Воронихин андрей никифорович краткая биография

Воронихин Андрей Николаевич

Годы жизни: 1759 г. - 21.02.1814

Архитектор

Творчество Андрея Никифоровича Воронихина открывает важный этап развития русского зодчества, именуемый высоким классицизмом. Созданный архитектором Казанский собор явился первым на берегах Невы ансамблевым зданием в широком градостроительном значении. Неповторимый классический облик города немыслим без другого произведения зодчего - здания Горного кадетского корпуса (с 1866 г. Горный институт). Возведенные Воронихиным строения украшают пригороды Петербурга - Павловск и Петродворец.

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября 1759 г. на Урале, в Новом Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. Его отец Никифор Степанович и мать Пелагея Ивановна были крепостными графа А. С. Строганова. Сведения о детстве, юности и первых годах самостоятельного творчества будущего зодчего очень скудны. Первоначальное образование Воронихин получил в родных краях - в селе Ильинском, в строгановской иконописной мастерской Гаврилы Юшкова, куда попадали в возрасте 6-7 лет. Здесь он овладевал основами иконописных знаний, а к 13-14 годам начал проявлять пристальный интерес к архитектуре.

Способности его не остались без внимания Строгановых. В 1777 г. талантливого юношу отправили в Москву для дальнейшего овладения профессией. Воронихин попал в архитектурную команду выдающегося русского зодчего В. И. Баженова. Вскоре он обратил на себя внимание другого ведущего архитектора Москвы - М. Ф. Казакова, предсказавшего ему большое будущее. По сохранившимся документам можно предположить, что Воронихин принимал участие в росписи сеней Троице-Сергиевой лавры в 1778 г.

В конце 1779го или в начале следующего года по распоряжению А. С. Строганова Воронихин впервые приехал в Петербург.

Выписав из Парижа по рекомендации знаменитого французского философа-просветителя Дени Дидро для своего сына Павла Строганова учителя Жильбера Ромма, А. С. Строганов решил дать такое же домашнее воспитание и образование своему талантливому крепостному. Под руководством Ромма Воронихин получает систематические знания по истории, математике и естественным наукам.

В систему такого домашнего образования, практиковавшегося в аристократических семьях, входили длительные путешествия по России и за границу в сопровождении учителя. Совершив путешествие по России, Украине и Крыму, Воронихин вернулся в Петербург, а получив вольную в 1786 г., отправился в Швейцарию и Францию, где продолжал знакомство с памятниками архитектуры, изучал достижения современных инженеров и зодчих.

После возвращения из-за границы в Петербург в конце 1790 г. Воронихин по-прежнему живет в Строгановском дворце. В это время дворец окончательно перестраивается и заново отделывается по проекту архитектора и инженера Ф. И. Демерцова. В 1793 г., после окончания отделочных работ во дворце, Воронихин написал большую акварель, где изображена Картинная галерея, за что получил первое академическое звание - "назначенного" в академики. В дальнейшем его жизнь будет неразрывно связана с Академией художеств.

Следующими работами Воронихина явились перестройки дачи А. С. Строганова и сооружение пристани, строительство малой дачи, предназначавшейся для П. А. Строганова, благоустройство парка между Большой Невкой и Черной речкой в Новой деревне. Эти работы были выполнены в основном в 1795-1796 гг.

Первый государственный заказ Андрей Никифорович получил в 1800 г. в связи с реконструкцией Большого грота и ковша Самсона в Петергофе. Архитектору поручается разработка проекта перестройки колоннад возле ковша. Эта работа позволила ему окончательно утвердиться в звании архитектора, хотя к тому времени он уже получил должность адъюнкт-профессора Академии художеств по части архитектуры.

1800 г. явился переломным в жизни и творчестве Воронихина: был утвержден проект Казанского собора. 3 декабря создается Комиссия по построению Казанского собора во главе с А. С. Строгановым, а в следующем году Андрей Никифорович начинает его строительство.

В конце 1801 г. он женится на англичанке Мэри Лонд, после чего переезжает из Строгановского дворца в один из домов вблизи строящегося Казанского собора.

1 января 1811 г. создатель Казанского собора был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, дававшим право на потомственное дворянство, а 26 сентября того же года по освящении собора "пожалован кавалером ордена Святой Анны 2 класса, украшенным бриллиантами, а также пенсиею".

Из неосуществленных градостроительных замыслов Воронихина значительный интерес представляет проект татарского подворья. В сущности это архитектурный ансамбль, задуманный с большим размахом на достаточно обширной территории.

В начале XIX в. Воронихин выполнял работы в Фонтанном доме графа Шереметева (наб. р. Фонтанки, 34).

Еще выше, на Фонтанке, 18, сохранился дом князя А. Н. Голицына - сравнительно небольшое трехэтажное здание, отмеченное со стороны реки четырехколонным портиком. Среди чертежей Воронихина, хранящихся в фондах Научно-исследовательского музея Академии художеств, имеются чертежи фасада и плана дома Голицына.

Выдающимся произведением Воронихина явилось здание Горного кадетского корпуса - первого высшего инженерного учебного заведения Петербурга. Его сооружение велось параллельно со строительством Казанского собора, но в более короткие сроки - с 1806 по 1809 г.

Из осуществленных работ Воронихина наибольший интерес представлял перестроенный им в 1807-1812 гг. Розовый павильон, для которого он спроектировал также мебель. Во время второй мировой войны павильон сгорел. В настоящее время он восстановлен, правда не в дереве, а в камне.

Воронихин являлся участником конкурса на проект памятника-мавзолея Павлу I в Павловске.

Среди других работ, выполненных Воронихиным для Павловского парка, следует отметить мост через реку Славянку около Пиль-башни.

Малоизученной стороной деятельности архитектора остаются его работы в качестве реставратора. Сохранился документ 1809 г., согласно которому Воронихин реставрировал Румянцевский обелиск, воздвигнутый по проекту В. Бренны в 1799 г. на Марсовом поле у Невы, и памятник А. В. Суворову работы скульптора М. И. Козловского, сооруженный там же, но ближе к Мойке.

Свою проектную и строительную деятельность Воронихин сочетал с педагогической работой. Воспитанники Академии художеств проходили практику на строительстве Казанского собора и Торного кадетского корпуса. С 11 декабря 1802 г. Андрей Никифорович профессор, а 23 сентября 1811 г. определен старшим профессором архитектуры, сменив на этом посту автора Адмиралтейства А. Д. Захарова.

Движимый патриотическими чувствами, вызванными событиями 1812-1814 гг., он создает проекты храма-памятника и триумфальной колонны из трофейных французских пушек. Но они так и остались на бумаге. 21 февраля 1814 г. Андрей Никифорович внезапно скончался. Похоронили его на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле был поставлен памятник в виде колонны. Ствол ее пересекает каменный руст, на котором высечен барельеф с изображением Казанского собора.

Воронихин навсегда остался в памяти народной не только как выдающийся зодчий и талантливый строитель-практик, прокладывавший новые пути в развитии русской архитектуры. Его произведения помогают воспитанию чувств высокой гражданственности, патриотизма и любви к Родине, которой Андрей Никифорович отдал все свои силы и незаурядный талант.

Архитектор Андрей Воронихин, один из основоположников русского ампира.

Андрей Никифорович Воронихин родился 17 октября (по старому стилю) 1759 года в селе Новое Усолье Соликамского уезда Пермской губернии. В метрику Спасской церкви он был записан под фамилией Воронин.

Его родители Никифор Степанович и Пелагея Ивановна были крепостными графа Александра Строганова, крупнейшего уральского землевладельца и горнодобытчика. Известно, что первоначальное художественное образование Андрей Воронихин получил в мастерской иконописца Гаврилы Юшкова, иконы написанные Юшковым, украшали многие церкви Пермского края. Иконописная мастерская находилась в селе Ильинском, вместе с сыном в село переехали и его родители.

Во время обучения иконописному мастерству у Воронихина появился интерес к профессии архитектора. Своими руками он изготовил макет сельского Ильинского храма. Этот факт зафиксирован в письме Юшкова, адресованному Якову Федоровичу, доверенному лицу Строгонова.

Строганов, сам большой ценитель искусства (в 1800 году он был назначен президентом Императорской Академии художеств), оценив макет храма, отправил талантливого юношу на обучение в Москву. Здесь он изучал миниатюру и перспективную живопись.

В Москве Воронихин познакомился с крупнейшими московскими архитекторами Василием Баженовым и Матвеем Казаковым. Вероятно, под их влиянием он переключился на занятия архитектурой.

Обучение Воронихин продолжил за границей, куда поехал уже свободным человеком, в 1785 году Александр Строганов дал ему «вольную». По возвращении из Парижа, Воронихин предпринял путешествие по России, из него своему патрону и благодетелю он привез альбом, в котором было собранно 125 этюдов, написанных во время путешествия.
К первым архитектурным работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца, дачи на Черной речке и дома в усадьбе Городня.

В 1800 году, уже в звании академика, Воронихин начал получать госзаказы. Он работает над реконструкцией каскадов у «Ковша Самсона» в Петергофе и над павильонами Павловского дворца, но самой известной его работой становится проект Казанского собора на Невском проспекте.

Проект собора одобрил император Павел I, ему он напомнил римский собор святого Петра, его Павел Петрович посетил во время своего заграничного путешествия.

Павел хотел, чтобы такой же собор был возведен в Москве, и чтобы в нем служил митрополит Московский, но его замысел был реализован в северной столице. По завершении строительства собора и его освящения архитектору Воронихину был пожалован орден Святой Анны второй степени и пенсия.

Другим крупным проектом Воронихина было здание Горного института, в нем были воплощены основные тенденции стиля ампир. Архитектурную практику Воронихин сочетал с преподавательской и педагогической работой в Академии художеств.

Андрей Никифорович скончался скоропостижно 21 февраля 1814 года в возрасте 54 лет. Похоронен он был на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
rusplt.ru

Казанский собор в Санкт-Петербурге. Храм воинской славы.

Главный фасад собора выходит на Невский проспект и формирует неповторимый облик главной магистрали города. Здание храма несёт в себе черты европейской классической архитектуры, в частности, собора Святого Петра в Риме, и в то же время здесь явно прослеживается русский архитектурный стиль с элементами эклектики и классицизма. Собор поражает своей гигантской, слегка изгибающейся колоннадой, которая состоит из 96 тринадцатиметровых колонн коринфского ордера. Эти огромные колонны составлены из блоков камня, привезённого со специальных каменоломен в Гатчине, пригороде Санкт-Петербурга. А во внешнем оформлении собора имеются живописные рельефы и статуи.

История Казанского собора

История Казанского собора уходит корнями в наше славное историческое прошлое. Главная святыня храма - почитаемый список с Казанской иконы Божией Матери. Икона принадлежала царице Прасковье Фёдоровне и была привезена ею в Санкт-Петербург при переезде царского двора из Москвы, после объявления в 1712 году Санкт-Петербурга столицей государства российского. В 1737 году, в присутствии императрицы Анны Иоанновны была освящена церковь Рождества Богородицы, ставшая отныне местом хранения чудотворного образа. После длительного нахождения в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, икона была помещена в новом Казанском кафедральном. Казанская икона стала одной из главных православных святынь Санкт-Петербурга. После закрытия собора она была перенесена в Смоленскую кладбищенскую церковь, а в 1940 году - в Князь-Владимирский собор и помещена у правого клироса. 4 июля 2001 года икона была возвращена в Казанский собор.
Но вернемся к истории строительства собора. Объявленный императором Павлом I конкурс на создание проекта Казанского собора не дал результата. Стройки такого рода не могли обойти стороной самые знаменитые архитекторы. На конкурс съехалась практически вся архитектурная элита, которая была допущена ко двору. Надо сказать, что все проекты не удовлетворяли ни градостроительной задаче, ни амбициям Павла но, скрепя сердцем был утвержден проект «европейского гранда классицизма» - Чарльза Камерона. Но, к счастью для Казанского собора и Петербурга в целом, через полгода неудовлетворенный Павел отверг иноземный проект, и отдал предпочтение не просто русскому новичку, не просто малоизвестному архитектору, а бывшему холопу и крепостному.

Надо сказать, что получить «вольную» в России было не просто, но Воронихин обрел свободу именно за свой талант архитектора. Более того, за три года до описываемых событий крайне консервативная Академия Наук присвоила Воронихину звание академика. Но Воронихин представлял свой проект не просто так, инициатором проекта был бывший барин, а ныне высокий покровитель архитектора - граф Строганов.
Помимо русского архитектора граф предлагал на строительстве Казанского собора использовать исключительно русских мастеров и отечественные материалы. В строительстве Казанского собора не участвовал ни один иностранный мастер. Бригадой каменщиков руководил Самсон Суханов. Закладка трёхпридельного храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии Александра I.
Возведение храма заняло целых десять лет, а окончательная стоимость проекта – 4,7 миллиона рублей, огромные по тем временам деньги. 15 (17) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Особенности архитектуры

Перед горожанами предстал величественный храм, самый большой на тот момент в Петербурге. Внутри и снаружи собор украшали уникальные колонны, высеченные из огромных гранитных монолитов, весом до тридцати тонн каждая. Размеры собора – 72,5 на 57 метров, высота – 71,6 метра. При создании купола, имеющего диаметр семнадцать метров, Воронихиным впервые в практике мирового строительства была разработана и применена металлическая конструкция. Интересно, что Воронихин смог решить проблему, с которой сталкивались многие архитекторы, возводившие церкви на Невском проспекте. По канону православные храмы должны иметь вход на западе, а алтарь – на востоке. Но именно так тянется Невский проспект – с запада на восток. Воронихин решил проблему, сделав боковую северную часть Казанского собора парадной.
В проекции здание выглядит как четырехконечный латинский крест, вытянутый по оси запад-восток. Его средокрестие венчает изящный купол. Главный вход при этом расположен на западной стороне - не с Невского, а с боковой Казанской улицы. Алтарь, как и положено, ориентирован на восток, поэтому крест на куполе собора повернут к Невскому ребром. Еще одна особенность Казанского собора - скульптурные изображения святых. Православная традиция не поддерживала поклонение статуям, но Воронихин строил храм в традиции итальянского Возрождения.

Реликвии Казанского собора

Святые образа Казанского собора были написаны такими прославленными мастерами живописи, как А.Иванов, С. Щукин, О. Кипренский. Ныне самой примечательной святыней Казанского собора является список с Казанской иконы Божией Матери. Другие почитаемые образы в настоящее время не находятся в соборе:
- Икона Спасителя в иконостасе.
- Икона святителя Николая Чудотворца и Ченстоховской Божией Матери, подаренные М. И. Кутузовым.
- Голгофа с частицей Живоносного Гроба, устроенная по проекту Н. Н. Никонова в 1891 году.
- Икона Воскресения Христова, также с частицей Гроба Господня, присланная в 1906 году Дамианом, патриархом Иерусалимским.

В качестве других значимых реликвий данного храма выступают почти сотня военных знамен и штандартов французской армии, а также ключи от взятых городов Европы. Ныне изображение Казанского собора красуется на памятной серии монет, вышедшей в свет под названием «Памятники архитектуры России». Казанский собор по праву входит в сокровищницу не только русской, но и мировой архитектуры. Сегодня возрожденный Казанский собор – центр не только духовной, но и общественной жизни Санкт-Петербурга, кафедральный собор Санкт-Петербургской митрополии.


Ежедневно тысячи верующих и туристов из всех уголков земного шара посещают храм, не переставая восхищаться человеческим гением и мастерством русских зодчих, скульпторов и художников.

myrussianland.ru

Собор.


Казанский собор. Санкт — Петербург. Вид со стороны канала Грибоедова

Прасковья Федоровна Салтыкова (1664-1723), вдова Иоанна V и невестка Петра I, переехала жить из Москвы в Петербург в 1708 году, и поселилась с дочерьми на Петроградской Стороне, с собой она привезла список иконы Божией Матери Казанской. Царица участвовала в его написании и украшении. Через два года на Посадской улице уже появится Казанская часовня, а скоро там же отстроят и деревянную церковь. Вероятно, среди народа прирастала слава об иконе.
Там, где сейчас стоит Казанский собор, в начале XVIII века, на месте пересечения Невской першпективы и речки Кривуши, стояли деревянные строения госпиталя и дома его служащих. В 1710 году при этом госпитале была построена часовня.

Шли годы, умер ПетрI,не успевший сказать, кому отдать ВСЕ. После кончины его вдовы Екатерины I встал вопрос о престолонаследии. Прямых наследников не оказалось и царствовать посадили Анну Иоанновну, дочь Прасковьи Федоровны, впоследствии, нареченной в народе Анной Кровавою. Но царица не забыла об иконе, пожелала построить для близкого ей по воспоминаниям образа большой каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.


Церковь Рождества Богородицы

Церковь была с деревянным куполом и колокольней над входом и имела сходство с Петропавловским собором. Карниз Рождественской церкви украшали скульптуры апостолов и других святых. Она была открыта в 1737 году. Освящение храма состоялось 13 (24) июня в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до этого в храм была перенесена Икона.

Императрица Анна Иоанновна

\
Екатерина, супруга Петра III

Интерьер церкви Рождества Богородицы

Екатерина II в день переворота 22 09 1762 г. у стен Рождественской церкви

Павел I венчался в этой церкви и когда, наконец то, стал императором, задумал возвести красивый храм достойный новой столицы и Невского проспекта. В 1799 году был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождественской церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П.Гонзаго, Ч.Камерон, Д.Тромбаро и другие. Однако, ни один представленный проект утверждён не был. Ларчик открывался просто, во время посещения Италии, Павел был очарован грандиозной красотой собора Святого Петра в Риме. Может Гонзаго и Камерон не знали об этой мечте императора, а возможно, просто не представляли, как можно осуществить такой проект на Невском проспекте. Как это важно верно определить, откуда дует ветер! Сколько в истории было неожиданных взлетов или изломанных судеб, в связи с этим. Через год граф Строганов А.С. крупнейший землевладелец, коллекционер и благотворитель, президент Императорской Академии художеств , вытягивает свой счастливый билет. А вместе с ним и никому не известный архитектор, бывший крепостной Строгановых Андрей Никифорович Воронихин, его проект собора понравился царю и получил одобрение! Блестящее решение архитектора связать Невский проспект со зданием церкви грандиозной 4х рядной колоннадой коринфского ордера удовлетворило амбиции Павла, и превратило Казанский собор в центр одного из первых в Петербурге архитектурного ансамбля.

Проект Казанского собора архитектора
Кваренги


Проект Казанского собора арх. Воронихина

Колоннада в виде полукруга открывалась в сторону Невского проспекта и одновременно скрывала за собой здание собора, невыгодно расположенное боком к главной магистрали столицы. По церковным канонам все православные церкви ориентированы на запад входом и алтарной частью на восток. Это уникальное решение с колоннадой не пришло в голову мэтрам архитектуры, но блестяще использовалось Воронихиным.

План Казанского собора


Собор и Казанская площадь

Собор Святого Павла. Рим

При этом, при внешней похожести архитектурных ансамблей Казанского собора и Собора Святого Петра видны и различия. Главная площадь Ватикана замыкается колоннадами в кольцо, а колонны на Казанской площади открывают площадь к Невскому проспекту, создают атмосферу праздника и свободы.

Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы.

Колоннада


Вид Казанского собора в Санкт — Петербурге. Художник Алексеев Ф.Я.

Проект не был полностью реализован. Сначала скончался главный идейный вдохновитель Павел I. Затем помешала война. Потом, как обычно, в казне не хватало средств. Сразу после войны в северной столице началось строительство другого грандиозного собора Исаакиевского. Казанский собор, в том виде каким он был создан и дошел до наших дней, без сомнения, украсил Петербург и пополнил мировую сокровищницу памятников архитектуры.
Что касается собора Святого Петра в Риме, послужившего прототипом, то похожими здесь можно назвать только арки колоннад. Ни о каком «копировании» даже не идет речи, это не сопоставимые объекты. Собор Святого Петра — крупнейшая христианская церковь в мире, размеры собора огромны, их можно сравнить, разве что, с пирамидой Хеопса, высотою 144 метра. (Высота собора 136 метров) Вместимость Римского чуда- 60тысяч человек, плюс 400 тысяч на площади. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров. Список архитекторов включает в себя 20 знаменитых имен эпохи Возрождения, а строили собор и обустраивали площадь более 150 лет. Когда то на этом месте располагались сады цирка Нерона. В 1506 году был утвержден проект Донато Браманте, и началось возведение сооружения в форме греческого креста. Алтарь собора был размещен над могилой Святого Петра, мученически погибшего здесь, в цирке в 66 году. Задачи для зодчих этого сооружения ставились грандиозные, и весь Католический мир участвовал в его постройке. Но при всей колоссальности, собор Святого Петра не имеет целостности своего архитектурного решения. Слишком много великих архитекторов в разное время выражали свое видение и все новые задачи церкви. Так, даже основная композиция здания в плане все время менялась. Менялись пропорции, достраивались стены, здание вытягивалось от равносторонней формы греческого креста, к вытянутой – латинского. А потом наоборот.
Микеланджело остаток своей жизни посвятил возведению купола, своими руками воздвиг этот памятник своему гению. Но заканчивали купол уже другие, живопись, скульптура, достались следующим и так далее. Карло Мадерно пристроил к собору с каждой стороны по три часовни. Из-за этого фасад, зрительно уменьшает и частично заслоняет собой купол. Теперь, чтобы увидеть купол таким, каким его задумал Микеланджело, надо смотреть на него издали, или сверху.
Собор Святого Петра, спору нет, грандиозное сооружение, но ближе и родней нам остается Казанский собор.
При всем этом, вызывает неловкую улыбку некоторые высказывания современников Воронихина, пытавшихся поставить архитектора на его «заслуженное» место, действуя по принципу: — А ты кто такой?

Вот дошел до нас такой «вердикт ценителя архитектуры» Ф. Вигеля :

«Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело »

Наверное, таких вигелей было немало, поэтому хочется подкрепиться еще одним авторитетом, правда литературным. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»:

«А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, - ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».
Граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.
В 1800 году была создана «Комиссия о построении Казанской церкви» во главе с графом. Она получила широчайшие полномочия. Комиссия распоряжалась всеми ассигнованиями на постройку собора, ей были переданы государственные кирпичные заводы, Олонецкие мраморные каменоломни и материалы с мызы Пелла.

В 1801 году комиссия доложила императору о необходимости построить колокольню и дома для клира. На эту просьбу Павел I ответил отказом:

«В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему! Что касается церковнослужителей, эти без жилья не останутся» .

Позже священнослужителям достался жилой дом на углу Невского проспекта и Казанской улицы (Невский пр., 25). Колокольню так и не построили, колокола разместили в проёмах на колоннаде собора.

На церемонии закладки Казанского собора Павел I уже не присутствовал в виду того что был убит в марте 1801 года. 27 августа в закладке участвовал его сын, новый император — Александр I. Газета «Северная Почта или Новая Санкт Петербургская газета» описала торжество следующим образом:

« Лета Господня 1801 года Августа 27го дня положено основание святому храму сему во имя пресвятыя Богородицы чудотворная ея иконы Казанския, повелением блаженныя памяти Государя Императора Павла Петровича, в царствование же и при Высочайшем присутствии Благочестивейшаго Самодержавшейшаго Великаго ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА всея России,… в первое лето по Взошествии на ПРЕСТОЛ ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА. — Строил Архитектор Воронихин.»

Изначально Казанский собор планировали возвести к 1804 году, однако в действительности работы затянулись более чем на 10 лет. Строился собор южнее Рождественской церкви, всё это время она продолжала свою работу. Имеющиеся к тому времени строения на углу Невского проспекта и Мещанской улицы и близ Зимина переулка были снесены (11 частных домов). За каждый из них владельцам было заплачено по 500 рублей.

Подготовка к строительству проходила на фоне патриотического подъёма. Это стало причиной того, граф Строганов предложил возводить Казанский собор только силами русских мастеров, только из отечественных строительных материалов.

Первое время, рабочие занятые на стройке жили за городом в землянках. Некоторых из них разместили в бараках на Конюшенной площади .

Рабочий день строителей Казанского собора летом устанавливался с 4 часов утра до 9 часов вечера. Зимой — с 5 часов утра до 8 часов вечера.

Иностранцы изумлялись:

» Эти простые мужики в рваных полушубках, пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен. С окончанием постройки собора торопились; несмотря на зимнее время и 13-15 градусов мороза, работы продолжались даже ночью. Крепко зажав кольцо фонаря зубами, эти изумительные работники, забравшись на верх лесов, старательно исполняли своё дело.»

Большую помощь при строительстве храма оказал военный губернатор Петербурга Михаил Илларионович Кутузов, он предоставлял территории для мастерских и складов, выделял солдат для неотложных и трудоёмких работ.

Андрей Никифорович Воронихин
Основные сведения
Страна
Дата рождения 17 (28) октября
Место рождения Новое Усолье , Пермская губерния
Дата смерти 21 февраля (5 марта) (54 года)
Место смерти
Работы и достижения
Учёба
  • Императорская Академия художеств
Работал в городах Санкт-Петербург , Петергоф , Стрельна , Гатчина , Павловск
Архитектурный стиль Классицизм , русский ампир
Важнейшие постройки Казанский собор ,
Награды
Андрей Никифорович Воронихин на Викискладе

Биография

Андрей Воронихин родился в семье крепостных крестьян , принадлежавших графу А. С. Строганову . С раннего детства проявил способность к рисованию . Обучался живописи в мастерской уральского иконописца Гаврилы Юшкова. Талант юноши привлёк внимание Строганова, бывшего долгое время президентом петербургской Академии художеств . В 1777 году за счёт графа отправлен учиться в Москву , где его учителями стали архитекторы В. И. Баженов и М. Ф. Казаков . С 1779 года Воронихин работал в Петербурге , проживая в Строгановском дворце .

С 1784 по 1790 год совершил четыре поездки по России и Западной Европе . В 1786-1790 годах изучал архитектуру, механику и математику во Франции и Швейцарии . В заграничных путешествиях был в числе сопровождающих сына графа, Павла Строганова , покинувшего Россию для завершения образования. В 1785 году (по другим данным, в 1787 году ) Воронихин получил от Строганова отпускную , став таким образом свободным.

В 1797 году художник получил звание академика «перспективной живописи» Академии художеств за картины «Вид картинной галереи в Строгановском дворце» (1793, Эрмитаж) и «Вид Строгановской дачи» (1797, Русский музей, Санкт-Петербург). С начала 1800-х преподавал в Академии художеств.

К ранним зодческим работам Воронихина относится отделка интерьеров Строгановского дворца (1793). Пышные барочные формы, предложенные Растрелли, Воронихин заменил строгими классическими, отличающимися простотой и изяществом. Аналогичным образом он перестроил интерьеры Строгановской дачи на Чёрной речке (1795-1796), а также дома в усадьбе Городня (1798).

Звание академика архитектуры Воронихин получил в 1800 году за проект колоннад в Петергофе . С 1802 года он был профессором Академии художеств.

Главным творением Воронихина стал собор в честь иконы Казанской Божией Матери в Санкт-Петербурге. Закладка собора состоялась 27 марта 1801 года, окончены работы в 1811 году.

Другое крупное сооружение Воронихина в Петербурге - здание (позже института, 1806-1811). И здесь мастер давал архитектурное решение в неразрывной связи с задачей ансамбля. Место, отведенное для строительства находилось на берегу Невы , у самого входа в город со стороны моря. Архитектурной доминантой его стал мощный двенадцатиколонный портик, возникающий словно пропилеи на морском пути в столицу .

В числе других работ Воронихина - дом Государственного казначейства, здание , колоннады и каскад в Петергофе , интерьеры дворцов в Стрельне , Гатчине и Павловске , а также парковые сооружения в этих дворцово-парковых ансамблях.

Зодчий скончался 21 февраля (5 марта) 1814 года в Петербурге. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры .

Награды

  • 1 января 1811 года, в связи с завершением работ по строительству Казанского собора в Санкт-Петербурге, архитектор был награжден орденом Святого Владимира 4 степени.
  • 26 сентября 1811 года, по случаю освящения Казанского собора А. Н. Воронихин был пожалован орденом Св. Анны второй степени, украшенным бриллиантами, и пенсией.

Семья

В среде современников архитектора ходили слухи о том, что он являлся внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова от связи с коми-пермячкой Марфой Чероевой , однако ныне живущие родственники зодчего (в частности, игумен Александр (Фёдоров) - прапрапраправнучатый племянник Воронихина) опровергают это предположение.

  • Отец - Никифор Степанович Воронихин
  • Мать - Пелагея Ивановна
  • Племянник - Воронихин, Николай Ильич, рязанский губернский архитектор .

Однако многим биографам архитектора версия родства со Строгановыми кажется очень вероятной, так как граф Александр Сергеевич Строганов, по этой легенде приходившийся ему дядей, взял его в свой дом на воспитание не случайно, зная, во-первых, об истинном его родителе, а во-вторых, о художественных дарованиях мальчика. Собственный его отец, барон Александр Николаевич, если следовать этой версии, не мог взять его к себе и дать вольную, так как и мальчик, и его мать являлись крепостными графа Строганова.

В 1801 году Воронихин женился на 31-летней Марии Фёдоровне Лонд (1770 - 23 января 1822) - англичанке и чертёжнице , проработавшей с ним около десяти лет и служившей гувернанткой в доме Строгановых. Чтобы заключить семейный союз, Воронихину пришлось собрать огромное количество различных бумаг, так как Мэри Лонд исповедовала другую веру и не хотела сначала переходить в православие, а Синод не давал разрешения на брак православного человека и протестантки. После свадьбы молодожёны покинули дом Строгановых и переехали в собственную квартиру. У супругов было шесть сыновей: двое умерли в детстве, остальные, за исключением Константина, тоже прожили очень немного. Потомства после себя они не оставили.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1807 - 21.02.1814 года - собственная дача - Каменноостровский проспект , 62 (дача была разобрана в 1980 году, а в 2006-2008 гг. на её месте построен современный жилой дом).

Библиография

  • Аплаксин А. Казанский собор. СПб, 1911;
  • Гримм Г. Г. Архитектор Воронихин. - Л. - М.: Гос.изд. литературы по стр-ву, арх-ре и стр. материалам, 1963
  • Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. - Л.: Лениздат , 1971 (Серия: Зодчие нашего города)
  • Панов В. А. Архитектор А. Н. Воронихин, М., 1937;
  • Шуйский В. К. Андрей Воронихин // Зодчие Санкт-Петербурга. XIX - начало XX века / сост. В. Г. Исаченко ; ред. Ю. Артемьева, С. Прохватилова. - СПб. : Лениздат , 1998. - С. 19-38. - 1070 с. -

28 октября 1759 года в семье крепостных графа Александра Строганова родился сын. Из талантливого мальчика со временем вырос гениальный архитектор, ставший одним из основоположников стиля «ампир» в России. Андрею Воронихину принадлежат проекты соборов и дворцов, которые помогли городу на Неве снискать славу одного из самых живописных городов мира..

Казанский собор

Когда в 1801 году архитектор приступил к строительству собора, ставшего впоследствии одной из самых значительных высот в его карьере, он столкнулся со всевозможными слухами и неприятными пересудами, которые преследуют каждого, кто посмел вырваться из низов навстречу почитанию и славе. То злые языки поговаривали, что проект был украден у архитектора Василия Баженова, который был создан им для Дома инвалидов в Париже, то злопыхатели утверждали, что идея строящегося собора и часть неосуществленного проекта одного из крыльев Кремлёвского дворца — это одно и то же здание, вышедшее из-под руки всё того же Баженова. Разумеется, не последнее место в перешёптываниях относительно архитектора сыграло его происхождение. Однако даже если Воронихин и обращал внимание на сплетни, то на его работе это никак не сказалось: работы кипели, живописцы Шебуев, Егоров, Иванов и Брюлло рисовали образа, рабочие облицовывали пудожским камнем фасады, а сам архитектор становился одним из самых знаменитых людей в городе.

Удалось ли Воронихину целиком воплотить свой проект в жизни? Едва ли. По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой - с южного фасада, а также получить колокольню и дом для клира. Впрочем, последнему есть любопытное объяснение. Когда в 1800 году создаётся «Комиссия о построении Казанской церкви», Павел I получает письмо, в котором сообщается о необходимости построить колокольню и дома для священнослужителей. Император незамедлительно даёт категорический ответ: «В Риме у Петра нет колокольни, а нам и подавно ни к чему». Что ж, хозяин-барин, и Воронихин спорить не стал. Колокола разместили в проёмах на колоннаде собора, а представители духовенства получили обитель на углу Невского проспекта и Казанской улицы.

По первоначальному замыслу собор должен был быть украшен второй колоннадой - с южного фасада. Фото: Commons.wikimedia.org / Antonu

Дворец в Павловске

В начале 1803 года в центральном корпусе Павловского дворца в пламени пожара погибают роскошные интерьеры Виченцо Бренна, а императрица Мария Фёдоровна, помимо забот политического характера, свалившихся на неё со смертью мужа Павла I, получает новую головную боль - реставрационные работы. Впрочем, она мгновенно перепоручает заботы своему придворному зодчему Воронихину и назначает его главным архитектором Павловска. Удивляться выбору не приходится: годом ранее Воронихин работал над интерьерами в Зимнем дворце на половине Марии Федоровны, а также над теми, что располагаются на втором этаже и смотрят на Дворцовую площадь.

Приступив к работам, Воронихин внёс изменения в отделку основных парадных помещений, эскизы для которых он нарисовал собственноручно, проявив свой талант ещё и в таком жанре, как рисование. Перекрытия в Греческом зале он украсил орнаментальной росписью «под купол», в залах Войны и Мира устроил кессонированные своды - художественные «углубления» в потолке. И, наконец, создал так называемый кабинет «Фонарик» - полуротонду со сферическим куполом, которая окнами выходила в благоухающий цветами садик.

Создавая интерьеры Павловского дворца, Воронихин сделал подробный план помещений, в котором расположил будущую мебель, драпировки и красивые детали в виде ламп, люстр и канделябров. Рассматривая наброски, нельзя не отметить, что архитектор был не просто великим зодчим, но и отличным художником, изящные изображения которого демонстрируют высокое мастерство.

Павловский дворец был заложен 25 мая 1782 года. Фото: Commons.wikimedia.org / Florstein

Львиный «Эрмитажный каскад» в Петергофе

Ещё в далёком 1721 году в идее обустройства Нижнего парка в Петергофе решили придерживаться принципа: каждому дворцу свой каскад. По первоначальному плану павильон «Эрмитаж» с южной стороны должен был украсить одноимённый каскад. Эскиз разработали, пригласив архитектора Николо Микетти, однако идею не осуществили, а к художественному принципу вернулись в конце XVIII века, начав работы по проекту Воронихина.

Каскад выглядел как прямоугольный бассейн с водопадными уступами и с восемью плоскими мраморными чашами, в которые сбегала вода. Для оформления использовали статуи Геркулеса и Флоры, однако через год их заменили на бронзовые фигуры львов, сделанных по моделям скульптора Ивана Прокофьева из-за чего каскад и стали именовать «Львиным». В своём первоначальном блике Каскад, увы, до наших дней не дожил. В 1854—1857 годах по проекту по проекту Андрея Штакеншнейдера бассейн увеличили, установили трёхстороннюю колоннаду из 14 восьмиметровых колонн и разместили между ними 12 чаш с одноструйными фонтанами. Из задумок Воронихина остались только львы с разверстыми пастями, из которых обрушиваются потоки воды.

Во время Великой Отечественной войны каскад серьёзно пострадал; остались лишь цоколь, часть колоннады и повреждённые мраморные чаши. Фото: Commons.wikimedia.org

Шереметьевский дворец на Фонтанке

В 1801 году граф Николай Шереметев возвращается из Москвы и решает прочно обосноваться в Петербурге. К этому моменту во дворце уже вовсю шли строительные работы под началом архитектора Ивана Старова, которого граф всегда привлекал к отделке интерьеров. Однако после женитьбы на своей крепостной Прасковье Ковалёвой, он задумывается о более радикальной смене декораций и привлекает к строительству Джакомо Кваренги и Андрея Воронихина.

Здание решают отреставрировать в модном в те годы стиле классицизм, а Воронихин приступает к внутренней отделке помещений, уничтожая «Плитошную» и «Китайскую» комнаты, снимая деревянные панели и штофы, и устанавливая новые печи и камины. Стены интерьеров отделывают искусственным мрамором, а в саду строят Манеж.

Нужно отметить, что именно с приездом Николая Шереметева усадьба становится одним из негласных увеселительных мест в столице. Негласных оттого, что хоть хозяин Фонтанного и являлся обер-камергером двора Павла I, его фактическая супруга Прасковья Жемчугова, (к слову, одна из самых выдающихся певиц того столетия), не являлась его законной женой и едва ли Павел I мог одобрить морганатический брак одного из своих приближённых.

Дворец Шереметевых («Фонтанный дом») является памятником архитектуры Федерального значения. Фото: Commons.wikimedia.org / A.Savin

Константиновский дворец

Многострадальный «русский Версаль в Стрельне», которым Пётр I мечтал утереть нос французам, за свою многовековую историю успел и обветшать, и сгореть. Перешёл он в конце XVIII века к цесаревичу Константину Павловичу в удручающе обветшалом состоянии. Современники вспоминали: «на плитовых террасах и помостах укоренились толстые берёзы и осины: в окошках свистел ветер. Путешественник бежал сих печальных мрачных мест или останавливался единственно для вопрошания эха, которое три раза ответствовало из развалин».

Однако новый владелец не стал предаваться печали, а призвал к работам всесильного Воронихина, приказав отреставрировать здание, сохраняя облик дворца, каким он был при жизни Петра I. Таким образом, архитектор оставил неприкосновенными фасады, но видоизменил планировку самого дворца, создав лестничные спуски с Большой террасы в Нижний парк. Неизвестно, какой шедевр зодчества мог родиться из задумок Воронихина, но завершению работ помешал грандиозный пожар 1803 года, который уничтожал отделку большинства помещений. Впоследствии брат Константина император Александр I выделил из бюджета внушительные средства на восстановление дворца, но в 1805 году Воронихина отстранили от работ, а на его место позвали архитектора Луиджи Руска, который поставил конечную точку в работе своих предшественников, трудившихся над Константиновском дворцом на протяжении всего XVIII века, став человеком, отреставрировавшим дворец и придавшим ему законченный вид.

В 2000 году дворец с окружающими землями площадью более 140 гектаров был передан на баланс Управления делами Президента. Фото: Commons.wikimedia.org / Ghirla

Здание Горного института

В январе 1804 года Горное Училище решено преобразовать в Горный кадетский корпус. Для этих целей приглашают Воронихина, который строит комплекс новых зданий, из которых через семь лет вырастает величавый архитектурный ансамбль, украшенный портиком из двенадцати колонн и изваяниями «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины».

В помощь Воронихину, который в то время был занят строительством Казанского собора, назначили архитектора Александра Штауберта, работавшего в Петербурге над «народными» учреждениями: гимназиями, тюрьмами и больницами. Он же помогал Воронихину строить Домовой Храм преподобного Макария Египетского для того же Горного университета. Новый храм перестроили в стиле высокого классицизма и освятили в апреле 1810 года.

Говоря о Горном институте, нужно добавить, что работая над новым зданием, Воронихин включил в план стены первых домов, в которых начинало свою деятельность Горное училище. Часть первого здания можно увидеть и сейчас, для этого нужно лишь зайти во двор института.

В настоящее время Санкт-Петербургский горный университет представляет собой один из ведущих в своей области научно-образовательных центров России. Фото: Commons.wikimedia.org / Szczebrzeszynski

До конца своих дней Воронихин работал в области прикладного искусства, преподавал в Академии художеств и, живя в доме на Васильевском острове, пожалованном ему за профессорскую деятельность, работал над последним проектом, откликавшемся на события войны с Наполеоном: храмом-памятником и триумфальной колонной из трофейных французских пушек. Увы, чертежи так и остались чертежами - в феврале 1814 года Андрей Никифорович скончался. Похоронили великого зодчего на Старолазаревском кладбище Александро-Невской лавры. На могиле установили памятник в виде колонны, ствол которой пересекает рустовка с высеченном на ней барельефом с изображением Казанского собора.

Андрей Воронихин — фигура в истории отечественной архитектуре знаковая, без каких бы то ни было скидок эпохальная.

Андрей Никифорович Воронихин родился в 1759 году в селе Новое Усолье Пермской губернии, вотчине , в семье крепостных. Поговаривали, что он был внебрачным сыном барона Александра Николаевича Строганова и девицы-вогулки Марфы Чероевой, выданной позже замуж за служившего у барона дворецким Никифора Воронихина. Предположение это ничем не доказано, но, тем не менее, имеет место быть и неизменно озвучивается в материалах, посвященных судьбе архитектора.

Счастливый билет Андрея Воронихина

Мальчиком Андрей Воронихин поступил в обучение к местному иконописцу Гавриле Юшкову, одному из последних мастеров некогда знаменитой строгановской школы. В 1777 году мы уже обнаруживаем его в Москве, среди учеников В. И. Баженова и М.Ф. Казакова.

В 1779 году Андрей Воронихин отправился в Петербург, в распоряжение графа Александра Сергеевича Строганова (тот приходился барону Александру Николаевичу Строганову двоюродным братом), которому суждено было сыграть важнейшую роль в судьбе самородка. Живя в его дворце на Невском проспекте, крепостной художник пользовался всеми правами домочадца и абсолютным доверием своего хозяина, даровавшего в 1785 году Воронихину вольную — аккурат перед тем, как отправить его вместе со своим сыном Павлом (Павел Строганов был тринадцатью годами моложе Андрея Никифоровича, но между ними сложилась преданная дружба) и его ученым гувернером Жильбером Роммом в путешествие по югу России.

В 1786 году «триумвират» пустился в новое путешествие — на этот раз по Европе; оно продлилось четыре года. В Париж они попали в 1789 году, к началу революции. Павел Строганов (под именем Поля Очера) и Ромм стали яростными якобинцами.

Русский революционер по указу разгневанной Екатерины II, узнавшей о его «проделках», в 1790 году был вызван в Россию. Вместе с ним, разумеется, вернулся и Воронихин. Для Андрея Никифоровича парижское «сидение» оказалось по-настоящему судьбоносным — революционные вихри его занимали мало, он с головой погрузился в изучение современной архитектуры, окончательно определившись в своем жизненном кредо: он будет архитектором!

Андрей Воронихин - мастер самоучка

В Россию в 1790 году приехал сложившийся зодчий — и это при том, что никакого систематического образования Воронихин не получил, так и оставшись гениальным самоучкой.

Вскоре ему представился случай применить свои знания на практике — сгорел великолепный . Александр Сергеевич Строганов поручил переустроить погибшие в огне интерьеры именно Воронихину. На все слова о неопытности последнего граф отвечал: «Этот справится: есть у него талант, есть трудолюбие, честность!» И тот справился, возродив внутреннее убранство в стиле классицизма.

В 1797 году ему было присуждено звание академика перспективной живописи, архитектором он был «признан» в 1800 году, а профессором архитектуры в Академии художеств стал в 1802 году, когда уже строился спроектированный им Казанский собор.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения