Горицкий монастырь в Переславле-Залесском – обитель, парящая над городом. Переславль-Залесский. Горицкий монастырь

Одна из жемчужин Золотого кольца России – Успенский Горицкий монастырь. Переславль-Залесский сберегает наследие древней православной обители, возвышающейся на городском холме. Успенский монастырский комплекс, похожий на крепость, – свидетель бурных потрясений российской истории, является историко-художественным музеем-заповедником.

Свое название Переславль-Залесский Горицкий Успенский монастырь получил по нахождению на возвышении возле Плещеева озера. Историки предполагают, что время основания монастыря – первая половина XIV столетия, когда Русью правил Иван Калита.

Точная дата неизвестна из-за сожженных пожаром монастырских архивных документов летом 1722 года. Специалисты утверждают, что время основания Горицкой монашеской обители в Переславле-Залесском – 1362 год. Существует еще одна интересная версия, что монашеская община находилась здесь с XII века, созданная на месте древнего капища язычников – Шутовой рощи.

Монашеская обитель всегда служила своеобразной крепостью для защиты жителей Переславля-Залесского от нашествия врагов. Известно, что в 1382 году татарский хан Тохтамыш напал на город. Тогда стены монастыря послужили укрытием для жены князя Дмитрия Донского.

Когда город запылал в огне, отчалившая от монастырского причала лодка с супругой князя выплыла на середину Плещеева озера, укрывшись от врага за густой пеленой тумана. Согласно местным преданиям, таким способом получили спасение некоторые жители. После освобождения Переславля-Залесского от татар княгиней Евдокией были пожертвованы деньги на восстановление пострадавших монастырских строений.

Примите к сведению! Помня о спасении на Плещеевом озере, верующие жители Переславля-Залесского ежегодно отмечают день, выпадающий на шестое воскресенье после Пасхи, лодочным крестным ходом по озеру, отплывая от монастырских стен и устья Трубежа.

Горицкая обитель стала в XV веке местом принятия монашеского обета преподобным Даниилом Переславльским, впоследствии ставшим ее игуменом и канонизированным после смерти в святые.

Успенский Горицкий монастырь в XVI-XVII веках переживал расцвет. В его владении находилось несколько окрестных сел с более чем 5 тысячами крестьян. Сюда приезжали монархи с семьями, оставляя ценные подарки.

Упразднение монастыря

Горицкий монастырь в целом просуществовал до 1744 года, когда в Переславле-Залесском основали Переславльскую епархию. Ей подчинялось 600 церквей и 20 монастырей городов Александрова, Волоколамска, Дмитрова и Можайска. Монашескую обитель упразднили, сделав ее резиденцией архиерея.

При благоустройстве представительства епархии снесли древние монастырские строения: службы, звонницу и трехглавую церковь начала XVI века. Вместо старого храма в Переславле-Залесском начали возведение монастырского комплекса, включающего:

  • большой Успенский собор, примыкающую к нему Гефсиманию, копирующую Гефсиманский сад в Иерусалиме со всеми его святынями;
  • трапезную, пристроенную к Храму Всех святых, который планировалось перестроить;
  • Богоявленскую церковь с колокольней.

Строительство основных церковных сооружений в Переславле-Залесском было завершено в 1777 году. К этому времени относится постройка части ограды с башнями. Завершить грандиозный архиерейский проект не удалось из-за решения Высочайшего Московского патриархата расформировать Переславльскую епархию в 1788 году. Со звонницы были сняты колокола и переправлены в Петербург, богатая ризница разобрана и вывезена в Москву. Все церковные сановники покинули недостроенную резиденцию, которая постепенно стала ветшать.

Территория Успенского монастыря пустовала до 1881 года, когда епархия распорядилась об основании на Горицком монастырском подворье духовного училища. Из кирпичей недостроенной Гефсимании был возведен учебный корпус, а учеников поселили в пустующих помещениях. Отремонтированный старинный пятиглавый храм Всех Святых служил будущим священнослужителям домовой церковью.

Второй Горицкий монастырь

Не меньший интерес для верующих и туристов представляет Воскресенский Горицкий женский монастырь, находящийся в поселении Горицы Вологодской области. Он раскинулся в живописном месте берега реки Шексны.

Основательницей женской монашеской обители стала в 1544 году Ефросинья Старицкая – вдова князя Андрея Старицкого, приходившегося родным дядей Ивану Грозному.

По превратности судьбы позднее княгиня трагически погибла, заключенная в монастыре царем, и захоронена на монастырском погосте. Останки Ефросиньи были канонизированы и объявлены святыми мощами. Стены Вознесенской Горицкой обители на протяжении своей истории стали местом заточения известных русских женщин: Анны Колтовской – четвертой жены Ивана Грозного, Марии – матери царевича Дмитрия, Ксении Годуновой – дочери Бориса Годунова.

За стенами женской Горицкой обители располагаются три каменных храма:

  • старейший двухэтажный храм, построенный в 1544 году княгиней Ефросиньей, и достроенная стараниями инокини Марфы в начале ХVII столетия колокольня, сейчас не действует, нуждаясь в капитальной реконструкции;
  • действующий Троицкий собор, датируемый 1821 годом;
  • Покровская церковь – функционирующий поныне теплый храм, выстроенный в 1832 году в монастырской стене.

Территория Воскресенской обители ограждена каменной стеной, где обустроены жилые кельи, гостиница и больница. По четырем углам стены возвышаются башни. Главный монастырский вход – Святые ворота – располагается в стене со стороны, выходящей к берегу реки Шексны. Женский монастырь после советского периода истории возобновил служение Богу в октябре 1999 года, приняв в свои стены монахинь и послушниц.

Полезное видео

Подведем итоги

Успенский Горицкий монастырь в Переславле-Залесском и Воскресенский Горицкий женский монастыри считаются памятниками культуры федерального значения, служа островками духовности для народа России. Они ежегодно притягивают потоки верующих паломников и туристов, интересующихся историей нашей страны.

Успенский Горицкий монастырь - бывший православный монастырь в городе Переславле-Залесском, упразднённый в 1744 году. На территории монастыря расположен Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

История монастыря

Монастырь основан, вероятно, в начале XIV века при Иване Калите.

В средние века монастырь владел многочисленными сёлами, в числе которых Большие Сокольники, Веслево, Веськово, Воскресенское, Дубнево, Ермово, Ильинское, Кружково, Маурино, Нила, Перцево, Родионцево, Славитино, Соломидино, Чашницы, Ченцы, Черницкое на Оселке, Черницкое на Шахе, Яропольцы и другие (подробнее см. здесь).

К сожалению, исторические сведения об этом монастыре весьма кратки, отрывочны и неясны, так как архив монастыря не сохранился, и все сведения о нем получаются из разных побочных источников. Вот те сведения, какие имеются о монастыре:

Время основания Успенского Горицкого Богородицкого мужского монастыря относится к 1362 году. Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году. В XV веке в нем жил и был игуменом (с 1470 до 1500 год) святой Даниил, основавший, тут же в Переславле, Троицкий Данилов монастырь (в 1508 году), куда и перешел из Горицкого монастыря. Дальнейшая судьба последнего в XVI и XVII столетиях неизвестна. В 1744 г. он упразднен и отдан для помещения архиерейского дома вновь учрежденной Переславской епархии, которая была упразднена в 1788 году.

За время пребывания в нем архиереев известны следующие постройки: Собор Успения Пресвятой Богородицы и Гефсимания, между 1753-1761 годом; колокольня с церковью Богоявления 1768-1777 г.; в это же время (вместо древних) построена часть ограды и башни вновь; эти позднейшие части начинаются от колокольни, затем идут по северной стороне и частью по западной; архитектура их ясно отличается от древних, как видно в натуре.

Закрытие и упразднение монастыря

В 1744 году переславский Успенский Горицкий монастырь был закрыт и превращён в усадьбу переславского епископа. Современники хорошо понимали это состояние бывшего монастыря. В 1802 году переславский чиновник Пётр Плишкин пишет, что «Горицким монастырём именовался до 1744 года, то есть до учреждения Переславской епархии».

В 1788 году Переславская епархия закрыта и архиерейский дом упразднён.

В «Описании монастырей, в Российской Империи находящихся» (1817) упомянут «Горицкий Успенский, уничтоженный, близ города Переславля-Залесского». А двадцать лет спустя этого монастыря уже не было в книге (издание 1834 года).

В 1904 году внутренность монастыря представляла грустную картину запустения: громадное пространство, обнесенное стенами, представляет пустырь, поросший травою, с грудами мусора и заросшим прудом; в одной стороне стоят две церкви и несколько незначительных новых построек, затерявшихся среди громадного пустыря; ограда, ворота и башни ветхи и полуразрушены.

Древнейшими постройками монастыря, несомненно существовавшими в XVII веке, остаются только двое ворот, из коих одни «Святые»; южная ограда с одной башней и, можно прибавить, еще церковь Всех Святых (почти утратившая древний вид вследствие позднейших пристроек). «Святые Ворота» с церковью святого Николая представляют один из выдающихся образцов древнерусской архитектуры и потому неоднократно изображались и описывались в различных изданиях; из них наиболее ценными представляются чертежи, помещенные в издании Ф. Рихтера, где можно видеть все подробности обработки. Год построения «Ворот» неизвестен, но указывается многими исследователями в периоде XVII века.

После революции в 1919 году в монастырь переведён Переславский музей-заповедник.

Современный облик бывшего монастыря

Строения бывшего Горицкого монастыря

  • Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Богоявления с колокольней (XVIII век), ныне методический отдел,
  • церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище,
  • церковь Николая Чудотворца (XVII-XVIII века), ныне действующий храм, проводятся Богослужения
  • церковь Гефсимания (разобрана на кирпич для духовного училища, в музее в качестве одного из экспонатов хранится колонна бывшего храма),
  • святые ворота и палата привратника, ныне туристический отдел,
  • крепостные стены и башни (XVII-XVIII века), ныне хранилища.

Строения бывшего духовного училища

  • здание духовного училища (XIX век), ныне картинная галерея,
  • баня (XIX век), ныне здание администрации,
  • звонница (XIX век), ныне смотровая площадка.

Из других мест привезены или построены

  • часовня Покрова из деревни Старово (XIX век), ныне касса,
  • часовня святого Георгия из деревни Фонинское (конец XIX века),
  • бюст Юрия Долгорукого работы скульптора С. М. Орлова - погрудное повторение памятника на Тверской площади в Москве (1963 год).

Монастырский некрополь

  • На территории монастыря похоронен академик живописи Д. Н. Кардовский (1866-1943)

Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан при Иване Калите в 1362 году.
Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево Переславском районе Ярославской области. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.


Дмитрий Прилуцкий

В 1354 году Димитрий впервые встретился с Преподобным Сергием Радонежским , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Свое наиболее известное название монастырь получил от расположения на возвышенности – «горице».
От древних деревянных построек не сохранилось ничего.

В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского . Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря (1508 г.). Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525 гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.
С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян.

Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника.





Святые врата с надвратной Никольской церковью

Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.



Проездные ворота монастыря

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.


Стена монастыря

Башни монастырской ограды

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.


Колокольня с Богоявленской церковью

Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.


Памятник Юрию Долгорукому (1090-1157гг.) основателю Переславль-Залесского

В 1963 г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь.

В 1744 г. была образована Переславская епархия. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых.


Трапезная палата с Всехсвятской церковью (слева) и Успенский собор




Всехсвятская церковь

Церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище.

Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.





Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище

Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.


Колокол

Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря.

Звонница

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро.


Монастырский пруд

В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.

Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788 г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881 г., и вовсе разобрали.


Трапезная палат

Здание духовного училища

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918 г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.


Пушки отбиты переславцами у поляков во время осады города в июле 1611 года.


Ядра для осадных орудий XV-XVI вв.

Экспозиции и выставки в здании Духовного училища

Иконопись XV - XVIII вв.

Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля и Переславского района. Сохраненные для потомков усилиями нескольких поколений искусствоведов, историков и реставраторов, они ныне составляют гордость музейной коллекции. В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры. С момента присоединения в начале XIV столетия Переславского удела к Московскому княжеству старые культурные связи постепенно ослабевали, но влияние древней традиции еще долго сохранялось в местном изобразительном искусстве. Среди переславских иконописцев были и монастырские иконники, и посадские художники, которые зарабатывали на жизнь своим искусством. Местные мастера писали иконы не только для храмов Переславля и окружавших его сел, но и для церквей Москвы и близлежащих городов. В экспозиции имеется также несколько первоклассных памятников, связанных своим происхождением с московской иконописной школой. Так, около 1557 года по заказу царя Ивана Грозного столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: "Федор Стратилат в житии", "Богоматерь Одигитрия", "О тебе радуется", "Троица Ветхозаветная", "Иоанн Златоуст", "Николай Чудотворец". Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву. В экспозиции музея можно увидеть работы представителей иконописной династии Казариновых, Федота Протопопова и других местных мастеров.


Преподобный Даниил Переславский

Деревянная скульптура и резьба XVI - XIX вв.

Постоянная выставка русской деревянной скульптуры находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в. Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом - традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, трудились над украшением кораблей петровской потешной флотилии, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. Удивительное мастерство переславских умельцев отмечал выдающийся исследователь русской деревянной скульптуры Н.Н. Померанцев. В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района. Большинство из них было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций. После длительной реставрации эти уникальные художественные памятники заняли достойное место в музейном собрании. Широкую известность у специалистов и ценителей деревянной скульптуры в России и за рубежом приобрели изображения Спаса Полунощного ("Христос в темнице"), композиция "Тайная вечеря" и "Никола Можайский". Самый любопытный экспонат - это фигура "Мужичок" из имения Бектышево - единственное сохранившееся до настоящего времени скульптурное украшение ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв. Музейная коллекция деревянной скульптуры - это наглядное свидетельство талантливости местного населения, наделенного природным чувством прекрасного и художественным вкусом, сдобренным тонким юмором и самоиронией.

Русская живопись XVIII - XX вв.

Неизменно большой интерес среди посетителей музея и специалистов вызывает коллекция провинциального портрета XVIII-XIX веков. Эти произведения поступили в музей в первые годы его существования из дворянских и купеческих усадеб. В основу собрания русской живописи второй половины XIX века была положена часть коллекции картин Ивана Петровича Свешникова (1834-1910). Среди них картины художников-передвижников: пейзажи И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова, жанровые полотна П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского. Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Благодаря его усилиям, в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников "Мира искусства" и Союза Русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина. В 1910-е годы К.А. Коровин написал много пейзажей в окрестностях Переславля, близ деревни Охотино, где у него была дача. К ним принадлежит небольшой этюд "Охотино. Река."(1920). В 1931 году по рекомендации Кардовского Союз советских художников подарил музею картины современных авторов (П.И. Котова, М.И. Авилова, А.А. Рылова). К этому же времени относятся поступления произведений художников "Бубнового валета" - И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Н.А. Удальцовой. В 1952 году О.С. Малютина подарила музею "Портрет скульптора С.Д. Эрьзя" (1926) работы своего отца С.В. Малютина. Особенностью коллекции современного искусства музея является ее тематическая направленность. Одним из первых художников, много работ которого посвящены Переславлю, был А.А. Осмеркин. Летом 1948 года на реке Трубеж в Рыбной слободе он написал серию пейзажей. ("Дом Ниткина".)
В 1956 году в Переславле-Залесском открылся Дом творчества художников и скульпторов, который носит имя Д.Н. Кардовского. Переславль с его уютом старинного русского города, богатой историей, архитектурными памятниками на долгие годы определил творческие привязанности многих художников. Здесь плодотворно работали ярославцы, владимирцы, художники Поволжья, Сибири, Москвы, Подмосковья. Постепенно сформировался круг живописцев с определенными творческими интересами, тематикой и стилистикой произведений. Тут начинали свой путь в искусстве ныне широко известные мастера: Э.Г. Браговский, В.И. Иванов, В.Е. Попков, И.А. Попов, И.В. Сорокин. "Дивным старинным русским городом", "землей обетованной" назвал Переславль А.А. Тутунов. Любят наш город и более молодые художники. Их, как и предшественников, привлекают своеобразие старинных улиц, тихие воды Трубежа, укрытые роскошными кронами старых деревьев, голубые просторы Плещеева озера, на высоких берегах которого покоятся величественные ансамбли монастырей.



Часовня св. Георгия XIX в. перевезена из д. Фонинское Переславского уезда.

В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из деревни Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.


Деревянная часовня из Старово Переславского района (касса музея)


В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.

Городище Клещино.
Основание Переславля-Залесского. Спасо-Преображенский собор.
Переяславско-Залесское княжество.
Свято-Никольский женский монастырь

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Адрес: Россия, Ярославская область, г. Переславль-Залесский, Музейный переулок, д. 4
Дата основания: начало XIV века
Дата упразднения: 1744 год
Основные достопримечательности: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Всех Святых, церковь Богоявления Господня, звонница
Координаты: 56°43"16.3"N 38°49"26.3"E

Иногда Горицкий монастырь ошибочно называют кремлем. Действительно, небольшие стены и башни этой обители придают ей вид крепости. Благодаря своему расположению на возвышенности, она самая заметная в Переславле-Залесском – его архитектурная доминанта. Сейчас монастырь недействующий, и в нем находятся коллекции историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Горицкий монастырь с высоты птичьего полёта

История создания Горицкого монастыря

Как давно основали эту христианскую обитель неизвестно, потому что пожар, случившийся в первой половине XVIII в., уничтожил все ее архивы. Ясно, что в начале XIV в., во времена Ивана Калиты, монастырь в Переславле уже был. Некоторые исследователи склоняются к тому, что появился он двумя веками ранее и был построен на месте языческого капища – Шутовой рощи .

Все другие монастыри Переславля расположены на равнине, а этот возведен на возвышении у южного берега Плещеева озера, за что и получил свое название – Горицкий или Успения на Горице. В его стенах принял постриг сподвижник Сергий Радонежского Дмитрий Прилуцкий. Случилось это в 1371 году. Здесь начинал свой монашеский путь особо почитаемый в Переславле преподобный Даниил, который в 1508 году основал собственную обитель – Троицкий Данилов монастырь.

Собор Успения Пресвятой Богородицы

Как и многие монастыри, Горицкий служил своего рода крепостью и участвовал в военных сражениях. Так, в 1382 г. во время нашествия хана Тохтамыша в его стенах пряталась супруга Дмитрий Донского Евдокия Дмитриевна. В критический момент, когда татары жгли Переславль, княгине со слугами удалось отплыть на середину Плещеева озера, где густой туман спас их от врагов.

По преданию, так же удалось спастись еще части местных жителей. После того, как Переславль освободили, благодарная Евдокия поспособствовала восстановлению монастыря. И в память об этом историческом событии в городе существует традиция водного крестного хода. В шестое воскресенье после праздника Пасхи верующие от стен Горицкого монастыря и устья Трубежа плывут по озеру на лодках.

Пережила мужская обитель и непростое для России Смутное время. Но, к сожалению, ничего от построек, старше XVI века, на ее территории до наших дней не сохранилось. В это время монастырь был очень влиятелен, он владел множеством сел и имел в подчинении около 5 тыс. крестьян. Его часто посещали цари и члены их семей, оставляя в монастырской ризнице богатые подарки.

Восточные (Проездные) ворота

История Горицкого монастыря в XVIII – начале XX века

В 1744 году в жизни монастыря наступили большие перемены. На 44 года город стал центром отдельной Переславской епархии, которой подчинялись 600 храмов и 20 монашеских обителей в Дмитрове, Александрове, Можайске и Волоколамске.

И Горицкий монастырь, как самый богатый на тот момент, перестал служить пристанещем для монахов, а сделался архирейской резиденцией – местом постоянного проживания главы епархии.

В 1788 году епархию упразднили, поделив ее территорию между соседними – Владимирской , Ярославской и Московской. Позже, в XIX веке в бывшем монастыре построили духовное училище. К началу XX века монастырь находился в упадке и запустении – пруд зарос, территория была полна мусора, а строения значительно обветшали. После 1917 года его здания были национализированы, и в 1919 году в них разместили первые музейные коллекции.

Стены Горицкого монастыря

Монастырские храмы и строения

Обнесенный невысокой стеной, монастырский комплекс очень красив и возвышаясь над крышами Переславля, словно парит над городом. Самые старые его постройки сохранились с XVI-XVII века. Это белокаменная крепостная стена с бойницами и караульными переходами, служившая для защиты обители от неприятеля, три башни и двое ворот, Палаты привратника, церкви Николая и Всех Святых, а также трапезная палата.

Святые ворота с возведенной над ними одноглавой Никольской церковью являются выдающимся памятником древнерусского зодчества . И специалисты многократно описывали их в различных изданиях, как образец слияния двух существовавших в те времена стилей - узорочья и очень популярного московского барокко.

Проездные ворота также считают настоящим архитектурным шедевром. Они сделаны в восточной монастырской стене и служили для хозяйственных целей. По сравнению с простыми и гладкими стенами, их нарядное убранство нельзя обойти вниманием. Ворота обрамляют большие арки, над которыми установлены фигурки вставших на дыбы коней. Надстройку над этими воротами сделали позже - ближе к концу XIX века.

Звонница

Главный монастырский храм – пятиглавый Успенский собор возводили в 50-60-е годы XVIII века по проекту архитектора И.Я. Яковлева. Однако, в связи с упразднением Переславской епархии, он так и не был достроен. Замысел архитектора лучше всего виден на восточном фасаде этой церкви. Композиционно храм представляет собой пирамиду, устремляющуюся вверх.

Скупое наружное оформление контрастирует с богатым барочным внутренним убранством - пышной белой лепниной на голубом фоне, роскошными паникадилами и живописными настенными панно. Над этой красотой трудились лучшие мастера из Ново-Иерусалимского монастыря. Многоярусный покрытый позолотой иконостас сделан руками мастера из Москвы Якова Жукова. А иконы для него изготовлены живописцами из Нового Иерусалима.

Самой высокой на монастырской территории является Богоявленская церковь с четырехъярусной колокольней. Со смотровой площадки на верхнем ярусе колокольни виден весь Переславль-Залесский. Она, как и главный собор, с XVIII века не была достроена. После того как епархию упразднили, колокола с этого храма сняли и перевезли в тогдашнюю столицу, на колокольню в Петропавловской крепости.

Панорама Горицкого монастыря

С XIX века осталось здание, которое занимало Духовное училище, баня и звонница. В качестве строительного материала при возведении Духовного училища использовались кирпичи обветшавшей церкви Гефсимания.

Колонну этого разобранного древнего храма поместили в музейную экспозицию. А как домовый храм Духовное училище использовало пятиглавую отремонтированную церковь Всех Святых, возведенную в XVI веке.

На монастырской территории стоят также деревянные часовни (XIX в.), которые перевезли сюда в 80-х годах прошлого века из окрестных деревень Фонинское и Старово. Такие часовни назывались «обыденскими». Их возводили всей деревней, или, как тогда говорили, «миром».

В времена архиерейский резиденции, на ее территории выкопали пруд, чтобы в случае пожара вода для тушения была рядом. А в 20-е годы прошлого века вокруг этого пруда разбили фруктовый сад.

Слева направо: собор Успения Пресвятой Богородицы, церковь Богоявления Господня

Осенью 2014 года в судьбе монастыря произошли новые перемены. Его исторические помещения получила в пользование Ярославская епархия Русской православной церкви. И сейчас ведутся работы по освобождению помещений от музейных коллекций и восстановлению его как монашеской обители, которые планируется завершить за 4 года .

Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Этот музейный комплекс считается одним из самым крупных музеев России. Во многом его богатые коллекции сформировались, благодаря усилиям основателя музея, известного историка и исследователя переславских земель Михаила Ивановича Смирнова (1864-1949).

Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сейчас коллекция насчитывает более 80 тыс. экспонатов, большинство из которых уникальные. Их можно увидеть ежедневно, кроме последнего вторника месяца. На территории монастыря и в музейных залах разрешена бесплатная фото- и видеосъемка. Естественно-исторический раздел экспозиции рассказывает о богатой природе национального парка «Плещеево озеро». Здесь выставлены чучела животных и птиц, обитающих в окрестностях Переславля и озера.

Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий монастырь. Фото нач. ХХ века


Горицкий Успенский мужской монастырь

Горицкий Успенский мужской монастырь был основан при Иване Калите в 1362 году.
Вскоре в нем был пострижен святой Дмитрий Прилуцкий, оставивший монастырь в 1371 году.
Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых, в Переславле-Залесском (по другим сведениям, в деревне Веслево Переславском районе Ярославской области. В Успенском Горицком монастыре принял монашеский постриг. На берегу Плещеева озера основал Никольский общежительный монастырь и стал его игуменом.


В 1354 году Димитрий впервые встретился с , приходившим в Переславль к епископу Афанасию. С тех пор неоднократно беседовал с Преподобным Сергием и сблизился с ним. Слава о переславском игумене так распространилась, что он стал восприемником детей великого князя Дмитрия Донского. Под влиянием Сергия Радонежского решил удалиться в глухое место и вместе с учеником Пахомием отправился на Север. В вологодских лесах, на реке Великой, в Авнежской округе, они построили храм Воскресения Христова и хотели положить основание монастырю. Но местные жители боялись лишиться угодий, и пустынники отправились дальше.

Свое наиболее известное название монастырь получил от расположения на возвышенности – «горице».
От древних деревянных построек не сохранилось ничего.

В 1382 г. войско Тохтамыша разрушило Переяславль-Залесский, а вместе с ним и Горицкий монастырь. Незадолго перед разорением сюда на богомолье приехала великая княгиня Евдокия, жена . Она и еще несколько человек чудом спаслись от татар, уплыв на плоту на середину Плещеева озера и скрывшись за густым туманом. В память о своем чудесном спасении Евдокия в 1392 г. восстановила на свои средства монастырь, а в Переславле установилась традиция в шестое воскресенье после Пасхи устраивать крестный ход на лодках от Горицкого монастыря и устья Трубежа к середине озера.

В Горицком монастыре был рукоположен преподобный Даниил, основатель Троице-Даниловского монастыря (1508 г.). Он прожил в Горицком монастыре с 1495 по 1525 гг.; сюда к нему стекалось множество паломников. Великий князь Василий III пригласил Даниила в крестные к своему сыну Ивану – будущему царю Ивану Грозному. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров.
С XVI века в монастыре значатся каменные постройки, что указывает на его богатство. В XVII веке в монастырском владении были очень большие земли и около 5000 крестьян.

Во второй половине XVII века с юга и юго-запада монастырь был обнесен новой каменной оградой с башнями, Святыми и Проездными вратами, палатой привратника.





Святые врата с надвратной Никольской церковью

Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича. Верхняя часть с церковью надстроена позже, в конце XVII века, и ее убранство близко к московскому барокко, получившему в то время большую популярность. На массивном четверике с четырехскатной кровлей стоят два маленьких убывающих восьмерика, поддерживающих небольшую главку. По бокам церковь охвачена галереей, идущей по границам нижнего яруса ворот.



Проездные ворота монастыря

Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Над массивными арками по бокам от ворот сверху помещены изящные фигурки двух коней, поднявшихся на дыбы. Верхняя массивная надстройка сооружена во второй половине XIX века.


Стена монастыря

Башни монастырской ограды

Стены достраивались в XVIII веке. Тогда оборонительного значения новая стена уже не имела, поэтому ее высота значительно меньше, чем обычно бывает в древних крепостях. Бойницы в них сделаны также скорее с декоративной целью – нижних нет вовсе, кое-где нет и верхних. Башни северной стороны стен монастыря украшены с большим искусством: явно мастера заботились о внешнем виде стен и башен больше, нежели чем об обороне.


Колокольня с Богоявленской церковью

Главная вертикаль монастыря – колокольня с Богоявленской церковью – начала строиться в 1760-х гг., потом строительство застопорилось и было доведено до конца в 1780-х гг. Это внушительное и величественное четырехъярусное здание с маленький церковью в нижнем ярусе. Венчает ее высокий купол с люкарнами, перекликающийся с куполами Успенского собора, и главка на большом узорчатом барабане. Когда Переславская епархия была упразднена, колокола отсюда были сняты и перевезены в Санкт-Петербург, на колокольню Петропавловской крепости. Сейчас на колокольне устроена просторная смотровая площадка, откуда открывается, пожалуй, лучший и самый полный вид на весь город.


Памятник Юрию Долгорукому (1090-1157гг.) основателю Переславль-Залесского

В 1963 г. в музей был передан бюст основателя города, князя Юрия Долгорукого. Сейчас этот памятник встречает туристов недалеко от входа в монастырь.

В 1744 г. была образована Переславская епархия. В Горицком монастыре было решено разместить резиденцию архиепископа. Было решено выстроить новый, более грандиозный по своему размаху комплекс, состоящий из Успенского собора, примыкающей к нему с запада Гефсиманией (постройкой, связанной с ландшафтом и символизирующей евангельские события) и трапезной с храмом Всех Святых.


Трапезная палата с Всехсвятской церковью (слева) и Успенский собор




Всехсвятская церковь

Церковь Всех Святых с Трапезной палатой (конец XVII века), ныне экспозиция и хранилище.

Трапезная палата с Всехсвятской церковью была построена, судя по убранству, в последние десятилетия XVII века. Высоко поднимающийся над стенами монастыря бесстолпный четверик церкви увенчан пятью главками на тонких узорчатых барабанах. Под карнизом проведен широкий фриз с ложными закомарами. Окна храма, апсид и трапезной палаты обрамлены фигурными наличниками. Построенное в XVII веке здание значительно реконструировалось в XVIII и XIX веках. Апсиды были скрыты кирпичной стеной XVIII века, многие наличники стесаны. Хотя бы отчасти их восстановили только при реставрации 1970-х гг.





Успенский собор (1750-е годы), ныне экспозиция и хранилище

Успенский собор – главное сооружение Горицкого монастыря – начал строиться в середине 1750-х гг. Массивный, но в то же время изящный четверик окружен по бокам крытыми галереями с широкими арочными окнами; с востока к нему примыкает большая апсида, по бокам которой поставлены два восьмигранных придела. Приделы завершаются отдельными куполами с люкарнами и световыми барабанами. Сам собор увенчан пятиглавием с широко расставленными главами. Часть окон в барабанах заложена. С запада к собору должна была быть пристроена Гефсимания, соединяющая его с трапезной палатой. Это здание достроено не было. По бокам от апсид трапезной церкви сохранились пристройки – следы несостоявшегося грандиозного архитектурного комплекса. На западном фасаде Успенского собора также видны следы этого замысла – высокая заложенная арка, которая и должна была соединять собор с Гефсиманией. Вместо арки там сохранилась небольшая на ее фоне дверь, сейчас закрытая; утрачены даже ступени, ведшие к ней.


Колокол

Колокол весом 149 пудов 19 фунтов отлит на заводе Финляндского в 1865 г. для Переславля-Залесского.
В 1788 году последовало закрытие Переславской епархии и перенесение кафедры в город Суздаль. В силу Синодального распоряжения часть ризницы Переславского архиерейского дома и некоторые домовые предметы, «по снабжении неоскудно всем необходимым Переславского Успенского собора», отправлены были с особою описью Преосвященному Платону, митрополиту Московскому, и здесь приняты для хранения в ризницу кафедрального Чудова монастыря. См. в 1790 году.

Поражает своим размахом и интерьер собора. Он богато украшен лепниной и росписями в стиле барокко; над его убранством трудились лучшие мастера из Нового Иерусалима. Уникальный многоярусный золоченый иконостас выполнен под руководством знаменитого московского мастера Якова Жукова и украшен барочными колоннами, фигурами и растительными узорами. Иконы для него тоже написаны мастерами из Нового Иерусалима. Интерьеры храма сильно пострадали от того, что помещение было «летним», то есть не отапливалось, и зимние холода ежегодно наносили немалый вред лепнине и настенной живописи. И все же собор поддерживался в наибольшем порядке по сравнению с прочими зданиями монастыря.

Звонница

В XIX веке в северной стене была устроена невысокая звонница, с которой открывается великолепный вид на Плещеево озеро.


Монастырский пруд

В середине XVIII века посреди монастыря был выкопан пруд «для предосторожности от пожарных случаев». Пруд заполнялся водой искусственно, по трубам, проведенным от соседнего пруда у стен монастыря. Берега пруда были укреплены бревнами. В 1925 г. сотрудниками музея вокруг него были насажены фруктовые деревья.

Масштабное строительство во монастыре было приостановлено сначала после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель в 1764 г., а окончательно застопорилось, когда упразднили Переславскую епархию, просуществовавшую всего 44 года – до 1788 г. Недостроенную Гефсиманию сначала просто забросили, а потом, в 1881 г., и вовсе разобрали.


Трапезная палата


Здание духовного училища

В конце XIX века к трапезной палате с запада было пристроено здание духовного училища с квартирами для преподавателей. Для строительства нового здания и была разобрана недостроенная и обветшавшая Гефсимания. Классы и комнаты для учеников устроили в трапезной. Училище просуществовало до 1918 г., а потом в его стенах разместился музей, о чем свидетельствует старая мемориальная доска и надпись над входом. Сейчас там находится картинная галерея.


Пушки отбиты переславцами у поляков во время осады города в июле 1611 года.


Ядра для осадных орудий XV-XVI вв.

Экспозиции и выставки в здании Духовного училища

Иконопись XV - XVIII вв.

Здесь представлены произведения иконописи XV-XVIII вв., вывезенные сотрудниками музея в 1920-е годы из закрытых и разрушенных монастырей и храмов Переславля и Переславского района. Сохраненные для потомков усилиями нескольких поколений искусствоведов, историков и реставраторов, они ныне составляют гордость музейной коллекции. В древности Переславль-Залесский был одним из центров иконописного дела, входившим в круг ростово-суздальской художественной культуры. С момента присоединения в начале XIV столетия Переславского удела к Московскому княжеству старые культурные связи постепенно ослабевали, но влияние древней традиции еще долго сохранялось в местном изобразительном искусстве. Среди переславских иконописцев были и монастырские иконники, и посадские художники, которые зарабатывали на жизнь своим искусством. Местные мастера писали иконы не только для храмов Переславля и окружавших его сел, но и для церквей Москвы и близлежащих городов. В экспозиции имеется также несколько первоклассных памятников, связанных своим происхождением с московской иконописной школой. Так, около 1557 года по заказу царя Ивана Грозного столичными мастерами были написаны иконы для местного ряда иконостаса Федоровского собора одноименного монастыря: "Федор Стратилат в житии", "Богоматерь Одигитрия", "О тебе радуется", "Троица Ветхозаветная", "Иоанн Златоуст", "Николай Чудотворец". Временем культурного расцвета города была и вторая половина XVII столетия. Тогда в Переславле жили и работали более десятка талантливых иконописцев. Некоторых из них также приглашали для выполнения царских заказов в Москву. В экспозиции музея можно увидеть работы представителей иконописной династии Казариновых, Федота Протопопова и других местных мастеров.


Преподобный Даниил Переславский

Деревянная скульптура и резьба XVI - XIX вв.

Постоянная выставка русской деревянной скульптуры находится в одном из помещений нижнего этажа Трапезной палаты XVII в. Резьба по дереву, занимающая промежуточное положение между высоким искусством и художественным ремеслом - традиционный промысел населения Переславского края. Местные резчики выполняли сложные иконостасные работы, трудились над украшением кораблей петровской потешной флотилии, убирали дивным узорочьем богатые палаты и крестьянские избы, резали на забаву детям игрушки. Удивительное мастерство переславских умельцев отмечал выдающийся исследователь русской деревянной скульптуры Н.Н. Померанцев. В экспозиции музея представлены как законченные скульптурные композиции, так и фрагменты несохранившихся иконостасов XVII-XIX веков из храмов Переславля и Переславского района. Большинство из них было обнаружено сотрудниками музея во время историко-этнографических экспедиций. После длительной реставрации эти уникальные художественные памятники заняли достойное место в музейном собрании. Широкую известность у специалистов и ценителей деревянной скульптуры в России и за рубежом приобрели изображения Спаса Полунощного ("Христос в темнице"), композиция "Тайная вечеря" и "Никола Можайский". Самый любопытный экспонат - это фигура "Мужичок" из имения Бектышево - единственное сохранившееся до настоящего времени скульптурное украшение ограды богатого дома, о существовании которых в Московской Руси известно из описаний иностранных путешественников XVI-XVII вв. Музейная коллекция деревянной скульптуры - это наглядное свидетельство талантливости местного населения, наделенного природным чувством прекрасного и художественным вкусом, сдобренным тонким юмором и самоиронией.

Русская живопись XVIII - XX вв.

Неизменно большой интерес среди посетителей музея и специалистов вызывает коллекция провинциального портрета XVIII-XIX веков. Эти произведения поступили в музей в первые годы его существования из дворянских и купеческих усадеб. В основу собрания русской живописи второй половины XIX века была положена часть коллекции картин Ивана Петровича Свешникова (1834-1910). Среди них картины художников-передвижников: пейзажи И.И. Шишкина, Н.Н. Дубовского, Л.Л. Каменева, В.Д. Поленова, жанровые полотна П.О. Ковалевского, И.М. Прянишникова, В.Е. Маковского. Большая роль в становлении музея и развитии его художественных коллекций принадлежит Д.Н. Кардовскому. Благодаря его усилиям, в 1927 году собрание живописи пополнилось картинами художников "Мира искусства" и Союза Русских художников. Среди них полотна А.Н. Бенуа, С.Ю. Жуковского, К.Ф. Юона, К.А. Коровина. В 1910-е годы К.А. Коровин написал много пейзажей в окрестностях Переславля, близ деревни Охотино, где у него была дача. К ним принадлежит небольшой этюд "Охотино. Река."(1920). В 1931 году по рекомендации Кардовского Союз советских художников подарил музею картины современных авторов (П.И. Котова, М.И. Авилова, А.А. Рылова). К этому же времени относятся поступления произведений художников "Бубнового валета" - И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Н.А. Удальцовой. В 1952 году О.С. Малютина подарила музею "Портрет скульптора С.Д. Эрьзя" (1926) работы своего отца С.В. Малютина. Особенностью коллекции современного искусства музея является ее тематическая направленность. Одним из первых художников, много работ которого посвящены Переславлю, был А.А. Осмеркин. Летом 1948 года на реке Трубеж в Рыбной слободе он написал серию пейзажей. ("Дом Ниткина".)
В 1956 году в Переславле-Залесском открылся Дом творчества художников и скульпторов, который носит имя Д.Н. Кардовского. Переславль с его уютом старинного русского города, богатой историей, архитектурными памятниками на долгие годы определил творческие привязанности многих художников. Здесь плодотворно работали ярославцы, владимирцы, художники Поволжья, Сибири, Москвы, Подмосковья. Постепенно сформировался круг живописцев с определенными творческими интересами, тематикой и стилистикой произведений. Тут начинали свой путь в искусстве ныне широко известные мастера: Э.Г. Браговский, В.И. Иванов, В.Е. Попков, И.А. Попов, И.В. Сорокин. "Дивным старинным русским городом", "землей обетованной" назвал Переславль А.А. Тутунов. Любят наш город и более молодые художники. Их, как и предшественников, привлекают своеобразие старинных улиц, тихие воды Трубежа, укрытые роскошными кронами старых деревьев, голубые просторы Плещеева озера, на высоких берегах которого покоятся величественные ансамбли монастырей.



Часовня св. Георгия XIX в. перевезена из д. Фонинское Переславского уезда.

В 1960-х гг. сюда же были перевезены две деревянных часовни – из деревень Фонинское и Старово Переславского района. Такие часовни были «обыденными», то есть чаще всего сооружались за один день силами крестьян или странствующих плотников на деньги, собранные «миром». Внутри часовни из деревни Фонинское видны деревянные фигуры Христа и святых, выполненные с большим искусством.


Деревянная часовня из Старово Переславского района (касса музея)


В мае 1919 года в зданиях бывшего Успенского монастыря и духовного училища был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей - один из первых музеев, созданных в молодом Советском государстве.




Copyright © 2015 Любовь безусловная

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения