Первый печатный станок был изобретен. История развития книгопечатания

В качестве метода печати на ткани, самые ранние сохранившиеся образцы являются китайскими и датируются ранее 220 года н. э. Ближайшие по времени западные образцы относятся к IV веку, и принадлежат Древнему Египту эпохи римского управления.

В Восточной Азии

Самые ранние сохранившиеся гравюры происходят из Китая эпохи династии Хань (до 220 года н. э.), они использовались для оттиска на шёлке трёхцветных изображений цветов, а самый ранний пример гравюры на бумаге, также китайский, относится в середине седьмого столетия.

В девятом веке печать на бумаге уже профессионально практиковалась, именно этим периодом датирована первая сохранившаяся полная печатная книга - Алмазная сутра (находящаяся ныне в Британской библиотеке). В десятом веке, были напечатаны 400 тысяч копий некоторых сутр и картин, выходила конфуцианская классика. Опытный печатник за день мог напечатать до 2000 листов, состоящих из двойных страниц.

Из Китая книгопечатание рано распространилось в Корее и Японии, которые также использовали китайские логограммы ; методы китайской печати также применялись в Турфане и Вьетнаме , с использованием ряда других шрифтов. Однако, в отличие от бумаги, техника книгопечатанья так никогда и не была заимствована исламским миром из стран Восточной Азии.

На Ближнем Востоке

Штучная печать на ткани появилась в римском Египте к четвёртому столетию. Ксилография , названная по-арабски «тарш», была развита в арабском Египте в IX-X столетиях, применяясь главным образом, для молитв и письменных амулетов. Есть некоторые причины полагать, что эти печатные оттиски (гравюры) были сделаны из недеревянных материалов, возможно из олова , свинца или глины . Используемые методы, кажется, имели очень мало влияния за пределами мусульманского мира. Хотя Европа приняла печать деревянной гравюры от мусульманского мира, первоначально для оттиска на ткани, техника металлической ксилографии в Европе осталась неизвестной. Позже ксилография вышла из употребления в исламской Средней Азии после того, как из Китая была перенята печать подвижного типа.

В Европе

Впервые в христианской Европе методика оттиска на ткани появилась около 1300 года. Изображения, оттиснутые на ткани для религиозных целей, могли быть довольно большими и сложными, и когда бумага стала относительно легко доступной, около 1400 года, тут же получили распространение небольшие гравюры на религиозные темы и игральные карты, напечатанные на бумаге. Массовое производство печатной бумажной продукции началось примерно с 1425 года.

Технология

Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезались выпуклые буквы , наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печати, употреблявшийся и в Средние века нидерландскими печатниками на деревянных печатных досках, сохранился в Китае до начала XX века ; попытка иезуитов-миссионеров в XVII веке вырезать слова из меди не привилась.

Наборный шрифт

История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге .

Именно в этой книге, имевшей полное название Lettera Apologetica dell’Esercitato accademico della Crusca contenente la difesa del libro intitolato Lettere di una Peruana per rispetto alla supposizione de" Quipu scritta dalla Duchessa di S*** e dalla medesima fatta pubblicare , использовано 40 «ключевых слов » якобы древней системы записи Инков. Ключевые слова в кипу были раскрашены разными цветами и имели форму круга. Метод цветной печати был неизвестен на то время и изобретён самим Раймондо .

Как видно, именно Мадам де Графиньи (графиня S***) и князя Раймондо де Сангро (являлся академиком де ла Круска) имел в виду Одриосола.

Опубликование князем книги La Lettera Apologetica , содержавшей опасные еретические мысли, привело к отлучению Раймондо де Сангро от Церкви папой Бенедиктом XIV в 1752 году .

Литература

Дореволюционная литература

  • Wetter J. Kritische Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst. - Meinz, 1836.
  • Schaab . Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst. - 2. Ausg. - Meinz, 1855.
  • Bernard Ang. De l’origine et des débuts de l’imprimerie en Europe. - P. , 1853.
  • Sotheby . Principia typographica. - L. , 1858.
  • Dupont P. Histoire de l’imprimerie. - P. , 1869.
  • Bigmore и Wyman . Bibliography of printing. - L. , 1880-84.
  • Didot A. F. Histoire de la typographie. / Extrait de l’Encyclopédie moderne. - P. , 1882.
  • De Vinne . The invention of printing. - 2nd ed. - N. Y. , 1878.
  • Голике Р. Р. Сборник снимков с славяно-русских старопечатных книг. - СПб. , 1895.
  • Шибанов П. Каталог русских и славянских книг, напечатанных вне Москвы и Петербурга с основания типографий до новейшего времени. - М ., 1883.
  • Старопечатные славянские издания // Вестник славянства. - Вып. X. - 1895.
  • Остроглазов . Книжные редкости // Русский архив. - 1891. - № 8, 9.
  • Голубев . О начале книгопечатания в Киеве // Киевская старина. - 1886. - № 6.
  • Ляхницкий . Начало книгопечатания в России. - СПб. , 1883.
  • Лихачев Н. Документы о печатании книг и грамот в 1694 г. - СПб. , 1894.
  • Лихачев Н. Книгопечатание в Казани за первое пятидесятилетие существования в этом городе типографий. - СПб. , 1895.
  • Карамышев И. Краткие исторические сведения о СПб. типографиях.
  • Божерянов И. Исторический очерк русского книгопечатного дела. - СПб. , 1895.
  • Владимиров П. В. Начало славянского и русского книгопечатания в XV-XVI вв. - К. , 1894.
  • Собко, «Ян Галлер» // Журнал Мин. нар. просв., 1883, № 11;
  • Петрушевич А. С. Иван Фёдоров, русский первопечатник. - Льв ., 1883.
  • Пташицкий О. Л. Иван Фёдоров, русский первопечатник. // Русская старина. - 1884. - № 3.
  • Дринов М. Првата Блгарска типография в Солун и некои от напечатанише в нея книги. - 1890.
  • Обзор I Всерос. выставки печатного дела. - СПб. , 1895; 34.

Современная литература на русском языке

Основная учебная и справочная

  1. Баренбаум И. Е., Шомракова И. А. Всеобщая история книги. - СПб. , 2005.
  2. Владимиров Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир, Средневековье, Возрождение. - М ., 1988.
  3. История книги / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. - М ., 2001 (первое издание: М ., 1999).
  4. Ростовцев Е. А. История книжного дела. Учеб. пособие. - СПб. , 2007-2011. - Ч. 1-3.
  5. Книга. Энциклопедия. - М ., 1999. (Книговедение. Энциклопедический словарь. - М ., 1982. - первое издание)

Избранная научная

  • Аронов В. Р. Эльзевиры. - М ., 1965.
  • Баренбаум И. Е. Книжный Петербург. - СПб. , 2000.
  • Баренбаум И. Е. Штурманы грядущей бури. Н. А. Серно-Соловьевич, Н. А. Баллин, А. А. Черкесов. - М ., 1987.
  • Баркер Р., Эскарп Р. Жажда чтения. - М ., 1979.
  • Белов С. В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX - начала XX века. - Л. , 1976.
  • Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора 1929-1953. - СПб. , 2000.
  • Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. - СПб. , 1995.
  • Варбанец Н. В. Иоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. - М ., 1980.
  • Васильев В. Г. Издательская деятельность Академии наук в её историческом развитии (от зарождения до наших дней). - М ., 1999. - Кн. 1-2.
  • Верещагин Е. М. Христианская книжность Древней Руси. - М .,1996.
  • Вздорнов Г. И. Искусство книги Древней Руси. Рукописная книга Северо-восточной Руси. - М ., 1980.
  • Волкова В. Н. Сибирское книгоиздание второй половины XIX в. - Новосибирск, 1995.
  • Володихин Д. М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в. - М ., 1993.
  • Вольман Б. Русские нотные издания XIX - начала XX вв. - Л. , 1970.
  • Герчук Ю. Я. Эпоха политпажей. Русское типографское искусство. - М ., 1982.
  • Динерштейн Е. А. А. С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. - М ., 1998.
  • Динерштейн Е. А. Издательское дело в первые годы Советской власти. - М ., 1971.
  • Динерштейн Е. А. «Фабрикант» читателей: А. Ф. Маркс. - М ., 1986.
  • Динерштейн Е. А. И. Д. Сытин. - М ., 1983.
  • Дуров В. А. Книга в семье Романовых. - М ., 2000.
  • Ершова Г. Г. Майя: тайны древнего письма. - М ., 2004.
  • Заболотских Б. В. Книжная Москва. - М ., 1990.
  • Завадская Е. В. Японское искусство книги (VII-XIX вв.) - М ., 1986.
  • Ильина Т. В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков. XII-XV вв. - Л. , 1978.
  • Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. - М ., 1973.
  • Кельнер В. Е. Очерки по истории русско-еврейского книжного дела во второй половине XIX - начале XX века. - СПб. , 2003.
  • Кестнер И. Иоганн Гутенберг. - Льв ., 1987.
  • Киселева Л. И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV-XV вв. - Л. , 1985.
  • Киселева М. С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности. - М ., 2000.
  • Кишкин Л. С. Честный, добрый, простодушный…: Труды и дни А. Ф. Смирдина. - М ., 1995.
  • Клейменова Р. Н. Книжная Москва первой половины XIX века. - М ., 1991.
  • Королев Д. Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX - начала XX веков. - СПб. , 1999.
  • Куприянова Т. Г. Первая династия российских издателей. - М ., 2001.
  • Куприянова Т. Г. Печатный двор при Петре I. - М ., 1999.
  • Кьера Эдвард . Они писали на глине. - М ., 1984.
  • Лазурский В. В. Альд и альдины. - М ., 1977.
  • Левшун Л. В. История восточно-славянского книжного слова. XI-XVII вв. - Мн. , 2001.
  • Леликова Н. К. Становление и развитие книговедческой и биографической наук в России в XIX - первой половине XX века. - СПб. , 2004.
  • Лихачева В. Д. Искусство книги. Константинополь XI в. - М ., 1976.
  • Луппов С. П. Книга в России в XVII в. - Л. , 1970.
  • Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII в. - Л. , 1973.
  • Луппов С. П. Книга в России в послепетровское время. - Л. , 1976.
  • Ляхов В. Н. Искусство книги. - М ., 1978.
  • Ляхов В. Н. Очерки теории искусства книги. - {[М.}}, 1971.
  • Мартынов И. Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. - М ., 1981.
  • Мигонь К. Наука о книге. - М ., 1991.
  • Москаленко В. В. Книгоиздание США. Организация, экономика, распространение. - М ., 1976.
  • Мыльников А. С. Чешская книга. Очерки истории. - М ., 1971.
  • Назаров А. И. Октябрь и книга. Создание советских издательств и формирование массового читателя. 1917-23. - М ., 1968.
  • Накорякова К. М. Редакторское мастерство в России. XVI-XIX вв. Опыт и проблемы. - М ., 1973.
  • Немировский Е. Л. Иван Федоров. - М ., 1985.
  • Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. - М ., 2000.
  • Немировский Е. Л. Начало книгопечатания на Украине. - М ., 1974.
  • Немировский Е. Л. Начало славянского книгопечатания. - М ., 1971.
  • Немировский Е. Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV - начала XVII века. - Шаблон:M., 2003.
  • Немировский Е. Л. Иван Федоров. Начало книгопечатания на Руси: Описание изданий и указатель литературы: К 500-летию со дня рождения великого русского просветителя. - М ., 2010.
  • Пайчадзе С. А. Книжное дело на Дальнем Востоке: Дооктябрьский период. - Новосибирск, 1991.
  • Рассудовская Н. М. Издатель Ф. Ф. Павленков (1839-1900). Очерк жизни и деятельности. - М .,1960.
  • Рафиков А. Х. Очерки истории книгопечатания Турции. - Л. , 1973.
  • Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. - М ., 1991.
  • Розов Н. Н. Книга в России в XV в. - Л. , 1981.
  • Розов Н. Н. Книга Древней Руси (XI-XIV вв.) - М ., 1977.
  • Романова В. Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII-XV вв. - М ., 1975.
  • Самарин А. Ю. Читатель в России во второй половине XVIII в. (по спискам подписчиков). - М ., 2000.
  • Сапунов Б. В. Книга в России в XI-XIII вв. - Л. , 1978.
  • Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад. Из истории книгопечатания в странах Центральной Азии. - М ., 1990.
  • Толстяков А. П. Люди мысли и добра. Русские издатели К. Т. Солдатенков и Н. П. Поляков. - М ., 1984.
  • Функе Ф. Книговедение: исторический обзор книжного дела. - М ., 1982.
  • Халидов А. Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. - М ., 1985.
  • Червинский М. Система книги. Зберский Т. Семиотика книги. - М ., 1981.
  • Шматов В. Ф. Искусство книги Франциска Скорины. - М ., 1990.
  • Шустова Ю. Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586-1788): источниковедческое исследование. - М ., 2009.
  • Якерсон С. М. Еврейская средневековая книга: кодикологические, палеографические и книговедческие аспекты. - М ., 2003.

С древнейших времен люди изготовляли книги вручную (см. Письменность). Месяцами, а иногда и годами трудился писец, чтобы воспроизвести литературное или научное произведение на прочных листах дорогого писчего материала - пергамента, изготовлявшегося из шкур животных. Удешевить книгу, сделать ее более массовой позволила бумага, изобретателем которой считают китайца Цай Луня, жившего в 1-2 вв. н. э. В Европе первая бумажная мельница заработала в 12 в.

Развитие ремесла и торговли, Великие географические открытия, возникновение университетов - все это способствовало становлению просвещения, росту образованности. Книг требовалось все больше и больше. Рукописные мастерские, расположенные главным образом в монастырях и в замках владетельных особ, не могли удовлетворить увеличивавшуюся из года в год потребность в книгах. Тогда и возникло книгопечатание - целый комплекс производственных процессов, позволявших механическим способом изготовлять книги.

По сути дела это не одно, а несколько изобретений. В основе лежит так называемая печатная форма; она представляет собой рельефное зеркальное изображение текста и иллюстраций, которые нужно воспроизвести в большом количестве экземпляров. Форму накатывают краской, а затем с силой прижимают к ней лист бумаги. При этом краска переходит на бумагу, воспроизводя страницу или группу страниц будущей книги.

Создавая книгопечатание, люди позаботились и о том, чтобы всемерно упростить и облегчить процесс изготовления печатной формы. Ее составляли из металлических брусочков - литер, на торцах которых воспроизведены рельефные зеркальные изображения букв, цифр, знаков препинания... Литеры отливали предварительно с помощью несложной словолитной формы.

Первые опыты книгопечатания проводил еще в 1041-1048 гг. китайский кузнец Би Шэн; литеры он изготовлял из глины. В 12-13 вв. в Корее использовались уже металлические литеры. Создателем европейской системы книгопечатания стал великий немецкий новатор Иоганн Гутенберг (ок. 1399-1468). Именно он сумел найти наилучшие технические формы воплощения идей, которые частично высказывались и до него. Гутенберг печатал учебники латинской грамматики - «Донаты», всевозможные календари, произведения средневековой словесности. Его шедевр - 42-строчная Библия, отпечатанная в 1452-1455 гг.

Возникновение книгопечатания сыграло колоссальную роль в социально-политической и культурной жизни человечества. Книгопечатание содействовало развитию науки и культуры, способствовало тому, что образование потеряло религиозный характер, стало светским, позволило унифицировать грамматические нормы языка, графические формы письма. Книги стали дешевле, доступ к знаниям был облегчен, а они сами стали демократичнее. «Мы можем и должны начинать историю нашего научного мировоззрения с открытия книгопечатания», - говорил великий русский мыслитель академик В. И. Вернадский.

Иоганн Гутенберг воспроизводил механическим способом один лишь текст; всевозможные украшения и иллюстрации рисовали в готовых оттисках от руки. В 1457 г. ученик изобретателя Петер Шеффер (ок. 1425 - ок. 1503) на страницах «Псалтыри» сумел воспроизвести многокрасочные буквицы - инициалы и свой издательский знак. Другой ученик Гутенберга Альбрехт Пфистер (ок. 1410-1466) впервые отпечатал иллюстрации в книге, вышедшей в свет в 1461 г. Орнаментику и иллюстрации воспроизводили на первых порах способом так называемой ксилографии - гравюры на дереве, которая появилась еще раньше, чем книгопечатание. Позднее в книгу вошла гравюра на меди, основанная на другом принципе: подлежащий воспроизведению рисунок здесь гравируют не возвышенным, а углубленным рельефом.

Книгопечатание было удивительно своевременным изобретением; оно очень быстро распространилось по Европе. В 1465 г. типографский станок заработал в Италии, в 1470 г. - во Франции, в 1473 г. - в Бельгии и Венгрии, около 1473 г. - в Польше, в 1474 г. - в Испании, в 1476 г. - в Чехословакии и Англии. Славянским шрифтом - кириллицей начал печатать впервые Швайпольт Фиоль (ум. 1525) в 1491 г. в Кракове.

Ученые подсчитали, что примерно за 50 лет - до 1 января 1501 г. типографии начали работать в 260 городах Европы. Общее число их достигло 1500, а выпустили они примерно 40 тыс. изданий общим тиражом свыше 10 млн. экземпляров. Эти первые книги историки называют инкунабулами; их тщательно собирают и хранят в крупнейших библиотеках мира.

В истории отечественного книгопечатания первым должно быть названо имя великого белорусского просветителя Франциска Скорины (ок. 1486 - ок. 1541). В 1517 г. он основал славянскую типографию в Праге, где печатал отдельными изданиями ветхозаветные книги Библии. В 1522 г. Скорина создал первую типографию в Вильнюсе и напечатал здесь «Малую подорожную книжку» и «Апостол».

Первая типография в Москве была основана около 1553 г. Ее называют анонимной, так как на семи изданиях, выпущенных ею, не указано ни имя печатника, ни время и место печатания. Первую точно датированную русскую печатную книгу «Апостол» выпустили 1 марта 1564 г. великий русский просветитель Иван Федоров (ок. 1510 - 1583) и его соратник Петр Тимофеев Мстиславец. Инициатором возникновения книгопечатания в Москве стала так называемая Избранная рада - правительственный кружок при молодом царе Иване IV. В дальнейшем, однако, под воздействием реакционных религиозных кругов Иван Федоров вынужден был оставить Москву и переехать в Великое княжество Литовское, на восточных землях которого жили украинцы и белорусы, исповедовавшие православие. Первопечатник работает в белорусском городе Заблудове, а затем переезжает во Львов, где в 1574 г. выпускает первые украинские печатные книги - «Азбуку» и «Апостол». В 1581 г. в Остроге Иван Федоров напечатал первую полную восточнославянскую Библию.

В 17 в. на смену типографской ремесленной мастерской приходит полиграфическая мануфактура с широко развитым разделением труда. Таким предприятием был и Московский печатный двор. Реформировал книгопечатание Петр I, который в 1702-1703 гг. начал выпускать первую русскую газету, а в 1708 г. ввел новый гражданский шрифт, бытующий и сегодня.

Иоганн Гутенберг и Иван Федоров печатали свои книги на ручном типографском станке, который целиком изготовляли из дерева, производительность его была небольшой. В начале 19 в. немецкий изобретатель Фридрих Кениг (1774-1833) сконструировал печатную машину. В истории книгопечатания памятен день 29 ноября 1814 г., когда на печатной машине был впервые оттиснут номер лондонской газеты «Тайме». Так началась промышленная революция в книжном деле. Ее результатом стало внедрение машин в полиграфическое производство. Ручного наборщика, например, заменил «линотип», изобретенный в 1886 г. Отмаром Мергенталером (1854-1899). В типографиях появляются высокопроизводительные ротационные печатные машины, агрегаты, брошюрующие и переплетающие книги. Иллюстрации, начиная со 2-й половины 19 в., воспроизводятся с помощью фотомеханических процессов, в основу которых положена изобретенная в 1839 г. Л. Ж. М. Дагером (1787-1851) и Ж. Н. Ньепсом (1765-1833) фотография. Этот же способ позволил усовершенствовать и наборные процессы; речь идет о фотонаборной машине, созданной в 1895 г. В. А. Гассиевым.

20 век стал в книгопечатании периодом перехода от машин, механизирующих отдельные производственные операции, к автоматическим системам. Изобретатели выдвинули проекты полностью автоматизированных типографий. В последнее время появились портативные типографии, в основе которых лежит микрокомпьютерная и микропроцессорная техника. Такие типографии называют настольными; они дают возможность всем со сравнительно небольшими затратами выпускать книги.

Современное книгопечатание - это высокоразвитая отрасль культуры и промышленности. Вот некоторые данные о тиражах выпускаемых книг. В 1955 г. во всем мире было выпущено 269 тыс. изданий, в 1965 г. - 426 тыс., в 1975 г. - 572 тыс., в 1986 г. - 819,5 тыс. Об общем тираже ежегодно выходящих в мире книг точных сведений нет. В Китае их в 1985 г. было издано почти 6 млрд. экземпляров.

В нашей стране ежегодно выпускалось 80-85 тыс. изданий общим тиражом свыше 2 млрд. экземпляров.

«История ума представляет две главные эпохи, - утверждал русский писатель и историограф Н. М. Карамзин, - изобретение букв и типографии; все другие были их следствием. Чтение и письмо открывают человеку новый мир, - особенно в наше время, при нынешних успехах разума». Эти слова были написаны почти два столетия назад, но они справедливы и сегодня.


В пятнадцатом веке нашей эры, в Страсбурге жил был ремесленник по имени Иоганн. Родился Иоганн в Майнце, но его семья была изгнана из этого города по политическим мотивам после 1420 года. По неизвестным причинам ремесленник сменил патрицианскую фамилию отца Генсфляйш на материнскую - Гутенберг.

В 1434 году в Страсбурге Иоганн Гутенберг был удостоен звания мастера.

Вошел в историю он благодаря изобретению книгопечатания с помощью подвижных металлических литер. То есть наборных шрифтов из металлических подвижных брусков, на которых в зеркальном отображении были вырезаны буквы. Из таких брусков на досках набирались строчки, которые впоследствии переносили специальную краску на бумагу. Это изобретение принято считать технической основой полиграфии.


Наборные доски с подвижными литерами (слева деревянные, справа - металлические)

Первая книга, напечатанная с помощью набора литер, дошедшая до наших дней, была выпущена в 1456 году. Это крупноформатная 42-строчная латинская Библия Мазарини, которую так же называют Библией Гутенберга. Причем, сам мастер только подготовил для этой книги набор досок, а выпустили же Библию Иоганн Фуст, совместно с Петером Шеффером. Напечатана книга была на станке, который Гутенберг вынужден был отдать Фусту за долги.

Честь изобретения книгопечатания оспаривали историки почти всех западноевропейских народов. Наиболее аргументировано отстаивали свою позицию итальянцы. Они считают, что подвижные буквы придумал Памфилио Кастальди, и, не предав этому изобретению особого значения, уступил его Иоганну Фусту, который учредил первую типографию. Однако никаких подтверждений этого факта до наших дней не дошли.

Так что в настоящее время изобретателем книгопечатания при помощи подвижных литер и основоположенником полиграфии принято считать Иоганна Гутенберга, хотя первые наборные шрифты появились еще за 400 лет до его рождения. Китаец Би Шэн выдумал делать их из обожженной глины. Однако такое изобретение в Китае не особо прижилось из-за огромного количества сложных иероглифов, составлявших их письменность. Изготовление таких литер выходило весьма трудоемким, и китайцы продолжили пользоваться ксилографией (печатью с деревянных оттисков, в которых вырезались надписи) вплоть до начала 20 века.

Изобретенный Гутенбергом способ печати просуществовал практически в неизменном виде до девятнадцатого века. И, хотя задолго до него были придуманы такие способы, как ксилография и трафаретная печать, именно книгопечатание с помощью подвижных металлических литер принято считать технической основой полиграфии.

Книгопечатание на Руси

В Россию искусство книгопечатания в тридцатых годах шестнадцатого века привез Иван Федоров - дьякон московской церкви Николая Чудотворца Гостунского. Свое образование Иван получил в Краковском университете, который закончил в 1532 году.

Первое точно датированное русское печатное издание было выпущено им и его помощником - Петром Мстиславцем в 1564 году в Москве. Называлась эта работа "Апостол". Второе издание, "Часовник", вышло через год. И это оказалась последняя книга, напечатанная в московской типографии Федорова.

Не обрадованные появлением полиграфии переписчики устроили массовые гонения печатников. При одном из мятежей сгорела до тла типография Федерова. После этой стории Иван с Петром Мстиславцем бежали из Москвы в Литовское княжество. В Литве их с большим гостеприимством принял гетман Ходкевич, основавший типографию в своем имении Заблудове. Там, в Заблудове Федоров проработал до семидесятых годов, после чего, уже без Мстиславца переехал во Львов, где продолжил печатное дело в основанной им типографии.

Знаменитую Острожскую библию - первую в истории полиграфии полную библию на славянском языке, первопечатник выпустил в городе Остроге (где прожил три года до возвращения во Львов) по поручению князя Константина Острожского в конце семидесятых готов шестнадцатого века.

Кстати, история помнит Ивана Федорова не только как первого русского печатника. Имея разностороннее образование, он неплохо отливал пушки и стал изобретателем многоствольной мортиры с взаимозаменяемыми частями.



ТЕМА: ИСТОРИЯ КНИГОПЕЧАТАНИЯ

В виде печатного слова мысль стала долговечной

ак никогда: она крылата, неуловима, неистребима…

Виктор Гюго

nbsp; 1. Ничто в мире не происходит случайно. Закономерным было и появление в Европе в середине 15 века типографского станка. К тому времени в европейских странах сложились все предпосылки для возникновения книгопечатания.

!! ВСПОМНИ.

Какие предпосылки сложились в Европе к середине 15 века для возникновения книгопечатания ? _________

Уже был накоплен большой опыт в использовании ПЕЧАТНОЙ ФОРМЫ . А различные способы получения печатного ОТТИСКА были известны давно. Самая первая печатная книга "Алмазная Сутра" была изготовлена путем получения оттиска на бумаге с деревянных досок в Китае еще в 9 веке. Такой способ печатания книг использовали и в европейских странах в 13-14 веках.

ВСПОМНИ.

Как назывался такой способ печати? Как выглядели книги, напечатанные таким способом? ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ ________________________________________ _____

Готовя резные деревянные формы для печати, мастера заметили одну особенность печатного оттиска: в нем все получается в перевернутом виде. Чтобы оттиск получился напечатанным правильно, его нужно вырезать зеркально-перевернутым. Для печатания такой книги был создан пресс, который прижимал печатную форму к бумаге. Этот опыт очень пригодился для перехода к более совершенному книгопечатанию.

ПОДУМАЙ.

Как можно вырезанные на деревянной доске буквы использовать для печатания не только одной страницы текста, но и последующих, не вырезая их заново?

Скорее всего, ты догадался, что для этого нужно вырезать отдельные буквы, и, комбинируя их, набирать любой текст. Когда ты был маленький и учился читать, то из детских кубиков с буквами складывал слово, затем разбирал и складывал другое слово. Этот принцип использования одних и тех же кубиков-литер (букв) в разных словах лежит в основе НАБОРНОЙ ПЕЧАТИ.

Трудно сказать, кто первым подал идею наборной печати. Корни ее надо искать в глубокой древности. В истории сохранилось имя китайского кузнеца Би Шена. В середине 11 века он научился составлять из отдельных глиняных литер с изображением одного знака (иероглифа) целую печатную форму

Китайский кузнец Би Шен впервые в истории человечества применил для печатания подвижный шрифт. Би Шен брал мягкую глину и лепил из них прямоугольные брусочки. Затем на верхнем конце бруска он с помощью заостренной палочки выдавливал зеркальное изображение иероглифа. Печатная форма представляла собой железную дощечку с рамкой, покрытую густой массой, в которую вдавливались ЛИТЕРЫ. Они образовывали текст. Потом он покрывал его краской и получал оттиск. Закончив печатание, он подносил форму к огню, масса размягчалась, и литеры можно было легко вынуть из формы и использовать их для нового текста.

В 14 веке в Корее печатали с наборных форм, составленных из отдельных металлических литер

2. Во многих странах пытались изобрести книгопечатание. Но только в 15 веке в Германии мастер ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ (1399? - 1468) изобрел такой способ, который получил развитие во всех европейских странах. Этот человек облек в реальные технические формы идею, которая высказывалась давно. Он нашел наилучшее решение проблемы, поставленной перед человечеством всем ходом мировой истории. Свое великое открытие, изобретение печатного станка, Гутенберг обдумывал и осуществлял в течение десяти лет. Он был образованным в науках и знал много ремесел.

Любое изобретение - это сумма нескольких изобретений. Гутенберг придумал, как изготовлять металлические литеры - буквы для печати, чтобы их было много и чтобы они были одинаковыми. Но отдельными литерами ничего не напечатаешь.


Он придумал, как составить и скрепить строку набора и как соединить набранные строки в страницу, чтобы она не рассыпалась, когда ее переносят на печатный станок. Он усовершенствовал пресс, придумал новый состав краски.

Вначале Гутенберг пробовал печатать издания несложные: листовки, брошюры. Когда накопился опыт, приступил к печатанию БИБЛИИ (1452 - 1455 гг.).

Она была очень красива и похожа на рукописную книгу. Печатным был только текст; заголовки, инициалы, узоры рисовались от руки красной и золотой краской. В полном экземпляре Библии 1282 страницы. По количеству строк на полосе ее обычно называют «42 - строчной»

Ученые считают, что Гутенберг отпечатал 150 экземпляров Библии на бумаге и 35 на пергаменте. До наших дней сохранилось всего 48 экземпляров . Сегодня это самая дорогая книга в мире. Но великое изобретение не принесло Гутенбергу ни славы, ни богатства. Его жизнь прошла в неустанных трудах и хлопотах, и лишь под старость он получил возможность не заботиться о хлебе насущном.

До нас дошли еще несколько его печатных изданий.

Появление типографского станка - важнейшая веха в истории человеческой культуры. Именно с этого времени устное слово, записанное, а затем размноженное в десятках, сотнях и тысячах оттисков, стало важнейшим орудием просвещения и воспитания, инструментом распространения знаний.

3. Книгопечатание по способу Иоганна Гутенберга в течение нескольких десятилетий распространилось вначале по всей Германии, а затем по всей Европе. Во многих европейских городах стали возникать ТИПОГРАФИИ . Работа в типографиях того времени была очень тяжелой. Она продолжалась по четырнадцать часов в сутки. За ошибки владельцы типографии строго наказывали рабочих. Печатники часто болели грудными болезнями, вызванными тем, что они имели дело с ядовитыми веществами. Краску каждая типография изготавливала сама, рецепт ее хранили в строгом секрете.

Замечательные типографии появились в Италии. Вершиной книгопечатания 15 века является издательская деятельность АЛЬДА МАНУЦИЯ . Он большое внимание уделял типографскому совершенству своих изданий: тщательно искоренял опечатки, заказывал новые типографские ШРИФТЫ . Книги, изданные в типографии Альда, по его имени называются альдинами. Это были небольшие изящные книжечки, набранные непривычным для первых печатных книг шрифтом - курсивом . На этих книгах Альд ставил характерный значок - якорь с обвитым вокруг него дельфином. Это была одна из первых издательских марок. Существование издательской марки было вызвано борьбой с подделками и подражаниями.


Типографии во Франции славились своими прекрасными иллюстрациями.

Все первые типографии имели свои особенности. Вместе с тем у первых печатных книг 15 века много общего.

В них печатался только текст. Инициалы рисовались и раскрашивались от руки. И делалось это не во всех экземплярах издания, в некоторых на месте инициала был пустой квадрат, в котором буква только намечена. Поэтому первая строка короче других. Постепенно этот прием стали использовать сознательно, так появился абзацный отступ - КРАСНАЯ СТРОКА . В первых печатных книгах абзацев в тексте не было. Текст, как в рукописных книгах, делился на части красными линиями. Не было в тексте знаков препинания. Запятая впервые появилась в изданиях Альда Мануция, на рубеже 15 и 16 веков. Печатная книга 15 века во всем еще старалась походить на рукописную.

Только в конце 15 века появился ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ . В рукописных и самых первых печатных книгах его заменял КОЛОФОН - страница в конце книги с некоторыми сведениями о ней. На титульный лист печатной книги помещали название книги и сведения о том, где и когда она была напечатана.

!! Подумай.

Какую роль стал выполнять титульный лист в печатных книгах?

________________________________________ ____________________________

В книгах возникают новые шрифты, дающие возможность менять формат книги. Появляется нумерация листов (фолиация), а потом и страниц (пагинация ). Тот же Альд Мануций стал прилагать к книге оглавление. Книга становится более удобной в использовании.

Меняется внешний вид книги. Она становится строже в оформлении, красочные миниатюры все чаще заменяют черно-белые ГРАВЮРЫ , отпечатанные с деревянной доски.

!! Вспомни . nbsp;  

Как называется такой способ печати?

________________________________________ __________________________________

Затем стали использовать гравюры на медных пластинках.

Новый стиль в оформлении книги.

еред нами тальянский перевод библии, изданный в Венеции. Простой, светлый и строгий стиль страницы. На гравюре-заставке изображен не библейский пророк, а писатель за литературным трудом. На рабочем столе подсвечник (с шипом для накалывания свечи), песочные часы, чернильница.

Это стиль оформления книги на рубеже 15 -16 веков.

!! Сравни этот стиль с оформлением страницы в рукописной книге.

В чем ты видишь отличие? __________________________________

Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года, называют ИНКУНАБУЛАМИ . Слово это переводиться, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания.

Инкунабул до нашего времени сохранилось немного. Их сберегают в музеях и крупнейших библиотеках мира. Инкунабулы красивы, их шрифты изящны и четки, текст и иллюстрации размещены на страницах очень гармонично.

На их примере видно, что книга - это произведение искусства
Одно из крупнейших собраний инкунабул в мире, около 6 тысяч книг, хранится в Российской Национальной библиотеке в городе Санкт - Петербурге. Коллекция находится в специальном помещении, так называемом «кабинете Фауста», воссоздающем обстановку западноевропейской монастырской библиотеки 15 века.

!! Проверь себя.

1. Прочитай высказывание французского писателя Виктора Гюго о роли книгопечатания, которое стало эпиграфом к данной теме. Как ты его понимаешь?

________________________________________ ________________________________________ _____

2. В Германии в городе Страсбурге на центральной площади стоит памятник Иоганну Гутенбергу. За какие заслуги благодарные потомки увековечили память этого немецкого мастера?

________________________________________ ________________________________________ _____

3.Почему печатные книги 15 века называются инкунабулами

________________________________________ ________________________________________ _____

4. Какие новые элементы появились в печатных книгах 15 века?

________________________________________ ________________________________________ _____

5. Объясни значение следующих понятий с помощью справочных изданий.

Тебе поможет Большой Энциклопедический словарь (любое издание

литера__________________________________ ____________________

наборная печать (набор)_________________________________ ______

шрифт___________________________________ ____________________

типография______________________________ ____________________

гравюра_________________________________ ____________________

красная строка__________________________________ _____________

В Европе книгопечатание с наборных литер изобрёл . Это означало, что буквы, цифры и знаки препинания отливались из металла, их можно было неоднократно использовать. И хотя подобная система была известна китайцам ещё примерно в 1400 году до н.э., она не прижилась там из-за наличия нескольких сотен письменных знаков. И метод был забыт. Примерно в 1450 году Иоганн Гуттенберг стал печатать в Германии тексты новым способом. Сначала это были календари или словари, а в 1452 году он напечатал первую Библию . Позднее она стала известна во всём мире как Библия Гуттенберга .

Как работал первый печатный станок?
Отдельные печатные знаки, литеры, крепились в твёрдом металле в зеркальном отображении. Наборщик складывал их в слова и предложения до тех пор, пока не была готова страница. На эти символы наносили печатную краску. При помощи рычага страница сильно прижималась к подложенной под неё бумаге. На отпечатанной странице буквы оказывались в правильном порядке. После печати литеры в определенном порядке складывались и хранились в наборной кассе. Таким образом, наборщик мог быстро их снова отыскать. Сегодня книга обычно проектируется на компьютере: текст набирают и непосредственно с компьютера отправляют на печать.

Почему изобретение книгопечатания было очень важным?
Благодаря новым способом печати стало возможно за короткое время отпечатать много текстов, поэтому неожиданно у многих людей появился доступ к книгам. Они смогли учиться читать и духовно развиваться. Главы церкви больше не определяли, кто мог получить доступ к знаниям. Мнения распространялись при помощи книг, газет или листовок. И обсуждались. Эта свобода мысли была для тех времён совершенно новой. Многие правители боялись её и приказывали сжигать книги. Да и сегодня подобное происходит у некоторых диктаторов: они арестовывают писателей и журналистов и запрещают их книги.

Все книги, напечатанные до 1 января 1501 года, называют ИНКУНАБУЛАМИ . Слово это переводиться, как «колыбель», то есть младенческий возраст книгопечатания.

Инкунабул до нашего времени сохранилось немного. Их сберегают в музеях и крупнейших библиотеках мира. Инкунабулы красивы, их шрифты изящны и четки, текст и иллюстрации размещены на страницах очень гармонично.

На их примере видно, что книга - это произведение искусства.

Одно из крупнейших собраний инкунабул в мире, около 6 тысяч книг, хранится в Российской Национальной библиотеке в городе Санкт - Петербурге. Коллекция находится в специальном помещении, так называемом «кабинете Фауста», воссоздающем обстановку западноевропейской монастырской библиотеки 15 века.

Знаешь ли ты, что…
В древне Руси писали на бересте? Так называется наружная часть коры берёзы, состоящая из тонких полупрозрачных слоёв, легко отделяемых друг от друга.
Первая пишущая машинка была сделана в США в 1867 году?
Число книг, издаваемых во всём мире, год от года растёт? Правда, это касается только развитых стран.

Проверь себя.

1. В Германии в городе Страсбурге на центральной площади стоит памятник Иоганну Гутенбергу. За какие заслуги благодарные потомки увековечили память этого немецкого мастера?
2. Почему печатные книги 15 века называются инкунабулами?
3. Какие новые элементы появились в печатных книгах 15 века?
4. Объясни значение следующих понятий с помощью справочных изданий.
Тебе поможет Большой Энциклопедический словарь (любое издание)
литера
наборная печать (набор)
шрифт
типография
гравюра
красная строка

Посмотреть мультфильм об Иоганне Гуттенберге :
http://video.mail.ru/mail/glazunova-l/4260/4336.html

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения