Введение. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Воспитание у детей правильного звукопроизношения

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии.- Учебное пособие для учащихся педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.: ил.
В пособии даются общие сведения о нарушениях речи у детей дошкольного возраста , раскрываются содержание и методика коррекционной работы; основное внимание уделено профилактике и коррекции недостатков звукопроизношения.
Содержание

Предисловие.

Введение в логопедию.

Логопедия как наука.

Краткие сведения о развитии речи ребенка.

Произносительная сторона речи.

Интонация. Система фонем. Артикуляционные признаки звуков речи. Акустические признаки звуков речи. Взаимосвязь звуков русского языка. Основной принцип формирования правильного произношения.

Нарушения речи и их коррекция.

Нарушения звукопроизношения.

Общая характеристика нарушений звукопроизношения. Обследование звукопроизношения. Исправление нарушений звукопроизношения. Постановка звука. Автоматизация звука дифференциация звуков. Подготовительный этап.

Дислалия

Сигматизмы. Сигматизмы свистящих звуков. Сигматизмы шипящих звуков. Ламбдацизмы. Ротацизмы. Каппацизмы.

Ринолалия

Дизартрия

Временные задержки развития речи

Алалия

Заикание

Нарушения речи при снижении слуха.

Работа воспитателя с родителями.

Взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.

Профилактика нарушений речи у детей.

Обследование речи детей.

Общие принципы обследования. Материал для обследования. Проведение обследования. Оформление результатов обследования. Работа по результатам обследования.

Артикуляционная гимнастика

Комплексы упражнений. Указания к проведению артикуляционной гимнастики.

Усвоение детьми фонетической системы родного языка.

Этапы работы над звуками. Дифференциация звуков. Планирование работы по формированию правильного произношения.

Формирование у детей правильного произношения.

Первая младшая группа. Вторая младшая группа. Средняя группа. Старшая группа. Подготовительная к школе группа.

Фомичева М.В. Воспитание у детей правильного звукопроизношения
Предисловие

Повышение эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения предусматривает совершенствование всех звеньев системы народного образования, улучшение качества профессиональной подготовки педагогов, в том числе и воспитателей детских садов.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» четко определяет задачи развития речи детей для разных возрастных этапов и предусматривает предупреждение и исправление ее нарушений.

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости!

Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими. Таким образом, необходимо, чтобы речь взрослых была образцом для детей. В связи с этим в учебных планах педучилищ серьезное внимание уделяется совершенствованию речи самих учащихся. Вместе с тем большое место отводится изучению методики развития речи детей.

Данное пособие призвано помочь учащимся в овладении специальными знаниями, а также практическими навыками работы по предупреждению и устранению дефектов речи у детей. Оно подготовлено на основе программы курса «Практикум по логопедии» с учетом новых исследований в области логопедии, смежных наук и передового опыта работы дошкольных учреждений.

В пособии освещены следующие вопросы: нарушения звукопроизношения и их исправление, участие воспитателя в коррекции нарушений речи у детей, работа воспитателя по формированию у дошкольников правильного произношения , работа воспитателя с родителями, взаимосвязь в работе воспитателя и логопеда.

В дошкольных учреждениях логопедическая работа проводится по двум основным направлениям: коррекционному и профилактическому. Воспитателю необходимо знать, какие бывают нарушения речи, когда и как они возникают, каковы способы их выявления и устранения (коррекционное направление). Но еще в большей степени для педагога-практика важно профилактическое направление, которое по своим задачам и содержанию совпадает с работой по звуковой культуре речи, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду». Поэтому последнему направлению в пособии уделено особое внимание.

В процессе непосредственной работы с детьми во время педагогической практики учащиеся смогут использовать материал по выявлению недостатков звукопроизношения и осуществлению индивидуального подхода к детям, имеющим различные нарушения речи, а также разработки занятий, конкретные рекомендации по исправлению звуков, стихи, потешки, рассказы для закрепления звуков в речи.

Будущим воспитателям дошкольных учреждений необходимо отчетливо представлять себе, что вся работа по формированию у детей правильной речи должна быть подчинена главной задаче - подготовке к успешному обучению в школе и что успех в этой работе может быть достигнут только при тесном контакте педагогов, родителей и логопеда.

Введение в логопедию

Логопедия как наука

Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности , предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка (подробно о различных нарушениях речи см. в соответствующих разделах).

Изучением речевых нарушений, их предупреждением и преодолением путем воспитания и обучения занимается специальная педагогическая наука - логопедия.

Предмет логопедии - изучение нарушений речи и методов их устранения.

Задачи логопедии - определение причин и характера речевых нарушений, их классификация, разработка эффективных способов предупреждения и коррекции.

Методами логопедии как науки являются:

диалектико-материалистический метод, основные требования которого следующие: изучать явление в его развитии, в связях и взаимодействии с другими явлениями, выявлять моменты перехода количественных изменений в качественные и т. д.;

общенаучные методы познания, к которым относятся эксперимент, математические методы и др.;

конкретно-научные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, изучение педагогической документации и др.

Логопедия является отраслью педагогической науки - дефектологии, изучающей особенности развития, воспитания, обучения и подготовки к трудовой деятельности детей с физическими, психическими и речевыми недостатками.

Логопедия тесно связана со смежными науками.

Поскольку объектом исследования и воздействия является ребенок, логопедия тесно связана с дошкольной педагогикой.

Для развития речи большое значение имеют степень сформированно таких психических процессов, как внимание, восприятие, память, мышление, а также активность поведения, изучением которых занимается общая и возрастная психология.

Изучение причин речевых нарушений, их устранение, обучение и воспитание детей с дефектами речи опирается на данные физиологии, которая является естественнонаучной базой общей и специальной педагогики.

Развитие речи ребенка тесно связано с влиянием окружающих, с условиями, в которых он живет. Поэтому логопедия связана с социологией, которая занимается изучением социальной среды.

В процессе развития ребенок овладевает важнейшим средством общения людей - языком: системой фонетических, лексических и грамматических средств, необходимых для выражения мыслей , чувств. Таким образом, логопедия тесно связана с наукой о языке - лингвистикой.

Знание логопедии помогает педагогу успешно решать две важные задачи: профилактическую, направленную на формирование у детей правильной речи, и коррекционную, предусматривающую своевременное выявление нарушений речи и помощь в. их устранении. Для успешного решения этих задач необходимо также учитывать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом.

Что составляет предмет логопедии, каковы его задачи и методы?

С какими науками связана логопедия?

Для чего воспитателю необходимо изучать логопедию?

Краткие сведения о развитии речи ребенка

Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Для общения друг с другом люди пользуются внешней речью. Разновидностями внешней речи являются устная и письменная речь. Из внешней речи развивается речь внутренняя (речь - «думание»), которая позволяет человеку мыслить на базе языкового материала.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения.

Словарь и грамматический строй развиваются и совершенствуются постоянно не только в дошкольном возрасте, но и в процессе обучения в школе. Правильное звукопроизношение формируется у ребенка в основном к четырем-пяти годам. Поэтому воспитание правильного произношения всех звуков родного языка должно быть закончено в дошкольном возрасте. А так как звук является смысловой единицей - фонемой лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного звукопроизношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.

Речь не является врожденной способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

Для нормального становления речи ребенка необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определенной зрелости, а органы чувств - слух, зрение, обоняние, осязание - были достаточно развиты. Особенно важно для формирования речи развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов.

Анализаторы - сложные нервные механизмы, производящие тончайший анализ всех раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. К анализаторам относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторные аппараты, заложенные во внутренних органах и мышцах.

Все вышеперечисленные факторы в значительной степени зависят от окружающей среды. Если ребенок не получает новых ярких впечатлений, не создана обстановка, способствующая развитию движений и речи, задерживается и его физическое и психическое развитие.

Большое значение для развития речи имеет психофизическое здоровье ребенка - состояние его высшей нервной деятельности, высших психических процессов (внимания, памяти, воображения, мышления), а также его физическое (соматическое) состояние.

Развитие речи начинается у ребенка с трех месяцев , с периода гуления. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, т. е. формируется импрессивная речь. Прежде всего малыш начинает различать интонацию, затем слова, обозначающие предметы и действия. К девяти-десяти месяцам он произносит отдельные слова, состоящие из одинаковых парных слогов (мама, папа). К году словарь обычно достигает 10-12, а иногда и большего количества слав (баба, киса, му, бэ и др.). Уже на втором году жизни ребенка слова и звукосочетания становятся для него средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Речь малыша развивается по подражанию, поэтому большую роль в ее формировании играет четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильная речь взрослых. Не следует искажать слова, имитировать детскую речь.

В этот период необходимо развивать пассивный словарь (слова, которые ребенок еще не произносит, но соотносит с предметами). Постепенно у малыша развивается активный словарь (слова, которые он употребляет в своей речи).

К двум годам активный словарь у детей насчитывает 250-300 слов. В это же время начинается процесс формирования фразовой речи. Сначала это простые фразы из двух-трех слов, постепенно, к трем годам, они усложняются. Активный словарь достигает 800-1000 слов. Речь становится для ребенка полноценным средством общения. К пяти годам активный словарь у детей увеличивается до 2500-3000 слов. Удлиняется и усложняется фраза, улучшается произношение. При нормальном развитии речи к четырем-пяти годам у ребенка спонтанно корригируются физиологические нарушения звукопроизношения. К шести годам ребенок правильно произносит все звуки родного языка, имеет достаточный по объему активный словарь и практически овладевает грамматическим строем речи.

Развитие каких сторон устной речи предусматривает «Программа воспитания и обучения в детским саду»?

От каких факторов зависит становление речи ребенка?

Как развивается речь ребенка?

Произносительная сторона речи

Одним из разделов общей культуры речи, характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является звуковая культура речи, или ее произносительная сторона. Основные компоненты звуковой культуры речи: интонация (ритмико-мелодическая сторона) и система фонем (звуки речи). Остановимся подробнее на каждом.

Интонация

Интонация - это совокупность звуковых средств языка, которые фонетически организуют речь, устанавливают смысловые отношения между частями фразы, сообщают фразе повествовательное , вопросительное или повелительное значение, позволяют говорящему выражать разные чувства. В письме интонация в известной мере выражается посредством знаков препинания.

Интонация включает следующие элементы: мелодику, ритм, темп, тембр речи и логическое ударение. Мелодика речи - повышение и понижение голоса для выражения утверждения, вопроса, восклицания во фразе. Ритм речи - равномерное чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе голоса. Темп - скорость произнесения речи. Он может быть ускоренным или замедленным в зависимости от содержания и эмоциональной окраски высказывания. При ускоренном темпе речи снижается ее отчетливость, внятность. При замедленном темпе речь теряет свою выразительность. Для подчеркивания смысловых частей высказывания, а также для отделения одного высказывания от другого используются паузы - остановки в потоке речи. В детской речи часто наблюдаются паузы, связанные с несформированностью речевого дыхания, с неумением ребенка распределить речевой выдох в соответствии с длиной высказывания. Тембр - эмоциональная окрашенность высказывания, выражающая различные чувства и придающая речи многообразные оттенки: удивления, грусти, радости и т. д. Тембр речи, ее эмоциональная окрашенность достигаются путем изменения высоты тона, силы голоса при произнесении фразы, текста.

Логическое ударение - смысловое выделение слова во фразе путем усиления голоса в сочетании с увеличением длительности произнесения.

Для формирования у детей ритмико-мелодической стороны речи необходимо развивать.

речевой слух - такие его компоненты, как восприятие соответствующего ситуации темпа и ритма речи, а также звуко высотный слух - восприятие движений тона голоса (повышение и понижение),

речевое дыхание - его длительность и интенсивность.

Вопросы и задания

1. Каково значение интонации?

2. Назовите и охарактеризуйте элементы интонации.

Система фонем

В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слов. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая отличать одно слово от другого (дом, ком, том, лом, сом). Такой звук-смыслоразличитель называется фонемой. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков.

Звуки речи являются результатом сложной мускульной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) - легкие, бронхи, диафрагма, трахея, гортань; генераторный (голосообразующий) - гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) - полость рта и носа.

Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата возможна лишь благодаря центральному управлению процессами речеи голосообразования, т. е. процессы дыхания, голосообразования и артикуляции регулируются деятельностью центральной нервной системы. Под ее влиянием осуществляются действия на периферии. Так, работа дыхательного аппарата обеспечивает силу звучания голоса; работа гортани и голосовых связок - его высоту и тембр; работа ротовой полости обеспечивает образование гласных и согласных звуков и их дифференциацию по способу и месту артикуляции. Носовая полость выполняет резонаторную функцию - усиливает или ослабляет обертоны , придающие голосу звонкость и полетность.

В образовании звуков принимает участие весь речевой аппарат (губы, зубы, язык, нёбо, маленький язычок, надгортанник, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма). Источником образования звуков речи служит струя воздуха идущая из легких черезгортань, глотку, полость рта или носа наружу. В образовании многих звуков участвует голос. Струя воздуха, выходящая из трахеи, должна пройти через голосовые связки». Если они не напряжены, раздвинуты, то воздух проходит свободно, голосовые связки не вибрируют, и голос не образуется, а если связки напряжены, сближены, струя воздуха, проходя между ними, колеблет их, в результате чего образуется голос. Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Эти полости разделяет нёбо, передняя часть которого - твердое нёбо, задняя часть - мягкое нёбо, заканчивающееся маленьким язычком. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого нёба, маленького язычка (см. рис. на переднем форзаце).

Самыми активными, подвижными органами артикуляционного аппарата являются язык и губы, которые производят наиболее разнообразную работу и окончательно формируют каждый звук речи.

Язык, состоит из мышц, идущих в различных направлениях. Он может изменять форму и производить разнообразные движения. В языке различают кончик, спинку (переднюю, среднюю и заднюю части спинки), боковые края и корень. Язык производит движения вверх-вниз, вперед-назад не только всем телом» но и отдельными частями. Так, кончик языка может лежать внизу, а передняя часть спинки подниматься к альвеолам (при звуке с); кончик, передняя, средняя части спинки языка могут быть опущены, а задняя - высоко подниматься вверх, (при звуке к); кончик языка может подниматься, а передняя и средняя части спинки вместе с боковыми краями - опускаться (при звуке л). Благодаря чрезвычайной гибкости, эластичности языка, он может создавать разнообразие артикуляций , дающих всевозможные акустические эффекты, воспринимаемые нами как различные звуки речи.

Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различительных признаков, как артикуляционных, так и акустических. Знание этих признаков необходимо для правильной организации работы по формированию и исправлению звукопроизношения.

Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Практикум по логопедии: Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» - М.: Просвещение, 1989. – 239 с.

Практическое занятие 15 (1 час). Недостатки произношения заднеязычных звуков и способы их преодоления.

Вопросы для обсуждения:

1. Логопедическая характеристика звука К - базового в группе заднеязычных.

2. Описание артикуляционного уклада звука К.

3. Профиль артикуляции звука К. Описание динамики образования звука К.

4. Особенности артикуляции звука К’, логопедическая характеристика, профиль артикуляции в сравнении со звуком К.

5. Виды каппацизмов и паракаппацизмов (описание дефектных звеньев артикуляционного уклада, причин, характерного звучания).

6. Общие подходы к устранению каппацизмов и паракаппацизмов. Подготовительные упражнения.

7. Методика устранения конкретных видов каппацизмов.

8. Хитизм. Варианты нарушений, подготовительные упражнения, приемы постановки, автоматизация звуков Х, Х’.

9. Гаммацизм. Варианты нарушений, подготовительные упражнения, приемы постановки, автоматизация звуков Г, Г’.

10. Особенности постановки и закрепления звука К’.

Задания практического характера:

1. С опорой на профиль артикуляции в норме подготовьте профили вариантов каппацизмов. Дефектные звенья артикуляции выделите на профиле цветом. Стрелкой покажите на профиле динамику образования дефектного уклада.

2. Самостоятельно разработайте таблицу «Виды каппацизмов и оптимальные методы их устранения».

3. Составьте конспект занятия для автоматизации звука К (на уровне связного высказывания).

4. Составьте конспект занятия по дифференциации звуков К-Т, подготовьте к занятию дидактический и речевой материал.

Задания для самостоятельной работы:

1. Разработайте комплекс артикуляционной гимнастики для ребенка с:

С недостаточным подъемом средней части спинки языка;

При замене звука К звуком Т;

При замене звука Г звуком К;

Боковым произношением звука К’.

2. Подберите картинки – символы для звуков К, Г, Х. Определите способы эффективного закрепления звуков К, Г, Х на уровне слова, предложения, текста.

3. Составьте с учетом требований к речевому материалу для автоматизации звуков текст для закрепления звука Г (проза, стихотворение – на ваш выбор, доступное пониманию детей старшего дошкольного возраста).

Общий список литературы для раздела 3 «Дислалия»:

1. Т.В. Волосовец. Основы логопедии с практикумом по произношению. – М.: Академия, 2000 г. – 200 с.

2. Практикум по детской логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Н. Воронцова.; Под ред. В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1995 г. – 272 с.



4.Дубовская В.А. Логопедические технологии обследования произносительной стороны речи: Методические указания к практическим работам для студентов специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2003.

5.Дубовская В.А. Дислалия: Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2005.

6. Голоднова О.И. Приключения веселого моторчика. Книга для педагогов и родителей. – изд-во Курганского ИПК – Курган, 2001г.

7. Голоднова О.И. Ладушки-ладошки. Книга для педагогов и родителей. – изд-во Курганского ИПКиПРО. – Курган, 2005г

8. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. – 80 с.

8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения Издательство: М.: Гном и Д. – 2005.

9. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Р-на-Д, Феникс, 2001.

10. Хрестоматия по логопедии: Учебное пособие: в 2-х томах, том 1 / Под ред Л.С. Волковой, В.И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997 г.

11. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

13. Поваляева М.А, Беденко Г.В., и др. Педагогическая диагностика и коррекция речи. Ростов-н/Д: Изд-во РГПУ, 1997.

14. Понятийно-терминологической словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997.

15. Интернет-ресурсы.

Общий список литературы

Основная:

1. Логопедия. / под ред. Л.С.Волковой. М., 1989.

Дополнительная:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1982.

2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии / учеб. для студентов вузов – М.: АСТ; Астрель; Транзиткнига, 2005

3. Дефектология. Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; под ред. Б.П. Пузанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1958.

5. Корнев А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006.

6. Лапшин В.А. Основы дефектологии М., 1990.

7. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. М., 1969.

8. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969.

9. Логопедия / под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. М., 1998

10. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

11. Ляпидевский С.С. Невропатология: Естественнонаучные основы специальной педагогики. М., 2000.

12. Основы теории и практики логопедии. / под ред. Р.Е.Левиной. М., 1968.

13.Понятийно-терминологический словарь логопеда. / под ред. В.И.Селиверстова. М., 1997.

14. Поваляева М.А, Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 448 с.

15. Настольная книга логопеда: справ.-метод. пособие / авт.-сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. – М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 205. – 398 с.

Методическая:

1. Ахутина, Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции / Т.В. Ахутина.- Москва - Воронеж, 2001.

2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. / Под ред. С.Г. Шевченко. – М.: АРКТИ, 2004.

3. Дубовская В.А. Логопедические технологии обследования произносительной стороны речи: Методические указания к практическим работам для студентов специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2003.

4. Дубовская В.А. Дислалия: Методические рекомендации для практических занятий и самостоятельной работы студентов очного и заочного отделения, обучающихся по специальности 031800 «Логопедия». – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2005.

5. Ефименкова, Л.Н. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте /Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко. М.: Просвещение, 1991. – 239с.

6. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – М.: Просвещение, 1990. - 239с.

7. Коррекционные образовательные учреждения: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 96с.

8. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: сборник документов для студентов высших и средних педагогических заведений/сост. и коммент. Ф.Ф.Водоватова, Л.В.Бумагиной. – М.: Академия, 2000.- 180с.

9. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: учеб. пособие / под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Академия, 2000.- 180с.

10. Поваляева, М.А. Справочник логопеда \ М.А. Поваляева. – Ростов-н\Д: «Феникс», 2001. – 448с.

11. Шаповал, И.А. Методы отклоняющегося развития: Учеб. пособие \ И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. - 320с.

12. Фотекова, Т.А.. Диагностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов: учеб. пособие \ Т.А. Фотекова, Т.В. Ахутина. М.: АРКТИ, 2002. – 136с.

1. Систематически конспектировать лекции, поскольку логика их изложения может не повторять систему изложения материала ни в одном из рекомендованных источников; лекция - это результат творческого
теоретического осмысления преподавателем всей известной ему информации по данному вопросу.

2. Стараться грамотно оформлять конспект: целесообразно использовать
страницы тетради, пользоваться системой сокращений, аббревиатур, выделять цветом или пространственно ключевые понятия и их определения, активно применять схематизацию материала.

3. Готовиться к семинарским занятиям заранее, чтобы иметь время осмыслить подготовленный материал. Это позволит на занятии более уверенно вступать в дискуссию, отвечать на вопросы.

4. В ходе самостоятельной работы ориентироваться на принцип
необходимости и достаточности: ответ на поставленный вопрос должен быть
полным, но максимально кратким. Активно использовать умения и навыки цитирования, аннотирования и других способов обработки
информации, позволяющих оптимально выполнить самостоятельную работу. В соответствии с научной этикой ссылаться на источники информации.

5.При подготовке к семинарским занятиям вырабатывать навык пересказа
научного текста по памяти. Труднопроизносимые слова проверить по орфоэпическому словарю.

6.При подготовке к контролю ориентироваться на смысловое усвоение
материала, использовать знания и умения по эффективной организации
запоминания.

7. Следить за обновлением информации по курсу «Введение в логопедическую специальность» и «Логопедия» в литературе, периодических изданиях, сети интернет, делать в конспекте соответствующие пометки.

Логопедический словарь

Автоматизация - с физической точки зрения это закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

Автоматизация звука - этап при коррекции неправильного звукопроизношения, следующего после постановки нового звука; направлен на формирования правильного произношению звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Адентия - отсутствия всех или многих зубов.

Акустический образ звука -слуховое представление; слуховой образ звука как единица фонологической системы языка, мыслимая вне зависимости от её фактических звуковых воспроизведений.

Аллофон разновидность, конкретная манифестация (провление) фонемы.

Аномалия (греч. Anomalia-неровность, отклонение) - отклонение от нормы в структуре и функции организма в целом или его части.

Акустико-фонематическая дислалия -дислалия, обусловленная избирательной несформированностью операций переработки фонем по их акустическим параметрам в сенсорном звене механизма восприятия речи

Артикуляторнофонематическая дислалия -дислалия, обусловленная несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

Артикуляторно-фонетическая дислалия -дислалия, обусловленная неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

Артикуляционная гимнастика - совокупность специальных упражнений, которые направлены на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развития силы, подвижности и дифференцированности движений органов, которые участвуют в речевом процессе.

Артикуляционный аппарат - совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи; включает голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого неба губ, щек и нижней челюсти, зубов и др.

Артикуляционные навыки - усвоение артикуляционной базы данного языка.

Веляризация (лат.velaris задненебный) – дополнительная артикуляция задней части спинки языка по направлению заднему небу, что вызывает так называемую твердость звуков, резко понижая тон и шум.

Грамматический строй - строение слова и предложения, присуще данному языку.

Дефект (лат. Defektus- недостаток) – недостаток какого-либо органа, выпадение какой-нибудь физиологической или психической функции.

Дикция - 1) подвижность и дифференцированность движений органов артикуляционного аппарата, обеспечивающие четкое, ясное произношение каждого звука в отдельности, а так же слов и фраз в целом; 2) Манера произношения слов, слогов и звуков.

Дислалия - нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Дислалия механическая - нарушение звукопроизношения при отклонении в строении периферического речевого аппарата (зубов, челюстей, языка, неба).

Дислалия функциональная - нарушение звукопроизношения при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата и центральной нервной системы.

Дифференциация звуков - этап в коррекционной работе по формированию правильного звукопроизношения, направленный на развитие умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.

Иннервация - обеспечение органов и тканей нервами, следовательно, связь с центральной нервной системой.

Искажение звука -ненормативное произношения звука; вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе данного языка.

Йотацизм -нарушение произношения звука j . Выражается чаще всего в замене j другими звуками или в его опускании.

Каппацизм - сборный термин, обозначающий неправильное произношения фонем к;кь; ч; чь; х; хь. В узком значении неправильнее произношение фонем к, кь.

Кинема (от греч. kinema – движение) – 1) Артикуляционный различительный признак, произносительная работа одного органа речи в производстве фонем; 2) структурная единица кинетического языка как системы.

Кинестетические ощущения – ощущения, рецепторы которых расположены в мышцах и связках. Они дают информацию о движении и положении тела в пространстве.

Коррекционный процесс - система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков психического и физического развития детей с дефектами в развитии.

Коррекция -исправление недостатков речи.

Ламбдацизм – неправильное произношение звуков [л], [л’].

Логопедическое воздействие - педагогический процесс, осуществляемый с помощью следующих средств: обучения, воспитания, коррекция и профилактики речевых нарушений.

Логопедическое занятие - занятие, проводимые логопедом с целью коррекции речи логопатов; различают индивидуальные, подгрупповые, фронтальные; на них осуществляется коррекция всех компонентов речи, дыхание, голоса.

Макроглоссия - патологическое увеличение языка, наблюдается как аномалия развития при наличии в языке хронических патологических процесса; при макроглоссии наблюдается значительные нарушения произношения.

Микроглоссия -аномалия развития- малые размеры языка.

Мономорфное косноязычие -нарушение, при котором дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки.

Озвончение - переход глухого согласного в соответствующий звонкий в определенных положениях или вследствие общей тенденции к ослаблению артикуляции согласных звуков.

Патология -наука, изучающие закономерности возникновения и развития болезней, отдельных патологических процессов и состояний.

Прогения - выступание нижней челюсти вперед (по сравнению с верхней) вследствие ее чрезмерного развития.

Прогнатия - выступание верхней челюсти вперед (по сравнению с нижней) вследствие ее чрезмерного развития.

Профилактика речевых нарушений - совокупность предупредительных мер, неправленых на сохранение речевой функции и предупреждение ее нарушений.

Постановка звука - выработка у ребенка новых связей и затормаживание неправильно сформированных ранее. По Селиверстову -создание при помощи специальных приемов новой нервной связи между звуковыми ощущениями, двигательно-кинестетическими и зрительными ощущениями.

Редукция - 1) упрощение, сведение сложного процесса к более простому;

2) уменьшение, ослабление чего-либо.

Редуцированные звуки -1) сверхкраткие гласные среднего подъема Ъ-ер и Ь- ерь в древнерусском языке; 2) гласные в речевом потоке, подвергающиеся редукции; 3) любые сверхкраткие звуки (как позиционные варианты, так и самостоятельные фонемы).

Речевой аппарат -система органов, принимающих участия в образовании звуков речи, в этой системе различают периферические и центральные отделы; в состав периферического входят органы голосообразования, дыхательные и двигательные центры; в центральном отделе находятся в головном мозге и состоит из корковых центров, подкорковых узлов, проводящих путей и ядер соответствующих нервов.

Речевой слух

Сигматизм - расстройство произношения свистящих и шипящих фонем.

Смягчение (палатализация) -дополнительный к основной артикуляции согласных подъем средней части языка к твердому небу, резко повышающий характерный тон и шум.

Соноры - 1) сонорный- звуковой, звучащий;2) сонорный согласный звук- согласный звук, образовании которого голос преобладает над шумом.

Темп -скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающее степень ее артикуляторной напряженности и слуховой отчетливости.

Фонематический слух -способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Фонетико-фонематическое недоразвитие -нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Хитизм -недостаток произношения фонем х и хь.

Элизии - 1) отпадения конечного гласного звука в слове на стыке с начальным гласным звука следующего слова; 2) нарушение речи: выпадение звуков, слогов, слов.

Этиология - учение о причинах и условиях возникновений болезней или патологического состояния.

Язык – 1) система знаков, служащая средством осуществления человеческого общения, мышления; социально – психологическое явление, общественно необходимое и исторически обусловленное; 2) мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой, расположен в полости рта; участвует в жевании, артикуляции, содержит вкусовые рецепторы.

Во введении к своей работе студент должен изложить проблему, которую он должен решить при выполнении работы.

Задание на курсовое проектирование

Задание на курсовое проектирование излагается студентом в виде первого раздела работы в следующем порядке:

а) определяется территория, которая будет представлять собой целевой объект исследования;

б) указывается избранная студентом тема работы;

в) ставится задача, конкретизирующая разработку избранной темы:

Постановка данной задачипредполагает выработку решений относительно сущности изучаемой проблемы, выбора объекта и предмета исследования, целей и задач исследования, а также метода, лежащего в основе изучения выбранного объекта исследования.

Идентификация проблем - первый шаг данного этапа. Чтобы определиться с проблемамии, задачами и методами исследования, студентом здесь излагаются ответы-мнения на ряд вопросов:

В чем суть проблемы?

С какими объектами, субъектами, факторами, процессами связана проблема?

Какие методы и модели анализа могут быть применены для выявления источника проблемы?

Какие характеристики объекта исследования необходимо получить, чтобы провести процедуры анализа?

Какие показатели могут отразить необходимые для анализа характеристики объекта?

Каким образом можно изучать объект: на основе эмпирических данных?

Какой задать и как обосновать уровень достоверности информации;

Какой объем регистрируемых сведений будет достаточным для получения достоверной информации.

Эти формулировки студент выдвигает с точки зрения минимума затрачиваемых на исследование ресурсов при достижении требуемой точности. После чего раздел «Задание» завершается.

Глава первая.

Определяется тип исследования по следующей схеме:

Типы Описание
Поисковые (разведочные) Предусматривают сбор информации для предварительной оценки проблемы и ее структурирования; помогают сформировать базу знаний по проблеме и выработать рабочую гипотезу; используются для генерирования идеи нового продукта
Описательные Предусматривают описание выбранных явлений, объектов исследования и факторов, оказывающих воздействие на их состояние
Каузальные Предусматривают проверку гипотезы о наличии некоторой причинно-следственной связи
Тестовые Предусматривают отбор перспективных вариантов или оценку правильности принятых решений
Прогнозные Предусматривают предсказание состояния объекта в будущем

Большинство тем курсовых работ предусматривает завершение на типе каузального исследования (но не обязательно!). Описание выбранного типа исследования производится по указанным ниже формулировкам.

Наталья Збарская
Перспективный план по самообразованию во второй младшей группе «Воспитание у детей правильного произношения»

Перспективный план по самообразованию во 2 мл. группе

«Воспитание у детей правильного произношения»

Сроки выполнения Содержание работы Формы работы с детьми Литература

Сентябрь Обследование речи детей, оформление результатов работы

Изучение литературы по проблеме: «Воспитания у детей правильного произношения» Индивидуальное обследование состояние речи детей

Проведение занятия по знакомству с основными органами артикуляционного аппарата

правильного произношения»

Октябрь Работа по произношению звуков

а и у Знакомство со звуковыми замками.

«Пускание корабликов»

Развитие слухового внимания. Игра

«Угадай, кто кричит»

Формирование правильного звукопроизношения. Занятие № 3

Игровое упражнение

«Поспешили - насмешили»

«Кто как кричит?»

Занятие № 6

правильного произношения»

В. В. Гербова

М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

В. В. Гербова

Ноябрь Работа по произношению звуков

Звук и. Описание правильной артикуляции. Знакомство со звуковыми замками

«Дует ветер»

Развитие речевого дыхания. Игра

«Чей пароход гудит лучше?»

Подготовка артикуляционного аппарата для правильного произношения. Игра «Кто умеет улыбаться?»

Уточнение произношения звука и. Игра «Лошадки»

Воспитание четкого произношения звука и. Игра «Покажи и назови»

Занятие № 11. Повторение стихотворения А. Барто «Лошадка»

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

В. В. Гербова

Декабрь Работа по произношению звуков

и и о Знакомство со звуковыми замками

Развитие речевого слуха. Игра

«Угадай, кто сказал»

Формирование правильного звукопроизношения. Занятие № 18

Развитие слухового внимания. Игра «Солнышко и дождик»

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

Н. С. Жукова «Логопедия» с -131

В. В. Гербова

М. Ф. Фомичева

«Воспитание у детей

правильного произношения»

Январь Работа по произношению звуков

о и э Знакомство со звуковыми замками

Формирование правильного звукопроизношения. Занятие № 22

Развитие речевого дыхания. Игра «Пузырь»

Формирование правильного звукопроизношения. Игра «Игрушки»

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

В. В. Гербова

Февраль Работа по произношению звуков

м и п Знакомство со звуковыми замками

Развитие речевого дыхания. Игра «Птицеферма»

Формирование правильного звукопроизношения занятие №27

Развитие речевого слуха. Игра

«Угадай, кто сказал»

Артикуляционная, пальчиковая гимнастика М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

В. В. Гербова

Март Работа по произношению звуков

п и б Знакомство со звуковыми замками

Развитие речевого дыхания. Игра

«Чей пароход гудит лучше?»

Игра «Кто как передвигается»

М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

В. С. Володина «Альбом по развитию речи»

М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

Апрель Работа по произношению звуков

б и ф Знакомство со звуковыми замками

Развитие речевого дыхания. Игра

«Чей пароход гудит лучше?»

Уточнение движения органов артикуляционного аппарата, для правильного произношения звука ф

Упражнение «Построим забор»

Развитие длительного дыхательного выдоха. Игра «Пузырь»

Развитие фонематического слуха. Игра: «Чего не хватает?»

Формирование правильного звукопроизношения занятие №35

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

В. В. Гербова

Май Работа по произношению звуков

ф и в Знакомство со звуковыми замками

Развитие речевого дыхания. Игра «Самолет»

Развитие фонематического слуха с использованием картинок – символов

Формирование правильного звукопроизношения занятие №43

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

В. В. Гербова

М. Ф. Фомичева «Воспитание у детей

правильного произношения»

В. В. Гербова

В течении года - оформление игр (дидактических и пальчиковых, альбомов и др. Воспитатель: Збарская Н. В.

Перспективный план по самообразованию

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения .Упражнение «Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку (10-15 раз). 7. Упражнение.

Инновационные методы воспитания правильного произношения у дошкольников Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с речевыми нарушениями получили широкое распространение во всех регионах Российской.

Конспект фронтального занятия по формированию правильного произношения для детей с ОНР 5–6 лет Тема: Звук с". Путешествие в синюю страну. Программное содержание: 1. Упражнять в чётком произношении звука с" в слогах, словах, фразах,.

Конспект занятия по развитию речи и воспитанию правильного произношения в старшей группе для детей с ОВЗ Тема; Как мы помогали улитке (дифференциация звуков С-З) 1. Развитие артикуляционной моторики детей. Автоматизация и дифференциация звуков.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ Формирование правильного звукопроизношения у.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Однако выполнение этой задачи связано с определёнными трудностями.

Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым: правильно произносить большинство звуков он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребёнка, так как они могут прочно закрепляться и превратиться в стойкое нарушение.*

Сроки усвоения в произношении звуков речи детьми дошкольного возраста:

Гласные, включая звук Ы к 2 – 2,5 годам;

Согласные кроме шипящих звуков, звуков Л, Р, РЬ – к 3 годам;

Звук Л к 3 – 4 годам;

Шипящие звуки к 4 – 4,5 годам;

Звуки Р, РЬ до 6 лет.

Наиболее часто страдает произношение свистящих, шипящих, звуков Л, Р, РЬ. Это связано с более сложной артикуляцией данных звуков.* Надо знать и помнить правильную артикуляцию перечисленных звуков:*

Общее правило: в русском языке все звуки произносятся в зазубном положении, т.е. если у ребёнка при разговоре кончик языка «выглядывает» между зубов, значит, имеет место нарушение звукопроизношения;*

Общее правило: струя выдыхаемого воздуха проходит по средней линии языка, если слышится хлюпающий призвук, при разговоре один уголок рта оттягивается, речь неопрятна – это говорит о патологии звукопроизношения;*

Общее правило: нельзя сильно выдвигать губы вперёд, чрезмерная работа губами компенсирует малую подвижность кончика языка;*

Общее правило: чёткость речи достигается чётким произношением гласных звуков, а не громкостью голоса.

Подытожим: *

Язык всегда находится за зубами,

Струя воздуха идёт по средней линии языка, в речи нет посторонних призвуков,

Губы активно двигаются, но не выставляются «клювиком»,

Чёткое произношение гласных.*

Правильная артикуляция:

Свистящих звуков – широкий кончик языка упирается в нижние передние резцы, передняя часть спинки языка выгнута, боковые края языка прижаты к коренным зубам, губы в улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная и проходит по средней линии языка;**

Шипящие звуки – широкий кончик языка понят к передней части нёба, губы чуть округлены и выдвинуты вперёд, боковые края языка прижаты к коренным зубам, выдыхаемая струя воздуха тёплая и проходит по средней линии языка;

Л – широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, губы в улыбке;

Р - широкий кончик языка поднят вверх и соприкасается с передней частью нёба, под напором выдыхаемого воздуха, кончик языка вибрирует у альвеол, губы в улыбке.

Работа по исправлению нарушения звукопроизношения, несмотря на определённую специфичность, строится на основе общих педагогических принципов, в первую очередь

постепенности перехода от лёгкого к трудному, сознательности усвоения материала, учёта возрастных способностей.

Если ребёнок не может воспроизвести звук (изолированно, в слоге или слове) даже по подражанию (пример), он нуждается в полном цикле коррекции звука – постановке, автоматизации и дифференциации.*

Работа по воспитания правильного произношения начинается с обследования, желательно, чтобы оно было проведено логопедом. И конечно, все дефекты неравномерны. Одни исправляются сравнительно быстро, по подражанию, другие требуют длительной работы.

Переходим к практике.

Артикуляционная гимнастика.

ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРЫМ НЕОБХОДИМО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - детям научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАНИМАТЬСЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью Весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Не нужно забывать выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

С детьми 4 – 5 лет упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7 -летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положения языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение даже короткое время, нужно выбрать более лёгкие упражнения на расслабление мышечного тонуса, сделать специальный расслабляющий массаж.

Если своевременно выявить нарушение и начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок.

Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 5 - 7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в виде сказки.*

Комплексов артикуляционной гимнастики очень много, но существуют основные упражнения, встречающиеся практически во всех комплексах – это упражнения на

Постановку свистящих: «Лопатка», *«Змейка», *«Качели», *«Горка» (объяснение выполнения упражнений)*

Постановку шипящих: «Лопаточка», *«Трубочка», *«Лошадка», «Грибок», *«Чашечка», «Обнимем губку», «Парус» (объяснение выполнения упражнений)*

Постановку звуков ЛЬ, Л, Р, РЬ: «Лопаточка», *«Обнимем губку», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Барабанщик», *«Грибок», «Гармошка», «Лошадка», *«Пароход» (объяснение выполнения упражнений)

В комплекс артикуляционной гимнастики входят упражнения: для губ, нижней челюсти, языка, переключаемости языка, дыхательно – голосовые.*

Если ребёнок может произнести звук, но не употребляет его в речи:

Исправлять, настойчиво; систематически исправлять вначале показывая образец правильного произношения и поощряя ребёнка к повторению, затем (если ребёнку 4 года и старше) только обращаем внимание на неправильное произношение, давая возможность исправиться самостоятельно (скажи правильно, в этом слове есть звук Р, не поняла). Ребёнок говорит верно, с тем, кто побуждает его к этому. Не бойтесь потерять время, ваше время и силы, не пропадут зря. Ваш с ребёнком труд принесут удовлетворение вам обоим, ведь это так приятно и радостно говорить правильно. *

Общее правило - чем больше вы разговариваете с ребенком, тем большему он научится. Тон беседы задаете вы сами - голосом, жестами, отношением.

Если вы хотите, чтобы малыш раскрыл все заложенные в нем возможности, между вами должны установиться хорошие, доброжелательные отношения.*

Итак:

1.Разговор с самим собой.

Когда ребенок рядом, начните вслух говорить о том, что вы видите, слышите, думаете, чувствуете. Вы стираете, застилаете постель, вытираете пыль - говорите обо всем этом. Но говорить нужно короткими, простыми предложениями медленно и отчетливо.*

2.Параллельный разговор и называние предметов.

На этот раз вы говорите о том, что делает ребенок. Попробуйте описать словами, что он видит, ест, нюхает, слышит или чувствует. Таким образом, вы подсказываете ребенку слова, выражающие его опыт. Позже он воспользуется ими.*

3.Распространение.

Продолжайте и дополняйте сказанное ребенком - делайте его предложения распространенными. Не нужно заставлять малыша повторять за вами, достаточно того, что он вас слышит. Отвечая ребенку распространенными предложениями с использованием более сложных языковых форм и богатой лексики, вы постепенно подготовите его к переходу на следующую стадию развития.*

4. Объяснение.

Объясняйте ребенку, что будет происходить дальше, будь то приближающийся обед, время сна или необходимость одеваться. Ребенок начнет понимать и запоминать, что следует делать приближающейся ситуации, особенно если взрослые объясняют, почему мы это делаем. Ребенок получает важную информацию о планировании, саморегуляции, окончании действия.*

5.Открытые вопросы и ответы.

Открытые вопросы предполагают, разнообразные ответы и способствуют развитию. Например, малыш, показывая на дерево, спрашивает: «Что это?» В ответ взрослый спрашивает: «А что ты видишь?», тем самым давая возможность ребенку поговорить о листиках, птичках на дереве.

Открытые вопросы и ответы развивают разговорные умения.*

6.Подпорки.

Используйте игры, для того, чтобы развивать речь ребенка. Пытайтесь активизировать участие ребенка в игре, пропуская последнее слово в знакомом стишке, чтобы его произнес сам ребенок.

По мере развития языковых навыков у ребенка, необходимость в подсказке взрослых отпадает. Старайтесь, чтобы ребенку было нужно заговорить. Не пытайтесь предвосхитить каждую потребность малыша.

Говорите медленно и четко, используя простые понятные предложения. Медленная речь дает ребенку время для обработки услышанных слов, а четкая речь помогает вычленить новые слова.*

Использованная литература:

1. А.И. Богомолова «Логопедическая пособие для занятий с детьми»

2. М.Ф. Фомичёва «Воспитание у детей правильного произношения»

3. Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой «От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования»

Анотация: Статья адресована учителям-логопедам дошкольных учреждений. В ней представлен многолетний опыт работы по автоматизация звуков на начальных этапах обучения с помощью звуковых символов по методике М.Ф.Фомичёвой. Коллегам предлагается взять на вооружение один из способов работы с детьми у которых нарушено звукопроизношение. Данная методика подойдёт для автоматизации любого поставленного звука.

Вот звук поставлен. И очень часто дальнейшая работа по автоматизации сводится лишь к повторению слогов и слов за логопедом,что приводит к скучному занятию.Поэтому предложенный вариант автоматизации звука с рисованием и одновременным проговариванием слова заинтересует ребёнка и разнообразит процесс обучения.

Лучше, если эта работа будет проводиться в рабочей тетради дошкольника, так как отработанный материал с логопедом, в дальнейшем, родители смогут повторить и закрепить домашних условиях.

Рассмотрим данную методику на примере звука Л.

Итак, звук поставлен. Как же его ввести в речь?

I этап. Автоматизация звука в прямых и обратных слогах

Ребёнка знакомят со звуковыми символами М.Ф.Фомичёвой.

Самолёт гудит Л-Л-Л
Аня плачет А-А-А
Оля охает О-О-О
Поезд гудит У-У-У
Медведь рычит Ы-Ы-Ы

Двигая картинки по линиям-дорожкам,ребёнок одновременно произносит слоги прямые.

Например:

«Самолёт летит к Ане Л-Л-Л- ЛА»
«Самолёт летит к Оле Л-Л-Л- ЛО»
«Самолёт летит к поезду Л-Л-Л- ЛУ»
«Самолёт летит к медвежонку Л-Л-Л- ЛЫ»
Затем отрабатывают обратные слоги:
«Аня едет к самолёту А-А-А-АЛ»
«Оля едет к самолёту О-О-О-ОЛ»
«Поезд едет к самолёту У-У-У-УЛ»
«Медведь едет к самолёту Ы-Ы-Ы-ЫЛ»

II этап: Автоматизация звука в словах

Рассмотрим данный этап работы на примере звука Л. Логопед рисует картинку и задаёт вопросы ребёнку. Возможен вариант, когда ребёнок сам рисует или раскрашивает картинку.

Примерные вопросы: «Что я рисую?», «Что закрашиваю?», «Что получилось?», «Какое слово напишу под картинкой?» и т.д.

Таким образом, ребёнок проговаривает одно слово несколько раз, происходит автоматизация звука в слове.

На странице в тетради ребёнка располагается 6 картинок вот таким способом:

Если логопед или родитель не имеют художественных навыков, (а они здесь не главные), то можно заменить рисунки готовыми картинками.

Таким способом набираются слова-картинки до тех пор,пока специалист не убедиться,что звук введён в речь на уровне слова. Как правило, подбираются сначала слова со звуком в начале слова (лампа, лупа, лодка, лыжи…,затем в середине слова c прямыми слогами (голуби, малыш, пила…) и в середине слова cо стечением согласных (платок, клубок, флаг…), лишь потом c отрабатываемым звуком в конце слова (стол, дятел, футбол…).

III этап: Автоматизация звука в предложении

Необходимо вернуться к первой картинке. Логопед предлагает ребёнку вместе составить предложение к данной картинке. Например: «Придумай имя мальчика или девочки,кто сел на лавку?» Если ребёнок затрудняется,то взрослый предлагает варианты имён: Лада или Лена?

Так параллельно развивается фонематический слух. Логопед предлагает ребёнку подиктовать фразу,а сам записывает её под уже нарисованной ранее картинкой. Здесь помимо автоматизации звука, отрабатываются грамматические категории.

Например: «Лада села на лавку».

Выглядит это вот так:

  • У Аллы алый лак.
  • Лада села на лавку.
  • Михаил нашёл ландыши.
  • Володя долго копал лопатой.
  • Павел ходил по луже.
  • Волк выл на луну.

Дальнейшие этапы автоматизации звуков могут проходить в классическом варианте. Это автоматизация звука в чистоговорках, стихах, текстах и самостоятельной речи.

Надеюсь, что данный опыт работы будет полезен коллегам. Желаю успехов!

Вольская Л.М.,
учитель-логопед

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения