Фёдор Шаляпин - золотой бас России. Фёдор Шаляпин: бас со скверным характером Некоторые факты биографии


Федор Иванович Шаляпин – знаменитый русский оперный певец, один из самых ярких и талантливых солистов Большого театра Москвы первой половины 20 века.
Родился в 1887 году в Казани, получил начальное образование в приходской школе, где также участвовал в церковном хоре. В 1889 году был зачислен в театральную труппу Василия Серебрякова на должность статиста, но уже через год исполнил свою дебютную сольную партию в опере Петра Чайковского «Евгений Онегин».
После переезда в Москву на Федора Ивановича Шаляпина обратил внимание известный столичный меценат Савва Мамонтов, который предсказал начинающему певцу всемирную славу и пригласил в оперный театр на ведущие роли. Несколько лет работы в частной труппе Мамонтова открыли Федору Шаляпину путь на сцену Большого театра, где он прослужил с 1899 по 1921 год.
Первый успех пришел к Федору Шаляпину во время зарубежных гастролей в 1901 году, после которых он был признан одним из лучших русских оперных солистов.
В 1921 году, оправившись в мировое турне вместе с труппой Большого театра, Шаляпин решил не возвращаться на родину, и с 1923 года начал сольную карьеру, параллельно снимаясь в кино у австрийского режиссера Георга Пабста.
В 1938 году скончался в Париже от лейкемии, а спустя 46 лет его прах был перевезен в Москву и перезахоронен на Новодевичьем кладбище.

Песни в исполнении Федора Ивановича Шаляпина

Название: «Блоха»
Размер файла: 2,62 Мб, 128 кб/с

Название: «Дубинушка»
Размер файла: 3,06 Мб, 128 кб/с

Название: «Два гренадера»
Размер файла: 2,79 Мб, 128 кб/с

Название: «Элегия»
Размер файла: 3,83 Мб, 128 кб/с

Название: «Из-за острова на стяжень»
Размер файла: 3,61 Мб, 128 кб/с

Название: «Очи черные»
Размер файла: 3,17 Мб, 128 кб/с

Название: «Вдоль по Питерской»
Размер файла: 1,77 Мб, 128 кб/с

Название: «Вниз, по матушке, по Волге»
Размер файла: 3,07 Мб, 128 кб/с

Название: «Эй, ухнем!»
Размер файла: 2,93 Мб, 128 кб/с

Название: «Уймитесь, волнения, страсти...»
Размер файла: 4,06 Мб, 128 кб/с

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

(12 апреля - день памяти знаменитого русского певца)

Федор Иванович Шаляпин впервые попал в театр в 12 лет в Казани и обомлел, очарованный. Театр свел Федора Ивановича с ума, хотя ему уже приходилось выступать, быть певчим. Театр стал для Федора Ивановича необходимостью. Вскоре он участвовал в спектакле статистом. Одновременно учился в четырехклассном городском училище. Отец хотел, чтобы он стал сапожником, в дальнейшем требовал, чтобы Федор был дворником или учился на столяра, но Федор выбрал судьбу артиста.

В 17 лет, переписывая бумаги по 8 коп. за лист, по вечерам Федор Иванович каждый вечер приходил в оперетку, которую играли в Панаевском саду, там же подписал свой первый контракт - петь в хоре.
В 1880 г. Шаляпин поступил в труппу Семенова-Самарского. Он так полюбил театр, что работал за всех с одинаковым наслаждением: подметал сцену, наливал керосин в лампы, чистил стекла и уже начал петь сольные партии, а в конце сезона после бенефиса получил 50 рублей (целое состояние). Голос певца - высокий бас светлого тембра.

В дальнейшем Федор Иванович странствовал с малороссийской труппой, и, попав в Тифлис, познакомился с профессором пения Усатовым, который, увидев значительное дарование, предложил Шаляпину бесплатные уроки пения. Усатов велел снять комнату получше и взять пианино напрокат. В доме Усатова было все чуждо и необычно: и мебель, и картины, и паркетный пол. Усатов подарил Шаляпину фрак. Учась у Усатова, Федор Иванович исполнял в опере басовые партии. В дальнейшем Усатов одобрил намерение Шаляпина ехать в Москву и дал ему письмо к управляющему конторой императорских театров. Москва ошеломила провинциала своей суетой и пестротой. В конторе императорских театров ему отказали, поскольку сезон был закончен. Шаляпину было предложено ехать в Санкт-Петербург, где он пел в загородном саду Аркадии, а в дальнейшем подписал контракт с дирекцией Мариинского театра. Тотчас же заказал карточки «Артист императорских театров» — Федору Ивановичу очень льстило это звание.
Первый дебют дали в Фаусте. Шаляпин выступил с большим успехом в роли Мефистофеля. Исполнение было несравненное.

Федор Иванович знакомится с известным московским меценатом - Саввой Ивановичем Мамонтовым и начинает петь с 1896 г. в его частной опере в Москве. Мамонтов, отдав должное необычайно богатому дарованию Федора Ивановича, предложил Шаляпину 7200 руб в год. Перед первым спектаклем «Жизнь за царя» Шаляпин очень волновался: а вдруг не оправдает доверия? Но пел успешно. Мамонтов приходил на репетиции, хлопал его по плечу и успокаивал Шаляпина: «Бросьте нервничать, Феденька». В этом театре танцевала балерина Иола Торнаги - итальянка, ставшая первой женой Шаляпина.
Мамонтов очень увлекался русской музыкой: поставили «Царскую невесту» и «Садко». Мамонтов принимал живейшее участие в постановках: сам придумывал разные новшества.
В дальнейшем Шаляпин пел на сцене императорских театров — в Большом в Москве и в Мариинском в Санкт-Петербурге. С 1899 г.Федор Иванович — ведущий солист, однако ему было невыразимо жалко товарищей по театру С.Мамонтова и самого Савву Ивановича.

Шаляпин пользовался громадным успехом: в 1901 г. произвел фурор на сцене в Милане. Бас его был великолепен, невиданной силы и красоты. Это были первые в его жизни зарубежные гастроли, он был приглашен с одной из своих лучших арий - Мефистофеля. Шаляпин занимался итальянским языком, ему выплатили за выступления значительную сумму — 15 000 франков. После Италии Шаляпин становится мировой знаменитостью, его ежегодно приглашали в зарубежные гастроли.
В Париже Шаляпин был украшением Дягилевских сезонов в 1907 г. со своей лучшей ролью царя Бориса в опере Мусоргского «Борис Годунов». Представление было волнующе прекрасно именно благодаря участию гения - Шаляпина. Александра Бенуа, присутствовавший на спектакле, сказал: «Когда выдается это счастье, когда точно воцаряется на сцене какая-то тайная, всем руководящая сила, тогда испытываешь ни с чем не сравнимое счастье. И чудесное это воздействие настолько бывает сильно, что оно побеждает всякие препятствия».

Его высокое искусство пропагандировало прежде всего творчество русских композиторов М.П.Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова Величайший представитель русской вокальной школы, Шаляпин способствовал необычайному подъему русского реалистического музыкального искусства. Шаляпин был популярен не только как певец, но и как выдающийся артист. Высокий, с выразительным лицом и статной фигурой, Шаляпин поражал зрителей ярким темпераментом и красивейшим голосом, мягким по тембру, и звучащим задушевно в своих лучших ариях Мефистофеля и Бориса Годунова.
С 1922 г. Шаляпин жил во Франции.
12 апреля 1938 г. он скончался. Похоронен в Париже. В 1984 г. его прах перенесен на Новодевичье кладбище в Москве.

Понимание истории российского музыкального театра невозможно без рассмотрения вопроса о том, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Этот выдающийся певец оказал огромное влияние на развитие не только отечественной, но и мировой культуры. Трудно переоценить его вклад в становление национального оперного искусства. Его феноменальный успех за границей способствовал распространению и популяризации не только русской классической музыки, но и народного, фольклорного песенного творчества.

Некоторые факты биографии

Шаляпин родился в Казани в 1873 году. Будущий певец происходил из простой крестьянской семьи. Он окончил местное приходское училище, с детства пел в церковном хоре. Однако из-за трудного материального положения он некоторое время обучался ремесленному мастерству. Через некоторое время молодой человек поступил в арское училище. Начало его творческой карьеры связано с поступлением в труппу Серебрякова, где он поначалу исполнял небольшие партии, участвуя в хоровом пении.

В 1890 году Федор Иванович Шаляпин уехал в Уфу, где поступил в опереточную труппу. Здесь он начал исполнять сольные партии. Через четыре года перебрался в Москву, а потом - в столицу империи, где был принят в главный театр. Здесь он исполнял роли как иностранного, так и отечественного репертуара. Талант молодого певца сразу привлек внимание не только широкой публики, но и критиков. Однако, несмотря на рост популярности, Шаляпин чувствовал себя несколько стесненным: ему не хватало свободы и личной инициативы.

Начало карьеры

Перелом в жизни певца произошел после его знакомства со знаменитым российским миллионером и меценатом С. Мамонтовым. С ним он впервые встретился поиском талантов и набирал в свою труппу лучших певцов, музыкантов и художников. В этом городе выступления Шаляпина начались с исполнения им заглавной партии Ивана Сусанина в опере М. Глинки «Жизнь за царя». Спектакль имел большой успех и сыграл судьбоносную роль в карьере артиста, поскольку именно в этой постановке раскрылся его огромный талант именно как исполнителя русской классической музыки, которую он прекрасно чувствовал и понимал.

Тогда Савва Иванович пригласил певца в свою частную труппу. Он хотел создать русский национальный музыкальный театр, и поэтому особенно заботился о том, чтобы привлечь к себе наиболее талантливых деятелей искусства.

Расцвет творчества

Мамонтовская опера сыграла выдающуюся роль в русской культуре. Дело в том, что на этой частной сцене ставились те оперы, которые не шли в казенных театрах. Например, именно здесь состоялась премьера нового произведения Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Роль последнего блестяще сыграл Шаляпин. Вообще этот новый театр был призван популяризировать музыку представителей «Большой кучки». И именно в данном репертуаре максимально раскрылся талант певца.

Для того чтобы понять, насколько сильно изменились роли этого выдающегося исполнителя, достаточно просто перечислить, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Он начал петь большую русскую оперу: его привлекала сильная, мощная и драматическая музыка композиторов, которые писали свои произведения на исторические, былинные и сказочные темы. Традиционные народные мотивы особенно нравились певцу, а картины из древнерусской истории привлекали своей живописностью и глубиной. Именно в данный период своего творчества (1896-1899 гг.) он воплотил на сцене ряд выдающихся образов. Одной и наиболее значимых его работ этого этапа стала роль Ивана Грозного в сочинении Римского-Корсакова.

Историческая тематика в творчестве

Опера «Псковитянка» основана на историческом эпизоде и отличается острым и динамичным сюжетом и вместе с тем психологической глубиной изображения царя и жителей города. Музыка данного произведения идеально подходила для вокальных и артистических возможностей певца. В роли этого правителя он был очень убедителен и выразителен, так что эта работа стала одной из наиболее значимых в его карьере. Впоследствии он даже снялся в фильме, поставленном по данному произведению. Однако поскольку певец не воспринимал самостоятельную ценность кинематографа, то почти не снимался, и его первый фильм не заслужил признания критиков.

Особенности исполнения

Для объективной оценки творчества певца необходимо указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Стоит отметить, что их немало. Опера «Псковитянка» стала одной из наиболее значимых в его карьере. Однако он прославился и в ряде других выдающихся постановок. В этот период он своим основным репертуаром считал русскую оперу, которую особенно ценил, и придавал ей большое значение в развитии мирового музыкального театра. Современники отмечали, что популярность певца объяснялась не только его удивительными вокальными данными, но и артистизмом, умением вживаться в роль и передавать голосом все мельчайшие оттенки интонаций.

Критики замечали, что он прекрасно чувствовал музыкальный язык исполняемых произведений. Кроме того, Шаляпин был превосходным театральным артистом, то есть с помощью мимики и жестов передавал все психологические черты изображаемого персонажа. Певец обладал талантом перевоплощения. Например, он мог в одном спектакле играть несколько ролей. Этим мастерством особенно и прославился Федор Шаляпин.

«Борис Годунов» - опера, в которой он пел партии царя и монаха Пимена. Его исполнение отличалось особой выразительностью, так как для каждой роли он умел найти новый музыкальный язык. Мусоргский был его любимым композитором.

Эпизоды

Голос Шаляпина - это высокий бас. И хотя он прославился исполнением в первую очередь драматических партий, тем не менее, обладал хорошим чувством юмора, и как большой артист прекрасно играл комедийные роли, например партию дона Базилио в опере «Севильский цирюльник».

Талант его был многогранен: он великолепно пел и в эпизодических партиях, как, например, в опере Глинки. Помимо исполнения главной роли в спектакле «Жизнь за царя» он сыграл роль одного из витязей в его другом произведении. Эта небольшая мизансцена была положительно отмечена критиками, которые говорили о том, что артисту удалось удивительно точно передать образ хвастливого воина.

Еще одна небольшая, но знаковая роль, - партия варяжского гостя, которая стала визитной карточкой певца, и образ мельника из другой сказочной оперы. Тем не менее основой его репертуара продолжали оставаться серьезные драматические партии. Здесь отдельно следует выделить работу в опере «Моцарт и Сальери». Данное произведение является камерным и отличается от тех спектаклей, в которых он прежде участвовал. Тем не менее Шаляпин и здесь проявил себя как большой артист, великолепно исполнив басовую партию.

В первые десятилетия 20 века

Накануне первой русской революции певец уже был очень популярен. В это время он поет песни из народного песенного творчества, которые получили в его исполнении особое звучание. Особую известность приобрела песня «Дубинушка», которой рабочие придали революционное звучание. После прихода к власти большевиков в 1917 году Шаляпин стал фактическим руководителем Мариинского театра с присвоением звания Народного артиста республики. Однако из-за частых заграничных гастролей и пожертвований в пользу детей эмигрантов его заподозрили в симпатии к монархии. С 1922 года певец жил и гастролировал за границей, за что был лишен звания Народного артиста.

Эмиграция

В 1920-1930-е годы певец активно гастролировал, выступая не только с отечественным, но и с иностранным репертуаром. При характеристике данного периода его творчества следует указать, в каких операх Шаляпин исполнял главные партии. Так, специально для него Ж. Массне написал оперу «Дон Кихот». Певец сыграл эту роль и снялся в одноименном фильме.

Шаляпин умер в 1938 году от тяжелой болезни, был похоронен во Франции, но потом его прах был перевезен в нашу страну. В 1991 году ему посмертно вернули звание Народного артиста.

Федор Шаляпин солировал в Большом и Мариинке, Метрополитен Опера и Ла Скала. Он стал первым народным артистом РСФСР и человеком, который изменил оперу. «В Москве — три чуда: Царь-колокол, Царь-пушка и Царь-бас», — писал о Шаляпине знаменитый театральный критик, журналист и драматург .

Его карьера не имела стремительного взлета. Сын вятского крестьянина, певчий в церковном хоре, ученик сапожника, выпускник казанского начального училища — отец мечтал вырастить из Федора ремесленника и гневно ругал за увлечение театром.

После должности статиста и первых партий в труппе Серебрякова была Уфа и опереточная труппа Семенова-Самарского, где 17-летний Шаляпин однажды заменил случайно заболевшего артиста в опере Монюшко «Галька». Затем — небольшие оперные партии и странствия с малороссийской труппой Деркача.

На год Шаляпин осел в Тифлисе, где ему по-настоящему повезло: певец стал бесплатно давать уроки бедному дарованию. Он же помог устроиться в оперу Людвигова-Форкатти и Любимова — певец начал исполнять первые басовые партии. Сменив несколько трупп и Москву — на Петербург, в 1895 году Шаляпин был принят в Санкт-Петербургскую оперную труппу. Вместе с Мариинкой, партиями Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила») пришел и первый успех.

Федор Иванович Шаляпин в роли Бориса Годунова в опере Модеста Мусоргского на сцене Московской русской частной оперы С.И.Мамонтова, 1898-99гг.

Б. Украинцев/РИА «Новости»

Через год Шаляпин вернулся в Москву и поступил в труппу частного оперного театра известного мецената и купца Саввы . «Феденька, вы можете делать в этом театре все, что хотите! Если Вам нужны костюмы, скажите - и будут костюмы. Если нужно поставить новую оперу - поставим оперу!» — говорил певцу Мамонтов. Именно в труппе Мамонтова талант Шаляпина раскрылся в полную силу. Иван Сусанин у Глинки, Мельник в «Русалке» Даргомыжского, у Мусоргского, в «Псковитянке» Римского-Корсакова, Досифей в «Хованщине» Мусоргского — в репертуаре Шаляпина, кроме блестящих оперных арий, были народные песни и романсы русских композиторов.

«В настоящую минуту одним великим художником у нас больше. Боже, какой великий талант!», — писал о певце музыкальный критик Стасов.

В 1901-м Шаляпин впервые выступил в Ла Скала — успех был оглушительным.

Началась жизнь, полная блестящих побед, оваций и громких гастролей по миру.

Шаляпин и пресса

Репродукция этюда к портрету Федора Шаляпина работы художника Бориса Кустодиева, 1921 год

РИА «Новости»

Отношения с прессой у Шаляпина были противоречивые. С одной стороны, «лучший бас страны» купался в лучах печатной славы, с другой — страдал от спекуляций некомпетентных изданий и их ярких представителей.

«Пресса, пресса!!! Иногда это мощная, великолепная сила, потрясающая умы сотен тысяч человек, свергающая тиранов и меняющая границы государств и судьбы народов. Эта сила в неделю делает человека всемирной знаменитостью и в три дня сбрасывает его с пьедестала, — написал певец в своей статье «Пресса и я», которая была опубликована в юмористическом «Синем журнале» (1912, N 50). —

Но иногда пресса мне представляется милой купчихой, которая каждое утро за чаем занимается разгадыванием и толкованием снов, — и сидит эта милая купчиха, разгадывает сонные мечтания, и кажется ей, что все это важно, нужно и замечательно».

Как-то одна провинциальная газета пустила слух о том, что Шаляпин якобы собирается писать мемуары. Другое издание, по словам певца, приукрасило «сенсацию», заявив, что мемуары «пишутся на итальянском языке». Третья газета предположила, что итальянская фирма «Ricordi» их издает. А четвертая на голубом глазу написала, что мемуары проданы за 100 тысяч лир. Ярче всех «отработала» тему пятая: «Нам сообщают из достоверного источника, что рукопись Шаляпина украдена у автора неизвестными злоумышленниками. Горе несчастного автора — лучшего исполнителя Олоферна и Бориса Годунова — не подлежит описанию».

Шестое, весьма солидное СМИ, со своей стороны, проанализировав все версии, упрекнуло Шаляпина в многоходовой пиар-кампании: «До чего доходит саморекламирование наших знаменитостей... ...Почему бы Шаляпину заодно уж не сообщить, что при похищении произошла кровавая битва, в которой убито десять человек с обеих сторон. Стыдно такому хорошему артисту пускаться на такие грубые «американские» штучки!».

Шаляпин обиделся.

Нашлась и седьмая, московская газета. Она опубликовала статьи «Моя жизнь» за подписью «Федор Шаляпин». «Но когда я запротестовал, не желая, чтобы читатель вводился в заблуждение, газета пообещала сделать мне с одним лицом (?) очную ставку (?!), утверждая, что мемуары я действительно писал и пишу, что перед очной ставкой «бледнеют самые закоренелые сахалинские преступники» и что ей очень интересно будет узнать, побледнею ли я (?)... — написал возмущенный певец. —

Что я скажу о прессе?

Есть пресса вдумчивая, деликатная, осторожно подходящая к личной жизни артиста, а есть и такая пресса, которая подойдет к тебе, осмотрит с головы до ног и, призадумавшись, скажет: «Гм!.. Поешь? Тысячные гонорары получаешь? Вот тебе раза хорошенько, так не запоешь…».

Шаляпин и Революция


Писатель Алексей Максимович Горький (слева) и певец Федор Иванович Шаляпин (справа), 1903 год

РИА «Новости»

Шаляпин был горячим сторонником революции и поддерживал ее материально. Кроме того, задолго до прихода к власти большевиков он устраивал благотворительные концерты для рабочих, пел бесплатно или за символическую плату, жертвовал средства на нужды простых людей — на его выступлениях яблоку негде было упасть.

В 1918-м певец стал режиссером Мариинского театра, в этом же году он получил звание Народного артиста РСФСР. «Ты в русском искусстве музыки — первый. Как в искусстве слова — Толстой», — писал Шаляпину . По его мнению, певец в русском искусстве стал «эпохой, как Пушкин».

Заслуги и любовь к народу не помешали одним большевикам грабить квартиру Шаляпина, а другим — проводить многочисленные обыски.

29 июня 1922 года Шаляпин уехал на гастроли за границу и не вернулся в советскую Россию. В августе 1927-го певца лишили звания народного артиста республики. В апреле 1938-го Шаляпин скончался от лейкоза. Его похоронили на небольшом кладбище недалеко от Парижа. На гранитной плите была сделана надпись: «Здесь покоится Федор Шаляпин — гениальный сын земли русской». Через 46 лет его прах перевезли в Москву.

Фёдор Иванович Шаляпин - один из наиболее известных отечественных оперных певцов. Родившийся в Казани в 1873-м году, он сочетал в себе уникальные вокальные данные с артистизмом и театральным мастерством. Это был разноплановый человек, увлекавшийся скульптурой, живописью и другими направлениями творчества.

В детстве будущий тенор посещал церковь, где был певчим. Он получил неплохое для своего времени образование, включая приходское училище. В возрасте 16 лет его зачислили статистом в труппу В.Б. Серебрякова, а уже на следующий год состоялся его дебют в опере «Евгений Онегин».

В 1890-м году Фёдор Шаляпин перебрался в Уфу, где трудоустроился в опереточную труппу. После того, как юный актёр успешно подменил заболевшего коллегу, ему периодически начали доверять небольшие отрывки в различных постановках.

В 1891-м году начинающий артист отправился на гастроли с труппой Д.И. Деркача. В Тифлисе ему удалось встретиться с Дмитрием Устиновым, который оказал серьезное воздействие на становление тенора. После прослушивания он положительно высказался о голосе юноши и согласился давать уроки пения совершенно бесплатно. Устинов также устроил Шаляпина в городскую оперу, где артист проработал в течение года.

Прошло пару лет, и Фёдор Шаляпин транзитом через Москву оказался в Петербурге. Здесь он впервые вышел на сцену Мариинского театра. В 1901-м году он уже известный мастер, получивший возможность дать сразу десять концертов в миланской «Ла Скала». В дальнейшем певец поддерживал рабочих во время революции 1905-го года, а в 1907-1908 гг. гастролировал в Америке и Аргентине.

Свою роль в кинематографе Шаляпин исполнил в 1915-м году, когда сыграл Ивана Грозного в одноимённом фильме. Вскоре он освоил и режиссуру, в частности представив оперу «Дон Карлос», поставленную в Большом театре.

В годы войны за собственные средства Шаляпин организовал пару госпиталей для солдат, причём свою деятельность не афишировал.

Эмиграция

Уже в 1918-м году Фёдор Шаляпин удостоился звания Народного артиста, одним из первых в появившейся Советской республике. В 1922-м году он отправился гастролировать в Соединённые Штаты, причём уехал на длительное время вместе со своей супругой. В результате отношение к нему в стране стало значительно хуже, а случай с пожертвованием средств с одного из выступлений детям эмигрантов в 1927-м году был воспринят в СССР как прямая поддержка Белого движения. В результате его лишили званий и права возврата в страну Советов.

Впервые восстановить в правах артиста, уже после его смерти, было предложено в 1953-м году, но предложение не нашло отклика партийного руководства. Повторно к данному вопросу вернулись только в 1991-м году, когда на основе постановления №317 от 10.06.1991г. принятое в 1927-м году решение было признано недействительным.

Скончался артист в 1938-м году в Париже. К этому времени у него был диагностирован лейкоз. В конце октября 1984-го года останки тенора с разрешения родственников перезахоронили в Москве (Новодевичье кладбище).

Эксперты признают, что успеха Шаляпину удалось добиться не только за счёт своего баса, но и актерского мастерства, где не последнюю роль играла выразительная внешность и стать тенора. Демонстрируя каждый раз на сцене выразительность и игру интонаций.

Будучи разносторонне развитым, Шаляпин прекрасно рисовал и оставил после себя массу портретов, в том числе автопортретов.

Занимался он и скульптурой. В своё время он хотел заняться политикой, но Максим Горький смог отговорить его от затеи в пользу дальнейшего творческого развития.

Сегодня в Уфе существует скульптура Шаляпина из мрамора, расположенная напротив Башкирского театра оперы и балета, где еще в XIX веке состоялся дебют будущей звезды. Открыли памятник в 2007-м году. Мраморная статуя олицетворяет образ юного талантливого артиста. Сам художник говорит, что его целью было показать миру не уже состоявшегося и признанного всеми великого Шаляпина, а молодого никому не известного певца Фёдора. Фигура как будто замерла в ожидании реакции собравшейся уфимской публики.

Адрес: Уфа, ул. Ленина, 14

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения