Возрождение (Ренессанс), эпоха Возрождения. Годы эпохи Возрождения. Общая характеристика эпохи Возрождения

Итальянской культуры в период 1200-х — 1300-х годов . Иногда — этап общеевропейской культуры 1100-х — 1200-х годов. В этот период закладываются основные черты Ренессанса.

Раннее Возрождение

Раннее Возрождение, которое характеризуется зарождением ре-нессансной литературы и связанных с ней гуманитарных дисцип-лин, охватывает XIV и большую часть XV в., то есть хронологиче-ски относится ещё к Средним векам.

Высокое Возрож-дение

Высокое Возрождение — это период в истории искусства Италии конца XV — первой трети XVI вв., отмеченный небывалым взлетом живописи, архитектуры, литературы. Самые яркие представители — Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти.

Высокое Возрож-дение стало н аиболее ярким и плодотвор-ным периодом, когда ренессансная мысль и изобразительное искусство достигли наивысшего расцвета. В этот момент Возрожде-ние вышло за пределы Италии, превратившись в общеевропейский феномен. Именно тогда современники этого культурного переворо-та явственно ощутили наступление новых времён , а в обиход обра-зованных людей вошло само понятие «Возрождение».

Позднее Возрождение

Позднее Возрождение (последние десятилетия XVI в.) совпало по времени с началом и первыми успехами религиозной Реформации в Европе. Культура Позднего Возрождения поэтому в той же мере является и культурой эпохи Реформации, результатом сложного взаимодей-ствия двух этих исторических процессов. В этот период Европа окончательно вступила в Новое время.

В эпоху Возрождения мировоззрением, ле-жащим в основе всего культурного развития, стал гуманизм . Для него характерно восхищение реальным че-ловеком, верой в его творческие возможности, при-знание важности земного существования. Гуманисты считали себя последователями античных мыслите-лей, Античность для них была идеалом и эталоном. Однако в культуре Возрождения элементы, сформи-рованные в Средние века, оказались не менее важны, чем элементы античной культуры . Культура Возрож-дения стала синтезом средневековой и античной культуры и была подготовлена всем многовековым процессом европейского культурного развития.

Гуманистические идеи произвели настоящую рево-люцию в искусстве. Произведения искусства стано-вятся более реалистичны, в них прослеживается вос-хищение уже не только красотой человеческой души , но и совершенством человеческого тела. Художники и скульпторы стремятся передать всю гамму человеческих чувств и переживаний, связанных в том числе и с земными радостями и заботами.

Великое переломное значение эпохи Возрождения, определившей пути даль-нейшего развития мировой культуры, яр-че всего проявилось в изобразительном искусстве. Материал с сайта

Литература Возрождения

Основоположником итальянского Возрождения считается Франческо Петрарка (1804-1374), в твор-честве которого звучат мотивы земной человеческой любви. Гуманистические традиции в итальянской ли-тературе развивал младший современник Петрарки Джованни Боккаччо (1313-1375), получивший все-мирную известность благодаря сборнику новелл, на-званному «Декамерон».

Живопись Возрождения

Подлинными мастерами Раннего Возрождения в итальянской живописи можно назвать Джотто и Сандро Боттичелли , а в италь-янской скульптуре — Бернардо, Антонио Росселино, Донателло — создателя первой обнажённой скульптуры.

Почему роль эпохи Возрождения заметна больше, чем значение какой-либо другой эпохи? Потому что концепция эпохи Возрождения была достаточно жизнеутверждающей, излучающей веру в то, что человек способен на многое. И деятели этого времени доказали правдивость подобных мыслей своими работами, идеями. Ренессанс не остался в учебниках или музеях, он вдохновлял и продолжает вдохновлять множество людей. Идеи меняются, дополняются или переосмысляются, но человеку не просто приятно, но и важно думать, что его деятельность не бесполезна.

Творения эпохи Возрождения мы можем видеть не только на альбомах известных исполнителей (например, Lady Gaga – «Artpop»), но и в качестве принта. Часто можно увидеть нежную Венеру Боттичелли на футболках, а Мона Лиза Леонардо да Винчи и вовсе где только не использовалась. Поэтому ренессанс ближе, чем вы думаете, и знать важные принципы, основные признаки и особенности произведений и деятелей того времени просто необходимо тем, кто считает себя образованным человеком. А помочь вам сможет эта статья, где всё описано кратко и доступно.

Значение эпохи Возрождения для европейской культуры настолько огромно, что определило дальнейшее развитие всех областей: от науки до поэзии. Оно стало переходным между Средневековьем и Просвещением, но сделанные за этот период творения делают эпоху Ренессанса по-настоящему особенной. Все началось с Италии, как таковые термины тоже были придуманы итальянцами, в том числе и название «ренессанс», который означает «заново рожденный». Возникновение эпохи Возрождения действительно стало рождением нового мира. Рост влияния сословий создает людей, которым была чужда религиозная, аскетичная культура, созданная Средневековьем. Потому строится новая культура, где личность провозглашается центром мироздания. За образец были взяты эстетика и идеология античности. Она благодаря изобретенному книгопечатанию распространилась по всей Европе.

Эпоха Возрождения длилась с XIV века по конец XIV века. Этапы развития таковы:

  1. Проторенессанс (Раннее Возрождение) – с XIV века по начало XV века;
  2. Высокое Возрождение (Наивысший расцвет эпохи, который простирался во времени со второй половины XV века по первую половину XVI века);
  3. Позднее (Северное) Возрождение – с конца XVI, а в некоторых странах начало XVII века. Когда в Италии уже началась эпоха Барокко, другие народы лишь постигали ее перезревший плод.

Однако Позднее Возрождение становится более мрачным. Кризис идей происходит неизбежно, ибо беды и битвы продолжаются, и наивное утверждение, что человек – центр чего-либо, подвергается сомнению. Возвращается мистицизм, средневековое мировоззрение, знаменуя собой эпоху Барокко.

Основные черты

Общая характеристика эпохи Возрождения такова, что интерес к человеку возводится в культ его возможностей, а в области эстетики и философии происходит возрождение античной культуры. Античность признается классикой, которую активно изучают и переделывают. Появляется материальное изображение мира, люди восхваляют разум личности. Индивидуальность и личная ответственность в эпоху Возрождения дают основания взглянуть иначе на церковную структуру, религию в целом. Свободная критика создает нападки на религиозную жизнь, на соответствие писаниям. Благодаря этому возникает эпоха Реформации, происходит реформирование католической церкви. Именно благодаря таким настроениям и экономическим причинам эпоха Ренессанса зарождается именно в Италии.

Какие основные признаки эпохи Возрождения?

  1. Как мы уже сказали выше, происходит ослабевание хватки церкви. Религиозный аскетизм подвергается критике, появляются театры, разрешаются карнавалы, праздник, наслаждения;
  2. Внимание с Бога теперь перенаправлено на его творение (антропоцентризм);
  3. Статус творца приобретает авторитет. Люди больше не стесняются подписывать свои работы и не считают, что их рукой водит Бог;
  4. Распространяется философия гуманизма – уважение к человеку, как к крупной, сильной, независимой личности;
  5. Возникает идея богоподобия человека.

Корни европейской цивилизации уходят в античность, а не в средневековье. Далее мы подробнее рассмотрим все аспекты эпохи Ренессанса и как именно ее достижения повлияли на дальнейшую европейскую культуру.

Философия

Философия эпохи Возрождения – это множество философских школ, объединенных общими идеями. Отказ от теоцентризма заставляет людей сконцентрироваться на собственных возможностях, тем самым ими провозглашается гуманистическая эпоха.

Идеи эпохи Возрождения обращены к античной культуре, из которой мыслители не только осваивали знания, но и перерабатывали их. Из этого складывались следующие принципы, ценности эпохи:

  1. Антропоцентризм;
  2. Признается право человека на творческое самовыражение, свободу. Человек-творец;
  3. Всё сущее в мире понимается через человека;
  4. Эстетика важнее науки и морали, культ тела.

Рассмотрим некоторые философские направления и идеи Ренессанса подробнее.

Гуманизм

В европейских широтах гуманизм распространился в XIV – середине XV вв. Это философское направление имело антиклерикальную направленность. Отныне мыслители доказывают, что задатки личности не из милости даны Богом, а становятся результатом собственных усилий людей. Человек имеет право на активную, творческую деятельность, реализацию индивидуальности и свободы.

Философия гуманизма прорывается в литературу, поэтому известные гуманисты эпохи Возрождения взялись за перо. Ещё великий Данте Алигьери в « » уже иронизирует по поводу фанатических заблуждений христианства и его полуграмотных толкователей. Данте верит в добродетель человечества, не как в качестве божьей воли, а в порядке осознанного решения личности. Однако первым гуманистом считают итальянского поэта . В своих стихах он проповедовал идеалы любви и земной радости, которых мы можем добиться и без божьей воли. Он сомневается в загробных наградах за благочестие, однако знает способ достичь реального бессмертия души. Как это сделать? Заниматься творческой, активной деятельностью, ведь бытие происходит лишь здесь и сейчас, другого шанса не будет.

Мыслители эпохи Возрождения (Петрарка, Боккаччо, Лоренцо Валла и другие) исповедовали страстную веру в умственный и физический потенциал человека, который еще не раскрыт. А потому философия гуманизма несет жизнеутверждающий характер. Именно в эпоху Ренессанса гуманизм обрел целостную систему взглядов, вызвав настоящую революцию в культуре и мировоззрении новых людей.

Антропоцентризм

Антропоцентризм, как философская мысль, стала характерной чертой гуманизма. Происходит от греческих слов «άνθροπος» - человек и «centrum» - центр, уже по этимологии слова можно догадаться о его значении. Буквально, это помещение человека в центр Вселенной, полное сосредоточение на нём внимания. Он больше не рассматривается как греховное, несовершенное существо, как носитель определенной социальной группы. Он – индивидуальность, неповторимая, уникальная личность. Делается акцент на богоподобии человека, которое выражается в его способности к творчеству, созиданию.

От античной культуры перенимается эстетическое внимание ко всему телесному и природному. Восхищаются не только духом, но и человеческим телом, возвеличивают единство этих начал.

Итальянский философ Томмазо Кампанелла в трактатах писал, что телесная красота – это божий дар, а телесное несовершенство – это предостережение для других, что перед ними злой человек. Личность эпохи Возрождения ставила эстетическое начало выше этических соображений.

Человек, как центр Вселенной, прекрасен и создан для наслаждения миром. Но проводить свою жизнь он должен не в праздном наслаждении, а в творческой деятельности. Таким образом, антропоцентризм рушит средневековую этику аскетизма, пассивности и бессилия людей перед всемогущим роком.

Натурфилософия

Мыслители Ренессанса вновь обращаются к изучению природы, пересматривая её средневековое понимание как несамостоятельной сферы.

Характерные черты философии таковы:

  1. Натурфилософы подходили к изучению природы не через опыт, а через размышления;
  2. Стремление отделить философию от теологии;
  3. Мир можно познать разумом и чувствами, а не благодаря Божественному откровению;
  4. Познание природы сочетается с мистицизмом.

Представители натурфилософии развивали различные концепции. Например, философ Франческо Патрици развивал учение о мире, как об одушевленной бесконечности. А мистик Якбо Бёме разработал сложную космогоническую систему, где природа является наставницей человека.

К натурфилософам примыкал легендарный немецкий врач Парацельс, выдающийся исследователь естественного мира.

Парацельс считал человека малым миром, который в себе заключает всю природу. По его мнению, никаких запретов для человеческих знаний нет, мы способны изучать не только все сущности и природу, но и то, что находится за пределами мира. Необычность знаний не должно смущать, останавливать человека в процессе исследования.

Человек и природа всё ещё в гармонии. Но расширение человеческих возможностей влечет за собой изучение и подчинение природы.

Пантеизм

Философское учение пантеизм отождествляет Божественные силы с тем, что они, якобы, сотворили. Творец в пантеизме не тратил неделю зря, он не созидал наш мир, ибо сам является его частью, равнозначной всему живому. Обращаясь к античному наследию и натурфилософии, пантеисты уделяли внимание естественным наукам, признавая одушевленность мира и космоса. В данном учении есть два совершенно разных направления:

  1. идеалистический (природа – это проявление божественной силы)

  2. натуралистический (Бог лишь совокупность законов природы).

То есть, если в первом направлении Вселенная находится в Боге, то во втором Бог – во Вселенной.

Философ Николай Кузанский считал, что Бог раскрывает мир из себя, а не творит его из ничего. А Джордано Бруно полагал, что Бог есть во всех вещах, но в виде связанных закономерностей.

Изучать природу продолжили Галилео Галилей (изучал античную философию, которая приводила его к мысли о единстве мира), Николай Коперник (он хоть и отводил людям первые позиции в рейтинге всего живого, но все же в глобальном смысле их место – периферийное, так как Земля – не лидер в открытой Солнечной системе).

Пантеизм был свойственен для многих философских теорий эпохи Ренессанса и именно он стал объединяющим звеном между натурфилософией и теологией.

Культура и искусство

Переход от средневековой, темной мысли к свободе Ренессанса не был форсированным. Главенство церкви сохранялось в умах людей, и не сразу живопись и поэзия, само по себе творчество приобрело хорошую репутацию. К тому же среди населения преобладала неграмотность. Но направления эпохи Возрождения постепенно положили начало новой культуре, где образование имело вес, где творческие личности пытались завоевать всеобщее признание умом и талантом.

Например, итальянский писатель Боккаччо считал, что истинный поэт должен обладать обширными знаниями: грамматика, история, география, искусства, даже археология.

Видимо и сами творцы пытались подражать идеалам, которые они же и выпестовали. Эти особенности эпохи Возрождения породили образ богоподобного Человека, создающего, универсального, который воплотился в скульптуре и картинах, получил голос в книгах. Именно в искусстве лучше всего раскрылся дух эпохи Возрождения.

Живопись

Новая картина мира ставит искусство на первое место в Италии, так как это было единственное творческое выражение самого себя. Живопись, скульптура, архитектура – великие мастера и творения, которые знает каждый образованный человек. Искусство Ренессанса делится несколько этапов, и каждый из них имеет свои интересные особенности.

Например, проторенессанс (XIV – начало XV вв.) стал переходным периодом из Средневековья. Великие живописцы Джотто, Мозаччо обращаются к религиозным темам, однако делается акцент на эмоциях, на жизненном опыте людей. Герои очеловечиваются, а нимбы у святых становятся на картинах прозрачнее, незаметнее, как это происходит на картине Боттичелли «Благовещение» или Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Художники этой эпохи стремились к материальному изображению мира. Они были рациональными живописцами, картины эпохи Возрождения отличаются применением геометрии, золотого сечения. Изображалась перспектива, благодаря которой мастера могли расширить круг изображаемых вещей и явлений. Живопись становилась монументальной, например, такой является роспись Сикстинской капеллы Микеланджело, созданная в период Высокого Возрождения (вторая половина XV – первая половина XVI вв.). Это объемные и выходящие за
рамки фрески, представляющие собой цикл, и созданные за три года. Среди сюжетов можно заметить важное для эпохи Ренессанса изображение сотворения Адама, где Бог вот-вот коснется Человека и внесет в его тело душу. Еще одно значимое творение Микеланджело – скульптура Давида, которое
провозглашает собой культ человека, тела. Гордый, самоуверенный, физически развитый – явный реверанс в сторону античной скульптуры. Сущность человека мастерами ухватывалась в позе, жесте, осанке. Портреты этой эпохи тоже отличались особым видом лица – гордого, сильного, понимающего свои возможности.

На протяжении долгого времени искусство развивалось на основе созданных художниками эпохи Возрождения принципов. В наши дни искусство Ренессанса не утратило свою притягательность, многие образы, созданные в эту эпоху, можно встретить повсюду. Например, косметическая фирма Lime Crime посвятила палетки теней картине Боттичелли «Рождение Венеры». Создатели косметики каждому цвету присвоили тематические названия, например, «ракушка», «муза». Безусловно, популярность таких продуктов говорит о бессмертии созданных в эпоху Ренессанса шедевров.

Литература

Гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения повлияло и на литературу. На первом плане – человек, освобожденный от влияния средневековья. Важную роль в развитии литературы в Италии сыграло сохранение наследия античной культуры. Оттуда берется понятие идеала человека, образец высокой человечности. Произведения эпохи Возрождения имеют характерные черты, например, основной предмет изображения –сильная личность, ее жизнь и противоречия. Отношение к природе тоже изменилось – ею стали любоваться.

Легче всего показать литературу эпохи Возрождения на примере сборника новелл Джованни Боккаччо «Декамерон». Первая новелла сборника является основной, связывающей историей. 7 девушек и 3 юноши прячутся от чумы в замке. Они поют, танцуют и рассказывают друг другу различные истории. Эти живые, молодые люди есть олицетворение нового человека Ренессанса, а чума – это оковы Средневековья. Основные темы рассказов различные: любовные, антицерковные, приключенческие, поучительные. Впервые читатель может увидеть героев из народа, а именно студентов, конюхов, плотников и других. Но при этом автор осуждает героев, которые некрасивы, смеется над недостатками тела, что вполне в рамках эпохи с её культом физически развитого организма. Боккаччо показывает жизнь такой, какая она есть, допуская некоторые фривольности. Поэтому церковные служители сильно не любили эту книгу, и даже публично сжигали её на площади. Но даже подобные гонения не были способны убить популярность сборника Боккаччо, потому что мировоззрение людей менялось, а за ними и предпочтения.

Поэты

«Через слово человеческое лицо становится прекрасным» — пишет поэт эпохи Возрождения Франческо Петрарка.

Именно он стал родоначальником новой европейской лирики, создавая в сонетах гармоничное сочетание чистоты и любовного томления, страсти и непорочности. Пушкин отождествлял «язык Петрарки» и язык самой любви, так как поэт Ренессанса виртуозно, вдохновенно, живо писал о чувствах между мужчиной и женщиной. Подробнее о его творчестве мы написали .

В Италии появляются ещё талантливые поэты, а именно Лудовико Ариосто (автор поэмы «Неистовый Роланд»), Торквато Тассо, Якопо Саннадзоро. Во Франции великим поэтом эпохи был Пьер де Ронсар, вот . Тогда он считался «князем поэтов», так как он внёс в поэзию разнообразные поэтические размеры, гармонию рифмы и слога. В Англии наиболее крупными представителями поэзии были Джефри Чосер и Эдмунд Спенсер. Правда, Джефри Чосер предвосхищал эпоху Возрождения, он стал «отцом английской поэзии». А Эдмунд Спенсер придал английскому стиху мелодичность, был «архи-поэтом Англии». Поэтов эпохи Ренессанса почитали, считали великими мастерами слова, и это звание они сохраняют и по сей день.

Композиторы

В Италии развились влиятельные композиторские школы: римская (Джованни Палестрина) и венецианская (Андреа Габриели). Палестрина создал образец католической духовной музыки, а Габриели соединил хор со звучанием других инструментов, приближаясь к светской музыке.

В Англии в разные века творили композиторы Джон Дабстейл и Уильям Бёрд. Мастера предпочитали духовную музыку. Уильям Бёрд получил звание «родоначальника музыки».

Талантливый композитор Орландо Лассо проявлял музыкальные способности с самого детства. Его светская музыка способствовала тому, что Мюнхен стал музыкальным центром Европы, куда приезжали учиться другие талантливые музыканты, а именно Иоганн Эккард, Леонард Лехнер и Габриели.

Безусловно, композиторы эпохи Возрождения развивали не только традиционные направления, но и инструментальную музыку, расширяя ряд используемых музыкальных инструментов (струнно-смычковые инструменты, клавир и так далее). Деятельность музыкантов эпохи Ренессанса создала возможность появления в будущем оперы, обеспечив искусству звуков и мелодий планомерное и продуктивное развитие.

Архитекторы

«Отцом архитектуры» эпохи Возрождения называют Филиппо Брунеллески. Он создал множество произведений искусства, одним из которых является церковь Сан-Лоренцо. Ещё один представитель раннего Ренессанса архитектор Альберти построил во Флоренции дворец Ручеллаи. В отличие от Брунеллески, он не использовал стрельчатость и применял для разных этажей индивидуальные ордена. В период Высокого Возрождения главным в архитектуре был Донато Анджело Браманте. Он был первым архитектором собора святого Петра в Риме, создал его план.

Но чем примечательны мастера эпохи Возрождения, так это тем, что многие заканчивали, доделывали проекты друг друга. Так, строительство собора святого Петра продолжил Микеланджело, а после его смерти проект на себя взял другой архитектор. Вышло, что к строительству главного католического храма были причастными в разное время аж 12 архитекторов.

Или ещё пример, внутреннюю отделку церкви Сан-Лоренцо, которую построил Брунеллески, создал Микеланджело. В других странах распространяется стиль архитектуры итальянского Ренессанса, но с внедрениями местных архитектурных традиций. В дальнейшем, эксперименты в архитектуре приводят к таким стилям, как барокко и рококо.

Заключение

Надеемся, что эта статья помогла вам ознакомиться с эпохой Возрождения или же побудила вас более подробно изучить ту или иную область культуры. Ведь именно благодаря сильному стремлению гениев Ренессанса к знаниям свершались великие открытия и разрушались жесткие рамки предубеждений.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Содержание статьи

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ, период в истории культуры Западной и Центральной Европы 14–16 вв., основным содержанием которого было становление новой, «земной», светской по своей сути картины мира, кардинально отличной от средневековой. Новая картина мира нашла выражение в гуманизме, ведущем идейном течении эпохи, и натурфилософии, проявилась в искусстве и науке, претерпевших революционные изменения. Строительным материалом для оригинального здания новой культуры послужила античность, к которой обратились через голову Средневековья и которая как бы «возрождалось» к новой жизни, – отсюда название эпохи – «Возрождение», или «Ренессанс» (на французский манер), данное ей впоследствии. Родившись в Италии, новая культура в конце 15 в. переходит через Альпы, где в результате синтеза итальянской и местных национальных традиций рождается культура Северного Возрождения. В эпоху Возрождения новая ренессансная культура сосуществовала с культурой позднего Средневековья, что особенно характерно для стран, лежавших севернее Италии.

Искусство.

При теоцентризме и аскетизме средневековой картины мира искусство в средние века служило прежде всего религии, передавая мир и человека в их отношении к Богу, в условных формах, было сосредоточено в пространстве храма. Ни видимый мир, ни человек не могли быть самоценными предметами искусства. В 13 в. в средневековой культуре наблюдаются новые тенденции (жизнерадостное учение Св. Франциска, творчество Данте, предтечи гуманизма). На вторую половину 13 в. приходится начало переходной эпохи в развитии итальянского искусства – Проторенессанса (длилась до начала 15 в.), подготовившей Ренессанс. Творчество некоторых художников этого времени (Дж. Фабриано, Чимабуэ, С.Мартини и др.), вполне средневековых по иконографии, проникается более жизнерадостным и светским началом, фигуры приобретают относительный объем. В скульптуре преодолевается готическая бесплотность фигур, снижается готическая эмоциональность (Н.Пизано). Впервые отчетливо разрыв со средневековыми традициями проявился в конце 13 – первой трети 14 в. во фресках Джотто ди Бондоне , который ввел в живопись чувство трехмерного пространства, писал фигуры более объемными, больше внимание уделял обстановке и, главное, проявил особенный, чуждый экзальтированной готике, реализм в изображении человеческих переживаний.

На почве, возделанной мастерами Проторенессанса, возникло Итальянское Возрождение, прошедшее в своей эволюции через несколько фаз (Раннее, Высокое, Позднее). Связанное с новым, по сути, светским мировоззрением, выраженным гуманистами, оно утрачивает неразрывную связь с религией, живопись и статуя распространяются за пределы храма. С помощью живописи художник осваивал мир и человека, как они виделись глазу, применяя новый художественный метод (передача трехмерного пространства при помощи перспективы (линейной, воздушной, цветовой), создание иллюзии пластического объема, соблюдение пропорциональности фигур). Интерес к личности, ее индивидуальным чертам сочетался с идеализацией человека, поиском «совершенной красоты». Сюжеты священной истории не ушли из искусства, но отныне их изображение было неразрывно связано с задачей освоения мира и воплощения земного идеала (отсюда так похожи Вакх и Иоанн Креститель Леонардо, Венера и Богоматерь Боттичелли). Ренессансная архитектура утрачивает готическую устремленность к небу, обретает «классическое» равновесие и пропорциональность, соразмерность человеческому телу. Возрождается античная ордерная система, но элементы ордера были не частями конструкции, а декором, украшавшим и традиционные (храм, дворец властей) и новые типы зданий (городской дворец, загородная вилла).

Родоначальником Раннего Возрождения считается флорентийский живописец Мазаччо , подхвативший традицию Джотто, добившийся почти скульптурной осязаемости фигур, использовавший принципы линейной перспективы, ушедший от условности изображения обстановки. Дальнейшее развитие живописи в 15 в. шло в школах Флоренции, Умбрии, Падуи, Венеции (Ф.Липпи , Д.Венециано, П. дела Франческо, А.Паллайоло, А.Мантенья, К.Кривели, С.Боттичелли и многие др.). В 15 в. рождается и развивается ренессансная скульптура (Л.Гиберти, Донателло , Я. делла Кверча, Л. делла Роббиа, Верроккьо и др., Донателло впервые создал самостоятельно стоящую, не связанную с архитектурой круглую статую, первым изобразил обнаженное тело с выражением чувственности) и архитектура (Ф.Брунеллески , Л.Б.Альберти и др.). Мастера 15 в. (прежде всего Л.Б.Альберти, П. делла Франческо) создали теорию изобразительных искусств и архитектуры.

Северное Возрождение было подготовлено возникновением в 1420-е – 1430-е на основе поздней готики (не без опосредованного влияния джоттовской традиции) нового стиля в живописи, так называемого «ars nova» – «нового искусства» (термин Э.Панофского). Его духовной основой, по мнению исследователей, стало прежде всего так называемое «Новое благочестие» северных мистиков 15 в., предполагавшее специфический индивидуализм и пантеистическое приятие мира. У истоков нового стиля стояли нидерландский живописцы Ян ван Эйк, усовершенствовавший к тому же масляные краски, и Мастер из Флемалля, за которыми последовали Г. ван дер Гус, Р. ван дер Вейден, Д.Боутс, Г. тот Синт Янс, И.Босх и др. (сер. – втор. пол. 15 в.). Новая нидерландская живопись получила широкий отклик в Европе: уже в 1430–1450-е появляются первые образцы новой живописи в Германии (Л.Мозер, Г.Мульчер, особенно К.Виц), во Франции (Мастер Благовещения из Экса и, конечно, Ж.Фуке). Для нового стиля был характерен особый реализм: передача трехмерного пространства посредством перспективы (хотя, как правило, приблизительно), стремление к объемности. «Новое искусство», глубоко религиозное, интересовалось индивидуальными переживаниями, характером человека, ценя в нем прежде всего смирение, благочестие. Его эстетике чужд итальянский пафос совершенного в человеке, страсть к классическим формам (лица персонажей не идеально пропорциональны, готически угловаты). С особенной любовью, детально изображалась природа, быт, тщательно выписанные вещи имели, как правило, религиозно-символический смысл.

Собственно искусство Северного Возрождения рождается на рубеже 15–16 вв. в результате взаимодействия национальных художественных и духовных традиций заальпийских стран с ренессансным искусством и гуманизмом Италии, с развитием северного гуманизма. Первым художником ренессансного типа можно считать выдающегося немецкого мастера А.Дюрера , непроизвольно, однако, сохранявшего готическую одухотворенность. Полный разрыв с готикой осуществил Г.Гольбейн Младший с его «объективностью» живописной манеры. Живопись М.Грюневальда , напротив, была проникнута религиозной экзальтацией. Немецкий ренессанс был делом одного поколения художников и истощился в 1540-е. В Нидерландах в первой трети 16 в. начали распространяться течения, ориентированные на Высокое Возрождение и маньеризм Италии (Я.Госсарт, Я.Скорель, Б. ван Орлей и др.). Самое же интересное в нидерландской живописи 16 в. – это разработка жанров станковой картины, бытового и пейзажного (К.Массейс, Патинир, Лука Лейденский). Наиболее национально-своеобразным художником 1550–1560-х был П.Брейгель Старший, которому принадлежат картины бытового и пейзажного жанра, а также картины-притчи, обычно связанные с фольклором и горько-ироничным взглядом на жизнь самого художника. Ренессанс в Нидерландах исчерпывает себя в 1560-е. Французский Ренессанс, носивший всецело придворный характер (в Нидерландах и Германии искусство больше было связано с бюргерством) был, пожалуй, самым классическим в Северном Возрождении. Новое ренессансное искусство, постепенно набрав силу под влиянием Италии, достигает зрелости в середине – второй половине столетия в творчестве архитекторов П.Леско, создателя Лувра , Ф.Делорма, скульпторов Ж.Гужона и Ж.Пилона, живописцев Ф.Клуэ, Ж.Кузена Старшего. Большое влияние на вышеперечисленных живописцев и скульпторов оказала «школа Фонтенбло», основанная во Франции итальянскими художниками Россо и Приматиччо, работавшими в стиле маньеризма, но французские мастера не стали маньеристами, восприняв скрытый под маньеристским обличьем классический идеал. Ренессанс во французском искусстве заканчивается в 1580-е. Во второй половине 16 в. искусство ренессанса Италии и других европейских стран постепенно уступает место маньеризму и раннему барокко.

Наука.

Важнейшим условием масштабности и революционности достижений науки Возрождения было гуманистическое мировоззрение, в котором деятельность по освоению мира понималась как составляющая земного предназначения человека. К этому нужно добавить возрождение античной науки. Немалую роль в развитии сыграли нужды мореплавания, применения артиллерии, создания гидросооружений и т.п. Распространение научных знаний, обмен ими между учеными были бы невозможны без изобретения книгопечатания ок. 1445.

Первые достижения в области математики и астрономии относятся к середине 15 в. и связаны во многом с именами Г.Пейербаха (Пурбах) и И.Мюллера (Региомонтан). Мюллером были созданы новые более совершенные астрономические таблицы (взамен альфонсианских таблиц 13 в.) – «Эфемериды» (изданы в 1492), которыми пользовались в своих путешествиях Колумб, Васко да Гама и другие мореплаватели. Существенный вклад в развитие алгебры, геометрии внес итальянский математик рубежа веков Л.Пачоли. В 16 в. Итальянцы Н.Тарталья и Дж. Кардано открыли новые способы решения уравнений третьей и четвертой степени.

Важнейшим научным событием 16 в. стала коперниковская революция в астрономии. Польский астроном Николай Коперник в трактате Об обращении небесных сфер (1543) отверг господствовавшую геоцентрическую птолемеевско-аристотелевскую картину мира и не только постулировал вращение небесных тел вокруг Солнца, а Земли еще вокруг своей оси, но и впервые подробно показал (геоцентризм как догадка родился еще в Древней Греции), как исходя из такой системы можно объяснить – гораздо лучше, чем ранее – все данные астрономических наблюдений. В 16 в. новая система мира, в целом, не получила поддержки в научном сообществе. Убедительные доказательства истинности теории Коперника привел только Галилей .

Опираясь на опыт, некоторые ученые 16 в (среди них Леонардо, Б.Варки) высказывали сомнение относительно законов аристотелевской механики, безраздельно господствовавшей до того времени, но своего решения проблем не предложили (позже это сделает Галилей). Практика применения артиллерии способствовала постановке и решению новых научных проблем: Тарталья в трактате Новая наука рассмотрел вопросы баллистики. Теорией рычагов и весов занимался Кардано. Леонардо да Винчи стал основоположником гидравлики. Его теоретические изыскания были связаны с устройством им гидросооружений, проведением мелиоративных работ, строительством каналов, усовершенствованием шлюзов. Английский врач У.Гилберт положил начало изучению электромагнитных явлений, опубликовав сочинение О магните (1600), где описал его свойства.

Критическое отношение к авторитетам и опора на опыт ярко проявились в медицине и анатомии. Фламандец А.Везалий в своем знаменитом труде О строении человеческого тела (1543) подробнейше описал тело человека, опираясь при этом на свои многочисленные наблюдения при анатомировании трупов, подвергнув критике Галена и других авторитетов. В начале 16 в. наряду с алхимией возникает ятрохимия – врачебная химия, разрабатывавшая новые лечебные препараты. Одним из ее родоначальников был Ф. фон Гогенгейм (Парацельс). Отвергая достижения предшественников, он, по сути, не ушел далеко от них в теории, но как практик ввел ряд новых лекарственных препаратов.

В 16 в. получили развитие минералогия, ботаника, зоология (Георг Бауэр Агрикола, К. Геснер, Чезальпино, Ронделэ, Белона), которые в эпоху Возрождения были на стадии собирания фактов. Большую роль в развитии этих наук играли отчеты исследователей новых стран, содержавшие описания флоры и фауны.

В 15 в. активно развивалась картография и география, исправлялись ошибки Птолемея, на основе средневековых и современных данных. В 1490 М.Бехайм создает первый глобус. В конце 15 – начале 16 вв. поиски европейцев морского пути Индию и Китай, успехи в картографии и географии, астрономии и судостроении увенчались открытием побережья Центральной Америки Колумбом, который полагал, что достиг Индии (впервые континент под названием Америка появился на карте Вальдземюллера в 1507). В 1498 португалец Васко да Гама достиг Индии, обогнув Африку. Идея достичь Индии и Китая западным путем была реализована испанской экспедицией Магеллана – Эль-Кано (1519–1522), обогнувшей Южную Америку и совершившей первое кругосветное путешествие (на практике была доказана шарообразность Земли!). В 16 в. европейцы были уверены, что «мир сегодня полностью открыт и весь человеческий род познан». Великие открытия преобразили географию, стимулировали развитие картографии.

Наука эпохи Возрождения слабо затронула производительные силы, развивавшиеся по пути постепенного совершенствования традиции. В то же время успехи астрономии, географии, картографии послужили важнейшей предпосылкой Великих географических открытий, приведших к коренным изменениям в мировой торговле, к колониальной экспансии и революции цен в Европе. Достижения науки эпохи Возрождения стали необходимым условием для генезиса классической науки Нового времени.

Дмитрий Самотовинский

Возрождение, или Ренессанс (от фр. renaître - возрождаться), - одна из самых ярких эпох в развитии европейской культуры , охватывающая почти три столетия: с середины XIV в. до первых десятилетий XVII в. Это была эпоха крупных перемен в истории народов Европы. В условиях высокого уровня городской цивилизации начался процесс зарождения капиталистических отношений и кризис феодализма , происходило складывание наций и создание крупных национальных государств, появилась новая форма политического строя - абсолютная монархия (см. Государство), формировались новые общественные группы - буржуазия и наемный рабочий люд. Менялся и духовный мир человека. Великие географические открытия расширили горизонты современников. Этому способствовало и великое изобретение Иоганна Гутенберга - книгопечатание . В эту сложную, переходную эпоху возник новый тип культуры, поставившей в центр своих интересов человека и окружающий мир. Новая, ренессансная культура широко опиралась на наследие античности , осмысленное по-иному, чем в средние века, а во многом и заново открытое (отсюда понятие «Возрождение»), но она черпала также из лучших достижений средневековой культуры, особенно светской - рыцарской, городской, народной. Человек эпохи Возрождения был охвачен жаждой самоутверждения, великих свершений, активно включался в общественную жизнь, заново открывал для себя мир природы, стремился к глубокому ее постижению, восхищался ее красотой. Для культуры Возрождения характерно светское восприятие и осмысление мира, утверждение ценности земного бытия, величия разума и творческих способностей человека, достоинства личности. Гуманизм (от лат. humanus - человеческий) стал идейной основой культуры Возрождения.

Джованни Боккаччо - один из первых представителей гуманистической литературы Возрождения.

Палаццо Питти. Флоренция. 1440-1570 гг.

Мазаччо. Сбор подати. Сцена из жизни св. Петра Фреска капеллы Бранкаччи. Флоренция. 1426-1427 гг.

Микеланджело Буонарроти. Моисей. 1513-1516 гг.

Рафаэль Санти. Сикстинская мадонна. 1515-1519 гг. Холст, масло. Картинная галерея. Дрезден.

Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. Конец 1470-х - начало 1490-х гг. Дерево, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Леонардо да Винчи. Автопортрет. Ок. 1510-1513 гг.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. 1498 г.

Питер Брейгель Старший. Охотники на снегу. 1565 г. Дерево, масло. Музей истории искусства. Вена.

Гуманисты выступили против диктатуры католической церкви в духовной жизни общества. Они критиковали метод схоластической науки, основанный на формальной логике (диалектике), отвергали ее догматизм и веру в авторитеты, расчищая тем самым путь для свободного развития научной мысли. Гуманисты призывали к изучению античной культуры, которую церковь отрицала как языческую, воспринимая из нее лишь то, что не противоречило христианской доктрине. Однако восстановление античного наследия (гуманисты разыскивали рукописи древних авторов, очищали тексты от позднейших наслоений и ошибок переписчиков) не было для них самоцелью, а служило основанием для решения актуальных проблем современности, для построения новой культуры. Круг гуманитарных знаний, в рамках которых складывалось гуманистическое мировоззрение, включал этику, историю, педагогику, поэтику, риторику. Гуманисты внесли ценный вклад в развитие всех этих наук. Их поиски нового научного метода, критика схоластики, переводы научных сочинений античных авторов способствовали подъему натурфилософии и естествознания в XVI - начале XVII в.

Формирование культуры Возрождения в разных странах не было одновременным и шло неодинаковыми темпами в различных областях самой культуры. Раньше всего она сложилась в Италии с ее многочисленными городами, достигшими высокого уровня цивилизации и политической самостоятельности, с античными традициями, более прочными, чем в других странах Европы. Уже во 2-й половине XIV в. в Италии произошли существенные сдвиги в литературе и гуманитарных знаниях - филологии, этике, риторике, историографии, педагогике. Затем ареной бурного развития Ренессанса стали изобразительное искусство и архитектура, позже новая культура охватила сферу философии, естествознания, музыки, театра. Более столетия Италия оставалась единственной страной ренессансной культуры; к концу XV в. Возрождение начало сравнительно быстро набирать силу в Германии, Нидерландах, Франции, в XVI в. - в Англии, Испании, странах Центральной Европы. Вторая половина XVI в. стала временем не только высоких достижений европейского Возрождения, но и проявлений кризиса новой культуры, вызванного контрнаступлением реакционных сил и внутренними противоречиями развития самого Ренессанса.

Зарождение ренессансной литературы во 2-й половине XIV в. связано с именами Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо. Они утверждали гуманистические идеи достоинства личности, связывая его не с родовитостью, а с доблестными деяниями человека, его свободой и правом на наслаждение радостями земной жизни. В «Книге песен» Петрарки отразились тончайшие оттенки его любви к Лауре. В диалоге «Моя тайна», ряде трактатов он развивал идеи о необходимости изменить структуру знания - поставить в центр проблемы человека, критиковал схоластов за их формально-логический метод познания, призывал к изучению античных авторов (Петрарка особенно ценил Цицерона, Вергилия, Сенеку), высоко поднимал значение поэзии в познании человеком смысла своего земного бытия. Эти мысли разделял и его друг Боккаччо, автор книги новелл «Декамерон», ряда поэтических и научных сочинений. В «Декамероне» прослеживается влияние народно-городской литературы средневековья. Здесь в художественной форме нашли выражение гуманистические идеи - отрицание аскетической морали, оправдание права человека на полноту проявления своих чувств, всех естественных потребностей, представление о благородстве как порождении доблестных дел и высокой нравственности, а не знатности рода. Тема благородства, в решении которой отразились антисословные представления передовой части бюргерства и народа, станет характерной для многих гуманистов. В дальнейшее развитие литературы на итальянском и латинском языках большой вклад внесли гуманисты XV в. - писатели и филологи, историки, философы, поэты, государственные деятели и ораторы.

В итальянском гуманизме существовали направления, по-разному подходившие к решению этических проблем, и прежде всего к вопросу о путях человека к счастью. Так, в гражданском гуманизме - направлении, сложившемся во Флоренции в первой половине XV в. (наиболее видные его представители - Леонардо Бруни и Маттео Пальмиери), - этика основывалась на принципе служения общему благу. Гуманисты утверждали необходимость воспитывать человека-гражданина, патриота, ставящего интересы общества и государства выше личных. Они утверждали нравственный идеал активной гражданской жизни в противовес церковному идеалу монашеского отшельничества. Особую ценность они придавали таким добродетелям, как справедливость, щедрость, благоразумие, мужество, вежливость, скромность. Человек может раскрыть и развить эти добродетели лишь в активном социальном общении, а не в бегстве от мирской жизни. Наилучшей формой государственного устройства гуманисты этого направления считали республику, где в условиях свободы могут наиболее полно проявиться все способности человека.

Другое направление в гуманизме XV в. представляло творчество писателя, архитектора, теоретика искусства Леона Баттиста Альберти. Альберти считал, что в мире царит закон гармонии, ему подчинен и человек. Он должен стремиться к знанию, к постижению окружающего мира и самого себя. Люди должны строить земную жизнь на разумных основаниях, на основе приобретенных знаний, обращая их себе на пользу, стремясь к гармонии чувств и разума, индивида и общества, человека и природы. Знание и обязательный для всех членов общества труд - таков, по мнению Альберти, путь к счастливой жизни.

Лоренцо Валла выдвинул иную этическую теорию. Счастье он отождествлял с наслаждением: человек должен получать удовольствие от всех радостей земного бытия. Аскетизм противоречит самой человеческой природе, чувства и разум равноправны, следует добиваться их гармонии. С этих позиций Валла выступил с решительной критикой монашества в диалоге «О монашеском обете».

В конце XV - конце XVI в. получило распространение направление, связанное с деятельностью Платоновской академии во Флоренции. Ведущие философы-гуманисты этого направления - Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола в своих трудах, основанных на философии Платона и неоплатоников, возвеличивали разум человека. Для них стала характерной героизация личности. Фичино считал человека центром мира, связующим звеном (эта связь осуществляется в познании) прекрасно организованного космоса. Пико видел в человеке единственное в мире существо, наделенное способностью формировать самого себя, опираясь на знания - на этику и науки о природе. В «Речи о достоинстве человека» Пико защищал право на свободомыслие, считал, что философия, лишенная всякого догматизма, должна стать уделом каждого, а не горстки избранных. Итальянские неоплатоники подходили с новых, гуманистических позиций к решению ряда теологических проблем. Вторжение гуманизма в сферу теологии - одна из важных особенностей европейского Возрождения XVI в.

Новым подъемом ренессансной литературы в Италии отмечен XVI век: Лудовико Ариосто прославился поэмой «Неистовый Роланд», где переплетаются реальность и фантазия, прославление земных радостей и то грустное, то ироничное осмысление итальянской жизни; Бальдассаре Кастильоне создал книгу об идеальном человеке своей эпохи («Придворный»). Это время творчества выдающегося поэта Пьетро Бембо и автора сатирических памфлетов Пьетро Аретино; в конце XVI в. написана грандиозная героическая поэма Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», в которой отразились не только завоевания светской ренессансной культуры, но и начавшийся кризис гуманистического мировоззрения, связанный с усилением религиозности в условиях контрреформации, с утратой веры во всемогущество личности.

Блестящих успехов достигло искусство итальянского Возрождения, начало которому положили Мазаччо в живописи, Донателло в скульптуре, Брунеллески в зодчестве, работавшие во Флоренции в 1-й половине XV в. Их творчество отмечено ярким талантом, новым пониманием человека, его места в природе и обществе. Во 2-й половине XV в. в итальянской живописи наряду с флорентийской школой сложился и ряд других - умбрийская, североитальянская, венецианская. Каждая из них обладала своими особенностями, характерны они были и для творчества крупнейших мастеров - Пьеро делла Франчески, Адреа Мантеньи, Сандро Боттичелли и других. Все они по-разному выявляли специфику ренессансного искусства: стремление к жизнеподобию образов, основанному на принципе «подражания природе», широкое обращение к мотивам античной мифологии и светской интерпретации традиционных религиозных сюжетов, интерес к линейной и воздушной перспективе, к пластической выразительности образов, гармоничности пропорций и т. д. Распространенным жанром живописи, графики, медальерного искусства, скульптуры стал портрет, что было непосредственно связано с утверждением гуманистического идеала человека. Героизированный идеал совершенного человека с особой полнотой воплотился в итальянском искусстве Высокого Возрождения в первые десятилетия XVI в. Эта эпоха выдвинула ярчайшие, многогранные таланты - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело (см. Искусство). Сложился тип универсального художника, совмещавшего в своем творчестве живописца, скульптора, архитектора, поэта и ученого. Художники этой эпохи работали в тесном контакте с гуманистами и проявляли большой интерес к естественным наукам, прежде всего анатомии, оптике, математике, стремясь использовать их достижения в своем творчестве. В XVI в. особый подъем переживало венецианское искусство. Джорджоне, Тициан, Веронезе, Тинторетто создали прекрасные полотна, примечательные колористическим богатством и реализмом образов человека и окружающего его мира. XVI век - время активного утверждения ренессансного стиля в архитектуре, особенно светского назначения, для которой была характерна тесная связь с традициями античного зодчества (ордерная архитектура). Сформировался новый тип здания - городского дворца (палаццо) и загородной резиденции (вилла) - величественного, но и соразмерного человеку, где торжественная простота фасада сочетается с просторными, богато украшенными интерьерами. Огромный вклад в архитектуру Возрождения внесли Леон Баттиста Альберти, Джулиано да Сангалло, Браманте, Палладио. Многие архитекторы создавали проекты идеального города, основанные на новых принципах градостроительства и архитектуры, отвечавших потребностям человека в здоровом, хорошо обустроенном и красивом жизненном пространстве. Перестраивались не только отдельные здания, но и целые старые средневековые города: Рим, Флоренция, Феррара, Венеция, Мантуя, Римини.

Лукас Кранах Старший. Женский портрет.

Ханс Хольбейн Младший. Портрет нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского. 1523 г.

Тициан Вечеллио. Святой Себастьян. 1570 г. Холст, масло. Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.

Иллюстрация г. Доре к роману Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Мишель Монтень - французский философ и писатель.

В политической и исторической мысли итальянского Возрождения проблема совершенного общества и государства стала одной из центральных. В построенных на изучении документального материала трудах Бруни и особенно Макиавелли по истории Флоренции, в сочинениях Сабеллико и Контарини по истории Венеции раскрывались достоинства республиканского устройства этих городов-государств, а историки Милана и Неаполя, наоборот, подчеркивали позитивную централизующую роль монархии. Макиавелли и Гвиччардини объяснили все беды Италии, ставшей в первые десятилетия XVI в. ареной иноземных нашествий, ее политической децентрализацией и призывали итальянцев к национальной консолидации. Общей чертой ренессансной историографии было стремление видеть в самих людях творцов своей истории, глубоко анализировать опыт прошлого и использовать его в политической практике. Широкое распространение в XVI - начале XVII в. получила социальная утопия. В учениях утопистов Дони, Альбергати, Цукколо идеальное общество связывалось с частичной ликвидацией частной собственности, равенством граждан (но не всех людей), всеобщей обязательностью труда, гармоничным развитием личности. Наиболее последовательное выражение идеи обобществления собственности и уравнительства нашли в «Городе Солнца» Кампанеллы.

Новые подходы к решению традиционной проблемы о соотношении природы и Бога выдвинули натурфилософы Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно. В их трудах догма о Боге-творце, направляющем развитие вселенной, уступала место пантеизму: Бог не противопоставляется природе, а как бы сливается с ней; природа рассматривается как существующая вечно и развивающаяся по своим собственным законам. Идеи ренессансных натурфилософов встречали резкое сопротивление со стороны католической церкви. За свои идеи о вечности и бесконечности Вселенной, состоящей из огромного множества миров, за острую критику церкви, потворствующей невежеству и мракобесию, Бруно был осужден как еретик и предан огню в 1600 г.

Итальянское Возрождение оказало огромное воздействие на развитие ренессансной культуры в других странах Европы. Этому способствовало в немалой степени книгопечатание. Крупными центрами издательского дела были в XVI в. Венеция, где еще в начале столетия типография Альда Мануция стала важным центром культурной жизни; Базель, где столь же значительными были издательские дома Иоганна Фробена и Иоганна Амербаха; Лион с его прославленной печатней Этьенов, а также Париж, Рим, Лувен, Лондон, Севилья. Книгопечатание стало мощным фактором развития ренессансной культуры во многих странах Европы, открыло путь к активному взаимодействию в процессе построения новой культуры гуманистов, ученых, художников.

Крупнейшей фигурой Северного Возрождения был Эразм Роттердамский, с именем которого связано направление «христианского гуманизма». Он имел единомышленников и союзников во многих странах Европы (Дж. Колет и Томас Мор в Англии, Г. Бюде и Лефевр д"Этапль во Франции, И. Рейхлин в Германии). Эразм широко понимал задачи новой культуры. По его мнению, это не только воскрешение античного языческого наследия, но и восстановление раннехристианского учения. Он не видел между ними принципиальных различий с точки зрения истины, к которой должен стремиться человек. Как и итальянские гуманисты, он связывал совершенствование человека с образованием, творческой деятельностью, раскрытием всех заложенных в нем способностей. Его гуманистическая педагогика получила художественное выражение в «Разговорах запросто», а его остросатирическое произведение «Похвала Глупости» было направлено против невежества, догматизма, феодальных предрассудков. Путь к счастью людей Эразм видел в мирной жизни и утверждении гуманистической культуры, основанной на всех ценностях исторического опыта человечества.

В Германии культура Возрождения переживала бурный взлет в конце XV в. - 1-й трети XVI в. Одной из ее особенностей был расцвет сатирической литературы, начало которому положило сочинение Себастьяна Бранта «Корабль дураков», в котором подвергались острой критике нравы времени; автор подводил читателей к выводу о необходимости реформ общественной жизни. Сатирическую линию в немецкой литературе продолжили «Письма темных людей» - анонимно изданный коллективный труд гуманистов, главным среди которых был Ульрих фон Гуттен, - где уничтожающей критике подверглись служители церкви. Гуттен был автором многих памфлетов, диалогов, писем, направленных против папства, засилья церкви в Германии, раздробленности страны; его творчество способствовало пробуждению национального самосознания немецкого народа.

Крупнейшими художниками эпохи Возрождения в Германии были А. Дюрер, выдающийся живописец и непревзойденный мастер гравюры, М. Нитхардт (Грюневальд) с его глубоко драматическими образами, портретист Ханс Хольбейн Младший, а также Лукас Кранах Старший, тесно связавший свое искусство с Реформацией .

Во Франции культура Возрождения складывалась и переживала расцвет в XVI в. Этому способствовали, в частности, итальянские войны 1494-1559 гг. (они велись между королями Франции, Испании и германским императором за овладение итальянскими территориями), открывшие французам богатство ренессансной культуры Италии. В то же время особенностью французского Возрождения был интерес к традициям народной культуры, творчески осваиваемой гуманистами наряду с античным наследием. Поэзия К. Маро, сочинения гуманистов-филологов Э. Доле и Б. Деперье, входивших в кружок Маргариты Наваррской (сестры короля Франциска I), проникнуты народными мотивами, жизнерадостным вольномыслием. Эти тенденции очень ярко проявились в сатирическом романе выдающегося писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», где сюжеты, почерпнутые из старинных народных сказаний о веселых гигантах, сочетаются с осмеянием пороков и невежества современников, с изложением гуманистической программы воспитания и образования в духе новой культуры. Взлет национальной французской поэзии связан с деятельностью Плеяды - кружка поэтов по главе с Ронсаром и Дю Белле. В период гражданских (гугенотских) войн (см. Религиозные войны во Франции) широкое развитие получила публицистика, выражавшая различия в политической позиции противоборствующих сил общества. Крупнейшими политическими мыслителями были Ф. Отман и Дюплесси Морне, выступавшие против тирании, и Ж. Боден, ратовавший за укрепление единого национального государства во главе с абсолютным монархом. Идеи гуманизма нашли глубокое осмысление в «Опытах» Монтеня. Монтень, Рабле, Бонавантюр Деперье были яркими представителями светского свободомыслия, отвергавшего религиозные основы мировоззрения. Они осуждали схоластику, средневековую систему воспитания и образования, начетничество, религиозный фанатизм. Главный принцип этики Монтеня - свободное проявление человеческой индивидуальности, освобождение разума от подчинения вере, полноценность эмоциональной жизни. Счастье он связывал с реализацией внутренних возможностей индивида, чему должно служить светское воспитание и образование, основанное на свободомыслии. В искусстве французского Возрождения на первый план выдвинулся жанр портрета, выдающимися мастерами которого стали Ж. Фуке, Ф. Клуэ, П. и Э. Дюмустье. В скульптуре прославился Ж. Гужон.

В культуре Нидерландов эпохи Возрождения самобытным явлением были риторические общества, объединявшие выходцев из разных слоев, включая ремесленников и крестьян. На заседаниях обществ проводились диспуты на политические и нравственно-религиозные темы, ставились спектакли в народных традициях, шла утонченная работа над словом; активное участие в деятельности обществ принимали гуманисты. Народные черты были свойственны и нидерландскому искусству. Крупнейший живописец Питер Брейгель, прозванный «Мужицким», в своих картинах крестьянской жизни и пейзажах с особой полнотой выразил ощущение единства природы и человека.

). Высокого подъема достигло в XVI в. искусство театра, демократического по своей ориентации. В многочисленных публичных и частных театрах ставились бытовые комедии, исторические хроники, героические драмы. Пьесы К. Марло, в которых величественные герои бросают вызов средневековой морали, Б. Джонсона, в которых возникает галерея трагикомических характеров, подготовили появление величайшего драматурга эпохи Возрождения Уильяма Шекспира. Совершенный мастер разных жанров - комедий, трагедий, исторических хроник, Шекспир создал неповторимые образы сильных людей, личностей, ярко воплотивших черты человека Возрождения, жизнелюбивого, страстного, наделенного умом и энергией, но подчас и противоречивого в своих нравственных поступках. Творчество Шекспира обнажило углублявшийся в эпоху Позднего Возрождения разрыв между гуманистической идеализацией человека и исполненным острых жизненных коллизий реальным миром. Английский ученый Фрэнсис Бэкон обогатил ренессансную философию новыми подходами к познанию мира. Схоластическому методу он противопоставил наблюдение и эксперимент как надежный инструмент научного знания. Путь к построению совершенного общества Бэкон видел в развитии науки, прежде всего физики.

В Испании культура Возрождения переживала «золотой век» во 2-й половине XVI в. - первых десятилетиях XVII в. Ее высшие достижения связаны с созданием новой испанской литературы и национального народного театра, а также с творчеством выдающегося живописца Эль Греко. Формирование новой испанской литературы, выросшей на традициях рыцарского и плутовского романов, нашло блестящее завершение в гениальном романе Мигеля де Сервантеса «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». В образах рыцаря Дон Кихота и крестьянина Санчо Пансы раскрывается главная гуманистическая идея романа: величие человека в его смелой борьбе со злом во имя справедливости. Роман Сервантеса - и своеобразная пародия на уходящий в прошлое рыцарский роман, и широчайшее полотно народной жизни Испании XVI в. Сервантес был автором ряда пьес, внесших большой вклад в создание национального театра. В еще большей мере бурное развитие испанского театра Возрождения связано с творчеством чрезвычайно плодовитого драматурга и поэта Лопе де Вега, автора лирико-героических комедий плаща и шпаги, проникнутых народным духом.

Андрей Рублев. Троица. 1-я четверть XV в.

В конце XV-XVI в. ренессансная культура получила распространение в Венгрии, где королевское покровительство сыграло важную роль в расцвете гуманизма; в Чехии, где новые веяния способствовали формированию национального сознания; в Польше, которая стала одним из центров гуманистического вольномыслия. Влияние Возрождения сказалось также на культуре Дубровницкой республики, Литвы, Белоруссии. Отдельные тенденции предвозрожденческого характера проявились и в русской культуре XV в. Они были связаны с возрастающим интересом к человеческой личности и ее психологии. В искусстве это прежде всего творчество Андрея Рублёва и художников его круга, в литературе - «Повесть о Петре и Февронии Муромских», рассказывающая о любви муромского князя и крестьянской девушки Февронии, и сочинения Епифания Премудрого с его мастерским «плетением словес». В XVI в. возрожденческие элементы проявились в русской политической публицистике (Иван Пересветов и др.).

В XVI - первых десятилетиях XVII в. значительные сдвиги произошли в развитии науки. Начало новой астрономии положила гелиоцентрическая теория польского ученого Н. Коперника, совершившая переворот в представлениях о Вселенной. Она получила дальнейшее обоснование в трудах немецкого астронома И. Кеплера, а также итальянского ученого Г. Галилея. Астроном и физик Галилей сконструировал подзорную трубу, открыв с ее помощью горы на Луне, фазы Венеры, спутников Юпитера и др. Открытия Галилея, подтвердившие учение Коперника о вращении Земли вокруг Солнца, дали толчок более быстрому распространению гелиоцентрической теории, которую церковь признавала еретической; она преследовала ее сторонников (например, судьба Д. Бруно, сожженного на костре) и запретила сочинения Галилея. Много нового появилось в области физики, механики, математики. Стивеном были сформулированы теоремы гидростатики; Тарталья успешно изучал теорию баллистики; Кардано открыл решение алгебраических уравнений третьей степени. Г. Кремер (Меркатор) создал более совершенные географические карты. Возникла океанография. В ботанике Э. Корд и Л. Фукс систематизировали широкий круг знаний. К. Геснер обогатил знания в области зоологии своей «Историей животных». Совершенствовались знания по анатомии, чему способствовал труд Везалия «О строении человеческого тела». М. Сервет высказал мысль о наличии легочного круга кровообращения. Выдающийся медик Парацельс сблизил медицину и химию, сделал важные открытия в фармакологии. г. Агрикола систематизировал знания в области горного дела и металлургии. Леонардо да Винчи выдвинул ряд инженерных проектов, далеко опередивших современную ему техническую мысль и предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (например, летательного аппарата).

Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento, фр. Renaissance) – восстановление, античной образованности, возрождение классической литературы, искусства, философии, идеалов древнего мира, искаженных или забытых в «тёмный» и «отсталый» для Западной Европы период Средних веков. Оно было той формой, которую приняло с середины XIV до начала XVI вв., культурное движение известное под именем гуманизма (см. о нём краткую и статьи). Необходимо отличать гуманизм от Возрождения, которое есть лишь характернейшая черта гуманизма, искавшего опоры для своего миросозерцания в классической древности. Родина Возрождения – Италия, где никогда не увядала древняя классическая (греко-римская) традиция, носившая для итальянца национальный характер. В Италии никогда не чувствовался особенно сильно гнет средневековья. Итальянцы называли себя «латинами» и считали себя потомками древних римлян. Несмотря на то, что первоначальный импульс к Возрождению отчасти исходил из Византии , участие византийских греков в нём было ничтожным.

Эпоха Возрождения. Видеофильм

Во Франции и Германии античный стиль смешался с национальными элементами, которые в первом периоде Возрождения, Раннем Ренессансе, выступали резче, нежели в последующих эпохах. Поздний Ренессанс развил античные образцы в более роскошные и сильные формы, из которых и выработалось постепенно барокко. В то время, как в Италии дух Возрождения почти равномерно проникал во все искусства, в прочих странах только архитектура и скульптура испытывали на себе влияние античных образцов. Национальной переработке подверглось Возрождение также в Нидерландах, в Англии и Испании. После того как Ренессанс выродился в рококо , настала реакция, выразившаяся в строжайшем следовании античному искусству, греческим и римским образцам во всей их первобытной чистоте. Но это подражание (в особенности в Германии) привело наконец к чрезмерной сухости, которую в начале 60-х годов XIX в. старались побороть возвращением к Ренессансу. Однако это новое владычество Возрождения в архитектуре и искусстве продолжалось лишь до 1880. С этого же времени рядом с ним стали вновь процветать барокко и рококо.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения