Писатель гаршин произведения. Потому-то я и знаю всю эту историю” – пишет В.М. Гаршин

История жизни
«Каждая буква стоила мне капли крови»

Всеволод Михайлович Гаршин родился 2 февраля 1855 года в Бахмутском уезде Екатеринославской губернии, в небогатой дворянской семье. Отец его был офицером кирасирского полка. В их доме нередко собирались его сослуживцы, принимавшие участие в недавно завершившейся Крымской войне, так что мальчик рос под впечатлением их рассказов о героической обороне Севастополя.
Воспитывал юного Гаршина П.В. Завадский, который был членом тайного общества, поддерживавшего связи с Герценом. Будущий писатель рос под влиянием передовых демократических идей. Даже чтению он обучался по одной из книжек «Современника». В своей биографии Гаршин отметил, что в возрасте 8 лет уже читал роман Н.Г. Чернышевского «Что делать».
В 1864 году Гаршин поступил в одну из петербургских реальных гимназий. Он много читал, интересовался социальными проблемами. Мальчик часами наблюдал за природой, растениями и животными. Интерес к естествознанию он пронес через всю жизнь. Современники, которые общались с Гаршиным-гимназистом, отзывались о нем как о любознательном и вдумчивом юноше, который очень рано начал испытывать смутные стремления к борьбе с «мировым злом». Один из товарищей Гаршина по гимназии впоследствии писал по этому поводу «Нередко бывало, что этот веселый на вид, беззаботный гимназист вдруг присмиреет, смолкнет, будто недоволен собой и окружающим, будто горько ему, что кругом недостаточно умного и хорошего. Иногда при этом с уст его срывались замечания о том, что необходимо бороться со злом, и высказывались подчас очень странные взгляды, как устроить счастье всего человечества».
Тягостное впечатление, что оказывала на Гаршина общественная жизнь того времени, нередко приводило к обострению душевной болезни, которой он был подвержен с раннего возраста. Ее приступы возникали нечасто. В обычном состоянии Всеволод Михайлович был жизнерадостным и целеустремленным молодым человеком.
В 1874 году Гаршин окончил гимназию. Мечте о поступлении в университет осуществиться было не суждено, потому что выпускников реальных гимназий туда не принимали. Поэтому Всеволод Михайлович решил поступить в Горный институт, хотя особого рвения к овладению инженерным мастерством никогда не испытывал.
Обучение в институте было прервано в апреле 1877 года, когда началась война с Турцией за освобождение балканских славян. День объявления Россией войны Турции Гаршин встретил так «12 апреля 1877 года я с товарищем (Афанасьевым) готовился к экзамену по химии. Принесли манифест о войне. Наши записки остались открытыми. Мы подали прошение об увольнении и уехали в Кишинев, где поступили рядовыми в 138-й Болховский полк и через день выступили в поход...» Позже описанию этого похода Гаршин посвятит рассказ «Из воспоминаний рядового Иванова».
О своем решении пойти добровольцем в действующую армию Всеволод написал матери «Я не могу прятаться за стенами заведения, когда мои сверстники лбы и груди подставляют под пули. Благословите меня». В ответ он получил короткую телеграмму «С Богом, милый».
11 августа Гаршин получил ранение в бою при Аясларе (Болгария). В реляции о нем говорилось, что он «примером личной храбрости увлек вперед товарищей в атаку, во время чего и был ранен в ногу». Тогда же, находясь на лечении в военном госпитале, он написал свой первый рассказ «Четыре дня», который был расценен критиками и современниками как блестящий писательский дебют. Это небольшое произведение ставили в один ряд с такими выдающимися творениями, как «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и батальные картины В. Верещагина. В мае 1878 года, по окончании войны, Гаршина произвели в офицеры, но меньше чем через год он вышел в отставку по состоянию здоровья и полностью посвятил себя литературному творчеству.
Произведения Гаршина начали публиковаться еще в те годы, когда он был студентом. В 1876 году был издан его первый газетный очерк «Подлинная история энского земского собрания». В нем Гаршин обратился к таким острым социальным проблемам своего времени, как голод в деревне и полное равнодушие к положению народа земских властей. Эта сатира на земские учреждения появилась как раз в то время, когда земство считалось основой народного самоуправления и рассматривалось как одно из важнейших достижений эпохи «великих реформ».
Скептическое отношение Гаршина к реформам шло вразрез с общественным мнением. Показательным в этом смысле является стихотворение, написанное Всеволодом Михайловичем 19 февраля 1876 года к 15-летию отмены крепостного права, в котором поэт говорит о том, что падение «ржавых оков» крепостничества ничуть не облегчило положения крестьянства

«…Бесстыдная толпа
Не дремлет; скоро вьются сети
Опутано израненное тело,
И прежние мученья начались!..»

В 1877 году в «Отечественных записках» был опубликован рассказ «Четыре дня». В нем отразилось отношение самого Гаршина к войне, которая, по мнению автора, противоестественна и враждебна человеку. Однако, несмотря на то, что герой рассказа не в состоянии объяснить, для чего люди ведут войны и убивают друг друга, он снова и снова идет в бой, повинуясь долгу, естественному чувству справедливости.
В рассказе «Трус», написанном в 1879 году, в качестве главного героя вновь предстает человек, потрясенный осознанием неисчислимых страданий, которые приносит людям война. Рассказ начинается словами «Война решительно не дает мне покоя». Гаршин вложил в уста героя и свое собственное мнение. Он также не может смириться с законностью сознательно организованного кровопролития. «Я не рассуждаю о войне, - пишет он, - и отношусь к ней непосредственным чувством, возмущаемым массою пролитой крови». Тем не менее, неприятие войны не стало для героя поводом для уклонения от участия в ней, которое он счел бы для себя бесчестьем.
Особый, присущий только Гаршину тон повествования и в наши дни придает его произведениям чрезвычайно современное звучание. Всеволод Михайлович одним из первых постиг философию войны. Вот как он описывает движение армии к месту будущих сражений в своем последнем военном рассказе «Из воспоминаний рядового Иванова» «Мы обходили кладбище, оставляя его вправо. И казалось мне, что оно смотрит на нас сквозь туман в недоразумении. «Зачем идти вам, тысячам, за тысячи верст умирать на чужих полях, когда можно умереть и здесь, умереть покойно и лечь под моими деревянными крестами и каменными плитами.. Останьтесь!»
Но мы не остались. Нас влекла неведомая тайная сила нет силы большей в человеческой жизни. Каждый отдельно ушел бы домой, но вся масса шла, повинуясь не дисциплине, не сознанию правоты дела, не чувству ненависти к неизвестному врагу, не страху наказания, а тому неведомому и бессознательному, что долго еще будет водить человечество на кровавую бойню - самую крупную причину всевозможных людских бед и страданий...»
В том же рассказе Гаршин дает описание боя, в котором, как бы забегая вперед, опровергает обвинение русской армии в мифической кровожадности, неоднократно звучавшее во время войны в Чечне «Говорят, что нет никого, кто бы не боялся в бою; всякий нехвастливый и прямой человек на вопрос, страшно ли ему, ответит страшно. Но не было того физического страха, какой овладевает человеком ночью, в глухом переулке, при встрече с грабителем; было полное, ясное сознание неизбежности и близости смерти. И - дико и странно звучат эти слова - это сознание не останавливало людей, не заставляло их думать о бегстве, а вело вперед. Не проснулись кровожадные инстинкты, не хотелось идти вперед, чтобы убить кого-нибудь, но было неотвратимое побуждение идти вперед во что бы то ни стало, и мысль о том, что нужно делать во время боя, не выразилась бы словами нужно убить, а скорее нужно умереть».
В произведениях, посвященных мирной жизни, Гаршин, так же как и в военной прозе, выступает мастером социально-психологического рассказа. Его герой - «смирный, добродушный молодой человек, знавший до сих пор только свои книги, да аудиторию, да семью, думавший через год-два начать иную работу, труд любви и правды» - внезапно сталкивается с каким-либо вопиющим фактом, исполненным глубокого трагизма и круто изменяющим его отношение к жизни. Подобное столкновение приводит к тяжелому нравственному кризису, который разрешается либо погружением «туда, в это горе», как происходит в рассказе «Художники», либо самоубийством главного героя, не справившегося с душевным разладом («Происшествие»). Обычно именно по такой схеме развивается действие в произведениях Гаршина.
Писатель рассматривает социальные противоречия в их будничном обличье, однако будничное в его рассказах перестает быть таковым и приобретает характер давящего кошмара. Для того чтобы увидеть скрытые от обычного взгляда трагедии будней, необходимо пережить внезапное душевное потрясение, которое выводит человека из пассивного участия в повседневном зле. Столкнувшись с фактом несправедливости или неправды, герой гаршинских рассказов начинает размышлять о своем положении и мучительно искать выход из создавшейся ситуации. Нередко эти размышления приводят к трагической развязке.
Для писателя не существовало единичных выражений жизненной неправды, в каждом конкретном образе он видел «всю невинно пролитую кровь, все слезы, всю желчь человечества». Поэтому, наряду с психологическими рассказами, Всеволод Михайлович обращался к жанру аллегорической сказки. К числу бесспорных его шедевров относится рассказ «Красный цветок», объединивший в себе черты этих двух жанров. Показывая социальное зло во всей его наготе, Гаршин, так же как и многие его современники, стремится пробудить в читателе напряженную работу мысли, «убить его спокойствие», растревожить его совесть, заставить восстать против зла и несправедливости жестокого мира людей.
Профессор Сикорский, известный в XIX веке психиатр, считал, что в рассказе «Красный цветок», действие которого происходит в психиатрической лечебнице, Гаршин дал классическое изображение душевной болезни. К сожалению, многие эпизоды этого рассказа носили автобиографический характер. Главный его герой, бедный безумец, увидел в больничном саду три красных цветка и, вообразив, что в них заключено все мировое зло, уничтожил их ценою собственной жизни.
Гаршин закончил свой рассказ словами «Утром его нашли мертвым. Лицо его было спокойно и светло; истощенные черты с тонкими губами и глубоко впавшими закрытыми глазами выражали какое-то горделивое счастье. Когда его клали на носилки, попробовали разжать руку и вынуть красный цветок. Но рука закоченела, и он унес свой трофей в могилу».
Многие критики писали, что Гаршин изобразил борьбу не со злом, а с иллюзией или метафорой зла, показав героическое безумие своего персонажа. Однако в противовес тем, кто строит иллюзии, что он властитель мира, имеющий право вершить чужие судьбы, герой рассказа погиб с верой в то, что зло можно победить. К этой категории относился и сам Гаршин. Об этом свидетельствуют, может быть в чем-то по-детски наивные, сказки писателя «Attalea princeps», «То, чего не было», «Сказка о жабе и розе» и, конечно же, последнее написанное им литературное произведение - «Лягушка-путешественница».
В середине 1880-х годов Гаршин переживал творческий кризис. Жанр психологического рассказа перестал удовлетворять писателя, поскольку в нем основное внимание уделялось духовной драме главного персонажа, а окружающий его внешний мир оставался в стороне. «Я чувствую, - писал Всеволод Михайлович в 1885 году, - что мне надо переучиваться сначала. Для меня прошло время страшных, отрывочных воплей, каких-то «стихов в прозе», которыми я до сих пор занимался материалу у меня довольно, и нужно изображать не свое «Я», а большой внешний мир».
В последние годы жизни Гаршин почувствовал потребность в создании большого эпического произведения. Однако это вовсе не означало, что он собирался отказаться от своих прежних принципов. Всеволод Михайлович поставил перед собой задачу объединить изображение внутреннего мира людей, обладающих обостренным чувством ответственности за царящую в обществе неправду, с широкими бытовыми картинами «большого внешнего мира».
У Гаршина были далеко идущие творческие планы. Он собирал исторические материалы, относящиеся ко времени Петра Великого, задумывал полуфилософский, полунаучный роман с элементами спиритизма, а также готовился к работе над романом «Люди и война». Но полностью раскрыться в новом стиле Гаршину не удалось. Его творческие искания оборвала внезапная смерть. В новой манере писатель создал лишь несколько произведений, в частности рассказы «Надежда Николаевна» и «Из воспоминаний рядового Иванова».
В 1888 году здоровье Всеволода Михайловича резко ухудшилось. Как писал Г. Успенский, который был другом Гаршина, болезнь его «питали впечатления действительной жизни», которые были мучительными даже для здоровых людей, а для больной психики писателя оказались губительными. В своей статье «Смерть В.М. Гаршина» Г. Успенский так характеризует эти впечатления «реакционной эпохи» «Один и тот же ежедневный «слух» - и всегда мрачный и тревожный; один и тот же удар по одному и тому же больному месту, и непременно притом по больному, и непременно по такому месту, которому надобно «зажить», поправиться, отдохнуть от страдания; удар по сердцу, которое просит доброго ощущения, удар по мысли, жаждущей права жить, удар по совести, которая хочет ощущать себя… - вот что дала Гаршину жизнь, после того как он уже жгуче перестрадал ее горе».
Все эти удары Всеволод Михайлович перенести не смог. 19 марта 1888 года, во время очередного приступа душевной болезни, находясь в состоянии тяжелой тоски, Гаршин бросился в лестничный пролет одного из мрачных петербургских домов. 24 марта писателя не стало.
В.М. Гаршина называли «современным Гамлетом», «Гамлетом сердца». По свидетельству современников, с этим шекспировским героем писателя сближало болезненно обостренное неприятие любой несправедливости, несовершенства человеческих взаимоотношений, которое вызывало у него постоянные, почти физические муки совести и сострадания. Сам Гаршин незадолго до своей трагической кончины признавался «Хорошо или нехорошо выходило написанное - это вопрос посторонний; но что писал я в самом деле одними своими нервами и что каждая буква стоила мне капли крови, то это, право, не будет преувеличением».
Однажды, беседуя с А.П. Чеховым, В.Г. Короленко высказал предположение, что если бы Всеволода Михайловича при жизни можно было оградить «от мучительных впечатлений нашей действительности, удалить на время от литературы и политики, а главное - снять с усталой души то сознание общественной ответственности, которое так угнетает русского человека с чуткой совестью...», то больная душа его могла бы обрести успокоение. Но Антон Павлович на это замечание ответил «Нет, это дело непоправимое раздвинулись какие-то молекулярные частицы в мозгу, и уж ничем их не сдвинешь...»
В том и заключается драматизм ситуации, что в собственном творчестве Гаршин стремился всеми силами доброго и ранимого сердца, «одними своими нервами» связать распавшиеся «молекулярные частицы» мира, в котором он жил. Можно утверждать с абсолютной уверенностью, что толчком к написанию каждого произведения было пережитое самим автором потрясение. Не волнение или огорчение, а именно потрясение, потому и каждая буква стоила писателю «капли крови». При этом Гаршин, по словам Ю. Айхенвальда, «ничего больного и беспокойного не вдохнул в свои произведения, никого не испугал, не проявил неврастении в себе, не заразил ею других...».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Гаршина Всеволода Михайловича

Всеволод Михайлович Гаршин − известный российский прозаик второй половины XIX столетия, который занимался также искусствоведением и писал критические статьи.

Детство и юность

Родился Всеволод Михайлович Гаршин в 1855 году 2 февраля (по новому стилю – 14-го). Это событие произошло в родовом имении под названием Приятная Долина, которое располагалось в Екатеринославской губернии и принадлежало офицерской семье обрусевшего татарина Михаила Егоровича Гаршина, ведущего свою родословную от мурзы из Золотой Орды по имени Горши. Мать маленького Севы была типичной «шестидесятницей». Она живо интересовалась литературой и текущей политикой, владела совершенно свободно французским и немецким языками. Естественно, что именно она оказала на сына огромное влияние.

В возрасте пяти лет Сева пережил большую семейную драму, которая катастрофически сказалась на здоровье мальчика и очень значительно повлияла на его мироощущение и формирование характера. Мать Всеволода влюбилась в П.В. Завадского, молодого человека, являвшегося воспитателем её старших детей, и бросила семью. Оказалось, что этот человек был организатором тайного общества, и отец Гаршина, узнав об этом, донёс в полицию. Оппозиционера арестовала охранка, и он был сослан в Петрозаводск. Неверная супруга переехала в Санкт-Петербург, чтобы иметь возможность навещать ссыльного. Немудрено, что ребёнок являлся в это время для родителей предметом раздора. Сева жил с отцом до 1864 года, а впоследствии мама забрала его и отдала в гимназию в СПб.

В 1864-74 годах Гаршин учился в гимназии. Тогда-то он и начал писать стихи и рассказы, в которых подражал «Илиаде» Гомера и «Запискам охотника» знаменитого . В старших классах гимназии Гаршин увлёкся естествознанием, этому способствовали дружеские отношения с талантливым педагогом Александром Яковлевичем Гердом, который был известным популяризатором естественных наук. По совету этого человека Всеволод поступил в Горный институт, а также слушал с большим интересом лекции Дмитрия Ивановича Менделеева в Петербургском университете.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


Литературная деятельность

Гаршин начал печататься в 1876 году (ещё будучи студентом). Его первой опубликованной работой был очерк под названием «Подлинная история N-ского земского собрания», написан в духе сатиры. Затем после сближения с художниками-передвижниками Всеволод написал об их творчестве ряд статей, особое внимание уделяя полотнам, представленным на выставках. После начала новой русско-турецкой войны студент бросил занятия в Горном институте и отправился на фронт добровольцем, участвовал в болгарском походе, воплотив впоследствии свои впечатления в ряде рассказов, которые были опубликованы в 1877-79 годах.

В бою возле селения Аяслар Гаршин получил ранение и после лечения в госпитале был отправлен в отпуск на целый год домой. Он приехал в СПб уже с твёрдой уверенностью, что будет заниматься исключительно литературной деятельностью. Спустя полгода Всеволод получил звание офицера, а когда война закончилась в 1878 году, то его уволили в запас.

Гаршин продолжил своё образование в качестве вольнослушателя на историко-филологическом факультете в университете СПб.

Отношение к революционным событиям

Молодой литератор продолжал писать и публиковать рассказы, в которых ставил перед интеллигенцией проблему выбора: идти ли по пути личного обогащения или избрать полную лишений дорогу служения своему народу.

Гаршин не принял революционный террор, разразившийся в России в конце 70-х годов. Он воспринимал чрезвычайно остро и болезненно все события, связанные с этим. Несостоятельность методов революционной борьбы, применявшихся народниками, становилась все очевиднее ему. Писатель выразил в рассказе «Ночь» трагическое мироощущение современного ему молодого поколения.

Болезнь и смерть

В начале 70-х у Всеволода Михайловича врачи диагностировали расстройство психики. В 1880 г. Гаршин предпринял неудачную попытку выступить на общественную защиту революционера Ипполита Осиповича Млодецкого, покушавшегося на жизнь графа Лорис-Мельникова. Последовавшая вскоре казнь Ипполита потрясла писателя, и психическая болезнь обострилась. Гаршину пришлось около двух лет провести в психиатрической клинике.

Восстановив немного душевное равновесие, Всеволод Михайлович возвратился в мае 1882 года в Санкт-Петербург. Он вернулся к литературному творчеству, опубликовал очерк под названием «Петербургские письма», в котором глубоко размышлял о Петербурге как о единственной духовной родине для всей отечественной интеллигенции. Гаршин даже поступил на гражданскую службу и женился в 1883 году на молодой женщине-враче Н. Золотиловой. Это был, по-видимому, самый счастливый в его короткой жизни период. Именно тогда Всеволод Михайлович написал свой лучший рассказ «Красный цветок».

Однако уже в 1887 году у Гаршина наступила вновь тяжелейшая депрессия, и он оставил государственную службу. Вскоре начались также ссоры между его матерью и молодой женой. Эти события не могли не привести к трагическому исходу. Всеволод Михайлович Гаршин покончил жизнь самоубийством. 5 апреля (24 марта по старому стилю) 1888 он бросился в пролёт лестницы.

Всеволод Михайлович Гаршин (2 (14) февраля 1855, имение Приятная Долина, Бахмутский уезд, Екатеринославская губерния, Российская империя - 24 марта (5 апреля) 1888, Санкт-Петербург, Российская империя) - русский писатель, поэт, художественный критик.

Род Гаршиных - старый дворянский род, происходящий, по преданию, от мурзы Горши или Гарши, выходца из Золотой Орды при Иване III. Детство провёл в военной среде (отец Михаил Егорович Гаршин (1817-1870) был офицером). Мать Гаршина, «типичная шестидесятница», интересовавшаяся литературой и политикой, свободно владевшая немецким и французским языками, оказала огромное влияние на сына. Воспитателем Гаршина был и П. В. Завадский, деятель революционного движения 1860-х. К нему впоследствии уйдет мать Гаршина и будет сопровождать его в ссылку. Эта семейная драма отразилась на здоровье и мироощущении Гаршина.

С 1864 года он учился в петербургской 7-й гимназии, в 1872 г. преобразованной в реальное училище. В 1874 году Гаршин окончил училище и поступил в Горный институт, но не закончил его. Война с Османской империей прервала его занятия: он поступил вольноопределяющимся в действующую армию, был в делах, получил ранение в ногу. После войны был произведён в офицерский чин и вышел в отставку.

Уже ребёнком Гаршин был крайне нервным и впечатлительным, чему способствовало слишком раннее умственное развитие. Впоследствии он страдал приступами нервного расстройства и в возрасте тридцати трёх лет совершил самоубийство, бросившись в лестничный пролёт. Писатель похоронен на «Литераторских мостках», музее-некрополе Санкт-Петербурга.

Брат - Евгений Михайлович Гаршин (1860-1931). Педагог, литератор, критик, общественный деятель, издатель. Окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета в 1884 году и преподавал русскую словесность в одной из С.-Петербургских гимназий. Его статьи и очерки печатали журналы «Исторический вестник», «Русское богатство», «Русская школа», «Звезда», Вестник изящных искусств, а также газеты «Голос», «Биржевые ведомости», другие издания. С 1901 года он директор Таганрогского Коммерческого училища, действительный статский советник. Е. М. Гаршин автор книг - «Новгородские древности», «Общественное и воспитательное значение археологии», «Критические опыты», «Русская литература XIX века» и некоторых других.

Гаршин дебютировал в 1877 году с рассказом «Четыре дня», сразу создавшим ему известность. В этом произведении ярко выражен протест против войны, против истребления человека человеком. Этому же мотиву посвящён целый ряд рассказов: «Денщик и офицер», «Аяслярское дело», «Из воспоминаний рядового Иванова» и «Трус»; герой последнего мучается в тяжёлой рефлексии и колебаниях между стремлением «принести себя в жертву за народ» и страхом перед ненужной и бессмысленной смертью. Гаршин написал также ряд очерков, где социальное зло и несправедливость рисуются уже на фоне мирной жизни.

«Происшествие» и «Надежда Николаевна» затрагивают тему «падшей» женщины. В 1883 году появился один из замечательнейших его рассказов - «Красный цветок». Герой его, психически больной, борется с мировым злом, которое, как ему кажется, воплотилось в красном цветке в саду: достаточно сорвать его - и будет уничтожено всё зло мира. В «Художниках» Гаршин ставит вопрос о роли искусства в обществе и о возможности приносить пользу творчеством; противопоставляя искусство с «реальными сюжетами» «искусству для искусства», ищет пути борьбы с социальной несправедливостью. Сущность современного автору общества с доминирующим при нём личным эгоизмом ярко изображена в рассказе «Встреча». В сказке-аллегории «Attalea princeps» о пальме, рвущейся к солнцу сквозь крышу оранжереи и погибающей под холодным небом, Гаршин символизировал красоту борьбы за свободу, хотя и борьбы обреченной. Гаршин написал ещё ряд сказок и рассказов для детей: «То, чего не было», «Лягушка-путешественница», где та же гаршинская тема о зле и несправедливости исполненa грустного юмора; «Сказание о гордом Аггее» (пересказ легенды об Аггее), «Сигнал» и другие.

Гаршин узаконил в литературе особую художественную форму - новеллу, которая получила полное развитие впоследствии у Антона Чехова. Сюжеты новелл Гаршина несложны, они построены всегда на одном основном, развёрнутом по строго логическому плану. Композиция его рассказов, удивительно законченная, достигает почти геометрической определённости. Отсутствие действия, сложных коллизий - характерно для Гаршина. Большинство его произведений написано в форме дневников, писем, исповедей (например, «Происшествие», «Художники», «Трус», «Надежда Николаевна» и др.). Количество действующих лиц очень ограничено.

Драматизм действия заменён у Гаршина драматизмом мысли, вращающейся в заколдованном кругу «проклятых вопросов», драматизмом переживаний, которые и являются основным материалом для Гаршина.

Необходимо отметить глубокую реалистичность Гаршинской манеры. Для его творчества характерны точность наблюдения и определённость выражений мысли. У него мало метафор, сравнений, вместо этого - простое обозначение предметов и фактов. Короткая, отточенная фраза, без придаточных предложений в описаниях. «Жарко. Солнце жжёт. Раненый открывает глаза, видит - кусты, высокое небо» («Четыре дня»). Широкий охват социальных явлений не удавался Гаршину, как не удавалась и более спокойная жизнь писателю поколения, для которого основной потребностью было «претерпеть». Не большой внешний мир мог он изображать, а узкое «своё». И это определяло все особенности его художественной манеры.

«Своё» для поколения передовой интеллигенции 1870-х годов - это проклятые вопросы социальной неправды. Больная совесть кающегося дворянина, не находя действенного выхода, всегда била в одну точку: сознание ответственности за зло, царящее в области человеческих отношений, за угнетение человека человеком - основная тема Гаршина. Зло старого крепостного уклада и зло нарождающегося капиталистического строя одинаково наполняют болью страницы гаршинских рассказов. От сознания общественной несправедливости, от сознания ответственности за неё спасаются герои Гаршина, как и он сам это сделал, уходя на войну, чтобы там, если не помочь народу, то по крайней мере разделить с ним его тяжёлую участь…

В этом было временное спасение от мук совести, искупление кающегося дворянина («Все они шли на смерть спокойные и свободные от ответственности…» - «Воспоминания рядового Иванова»). Но это не было разрешением социальной проблемы. Выхода писатель не знал. И поэтому глубоким пессимизмом проникнуто все его творчество. Значение Гаршина в том, что он умел остро чувствовать и художественно воплощать социальное зло.

Библиография:

  • Первая книга рассказов, СПб., 1885.
  • Из записок рядового Иванова, о походе 1877 года., СПб., 1877.
  • Вторая кн. рассказов, СПб., 1888.
  • Третья кн. рассказов, СПб., 1891.
  • Сочинения Гаршина в I т., 12-е изд. Литературного фонда, СПб., 1909.
  • То же, в приложении к журналу «Нива» за 1910.
  • Рассказы с биографией, написаны А. М. Скабичевским, издание Литературного фонда, П., 1919.
  • Собрание сочинений, изд. Ладыжникова, Берлин, 1920.
  • Избранные рассказы, Гиз, М., 1920.
  • Рассказы, под ред. Ю. Г. Оксмана (гот. к печати в изд. Гиза).
  • В. М. Гаршин. Полное собрание сочинений в одном томе. - Москва.: «Издание А. Ф. Маркса», 1910 г.
  • В. Гаршин. Сигнал. - Москва.: «Издательство детской литературы ЦК ВЛКСМ», 1936 г.
  • Всеволод Гаршин. Рассказы. - Москва.: «Советская Россия», 1976 г.
  • В. М. Гаршин. Сочинения. - Москва.: «Художественная литература», 1983 г.
  • В. М. Гаршин. Красный цветок. - Москва.: «Новый Ключ», 2006 г. - ISBN 5-7082-0151-7.

Помните, как мамы читали нам сказки про серую шейку, про приключение лягушки-путешественницы? А знаете ли вы, что книга этого автора «Сигнал» стала основой для написания сценария к первому советскому детскому фильму? Все это заслуги Всеволода Михайловича Гаршина. Список произведений содержит как поучительные произведения для детей, так и высокоморальные сатирические новеллы для взрослых.

Жизнь Всеволода Михайловича

Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в семейном имении, которое имело красивое название «Приятная Долина» и было расположено в Екатерининской губернии. Мама будущего таланта, Екатерина Степановна Акимова, имела на тот момент образование и увлечения, которые были присущи женщинам шестидесятых. Ее восхищала литература и политика, она превосходно разговаривала на немецком и французском языках. Конечно же, именно мама Всеволода оказала существенное влияние на становление его как писателя.

В пятилетнем возрасте мальчик пережил большой семейный конфликт: мама Всеволода полюбила другого мужчину - Петра Васильевича Завадского, и бросила семью. Петр Васильевич был воспитателем старших детей Екатерины Степановны. Эта семейная драма ужаснейшим образом сказалась на самочувствии маленького Севы и сильно поспособствовала на формирование характера. Папа будущего писателя узнал, что новый возлюбленный жены выступал организатором тайного общества, и поспешил заявить об этом полицейским. Завадского отправили в ссылку в Петрозаводск, а Екатерина Степановна, словно жена декабриста, отправилась в Питер, чтоб видеться со своей любовью. Для Гаршина время в гимназии (1864-1874) - это отправная точка карьеры поэтической и писательской деятельности.

Писательская деятельность Гаршина

Уже в студенческие годы, а именно в 1876 году, Всеволод Михайлович начинает печатать свои труды. Первым опубликованным произведением являлся написанный с элементами сатиры очерк «Подлинная история N-ского земского собрания». После посвятил партию статей художникам-передвижникам, их творчеству и картинам. С началом русско-турецкой войны Гаршин бросил все и пошел добровольцем воевать. На войне он был участником болгарского похода, что потом нашло воплощение в нескольких рассказах писателя (1877-1879 года). В одном из боев Всеволода ранили, после лечения его на один год отослали в отпуск домой. В Санкт-Петербург он прибыл с ясным осознанием того, что хочет и будет заниматься только писательской деятельностью, и список произведений Гаршина начал пополнятся. Через 6 месяцев ему присвоили звание офицера.

Революционные волнения в жизни Гаршина

Юный писатель продолжал свою деятельность, где воздвигал перед высшим интеллигентным обществом проблему выбора: двигаться по тропе собственного обогащения или пойти путем, наполненным службой своей стране и народу.

Всеволод Михайлович принимал особенно остро те революционные волнения, которые вспыхнули и разошлись в 70-х годах. Заведомо провальные способы борьбы с революцией, которые использовали народники, были с каждым днем все очевиднее ему. Это состояние, в первую очередь, отразилось на литературе Гаршина. Список произведений содержит рассказы (например, «Ночь») где отражается то болезненное мироощущение революционных событий, которое испытывал каждый его современник.

Последние годы

В 70-х годах Гаршину врачи поставили неутешительный диагноз - расстройство психики. Меньше, чем через 10 лет Всеволод Михайлович попытался, не совсем успешно, своим публичным выступлением защитить революционера Ипполита Осиповича, который хотел убить графа Лорис-Мельникова. Это стало предпосылкой к его 2-х летнему лечению в психиатрической больнице. После восстановления он вновь взялся за литературу и журналистику, поступил на службу, и даже женился на девушке-враче Наталье Золотиловой.

Казалось бы, что все наладилось, возможно, это время можно назвать самым счастливым за всю его недолгую жизнь. Но в 1887 году Всеволода Гаршина охватывает тяжелейшая депрессия, начинаются проблемы с матерью и женой, и он в 1888 году, решая покончить жизнь самоубийством, бросается в пролет лестницы.

Сборник рассказов Гаршина для детей

Список произведений Всеволода Михайловича насчитывает 14 произведений, из которых 5 - сказки. Однако, несмотря на небольшое количество книг, почти все можно найти в современной школьной программе учеников младших и старших классов. О произведениях для детей Гаршин стал задумываться после возникшей у него идеи об упрощении стиля повествования. Поэтому его книги очень просты для молодых читателей, обладают определенной четкой структурой и смыслом. Стоит отметить, что не только подрастающее поколение является ценителями его детских произведений, но и их родители: совершенно иной взгляд на жизнь.

Вот для удобства алфавитный список произведений Гаршина для детей:

  • Attalea princeps.
  • «Лягушка-путешественница».
  • «Сказание о гордом Аггее».
  • «Сказка о жабе и розе».
  • «То, чего не было».

Последняя сказка - «Лягушка-путешественница» - играет роль одного из любимых произведений не у одного поколения школьников.

Произведения В. М. Гаршина известны современному читателю со школьных лет. Его сказки для детей считаются образцом мировой художественной литературы.

Детские годы писателя

В 1855 году в дворянской семье. Местом рождения было имение родителей в Екатеринославской губернии. Отец и мать - выходцы из семей военных. Отец сам был офицером, участвовавшим в Крымской войне. Мать вела активную общественную и политическую деятельность, являясь участницей революционно-демократического движения.

В детские годы будущему писателю пришлось пережить тяжелую психологическую драму. Она стала следствием непростых отношений между родителями мальчика. Семейная жизнь закончились их разводом и отъездом матери.

До девятилетнего возраста ребенок жил с отцом в родовом имении, а затем переехал к матери в Санкт-Петербург, где начал обучение в гимназии. Считается, что именно она привила ребенку любовь к литературе. Сама она свободно владела французским и немецким языками. Естественным желанием матери было дать хорошее образование сыну. Общение с ней способствовало раннему развитию сознания ребенка. Формирование таких черт характера, как высокое чувство долга, гражданственность, способность к тонкому ощущению окружающего мира, тоже является заслугой матери.

Студенческие годы. Начало литературной деятельности

После успешного окончания обучения в гимназии юноша поступает в Горный институт, где и начинается его литературная карьера. открывает сатирический очерк о жизни провинциалов. В основу сочинения легли реальные события, которые молодой писатель мог наблюдать лично в те времена, когда он проживал в имении родителей.

В студенческие годы Гаршин живо интересовался работами художников-передвижников. Именно по этой причине он публикует много статей, посвященных их творчеству.

Военная служба

События, происходившие в стране, не могли оставить в стороне молодого человека. Считая себя потомственным военным, Гаршин принимает участие в войне, которая была объявлена Россией против Турции. В одном из боев молодой человек был ранен в ногу и отправлен на лечение в госпиталь.

Даже здесь список произведений Гаршина продолжает пополняться. Рассказ "Четыре дня", который был напечатан в "Отечественных записках", написан во время прохождения лечения в военном госпитале. После этой публикации имя молодого писателя стало известно в литературных кругах, он получил широкую известность.
После ранения Гаршину был дан годичный отпуск, а потом и отставка от военной службы. Несмотря на это, отличившийся военный был произведен в офицеры.

Литературная деятельность

После описанных событий у В. М. Гаршина появилась возможность вернуться в Санкт-Петербург, где он был очень тепло принят в интеллигентских кругах. Ему покровительствовали такие известные писатели, как М. Е. Салтыков-Щедрин, Г. И. Успенский и другие.

В качестве вольнослушателя молодой писатель продолжил свое образование в Петербургском университете. Список произведений Гаршина с этого момента продолжал неуклонно расти, что указывало на его несомненный литературный дар.

Особенность литературного творчества писателя

Произведения В. М. Гаршина поражали читателей обнаженностью чувств, которые писатель так мастерски описывал в своих рассказах, очерках. Ни у кого не оставалось сомнения в том, что герой того или иного произведения и его автор - это одно и то же лицо.

Эта мысль укреплялась в сознании читателей еще и потому, что список произведений Гаршина стал пополняться сочинениями, которые имели форму дневниковых записей. В них повествование велось от первого лица, предельно обнажались чувства героя, его самые сокровенные душевные тайны и переживания. Все это, несомненно, указывало на тонкие душевные качества самого автора. Доказательство всему сказанному можно найти в таких произведениях, как "Трус", "Происшествие", "Художники", и многих других рассказах.

Пережитые события, сложность характера, особенности душевной организации привели к тому, что у В. М. Гаршина развилось заболевание, которое необходимо было лечить. Для этого он неоднократно помещался в психиатрические больницы, где удавалось добиться лишь относительного выздоровления. В связи с этими событиями литературная деятельность писателя на некоторое время была приостановлена. В тяжелый период жизни Гаршина продолжали поддерживать друзья и близкие люди.

Произведения Гаршина для детей

Список произведений, которые сегодня называют бриллиантами стал появляться тогда, когда писатель принял решение об упрощении языка повествования. Образцом послужили рассказы Л. Н. Толстого, написанные специально для юных читателей.

Произведения Гаршина для детей, список которых не так велик, отличают простота изложения, четкая увлекательность, новизна характеров героев и их поступков. После прочтения сказок у читателя всегда есть возможность порассуждать, поспорить, сделать определенные выводы. Все это помогает человеку двигаться вперед в своем развитии.

Надо отметить, что сказки Гаршина интересны не только маленьким читателям, но и их родителям. Взрослый с удивлением обнаруживает, что сказка захватила его, открывая какие-то новые стороны человеческих отношений, другой взгляд на жизнь. Всего известно пять произведений писателя, которые предназначены для детского чтения: "Сказание о гордом Аггее", "О жабе и розе", "Attalea princeps", "То, чего не было". Сказка - "Лягушка-путешественница" - это последнее произведение писателя. Оно по праву стало любимым детским произведением у многих поколений читателей.

Сказки Гаршина изучаются на уроках литературы в начальных и старших классах. Они включены во все действующие сегодня школьные программы и учебники.
Книги с произведениями Всеволода Михайловича Гаршина переиздаются многочисленными тиражами, выпускаются в форме аудиозаписей. По мотивам его творений созданы мультипликационные фильмы, диафильмы, спектакли.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения