Колыбель европейской цивилизации. Древняя Греция – колыбель европейской цивилизации. Причины культурного подъёма в Древней Греции

Если XIV - XVI вв. принято называть эпохой Возрождения - временем второго рождения забытого античного наследия, то какой период в истории человечества следует назвать эпохой Рождения - временем появления самой античной культуры? Кто были они - те, кого русский поэт Валерий Брюсов назвал красивым именем «учители учителей»?

Общепринятого ответа на эти вопросы нет, ибо истоки человеческой культуры теряются во глубине веков. И тем не менее в качестве такового века Рождения античной культуры мы рискнем назвать VI в. до н. э.

Именно в это время потаенное знание, дремавшее в тайниках дневнеегипетских храмов и древневавилонских зиккуратов, будто достигает своей критической массы и выплескивается наружу. Словно по мановению волшебства в разных концах планеты великие озарения коснулись лучших умов человечества. Пифагор в Древней Греции, Будда в Древней Индии, Конфуций в Древнем Китае - все они в VI в. до н. э. стали Учителями, повели за собой других, провозгласили учения, которые просуществовали тысячелетия и во многом определили будущую историю цивилизации.

Впрочем, при ближайшем рассмотрении в истории Древней Греции и Древнего Китая обнаруживается поразительно много общего: письменные памятники на обоих языках появляются во 2-м тысячелетии до н. э.; оба языка, хотя и изменившиеся, продолжают существовать и поныне, и как современные греки считают своим языком язык Гомера, так и современные китайцы родным языком называют язык Конфуция; оба народа исключительно рано и ослепительно ярко озарили мир своей философией и поэзией, и оба они оказали беспрецедентное воздействие на соседние народы как на Дальнем Западе, так и на Дальнем Востоке. Все это вновь и вновь приводит к мысли: а не было ли у этих народов одного общего Учителя? Не унесла ли в пучины моря легендарная Атлантида, о которой мы читаем в диалогах Платона, имя истинного Учителя Учителей?

Не стоит рассматривать эту мысль только как поэтическую гиперболу, свойственную научно-художественной книге. Крупнейший современный авторитет в истории науки голландский математик Бартел ван дер Варден в одной из своих последних работ высказывает и аргументирует гипотезу о том, что в древности существовала высокоразвитая традиция математических изысканий, ставшая впоследствии фундаментом для египетской, вавилонской, китайской, греческой и индийской математики. Эту традицию ван дер Варден возводит к индоевропейским племенам, создателям мегалитических памятников 3 - начала 2-го тысячелетия на территории Британии, которые в период расселения и распространили математические знания в самые отдаленные районы Евразии.

Однако эти вопросы уводят нас слишком далеко от времени предстоящего повествования, которое и само отстоит от дня сегодняшнего ни много ни мало на 2500 лет. И если говорить о «старушке Европе», то здесь несомненно, что именно Древней Греции уготовано было стать колыбелью европейской цивилизации.


Само географическое положение Греции, омытой морем и рассыпанной в море, определило ей эту великую миссию (рис. 1). Море издревле играет огромную роль в истории человечества: оно не только дает пропитание, но и дарует общение людям. Море не только благотворно действует на ум одного человека, но и поддерживает сознание общности у группы людей - народа и нации - и тем самым содействует развитию национальной культуры. Море объединяет людей и зовет их в дорогу. Не случайно одно из древнегреческих названий моря означало дорогу. И не от древнегреческого ли «понта» (πόντος - море) проистекает русское слово «путь»?

Рис. 1. Античный мир в VI в. до н. э.

Все географические названия, упоминаемые в книге, отражены на карте.

Но особое море - Средиземное. Оно омывает сразу три континента. Его лазурные воды ласкают и согревают все живое. И уж вовсе уникальна его восточная часть - Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом и Малой Азией. Во всем Эгейском море нет точки, удаленной от суши - будь то материк или ближайший остров - более чем на 60 км, как и во всей Греции нет места, отстоящего от моря более чем на 90 км.

Россыпи островов, больших и малых, покрывают Эгейское море. Не успеешь отплыть от одного из них, как на горизонте появляется второй, затем - третий. Круг Киклады - вершины некогда ушедшего под воду горного хребта - и небрежно разбросанные Спорады создавали идеальные условия для древнего мореплавателя, для которого упускать берег из виду было безумием. Эти острова стали опорами незримого моста, связавшего Азию с Европой (рис. 2).

Рис. 2. Самоина - самосский военный корабль времен Пифагора.

Эгейское море для древних греков - это не просто место ловли кефали или сардин, но это и путь к иным народам и иной культуре, это дорога к невиданным произведениям искусства и сказочным восточным богатствам, это окно в неведомый мир знаний, хранимый скупыми на слова восточными мудрецами. Море - это путешествие в волшебную страну чудес, дорогу в которую указывают звезды.

Начиная с VIII в. до н. э. у каждого большого города-государства Эллады появляются за морем свои колонии. Эти отростки сильного эллинского древа появляются всюду: в Южной Италии и по берегам Южной Галлии, в Иберии и Северной Африке, в дельте Нила и на далеком Понте Эвксинском (Черном море), где только один Милет основал около сотни поселений.

Но - и в этом источник греческого гения - открывая в плаваниях новые земли, вступая в прямые контакты с великими восточными цивилизациями, греки умели найти в себе способности усваивать их уроки, а не отмахиваться от них. Греки не только впитывали мудрость великих учителей, но и творчески преломляли ее, а главное - сказочно обогащали.

«Что бы эллины ни перенимали от варваров, они всегда доводили это до более высокого совершенства». Эти слова Платона из его посмертного диалога «Эпиминос», хотя и принадлежат эллину, очень точно передают суть интеллектуальных отношений между Востоком и Элладой. Вот почему именно восточные греки, и прежде всего ионийцы и эолийцы, заложили основы философии (Фалес из Милета), математики (Пифагор с острова Самос), лирической поэзии (поэтесса Сапфо с острова Лесбос). Так зарождалась новая оригинальная культура, так по незримому островному мосту перетекала в Европу древняя восточная мудрость.

Но и материковая Греция, изрезанная горными хребтами и глубокими долинами, походила скорее на группу островов, на каждом из которых протекала своя жизнь. Горные кряжи, будто стены крепостей, защищали жителей долин от смертоносных вихрей завоеваний, беспрепятственно проносящихся над беззащитными равнинами. Сама природа способствовала возникновению в Греции сотен обособленных городов-государств (по-гречески полисов: πόλις - город), цепко державшихся за свою политическую и хозяйственную независимость.

По сравнению с огромными рабовладельческими деспотиями Древнего Востока и уж тем более по сегодняшним меркам размеры этих государств были смехотворно малы. Например, по подсчетам профессора С. Я. Лурье, население беотийского государства Хорсий в III в. до н. э. составляло 64 человека. Впрочем, и сами Афины в лучшие времена имели не более двух-трех сотен тысяч жителей.

По крутой тропинке (греки не любили обходных путей и прокладывали тропы напрямик, высекая ступени в скалах) можно было подняться на ближайшую вершину и окинуть взором все свое государство, лежащее внизу в долине. По другую сторону хребта, в другой долине, было уже другое государство. Столь близкое соседство разных государств неизбежно приводило к бесконечным конфликтам. Увы, это была неизлечимая язва греческого народа, которая оказалась для него смертельной.

Небольшие размеры греческих полисов стимулировали к участию в общественной жизни практически все население. Свободные члены общества были гражданами, а не бесправными подданными, как на Востоке. В пору расцвета в Афинах некоторые общественные должности замещались ежегодно в порядке жеребьевки, город практически не знал слоя чиновников, а высшим законодательным органом было собрание граждан полиса. Так, в Греции задолго до нашей эры возникла невиданная форма политического управления - народовластие, или по-гречески демократия (δημο-κρατία - от δημος, народ и κρατέω - управлять), форма, которая и сегодня через два тысячелетия является манящим идеалом для многих народов мира.

Возможность общения сразу всех жителей государства породила дух состязательности, который пропитал все слои общественной жизни Эллады. Каждый праздник, посвященный любому из богов, а богов в Древней Греции было великое множество, непременно заканчивался соревнованиями атлетов, состязаниями певцов, танцоров, музыкантов, поэтов, конкурсами трагиков, комедиантов, ремесленников, конкурсами красоты - и женскими, и мужскими. На время всенародных Олимпийских или Пифийских игр воюющие стороны складывали оружие, толпы людей устремлялись по дорогам Греции к месту состязаний, жизнь в городах замирала. Награда победителю была, как правило, невелика - лавровый венок или корзина винных ягод, но всегда эта награда была очень почетна. В исключительных случаях победителю ставили памятник или избирали на ответственные государственные должности. Так, величайший драматург Эллады Софокл (ок. 496 - 406 до н. э.) после своей «Антигоны» был избран военачальником и, надо сказать, с честью провел ряд военных операций.

Раскрепощенный ум, чувство свободы и собственного достоинства породили взрывоподобный всплеск интеллектуальных сил Греции. Неугомонная мысль забурлила в узких, а порой и грязных улочках греческих полисов. Не в помпезных державах Древнего Востока с их чудовищно громадными пирамидами, храмами, статуями, фантастическим богатством, а в бедности, но в свободе взрастала беспримерная по силе интеллекта и духа культура. Торжество человеческого разума стало главным богатством и невиданным завоеванием греческого народа.

Влилась в века Эллада, как вино,-

В дворцовой фреске, в мраморном кумире,

В живом стихе, в обточенном сапфире,

Явя, что было, есть и суждено.

(В. Брюсов)

Именно греки первыми из древних народов стали искать тайны мироздания не в религиозных канонах, а в самом мироздании, окружающем человека. И именно греки первыми ощутили щемящую радость постижения истины.

Трижды счастливы души, которым дано

Подняться до истин подобных и звездное небо измерить.

В этих двух строках древнеримского поэта Овидия (43 до н. э. - ок. 18 н. э.) заключен еще один кладезь, которым владели древние греки (и которым они щедро одарили древних римлян), - это тонкое чувство прекрасного. С молоком матери впитывали греки краски щедрой Эллады: синеву неба, лазурь моря, золото морского песка, зелень вздыбленных хребтов, блеск неприступных скал и вновь синеву неба. «Гармоническая природа этой страны, чуждая всякой чудовищной громадности, всяких чудовищных крайностей, - писал В. Г. Белинский, - не могла не иметь влияния на чувство соразмерности и соответственности, словом, гармонии, которое было как бы врожденно грекам».

Никакой другой народ не был так богато и счастливо одарен природой. Склонные к веселью и наслаждениям, с радостью предаваясь пению, танцам и гимнастическим упражнениям, греки в то же время имели пытливый ум и живое стремление к знаниям, проницательный и трезвый взгляд на природу, лишенный схоластических умствований египетских и вавилонских мудрецов. Чувством прекрасного и чувством гармонии пронизана вся греческая культура. Художники боготворили красоту человеческого тела, поэты воспевали радость жизни, но и ученые, все изучая и все испытуя согласно законам разума, мыслили не только логическими категориями, но и живыми образами. Величайший философ Платон (428 или 427 - 348 или 347 до н. э.) писал нежные лирические стихи:

Яблоко это тебе я кидаю. Поймай, если любишь,

И отведать мне дай сладость твоей красоты...

Вообще наука и искусство шли в Древней Греции рука об руку, а математика и музыка назывались родными сестрами.

Таковы были древние греки, подобно смеющемуся солнечному лучу явившиеся на небосклоне истории. Такова была великая греческая культура, которую Гегель сравнил с быстро облетающей розой.

Таков Эллады край чудесный,

Уже умершей, но прелестной.

(Дж. Г. Байрон)

И все же не следует забывать о двух тысячелетиях, отделяющих нас от Древней Эллады. Мы восхищаемся мудростью древних эллинов, предугадавших многие пути развития и многие принципиальные проблемы современного научного знания, но мы и снисходительно улыбаемся, видя их конкретные результаты - слишком далеко вперед ушло современное естествознание. Идея симметрии, положенная древними греками в основу строения атома,- эта в чистом виде идея XX в. - поражает нас своей прозорливостью, однако ее воплощение - сами атомы, мыслимые Платоном в виде правильных многогранников, - кажется сегодня безнадежно наивным. Нас пленяют беломраморные шедевры Эллады, ее восхитительные статуи и безупречные храмы, и мы не думаем о том, что во время жертвоприношений по их отполированным ступеням текли потоки крови, а безмятежная лазурь безоблачного неба была пропитана запахом крови и горящего жира.

Вообще ослепительный свет греческого интеллектуального и художественного гения никак не проникал в сумрачные подвалы их нравов и суеверий, бывших не только забавными, но порой и чудовищно жестокими. Чтобы весна вновь вернулась на землю, в Афинах ежегодно устраивалось пышное бракосочетание самой знатной афинянки, жены первого сановника города, с деревянной статуей бога плодородия Диониса, хранившейся весь год взаперти специально для этого случая; для избавления города от несчастий существовал ритуал изгнания «козлов отпущения», каковыми часто оказывались несчастные жители города: их жестоко избивали прутьями из морского лука, затем сжигали и пепел развеивали над морем; прославленный полководец Фемистокл накануне Саламинской битвы принес в жертву богу Дионису-Пожирателю трех знатных персидских юношей, трех красавцев - племянников персидского царя, одетых по этому случаю в роскошные, шитые золотом одежды; мудрый Демокрит, основоположник материализма и создатель учения об атомах, призывал девушек во время регул трижды обегать засеянное поле, дабы оно одарило крестьянина обильными всходами. И т. д., и т. д., и т. д.

С тех пор мир неузнаваемо переменился. Но сила и слава античной культуры продолжает сиять в веках. По двум столбовым дорогам философии - дорогам Платона и Демокрита - идут современные философы: мудрость Пифагора, энциклопедичность Евклида, искрометность идей Архимеда продолжают восхищать и питать современных математиков, совершенство линий Парфенона и божественная красота Афродиты Милосской два с половиной тысячелетия вдохновляют художников (рис. 3).

Рис. 3. Ника Самофракийская - олицетворение победы, ставшая и символом иного взлета Древней Эллады. Мрамор. Конец IV в. до н. э. Париж. Лувр.

И все-таки как и почему именно в Греции, будто Афродита из пены морской, родилась поразительно современная культура? Два тысячелетия лучшие умы человечества пытаются постичь этот непостижимый феномен «греческого чуда». Вот почему нам остается лишь вернуться к началу пролога и с гордостью констатировать: Греция - это слава человеческой культуры, Греция - колыбель европейской цивилизации.

Античная Греция подарила миру множество абсолютно новых идей и изобретений. Тут появились:

  • философия,
  • математика,
  • медицина,
  • Олимпийские игры,
  • театр,
  • реалистическое искусство,
  • наука, в целом, – как особая форма познания со своими методологией и понятийным аппаратом,
  • историография,
  • гражданское самосознание

и, наконец, демократический строй. Практически всё, что сегодня имеет западная цивилизация, начиная от научных достижений и заканчивая политическими концепциями, уходит своими корнями в древнегреческую культуру.

В Европе не раз предпринимались попытки порвать связь с античным прошлым и создать нечто коренным образом, отличающееся от древнегреческих идеалов. Например, в эпоху Средневековья на смену жизнеутверждающему мировоззрению древних греков пришёл культ аскезы и умерщвления плоти. Античное наследие было объявлено богомерзким и языческим. Множество чудесных памятников этой эпохи было уничтожено. Однако даже средневековые монахи не смогли полностью отказаться от греческой культуры. Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский и многие другие средневековые теологи писали свои труды, опираясь на философские концепции и понятия, разработанные ещё Платоном и Аристотелем. Сегодня греческая культура по достоинству признана одной из самых ярких и влиятельных в истории человечества.

Причины культурного подъёма в Древней Греции

Складывание на Балканском полуострове столь богатой культуры было связано с множеством факторов. Во-первых, Греция имела очень удобное географическое положение. Свободный выход к морю позволил грекам путешествовать по всему Средиземноморью и Азии. Морские путешествия без навигационных приборов, карт, астрономических расчётов и хорошо спроектированных кораблей были сложны и опасны. Поэтому греки достаточно рано стали заниматься развитием инженерных наук, математики и астрономии. Этот народ много занимался торговлей, накапливая огромные богатства, принимал у себя иностранных купцов и заимствовал лучшее из культуры и науки соседних стран. Благоприятный климат, великолепные горные пейзажи и буйная растительность пробудили в греках особое понимание природы и стремление к гармонии с Космосом.

Во-вторых, греки жили в регионе с большими залежами металлов, в том числе, драгоценных. Обработка металла способствовала подъёму всех прочих хозяйственных направлений (например, сельского хозяйства), а также позволила грекам стать могущественной с военной точки зрения нацией. Но применение металлов не ограничивалось лишь войной и экономикой, древние греки стали создавать великолепные ювелирные украшения, статуэтки и посуду.

В-третьих, в Греции после разложения родоплеменного строя возник особый вид общественной организации – полис. Для греков полис воспроизводил Космос в миниатюре. Внутри полисов царила демократия. Собрания свободных граждан определяли политические цели всего общества, вершили суд, решали земельные вопросы. Каждый житель полиса чувствовал себя ответственным за свою родину. Ценность человека также измерялась пользой, которую он приносит полису. Поэтому в менталитете древних греков всегда присутствовала доля соревновательности. Они стремились проявить себя на поле боя, на олимпийской арене или в науке.

Несмотря на крушение античного мира, культурное наследие древних греков до сих пор живо и продолжает активно развиваться.

Греция является родиной демократии, западной философии, основных принципов физико-математических наук, театра, современных Олимпийских игр... Плюс ко всему благоприятный климат, тёплые моря, омывающие страну, своеобразный ландшафт - всё это делает Грецию одной из самых посещаемых стран мира.

Официальное название страны – Греческая Республика . Но сами греки свою страну называют Эллада . Слова «Греция» и «грек» употребляются ими только в общении с иностранцами.
Страна расположена на Балканском полуострове и многочисленных островах. Омывается 4 морями: Эгейским, Ионическим, Средиземноморским и Критским. Граничит с Албанией, Республикой Македонией, Болгарией и Турцией.

Государственные символы Греции

Флаг - прямоугольное полотнище, состоящее из девяти равновеликих горизонтальных чередующихся полос синего и белого цветов. Внутри синего квадрата в левом верхнем углу расположен белый прямой крест. Флаг принят 27 марта 1822 г.

Герб - состоит и двух основных элементов - лазоревого щита с серебряным крестом (фрагмент флага), а вокруг щита - лавровый венок. Щит с крестом символизирует воинскую славу и главную греческую религию - православие. Лавровый венок символизирует древнюю историю Греции: такими венками награждали победителей древних Олимпийских игр.
Официально герб Греческой Республики изображается в двухцветном варианте с применением лазоревого (визуально голубого) и серебряного (визуально белого) цветов. Герб с золотым лавровым венком используется вооружёнными силами Греции. Многоцветный вариант герба предназначен для гражданского использования.

Краткая информация о стране

Столица – Афины.
Крупнейшие города – Афины, Салоники, Пирей.
Официальный язык – греческий.
Форма правления – парламентская республика.
Глава государства и Верховный главнокомандующий – президент. Избирается сроком на 5 лет.
Глава исполнительной власти – премьер-министр.
Территория - 131 957 км².
Население - 10 787 690 чел. В городах проживает 61% населения.
Государственная религия – православие.
Валюта – евро.
Экономика . В промышленном секторе преобладают высокие технологии производства оборудования, особенно в области телекоммуникаций. Среди других важных отраслей - текстильная, химическая промышленность, строительных материалов, машиностроения, транспортного оборудования и электрических приборов. Значительная доля доходов Греции поступает от сферы туризма.
Сельское хозяйство – составляет всего 7% ВВП.
Образование – обязательное для всех детей в возрасте от 6 до 15 лет. Включает начальное (6 классов) и неполное среднее (гимназия, 3 класса) образование. Существуют дошкольные учреждения: ясли-сады (для детей от 2,5 лет) и детские сады. Существует система профессионально-технического образования, техникумы; высшее образование осуществляется университетами и институтами технического образования. Создание негосударственных высших учебных заведений в стране запрещено.
Климат – различный в разных частях страны. Средиземноморский (с мягкой зимой и жарким сухим летом) - в центральной части Греции, на восточной части Пелопоннеса. Альпийский – в горных районах, умеренный (с холодной, влажной зимой и жарким сухим летом) – в Восточной Македонии и Фракии.

Достопримечательности Греции

Особой популярностью в Греции пользуются историко-культурные центры Афины, Дельфы, остров Корфу, Крит .
Центры пляжного отдыха - полуостров Халкидики, острова-курорты Миконос, Санторини, Парос и Крит .
Центры паломничества христиан - Святая гора Афон, Метеорские монастыри, византийские памятники Салоник (Базилика Святого Димитрия, Базилика Святой Софии и другие), которые занесены в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО. Именно с памятников всемирного наследия ЮНЕСКО мы и начнём рассказ о достопримечательностях Греции.

Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО в Греции

Храм Аполлона Эпикурейского в Бассах

«Этот храм может считаться первым как по красоте мрамора, так и по тщательности работы», - так писал древнегреческий географ Павсаний. Руины этого храма находятся в центре Пелопонеса, недалеко от города Фигалия. История его связана с военными действиями, происходившими на территории Аркадии. Он был построен между 450 и 400 гг. до н.э. на склоне горы Котилион на высоте 1131 м над уровнем моря. Храм необычен тем, что демонстрирует образцы трёх ордеров древнегреческой архитектуры. Он ориентирован с севера на юг. Храм был случайно обнаружен французским архитектором в 1765 г. Первые серьёзные раскопки производились здесь в 1836 г., в них принимал участие Карл Брюллов.

Афинский акрополь

Возвышенная и укреплённая часть древнегреческого города, так называемый верхний город; крепость (убежище на случай войны). Акрополь в Афинах представляет собой 156-метровый скалистый холм с пологой вершиной.
Первые укрепления появились здесь ещё задолго до наступления классического периода. Уже во времена архаики (750 г. до н. э.- 480 г. до н. э.) здесь располагались величественные храмы, скульптуры, различные предметы культа. Акрополь также называют «Кекропия» или «Кекропс» – в честь Кекропса, который, по легенде, был первым царем Афин и основателем Акрополя.

Парфено́н - памятник античной архитектуры, древнегреческий храм, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики богине Афине-Девственнице. Построен в 447-438 до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в 438-431 годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.

Дельфы

Один из древнейших городов Греции, был известен в античном мире храмом Аполлона и знаменитым оракулом, к которому съезжались для гаданий паломники. В Дельфах проходили общегреческие Пифийские игры (вторые после олимпийских, проходившие раз в четыре года в Дельфах).

На картинке: Амфитеатр в Дельфах, где проходили художественные соревнования
Согласно мифологии, Зевс послал с краев света двух орлов, и они встретились на пифийской скале. Эта встреча обозначила, что там находился Пуп Земли, который охраняли две Горгоны.

Родос

Четвёртый по величине греческий остров, общей площадью 1398 км², расположен на юго-востоке Греции. Омывается Эгейским и Средиземным морями. Административным центром является город Родос.
Родос часто называют «жемчужиной Средиземноморья». Он богат природными, археологическими достопримечательностями и памятниками и интереснейшей историей. Историческая часть города Родос, крупнейшего населённого пункта острова, включена в список всемирного культурного наследия.

Основное оборонительное сооружение средневекового города Родос, бывшая резиденция великого магистра Родосского ордена. Крепость выстроили владевшие островом в средние века рыцари-госпитальеры в XIV в. После утраты крестоносцами Святой земли сюда была перенесена резиденция великого магистра ордена. По мнению современников, в конце XV в. Родосская крепость была самой современной и неприступной из христианских крепостей. Рыцари-госпитальеры обороняли Родос от нападения мусульман на протяжении 213 лет. Крепость выдержала две крупные осады: 1444 и 1480 гг. Благодаря неприступности рыцарской твердыни, Родос пал на 70 лет позднее Константинополя. Она уцелела при землетрясениях и осадах, но была разрушена в 1856 г. случайным взрывом. Дворец восстановили итальянцы в 1930-е годы для Муссолини и короля Виктора Эммануила III.

Долина Петалудес (Долина бабочек)

Одна из самых известных достопримечательностей острова Родос. Тысячи бабочек семейства медведиц слетаются в долину с конца мая, после наступления сухого сезона, привлекаемые влагой и прохладой, а также запахом стираксов (крупный кустарник). Из-за наплыва туристов популяция бабочек оказалась под угрозой.

Гигантская статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса , которая стояла в портовом городе Родосе. Одно из «Семи чудес света». В 305 до н. э. Деметрий I Македонский высадился на Родосе с сорокатысячным войском. Продержав главный город острова в осаде целый год, несмотря на сооружение множества осадных орудий, он был вынужден отступить.
Народ Родоса продал брошенные осадные орудия и построил статую почитаемого ими бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове - по легенде, он был его создателем: не имея места, ему посвящённого, солнечный бог вынес остров на своих руках из морской глубины. 12 лет трудился скульптор Харес над созданием почти 36-метрового бронзового гиганта – это был высокий и стройный юноша-бог с лучистым венцом на голове. Он стоял на белом мраморном постаменте, слегка отклонившись назад и напряженно всматриваясь вдаль. Статуя бога возвышалась прямо при входе в гавань Родоса и была видна с ближайших островов. Статуя была изготовлена из глины, в основе её был металлический каркас, а сверху она была покрыта бронзовыми листами. Колосс простоял 65 лет . В 222 году до н. э. статую разрушило землетрясение.
В ноябре 2008 г. объявили о намерении реконструировать статую в виде светотехнической инсталляции. Конструкция будет в несколько раз выше своего оригинала - от 60 до 100 метров.

Монастыри Метеоры

Один из крупнейших монастырских комплексов в Греции, прославленный своим уникальным расположением на вершинах скал. Монашеский центр был образован около X в. и с тех пор существует непрерывно. По административно-церковному делению входит в митрополию Стаги и Метеор Элладской православной церкви.
Шесть действующих православных монастырей расположены на вершинах грандиозных скал, находящихся на ровной поверхности Фессалийской равнины. Скалы достигают 600 м над уровнем моря и являются редким геологическим явлением. Они образовались более 60 миллионов лет назад и являлись каменистым дном доисторического моря, находившегося на месте равнины. В результате воздействия воды, ветра и перепадов температур получились массивные, как бы зависшие в воздухе каменные столбы, получившие название (от греч. μετέωρα - «парящие в воздухе»).

По преданию, первые отшельники поднялись на эти каменистые и неприступные, отрезанные от мира вершины скал задолго до X в. Согласно большинству исследователям, первым отшельником был некий Варнава , который в 950-970 гг. построил старейший скит Святого Духа. Затем последовало возведение других монастырей.

На картинке: Монастырь Святого Николая Анапавсаса

Афон

Также известна как «Святая Гора». Имеет название «Автономное монашеское государство Святой Горы». Несмотря на это, не является самостоятельным государством. Это самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции Константинопольского Патриарха с 1312 г. Является крупнейшим в мире средоточием православного монашества. На Афоне используется исключительно юлианский календарь, в том числе в административных документах. Население Афона – около 2,5 тыс. человек. Это место почитается как земной Удел Богородицы. Въезд женщинам и животным женского пола на Афон запрещён.

Салоники. Раннехристианские и византийские памятники

Салоники – второй по величине город Греции. Был основан в 315 г. до н.э. македонским царём Кассандром . Расцвет города относится к византийской эпохе. С 1430 г. город находился в составе Османской империи, а после Балканских войн 1912-1913 гг. отошёл к Греции.
После большого пожара в 1917 г. группа архитекторов и градостроителей выбрала византийский период в качестве основы реконструкций зданий центра города Салоники. Центр характеризуется многими историческими зданиями, аркадами, сочетаниями различных архитектурных стилей, в том числе и XX в.: модерн и ар-деко.

Церковь св. Дмитрия (V-VII вв.)

Обширное и сложное сооружение длиной 60 м и шириной 30 м. Под его алтарной частью находится подземная церковь – крипта . На протяжении многих веков эта церковь разрушалась и вновь восстанавливалась, в результате чего облик храма отражает все этапы истории памятника.

Кафедральный собор св. Софии

Крестокупольный трёхнефный христианский храм в Салониках. Представляет собой исключительно редкий образец церкви иконоборческого периода (религиозно-политическое движение в Византии в VIII - начале IX вв., направленное против почитания идолов. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон - идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху... не поклоняйся им и не служи им»), сочетающий в себе черты крестово-купольного храма и трёхнефной базилики.

Базилика Богоматери Нерукотворной (Базилика Ахиропиитос)

Одна из самых древнейших сохранившихся до нашего времени раннехристианских базилик. Построена она на месте развалин римского строения, мраморные полы которого были обнаружены под восточным скатом базилики. Вероятно, это был комплекс общественных бань, часть которого заняла церковь (восточная и северная части бань продолжали использоваться по назначению после основания храма).
Согласно надписям, сделанным на кирпичах, использованных при строительстве базилики, её постройка датируется 447-448 гг.
Интерьер базилики Ахиропиитос

Город известен развалинами древнего театра и храмом Асклепия. В настоящее время рядом с древними руинами расположено небольшое рыбацкое поселение.
Наиболее хорошо сохранившийся из древнегреческих театров, действующий и при этом выделяющийся исключительной акустикой и эстетикой. Был построен между 340 г. до н. э. и 330 г. до н. э. Был открыт после раскопок, которые провёл археолог Панагис Кавадиас в 1870 г. В 1938 г. в театре состоялись первые выступления. В начале 50-х были проведены реставрационные работы, и с 1955 г. проводится театральный фестиваль в Эпидавре, каждое лето демонстрирующий постановки на сцене античного театра. В рамках фестиваля в Эпидавре участвовали некоторые из величайших греческих и зарубежных артистов, в том числе известная греческая оперная певица

Один из важнейших культурных и политических центров поздней Византийской империи. Столица Морейского деспотата. У города очень сложная и героическая история. Сейчас это музей под открытым небом, объект всемирного наследия.
Начиная с VI в., горные районы Тайгета на полуострове Пелопоннес заселяют славянские племена милинги и эзериты. Эти племена отличались воинственностью и непокорностью. Многократные попытки византийских властей подчинить их постоянно встречали сопротивление.

На картинке: Олимпия, развалины
Изначально – поселение в греческой области Элида, расположенной в северо-западной части Пелопоннеса. Древнейшие поселения на этой территории относятся к неолиту.
Кто основал в Олимпии Олимпийские игры, неясно. В мифах есть три версии, но преобладает следующая: игры основал Пелопс, который победил в состязаниях колесниц царя писов Эномая. Традиционная дата первой Олимпиады – 776 год до нашей эры . В VII-VI вв. происходили длительные столкновения между элейцами и писатами за право проведения Игр, победу в этой борьбе одержали элейцы. К той же эпохе относится введение Олимпийского перемирия, на период которого все войны между греческими полисами прекращались.

На картинке: Статуя Зевса в Олимпии
VI-V вв. - время наибольшего расцвета Игр. К V веку относится знаменитая статуя Зевса работы Фидия, а также дошедший до нас фриз Храма Зевса, многочисленные постройки. После этого начался постепенный закат. Игры постепенно теряли религиозный характер и становились чистым спортом.

Делос

Греческий остров в Эгейском море. Согласно мифам Древней Греции, на острове произошло рождение богов Аполлона и Артемиды . С древних времён Делос являлся священным местом поклонения у греков. На острове есть множество достопримечательностей, в их числе храмы Аполлона и Диониса.
Остров сохранил множество следов различных цивилизаций Эгейского мира с 3-го тысячелетия до н. э. до раннехристианского периода. Археологические памятники Делоса, разнообразные и очень тесно сконцентрированные, формируют образ большого многонационального средиземноморского порта.

Монастыри византийской эпохи

Из памятников византийской эпохи в Греции наиболее известны монастыри Дафни, Хоссиос-Лукас и Неа-Мони.

Дафни (в окрестностях Афин)

Основан в VI в. на месте языческого святилища Аполлона Дафнийского, которое было разорено готами в 395 г. Из ионических колонн античного храма, которые использовались при возведении церкви, ныне сохранилось только одна. Оставшиеся в XIX в. были вывезены в Англию лордом Элгином. Монастырский крестовокупольный храм принадлежит к лучшим сохранившимся образцам зодчества эпохи Македонской династии и средневизантийского периода в целом. Его возведение может быть отнесено к первой половине XI ст. Мозаичное убранство появилось несколько позднее, на рубеже XII в.

Осиос-Лукас (Фокида)

Основан во второй половине X в ., знаменит своими мозаиками периода Македонской династии.
Монастырь был основан преподобным Лукой Стириотом , который отшельником поселился на склонах Геликона около 946 г . Вскоре вокруг него образовалась монашеская община и было начато строительство первого монастырского храма во имя святой Варвары. Лука скончался в 953 г. и был погребён в своей келье, над которой позднее была построена небольшая церковь. В начале XI в . монастырь был украшен мозаикой, была возведена крепостная стена вокруг монастыря.

Неа Мони (о. Хиос)

Православный монастырь на острове Хиос, основанный в первой половине XI в . Монастырь был основан византийским императором Константином IX , его супругой Зоей и её сестрой Феодорой. Его строительство связано с преданием, что на этом месте три монаха: Никита, Иоанн и Иосиф - нашли на ветке горящего мирта икону Богородицы. Монастырь благополучно пережил турецкое завоевание, т.к. являлся ставропигией константинопольского патриарха. Сильно пострадал в ходе хиосской резни 1822 г . (жестокая расправа 11 апреля 1822 г. турками над жителями острова Хиос за то, что островитяне поддержали борцов за независимость Греции) и землетрясения 1881 г. К середине XX в. количество монахов в нём резко сократилось, и он был преобразован в женский монастырь.
Неа Мони знаменит мозаиками периода Македонской династии, украшающими его кафоликон.

На картинке: Богородица и скорбящие жены (деталь мозаики «Распятие Христово»)

Остров Самос

Славится своими многочисленными памятниками древнегреческой культуры. Самыми главными из них являются Пифагория с развалинами древнего города, с крепостными стенами, водопроводом, общественными зданиями, святилищами и храмами, рыночной площадью, банями, стадионом и жилыми домами (VI век до н.э.) и святилище богини Геры .
На о. Самос родились, жили или работали известные деятели: астроном и математик Аристарх Самосский , математик Аристилл, поэт Асклепиад Самосский , афинский политик Гипербол , Патриарх Иерусалимский Ириней I , астроном и математик Конон Самосский , математик и философ Пифагор , архитектор и скульптор Феодор Самосский , баснописец Эзоп, философ Эпикур и др.

Древний город, один из центров Микенской культуры, позднее - греческой цивилизации. Датируется II в. до н. э. В настоящее время находится в руи́нах.
По преданию, город построен Персеем . Здесь жили потомки Даная, при которых сильно возвысившийся соседний Аргос, подчинив себе Микены. В эпоху Греко-Персидских войн окончательно погиб в борьбе с аргосцами. Жители переселилисьв другие места, в том числе к царю Александру Македонскому.
В доантичный период Микены были одним из крупных центров Эгейской цивилизации, погибшей в результате извержения вулкана Санторин на острове Тира в Средиземном море. Здесь правил Агамемнон .
В 1876 г. Г. Шлиман приступает к раскопкам в Микенах. Именно сюда Агамемнон и его воины доставили богатую добычу Трои.

Другие достопримечательности Греции

Крупнейшее ущелье в Европе , расположено на юго-западной оконечности острова Крит. Одна из наиболее известных достопримечательностей Крита. Длина ущелья около 16 километров, а ширина колеблется от 3,5 до 300 метров. Заселено ущелье с незапамятных времен. Тут найдены остатки храмов, посвященных, предположительно, Аполлону и Артемиде. В VI в. до н. э. в конце ущелья был построен город Тарра. Небольшой, но автономный и чеканивший свою монету. На монетах изображались с одной стороны голова дикой козы, а с другой - пчела. Речка, текущая вдоль ущелья, называлась Тарреос. Об ущелье упоминают древние авторы Диодор, Секлиот, Плиний и другие. Своего расцвета город достиг во времена римского владычества.
В 1962 г. ущелье получило статус национального парка . Заповедник занимает площадь 4850 га.

Плака (Афины)

Самый старый район Афин , расположенный у подножия северного и восточного склонов Акрополя с лабиринтами узких улочек и домами, построенными в неоклассическом стиле. Улица Адриана является старейшей улицей Афин и, как показали раскопки, сохранившей своё направление с древнегреческих времён.
Многие дома стоят на фундаментах античных времен, хотя их фасады и возведены в XVIII веке. В 60-х годах XX в. многие жители переселились в другие районы Афин, а пустые дома и дворы заняли таверны и винные погребки. Но отличное местоположение и наличие многочисленных пешеходных улочек превратили Плаку в привлекательное место для жилья, и сейчас многие стремятся здесь поселиться.

Национальная художественная галерея (Национальная Пинакотека) в Афинах

Художественный музей в Афинах, основанный в 1900 г . и посвященный греческому и европейскому искусству от XIV в. до современности . Здесь выставлены работы Доменикос Теотокопулоса, более известного под принятым испанским именем - Эль Греко . Среди других ренессансных художников Якоб Йорданс, Лука Джордано, Джованни Баттиста Тьеполо, Ян Брейгель Младший, Ян Брейгель Старший, Лоренцо Венециано, Якопо дель Селлайо и Альбрехт Дюрер.

Горный хребет протяженностью 75 км. Наивысшая точка 2404 м (гора Святого Илии). Расположен на юге полуострова Пелопоннес. Состоит преимущественно из кристаллических сланцев и известняков. Наиболее высокие вершины зимой покрываются снегом. У восточных склонов находится город Спарта.

Караискакис (стадион)

Находится в городе Пирей в Греции. Является домашней ареной футбольного клуба «Олимпиакос». Стадион назван в честь Георгиоса Караискакиса , героя войны за независимость Греции, который был смертельно ранен в этой местности. Стадион был открыт в 1896 г. и впервые был использован для летних Олимпийских игр 1896 г. как велодром.
10 октября 1974 г. здесь состоялся публичный концерт композитора Микиса Теодоракиса в честь окончания военной диктатуры в Греции (1967-1974).

Белая башня (Салоники)

Памятник архитектуры и музей в прибрежном районе города Салоники. В ней находится музей Византии, она является одной из главных достопримечательностей города.
Изначально построена турками как оборонительное сооружение. Затем стала известной тюрьмой и местом массовых казней. Реконструирована и побелена после того, как в 1912 г. город перешёл под власть Греции. Бывшая «Кровавая башня» превратилась в «Белую башню», которую мы знаем сегодня. Она стала символом города, а также символом греческого суверенитета Македонии.

Заппейон

Здание в классическом стиле, построенное в Афинах австрийским архитектором Теофилом фон Хансеном.
Названо в честь Евангелиса Заппаса, греческого миллионера и мецената , организовавшего и субсидировавшего проведение первых Олимпий, предшественниц современных Олимпийских игр. Строительство Заппейона было начато в января 1874 г. и окончено в 1888 г. Заппейон с самого своего возведения использовался многофункционально. Во время Олимпийских игр 1906 г. здесь находилась Олимпийская деревня. Во время Второй мировой войны в 1940 г. в здании располагался греческий военный госпиталь.

Сохранившиеся в городе Салоники части погребального комплекса римского императора Галерия , построенного в конце III - начале IV вв . Гробница в начале V в. стала христианской церковью, посвящённой Георгию Победоносцу. С 1590 г. использовалась как мечеть, а после возвращения здания церкви в 1912 г. в нём был открыт музей христианского искусства, и богослужения совершаются только по великим праздникам.

Курорты Греции

Префектура Греции. Жемчужина Греции, идеальное место для отдыха. Центр пляжного туризма в Греции. Полуостров формой напоминает трезубец, он расположен в северной части Эгейского моря. Три его «пальца»-полуострова - Кассандра, Ситония и Агион-Орос (Афон). На Халкидики родился Аристотель.

Замечательные пляжи, мягкий песок, много зелени, тёплое чистейшее море – всё это делает морское побережье Кассандры любимым местом отдыха.

Ландшафты Ситония

На полуострове Ситония гармонично сочетаются сосновые леса и холмы, множество живописных бухточек и заливов, великолепные песчаные пляжи. Ситония предлагает тихий отдых на фоне великолепной природы и идеально подходит для тех, кто любит уединенный отдых. Мягкий средиземноморский климат и спокойное море привлекают семьи с детьми.
Здесь предлагается и эксклюзивный отдых: гольф-клуб, верховая езда, единственное на Халкидиках казино, собственные виноградники, частная пристань, детские клубы. Ситонию за обилие зелени и цветов называют парком полуострова Халкидики .
Многочисленные бухточки полуострова с песчаными или белоснежными галечными пляжами так и манят своей красотой и покоем.

История Греции

Древнейшие поселения Греции

Греция была заселена очень давно. Останки древнейших архантропов возрастом в 360 тысяч лет найдены в пещере Петралоне. Найдены останки неандертальцев, живших 40 тыс. лет назад на территории Пелопоннеса. Одной из древнейших неолитических стоянок в Греции считается пещера Франхти (7 тыс. лет до н. э.), она свидетельствует о наличии у её обитателей развитого мореходства.

Микенская цивилизация

Первая культура на территории Греции собственно греческого населения - это Микенская культура, объединившая в себе достижения прежних эгейских культур. Микенская культура существовала начиная с прихода ахейцев в эгейский регион около 2100 года до н. э. вплоть до падения цивилизации около 1100 года до н. э. Это время нашло отражение в эпических поэмах Гомера и основной части греческой мифологии. Микенский период получил своё название от археологического участка Микены, расположенного на северо-востоке Пелопоннеса.
Микенская цивилизация управлялась военной аристократией. Около 1400 года до н. э. Крит перешёл под контроль микенцев. Около 1100 года до н. э. произошло внезапное крушение микенской цивилизации, многочисленные города были разорены, и Греция погрузилась в эпоху тёмных веков.

Тёмные века

Период в истории Древней Греции, охватывающий ок. 1200-800 гг. до н. э., который начался после заката микенской культуры и закончился с началом расцвета греческих полисов.
Об этом периоде известно очень мало, он характеризуется упадком культуры и утратой письменности. Происходит окончательное разрушение остатков микенской цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений и их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

Древняя Греция (776-323 гг. до н. э.)

Древней Грецией называют страны, в которых говорили по-гречески в древний период истории. Это Пелопоннес (территория современной Греции) и другие области с греческой культурой, заселенные в древности греками: Кипр, Эгейское побережье Турции (тогда известной как Иония), Сицилия и южная Италия (тогда известные как Великая Греция), а также греческие поселения, разбросанные по побережьям современных Албании, южной Франции, восточной и северо-восточной Испании, Ливии, Египта, Болгарии, Румынии, Украины и южной России.
Точных дат начала и конца древнегреческого периода не называют. Обычно это греческая история до завоевания Греции Римом. Собственно древнегреческий период начинался с первых Олимпийских игр в 776 г. до н. э. и продолжался до смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э.
Большинство историков считают древнюю Грецию культурным основанием западной цивилизации. Греческая культура оказала влияние на Римскую империю, которая донесла её до многих частей Европы. Древнегреческая цивилизация внесла огромный вклад в язык, политику, образование, философию, искусство и архитектуру современного мира, особенно во время Возрождения в Западной Европе.

Эллинистический период истории Греции (323-146 гг. до н. э.)

Это период от смерти Александра Македонского в 323 г. до н. э. до присоединения Пелопоннеского полуострова и греческих островов к Риму в 146 г. до н. э . Хотя установление римского господства не помешало сохранению эллинистического общества и культуры, которые практически не менялись до прихода христианства, оно привело к концу греческую политическую независимость.
Известие о смерти Александра Македонского послужило сигналом к повсеместным смутам и распрям его полководцев и преемников и к распаду державы, наскоро составленной и недостроенной.

Римская Греция (146-330 гг. н. э.)

Римская Греция - период греческой истории после победы Рима над коринфянами в битве при Коринфе в 146 г. до н. э. до переименования города Византия в 330 г . в Новый Рим, позднее Константинополь, римским императором Константином I и переноса в него столицы Римской империи. В империи были образованы греческие провинции: Ахайя, Фессалия, Крит и Киренаика, Кипр, Эпир, Македония, Фракия, Азия, Вифиния, Понт, Ликия, Памфилия, Писидия, Ликаония, Каппадокия.

Византийская Греция

B 330 г . римский император Константин Великий объявил своей столицей город Византий, переименовав его в Константинополь.

Окончательное разделение Римской империи произошло после смерти в 395 г. Феодосия Великого, а в 476 г. Западная римская империя прекратила свое существование. Пелопоннесский полуостров и большая часть грекоязычного мира остались под властью Восточной римской империи, позже названной Византией . В VII в. были созданы новые единицы территориального деления (фемы). В 1204 г. Константинополь был взят крестоносцами, а незахваченная крестоносцами часть Византии распалась на ряд государств: Никейская империя, Трапезундская империя (Понт), Эпирское царство (Эпир), Морейский деспотат (Пелопоннес) - апанаж Никейской Империи.
В XIV в. Греция была под властью крестоносцев и венецианцев.

Османская Греция (1453-1821 гг.)

Большая часть Греции являлась частью Османской империи с XIV в. до провозглашения независимости в 1821 г . Турки впервые появились в Европе в 1354 г. Византийская империя была ослаблена после взятия крестоносцами Константинополя во время 4-го крестового похода в 1204 г. Турки продвинулись на юг, взяв Афины в 1458 г. К 1500 г. большая часть равнинной Греции и острова перешли к туркам. Только горные районы служили для греков убежищем. Кипр пал в 1571 г., а Венеция владела Критом до 1670 г. Только Ионические острова под властью Венеции так и не были заняты турками.
Период с 1821 г. считается современной Грецией . 25 марта 1821 г. при поддержке европейских стран греки подняли вооруженное восстание против турок, в результате им удалось создать королевство во главе с королем Оттоном .

Оттон, первый король современной Греции

В 1861 г. король Оттон был низложен в результате военного заговора, в 1862 г. он отрёкся от престола.
Королём Греции стал Георг I , второй сына Христиана, принца Гольштейн-Глюксбургского (впоследствии короля датского). В продолжение всего царствования Георга финансовое расстройство было главным бедствием, удручавшим Грецию. Добывающая и обрабатывающая промышленность Греции развивается, торговые её обороты увеличиваются, богатство её растёт; тем не менее росписи её лишь в редкие годы сводятся без дефицитов. Главные международные осложнения в царствование Георга I обусловливались стремлением Греции присоединить турецкие провинции, населённые греками. Положение на Крите было особенно печально. В 1913 г . король Георг I убит анархистом.

Немалую роль в обретении греками независимости сыграл русский флот, разгромивший турок при Наварине. Дальнейшим шагом было создание национальной православной церкви, независимой от Константинопольского патриарха.
Революция 1905-1907 гг. в России вызвала подъем национально-освободительного движения в Греции.
Первая мировая война подтолкнула Грецию к войне с Турцией. Неудачи привели к военным переворотам.
В годы немецкой оккупации в Греции зародилось и окрепло коммунистическое партизанское движение. Но по соглашению Сталина с Черчиллем Греции не суждено было стать коммунистическим государством.

«Чёрные полковники»

21 апреля 1967 г . в Греции произошёл военный переворот, в результате которого к власти пришло военное правительство «черных полковников» во главе с Георгиосом Пападопулосом . В Афины были введены танки, политические оппоненты подверглись репрессиям. Деятельность партий была запрещена, в стране было введено чрезвычайное положение. В декабре того же года король Константин II попытался сделать контрпереворот, но потерпел неудачу и был вынужден эмигрировать из страны. В отсутствии короля Пападопулос в 1972 г. объявил себя регентом. Пытаясь либерализовать режим военной диктатуры, Пападопулос в 1973 г. упразднил монархию и ввел в Греции республиканское правление , объявив себя президентом страны. Студенты Политехнического института в Афинах подняли восстание, которое было жестко подавлено. 25 ноября военные произвели переворот внутри хунты - к власти пришёл генерал Федон Гизикис . Вновь было введено чрезвычайное положение и цензура. Новый военный правитель попытался присоединить населенный греками Кипр к Греции. В ответ 20 июля 1974 г. Турция высадила в десант на острове. В Греции началась мобилизация, но новобранцы подняли мятеж и заставили передать власть гражданскому правительству. Руководители хунты предстали перед судом.

Современная Греция

После свержения «черных полковников» страну возглавил эмигрант Константин Караманлис . В 1974 г. прошли парламентские выборы и референдум, на котором был подтвержден отказ от монархической формы правления. В 1981 г. к власти пришли социалисты, был провозглашен курс на создание социального государства, страна стала членом Евросоюза. В 2001 г. Греция отказалась от национальной валюты и вступила в зону евро.

Культура Греции

Культура Греции формировалась на протяжении многих тысяч лет. Она неразрывно связана с её историей: формирование греческой культуры началось со времён Минойской цивилизации, затем наступило время Классической Греции, влияние Римской и Османской империй, но особое влияние на культуру страны оказало православное христианство.
Греческий язык – один из древнейших языков мира. Он существует уже более 4 000 лет, а письменность - 3 000 лет.
Философия Древней Греции – основа западной философии. Греческая философия родилась ещё в VI веке до н. э ., это были «досократики », большинство их работ не сохранилось. Среди досократиков известны семь античных мудрецов.

Один из них - Фалес Милетский , со времен Аристотеля он считается первым философом Греции, принадлежавшим к милетской школе. Затем была элейская школа, которая развивала философию бытия.
Классический период греческой философии связан с Сократом, Платоном и Аристотелем . В это время Древние Афины становятся центром греческой философии. Сократ размышлял над человеческой личностью. Платон основал Академию и рассматривал философию как логико-этическую систему. Аристотель считал философию учением о реально существующем мире. Но в Древней Греции, кроме этих философских школ, развивались и другие: стоицизм (учение стоиков принято разделять на три части: логику, физику и этику); эпикурейство (в физике Эпикур исходил из признания вечности и несотворимости мира. Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо: отсутствие телесного страдания; невозмутимость души; дружба); скептицизм (философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления) и неоплатонизм (учение, соединяющее и систематизирующее элементы философии Платона, Аристотеля и восточных учений).
Развивалась философия и в эпоху греческого Возрождения (XV-XVIII вв.): клирик Теофилос Коридаллеус, Николай Маврокордат, Викентиос Дамодос, Мефодиос Антракитис, и в эпоху Просвещения : Евгений Булгарис, Иосипос Мисиодакас, Вениамин Лесбосский. В первые годы независимости от Османской империи распространение получила религиозная философия и гегельянство .
В начале XX в.в философии распространяются идеи позитивизма (основной тезис: все подлинное (позитивное) знание – совокупный результат специальных наук). В послевоенное время основными философскими направлениями в Греции стали неокантианство (мир делится на природу (мир сущего или объект естественных наук) и культуру (мир должного или объект гуманитарных наук), причем культуру организовывают ценности), феноменология (описание опыта познающего сознания и выделение в нём сущностных черт), а также иррационализм (философские учения, ограничивающие или отрицающие роль разума в постижении мира), интуитивизм (направление в философии, признающее в интуиции наиболее достоверное средство познания), экзистенциализм (направление в философии XX в., акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным).
Греческая литература делится на три периода: древнегреческий, византийский и новогреческий . Примерно в VIII веке до н. э. Гомер создал «Илиаду» и «Одиссею» - героический эпос, посвященный Троянской войне. Гесиод продолжил традицию Гомера в «Теогонии». Частично до нашего времени дошли стихи Сапфо и Анакреонта . Среди ярких представителей древнегреческой драмы – Эсхил, Софокл, Еврипид, Аристофан . В Византийский период (IV-XV вв.) в основном создаётся церковная литература : проза и поэзия (Роман Сладкопевец ).

– один из учёных эллинистов-просветителей Нового времени. Его главная заслуга – в очищении греческого языка от чуждых примесей, вошедших в него за времена политического рабства Греции. Кораис издал многих древних классиков с ценными филологическими введениями, писал и отдельные статьи по греческим языку и литературе. Литература XX в . представлена талантами многих писателей и поэтов, среди которых А. Калвос, Я. Психарис, А. Паллис, А. Сикелианос, К. Варналис , а также нобелевские лауреаты Йоргос Сеферис и Одисеас Элитис.

Фольклорная музыка Греции во многом схожа с музыкой других балканских стран - Болгарии, Сербии, бывшей Югославской Македонии. Современная популярная музыка испытывает влияние Запада, но и в ней прослеживаются традиционные для Греции мелодии и использование национальных инструментов, например, бузуки. В 2005 г. греческая певица Елена Папаризу впервые для Греции выиграла конкурс Евровидение. Оперная певица считается феноменом в музыкальном мире. Из современных оперных певцов Греции выделяется Мариос Франгулис .

Сравнительно молодой танец «Сиртаки» в современном мире выступает как один из символов Греции.

Почему античность называют «колыбелью европейской культуры»?

Античная цивилизация, получившая название от латинского слова «антиквус», что значит древний, вписала золотые страницы в историю мировой культуры. Достижения античной культуры поразительны, на них основывается вся европейская цивилизация. История мирового искусства переполнена воспоминаниями об античном мире, воспроизведением античных сюжетов, темами греческой и римской мифологии, историей и бытом до такой степени, что античность неразрывно сливается со всей историей мировой художественной культуры со времен, когда античное общество завершило свое существование, и до наших дней. К античности восходят современные литературные жанры и философские системы, принципы архитектуры и скульптуры, основы астрономии, математики, естествознания. Античность, чья тысячелетняя история накопила бесценные и непревзойденные сокровища человеческого духа обладает неувядаемой прелестью Культурология: Учебное пособие/Составитель А.А. Радугин. М., 2007. С. 144..

Если кратко резюмировать достижения античной культуры, то можно сказать, что греки и римляне дали человечеству:

1) образцовые (классические) языки - древнегреческий и латынь составными частями во все европейские языки, составив основу научной, музыкальной, политической, юридической и другой лексики;

2) великолепную литературу, художественность и образность мышления;

3) в искусстве - образец для подражания, школой художественного вкуса и эстетических принципов освоения мира;

4) разнообразное прикладное искусство;

5) науку (дали начала многим отраслям знаний и научной терминологии);

6) образцы ораторского мастерства, величайшего искусства слова, диалогичность;

7) демократию, свободу, различные формы власти, политическое мышление;

8) образцы общения, образования и воспитания;

9) оригинальное военное искусство, создали идеалы героизма и патриотизма;

11) физическую культуру, спорт, утвердили ценность здоровья, культ здорового тела;

12) Сформировали теоретическую базу многих областей научного знания, в том числе философии, логики, филологии и др.

Таким образом, мы можем сказать, что античность считается «колыбелью европейской культуры» потому что к идеям и образам древнегреческой культуры можно свести практически все достижения этой цивилизации. Ретроспективный взгляд на европейскую культуру убеждает в том, что исходным пунктом является большей частью Древняя Греция.

Список использованной литературы

1. Культурология / под ред. Г.В. Драча. Ростов-на-Дону. М. 1995.

2. Культурология: Учебное пособие/Составитель А.А. Радугин. М., 2007.

3. Культурология / под ред. А.Н. Марковой. М. 2000.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения