Русская культура древней руси. Кратко о культуре в древней руси

Рассматривать культуру любого государства, страны или империи, даже в конкретный промежуток времени достаточно сложно, т.к. само по себе слово культура крайне емкое и включает в себя целый ряд занятий. Сегодня мы коротко поговорим о культуре Древней Руси, поочередно обсудив развитие письменности и просвещения, несколько слов скажем о развитии литературы, зодчества, живописи, фольклора и декоративно-прикладных ремесел.

Письменность

Такие имена, как известны всем и каждому. Именно с ними ученые и историки связывают появление письменности еще в дохристианский период. Именно Кириллом во второй половине IX века была создана известная глаголица, которая была сформирована по большей части из переводов церковных книг. Распространению и развитию письменности в первую очередь способствовало крещение Руси. Несмотря на то, что письменность стала использоваться не только в летописях или при переписывании церковных книг, но и в быту, переписка книг все еще велась только в монастырях. Литература. Разумеется, после принятия христианства и толчка в развитии письменности, в Древней Руси стала активно развиваться и литература. Особенностью литературы на Руси является огромная идейная насыщенность и великолепное художественное совершенство. Одним из ярчайших представителей был митрополит Иларион, который стал автором всемирно известного произведения «Слова о законе и благодати», которое датировалось XI веком. Особенность произведения заключается в том, что именно здесь была впервые высказана авторская мысль, касательно необходимости объединения Руси.

Зодчество

Каменная архитектура в Древней Руси развивалась достаточно своеобразно, т.к. строительство, вплоть до конца X века велось исключительно из . Однако огромные знания и умения людей в строительстве деревянных зданий послужили толчков для развития каменного зодчества. Архитектура развивалась очень быстро, но своеобразно, т.к. мастера изначально старались перенести свой опыт строительства из дерева на камень. Позднее, принципы строительства храмов были заимствованы из Византии. Первой каменной церковью стала известная Десятинная церковь, которая была построена в Киеве в 989 году.

Живопись

Толчков к развитию живописи вновь послужило крещение, благодаря которому пришли новые монументальные элементы, такие, как мозаика и фреска. Так же, существенное распространение получила станковая живопись (иконопись). Здесь, как и в случае с зодчеством, опыт был перенят из Византии.

Фольклор

Заговоры, заклинания, народные песни на протяжении огромного количества времени являлись неотъемлемой частью русской культуры. Фольклор играл огромную роль в жизни большинства простых людей, поэтому он включал в себя и предсвадебные песни, и похоронные плачи, а так же песни на пирах и тризнах. Однако народный фольклор был одним из немногих элементов культуры, который, после принятия христианства находился в упадке. Это было связано с тем, что церковь активно боролась с , считая большинство народных песен и поверий проявлением веры во многих богов.

Декоративно-прикладные ремесла

Киевская Русь на протяжении всего периода своего существования славилась мастерами и умельцами на все руки. Они в совершенстве владели чернью, сканью и эмалью. Об этом говорят многочисленные сохранившиеся украшения в ювелирном искусстве. Недаром, чужеземцы во все времена искренне удивлялись и поражались творениями наших мастеров. Именно в области декоративно-прикладных ремесел иностранные племена и государства заимствовали умения жителей Древней Руси.

Культура Древней Руси. Очень кратко. Заранее спасибо

  1. а есть еще кратче чем ответы выше?
  2. Цементирующая основа всякой культуры мировоззрение. Для культуры Древней Руси это прежде всего христианское мировоззрение. Именно христианскую идеологию и ценности призвана была выразить языком образов и символов средневековая культура.

    К моменту принятия христианства Русью христианская культура насчитывала не один век своего существования. Отсюда огромная роль Византии, ставшей культурной наставницей Древней Руси.

    Влияние византийского искусства многогранно. Особенно оно ощутимо в XIXII вв., когда традиции античности и христианства соединялись с духовной жизнью народа Древней Руси. Благодаря Византии Русь получила возможность познакомиться с христианской культурой в ее классической форме, воспринять зрелую технику церковного зодчества, иконописания. Однако само восприятие восточного христианства и его образного художественного языка произошло творчески, без слепого копирования и продолжительного ученичества. Древняя Русь очень скоро сумела выработать свой стиль, в котором ярко отразились особенности национального самосознания.

    Обращение к русскому искусству XIIXIII вв. позволило исследователям культуры говорить о том, что духовная жизнь древнерусского народа и разнообразные художественные формы ее выражения носили печать самобытного и своеобразного переживания христианства. Для культуры зрелой Византии свойствен суровый аскетизм, для древнерусского искусства гармония и человечность. Культура Руси окрашена в иные, более мягкие и светлые тона. Связано это с особенностями культурного развития.

    Во-первых, это была культура народов, совсем еще недавно вступивших на сцену мировой истории. Сколь ни сурова была христианская доктрина, она не могла изгнать своеобразное, не лишенное наивности, оптимистическое восприятие жизни.

    Во-вторых, эта культура изначально складывалась как культура синтетическая, вобравшая и сплавившая в единое целое культурные традиции разнообразных племен и этносов, земледельческих и кочевых народов. А это были прежде всего языческие традиции. Они продолжали влиять на развитие культуры, особенно на культуру низов, жизненный уклад которых мало изменился с принятием христианства, а значит, языческие образы и представления вновь и вновь воспроизводились.

    Древнерусское искусство является частью средневекового христианского искусства. К какому бы жанру и виду этого искусства мы ни обратились, везде увидим двойственное восприятие мира, известный дуализм земного и небесного, божественного и мирского. При этом земное бренно и проходяще; оно лишь отражение высшего божественного мира, к обретению которого должны стремиться праведным благочестивым поведением и искренней верой. Однако дуализм вовсе не мешает средневековому мировосприятию оставаться необычайно цельным, поскольку высшее и низшее не только иерархично, а и неразрывно. В культуре преобладает синтез, стремление к единству и гармонии.

    Мир средневековым художником и его современником воспринимался совсем не так, как воспринимаем его мы. Поэтому восприятие творений прошлого требует еще и знания самого прошлого, той системы ценностей и тех средств и образов выражения, к которым прибегали древнерусские мастера и писатели.

  3. Культура народа является частью его истории. В понятие культура входит вс, что отражает духовный облик народа, его взгляд на бытие и человеческие отношения. Ещ до зарождения зачатков товарно-денежного империализма на Древней Руси, е культурное развитие начало испытывать сильное амбивалентное воздействие, коллизию различных факторов: дипломатического давления Византии и влияния прочно укоренившегося многобожия и тотемизма (подобно североамериканским племенам индейцев), - этим объясняется его языческо-антисемитский характер. В связи с этим появляются новые веяния в различных областях культуры. Письменность и образование. В ходе раскопок обнаружены берестяные грамоты (также использовалась дубовая и липовая кора), датированные 10веком, что говорит о наличии письменности у славян.

    Славянская грамота, т. е. алфавит был придуман братьями Кириллом и Мефодием выходцами из Греции, являвшейся сильнейшей в экономическом развитии державой Европы. Образование обеспечивалось частными школами, открываемыми главным образом при монастырях и было дорогостоящим, поэтому грамотность в большей степени распространилась в боярской и княжеской среде. Свидетельством е развития являются граффити.

    Известен факт, что, будучи отроком, Владимир Мономах на одной из стен Софийского собора в Новгороде оставил непристойную запись, в которой обвинял ненавистного ему попа в сношении с мужчинами. Также серьзные изменения претерпевает зодчество.
    Например, впервые появляется типовое строительство, когда для экономии времени несколько храмов возводились по одному проекту (Софийский собор в Новгороде, Киеве, Чернигове, Полоцке), что напоминает строительство жилых зданий в хрущвскую эпоху. В основном в храмовом зодчестве преобладает крестово-купольный стиль, заимствованный у Византии. В таком стиле выполнены Успенский, Георгиевский, Борисоглебский соборы, собор Селивестра Столонского во Владимире и т. д. Интересным является факт участия в строительстве чернокожих рабов, захваченных во время похода Владимира

Под культурой мы понимаем совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством в процессе его общественно-трудовой практики. Говоря о материальной культуре, мы имеем в виду развитие орудий труда, техники, машин, строительства и т.д. К духовной культуре относятся наука, образование, идеология, литература, искусство.

Культура Древней Руси имела высокий уровень развития. Многие памятники древнерусской культуры до нас не дошли, они погибли в огне пожаров, нашествий, войн. Сохранились преимущественно церкви, соборы, иконы, литература, предметы религиозного культа. В основе культуры Древней Руси лежит культурное наследие восточнославянских племен. Влияние на нее оказывали кочевые народы, варяги. Большое влияние на культуру Древней Руси оказало принятие христианства, а также Византия, страны Западной Европы.

Письменность на Руси существовала еще до принятия христианства (так например, текст договора Олега с греками в 911 г. был написан на русском и греческом языках). К моменту принятия христианства сложился алфавит. Принятие христианства способствовало распространению грамотности, развитию письменности, просвещения.

О широком развитии письменности свидетельствуют надписи на ремесленных изделиях: женщины подписывали прялица, гончары - глиняные сосуды, сапожник на колодках вырезал имена своих заказчиков.

В 1951 г. археологами впервые были обнаружены в Новгороде берестяные грамоты. Найдено более 500 грамот в Новгороде, Смоленске, Москве, Полоцке, Пскове и других городах. Среди грамот есть хозяйственные документы, письма, завещания.

При Ярославе Мудром была открыта школа в Киеве, где обучалось более 300 детей. Получила образование его дочь Анна - одна из первых грамотных женщин, ставшая королевой Франции.

От XI - XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них - "Остромирово евангелие", она была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира.

В то время писали на пергаменте, на специально выделанной телячьей коже. Текст начинали писать с большой красной буквы - заставки. Книги украшали рисунками - миниатюрами. Сшитые листы книги переплетали, закладывали между двумя досками, которые обтягивали кожей. Книги стоили очень дорого, их тщательно хранили, передавали по наследству.

Кроме переписки религиозных текстов, переводов на древнерусский язык с греческого и латыни, создавались также оригинальные сочинения русских авторов. В отличие от европейских стран, где латинский язык был признан государственным, на Руси писали на родном языке.

В этот период был создан целый ряд выдающихся произведений. Среди них: "Повесть временных лет", "Поучения Владимира Мономаха", "Моления Даниила Заточника" и др.

В период феодальной раздробленности ведущей идеей в литературе была идея единства Русской земли. Описаниями княжеских междуусобиц, идеей единой сильной великокняжеской власти полны "Псковская","Новгородская","Ипатьевская","Лаврентьевская" и др. летописи. Особое место среди произведений этого периода занимает "Слово о полку Игореве", гордость нашей литературы.

Наряду с письменной литературой широкое распространение имело устное народное творчество, прежде всего былины, повествующие о ратном и созидательном труде нашего народа.

Высокого уровня развития достигла архитектура. Сохранилось более 60 памятников архитектуры с домонгольского периода. До конца X в. на Руси не было монументального каменного зодчества. Постройки были деревянными.

Одним из первых каменных сооружений была двадцатипятиглавая церковь в честь Богородицы в Киеве (Десятинная церковь), возведенная греческими мастерами в конце X в. В середине XI в. при Ярославе Мудром был сооружен Софийский собор с 13 куполами и Золотые ворота в Киеве. Затем Софийские соборы были сооружены в Новгороде и Полоцке. На территории Руси известно 15 каменных храмов XI - нач. XII вв. подобного стиля.

В период феодальной раздробленности складывались различные архитектурные стили. Большинство храмов одноглавые. Мозаичные изображения уступают место фрескам. Отличия в архитектуре в основном связаны со строительным материалом, используемым в той или иной местности. Так в Новгороде широко использовался известняк. Наиболее древними памятниками Новгорода являются соборы монастырей Юрьева и Антоньева, церковь Спаса на реке Нередине.

В отличие от Новгорода и Киева во Владимиро-Суздальской земле и Галицко-Волынской Руси основным стройматериалом был белый камень. Характерные черты белокаменной архитектуры: изысканность, стройность, устремленность ввысь, богатая декоративность. Из памятников архитектуры Владимиро-Суздальской Руси наиболее известны Золотые ворота, Успенский и Дмитровский соборы во Владимире, остатки дворца Андрея в Боголюбове, храм Покрова на реке Нерли, соборы Переяславля Залесского, Суздаля, Юрьева-Польского.

Внутри храмов стены были богато украшены фресками и мозаиками. Фреска - это живопись водяными красками по сырой штукатурке. В Софийском соборе в Киеве сохранились изображения сыновей и дочерей Ярослава Мудрого, бытовые сцены с изображением охоты, скоморохов, ряженых и т.п.

Мозаика - изображение, выполненное из кусочков камня, мрамора, керамики, смальты. Древняя Русь использовала смальту (специальный стекловидный материал). В мозаике выполнена огромная фигура богоматери Оранты (Киевская София).

Украшением храмов были иконы. Также как фрески и мозаики первые иконы на Руси были выполнены греческими мастерами. Самой почитаемой на Руси была икона "Владимирской богоматери", выполненная неизвестным греческим художником на рубеже XI-XII вв. (хранится в Третьяковской галерее). Иконы того времени являлись принадлежностью храмов и были больших размеров. До нас дошли имена иконописцев XI в.: Олимпий, Олисей, Георгий и др. С образованием самостоятельных княжеств-государств в живописи складывались местные школы, отличавшиеся манерой исполнения.

Монументальная скульптура языческих времен не получила распространения, так как преследовалась церковью. Первые светские скульптурные памятники появились на Руси лишь в XVIII в.

Таким образом, IX-XIII века стали периодом складывания русского государства, самого крупного в средневековой Европе. Его создание проходило в условиях почти непрерывных войн с кочевниками, нападавшими с Востока, с германо-шведскими феодалами, наступавшими с Запада, с Византией, осевшей на южных рубежах. Находясь на середине торговых путей СевероЗападной Европы с Византией и Средней Азией, русское государство быстро развивалось, крепло, становилось могучим и влиятельным. Период удельно-княжеской раздробленности и совпавшее по времени нашествие монголо-татарских завоевателей привели к распаду Киевской Руси. Она была растерзана Золотой Ордой, польско-литовскими князьями и прошла долгий и мучительный путь, пока не возродилась в лице Московского княжества, ставшего центром объединения русских земель, и не превратилась в Российскую империю.

Лекция III. МОСКОВСКАЯ РУСЬ (XIV - XVI вв.).

Знание прошлого - ключ для понимания и настоящего, и грядущего. Человек, не знающий, и не любящий прошлое, не имеет и будущего.

Культура одна из важнейших областей общественной жизни. В понятии "культура" человек и его деятельность выступают как синтезирующая основа, поскольку сама культура есть творение человека, результат его творческих усилий. Но в культуре человека не только действующее, но и само изменяющееся существо.

Предмет истории культуры имеет свое содержание и специфику в ряду исторических дисциплин. История культуры предполагает, прежде всего, комплексное изучение различных ее сфер - истории науки и техники, просвещения и общественной мысли, фольклористики и литературоведения, истории искусства и т.д. по отношению к ним история культуры выступает как обобщающая дисциплина, рассматривающая культуру целостной системой в единстве и взаимодействии всех его областей.

Для каждой культуры одинаково вредны как национальная замкнутость, приводящая к застою, так и игнорирование национальных традиций, составляющих ее внутреннею основу, придающих ей стабильность. В развитии каждой культуры, в том числе и русской, активные взаимодействия с другими культурами играют большую роль. Однако состояние русской культуры определялось прежде всего внутренними процессами, а не внешними влияниями.

Культура Древней Руси

Древнерусское государство сложилось на территории Восточной Европы во второй половине IX в. высокий уровень материальной и духовной культуры, достигнутый в Древнерусском государстве опирался на длительный предшествующий процесс развития культуры восточных славян. Подъем древнерусской культуры заложил прочные основы для развития в дальнейшем единства культуры русского, украинского и белорусского народа.культура русь письменность зодчество

Древние славяне были людьми ведической культуры. Древнюю славянскую религию правильнее именовать не язычеством, а ведизмом. Слово веды"-однокоренное с русским знать , ведать. Это мирная религия высококультурного земледельческого народа, родственная другим религиям ведического корня - верованиям Древней Индии и Ирана, Древней Греции.

Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. до этого она эволюционировала не менее полутора тысяч лет. Ее принято возводить в культуре скифов-сколотов-высокоразвитого земледельческого народа, жившего в Приднепровье в VI-IVвв до н. э. и достигшего высшего уровня первобытности .В упадок культура праславян сколотов пришла во время сарматского нашествия в IIIв до н.э. Затем последовали Зарубинский(IIIв до н.э) и Черняховский (IIв до н.э -VIв н.э) периоды, культурное развитие в рамках последнего было прервано вторжением гуннов во время великого переселения народов IV-Vвв н.э

IXв. В истории славянского народа открывает новую страницу. Начинается процесс собирания восточнославянских племен под единой княжеской властью с помощью военной силы. Рождается молодое сильное государство. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о признании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода Легендарного Вещего Олега в 882 г, Завершают период, как правило, княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054), иногда доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси - середина IX-начало XII в.

Памятники IX-XII вв. сохранили немало данных о высоком уровне развития культуры Древней Руси. Развивалось металлургическое производство, росли новые города. Изготовление оружия и доспехов требовало специальной тщательной обработки металла, умелых приемов в работе. Показателем высокого развития ремесла было ювелирное производство. Бронзовые, медные, серебряные украшения высоко ценились в России. Хорошо были знакомы русские мастера с золочением и инкрустацией золотом и серебром по железу и меди с применением черни. Большая группа ремесленников занималась гончарным делом. Гончарная глиняная посуда была основной в хозяйстве.. Широкое развитие получила в России обработка дерева. С ним было связано строительное дело. Появление каменного строительства привело к выделению группы ремесленников, занятых строительством и отделкой каменных зданий. Особую группу ремесленников составляли люди, занятые изготовлением одежды, тканей, обработкой кожи.

Уникален русский фольклор, значительное место в котором занимали мифологические сюжеты, уходящие корнями в языческие представления древних славян о природе, жизни и смерти, в культовые обряды доклассового общества.

Широко были распространены на Руси песни. Пели их на свадьбах, тризнах, пирах. Особыми формами фольклорного творчества были заговоры й заклинания. Существовали на Руси сказки, предания, легенды. В них ясно видно стремление людей силой слова, заговора, заклинания повлиять на стихийные, враждебные людям силы природы. Знала и любила Русь пословицы, поговорки, загадки. Среди памятников устного творчества особое место занимают былины. Сюжеты их отражают исторические факты, идеологию и бытовые черты древности.

Вопрос о появлении письменных памятников тесно связан с проблемой возникновения письменности у восточных славян. Составление упорядоченной славянской азбуки относится ко второй половине IX в. Тогда же великие славянские просветители Кирилл и Мефодий перевели с греческого на славянский язык многие богослужебные и светские книги. О несомненном существовании письменности на Руси говорят тексты договоров, заключенных русскими князьями с Византией. "Повесть временных лет" сохранила тексты этих договоров. Все рукописи до середины XIV в. писались на пергамене. На Руси пергамен первоначально называли "кожами", "телятинами", "мехом", "харатьями". Для изготовления пергамена употребляли телячьи и бараньи кожи и кожу молодых ягнят. Самая древняя рукописная книга - Остромирово евангелие, написанная дьяконом Григорием с помощниками для новгородского посадника Остромира. Из памятников гражданской литературы Древней Руси до нас дошло "Поучение Владимира Мономаха". Оно сохранилось в виде вставки в тексте Лаврентьевской летописи.

Сохранившиеся памятники архитектуры говорят о высоком уровне строительной техники, мастерстве живописце, тонком художественном вкусе строителей. Русские мастера в течение веков возводившие в городе и деревне различные жилые и хозяйственные постройки, княжеские хоромы, городские башни, стены, мосты,- накопили большой опыт и выработали свой архитектурный стиль. С принятием христианства начинается сооружение храмов, монастырей. Русские мастера взяв за основу крестово-купольную композицию Византийских храмов, внесли в нее элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность. Древнейшим, хорошо сохранившимся памятником древнерусское архитектуры, является киевский Софийский собор. Он был не только главным храмом, но и центром общественной и культурной жизни, символом политического могущества Ярослава Мудрого.

Одним из шедевров Софии является фигура Божьей матери - Марии-Оранты, выполненная в мозаике. В той же технике даны изображения Христа-Вседержителя.

Много места в Софии занимают фрески. Такая техника давала возможность надолго сохранить роспись.

Вслед за Киевской Софией были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке.

Широкое распространение в Древней Руси имели произведения станковой живописи -- иконы. Их писали на дереве, на сухих, в течение нескольких лет выдержанных досках. Среди древнейших икон выделяется икона "Владимирская Богоматерь" византийского происхождения. Самая ранняя из сохранившихся икон Владимирско-Суздальской земли -Боголюбская Богоматерь".

Появление письменных памятников привело к возникновению книжной миниатюры. В Древней Руси под миниатюрой понимали красочную иллюстрацию и называли ее "рукопись лицевая". В сложных условиях политической раздробленности русских земель, усилившегося натиска половцев появляется великий памятник гражданской литературы - "Слово о полку Игореве". Он вышел из демократических кругов и в нем много социальных и бытовых описаний, изложенных в форме притч и изречений, поучений и афоризмов.

Архитектура ХII-XIII вв., сохраняя традиции, складывает и местные особенности стиля. Новгородские постройки отличаются строгими пропорциями, простотой, они лишены всяких

украшений. Ростово-Суздальская школа характеризуется изумительной декоративной выразительностью. Таковы Дмитриевский и Успенский соборы в Суздале.

Средневековая Русь

Культуру эпохи феодальной раздробленности и монголо-татарского нашествия отличает несколько своеобразных черт.

Бурный рост локальных феодальных центров сопровождался развитием местных стилей в изобразительном и приклад ном искусстве, зодчестве и летописании. Это в свою очередь обогащало общерусскую культурную сокровищницу.

С монголо-татарским нашествием в культурную традицию входит патриотическая тематика, способствовавшая консолидации общерусского национального сознания и формированию общерусской этнической целостности. Эпоха XII-XIII вв, дала непревзойденные по глубине и образности шедевры в области словесности, зодчества, иконописи, появление которых свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне культурного развития народа накануне монголо-татарского нашествия.

Завоевание Руси, хотя и замедлило темпы историко-культурного процесса, однако не только не прервало его, но отчасти даже и обогатило. На стыке взаимодействия славянской и тюркской культур начинают возникать новые явления в языке, быте, обычаях, искусстве, которые особенно ярко проявят себя в последующую эпоху

В середине XIII в. на русские земли приходят монголо-татарские полчища. Погибали города и вместе с ними уничтожались ценнейшие произведения богатой, древнерусской культуры. На полвека прекратилось каменное строительство, а, возобновившись, утратило многие технико-строительные приемы. Тема Русской земли, ее красоты и силы, ее героической борьбы против иноземных завоевателей стала главной темой устного народного творчества. Наиболее значительными произведениями литературы были, летописи. Они представляли собой не только перечисление исторических фактов, они стали памятниками общественной мысли, в них воплотился широкий круг представлений и понятий средневекового общества.

Вторая половина XIV в. - новый этап в развитии русских земель. Центром культуры становится Новгород. Здесь работал великолепный живописец Феофан Грек, который оказал большое влияние на формирование русской школы иконописи.Феофан Грек воплощал в своих фресковых росписях высокую одухотворенность человека, силу внутренней эмоциональности, страстную волю к возвышенному И прекрасному духовному состоянию человека."

Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV-XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями В Куликовской битве, в 1380 г. Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель.Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.

Росла грамотность и просвещение, чему способствовало появление книгопечатания.К середине XVI в. начинается новый подъем культуры. Иван IV обращается к митрополиту Макарию с предложением об организации в России книгопечатания. На средства царской казны была устроена в Москве типографии. Во главе ее стали Иван Федоров и Петр Мстиславец.

Образование Российского государства способствовало накоплению знаний о природе. Развитие торговли и денежного обращения вызвало потребность в совершенствовании знаний в области арифметики. Развитие торговли и путешествий вызвало интерес к астрономии.

Градостроительство; в особенности создание военно-оборонительных сооружений, приобрело в XVI в. гораздо более широкий размах, чем в предшествующее время, и привело к вы-работке ряда новых технических и художественных приемов. Крепостное строительство развивалось не только в городах, но и в монастырях, бывших очень важными звеньями в системе оборонительных сооружений. Богатый опыт сооружения храмов подготовил возникновения шедевра мирового зодчества - Покровского собора, называемый собором Василия Блаженного. Централизация власти и усиление роли церкви привели к большому подчинению искусства официальной идеологии. Это определило характер развития живописи и проявилось в творчестве крупнейшего московского живописца XV-XVI вв. Дионисия. Характерным памятником живописи того времени являются фрески Благовещенского собора.

В тяжелых условиях средневековья русская культура на протяжении конца XV начала XVI в. Достигла больших успехов в различных областях. Господствующим в культуре было феодально-церковное направление, но оно не могло подавить демократической культуры, уходившей в толщу народных масс. Лучшие произведения русской культуры того времени, были подкреплены идеями и богатством форм народной культуры. Процесс становления древнерусской культуры не был процессом поступательного движения, он включал в себя взлеты и падения, периоды длительного застоя, упадка и культурных порывов. В целом эта эпоха представляет собой культурный пласт, определивший последующее развитие всей русской культуры.

Рост значения Москвы как центра объединенных Русских земель нашел воплощение в строительстве нового кирпичного Кремля - с его стенами, башнями, соборами и гражданскими постройками. Московский Кремль стал символом Русской земли, выдающимся памятником не только русского, но и мирового значения, как и собор Василия Блаженного, старинные русские монастыри.

Сложились новые оригинальные направления в русском зодчестве. Завершение формирования русской народности положило начало созданию общерусской культуры.

В XVII в. истории России завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной, хотя уже появились зачатки промышленности-первые мануфактуры. Утвердилась новая царствующая династия Романовых. В России сложилась сословно-представительная монархия.

Русское искусство XVII-XVIII веков

XVII в. был началом переходного пути от средневековья к новому времени. Начало нового периода в русской истории было и новым этапом в истории русской культуры. В XVII в. Русская культура сохранила все характерные черты феодальной культуры средневековья, но намечаются и новые элементы.

Начинается формирование русской нации. Обобщаются народные традиции, усиливаются взаимосвязь местных обычаев. Постепенно происходит взаимопроникновение различных диалектов, складывается единый русский язык.

Восточное по своему устройству государство начинает стремиться к сближению с Западом. Искусство становится более светским, оптимистическим, живописным. Новый архитектурный стиль получает название "Дивное узорочье"; Русские и итальянские мастера разворачивают строительство дворцов, шатровых храмов, государственных и светских монументальных, зданий, посадских каменных, сооружений. Наиболее известными архитектурными сооружениями этого времени Стали: Теремной дворец Московского Кремля, церковь Рождества Богородицы в Путанках, церковь Троицы в Никитинках, двадцати двуглавый храм в Кижах.

Светская и церковная архитектура взаимно обогащают друг друга. Крупным фактором начавшегося кризиса средневековья стал раскол церкви. Необходимость пересмотра всех церковных обрядов и приведение их в соответствии с греческой богослужебной практикой вызывались стремлением упорядочить обрядовую практику русской церкви в условиях роста религиозного вольномыслия и падения, авторитета духовенства. Сближение с греческой церковью должно было поднять престиж российского государства на православном Востоке.в. характеризуется на Руси поздним феодализмом. Делаются попытки преодолеть отставание России от стран Западной Европы, происходят существенные перемены во всех областях жизни. Их начало связано с реформами Петра I. В России утверждается самодержавная власть - абсолютная монархия.

В XVIII в. развиваются внешние экономические и культурные связи России с западными странами. Во второй половине XVIII в. в недрах феодальной экономики формируется капиталистический уклад.К концу XVIII в. завершается процесс складывания русской нации на базе уже сложившейся русской народности с высоким уровнем культуры и чувством национального единства

Появляются новые сферы культуры - наука, художественная литература, светская живопись, общедоступный театр Возрос интерес к человеческой личности, стремление к реализму, во всех видах искусства.

XVIII в. был временем широкого и всестороннего расцвета русской художественной культуры.Это было обусловлено коренными социально-экономическими преобразованиями Петра l. Начинают бурно развиваться светские формы, многие вида искусства, в частности живопись, архитектура, скульптура, прикладное искусство, гравюра. В Россию стал интенсивно привлекаться богатейший опыт европейских культурных традиций. Новое русское искусство скоро обрело профессиональную зрелость. Это проявилось в процессе строительства столицы России - Петербурга и ряда других городов с их многочисленными дворцами, общественными зданиями и сооружениями. Строительство повлекло за собой развитие декоративной пластики, живописи, круглой скульптуры и рельефа, которые в сочетании друг с другом придавали неповторимую красоту многим архитектурным ансамблям, В первой половине XVIII в. повышается роль человека как личности в обществе. Предпочтение отдавалось таланту человека, а не его титулу или родовитости. Новому государству требовались энергичные, предприимчивые и умелые люди. Именно в петровские времена возникла идея создания Академии художеств. Без опытных живописцев и граверов Россия обойтись уже не могла. Приглашая иностранцев, Петр заботился и о в„ питании русских художников. С этой целью широко практиковалось пенсионерство - посылка за границу для обучения совершенствования в профессии людей творческих специальностей. К талантливым художникам и архитекторам, отосланным на пенсионерство за границу, относятся И.Н. Никитин A.M. Матвеев, И.К. Коробов и др.

После установки Иваном Федоровым печатного станка возрастает количество изданных книг. В 1703 г. начинают выходить газеты, издаваться журналы. Для решения научно-исследовательских, образовательных и идеологических задач в 1725 г. была создана Академия наук. Деятельность Академии распространялась на все сферы научных знаний.

Русские ученые делают открытия в ботанике, биологи географии, минералогии, этнографии. Вершиной русской науки этой эпохи стала деятельность ученого-энциклопедиста, мыслителя и поэта М.В. Ломоносова. Он явился инициатором создания нового центра культуры и науки - Московского университета.

В эпоху Петра начинает праздноваться Новый год с украшенной елкой, открывается публичный театр. Произошла изменения взглядов в нравственной области. Стали цениться не только христианские добродетели, древность рода и богатство, но и светские, такие как интеллект, смелость, активность. Ведется строительство светских, промышленных, научных зданий.

Искусство все более отдаляется от церкви. Темами для сюжетов становятся портреты, батальные сцены, отношения между людьми. Получает развитие живопись, гравюра, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, ювелирное искусство. Определяющие направления: барокко, рококо, классицизм, нередко смешение стилей в пределах одного произведения (особенно в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве) - эклектика. Преобразования Петра I подвергли ломке и старый патриархальный быт, утверждая светский образ жизни. Появляются новые формы мебели, стеклянная и хрустальная посуда, изделия из фарфора.

В Петровскую эпоху особое значение придавалось образованию и науке. Для дворян обучение становится обязательным, В 1699 г. открывается Пушкарская школа. В 1701 г. начинается обучение в медико-хирургической и математико-навигационной школе. В 1717 г. появляются школа переводчиков, инженерная и навигационная школы. При уральских заводах открываются горнозаводские училища.

Все прогрессивное, новое было принято часто с воодушевлением и интересом. Культура приобрела много новых черт, которые нашли свое продолжение в последующее время. Продолжалось развитие русских национальных традиций во всех видах искусства. В то же время укрепление связей с зарубежными странами способствовало проникновению западного влияния на русскую культуру. Укрепление могущества русского государства которое стало одним из крупнейших государств мира, способствовало формированию русской нации и единого русского языка, ставшего величайшим культурным богатством русского народа, Получили развитие все направления культуры- образование, книгопечатание, литература, архитектура, изобразительное искусство. Произошло обмирщение культуры, проникновение в Россию идей Просвещения. Это способствовало появлению новых видов культуры - первых литературных журналов, художественной литературы, общедоступного театра светской музыки. Идет становление русского классицизма. Значительно расширилась сфера духовной деятельности людей.

Развитие культуры России XVIII в. подготовило блестящий расцвет русской культуры в XIX в., ставшей неотъемлемой составной частью мировой культуры.

Золотой век русской культуры

В XIX век в истории культуры России занимает особое место.Это век небывалого взлета русской культуры, век, когда Россия выдвинула гениев во всех областях духовной культуры -в литературе, живописи, музыке, науке, философии, культуре. Именно в XIX в. российская художественная культура стала классической, имеющей значение бессмертного образца для всех последующих поколений людей. Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но во многом опережала их.В мировой фонд культуры Россия внесла замечательные произведения литературы, живописи, музыки. Русские ученые сделали выдающиеся открытия в науке и технике. Подъем русской культуры был столь велик, что позволяет назвать эту эпоху золотым веком русской культуры.

На развитие культуры и Общественной мысли XIX в. огромное воздействие оказала Отечественная война 1812 г., вызвавшая патриотический подъем в стране и рост национального самосознания. Другими событиями и явлениями, влиявшими на формирование культуры золотого века и ее особенности, были восстание декабристов и европейские буржуазные революции.

Особое место в культуре "золотого века" занимала литература. Романтическая литература России была тесно связана с идеями классицизма, Просвещения, сентиментализма. Вершиной культуры стало творчество великого поэта и писателя, родоначальника новой русской литературы, создателя русского литературного языка А.С. Пушкина.

Русское Просвещение, выступая против устаревших феодальных традиций и религиозных догм, возвеличивая разум человека, стремилось к идеалам социальной справедливости. Вольнолюбивые настроения достигли своего апогея в политической оппозиции декабристов, организовавших освободительное движение, подготовивших восстание 14 декабря 1825. Поэзия декабристов (Рылеев, Бестужев, Вяземский) стала классическим примером героического романтизма. В XIX в. классицизм в художественной культуре достиг наивысшей стадии. В архитектуре он становится основным стилем. Монументальность, ясность, величавость этого стиля воплощают в своем творчестве А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, А.И.Бове, К.И. Росси.

Живопись XIX в. широко использует самые различные стили: романтизм, классицизм, реализм. Вершины портретной живописи достигают О.А. Кипренский, В.А.. Тропинин, А.Г. Венецианов. Шедевры исторической живописи создает К.П. Брюллов. В 1857 г. А.А. Иванов выставляет свою гениальную по замыслу и исполнению картину "Явление Христа народу".

П.А. Федотов создает жанровые картины, в которых реалистически раскрывает социальную проблематику бытовых ситуаций. Тысячи различных оттенков водной стихии создает И.К. Айвазовский.

В Петербурге и Москве возводятся монументальные сооружения в стиле классицизма и сооружения, в которых представлены самые различные стили. Образцом классической архитектуры стало Адмиралтейство в Петербурге, выполненное по замыслу А.Д. Захарова. Архитектор А.А- Монферран проектирует Исаакиевский собор. В Москве по проекту К. А. Тона возводится храм Христа Спасителя

В Петербурге расцветает музыкальная жизнь. Становятся распространенными публичные концерты инструментальной и вокальной музыки. Развитие национальной оперы связано с именем М.И. Глинки. Его творчество стало основой музыкальной классики.

1840 гг. оформляется давно вызревшее идеологическое противостояние "славянофилов" и "народников". Западники были сторонниками социальных преобразований по европейским образцам. Славянофилы считали, что Россия должна следовать своим собственным, отличным от европейского, неповторимым, самобытным путем развития. Они считали лучшим государственным строем для России самодержавие.

Развитие капитализма в России было болезненным тяжелым процессом, сопровождавшимся кризисом крепостничества, социальными смутами. Прогрессивная художественная культура того времени была тесно связана с борьбой за освобождение крестьянства.

Русская живопись середины XIX в. в качестве основного творческого метода использует реализм. Художники этой эпохи стремились не только к эффекту достоверности, а, прежде всего, ставили задачу наиболее полно отразить характер человека. Представители реалистической прогрессивной живописи создали Товарищество передвижных художественных выставок. Они устраивали выставки не только в столице, но и во многих провинциальных городах. Товарищество просуществовало 53 года.

Развитие художественного образования, усиление роли живописи и расширение ее жанрового репертуара стимулировали меценатство и собирательскую деятельность. В это время начинают создаваться национальные музеи мирового значения." Исторический, Политехнический, Этнографический, Русский музей, Третьяковка

Критический реализм дает новый импульс театральной деятельности. В новых традициях критического реализма ставятся произведения Пушкина, Грибоедова, Тургенева, Чехова, Островского. Получает развитие музыка различных жанров: опера, романс, программная музыка. Основываются Петербургская и Московская консерватории, открываются музыкальные школы. Организовано объединение композиторов, которые стремились соединить классическую музыку с лучшими достижениями народной культуры. Назвали себя композиторы "Могучая кучка". Среди них имена мирового значения: М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин, М.А. Балакиреву

Славу русской музыке принес великий русский композитор П.И. Чайковский.Его наиболее известными произведениями стали оперы "Евгений Онегин", "Пиковая; Дама", балет "Лебединое озеро"

Начало XX века. Серебряный век

В новой социально-экономической обстановке конца XIX-начала XX в. культурный процесс определяется различными течениями. Продолжают развиваться традиции классической культуры, в то же время духовная жизнь России характеризуется поисками и утверждением новых форм и содержания в искусстве для отражения сложного, противоречивого периода русской истории. Это период взлета и одновременного упадка культуры, определяемый искусствоведами и историками как "серебряный век.

"Серебряным веком" - в сравнении с "золотым", пушкинским, - принято называть в истории русской культуры конец XIX - начало XX в. Духовная жизнь России этого периода отличалась небывалой насыщенностью, продолжением прекрасных художественных традиций, стремлением обновить поэтический язык, желанием воскресить к новой жизни все образы и формы, выработанные человеческой культурой, и вместе с тем множеством экспериментов с установкой на "новизну". Художникам во всех сферах искусства было тесно в рамках классических правил. Активный поиск новых форм привел к появлению новых направлений: акмеизм, символизм, футуризм в литературе, кубизм и абстракционизм в живописи, символизм в музыке. Накануне XX в. значительным событием в культурной жизни России становится возникновение художественного объединения "Мир искусства" в котором участвовали знаменитые художники того времени: Бенуа, Врубель, Серов, Коровин" Левитан, Кустодиев, Петров-Водкин, Малявин, Рерих.

Постепенно это объединение превратилось в эстетическое направление со своими принципами, отличающимися как от консервативной салонности академизма, так и от реализма социальной направленности передвижничества. Художники "Мира искусства" утверждали свободу искусства от Социальности. Искусство должно было быть "чистым", независимым от практических утилитарных нужд. Оно развивает личность не только самого творца, но и человека, творчески воспринимающего произведение. "Искусство для искусства" дает человеку чистое, чувственное и эстетическое наслаждение. "Мирискусниками" была проведена большая просветительская работа. Во многом они смогли изменить вкусы русской публики и возбудить интерес к русской живописи у европейцев. "Мирискусники" заново возродили работы Левицкого, Венецианова, Кипренского. На рубеже веков рождается новое направление в живописи,- абстракционизм. Его основоположниками и теоретиками становятся В.В. Кандинский и К.С. Малевич.

Художественный уровень, открытия и находки в русской философской мысли, литературе и искусстве "серебряного века" дали творческий импульс в развитии отечественной и мировой культуры. Они обогатились не только уроками словесного мастерства, но и новыми темами, идеями в области формы, стиля, жанра, концепции личности. Философско-религиозный ренессанс дал целое направление культуре, философии, этике России и Запада, предвосхищая экзистенциализм, философию истории, новейшее богословие.

Россия XX века

Историю и культуру советской эпохи необходимо рассматривать в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой "серебряного века" и Русского зарубежья. Революция и становление социалистического строя были одним из способов выхода их кризиса, поразившего великую Российскую империю. Губительным по своим первоначальным последствиям оказалось разрушение монархического строя. Монархия в сознании русского народа была неотделима от православной веры, от национальной идеи. Разрушительным для русского культурного архетипа, формировавшегося в течение столетий под влиянием русского православия стало то, что вместо культурных ценностей, связанных с религией, искусством, философией предлагались техническое развитие, рациональное управление, наука, т. е. ценности западной цивилизации.

Значительным событием в искусстве стало создание театра К.С.Станиславским и В.Н. Немировичем-Данченко. Эти театральные деятели стали реформаторами в режиссуре и актерском мастерстве, создали новое направление в театральном искусстве. Были открыты особые законы поведения актера на сцене, которые могли раскрыть внутренний мир человека, помогали актеру овладеть сценическим мастерством.

Оживляется культурно-просветительская деятельность. После революции заведения культуры стали доступнее для всех трудящихся! В распоряжение народа перешли Эрмитаж, Русский музей, Третьяковская галерея, Оружейная палата. Но такие положительные стороны в диком противоречий находятся с чудовищными последствиями ущерба, нанесенного русской культуре XX в. советской властью. Трагическим для культуры России было изгнание из страны великих представителей культуры, которые не смогли принять советскую власть, Страну вынуждены были покинуть сотни выдающихся ученых и деятелей культуры. Среди них-С,Н. Виноградский, Ф.И. Шаляпин, С-В. Рахманинов, И.Е. Репин, Ю.П. Анненков, И.А; Бунин; и многие другие. В годы эмиграции они мечтали вернуться на родину и считали себя русскими композиторами писателями, артистами, учеными. Живя за границей, они продолжали работать на благо России и служить Родине. Одним из первых декретов, принятых советской властью стал декрет об отделении церкви от государства. Религию активно изгоняли из всех сфер социальной и культурной жизни. Из жизни русского народа исчез мощный фактор формирования нравственности, был ослаблен мощный субъект воспитания. Сложились благоприятные условия для безнравственности, преступности, аморальности. Единственным признанным методом в творчестве стал метод социалистического реализма.

Другой новинкой в послереволюционной культуре стало возникновение и развитие "пролеткультов". В центр идеологии ставилась доктрина классового характера искусства и культуры в целом. Пока еще как в науке, так и в культуре действола мощная сила процесса начала века с традициями pyccкой классики. Но уже была близка победа в культуре тоталитаризма с неизбежным идеологическим контролем. Конец 20-х и З0-е годы стали кульминацией "культурной революции".

В 40ге годы на плечи русского народа легла основная тяжесть борьбы с фашистской Германией. В эти сложные годы все деятели культуры откликнулись на призыв: "Всё для фронта--все для победы".

Литература обратилась к традиционным фольклорным формам поэзии-заклинанию, клятве, заговору. Лирика смогла передать чувства бойца-защитника Родины. Для драматургии главной стала тема всенародного ратного подвига.

Большую роль в воспитании патриотического чувства сыграла кинематография. Создавались фильмы, в которых главным был образ героя-патриота. В. изобразительном искусстве особое значение имел плакат. Уже в первые дни войны на улицах появился плакат И. Тоидзе "Родина-мать зовет

Под непосредственным впечатлением событий начала войны созданы картины А. Дейнеки "Оборона Севастополя", "Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года", А.А. Пластова "Фашист пролетел", СВ. Герасимова "Мать партизана".

Музыка военных лет была посвящена темам и образам со временности В мировой фонд музыкальной культуры вошли созданные в годы войны: опера "Война и мир" С.С. Прокофьева, балет А.И. Хачатуряна "Гаянэ" Седьмая симфония "Ленинградская" Д.Д. Шостаковича.

В годы после войны с новой силой сталинская администрация начала подавлять любые проявления свободомыслия. В августе 1946 г. был принят ряд "идеологических" партийных постановлений ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"", "О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению", "О кинофильме "Большая жизнь". С этих документов началась следующая цепочка трагических судеб творческих людей, среди которых: С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, Д.Д. Шостакович, А.А. Ахматова, М.М. Зощенко Э.Г. Казакевич, Ю.П. Герман, В.И. Пудовкин, СМ. Эйзенштейн. Цель откровенной травли была одна-запутать интеллигенцию, заставить ее работать в идеологическом русле "партийности", и "социалистического реализма". Страшным пятном на истории российской литературы лежит смерть одного из виднейших литературных деятелей, писателя А.А. Фадеева. Но нельзя рассматривать этот период только как репрессивный и темный.

В 50-х годах началось строительство новых и расширение старых съемочных площадок киностудий Москвы и Ленинграда. Увеличился выпуск фильмов на Ленфильме и Центральной студии детских и юношеских фильмов, на Свердловской киностудии.

Особой областью искусства стало возведение мемориальных комплексов памяти жертв войны. В числе наиболее известных мемориал "Брестская крепость" памятник - ансамбль на Мамаевом кургане, комплекс "Хатынь".

Архитектура как искусство отступает на второй план, так как необходимо было решать проблему массового дешевого жилья. Возникают однообразные новые районы.

XX съёзд КПСС в 1956 г. стал переломным моментом в истории России. Доклад Н.С. Хрущева "О культе личности и его последствиях" дал толчок процессу обновления общества, должен был положить начало освобождению сознания общества от сложившихся идеологических штампов. Период, связанный со съездом, получил название "оттепели"

В развитии культуры России в 60-70-е годы наблюдалось много противоречий, С одной стороны административно-командная идеология еще стремилась подчинять себе все сферы духовной жизни общества, с другой стороны общий процесс обновления не мог не вызвать оживления культуры. Искусство и культура могли существовать только для партийной коммунистической пропаганды. Теперь набирал силу культ личности Хрущева.

Однако, в 1964г.новое правительство уже во главе с Л.М. Брежневым, приступило к осуществлению нового, по их мнению, курса в политической, социально-экономической и культурной сферах общества. На деле это означало поддержку тех произведений, которые возрождали историю в духе неосталинизма. Особенно это касалось кинематографа. Возрастала роль цензуры. Росло количество произведений киноискусства, литературы, музыки, сложенных "на полка". Лидером на экране и сцене становится А.П. Чехов, герои которого озадачены поиском духовной опоры в сложной политической обстановке. Интерес вызывают герои А.Н. Островского. Их пороки-жадность, карьеризм, бюрократизм по-новому актуально зазвучали с театральных подмостков. Но даже классики не были, застрахованы от цензуры. Старались обойти цензуру и молодые композиторы. Не поддавались контролю тиражируемые в домашних магнитофонных записях, песни В. Высоцкого, Б. Окуджавы, А. Галича. Веру в народную нравственность пытались удержать и возродить Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Шукшин в своей, так называемой, "деревенской прозе". Находились деятели культуры, которые встали в открытую оппозицию существующим порядкам. Это были люди, фанатично преданные своему искусству. Их потом назовут "диссидентами". Они станут опасными для режима и будут либо осуждены, либо подвергнуты незаконному заключению в психиатрические клиники

Лишен советского гражданства и насильственно выселен из страны в 1974 г. А.И. Солженицын. В заключение могли попасть люди даже за хранение "запрещенных" книг, которые изымались из хранилищ публичных библиотек. В числе таких книг произведения М. Булгакова, А. Платонова, А. Солженицына, И. Бродского. Много лет в разных странах действуют музеи, издаются газеты и журналы, проводятся выставки русского искусства. Существует целая культура "русского зарубежья.

Приветствовался выпуск произведений, на "производственную тему", в которых герой-передовик труда одерживал победы над консерватизмом и несправедливостью с помощью партийного руководства.

Середина 80-х годов вошла в историю России, как годы начала перестройки. В 1985 г. М.С. Горбачев объявил начало периода перехода от одного общественного уклада к другому. Это означало перелом в общественном сознании людей. Влияние КПСС и других общественных организаций неудержимо падало. Правительство публично признало неэффективность экономической системы, ограниченные возможности социальных программ, Запущенность культуры. Переписывалась история, заполняя "белые пятна" и очерняя, подчас, многовековой нелегкий путь русского народа. Культура освобождалась от идеологии догм, от мифа о неуклонно растущем культурном уровне советских людей. Самым значительным событием стали многочисленные публикации художественных произведений, долгие годы недоступных массовому читателю. Многие из "запрещенных" книг издавались массовыми тиражами. Журнальные страницы заполнили главы из произведений, изъятых когда-то из оборота, спрятанных в тайниках. В искусстве вновь поднимается вопрос о проблемах общечеловеческих, о ценностях вечных. В художественной литературе исследуется проблема войны и мира, предотвращения термоядерной войны. Многие писатели пытаются найти решение проблемы гармонии человека и природы. В числе таких произведений "Царь-рыба" В. Астафьева, "Прощание с Матёрой" В. Распутина, "Не стреляйте в белых лебедей" Б. Васильева. О духовном мире личности, о ее становлении в сложной социальной обстановке говорят повести В. Каверина, В. Тендрякова, А. Алексина. В театре раскрываются пороки, противоречащие чувствам чести и порядочности. Но прежнему к подвигу русского народа в Великой Отечественной войне обращено пристальное внимание деятелей культуры.

Достойное место в художественной культуре занимает музыка. Особым жанром стала музыка "бардов". Среди самых известных А. Галич, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор.

В середине 80-х годов религия вновь стала превращаться в одну из сфер жизни общества. После 70 лет репрессий, унижений, откровенного уничтожения в советских людях малейшего религиозного чувства, вновь религия призвана стать объединяющей силой. Теперь ей отведено место рядом с искусством, науками, философией. Попытка возвращения религиозности связана с возрастающей сложностью жизни, с поисками стабильности, психологической устойчивости перед лицом проблем, которые появились на современном этапе общественного развития, таких как отчуждение от природы, утрата национальных традиций. В последние годы, видя, как необходимо народу, возрождение веры, надежда на возвращение духовности, морали, государство идет на диалог с Церковью. В июне 1988 г., когда Русская Православная Церковь гото-вилась отпраздновать 1000-летие крещения Руси, государство вернуло Церкви часть Киево-Печерской Лавры, а также Свято-Данилов и Толгский монастыри, Оптину Пустынь. Церкви были переданы святыни православия - часть Креста Господня, камни Гроба Господня, мощи некоторых высокочтимых святых. Религия теперь решает не столько проблемы потустороннего мира, сколько этические и нравственные проблемы жизни человека.


Заключение


Важнейшим условием обновления современного общества является возрождение культуры. В этой области накопилось немало проблем. В последнее десятилетие открылись новые пласты духовной культуры, скрывавшиеся ранее в не издававшихся художественных и философских произведениях, не исполнявшихся музыкальных сочинениях, запрещенных кинофильмах.

Материальная база культуры находится в состоянии глубокого кризиса. Разрушающиеся и горящие библиотеки, недостаток театральных и концертных залов, отсутствие денежных средств, направленных на поддержку и распространение ценностей народной, классической культуры глубоко контрастируют с тем взрывом интереса к культурным ценностям, который характерен для многих стран. Сложная проблема, которая не может не волновать многих- взаимодействие культуры и рынка.

На почве бездуховности растут преступность и насилие, происходит упадок морали. В сложных исторических условиях Россия создала свою самобытную оригинальную культуру, обогащенную влиянием, как Запада, так и Востока, и обогатившую своим воздействием другие культуры.

Произошли фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, формировании новых и новых потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов. В итоге изменилась модель личности: замкнутая статичная личность человека индустриального общества стала динамичной. Этот переворот произошел на культурном уровне в рамках сложного культурно-социального феномена XX в.-массовой культуры: Массовая культура неоднородна: в ее рамках развиваются и функционируют несколько субкультур, наиболее мощной и значительной стала молодежная субкультура.

Развитие средства массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, газета и т.д.) отражает существенные сдвиги в механизме действия современной культуры. Внедрение новых информационных связей и компьютеров ярко показывает, что печатная и электронная продукция с каждым днем охватывает все большие и большие слои общества. Кризис культуры сегодняшних дней обусловлен негативным воздействием формирующегося рынка и все возрастающей экспансией западной массовой культуры. Основной задачей современности стала задача вернуть потерянные позиции. Задача сложна, но, безусловно, разрешима.

по дисциплине «Культурология»

по теме: «Культура Древней Руси»


ВВЕДЕНИЕ

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

3. АРХИТЕКТУРА

4. ЖИВОПИСЬ

5. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ РЕМЕСЛА

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Культура Древней Руси – явление уникальное. По словам исследователя, «древнерусское искусство – это плод подвига русского народа, который на краю европейского мира отстаивал свою независимость, свою веру и свои идеалы». Ученые отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» – сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета – X-первая половина XIII в. (домонгольский период).

Русский народ внес ценный вклад в мировую культуру, создав уже сотни лет назад немеркнущие в веках произведения литературы, живописи и зодчества. Знакомство с культурой Киевской Руси и русских княжеств эпохи феодальной раздробленности убеждает нас в ошибочности существовавшего некогда мнения об исконной отсталости Руси.

Русская средневековая культура Х-XIII вв. заслужила высокую оценку как современников, так и потомков. Восточные географы указывали пути к русским городам, восхищались искусством русских оружейников, готовивших особенную сталь (Бируни). Западные хронисты называли Киев украшением Востока и соперником Константинополя (Адам Бременский). Ученый пресвитер Теофил из Падерборна в своей технической энциклопедии XI в. восхищался изделиями русских златокузнецов – тончайшими эмалями на золоте и чернью на серебре. В списке стран, мастера которых прославили свои земли тем или иным видом искусства, Теофил поставил Русь на почетном месте – впереди нее только Греция. Утонченный византиец Иоанн Тцетцес был настолько очарован русской резьбой по кости, что воспел в стихах присланную ему пиксиду (резную коробочку), сравнивая русского мастера с легендарным Дедалом.

1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Устное народное творчество включает пословицы и поговорки, песни и сказания, частушки и заговоры. Составной частью искусства Руси являлось музыкальное, певческое искусство. В «Слове о полку Игореве» упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописных сообщений известен талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных сочинениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные скоморохи, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира во время пиров присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнители на струнных инструментах.

Важным элементом всей древнерусской культуры являлся фольклор – песни, сказания, былины, пословицы, афоризмы. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали», в более поздних – когда их выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак.

Особое место в исторической памяти народа занимали былины – героические сказания о защитниках родной земли от врагов, зафиксированные на бумаге в XIX в. Народные сказители воспевают подвиги Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, Вольги, Микулы Селяниновича и других былинных богатырей (всего в былинах действуют более 50 главных героев). К ним обращают они свой призыв: «Вы постойте-тко за веру, за отечество, вы постойте-тко за славный стольный Киев-град!» Интересно, что в былинах мотив защиты отечества дополнен мотивом защиты христианской веры. Крещение Руси было важнейшим событием в истории древнерусской культуры.

2. ПИСЬМЕННОСТЬ И ЛИТЕРАТУРА

С принятием христианства началось быстрое развитие письменности. Письменность была известна на Руси в дохристианские времена (упоминание о «чертах и резах», середина I тыс.; сведения о договорах с Византией, составленных на русском языке; находка под Смоленском глиняного сосуда с надписью, сделанной кириллицей – азбукой, созданной просветителями славянства Кириллом и Мефодием на рубеже X-XI вв.). Православие принесло на Русь богослужебные книги, религиозную и светскую переводную литературу. До нас дошли древнейшие рукописные книги – «Остромирово Евангелие» (1057) и два «Изборника» (сборника текстов) князя Святослава (1073 и 1076). Утверждают, что в XI-XIII вв. в обращении находилось 130-140 тыс. книг нескольких сот названий: уровень грамотности в Древней Руси был по меркам средневековья весьма высок. Есть и другие доказательства: берестяные грамоты (их археологи обнаружили в середине XX в. в Великом Новгороде), надписи на стенах соборов и ремесленных изделиях, деятельность монастырских школ, богатейшие книжные собрания Киево-Печерской лавры и Софийского собора в Новгороде и др.

Бытовало мнение, что древнерусская культура была «немой» – она, как полагали, не имела самобытной литературы. Это не так. Древнерусская литература представлена различными жанрами (летописание, жития святых, публицистика, поучения и путевые заметки, замечательное «Слово о полку Игореве», не принадлежащее ни к одному из известных жанров), она отличается богатством образов, стилей и направлений.

В XI-XII вв. на Руси появляется летописание. В летописях описывается не только последовательность происходивших событий, но и содержатся библейские тексты, фиксируются документы, приводятся комментарии составителей летописей. Древнейшая из дошедших до нас летописей – «Повесть временных лет» – создана около 1113 г. монахом Киево-Печерской лавры Нестором. Знаменитые вопросы, которыми открывается «Повесть временных лет»: «Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и как Русская земля стала есть», – уже говорят о масштабе личности создателя летописи, его литературных способностях. После распада Киевской Руси возникли самостоятельные летописные школы в обособившихся землях, но все они, как к образцу, обращались к «Повести временных лет».

Другим жанром древнерусской литературы является житие. Житие (агиография) повествует о святой жизни церковнослужителя или светского лица, возведенного в ранг святого. Житие требовало от своего автора твердого следования установленным правилам. Житие композиционно делилось на три части: введение, центральную часть, заключение. Во введении автор должен был обязательно извиняться за недостаточное умение в писании. А заключение посвящалось восхвалению героя жития. В центральной части описывается непосредственно биография святого. Житие относится к дореалистичному жанру, т.к. описываются только положительные свойства героя. Отрицательные опускаются. В результате получается « приторный» образ святого. В данном случае житие близко подходит к иконописи. Летописцу Нестору приписывают, по преданию, авторство жития, посвящённого убиенным Борису и Глебу, а также основателю Киево-Печерской лавры – игумену Феодосию.

Из произведений ораторско-публицистического жанра выделяется «Слово о Законе и Благодати», созданное Иларионом, первым русским по происхождению митрополитом, в середине XI в. Это размышления о власти, о месте Руси в Европе. Замечательно «Поучение» Владимира Мономаха, написанное для сыновей. Князь должен быть мудр, милосерден, справедлив, образован, снисходителен и тверд в защите слабых. Силы и доблести, верного служения стране требовал от князя Даниил Заточник, автор блестящего по языку и литературной форме «Моления».

К согласию и примирению князей призывал и неизвестный автор величайшего произведения древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» (конец XII в.). Реальное событие – поражение северского князя Игоря от половцев (1185- 1187) – стало лишь поводом к созданию «Слова», изумляющего богатством языка, стройностью композиции, силой образного строя. Автор видит «Русскую землю с огромной высоты, охватывает мысленным взором огромные пространства. Опасность угрожает Руси, и князья должны забыть распри, чтобы спасти ее от погибели.

Существенным отличием русской культуры от культуры большинства стран Востока и Запада является применение родного языка. Арабский язык для многих неарабских стран и латинский язык для ряда стран Западной Европы были чуждыми языками, монополия которых привела к тому, что народный язык государств той эпохи нам почти неизвестен. Русский же литературный язык применялся везде – в делопроизводстве, дипломатической переписке, частных письмах, в художественной и научной литературе. Единство народного и государственного языка было большим культурным преимуществом Руси перед славянскими и германскими странами, в которых господствовал латинский государственный язык. Там невозможна была столь широкая грамотность, так как быть грамотным означало знать латынь. Для русских же посадских людей достаточно было знать азбуку, чтобы сразу письменно выражать свои мысли; этим и объясняется широкое применение на Руси письменности на бересте и на «досках» (очевидно, навощенных).

3. АРХИТЕКТУРА

Серьезным вкладом в историю мировой культуры является русская средневековая архитектура. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие молельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек, прежде всего, выражал свое восприятие строительной красоты, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской. К сожалению, древние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но архитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных сооружениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской деревянной архитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек – клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения