Развитие архитектуры в 20 веке. Российская архитектурная традиция

Творчество художников начала XX в. развивалось в тесном взаимодействии с архитектурой. Новый стиль модерн , ставший господствующим с первых лет 90-х гг., открыл широкую дорогу фреске, мозаике, витражу, керамике, скульптуре во всех их проявлениях. Сам этот стиль был характерен не только революционным неприятием внешних форм классицизма, но и стремлением более открыто подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, конструкций, фасадов и интерьеров. Модерн имел много разновидностей: «югендстиль» - тяжеловесный и угловатый, неоклассицизм, псевдорусский стиль, стиль «ириса» и т. д. В короткие сроки, за полтора десятилетия, строительство в стиле модерн преобразило многие города России. В Петербурге в стиле модерн застроена Петроградская сторона, которая и сегодня является заповедником этого стиля. Кроме того, постройки в городах: Москва, Рига, Одесса, Киев, Нижний Новгород, Саратов, места, где проживало множество купцов и богатых людей, дали возможность архитекторам построить сотни особняков и общественных зданий. Губернские и уездные города, промышленные центры были полем деятельности для изобретательности и талантов русских архитекторов. В декоративную мозаику фасадов, в скульптурную лепнину смело вторгались образы заводских труб и фабричных зданий, силуэты торговых судов и башенных кранов, аэропланы, аэростаты и автомобили. Изломанные линии ирисов и лилий соседствовали с женскими фигурами, кошками, львами, тиграми, медведями, оленями, слонами и даже китам. Широко использовались новые материалы - железобетон, сталь, стекло. Здания облицовывались гранитом разных пород, естественным камнем. Большинство жилых зданий были многоэтажными. Как правило, они снабжались лифтами, значительная часть зданий в столицах была уже газифицирована. Театры и вокзалы, университеты и академии, училища и школы преображали лицо большинства русских городов. Появляется стремление к комплексной застройке, к ансамблю. Так, разрабатывается план постройки района «Новый Петербург» на острове Голодай. Однако в условиях наличия частной собственности на городскую землю эти интересные замыслы так и не были осуществлены.

Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма вызвала существенные изменения в архитектуре, прежде всего в архитектуре города. Возникают новые типы архитектурных сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, с появлением кинематографа – кинотеатры. Переворот произвели новые строительные материалы: железобетон и металлические конструкции, которые позволили перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины, создавать причудливый узор из переплетов.


Ярким примером модерна в России было творчество Ф.О. Шехтеля. Особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве (1900–1902, арх. Ф.О. Шехтель) –типичный образец русского модерна.

Так называемого «северного модерна»: П.Ю. Сюзор в 1902–1904 гг. строит здание компании Зингер на Невском проспекте.

Пытаясь воскресить традиции древнерусского строительства, архитекторы начала века в первую очередь отталкивались от принципов композиции и пластики, а не копировали декоративные элементы, как это делали представители псевдорусского стиля. Именно живописец В. Васнецов в своих архитектурных исканиях впервые обратился к формам новгородского, псковского и раннемосковского зодчества. Под его руководством в Москве появилась живописная Третьяковская галерея. Само здание достаточно обыкновенно. Украшенный в древнерусском стиле фасад, белокаменный портал, выразительность элементов и их контрастность со стенами сделали строение памятником архитектуры всех времен. Другим архитектором, практиковавшим возрождение древнерусского стиля, а особенно – традиций новгородских и псковских матеров, стал А. Щусев. На Куликовом поле им был возведен храм, ставший в одночасье и памятником, свидетельствующим о победе русских воинов над монголо-татарскими войсками. Живописность его форм, их пластичность, башни свидетельствуют о том, что ведущий в архитектуре церкви – новый русский стиль. В этом же стиле построена и Марфо-Мариинская обитель милосердия на улице Большая Ордынка в Москве. Церковь белокаменными массивными стенами и шлемовидными куполами напоминает традиции старорусских мастеров Пскова и Москвы. Среди других примеров вышеупомянутого стиля – здания Казанского вокзала в Москве арх. А.Щусева, Ссудной кассы арх. В.Покровского, Доходный дом Перцова в Москве арх. С. Малютина.

Капиталистические города росли так стремительно, что использование старинных стилей попросту тормозило строительство. Нужно было что-то новое, более современное и рациональное. Новшеством в строительной сфере стало использование сверхпрочных материалов: железобетона и металлоконструкций. Это дало толчок и дальнейшему развитию архитектуры. Новым архитектурным стилем стал модерн. В России он приобрел свои местные черты, так как смешался здесь с историческими стилями.

Архитекторы модерна искали новые формы, создавали ассиметричные композиции, черпали вдохновение в архитектуре средневековья. Прочные материалы сделали возможным строительство зданий с огромными пространствами, арками и переходами. При этом подчеркивались плоские стены, а детали приобретали совершенно неожиданные криволинейные формы. Для модерна характерны четкие плавные формы, ясные линии, трапециевидные мотивы.

В Москве и Петербурге появляются такие модернистские постройки, как вокзалы, доходные дома, гостиницы, банки, особняки богатой буржуазии. Среди ярких примеров – особняк Рябушинского у Никитских ворот в Москве арх. Ф. Шехтеля, здание компании «Зингер» на Невском проспекте в Петербурге (современный Дом книги) арх. П. Сюзора, особняк Половцова на Каменном острове в Петербурге арх. И. Фомина, доходный дом графа М.Толстого на Фонтанке, гостиница «Астория», Азово-Донской банк арх. Ф. Лидваля.

В русле модерна, по мере использования архитекторами предыдущих архитектурных стилей, развивались необарокко, неорококо, неоренессанс, неоклассицизм.

Творчество художников начала XX в. развивалось в тесном взаимодействии с архитектурой. Новый стиль модерн, ставший господствующим с первых лет 90-х гг., открыл широкую дорогу фреске, мозаике, витражу, керамике, скульптуре во всех их проявлениях. Сам этот стиль был характерен не только революционным неприятием внешних форм классицизма, но и стремлением более открыто подчеркнуть функциональное назначение жилых и общественных зданий, конструкций, фасадов и интерьеров. Модерн имел много разновидностей: «югендстиль» - тяжеловесный и угловатый, неоклассицизм, псевдорусский стиль, стиль «ириса» и т. д. В короткие сроки, за полтора десятилетия, строительство в стиле модерн преобразило многие города России. В Петербурге в стиле модерн застроена Петроградская сторона, которая и сегодня является заповедником этого стиля. Кроме того, постройки в городах: Москва, Рига, Одесса, Киев, Нижний Новгород, Саратов, места, где проживало множество купцов и богатых людей, дали возможность архитекторам построить сотни особняков и общественных зданий. Губернские и уездные города, промышленные центры были полем деятельности для изобретательности и талантов русских архитекторов. В декоративную мозаику фасадов, в скульптурную лепнину смело вторгались образы заводских труб и фабричных зданий, силуэты торговых судов и башенных кранов, аэропланы, аэростаты и автомобили. Изломанные линии ирисов и лилий соседствовали с женскими фигурами, кошками, львами, тиграми, медведями, оленями, слонами и даже китам. Широко использовались новые материалы - железобетон, сталь, стекло. Здания облицовывались гранитом разных пород, естественным камнем. Большинство жилых зданий были многоэтажными. Как правило, они снабжались лифтами, значительная часть зданий в столицах была уже газифицирована. Театры и вокзалы, университеты и академии, училища и школы преображали лицо большинства русских городов. Появляется стремление к комплексной застройке, к ансамблю. Так, разрабатывается план постройки района «Новый Петербург» на острове Голодай. Однако в условиях наличия частной собственности на городскую землю эти интересные замыслы так и не были осуществлены.

Каждая эпоха в истории представлена грандиозными сооружениями, однако, именно архитектура 20 века характеризуется тем, что достигла совершенно новых высот - от парящих небоскребов к инновационным дизайнерским конструкциям. Начало ей было положено на рубеже 20 века одним из первых направлений, известным как модерн, сочетавшим функционализм с эстетическими идеалами, но отвергавшим классические заповеди. Он старался объединить принципы, лежащие в основе архитектурного дизайна, с тенденциями быстрого технологического прогресса и модернизации общества в целом.

Вообще архитектура 20 века - это всеобъемлющее движение, принявшее форму многочисленных дизайнерских школ, направлений и разнообразных стилей. Среди важных имен людей, которые стали реформаторами в архитектурном искусстве и проложили путь к оригинальным дизайнам и ультрасовременным новшествам, следует назвать Ле Корбюзье, Людвига Мис Роэ, Вальтера Гропиус, Фрэнка Ллойда Райта, Луиса Салливана, и Альвара Аальто.

Итак, в первую очередь архитектура 20 века представлена движением, известным как архитектурный модернизм и охватывающим период с 1900-х до 1970-1980-х годов (в европейских странах и России). Оно включает в себя несколько направлений (функционализм и конструктивизм, брутализм и рационализм, баухауз и ар-деко, интернациональный стиль), но всех их объединяют общие характеристики.

Архитектурный модернизм стремился к созданию дизайна домов, следовавшего вне классических идей и вдохновлявшегося месторасположением, функциями будущих структур, их окружающей средой. «Форма следует за функцией» (слова Луиса Салливана, означающие, что дизайнерская идея должна основываться непосредственно на функциональном предназначении строительного объекта). Например, Фрэнк Ллойд Райт был известен тем, что при проектировании домов он, прежде всего, ориентировался на место, на котором собирались построить здание. Он говорил, что оно должно быть «вместе с землей», то есть составлять одно целое.

Архитектура начала 20 века включает также следующие объединяющие характеристики для названных выше направлений - это использование при строительстве новейших в технологическом отношении строительных материалов (например, железобетон), отсутствие декоративных деталей, иначе говоря, никаких исторических реминисценций во внешнем облике домов, которые должны иметь простые ясные формы.

Архитектура 20 века в России популяризирована в форме конструктивизма, особенно процветавшего в 1920-1930-х годах. Конструктивизм объединил передовые технологии и новую эстетику с коммунистической философией и социальными целями строившегося государства. Один из основоположников движения - Константин Мельников, спроектировавший знаменитый Дом Мельникова в Москве, который является символом конструктивизма и советского авангарда вообще. Хотя движение разделялось на несколько конкурирующих школ, в период его существования было построено много замечательных зданий, пока оно не попало в немилость у примерно в 1932 году. Но конструктивистские эффекты можно найти и в более поздней

С начала 1980-х годов архитектура 20 века испытывает определенные сложности с точки зрения структурных систем (услуги, энергия, технологии), становится мультидисциплиной со специализациями для каждого отдельного проектного типа. Кроме того, проявилось разделение в архитекторской профессии на архитектора-дизайнера и проектировщика, гарантирующего, чтобы будущий строительный объект соответствовал всем необходимым технологическим стандартам. Но, конечно, главной и господствующей проблемой, глубоко отразившейся на современной архитектуре, является её экологическая устойчивость.

В начале ХХ в. велись поиски новых архитектурных форм на основе сочетания достижений техники с классическими принципами.
Говоря об основных характеристиках архитектуры XX в. и об основных тенденциях в ее развитии, необходимо упомянуть главное: архитектура не знала кризиса, подобного живописи. Это объясняется, во-первых, бурным развитием техники, ростом городов, потребностью в строительстве, решении художественно-планировочных задач и, во-вторых, интенсивными послевоенными восстановительными работами. Архитектурный облик стран и восстанавливался, и создавался заново.
Архитектуру XX в. характеризуют не только новые строительные технологии, но и новые строительные материалы и конструкции их них: железобетон, цемент с различными наполнителями, сталь, бетон, пенобетон, стекло, полиматериалы, применение которых привело к поиску новых стилей.

Техно архитектура базировалась на использовании новых материалов (например, высокопрочного железа, чугуна), благодаря которым структуру здания можно было вытягивать на любую высоту. В строительстве начали использовать армированный бетон. Первоначально к зданиям из металла, чугуна и стали не относились как к архитектурным сооружениям, так как считалось, что эти материалы не несут в себе творческого, художественного начала, и поэтому не являются эстетичными. А чтобы здания выглядели таковыми, их декорировали колоннами, пилястрами, разными классическими элементами.

К архитекторам стиля техно относятся: Луис Генри Салливен (1856-1924) и Ээро Сааринен (1910-1961) в США; Кендзо Тангэ (1913-2005) в Японии.
Генри Салливену, создателю так называемой чикагской школы, принадлежит известная фраза: «Форма следует за функцией».

Рациональная архитектура родилась после первой мировой войны – когда появилась большая потребность в жилье. Главные её принципы сводятся к следующему: архитектонические формы должны быть рациональны; должны зависеть от функционального назначения сооружения; расходы минимизированы; в целях экономии и ускорения строительства используются строительные полуфабрикаты и стандарты; в целом архитектура рассматривается как фактор прогресса. Эстетика здания должна полностью соответствовать его функции. В задачу архитектора входило рациональное проектирование с использованием прогрессивных технологий, которые должны четко просматриваться в строении. В результате главным стала демонстрация чистоты формы и цвета, а также новых материалов – стекла, стали, армированного бетона. Предпочтение отдавалось кубическим и призматическим формам с плоскими крышами. Принцип симметрии был заменен на асимметрию.

Представителями этого направления в архитектуре являются: Адольф Лоос (1870-1933) в Австрии, Мис Ван дер Ройя (1886-1965) в Америке, Ле Корбузье (1887-1965) во Франции, Джузеппе Терраньи (1904-1943) в Италии, Оскар Ниемейер (род. 1907) в Бразилии.



Баухаус (нем. Bauhaus, Hochschule für Bau und Gestaltung - Высшая школа строительства и художественного конструирования, или Staatliches Bauhaus) - учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933, а также художественное объединение, возникшее в рамках этого заведения, и соответствующее направление в архитектуре.
Школа Баухаус была образована в Веймаре 25 апреля 1919. Преподавателей и учащихся в эпоху Веймарской республики объединяли левые взгляды и новаторские подходы к искусству. Гропиус считал, что в новую эпоху архитектура должна быть строго функциональной, экономичной и ориентированной на технологии массового производства. Девиз "Баухауса": "Новое единство искусства и технологии".
На практику архитектуры огромное влияние оказали взгляды Ле Корбюзье, который одним из первых в своих зданиях использовал железобетонный каркас, крыши-террасы, большие плоскости остекления на фасаде, открытые опоры в нижних этажах здания, свободную планировку этажей.
Ле Корбюзье - французский архитектор швейцарского происхождения, создатель архитектуры интернационального стиля , художник и дизайнер. Достиг известности благодаря своим островыразительным постройкам функционального стиля. Его постройки можно обнаружить в разных странах: в Швейцарии, Франции, США, Аргентине, Японии, России. Характерные признаки архитектуры Ле Корбюзье - объёмы-блоки, поднятые над землей; свободно стоящие колонны под ними; плоские используемые крыши-террасы ("сады на крыше"); «прозрачные», просматриваемые насквозь фасады ("свободный фасад"); шероховатые неотделанные поверхности бетона; свободные пространства этажей ("свободный план"). Бывшие некогда принадлежностью его личной архитектурной программы, сейчас все эти приемы стали привычными чертами современного строительства.
Необыкновенную популярность творчества Ле Корбюзье можно объяснить универсальностью его подхода, социальной наполненностью его предложений. Нельзя не отметить его заслуги и в том, что он открыл глаза архитекторам на свободные формы. В большой степени именно под впечатлением его проектов и построек произошёл сдвиг в сознании архитекторов, в результате чего свободные формы в архитектуре стали применять гораздо шире и с гораздо большей непринужденностью, чем раньше.
Пять отправных точек современной архитектуры Ле Корбюзье:
1. Жилое помещение поднято над уровнем почвы на ряд бетонных опор. Благодаря этому нижний ярус здания кажется естественным продолжением сада.
2. Абсолютно плоская крыша, которая может использоваться как солярий, спортплощадка, бассейн либо сад.
3. «Свободный план» подразумевает открытое внутреннее пространство, не загромождённое перегородками и несущими конструкциями.
4. Не вертикальные, а горизонтальные окна, которые способствуют лучшему освещению и вентиляции.
5. В отличие от традиционных построек, у здания «свободный фасад», членение которого не предопределено задачей переноса веса здания на несущие конструкции.
В вилле Саввой чётко воплотились такие приёмы модернистской архитектуры, как лишённые декора геометрические формы, белые гладкие фасады (с которыми контрастирует полихромный интерьер), использование внутреннего каркаса. Все эти причины способствовали тому, что это здание стало своеобразным манифестом архитектуры «интернационального стиля».


1927 г. Дом "СИТРОЕН" в поселке Вейссенгоф Штуттгарт. Ле Корбюзье
Ле Корбюзье и Пьер Жаннере. Общежитие швейцарских студентов в Париже. 1930—1932 гг

Экспрессионистская архитектура зародилась в Германии после Первой мировой войны. Эта архитектура ориентирована на форму, фантазию, нерациональность. К этому направлению относятся представители так называемой Novembergruppe, такие как Эрих Мендельсон, Бруно Таут.

Бруно Таут. Дом художника в Ворпсведе, 1926

Конструктивизм в архитектуре как направление зарождается в России под влиянием кубизма и супрематизма Каземира Малевича. Конструктивисты считали, что форма конструкции должна зависеть от структурных элементов, которые должны быть обнажены. Предпочтение отдавалось развитию здания по вертикали; считалось, что здание должно быть агрессивно противопоставлено окружающей среде. Представителями этого направления были: Владимир Татлин (1883-1953 гг.), Лазарь Лисицкий (1890-1941 гг.), который считал, что архитектура должна выражать революционный динамизм и привести к стиранию различий между городским и сельским рабочим классом.

Архитектура неопластичная и органическая появилась в Голландии в рамках движения «De Stijl», по названию журнала, созданного Тео Ван Доесбургом (1883-1931) и Питом Мондрианом (1912-1872). Лейтмотив этого направления – «превзойти естественную форму и убрать всё, что противостоит чистоте художественного выражения» - по сути означал: убрать исторические формы. Так, трехмерность заменяется на двухмерность. Фасады зданий начинают оформлять панелями, уложенными друг на друга, как в живописи Мондриана. Причем, панели красились так, чтобы не было ощущения глубины.
Органическая архитектура была введена Фрэнком Ллойд Райтом (1869-1959 гг.), который проповедовал принцип свободной архитектуры в свободном пространстве. Райт считал, что планировка должна свободно строиться вокруг центрального ядра (очага); стен должно быть минимальное количество, с тем чтобы свет, воздух и вид создавали ощущение единое пространство; здание должно гармонировать с окружающей средой. Райт отказался от понятия комнат, так как дома – не коробки; от использования разных материалов, отдавая преимущество одному; от криволинейного декорирования с предпочтением прямых линий и т.д.
Модерн (от французского слова «современный»). Его создатели, с одной стороны, стремились к рациональным конструкциям, применяя железобетон, стекло, облицовочную керамику и т. п. С другой стороны, у архитекторов модерна Австрии и Германии, Италии и Франции появилось стремление преодолеть сухой рационализм строительной техники. Они обращались к прихотливому декоративизму и символам в орнаментике декораций, в росписях, скульптуре интерьеров и фасадов, к нарочитой подчеркнутости обтекаемых и изгибающихся, скользящих форм и линий. Извилистые узоры металлических переплетов перил и маршевых лестниц, балконных ограждений, изгибы кровли, криволинейные формы проемов, стилизованный орнамент из вьющихся водорослей и женских голов с распущенными волосами нередко сочетались с вольно переработанными формами исторических стилей прошлого (главным образом стилей Востока или средневековья - эркеры, романские башенки и т. д.), придавая сооружениям несколько романтический характер.
Самый известный архитектор -модернист Антонио Гауди (1852-1926)- испанский (каталонский) архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне.

Архитектура пост-модерна зарождается в США в 60-е годы ХХ века и характеризуется эклектизмом, в котором объединяются современные и исторические элементы. Результатом является своеобразный контраст, столкновение, противопоставление составных частей. Так, на фасаде, сделанном по классическому принципу, может быть суперсовременное остекление. Ярким представителем этого направления является Роберт Вентури (род. 1925), написавший книгу «Сложность и противоречия в архитектуре», в которой воспевается форма здания, абсолютно не связанная с его функцией, а подхваченная только декоративными элементами.
К архитекторам пост-модернизма относятся: Ричард Мейер, Джеймс Стирлинг, Альдо Росси, Марио Бота.

Роберт Вентури
Понятие архитектуры деконструктивизма вводят Жан Франсуа Лиотар и Жак Деррида, которые считают, что предпочтение должно отдаваться «многоязычаю» в архитектуре. Архитектура должна поражать и быть больше художественной, чем архитектонической, функциональные же аспекты не должны становиться главными. Архитектура должна напоминать коробку с разными предметами, которую случайно перевернули и из которой в беспорядке высыпалось всё содержимое. Воспевая нестабильность, беспорядок, динамичность. Цель деконструктивизма – осознать и оценить себя вне контекста.
Представителем этого направления является Фрэнк Гери (род. 1929), который как и другие деконструктивисты, считает, что элементами дизайна являются пространство, форма, тон, масса, линия, текстура, штамп, свет и цвет; принципами – масштаб, пропорции, баланс, ритм. Конверт здания – это внешняя оболочка для внутренней среды, для климатического контроля. Дизайн конверта здания (оболочки) включает в себя структурную целостность, контроль влажности, температурный контроль, контроль границ давления воздуха. Физическими составляющими оболочки здания являются фундамент, крыша, стены, двери и окна. Главными факторами – размеры, материалы, процесс строительства, соединение и взаимодействие, которое определяет эффективность и долговечность системы оболочки здания. Оболочка здания должна физически защищать от погодных и климатических изменений (комфортность), обеспечивать качество воздуха (гигиена и здоровье), долговечность и энергетическую эффективность. Для этого оболочка здания должна иметь солидную структуру, дренаж, термический и воздушный барьер.


В современной архитектуре 80-х годов по настоящее время выделяют следующие направления:

Блобитектура (блобизм) – движение в архитектуре, когда здания имеют амебную форму. В 1995 году архитектор Грег Линн в своих экспериментах в компьютерном дизайне ввел понятие БЛОБы для создания сложных объектов в компьютере.

Критический регионализм – это подход в архитектуре, стремящийся восполнить потерю смысла и места в модерне путем использования контекстуальных условий.

Понятие критический регионализм было развито Кеннетом Фрэмптоном, который поднял вопросы: «Как быть современным и вернуться к источникам? Как возродить старую цивилизацию и быть частью современности?». Согласно Фрэмптону, акцент должен быть сделан на топографию, климат, свет, тектоническую форму и тактильные ощущения, а не на сценографию и визуализацию.

Регионализм – это направление современного американского искусства 30-х годов, когда люди, устав от высоких технологий города, обратились к деревне. Это направление чем-то схоже с вернакулярной архитектурой.

Вернакулярная архитектура – в переводе означает «рабский квартал на задворках сада хозяина», и подразумевает под собой строительство домов людьми, не имеющих базовых знаний по архитектуре и строительству при помощи подручных средств и материалов, имеющихся в данном регионе. Вернакулярную архитектуру не следует путать с традиционной, которая обозначает архитектуру, сложившуюся в данном регионе на протяжении многих лет в результате проб и ошибок.

Сберегающий дизайн либо экодизайн , зеленый дизайн, дизайн для окружающей среды – это искусство создавать объекты, которые соответствуют принципам экономического, социального и экологического сбережения и поддержания. Это проектирование от малых объектов повседневного использования до проектирования зданий, городов и земной поверхности. Распространяется на архитектуру, ландшафтную архитектуру, инжиниринг, индустриальный дизайн и дизайн интерьера. Анализ всего жизненного энергетического цикла создаваемого объекта позволяет определить влияние данного объекта на окружающую среду. Главное внимание отводится материалам, использованию производственных технологий, которые требуют меньше энергии, использованию изделий, имеющих высокое качество и долголетие, с тем чтобы можно было их реже менять. Основной принцип: изделия, процессы и системы должны быть спроектированы таким образом, чтобы их можно было использовать и в дальнейшем в коммерческой жизни.

Городское планирование. Согласно этому направлению, транспорт и рабочий центр должны концентрироваться в центре города, чтобы не было его «расползания». В этих целях необходимо развивать сеть общественного транспорта – для «доступности»в центр, чтобы минимизировать использование частного транспорта, а также создавать «пешеходные общества». Здания должны быть энергосберегающими.

Без сомнения, существует ещё много других направлений в архитектуре, но рассмотрены основные стили и тенденции в архитектуре 20 века, кратко охарактеризованы.

В конце XIX — начале XX в. в русской архитектуре, да и во всей технологии строительного дела, в ассортименте строительных материалов намечаются новые явления. Они были связаны с общими изменениями в российской социально-экономической действительности. Архитектура более прямо и открыто, чем другие виды искусства, выполняет социальный заказ. Новые явления в российской архитектуре связаны были с сильным увеличением населения городов, появлением огромных промышленных предприятий, концентрацией пролетариата, ростом финансового капитала, общим изменением социального состава города, и, наконец, самого духа города, образа городской жизни.

Крупное машинное производство приносило с собою повышение уровня инженерных знаний, строительной техники, освоение новых строительных материалов и конструкций. В конце XIX в. в архитектуре начинают применять железобетон, металлические каркасы, облицовочную керамическую плитку, гранитную крошку и другие строительно-технические новшества. Выявляя эстетику этих материалов, создавая соответственно потребностям нового капиталистического города начала XX в. крытые рынки, универмаги, электростанции, заводы, огромные типографии, Народные дома и многоквартирные, много­этажные жилые здания с лифтами, телефонами, железнодорожные вокзалы, мосты, биржи, торговые дома и. особняки миллионеров, архитекторы делают попытки говорить иным архитектурным языком.

Конец XIX — начало XX столетия — время появления новых архитектурных стилей: модерна, новорусского стиля, неоклассицизма. Архитектурную истину своего времени зодчие видят в органической связи между строительным мате­риалом, конструкцией и формой. Архитектура отказывается от фасадности предшествующей эклектики, строгих осевых композиций, симметрии и традиционной гармонии.

Свобода, раскованность в композиции зданий, подчинение функциональному назначению определяют план, декор, цветовую гамму.

Не одна собственно инженерно-технологическая мысль выступала в близком союзе с архитектурой. Во всем зодчестве заметно сказывалось стремление к синтезу искусств; в архитектуру щедро вводятся элементы живописи и скульптуры.

Недаром в архитектуре конца XIX — начала XX в. начинают работать такие крупные живописцы и скульпторы, как В. М. , М. А. , А. Н. , И. Э. , С. В. , А. С. .
Талантливейшие представители русской архитектуры того времени — Ф. О. (1859-1926), А. В. (1879-1949).

В градостроительстве впервые поднимались вопросы об организации общественного транспорта, о выработке и введении в жизнь правил регулирования уличного движения. Уже в 1885 г. при Министерстве внутренних дел создается Технико-строительный комитет, который делал слабые и явно для него непосильные попытки осуществить контроль застройки и планировки городов всей России. Все же в 1910 г. появляется план преобразования Петербурга (архитекторы Л. Н. Бенуа и Ф. Е. Енакиев), проект перепланировки о. Голодая в Петербурге («Новый Петербург») (архитекторы И. А. Фомин и Ф. И. Лидваль). В крупных городах возникают кооперативные товарищества и домостроительные общества в связи с новым понятием «жилищная проблема». Эти общества и товарищества, как и сама «проблема», стимулируют дальнейшие поиски архитекторов. Основным видом сооружения становится не частный дом и не культовое здание, а общественное сооружение.

В числе интереснейших построек того времени: Третьяковская галерея (1900-1905) В. М. Васнецов; доходный дом Перцовых (1903-1905, Москва) — С. Малютин, Н. Жуков; Ярославский вокзал (1902-1904) Ф. О. Шехтель; Марфо-Марьинская обитель (1908-1912,- Москва) — А. В. Щусев; здание Государственного банка в Нижнем Новгороде (1910-е гг.) — В. В. Покровский (1871-1931).

Все эти сооружения созданы в национально-романтическом, новорус­ском стиле, имевшем целью на новой строительной основе, в связи с новыми функциональными задачами возродить дух древнерусского зодчества, его пластичность, красочность и свободу форм, свободно и творчески развить национальную традицию.
В новом стиле были построены Ф. О. Шехтелем здание типографии газеты «Утро России» (Москва, 1900-е гг.); гостиница «Метрополь» (Москва, 1899-1903) – В. Ф. Валькотт; Художественный театр (Москва, 1902) — Ф. О. Шехтель, горельеф над входом А. С. Голубкиной; дом С. П. Рябушинского (Москва, 1900-1902) — Ф. О. Шехтель; особняк М. Ф. Кшесинской (Петербург, 1904-1906) — А. И. Фон-Гоген; «Вилла художника» (Крым, 1906) — Л. М. Браиловский; дача Пфеффер в Сокольниках (1910-е гг.) — А. У. Зеленко.




Почти все названные произведения зодчества включали элементы живописи и скульптуры. Национальные мотивы керамики разрабатываются в абрамцевской мастерской М. А. Врубелем, А. Я. Головиным, К. А. Коровиным, Е. Д. Поленовой ещё с 1889 г. Позднее подобная мастерская возникает в Смоленской губернии в Талашкино в имении княгини М. К. Тенишевой. Ею руководит художник С. В. Малютин.

Обращаются зодчие и к мощным истокам античности и Возрождения, переосмысливая классические образцы в соответствии с требования­ми новой эпохи. Происходит своеобразное облагораживание модерна классикой. Журнал «Мир искусства» в лице художников А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, А. П. Остро­умовой-Лебедевой выступает пропагандистом неоклассики.

В этой манере строит московский купеческий клуб А. И. Иванов-Шиц (1907-1908), И. А. Фомин (1872-1936) – особняк А. А. Половцева на Каменном острове в Петербурге (1911 — 1913); С. Соловьев (1859-1912) — Высшие женские курсы в Москве (1910-1913, ныне здание Московского пединститута им. В. И. Ленина); Р. И. Клейн (1858-1924) – Музей изящных искусств в Москве (1912).

Итак, лучшим произведениям архитектуры конца XIX - начала XX в. были свойственны новая образная выразительность, свободное соединение архитектурных масс, динамика и экспрессия, уничтожение разрыва между функциональным назначением и декоративно-художественной формой здания. Однако типовая застройка окраин оставалась тусклой, убогой, привычно-бытовой; в этом ярко сказы­вались вопиющие социальные контрасты российского капитализма начала XX в.

Оживление и заметный подъем архитектурного творчества и строительного дела вначале XX в. благотворно сказались на судьбах русской скульптуры. Зодчие нередко стали включать лепку, барельефы, горельефы, майолику в проекты новых сооружений - и общественного назначения (гостиницы, народные дома, так называемые «деловые дворы», вокзалы, банки, кинематографы), и жилые здания (небольшие личные, доходные многоквартирные дома), и немногочисленные возводившиеся культовые здания (монастырские комплексы, отдельные церкви, часовни).

(Жилой масив на Усачева)

Архитектура Москвы 20-х годов ХХ века представляет собой удивительный микс. Смешалось все: купеческие застройки прошлых веков, традиционный московский стиль чудно гармонировал с новыми застройками социализма, стиль которых в будущем получит название: конструктивизм.

(Московская фабрика)

Итак, Москва 20-х. Город обрел статус столицы и – пошло-поехало. Созвали архитекторов, и началась эпоха строительства бумажного. С 1918 года усиленно работает группа гениев под руководством Л.Каменева, предлагая генеральные застройки будущей столицы. Проектировали и мечтали, порой выдавая такие идеи, что впору поверить в чудеса. Чего стоят только трамваи под облаками и огромный аэровокзал на Ходынке, предложенные Чаяновым. И построили бы, да прозаическая причина помешала воплотиться мечтам. Денег не было.

(Зимняя улица)

А вообще строительство нужно начинать со слома старого. Тут все обошлось. Зимы 20-х годов выдались неимоверно холодными, а отопление благополучно вышло из строя еще в 1920 году. Жители срочно обзавелись буржуйками, и правительство разрешило топить печи…домами. Разбирали и растаскивали старые деревянные постройки, которые тесным кругом толпились за пределами Садового кольца. Так Москва сама себе расчищала площадки.

(На Театральной площади)

В силу того, что население первопрестольной после революции увеличилось в разы, стало важно срочно возводить многоэтажные дома. Первый жилой массив решено было строить на улице Усачева (1924 г. арх. И.Мешков). Рис. 1 По тем временам стройка – грандиозная. Закладывался прообраз будущих жилых микрорайонов столицы: 4-5 этажные дома, рядом детсады и школа, магазины и аптеки. Такой вариант – новшество. Подобные массивы стали появляться на Шаболовке и возле Савеловского вокзала.

(Комплекс на Берсеневской)

Еще одна грандиозная постройка 20-х: жилой комплекс на Берсеневской набережной (Рис.2), выстроенный в 1928-1930 гг. (арх. Б. М. Иофан). Этот дом-город объединял воедино новые представления о доме для советского человека. Громадный комплекс совмещал в себе жилые постройки и производственный сектор. Фасад дома во многом предопределили архитектуру будущих строений на Москве реке. А сама река, еще не забранная в гранит, с перекинутым через нее Большим Каменным мостом, еще не обзавелась достойным речным фасадом. Предполагалось, что этот комплекс на Берсеневской свяжется в единое целое с будущим Дворцом Советов на месте снесенного Храма Христа Спасителя. Тогда становится понятной сложная архитектура здания, его массивность со стороны реки и крупные, не по времени, размеры.

(Дом-коммуны на Орджаникидзе)

Выразительная гримаса архитектуры того времени: дома-коммуны. Их было несколько, но самым одиозным был такой дом на ул. Орджоникидзе (арх.И.Николаев), предназначенный для студентов (Рис. 3). Идея проста: зачем студенту просторы? Достаточно, что есть место для ночлега, все остальное – учиться, есть, справлять нужду и принимать душ можно сообща. Дом вместил в себя тысячу комнат по 6 кв. м. В отдельном здании располагались столовая и читальный зал. Связывались все это санитарными постройками. Предполагалось, что здесь будущий студент должен раздеться, принять душ и проследовать либо в свои 6 метров, либо в столовую. К счастью, такие проекты не прижились, но как памятник эпохе говорит о многом.

(Клуб Русакова на Стромынке)

Но строили не только жилые дома. Фантазия конструктивистов находит воплощение в здании клубов. Их возводили много, преимущественно на центральных улицах: клуб имени И. Русакова на Стромынке (Рис. 4) и клуб им. Зуева на Лесной улице (арх. Мельников), дворец культуры Пролетарского района - ныне дворец культуры ЗИЛа (арх. бр. Веснины). Эти строения имели яркие черты конструктивизма: необычные формы, нагромождение углов на фасадах и геометрические линии, отсутствие симметрии и окна, выложенные единой лентой, лаконичность и монолитность.

(ЦКДЖ)

Но больше всех известен ЦДКЖ (рис. 5) , который и сейчас украшает площадь возле Казанского вокзала (1925, арх. М. Щусев).

(Редакция Известий)

Дом "Известий" (рис. 6), построенный по проекту арх. Г. Бархина в 1925-1927 гг, не вызвал восторга у многих архитекторов. Бархина обвиняли, что он подражает стилю, но внутренней сути, идеи конструктивизма не схватил. Тем не менее, дом стоит до сих пор. Более того, это строение послужило отправной точкой для реконструкции площади Пушкина. Кстати, здание Центрального телеграфа (инженер И. Рерберг) в начале Тверской улицы (рис. 7)– ровесник дома "Известий".

(Центральный телеграф на Тверской)

Еще один архитектор, М.Щусев, тоже не был поклонником конструктивизма, хотя его и назначили для строительства самой главной постройки 20-х годов – мавзолея. Первый, деревянный, был возведен в спешном порядке в 1924 году (рис. 8) и предназначался исключительно для того, чтобы миллионы граждан могли попрощаться с вождем мирового пролетариата. Чуть позже, в этом же году, построили второй вариант мавзолея, тоже из дерева (рис. 9). Он простоял 5 лет. И лишь в 1929 году мавзолей заковали в гранит и он обрел черты того культового здания, которое знакомо всем нам (рис.10).

(Иверская часовня)

В это же время началась реконструкция Красной площади. Во-первых, после 1924 года запретили захоронения на площади, хотя в годы революции площадь была огромным кладбищем. Еще чуть раньше, в 1922, снесли Иверскую часовню (рис. 11), так как она мешала проведению парадов. По этой же причине снесли часовню Александра Невского и передвинули памятник Минину и Пожарскому туда, где он стоит сейчас. Кстати, массовое разрушение храмов начнется позже, в начале 30-х. А пока Москва еще была златоглавой.

(Башня архитектора Шухова)

Нужно назвать еще одну грандиозную стройку 20-х годов – Шуховская башня (1920-1922 гг, арх. В.Шухов). На то время это была самая высокая башня в России. А 19 мая 1922 года отсюда впервые начали трансляцию радиопередач (рис. 12).

Но это только начало. Самые грандиозные перемены начнутся в 30-х, когда Москва будет напоминать огромную стройку и впервые станет ясно проступать облик столицы.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения