Древние ольмеки. Загадочная цивилизация ольмеков. Новые открытия и новые сомнения

Как цивилизация, ольмеки зародились около трех тысяч лет назад. Археологические находки, безусловно, дают подтверждение их существованию, однако, учеными так и не разгаданы тайны ни их происхождения, ни гибели. Обитали ольмеки на современном побережье Мексиканского залива. Считается, что эта индейская империя была наиболее ранней культурой Центральной Америки. В легендах находят подтверждение, что ольмеки были прародителями других мезо-американских цивилизаций.

Культура древней цивилизации

В переводе с языка майя, из исторических хроник которого взято наименование "ольмеки", буквально означает "жители страны каучука".

На протяжении нескольких сотен лет данная цивилизация развивала научные знания. Просуществовав достаточно недолго, они смогли развить науки до небывалых высот. К ее изобретениям относится календарь ольмеков на основе уникальных представлений о математике и астрономии. Строился он исходя из цикличности вселенной, включая в себя длинные эпохи в 5000 лет, а также знания о циклах и других планет, продолжительности суток и года. Он являлся прообразом знаменитого календаря майя, также интерпретировавшего астрономические явления. К сожалению, практически не сохранилось культурное богатейшее и мифологическое наследие, венцом которого считается : ольмеки перешли от поклонения различным тотемным животным к почитанию богов – человекоподобных образов, являющихся воплощением сил природы.

Гигантские каменные головы людей с негроидными чертами лица и весом по 30 тонн каждая были обнаружены, начиная с 1930 года. Высеченные из монолитного базальта, они имеет идеальные пропорции, обработаны с высочайшей точностью и имеют тщательно выведенные черты лица. Скульптуры покоятся на площадке из необработанных каменных пластов. Ученые в процессе исследования пришли к выводу, что головы были высечены около 1500 года до нашей эры, а, возможно и ранее. Специалисты утверждают, что это образы идолов, память о великих мастерах того времени, которую создала ольмекская цивилизация. Ольмеки равнялись и следовали установленным порядкам дальнейшие индейские племена.

Однако, как уже было сказано, не осталось доказательств эволюции этой загадочной цивилизации: каких-либо рисунков, записей или просто вещей. Напрашивается вывод о том, что данная цивилизация появилась из ниоткуда полностью сложившейся. Ученые буквально по крупицам разыскивают и пытаются структурировать информацию об их социальной организации, мифологии, ритуалах. Все-таки удалось обнаружить, что ольмеки были сельскохозяйственной, как и все более поздние культуры Древней Америки, цивилизацией. Также сферами их деятельности были рыболовство и земледелие, что позволяло им процветать. Время и история беспощадно уничтожили индейское достояние. Неизвестна ни языковая, ни этническая принадлежность ольмеков, только гипотезы. Найденные же и исследованные архитектурные конструкции говорят о том, что ольмеки были замечательными инженерами.

Культ ягуара

Считается, что именно представители этой цивилизации первыми стали поклоняться ягуару. Позднее этот культ встречается и среди других древнейших цивилизаций как Центральной, так и Северной и Южной Америки. Ягуара чтили как покровителя земледелия, считая, что он невольно способствовал сохранению посевов, распугивая других животных, предпочитающих растительный рацион. У продревних народов этот хищник считался хозяином Вселенной, и соответственно, обожествлялся. Культ, посвященный этому верховному божеству, стал абсолютно новой мифологической системой. Ольмеки всех своих богов представляли в образе ягуара. Это животное олицетворяло силу, царственность и независимость, стало плодородия и природных явлений и, что немаловажно, был проводником в мир , так как вел преимущественно ночной образ жизни.

Сами ольмеки приравнивали себя к ягуару, согласно легенде о союзе ягуара-божества с земной женщиной. В гигантских скульптурах был запечатлен образ, в котором присутствовали как черты свирепого ягуара, так черты плачущего ребенка.

Существует легенда, дошедшая до наших дней о появлении первых ягуаров. В одном селении жила женщина и было у нее двое сыновей. Один из них был хорошим охотником, другой – хитрым и предприимчивым. Так вот он сделал маску свирепого животного, раскрасил ее и стал в ней охотиться. Затем, принося добычу в хижину, снимал маску и вонзал стрелу в тушу. Другой брат решил разузнать, в чем же тут дело. Проследил и сделал все то же самое, а потом решил пойти по деревне, наводя страх на ее жителей. И тут случилось невероятное – маска приросла к нему. Брат-охотник пришел в ярость и растерзал всех жителей селения, кроме своей матери. Она и уговорила уйти его жить в лес. Этот сын и стал родоначальником других ягуаров, которые порой могли оборачиваться в людей и обратно. же была общей и боги, властвовавшие над людьми и ягуарами - тоже.

Также ягуар-оборотень представлялся божеством дождя, одним из самых известных богов того времени. Шаманы использовали облик ягуара в тотемах. Считалось, что тотем символизирует леса. Не всем шаманам подчинялся такой тотем. Только сильный и могущественный шаман мог трансформироваться в ритуальном танце в животное и имел возможность его контролировать. Также шаманы умели излечивать болезни, приносить удачу на охоте и доже предсказывать будущее. С тех самых прадавних времен людей-ягуаров просто панически боялись. Появился таинственный культ, связанный с возможным перевоплощением, последователей которого жестоко клеймили специальной иглой, следы от нее были похожи на следы от когтей животного.

Некоторым образом с ягуаром была связана еще одна легенда. В одном из племен совершенно чудесным образом забеременела молодая незамужняя девушка. Старейшины племени не поверили в чудо и искали того, кто должен понести наказание за совращение. Однако самый старый и наимудрейший старейшина подтвердил чудесное зачатие от самих небес – удара молнии. Все стали с нетерпением ждать рождения священных детей. Но однажды случилась беда, на девушку напал ягуар и разорвал ее, но дети успели родиться, они упали в реку. Бабушка Ягуаров, а это была именно она, нашла малышей и вырастила их в искупление за то, что убила их мать. Она назвала тех необыкновенных малышей Солнце и . Дети выросли и стали родоначальниками нового племени – появились ольмеки.

Цивилизация со временем исчезла, ее мифологические образы поглотили майя – следующая великая цивилизация. У них ягуар – божество стал покровителем еще войне и охоте. Царские майяйские династии считали это животное священным предком. Самыми популярными именами у них были Ягуар-Кедр, Ягуар-Ночь, Темный Ягуар. Вожди носили шкуры ягуаров, как верховной власти, и шлемы в форме голов этого зверя. Представители другой могущественной цивилизации – ацтеки верили, что первой из четырех эпох Вселенной была эра ягуаров, истребивших населявших в то время землю великанов. Были и храмы, посвященные богу-Ягуару, чья пятнистая шкура напоминала небесный звездный узор.

В мифологии ольмеков были также и другие мотивы - обретение маиса, здесь бог это благодетель человечества, добывает спрятанные в горах зёрна маиса. Развивается мотив о противоборстве старого бога с божеством маиса.

К сожалению, теория о том, что ольмеки являются структурной цивилизацией не подтверждено фактически, а есть изложением догадок специалистов. Но и по тем немногим данным, дошедших до нас через тысячи лет, можно предположить, что данная цивилизация не исчезла бесследно - ее наследие было усвоено и поглощено последующими великим цивилизациями майя и ацтеков.

Поделись статьей с друзьями!

    Легендарная цивилизация. Ольмеки

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/04/olmec-heads-1-150x150.jpg

    Как цивилизация, ольмеки зародились около трех тысяч лет назад. Археологические находки, безусловно, дают подтверждение их существованию, однако, учеными так и не разгаданы тайны ни их происхождения, ни гибели. Обитали ольмеки на современном побережье Мексиканского залива. Считается, что эта индейская империя была наиболее ранней культурой Центральной Америки. В легендах находят подтверждение, что ольмеки были прародителями других...

Постройки ольмеков не отличались сложными формами, как у более поздних племен, однако были массивны и своеобразны. Можно выделить несколько особенностей архитектуры первого американского племени. В основе древних храмов находился либо квадрат, либо прямоугольник. Сами по себе эти сооружения представляли пирамиду.

Предполагается, что строения такой формы сооружать проще, чем, к примеру, кубической, получаются они выше и устойчивее. В отличие от египетских пирамид, мезоамериканские (а архитектурный стиль ольмеков переняли все без исключения племена Центральной Америки) возводились с лестницами, ведущими от подножия к расположенному на вершине храму (обычно с двумя помещениями). Если сооружение было большое, наверх поднимались уже не две, а четыре лестницы - по всем сторонам пирамиды. Второй тип построек - так называемые дворцы, которые скорее являлись жилыми домами знати. Эти здания также находились на небольших возвышениях, внутри же делились на несколько узких и вытянутых помещений. Главное тотемное животное ольмеков - ягуар (по легенде, это племя произошло от союза божественного ягуара и смертной женщины), что подтверждается многочисленными находками археологов, как скульптурными, так и архитектурными.

Удивительные археологические находки.

Один из центров культуры ольмеков - город Сан-Андрес, находившийся примерно в 5 км к северо-востоку от Ла Венты (сейчас это часть города Вильяэрмоса). При раскопках обнаружили удивительную находку, отодвинувшую дату появления первой письменности в Мезоамерике как минимум на 300 лет, - это размером с кулак цилиндр из керамики, с изображенными по бокам иероглифами. Он использовался в качестве орудия для письма. Каменные головы ольмеков, к сожалению, не так известны, как статуи острова Пасхи, тем не менее они также поразительны, в первую очередь своей монументальностью (их вес около 30 т, в окружности - 7 м, высота - 2,5 м) и реалистичностью. Можно выделить еще несколько наиболее примечательных и крупных ольмекских городов: это Сан-Лоренсо, Лас-Лимас, Лагунаде-Лос-Серрос и Льяно де Хикаро (в нем нашли руины мастерской по обработке базальта). Среди прочих находок стоит выделить сенсационные детские игрушки. Дело в том, что многие из них изображают различных зверей на колесах, а ведь долгое время считалось, что население доколумбовой Америки не было знакомо с колесами!

Сан-Лоренсо – один из первых городов Америки.

Самый известный и первый главный город ольмеков - Сан-Лоренсо (Сан Лоренцо), существовавший на протяжении 500 лет. Историки пришли к выводу, что здесь проживало 5 тыс. жителей. К сожалению, увидеть один из первых мезоамериканских городов довольно сложно. От некогда крупнейшего поселения Америки почти ничего не осталось из-за ужасных погодных условий, прожорливого времени и бездействия властей, а туристам куда интереснее майя и ацтеки. Тем не менее, на территории Сан-Лоренсо (сейчас это городок Теночтитлан) находится самая древняя пирамида Америки, чьи ступени украшены резным изображением богаягуара. Также здесь обнаружили дренажные системы, каменные головы и площадку для культовой игры в мяч. Последнее сооружение представляло собой две идущие параллельно наклонные стены из камня. Непосредственно игра происходила внизу, а зрители сидели на стенах.

Ла-Вента – музей под открытым небом.

Наиболее хорошо сохранившийся и богатый город ольмеков - это Ла Вента. Сан-Лоренсо постепенно приходит в упадок и к 900 г. до н. э. центр культуры ольмеков перемещается южнее. Связано это с завоевательными набегами (отношения между племенами ольмеков были отнюдь не мирными) и изменением русла реки, что играло в те времена одну из определяющих ролей. По реке доставляли товар, из нее отводили воду для обеспечения жизнедеятельности людей и в ней, помимо всего прочего, ловили рыбу, что наряду с земледелием было основным занятием ольмеков. В Ла Венте также наблюдается большое скопление знаменитых ольмекских скульптур из камня - огромных голов внешне негроидного происхождения, что наталкивает на определенные мысли о происхождении этого древнего народа. Обилие таких находок поразительно, потому что вблизи не было ни одной каменоломни.

Ко времени расцвета Ла Венты (начиная с IX в. до н. э.) в городе начинают создаваться сложные мозаики, сооружаются новые монументальные скульптуры - стелы и богатые захоронения, созданные при помощи поставленных вплотную друг к другу базальтовых колонн. В этих камерах найдены саркофаги, множество фигурок и украшений. Большинство находок перевезли в музей города Вильяэрмоса (столица мексиканского штата Табаско), в парк Ла Вента - на территорию, которую занимал древний город.

Заключение.

Долгое время считалось, что ольмеки - первая цивилизация Мезоамерики - внезапно покинули свои города и исчезли в неизвестном направлении, «как сквозь землю пропали, что балтийская водь». На самом деле, в отличие от той же води, в прямом смысле слова уходившей под землю, ольмеки просто оставили столетиями обжитую местность и стали передвигаться на север, вглубь континента. Причинами этого могли стать засухи, извержения вулканов или другие природные катаклизмы, приведшие к тому, что занимаемая ольмеками территория стала непригодной для жизни. Поводом к этому, в свою очередь, могло быть изменение направления русел рек или их полное исчезновение, ведь вода в те времена играла определяющую роль в жизни населения, особенно на такой сложной, в климатическом отношении, территории, как Центральная Америка (впрочем, для майя отсутствие воды не являлось препятствием, но об этом будет рассказано позже).

Ольмекам не составило большого труда найти новые пригодные для существования территории, поскольку во время своих торговых походов они уже неоднократно бывали в поселениях соседних племен. Перемещение ольмеков на север привело к постепенному ассимилированию этой самобытной цивилизации с другими индейскими племенами. Необходимо заметить, что история майя длится практически параллельно с существованием ольмеков (первый из известных городов племени - Куэйо (Белиз) - датируется 2000 г. до н. э.), однако расцвет майя начинается именно с момента «исчезновения» ольмеков. Из этого можно сделать вы вод, что последние, ассимилируясь с другими индейцами, как бы в обмен на право проживать на чужой территории обучали своих бывших соседей и торговых партнеров общественному, политическому строю и обогащали своими навыками их культуру. Принципы построения общества, письменность, астрономия, математика - это только небольшая часть знаний, появлению которых майя и впоследствии другие индейские племена Америки обязаны ольмекам.

Ольмекская цивилизация имеет несомненное подтверждение своему существованию в виде археологических находок. Но тайны ее происхождения и гибели по сей день не разгаданы учеными. Само наименование «ольмеки» условно взято из исторических хроник ацтеков, где с таким названием есть упоминания одного из племен этой цивилизации. Слово «ольмек» в переводе с языка майя означает «житель страны каучука».

Ольмеки обитали на территории нынешней южной и центральной Мексики. Более древние следы цивилизации относятся к 1400 году до н. э. В городе Сан-Лоренцо были найдены остатки крупного (возможно, главного) поселения ольмеков. Но имелись и другие поселения, более крупные из которых - в местах Ла Вента и Трес-Сапотес.

Многие из исследователей считают ольмеков прародителями других мезо-американских цивилизаций, что находит подтверждение и в легендах индейцев. Точно известно только то, что ольмеки - одна из наиболее ранних культур Центральной Америки.

Обнаруженные артефакты

По обнаруженным артефактам возможно судить, что у ольмеков были развиты строительство, искусство и торговля. До наших дней дошли их пирамиды, дворцы, гробницы, храмы, курганы, водопроводная система и огромные памятники в виде каменных голов. Первая такая голова была обнаружена в 1862 году неподалеку от поселения Трес-Сапотес, после чего начался исследовательский «бум» по поводу открытой в лесах Мексики индейской культуры (хотя сразу после находки считали, что это «голова африканца», или, как ее называют и сейчас, «голова эфиопа»).

Эту знаменитую голову полностью откопали лишь в 1939–1940 гг. Как оказалось, высота каменной головы составляет 1,8 м, а окружность - 5,4 м, и этот огромный монумент высечен из цельного куска базальта. По сей день остается загадкой, как был доставлен такой большой кусок скальной породы на место, в котором сейчас находится статуя, если ближайшее месторождение базальта находится в десятках километров от этого места (ольмеки, согласно сведениям археологов, не знали колеса и не имели тяглового скота).

В последствии были обнаружены еще 16 таких голов, высотой до 3 м и весом до 20 тонн каждая. В большинстве своем ученые считают, что эти головы изображали вождей ольмекских племен. Но некоторые из современных исследователей полагают, что гигантские головы могли быть выполнены не ольмеками, а представителями более ранних цивилизаций: к примеру, легендарными атлантами, сами же ольмеки были только потомками этих цивилизаций и «хранителями» огромных изваяний.

В первой половине XX века археологами из Мексики был обнаружен город Син Кабесас, что переводится как «Безголовые». Такое название дали найденному городу сами ученые из-за множества обезглавленных статуй, расположенных в этом древнем поселении. Впрочем, некоторые каменные исполины дошли до нашего времени абсолютно целыми. Кроме голов и статуй, ольмекская скульптура представлена в каменных алтарях и резных стелах, а также в небольших нефритовых и глиняных (реже - гранитных) фигурках, которые изображают людей и животных.

Археологические экспедиции

Алтарь ольмеков

Разные экспедиции, снаряжавшиеся на поиски и исследование артефактов в первой половине XX века, приводили к многочисленным новым открытиям, но некоторые свидетельства существования ольмекской культуры вначале ошибочно были приписаны культуре майя из-за похожести ликов.

Археологам пробирались до остатков древних поселений и каменных скульптур по непроходимым джунглям, тропическим рекам и болотам, подниматься в горы: следы древней цивилизации оказались к тому времени уже довольно сильно отрезанными от современных поселений и дорог. Это усложняло исследования, но со временем на основе новых сведений ученым открывалась все более ясная картина существования ольмекской цивилизации.

Стилизованные маски и человеческие фигуры, вытесанные на стелах и каменных ящиках, как считают исследователи, являются изображениями богов, почитаемых ольмеками. А в обнаруженной в Ла-Венте роскошной гробнице погребен, предположительно, правитель ольмеков, живший за 9-10 веков до появления в этих местах ацтеков. В саркофагах и гробницах археологи находили украшения и статуэтки, необычные инструменты.

Пирамиды ольмеков

Пирамиды возможно, служили храмовыми комплексами. Они были устроены не по «обычной» пирамидальной форме, а с круглым основанием, от которого «отходило» несколько округлых «лепестков». Такую форму исследователи объясняют сходством с вулканическими холмами, сохранившимися после извержений: ольмеки считали, что в вулканах живут боги огня, и храмовые комплексы в честь тех же богов сооружались по подобию потухших вулканов. Сами пирамиды ольмеков были устроены из глины и облицованы известковым раствором.

Как выглядели ольмеки

Облик ольмеков возможно предположительно восстановить по множеству найденных изваяний: глаза монголоидного типа, приплюснутый нос, пухлые уплощенные губы. Скульптуры имеют целенаправленно деформированные головы. Более точные сведения могли получить по найденным в усыпальницах останкам ольмеков, но ни одного целого скелета не сохранилось.

Откуда они появились

По легендам ацтеков, ольмеки прибыли в места своего обитания на лодках, с северного берега. В месте, где сейчас находится город Панутла, они оставили лодки и двинулись по указанию богов до местности Тамоанчан (в переводе с языка майя - «страна дождя и тумана»), где и основали свою цивилизацию. В других индейских легендах не объясняется появление ольмекской цивилизации: сказано лишь, что ольмеки обитали в тех местах с древних времен.

Как считает норвежский исследователь Тура Хейердал, ольмекская цивилизация могла быть привнесена в Центральную Америку из Средиземноморья и Древнего Египта. На это могут указывать не только индейские легенды, но и сходство ольмекских сооружений, письменности, искусства мумификации с аналогичными свидетельствами культур Старого Света. Такое предположение объясняло бы тот факт, что при археологических исследованиях не было обнаружено признаков эволюции ольмекской цивилизации: она словно появилась в уже процветающем виде и так же неожиданно оборвала свое существование. Но это также только предположение. Многие из ученых по-прежнему убеждены, что цивилизации в различных частях Земли могли развиваться по аналогичной схеме, находясь в совершенной изоляции друг от друга.

Возникновение ольмекской культуры относят приблизительно ко второму тысячелетию до н. э. Если судить по более поздним археологическим исследованиям, она могла быть развита из раннеземледельческих культур Центральной Америки, которые постепенно эволюционировали из кочевых культур в результате изменения природных условий. Древнейшие кочевые племена Южной и Центральной Америки, как считают ученые, пришли из Азии в те времена, когда между этими континентами еще существовала сухопутная связь.

Как полагают палеоантропологи, на территорию Центральной Америки во время последнего ледникового периода могли попасть и представители негроидной расы. Это в некоторой степени объясняет черты лица, отраженные в гигантских ольмекских головах. Другие исследователи считают, что на мезо-американскую территорию могли попасть водным путем древние австралийцы и европейцы. Может быть, цивилизация ольмеков появилась и вовсе в результате смешения выходцев из разных континентов.

В 1200-900 годах до н. э. основное поселение ольмеков (в Сан-Лоренцо) было заброшено: возможно, как результат внутреннего мятежа. «Столица» ольмекского царства переместилась в Ла-Венту, находящуюся на 55 миль восточней, среди болот у реки Тонала. Ольмекское поселение в Ла-Венте существовало в 1000-600 годах до н. э. или в 800–400 годах до н. э. (согласно разным данным исследований).

Ольмеки покинули восточные части своих земель около 400 года до н. э. Среди возможных причин - изменение климата, извержение вулканов и захват части ольмеков представителями других цивилизаций. К последним столетиям до н. э. археологи относят даты, высеченные ольмеками на каменных стелах и статуэтках. Это наиболее древние письменные даты, обнаруженные на территории Центральной Америки, древнее, чем письменность цивилизации майя. Когда были найдены ольмекские артефакты с датами, ученые после продолжительных споров пришли к выводу, что майя заимствовали свою письменность и свой календарь у ольмеков.

Любопытно, что многие каменные статуи и гигантские головы, принадлежащие ольмекской цивилизации, были намеренно повреждены еще в древности: может быть, самими ольмеками. Кроме того, некоторые изваяния в то же древнее время были явно передвинуты из своих первоначальных мест или так же целенаправленно засыпаны землей, после чего «могилу» облицовывали плиткой или разноцветной глиной.

Некоторые исследования говорят о том, что расцвет ольмекской цивилизации приходится на I столетие до н. э. - I столетие н. э. Именно этим периодом датированы все образцы ольмекской письменности, а также наиболее совершенные предметы искусства. Таким образом, ольмеки и майя некоторое время сосуществовали рядом друг с другом.

Исследователь Майкл Ко считает, что предки майя жили когда-то на территории ольмеков: когда наступил упадок культуры Сан-Лоренцо и Ла-Венты, основная масса ольмеков переселилась на восток и превратилась постепенно в майянскую цивилизацию. По мнению других исследователей, майя и ольмеки развивались одновременно и, несмотря на имеющиеся родственные связи между этими двумя цивилизациями, майя не могут являться потомками ольмеков. Последнее предположение подкрепляется данными наиболее поздних археологических исследований. Но в таком случае - куда и по какой причине исчезли ольмеки? Ответить на этот вопрос еще предстоит ученым.

Н.Дмитриева

Ученые предполагают, цивилизация ольмеков – первая цивилизация, которая появилась на территории Мексики. Её даже называют «материнской» цивилизацией Мексики. Подобно другим древним цивилизациям, эта также появилась уже со своей иероглифической письменностью и довольно развитой, а еще ольмеки хорошо владели искусством и архитектурой и у них был свой точный календарь.
Исследователи говорят, что цивилизация ольмеков появилась приблизительно в средине 2-го тысячелетия до нашей эры, просуществовала около тысячи лет, и после словно растворилось. Цивилизация просто исчезла безо всяких следов .
Свое название ольмеки – люди каучука , они получили от современных ученых. Как говорят исследователи, они не знают до сих пор откуда пришли ольмеки, на каком языке они говорили и по какой причине они исчезли. Одна индейская легенда говорит, что они пришли в эти края издалека и сопровождали их мудрецы. После мудрецы оставили их и ушли, а простое население осталось жить на территории Мексики. Поселения ольмеков в основном были расположены в прибрежных зонах Мексиканского залива. Но влияние культуры ольмеков прослеживается по всей Центральной Мексике.
Эта загадочная древняя цивилизация оставила после себя большие комплексы для церемоний с земляными пирамидами. Причем все они разветвленные системой ирригационных каналов и даже городскими кварталами. А изделия из нефрита, которые создали ольмеки, считают шедеврами древнего американского искусства. А их монументальная скульптура просто поражает. В нее включены алтари из многотонного базальта и гранита. Они создавали скульптуры в человеческий рост. Но до сих пор самой большой загадкой культуры ольмеков считают огромные каменные головы. Первая из них обнаружена в 1862 году в Ла-Венте и на сегодняшний день их насчитывают уже 17 шт.. Все головы вырезаны из цельных базальтовых глыб. Их высота достигает от 1,5 метра до 3,4 метра. Но чаще всего высота таких гигантских голов достигает двух метров, и весят они от 10 до 35 тонн.
Все каменные головы изображают одного и того же человека и сделаны в одном стиле. На всех головах шапки, но все они разные. У большинства гигантских голов в ушах есть серьги. Человек изображенный на всех головах имеет характерно выраженные черты негроидной расы (пухлые губы, большие глаза, широкие и приплюснутые носы с большими ноздрями). А это ну никак не подходит к жителям древней Америки. Некоторые считают, что ольмеки выходцы из Африки.
Загадочно еще и то, что до сих пор не найдено ни одного целого скелета ольмека. Они не сохранились. Наука объясняет это тем, что тут очень влажный климат. Цивилизация ольмеков оставила нам множество загадок. Это и сосуд в виде слона, который сидит. Хотя эти животные вымерли в Америке с окончанием последнего ледникового периода. Это случилось около 12 тыс. лет тому назад. А это противоречит науке. Слоны не могли жить при ольмеках, либо же они видели их в Африке, что также противоречит все научным исследованиям. Большинство ученых считают, что ольмеки имеют корни гораздо глубже, чем мы себе представляем.
Культура ольмеков хранит в себе еще одну интересную загадку – игрушки в виде собачек на колесах. А ведь Америка не знала, что такое колесо до самой эпохи Колумба.
Но вернемся к загадочным гигантским головам. Исследователи выяснили, что базальт для их изготовления брали из каменоломен, которые расположены в горах Тукстла. А это 90 километров (если считать по прямой) от места нахождения каменных голов. И каким образом доставлялись глыбы базальта через такое расстояние никому не понятно. Есть предположение, что камень переплавляли с помощью плотов по рекам Мексиканского залива, а уже потом по суше. Но это тоже маловероятно.


Другие исследователи утверждают, что эти головы достались ольмекам от предыдущей цивилизации великанов, которую истребили пришельцы, согласно индейской легенде.
Есть версия, которая гласит, что великаны правили ольмеками в их городах. А гигантские каменные головы это их портреты. И именно эти гиганты представляли негроидную расу.

П осле симпозиума "Региональные перспективы в ольмекской проблеме" в 1983 г., термин "ольмеки" решено использовать в узком значении: общество и археологическая культура, существовавшая на южном побережье Мексиканского залива во II - I тыс. до н. э.

С амые ранние следы обитания найдены в районе Ла-Венты и относятся уже к концу III тыс. до н. э. Первые поселенцы освоили экологические зоны речных эстуариев и создали комплексную экономику с использованием земледелия (маис, дававший три урожая в год, бобы, авокадо), морских и речных ресурсов. Первые поселения представляли собой небольшие деревни в орошаемых зонах.

В конце II тысячелетия до н. э. оседлый образ жизни становится господствующим и появляются церемониальные центры на побережье Мексиканского залива и в районах нагорья. Начинается расцвет культуры Атлантического побережья нынешнего штата Веракрус, получившее название Ольмекской (от ацтекского слова "олми" - каучук). Ацтеки назвали их так по имени области на побережье Мексиканского залива, где производился каучук и, где жили современные им ольмеки. Так что собственно ольмеки и ольмекская культура - совсем не одно и то же.
По древнейшему преданию, Ольмеки ("люди с земли резиновых деревьев") появились на территории современного Табаско около 4000 лет назад, прибыли они морем и обосновались в селении Тамоанчане ("Мы разыскиваем наш дом"). По этому же преданию, говорится, что мудрецы уплыли, а оставшиеся люди заселили эти земли и стали называть себя по имени своего великого вождя Ольмека Уимтони.
По другой легенде Ольмеки появились в результате союза божественного животного ягуара со смертной женщиной. С тех пор Ольмеки считали ягуаров своими тотемами, а их стали называть ягуарьими индейцами.

О днако, несмотря на все усилия археологов, нигде до сих пор не удалось обнаружить никаких следов зарождения и эволюции цивилизации ольмеков, этапов её развития, места её возникновения. Мало известно и о социальной организации ольмеков, и об их верованиях и ритуалах - разве что они, вроде как, тоже не гнушались человеческими жертвоприношениями. Неизвестно и на каком языке говорили ольмеки, и к какой этнической группе они принадлежали. Вдобавок ко всему высокая влажность в районе Мексиканского залива привела к тому, что не сохранилось ни одного скелета ольмеков, что чрезвычайно усложняет археологам возможность пролить свет на культуру самой древней цивилизации Мезоамерики.

Н екоторые ученые считают, что первая в Америке империя - Ольмекская. Это было обусловлено созданием городов (ритуальных центров) со своеобразной, простой и могучей архитектурой.

П ервой и самой древнейшей столицей индейской Америки считается Сан-Лоренсо (1400-900 гг. до н.э.). Он расположен на естественном плато, склоны которого были модифицированы, чтобы создать многочисленные жилые террасы. По данным археологов, в нём проживало до 5 тыс. жителей. Городу по-прежнему покровительствовал всемогущий бог-ягуар. Его масками были украшены углы ступеней пирамиды (самой древней из известных сегодня в Америке), которая представляет собой конус с диаметром в основании около 130 м, но с неправильной проекцией. От пирамиды тянутся два маунда (маунд - земляная насыпь, курган), между которыми расположена каменная мозаичная площадка в виде морды ягуара. Также в городе были построены: первая площадка для игры в мяч, каменные дренажные системы и каменные скульптуры.
Между 1150 и 900 гг. до н.э. Сан-Лоренсо превратился в обширное поселение, занимавшее вершину и склоны невысокого плато. Его площадь определяется по-разному: 52,9 га, 300 га и даже 690 га (последняя цифра явно преувеличена).
Археологические исследования в долине р. Коацакоалькос выявили трехуровневую поселенческую иерархию. Первый уровень представлен Сан-Лоренсо. Второй уровень (тип 6 в классификации проекта Сан-Лоренсо) - это поселения с террасами и площадью до 25 га. Их насчитывается четыре (Сан-Антонио, Ауатепек, Лома-дель-Сапоте и безымянное поселение у холма Пенья-Бланка) и они располагаются на возвышенностях примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. Третий уровень составляют многочисленные деревушки и изолированные домохозяйства.
Постройки, обнаруженные на городище в 1990-е гг., располагались на невысоких, не более 2 м, платформах. Самой важной из них был так называемый "Красный дворец". Это было большое длинное здание со стенами из утрамбованной земли и из известняковых и песчаниковых плит. Под полом находился акведук из базальтовых желобов. Судя по анализу почв, крыша "дворца" была из пальмовых листьев. Центральной опорой для крыши служила базальтовая колонна. Другая важная постройка (D4-7), длиной 12 м и апсидальная в плане, стояла на платформе из глины размерами 75 на 50 м.
В городе было найдено и 10 колоссальных голов ольмеков из базальта, а также алтари-троны и несколько десятков антропоморфных и зооморфных изваяний. Колоссальные головы, очевидно, изображали верховных вождей. Их незначительное количество и концентрация в центральном поселении дополнительно свидетельствуют в пользу этого. Хотя головы не являются индивидуальными портретами, но они отличаются друг от друга. Кроме того, каждая голова имеет свой особый шлем. Известно, что в Мезоамерике головной убор служил основным показателем статуса человека. Эти десять голов из Сан-Лоренсо, вероятно, представляют собой десять поколений династии, правившей в долине р. Коацакоалькос на протяжении 250 лет (1150-900 г. до н. э.). В меньших количествах монументы были обнаружены и в окружающих поселениях. Однако колоссальные головы встречаются только в Сан-Лоренсо, а в поселениях второго уровня находят лишь алтари-троны (например, в Потреро-Нуэво) и статуи сидящих мужчин со знаками высокого статуса (ожерелья, серьги) в сложных головных уборах. Находки тронов в поселениях второго уровня, таким образом, говорят о существовании иерархии вождей.
Около 900 г. до н. э. заканчивается эпоха расцвета Сан-Лоренсо. Этому предлагались как исторические (завоевание, социальная борьба), так и природные (вулканическая активность, изменение речного русла) объяснения. Однако сам центр заброшен не был (фаза Накасте, 900-700 гг.). Именно к среднеформативной фазе относится монументальная архитектура - земляные холмы и платформы, расположенные вокруг площадей. Изучение поселений вокруг также показывает, что упадок был относительным. Поселенческая иерархия по-прежнему состояла из трех уровней: 1) Сан-Лоренсо; 2) поселения с террасами, площадью до 25 га и несколькими земляными насыпями-платформами; 3) небольшие деревни без монументальной архитектуры. Центры второго уровня в некоторых случаях поменяли свое местоположение. В целом количество поселений в непосредственной округе Сан-Лоренсо уменьшилось, а на периферии выросло. Все это говорит о том, что сложное вождество Сан-Лоренсо, хотя и пережило определенный кризис, сохранилось без изменений.
К 400 г. до н.э. Сан-Лоренсо приходит в упадок, после которого город забрасывается.

В торым ритуальным центром-городом первого уровня Ольмеков был Ла-Вента. В городе был расположен большой архитектурный комплекс, состоящий из двух храмов и нескольких пирамидальных платформ. Древние поселенцы облюбовали это место ещё в 1400 г. до н.э., на котором они воздвигли одно из древнейших поселений. Ла-Вента был построен с наибольшим размахом. И к 900 г. до н.э. город становится важным центром другого важного вождества со своими колоссальными головами ольмеков. Наблюдается резкий взлет могущества Ла-Венты. Возможно, это было связано с очередным изменением русла реки Бари. С рубежа II-I тыс. до н.э. оно пролегало в 2 км от Группы "А" в Ла-Венте, что давало возможность контроля за коммуникациями и облегчало перемещение ресурсов. В районе Ла-Венты окончательно формируется трехуровневая поселенческая иерархия: поселения без маундов - поселения с центральным маундом - поселения с несколькими маундами. Население зоны между Ла-Вентой и Сан-Мигелем (эти памятники разделяет около 40 км) составляло не менее 10 000 человек.
Ла-Вента достигла в размерах 2 кв. км. Отличительной её особенностью являлись монументальные земляные постройки. Их сооружение началось в Х в. до н.э. Между 900 и 750 гг. до н.э. были сооружены комплексы "А" и "С". Центральной осью поселения являлась "Большая пирамида" - округлый в плане земляной холм высотой более 30 м. В строительстве пирамиды не было определено каких-либо этапов: похоже, что она была воздвигнута как единовременный проект в IХ в. до н.э. На север от пирамиды располагается двор, образованный несколькими длинными постройками (комплекс "А"). В данном случае это наиболее ранний в Ольмане сложный архитектурный ансамбль - так называемый двухчастный комплекс, ориентированный по оси север-юг. Возможно, уже в это время сложилась традиция создания сложных мозаик из серпентина, характеризующих Ла-Венту.
Следующие строительные этапы сопровождались закладкой мозаик из серпентиновых блоков (по-видимому, это были освятительные жертвы). После 600 г. до н.э. в группе "D" сооружается новый комплекс: небольшая пирамида, ориентированная на длинную платформу. Эти постройки расположены по линии запад - восток и, вероятно, представляют собой пример новой архитектурной традиции, берущей начало в Чиапасе.
В среднеформативное время в Ла-Венте появляется новый тип монументальной скульптуры - стелы, которых известно восемь. Стела 1 изображает женщину в сложном головном уборе, стоящую в нише. На Стеле 2 представлен правитель в богатом одеянии с оружием в руках, окруженный шестью человеческими фигурами. Стела 3 - это сцена встречи двух знатных персонажей; один из них в пышной короне, как на Стеле 2, а второй изображен с бородой и "римским" профилем, видимо, олицетворяя этнически чуждый ольмекам тип. На Стеле 5 также видно несколько человек: правитель, который опознается по богатому одеянию и жезлу в руке, воин или игрок в мяч в шлеме перед ним и персонаж с нечеловеческими чертами лица и сетью на спине. Над сценой парит еще один сверхъестественный участник - очевидно, обожествленный предок.
На последнем этапе (V в. до н.э.) в комплексе "А" внутри Маунда А-2 сооружаются богатые захоронения. Гробница "А" состояла из 44 базальтовых колонн, образующих камеру размерами 4 м. в длину, 2 м. в ширину и 1,8 м. в высоту. В ней были найдены останки двух юношей, покрытых красной краской и сопровождавшихся многочисленными объектами из жада (антропоморфные и зооморфные статуэтки, подвески, бусины), обсидиана, магнетита, и необычное ожерелье из шести хвостовых шипов ската, центром которого был искусственный шип из жада. К югу от Гробницы "А" находилась Гробница "Е", также изготовленная из базальтовых колонн. Перед ней был найден резной каменный саркофаг (Гробница "В"), изображающий мифического зверя с чертами ягуара и аллигатора. В саркофаге не было обнаружено костей, а лишь две серьги из жада с подвесками в виде клыков ягуара, статуэтка из серпентина и каменная проколка.
В городе также есть колоссальные базальтовые головы - 4, и их можно отнести к 1000-900 гг. до н.э.
Вождество Ла-Венты приходит в упадок около 400 г. до н.э.

Е щё одно древнее поселение - Сан Андрес. Между 1400 и 1150 гг. до н.э. здесь произошло наводнение, вероятно, затопившее Сан-Андрес, где выше слоя 10 идет чистый ил. Это, видимо, привело к возвышению Ла-Венты. В Сан-Лоренсо наиболее ранние слои относятся к фазам Охочи (1500-1350 гг. до н.э.), Бахио (1350-1250 гг. до н.э.) и Чичаррас (1250-1150 гг. до н.э.). Город расположился в 5,5 километрах к северо-востоку от Ла-Венты. В период с 900 по 400 гг. до н.э., Сан Андрес снова стал центром цивилизации ольмеков. На месте данного поселения недавно была найдена одна удивительная находка - керамический цилиндр размера с кулак с выгравированными 2 глифами, связанными линиями с клювом птицы таким образом, что создаётся впечатление о "разговоре" птицы. Антрополог Мэри Поль (открывшая данную находку) считает, что это самое раннее свидетельство письменности в Мезоамерике.

М енее древним и размером поменьше является ещё одно поселение - Трес-Сапотес (1000-400 гг. до н.э.). Однако здесь не было найдено каких-либо построек, но зато были обнаружены огромные базальтовые скульптуры - каменные головы Ольмеков. Эти 3 головы из района Трес-Сапотес, видимо, изображают трёх наиболее могущественных вождей в ХI-Х вв. до н.э.

Д ругими важными среднеформативными центрами были Лагуна-де-Лос-Серрос и Лас-Лимас. В Лагуна-де-Лос-Серрос известно 28 каменных скульптур, среди которых зооморфные и сидячие фигуры, а также статуи правителей. Центр окружали несколько меньших по размерам поселений с одной или двумя скульптурами: Куаутотолапан, Ла-Исла, Лос-Мангос. Раскопки расположенного в 7 км. поселения Льяно-де-Хикаро выявили следы специализированной мастерской по первичной обработке монументов из базальта Серро-Синтепек. С. Гиллеспи полагает, что элита Лагуна-де-Лос-Серрос частично контролировала базальтовые каменоломни и распространение камня по всему ольмекскому региону. Параллельно приходит в упадок Трес-Сапотес, что, возможно, связано с возвышением Лагуна-де-Лос-Серрос.

Л ас-Лимас, расположенный на крайнем юге Ольмана, исследован хуже. Здесь была обнаружена статуя сидящего человека из зеленоватого камня (так называемый "Правитель из Лас-Лимас"). Исследования Х. Йадеуна (1977-1978) и последующие работы Х. Гомеса Руэды показали, что это городище было центром важного вождества, объединявшего по меньшей мере 27 поселений второго и третьего ранга.

М ежду 900 и 600 гг. до н. э на побережье Мексиканского залива существовало минимум пять сложных вождеств - Сан-Лоренсо, Ла-Вента, Лас-Лимас, Лагуна-де-Лос-Серрос и периферийный Трес-Сапотес. На основании регулярного распределения Сан-Лоренсо, Ла-Венты, Лагуна-де-Лос-Серрос и Трес-Сапотес (в среднем на расстоянии 50-60 км), Т. Ерл пришел к выводу, что они контролировали весь Ольман (около 12 000 кв. км). Похоже, что размеры вождеств по сравнению с раннеформативным временем выросли: Сан-Лоренсо, вероятно, подчинял такие поселения второго ранга за пределами собственно долины Коацакоалькоса, как Эстеро-Рабон, Сан-Исидро и Крус-дель-Милагро; Ла-Вента - Арройо-Сонсо и Лос-Солдадос.

О ткрытие укрепленного рвом и валом поселения Ла-Оахакенья между Сан-Лоренсо и Лас-Лимас показывает, что отношения между ольмекскими вождествами не были мирными. О политическом соперничестве говорит и тот факт, что Ла-Вента и Сан-Лоренсо входили в различные межрегиональные политико-экономические сети. Ла-Вента состояла в союзе с вождествами Центральночиапасской впадины и получала обсидиан с месторождения Сан-Мартин-Хилотепек, а Сан-Лоренсо был в альянсе с политиями тихоокеанского побережья и использовал обсидиан из Эль-Чайяля. Изображения отрубленных человеческих голов и оружия на стелах Ла-Венты говорят о том, что военная функция была одной из важнейших у ольмекских вождей.

400 год до н.э. выбрана исследователями как конец ольмекской археологической культуры, хотя это скорее условность. Скорее речь должна идти о конце одного этапа в истории региона и начале другого. Трес-Сапотес ещё жив, также как и Лагуна-де-Лос-Серрос. Однако в целом ядро политического и культурного развития смещается на север, к горам Туштлы и распространяется вдоль побережья Веракруса. Наряду со старыми центрами вырастают новые - Серро-де-Лас-Месас, Вьехон. Новые столицы сохраняют многие традиции своих предшественников; поэтому позднеформативное общество побережья Мексиканского залива получило название эпиольмекского.

К аменными головами ольмеков являются гигантские базальтовые глыбы весом до 30 тонн и имеющие среднюю окружность около 7 метров и высоту в 2,5 метра. Каждая из голов имеет свое "лицо" с взглядом, устремленным в пространство. На головы надеты каски-шлемы с ремешком на подбородке. Первая такая каменная голова была обнаружена американским археологом Мэтью Стирлингом в 1930-х годах. Он написал тогда в своем отчёте: "Голова была высечена из отдельной массивной базальтовой глыбы. Она покоилась на фундаменте из необработанных каменных глыб. Будучи расчищена от земли, голова имела довольно устрашающий вид. Несмотря на значительный размер, она обработана очень тщательно и уверенно, ее пропорции идеальны. Уникальное явление среди скульптур аборигенов Америки, она примечательна своим реализмом".

С тирлинг обнаружил ещё и детские игрушки в виде собачек на колесиках. Эта находка стала сенсацией - считалось, что цивилизации доколумбовой Америки колеса не знали. Но, оказалось, что это не так.

П омимо голов, древние ольмеки оставили многочисленные образцы монументальной скульптуры. Все они высечены из базальтовых монолитов или другого прочного камня. Любили ольмеки создавать и различные нательные украшения, и самые разнообразные ювелирные изделия. В цене у них было не золото, не серебро и не драгоценные камни, а обсидиан, яшму и нефрит ("солнечный камень") различных оттенков (от снежно-голубого до лазурного и насыщенно-зеленого).

Ц ентральным местом в искусстве у ольмеков занимал персонаж, в облике которого сочетались черты рычащего ягуара и плачущего человеческого ребёнка. Его облик запечатлён как в гигантских базальтовых скульптурах, вес которых нередко достигает нескольких тонн, так и в маленьких резных изделиях. Нет сомнений в том, что этот ягуар-оборотень представлял собой божество дождя, культ которого возник раньше, чем культы остальных известных нам богов пантеона Мезоамерики.

Р ацион питания древних ольмеков был тоже основан на "кукурузной" диете, как и у других народов остальной доколумбовой Америки главной сельскохозяйственной культурой у ольмеков был маис. А основными отраслями хозяйства являлись земледелие и рыболовство.

О льмекскую культуру называют "матерью культур" Центральной Америки и самой ранней цивилизацией Мексики. Им приписывается создание основы письменности, календаря, системы цифр для более поздних культур Мезоамерики. Но вокруг этого всё ещё ведутся жаркие споры - не многие согласны с тем, что это изобрели ольмеки.

В последнее столетие до нашей эры цивилизация ольмеков полностью исчезает, но их наследие органично вошло в культуры майя и других народов Мезоамерики.

Подробнее - см. учебное пособие "Древние ольмеки : история и проблематика исследований", А.В. Табарев На этой странице использованы материалы статьи Д. Беляева "Ранние вождества в юго-восточной Мезоамерике".
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения