Сценарий литературно-музыкальной композиции "Хлеб-всему голова!". Воспитательский час литературно – музыкальная композиция

Цели: воспитание бережного отношения к хлебу, уважение к людям труда.

Оформление: большое панно “Хлебное поле”, снопы зерновых культур, на плакатах пословицы о хлебе:

  • Земля – матушка, а хлеб – батюшка.
  • Много снега – много хлеба. Каравай хлеба не свалится с неба.
  • Пот на спине – так и хлеб на столе. У кого хлебушко, у того и счастье.

Накрыт праздничный стол с булочками, пряниками, пирожками, а в центре каравай хлеба на рушнике.

У учителя: презентация, выполненная в PowerPoint, музыкальное сопровождение.

Ход праздника

Учитель. С.27 Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово “жизнь”. В музее истории Ленинграда хранится С.28 кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. С.29 Таков был в зимние месяцы блокады дневной паек для жителей города, осажденного фашистами. А людям С.30 нужно было работать, С.31 нужно было жить, нужно было выжить – С.32 назло фашистам, назло бомбежкам и обстрелу. Живой – значит побед.

Был хлеб всегда в почете на Руси – С.33
Ее просторов главное богатство,
Его ты хочешь цену знать?
Спроси.
Тебе ответить могут ленинградцы.

В дыму ленинградское небо, С.34
Но горше смертельных ран
Тяжелого хлеба,
Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм.

Под звук метронома ученик проносит через весь зал на подносе 125 граммов черного хлеба, а ведущий читает воспоминания медицинской сестры яслей – сада № 5 города Отрадное Ленинградской области В.И.Богдановой.

Ведущий. С.35

“Помню темный, вязкий, маленький, кусочек хлеба. Только один кусочек. На всех – взрослых и детей. И мама медленно режет его на одинаковые кубики. Помню, как я на коленках ползала по полу в надежде, найти хоть какую-нибудь крошку хлеба. Помню свою бабушку, старенькую, худенькую. Она часто отдавала нам, детям, свой паек. Помню маму, больную, обессиленную, которая вместе с другими женщинами тащила плуг по колхозной пашне в Волгоградской области. И эта память все годы жжет мое сердце ненавистью к войне.

Чтец.

Зерна наших дней, светитесь С.36 ,*
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной
Не мечтаем мы о чуде, –
К нам полей живая речь.
Берегите хлеб, вы люди,
Научитесь хлеб беречь!

Ведущий.

“Хлеба к обеду в меру бери. Хлеб – драгоценность, им не сори”. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его. Помните, что хлеб и через несколько дней не утрачивает своих вкусовых качеств. Берите хлеба столько, сколько съедите, а если не съели, посушите и пейте чай с сухариками. Это вкусно.

Чтец.

Прошу тебя!
Не оброни сынок,
Когда лепешку ешь,
Хоть крошку хлеба!
Мы собирали
Каждый колосок,
Когда грозой войны
Гремело небо.
Тот хлеб спасал
Москву и Ленинград,
Жизнь продлевала даже
Крошка хлеба.
Но и сейчас
Оплачена стократ
Трудом нелегким
Каждая лепешка.
Не раз прощал тебе я озорство,
Я знаю детство
Без игры нелепо.
Но не смогу простить
Лишь одного –
Хоть крошки
Всуе брошенного хлеба.

В старину хлеб резать ножом считалось святотатством. С.37 ,* Его ломали руками на куски. А когда стали резать, то резали, прижимая каравай к груди.

На свете видела я хлеба немало.
Крестьянка его из печи вынимала.
И клала на стол, осеняя крестом.
Он отдыхал, накрытый холстом.
В горнице пахло сильно и сладко,
Хлеб грозным казался, как имя отца.
За трапезой ели его без остатка,
Ни крошки, ни корки, ломоть до конца.

С.39 ,* Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.

Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: “Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!”
Ты вырастишь и через много лет
Опять сюда вернешься на рассвете
И скажешь: “Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!”

Запомните золотые слова: С.40 “Хлеб – всему голова”.

Дети исполняют песню “Хлебный колосок” (В. Орлов, С.Бодрянков)

музыкально­литературная композиция к фольклорному
празднику
«СЛАВА ХЛЕБУ НА СТОЛЕ»
подготовила: Некрасова С.А.
вед.
­Земли русские широки, необъятны,
Каждый день и хорош и пригож,
Поезжай за моря­океаны
Лучше России ты не найдёшь!
Всё прекрасно: и земля и небо,
И поля, и леса, и луга.
Пашни дышат, да урожай колосится,
И шумят, зрея в поле хлеба.
Под звучание вступления к песне идёт шествие детей:во главе
его девочка с венком несёт сноп, украшенный длинной красной
лентой,
исполняют песню.
песня «ЗОЛОТОЕ ЗЁРНЫШКО»
По окончании дети выстраиваются полукругом перед
зрителями.
девочка
­Дует ветер, льётся дождь, холодно на улице,
А в избе у вас тепло – видно ждали нас давно…
Подносит хозяевам сноп «бороду»(срезанные колосья ржи
украшенные красной лентой)
­Это от нас вам сноп – «Борода»,
Поставьте в красный угол,
С урожаем будете вы всегда!
дети (поочерёдно)
­Каждый ломтик хлебушка пахнет тёплым небушком.
И земля всю силу в хлебе затаила.
­С юга и до севера краше злата – серебра
Зреет рожь­красавица, пшеница наливается.

­Здесь дождинки быстрые, зори здесь лучистые.
Радугой украшен хлеб родимых пашен.
­От весны до осени русыми колосьями
Светится любимая земля необозримая.
­Здесь поля привольные, люди хлебосольные.
Добрым караваем мы вас угощаем!
вед.
­Хлеб растят с любовью,
Ешьте на здоровье!
Подносит хозяевам каравай на расшитом полотенце.
­Знаете ли вы, ребята, откуда хлеб к нам на стол приходит?
–С полей! С ранней весны до осени хлеборобы растят хлеб. Трудят­
ся не покладая рук, чтобы в каждый дом, на каждый стол хлеб
пришёл… Недаром в народе говорят: ­ «Хлеб всему голова».
дети (поочерёдно)
­«Хочешь есть калачи ­ не сиди на печи».
­«Ржаной хлебушко – пшеничному дедушка».
­«Труд кормит, а лень портит».
­«Будет хлеб, будет песня».
­«Что посеешь, то и пожнёшь,
Что пожнёшь, то и смолотишь,
­Что смолотишь, то и смелешь,
Что смелешь, то и съешь!»
вед. ­«Землю красит солнце, а человека – труд».
­Нелегко давался нашим предкам хлебушко, это сейчас
машины на помощь людям пришли, а раньше не трактором землю
вспахивали, плуг был у человека да лошадь помощница, и не
комбайны убирали с полей хлеб, а серпом срезали колоски, и
молотили снопы с колосьями не машины, а молотили их цепами да
приговаривали:
­«Верти цеп, крути, бей снопы, колоти,
Стучи и греми да в овин относи!»
­А зерно везли потом на мельницу…
­Собрались мы тут не зря,
Поиграем, в «Мельницу» ребятня?!
р.н.игра «Мельница»

(во время игры одна часть детей поёт, другие встают спиной
взявшись под локоть, приподнимают друг друга поочерёдно
изображая мельницу; остановившаяся пара из игры выбывает)
вед. ­Ну, на нас вы поглядели, поиграли, песню спели…
Спасибо тому, кто хозяин в этом дому!
Спасибо и тем, кто рад был нам всем!
все (с поклоном)
­До свидания! (уходят друг за другом)
тексты к «Слава хлебу на столе»
«ЗОЛОТОЕ ЗЁРНЫШКО»
Ю.Чичков
1. Хлебное поле большое, как море,­
Не сосчитаешь колосьев на нём.
В дружном дозоре, почётном дозоре,
Каждое зёрнышко мы бережем.
припев: Зёрнышко, зёрнышко, капля золотая,
Капля золотая в море урожая.
2. Зёрнышко мы согреваем заботой
В тёплых и добрых ладонях полей.
Солнышку тоже хватает работы,
Чтобы звенели хлеба веселей.
3. Хлебные зёрнышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Эта живая награда за труд.
р.н.игра «МЕЛЬНИЦА»

Мельница на кочке развесила усочки.
На семи ногах стоит, все на ветер глядит.

Министерство образования и науки ДНР

Амвросиевская общеобразовательная школа I - III ступеней №6

Амвросиевского района

Классный час

«Слава хлебу на столе»

Зайцева А. Ф. . учитель начальных классов

2016г.

Цели:

Рассказать историю происхождения хлеба;

Раскрыть его значение для нашего народа;

Воспитывать патриотизм, бережливость,

Уважение к чужому труду;

Расширить кругозор обучающихся.

Аннотация.

Данный классный час предназначен для учеников 3-их классов. Тема о хлебе всегда актуальна и связана с жизнью. С хлебом дети встречаются ежедневно и, возможно, у них теряется значимость этого главного продукта. Это проявляется небрежным отношением к хлебу. Поэтому необходимо воспитывать у детей бережное отношение к хлебу. Для реализации поставленных задач на данном занятии выбрана форма: классный час.
Разные виды работы способствует повышению мотивации познавательной деятельности, развитию любознательности. Задачи, которые поставлены на данном классном часе, ориентированы на воспитание трудолюбия, формирование приоритетных жизненных ориентиров и нравственных ценностей младших школьников (бережное отношение к хлебу, уважительное отношение к труду людей). В занятие включены здоровьесберегающие технологии. Использованы приемы анализа, сравнения, обобщения, навыки группировки и классификации, развитие словаря ребенка, задействованы различные органы чувств к восприятию. В основе занятия лежат принципы: доступность, научность, последовательность, взаимосвязь, осознанность.

Актуальность проблемы : отношение подростков к хлебу.

Оборудование. Класс украшен колосками, картинами, иллюстрациями о хлебе, детскими рисунками, на большом столе мука, хлебобулочные изделия.

Учитель. (2 слайд) Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в увлекательное и познавательное путешествие, которое пройдёт под девизом:

Слава миру на Земле!

Слава хлебу на столе!

Слава тем, кто хлеб растил!

Не жалел труда и сил!

С целью и маршрутом нашего путешествия мы сможем познакомиться, когда отгадаем загадки: (3 слайд)

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый. (Хлеб)

Хлеб! Люди всегда говорят о нём с большим уважением, берут его в руки трепетно и торжественно. Сколько о нём сказано добрых слов, сложено стихотворений, сколько спето песен. Хлеб - это и радость, и песня, и жизнь, смех матери, первые шаги ребёнка, человеческое счастье. Ребята, вы уже догадались, что сегодня мы будем говорить о хлебе, о бережном отношении к нему. А вот и наш маршрутный колосок и наши помощники. (4 слайд)

Берегите хлеб

Какого цвета хлеб

Чем пахнет хлеб

Обычаи и легенды

Народная мудрость

История хлеба

Откуда пришёл хлеб

Вырос в поле дом,

Полон дом зерном,

Стены позолочены,

Ставни заколочены,

Ходит дом ходуном

На столбе золотом. (Колос) (5 слайд)

Выбегают колоски и водят хоровод, поют песню «Золотое зёрнышко» муз. Ю. Чичкова, сл. П. Синявского.

Мы - золотые зернышки,

Живем лучистым светом.

Мы дружим неразлучные,

Под вьюгами и тучами.

Мы чистые, струистые,

Мы зерна золотистые.

Мы ветерком провеяны.

И солнышком просвечены,

Выносливы, дружны,

Мы людям так нужны.

Отдельно каждый - зернышко,

Маленькое, скромное,

А вместе - хлеб, как солнышко

Страны своей огромной!

1остановка-зёрнышко. «История хлеба…» (6 слайд)

Учитель. История хлеба неотделима от истории человечества. Об этом говорят многочисленные археологические находки и письменные источники.

Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть. И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна, было, удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зёрна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру и увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.

Впервые слово «хлеб» появилось в Древней Греции. Там применяли для выпечки горшки специальной формы - «клибанос». Оно созвучно с нашим словом «хлеб».

Учёные считают, что первый хлеб был выпечен 15 тысяч лет тому назад. В музее швейцарского города Цюриха хранится кусок хлеба, которому 6 тысяч лет. В России есть музей хлеба, который находится в Санкт - Петербурге. Коллекция музея хлеба уникальна и очень интересна. Здесь можно ознакомиться с историей создания хлеба, посмотреть на инструменты, применявшиеся в хлебопекарном деле прежде и в наши дни.

Игра «Подбери синонимы». К слову ХЛЕБ подберите синонимы . (Пирог, каравай, сухарь, колобок, калач, буханка, бублик, булка, сайка, плюшка.)

2 остановка-зёрнышко. «Откуда пришёл хлеб» (7 слайд)

Ученик. В землю зернышко попало,
Прорастать на солнце стало,
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал,
К свету и теплу тянулся,
И красавцем обернулся.

Ученик. Но не сразу стали зерна

Хлебом тем, что на столе.

Люди долго и упорно

Потрудились на земле!

Учитель. «Колоски в снопы вяжутся, караваем в печи оборачивается» - так в старину говорили. Тогда машин не было. Серпами колосья срезали, руками снопы вязали, цепами зерно выколачивали. Тех, кто колосья жал, жнеями звали. Рано жнеи вставали, серпы брали, на поля шли и до вечера спину гнули. Нелегок труд хлебороба. Вырастить хлеб - святое дело.

Ученик:

Каравай земли и неба

На твоем столе -

Ничего сильнее хлеба

Нет на земле.

В каждом маленьком кусочке

Хлебные поля,

А на каждом колосочке

Держится земля.

В малом зернышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный

Хлебный колосок.

Учитель. Сколько надо вложить труда в хлеб, чтоб он оказался на столе.

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода-

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи.

Чтобы всходы были крепче,

Не напала злая тля,

И удобрит, и подлечит

Лётчик с воздуха поля.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

В элеваторе для нас

Хлеб хранится про запас.

Убран хлеб - и тихо стало,

Мелют мельницы зерно.

Над селом дымки плывут:

Пироги в домах пекут!

Пышный, мягкий, пропеченный,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шел к тебе издалека.

В каждый дом, на каждый стол,

Он пожаловал, пришел.

В нем здоровье, наша сила,

В нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

В нем земли родимой соки,

Солнца свет высокий в нем.

Уплетай за обе щеки,

Вырастай богатырем.

3 остановка-зёрнышко. «Обычаи и легенды» (8 слайд)

Учитель. С хлебом связаны разного рода поверья, легенды, обычаи.

Ученики:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук!

Учитель. « Хлеб да соль! » - говорил по обычаю русский человек, приветствуя всех за столом. Хлебом и солью встречали и провожали всякого гостя. Хлеб в старину ставили на самое почетное место.

Главный хлеб на Руси - это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай круглый хлеб.

В старину пекли хлеб в каждом доме. Пока хозяйка хлеб не выпечет,

никто об обеде не думал: хлеб ждали. На печь садиться, пока там хлеб, грешно было: хлеб испортится

Перед тем, как ставить хлеб в печь, хозяйка говорила: «Дай, Боже, чтобы хлеб удался хороший и высокий» или « Господи, благослови!» Готовый хлеб ставили на стол, прикрывали рушником. В доме в это время было тихо, иначе хлеб не удавался.

Собирая сына в дорогу, мать завязывала в рушник хлеб.

В древние времена люди, собираясь на праздники, устраивали игры и пекли особый хлеб - праздничный и называли его - пирог, от слова ПИР.

В день именин было принято печь пирог и рассылать его родным в знак приглашения на праздник. Во время праздника пирог разламывали над головой именинника. Начинка сыпалась на голову, а гости в это время приговаривали: «Чтобы на тебя так сыпалось золото и серебро».

4 остановка-зёрнышко. «Народная мудрость» (9 слайд)

Из глубины веков, из старинных легенд, из сказов народных дошли до нас такие слова:

КЛЯНУСЬ ХЛЕБОМ СВОИМ.

Не каждый человек, который давал обещание или клятву другому человеку, осмеливался выбирать именно эти слова, чтобы убедить другого поверить ему. Потому что поклясться хлебом, означало поклясться жизнью.

ХЛЕБ-БАТЮШКА, ХЛЕБ-КОРМИЛЕЦ, ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА.

Случалось, настигала человека большая беда: загорался от молнии дом.

Собирал человек свои последние силы: «БЫЛ БЫ ХЛЕБ, ХЛЕБОМ

СПАСЁМСЯ»... И ставил новую избу.

Но того, кто сам хлеб не растил, а любил за чужой счёт поживиться, народ не любил. Такому человеку за столом места не было.

НА ЧУЖОЙ КАРАВАЙ РОТ НЕ РАЗЕВАЙ.

Русский народ сочинил множество пословиц о хлебе.

Работа с пословицами.

Вспомните пословицы, доскажите вторую часть.

Не шуба греет, а … (хлеб).

В дороге хлеб не … (помеха).

Не будет хлеба, … (не будет и обеда).

Без соли не вкусно, а без хлеба … (несытно).

У кого хлебушко, у того и … (счастье).

Хлеб всему … (голова).

Без печки холодно - без хлеба … (голодно)

Частушки о хлебе.

Мы про хлебушек частушки

Вам сегодня пропоем.

Навострите ваши ушки

И похлопайте потом.

В кулачке у колоска

Зернышки - малышки,

В каждом зернышке - мука,

Пироги и пышки.

Если в гости кто приехал

Или кто-нибудь пришел.

В каждом доме первым делом

Калачи несут на стол.

Бублики, батоны, булки,

Плюшки, сайки, пироги.

За столом и на прогулке

Уважай и береги.

5 остановка-зёрнышко. «Какого цвета хлеб» (10 слайд)

Учитель: Люди разных профессий потрудились над урожаем, это: хлеборобы-механизаторы, агрономы, трактористы, пекари, кондитеры.

Ученики:

Вот он, хлебушко душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Почему у пирога

Зарумянились бока?

Потому что в поле летом

Было солнышком согрето.

Потому что днём весенним,

Летним днём, осенним днём

Согреваем эту землю

Мы любовью и трудом.

Игра «Ассоциация»

Подберите имена прилагательные, которые ассоциируются со словом ХЛЕБ

(белый, черный, пышный, ржаной, румяный, свежий, черствый, пшеничный…)

Какого цвета хлеб? (Белый и черный.)

- Почему один хлеб черный, другой - белый? (Из пшеничной и ржаной муки.)

6 остановка-зёрнышко. «Чем пахнет хлеб» (11 слайд)

А знаете ли вы, чем пахнет хлеб?

Ломоть ржаного трудового хлеба?

Он пахнет полем, речкой, печью, небом.

А главное - работой пахнет хлеб.

Каждый ломтик хлебушка

Пахнет тёплым небушком.

Свежий хлеб! Он пахнет небом!
Пахнет ранним ветерком,
Зернами, что стали хлебом,
Спелым-спелым колоском!

А еще, еще работой!

Кто-то хлеб тот убирал,
На муку молол, а кто-то пек и продавал.
Без него любые блюда,
Кажется, не так вкусны.
На столе стоит как чудо
Свежий хлеб родной страны .

Учитель. Богатая черноземом почва Донецкой области предоставляет широкие возможности для производства сельскохозяйственной продукции. Сельское хозяйство области имеет в пользовании около 2 млн. га сельскохозяйственных угодий. Основными видами производимой здесь сельскохозяйственной продукции являются озимая пшеница, подсолнечник, овощи .

Игра-хоровод «Праздник урожая»

В нашу школу на машине

Каравай приехал ныне,

В круг вставай каравай,

Кого хочешь ─ выбирай!

Каравай: Пекаря!

Он не грел на печке бок─

Каравай ребятам пёк.

Пекарь, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Пекарь: Мельника!

Не молол он чепуху,

А смолол зерно в муку!

Мельник, с нами поиграй,

Кого хочешь ─ выбирай!

Мельник: Хлебопашца!

Он в тенёчке не лежал,

А хлеба растил и жал!

Хлебопашец, в круг вставай,

Кого хочешь─ выбирай!

Хлебопашец: Рабочего!

Он приехал к нам с дарами!

Тягачами, тракторами!

А награда ─ урожай!

Всех на праздник приглашай!

Дети: Слава урожаю в закромах!

Слава караваю на столах!

Слава, слава дружным рукам

Слава труженикам!

7 остановка-зёрнышко. «Береги хлеб!» (12 слайд)

Учитель. Тысячи лет существует на Земле хлеб, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное. Ещё в Древнем Египте учителя в школах

учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал на землю кусок хлеба, ребёнок должен был поднять его и поцеловать. Такой обычай существует и в наши дни у жителей Средней Азии, Закавказья, России,

Украины, Белоруссии. Есть поверье: если бросаешь недоеденный кусок, значит, где-то твой близкий голодает…

Ученики:

Три паренька по переулку,

Играя будто бы в футбол,

Туда ─ сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул,

И на ребят почти не глядя,

К той булке руку протянул.

Он долго пыль с неё сдувал.

И вдруг спокойно и открыто

При всех её поцеловал.

Вы кто такой?─ спросили дети,

Забыв на время про футбол.

Я ─ пекарь!─ человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом

И той особой теплотой,

Которой налиты под небом,

Моря пшеницы золотой.

Составление правил «Береги хлеб!" (13 слайд)

1.Бери хлеба столько, сколько съешь.

2.Учись готовить из черствого хлеба различные блюда.

3.Нельзя выбрасывать хлеб, играть хлебом.

4 .Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом

всех, кто его создаёт, подумайте о том, каким великим богатством

вы владеете и как его надо беречь.

Учитель . Вот окончилось наше путешествие. Помните, ребята, в хлебе - душа нашей родной земли, судьбы многих людей, их неустанный труд. Помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, трудится вся страна. Из зернышка пшеницы можно получить около 20 мг муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется более 10000 зерен.

Ученики:

Зерна наших дней, светитесь

Позолотою резной.

Говорим мы: берегите,

Берегите хлеб родной.

Берегите каждый колос

Наших радостных полей,

Громкой родины своей!

Когда за столом вы, ребята, сидите,

То помните, кто для вас хлеб создает:

Колхозник, рабочий, нефтяник, строитель,

Шахтер, машинист, металлург - народ.

В годы тягот и лишений

Новый мир мужал и креп,

Шел народ в огне сражений

За свободу и за хлеб.

Значит, правильны слова:

Все: Хлеб - всей жизни голова!

Почёт и честь вам, хлеборобы!

За ваш прекрасный урожай,

За то, что Родине вы дали,

Душистый хлеба каравай!

Слава миру на земле!

Слава хлебу на столе!

Литература.

1.Л. С.Бескоровайная, О. В.Перекатьева, С.А. Шин

«Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры».

Для 2 классов.

2.М.Ю.Женило

«Сценарии праздников, конкурсы, викторины, игры для учащихся 4 классов».

4.В.Дацкевич

«От зерна до каравая».

5. «Розкажіть онуку» №27,№ 25 2003р.

Надежда Бэц

Литературно-музыкальная композиция «Колосок» для детей подготовительной к школе группы в проекте «Хлеб – всему голова» с участием родителей.

Цели и задачи: подвести итог исследовательской деятельности детей в проекте, уточнить знания детей о хлебе – от колоска до батона. Приобщать детей к народному творчеству, фольклору.

Действующие лица: Ведущая – воспитатель Бэц Н. В.

Тетушка Пословица – Почерняева Т. В. (мама Никиты)

Тетушка Поговорка – Киселева А. С. (мама Андрюши)

Тетушка Загадушка – Брюханова Л. С. (мама Сережи)

Тетушка Небылица – Пенясова Ю. В. (мама Тани)

Колобок – Оля Бубнова.

Дети, читающие стихи, небылицы.

В зал входит ведущая в народном костюме.

Ведущая: Здравствуйте, ребятки! Здравствуйте, гости дорогие! Какое нас сегодня развлечение ждет, а собрал нас всех здесь хлеб. Доброе слово сегодня о хлебе молвить будем.

Ведущая берет в руки каравай на рушнике.

Вед. : Издавна на Руси гостей дорогих хлебом – солью встречали. Хлеб вам да соль!(кланяется гостям, детям справа, детям слева).

Звучит русская народная мелодия, в зале появляются персонажи в русских народных сарафанах с платочком в руке. Они, взявшись за руки, водят хоровод.

Вед. : Здравствуйте, гостьюшки! Хлеб – соль вам!

Отдает каравай тетушке Пословице, та – тетушке Поговорке, дальше – тетушке Загадушке, а Загадушка – тетушке Небылице, кланяясь друг другу. Тетушка Небылица ставит каравай на стол.


Т. Пословица: Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, милые! Мы к вам пришли, короб пословиц да поговорок принесли! А вы нас слушайте да на ус себе мотайте!

Т. Поговорка: Эх, ты говори, говори, да не заговаривайся! Какой же у детишек ус?

Т. Пословица: А ты к словам моим не цепляйся! Из одних слов шубы не сошьёшь!

Т. Поговорка: И опять ты не права! Доброе слово сказать – что дождь в засуху! Доброе слово лучше мягкого пирога!

Вед. : Ох, гостьюшки дорогие! Подождите, не ссорьтесь! Вы бы лучше с ребятами познакомились, о себе бы рассказали.

Т. Пословица: Оно и правда! Что ж, о себе поведать не худо! Пословица – это, деточки мои, мудрость народная! Веками русский народ сочинял и копил пословицы, потому что на все свое мнение имел. Пословица не мимо молвится! Вы, деточки мои, пословицы запоминайте и где надобно применяйте! Пословица – всем делам помощница! Красна речь пословицей!

Т. Поговорка: Поговорки – они пословиц покороче, да по мудрости пословицам ни за что не уступят! Поговорка никого не поучает, зато посмеяться над глупостью любит, и пошутить, как следует! Из поговорки слова не выкинешь! У каждого Егорки свои поговорки.

Вед. : Сегодня, гостьюшки, мы говорим о хлебе, ибо «Хлеб – всему голова». Хотите ли от деток пословицы да поговорки о хлебе услышать?

Т. Поговорка: Хотим. А знают ли?

Дети поочередно говорят пословицы и поговорки о хлебе:

«Ржаной хлебушко – калачу дедушка»

«Хлеб всему голова»,

«Хлеб – батюшка, а водица - матушка»,

«Плох обед, если хлеба нет»,

«Хочешь есть калачи – не сиди на печи»,

«Хлеба нет – и корочки в честь»,

«Пот на спине, зато хлеб на столе»,

«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай».

Вед. : Да, вот она, мудрость-то народная! Оно ведь так и есть. Хороши пословицы!

Т. Небылица: Рада с вами познакомиться, деточки! Я – тетушка Небылица, разная во всех лицах! То я стишком прикинусь смешным, то сказочкой, то рассказ такой расскажу, что только за животики держитесь от смеха! Вот какая я забавница! В небылице все быть может, весь мир вверх ногами переворачивается! А среди вас, деточки, есть друзья мои? Небылиц рассказчики?

Вед. : Как не быть? Есть, есть.

Эля и Таня рассказывают небылицу «Сидит медведь на колоде», Кирилл – «Заглянул я в печку».

Т. Загадушка: Теперь мне представиться позвольте. Я тоже мудрость народная, приметливая, остроумная – тетушка Загадушка. И деток люблю сообразительных, умненьких, догадливых да рассудительных. Только таким мои загадки по плечу!

Вед. : А вот здесь перед Вами практически все таковы! А не отгадают – не беда! Научимся! Век живи – век учись!

Т. Загадушка: Да я рада-радехонька свои загадки вам загадать! Слушайте!

1) Комовато, ноздревато, и губато, и горбато, кисло и пресно, и всем людям мило. (Хлеб);

2) Бела беляна по полю гуляла, домой пришла – в сусек легла. (Мука);

3) Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блины);

4) Выкинем – не обеднеем, соберем – разбогатеем. (Посев);

5) Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на столбе золотом. (Колос)

Вед. : Просим вас, гостьюшки, к нам за стол. Слушайте песни да стихи, да за деток наших порадуйтесь. Где песня льется, там легче живется.

Дети исполняют песню «Золотое зернышко».

Читают стихи: «Слава миру на Земле!» Андрей Кожевников и Андрей Киселев

«Вот лежит каравай…» Никита Боровиков и Данил Леонтьев

«В каждом зернышке пшеницы…» Вика Проскурякова

Под веселую музыку появляется колобок с корзинкой в руках, двигается поскоками по кругу.

Колобок: Я веселый Колобок, но не ешь меня, дружок.

Я сегодня не простой – я волшебный, я живой.

Из муки пшеничной вышел я отличный,

Хлебу я родня, любят все меня.

Вед. : А за что тебя любят, Колобок?

Колобок: Во-первых, я сказочный, во-вторых, я веселый, умный, а еще я люблю загадки загадывать. Вот послушайте!

С неба солнце золотое золотые льет лучи

В поле дружною стеною золотые усачи.

Шевелят они усами и тихонько шелестят.

Дни сменяются ночами, а они стоят, стоят.

А когда уходят с поля золотые усачи

В нашей печке золотятся золотые калачи. (Колосья)

Дети: Колосья!

Колобок вынимает из корзинки колоски, раздает девочкам.

Девочки исполняют «Танец с колосками».

Вед. : Спасибо, Колобок, за загадку, за танец. А тебе от меня в подарок…веселый осенний дождик (трясет султанчиками над Колобком) .

Колобок (машет рукой) : Нет, с дождем я не дружу, от него я убегу (убегает).

Вед. : Ну вот, хотела порадовать, а вышло, что напугала. Вы, ребята, тоже боитесь дождя?

Дети: Нет!

Вед. : Раз не боитесь, значит и через лужи прыгать умеете?

Проводится игра «Чья команда быстрее прыгает через лужи».


Две команды детей по 4 – 5 человек. На полу разложены нарисованные лужи по 5 в два ряда, в конце ряда – зонтик. Дети по команде поочередно прыгают через лужи, обегают зонтик, становятся сзади. Выиграет команда, построившаяся первой.

Вед. : А сейчас я предлагаю игру в народном стиле, «Пахари и жнецы». Тут и слова надо знать, и проворным быть!

Музыкальная игра «Пахари и жнецы».


Вед. : После игр стихи послушаем, какие у нас есть помощники и как выразительно они об этом рассказывают. Красна речь слушанием!

Дети читают стихи: «Мы печем пшеничные…» М. Антипов и Антон Кашин;

«Мама тесто замесила» Е. Благининой - Оля Бубнова;

«Я маме помогала» Аня Богданова;

Все дети хором читают стихотворение «Хлеб ржаной, батон и булки» П. Качанова

Вед. : Опять звучит музыка, значит, снова к нам гость. У нас сегодня праздник волшебный.

Входит Колобок. У него в руках блюдо с пирогом.


Колобок: Из муки, муки пшеничной, я испек пирог отличный!

Всех вас в гости приглашаю к пирогу с горячим чаем.

Вед. : Вот спасибо, Колобок, угодил ты нам, дружок,

И на радости такой мы сейчас споем с тобой.

Дети исполняют песню «Песенка хлеборобов».

Вед. : Закончен наш праздник, закрываем и проект «Хлеб – всему голова». Мы научились хлеб беречь, уважать и любить, а наш общий исследовательский труд оформлен в замечательном альбоме по названию проекта «Хлеб – всему голова».

Ведущая вручает благодарности семьям – активным участникам проекта.

Дети и взрослые приглашаются на чаепитие с пирогами с яблоками и повидлом.

При составлении сценария литературно-музыкальной композиции «Колосок» были использованы:

1.«Лучшие сценарии утренников для детского сада» Ю. Антоновой, издание 2007г. ;

2. Журнал «Старший воспитатель» номер 09.2011г. ;

3.«Колосок» (песни, игры, танцы и стихи для детей). Составители Г. Крылов и Г. Науменко, издание 1981г.

Тельмановская гимназия

Сценарий

«Хлеб – это жизнь»

Папаяни Яна Ивановна

Заместитель директора

Тельмановской гимназии

по воспитательной работе

Павлюк Оксана Михайловна

Учитель музыкального искусства

Высшая квалификационная категория

Тельманово 2015

Музыкально – литературная композиция

«Хлеб – это жизнь»

Слайд № 1

Цель: формирова ть уважительное отношени е к хлебу ,земле. Обобщить знания детей о том, что хлеб – ценный пищевой продукт, получение которого требует большого труда.

Задачи:

1. Познакомить и расширить кругозор учеников о хлебе.

2 . Продолжать знакомство с народными традициями.

3 . Воспитывать патриотизм, бережливость,уважение к труду .

Оформление сцены: интерактивная доска, музыкальная аппаратура, плакаты и рисунки, выставка караваев , выставка книг о хлебе.

«Без золота проживешь, а без хлеба - нет».

Слайд № 2

Ход мероприятия.

(Звучит песня, музыка Тумашева, слова Бокова « Хлеб» )

Вед .1.Вот он хлебушек душистый,

Вот он теплый, золотистый.

В каждый дом, на каждый стол,

он пожаловал, пришел.

В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.

Сколько рук его растило, охраняло, берегло.

В нем - земли родимой соки,

Солнца свет веселый в нем...

Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!

Слайд № 3

Вед. Во все времена, во все века, у всех народов на земле было величайшей святостью, когда на столе лежал хлеб. Тяжело он доставался людям, но был самым дорогим за все на свете, потому что давал жизнь. Недаром же и пословицы есть у народа: «Не мы хлеб носим, а хлеб нас!» или «Не тяжело хлеб носить, а тяжело без него жить».

Вед. «Хлеб – это самый великодушный подарок природы, еда, которую нельзя заменить ничем другим». Так о хлебе говорил известный французский агроном и фармацевт 18 века Антуан-Огюст Пармантье. И, действительно, изменяется жизнь, а хлеб – батюшка, хлеб-кормилец остаётся самой большой ценностью.

Вед. 15 тысяч лет назад до н.э. первобытные люди начали собирать и выращивать хлебные злаки. Люди долгое время употребляли в пищу сырые зернышки, затем научились их растирать между камнями, получая крупу и варя ее. Так появился первый хлеб, похожий на жидкую кашу.

Хлеб, который похож на тот, который едим мы, научились печь 5 тысяч лет назад в Древнем Египте.

Вед . Ради появления на нашем столе хлеба трудятся агрономы, комбайнёры, мукомолы, трактористы, слесари, пекари, водители. В каждый кусочек хлеба вложено очень много труда людей. Ребята, давайте беречь хлеб!

( Выступление учащихся начальной школы )

Слайд № 4,5

1ученик

Только снег сошел в апреле

Как поля зазеленели.

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Слайд № 6,7

2 ученик

Вот зерно течет рекой,

Чтобы сделаться мукой.

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне.

Слайд № 8,9

3 ученик

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился

Свежий хлеб.

Слайд № 10

Вед: Сочетание хлеба и соли играло роль исключительно емкого символа: хлеб выражает пожелание богатства и благополучия, а соль защищает от враждебных сил и влияний. У русских в начале и в конце обеда советовали съесть для счастья кусочек хлеба с солью. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало между ним и хозяином отношения приязни и доверия; отказ же от них расценивался как оскорбительный жест.

Слайд № 11

Сценка « Встреча гостей караваем»

(девушка и юношей выходит с хлебом и солью)

Юноша:

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Пышным круглым караваем.

Он на блюдце расписном,

С белоснежным рушником.

Девушка:

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

наш гость и друг,

Принимай хлеб- соль из рук!

Пышный, мягкий, пропечённый,

Подрумяненный слегка,

Хлеб с горбушкой золоченой

Шёл к тебе издалека.

Вед. Вы знаете, что у нас в гимназии прошел конкурс на лучшее стихотворение о каравае. Сейчас наши участники продекламируют стихи собственного сочинения. Я приглашаю на сцену учениц 6-А класса Блюм Анастасию и Гросс Ирину.

Слайд № 12

Посмотри на каравай!

И к столу всех зазывай.

Каравай наш золотой,

Будто солнце в небе.

Будем рады мы тебе

Ты вкуснее всех на свете.

Приготовили его вместе всем мы классом

И сегодня угощаем всех гостей мы наших

И пришел по вкусу вам

Золотой наш каравай.

Вед. А сейчас нам расскажет свое стихотворение ученица 6-Б класса Подоляк Анна.

Слайд № 13

Вот и хлебушек душистый,

Со вкусной коркой золотой,

Он и теплый и пушистый.

Словно солнышком налит

В нем здоровье, жизнь и сила

Сколько рук его растило

Собирало и пекло!

Много в это зернышко вложено труда

Так пусть же колосятся

Поля везде, всегда

И пусть войны не будет нигде и никогда!

Вед. На сцену я с удовольствием приглашаю ученицу 7-Б класса Терещенко Викалину.

Слайд № 14

Русский хлеб – это хлеборобов забота

Их честная и почетная работа.

Работают и день и ночь

Чтобы хлебу расти помочь.

Хлеб – плод тяжелого труда

Дети пусть помнят об этом всегда!

Сколько раз степной корабль по полю проходил,

И никогда ни одного колосочка не пропустил

Комбайнер за штурвал брался,

И в поле убирался.

С огромной любовью пекли его заботливые руки,

Чтоб не видали мы голодной муки,

И пришел каравай,

И ниву, и жар печи,

Теперь на стол подать спеши.

Вед. Ребята, я знаю, что вы любите русскую народную игру – хоровод.

Слайд № 15

«Каравай – каравай». Приглашаю всех в круг!

В летний день у каравая

Хороводы, звон и смех,

Сам друзей он выбирает,

Выбирает, да не всех.

«Каравай, каравай,

Кого любишь – выбирай!»

(Дети движутся по кругу. Игра продолжается 2-3 раза).

Слайд № 16

Дети встают в хоровод и поют песню на мотив «Песенка про лето»

муз. Е. Крылатова (из м/ф «Дед Мороз и лето») :

Вот она какая, хлеба корка,

С хрустом аппетитным, с вкусом тонким.

И поджариста и ароматна,

Нету ничего приятней.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,.

Нету ничего приятней.

В магазине вкусно пахнет хлебом,

Хлеба пекарь нам печет к обеду,

Каждый понедельник, вторник, среду

И во все другие дни.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

И во все другие дни.

К супу, к гуляшу и к манной каше

За столом дается корка наша,

К чаю булки, бублики, ватрушки

И еще, конечно, сушки.

Ля-ля-ля-ля-ля-ля,

Бублики, ватрушки, сушки.

Слайд № 17

Ведущий:

На этом наш праздник подошел к концу. Мы теперь очень много знаем о хлебе и о том как он тяжело достается, и о том как его надо беречь.

Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зерен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия, и низко поклонимся им.

Дети хором:

Слава миру на земле! Слава хлебу на столе !

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения