться в игре мелодии под сопровождение только аккордов, настройте баланс только на левый канал. В большинстве примеров звучит метроном или постукивания, чтобы задавать темп. Постукивания по обратной стороне корпуса звучат в двух каналах, поэтому Вы можете практиковаться столько, сколько нужно с записанной укулеле, чтобы научиться держать ритм.
Содержание
Урок 1 - Основы ................................................................................................... 3
Части Укулеле................................................................................................... 3
Как Держать Вашу Укулеле........................................................................ 3
Правая и Левая Руки..................................................................................... 4
Играть Легко................................................................................................... 5
Настройка.......................................................................................................... 6
Как Читать Музыку........................................................................................ 8
Урок 2 - Игра Аккордов .................................................................................. 9
Урок 3 - Ноты на первой струне: А ....................................................... 1 4
Урок 4 - Ноты на второй струне: Е ......................................................... 1 8
Урок 5 - Ноты на третьей струне: С ....................................................... 21
Урок 6 - Чтение Ритмов ............................................................................... 23
Урок 7 - Минорные аккорды .................................................................... 26
Урок 8 - Обзор Первой позиции ............................................................ 30
Урок 9 - Мажорные гаммы ........................................................................ 34
Урок 10 - Минорные гаммы ...................................................................... 39
Глоссарий аккордов ........................................................................................ 43
Как Заменить Струны ....................................................................................... 47
Дорожка 1

3
Урок 1
Части укулеле
Укулеле бывают четырех размеров: сопрано, концерт, тенор и баритон.
Укулеле-сопрано обычно приблизительно 53см длиной.
Размер укулеле-концерт составляет приблизительно 58см. Настраивается она так же, как сопрано. Сопрано - самый популярный размер укулеле и, вероятно, у Вас есть именно она. Все, что написано в этой книге, относится к укулеле сопрано, концерт и банджолеле.
Укулеле-тенор, 66см длиной, настраивается как сопрано и концерт, за исключением того, что четвертая струна, G, на октаву ниже. (Октавы обсуждаются в разделе "Как читать музыку".) По этой книге можно заниматься и на укулеле - тенор, но с учетом струны G.
Укулеле-баритон - самые большие, 76см и настроены так же как тенор, но ниже. Занятия по этой книге с укулеле-баритон потребуют транспонирования, особенно если Вы планируете играть с другими инструментами.
Как Держать Вашу
Укулеле
Стойте или сидите прямо (но не напряженно) и поддерживайте корпус укулеле правым предплечьем. Это нужно делать достаточно свободно, чтобы можно было легко играть на струнах всеми пальцами. Поддерживайте гриф впадиной между большим и указательным пальцами левой руки. Эта поддержка должна также быть свободной и легкой, чтобы позволить Вашей руке двигаться вверх или вниз по грифу.
Левши могут перетянуть струны и изменить настройку инструмента в зеркальном отображении. Многие левши решают играть на укулеле, предназначенной для правой руки. Это нормально - у левой руки в этом случае так или иначе наиболее сложная работа.
Дорожка 2
Основы__________________________________

4
Правая и левая Руки
Пальцы левой руки пронумерованы от 1 до 4.
Поместите большой палец на заднюю часть грифа примерно напротив второго пальца. Старайтесь не касаться ладонью задней части грифа.
Звукоизвлечение в области, где гриф присоединяется к корпусу, даст налучший тон. Не играйте над резонаторным отверстием, если только Ваша левая рука не находится высоко на грифе. Чаще всего играют вниз большим пальцем и вверх указательным (1-ым) пальцем.
Многие укулелисты получают хороший ясный звук, играя жестким фетровым медиатором. Держите медиатор между большим и согнутым указательным (1-ым) пальцами так, чтобы рабочая часть медиатора выступала за кончик указательного пальца.

5
Играть Легко
Струны укулеле пронумерованы от 1 до 4, со струной номер 1, самой близкой к полу.
Также запомните, что номера ладов увеличиваются по мере приближения к корпусу. Если Вы играете на более высоких ладах, Ваша рука "поднимается" по грифу.

6
Настройка
Если Вы, поворачивая колок, ослабите струну, то ее тон станет ниже. Если Вы натянете струну, то тон станет выше. Когда два тона совершенно одинаковы, это значит, что они звучат в унисон. У фрикционных колков есть маленький регулировочный винт в торце. Если Ваши струны продолжают расстраиваться, возможно этот винт нужно подтянуть, поворачивая его по часовой стрелке. Это винт, который нужно просто закрутить настолько, чтобы колок остался в том положении, в которое Вы его повернули. Если колок трудно повернуть, Вы можете попытаться немного ослабить этот винт.
Настройка с помощью компакт-диска
По треку 5 на компакт-диске можно настроить правильную высоту тона для каждой струны, начиная со струны номер 4. Подергивая каждую струну , тщательно настройте ее натяжение, чтобы высота извлекаемого звука соответствовала тону на компакт-диске. При более сильном натяжении струна издает более высокие звуки. Если
Вы чрезмерно натянете струну, Вы можете порвать ее; но не волнуйтесь, это происходит со всеми, а струны недороги.
Когда струна слишком натянута, звук, издаваемый ею, называют "повышенным". Звук ослабленной струны -
"пониженным". Струны настроенной укулеле воспроизводят небольшую мелодию:
Вы можете также настроиться с помощью камертона или электронного тюнера. Они доступны в музыкальных магазинах и продаются с инструкциями.
Вот несколько подсказок, чтобы помочь Вам начать:

Натягивая или ослабляя струну, поворачивайте колок медленно, так, чтобы Вы могли сконцентрироваться на изменениях в тоне. Ноты на укулеле изменяются быстро, таким образом, Вы должны будете щипнуть струну неоднократно, чтобы сравнить ее звук с эталоном.

Вместо того, чтобы ослаблять натянутую струну, понижая тон, натягивайте ее, повышая тон. При настройке повышением тона натяжение струны устраняет люфт колкового механизма, что позволит струне дольше оставаться настроенной. Итак, если Вы начинаете со струны, которая настроена слишком высоко, ослабьте ее сначала так, чтобы звук стал ниже, а затем снова натяните до нужного тона.
Дорожка 4
Дорожка 3

7
Настройка по Другим Инструментам
Инструменты, на которых будут играть вместе, все должны быть настроены на в унисон. В эпоху цифрового прогресса этого нетрудно добиться, но Вы все еще можете настраиваться по фортепьяно или другому инструменту не в концертной настройке.
Третья струна укулеле, C (до), соответствует С первой октавы на фортепьяно.
Относительная Настройка струн
Если Вы знаете, что одна струна правильно настроена, Вы можете использовать ее, чтобы настроить другие.
Метод относительной настройки необходим для того, чтобы быстро проверить, что укулеле настроена. Вот как это делается:

Предположим, что третья струна правильно настроена как C (до). Вы можете начать с любой настроенной струны, если Вы понимаете принцип. Мы начнем с С, потому что это – самая низкая нота на укулеле.

Зажмите третью струну на седьмом ладу. Это нота G (соль), по которой Вы настраиваете открытую
(неприжатую) четвертую струну. Играйте две ноты вместе и подстраивайте четвертую струну до тех пор, пока обе струны не станут звучать одинаково.

Теперь зажмите третью струну на четвертом ладу. Это нота E (ми), по которой Вы можете настроить открытую вторую струну. Играйте две ноты вместе, подстраивая открытую вторую струну, пока она не станет звучать так же, как третья, зажатая на четвертом ладу.

Наконец, зажмите вторую струну на пятом ладу. Открытая первая струна, A (ля), должна быть настроена так, чтобы соответствовать этой ноте.
Настройка нот по компакт-диску
Дорожка 5

8
Как Читать Музыку
Тон
Музыка записывается нотами на нотном стане (нотоносце). Нотный стан состоит из пяти линеек с четырьмя междустрочиями (промежутками) между ними. То, в каком месте нота находится на нотном стане, определяет ее тон
(высокий или низкий).
В начале нотного стана помещен знак ключа. Большинство мелодий написано в скрипичном ключе .
Каждая линейка и междустрочие нотного стана имеют буквенные названия. Линейки - (снизу вверх) E-G-B-D-
F, которые Вы можете запомнить, как E very G ood B oy D oes F ine. Междустрочия - (снизу вверх) F-A-C-E, произносится как " FACE ".
На линейках и междустрочиях записывают музыкальный алфавит , используя первые семь букв от английского алфавита, от А до G. Как только доходит очередь до G, снова начинают с А. Диапазон нот между двумя различными нотами с одним и тем же названием - например, E на первой линейке и E на четвертом междустрочии - называют октавой (восемь нот).
Ритм
Нотный стан разделен на несколько частей тактовыми чертами . Пространство между двумя тактовыми чертами называется размер (также известный как "такт"). Чтобы закончить музыкальную пьесу, на нотный стан ставят две тактовые черты, одна из которых - жирная.
Каждый такт содержит группу долей . Доли - неизменный ритм музыки. Вы задаете ритм или доли, когда постукиваете ногой. Музыкальный размер определяет, сколько ударов находится в такте.
Способ написания ноты указывает на длительность ее звучания.
Вы можете сказать какой тон играть по положению ноты на нотном стане, а как долго, - по ее форме.
Дорожка 6

9
Игра Аккордов________________________
Урок 2
Чаще всего на укулеле играют аккордами, которые обеспечивают сопровождение для пения или другого инструмента, ведущего мелодию. Аккорды состоят из двух или более нот, которые играют одновременно.
Фактически, в большинстве аккордов укулеле используются все четыре струны, делая уке легкой и забавной для игры.
Чтобы сыграть аккорд, сначала поместите пальцы левой руки в правильное положение. Точки на сетке указывают Вам, где зажимать струны, а числа - какие пальцы использовать. Приподнимите и выгните пальцы над струнами, которые должны играться открытыми, чтобы не касаться их. Ударяйте по струнам нисходящим движением большого пальца или медиатора. Все струны должны звучать как одна, не отдельно.
Подстриженные ногти облегчают зажимание струн.
Дорожка 7

10
Ритмические маркеры
Обозначения аккордов пишутся выше нотного стана, а ритмические маркеры показывают, когда аккорд нужно сыграть и и как долго он должен звучать. ритмические маркеры перекрывают две средние линейки нотного стана, чтобы показать, что аккорды должны играться вместо единичных нот. При написании ритмических маркеров знак ключа не нужен, так как они не указывают на диапазон высот.
Часто используются простые маркеры, без штиля, которые показывают, на какую долю такта исполняется обозначенный аккорд. Для укулеле мы можем обычно интерпретировать это как четвертные маркеры: четыре удара по струнам за такт.
Попробуйте следующее упражнение, в котором каждый маркер означает один удар по струнам, используя движения только вниз. Держите постоянный ритм и изменяйте положение пальцев от аккорда к аккорду так быстро, как сможете.
C-G7
Тренируясь в переходе между этими аккордами, Вы можете заметить, что нет необходимости отрывать третий палец от грифа. Это - хорошо! Зажмите струну третьим пальцем и только двигайте его от третьего до второго лада, переходя от С к G7. А затем двигайте третий палец назад до третьего лада, переходя от G7 к C.
Теперь примените тот же самый "четвертной бой" к мелодии ниже, играя вместе с мелодией на компакт- диске.
Strum-a-Thon
Дорожка 8
Дорожка 9

11
D7 - наш первый аккорд с "баррэ ". Для баррэ-аккорда Ваш указательный палец должен прижать сразу все струны на одном ладу. Струны должны быть прижаты к порожку с плотным контактом, чтобы звук был чистым, когда Вы играете аккорд. Для этого особого аккорда первая струна зажимается вторым пальцем, на один лад выше, чем первый, таким образом, не имеет значения, если Ваше баррэ перекрывает первую струну.
Не сдавайтесь, если Вы не можете сыграть баррэ-аккорд сразу - практика даст прекрасный результат. Просто старайтесь, и пальцы со временем приспособятся к новому положению.
Переходим к баррэ
Пока Вы изучаете новые аккорды, подергивайте каждую струну аккорда индивидуально, чтобы удостовериться, что струны зажаты правильно и извлекаются нужные ноты.
Дорожка 10
Теперь давайте добавим еще два аккорда к Вашему репертуару: G и D7.

12
Как держать ритм
Есть проблема с устойчивостью ритма? Отстукивайте ритм ногой и считайте вслух. Каждый "топ" ногой означает одну долю. В размере 4/4 топните ногой четыре раза в каждом такте, и посчитайте "1, 2, 3, 4." Первый удар каждого нового такта должен быть немного акцентирован - это обозначено ниже символом ">"
Рассмотрите положение пальцев для аккорда С и затем практикуйтесь с этим положением, пока Вы не сможете хорошо играть этот аккорд.
Изучение аккордов
В Треках 12-14 используются четыре аккорда, которые Вы до сих пор изучали. Аккорды объединены в группы, названные последовательностями аккордов .
Последовательность 1
Теперь попытайтесь переключаться между этими аккордами в различных порядке и ритме.
Последовательность 2
Последовательность
3
Дорожка 11
Дорожка 12
Дорожка 13
Дорожка 14

13
Два Новых Аккорда: F и A
Barbershop
Не забывайте выгибать пальцы, чтобы открытые струны звучали в аккорде правильно.
Дорожка 15
Дорожка 16 медленно/ быстро

14
Ноты на первой струне: A________
Урок 3
Помимо аккордов, Вы можете также играть на укулеле мелодии, извлекая звук только из одной струны единовременно (перебором). Начните с того, что проведите по струнам сверху вниз большим пальцем или плектром. Позже мы добавим движение вверх первым пальцем или плектром. Используйте тот способ , который Вам больше нравится; Вы услышите, что плектр дает более чистый звук, особенно при игре вверх.
■ Ваша первая нота, A, является тоном "открытой струны". Ничто не прижато - просто дергайте открытую первую струну.
■ Для следующей ноты, B, прижмите первую струну вторым пальцем на втором ладу и щипните ее.
Помните, Ваш палец должен находиться непосредственно позади металлического порожка. Если Вы поместите его сверху порожка, или слишком далеко позади него, то у Вас будут трудности с получением чистого звука.
■ Чтобы сыграть C, поместите третий палец на третий лад первой струны и щипните ее.
Дорожка 17

15
Учимся распознавать эти ноты и на грифе и на нотоносце. Когда Вы уверенно сможете играть отдельные ноты, попробуйте это короткое упражнение. Громко говорите названия нот, во время их проигрывания (например,
"А, В, С, B...").
A-B-C
Убедитесь, что играете полные продолжительности нот как показано в музыкальной нотации; не обрывайте звучание нот слишком рано.
Конечно, лучший способ действительно изучить эти ноты состоит в том, чтобы использовать их в мелодиях.
Начинайте медленно со следующих мелодий, и сохраняйте темп точным и ровным.
Первая Мелодия
Устойчивый ритм при игре одиночных нот так же важен и при игре аккордов. Отбивайте ногой каждую долю и считайте все четыре доли в каждом такте.
Вторая Мелодия
Третья Мелодия
Дорожка 18
Дорожка 19
Дорожка 20
Дорожка 21

Хорошая практика - прочитать каждую песню сначала без укулеле: отстучать ритм ногой, громко считая доли, и хлопая в такт.

16
Диезы, Бемоли и Бекары
Диезы и бемоли - часть группы музыкальных символов, названных случайными знаками альтерации, которые повышают или понижают высоту ноты:
Диез
#
повышает тон на один лад. Бемоль (b
) понижает тон на один лад.
Бекар (
n
))
отменяет предыдущие диезы или бемоли, возвращая ноту к ее оригинальному тону.
В музыкальных терминах расстояние в один лад называют полутон. Когда в песне требуется, чтобы нота была на полутон выше или ниже, Вы увидите диез, бемоль или бекар перед ней.
Две Новых ноты: B
b
и C#
Это ноты со случайными знаками альтерации, добавленными к естественным (натуральным) нотам, которые мы уже изучили.
Эта нота на один лад ниже , чем нота В, которую Вы уже изучили.
■ Чтобы сыграть ноту Bb
(Си-бемоль), поместите первый палец на первый лад и щипните первую струну.
Эта нота на один лад выше , чем нота С, которую Вы уже знаете.
■ Чтобы сыграть C# (До- диез) поместите четвертый палец на четвертый лад и щипните первую струну.
Дорожка 22

17
Случайные знаки применяются только в тактах, в которых они появляются. Случайный знак нужно вновь указать, если он снова должен использоваться в более позднем такте.
B b-C
#
Вот мелодия, чтобы попрактиковаться со всеми пятью нотами, которые мы до сих пор изучали. Не бойтесь рассмотреть ноты A, B, и С снова, прежде, чем заняться этим!
Сыграйте Это!

Не пропустите знак Бекар
Дорожка 23
Дорожка 24

18
Ноты на Второй струне: E
Урок 4
Ваши следующие три ноты все играются на второй струне, E. Возможно Вы захотите проверить настройку этой струны прежде, чем двигаться дальше.
■ Чтобы сыграть ноту E, просто щипните открытую вторую струну.
■ Чтобы сыграть ноту F, зажмите первым пальцем вторую струну на первом ладу.
■ Чтобы сыграть ноту G, зажмите третьим пальцем вторую струну на третьем ладу.
Изучение второй струны
Дорожка 25
Дорожка 26

19
Вот мелодия из одиночных нот, которые мы изучили на первой и второй струнах.
Натуральные ноты
Две новых ноты: F
#
и Ab
Эта нота на один лад выше , чем нота G, которую Вы уже изучали.
■ Чтобы сыграть ноту F#, зажмите вторым пальцем вторую струну на втором ладу.
Эта нота на один лад выше , чем нота F, которую Вы уже знаете.
■ Чтобы сыграть ноту A
b
, зажмите четвертым пальцем вторую струну на четвертом ладу.
Как правило случайные знаки относятся только к такту, в котором они появляются, но иногда они применяются, чтобы напомнить Вам, какова должна быть правильная нота.
Случайные знаки
Дорожка 27
Дорожка 28

20
Энгармонические эквиваленты
В следующей песне есть "новая" нота, G#. G# - это в действительности нота, которую Вы уже знаете как A
b
. Как у одной ноты может быть два названия? Это зависит только от того, со стороны какой ноты Вы смотрите: вверх от G или вниз от А. Такие ноты как G# и A
b названы энгармоническими эквивалентами - необычный способ сказать: "два названия одного и того же тона."
Gee, My New Friend Is Sharp
Вы можете прочитать и сыграть записанную вокальную мелодию на укулеле. Когда Вы хорошо запомнили мелодию , - спойте ее, в то время как Вы играете на аккордах.
Mary Had a Little Lamb
Дорожка 29

21
Ноты на Третьей Струне: С_______
Ваши следующие две ноты играются на третьей струне, C. Третья струна будет последней струной, которую мы будем использовать, чтобы изучить одиночные ноты на сопрано и концерт-укулеле.
Наши новые ноты на третьей струне ниже диапазона нотного стана в скрипичном ключе. Если нота слишком низко или высоко, чтобы поместиться на линейках или междустрочиях нотоносца, используются добавочные
линейки , которые расширяют нотоносец вниз или вверх.
■ Чтобы сыграть ноту С, просто щипните открытую третью струну.
■ Чтобы сыграть ноту D, зажмите вторым пальцем третью струну на втором ладу.
Упражнение на чтение двух новых нот.
C-D
Урок 5
Дорожка 30

22
Это пример, в котором используются чистые ноты, которые мы изучили на первых трех струнах.
Все натуральные
Случайные знаки на Третьей струне: C# и E
b
■ Чтобы сыграть ноту C#
(или ее энгармонический эквивалент E
b
) зажмите первым пальцем третью струну на первом ладу.
■ Чтобы сыграть ноту E
b
(или ее энгармонический эквивалент D#), зажмите третьим пальцем третью струну на третьем ладу.
Дорожка 31

23
Чтение Ритмов______________________
Урок 6
Знакомство с паузами
Помимо нот, песни могут также содержать паузы - доли, в которых Вы ничего не играете и не поете. Паузы походят на ноты в том, что у них есть свои собственные ритмические значения, которые показывают Вам, сколько времени (сколько долей) держать паузу: целая пауза половинная пауза четвертная пауза
(четыре доли)
(две доли)
(одна доля)
Вы должны прервать звучание любых предыдущих нот или аккордов во время паузы. Чтобы сделать это, нужно заглушить струны :

После сыгранной ноты (или аккорда) уменьшите давление пальца (пальцев) зажимающей руки на лады, но не отпускайте гриф полностью. Позвольте пальцам своей зажимающей руки заглушить (слегка касаясь) все струны, чтобы остановить их колебания.

Вы можете также играть паузу, заглушая все струны ладонью Вашей играющей руки.
Сыграйте показанные аккорды.
Ритмические маркеры с паузами
Попытайтесь заглядывать немного вперед во время игры
Дорожка 32
Дорожка 33
Дорожка 34
Мелодия из одиночных нот с паузами

24
Понятие о Восьмых нотах
Если Вы разделите пополам четвертную ноту, то получите восьмую ноту . В нотации восьмая нота похожа на ноту четвертную, но с флажком на штиле.
Две восьмые ноты равняются одной четвертной ноте. Чтобы помочь Вам отследить долю, последовательные восьмые ноты связаны ребром вместо того, чтобы иметь флажки. или
Чтобы посчитать восьмые ноты, разделите долю на две, и говорите "и" между ними. Попрактикуйтесь с этим сначала, громко отсчитывая доли, топая ногой, а затем играя ноты, отсчитывая и топая.
Восьмые паузы отсчитываются точно так же, но Вы делаете паузу вместо игры.
Дорожка 35

25
Чередование Движений вниз и вверх
Для любого такта, где Вы играете аккордами, используя ритмы восьмых нот, чередуйте бой по струнам вниз большим пальцем на "счет" и вверх указательным пальцем на "и". Это немного непросто сначала, поэтому не торопитесь.
Если Вы используете медиатор при игре аккордами, применяйте тот же самый принцип чередования движений вниз и вверх.
Ритм с восьмыми нотами
Продолжайте двигать рукой вверх и вниз в такт с ударами ногой, даже в паузе, когда Вы только ждете, чтобы сыграть ноту. Это поможет Вам держать темп.
Дорожка 36

26
Минорные аккорды________________
Урок 7
Когда аккорд обозначили только буквой, это было действительно коротко для таких названий , как F major или F maj . Теперь у нас есть некоторые минорные аккорды, у которых должен всегда быть символ "м " в названии.
Давайте попробуем сыграть эти минорные аккорды в какой-нибудь знакомой мелодии. Сначала сыграйте простую мелодию "Joshua Fought the Battle of Jericho," затем сыграйте на аккордах в четвертных нотах. Эта мелодия включает ноту, которую мы не играли прежде - E
b на третьем ладу третьей струны.
Joshua Fought the Battle of Jericho
Дорожка 37
Дорожка 38

27
) указывают Вам повторить все, что находитсчя между ними. Если указан только
Знаки повторения (
), это значит, что повторить нужно мелодию с самого начала. один знак (
Doo-Wop
Размер 3/4
Следующая песня написана в размере 3/4. Это означает, что в ней есть три доли (четвертные ноты) на такт.
Размер 3/4 сильно отличается от размера 4/4. Песню в 3/4 часто называют вальсом. Убедитесь, что немного акцентировали первую долю каждого такта; это поможет Вам почувствовать новый размер.
Дорожка 39
Дорожка 40

28
Понятие о вводном такте
Вместо того, чтобы начать песню с паузы, можно использовать вводный такт . Вводный такт - это неполный такт, в котором удалены все начальные паузы. Так, если в вводном такте к песне в 4/4 есть только одна доля, то Вы считаете "1, 2, 3," и начинаете играть на 4 доле.
"Clementine" - вальс, который включает новый (но легкий для нас) аккорд C7. Обратите внимание на вводный такт: мелодия начинается с доли 3. Первый аккорд начинается с доли 1. Диаграммы аккордов добавлены, чтобы показать новый аккорд C7, и напомнить Вам аккорды F и C.
Практикуйтесь в игре аккордов, пока Вы не сможете играть песню целиком, без остановки. Тогда играйте мелодию на своей укулеле. Наконец, играйте аккордами при пении песни.
Clementine
Дорожка 41

29
Лиги и Точки
Лига - кривая линия, которая соединяет две ноты одинакового тона. Когда Вы видите лигу, Вы играете первую ноту с длительностью, равной сумме длительностей объединяемых нот.
Лиги полезны, когда Вы должны продлить звучание ноты через границу такта.
Другой полезный способ увеличить длительность ноты состоит в том, чтобы использовать точку. Точка увеличивает длительность ноты на половину еѐ значения. Наиболее распространена половинная нота с точкой: половинная нота с точкой половинная нота четвертная нота
(три доли)
(две доли)
(одна доля)
Вы столкнетесь с половинной нотой с точкой во многих песнях, особенно в тех, которые используют размер 3/4.
Dot"s Right
Дорожка 42
Дорожка 43

30
Обзор первой позиции __________ _
Урок 8
Мы рассмотрели три первые струны, но давайте вернемся и повторим ноты, которые мы изучили. Эту область грифа - от открытых струн до четвертого лада - называют первой
позицией .
Новый баррэ-аккорд: Bb
Чтобы сыграть мажорный аккорд Bb, мы будем брать баррэ первым пальцем на верхних двух струнах.
Сохраняйте второй и третий пальцы выгнутыми, выпрямляя первый палец и расслабляя последний сустав.
Заметьте сходство в форме аккордов B
b и А, когда Вы будете играть это упражнение.
It"s Fab!
Дорожка 44
Дорожка 45
Дорожка 46

31
Ноты на пятом ладу
Хотя укулеле настолько мала, что Вы можете дотянуться до нот на пятом ладу, немного раздвигая пальцы, все же легче сохранить положение пальцев, руководствуясь правилом "один палец на один лад". Если Вы переместите первый палец на второй лад, Ваша левая рука будет находиться во второй позиции , и ноты на пятом ладу будут играться четвертым пальцем.
Не забывайте ставить большой палец с обратной стороны грифа примерно напротив среднего пальца.
■ Чтобы сыграть высокую D, зажмите четвертым пальцем первую струну на пятом ладу.
■ Чтобы сыграть ноту А, зажмите четвертым пальцем вторую струну на пятом ладу.
■ Чтобы сыграть ноту F, зажмите четвертым пальцем третью струну на пятом ладу.

32
Давайте используем ноты, которые мы только что разучили, чтобы сыграть "Amazing Grace." Держите первый палец на втором ладу; однако, для удобства, используйте четвертый палец для ноты А, а третий палец для ноты
F на пятом ладу.
Не забудьте отсчитывать три доли для каждого такта, начиная мелодию на 3 доле вводного такта.
Попрактикуйтесь в игре аккордов, громко считая каждый такт размера 3/4. Наконец, сыграйте аккорды в четвертных нотах, и спойте слова этой классической песни.
Amazing Grace
Есть несколько способов, чтобы найти ноту
Самые низкие ноты, которые мы можем играть от 0 (открытая струна) до 3 лада третьей струны, доступны только в первой позиции. Но другие ноты, которые мы изучили, могут также быть найдены выше по грифу на более низких струнах.
Например, нота E, которую мы изучили на открытой второй струне, может также быть взята на четвертом ладу третьей струны. Кроме того, у нас теперь есть два места, чтобы сыграть F и A.
Дорожка 47

33
Перескок Октав
Привлекательность укулеле в диапазоне ее высоких нот. Но у нас есть только три струны , с помощью которых можно играть мелодии, что меньше, чем на большинстве струнных инструментов. В результате иногда при звукоизвлечении необходимо играть ноты на октаву (восемь нот) выше или ниже чем написано, а затем не забыть вернуться назад при пении.
Вот пример. "Shalom Chaverim" начинается с В ниже нотоносца, более низкой, чем мы можем сыграть. Но это не означает, что мы не можем выучить песню! Мы возьмем В октавой выше на втором ладу первой струны. Также давайте понизим высокую E в 3 такте вниз на октаву, сырав ее на открытой второй струне.
Shalom Chaverim
Дорожка 48

34
Мажорные гаммы__________________
Урок 9
Заметьте, что гамма C major состоит только из натуральных нот, без диезов и бемолей.
Теперь пора начать изучение гамм . "Что это за гаммы?", - спросите Вы. Гамма - расположение нот в определенном, логическом порядке. В большинстве гамм используется восемь нот, охватывающих все звуки целой октавы.
Две вещи дают гамме ее название: еѐ самая низкая нота (названная основой), и шаблон тонов и полутонов, в ней используемых. (Целый тон - два лада; полутон - один лад.)
Мажорная гамма всегда строится с использованием такой формулы интервалов:
тон - тон - полутон - тон - тон - тон - полутон
Давайте рассмотрим некоторые мажорные гаммы!
Гамма C major (До-мажор)
Гамма D major (Ре-мажор)
Заметьте, что в гамме D major есть два диеза:
F# и C#.
Дорожка 49

35
Подвижные Формы Мажорной гаммы
Любой шаблон гаммы, в котором не используются открытые струны, может быть использован на всем грифе, чтобы играть гаммы с различными основами. Например, найдите желаемую ноту-основу на струнах
3 или 2, затем примените один из шаблонов ниже - это и будет Ваша гамма.
Основа на Третьей струне
Точки в кружках на диаграммах представляют ноты-основы форм мажорной гаммы.
Основа на Второй струне
Дорожка 50

36
С подвижными формами гамм мы можем начать с любой из двенадцати возможных основ. Давайте сыграем только некоторые мажорные гаммы. Мы можем играть фа-мажорную гамму в пятой позиции, начиная с основы на третьей струне, пятом ладу. Самая высокая нота будет F на восьмом ладу первой струны.
Гамма F Major (Фа-мажор)
Заметьте, что в гамме F major есть бемоль: Bb.
Мы можем играть гамму A major в четвертой позиции, начиная со второго пальца на второй струне, на пятом ладу. Самая высокая нота в этом шаблоне - E на седьмом ладу первой струны. Играя такой шаблон, как этот (куда включены ноты ниже основы), начните с основы, играя к самой высокой ноте, и затем спуститесь к самой низкой ноте. Потом поднимитесь снова наверх и закончите гамму на основе, чтобы запомнить этот звук.
Помните, что начинать надо со второго (среднего) пальца.
Гамма A Major (Ля-мажор)
Заметьте, что в гамме A major есть три диеза:
F#, C# и G#.
Ключевые знаки альтерации
В музыкальной нотации ключевые знаки альтерации находятся в начале нотоносца между ключом и размером. Они определяют, какие ноты будут повышены или понижены - или по существу, в каком ключе Вы будете играть.
Дорожка 51
Дорожка 52

37
Что же такое Ключ?
Хороший вопрос. Ключ и гамма - почти одно и то же. Когда мы знаем гамму - такую, как E major - у нас есть все ноты, которые мы должны играть в соответствующем ключе - E major!
У ключей есть два компонента связывающих их с гаммами:
1)
Основа или тоника, которая является определяющей нотой. Это часто - (но не всегда) первая или последняя нота в музыкальной произведении, и она обычно ощущается как наиболее устойчивая, или как "момент покоя."
2)
Качество . В этом случае мажорная гамма соответствует мажорной тональности.
Ключ G (Соль)
Следите за знаками альтерации; они укажут Вам какие ноты играть выше (или ниже) на протяжении песни.
Red River Valley
Дорожка 53
Дорожка 54

38
Home on the Range
Дорожка 55

39
Минорные гаммы___________________
Урок 10
Мы разобрались с некоторыми мажорными гаммами. У минорной гаммы формула интервалов:
тон - полутон - тон - тон - полутон - тон - тон
Давайте рассмотрим некоторые минорные гаммы на нотном стане и на грифе укулеле.
С Minor (До-минор)
Заметьте, что в гамме С minor есть бемоли:
Bb, Eb и Ab
D Minor (Ре-минор)
Заметьте, что в гамме D minor есть бемоль: Bb
Дорожка 56
Дорожка 57
Дорожка 58

40
Подвижные Формы Минорной гаммы
Эти формы создают минорную гамму вне зависимости от того, с какой основы они начаты. Снова определите положение желаемой основы, и вуаля! - как по волшебству готова минорная гамма в любом ключе, который Вам нужен.
Основа на Третьей струне
Основа на Второй струне

41
Мажор и минор
Различие между мажорной и минорной гаммами не просто в тонах и полутонах - но и в том, как они звучат.
Уделите минуту, чтобы сравнить мажорную и минорную гаммы - например С major и С minor. Что каждая из них заставляет Вас чувствовать? Трудно объяснить словами, но вообще мы говорим, что звучание мажорных гамм (и ключей) воспринимается как энергичное, приподнятое, или радостное, звучание же минорных гамм и ключей - как мрачное, печальное.
Трагедия в E Minor (Ми-минор)
Блюз в G Minor (Соль-минор)
Дорожка 59
Дорожка 60

42
Два Новых Аккорда: Dm и Am
Наша следующая мелодия содержит два минорных аккорда, Dm и Am. Давайте сначала попрактикуемся играть эти новые аккорды.
Drunken Sailor
Дорожка 61

43
Глоссарий аккордов________________
Эти аккорды Вы найдете во многих популярных песнях. Вам не обязательно покупать сборники музыки , написанной специально для укулеле - просто удостоверьтесь, что в нотации есть обозначения аккордов.
В то же время хороший способ изучить новые песни и аккорды состоит в том, чтобы рисовать диаграммы аккордов выше их обозначений. Вы будете удивлены тем, как быстро Вы изучаете новые аккорды, когда Вы копируете диаграммы таким образом.
Мажорные аккорды

44
Минорные аккорды

45
Доминантовые аккорды

46
Различные изменяемые формы аккордов
Обведенная нота = основа

47
Как заменить струны
Струны нужно менять когда они рвутся или когда становятся старыми и глухо звучат. Самое простое - заменить одну струну за один раз. Убедитесь, что не перепутали размер струны. Проденьте один конец новой струны через отверстие в подставке, как показано на рисунках, и туго натяните. Затем проденьте другой конец через отверстие колонки колка, убедившись, что струна попала в паз верхнего порожка, а не висит на краю грифа. Оставьте приблизительно полтора сантиметра слабины, чтобы струна обернулась вокруг колонки колка примерно трижды, когда натянется. Удерживайте струну на месте одной рукой, а вращением колка выбирайте слабину, пока струна не будет держаться сама. Аккуратно отрежьте лишние концы струны наверху и внизу кусачками, а затем настройте струну.
1 . Вставьте струну в отверстие подставки сверху.
2. Оберните по блоку, под струной, через петлю.
3. Сделайте несколько витков так, чтобы последний оказался рядом с нижним отверстием.
4. Туго натяните.

48
5. Проденьте струну в отверстие колонки колка с внутренней стороны головы грифа.
6. Закрепите струну на колке несколькими оборотами, чтобы не дать ей соскользнуть.
7. Крутите колок другой рукой. Убедитесь, что струна аккуратно накручивается вниз по колонке
колка. Настройте струну и убедитесь, что она не сползает.
8. Аккуратно отрежьте лишние концы струны с обеих сторон, оставив по 6-7мм.
Новые струны будут некоторое время растягиваться, прежде, чем они начнут держать настройку. Вы можете натягивать их немного, чтобы ускорить процесс. Настраивайтесь регулярно в процессе игры. Если Вы уверены, что правильно установили струны, но укулеле все еще не держит настройку, возможно ослабли колки. В большинстве гитарных мастерских смогут устранить эту и другие проблемы.

Одним из гавайских музыкальных инструментов является укулеле. Он звучит жизнерадостно и легко. Визуально укулеле походит на 4-струнную гитару небольшого размера, на которой сможет сыграть через некоторое время любой человек. Буквально через 5-6 занятий вы уже сможете поразить своим искусством домашних, а спустя несколько месяцев станете настоящим виртуозом.

Выбор укулеле

Перед тем как играть на укулеле , стоит определиться с выбором инструмента. В настоящее время существует несколько разновидностей укулеле, как выбрать и с чего лучше начать, такой вопрос нередко возникает у желающих его приобрести. На первых порах можно выбрать более дешевую разновидность инструмента, освоить игру на нём, а потом уже приобрести дорогой вариант и поражать окружающих игрой на нём. Итак, на российском музыкальном рынке предлагается 4 типа укулел.


Устройство укулеле

Инструмент по строению имеет несколько отличительных признаков, благодаря которым его нельзя сравнивать с гитарой или другим струнным музыкальном инструментом. До начала обучения игре следует понять устройство инструмента.


Настройка укулеле

До того как играть на инструменте, каждый раз его в обязательном порядке следует настроить. Как настраивать укулеле ? Необходимо вращать колки, которые располагаются на грифовой головке, с их помощью возможно усиление или ослабление струнного натяжения. Через некоторое время происходит растяжение струн, что ведет к разладу настройки инструмента. Чтобы устранить проблему, подтягивать струны необходимо очень часто.

Так как нас троить укулеле сопрано ? Именно эту разновидность можно научиться настраивать легко. Взять укулеле в руки перед собой. Внимательно посмотреть на расположение струн. Следует знать, что соединение верхнего левого колоска приводит к струне C (до), верхнего правого ― к струне E (ми), нижнего левого ― к струне G (соль), нижнего правого ― к струне A (ля). Чтобы изменить натяжение или звучание какой-то из струн, следует прибегнуть к помощи соответствующего колка.

Можно найти образец звучания для каждой струны на просторах интернета, чтобы обладать электронным или онлайн-тюнером.

При наличии синтезатора или пианино можно при настройке струн сравнивать звучание струн с звучанием этих музыкальных инструментов.

Как правильно держать инструмент

Перед началом игры следует принять правильное положение. Если укулеле будет располагаться неправильно, то звуки, которые будут извлекаться при игре, будут неяркими. Кроме того, через какое-то время ваши запястья будут болеть, а взять что-либо будет довольно проблематично. До игры на укулеле стоит внимательно проследить, чтобы поза и осанка были правильными. Удерживать руками инструмент стоит всегда один аково, вне зависимости от того, будете вы сидеть во время игры или стоять.

В процессе игры склоняться над укулеле не нужно, спина и плечи должны быть прямыми. Это произведет приятное впечатление на зрителя, а вы не будете напрягаться, что снизит риск появления болевых ощущений в спинном отделе.

Укулеле следует прижать к груди мышечной частью правого предплечья, в это же время упор корпусной части музыкального инструмента делается в локтевой сгиб. При правильном расположении укулеле музыкант играет, не пользуясь помощью левой руки, а положение инструмента остаётся неизменным.

При игре должны использоваться все пальцы, исключая большой. Удерживание гифа проводится с помощью кисти на левой руке.

Необходимо использование ногтевой части пальцев, расположенных на правой руке, при игре боем. Ногтями бить по струнам вниз, а подушечками пальцев играть вверх.

Воспроизведение аккордов

До того как научиться играть на укулеле , следует научиться основным аккордам. Что же это такое? Аккорд представляет собой гармоничное звучание 2-х и более в одно и то же время воспроизведённых нот. Зажав струны одновременно на нескольких ладах, можно попробовать сыграть аккорд. Обучиться большому количеству аккордов не представляет сложности. Посмотрев, под каким номером располагается струна, лад, зажимается нужная струна тем или другим пальцем, каким вам удобно в этом случае, и извлекается звук.

Принцип извлечения основных мажорных аккордов

3-4 в одно и то же время сыгранные ноты представляют собой мажорный аккорд. Различаются ноты чётким количеством ладов или целым числом тонов, при этом звучание должно быть бодрым и радостным.

  1. После зажима 4-ой струны на 3 ладу безымянным пальцем возможно извлечение мажорного аккорда C (до).
  2. Для игры мажорного аккорда F (фа) используется тот же безымянный палец, которым зажимается первая струна на втором ладу, и указательным пальцем проводится зажим второй струны на первом ладу.
  3. Зажав третью струну на втором ладу указательным пальцем, четвертую струну на втором ладу ― средним пальцем, и вторую струну на третьем ладу ― безымянным пальцем, извлекается звук мажорного аккорда A (ля).
  4. После зажатия первой струны на втором ладу средним пальцем, второй струны на втором ладу ― безымянным пальцем, и третьей струны на втором ладу ― мизинцем извлекается мажорный аккорд D (ре).
  5. Если четвертая струна на первом ладу зажата подушечкой указательного пальца, первая струна на втором ладу ― среднего пальца и третья струна на четвертом ладу ― мизинца, то получится мажорный аккорд E, похожий по звучанию на ноту ми.

Принцип извлечения основных минорных аккордов

Если в одно и то же время сыграть 3 или больше ноты, при этом 2 ноты должны иметь различия на 1,5 тона, то этот процесс называется извлечение минорного аккорда. Звуки будут вызывать печаль, меланхолию, что существенно отличает от мажорных аккордов.

  1. При зажиме средним пальцем первой струны на втором ладу получится извлечь минорный аккорд Am, названный ля-минором.
  2. После зажима указательным пальцем четвертой струны на втором ладу и безымянным пальцем третьей струны на четвертом ладу получается минорный аккорд Em, названный ми-минором.
  3. Для игры минорного аккорда Dm (ре-минора) указательный палец должен произвести зажим второй струны на первом ладу, средний палец ― первой струны на втором ладу и безымянный палец ― третьей струны на втором ладу.
  4. Для игры минорного аккорда F#m (фа-диеза-минора) зажимается указательным пальцем третья струна на первом ладу, средним пальцем ― первая струна на втором ладу, безымянным пальцем ― вторая струна на втором ладу.
  5. После зажима второй, третьей и четвертой струн на втором ладу указательным пальцем, безымянный палец принимает участие в зажиме первой на четвертом ладу и третьей на четвертом ладу, указательный палец ― четвертой струны на втором ладу можно услышать звучание минорного аккорда Bm (си-минора).

Обучение ритму

После того как были освоены начальные аккорды, стоит попытаться их воспроизвести последовательно друг за другом. Сначала это может быть затруднительно. Для появления мелодичности и связности следует постоянно работать над чувством ритма.

Сложность представляет переставление пальцев левой руки, пос тоянно меняя положение на первом этапе обучения. В процессе улучшения навыков следует постараться, сменяя друг друга аккорды, непрерывно осуществлять бой.

На начальном этапе можно держать ритм при игре боем, считая от одного до четырёх. Если с течением времени не устранены проблемы с ритмом, можно воспользоваться метрономом. Этим устройством осуществляется звук, похожий на ритмичное тиканье. С помощью метронома музыкантом соотносится игра на укулеле и тиканье, но при этом следует регулировать его скорость.

На первом этапе темп игры может быть не очень быстрым, что снизит риск появления ошибок при воспроизведении звуков. Через некоторое время, когда инструмент будет освоен, играть можно быстрее.

Обучение песням

После освоения основных мажорных и минорных аккордов следует заучивать песни в целом виде. Уже через некоторое время вы поразите своим искусством своих родных, близких и даже посторонних людей.

Сначала можно в музыкальном магазине купить книгу-самоучитель с песнями, которые можно сыграть на укулеле.

Можно на пространстве в сети Интернет найти табулатуру понравившегося песенного произведения. Табулатура представляет собой достаточно понятную схему, в которой прописывается, зажатие каких струн, в какой последовательности необходимо для воспроизведения того или иного музыкального произведения.

Практика должна быть ежедневной, изо дня в день следует тренироваться. Это поспособствует повышению общего навыка игры, что приведёт к виртуозности освоения инструмента. Если тренироваться хотя бы по половине часа каждый день, то вскоре вы станете настоящим мастером.

Советы

  1. Следует при самостоятельном освоении инструмента в обязательном порядке посоветоваться с виртуозом-укулелистом. Он поможет технически правильно рассказать об игре и поставить инструмент для нужного звучания.
  2. Быстро могут новые струны выйти из строя. Для предотвращения этого следует сильно перетянуть струны на укулеле и оставить так в течение ночи, за это время произойдет их вытягивание до нужного вида.
  3. При покупке песенных сборников или поиске мастера, который поможет вашему обучению, можно пос оветоваться с продавцами местного музыкального магазина по этому поводу.
  4. Для предотвращения изнашивания струн не рекомендована игра на укулеле с помощью обычного медиатора. Лучше играйте пальцами или специальным войлочным медиатором.
  5. Чтобы не разбить хрупкий инструмент, следует проявлять осторожность. Для переноски укулеле следует воспользоваться футляром.

Если вы будете придерживаться всех советов, то игра доставит удовольствие, а близкие люди будут радоваться вашему искусству.

Укулеле стала одним из самых популярных инструментов среди молодежи - компактная, не требующая подключения и легкая в освоении гитара обрела популярность по всему миру. Укрепить популярность укулеле также помогли такие музыканты, как Тайлер Джозеф (Twenty One Pilots), Джордж Формби, Джордж Харрисон (The Beatles) и Джейк Шимабукуро. Последний, в свое время, стал настоящей сенсацией на YouTube.

Редакция сайт не стала обходить стороной эту миниатюрную гитару. В этом материале мы расскажем, как играть на укулеле, поговорим о строе и настройке инструмента, а также рассмотрим простые аккорды и переборы.

Что такое укулеле

Укулеле - это гавайская разновидность гитары с четырьмя струнами, а иногда - с восемью струнами (четыре пары сдвоенных струн). По основной версии, с гавайского языка название инструмента переводится как «прыгающая блоха», так как при игре движения пальцев напоминают перемещение этого насекомого.

Инструмент изобрел португалец Мануэль Нуньес в 1880-е годы. Нуньес развил идеи, заложенные в брагинье (миниатюрная гитара с острова Мадейра) и кавакиньо (португальская миниатюрная гитара). Укулеле быстро распространилась на островах Тихого океана, а в Европе и Северной Америке стала известна благодаря гастролям тихоокеанских музыкантов в Сан-Франциско в 1915 году.

Существует пять видов укулеле, отличающихся размером и звучанием:

  1. Укулеле-сопрано (53 см);
  2. Концертная укулеле (58 см);
  3. Укулеле-тенор (66 см);
  4. Укулеле-баритон (76 см);
  5. Укулеле-бас (76 см).

Самым популярным видом укулеле является укулеле-сопрано.

Строй укулеле

Стандартный строй укулеле — G, C, E, A.

Струны укулеле настроены следующим образом (от нижней к верхней):

  • Соль (G);
  • До (C);
  • Ми (E);
  • Ля (A).

Сравнение грифов укулеле и обычной классической гитары.

Cтрой укулеле совпадает со строем обычной гитары на пятом ладу. Главное преимущество такого строя в том, что вы можете сыграть на укулеле все, что можете сыграть на обычной гитаре от пятого лада.

Учтите, что стандартный строй укулеле отличается от стандартного гитарного строя: нижняя открытая струна (самая толстая) не является самой низкой нотой инструмента, как на обычной гитаре.

Гриф укулеле короткий, что позволяет без опасений для струн перестраивать инструмент в любой удобный строй.


Строй укулеле, идентичный гитарному

Укулеле можно настроить в обычный гитарный строй, чтобы звук инструмента совпадал с первыми четырьмя струнами обычной гитары. В таком случае строй укулеле будет выглядеть так:

  • Ми (E);
  • Си (B);
  • Соль (G);
  • Ре (D).

Как играть на укулеле: базовые аккорды

Чтобы понять, как играть на укулеле, изучим несколько базовых аккордов. Эти аккорды - необходимый минимум и базовый аккордовый словарь для тех, кто только начинает осваивать укулеле.

Аккорды просты в изучении. Чтобы руки и пальцы привыкли к инструменту, играйте эти аккорды друг за другом в любом порядке.

Мажорные и минорные гаммы

Гамма До мажор для укулеле

Гамма До минор (натуральный) для укулеле

Привыкнуть к инструменту помогут простейшие гаммы для укулеле. Играйте их при помощи подушечки большого и указательного пальца или ногтя, постепенно переходя на игру щепоткой из двух пальцев.

Постепенно совмещайте игру щепоткой с игрой пальцами - техника игры на укулеле подразумевает активное сочетание переборов и боя.

Мажорная и минорная пентатоника

Для игры на укулеле можно использовать и три пальца - большой, указательный и средний. Такая техника игры аналогична перебору струн на классической гитаре: большой палец отвечает за игру по нижним струнам (третья и четвертая), а укузательный и средний пальцы играют по верхним струнам (первая и вторая).

Для тренировки базовых принципов того, как играть на укулеле перебором, потренируйтесь на пентатонике. Освоение пентатоники поможет лучше освоится с перебором струн и пригодится в те моменты, когда на одной струне находятся два звука подряд.

Игра боем на укулеле

Играть боем на укулеле можно при помощи указательного пальца или щепотки. Удары вниз (от себя, стрелка вверх на табулатуре) производите ногтем указательного пальца, удары вверх (к себе, стрелка вниз) - при помощи подушечки. Удары по струнам должны быть спокойными, но достаточно сильными.

Используйте схему боя с другими аккордами, которые мы изучили ранее. Совмещайте их в любом порядке, чтобы найти приятные сочетания аккордов. Суть этого примера в том, чтобы научиться играть боем любые аккорды и достигнуть независимости левой и правой руки при игре.

После того, как переставление аккордов и игра боем не будет вызывать проблем, усложните пример. Играйте первую ноту аккорда на четвертой струне большим пальцем - эти места обозначены латинской буквой p на табулатуре. Тренируя это упражнение, вы научитесь комбинировать приемы игры.

Игра перебором на укулеле

Это упражнение поможет достичь независимости пальцев при игре перебором. Закрепите за каждой из четырех струн свой палец:

  • Четвертая струна (самая толстая) - большой палец (p );
  • Третья струна - указательный палец (i );
  • Вторая струна - безымянный палец (m );
  • Первая струна (самая тонкая) - мизинец (a ).

Все звуки должны извлекаться на одной громкости. Тренируйте игру перебором и действия пальцев, чтобы добиться ровного, плавного и четкого звучания.

За последние несколько лет в нашей стране завоевал популярность миниатюрный и очень жизнерадостный инструмент - четырехструнная гавайская гитара укулеле (или просто "уке"). На укулеле очень легко начать играть с нуля - основные аккорды просто и легко зажимать. Кроме того, гавайская гитара очень компактная и мало весит - её без проблем можно брать с собой в любые путешествия.

Существует несколько разновидностей укулеле: сопрано, концертное сопрано, тенор, баритон и даже бас.

Сопрано - наиболее распространенная и самая небольшая по размеру модель. Концертное сопрано - тот же самый инструмент (с тем же музыкальным строем: соль-до-ми-ля), только немного больших размеров. Начинать освоение укулеле лучше именно с обычного или с концертного сопрано, потому, что большинство учебных пособий, которые можно найти в интернете и книжных магазинах, посвящены именно этим инструментам.

Кроме стандартного строя, вы можете использовать и более высокий: ADF#B (ля-ре-эфдиез-си). Чтобы как следует разобраться в настройке укулеле, полезно поискать специальные программы по запросам "мандолина", "банджо", "укулеле " - в подобных программах должны быть варианты настройки и схемы аккордов для всех типов гавайской гитары (например mandoline_chord_and_scale_software).

Часто при освоении укулеле становится немного непонятно, как же его держать в руках. Гавайские музыканты, играя на уке, одновременно одной рукой держат гриф, а другой - прижимают его к телу. Если вам так неудобно, то вы можете приобрести в музыкальном магазине ремень, который крепится к розетке гитары - для укулеле он тоже вполне подходит.

Если вы хотите выступать на сцене или экспериментировать со звуком, то необходимо подключить гавайскую гитару к усилителю. Электрокулеле, полуакустические уке и оригинальные звукосниматели найти можно, но достаточно сложно - они, к сожалению, пока что ещё довольно редкое явление для российских музыкальных магазинов. Самый простой способ решения этой проблемы - приобрести звукосниматель для скрипки и поставить на укулеле.

Тенор-укулеле - очень интересная модель с оригинальным звучанием. Если на сопрано лучше всего играть аккордами, то тенор удобно использовать как маленькую классическую гитарку - играть по нотам сложные произведения (гриф тенора более широкий и по нему легко "бегать" пальцами). Тенор, пожалуй, самый многогранный инструмент в семействе укулеле. Его настраивают как и описанными выше способами, так и в низком реестре - под баритон (ми-си-соль-ре).

Баритон-укулеле - достаточно специфическая модель. Если для вас укулеле - это прежде всего звонкий и яркий звук, тогда баритон вам не подойдет. В нем нет того очарования и легкости, как в предыдущих моделях, зато можно поэкспериментировать с более низким и глуховатым звучанием, поискать новые музыкальные оттенки. Схемы аккордов такие же, как для мандолины.

Бас-укулеле - очень необычная и редкая разновидность уке, в России встречаются редко. Басы можно найти в музыкальных магазинах Бангкока (например - метро Phra Ram 9, торговый центр Fortune Town). Очень хорошо бас подойдет для укулеле-группы - он создан специально для басовых партий.

Но и этим списком ваш выбор в мире укулеле не ограничен. Можно посмотреть модели из ценных пород деревьев, можно поискать укулеле со сдвоенными или даже строенными струнами - как правило, у таких инструментов более насыщенное и богатое звучание. Если же вам необходим особенно звонкий и яркий звук - значит, самое время познакомиться с уке, выполненными из колокольной бронзы. Кроме того, существует ещё и банджо - укулеле: фантастический инструмент с грифом от укулеле-сопрано и корпусом банджо.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения