docx - Курс лекций. История скульптуры. Лисипп. История изобразительного искусства. ДХШ. Лисипп - скульптор древней греции, и его произведения Лисипп скульптор древней греции

Отдыхающий Гермес - одна из первых античных бронз, ставших достоянием просвещённых любителей искусства в Новое время. Эта статуя юного атлета была обнаружена в 1758 г. при раскопках Геркуланума на т. н. вилле Папирусов.

Сицилийские Бурбоны увезли статую во дворцовый комплекс Портичи, откуда при известии о наступленииНаполеона (1798) она совершила путешествие в Палермо, где оставалась до 1816 г. Оригинал в настоящее время украшает Национальный археологический музей Неаполя, копия - виллу Гетти в Малибу.

С самого начала статую связывали с именем Лисиппа, хотя в настоящее время установлено, что это древнеримская копия с утраченного греческого оригинала. В течение XX века морскими археологами были обнаружены типологически схожие с «Гермесом» статуи «Марафонский юноша» и «Атлет из Фано».

Лисипп - греческий скульптор, вместе со Скопасом и Праксителем вошел в триаду величайших скульпторов классической греческой скульптуры. Завершает эпоху поздней классики (IV в. до н. э.)

Родился в Сикионе около 390 г. до н.э. Начинал как литейщик, мастерству ваятеля учился, изучая пропорции поликлетовского «Дорифора». Среди современного ему искусства работы Лисиппа выделялисьнатурализмом (особенно при передаче волос и глаз), а также несколько удлинёнными пропорциями. Комментаторы отмечали его изящество и элегантность, симметрию и когерентный баланс созданных им фигур, которые были компактнее, чем идеал, представленный Поликлетом, и с пропорционально меньшими головами, придавая фигурам впечатление большей высоты. Он был известен своим вниманием к деталям век и ногтей на ногах. Он был любимым художником Александра Македонского, которого изображал с мальчишеского возраста, в том числе нагим. Его произведения не дошли до нашего времени, по крайней мере, в оригинале - сохранились только римские копии работ Лисиппа.

Плиний приписывал ему до полутора тысяч работ, но это число явно преувеличено и основано на легенде, согласно которой Лисипп при создании каждой своей работы складывал в сундучок по одному драгоценному камню. После его смерти там обнаружили более полутора тысяч камней. Одно из центральных произведений Лисиппа - колоссальная бронзовая статуя Геракла - была увезена из Тарента вКонстантинополь и расплавлена там в 1022 г. Плиний, описывая инженерно-техническое мастерство Лисиппа, писал:

44. Лисипп. Статуя Геракла

Лисипп создавал скульптуры в сложных движениях, рассчитывая на обход статуи кругом, обрабатывая их поверхности с равной тщательностью. Разворот фигуры в пространстве был новаторским завоеванием Лисиппа. Он был неистощимо разнообразен в изобретении пластических мотивов и очень плодовит. Работая исключительно в бронзе, Лисипп в сюжетном плане предпочитал мужские фигуры; любимым героем его был Геракл. Не сохранилось ни единого подлинного произведения скульптора, но существует довольно большое количество копий и повторений, дающих приблизительное представление о стиле мастера.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«ДШИ Починковского района»
Курс лекций.
История скульптуры.
Лисипп.
История изобразительного искусства.
ДХШ.
Разработчик: преподаватель художественного отделения
МБУ ДО «ДШИ Починковского района»
Казакова Инна Викторовна
2018

Лисипп.
Лисипп был величайшим греческим скульптором IV века до нашей эры. Он сумел
поднять греческое искусство на ещё большую высоту. О жизни Лисиппа известно не так
много. Как пишет Вилл Дюрант: «Лисипп Сикионский начинал как скромный медник.
Он мечтал быть художником, но у него не было денег на учителя; он, однако, набрался
смелости, когда услышал речи живописца Евпомпа, заявлявшего, что лучше всего
подражать не художникам, а природе. После этого Лисипп обратился к изучению
живых существ и установил новый канон скульптурных пропорций, который пришёл на
смену строгому уставу Поликлета; он удлинил ноги и уменьшил голову, вытянул члены
в третье измерение и придал фигуре больше жизненности и лёгкости». Главное
достижение скульптора состояло в том, что от изображения типического он переходит
к передаче характерного. Лисипп интересуется в первую очередь уже не постоянным,
устойчивым состоянием явления. Наоборот, его более всего привлекает своеобразие.
Одна из самых известных работ скульптора - статуя Апоксиомена.

Ярко рассказывает об этом произведении Лисиппа Г. И. Соколов: «Лисиппу удалось
пластически совершенно передать возбуждение юноши, ещё не остывшего после
борьбы, подвижного, переступающего с ноги на ногу. В изваянии Апоксиомена нет ни
одной спокойной части тела: торс, ноги, руки, шея не могут долго оставаться в
положении, в каком показал их скульптор. Голова Апоксиомена чуть склонена набок,
волосы показаны будто слипшимися от пота, одна прядь их взметнулась. Рот
приоткрыт в тяжёлом дыхании, лоб прорезает морщина, глубоко запали глаза с
запечатлённой в них усталостью. Трепетную нервозность возбуждения, которую не смог
передать римский копиист в мраморном лице Апоксиомена, сохранила бронзовая
статуя Эфеба из Антикиферы, сделанная, возможно, каким­нибудь современником
Лисиппа. Лисипп предпочитал работать в бронзе, и в оригинале статуи Апоксиомена не
было подпорок, которые, возникнув в римской мраморной копии, портят вид изваяния
и уменьшают лёгкость и подвижность фигуры.
Блики на бронзовом оригинале также создавали дополнительное впечатление
дробности объёмов и беспокойства образа. Значительно усложняет Лисипп и
постановку тела: правая нога отставлена вбок и чуть назад; руки выставлены вперёд,
одна прямо, другая согнута в локте. Продолжается завоевание пространства статуей,
начатое Скопасом сложным разворотом Менады. Лисипп идёт дальше своего
предшественника: если Менада была подвижна в пределах воображаемого цилиндра, то
Апоксиомен разрывает его невидимые границы и стремится выйти в ту
пространственную среду, где находится зритель. Пока, однако, мастер ограничивается
лишь движением руки атлета.

Новыми, по сравнению со статуями Поликлета, воспринимаются пропорции
лисипповских изваяний: фигура Апоксиомена кажется удлинённой, а голова
небольшой. Ярко выступает профессионализм персонажа: здесь более конкретно, чем в
статуе Дорифора, представлен атлет. Но если Копьеносец концентрировал в себе
качества не только атлета, но и гоплита, а также идеального, совершенного эллина, то
образ Апоксиомена менее многогранен и целостен, хотя и более динамичен и подвижен.
Скульптор уже значительно полнее использует возможность показать с разных точек
зрения различные состояния человека. Со спины Апоксиомен кажется усталым,
спереди воспринимается возбуждённым, слева и справа внесены иные нюансы в эти его
состояния, и созданы мастером другие впечатления». По свидетельству древних
писателей, Лисипп изваял для города Ализии в Акарнании (западная часть средней
Греции) серию скульптурных групп, изображавших главнейшие подвиги Геракла.
Исполненные в бронзе в натуральную величину, они позднее были перевезены в Рим.
Здесь с них изготовили многочисленные копии.
Борьба с немейским львом - первый и один из наиболее трудных подвигов Геракла. В
Немейской долине Геракл подстерёг льва у входа в его пещеру. Стрела, пущенная
Гераклом, не причинила вреда льву, запутавшись в густой шерсти. Когда разъярённый
зверь бросился на Геракла, тот сначала оглушил льва дубиной, а потом, схватив его за
шею, вступил с ним в смертельную схватку. Композиция группы имеет вид пирамиды,
образуемой фигурами Геракла и льва, которая позволяет рассматривать группу со всех
сторон. Г. Д. Белов рассказывает о статуе: «Поза героя устойчива - его ноги

широко расставлены, он чувствует под собой твёрдую опору. Геракл схватил льва за
шею руками и душит его. Руки Геракла - это постепенно сжимающееся кольцо.
Удастся ли зверю вырваться из этого смертельного кольца, сможет ли лев освободиться
из крепких объятий Геракла? Борьба достигла уже своего наивысшего напряжения.
Геракл с огромной силой сжимает шею льва. Все его мышцы вздулись до предела - на
груди, на руках и на ногах они выступили упругими буграми. Даже на спине - и там
все мускулы пришли в движение; здесь скульптор намеренно преувеличивает их, на
самом же деле на спине они менее развиты и не достигают таких размеров. Но
художнику необходимо было показать это чрезмерное вздутие мускулов для
выражения того напряжения, которого достигла борьба двух могучих противников.
Если поза Геракла устойчива и уверенна, если герой ещё полон неисчерпанных сил, то
положение льва совсем иное. Передними лапами лев упирается в Геракла, пытаясь
всеми силами оторваться от него, но задние ноги зверя и длинное туловище создают
впечатление неустойчивости. Стоять на задних лапах, а тем более бороться в таком
положении льву несвойственно. Намерением льва было прыгнуть с такой силой, чтобы
ударом своего грузного тела опрокинуть противника на землю и в лежачем положении
загрызть его. Но сделать это льву не удалось - противник оказался достаточно
сильным, чтобы выдержать страшный удар льва, и не только выдержать и устоять на
ногах, но и перейти от обороны к активной борьбе. Геракл, перехватив прыжок льва,
заставил вступить его в единоборство в невыгодной для льва позиции, это
обстоятельство сразу же отразилось на развитии борьбы - перевес в ней оказался на
стороне Геракла». Сохранилась ещё одна копия с оригинала мастера. Небольшая
статуэтка Геракла изображает героя сидящим на львиной шкуре, наброшенной на
скалу. Молодой Геракл пирует на Олимпе, среди богов, куда он был чудесным образом
перенесён по окончании своей земной жизни. Статуэтка стала подарком Лисиппа
Александру Македонскому. Предание гласит, что Александр так любил эту статуэтку,
что не расставался с ней даже в походах, а будучи при смерти, велел поставить её
перед своими глазами. К школе Лисиппа относят статую отдыхающего Гермеса.
Последний тяжело дышит, опустившись на краешек скалы. Вероятно, отдохнув, он
снова продолжит быстрый бег.

И только сандалии Гермеса с пряжками на ступнях, в которых нельзя бежать, но
можно только летать, указывают на божественность образа. В такой же сложной
напряжённой позе показывает Лисипп и Эрота, натягивающего тетиву своего лука. Вот
как описывает это произведение Г. Д. Белов: «Эрот изображён в виде обнажённого
мальчика, держащего в руках лук, на который он пытается натянуть тетиву. Для
осуществления этого действия потребовалось очень большое усилие, которое и
обусловило композицию фигуры.

Эрот сильно согнулся, его ноги и торс находятся в одной плоскости, руки же вытянуты
в левую сторону, в том же направлении повёрнута и голова. Параллельные линии
пересекаются с линией ног и плоскостью торса, нижняя часть фигуры направлена
вперёд, плечи же и торс наклонены вправо; одни силы противодействуют другим, всё
это сообщает фигуре движение, делает её динамичной. Кроме того, построенная в
различных плоскостях, фигура Эрота требует глубины и пространства. Композиция
статуи Эрота в некоторых своих частях напоминает постановку фигуры Апоксиомена.
Отроческое тело Эрота отличается характерными чертами: оно ещё не вполне
развившееся, нежное, с большой головой, с полными щеками, с пухлыми губами
небольшого рта. Эрот - одна из первых попыток изображения детской фигуры в
греческом искусстве». Расставшись с типом ради индивидуума, с условностью ради
импрессионизма, Лисиппу удалось совершить прорыв в новые области, едва не став
основоположником греческой портретной скульптуры. Александру Македонскому так
нравились бюсты его работы, что он назначил Лисиппа своим придворным
скульптором, как он прежде предоставил эксклюзивное право писать свои портреты
Апеллесу и вырезать их на геммах Пирготелю. О царских портретах скульптора
сохранились стихи: Полный отважности взор Александра и весь его облик Вылил из

меди Лисипп. Словно живёт эта медь. Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье:
«Землю беру я себе, ты же Олимпом владей». В дошедших до нас поздних копиях
можно увидеть портрет сильного человека, сознание которого всколыхнули внутреннее
смятение и волнение. Тревога проступает в патетических чертах полководца. Она
воспринимается то как предвестник драматических веков эллинизма, то как вспышка
тоски по некогда свойственным классическому человеку и утраченным теперь
уверенности и покое. Художественное наследие Лисиппа было огромным и по своему
количеству. Античное предание гласит, что Лисипп из платы, получаемой за каждое
своё произведение, откладывал по одной золотой монете. После его смерти их
насчитали 1500! И это при том, что некоторые произведения Лисиппа были
многофигурными. Такова, к примеру, группа Александра и его воинов, участников
сражения при Гранике - первого большого сражения с персами во время похода
Александра в Азию. Там изображено двадцать всадников. Некоторые же из статуй
Лисиппа и вовсе достигали колоссальных размеров: статуя Зевса в Таренте (в южной
Италии) достигала высоты свыше 20 метров. Вполне вероятно, что предание
преувеличивает число произведений Лисиппа. В его мастерской также работали его
сыновья, помощники и ученики. Но не вызывает сомнения огромная творческая энергия
Лисиппа. В том же предании говорится: стремясь закончить своё последнее
произведение, мастер довёл себя до истощения, вследствие которого и умер. Характер
творчества Лисиппа обеспечил ему известность далеко за пределами греческого мира.
Его часто сравнивали с самим Фидием. Марциал в одной из эпиграмм писал: Про
Алкида у Виндекса спросил я: «Чьей рукою он сделан так удачно?» Как всегда,
улыбнувшись, подмигнул он: «Ты по­гречески что ль, поэт, не знаешь? На подножии
здесь стоит ведь имя». Я «Лисиппа» прочёл, а думал - «Фидий».

Древнегреческий скульптор.

Начинал как литейщик; мастерству ваятеля учился, изучая пропорции скульптур Поликлета .

Основную массу его произведений составляли бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. До нас его статуи не дошли, но известны по описаниям античных авторов и римским копиям.

Согласно Плинию Старшему , изображал людей не «такими, как они есть, а какими представляются (нашим чувствам)».

«Список скульпторов этого века заключает блестящее имя Лисиппа. Исследователи относят его к аргосской школе и уверяют, что у него было совсем иное направление, чем в школе афинской.
В сущности, он был прямым её последователем, но, восприняв её традиции, шагнул дальше. Ему в молодости художник Евпомп на его вопрос: «Какого выбрать учителя?» - ответил, указывая на толпу, теснившуюся на горе: «Вот единственный учитель: натура».
Слова эти запали глубоко в душу гениального юноши, и он, не доверяя авторитету Поликлетова канона , взялся за точное изучение природы. До него лепили людей, сообразуясь с принципами канона, то есть в полной уверенности, то истинная красота состоит в соразмерности всех форм и в пропорции людей среднего роста. Лисипп предпочёл высокий, стройный стан. Конечности у него стали легче, стан выше. Необычайная плодовитость помогла ему создать до 1500 статуй.
Он высекал и лил Зевсов, Аполлонов, Посейдонов, героев, полубогов. Особенно славился его Гелиос в колеснице, запряжённой четверкой лошадей.
Нерон его даже приказал вызолотить и тем испортил группу. Большую известность стяжала его статуя «Удобный случай». Это очень милая аллегория. Юноша, с только что пробившимся пухом, катится на шаре. Ноги у него крылатые (случай мимолетен), в руках весы и бритва, - ведь счастье случая колеблется, висит на острие бритвы. На лбу у него клок волос, а остальные коротко острижены: случай надо ловить за волосы с размаху, сразу, ускользнет - не поймаешь.
Порой Лисипп делал колоссальные группы.
По заказу Александра Великого он сделал «Битву при Гранике», которая состояла из тридцати пяти фигур, из них 26 конных. Александр позволил только ему лепить с себя бюсты. Превосходнейший образец его лепки дошел до нас в статуе Апоксиомена - атлета, счищающего с себя после борьбы грязь железной скребницей».

Гнедич П.П., Всемирная история искусств, М., «Современник», 1996 г., с. 103-104.

«Установленный Поликлетом идеал прекрасного господствовал в течение почти ста последующих лет - до времен Лисиппа, автора портрета Александра Великого и создателя нового канона.
Фигуры Лисиппа стройные, длинноногие и малоголовые. Пропорции легки. Вот как определил сам Лисипп разницу между идеалом Поликлета и своим каноном: «Поликлет изображал людей такими, какие они есть на самом деле, а я такими, какими они кажутся».
Этот момент иллюзорности связан с определёнными стремлениями к патетике. Олицетворением этого идеала является статуя Апоксиомена, юноши, лопаткой соскребающего со своего тела смесь оливкового масла с песком и грязью.
Мраморная римская копия с бронзового оригинала Лисиппа находится в Ватиканском музее в Риме. Согласно новому канону, голова изображённой фигуры укладывалась на длине изваяния 8,5 раза».

Алиция Кучиньская, Прекрасное. Миф и реальность, М., «Прогресс», 1977 г., с. 97-98.

Расцвет творчества Лисиппа приходится на период правления Александра Македонского (336–323 годы до н.э.), придворным художником которого он состоял. Александр Македонский, по преданию, никому, кроме Лисиппа, не дозволял себя изображать…

Плиний Старший утверждал, что всего Лисиппом создано 1500 статуй, но это число преувеличено и, вероятно, основано на легенде, согласно которой, скульптор при создании каждой статуи складывал в сундучок по одному драгоценному камню, где после его смерти обнаружили более 1500 камней...

Лисипп называл своим учителем Поликлета . Среди многочисленных учеников Лисиппа были и три его сына. Его ученик, Харес из Линдоса, создал Колосса Родосского - одно из семи чудес древнего мира.

Играл видную роль. Но судьба не дала нам возможности судить об этих его шедеврах с определенностью. Одна из самых знаменитых статуй, так называемый «Александр с копьем», дошел до нас в двух экземплярах, из которых один находится в Эрмитаже; но эти повторения - статуэтки в несколько сантиметров вышины, которые, конечно, не могут дать больше самого общего представления о мотиве фигуры. Александр был изображен стоящим и опирающимся левой рукой на копье, правая рука опиралась в бок, голова была повернута в сторону левого плеча. Этой знаменитой статуе подражали позднейшие художники, изображавшие эллинистических полководцев и царей, ибо быть похожим на Александра было желанием всех.

Но нас интересует преимущественно отношение Лисиппа к портрету, как таковому, и в особенности такой личности, как Александр . Описание Плутарха весьма интересно, хотя и не совсем ясно: Лисипп сумел передать и странный наклон головы и «влажное выражение глаз», но при этом и смелость, и львиный вид царя. Наклон головы в сторону левого плеча - привычка Александра , о которой говорят и другие писатели; исследователи объясняли эту привычку патологическим сокращением мышц. Может быть, и не следовало бы прибегать к такому толкованию, если вдуматься в значение этой особенности - «влажного выражения» глаз. «Влажными» называются глаза Праксителевской Афродиты . По-видимому, писатели имели в виду несколько расплывчатое, томное выражение глаз богини, смотрящей вдаль. Но, разумеется, Плутарх не хотел приписать Александру чувственно-томные глаза богини любви. Объяснение дают нам памятники: глаза Апоксиомена , отриколийского Зевса действительно как бы похожи на праксителевские типы. Сходство лежит в прищуренной глазной щели, в глубоких тенях, которые появляются над глазными яблоками. Но в данном случае «влажное» выражение глаз получает особый оттенок вследствие того, что верхнее веко сильно поднимается вверх по направлению к переносице, а около наружных углов утолщение мускулов прикрывает свободное развитие верхнего века, и глаз получает почти патетическое выражение. Смешение выражения тоски с пафосом - вот характерные черты лисипповского глаза; к такому характеру его и применимо выражение «влажного глаза».

Использование этой особенности трактовки глаза для портрета Александра весьма любопытно, если принять во внимание характер великого македонца. Не только о герое, завоевателе мира, повествуют античные писатели; встречаются места, заставляющие призадуматься над характером Александра . Не будем забывать, что мать его была близка к мистическим фракийским культам, и что Александр всегда обнаруживал особую привязанность к ней. История спора между Олимпиадой и ее супругом Филиппом бросает свет на отношение сына к матери: он определенно переходит на ее сторону, отрекаясь от отца, холодный расчетливый характер которого был слишком чужд его темпераменту. История далее показывает, как сочувственно Александр относился к египетским и восточным культам, что объясняется отнюдь не исключительно политическими соображениями. Представление о царе, воплощающем в себе божество, о «помазаннике божием», по-видимому, сильно повлияло на Александра . Герой-полководец таил в себе корни мистической тоски; может быть этим и объясняется то таинственное гипнотическое влияние, которое он имел на всякого, с кем он имел дело. Только нервность, являющаяся последствием подобных внутренних переживаний, объясняет нам те дикие выходки, жертвами которых пали его ближайшие друзья. Царем, опьяненным славой и вином, овладевало это таинственное второе, мистическое, смешанное с дикостью, «я», которое жило в нем, но не показывало себя при свете солнца. Аполлон , Гелиос, Ахиллес , Дионис , владыка мира с одной, мистик, кипящий внутренними волнениями, с другой стороны, - так рисуется нам личность Александра ; и слова Плутарха следует понимать именно в таком смысле. Та плеяда скульпторов, которая, наверно, старалась угодить вкусам поклонников царя, не могла вникнуть в сущность его характера. Только близкий к Александру Лисипп сумел прочувствовать всю сложную психическую жизнь царя, видеть в нем внутреннюю борьбу, жар которой подрывал силы великого человека.

Только один портрет мы можем с достоверностью приписать Лисиппу ; это прекрасная голова, найденная недавно в Пергаме и хранящаяся в Константинополе. Царь изображен уже не юношей; выражение лица свидетельствует о том, что многое пережито, что самые разнообразные страсти пробушевали в этом человеке. Длинные волосы поднимаются над лбом и распадаются в середине; это характерная прическа Александра , которая подходит к выражению «львиной наружности», но странно, как эти кудри не вьются подобно другим красивым классическим кудрям, они так будто прилипают к голове мягкими, усталыми линиями. Глаз широко открыт, верхнее веко, надбровные дуги поднимаются по направлению к переносице, выражение близко к пафосу; оно напоминает «львиный» взор царя, но нижнее веко как-то странно вздернуто, а лоб не гладок и ясен, а покрыт глубокими складками, свидетельствующими о внутренних страданиях. К пафосу глаз примешан, таким образом, также оттенок нервности, далеко отводящий нас от облика всеславного, всемогущего повелителя мира и заставляющий нас ощущать трепет борющегося с самим собой смертного. И вот наклон головы всецело сходится с нотою, прозвучавшей в линиях нервных век, в складках лба, которые указывают на тернистый путь, пройденный великим человеком. Лисиппа не ослеплял блеск величия Александра , он не увлекался «новым Ахиллесом ». Не тень классического героя, а глубоко человеческие переживания в душе великого гения, - вот, что он хотел передать потомству; такая картина воплощена им в общечеловеческих, вечных формах.

Портрет Александра был, насколько мы знаем, объектом повторных опытов великого ваятеля. Описанная пергамская голова, пока единственная, в которой рука Лисиппа сказывается совершенно ясно, выдвигает его в ряд первых портретистов мировой истории искусства "

Сто великих сокровищ. Саркофаг Александра Македонского

Сто великих сокровищ.
Саркофаг Александра Македонского

Лисипп. Прижизненная
скульптура Александра, 4 в. до н.э.

Если бурная жизнь Александра Македонского нам известна более или менее подробно, то гибель его в неполных 33 года остается загадкой: умер ли он естественной смертью или пал жертвой заговора? Некоторые историки (И.Г. Дроизен, П. Клоше и др.) причины смерти царя сводят к болезни: организм Александра был истощен нечеловеческим напряжением и не выдержал малярии. Согласно этой версии, Александр Великий по возвращении в Вавилон заболел восточной лихорадкой в какой-то ее особой тяжелой форме, от которой вскоре и скончался.

Версия эта вызывала сомнение еще у античных историков, и некоторые из них оставили нам сведения о насильственной смерти великого полководца. Так, например, по одной версии, Александр заболел лихорадкой после неоднократных пиршеств у Медия. Об этом пишут древние историки Флавий Арриан, Плутарх, Диодор и Юстин, расходясь друг с другом лишь во взглядах на течение болезни.

Диодор писал, что Александр Македонский, выпив большой кубок вина, вдруг (словно пораженный сильным ударом) громко вскрикнул и застонал. Друзья вынесли его на руках, уложили в постель и неотлучно сидели при нем. Болезнь усиливалась, но врачи ничем не могли помочь македонскому царю. Юстин, подтверждая эти сведения, определенно заявляет, что дело не в восточной болезни, а в коварном убийстве...


Александр на смертном одре

До сих пор не найдено и ни одного материального памятника, прямо сообщающего дату смерти Александра Македонского (впрочем, как и дату его рождения). Дошедшие до нас свидетельства древних авторов неоднозначны и недостаточно определенны: одни историки называют дату смерти Александра Великого только месяцем на языке древнего календаря (без указания года какой-либо эры), другие, наоборот, только год — 113-й или 114-й Олимпиады. Точно перевести древние календарные даты на язык юлианского календаря невозможно, так как наши знания в этом вопросе неполны. Поэтому в исторической литературе можно встретить более десяти разных дат смерти Александра Македонского по юлианскому календарю — от мая 324 года до сентября 323 года до нашей эры.

Голова Александра Македонского

Как только Александр Македонский умер, из-за его наследства начались споры и раздоры. Военачальники и вельможи начали враждовать между собой: так прошло семь дней, а тело его оставалось непогребенным. Наконец тело набальзамировали, положили в золотой гроб, а на голову покойного надели царский венец. Временно Александра Македонского захоронили в Вавилоне, но еще два года сподвижники спорили, куда везти на триумфальной колеснице золотой саркофаг своего бывшего повелителя.

Потом саркофаг выкопали и направили в Македонию, но в Сирии Птолемей I напал на траурный кортеж, отобрал «трофей» и перевез его в Мемфис, где и захоронил близ одного из древних храмов бога Амона. Правда, другие исторические свидетельства говорят о том, что верховный жрец Мемфиса выступил против захоронения тела Александра Македонского в городе: «Его нельзя оставить здесь. Отвезите его в город, построенный около Ракотиса. Ибо место его захоронения будет несчастливым, отмеченным войнами и кровавыми сражениями».


Бурдон. Себастьян - Август перед гробницей
Александра Македонского

Когда тело Александра Великого в роскошной лодке прибыло в Александрию, Птолемей повелел повторить бальзамирование, тело поместили в новый саркофаг, который установили в мавзолее на центральной площади. Флавий Арриан так описывает похоронную процессию, двигавшуюся по улицам Александрии:

«В колесницу с золотыми спицами и ободьями на колесах были впряжены 8мулов, украшенных золотыми коронами, золотыми колокольчиками и ожерельями из драгоценных камней. На колеснице стояло отлитое из золота сооружение, напоминающее паланкин со сводчатым куполом, украшенным изнутри рубинами, изумрудами и карбункулами.

Внутри паланкина висели четыре картины. Первая изображала богатую колесницу искусной работы, в которой восседал воин со скипетром в руках. Колесницу окружали гвардия в полном вооружении и отряд персов; впереди шли воины древнегреческой тяжеловооруженной пехоты.

На второй картине была нарисована вереница слонов в боевом облачении; на шеях у них сидели индийцы, а на крупах — воины армии Александра Македонского.

Третья картина изображала отряд кавалерии, совершающий маневр во время сражения.

На четвертой картине были представлены корабли в боевом построении, готовые атаковать вражеский флот, виднеющийся на горизонте.

Под паланкином находился украшенный рельефными фигурами квадратный золотой трон; с него свисали золотые кольца, в которые были продеты гирлянды живых цветов, менявшихся каждый день. Когда внутрь паланкина падали лучи солнца, драгоценные камни купола ослепительно сверкали и освещали тяжелый золотой саркофаг, в котором покоилось тело, умащенное благовониями».


На протяжении долгих столетий археологи многих стран предприняли более 100 попыток напасть на след гробницы Александра Македонского. Многие из них были убеждены, что великий царь похоронен именно в Александрии. Исследователи опирались на исторические факты, которые подтверждали, что после смерти Александра к его усыпальнице приходили на поклонение многие выдающиеся люди. Когда римский император Август прибыл в Египет, чтобы лично наказать мятежных Антония и Клеопатру, он (узнав об их самоубийстве) потребовал, чтобы его отвели к могиле величайшего из македонцев. Однако знаменитый полководец античности тогда лежал почему-то уже в стеклянном саркофаге...

Цезарю Калигуле принадлежал щит Александра Македонского, который он (по преданию) достал из захоронения во время одной и) своих египетских поездок. Однако ни в одной исторической хронике не указывалось, где находится гробница непобедимого полководца. Может быть, поэтому все попытки отыскать ее кончались безрезультатно.

Золотой саркофаг, стеклянный... А есть еще мраморный саркофаг из Сидона, широко известный под названием «Саркофаг Александра». Он является произведением эллинских мастеров конца IV века. На одной из его продольных сторон в высоком рельефе представлена битва Александра Македонского с персами.


Саркофаг Александра из Сидона.Мрамор. Около 325-310 г до н.э. Археологический музей. Стамбул

«Сражение было горячим с обеих сторон, греки и персы беспощадно убивали друг друга. Все разъярились и дрались, как лютые звери. Македоняне и греки с такой отчаянной яростью бросились на персов, что сам Дарий смутился и не знал, что делать. Около его колесницы уже лежали груды убитых».

Вот сцены этой битвы и были изображены на «Саркофаге Александра». Большая композиция состоит из полных движения фигур, очень убедительно передающих разгар схватки. Фигуры сражающихся полны силы и энергии, резким контрастом с ними кажутся безжизненные тела убитых. Древний скульптор старательно передал различия в одежде и вооружении персов и греков, только один из героически сражающихся представлен обнаженным.

Изображенные на саркофаге фигуры сохранились очень хорошо, утрачены только детали, сделанные из металла, и некоторые части вооружения воинов. Ценность «Саркофага Александра» состоит еще и в том, что на нем хорошо сохранилась полихромия. Палитра, которой пользовался мастер при росписи саркофага, очень богата: он применял лиловую, пурпурную, синюю, желтую, красноватую и коричневую краски. Краской обозначены чепраки коней, ими расцвечена одежда и вооружение воинов, а также их волосы и глаза. Именно благодаря полихромии было достигнуто впечатление живого, сосредоточенного взгляда.

Голова Александра. Ей 2000 лет!

В 1989 году в поисках гробницы Александра Македонского специалисты из Греции начали раскопки в 25 километрах от оазиса Сива, выбрав этот район не случайно. В Сиве Александр Македонский побывал, чтобы убедить египтян и свое войско, что в его жилах течет кровь бога Амона. В храме этого бога находилась статуя Амона, украшенная золотом и драгоценными камнями. Голова и руки статуи были прикреплены к туловищу шарнирами.

Когда Александр Великий предстал перед Амоном, главный жрец храма сообщил ему, что бог признает его своим сыном. При словах жреца статуя будто бы произвела движение головой и руками, что н ()ыло истолковано как согласие бога.

Название «Мираки» (как предположили ученые) произошло от древнегреческого слова «миракион», что в переводе означает «человек, умерший совсем молодым». Кроме того, сам оазис стали Называть Сивой только несколько столетий назад, а до того он был Известен как Сантария. Эксперты в области древних языков дали такую интерпретацию этого названия: «Место, где покоится Александр».


Монета и изображением Александра Македонского

Так где же оно, это место? С 1990 года греческие археологи пришли к выводу, что они раскапывают «необычайно величественное строение», которое могло принадлежать только особо почитаемой царственной особе.

Сегодня уже довольно точно можно представить, как выглядит «усыпальница» Александра Македонского. Комплекс состоял Из храма и непосредственно самой гробницы. Он был окружен ппантской (толщиной 2 метра) стеной, украшенной фресками и росписями. Главные ворота вели в просторное помещение, охраняемое двумя каменными львами. В зале площадью "10 квадратных метров археологи откопали заваленные плитами небольшие камеры, которые до тех пор никем не вскрывались. В пи пой из них, по преданию, и должны были храниться останки Лога-царя.

В пользу этой версии говорят не только размеры раскопанного комплекса. По заключению экспертов все постройки и росписи совершенно нехарактерны для древнеегипетской архитектуры и настенной живописи, зато имеют много общего с оформлением македонских гробниц. Кроме того, здесь были найдены обломки алебастрового саркофага, изготовленного за пределами Египта.

В гробнице археологи откопали и уникальное изображение льва, подобное которому раньше встречалось только в древнегреческих домах. Однако самым убедительным доказательством является над входом в гробницу барельеф с восьмиконечной звездой — личным символом Александра Македонского.


Древний Сидон (Сайда)

В конце января 1995 года были обнаружены предметы, которые и заставили учащенно биться сердца многих ученых. Это были три стелы с надписями на древнегреческом языке, расшифровка которых почти полностью подтвердила предположения археологов.
Надпись на первой стеле гласит:

«Александр. Амон-Ра. Во имя почтеннейшего Александра я приношу эти жертвы по указанию бога и переношу сюда тело, которое такое же легкое, как самый маленький щит, — в то время когда я являюсь господином Египта. Именно я был носителем его тайн и исполнителем его распоряжений. Я был честен по отношению к нему и ко всем людям. И так как я последний, кто еще остался в живых, то здесь заявляю, что я исполнил все вышеупомянутое ради него».
Этот текст был написан приблизительно в 290 году до нашей эры, а автором его является Птолемей I — ближайший соратник великого Александра, которому знаменитый полководец завещал перевезти свои останки в Сиву.

Надпись на второй стеле гласит следующее:
«Первый и неповторимый среди всех, который выпил яд, ни мгновения не сомневаясь».

Третья стела свидетельствует:
«В этом районе проживают 400 тысяч человек, 100 тысяч из них служат в армии и 30 тысяч солдат охраняют гробницу».

Бюст Александра Македонского. 4 век до н.э. Мрамор

После объявления результатов раскопок тихий оазис Сива стал больше напоминать многомиллионный город. Сюда бросились иностранные корреспонденты и журналисты, делегации египетских министерств и обществ по охране ценностей. Людской поток был настолько велик, что к месту раскопок даже проложили шоссе.

А между тем, несмотря на сенсационные находки, не убавилось и число скептиков, которые сомневаются в том, что захоронение в Сиве принадлежит Александру Македонскому. Один из египетских историков, например, считает, что нет ничего удивительного в том, что в Сиве нашли «македонскую гробницу». По его мнению, оно означает только то, что оазис находился на оживленном пути между Египтом и греческими поселениями в Ливии.

Подобной точки зрения придерживается и М. Джонс, директор норманской археологической миссии, который считает, что только и Александрии нужно искать захоронение великого полководца. Но его мнению, желание Александра Македонского быть похороненным в Сиве еще не служит доказательством того, что его тело действительно было перевезено из Вавилона в этот отдаленный оазис.

Однако греческие археологи надеются, что дальнейшие раскопки дадут ответ на волнующий мировую науку вопрос: где же покоятся останки великого завоевателя?

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения