Монументальная живопись. Грядущее возвращение царя иисуса христа во всей его славе

В тимпане Христос во славе.

Любопытно изображение царства небесного под ногами Христа и Богоматери в виде крепостной стены. Город даже на небе не мыслился без укрепленной защиты.

Итак, вся видимая глазу поверхность стен изукрашена разнообразно и поучительно.

Когда в начале 12 века немецкий монах Теофил писал трактат "О различных ремеслах", то он стремился не столько обучить ремесленников и художников, сколько показать, что техническое умение есть божий дар. Архитектор в эти времена был личностью уважаемой, его считали ученым и называли мэтром. Атрибутами архитектора были наугольник и циркуль. И организовать такую большую стройку было нелегко.
Строительство собора было гигантским трудом многих людей. Несомненно, что это требовало небывалого энтузиазма.
Жан ле Гофф любопытно пишет об участии всех слоев общества в строительстве соборов:
"Среди многочисленных свидетельств имеется знаменитый рассказ Робера де Ториньи о строительстве кафедрального собора в Шартре:"В этот год люди принялись тащить на своих плечах телеги, груженные камнем, лесом, съестными припасами и другими предметами для сооружения церковных башен... Сначала это происходило в Шартре, а затем почти во всем Иль-де-Франсе, Нормандии и многих других местах..." В том же году Аббат Эмон описывает такое же зрелище в Сен-Пьер-сюр-Див в Нормандии:" Короли, принцы, люди, могущественные в миру, отягощенные почестями и богатством, мужчины и женщины знатного происхождения склоняли свои надменные выи и впрягались цугом, на манер животных, в телеги с вином,пшеницей, маслом, известью, камнем и прочими продуктами, необходимыми для поддержания жизни или постройки церквей".

Строительство было общим богоугодным делом. Кроме того, нужно было искупить свои грехи, поскольку в то время бытовали представление о "дряхлости" мира, пессимизм и ожидание близкой катастрофы. Оттон Фрейзингенский писал в своей "Хронике":"Мы видим, что мир дряхлеет, угасает и, если можно так сказать, готов уже испустить дух". Стареющий мир усыхает и тоже самое происходит с людьми. " В стародавние времена люди были красивы и большого роста, - писал в начале 13 века Гийом Провенский, - а ныне это дети и карлики".

Возможно, что это одна из причин изображать человека современного меньшего роста, чем святых древности, как представителей иного, лучшего мира.

И еще это было продолжение традиции, сложившейся в христианском искусстве с ранних времен, о чем я упоминала в постах о византийском искусстве когда-то: рост изображаемого отражал его статус. Император всегда больше ростом. Донаторы меньше ростом, чем святые, традиция постепенно менявшаяся, у Джентиле да Фабриано, 14 век (которого я недавно показывала, что делать, вот люблю его)

Канцлер Ролен у Яна ван Эйка уже равновелик Мадонне, 15 век.

На стенах собора скульптура разновелика и подчинена месту, но и в мелком масштабе фигура Христа, сцены чуда с пятью хлебами, насытившими всех, крупнее чем фигура ученика.

Каждому свободному месту - свой масштаб изображения.

Стоит еще упомянуть о атрибутике, которая сопровождала изображения святых. Вся эта символика была понятна человеку средневековья. Атрибуты подсказывали имя святого. Если держит ребенка на руках (Иисуса) , значит - Антоний Падуанский. Был бы с двумя детьми - был бы святой Евстасий. Если держит ягненка - Иоанн Креститель. Два ключа - святой Петр. Вот, почему у ключника рая два ключа? Есть вторая дверь или запасной, чтобы не потерять?

В православной традиции святых подписывали. Было ли это показателем большей грамотности творцов или молящихся, сложно сказать.

Лев - святой Адриан, Иеремия или Марк. Лев и ворон - святой Винсент.

Одна собака - святой Бернард.

Две - уже кто-то другой.

Имеющий уши да услышит слово Божие.

Изображение атрибута отдельно тоже существовало. Белая роза - символ невинности Девы Марии, красная - её милосердия. Единорог - тоже символ Девы Марии. Рыба - Иисуса Христа. Поросенок с колокольчиком - святого Антония, поскольку только монахам-антонианцам разрешалось пасти свиней там, где запрещалось другим и они отличались от прочих колокольчиками.Книга (Библия) - общий атрибут аббатов и аббатисс.
Самые известные атрибуты, - обозначающие евангелистов: телец, лев, орел и ангел. Пришли они из видения пророка Иезекииля, к которому пришел тетраморф с четырьмя лицами: человека, быка, орла и льва.

Готическое искусство интересно еще гротесками, которые появились уже в романский период. Многое было взято из античного искусства и успешно прижилось на стенах соборов. Это существа, сочетающие в своих телах человеческие и звериные формы: кентавры, сирены, наконец, чудовищные зооморфные гибриды: грифоны, гидры, василиски, аспиды, единороги.

Фантазия мастеров породила и новых персонажей, соединяя все со всем: полулюди - полурыбы, полулюди- полудраконы и т.д. Не смотрите дети Босха на ночь, вам такое приснится.
Гаргульи - водостоки на крышах соборов, название родилось как звукоподражание бегу скатывающейся воды, обычно фантастического вида существа.

Еще были популярны гротескные изображения уличных шутов, жонглеров, акробатов, дрессировщиков животных.
Обычно они находились на периферии, заполняя собой не важные куски, иногда на замковых камнях сводов, иногда в орнаменте декора. Пожалуй, один из самых интересных на эту тему, гротеск гробницы Медичи Микеланджело. Его можно и не заметить, будучи поглощенным разглядыванием совершенной скульптуры, но он, как 25 й кадр, проскакивает в подсознании и вызывает безотчетное неудобство. Такой вот привет из готических времен.

Орнаментальный декор заплел стены и колонны, но в нем притаились таинственные существа.

И, поскольку на стройке работало много подмастерьев, то в трактовке второстепенных сцен можно заметить простонародные черты и отражение реалий окружающей жизни.

А, может быть, и автопортреты.

В гротескном виде изображались аллегории пороков, часто это фигуры, которые корчатся в ногах у добродетельных святых. И еще - обидчики, римские императоры, отправившие святых на мученическую смерть. Тут им воздается за это, справедливость торжествует.

Огромное количество мелких сюжетов и фигур в обрамлении арок могут быть тоже внимательно "прочитаны".

Мавр, традиционный участник шествия волхвов.

Что это за чудище, что оплакивает усопшего святого?

Растительный декор во времена готики обогатился изображениями местных растений помимо традиционных христианских винограда и оливы, пальмы и аканфа. Справа заметны дубовые листья.

Ежевичник

Еще одной особенностью готических храмов была раскраска частей, доступных рассмотрению, как и в романской архитектуре. В этом есть схожесть с греческой архитектурой. Скорее всего, что так же, как на статуэтках из слоновой кости этого времени тонировали губы, волосы, зрачки, некоторые складки одежды.

Теперь мы пойдем внутрь собора.

Монументальная живопись в романскую эпоху начинает играть крайне важную роль. Разумеется, настенные росписи существовали и прежде, но подлинного расцвета этот вид искусства достигает именно сейчас. Он становится едва ли не более значительным, чем во все предшествующие периоды, - живопись захватывает теперь не только стены, но также и своды и окна, где появляются разноцветные витражи. К сожалению, до нашего времени дошло лишь незначительное число памятников - преимущественно сельских и провинциальных, но даже на их основе мы можем получить довольно полное представление о стиле, в котором они были выполнены.

Христос во славе. Роспись капеллы приората в Берзе-ля-Вилль. Первая треть XII в. Франция

Техника росписей могла быть самой разнообразной - художники романской эпохи писали по мокрой и сухой штукатурке (al fresco или al secco), применяли клеевые краски или восковую темперу. Несовершенство технологии приводило к тому, что с течением времени верхние красочные слои осыпались, плохо держалась также и сама штукатурка. Цветовая гамма фресок была пока что ограничена - это охра, желтая или красная, кармин, свинцовые белила, черный и серый цвета, хотя уже к XII в. в палитре появились новые краски - зеленая и синяя. Употреблялись преимущественно чистые тона, хотя нередко мастера использовали принцип двойного наложения краски - по более бледному тону писали яркими цветами. При этом можно встретить различные живописные техники - как клеевую краску (для достижения матовости), так и восковую (чтобы цвета казались более светлыми и блестящими).

При выборе сюжетов мастера часто руководствовались книжными миниатюрами, известны даже случаи, когда аббат, делая заказ на роспись вверенного ему монастыря, предлагал художнику использовать в качестве образца книги из монастырской библиотеки. Некоторые иллюстрированные рукописи могли переходить из одного аббатства в другое - таким образом, на основе одного источника создавались различные живописные циклы. Во многом это способствовало формированию единого стиля.

Роспись капеллы приората в Берзе-ля-Вилль. Первая треть XII в. Франция

Базиликальный тип храма, получивший широкое распространение в романском искусстве, представлял некоторые сложности для восприятия его декорации - охватить всю роспись одним взглядом представлялось довольно проблематичным. Поэтому эпизоды из библейских сказаний и житий святых располагались по принципу диафильма - так, чтобы можно было следить за развитием истории, двигаясь по направлению к алтарю и обратно, с непременным обходом алтарных столбов.

В росписях романского храма нельзя выделить строгие каноны, согласно которым выбирались бы сюжеты, но общие тенденции проследить все же можно. Основное внимание уделялось центральной апсиде - обычно здесь помещались изображения Христа во славе или, реже, Богоматери, под ними располагался ярус, “населенный” ангелами, апостолами, святыми или олицетворениями добродетелей. Для Страшного суда отводилась западная стена или триумфальная арка перед алтарем. Нижняя же, цокольная зона предназначалась для гротескных или фантастических фигур.

Христос во славе. Сант-Анджело-ин-Формис. Между 1072-1087. Италия

Кроме сюжетных изображений, в росписях могли фигурировать и чисто декоративные элементы - бордюры и полосы орнамента из шашечных узоров, веретенообразных фигур, меандров, пальметт, широко использовались также орнаменты с образами животных, пчелиных сот, свивающихся лент; кроме того, на колоннах и пилястрах помещался узор, имитирующий прожилки мрамора. Разумеется, это примерная схема, и во многих церквях росписи размещались совсем по другому принципу.

Конец XI – начало XII в. - время расцвета монументальной живописи во Франции. Известно около ста памятников этого времени. Другое дело, что целостных ансамблей до нас дошло крайне мало - главным образом это фрагменты некогда огромных фресковых циклов.

Самым значительным из дошедших до нас живописных ансамблей является роспись церкви Сен-Савен-сюр-Гартан (вторая половина XII в.) в провинции Пуату. Церковь представляет собой небольшое здание с центральным нефом, лишенным верхнего света. В былые времена все стены и своды нефов, хора и крипты были покрыты фресками, но до нас дошла только часть из них. В главном нефе мы можем видеть сцены из Ветхого Завета, занимающие всю поверхность свода, располагающиеся в два яруса. Разные эпизоды повествования никак не отделены друг от друга - в крайне редких случаях художник помещает между ними дерево или иной декоративный элемент. Такой прием часто использовался при создании вышитых ковров, которые вывешивались в праздничные дни на стенах храма. Это сходство еще более усиливают неожиданно появляющиеся сценки из Эзоповых басен (ворона и лисица, кот, повешенный мышами), необычные для религиозной живописи, но часто украшавшие бордюры ковров.

Росписи стен главного нефа церкви Сант-Анджело-ин-Формис. Между 1072-1087. Италия

Каждому эпизоду соответствует особая цветовая гамма, не выходящая, впрочем, за пределы общего охристого тона. Манера письма в высшей степени лаконична. На светлом фоне, разделенном на несколько горизонтальных полос, проявляются четко очерченные контуры фигур. Все герои повествования оживлены - они стремительно двигаются, сильно жестикулируют, их одежды развиваются, а тела настолько изогнуты, что голова и руки кажутся повернутыми в противоположных направлениях. Лица выписаны весьма условно - прямоугольной формы прямой нос заканчивается внизу треугольным расширением ноздрей, губы обозначены одной линией, а волосы - несколькими волнистыми, на щеках играет яркий румянец. В колорите мастера использовали неяркие светлые краски - красную и желтую охру, серо-зеленые оттенки. Фон внизу фрески обычно темнее и светлеет в верхней части. В некоторых случаях фигура помещается на фоне красного или желтого пятна - такой прием используется, если мастеру надо привлечь к ней внимание зрителя. Пейзаж в росписях ограничивается несколькими предельно схематичными деревьями. В целом все изображения плоскостные, полностью отсутствует светотеневая проработка, художник даже не пытается передать положение фигур в пространстве, что, однако, не мешает общей выразительности.

Обратим вниманием, например, на сцену постройки Вавилонской башни. Строители носят камни, укладывают их, один из мастеров с угольником в руках перегибается через край здания, отдавая распоряжения. Слева изображены жители Вавилона, спорящие с Богом, который укоряет их в гордыне. Бог уходит, оборачиваясь на ходу. И хотя художник не использует сложных ракурсов, но тем не менее ему вполне удается передать стремительность движения, и все фигуры кажутся неимоверно живыми и подвижными.

В подобном стиле написаны и сцены из Апокалипсиса в нартексе (западном притворе) церкви. Не исключено, что в качестве сюжетной основы могла использоваться знаменитая рукопись “Апокалипсис” из Сен-Севера: фрески, как и миниатюры этого манускрипта, полны экспрессии и динамики. Посмотрим на “Борьбу архангела Михаила с драконом” - кажется, что кони мчатся с огромной скоростью, а крылья ангелов трепещут на ветру. Над циклом Сен-Савен работали несколько мастеров. Несмотря на некоторые стилистические отличия, весь цикл проникнут единым духом, что позволяет говорить о “стиле Сен-Савен”.

В более широком смысле историки искусства относят фрески этой церкви к группе росписей так называемой “школы светлых фонов”, получившей широкое распространение в Западной и Центральной Франции.

Росписи церкви Санкт-Георг в Оберцелле. Последняя четверть X в. Германия

На юге и востоке сложилась другая живописная манера (не без влияния искусства Византии), получившая название “школа синих фонов”, в основе которой лежит использование более темных и контрастных цветов и ярких красок. Для этой школы характерен более детализированный рисунок, более тонкая проработка драпировок, но живописные памятники этого направления значительно уступают “школе светлых фонов” по динамике и экспрессии.

Местом зарождения подобного стиля можно считать аббатство Клюни, к сожалению, не сохранившееся до наших дней. Однако мы можем получить общее представление об этом направлении, глядя на росписи капеллы приората в Берзе-ля-Вилль в Бургундии - любимой резиденции Хьюго, аббата Клюни. Программа росписи, подчеркивающая значимость клюнийского ордена и монастыря, не имеет аналогов во французском искусстве (единственную параллель возможно обнаружить разве что в клюнийских манускриптах), равно как и использованные технические приемы. Местные живописцы объединили в своем творчестве самые разнообразные традиции - византийские, итальянские, даже английские. Чрезвычайно богат колорит росписей: на ярко-синем фоне, переливающемся разными оттенками, особенно эффектно смотрятся белые и оранжевые цвета одеяний героев, контрастирующие с охристыми волосами и зеленоватыми оттенками нимбов. Особенно хороши фрески апсиды, в центре которой мы видим грандиозного сурового Пантократора в окружении святых. Правой рукой он благословляет, левой - передает свиток апостолу Петру, возглавляющего группу апостолов. В нишах помещены сцены мученичества покровителей капеллы св. Винсента (или св. Лаврентия - довольно сложно определить, так как иконография этих эпизодов сходна), а также мученичество св. Блаза. В цокольной части - бюсты святых, почитаемых аббатами Клюни.

На фреске, изображающей мученичество св. Винсента (или Лаврентия), вся поверхность стены плотно заполнена фигурами, представленными в разных ракурсах и с разных точек зрения: император справа на троне, слева палачи, укладывающие свою жертву на жаровню, причем жаровня развернута так, что мы видим ее сверху.

Живопись Италии стоит в искусстве Западной Европы несколько особняком. Она в большей степени оказалась подвержена влиянию раннехристианского искусства и искусства Византии. Известно, что в XI в. в Венеции работало довольно много греческих мозаичистов, отголоски их работ можно обнаружить на Сицилии и в Монтекассино. По количеству сохранившихся памятников XI–XII вв. Италия стоит на первом месте, поэтому нам легко составить представление о многообразии местных школ и стилей, среди которых особенно выделяются римская и южная (аббатство Монтекассино) школы.

Особенности последней мы может отметить на примере церкви Сант-Анджело-ин-Формис близ Капуи (между 1072–1087 гг.) - одного из главных памятников романского искусства в Италии. Это большая трехнефная базилика, имеющая три апсиды, но не пересекающаяся трансептом, история которой во многом связана с деятельностью аббата монастыря Монтекассино Дезидерия, большого поклонника и пропагандиста византийской культуры. Несмотря на некоторые утраты, это один из лучше всего сохранившихся ансамблей. Программа росписи включает в себя подробные изображения сцен из Ветхого и Нового заветов на стенах нефов, в апсиде помещен Христос во славе в окружении символов евангелистов (напоминающий византийские образцы - но не из мозаик, что было бы более характерно для Италии, а скорее из рукописей), а на западной стене, как и положено, Страшный суд. Здесь тесно переплелись романские и византийские традиции, но в отличие от греческих памятников росписи Сант-Анджело выглядят более экспрессивными, хотя в то же время их формы отличаются большей тяжеловесностью - фигуры святых грузные, как бы слегка приплюснутые, объем передается при помощи тяжелых теней.

Римские памятники в меньшей степени подверглись византийским влияниям, сохранив приверженность прежним, античным, традициям. Главный фресковый цикл этого периода - житийные сцены церкви Сан-Клементе (ок. 1100), выполнены они тремя разными мастерами, хотя и принадлежащими к одной мастерской. По сравнению с монументальными и выразительными росписями Сант-Анджело фрески Сан-Клементе поражают изысканностью и изящным колоритом, а орнаментальные мотивы, обрамляющие отдельные сцены, вызывают ассоциации с античным искусством.

Хорошо сохранились фрески цокольной части, где мы встречаем эпизоды из жизни святых Клемента и Алексея. Несмотря на утонченность стиля, повествование отличается обилием деталей, художник пытается представить каждую сцену с наибольшей степенью наглядности. Например, фреска “Чудесное спасение младенца” рассказывает о том, как мать, забывшая своего ребенка на месте казни святого Клемента в подводном храме, который только раз в год становился доступным для земных обитателей, вновь обнаружила его через год живым и здоровым. Мастер тщательно выписывает и храм, стоящий на морском дне, вокруг которого плавают медузы и рыбы, и мать, целующую дитя, и толпу людей, пришедших посмотреть на чудо. Все формы гибки и подвижны, движения свободны и естественны. Линейный схематизм, всегда присутствующий в росписях романского периода, проявляется в данном случае не так ярко.

Росписи бенедиктинского монастыря Ламбах. Австрия. 1089

XI–XII века - время расцвета живописи Германии и Австрии, входивших в состав Священной Римской империи. Одним из первых примеров романского стиля являются росписи церкви Санкт-Георг в Оберцелле на острове Рейхенау (последняя четверть Х в.). В ее декоративном оформлении ярко прослеживаются три зоны, разделенные орнаментом в виде меандра. Вызывает восхищение высокое качество живописи - графическая свобода, с которой художник очерчивает контуры рисунков, богатые световые эффекты, в стилистике росписи чувствуется связь с античными традициями.

Живописная программа - рассказ о чудесах Христовых (исцелении, воскрешении из мертвых). Художник, работавший здесь, несомненно, был мастером повествования, которое он ведет подробно и воодушевленно. В сценах непременно присутствуют многочисленные свидетели (мастер как бы стремится доказать реальность совершенного чуда). Изображение Христа, как правило, помещается с левой стороны; обращает на себя внимание детально проработанный архитектурный фон.

Среди лучших памятников романского стиля следует отметить росписи бенедиктинского монастыря Ламбах (1089, Австрия), к тому же неплохо сохранившиеся. Довольно необычен выбор сюжетов. Хотя в основу росписи положены эпизоды юности Христа, его крещение, первые исцеления и искушения, значительное место отводится истории царя Ирода и трех волхвов. Фрески написаны в византийской манере - фигуры имеют немного вытянутые, но правильные пропорции, типы лиц напоминают греческие. Все сцены вписаны в архитектурное обрамление, в колорите преобладают голубые, зеленые и красные тона с вкраплениями белого. Большое внимание уделено орнаментальным мотивам.

Как мы видим, настенные росписи играли в романскую эпоху весьма важную роль благодаря их культовому и назидательному характеру. Несмотря на не слишком большое количество сохранившихся памятников, мы все же можем выделить несколько региональных стилей, имеющих общие черты, но отличающихся яркими индивидуальными особенностями и высоким качеством живописи.

«Музыка и изобразительное искусство» - П.И.Чайковский. гамма звуковая палитра ритм штрихи (НЮАНСЫ) мелодическая линия. «Что за благородство, что за грация кисти! Возвышенность. Святое назначенье… Икона (греч. – «изображение, «образ») –священное изображение. Молиться. Цветовая гамма палитра ритм - чередование элементов штрихи линия. Трепетность.

«Музей Лувр» - В нем собрана богатейшая коллекция разнообразных экспонатов. 10 августа 1793 года галерея была открыта для посещений и стала музеем. Дворец королей. Здесь можно найти барельефы из ассирийских дворцов, египетскую живопись и многое другое. Лувр неоднократно перестраивался и достраивался, менял свой облик.

«Компьютерный рисунок» - Главное выразительное средство рисунка- линия. Учился в Московской школе живописи, затем в Строгановском училище. Линия. Карандаш. Интеллектуальная разминка. Анализ работы. Интегрированный урок: изобразительное искусство + информатика. Инструменты художника. Родился в 1884 году в г.Ейске Краснодарского края.

«Основы теории искусства» - Принципы классификации видов искусства. Основы теории искусства. История искусства. Зонально-слоевое строение художественной культуры. Художественная критика. Основные методологические школы искусствознания. Особая форма познания, осмысления, оценки, интерпретации окружающего мира. Эстетика – о сущности искусства.

«Виды масок» - Театральная маска. Косметическая маска. Кислородная маска. Маска Зоре. Вратарская маска. Ритуальная маска жителя планеты Марс. Сварочная маска. Ритуальные маски разных народов. Маски из различных материалов. Мощный психологический фактор. Защитная маска. Люди мастерили маски. Маска. Настроение и образ.

«Графический редактор Paint» - Многоугольник. Применяют для рисования многоугольников. Выделение прямоугольной области. Ластик служит для стирания части рисунка. Заливка используется для окрашивания больших замкнутых областей рисунка. Для выбора второго цвета (обычно это фон) на палитре по нему щелкают правой кнопкой мыши. Для выбора первого (основного) цвета на палитре нужно щелкнуть по нему левой кнопкой мыши.

Из Слова Божия определенно и несомненно следует, что Иисус вернется . Вот собственные слова Иисуса:

"Ибо приидет Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими, и тогда воздаст каждому по делам его" ОТ МАТФЕЯ 16:27 .

Он не придет вновь как младенец в яслях, на этот раз Он придет во всей славе Божией как ЦАРЬ и СУДЬЯ : "О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: "се, ИДЕТ ГОСПОДЬ со тьмами святых (Ангелов) Своих - сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких (словах), которые произносили на Него нечестивые грешники" ИУДА 14 и ИУДА 15 .

Это значит, что если ты будешь жить во время Его возвращения, ТЫ будешь стоять перед Ним и будешь Им управляем (ОТКРОВЕНИЕ 19:15). Из-за этого приход Иисуса не будет приветствоваться большинством живущих на земле:" Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою" ОТ МАТФЕЯ 24:30 .
"Се, грядет с облаками, и узрит Его всякое око, и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные. Ей, аминь" ОТКРОВЕНИЕ 1:7 .
"...в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа , которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его" 2-е ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 1:7-9 .

Иисус явится для того, чтобы ПРИНЕСТИ ГНЕВ БОЖИЙ НА ЭТОТ ЗЛОЙ МИР :

"Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им" К РИМЛЯНАМ 1:18-19 .

"Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления" К ЕФЕСЯНАМ 5:6 .

Здесь содержится другое описание наших времен, данное много веков назад в Слове Божием:
"Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны , неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, БОЛЕЕ СЛАСТОЛЮБИВЫ, НЕЖЕЛИ БОГОЛЮБИВЫ " 2-е ТИМОФЕЮ 3:1-4 .

Это путь, по которому идет мир в наш век: люди живут повсюду без страха Божия и любви к человеку. Бог предупреждает тебя в Своем Слове о том, что Иисус вернется и все на Земле, кроме тех, кто ищет Его, будут застигнуты врасплох. Суд Бога падет на этот мир ВНЕЗАПНО , без предупреждения, как потоп во дни Ноя или огненное разрушение Содома и Гоморры. Люди будут заниматься своими собственными делами точно так, как и обычно, когда В ОДИН МОМЕНТ для них станет уже СЛИШКОМ ПОЗДНО покаяться и обратиться к Богу: они упустят вечную жизнь!

"И как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Также как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех: так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится" ОТ ЛУКИ 17:26-30 .

Время конца установлено и назначено на все времена: оно может быть через несколько лет или может быть завтра. Никто не знает кроме Бога, даже Иисус: " О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец" ОТ МАРКА 13:32 .

Это значит, что ты не можешь пренебрегать своим спасением, откладывая его до последней минуты, так как ты не знаешь, когда это будет; и даже если бы ты знал, ты можешь умереть до этого. Но сейчас существуют знамения на земле, которые предупреждают нас о возвращении Иисуса:
"И покажу знамения на небе и на земле: кровь и огонь и столпы (на иврите "пальмовые деревья") дыма. Солнце превратится во тьму и луна - в кровь, прежде нежели наступит день ГОСПОДЕНЬ, великий и страшный" ИОИЛЬ 2:30-31 .

Сейчас лишь немногим более пятидесяти лет прошло с тех пор, как первый "гриб" или "пальмовое дерево" из облаков дыма появилось на Земле. C того времени весь мир стоит на краю катастрофы: в любое время все население нашей планеты может быть уничтожено. Ниже приведены несколько других стихов, которые показывают нам тем или иным образом что произойдет :

"Ибо вот, придет день, ПЫЛАЮЩИЙ КАК ПЕЧЬ ; тогда все надменные и поступающие нечестиво БУДУТ КАК СОЛОМА ..." МАЛАХИЯ 4:1 .

"Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, СТИХИИ ЖЕ, РАЗГОРЕВШИСЬ, РАЗРУШАТСЯ , земля и все дела на ней сгорят" 2-е ПЕТРА 3:10 .

"И будут пораженные Господом в тот день - от конца земли до конца земли, не будут оплаканы и не будут прибраны и похоронены; навозом будут на лице земли" ИЕРЕМИЯ 25:33 .

"И вот какое будет поражение, которым поразит Господь все народы, которые воевали против Иерусалима: у каждого исчахнет тело его, когда он еще стоит на своих ногах, и глаза у него истают в яминах своих, и язык его иссохнет во рту у него" ЗАХАРИЯ 14:12 .

"Шатается земля, как пьяный, и качается, как колыбель, и беззаконие ее тяготеет на ней; она упадет, и уже не встанет" ИСАИЯ 24:20 .

Люди всегда хотят знать более точно, когда придет конец, и, как часто бывает, кто-то непременно претендует на то, что знает о времени, но ВСЕ ЭТИ ПРИТЯЗАНИЯ ЛОЖНЫ и ЯВЛЯЮТСЯ ОБМАНОМ . Вот что говорит Иисус:
"И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти? Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение; ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко. Не ходите вслед их" ОТ ЛУКИ 21:7-8 .

Будут войны и моры также, как всегда было среди людей:
"Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь; ибо надлежит всему тому быть. Но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство, и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это начало болезней" ОТ МАТФЕЯ 24:6-8 .

Ни одно из этих знамений в отдельности не указывает на то, что конец света близок, однако, Иисус уверяет нас, что обстановка будет становиться все ХУЖЕ И ХУЖЕ до тех пор, пока весь мир не ОТЧАЕТСЯ .

"Ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни" ОТ МАТФЕЯ 24:21-22 .

"И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле УНЫНИЕ народов и НЕДОУМЕНИЕ; и море восшумит и возмутится; люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются... Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие" ОТ ЛУКИ 21:25-26,31 .

Когда придет этот день, для большинства людей мира будет СЛИШКОМ ПОЗДНО заботиться о своем спасении. Не обманывайся предположениями, что позже у тебя будет время покаяться:

"Ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда ВНЕЗАПНО постигнет их ПАГУБА , подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, И НЕ ИЗБЕГНУТ " 1-е ФЕССАЛОНИКИЙЦАМ 5:2-3 .

"БУДЬТЕ ЖЕ И ВЫ ГОТОВЫ , ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий" ОТ ЛУКИ 12:40 .

Единственная возможность для тебя - быть готовым к этому дню - ПОКАЯТЬСЯ, КРЕСТИТЬСЯ и попросить у Бога ДАР СВЯТОГО ДУХА (ДЕЯНИЯ 2:38). Если ты сделаешь это, то Бог даст тебе вечную жизнь. В противном случае, ТЫ погибнешь в этот день и будешь судим Иисусом Христом. Бог дает тебе личные доказательства, что это правда в факте , что Иисус жив и сегодня:

"Ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых" ДЕЯНИЯ 17:31 .

"Так и Христос, однажды принесши Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих, во второй раз явится не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение" К ЕВРЕЯМ 9:28 .

"Итак ПОКАЙТЕСЬ и ОБРАТИТЕСЬ , чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа..." ДЕЯНИЯ 3:19-20 .

В среднике Христос изображен восседающим на радуге в овальном ореоле, поддерживаемом с четырех сторон ангелами. Икона сохранила и древнюю раму, на которой традиционно располагается греческая посвятительная надпись - моление заказчика иконы: «Во спасение и оставление грехов Твоего раба и любящего Христа...». Имя вероятного паломника, вложившего икону в Синайский монастырь , к сожалению, не читается. Странная грамматика греческой надписи не позволяет думать, что он происходил из Константинополя. Ошибки текста хорошо согласуются с относительно невысоким художественным качеством живописи. Однако с точки зрения иконографической программы это один из самых интересных образов всей ранневизантийской иконописи.

Изображение Христа в виде седовласого старца восходит к двум библейским текстам. Первый принадлежит пророку Даниилу (Дан. VII, 9), описавшего видение предвечно рожденного «Ветхого деньми», иначе говоря Христа еще до Его воплощения на земле. Второй текст - это слова Иоанна Богослова в Апокалипсисе: «глава Его и волосы белы как белая волна, как снег» (Откр. I, 14), характеризующие «Сына Человеческого» и Высшего судию, являющегося в конце времен. Седовласый Христос символизировал вечность Второго лица Св. Троицы, единосущного и неотделимого от Бога Отца, которого византийцы могли представить и изобразить только в образе «Христа Ветхого деньми». Согласно ранневизантийскому «Толкованию на Апокалипсис» Андрея Кесарийского, «Ом и новый, но Он и древний, или правильнее, предвечный, о чем говорят Его белые волосы».

При этом образ Христа на синайской иконе имеет крещатый нимб, напоминающий о крестной жертве, и греческую надпись, восходящую к пророчеству Исайи: «Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. VII, 14), которое истолковывалось как предзнаменование воплощения Сына Божьего и указывало на Его человеческое естество. Седые волосы в сочетании с именем «Еммануил» раскрывали двуединую природу Богочеловека. Кроме того, в синайской иконе иконографически подчеркнута мысль о Христе Пантократоре - владыке универсума. Он восседает на радуге, как на троне, а подножием Ему служит земная сфера в строгом соответствии со словами Господа, переданными пророком: «Небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих» (Ис. LXVI, 1).

Христос благословляет отставленной рукой в жесте императорского приветствия. В Его левой руке - раскрытая книга, на которой распознаются лишь несколько букв, позволяющие все же восстановить первоначальную надпись - слова Христа «Я есть свет миру» (Ин. VIII, 12), также подчеркивающую мысль о космократоре. В данном контексте можно рассмотреть и царственные одеяния Христа, изображенного в золотых хитоне и гиматии, которые дополнены особой нижней рубашкой с поручами, напоминающей священнический стихарь и акцентирующей еще одну грань этого многозначного образа.

Сам вечный космос представлен в виде темно-синей овальной мандорлы, усеянной золотыми звездами. В согласии с пророческим видением (Иез. X, 12), мандорлу несут четыре херувима с крыльями, покрытыми глазами. Они прославляют Христа, вечно сущего на небесах и в то же время доступного верующим в Евхаристическом таинстве.

Образ Христа на синайской иконе соединяет в одном изображении все важнейшие символико-догматические идеи о Богочеловеке. В иконографии средневизантийской эпохи эти смысловые грани будут разведены и представлены в разных образах Пантократора, Ветхого деньми, Еммануила, Христа-священника. Однако главная в синайской иконе тема «Христа во славе» сохранит свое доминирующее значение, она воплотится и в ранневизантийских алтарных апсидах, и в куполах средневизантийских храмов, и в образе «Спаса в силах» в центре русского иконостаса.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения