Кто написал картину сад земных наслаждений. Почему не все грешники подвергаются мукам в Аду? Правая створка – музыкальный Ад

В 2016 году сложно назвать художника, чье имя звучало бы чаще, чем Иеронима Босха. Он скончался 500 лет назад, оставив после себя три десятка картин, где что ни образ, то загадка. Вместе со Снежаной Петровой прогуляемся по «Саду земных наслаждений» Босха и попробуем разобраться в этом бестиарии.

«Сад земных наслаждений» Босха (картинка увеличивается по клику)

Сюжет

Начнем с того, что ни одно из имеющихся на сегодня толкований работы Босха не признано единственно верным. Все, что мы знает об этом шедевре, — от времени создания до названия — гипотезы исследователей.

Названия всех картин Босха придуманы исследователями его творчества


Триптих считается программным для Босха не только из-за смысловой нагрузки, но и за счет многообразия и изощренности персонажей. Название ему дали искусствоведы, предположив, что на центральной части изображен сад земных наслаждений.

На левой створке — история о сотворении первых людей и их коммуникации с Богом. Создатель представляет Еву ошеломлённому Адаму, который до сего дня скучал в одиночестве. Мы видим райские пейзажи, экзотических животных, необычные образы, но без перегибов — лишь как подтверждение богатства фантазии Бога и многообразии живых существ, созданных им.

По всей видимости, не случайно, что выбран именно эпизод знакомства Адама и Евы. Символически это начало конца, ведь именно женщина нарушила табу, соблазнила мужчину, за что вместе они отправились на землю, где, как оказалось, их ждут не только испытания, но и сад наслаждений.

Однако за все приходится рано или поздно платить, о чем говорит правая створка, которую еще называют музыкальным адом: под звуки многочисленных инструментов чудовища запускают пыточные машины, где страдают те, кто еще недавно беззаботно фланировали по саду наслаждений.

С обратной стороны створок — сотворение мира. «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.» (Быт. 1:1−2).

Своим творчеством Босх, по всей видимости, пропагандировал благочестие



Изображение на обратной стороне створок

Грех-хедлайнер в триптихе — сладострастие. В принципе, было бы логичнее назвать триптих «Сад земных искушений» как прямую отсылку к греху. То, что кажется идиллией современному зрителю, с точки зрения человека рубежа XV—XVI вв. еков было очевидным примером того, как себя нельзя вести (иначе — на правую створку, будь любезен).

Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стены сверкают подобно кристаллу, обманутые мужья спят среди рогов. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники, и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны».

Ад же изображен максимально кровожадно и недвусмысленно. Жертва становится палачом, добыча — охотником. Самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки. Все это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире.

Босх помогал копиистам воровать его сюжеты


Кстати, не так давно студентка Христианского университа Оклахомы Амелия Хэмрик расшифровала и переложила для фортепиано нотную запись, которую разглядела на теле грешника, лежащего под гигантской мандолиной в правой части картины. В свою очередь, Уилльям Эсензо, независимый артист и композитор, сделал для «адской» песни хоровую аранжировку и сочинил слова.


Контекст

Главная мысль, которая соединяет не только части этого триптиха, но, по всей видимости, и все произведения Босха — тема греха. Это вообще был тренд в то время. Простому обывателя ведь фактически невозможно не грешить: тут имя господа всуе скажешь, там выпьешь или съешь лишнего, попрелюбодействуешь, соседу позавидуешь, в уныние впадешь — как тут остаться чистеньким?! Поэтому люди грешили и боялись, боялись, но все равно грешили, и жили в страхе Божьего суда и со дня на день ждали конца света. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом — на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего.

Через несколько десятилетий после смерти Босха началось широкое движение возрождения причудливых созданий фантазии голландского живописца. Этот всплеск интереса к босховским мотивам, объясняющий популярность работ Питера Брейгеля Старшего, был подкреплён широким распространением гравюры. Увлечение длилось несколько десятилетий. Особый успех имели гравюры, иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни.

Сюрреалисты называли себя наследниками Босха



«Семь смертных грехов» Питера Брейгеля Старшего

С приходом сюрреализма Босха достали из хранилищ, сдули пыль и переосмыслили. Дали объявил себя его наследником. Восприятие образов с полотен Босха серьезно изменилось, в том числе и под влиянием теории психоанализа (куда же без Фрейда, когда речь заходит о высвобождении подсознательного). Бретон и вовсе считал, что Босх «записывал» на полотне любой образ, который приходил ему в голову — фактически вел дневник.

Интересен вот еще какой факт. Свои картины Босх писал в технике a la prima, то есть клал масло не несколькими слоями, дожидаясь, пока каждый из них просохнет (как делали, собственно, все), а одним. В итоге картину можно было написать за один сеанс. Эта техника стала очень популярной намного позднее — среди импрессионистов.

Современная психология может объяснить, почему произведения Босха обладают такой притягательностью, но не может определить смысл, который они имели для художника и его современников. Мы видим, что его картины полны символизма из противоположных лагерей: христианских, еретических, алхимических. Но что на самом деле зашифровал Босх в таком сочетании, мы уже никогда, по всей видимости, не узнаем.

Судьба художника

Говорить о так называемой творческой карьере Босха довольно непросто: мы не знаем оригинальных названий картины, ни на одном из полотен не указана дата создания, да и подпись автора — скорее исключение, чем правило.

Наследие Босха не сказать, чтобы многочисленное: три десятка картин и дюжина рисунков (копии всего собрания хранятся в центре имени художника в его родном городе Хертогенбосе). Славу в веках ему обеспечили в основном триптихи, их которых до наших дней сохранилось семь, в том числе и «Сад земных наслаждений».

Босх родился в семье потомственных художников. Сложно сказать, сам ли он выбрал этот путь или выбирать не приходилось, но, по всей видимости, работать с материалами он учился у отца, деда и братьев. Первые публичные работы он выполнял для Братства Богоматери, членом которого являлся. Ему как художнику поручали задания, где нужно было орудовать красками и кистями: роспись всего и вся, оформление праздничных шествий и обрядовых таинств и т. п.

В какой-то момент заказывать полотна у Босха стало модно. Список клиентов художника запестрел такими именами, как правитель Нидерландов и король Кастилии Филипп I Красивый, его сестра Маргарита Австрийская, венецианский кардинал Доменико Гримани. Они выкладывали круглые суммы, вешали у себя полотна и устрашали гостей всеми смертными грехами, намекая, конечно, при этом на благочестие хозяина дома.

Современники Босха довольно быстро заметили, кто теперь на хайпе, подхватили волну и начали копировать Иеронима. Босх вышел из этой ситуации специфически. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов! Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Все же это были люди другой психологии. Вероятно, Босх радел за то, чтобы полотен с изображением дьявольских образов, устрашавших простых смертных, было как можно больше, чтобы люди держали в узде свои страсти не грешили. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта.

Все его наследие по родственникам раздала супруга после смерти художника. Собственно, больше раздавать после него было нечего: по всей видимости, все земные блага, которые у него были, куплены на деньги жены, происходившей из богатого купеческого рода.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг.

По нашим современным представлениям в раю нет насилия и смерти. Однако они имеют место быть в раю Босха. Лев поймал оленя и уже вгрызается ему в плоть. Дикая кошка несёт в зубах пойманное земноводное. А птица вот-вот проглотит лягушку.



Конечно, животных сложно причислить к грешникам, ведь они убивают ради выживания. Но думаю, Босх не просто так внёс эти сцены в изображение рая.

Возможно, так он пытался показать, что от жестокости мира никуда не деться, даже в раю. И человек, как часть природы, также наделён жестокостью. Вопрос, как он ей распорядиться: впадёт в грех или сможет обуздать своё животное начало.

2. Откуда Босх мог видеть экзотических животных?

Босх изображал не только фантастических монстров, но и реально существующих животных из далёкой Африки. Едва ли житель Западной Европы мог увидеть слона или жирафа вживую. Ведь цирков и зоопарков в средние века не было. Так как же ему тогда удалось изобразить их так точно?

Во времена Босха очень редко, но все же встречались путешественники, которые и привозили рисунки неведомых зверей из далеких стран.

Жираф, например, скорее всего был скопирован Босхом с рисунка путешественника Чириако д’Анкона. Тот в конце 15 века много путешествовал по Средиземноморью в поисках античных сооружений. Сегодня д’Анкона считается отцом современной археологии. Путешествуя по Египту, он и сделал зарисовку жирафа.

3. Почему мужчины водят хоровод, оседлав разных животных?

На центральной части триптиха люди радуются земной жизни, предаваясь греху сладострастия. просто переполнена обнаженными людьми: они едят ягоды и фрукты, беседуют и обнимаются то тут, то там.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Центральная часть триптиха. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Наименее хаотичным на картине кажется хоровод из необычных всадников: мужчины едут верхом на различных животных вокруг озера, в котором безмятежно плещутся девушки.

Мне очень нравится объяснение, которое этому действу дал журналист Константин Рылев. Девушки в озере – одинокие дамы в ожидании своих избранников. У каждой из них на голове либо фрукт, либо птица. Возможно, они означают характер и сущность женщины. На некоторых сидят чёрные птицы, символы несчастий. Такие женщины скорее и сделают своих мужчин несчастными из-за скверного характера. На других – красные ягоды, символ похоти и распутства.

А вот характер мужчин определяется тем животным, на котором он едет. Здесь есть и лошади, и верблюды, и кабаны. А вот козел пока свободен, без наездника.

Также примечательно, что мужчины держат разные дары для будущих избранниц – кто рыбу, кто яйцо или ягоды. Найдя себе вторую половинку, пары разбредаются по саду, чтобы уже наслаждаться земной распутной жизнью не в одиночестве.

4. Если Босх изображает, как люди предаются греху сладострастия, то где собственно распутные сцены?

Несмотря на то, что Босх изобразил несчетное количество нагих фигур, которые по его задумке предаются греху сладострастия, вы едва ли найдёте здесь откровенно неприличные сцены.

Но это лишь на взгляд современного человека. Для времени же Босха изображение нагих тел – уже олицетворение крайнего разврата.

Однако есть все-таки одна распутная пара на картине, которая по откровенности своих жестов превосходит всех остальных. Она хорошо спрятана, поэтому найти её очень непросто.

Пара расположилась в глубине сада в отверстии центрального фонтана: бородатый мужчина положил свою ладонь на лоно большеголовой женщины.

5. Почему в саду наслаждений так много птиц?

На левой и центральной частях триптиха часто встречается сова. Мы можем ложно подумать, что это символ мудрости. Но это значение было актуально в античности, и оно же принято в наше время.

Однако в средние века сова, как ночное хищное животное, было предвестником зла и смерти. Так же, как и потенциальные жертвы совы, люди должны быть настороже, так как зло и смерть высматривают их и угрожают нападением.

Поэтому сова в отверстии фонтана жизни в раю – это скорее предупреждение, что зло не дремлет даже в безгрешном пространстве и лишь ждёт момента, когда вы оступитесь.

Также на центральной части много птиц огромных размеров, на которых люди сидят верхом. Устаревшее значение голландского слова vogel (птица) – половое сношение. Поэтому изображение больших птиц – это аллегория Босха о безудержности людей в похоти и разврате.

Среди дроздов, уток и дятлов есть и удод, который ассоциировался у людей средневековья с нечистотами. Ведь удод, имея длинный клюв, действительно часто ковыряется в навозе.

Похоть – грязное устремление человека по предсталениям религиозных людей средних веков, каким и был Босх. Поэтому не удивительно, что он его здесь изобразил.

6. Почему не все грешники подвергаются мукам в Аду?

Немало загадок и на правой створке триптиха, на которой изображён Ад. Он кишит всевозможными монстрами. Они мучают грешников – пожирают их, протыкают ножами или похотливо пристают.
Иероним Босх. Сад земных наслаждений. Правая створка триптиха “Ад”. 1505-1510 гг.

Но не все души принимают муки. Я обратила внимание на грешников, которые находятся на главном демоне в центре картины.

Внутри полого яйца – таверна, где грешники выпивают, пусть и верхом на ящероподобном существе. А из таверны выглядывает грустный мужчина и смотрит на происходящий хаос. По полям шляпы души грешников прогуливаются под руки с монстрами.

Получается, что их особо не мучают, а дают им выпивку, прогуливаются с ними или дают погрустить в одиночестве. Возможно это те, кто продали души дьяволу и для них было забронировано тёплое местечко без мучений? Только вот никуда не деться от созерцания мучений других.

Об этом демоне-дереве я также подробно писала в статье .

7. Что за ноты изображены на заде грешника? Это бессмыслица или конкретная мелодия?

В Аду немало грешников, наказанных за то, что при жизни играли на музыкальных инструментах для увеселения и удовольствия. Во времена Босха правильным считалось исполнять и слушать только церковную музыку.

Среди таких грешников один придавлен огромной лютней. На его заду – ноты. До недавнего времени исследователи не обращали на них особого внимания, рассматривая это лишь как элемент композиции.

Но одна студентка Оклахомского Христианского университета решила проверить, бессмысленны ли эти ноты.

Все были поражены, когда она переложила мелодию в современную нотацию и записала ее в формате хорового мужского пения в тональности до-мажор. Именно так эта музыка звучала во времена Босха:

Мелодия приятная, но не похожая на веселую песенку. Скорее – на церковное песнопение. На картине видно, что грешники хором её исполняют. Видимо их муки заключаются в том, чтобы вечно исполнять один и тот же мотив.

Вот лишь несколько загадок самой фантастической картины средневековья.

На самом деле эта работа вызывает гораздо больше вопросов. Но единого толмута с разгадками вы не найдёте. Вот у Питера Брейгеля старшего, современника Босха, все было гораздо однозначнее, и исследователи давно расшифровали его работы. Ведь он изображал голландские пословицы.

Вконтакте

с возвышающимся над всем готическим Собором святого Иоанна , оказывающий почти гипнотическое воздействие на людей того времени, живших в жутком религиозном страхе перед адскими муками за земные грехи…

в мрачном мире инквизиции и нескончаемых войн …

тьма опустилась на это мир, накрыв собой все вокруг, оставив только животный ужас…

Лишь одно могло спасти их души - неистовые молитвы, подняв глаза к небу…

Босх, будучи глубоко религиозным человеком, создавал свои творения, следуя Библии слово в слово. Он, как и все живущие в 15 веке, чтил и знал ее наизусть, веря в бога и дьявола, грехи и искушения, а кроме того он был членом религиозного братства, которое проповедовало строгое следование религиозным догмам. В своих произведениях художник дает мораль своему и будущим поколениям, зашифрованные в символах и, на первый взгляд, казалось бы непонятных, фантастических сюжетах. Но, все становится ясно, стоит только узнать больше о том времени, когда жил художник, чем он дышал, что его тревожило, погрузиться в его картины, атмосферу той эпохи, чтобы понять его чувства и чаяния, и, конечно же, надо превосходно знать Библию.
Мы сделаем это, точнее попробуем, все вместе, просто внимательно поизучаем и рассмотрим каждый сантиметр его величайшего творения - «Сад земных наслаждений» (кстати, название картине дал не автор).

Чтобы осознать - надо почувствовать. Приступаем!

Псалом 32

«6. Словом Господа сотворены небеса, и духом уст
Его - все воинство их:
7. Он собрал, будто груды, морские воды, положил
бездны в хранилищах».

Псалтирь

Картина наполнена символами, соткана из них, где одно плавно перетекает в другое… Известно, что Босх использует общепринятую в средневековье символику бестиария — «нечистых» животных: на его картинах встречаются верблюд, заяц, свинья, лошадь, аист и множество других. Жаба , в алхимии обозначающая серу, — это символ дьявола и смерти, как и всё сухое — деревья, скелеты животных.

Другие часто встречающиеся символы:

. лестница — символ пути к познанию в алхимии или полового акта;
. перевернутая воронка — атрибут мошенничества или ложной мудрости;
. ключ (часто по форме не предназначенный для открывания) — познание или половой орган;

. отрезанная нога , традиционно ассоциирующаяся с увечьями или пытками, а у Босха связанная ещё и с ересью и магией;
. стрела — символизирует таким образом «Зло». Иногда торчит она поперёк шляпы, иногда пронзает тела, порой даже воткнута в анус полуголой персоны (что также означает намек на «Испорченность»);

. сова — в христианских картинах может быть интерпретирована не в антично-мифологическом смысле (как символ мудрости). Босх изображал сову на многих своих картинах, он вносил ее иногда в контекстах к персонам, которые себя коварно вели либо предавались смертному греху. Поэтому принято считать, что сова служит злу как ночная птица и хищник и символизирует глупость, духовную слепоту и безжалостность всего земного.

. черные птицы — грех

Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Алхимия в позднем средневековье была своеобразным явлением культуры, явно граничившим с ересью, фантастическим вариантом химии. Ее адепты стремились к превращению неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества — «философского камня». Босх придает алхимии негативные, демонические черты. Алхимические стадии превращения зашифрованы в цветовых переходах; зубчатые башни, полые внутри деревья, пожары, являясь символами Ада, одновременно намекают на огонь в опытах алхимиков; герметичный же сосуд или плавильный горн — это еще и эмблемы черной магии и дьявола.

Мы видим отсылки к Библии .

Вот Бог создает наш мир, наблюдая со стороны (см. верхнюю часть слева. На обратной стороне триптиха).

«… но пар поднимался с земли и орошал все лице земли».
Библия, Ветхий Завет

Босх знал только латинскую версию, где пар значился как фонтан, поэтому в центре картины мы видим фонтан .

Во многих картинах мы можем увидеть его лицо, он как бы наблюдает за реакцией зрителя, пытается уловить настроение, желая понять, помогают ли его сюжеты в осознании прописных истин, в человеческих слабостях и его стремлении бороться с ними до конца.

Иероним Босх «Блудный сын», ок. 1510. Музей Бойманса-ван Бенингена. Роттердам

Общая картина обнаженных тел кажется сейчас нечто похотливым, извращенным, но это не так...

Босх изобличает человеческие пороки через обнаженных людей, потому что в день Страшного суда мы все предстанем как пришли в этом мир, без ничего, ничто не укроется от Бога.

Художник осуждает мир за его пороки и грехи.

Эгоизм

Жадность

Обжорство

Птицы - символ порока. Босх использует их для нападения на церковь, попустительствующую развитию всем этим порокам.

В то время были развиты секты , их мы видим в виде нескольких групп, которые движутся против часовой стрелки. (см. людей, идущих по кругу)

Он противопоставляет два учения друг другу: богословие с его близорукостью и бесполезными доводами, возглавляющее кардиналом в красном, связанный с вечным преклонением Риму. И чистую веру братства , с другой стороны, символизирующую его истинные догматы.

Справа наверху мы видим трех человек под прозрачным куполом, монах и его ученики , которые с ужасом глядят на этот грешный мир.

Страх перед разнузданной музыкой , не религиозной и не почитающей Христа и Бога. Вот что с ними будет.

Каждый из деталей значим, и им нет конца.

Его картины написаны с целью назидания . Художник хотел возбудить любопытство, зрители должны были задавать вопросы, получая ответы - они обучались.
Интересно, что спустя тридцать лет после смерти Босха, Питеру Брейгелю Старшему заказали картины в стиле Босха. В 1557 году он пишет цикл из семи гравюр со Смертными грехам и. Приведу некоторые из них.

Зависть, 1558 г.

Обжорство, 1558 г.

Скупость, 1558 г.

Впоследствии такой стиль был прозван «Злой шуткой» , а сам художник получил прозвище «Клоун Питер» . Все, кто впоследствии собирал картины Босха, считались странными, например король Филипп II , который был уверен, что это сатира на все греховное, не считая творчество Босха еретическим, как его воспринимали в то время.
А Сигуенса так оценивал творчество Босха:

«Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри».

И вот в 20 веке его картины получают вторую жизнь через призму теорий Фрейда и Юнга. Его сексуальные и развращенные обнаженные тела привлекают внимание наших современников, но это НЕ ТО, что он хотел сказать, будучи ревностным католиком.

Другой смысл был вложен, совсем иной...

P.S. В ходе исследования творчества художника и его картины «Сад земных наслаждений» случайно наткнулась на одну занимательную историю по одному из фрагментов, верить или нет решать вам.

Одна из посетительниц, студентка по имени Амелия Хамрик из Оклакхомского Харистианского Университета, заинтересовалась нотами, изображенные на попе лежащего человека, и задала «детский» вопрос: «А что это за ноты?»
Но не получила на него ответа. Нигде. Студентку удивил столь вялый интерес к картине, наполненной аллегориями и символами. Тогда она решила сама восстановить мелодию.
Исходя из того, что в средневековых хоралах самой популярной тональностью была до мажор, Амелия переписала ноты по современной системе. На картине длительности не обозначены, поэтому никаких догадок на этот счет студентка не сделала. А вот что у нее получилось в исполнении хора студентов Христианского Университета.

«Сад земных наслаждений» - одно из известных произведений художника Иеронима Босха (1450-1516). Триптих нидерландский художник посвятил греху, религиозным представлениям относительно устройства мироздания. Приблизительное время написания - 1500-1510 годы. Дерево, масло, 389×220 см. Где находится «Сад земных наслаждений» Босха? Место расположения - Музей Прадо (Мадрид). Исследователи, ценители искусства Босха спорят по поводу значения картины, символических историй, загадочных образов. Работа представляет триптих только формой. Ею не украсить церковный алтарь.

Описание картины Босха «Сад земных наслаждений»

Левая створка

1. Фонтан жизни

Источник, дарующий жизнь сущему, скомпрометирован совой - показателем тьмы, духовной слепоты. Таким художник визуализирует популярную тогда идею: всякая жизнь - греховна.

2. Адам, Ева

Создатель, взяв Еву за руку, велит детям плодиться, размножаться - об этом свидетельствуют кролики, символ плодовитости. Реакция детей разнится: Адам смотрит с восхищением, Ева стыдливо потупилась.

3. Хищники, жертвы

Кто-то кого-то ест. Лев не лежит рядом с агнцем вопреки правилам Эдемского сада. Животное обедает. Это умышленная нестыковка с каноном Библии.

4. Утки-лебеди

Слева от источника жизни плавают утки, считавшиеся во времена существования Босха «низкими тварями. Справа - царственный лебедь, символ Братства Богоматери (Босх там состоял всю жизнь). Лебедь движется одинаково с презренными земноводными. Утки, лебедь воплощают задумку райской терпимости: фонтан дарит жизнь всему - возвышенному, земному.

Чёрные птицы символизируют грех. Смысл усилен очередью пернатых, выстроившихся к пустому яйцу - символу ложной веры, пустой души. Зло должно было существовать даже в Эдеме. Иначе, совершая первородный грех, Еве с Адамом было бы нечего познавать.

6. Полумесяц

Конструкция из двух округлых плоскостей, скреплённых поперечной осью - образ, представляемый Босхом часто. Возглавляющий скрепу-ветвь полумесяц - однозначный символ. Ранее полумесяц ассоциировался с противниками христианской веры.

Центральная часть

1. Голые и смешные

Голые герои триптиха - максимальное обнажение человеческих пороков.

Гигантские ягоды символизируют распущенность. Некоторые исследователи считают: центральная часть «Сада земных наслаждений» демонстрирует Золотой век, когда без плуга земля изобильно плодоносила, люди были сытыми, праздными.

3. Фонтан вечной молодости

Эзотерический источник вечной молодости. Причудливые сооружения вокруг - 4 стороны света.

4. Круг зверей

Кавалькада всадников на козерогах, львах, тельцах, других животных - сатирическое изображение астрологии. Круг животных (зодиак) идёт против часовой стрелки - противоестественным образом.

5. Пернатое Зло

Грехи представлены птичьим видовым разнообразием. Сова - фаллический символ.

6. Прозрачная сфера

Нередко нарисованные Босхом прозрачные сосуды - алхимическая аллегория. Любовники «реагируют» друг с другом подобно химэлементам. Люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной заслонкой, могут символизировать эгоизм.

7. Критика духовенства

Рассохшееся дерево, представленное перевёрнутой воронкой - образ, несущий двойную обличительную мощь. Пустое дерево - символ смерти, ада, безверия. Перевёрнутая воронка - атрибут ложной мудрости, мошенничества. Дьявольская колода красного цвета - намёк на кардинальское платье.

Символ универсален, смысл неоднозначен. Изображение рыбы в Средние века означало Христа, знак зодиака, воду, Луну, флегматический темперамент, любострастие, пост. Рыба могла обозначать всего лишь рыбу.

Правая створка

1. Меланхоличное чудовище

Мёртвое дерево, пустое яйцо - символы смерти, греха, изобличающие пьянство. На ногах древесного существа неспроста лодки. Хотя конституция основательна, парня штормит, покачивает.

2. Птицеголовый монстр

Дьявол пожирает души грешников. Сидя на «позорном стуле», он испражняется душами в адскую выгребную яму. Голову венчает горшок, символизирующий безверие. Кувшины на ногах подчёркивают хромоту, которой Дьявол обзавелся после низвержения с небес.

3. Музыкальный ад

Тогда музыку считали легкомысленным развлечением, предваряющим любовные утехи. Полифоническую музыку расценивали как греховное проявление, исполнение на территории церкви - изощрённую форму ереси.

4. Тройка, семёрка, туз

Грешникам, предававшимся азартным играм, в День Страшного Суда придётся буквально бросить кости. Среди разбросанных карт можно разглядеть тройку, туза.

Телесный низ - центральная тема творчества Босха. Попа выступала частой героиней средневекового нидерландского фольклора. Транскультурный символ, актуальный спустя 500 лет. Всегда неприятности валятся не на головы.

6. Лестницы

Лестницы - путь к познанию, оно чревато грехопадением.

Мученическая смерть, воздаяние за грехи, пытки. Клеймо «М», которое есть на клинках «Сада земных наслаждений» - начальная буква слова «мир» - «mundus» или имя Антихриста (согласно средневековым пророчествам, начинается с такой буквы).

Грешник, обнимающий свинью в монашеском головном уборе - сатирический намёк по поводу деяний католической церкви. Документ, скреплённый печатями, персонаж (с означающей ересь жабой на плече) прикрывает голову печатью. Это индульгенции, торговлю ими Босх считал мошенничеством.

Нижний круг ада - замёрзшее озеро. Коньки могли ассоциироваться с праздностью.

3 створки - внутренняя составляющая триптиха Иеронима Босха «Сад земных наслаждений». Когда створки закрыты, появляется другое изображение: мир на третий день после создания Богом. Земля, покрытая зелень, водой, находится в сфере. Нет животных, людей. Левая створка снабжена надписью «Он сказал, и сделалось», правая - «Он повелел, и явилось». Однозначного анализа картины Босха «Сад земных наслаждений» нет.

Категория

Самый загадочный художник Северного Возрождения, возможно, всю жизнь держал фигу в кармане: в картинах благоверного католика зашифрованы убеждения тайного еретика. Догадайся об этом современники, Босха наверняка отправили бы на костер

Картина «Сад земных наслаждений»
Дерево, масло. 220 х 389 см
Годы создания: 1490–1500 или 1500–1510
Хранится в музее Прадо в Мадриде

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, - на самом деле Князь Тьмы, а материя - зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, - тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка - это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.


1 Христос . Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых - первая женщина.


2 Кошка с мышью . Зверек, попавший в зубы к хищнику, - намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.


3 Сова . Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, - это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

4 Фонтан духовной смерти . Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера - символ мира. Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.


5 Люди . Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, - отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.


6 Жемчужина . В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.


7 Музыкальные инструменты . Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди - пленники материального мира.


8 Клубника . Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов - все они означают земные соблазны.


9 Хоровод всадников . Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.


10 Древо смерти . Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, - высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Художник
Иеронимус Босх

Между 1450 и 1460 - родился в герцогстве Брабант в городе Хертогенбос, или Ден-Бос, в честь которого взял псевдоним Босх.
Около 1494 или 1495* - написал триптих «Поклонение волхвов».
До 1482 - женился на богатой аристократке Алейд ван де Мервенне.
1486–1487 - вступил в братство Богоматери при соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.
1501–1510 - создал картину «Семь смертных грехов», по одной из версий, служившую столешницей.
1516 - умер (предположительно, от чумы), похоронен в соборе Святого Иоанна в Хертогенбосе.

* В датировке картин Босха существуют разночтения. «Вокруг света» здесь и далее приводит сведения с сайта музея Прадо, где находятся упомянутые в статье работы художника.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения