Пищевая и легкая промышленность — Гипермаркет знаний. Особенности размещения и отраслевая структура легкой промышленности

В современной географии мира пищевая промышленность играет огромную роль. Всю пищевую промышленность делят на две основные группы производства:

Использование сырья, которое не подвергалось обработке (консервная, рыбная и др.)

Сырье, которое прошло переработку (макаронная, кондитерская).

Пищевая промышленностьтесно связана с сельским хозяйством, а также к ней относятся несколько направлений (консервная, молочная, мясная, масложировая, макаронная, кондитерская, винодельческая, рыбная, соляная, сахарная и некоторые другие промышленности), которые так или иначе связаны с единымифакторами размещения пищевой промышленности по изготовлению пищевой продукции. А что же такое вообще фактор размещения предприятия?

Фактор размещения пищевой промышленности – движущая сила, причина, которая будет способствовать развитию производства чего-либо именно в этом месте. В данном случае мы рассмотрим факторы размещения предприятий по производствупищевой продукции.

    Итак, во-первых, такие предприятия встречаются только в тех районах, где всегда проживает значительное количество людей, у которых есть желание приобрести товар (согласитесь, что в деревне, в которой четыре только дома и никто из проживающих не употребляет в пищу продукцию, производимую комбинатом, строить мясной комбинат не будет), то есть хороший спрос и близость к потребителю. Последнее в большой степени относится к предприятиям, которые производят скоропортящуюся продукцию

    Второй причиной является близость к сырью (рыбная промышленность– предприятие находится поблизости с местом, где занимаются ловлей рыбы; мясная промышленность – комбинат рядом с источником мяса, и т.д.)

    Третья причина – наличие трудовых ресурсов. Пищевое производство– довольно трудоемкая работа, требующая большого количества кадров. Это еще одна причина размещения таких предприятий в крупных городах

    Комбинаты должны располагаться недалеко от водных ресурсов, так как пищевая промышленность является очень водоемкой, а для некоторых отраслей пресная вода – основа производства

Итак, мы рассмотрели основные факторы, влияющие на размещение таких предприятий. В современной России пищевая промышленность развита довольно хорошо. Одним из примеров – вологодское масло, которое известно во всем мире. Также пищевая промышленность развита: калининградская компания Балтика, производящая пиво, экспортирует свою продукцию в 47 стран мира (фактор размещения – близость к потребителю, многочисленное население, которое является трудовым ресурсом и наличие пресной воды), широко развита рыбная промышленность в крупных городах на побережье Тихого океана (Владивосток, Магадан, Петропавловск-Камчатский и др.). В этот случае основным фактором размещения предприятий пищевой промышленности является близость к сырью.

Таким образом, строительствокомбинатов, производящихпищевую продукцию, обусловлено факторами их размещения. Знание этих факторов – залог процветания предприятия.

Развитие и размещение пищевой промышленности

Пищевая промышленность - совокупность перерабатывающих отраслей аграрно-промышленного комплекса, производящих продукты питания из сырья растительного и животного происхождения (зерно, картофель, молоко, мясо и т.д.). Это самая социально значимая отрасль обрабатывающей промышленности. Каждый регион заинтересован в развитии производства продуктов питания и обеспечении населения продовольственными товарами собственного производства. В настоящее время в отрасли насчитывается свыше 50 тысяч предприятий с общей численностью занятых 1,5 млн. человек. Пищевая промышленность в условиях рынка не только сохранила, но отчасти и приумножила свой потенциал. Способствовали этому быстрый оборот капиталов в отрасли, значительные иностранные инвестиции и, что важно, географическая привязка многих производств к местным (локальным) и региональным рынкам сбыта.

Географический рисунок размещения отдельных отраслей и производств в составе пищевой промышленности определяется их технико-экономическими особенностями (табл. 69). В целом, ее предприятия имеются повсеместно в пределах основной зоны заселения. Для большинства городов характерен стандартный набор пищевых производств: хлебопекарное и кондитерское, молокоперерабатывающее, мясоперерабатывающее, производство безалкогольных и алкогольных напитков, пива.

В развитии отрасли наблюдается так называемая историческая унаследованность. Например, Троицк и Верхнеуральск – центры уездов, уже в дореволюционный период выделялись значительным развитием отраслей, перерабатывающих сельскохозяйственное сырьё, Челябинск – с конца 19 в. выдвинулся в ряд крупнейших центров мукомолья и сохраняет за собой эту характеристику, большинство современных спиртовых и ликёроводочных заводов области основаны во второй половине 19 в. и т.д.

Таблица 69

Группы отраслей пищевой промышленности

Другая не менее важная черта, оформившаяся в советский период – административная приуроченность предприятий, т.е. преимущественное их размещение, особенно крупных перерабатывающих мощностей, в социально-хозяйственных административных центрах. Причём, чем больше центр, тем более мощно, как правило, представлена в нём пищевая индустрия. Для России в целом характерен сдвиг перерабатывающих мощностей к крупным городам и их пригородным зонам.

Сложившаяся география размещения отрасли в последние годы претерпевает кардинальные изменения: наблюдается явление деконцентрации (рассредоточения) её производственных мощностей. Особенно ярко это видно на примере тех отраслей, продукция которых более всего востребована: хлебопекарной, молочной и мясоперерабатывающей. Как в городах, так и в сельской местности, что особенно важно, появились десятки перерабатывающих цехов, чутко реагирующих на рыночную коньюктуру и составляющих конкуренцию крупным комбинатам и заводам. Явление это вполне закономерно и обозначившаяся тенденция, несомненно, сохранится в перспективе до тех пор, пока не будет достигнуто определённое равновесие на рынке продовольствия между спросом и предложением. Ещё одна особенность – наличие крупных внутриотраслевых и межотраслевых объединений в пищевой промышленности (например, «Макфа» - 30 % российского производства макаронных изделий), призванных координировать работу отдельных предприятий, формировать цепочки «сырьевая база – переработка сырья – торговля готовой продукцией». Тесное сопряжение размещения предприятий пищевой промышленности с географией размещения населения, отражает только один принцип оптимизации её территориальной организации. Другой, не менее значимый принцип, заключается в устранении региональных диспропорций между производством отдельных сельскохозяйственных продуктов и мощностями по их переработке, длительному хранению без потери качества и др.

Рис. 20. Пример тяготения перерабатывающих мощностей к сырью

В отечественных учебниках стыдливо замалчивается тот факт, что по объемам производства, чистой прибыли и рентабельности производства у нас на первых ролях предприятия, выпускающие алкогольную продукцию и пиво. На это следует обращать внимание.

По выпуску алкоголя традиционно лидируют такие регионы как: Московская область, Кабардино-Балкария, Северная Осетия. До 40 % рынка занимает так называемая «палёнка» - некачественная продукция, от употребления которой ежегодная смертность превышает 80 тыс. чел. Её производят не только на нелегальных кустарных «заводах» (по некоторым данным их общее число превышает 1 600!), но и на государственных предприятиях.

Темпы развития пивоваренной промышленности таковы, что если в 1990 году общий объем выпуска составлял только 336 млн. декалитров, то в 2008 году было произведено уже 838 млн. декалитров. Важная географическая деталь: большую часть пивоваренного солода Россия импортирует из Германии и некоторых других стран. Отечественное сельское хозяйство пока не в состоянии вырастить качественный ячмень.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

Специализация в сельском хозяйстве складывается посредством сочетания отраслей растениеводства и животноводства, в которых создаётся основная часть товарной продукции . Отрасль, от которой получают наибольшую часть товарной продукции, принято называть главной , а все прочие – дополнительными . В разных сельских местностях главными становятся те отрасли, для которых имеются наиболее благоприятные сочетания природных и социально-экономических условий.

Агроклиматические условия оказывают существенное, но фатальное воздействие на развитие сельского хозяйства. Так в Европейской части страны природные условия улучшаются от зоны тундры к лесостепным и степным зонам (табл. 70). Рассмотрим зональные черты сельского хозяйства в России.

В зонах тундры и лесотундры, северной тайге, земледелие в открытом грунте практически невозможно. Главная отрасль - оленеводство: весной и летом оленей пасут в открытой тундре, а зимой – в лесотундре. Дополнительные отрасли – охота (на пушных зверей и водоплавающую птицу) и рыболовство, собирательство. В целом, данные ландшафты составляют зону северного оленеводства и промыслового хозяйства, отвечающую традиционному природопользованию коренных народов Севера.

Таблица 70

Агроклиматические условия природных зон Европейской части России

Природная зона Сумма t выше + 10º Коэффициент увлажнения Преобладающий тип почв Тип водного режима Вероятность засушливых лет, %
Тундра, лесотундра 400 - 1200 1,5 – 1,8 глеевые мерзлотный, застойный -
Таёжная зона 1200 - 1600 1,4 подзолистые промывной -
Смешанные леса 1600 - 2200 1 – 1,2 дерново-подзолистые промывной 5 - 10
Лесостепь 2200 - 2800 0,9 серые лесные и чернозёмы периодически промывной 10 - 30
Степь до 2900 0,6 – 0,7 чернозёмы непромывной 15 - 30
Сухие степи, полупустыни 3400 - 4000 0,3 – 0,5 светло-каштановые и солонцы непромывной, засушливый 20 - 30
Субтропическая 1,5 краснозёмы и желтозёмы промывной -

Северная граница массового распространения земледелия в России близка к рубежам перехода от южно-таёжной подзоны на дерново-подзолистых почвах к подзоне средней тайги на подзолистых почвах, где сумма активных температур (выше 10º) составляет менее 1 600º.

В среднетаёжной подзоне европейской части страны (Нечерноземье) сельскохозяйственные угодья приурочены преимущественно к землям долинного комплекса крупных рек, а водоразделы заняты таёжными лесами и болотами. На заливных лугах развивается молочное и молочно-мясное животноводство. Земледелие носит очаговый характер (ранние овощи, серые хлеба).

В подзоне южной тайги и смешанных лесов европейской части страны (Нечерноземье) под земледелие в значительной мере освоены водоразделы, где пашни перемежаются с природными кормовыми угодьями, массивами лесов и заболоченных земель. В целом, на сельскохозяйственные угодья здесь приходится свыше 1/3 всей площади (выборочный характер земледелия). Пашни занимают несколько большие площади, по сравнению с сенокосно-пастбищными угодьями. Наиболее высокая земледельческая освоенность характерна для ополий . В посевах преобладают картофель, овощи, лён, серые хлеба (ячмень, рожь, овёс, кормовые культуры). Развивается молочное и молочно-мясное животноводство. В зоне хвойно-широколиственных лесов Дальнего Востока – пшеница, кукуруза, соя, молочно-мясное скотоводство, пантовое оленеводство.

В зонах лесостепи и степи под пашнями находится почти ¾ всей площади (сплошной характер земледелия), что обусловило значительное развитие эрозионно-дефляционных процессов , особенно в ландшафтах возвышенных равнин с расчленённым рельефом. В лесостепной зоне европейской части страны, на севере черноземной зоны преобладает растениеводство – зерновые и технические культуры (пшеница, рожь, овёс, картофель, сахарная свёкла, подсолнечник, кукуруза, кормовые корнеплоды); мясо-молочное скотоводство и свиноводство развиваются на полевых кормах. В лесостепи Западной Сибири – молочно-зерновое хозяйство. В степях европейской России главные культуры – пшеница, кукуруза на зерно и подсолнечник на семена; мясо-молочное животноводство и овцеводство. В степных районах Западной Сибири выращивают яровую пшеницу и разводят крупный рогатый скот молочно-мясных пород, в более засушливых районах – овцеводство.

В сухих степях и полупустынях (Поволжье, Калмыкия, Дагестан) земледелие носит очаговый характер и возможно только при условии искусственного орошения (бахчевые культуры, пшеница, просо, горчица). Естественные кормовые угодья представлены летними и зимними пастбищами. Развито отгонно-пастбищное овцеводство., коневодство, мясо-молочное скотоводство.

Зона сухих и влажных субтропиков занимает ограниченную территорию вдоль Черноморского побережья Краснодарского края. Это район выращивания теплолюбивых культур (цитрусовые, чай, фрукты, табак).

ТРАНСПОРТ

География транспорта исследует закономерности пространственной организации транспорта на земной поверхности, с целью выработки рекомендаций по оптимизации транспортной сети и минимизации транспортных издержек. Главная функция транспорта – перемещение грузов и пассажиров на близкие (до 100 км), средние (100 – 500 км) и дальние (свыше 500 км) расстояния с минимальными экономическими издержками, в том числе и с точки зрения затрат времени.

По типу географической среды, в которой происходит перемещение людей и грузов, транспорт разделяется на сухопутный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, гужевой); водный (морской и речной); воздушный.

По назначению выделяют транспорт общего пользования, ведомственный, промышленный, рекреационный и городской. Иногда к транспорту относят передачу электроэнергии на расстояния.

Разные виды транспорта, взаимодействуя друг с другом на одной территории, образуют транспортные системы. По числу развитых видов транспорта различают мономодальные (или одновидовые) транспортные системы (развит один вид транспорта, который доминирует над остальными видами, которые развиты слабо) и полимодальные (или многовидовые; развито несколько видов транспорта, но в разной степени). Полимодальные транспортные системы бывают полными (развиты все виды транспорта), неполными (нет какого-либо вида транспорта), неполными усеченными (нет 2 – 3 и более видов транспорта).

Транспортные системы включают в себя линейную и узловую инфраструктуру (пути, транспортные линии, сеть этих линий; транспортные узлы и центры), транспортные средства (подвижной состав), транспортные потоки. Эти элементы связаны друг с другом транспортно- географическими отношениями пространственно-функциональными свойствами и связями), которые обозначают термином «транспортно-географический процесс». Основными транспортно-географическими отношениями являются: транспортное тяготение; транспортная близость или удаленность; транспортная доступность; транспортная связность; транспортная проходимость (проницаемость) территории; пространственная неравномерность (поляризация, концентрация и дисперсия) в распределении транспортных узлов, линий и потоков; транспортно-географическое положение; транспортное освоение территории.

Важнейшим видом транспортно-географических отношений является транспортная доступность , которая представляет собой пространственный резерв маневрирования транспортными связями. Она – не рядовое свойство территориальной транспортной системы, а специфический территориальный ресурс и важнейшее условие развития экономики конкретной территории. Одной из задач географов является проведение экономической оценки транспортной доступности, а также анализ ее влияния на эффективность хозяйства.

Доступность можно рассматривать как совокупность реальных и потенциальных возможностей данного места для социально-экономической деятельности, а также как источник высвобождения свободного времени, уменьшения трудности сообщения и увеличения производительности труда. Транспортная доступность подобно доходам, отражающим уровень жизни, характеризует условия жизни в том или ином месте. При улучшении доступности (средняя скорость перемещения увеличивается в r раз) в r 2/3 раз уменьшается число центров тяготения.

Важным видом территориальных ресурсов являются диспозиционные ресурсы, которые представляют собой особые условия в регионе, создаваемые взаимоположением объектов хозяйства и природы. Эти условия могут быть выгодными (благоприятными) и невыгодными, приводящими к дополнительным издержкам, как в экономике, так и в социальной сфере. К диспозиционным ресурсам относятся транспортно-географическое положение и его аналоги, в частности, интегральная транспортная доступность, в основе которой лежат разнообразные конфигурации транспортных сетей.

Интегральная транспортная доступность – это вероятность достижения любого пункта (поселения) территории из любого другого с заданной скоростью или в заданный отрезок времени. Интегральность транспортной доступности проявляется в том, что последняя выступает не как удобство связи до какого-то одного или нескольких пунктов (транспортных узлов), а показывает возможность маневрирования грузовыми и пассажирскими связями одновременно для всех транспортных пунктов и узлов. Таким образом, интегральная транспортная доступность отражает позиционно-техническую надежность социально-экономических связей в регионе и является характеристикой его транспортно-географического положения.

При географическом анализе региональных территориальных транспортных систем следует проводить рейтинг административных единиц (районов) по качеству их транспортно-инфраструктурного обслуживания, уровню сложности пространственной структуры и технического состояния транспортной сети. При этом выделяются зоны с лучшей (прицентровые территории) и худшей транспортной доступностью (периферийные территории). Для любой территории характерны географические контрасты между центром и периферией, которые становятся причиной возникновения и воспроизводства территориального неравенства, социальной территориальной несправедливости. Последнюю, можно рассматривать и как неравенство транспортных возможностей потребления благ социально-гарантированного минимума. Для нормальной жизнедеятельности необходимо, чтобы места деятельности людей, учреждения бытового и культурного обслуживания, зоны отдыха были досягаемы из мест проживания.

Состояние транспортной отрасли и уровень ее развития в России нельзя считать удовлетворительными. Транспортная проблема в целом и отдельные ее аспекты создают угрозу ограничения экономического роста и реализации социальных программ развития страны. Системной проблемой транспортной отрасли является несоответствие между низким уровнем ее развития, эффективностью и качеством функционирования и возрастающим спросом экономики и общества на транспортные услуги.

Низкая скорость движения транспортных средств и грузов, непроизводительные затраты на складирование и перегрузку, другие проблемы в системе товародвижения приводят к тому, что Российская Федерация теряет ежегодно до 2 % ВВП. Сегодня около трети протяженности федеральных автомобильных дорог работают в режиме перегрузки, особенно на подходах к крупным городам. Слаборазвитая дорожная сеть стала оказывать негативное влияние на экономику страны, сдерживая мобильность населения и развитие целого ряда богатых природными ресурсами регионов.

Рис. 21. Сеть федеральных автомобильных дорог России

Основными характеристиками территории, влияющими на пространственную организацию транспортных систем, являются система расселения, уровень освоенности территории (в первую очередь уровень сельскохозяйственной освоенности), экономико-географическое положение.

50% территории России имеет либо низкий уровень транспортной освоенности, либо не имеют круглогодичного сухопутного транспорта вообще. Максимальна доля таких территорий в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, северные районы которых почти не освоены в промышленном и сельскохозяйственном отношении. Наиболее обеспечены транспортом Центрально-Черноземный, Центральный и Северо-Кавказский экономические районы с высоким уровнем промышленного и сельскохозяйственного освоения.

В целом уровень транспортной освоенности территории уменьшается по направлениям запад – восток (в масштабе всей страны), центр – периферия (в ее Европейской части) и юг – север (в Азиатской части).

При выявлении закономерностей пространственной организации локальных транспортных систем можно использовать несколько основных показателей. В первую очередь это показатель плотности (густоты) автодорожной сети . Второй показатель – плотность автодорожной сети, рассчитываемый с учетом численности сельского населения по формуле Энгеля: .

Из табл. 71 видно, что только 5% территории страны имеет высокий уровень транспортной освоенности территории.

Таблица 71

Уровни транспортной освоенности территории России

Экономический район Уровень транспортной освоенности территории
Высокий Средний Низкий Без сухопутных путей сообщения
Центральный 58,5% 41,5%
Северный 69,7% 24,6% 5,7%
Северо-Западный 31,1% 68,9%
Волго-Вятский 31,3% 68,7%
Уральский 10,3% 89,7%
Центрально-Черноземный 74,9% 25,1%
Северо-Кавказский 46,8% 53,2%
Поволжский 6,3% 93,7%
Западно-Сибирский 74,7% 25,3%
Восточно-Сибирский 37,5% 20,0% 42,5%
Дальневосточный 21,5% 34,4% 44,1%
Россия в целом 4,9% 45,1% 23,5% 26,5%

Контрольные вопросы к теме 9:

1. Как эволюционировал топливный баланс России в ХХ веке?

2. Перечислите важнейшие топливные базы России.

3. По каким принципам размещаются станции централизованного теплоснабжения?

4. К каким субъектам федерации приурочена крупнейшая железорудная аномалии?

5. Почему ¾ российского алюминия выплавляется в Восточной Сибири?

6. Какие ключевые отрасли образуют оборонно-промышленный комплекс России?

7. Какие варианты размещения машиностроения вам известны?

8. Почему первые предприятия по производству подвижного железнодорожного состава были построены в Центральной России, а не на Урале?

9. Как сырьевой фактор сказывается на размещении промышленности минеральных удобрений?

10. Назовите принципы территориальной организации лесозаготовительной промышленности.

11. Какие сферы и отрасли образуют АПК страны?

12. Дайте характеристику «пшеничного пояса» России.

13. Назовите ареалы возделывания волокнистых технических культур в России.

14. Чем определяется размещение типов разведения крупного рогатого скота в России?

15. Какие виды услуг вам известны?

17. Дайте оценку транспортной освоенности территории России.

18. Дайте характеристику основных топливных баз России.

19. Дайте характеристику Уральской металлургической базы.

20. Назовите главные отрасли сельскохозяйственной специализации природных зон России.

Вопросы и задания

1. Докажите особое значение лёгкой и пищевой промышленности, а значит, АПК в жизни каждого из нас.

Пищевая и легкая промышленность обеспечивают людей питанием, одеждой, обувью. И пищевая, и легкая промышленность тесно связаны с сельским хозяйством, так как перерабатывают сельскохозяйственное сырье. Поэтому обе эти отрасли входят в состав агропромышленного комплекса (АПК). Основное назначение пищевой промышленности - производство продуктов питания. Практически все потребляемое людьми продовольствие проходит промышленную обработку. Поэтому роль пищевой промышленности постоянно возрастает. Ее развитие позволяет устойчиво обеспечивать людей пищевыми продуктами в течение всего года. Продукция легкой промышленности также непосредственно влияет на уровень жизни людей.

2. Назовите факторы размещения предприятий легкой и пищевой промышленности.

Отрасли первой группы пищевой промышленности тяготеют к районам производства сельскохозяйственного сырья. При получении многих видов продуктов вес исходного сырья сильно снижается. Это связано или с его обезвоживанием (сушка фруктов, чая), или с возникновением значительных отходов при переработке. Отрасли второй группы пищевой промышленности тяготеют к потребителям готовой продукции. Сырье, используемое ими, уже прошло первичную переработку. Перевозить его выгоднее, чем готовую продукцию (так, в шестидесятитонный вагон умещается всего 40 т макарон, мукой же, идущей на их изготовление, он может быть загружен полностью). Предприятия этой группы создают непосредственно в городах и крупных сельских населенных пунктах. Некоторые отрасли пищевой промышленности в равной степени ориентируются и на сырье, и на потребителя.

Правильное размещение предприятий легкой промышленности позволяет решить ряд важных задач: 1) удовлетворять материальные потребности людей с учетом особенностей спроса в отдельных частях страны; 2) расширять сферу приложения женского труда, что особенно важно в районах тяжелой индустрии; 3) строить промышленные предприятия в районах, не имеющих крупных энергетических, водных и других ресурсов.

3. Назовите районы-лидеры по производству: 1) продуктов питания; 2) продукции лёгкой промышленности. Объясните лидерство каждого из этих районов.

Хотя продукты питания производятся во всех районах страны, среди них можно выделить явные районы-лидеры: Центральную Россию (40%), Европейский Северо-Запад (15%) и Европейский Юг (более 10%). Значительная часть продукции легкой промышленности производится в Центральной России (55%). Значительно уступают ей Урал и Европейский Юг (примерно по 10%). Лидерство данных районов объясняется наибольшей плотностью их заселения в сравнении с другими районами страны.

4. Какие последствия легкой и пищевой промышленности на окружающую среду ощущают или могут ощущать люди, живущие вблизи их предприятий?

По степени интенсивности отрицательного воздействия предприятий лёгкой и пищевой промышленности на объекты окружающей среды первое место занимают водные ресурсы. По расходу воды на единицу выпускаемой продукции пищевая промышленность занимает одно из первых мест среди отраслей народного хозяйства. Высокий уровень потребления обуславливает большой объем образования сточных вод на предприятиях, при этом они имеют высокую степень загрязненности и представляют опасность для окружающей среды.

Наиболее вредные вещества, поступающие в атмосферу от предприятий пищевой промышленности, - органическая пыль, двуокись углерода, бензин и другие углеводороды, выбросы от сжигания топлива. Проблема охраны атмосферного воздуха для перерабатывающих предприятий также актуальна. Например, на текстильных предприятиях основным загрязнителем является хлопковая пыль, которая вызывает респираторные заболевания (бронхит), пневмокониоз (бисиноз).

Итоговые задания по теме

1. Какие отрасли образуют вторичный сектор экономики?

Вторичный сектор объединяет предприятия отраслей, связанных с производством готовой продукции. К вторичному сектору относят предприятия обрабатывающей промышленности и строительные предприятия. Этот сектор берет продукцию основного сектора и производит готовые изделия или где они являются подходящими для использования другими фирмами, для экспорта, или продажи внутренним потребителям. Этот сектор часто делится на легкую промышленность и тяжелую промышленность. Многие из этих отраслей промышленности потребляют большие количества энергии и требуют, чтобы фабрики и машина преобразовали сырье в товары и продукты. Они также производят ненужные материалы и ненужную высокую температуру, которая может изложить проблемы охраны окружающей среды или вызвать загрязнение.

2. По материалам учебника и атласа составьте комплексную характеристику топливно-энергетического комплекса Западной Сибири.

Западно-Сибирский ТЭК расположен в Томской и Тюменской области, включающей Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Сформирован был комплекс благодаря наличию на данной территории разнообразных полезных ископаемых (в первую очередь топливных - нефть и газ) и других природных ресурсов (лесных и водных).

По запасам и добычи нефти и природного газа этот регион является в России лидером. К числу крупнейших относятся нефтяные месторождения: Самотлорское, Усть-балыкское, Сургутское, Мегионское и др.; а так же газовые: Уренгойское, Ямбургское, Медвежье и пр. Нефть и газ этого региона отличаются высокими качественными показателями. Ресурсы углеводородного сырья уникальны по масштабам и высокой экономической эффективности.

Однако большая часть территории комплекса расположена в зоне Тундры и Тайги и отличается суровыми природно-климатическими условиями. Это обусловливает повышенные расходы на обустройство населения и большие затраты на капитальное строительство. Слабо развита инфраструктура, особенно транспортная сеть.

3. Предложите варианты создания предприятий черной металлургии на Дальнем Востоке с учетом специфики его природы, размещения населения и транспортных сетей.

Строительство металлургического комбината на Амуро-Зейской равнине на Транссибирской железнодорожной магистрали (юго-восточная часть Амурской области) наиболее рациональный вариант, исходя из месторасположения разведанных месторождений железорудного и вспомогательного сырья, имеющейся транспортной сети и наибольшей предпочтительности для привлечения населения. При невысокой плотности заселения Дальневосточного региона наибольшая плотность населения наблюдается вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали.

4. Подумайте, как будет изменяться география пищевой промышленности при расширении производства продуктов питания нового поколения: замороженного хлеба, вторых и десертных групп и т.д.

Думаю, что география пищевой промышленности при таких составляющих расширялась бы и в регионах с малой долей сельского хозяйства и животноводства, ведь эти факторы обеспечивают:

1) Долгосрочность хранения;

2) Сохранение ценности и качества продукта;

3) Наименьшие затраты и т.д.

5. Назовите проблемы, характерные для вторичного сектора экономики России.

Необходимость грамотной логистики – т.е. транспортировка с минимумом затрат.

Удаленность потребителя и сырьевой базы.

Риск возникновения экологических проблем (например, при транспортировке сырой нефти до нефтеперерабатывающего завода может случиться её разлив).

Некоторые ученые, применительно к российской экономике, выделяют еще и коррупционную составляющую. В основном, это касается контроля качества первичных продуктов, когда для их допуска во вторичный сектор необходимо собрать множество «бумажек», подтверждающих их безопасность, пригодность и т. п. Все эти документы выдают специализированные гос. органы, где существует соблазн подкупить соответствующего чиновника для ускорения процесса.

6. Охарактеризуйте влияние отраслей вторичного сектора экономики на окружающую среду.

Высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду характеризуются предприятия черной и цветной металлургии, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, целлюлозно-бумажные комбинаты, все виды электростанций, транспорт.

Проблемы всех промышленных предприятий - образование большого количества отходов:

1) выбросов в атмосферный воздух;

2) сточных вод и твердых отходов производства.

Также промышленные предприятия загрязняют природную среду радиоактивными веществами. Особым видом загрязнения являются шум и вибрация, создаваемые промышленными установками и транспортом.

Снизить уровень антропогенного воздействия на природную среду возможно, если четко соблюдать природоохранное законодательство, вкладывать финансовые средства в развитие отрасли переработки и утилизации отходов производства, совершенствование технологий.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Влияние промышленного или сельскохозяйственного предприятия моего населенного пункта на окружающую среду.

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

Составляют третье звено агропромышленного комплекса. Лёгкая включает текстильную, швейную, меховую, трикотажную и кожевенно-обувную промышленности. Главная отрасль текстильная. Она включает - первичную обработку сырья (хлопка, шелка, шерсти, льна), прядильное производство, а также ткачество и отделку тканей (окраску, нанесение рисунка). Сырьё для текстильной промышленности невыгодно возить на большие расстояния, поэтому предприятия по первичной обработке сырья удобнее размещать у его источников: шерсти (), льна (Нечерноземье). Текстильная промышленность требует много квалифицированных (в основном женских), продукцию её невыгодно перевозить на большие расстояния, поэтому для её размещения важными являются трудовой и потребительский фактор. Главными текстильными районами страны, уже долгое время остаётся - Центральная (Ивановская, Костромская, Московская области).

Пищевая промышленность производит продукты питания для людей. Она больше, чем другие отрасли, связана с , так как получает от него сырье. Развитие и размещение предприятий определяется размещением потребителей продукции, специализацией сельского хозяйства и условиями продукции.

По характеру используемого сырья входящие в её состав отрасли можно разделить на две группы:

  • отрасли, использующие необработанное сырьё, это рыбная, маслодельная, крупяная, консервная, сахарная;
  • отрасли, использующие сырьё, прошедшее переработку, это макаронная, хлебопекарная, кондитерская и т. д.

Производства первой группы размещены в основном в районах производства соответствующего сырья: сахарная - в Центрально– районе, маслобойная - на Северном Кавказе. Для производства второй группы основным факторам размещения является - потребительский, так как продукция этих отраслей либо скоропортящаяся, либо перевозка её обходится дороже перевозки сырья. Эти производства размещены в основном в густонаселенных районах, в крупных городах. И только мясо - молочная промышленность, может размещаться как в районах потребления (молоко, кисломолочные продукты, колбаса), так и в районах сырья (консервированные продукты).

Пищевая и легкая промышленность - старейшие отрасли, но в своем развитии они значительно отстают от многих других промышленных отраслей. Кризис, последовавший за распадом СССР, наиболее сильно ударил по . Очень остро стала сказываться нехватка сырья, значительная часть которого поступала из союзных республик. Российская промышленность находится в состоянии жесткой конкуренции с зарубежными производителями, и главная задача этих отраслей - повышение качества продукции и снижение её себестоимости.

К особенностям пищевой промышленности можно отнести то, что она является частью агропромышленного комплекса. Она ориентирована на производство продукции для удовлетворения основной потребности населения в продуктах питания. Предприятия пищевой промышленности занимаются сбором сырья, его переработкой и доведением до вида, в котором лучше всего организовать доставку до конечного потребителя.

Учитывая доклад научных сотрудников ведущих исследовательских институтов страны и их таблицы, на эту сферу производства имеет большое влияние развитие сельского хозяйства. Оно определяет характеристики отраслевого состава пищевой промышленности региона, ее мощность и другие немаловажные качества.

Какие отрасли относят к пищевой промышленности?

Существуют следующие отрасли пищевой промышленности:

  • производство безалкогольных напитков;
  • винодельчество;
  • кондитерская промышленность;
  • консервная;
  • макаронная;
  • масложировая и сыродельная;
  • мукомольно-крупяная;
  • плодоовощная;
  • птицеводческая;
  • хлебопекарная;
  • пивоваренная;
  • соляная;
  • спиртовая;
  • табачная и другие.

Классификация

Отраслевая структура пищевой промышленности подразумевает ее деление на следующие категории:

  • относят предприятия, которые работают с привозным сырьем. Их размещение ориентировано на крупные транспортные узлы – железнодорожные, порты и другие. Продукция, которую они производят, обычно имеет высокую транспортабельность;
  • относят заводы и фабрики, которые размещаются ближе к сырью или к конечному потребителю.

Каким образом осуществляется производственный процесс?

Большинство предприятий данного типа относятся к перерабатывающим отраслям. Лишь некоторые из них имеют добывающее направление (выпуск соли, рыбы и другие). Для качественной переработки первичного сырья каждый завод использует свои технологические схемы, но все они сводятся к тому, чтобы обеспечить высокую безопасность конечного продукта.

Применяемые способы должны улучшить вкусовые качества изготовленных изделий, сделать их более привлекательными для покупателей. Также все технологические схемы переработки по возможности должны обеспечить долгий срок хранения продукции, что очень актуально при их длительной транспортировке на большие расстояния.

При производстве пищевых продуктов не последняя роль отводится к организации процессов бактериальной и небактериальной ферментации сырья. В первом случае подразумевают брожение, которое происходит с пивом, вином, сыром и т. д. Ко второй группе относят продукты, которые достигают нужных характеристик при помощи собственных ферментов (например, при вызревании мяса).

Выделяют и другие, не менее популярные, методы обработки сырья – консервирование, стабилизирующая фильтрация (подвергают фруктовые соки, пиво), тендеризация (при помощи электрического напряжения) и многие другие.

Характеристика пищевой промышленности России

В России больше всего развито животноводство. Данная отрасль промышленности занимает ведущее место, поскольку дает около 65% сырья для осуществления дальнейшего производственного процесса. Предприятия животноводства преимущественно размещены в европейской части России, где климат более мягкий и присутствует достаточно кормов.

Большая часть продукции этой отрасли промышленности (около 70%) поставляется благодаря животноводству.

Также можно отметить другие направления, которые развиты в России :

  • предприятия по производству , сахара, крахмала, консервов размещаются относительно источников сырья. Например, крупный завод АСТОН находится на юге страны. Он специализируется на выпуске масла и подобной продукции. На Кавказе находятся предприятия по производству сахара;
  • заводы, производящие хлебобулочную продукцию, размещаются равномерно по все территории страны. У них существует привязка только к потребителю;
  • любой завод, относящийся к мукомольной, мясной или рыбной отрасли, размещается относительно места добычи сырья.

Производство хлеба и хлебобулочных изделий

Производственные мощности пищевой промышленности России

Производственная мощность различных отраслей пищевой промышленности России следующая:

  • . Собственное производство сахара достигает 3,3 млн т. Основным сырьем в данном случае выступает сахарная свекла. Также используется тростниковый сахар-сырец, который доставляется из заграницы;
  • кондитерская. В последние годы производственная мощность данной отрасли составляет больше 3500 тыс. т продукции в год. Боле всего предприятия этого типа размещены в Центральном Федеральном округе (около 40%). Лидирующими компаниями считаются Марс, Ригли, Мондэлис Русь;
  • масложировая. В основном вырабатывает такую продукцию, как масло, маргарин, растительные жиры, майонез. Предприятия данного типа преимущественно используют сырье, полученное из территории страны. Лидирующее направление отрасли – . Компании Юг России принадлежит около 30% от всего рынка страны;
  • молочная. В данной отрасли работает больше 1500 различных предприятий. В среднем в год в стране производится около 16,5 млн т молока, 0,5 млн т сыра, 0,6 млн т масла. Ведущие предприятия – Вимм-Билль-Данн, очаковский и Воронежский комбинаты, Перммолоко;
  • мясная. Насчитывает около 3600 заводов разного типа. В основном они работают с устаревшим оборудованием, поэтому объем импортного мяса в России значителен;
  • переработка рыбы. Основным регионом, где размещаются основные предприятия данной отрасли, является Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн. Он обеспечивает 2,4 млн т продукции в год;
  • ликеро-водочная и винодельческая. Предприятия, относящиеся к данной отрасли, в основном равномерно распределяются по всей территории России. За год страна производит до 66,6 млн декалитров водки, 6,9 млн декалитров коньяка, 15,6 млн декалитров шампанских вин, 32,1 млн декалитров вин;
  • пивоварение. Лидирующим предприятием данной отрасли считается Балтика. Она занимает 37% от всего рынка пива в России и активно экспортируется в другие страны мира. Также в данной отрасли работают – Шарыповский, Ангарский, Барнаульский, Жигулевский завод.

Развитие пищевой промышленности в разных странах мира

Во всем мире размещено много производств, которые предлагают продукцию, подходящую для дальнейшей переработки – мукомольная, мясная, рыбная, молочная и другие. В основном они представляют собой определенные сельскохозяйственные формации, специально обустроенные места для убоя скота или ловли рыбы. В результате изготовляется продукция, которая может сразу же поставляться на рынок к конечному потребителю или отправляться на дальнейшую переработку.

На основании данных особенностей в мире появились мощные корпорации, которые имеют невероятную популярность среди потребителей. Например, это завод-концерн Нестле, Кока-кола, Юнилевер и многие другие. Каждая из корпораций представлена разнообразными предприятиями, которые размещаются по всему Земному шару.

Самыми успешными странами с развитой пищевой промышленностью считаются Австралия, Аргентина, Канада, Германия, Бельгия, Польша, Китай и многие другие. Также существуют заводы, которые специализируются на добыче и производстве экзотических продуктов – чай, табак, некоторые фрукты и овощи, приправы и т. д. Они преимущественно находятся в таких странах, как Уганда, Таиланд, Китай, Индия и другие.

Предприятия, которые размещаются на их территории, чаще всего работают с примитивным оборудованием. Они применяют самые простые технологические схемы, что не мешает им получить большие объемы продукции. В основном каждый завод, который находится в этих странах, сбывает свои товары на территориях, где существует огромный спрос на них.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения