Тайна загадочных скульптур острова пасхи. Моаи - каменные истуканы острова пасхи

Одним из самых удаленных уголков нашей планеты, является остров Пасхи. Чтобы добраться до ближайшего материка, понадобится преодолеть немногим свыше 3,5 тыс. километров, или же до ближайшего заселенного места свыше 2 тыс. километров. Однако остров знаменит во всем мире, с регулярными авиарейсами, не обделен гостями, и это не смотря на то, что это кусочек суши среди океана размерами в 164 квадратных километра, что эквивалентно площади Смоленска или Южно-Сахалинска. Все это благодаря лишь одной здешней достопримечательности, которая не дает покоя многим ученым, каменным статуям моаи.

Каменные истуканы моаи, одна из загадок современности, никто точно до сели не знает, кто их строил, и как их перемещали по острову. Идолы вытесаны в виде человеческих туловищ с головами, усеченных до пояса. На сегодняшний день известно 887 моаи стоящих по побережью острова. Статуи имеют разные размеры и вес, а изготавливались предположительно полинезийским народом на протяжении XIII-XVI веков.

Самые распространенные размеры моаи колеблются по высоте в пределах 3-5 метров с шириной в основании около 1,6 метра и весом до 5 тонн. Также встречаются истуканы высотой в 10-12 метров и весом около 10 тонн. Во многих медийных источниках и различных публикациях описывается завышенный вес, это связано с усредненной объемной массой базальта из которого вытесаны моаи. Самым же большим идолом на острове считается Эль-Гиганте, с высотой около 21 метра и весом примерно до 165 тонн, однако эта статуя является нестоящей и неотделенной от породы, находящееся по сей день в каменоломни.

Как ранее уже говорилось, каким образом моаи доставлялись по побережью, по сей день неизвестно. Однако за последнее время было выдвинуто несколько правдоподобных версий такой транспортировки. К примеру, известный норвежский путешественник Тур Хейердал описал один проверенный способ, согласно которому путем подкладки под низ статуи бревен и их чередованию, постепенно можно было перетягивать по местности многотонные каменные глыбы. Местные жители воспринимают этот способ как вероятный, однако верят, что статуи шагали по острову сами. Есть еще один удивительный момент связанный с моаи, множество истуканов находятся в каменоломнях неотделенными от породы, самой вероятной причиной может служит внезапное прекращение всех работ, над которым поселение занималось несколько веков.

Большая часть моаи вырублены из базальтового туфа вулкана Рано Рараку. Почти половина истуканов так и остались стоять у подножья вулкана. Более ранее идолы установлены на платформах аху (церемониальные платформы) по периметру острова. Таких платформ насчитывается 255 штук, длинною от нескольких до 160 метров. Они могут вмешать как одну, так и ряд статуй. На аху было установлено менее 20% от всех истуканов. На самой большой платформе Тонгарики, установлено 15 моаи. Некоторые идолы имеют на головах цилиндры весом от 500 килограмм и до 2 тонн.

Что же касается истории создания, то очевидно, на изготовление моаи требовалось огромных затрат труда. Первые европейцы, прибывшие на остров были удивлены, каким образом изготавливались и перетаскивались истуканы. Во всей вероятности процесс вытески происходил посредством каменных молотков. Статуи изготовлялись из вулканической породы частыми ударами молотков, при чем при раздроблении базальта одновременно дробился также и инструмент. Поэтому во время изготовления моаи одновременно шло изготовление запаса каменных молотков, чтобы непрерывно заменять раздробленные на новые. По вопросу же транспортировки была выдвинута еще одна теория исследователем из Чехии, согласно которой моаи перекантовывались. Археолог и инженер Павел Павел в 1986 году с Туром Хейердалом поставили эксперимент, в котором 17 человек с канатами перемещали статую в вертикальном положении.

Или туффите каменоломни вулкана Рано Рараку (Rano Raraku ). Не исключено, что часть статуй происходит и из месторождений других вулканов, в которых имеется аналогичный камень и они ближе к местам установки. Такого материала нет на полуострове Поике. Поэтому немногие мелкие тамошние статуи изготовлены из местных пород. Несколько небольших статуй выполнены из другого камня: 22 - из трахита ; 17 - из красной базальтовой пемзы вулкана Охио, в бухте Анакена, и из других месторождений; 13 - из базальта ; 1 - из муджиерита вулкана Рано Као. Последняя - это особо почитаемая статуя высотой 2,42 м из культового места Оронго, известная как Хоа-Хака-Нана-Иа (Hoa Hakananai’a ) . С 1868 года она находится в Британском музее. Круглые цилиндры «пукао» (пучок волос) на головах статуй изготовлены из базальтовой пемзы вулкана Пуна Пао.

Аху Тонгарики

Размер и вес

В очень многих публикациях вес моаи сильно завышен. Это связано с тем, что для расчётов берётся собственно базальт (объёмная масса около 3-3,2 г/см³), а не те лёгкие базальтовые породы, что указаны выше (меньше 1,4 г/см³, редко 1,7 г/см³). Маленькие трахитовые, базальтовые и муджиеритовая статуи, действительно, изготовлены из твёрдого и тяжёлого материала.

Обычный размер моаи - 3-5 м. Средняя ширина основания - 1,6 м. Средний вес таких статуй - менее 5 т (хотя указываются веса в 12,5-13,8 т). Реже высота статуй - 10-12 м. Не более 30-40 статуй имеет вес более 10 т.

Самая высокая из заново установленных - это моаи Паро (Paro ) на аху Те-Пито-Те-Кура (Ahu Te Pito Te Kura ), высотой 9,8 м. А самая тяжёлая из этой же категории - моаи на аху Тонгарики. Вес их, как принято, сильно завышают (82 и 86 т соответственно). Хотя все подобные статуи сейчас спокойно устанавливает 15-тонный кран.

Самые высокие статуи находятся на внешнем склоне вулкана Рано Рараку. Из них самая большая - Пиропиро, 11,4 м.

А вообще крупнейшая статуя - El Gigante , размером около 21 м (по разным сведениям - 20,9 м, 21,6 м, 21,8 м, 69 футов). Называют примерный вес - и 145-165 т, и 270 т. Она находится в каменоломне и не отделена от основания.

Вес каменных цилиндров не более 500-800 кг, реже 1,5-2 т. Хотя, например, цилиндр высотой 2,4 м моаи Паро, завышая, определяют весом в 11,5 т.

Расположение

Почти половина или 45 % всех моаи (394 или 397) так и осталась в Рано Рараку. Часть не вырубили полностью, а другие установили на выложенные камнем площадки на внешнем и внутреннем склонах кратера. Причём 117 из них стоят на внутреннем склоне. Все эти моаи остались незавершёнными или их и не успели отправить в другое место. Позже они оказались погребены делювием со склона вулкана. Остальные статуи были установлены на церемониальных и погребальных платформах аху по периметру острова, или же их транспортировка так и не завершилась. Аху сейчас насчитывают 255 штук. Имея длину от нескольких метров до 160 м, они могли вмещать от одной маленькой статуи до внушительного ряда гигантов. На самой большой из них, аху Тонгарики, установлено 15 моаи. На аху было установлено меньше пятой части всех статуй. В отличие от статуй из Рано Рараку, взгляд которых направлен вниз по склону, моаи на аху смотрят вглубь острова, а точнее, - на когда-то стоявшую перед ними деревню. Многие разбитые и целые статуи оказались внутри платформ при их перестройках. Также, видимо, многие ещё находятся погребёнными в земле.

Статуя с реконструированными глазами.

Моаи раннего периода

Моаи Хоа-Хака-Нана-Иа

Моаи Хоа-Хака-Нана-Иа

Не все моаи, установленные на аху, снабжались красными (изначально чёрными) цилиндрами пукао. Их изготовляли только там, где на близлежащих вулканах имелись залежи пемзы.

Акварельный рисунок, сделанный Пьером Лоти и посвящённый мисс Саре Бернхардт. Рисунок имеет надпись "Остров Пасхи 7 января 1872 года в примерно 5 часов утра: островитяне наблюдают за моим приплытием. На острове изображены моаи, каменные истуканы острова Пасхи, черепа, уа (рапануйские дубины), а также сами рапануйцы, тела которых украшены татуировками.

Камни острова в терминах местных жителей

Они выстроены в том порядке, в каком идёт убывание прочности пород.

1) Маеа матаа (маеа - камень, матаа - наконечник [рапануйский]) - обсидиан.

Маеа ренго ренго - гальки халцедона и кремня .

2) Маеа невхиве - чёрный тяжёлый камень (чёрный гранит по У. Томсону), фактически это ксенолиты трахибазальта. Шёл на крупные рубила.

Маеа токи - базальтовые ксенолиты основных и ультраосновных пород, включённых в туфы и туфоконгломераты. Использовались для молотков и рубил.

3) Гавайитовые (андезитовые) базальтовые лавы и муджиерит (разновидность базальтовых туфов по Ф. П. Кренделеву); может быть, ещё трахит (это не базальт) - использовались для нескольких небольших статуй. Скорее всего, эти породы относятся к «маеа пупура», пункт 4.

4) Маеа пупура - плитняк андезитовых базальтовых туфов, идущий на изготовление изгородей, стен домов и монументальных платформ аху.

5) Маеа матарики - крупноблочный тахилитовый базальтовый туф или туффит, шедший на изготовление основной массы статуй моаи. Размер блоков определял размер статуи.

6) Кирикири-теа - мягкий серый базальтовый туф, шедший на изготовление краски.

Маеа хане-хане - чёрная, затем краснеющая базальтовая пемза, идущая на причёски пукао, некоторые статуи, в строительство, на краски и абразивы.

Пахоехое - пемзы андезитовых базальтов (таитян.).

См. также

Примечания

Литература

  • Кренделев Ф. П., Кондратов А. М. Безмолвные стражи тайн: Загадки острова Пасхи. - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1990. - 181 с. (Серия «Человек и окружающая среда»). - ISBN 5-02-029176-5
  • Кренделев Ф. П. Остров Пасхи. (Геология и проблемы). - Новосибирск: «Наука», Сибирское отделение, 1976.
  • Хейердал Т. Отчёты Норвежской археологической экспедиции на остров Пасхи и в Восточную часть Тихого океана (2 тома научных отчётов)
  • Хейердал Т. Искусство острова Пасхи. - М.: Искусство, 1982. - 527 с.
  • Хейердал Т. Остров Пасхи: разгаданная тайна (Random House, 1989)
  • Jo Anne Van Tilburg . Easter Island Archaeology, Ecology and Culture. - London and Washington: D.C. British Museum Press and Smithsonian Institution Press, 1994. - ISBN 0-7141-2504-0 http://www.sscnet.ucla.edu/ioa/eisp/

Ссылки

Остров Пасхи — небольшой участок суши, затерявшийся посреди Тихого океана, c давних пор вызывает неподдельный интерес всякого посещавшего это загадочное и таинственное место.

Каменные статуи острова

Одна из главных тайн острова – громадные монолитные фигуры человека, называемые на местном наречии — моаи. Каменные статуи представлены в виде бюстов с непропорционально большой головой, составляющей почти треть от размера статуи. Особенность статуй — большой и широкий нос, выступающий подбородок, длинные уши прямоугольной формы, глубокие глазницы и отсутствие ног. У некоторых истуканов на голову воздвигнуты «шляпы» из красного камня весом до 10 тонн.

В среднем высота статуй составляет 4 метра, а вес – 12,5 тонн. Местные жители различают несколько видов статуй. Десятиметровые исполины, называемые «паро », обладают весом до 10 тонн. Самая высокая скульптура, которая обнаружена недостроенной, по завершению имела бы высоту 21 метр, а вес ее составил бы 270 тонн.

Всего на острове обнаружено 887 статуй-великанов. Самые древние расположены по периметру острова Пасхи или на открытом пространстве на специальных погребальных и церемониальных площадках, выполненных из вулканической породы. Местные жители именуют такие постаменты «аху». Платформы аху имеют длину до 160 м и способны помещать от одной маленькой статуи до 15 идолов. Статуи, установленные на аху, – пятая часть от всех каменных фигур.

Некоторые колоссы воздвиглись на внешнем и внутреннем склоне кратера вулкана Рано Рараку на каменных площадках, из них 117 стоит на внутренней стороне склона. Чуть меньше половины статуй (45 %) установлены в кратере вулкана, а часть статуй так и остались здесь же не вырубленными до конца. В середине 19 века все фигуры, что находились вне кратера вулкана, а также большая часть из каменоломни, оказались опрокинутыми. Причиной этому могли послужить, как человеческие факторы, так и природные явления: землетрясения или цунами.

Многие статуи разрушены или находятся в плохом состоянии. В настоящее учеными восстановлено около 50 статуй, которые воздвигнуты на церемониальные платформы или отправлены в музеи мира.

Происхождение статуй
Монолитные исполины возвышаются на острове Пасхи на протяжении многих сотен лет: как минимум с X- XVI веков. Происхождение каменных колоссов доподлинно неизвестно и основывается лишь на предположениях. Фактом остается то, что изготовлены статуи из окаменелых пород вулкана Рано-Рараку: сжатого вулканического пепла (туфа), а так же базальта, трахита и красного шлака.

Ученые смогли воссоздать процесс создания статуи. Вырубка начиналась с лица, затем обрабатывались бока, уши и руки на животе. Когда спина исполина была освобождена от лишней породы, его перемещали к подножию вулкана. На этом пути было обнаружено большое количество статуй, разрушенных в процессе переноса. Чтобы переместить каменного великана из кратера вулкана, статую — моаи укладывали на специально изготовленные деревянные тележки.

Добравшись до подножия вулкана, статуи устанавливались вертикально, рабочие затем дорабатывали и украшали идолов. Главным украшением исполина была «каменная шляпа», которая вырубалась отдельно и взгромождалась на вертикально установленного идола. Готовые фигуры транспортировались за пределы вулкана.

Ученые подсчитали, что на постройку одной статуи уходило не меньше одного года. Чтобы сотворить подобную каменную фигуру, необходима невероятная человеческая сила, орудия из металла и специальная техника, но в 10 веке люди в тех местах еще не обладали соответствующими инструментами и навыками обработки камня. Каким образом человеку удалось вырубить огромных исполинов и переместить их из кратера вулкана, имея лишь примитивные орудия труда, у специалистов пока нет ответа.

История открытия статуй — моаи
Впервые остров Пасхи посетили голландцы в 1722 году во главе с Якобом Роггевеном. Экспедиция была чрезвычайно удивлена, увидев каменные колоссы, обращенные взором в сторону суши. Местные аборигены встретили путешественников не доброжелательно: закидывали камнями путешественников, пытались ограбить. В ходе конфликта был убиты несколько местных жителей.

Позже на острове побывали экспедиции из Перу и знаменитый капитан Джеймс Кук, которые также столкнулись с недоброжелательным поведением местных жителей.

Только спустя несколько столетий на острове высадились ученые с целью исследования загадочных статуй. В 1914 году прибыла Английская экспедиция, в 1934 – франко-бельгийская, а в 1956 – американская.

Ученые по сей день расходятся в гипотезах происхождения и предназначения статуй на острове Пасхи. Одни считают, что их воздвигли развитые цивилизации, которые ввиду каких-либо причин погибли или покинули остров. Другие уверяют, что работы по изготовлению статуй были по силе обычному человеку и принадлежат местным туземным племенам, а третьи находят дело рук внеземных цивилизаций.

Каменниые жители острова Пасхи - каменные истуканы - пожалуй, самые загадочные культовые изваяния в истории человечества. Даже о более древних египетских пирамидах ученые знают практически все, а вот о каменных идолах с острова Пасхи - ничего.
В 3703км от побережья Южной Америки на востоке и в 1819км от ближайших населённых островов на западе расположен небольшой остров треугольной формы, площадью всего 165 квадратных километров. Остров имеет целых три туземных названия - Те-Пито-те-Хенуа, что означает “Пуп островов”, «Рапа-нуи» (“Большой Рапа”), и третье - “Глаз, смотрящий в небо”, на оригинале - Мата-Ките-Рани. Европейцами же клочок суши назван островом Пасхи.

Самой выдающейся достопримечательностью этой земли являются известные всему миру изваяния каменных истуканов - моаи. Всего статуй 997 и их облик настолько своеобразен, что эти внушительных размеров головы, помещенные на тщедушные тельца, эти лица, утяжеленные мощными подбородками и длинными ушами, не спутаешь ни с одним другим творением человеческих рук. Отдельные изваяния щеголяют тысячекилограммовыми головными уборами красного цвета. Несмотря на то, что тайны истуканов не дают покоя людям практически с момента открытия острова Пасхи, несмотря на наличие множества оригинальных и остроумных теорий их предназначения, главные вопросы, касающиеся моаи, до сих пор остаются на повестке дня: кто, когда и главное, зачем их создал, как доставляли многотонные скульптуры к месту установки и почему они оказались поверженными?

Кого изображали идолы?

На этот вопрос, как и на вопрос: кому посвящались изображения, современная наука не имеет точного ответа. Коренные жители утратили историческую память. Кроме этого, почти все коренное население острова вымерло в 19в, во время эпидемии оспы, завезенной сюда с континента. Существует теория, что истуканы выполняли функции, надгробных памятников, т.е. являлись стражами умерших и изображали покойных предков. Другие теории видят в рослых изваяниях приспособления для морского ориентирования, ведь на лишенном деревьев острове статуи хорошо различимы с далекого расстояния. Кто-то даже спроецировал расположение моаи на звездную карту и считает их астрономическими знаками. В любом случае ни одна из теорий по сию пору стопроцентно не доказана.

Вероятно, как и у большинства культовых предметов, предназначение идолов со временем изменялось. Моаи старшего возраста, служили, скорее всего, изображениями местных богов. На это указывает их сходство с каменными статуями полинезийцев, жителей Маркизских островов. Начиная с 14-15вв, скульпторы острова в устоявшейся уже манере, принялись ваять своих правителей, вождей кланов, воевод, жрецов и прочих выдающихся местных жителей. То, что это не изображения одного какого-то бога или человека, доказывает наличие у каждого идола имени собственного. Доподлинно расшифровано в наши дни чуть более 50 имен моаи. Имя могло даваться статуе вне зависимости от того, кого она олицетворяла: человека, духа или бога. А могло и совпадать с именем скульптора-изготовителя скульптуры. В тех же случаях, когда данное при рождении имя забывалось, статуи называли или общими понятиями «Статуя бога», «Статуя колдуна» и т. д., или по месторасположению или скульптурным особенностям: «Статуя возле дома», «Прямая моаи» и т.п.

Одинаковые или разные?

Одно не подлежит сомнению в загадках идолов: кем бы статуи не считались, они, без сомнения, были культовыми фигурами. Культ моаи царил на острове Пасхи с 12 по 17вв. За истекший период много воды утекло: претерпели изменения прикладные предназначения фигур, даже их внешний вид. Изготовленные в разное время изваяния значительно отличаются друг от друга по своим антропометрическим параметрам: по форме, высоте и ширине.

Самые древние статуи не превышали в высоту человеческого роста и изготавливались из базальта. У них очень мало общего с каноническими скульптурами более позднего периода, разве что не изменяемое веками местоположение рук. Со временем эти базальтовые изделия перестали вообще играть какую-либо роль в сознании местных жителей, зачастую их стали использовать в качестве строительного и ремонтного материала церемониальных площадок аху. Аху представляют собой ровную либо слегка наклоненную к морю площадку длиной от десяти до ста метров и шириной около пятидесяти. В большинстве своем, они расположены на морском берегу, отделенные от воды только пьедесталом для моаи высотой от 3 до 6м. Устанавливались ли первенцы скульптурного ряда Пасхи на постаменты-платформы, до сих пор осталось невыясненным.

Примерно в середине 14в технология изготовления идолов изменилась. Их стали делать из вулканического туфа (в просторечии, пемзы) в карьере потухшего вулкана Рано-Рараку. Именно тогда статуи и приобрели свой канонический вид. Изваяния значительно прибавили в росте, стали достигать 10-12м высоты, а их масса приблизилась к 20т. В 1868г. англичане попытались вывезти какой-либо образец зодчества острова Пасхи на родину, но не смогли даже сдвинуть их с места. После многочисленных попыток транспортировать полноростовую скульптуру, моряки оставили эти намерения, и обошлись 2,5м бюстом, который и по сей день можно наблюдать в Британском музее. Самая же большая статуя, высотой свыше 21м и массой приближающейся к 100т, так и осталась недоделанной. Ее можно наблюдать в карьере, где она лежит с момента начала изготовления.

Несмотря на то, что все скульптуры имеют схожие пропорции и большое количество общих черт, каждая из них по-своему уникальна, ее черты индивидуальны. Интересно, что у всех статуй имеются удлиненные мочки ушей. Эта особенность дала повод некоторым исследователям говорить о том, что идолы - не люди, а инопланетяне. В действительности же, длинные уши - всего лишь обман зрения. Голова идолов чрезвычайно вытянута, согласно канонам местной традиции, из-за этого и кажется, что верхняя часть ушей расположена на уровне макушки.

Скульпторы острова Пасхи

Непривычный внешний вид моаи порождает множество версий происхождения скульптур. Некоторые исследователи выдвигают совершенно фантастические версии, например, считая, что изготовителями этих памятников были мифические персонажи (атланты) или даже космические пришельцы. Однако на самом деле, туфовые истуканы - дело рук самих «пасхальцев». И этому сохранились исчерпывающие доказательства. В кратере Рано-Рараку до сих пор наличествует своеобразная мастерская по изготовлению идолов. Дело это было поставлено на поток. Жители острова одновременно трудились над производством большого количества статуй. Множество незаконченных идолов в разной степени готовности находятся в каменоломне. Работа над одними из них прекращено из-за обнаружившегося брака в материале: трещин в камне или вкраплений твердых пород, не дающих возможности выточить нос или подбородок идола. Другие брошены на различных стадиях работы, встречаются и почти бесформенные глыбы, и почти готовые изделия. Свыше 300 моаи остались незавершенными, потому что островитяне по непонятным причинам неожиданно прекратили ваяние статуй и забросили карьер навсегда.

Изготавливались моаи следующим образом: первоначально в туфе высекалось лицо, затем уши и руки с длиннющими пальцами, соединенные ниже живота. Затем скульпторы формировали спину фигуры, вырубая камни с боков. Все еще соединенную спиной с основной породой статую полировали, и только потом обрезали эту спинную пуповину и спускали готовое изделие вниз, к подножию вулкана. В скопившихся за века работы тоннах осколков и отходов камнерезной деятельности вырывали яму, куда устанавливали почти готовую статую. В вертикальном положении заканчивали доводку шеи и спины идола, после чего фигура подвергалась окончательной полировке пемзой и была готова к транспортировке к месту установки.

Для работы над истуканами мастера использовали набор каменных рубил различного размера, изготовленных из базальта. По форме рубила напоминали долото, в среднем они имели в длину 30-40 см, но иные достигали и метра. Сложно сказать, сколько времени занимал творческий процесс. Тур Хейердал, посвятивший много времени изучению острова Пасхи, совместно с потомками каменотесов, решил выяснить это экспериментальным путем. Сменяя друг друга, две бригады камнерезчиков изготовили контуры будущей фигуры. На это у них ушел год работы. Готовую же статую требовалось еще доставить к месту установки, что тоже требовало и сил, и времени. Каким же образом это происходило?

Шагающие гиганты

Из всех технических средств, способных помочь в процессе транспортировки многотонных изваяний, жители острова располагали только веревками да древесными стволами, из которых изготавливались катки и рычаги. Может быть, при перевозке по воде можно было изготовить из того же дерева большой плот или грузовую лодку? В любом случае, спуск тяжелой статуи вниз со склона вулкана, транспортировка его на несколько километров и последующий подъем на церемониальную площадку аху требовали от немногочисленного населения острова титанических усилий. Существует гипотеза, что центр тяжести статуй был рассчитан таким хитрым образом, что в наклоненном состоянии, кантуемый при помощи веревок, идол мог перемещаться почти самостоятельно, ходить. Для этих целей постамент фигуры изготавливался не плоским, а слегка выпуклым. Косвенным подтверждением этой гипотезы служит легенда, повествующая о том, что к месту установки статуи добирались своим ходом. Экспериментально это доказал чешский инженер Павел Павел, с бригадой работников, состоящей из 17 человек, он сумел заставить моаи шагать в нужном направлении.

Свое место на приготовленном возвышении, статуя занимала после того, как под ней изготавливалась искусственная насыпь, сравнимая по высоте с самим постаментом. Доставка и установка на пьедестал не означали еще окончания работ над каменным истуканом. Уже на месте скульптура «доводилась до ума», подобно морскому лайнеру, для которого спуск на воду еще не означает окончания работ над ним. Установленные на аху исполины должны были еще обрести «шевелюру» - своеобразную многотонную шапку или корону «пукао». Версия о том, что это именно волосы, а не головной убор, появилась благодаря цвету пукао - он красный, а большинство жителей древнего острова были рыжеволосыми. Камень для изготовления единственной немонолитной части истуканов острова Пасхи добывали в кратере вулкана Пуна-Пау. До наших дней дошли около 90 штук этих скальпов.

После установки каменной прически, наступал завершающий этап работы над скульптурой. На этом этапе статуе вытесывали внушительных размеров глазницы. В глазницы вставлялись глаза, изготовленные из раковин, кораллов или обсидиана. По поверьям, только заполучив глаза, истукан мог обозреть место, на котором очутился. Верившие в то, что через глаза исходит энергия души, пасхальцы, давая статуям органы зрения, как бы оживляли их. В настоящее время несколько отреставрированных статуй смотрят на мир загадочными коралловыми глазами.

Падение идолов

По невыясненным наверняка причинам, остров Пасхи настигла какая-то катастрофа. Прибывшие сюда в 18в европейцы обнаружили идолов острова опрокинутыми, лежащими на земле. Хотя совсем недавно, в момент открытия острова Пасхи, статуи стояли еще вертикально, располагаясь, как им положено, лицом вглубь острова. Какие же катаклизмы свергли старых богов и вождей с их пьедесталов?

Существует несколько теорий этого. Самой правдоподобной выглядит такая: в результате изменения климата, остров, не обладающий естественными запасами пресной воды, подвергся длительной тяжелой засухе. В результате этого пасхальцы потеряли все леса сандала, гибискуса, торомиро, кокосовых пальм и т. д. до последнего дерева. Отсутствующие деревья, разумеется, не могли ни давать тени, ни удерживать влагу в почве, ни защищать посевы от жгучего сухого ветра. На остров надвинулся страшный голод, а построить лодки, чтобы покинуть ставшую негостеприимной для жизни землю уже было не из чего - деревья исчезли. Отрезанный от остального мира остров был обречен на вымирание. В данной ситуации вожди племен требовали от подданных дополнительных усилий по ублажению божеств.

Следовательно, требовалось изготовить еще моаи, больше и внушительнее уже существовавших. Титанические усилия, приложенные в этом направлении, результата не дали. Народ взбунтовался. Начались столкновения между населяющими остров племенами, церемониальные площадки аху разоряли, а стоящие на них статуи опрокидывали и разбивали. Немногим людям, пережившим это страшное время, приходилось все начинать заново. «Пасхальцам» требовались новое общество и новая религия, принципиально отличающаяся от оказавшейся несостоятельной старой.

Место поверженных идолов заняло новое божественное существо с головой птицы. Свобода покинуть засушливые земли в любой момент по воздуху, недоступная человечеству, выразилась в этих новых верованиях. Прежние боги и герои оказались мгновенно и прочно забыты. Культ моаи был оставлен навсегда и перестал быть, собственно говоря, культом. Каменные идолы с острова Пасхи превратились в объект любопытства туристов и изучения исследователей. Однако именно это привлекло людей с континентов на остров, который в наше время существует исключительно за счет гостей. Так что, можно сказать, даже поверженные идолы продолжают служить благу жителей маленького треугольного кусочка суши, затерянного в Тихом океане.

Благодаря подвижничеству реставраторов, некоторые скульптуры уже заняли свои прежние места на аху, однако их физическое состояние вызывает тревогу ученых. Статуи непрерывно подвергаются разрушению под воздействием климатических факторов, особенно ветра и дождя. Основной материал изготовления - туф - быстро разрушается, из-за этого более твердые вкрапления вываливаются, на идолах образуются вмятины и трещины. Моаи нуждаются в срочной консервации. Силы и средства для этой необходимой работы человечество обязано найти достаточно быстро, чтобы сохранить будущим поколениям эти удивительные изваяния одного из самых загадочных мест на Земле.

Остров Пасхи — это загадочный, уединенный уголок, затерянный в тихоокеанских просторах, привлекает к себе историков, археологов и просто любителей тайного и загадочного со всего мира в первую очередь своими знаменитыми каменными статуями Моаи . Все статуи монолитны, они вырезаны из цельной каменной глыбы вулканического происхождения и имеют довольно значительные размеры. Вес каменного истукана около 20 тонн, высота — 6 метров. На острове установлено 997 каменных статуй. Местные жители и сегодня верят в то, что моаи — это носители сверхъестественной силы предков Хоту-Мату"а — первого короля острова. Ученые и историки предполагают, что каменные истуканы были установлены поселенцами с ближайших островов Полинезии где-то в Х-ХI веках. Считалось, что это — ушедшие предки, придающие силу живым вождям. Статуи могли быть символами разных кланов, живущих на острове.

Статуи вырезались из вулканического туфа на склонах вулкана Рано-Рораку, затем их переместили на ритуальную площадку. У некоторых истуканов имеются шапки из красного камня. Ученые предполагают, что у статуй были глаза, белки которых выкладывались из коралла, а зрачки — из кусочков вулканического стекла. Согласно легенде к месту, где были установлены моаи, они шли сами.

Лишь в 1956 году путешественник из Норвегии Тур Хейердал поведал миру, что создателями моаи было туземное племя «длинноухих», веками хранившие секрет создания статуй от другого племени «короткоухих». «Короткоухие», не зная тайны создания статуй, окружили их легендами и загадками, которые вводили в заблуждение ученых всего мира. На протяжении нескольких последних веков «длинноухие» перестали создавать статуи, однако секрет их создания передавался из поколения в поколение, благодаря чему они смогли изваять моаи по просьбе Хейердала. 12-тонная статуя была вытесана в каменоломне с помощью молотков, а затем, используя деревянные салазки и канаты, ее дотащили до платформы, где она была установлена с помощью нехитрых приспособлений из деревянных рычагов и камней. Секрет ходячих истуканов был раскрыт в 1986 году чешским ученым П. Павел. Оказалось, что перемещались статуи в вертикальном положении. По его просьбе 17 туземцев, обладая определенными навыками, довольно быстро установили в вертикальное положение 20-тонную моаи, чтобы истукан «пошел».

Существовало несколько мнений по поводу непропорционально больших голов у каменных истуканов. Оказалось, что статуи намного больше в размерах, просто их тела ушли глубоко под землю. На телах обнаружили древние петроглифы, защищенные от эрозии слоем почвы. В настоящее время статуи тщательно изучаются, ведутся раскопки, с помощью которых можно будет установить, есть ли у статуй ноги, правда, одна из статуй стоит на коленях.

До сих пор ученые оспаривают возраст древних статуй и их предназначение. Возможно, это были боги, которым поклонялись жители острова, или вожди, правившие островом, и запечатленные в камне. Тур Хейердал высказал мнение, что это статуи белых индейцев из Латинской Америки. В период культурного расцвета 16-17 веках на острове жили около 20 тысяч человек, однако, после прибытия на остров европейцев численность жителей резко сократилась. Численность населения сегодня составляет около 4 тысяч. Благодаря загадочным статуям остров Пасхи стал известным на весь мир, сюда стали приезжать многочисленные туристы. Основным источником прибыли острова на сегодняшний день является туризм.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения