Что такое культурные ценности? Типы ценностей

Культура является стержнем, первокирпичиком общества. Основную роль в этом играют материальная и духовная культура. К материальной культуре можно отнести все артефакты (все искусственно созданное) – физические элементы: орудия труда, дороги, постройки, памятники, погребения, дома, мосты, пароходы, самолеты, одежду, посуду, предметы роскоши и другое. К духовной культуре можно отнести, все, что сотворено разумом человека, например, знания, религия, нормы, обычаи, традиции, духовные ценности, ритуалы, идеи, эталоны поведения, законы, заповеди и многое другое, что существует в сознании человека.

Культура делится на две большие составляющие – культурную статику и культурную динамику.

Культурная статика – это культура в покое, внутренне ее строение, базисные элементы, все материальное и нематериальное в ней. Она включает:

культурные комплексы как сумму элементов, возникающих на базе исходного культурного элемента и связанных с ним функционально: спортивные комплексы, гостеприимство, свадьба, крещение, рождение;

культурное наследие – это культуры народов, созданные прошлыми поколениями, испытанные временем, передаются по наследству;

культурные универсалии – это нормы, явления, которые вошли в обиход народов независимо от географии, времени и устройства общества. Сюда можно отнести универсальные аспекты из жизни и деятельности людей, которые повторяются всюду у многих народов: община, пища, календарь, украшение, соблюдение чистоты, гадания, танцы, декоративное искусство, толкование снов, ухаживания, образование, спорт, этикет, торговля, отлучение ребенка от груди, контроль за погодой, религиозные ритуалы. К культурным универсалиям, их насчитывается более 70, относится также то, что отличает одних людей от других: язык, вера, одежда, жилье, времяпрепровождение, привычки, традиции, обряды, манеры поведения.

Культурная динамика описывает те изменения, которые претерпевает культура при распространении во времени (исторический аспект) или в пространстве (расширение культуры, увеличение числа ее носителей).

Культурная динамика описывается при помощи следующих понятий:

1. Инновация – это создание или признание новых элементов культуры, особенно когда они опираются на нечто уже известное и принятое данной культурой.

Открытие – разновидность инновации, акт получения качественно новых знаний о мире, которые описывают, то что ранее не было известно.

Изобретение – разновидность инновации, создание новых комбинаций уже известных фактов или элементов.

2. Диффузия – проникновение черт одной культуры в другую культуру либо взаимный «обмен» культурными чертами.

Диффузия предполагает культурный контакт, но культурный контакт не всегда предполагает диффузию. В процессе диффузии культура отбирает некоторые черты, заимствует их, не принимая другие. Это свойство диффузии называется селективностью . Имеются несколько факторов селективности:

а) культура еще недостаточно развита для того, чтобы воспринимать то или иное явление, ту или иную черту другой культуры;

б) культура посредством ценностей системы и системы норм налагает запрет на заимствование любых или некоторых черт другой культуры

в) носители культуры полагают, что новые явления не нужны им;

г) с точки зрения культуры любые нововведения или данное нововведение способны разрушить существующее положение вещей.

3. Культурный лаг означает неравномерное развитие культуры, когда одни сферы (части) культуры развиваются быстрее, чем другие.

4. Культурная трансмиссия – процесс трансляции (передачи) элементов культуры от одного поколения к другому, что делает культуру непрерывным феноменом, основанным на преемственности. Культурная трансмиссия как процесс характеризует культуру как социальное явление в целом, ее тенденции, содержание.

На индивидуальном уровне ему соответствует аккультурация – усвоение индивидом черт и элементов чужой культуры, образцов поведения, ценностей, технологий и другое. Культурная аккумуляция – процесс накопления, прибавления культурной информации к существующей культуре, при котором количество отбрасываемых старых знаний меньше, чем количество новых знаний, элементов, образцов.

К основным типам культуры относятся:

Материальная, духовная, техническая, художественная, нравственная, педагогическая, научная, политическая, элитарная, массовая, классическая, мировая, античная, современная, эпоха Возрождения, культура нации, народа, человека, человечества, культура труда, поведения, управления, субкультура, контркультура и другие.

Исходя из этого, определяются основные функции культуры :

- человекотворческая (гуманистическая), культура способствует развитию творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности;

- гносеологическая (познавательная), культура является средством познания и самопознания общества, социальной группы и отдельного человека;

- информационная - культура транслирует социальный опыт, чем обеспечивает связь времен – прошлого, настоящего и будущего, является средством передачи социальной информации;

- коммуникативная - функция социального общения, обеспечивающая адекватность взаимопонимания, передачу сообщений между индивидами, группами, нациями;

- ценностно-ориентационная , то есть культура задает определенную систему координат, своеобразную «карту жизненных ценностей», в которых существует и на которые ориентируется человек;

- нормативно-регулирующая (управленческая), которая проявляется в том, что культура выступает средством социального контроля за поведением человека;

- рекреативная – способность культуры восстанавливать духовные силы человека, обновлять его потенциал, делать профилактику духовного состояния, так называемое очищение души;

- функция продуцирования и накопления духовных ценностей , создание пространства духовного богатства. Сохранение общественной памяти человечества;

- преобразование общества –наращивание в нем толерантности, терпимости, добра, справедливости, нравственности;

- способность переориентации человека, его целей, идеалов, мировоззрения по отношению к природе, то есть создание культуры экологической деятельности, установление экологической самодостаточности человека.

В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся: социология кино, музыки, театра, то есть социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим углом зрения. Культурное содержание можно выделить в любой целенаправленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании.

В узком смысле социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного компонента, что позволяет объединить элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.

При социологических исследованиях культуры необходимо решать следующие задачи: а) определять репрезентативные идеи; б) устанавливать их производителя; в) выяснять каналы и средства их распространения; г) оценивать влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движений.

В социологии существуют несколько традиционных плоскостей, подходов к анализу культурных явлений.

По субъекту – носителю культуры, выделяются: общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демографические, территориальные и пр.) или отдельная личность.

По функциональной роли – культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, а также специальную, необходимую людям той или иной профессии.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и «ученую» культуру, создаваемую интеллигенцией, профессионалами, в ней всегда можно четко установить авторство.

По своему характеру и целевому назначению культура бывает религиозной и светской.

Если говорить о формах культуры , то обычно их различают три:

1) народная культура – это произведения искусства, в том числе и прикладного, которые создаются непрофессиональными, часто анонимными творцами, авторами (мифы, легенды, сказания, былины, эпосы, предания, сказки, песни, танцы, любительское творчество, фольклор);

2) элитарная культура – культура привилегированной части общества – изящное искусство, классическая музыка и литература, то есть это произведения искусства, восприятие которых требует высокого уровня образования. Элитарная культура часто обозначает то, что непонятно для широкого круга людей и потребляется только искушенной частью общества;

3) массовая культура , называемая общедоступной, возникла с развитием средств массовой информации, которые охватывают огромную аудиторию. В результате культурные тексты (не только языковые) доступны одновременно большому числу людей, всем слоям и социальным группам.

В практике также выделяются виды культуры :

1) доминирующая культура – культура, которую разделяют большинство членов того или иного сообщества;

2) субкультура – это часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, которые выработаны в какой-либо социальной группе, социальном сообществе и присущи достаточно широкому кругу людей (культура национальности, молодежных группировок, субкультура пожилых людей, профессиональная и криминальная культура, культура национальных меньшинств). Субкультура значительно отличается от доминирующей культуры большинства членов общества. Отличия касаются языка, взглядов на жизнь, манер поведения, одежды, обычаев, причесок, отношений в семье;

3) контркультура – совокупность культурных норм и ценностей, способов коммуникации, выработанная членами какого-либо сообщества в противовес общепринятым нормам и ценностям. Обязательным признаком контркультуры является ее оппозиционность доминирующей культуре и отрицание господствующих ценностей.

Широкую панораму для рассмотрения и сравнения культур представляют Запад и Восток. В числе факторов, имеющих явное различие, выступают: образ жизни, строй языка, архитектура, письменность, религия, искусство, одежда, фольклор.

Запад и Восток занимают крайние позиции, начиная с вопросов восприятия внешнего мира. Запад – радикален, Восток – иррационален. Для Востока человек – интроверт, погруженный во внутренние переживания. Для Запада – экстраверт, ориентирован на внешнюю среду.

Восток несет в себе: сосредоточенность, веротерпимость, углубленность ума, пантеизм (обожествление природы), интроверсию (сосредоточенность на себе самом), веру в гармонию вселенной, ориентацию на приспособление к космическому ритму, ориентацию на единство с природой, стремление к сохранению вековых традиций, моральных стандартов, ритуалов, первичность коллективного, вторичность индивидуалистических, частнособственнических начал.

Западу характерны: стремление к новизне и модификации, практицизм, постижение смысла жизни, ценность технологического развития, внедрение парламентаризма, стремление к динамическому образу жизни, стремление к свободе личности и либеральным ценностям, приоритет творчества.

В основе любого человеческого общества, как и в основе любой человеческой культуры, лежат ценности, свойственные представителям данной общности людей.

Мнение специалистов

Американские культурные антропологи К. Клакхон и Ф. Штродбек ценностями называли "сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем" .

Понятие культурных ценностей

Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основополагающих и общепринятых ценностей, служащих ему руководством в жизни. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, отражающая ее специфическое положение в мире .

Нравственные ценности – это нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения.

Научные ценности – это результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость.

Исторические ценности – это здания, сооружения, объекты и предметы культа, технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

Среди многообразия ценностей особо выделяют культурные ценности, поскольку именно они наиболее тесно связаны с характером и особенностями каждой конкретной человеческой культуры.

Культурные ценности – это определенная объективная обьектность, кото рая, находясь в обладании частного лица, группы лиц или государства представляется универсальной (выдающейся универсальной) ценностью

К культурным ценностям обычно относят:

  • языки;
  • диалекты и говоры;
  • национальные традиции и обычаи;
  • исторические топонимы;
  • фольклор;
  • художественные промыслы и ремесла;
  • произведения культуры и искусства.

Культурные ценности делятся на две группы.

  • 1. Выдающиеся произведения интеллектуального, художественного и религиозного творчества: выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные произведения ремесел, археологические и этнографические раритеты.
  • 2. Совокупность оправдавших себя принципов совместного сосуществования людей: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и пр. Эти культурные ценности ведут к интеграции общества, росту взаимопонимания между людьми и взаимопомощи.

Обе эти группы культурных ценностей составляют "ядро" любой культуры и определяют ее неповторимый характер.

В процессе межкультурных коммуникаций проявляются существенные различия в том, как одни и те же ценности воспринимаются представителями разных культур. Однако среди многообразия различных восприятий можно выделить группу таких, которые совпадают и по характеру оценок, и по содержанию. Такие ценности получили название универсальных, или общечеловеческих.

Универсальные ценности – это материальный предмет (объект), в котором выявлено содержание духовной ценности, значимой для широкого круга субъектов – как отдельных индивидов, так и различных социальных групп (сословий, корпораций, религиозных конфессий, классов, народов, наций или всего человечества) . Универсальный характер этих ценностей обусловлен тем, что их основные черты опираются на биологическую природу человека и всеобщие свойства социального взаимодействия.

Существует ряд причин, которые обусловливают наличие культурных ценностей:

  • категория ценности образуется в человеческом сознании путем сравнения разных явлений;
  • осмысливая мир, человек решает для себя, что для него представляется важным в жизни, а что – нет, что существенно, а что несущественно, без чего он может обойтись, а без чего – нет. В результате формируется его ценностное отношение к миру, в соответствии с которым все предметы и явления рассматриваются им по критерию важности и пригодности для его жизни;
  • каждый объект получает свою оценку и представляет определенную ценность, на основании которой складывается соответствующее к нему отношение. В результате формируется общее ценностное отношение человека к миру, при котором те или иные явления жизни людей имеют для них определенный смысл и значимость .

Культурные ценности играют значительную роль в жизни человека. Они определяют его отношения с природой, обществом, ближайшим окружением и самим собой. В соответствии с ценностями осуществляется отбор информации в процессе общения, устанавливаются социальные связи.

Культурные ценности имеют большое практическое значение в межкультурных коммуникациях. Обычно выделяют четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру.

В контексте межкультурной коммуникации наибольшее значение из этих сфер имеет сфера быта, поскольку это исторически первая область возникновения и существования культурных ценностей. Важно отметить, что осознание культурных ценностей происходит именно в процессе межкультурных коммуникаций, т.е. при встрече с представителями других культур, когда проявляются различия в их ценностных ориентациях.

Пример из практики

Американский юноша-студент познакомился с арабской девушкой, приехавшей вместе с братом учиться в США. Допустим, юноша знает ценности арабского общества, в таком случае ему известно, что арабский мужчина считает своим долгом защищать добродетель сестры. Во взаимоотношениях с девушкой в его поведении не должно быть и намека на возможные близкие отношения. Если же юноша- американец не знаком с ценностями арабского общества, он не будет скрывать свою симпатию и своими откровенными намеками в присутствии брата непреднамеренно нанесет ему оскорбление.

Страница 1

Среди ценностей, формирующих культуру, выделяются две основные группы – материальные и духовные. Первую составляет совокупность выдающихся произведений интеллектуального, художественного, религиозного творчества: произведения живописи, литературы, памятники архитектуры, ремесленные изделия и т. д. Вторая включает социальный опыт общества, «наиболее оправдавшие себя и показавшие наибольшую социальную эффективность принципы осуществления жизнедеятельности: нравы, обычаи, стереотипы поведения и сознания, образцы, оценки, образы, мнения, интерпретации и т. п., то есть принципиальные нормы поведения и суждения, которые ведут к повышению социальной интеграции сообщества, к росту взаимопонимания между людьми…» [Флиер 2000: 252]. Другими словами, это социальный опыт общества, приобретенный в результате адаптации к социальной среде, система представлений о том, как должны строиться взаимоотношения между людьми и каким должен быть человек.

Многие ценности, накопленные человечеством на протяжении истории, являются универсальными. Однако значимость тех или иных ценностей, их иерархия на ценностной шкале в разных культурах различна. Именно это и определяет оригинальность каждой из культур, ее своеобразие и уникальность. Общность культурных ценностей и традиций наряду с языком является одним из важнейших признаков этноса [Караулов 2002: 47]. В основе любой культуры лежит свойственная ей система ценностей, которые выступают как основные жизненные ориентиры и, в конечном счете, определяют культуру данного общества. Для восточной традиции, например, характерны такие ценности, как единство общества и человека, семья, уважение к родителям и старшим, самосовершенствование личности, взаимозависимость, гармония в межличностных отношениях, скромность. Для западной традиции – противопоставление личности и общества, приоритет индивидуальных ценностей над общественными, независимость, свобода личности, равенство и др.

Познавая другую культуру, люди, как правило, болезненно реагируют на различия в ценностной системе, исходят из своих представлений о значимости тех или иных ценностей, что порой приводит к достаточно резким суждениям и оценкам. В качестве иллюстрации приведем пример того, что пишут об англичанах русские парни, прожившие несколько месяцев в Лондоне:

Пресловутый британский традиционализм, на самом деле, есть некое подобие компьютерной программы, от которой британец не отступит ни на йоту в течение всей своей жизни. Правил-традиций очень много, и менталитет британца целиком состоит из них. британцы это не люди, а какие-то киборги [Сакин, Спайкер 2002: 178].

Их негативное впечатление об англичанах усиливается после знакомства с результатами опроса, проведенного в английских университетах, где информантов спрашивали, что для них является главным в жизни и ради чего они живут:

Результаты были ошеломляющие. Впереди с гигантским отрывом от всех остальных пунктов шло money-making (59 % опрошенных), на втором месте – карьера (около 40 %)… Традиционные и естественные, как показалось бы русскому человеку, ценности – семья, дружба, любовь, дети – либо занимали последнее место этого «хит-парада», либо вообще отсутствовали [Сакин, Спайкер 2002: 181].

Для преодоления этноцентризма в восприятии представителей иной культуры и лучшего понимания важно знать особенности их ценностной системы. Американские антропологи Ф. Клакхон и Ф. Стродтбек выделили пять основных параметров, по которым взгляды представителей разных культур на окружающий мир различаются и которые определяют их ценностную ориентацию. По их мнению, это: а) отношение человека к природе (man-nature orientation); б) его отношение к деятельности (activity orientation); в) отношение ко времени (temporal orientation); г) характер взаимоотношений между людьми (relational orientation); д) природа человека (human-nature orientation) . На основе этих отношений и складывается система ценностей народа, формируются его взгляды, концепции, культура. Кратко остановимся на некоторых из этих отношений в рассматриваемых нами культурах и попытаемся найти свидетельства их проявления в коммуникации.

Смотрите также

Out of doors
Дойдя до этой финальной главы, я поняла, что еще о многом не успела рассказать. Особенно о том, что составляет жизнь американской семьи за пределами ее дома, или, как здесь говорят, out of doors . ...

Аудиторское заключение
Заключение датируется числом, соответствующим дате завершения аудиторской проверки, и не ранее даты подписания или утверждения финансовой отчетности. Аудиторское заключение обычно подписывается от...

Культура
Современная уругвайская культура разнообразна по своей природе, поскольку население страны является очень многокультурным. В стране впечатляющее наследие художественных и литературных традиций. Эт...

, художественные промыслы и ремесла , произведения культуры и искусства - синоним: культура

  • результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость - научные ценности, знания, наука
  • здания , сооружения , объекты, предметы (культа), технологии , уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты - исторические ценности
  • Энциклопедичный YouTube

      1 / 1

      Культурные ценности молодёжи. Мнение народа.

    Субтитры

    Термины, опубликованные в научной литературе России

    Всякая культурная ценность(КЦ), по своему составу может быть представлена в виде формулы:

    где ρ - степень вероятности подлинности предмета, α - его ценность, выраженная в нравственных ожиданиях эксперта .

    Универсальная культурная ценность (КЦ Σ), выявленная с учётом реалий общественного устройства, может быть представлена в форме:

    КЦ Σ = αρ + βq + γr;

    где α - ценность предмета (объекта) для государства , β – ценность предмета (объекта) для религиозной организации , γ – ценность (предмета) объекта для корпорации (сословия, самодеятельного профессионального союза, творческого объединения граждан, национального образования народов населяющих Российскую Федерацию) . Знаки ρ, q, r – соответствующие вероятности подлинности предмета.

    Первое условие существования ценности: её обособленность от окружающего мира, выделение сознанием человека нечто из гомогенной среды, т. е нечто должно объективно существовать, а не потенциально представляться.

    Второе условие существования ценности: закреплённость феномена в материальном носителе, объектная оформленность.
    Третье условие существования ценности (необходимое и достаточное): предмет обладающий ценностью должен иметь собственника, т. е. пройти операцию отчуждения.

    Выявление культурной ценности (Антиномия первого порядка) : «материальное - духовное» указывает на динамическую природу феномена культурных ценностей присущих материальной статической форме объекта реального мира.

    При разрешении антиномии содержание понятия первоначально, в момент выявления, концентрируется антитезисе (духовной составляющей), в то время как тезис (предмет - носитель духовности), представляет собой форму материального объекта, на которую посредством творческой деятельности членов социума переносится носится содержание из антитезиса .

    Музейный предмет – культурная ценность, качество, либо особые признаки которой делают необходимым для общества её сохранение, изучение и публичное представление .

    Процесс научной атрибуции культурной ценности: Субъект атрибуции (S A) соотносит некоторое количество визуально очевидных признаков и качественных показателей объекта атрибуции O A (a, b, c) некоторому количеству признаков (a i , b i , c i) объекта (О i), принадлежащему подмножеству представлений субъекта атрибуции - OSA, которое является проекцией мира универсума множества - О на сознание субъекта атрибуции.

    Если, по мнению субъекта атрибуции, имеется соответствие некоторого класса признаков объекта OA(a, b, c) э Оi(ai, bi, ci), то объекту атрибуции присваиваются имя и некоторые признаки объекта Оi(ai, bi, ci), который, вероятно, имеет место в реальном мире - O.

    Фактор вероятности (ρ) заключает в себе уровень нравственных ожиданий субъекта атрибуции, или степень сознания насколько его представления об эталоне сравнения (Оi) соответствуют реальному положению его в Универсуме - O, и отражает всегда неполное соответствие признаков объекта атрибуции OA(a, b, c) - известным признакам объектов сравнения Оi, Оj, Оk.... Оn-1.

    При этом не исключены варианты при которых объект атрибуции O A (a, b, c), или может относиться в данному классу объектов, или принадлежать к другому классу объектов, или являться представителем единичного класса объектов.

    Следствие 1: Атрибуция культурных ценностей, чаще всего имеет в своей основе алгоритм полуэффективного процесса , при том, что каждая процедура атрибуции стремится быть завершенной :

    А эn ⊃ А эn-1 .... ⊃ А ни ⊃ А фзк ⊃ А дх (1)

    Где Адх – атрибуция предмета при поступлении в музей, А фзк - атрибуция предмета фондово-закупочной комиссией, А ни - атрибуция в процессе научной инвентаризации, А эn , А эn-1 - атрибуция дополнительными экспертными мероприятиями (экспертиза на подлинность, экспертиза при организации выставок, экспертиза при реставрации и т. п.).

    Формула (1) показывает, что задача атрибуции предельна конкретна - провести идентификацию объекта атрибуции с некоторой степенью вероятности, а последовательность и зависимость атрибутивных действий указывает на глубинную цель атрибуции - выявить истинное имя предмета, получить которое можно только располагая всей полнотой знаний о культурной ценности и Универсуме .

    Следствие 2: Атрибутивные признаки относятся к объектам не числовой природы , что предполагают возможность установить рефлексивные симметричные отношения ранжирования, разбиений и толерантности . Это указывает на принципиальную возможность применения для обработки данных атрибуции математических и статистических методов, без использования которых научная атрибуция культурных ценностей не представляется возможной.

    Следствие 3: наличие структуры атрибуции культурных ценностей указывает на необходимость разработки алгоритма атрибуции на основе принципов структурно-функционального анализа, с учётом вероятности подлинности и коллективного согласия .

    Международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности". Впервые определение "культурная ценность" было сформулировано в Гаагской конвенции 1954 г. "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Согласно настоящей Конвенции, культурными ценностями считаются следующие предметы, независимо от их происхождения и владельца:

    • а) ценности движимые или недвижимые, которые имеют большое значение для культурного наследия каждого народа, такие как памятники архитектуры, искусства или истории, религиозные или светские, археологические месторасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковых представляют исторический или художественный интерес, произведения искусства, рукописи, книги, другие предметы художественного, исторического пли археологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг, архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;
    • б) здания, главным и действительным назначением которых является сохранение или экспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а), такие как музеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенные для сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей, указанных в пункте (а);
    • в) центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей, указанных в пунктах (а) и (б), так называемые центры сосредоточения культурных ценностей". Драча Г.В. Культурология. - Рн/Д, 2000.С. 37.

    Наряду с Конвенцией 1954 г. широкое определение понятия "культурная ценность" было дано в Рекомендации ЮНЕСКО 1964 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного вывоза, ввоза и передачи права собственности на культурные ценности". С точки зрения этой Рекомендации, "культурными ценностями считается движимое и недвижимое имущество, имеющее большое значение для культурного достояния каждой страны, такие предметы, как произведения искусства и архитектуры, рукописи, книги и другие предметы, представляющие интерес с точки зрения искусства, истории или археологии, этнологические документы, типичные образцы флоры и фауны, научные коллекции и важные коллекции книг и архивных документов, в том числе музыкальные архивы". Существенным является то, что именно в этой Рекомендации впервые указывается на деление культурных ценностей на две категории: движимые и недвижимые. Стешенко Л. А.. Охрана памятников истории и культуры в СССР // Советское государство и право.

    М. 1975. - №11. С. 17-24.

    Деление вещей на две категории, а именно на недвижимые и движимые было известно еще в римском праве и в эпоху средневековья. В отношении движимости применялась известная формула "движимость следует за лицом" ("mobilia personam sequuntur"). Исключительно движимые культурные ценности стали предметом регулирования Конвенции ЮНЕСКО 1970 г. "О мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности". Согласно статье 1 Конвенции: "для целей настоящей Конвенции культурными ценностями считаются ценности религиозного или светского характера, которые рассматриваются каждым государством как представляющие значение для археологии, доисторического периода, истории, литературы, искусства и науки". Необходимо отметить, что значение этого определения для археологии, доисторического периода, истории, литературы, и науки отнесено к компетенции государства - участника Конвенции. Отсюда следует, что именно к компетенции каждого государства отнесено и определение перечня категорий культурных ценностей. Дьячков А.Н. Памятники истории и культуры в системе предметного мира культуры. Памятники и современность. -М., 2007.С.251.

    В Российском законодательстве впервые понятие "культурные ценности" было закреплено в Законе Российской Федерации от 09.10.1992 г. № 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" и формулировалось как "нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты". Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3612- I

    (в ред. от 1.12.2014)

    В 1988 году Союз Советских Социалистических Республик (далее - СССР) ратифицировал Конвенцию ЮНЕСКО 1970 года и в соответствии с ней был принят Закон Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (далее - Закон), в котором уже более четко разграничиваются категории предметов, которые относятся к культурным ценностям. В соответствии с этим законом, под культурными ценностями понимаются "движимые предметы материального мира, находящиеся на территории РФ, а именно:

    • -культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации;
    • -культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации;
    • -культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации;
    • -культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно - научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности;
    • -культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов;
    • -культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности". О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (в ред. от 23.07.2013г)

    "Предметы материального мира", упомянутые выше, перечислены в другой статье Закона, в соответствие с ней "к культурным ценностям относятся следующие категории предметов:

    • 1. Исторические ценности, в том числе связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства);
    • 2. Предметы и их фрагменты, полученные в результате археологических раскопок;
    • 3. Художественные ценности, в том числе:
      • -картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов;
      • -оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы;
      • -оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов;
      • -художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы;
      • -гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы;
      • -произведения декоративно - прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов;
      • -изделия традиционных народных художественных промыслов;
      • -составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства;
    • 4. Старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях;
    • 5. Редкие рукописи и документальные памятники;
    • 6. Архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы;
    • 7. Уникальные и редкие музыкальные инструменты;
    • 8. Почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях;
    • 9. Старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования;
    • 10. Редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология;
    • 11. Другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры". О вывозе и ввозе культурных ценностей: Закон РФ от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 (в ред. от 23.07.2013г)

    Таким образом, данным Законом исчерпывающим образом оговариваются практически все предметы, которые прямо или косвенно могут относиться к культурным ценностям.

    Не смотря на то, что международное право и российское законодательство дают несколько определений понятия "культурные ценности", общая специфика остается неизменной: культурное наследие образует совокупность материальных и духовных культурных ценностей других эпох, подлежащих сохранению, переоценке и использованию имеющихся достижений. Понятие "культурные ценности" охватывает как материальные объекты, так и духовную деятельность человека. Культурной ценностью могут обладать средства труда и его вещественные продукты, произведения духовного творчества, философские идеи, достижения науки, традиции, моральные и правовые нормы и т. д.

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения