Богданов-бельский, николай петрович

Имя художника Николая Петровича Богданова-Бельского оказалось в забытьи, хотя многие его картины стали хрестоматийными. О его жизни и творчестве нет ни серьезных исследований, ни художественных альбомов. Он не попал даже в «Энциклопедический словарь Русские художники».

Родился Николай Петровичв в селе Шопотове Смоленской губернии. Сын бедной бобылки из Бельского уезда, он учился в монастыре. С увлечением писал иконы, а также с натуры портреты монахов. Успехи юного художника были таковы, что о нем заговорили как о таланте, и определили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

Ученицы. 1901г.

Уже с 18-ти лет Богданов-Бельский стал жить своим трудом.

«В душе воскресло все, чем я жил долгие годы детства и отрочества в деревне…»

Богданов-Бельский или «Богдаша», как звали его товарищи, был очень добрый и жизнерадостный человек. Особенно много внимания и любви уделял он крестьянским детям, для которых в глубоких карманах его глубокой куртки всегда имелось большое количество леденцов и орехов. И дети, узнав его ближе, приветствовали особенно тепло, спрашивая при этом: «А когда же мы писать будем, мы за всегда рады для вас стоять и можем прийти к вам в новых рубахах».


Новая сказка. 1891г.

В его настойчивом стремлении писать детей, мир детства, где все по настоящему, без лукавства и фальши, также отчетливо просматривается:

«если… не будете как дети, не войдете в царство небесное».

И окружающие на этот призыв откликались. Уже будучи состоявшимся мастером Богданов-Бельский получил письмо от одной учительницы:

«Вы у нас один! Писать детей умеют многие художники, писать в защиту детей умеете только Вы…»


У больного учителя. 1897г.

В 1920 году Богданов-Бельский уезжает в Петроград, а оттуда в Латвию. Уехать за границу Богданова-Бельского уговорила жена. Уезжал он налегке, оставив большую часть своих вещей и картин на хранение местным жителям. Верил ли в свое возвращение сам Богданов-Бельский, сказать трудно, но причины, побудившие его оставить Родину были, конечно, гораздо более глубокие, чем уговоры жены.


Воскресное чтение в сельской школе. 1895г.

Для характеристики творчества глубоко национального и самобытного художника Николая Петровича Богданова-Бельского большинство искусствоведов употребляют эпитет «крестьянский» (например, крестьянский художник). А ведь он был прежде всего талантливым живописцем, прошедшим обучение в лучших художественных заведениях и у замечательных педагогов. Ибо учился «незаконнорожденный сын бедной бобылки» (слова самого художника) в начале в иконописной мастерской при Троице-Сергиевой лавре (1882-1883), далее в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у В. Поленова, В. Маковского, И. Прянишникова (1884-1889), в Академии художеств у И. Репина. В Париже посещал некоторое время студии французских педагогов Ф. Кормона и Ф. Коларосси.


За чтением газеты. Вести с войны. 1905г.
Деревенские друзья. 1912г.
Дети за пианино. 1918г.
За книжкой. 1915г.

Самая, пожалуй отличительная особенность почти всех картин живописца: от них исходит сама доброта, которую художник вложил в них при создании (всмотритесь в его картины «У больного учителя», 1897; «Ученицы», 1901).

Умер Николай Петрович Богданов-Бельский в 1945 году в возрасте 77 лет в Германии и был похоронен на Русском кладбище в Берлине.


Виртуоз.
Визитеры. 1913г.
День рождения учительницы. 1920г.
На работу. 1921г.
Новые хозяева. Чаепитие. 1913г.
Дети. Игра на балалайке. 1937г.
В гостях. 1930г.
Латгальские девочки. 1920г.
Маленькая девочка в саду
Переправа. 1915г.
За чтением письма. 1892г.
Дама на балконе. Портрет И.А. Юсуповой. 1914г.
Портрет М.П. Абамелек-Лазаревой
Портрет генерал-адъютанта П.П. Гессе. 1904г.
Богданов-Бельский Николай Петрович. Автопортрет. 1915г.

Н. П. Богданов-Бельский - русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.

Живописец русской деревни - так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

Детство

Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте - шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.

Следующий этап обучения - Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.

Первая картина

Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника - 25 рублей в месяц.

Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, - «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884-1889).

Завершение образования

Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.

Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку - Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).

Эмиграция

Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.

Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин - очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность - награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.

Одна картина как зеркало творчества

Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского - это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, - картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.

За давностью лет

Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912-1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, - Агафья Ниловна Иванова - была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.

И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.

Последний год жизни

В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной - Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

Вместо послесловия

Могла ли предположить надрывающаяся от непосильного батрацкого труда крестьянка из Смоленской губернии, что ее сын войдет в историю мировой живописи под фамилией Богданов-Бельский? Николай, описания картин которого в наше время занимают почетные места в каталогах лучших мировых выставок, тоже не мог догадываться, какое блестящее будущее в искусстве его ожидает. К сожалению, талант великого русского живописца был незаслуженно предан забвению на его Родине. Но лица сотен персонажей его картин продолжают жить в выставочных экспозициях и на страницах художественных фотоальбомов. И кажется, что их глазами в современную жизнь заглядывает сам художник. Его взгляд из прошлого пытлив. Ведь наша действительность создана усилиями в том числе и героев его полотен.

Художник, вышедший из народа. Он смог выбраться «в люди», не потонув в нищенских условиях, предоставленных ему жизнью. Человек трудолюбивый и сильный духом – таким был Николай Петрович Бельский.

Детство

Незаконно рождённый ребёнок обедневшей крестьянки, вынужденный воспитываться и развиваться в стеснённых условиях. Родился в селе Шопотово Смоленской губернии. В церкви его окрестили Богдановым, то есть данным Богом. Лично прибавил фамилию Бельский впоследствии, для пущей благозвучности в среде деятелей искусства. Не имеющие крова, имущества и денег, они прожили многие годы в поместье маминого брата.

Два класса обучался в местной школе. Священник, преподававший у детей, отметил талантливого мальчика и посодействовал его поступлению в образцовую народную школу, которой руководил С. А. Рачинский. Сергей Александрович, российский учёный и член-корреспондент Академии Наук, оставил свою основную деятельность и, желая помочь обездоленным детям, организовал для них в селе Татаево школу. Большой наплыв детей со всех уголков Смоленской губернии заставил учредителя ввести экзамен, который помог бы ему выбрать смышлёных и способных ребят.

Поступление в Татаево

Младшеклассник, волнительно ожидающий начала экзамена, понимал, что это испытание – дорога в жизнь. От того, как он пройдёт его, будет зависеть многое. И вот наступил долгожданный момент! Ребёнка просят пройти за парту, объясняют, что ему нужно изобразить профиль одного из преподавателей. По-детски пыхтя, стараясь отобразить важные детали образа и придать объём картине, маленький Николя рисовал с натуры. Наконец, детская ручонка передаёт работу на суд взрослых. Волнительные минуты ожидания… поступил! В 1897 году будет создана картина «На пороге школы», автобиография художника о начале его творческого пути.

Учёба в Москве

Николай Петрович считал, что Рачинский «дал ему дорогу в жизнь…». Любимец учёного, он был отдан в школу рисования при Троице-Сергиевой лавре, получая 25 рублей (огромные деньги в то время!) ежемесячно. Через два года юный талант был определен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Учителя говорили, что он был хорош как в пейзаже, так и в портрете. Редкий живописец способен профессионально рисовать людей и природу одновременно.

Пришло время для написания дипломной работы. Вдруг творца озаряет мысль о том, что нужно сменить жанр и выдать нечто особенное. Уезжает в Татево за советом Рачинского. Тот подталкивает его на мысль о «Будущем инке». Процесс закипел, творчество хлынуло ручьём… Работа готова! «Но как же я повезу её?» – думал автор, – «Ведь все ждут от меня пейзажа». Отступать поздно, пришло время возвращаться назад!

Бесконечные сомнения одолевали Николя, однако они были напрасны. Картину восприняли на «ура»! Почти сразу она была куплена К. Д. Солдатенковым, одним из самых известных коллекционеров того времени. Высший свет просил выпустить копии, каждый желал иметь у себя в доме столь известный экземпляр. Выставки с её участием идут одна за другой. Но чем же «Инок» полюбился широкому кругу зрителей? На холсте изображён худощавый юноша, ведущий беседу со странником. Мечтательный взгляд из-под воспаленных век устремляется вдаль. Что в его мыслях? Мы не знаем. Остается только поражаться точным изображениям мимики ребёнка, быта крестьян и простоты их жизни. Работа во многом автобиографична, тема детства будет определяющей в его творчестве. Она стала переломным моментом в творчестве художника. В свои 19 лет он был способен существовать на собственные деньги, быть опорой семьи.

Первая половина творческой жизни

Отныне он путешествует в свободное время, ища вдохновения. Так автор побывал в Константинополе и на Афоне, Париже и Мюнхене, во многих других местах. При этом продолжал учиться, принимая опыт Репина, Кормона и Коларосси. Манера письма меняется, палитра становится более насыщенной. Он пишет парадные портреты именитых личностей, пейзажи, всецело отдаётся творчеству. В 35 лет был избран в академики живописи, в 45 – действительный член Академии художеств.

Вторая половина творческой жизни. Переезд в Ригу

Грядут «худые» времена в стране. Близкий друг зовёт его к себе в Ригу. Там наступает пик популярности автора. Благодаря бесконечному количеству выставок, в которых участвуют его работы, Николая Петровича узнают на улицах, его работы пользуются спросом. В центре всего стоит тема детства. Сам Николя не раз говорил, что дети – самые непосредственные существа. Их доброта, чистота восприятия мира и искренность заложены природой. Портреты улыбчивых малышей попадали в европейские музеи и частные коллекции. Так продолжалось 20 лет, пока не наступила война. Николя заболел, ему пришлось перенести сложную операцию в Германии. Он проживёт ещё четыре года, пока 19 февраля 1945 года не погибнет от осколков бомб, падающих на Берлин.

Творчество русского «деревенского» художника известно далеко не всем его соотечественникам. Тем интереснее изучать сейчас жизнь человека, которого помнят самые известные аукционные дома и картинные галереи. Его биография – повесть о том, как истинный талант получает путёвку в жизнь. Жизнь счастливую и небессмысленную, творческую.

Н. П. Богданов-Бельский - русский художник, работы которого хранятся в самых знаменитых музеях мира. Его жизнь и творчество совпали с переломным моментом в истории России. До настоящего времени не существует серьезных исследований его творческого наследия. Даже в изданном в 2000 году энциклопедическом словаре «Русские художники» не упомянуто о творчестве этого выдающегося мастера.


Живописец русской деревни - так можно охарактеризовать сущность художественного почерка, которым отличался Н. П. Богданов-Бельский. Хотя он был успешным художником высшего сословия, правящая династия и царская аристократия часто заказывали у него портреты, но по-настоящему увлекала его тема простого деревенского быта. Сын батрачки из Смоленской губернии, даже поднявшись к вершинам творческого признания, видел глубокую душу русской деревни и передавал ее на полотнах своих картин.

Детство


Он был рожден 8 (20) декабря 1868 года. О матери будущего академика неизвестно ничего, кроме того что была она батрачкой и бобылкой. Церковный звонарь стал первым учителем. Под его присмотром мальчик научился читать и писать. Способности к рисованию стали проявляться в раннем возрасте - шестилетний деревенский мальчишка пытался изображать на бумаге окружающую его жизнь.

Следующий этап обучения - Шопотовское начальное двухклассное училище. Здесь способного паренька увидел основатель народной школы в Татево С. А. Рачинский. Под его покровительством находилось 30 школ, в которых учились деревенские ребятишки. Высокообразованный человек, профессор Московского университета, Рачинский прилагал значительные усилия для улучшения жизни крестьянских детей. В школьной художественной мастерской он сам занимался с учениками живописью и рисованием. Два года обучения, которые Н. П. Богданов провел в этом учебном заведении, во многом определили его дальнейшую жизнь.


Устный счёт. В народной школе С. А. Рачинского


Первая картина


Художественная одаренность ученика была настолько очевидной, что в 1881 году С. А. Рачинский отправляет его для продолжения обучения к мастерам-иконописцам. При этом он определяет денежное содержание для своего воспитанника - 25 рублей в месяц.



Первая картина, с которой 16-летний живописец принял участие в художественной выставке, - «Еловый лес». По отзывам В. Д. Поленова и В. А. Серова, в ней все дышало натуральной простотой и красотой русского пейзажа. Художественный дебют оказался удачным и в коммерческом отношении. Картина была куплена коллекционером Сапожниковым. Спустя два года юноша начинает пятилетнее обучение в Московском художественном училище (1884-1889).


Завершение образования


Уже с 18-летнего возраста молодой художник начинает зарабатывать себе на жизнь с помощью художественного труда. Его картины продаются, и этих денег хватает на пропитание и продолжение образования. К тому же он по-прежнему получает содержание от С. А. Рачинского, который внимательно следит за судьбой своего воспитанника.


В гостях у учителя


Окончив пейзажное отделение художественного училища, где он обучался у знаменитых художников В. Д. Поленова и И. М. Прянишникова, в 1894 году Н. П. Богданов продолжает образование в училище при Академии художеств. Его педагогом в этот период становится И. Е. Репин. Чуть более года длится обучение. В 1895 году молодой художник решает продолжить образование за границей. В последующие годы он работает и учится во Франции, Германии, Италии. Н. П. Богданов закончил Императорскую Академию художеств в 1903 году. В это же время художник получает вторую часть своей фамилии. Подписывая диплом о присуждении ему звания академика, император Николай II собственной рукой к фамилии Богданов через дефис сделал приписку - Бельский. Под этой фамилией Николай Петрович Богданов-Бельский, картины которого являются признанными шедеврами живописи, остался в истории российского и мирового изобразительного искусства. Академия художеств признала его своим действительным членом в возрасте 46 лет (1914).


Лес

Эмиграция

Революционные события 1917 года живописец не смог принять. Его отношения с новыми властями не сложились, и в 1921 году Н. П. Богданов-Бельский эмигрирует из Советской России. Его новым местом жительства стала Латвия. В Россию он больше не вернулся. Латвийский период жизни художника продлился 23 года.


Он увлеченно работает. Спокойная природа Латгалии с ее озерами, лесами и лугами пришлась художнику по душе. В этот период он создает много пейзажей и натюрмортов. Но и детская тема явно прослеживается в творчестве живописца. Из-под его кисти выходит целая серия полотен о детях. Маленькие персонажи картин - очень трогательные и изображенные с большой любовью. Как высокая награда за творчество и просветительскую деятельность - награждение орденом Трех Звезд. По всему миру с успехом проходили его выставки. Годы эмиграции стали периодом второго расцвета таланта великого русского художника.


Одна картина как зеркало творчества

Отличительная черта творчества Н. П. Богданова-Бельского - это почти фотографическая точность в передаче деталей на его полотнах. Примером может служить описание картины «Виртуоз». Богданов-Бельский изобразил на холсте группу деревенских ребятишек, которые увлеченно слушают игру юного балалаечника. Тщательно, с филигранной дотошностью художник прописывает мельчайшие детали незамысловатой деревенской одежды своих героев. Увлеченное музыкой выражение детских лиц, березовая роща, отрешенность подростка, играющего на балалайке, - картина Богданова-Бельского «Виртуоз» насыщена деталями, которые открывают внутренний мир ее героев. И такой «документальный» подход к передаче деталей прослеживается почти во всех творениях великого художника.

Виртуоз

За давностью лет

Невероятно, но до настоящего времени не существует полного каталога картин признанного мастера. Его работы были вывезены в разные страны. Хотя большинство полотен хорошо известны не только специалистам, но и широкой зрительской аудитории. Однако до сих пор возникают споры о периоде написания того или иного полотна. Считается, что уже упомянутая картина Н. Богданова-Бельского «Виртуоз» написана художником в 1891 году. Но ряд исследователей творчества живописца считает, что она была создана в более поздний период, примерно в 1912-1913 годах. Это период творчества, который прошел в деревне Островно, близ озера Удомля. Одна из жительниц села, которая родилась в 1903 году, - Агафья Ниловна Иванова - была в числе детей, которых художник изобразил на этой картине.

Чаепитие

И это только одна загадка среди череды белых пятен, которые сопровождают любое жизнеописание живописца. Художник Богданов-Бельский, картины которого известны во всем мире, еще только ожидает своего заинтересованного биографа.


Последний год жизни

В 1944 году состояние здоровья великого художника заметно ухудшилось. Из-за этого пришлось выехать в Германию, где он проходил лечение в одной из Берлинских клиник. Однако усилия немецких медиков не принесли выздоровления. Великий живописец Н. П. Богданов-Бельский ушел из жизни в возрасте 77 лет. Смерть русского художника прошла почти незамеченной - Германия проигрывала войну. Берлин готовился отражать атаки приближающейся Красной Армии. Это произошло 19 февраля 1945 года. Его последним пристанищем в эмиграции стало русское кладбище Тегель на окраине немецкой столицы.

Визитеры

Вдохновение

Везущие дрова по снегу

Будущие спортсмены

Мальчик, играющий на балалайке

Осенние размышления

Мечтательность среди берез

Натюрморт с тюльпанами

Концерт на гуслях

Лучшие друзья

Сбор цветов

Дети на берегу озера

Вид церкви

Молодой монах

Деревенский мальчик

Сельская дорога

Ловля раков

Лошадь в березовой роще

Посетители

Три сестры

Мальчик, отдыхающий в летнем пейзаже

Рыбалка на реке

Пересечение реки

Переправа

Наблюдая за стадом

Натюрморт с сиренью

У дверей школы

Воскресное чтение в сельской школе

Дети на лугу

У больного учителя

Первый урок

Симфония

Летний день

Мальчик с балалайкой

Дети на озере

Вступительный день

Деревенские мальчики

Две девушки на качелях

Дети с санями

Юные охотники на медведя

Сельская школа

Новая сказка

Рыбалка детей с мостков

Молодой музыкант

Играющие дети

Дети за пианино

Венчание

Крестьянка у ручья

Вид церкви

Куст сирени

Открытое окно в сад

Пасхальный стол

Процессия с фонарями

Четыре мальчика рыбачат на берегу

Дети на скамейке

Мальчики на рыбалке

Сельские дома

Девочка, читающая на лугу

Два мальчика

Девочка в лесу

Дети в зимнеим лесу

Солнце в марте

Сельская дорога

Южный морской пейзаж

Осенний пейзаж

Деревенский пейзаж

Сумерки в Риге

Вид озера

Крымский пейзаж

Мария Бауэр-Сорокоумовская

Молодая чаровница

Женский портрет

Портрет Н. Ф. Юсупова

Дама на балконе. Кореиз. Портрет И.А. Юсуповой.

Портрет М.С.Шереметовой

Княгиня Горчакова Д.М.

Мария Емельянова

М.П. Абамелек-Лазарева

Генерал-адъютант П.П. Гессе

Федор Шаляпин

Портрет дамы

Молодая красавица

Зеленая лампа

Обнаженная купальщица

Сидящая обнажённая



Оригинал записи и комментарии на

Николай Петрович Богданов родился в 1868 году в одной из деревень Бельского уезда Смоленской губернии. Его мать была простой крестьянкой, воспитывающей сына одна. Бедственное положение матери не позволило бы ребенку получить хорошее образование, однако ему выпала другая судьба.c

После обучения грамоте у местного церковного звонаря мальчика заметил С.А. Рачинский - профессор московского университета и основатель школ для крестьянских детей. Рачинский обучал Николая живописи и рисованию, а затем отправил на учебу к иконописцам.

Первый же успех юноши на выставке (его картину приобрел коллекционер) способствовал его дальнейшей художественной карьере. Благодаря содержанию Рачинского, юный Николай получил образование вначале в Московском художественном училище (учился у и Прянишникова), а затем продолжал совершенствовать свое мастерство в Академии художеств у , после в Италии, Германии и Франции. Кстати, именно в Академии Богданов получил двойную фамилию. Когда император Николай II подписывал его диплом о присвоении степени академика, он через черточку добавил к его фамилии приписку «Бельский».

Художник входил в несколько крупных обществ, таких как Общество им. , Общество передвижников. В 1914 году он стал действительным членом Академии художеств.

Живописец изображал в основном сюжеты из жизни простых людей, создавал портреты и пейзажи. Примеры его известных картин: «Устный счет», «Воскресное чтение в сельской школе», «В церкви», «У дверей школы», «Будущий инок».

Не приняв революцию, Богданов-Бельский эмигрировал в Латвию, где его творчество расцвело с новой силой. Скончался он в 1945 году в возрасте 76 лет.

Направление творчества мастера

Николай Петрович был многоплановым художником. Он писал портреты, натюрморты и пейзажи, но особо любил работать над жанровыми картинами.

Так как у живописца отлично получались портреты, к нему часто обращались знатные особы. Он писал многих известных людей, например, царских особ Николая II и Марию Федоровну, князя Юсупова, певца Федора Шаляпина и многих других. Хотя заказчики оставались весьма довольны своими портретами, Богданов-Бельский выполнял такие работы в основном ради денег. С этой целью он уезжал из любимой деревни в петербургскую мастерскую, собирал заказы и трудился.

Как только накапливалась достаточная сумма, художник возвращался в родные просторы и там уже писал то, что было по сердцу. А сильнее всего его вдохновляла жизнь простых людей, особенно детей. Николай Петрович не переставал удивляться детской непосредственности и талантам. Он любил детей всем сердцем, а они любили его. Ребята охотно приходили к нему, надев лучшие рубахи, и готовы были часами позировать ему.

Богданов-Бельский относится к числу известных художников-передвижников, чьи произведения уходили в крупнейшие коллекции. В частности, их покупал для своей галереи Павел Третьяков.

Рекорды продаж, цена картин Богданова-Бельского

Николай Петрович считается успешным художником, работы которого охотно приобретали представители высшего сословия. Но возникает вопрос, сколько стоят картины Богданова-Бельского в наше время. Представляют ли они такую же ценность, что и прежде? Рассмотрим несколько крупных продаж на известных аукционах.

В период с 2007 по 2013 гг. с молотка было продано несколько произведений художника в ценовом диапазоне 550-700 тысяч долларов. Например, в 2013 году на Sotheby`s за 647 тыс. долларов ушел холст «Дети у пианино», написанный автором примерно между 1907-м и 1920-м годами.

В этот творческий период он работал на даче «Чайка», где были открыты мастерские для местных детей. Богданов-Бельский был поражен тем, сколь непосредственно дети постигают знания, и часто изображал их за разными занятиями: игрой на фортепиано, чтением, изучением арифметики и так далее. Сюжет с игрой на пианино художник рисовал несколько раз. Помимо выставленной на аукцион версии существует еще две, которые отличаются друг от друга мелкими деталями.

В 2009 году в этом же аукционном доме за 561 тыс. долларов ушла картина «Симфония», созданная автором предположительно в этот же период деятельности. Полотно несколько раз экспонировалось на разных выставках: в 1921 году в Риге, в 1930 году в Берлине и в 2008 году снова в Риге.

В 2007 году на Sotheby`s ушла еще одна картина Богданова-Бельского. Это произведение «Весна», написанное автором уже после переезда в Ригу. Портрет супруги заказал владелец яхт-клуба господин Август Бауман, с которым художник имел дружеские отношения. Портрет был написан в 1925 году и хранился у Баумана. В 1932 году холст представили на выставке в Рижском художественном музее.

Наконец, самой дорогой считается продажа картины «Чтение в саду» в 2006 году все на том же Sotheby`s. Произведение было выполнено около 1915 года и попало на обложку петербургского журнала «Столица и усадьба» (выпуск 31, 1915 г.). Это был так называемый журнал красивой жизни, публикуемый в крупном формате на лучшей бумаге, в создании которого принимали участие лучшие фотографы и известные ученые. С 1917 по 2001 годы картина находилась в коллекции господина Ziedonis Ligers.

Вероятно, именно эти факты стали причиной рекордной продажи. Эстимейт холста составил всего 250-350 тысяч долларов, однако в ходе торгов цена достигла 1,44 млн долларов.

Мы разобрали примеры наиболее крупных продаж произведений художника. Заметим, что холсты художника регулярно появляются на торгах разных аукционных домов. В их архивах можно найти множество примеров более скромных уходов. Например, «Натюрморт с сиренью» был продан за 146 тыс. долларов, «В зимнем саду» - за 181 тыс. долларов, «В парке» - за 90 тыс. долларов, «После рабочего дня» - за 48 тыс. долларов. Таким образом, при ответе на вопрос, сколько стоят картины Богданова-Бельского сегодня, нужно учитывать многие параметры от значимости сюжета произведения до его размеров. Подробнее об этом и о том, как и где продать картины Богданова-Бельского мы поговорим далее.

Экспертиза, продажа картин Богданова-Бельского

Как оценить картину Богданова-Бельского

Оценку любого произведения художника стоит начинать с изучения его характеристик, истории создания и хранения. Характеристики нужно знать для того, чтобы можно было оценить картину Богданова-Бельского с ориентиром на работы такого же стиля, направления и размеров. Так как в каталогах известных аукционов есть данные о продажах других его холстов, можно ориентироваться на них.

Часто на цену картины влияет история ее создания или дальнейшего передвижения. Например, полотно может относиться к редкому творчеству автора, может быть написано для важной особы, его могли опубликовать в известном журнале, представить на популярной выставке и так далее. Чем ярче история, тем больше можно просить за холст.

При оценке произведения искусства эксперты рекомендуют оставаться реалистами и не ожидать многомиллионной продажи только на том основании, что какие-то другие картины художника стоили столько. Успех некоторых рекордных продаж может объясняться стечением сразу нескольких обстоятельств: ростом интереса к русскому искусству или конкретному автору, желанием участников аукционов заполучить конкретную картину или просто выиграть аукционную битву, особой ценностью картины и так далее.

Самую точную оценку можно получить в ходе экспертизы картины Богданова-Бельского. В этом случае произведение исследуют в лаборатории. Приборы часто показывают то, что скрыто от глаз: позволяют увидеть все слои и способы их нанесения, изучить скрытые подписи, состояние материалов. В сочетании со знанием биографии автора и истории его эпохи эксперт может назвать более-менее точную цену произведения на рынке.

Как и где продать картину Богданова-Бельского

Продажа картины на известном аукционе - это не самое простое и быстрое занятие. Нередко к холсту привлекается внимание заниженным эстимейтом, что может стать причиной невыгодной продажи. Мы предлагаем другое решение - выставить картину в нашей галерее. На нашем сайте фотографию и описание холста увидят заинтересованные посетители и смогут предложить за него хорошую цену.

Для желающих продать произведение быстро есть еще один вариант - воспользоваться услугой Прием на комиссию. Подробности этой услуги .

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения