Что означает пословица вольному воля спасенному рай. Церковная православная газета. Поле политики, поле социальных наук, поле журналистики

“Часто можно услышать пословицу
“Вольному воля, спасенному рай”.

Как правильно ее понимать?”

Наталья Москаленко

Отвечает Андрей Ухтомский, кандидат Богословия

Общеизвестная пословица “Вольному воля, спасенному рай” имеет глубокий смысл. Вольному воля - человек волен поступать так, как ему хочется. Спасенному рай - кто живет не по воле своей, а как Бог велит, тот спасется. Другими словами, человек может поступать по воле Божией или против воли Божией, но только поступки, совершенные по воле Божией, приведут человека в рай. Лаконичнее эта максима звучит в немецком эквиваленте пословицы: “Des Menschen Wille ist sein Himmelreich“, “воля человека - Царство Небесное”…

Пословицу часто применяют тогда, когда хотят выразить несогласие с действиями по типу “своя рука - владыка” и из уважения к свободе человека, только намекая на вариант последствий. Это объяснение пословицы можно сравнить со словами Библии: “жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).
В содержании пословицы, как и в процитированном библейском тексте, содержится уважение к свободе человека. Его не принуждают поступить так или иначе, однако только один из двух путей правильный.
В наш “просвещенный век” человек с каждым днем как бы прозрачнее видит будущее и увереннее действует. Одного он не замечает: своей жизни со стороны, иначе для этого необходимо быть и наблюдателем, и наблюдаемым, а это невозможно. Мы себя видим в искаженном свете. Поэтому только “со стороны виднее”, что “доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим. 7: 19). Не всегда наши желания производят нужные действия. Как известно, благими побуждениями выложена дорога в ад.
Человек себя видит через призму греха, искаженно. Зачастую и другие не всегда могут уловить мотивацию поступков человека, чтобы направить его к правильному решению, дать верный “рецепт” в той или иной ситуации. И человек, являясь венцом творения, может обратиться только к Богу, как к высшей инстанции, за решением своих вопросов. А воля Божия - наивысший авторитет для человека.
Исполняя волю Божию, человек спасается от раздирающих его греховных побуждений и желаний и как следствие - единым, цельным порывом направляется в рай.
Промысл Божий - для каждого свой. Соответственно, ничего с человеком не происходит без воли Всевышнего. За нами выбор - следовать за Богом или нет. Это не означает, что Бог каждому определил свое место в жизни и дал указания, следуя которым человек “не выпадает из обоймы”. Нет. Бог дал первому человеку заповедь сохранять рай, возделывая и украшая его, любя своего Творца. Но, будучи не укрепленным в добре, человек начал служить диаволу… А когда понял, что “служить двум господам невозможно”, - стало уже поздно, грех пророс в сознании человека, начав, соревнуясь с волей Божией, руководить поступками человека. Тем не менее Господь Бог Своей волей направляет человека к Себе, Один только зная, как вывести человека из “двойственного служения”. Спасая человека, Бог уважает его свободный выбор, не делая из него слепого раба низменных желаний, а показывая ему лучший выход из ситуации, оставляя, все же, выбор за человеком.
Выбор человека - за ним самим, он ответствен за свой выбор и пожинает плоды этого выбора. Для правильного выбора необходимо обратиться к Богу с просьбой, чтобы Господь освятил пути человеческие. Тогда для вольного будет единая, верная воля - он будет спасен и наследует рай. Эквивалентом вышеупомянутой пословицы являются слова Библии - “жизнь и смерть предложил Я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).

Беседовали мы,волховка и волхв из рода Медведя и пришли к выводу: негоже оставить полученное вЕдание между нами.С его позволения я поделюсь им с вами,славяне.Разбила текст беседы на смысловые части и их пронумеровала.

1: Как понимается на звукослове такая речь?Что поведуют нам СЛОВА заголовка?

ВОЛЯ = "В"(направление вглубь-внутрь) + "ОЛ"(мир разума человека-его опыта жизни в окоёме)+ "Я"(его Дух).Получается: ВОЛЯ-стремление разума человека действовать в согласии со своим Духом.
ВОЛЬНЫЙ = человек,действующий по жизни только по велению своей воли,то есть по проявлении мироведения Духа своего.
СПАСЁННЫЙ -человек,живущий по ПОКОНУ СПАСА:Ты ничего не должен спасшему тебя,так как он действовал по своей воле,спасая тебя.Но в реальности человек чувствует себя ДОЛЖНИКОМ.
СПАС ="С"(вместе,совместно...) + "ПАС"(пространство долга) ="ЖИЗНЬ В ПРОСТРАНСТВЕ ДОЛГА,КОМУ-то ОБЯЗАННОЕ ДЕЙСТВИЕ).
РАЙ = "РА"(место,где находится источник света,знаний,ведения...) + "Й"(ограничитель распостранения изложенного ранее) -"ограниченное место света-знаний-ведения"-принадлежит как часть эгрегору РПЦ.

2: ЧТО ЕСТЬ МОЯ ВОЛЯ И КОМУ ВО МНЕ ОНА ПРИНАДЛЕЖИТ?

Думается,уже сам звукослов(вЕдание по звуку СЛОВА) уже довольно прозрачно на всё ответил.
Моя воля принадлежит во мне моему Духу(он-суть моя).Если я мню себя вольным,то должен действовать в Яви(в мире Вселенной),слушая КОНЫ своего Духа и только его(мой Дух-часть Прави).Потому и реализуется ВОЛЬНОМУ-ВОЛЯ.
Спасённый -должник = РАБ(а как же,-я ДОЛЖЕН!) не имеет Путь в Правь после смерти.Ошибка исправляется осознанием её,то есть ЗНАНИЕМ о том,что "вольному-воля"(кон Духа).

3: А КОМУ ЕЩЁ МОЖЕТ ВО МНЕ ПРИНАДЛЕЖАТЬ МОЯ ВОЛЯ?

Тому,кому я её вручил,то есть по чьим КОНАМ я живу.Во мне есть:
"Я"-мой Дух - моя истинная ПРИРОДНАЯ СУТЬ.-СИЛА ПРИРОДЫ во мне(я-часть природы в единстве с другими такими же частями составляю её целостность),-моя сила БОГА,творящая=родящая сила.Ею я творю =РОЖДАЮ мир Яви.Я ЕСТЬ БОГ ЯВИ.Дух-это часть Прави во мне,проявленная в Яви как ЧЕЛОВЕК(обьект,существо).
"ЭГО"-моя искусственная сущность,моё ПОРОЖДЕНИЕ в виде ЛИЧНОСТИ.ЭГО = "НЕ Я",моя МАСКА.
"ЛИЧНОСТЬ" - мои ЛИЧИНЫ(лица иного меня,то есть мои роли-маски,которые я сам для себя создал) + "ОСТЬ"(кость-ось,на которой они,-личины,-во мне держатся).Суть личности-многоличие-многоликость.Суть ЭГО-обьединение этих личин в единую сущность во мне "НЕ Я".

4: ТОГДА ЧТО ЕСТЬ ДУША?

ДУША = "Д"(знак параметра древности как времени) + "У"(рядом,близко к...) + "ША"(СИЛА в виде волеизьявления духа Тонкомирья ША-сущность из Нави в виде коварного змея-искусителя,сила,разьединяющая мир на человека и все другие обьекты.Сила,которая разделила единую ПРИРОДУ на отдельные обьекты в Яви,ведание которой выявляет эту иллюзию и помогает находить взаимодействия человека и сил природы в актах РОЖДЕНИЯ им ЯВИ.Ведающему ША = ДЕй соединит Явь с Правью и Навью в ТРИЕДИНСТВО-ТРЁХМИРЬЕ, и тот получит возможности бога-творца.Не ведающему Дей подсунет псевдознания,которые никогда ничего не обьединят и поведут человека по ТВАРНОМУ КРУГУ ЖИЗНИ.Короче говорЯ,ДУША-всего лишь эмоциональная энергия без чёткого направления действия.Дей-Дый крадёт жизненную силу человека,растрачивая её на пустые эмоции,а может и собрать энергию воедино,мощно усиливающую действия Духа в миророждении Яви.Он не может действовать сам.Ему необходима ВОЛЯ ЧЕЛОВЕКА.
Дохристианская Русь вовсе не ведала понитие ДУША.Его привнесли в наше мировидение(не путать с мироведанием)христиане.Душа есть иллюзия,вуаль,которая мешает увидеть реальность.Человек,увлёкшись эмоциями,не способен чуять в этот миг реальное положение вещей(реальность).Вспомните себя в минуты гнева или печали.Как меняется в миг ваша КАРТИНА МИРА.
Введя понятие ДУШИ,христиане в корне поменяли славянскую картину мира.Вместо детей богов мы в миг стали рабами богов христианских.Из творцов мы стали "дрожащими тварями",боящимися природы и зависимыми от неё.Думающие продолжат сами.Мы,дети богов своих,родились(осознали себя) в мире,где всё имелось в избытке для поддержания нашего существования(еда-вода-растения-земля плодородная).А христианство возникло в ПУСТЫННОЙ ОБЛАСТИ,где это всё было в дефиците и потому раб божий-человек.Психология восприятия мира у нас в корне различная.Христиане раздробили человека(его единство Духа и тела) на триединство-троицу:Дух,Душа и тело.И всё отдельно!

5:А как ПОНИМАТЬ слова СВОБОДА ВОЛИ?ВОЛЬНА ЛИ ВОЛЯ МОЯ?

Отсюда и поменялся(с введением понятия души) и наш лексикон.Какая же СВОБОДА ВОЛИ у раба?У него есть только свобода воли его хозяина рабовладельца.Вспомните,крепостных продавали-убивали как СКОТ(движимое имущество).А ведь раннее никакого рабства народ славянский не ведал!
В ХХ1 веке мы все мним себя вольными людьми.Но оглянитесь,посмотрите вокруг:этот вот разбогател и обнаглел,а я спину на него гну и боюсь уволиться(пропаду!).Пьяный муж избивает семью.Как это я от него уйду:ПРОПАДУ,никому не нужная!(А сама себе и не нужна что ли?).Вот и последствия:РАБСТВО ДУШИ.И подмена понятий:РАБСТВО ДУШИ ЕСТЬ ДУХОВНОЕ РАБСТВО(когда мы добровольно не живём по КОНАМ ДУХА = КОНАМ ПРАВИ,а живём по ЗАКОНАМ.
Потому и ВОЛЯ путается с ВСЕДОЗВОЛЕННОСТЬЮ,а СВОБОДА ТОРГУЕТСЯ(дадут-не дадут).
СВОБОДА = "С"(см.выше) + "В"(см выше) +"ОБОД"(мир,ограниченный ОБОДОМ-ЛИНИЕЙ ГОРИЗОНТА вокруг тебя,окружающий тебя мир) + "А"(см.выше)......
СВОБОДА - "вместе и глубинно связан я с окружающим меня миром "(А-энергетика Инь-мягкая,подвижная,как волна.ВОЛНА ЛЮБВИ -ПРИЯТИЯ мира).
СВОБОДА ВОЛИ -полнейшая тафтология для человека,живущего по ВОЛЕ СВОЕГО ДУХА(ПОКОНЫ ПРАВИ),-типа "маслянного масла".Но для РАБА-имеющее смысл словосочетание.Задам свой вопрос:А КТО ОПРЕДЕЛИЛ-раб ты или свободный(+ вольный)?Не ты ли сам,а?Кто подменил Дух свой душою?Инструментик мы вам,волхи.предлагаем для собственного снятия оков.Или лекарство от рабства...Это как вам угодно,славяне:ВАША СОВЕСТЬ оно называется!
СОВЕСТЬ = СО-ВЕСТЬ...Мы вам поведали,весть дали от КОНА ДУХА ПРАВИ,
принесли и положили перед вами на пол.Ежели поднимет кто инструментик,тот познает КОН "ВОЛИ".А кто нет...тот узнает ЗАКОН "СВОБОДЫ".
Для нас,волхов,инструмент СОВЕСТЬ подсказывает,что в СВОБОДЕ МИРА (а человек-часть этого мира,то есть часть этой же СВОБОДЫ и СВОБОДЕН ВСЕГДА по ДУХУ своему) и есть человеческая ВОЛЯ(как сила Духа своего).

6:ТОГДА ЧТО ТАКОЕ НЕВОЛЯ?

НЕВОЛЯ = "НЕ"(отрицание) + ВОЛЯ-это для РАБА БОЖЬЕГО.У него реально нет своей воли "Всё в воле Бога"!-слыхали такое?Для вольного НЕВОЛИ НЕТ(даже в браке,в работе на конкретном предприятии,в любви и ненависти).Так как он ВЕДАЕТ(психологи собаку на этом уже сьели!): приставку НЕ- подсознание(Дух) не воспринимает.Вот что такое:"Я тебя не люблю?"Это понимается:"ЛЮблю,но боюсь,что потерял волю свою в тебе"(на виду я отрицаю любовь,а тайно только о тебе и думаю.То есть шлю тебе энергию,как если бы любил).Так что же человек на самом деле-то думает про предмет своей НЕНАВИСТИ?А вот что:Я так от тебя зависим,что стал рабом твоим и НЕВОЛЮ свою не хочу иметь от тебя,но признаю,что имею."Дуристика?-отнюдь.Помните(волх мне вот напомнил,а я-вам): в фильме -сказке про Марью-Искусницу:Она,будучи в МОРОКЕ(трансовое состояние наваждения,замороченное состояние)говорит: "Что ВОЛЯ,что НЕВОЛЯ,-ВСЁ РАВНО."снимите СОВЕСТЬЮ с Духа МОРОК и подумайте над нашими словами,прежде чем статью в гневе откидывать.Морок РАСПОЗНАВАЕМ и вполне!Запашок тухлятинкой отдаёт.РАБСТВА ЗАПАХ запомните.

7: ЧТО ТАКОЕ ТОГДА "СПАСЁННОМУ-РАЙ!" ?

Всякое место,имеющее ОГРАНИЧИТЕЛЬ,по сути ЛОВУШКА.Своеобразная мышеловка.А сыр?-"Спасение Души"-сортик сырка называется.Мы и вовсе не шутим.РАЙ-сладенькая ловушка для вашего Духа.Приведу одну известную притчу:если в лоб не дошло,-дойдёт по лбу.
Сидит рыбак на берегу с удочками.Много уже наловил рыбки.Мимо идёт голодный человек.
-Рыбак,спаси меня!Погибаю я от голода!
Глупый рыбак даст голодному рыбку (РАЙ называется рыбка).Умный рыбак даст ему удочку,чтобы сам рыбку ловил(называется она СПАСЕНИЕ ДУШИ и ДУХА в НЕЙ.Дасть- то даст,да только бес толку.А потому,что всё до конца не досказано.Мудрый рыбак даст и рыбку(голодный ведь прохожий,-НАКОРМИТЬ ГОЛОДНОГО есть ПОКОН ПРАВИ) и удочку даст(ВОЛЮ ДУХУ ПО ПОКОНУ СВОБОДЫ сохранит,морока не пожелает)да и научит,как надобно удочкой пользоваться,чтобы уж точно всегда сыт был(расскажет ПОКОНЫ ПРАВИ).Вот теперь и расставаться им пора.А нам-продолжать беседу.Сладенький морок под названием РАЙ более не беспокоит?Дух в раю-тот же потребитель.Где уж тут ТВОРИТЬ ЯВЬ!Мир развивать!
РАЙ-место для рабовладельцев(всё для тебя,а ты-ни для кого ни-ни ничего)ЗАБВЕНИЕ ДУХА в себе творящего-созидающего-рождающего Явь!-Вот что такое РАЙ.В буддизме это называется САМАДХИ(ловушка для БОГОВ),которые никак не могут вспомнить,для чего появились на свет.Читай,народ,полезно!).
Ещё от себя вопросик подкину:Что тогда такое АД?
Идёт по дороге голодный человек.На берегу сидит рыбак и рыбья уха варится.Готова уже.Продолжать?ГОЛОД вечен,а сытость есть средство продлить голод,но через время.Утопиться бы!Да верёвки нет да и холодная водичка(осень на дворе).Прийти бы в тёпленький дом,а и дома-то нет.Ни ухи.ни удочки,ни умения удить рыбку,ни дом построить,ни...сами и продолжите.
АД-это отзеркаливание слова "ДА",то есть НАОБОРОТ:"ДА" НАОБОРОТ есть "НЕТ",славяне!Муки и боль вековечная.У голодного это ГОЛОД,например.АД-тоже ЛОВУШКА ДЛЯ ДУХА,где всё НАОБОРОТ,чем в РАЮ.Когда ДУШЕ больно,она о воле не думает(болью и занята:не вспомнит,что РАБОМ ДУХ её никогда и не был).
Ладно,другую присказку расскажу:"ИДЁТ БЫЧОК КАЧАЕТСЯ.С НОГАМИ НЕ В ЛАДУ."Ой!Доска кончается,-сейчас я упаду!"Обратите внимание:не гонит его никто,не заставляет.Сам,родненький,к погибели идёт.Видать,морок его воли сильнее!А оглянулся бы,глупенький: в пяти метрах через речку мостик стоит,такой прочный,такой просторный!Этот бычок похож на СПАСЁННОГО из начала статьи.Спасший и думать об этом забыл(воля моя была и ничего,говорит,ты-спасённый мне не должен),а СПАСЁННОМУ всё неймётся:как долг отдать,а?Принести денег или подарок?Или самому спасателем стать для других "утопающих бычков"?!Выйти из ПОКОНА СПАСА можно только ДЕЙСТВИЕМ:перестать думать о долге(сидеть в душевном аду) и кормить спасителя подарками(сажать того в душевный рай),а поумнеть и жить по ВОЛЕ ДУХА своего.Для таких ВОЛХ МЕДВЕДЬ пояснение дал:кто-то,тебя спасая,сделал БЛАГО тебе и твоему роду(Веда добавит:И СВОЕМУ РОДУ ТОЖЕ),так "ТВОРИ ДОБРОМ ЗА ДОБРО"(БЛАГИЕ ДЕЛА делай в Яви,дружок и сам,по своей ВОЛЕ).Жить "В КАЙФ"(рай) и жить "В ПРОГОЛОДЬ_КОЛОДЬ"(ад)-одинаково дурственно!Таков ПОКОН ПРЕДКОВ НАШИХ:"За Добро плати добром,а за Зло-по справедливости!"
8:КТО ТЫ ЕСТЬ,СЛАВЯНИН: ЧЕЛОВЕК ИЛИ ТВАРЬ ДРОЖАЩАЯ?
Вопрос Александра Невского актуален для каждого и до сих пор.
Думаю,опять без притчи не обойтись.Только быль расскажу.-это яснее будет.
Много символов веры нашей на Руси,славяне!И одним из них является Синь-камень под Переславлем Залесским на Плещеевом озере.Факт неоднократно доказан:несколько раз топили камень в глубинах озера,а он на бережок выползет и продолжает ползти неуклонно прямо к Ярилиной горке(алтарный он был на капище славянском на вершине горы).Ползёт САМ,никто не помогает идти к цели и так сотни лет.Не помогли УМЕРТВИТЬ его ни христианские молитвы,ни проклятия.Другие,покорные камни,лежат себе и лежат,а этот ПОЛЗЁТ к своей цели.Вот и алтарь в землю закопан давно(монолиты каменные ПОХОРОНЕНЫ) и крест на вершине маячит,а все монастыри в округе звонят колоколами:ОТКАЖИСЬ,УСНИ МОРОКОМ УСПОКОЕННЫЙ.
А Ярилина гора зовёт!И камень ползёт.Покуда жива вера наша(БОГИ НАШИ И ПОКОНЫ),-будет она ЗВАТЬ Дух твой СОВЕСТЬЮ НАБАТОМ!Прояви,свободный,свою волю:в Правь ли идёшь(Путь вверх),в Навь(раболепствуй,самоубийствуй или в мороке сиди,рабство христианское и т.п.празднуй).Но ПУТЬ выбирает Дух,а реализует человек!Будущее твоего РОДА и ТВОЁ -вот ЦЕЛЬ для такого Пути!
Помнишь,чужие дороги всегда приведут к чужому порогу и к чужим целям.К твоему Духу есть только один Путь-ТВОЙ СОБСТВЕННЫЙ и мы,волхи,знаем,как он называется:
"ВОЛЬНОМУ - ВОЛЯ;СПАСЁННОМУ - РАЙ!"
ПРОСЬБА от нас к тебе,читатель:НЕ СПЕШИ,сядь и подумай.Напиши ответ в комментариях,если захочешь.Напиши как ВОЛЬНЫЙ:что думаешь,а не что приказано кем.


Супругам следует строго соблюдать обычаи постановления Церкви в отношении сохранения себя в чистоте в праздничные, воскресные, постные дни (среды и пятницы), помня слова преподобного Серафима и старца Амвросия, что пренебрежения этими установлениями Церкви поведет к болезни жены и детей. При этом следует учитывать, что церковный день начинается с вечера, с шести часов, и следует поэтому сохранять себя в канун праздничного или постного дня, считая окончанием их вечер перед следующим днем.

Известны случаи, когда в христианских семьях нарушался мир и один из супругов доводился до отчаяния из-за отказа другого к брачным отношениям, вызванного незаконной ревностью к воздержанию. Это относится и к периодам длительного поста. Здесь, согласно указаниям апостола Павла, воздержание должно осуществляться лишь при единодушном согласии на то обоих супругов: оно не может иметь места, если один из них тяготится им, теряя от воздержания свой душевный мир.

Но как быть в том случае, если один из супругов не хочет считаться и со днем поста или праздника? Здесь мы встречаемся с одной из тех опасностей, которые таит брак у людей различных взглядов и мировоззрений. Здесь неизбежны душевные драмы и глубокая скорбь. По заповеди апостола супругу отказать нельзя, но при этом будет нарушена святость праздника или поста.

Здесь мы приходим к выводу о том, как важен осмотрительный выбор супруга, предопределяющий счастье в браке. Брак, который по сущности своей есть добровольное подчинение, легок и счастлив лишь тогда, когда душа отдается благочестивому и добродетельному супругу, и нельзя избежать бедствия, если супруг окажется во власти страстей и греха. Недаром печалится апостол Павел по вступившим в брак: "Таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль" (1 Кор. 7, 28).

Из книги "Как соблюдать пост"

О соблюдении поста

Для Адама пост, данный Господом, являлся испытанием верности. Для нас сегодня пост - это также, во-первых, испытание нашей верности. Когда Адам и Ева подвергли сомнению слова Господа и вкусили плоды запретного дерева, то были изгнаны из рая. Точно так же по 69-му Правилу Святых Апостолов отлучаются от церковного общения те, кто не доверяет установленным Церковью постам и самовольно нарушает их. Как говорится: вольному - воля, а спасенному - рай.

Когда мы говорим о себе, что мы православные, то этим определяем свою принадлежность к Православной Церкви, а проявляем свою принадлежность к Православной Церкви, выполняя ее установления. Например, соблюдая посты.

Священник Сергей Николаев, "Время веселое поста"

Чувственный человек ничему не противится с такой силой, как святому посту. Посещать богослужения, приступать к исповеди - на все это соглашаются даже чувственные люди, но возложить на себя иго поста - это кажется для многих христиан слишком тяжелым и даже опасным.

Как же без поста ты думаешь быть истинным христианином, если не выполняешь распоряжений Матери-Церкви? Непостящийся произвольно отделяет себя от всего сонма постящихся православных чад Церкви. Вам жаль своего слабого сложения? Сжальтесь же над ним действительно и дайте покой своему чреву.
Святитель Иннокентий Херсонский

Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжжения, истребление лукавых помышлений, освобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечной бесчувственности, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, удержание многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник бесстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение.

Преподобный Иоанн Лествичник

О посте

Прошло две недели Великого Поста, в которые Православная Церковь призывала нас к исправлению, раскаянию. Она, как нежная и любящая мать, предлагала нам пройти святую Четыредесятницу под ее руководством. Предлагала и предлагает она нам правила жизни, поучая одних, кротко обличая других, поддерживая и укрепляя на истинном пути третьих.

Но многие из нас ее совета не слыхали или же не обращали внимания на эти призывы. Для многих из нас время несется вперед, как бурный вихрь, увлекая нас за собой, как бездушные, лишенные самостоятельных сил предметы. И мы, влекомые все дальше и дальше, находимся в странном положении людей, имеющих глаза, но не видящих, имеющих уши, но не слышащих. Гроза гнева Божьего гремит над нами, а мы под ее молотом приходим все в большее и большее умоисступление. Люди из себя представляют истуканов, не чувствующих ни знамения времени, не вразумляющихся наставлениями Церкви, глухих к голосу разума, холодных к мольбам чувства и укорам совести.

Время безостановочно свершает свой ход, и мы только считаем число дней и страшных бед, испытываемых нами, не вдумываясь в их внутреннее значение. Между тем страшные дни заключают в себе грозное назидание и поучение. Мы должны видеть причину случающихся несчастий в себе самих. Губит себя отдельный человек, губит себя и целый народ грехами. Умножение грехов умножает болезни и виды болезней, сокращающих нашу жизнь.

Видимый и явный грех нашего времени - самолюбие, презирающее закон Божий, закон государственный, закон природы. Человек не хочет сдержать своих похотей, не считает необходимым воздержаться. Кому неизвестно, что масса народа гибнет от объядения и от пьянства? Начало этих двух грехов лежит в том, что люди презирают требования Церкви, заповедующие воздержание и трезвость. Если человек нарушил эти требования, то он нарушит требования и те, которое предлагает ему общество.

В дни установленного поста люди ведут жизнь зазорную, не отличая пост от других дней. Когда людям не совестно нарушать пост перед обществом, тогда они идут еще дальше: они пресыщаются и упиваются. И таким образом нарушают третий закон, закон природы. Наказание за нарушение этих требований не опаздывает: мы видим целую массу несчастий, проистекших от невоздержания. Явно и душевные пороки ведут за собой неисчислимые несчастия.

Церковь, как нежная мать, учит смирению, Государство - самоуважению, природа - поддержанию в себе человеческого достоинства. И опять мы свободно нарушаем эти законы, а за нарушением, как за телом, следуют горе и бедствие. Где причина всех наших внутренних и внешних затруднений? В нежелании исполнять закон Божий. Где причина наших безрассудных предприятий и несчастных неудач в предприятиях? В том, что мы беремся не за свое дело, беремся горделиво провести корабль через бурные пучины океана, когда еще не опытны в плавании на реке в лодке. Где причина отсутствия у нас характера, воли? В том, что мы слишком своеобразно и своевольно живем, не ставим для себя ни меры, ни цели. Оттого-то живем долго, а жизнь проходит без удовольствия и наслаждений, Богом назначенных человеку на земле. Человек не бывает в храме, не знает наслаждений, какие дает ему Божье слово, Божественные службы. Человек вольно живет в семье, любит лишь себя самого - от того он не понимает семейной радости и не ощущает в себе самом чувств великодушия, преданности, любви. Привыкши жить для себя и в себе, он не понимает народного горя, не понимает народных печалей и делается похожим на истукана, которого где ни поставь, он будет безгласен и бесчувствен.

Но Церковь опять неумолчно зовет к исправлению. Спаситель зовет нас к вере. Уверуем и исцелимся; и тогда Он нам скажет, как сказал исцеленному расслабленному ныне в Евангелии: отпущаются тебе грехи твои: вера твоя спасла тебя (Мк. 2, 5). Аминь.

Протоиерей Валентин Амфитеатров, "Великий Пост"

“Часто можно услышать пословицу
“Вольному воля, спасенному рай”.

Как правильно ее понимать?”

Наталья Москаленко

Отвечает Андрей Ухтомский, кандидат Богословия

Общеизвестная пословица “Вольному воля, спасенному рай” имеет глубокий смысл. Вольному воля - человек волен поступать так, как ему хочется. Спасенному рай - кто живет не по воле своей, а как Бог велит, тот спасется. Другими словами, человек может поступать по воле Божией или против воли Божией, но только поступки, совершенные по воле Божией, приведут человека в рай. Лаконичнее эта максима звучит в немецком эквиваленте пословицы: “Des Menschen Wille ist sein Himmelreich“, “воля человека - Царство Небесное”…

Пословицу часто применяют тогда, когда хотят выразить несогласие с действиями по типу “своя рука - владыка” и из уважения к свободе человека, только намекая на вариант последствий. Это объяснение пословицы можно сравнить со словами Библии: “жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое” (Втор. 30: 19).
В содержании пословицы, как и в процитированном библейском тексте, содержится уважение к свободе человека. Его не принуждают поступить так или иначе, однако только один из двух путей правильный.
В наш “просвещенный век” человек с каждым днем как бы прозрачнее видит будущее и увереннее действует. Одного он не замечает: своей жизни со стороны, иначе для этого необходимо быть и наблюдателем, и наблюдаемым, а это невозможно. Мы себя видим в искаженном свете. Поэтому только “со стороны виднее”, что “доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю” (Рим. 7: 19). Не всегда наши желания производят нужные действия. Как известно, благими побуждениями выложена дорога в ад.
Человек себя видит через призму греха, искаженно. Зачастую и другие не всегда могут уловить мотивацию поступков человека, чтобы направить его к правильному решению, дать верный “рецепт” в той или иной ситуации. И человек, являясь венцом творения, может обратиться только к Богу, как к высшей инстанции, за решением своих вопросов. А воля Божия - наивысший авторитет для человека.
Исполняя волю Божию, человек спасается от раздирающих его греховных побуждений и желаний и как следствие - единым, цельным порывом направляется в рай.
Промысл Божий - для каждого свой. Соответственно, ничего с человеком не происходит без воли Всевышнего. За нами выбор - следовать за Богом или нет. Это не означает, что Бог каждому определил свое место в жизни и дал указания, следуя которым человек “не выпадает из обоймы”. Нет. Бог дал первому человеку заповедь сохранять рай, возделывая и украшая его, любя своего Творца. Но, будучи не укрепленным в добре, человек начал служить диаволу… А когда понял, что “служить двум господам невозможно”, - стало уже поздно, грех пророс в сознании человека, начав, соревнуясь с волей Божией, руководить поступками человека. Тем не менее Господь Бог Своей волей направляет человека к Себе, Один только зная, как вывести человека из “двойственного служения”. Спасая человека, Бог уважает его свободный выбор, не делая из него слепого раба низменных желаний, а показывая ему лучший выход из ситуации, оставляя, все же, выбор за человеком.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения