Название нот для малышей. Нотная грамота для начинающих. Длинные и короткие звуки

Музыка – это синтез рационального и эмоционального. Как и любая другая наука она имеет базовые понятия, с которыми должен быть знаком каждый музыкант. Если вы только начинаете постигать удивительный мир звуков и мелодий, то эта страница для вас. Прочитав ее, вы сможете разобраться в основах нотной записи. Нотная грамота станет понятной, и вы сможете играть простые, а может быть и сложные произведения.

Из чего состоит нотная запись

Из чего же, из чего же сделана наша нотная запись. Из:

  • Нотного стана;
  • Нот;
  • Длительностей;
  • Знаков альтерации;
  • Тональности;
  • Размера.

Давайте подробно рассмотрим каждый из данных пунктов, чтобы лучше понимать нотную грамоту.

Нотный стан

Нотный стан представляет собой основной элемент музыкального языка. Он содержит пять линий и четыре промежутка между ними. Стоит учитывать, что каждому из этих промежутков и линеек соответствует конкретная клавишу фортепиано (или другого муз. инструмента).

Если рассматривать запись нот для фортепиано, то обычно она состоит из двух нотоносцев, он носит название большого нотного стана. Верхний нотоносец служит для записи музыки, играемой правой рукой. Нижний нотоносец отображает музыкальную запись для левой руки. Обычно они объединяются специальной фигурной скобкой.


Пример большого нотного стана

Нотный стан имеет несколько основных составляющих, а именно ключи, размер, такты и тактовые черты.

Ключи

Ключ представляет собой музыкальный знак, стоящий в начале нотного стана, и тем самым открывает запись. Существует несколько разновидностей, наиболее распространенными являются скрипичный и басовый, поэтому их необходимо рассмотреть более подробно.

Скрипичный ключ обычно стоит вначале верхнего нотоносца. Центральная часть знака обвивается вокруг второй линии, поэтому его принято называть ключом Соль. Если вы еще не знаете, какие названия имеют ноты, и где они располагаются, предлагаем вам прочесть статью «Учим ноты вместе. В ней вы найдете много полезной информации.

Пример скрипичного ключа



Басовый ключ представляет собой музыкальный знак, открывающий нижний нотоносец начальная точка символа охватывает четвертую линейку, на которой располагается нота «Фа», поэтому данный ключ имеет название ключ «Фа».

Пример басового ключа



Длительности и размер

Звуки в музыкальных произведениях должны выдерживаться в определенном ритмическом рисунке, иначе произведение не будет похожим на само себя. Для обозначения количества времени используется система длительностей. Существуют наиболее распространенные длительности:

  • Целая;
  • Половинка;
  • Четверть;
  • Восьмая;
  • Шестнадцатая;
  • Тридцать вторая.


Целая нота представляет собой белый, не закрашенный кружок. Обычно длительность выдерживается в течении счета: раз, два, три, четыре.

Половинка представляет собой не закрашенную головку со штилем. Считается она на счет: раз, два.

Четверть представляет собой закрашенную головку со штилем. Считается на раз.

Восьмая представляет собой закрашенную головку со штилем и одинарным хвостиком. Счет в половину меньше четверти.

Шестнадцатая представляет собой закрашенную головку с двойным хвостиком. Счет в половину меньше восьмой.

Тридцать вторая представляет собой закрашенную головку с тройным хвостиком. Счет в половину меньше шестнадцатой.

Стоит отметить, что более большая по длительности нота может быть количественно равна другой. То есть целая равна двум половинным, четырем четвертям и восьми восьмушкам и т.д. Получается своеобразная арифметическая прогрессия. Рассмотрим на примере.

Размер

Нотная грамота для начинающих также включает в себя понятие о размере.

Размер всегда обозначается дробью: числитель – количество длительности в такте (об этом понятии подробнее ниже), знаменатель – указание длительности. Обычно размер ставится один раз за все произведение и находится после ключа и ключевых знаков (о ключевых знаках подробнее ниже).

Существуют несколько наиболее распространенных размеров:


Чтобы лучше разобраться в данном материале необходимы пояснения в конкретном размере. Возьмем один из популярнейших размеров, а именно 4/4.

В данном размере единицей выбрана четверть, что и указано в знаменателе дроби. Всего в такте должно располагаться то, количество нот, что в сумме даст четыре четверти.


Примечание: многие вначале обучения думают, что если размер 4/4, то можно использовать только четверти и их должно быть четыре. Нет, длительности могут быть самые разнообразные, главное, чтобы их сумма в такте не превышала 4/4.

Такты и тактовые черты

Такт напрямую взаимодействует с размером. Многие интересуются для чего нужны такты, ведь можно было бы просто писать длительности в необходимом порядке. Но все сложнее. Дело в том, что ритмичность в музыке достигается путем чередования сильных и слабых долей, что имеет название метра. Если не будет постоянной пульсации, то вся мелодическая структура будет разваливаться.

Что касается конкретно тактов и тактовых черт, то здесь все гораздо проще. Один такт включает в себя суммарное количество длительностей, назначенных в размере. Тактовые черты отделяют один такт от другого. Существуют несколько типов тактовых черт, наиболее распространены две:

  • Межтактовая черта используется между тактами.
  • Двойная тактовая черта используется в конце произведения и замыкает его.


Знаки альтерации и тональность (ключевые знаки)

Если представить фортепианную клавиатуру, то можно увидеть, что кроме белых клавиш, там есть еще и черные. Черные клавиши представляют собой хроматические звуки, а именно являются либо понижением, либо повышением основного тона. Добиться такого эффекта можно при помощи знаков альтерации.

На данный момент времени наиболее распространенными знаками альтерации являются диез, бемоль и бекар.

Первый символ повышает ноту на полтона, а второй символ понижает ноту на полтона, третий отменяет альтерацию. Читается нота со знаками. Действует данный символ только в пределах одного такта.

Например:


Расшифровка: Соль-диез, соль-бекар, соль| Соль-бемоль, соль-бекар||.

Если знаки альтерации действуют только в течении одного такта, то существуют ключевые знаки, которые сохраняют повышение или понижение на протяжении всего произведения.

Ключевые знаки приписываются на нотных линейках сразу после ключа. В зависимости от ключевых знаков можно определить тональность произведения. Необходимо помнить, что они идут в определенной неизменной последовательности, которую нельзя нарушать при записи нот в тональности. Существуют диезные и бемольные тональности. Рассмотри положение вначале в диезных, а потом в бемольных тональностях.

В диезных происходит повышение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

В бемольных происходит понижение следующих звуков (один звук, одна тональность):

  1. Соль

Теперь, когда порядок указания ключевых знаков запомнился можно переходить к изучению основных тональностей. Но что такое тональность?

Представьте яркие краски природы! Красный цвет неба в час захода солнца. Оранжевый цвет апельсиновых садов. Желтые тюльпаны. Зелень хвойных лесов. Высь голубого неба. Отражение гор в синеве озера. Нежное облако фиолетовых кустов сирени.

Цветные ноты для малышей

А музыкальные знаки однообразного черного цвета. Как научить ребенка нотам, если вид этих значков не вызывает совершенно никакого интереса? Просто надо добавить немного волшебства! Почему бы не сделать их цветными?! О том, как связаны музыкальные знаки и цвет,а также о том, как быстро выучить ноты - сегодня вам расскажет музыкальная фея Дома музыки.

Чтобы лучше понимать музыку, научиться петь, нужно понимать, как она устроена. Ну а для этого стоит познакомиться с основами языка музыки - с нотами. Значит, и детям, и взрослым хорошо бы для начала выучить название нот на нотном стане. Но давайте сначала чуть-чуть затронем историю музыкальных знаков.

Символы для записи музыки были изобретены в 11-ом веке. Сначала ноты были квадратными, и было всего 4 линейки. Но потом изображение нот поменялось. Начиная с 18 века, стали рисовать ноты в виде овальных значков на нотном стане из 5-ти линеек. Более подробно об истории появления нот вы можете прочесть в нашей статье “ ”.

Почему лучше использовать цветные ноты для малышей? Если вы обращали внимание, как пишутся ноты, то знаете, что обычно они имеют скучный черно-белый вид. Малышам при изучении музыкальной грамоты непросто воспринимать схематическое изображение звуков на линейках. А цвет нот может облегчить эту задачу. Поэтому для детей младшего возраста создали специальную методику.

Как действует эта разноцветная методика?

Существует несколько каналов восприятия информации, и зрительный канал - один из самых сильных. Поэтому, когда используются цветные ноты, малышам проще понять принцип схематической записи нот и быстрее их выучить.

Какого цвета ноты

Мир музыкальных звуков - волшебный! Яркие краски радуги постарались, и ноты стали цветными! Давайте посмотрим, какие же цвета соответствуют каждой ноте:

До - красного цвета;
ре - оранжевого;
ми - желтого;
фа - зеленого;
соль - голубого;
ля - синего;
си - фиолетового .


Семь нот - семь цветов. Вам это ничего не напоминает? Да, конечно - это ноты по цветам радуги!

Кто придумал соединить музыку и цвет


Честно говоря, я не нашла точных данных об авторе, который придумал методику цветных нот для обучения детей. Многие присваивают себе это замечательное изобретение. Но известно, что с давних времен были музыканты с так называемым цветным слухом. Они видели или, правильнее сказать, чувствовали определенные цвета при звучании разных тональностей и аккордов.

Кто же объединил цвета и музыку? Есть сведения, что композитор Александр Скрябин стал первым, кто расположил ноты по цветовому спектру. Семь нот - семь цветов радуги. Все гениальное - просто! Постепенно цветные ноты стали использовать для обучения музыкальной грамоте детей по всему миру.

Задействуем правое полушарие мозга при изучении нот

Соответствие нот цветам радуги используется во многих странах для обучения детей музыке. При использовании этого метода включается ассоциативный способ восприятия информации, и скучная нотная грамота превращается в увлекательную цветную игру. Причем здесь правое полушарие мозга? Дело в том, что именно правое полушарие отвечает за воображение, интуицию и творческие способности. Когда при обучении ребенка используются цветные ноты, идет активная работа именно правого полушария. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Изучение нот с детьми при помощи цветов

Существует несколько разных вариантов записи цветных нот. Самый простой - это обычная запись нот на нотном стане, просто вместо черных нот используются цветные.

Но есть и другие варианты. Например, используют только цветовые поля: вертикальные или горизонтальные, без линеек. Посмотрите, какой необычный нотный стан с машинками мы сделали с участниками Дома музыки!

А еще существует методика, при которой запись идет в схематичной форме при помощи цветных кружочков, которые находятся на одной линии или соединяются в узоры.

Насколько это удобно и правильно? Сложно судить, но лично мне ближе вариант игровой цветной записи, но все же на привычных 5 линейках.

Цветная клавиатура в помощь юному музыканту


Методика цветных нот используется не только для изучения основ нотной грамоты, но также для обучения малышей игре на пианино. На клавиатуре очень много клавиш, и все они только черные и белые. Как же найти нужную ноту? Помогите ребенку и покажите расположение нот на пианино при помощи цветов. Для этого возьмите полоски семи цветов радуги и наклейте их на клавиши, начиная с ноты «до» первой октавы.

Этот способ помогает быстро выучить расположение нот на пианино. Также данная методика помогает задействовать разные виды памяти и делает процесс обучения максимально наглядным. Да и цветные клавиши выглядят для малыша гораздо веселее и привлекательнее.

Цветные ноты для малышей: в чем их преимущества


И еще один важный момент, на который я бы хотела обратить ваше внимание. Когда мы изучаем ноты с малышами в игровой форме, используя сказочные образы, обозначение нот цветами, мы активно развиваем правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, креативность, интуицию и творческие способности.

Игры с цветными нотами позволяют задействовать ассоциативный способ восприятия информации. В результате малыш просто помнит или даже видит перед глазами цвет, а не схематичное изображение нотного знака.

Цветные ноты - это не только способ освоить нотную грамоту, это эффективный и интересный способ развития интеллекта ребенка!

Но что же делать дальше? Как играть с цветными нотами?

Приходите на уникальный Музыкальный Квест Дома музыки « «, и мы будем в веселых, музыкальных играх с нотками развивать наших малышей.

На первом занятии педагогу необходимо научить ребят различать шумовые и музыкальные звуки. Наглядно показать на иллюстрациях или карточках изображение шумовых звуков, постепенно подвести обучающихся к самостоятельному пониманию того, что такое музыкальный звук. Обучающимся предлагают выучить стихи В.Д. Королевой:

Все на свете дети знают,
Звуки разные бывают:
Журавлей прощальный клёкот,
Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе,
Лай собаки в конуре,
Стук колес и шум станка,
Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые.
Только есть ещё другие;
Не шуршания, не стуки –
Музыкальные есть звуки.

Три регистра в музыке

Дети дошкольного возраста мыслят образно, поэтому у них хорошо развито воображение. Познание окружающего мира, в который они входят, неразрывно связано с глубоким погружением в мир сказок и игрушек, любимый ими всей душой. Нельзя прерывать этой связи полностью, когда ребёнок переступит порог класса. Любимая игрушка способна оживить урок, помочь в усвоении нового материала, например, при изучении регистров. Разница между высокими, средними и низкими звуками усваивается быстрее, если её проиллюстрировать при помощи машинки, куклы, зайчика, попугая.

При изучении темы педагог показывает, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого, среднего и низкого регистров. При этом невольно у ребёнка голос низкого «толстого» звука ассоциируется с толстой струной, а высокого «тонкого» – со струной тонкой. Следовательно, ребёнок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиши становятся всё выше «тоньше», когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже «толще», когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

Движение мелодии вверх и вниз

Педагог исполняет правой рукой звукоряд поочерёдно вверх и вниз (можно использовать звукоряд, короткие мотивы, отдельные звуки). Левая рука, в которой он держит игрушку, движется над клавиатурой в ту же сторону, что и правая, но соответственно звукам, или поднимаясь, или опускаясь. Педагог может играть звукоряд, а ученик в это время с помощью игрушки показывает направление движения звуков. При повторении этой темы педагог играет звукоряд без игрушки. Ученик, стоя спиной к клавиатуре, отгадывает: с горки или на горку идет машина, с нижней веточки наверх, или наоборот летит попугай.

Длинные и короткие звуки

Объяснение этой темы происходит в форме игры, поэтому усваивается детьми легко и быстро. Если хлопнуть в ладоши так, чтобы они отскочили друг от друга, как от горячей печки получится короткий звук. На что похож этот звук? Он похож на звук падающих капель дождя, стук копыт – другие примеры дети додумают сами. При изучении длинных звуков, разводим ладоши медленно в стороны, как бы «натягиваем резиночку» и одновременно тянем звук. Как только дыхание закончилось, звук прекратился – значит, «резиночка порвалась», ладоши резко хлопают. Они вернулись к короткому звуку.

Нота и нотоносец

Понятия: нотоносец, ноты и скрипичный ключ связанные между собой. Поэтому педагог может объяснять их ребенку поэтапно. Ноты представляются как знаки, с помощью которых обозначаются музыкальные звуки. Педагог ставит цель показать ученикам, как выглядят знаки-ноты, и где они пишутся: на линейках, между линейками, над ними и под ними. Понятие «нотоносец» следует дополнить другим названием – «нотный стан», т.е. линейки, куда «становятся» ноты. Нотные линейки считаются снизу вверх, так, как мы считаем этажи у дома.

Скрипичный ключ

Педагог должен объяснить детям, что ключ называют скрипичным потому, что он как бы ведает теми нотами, у которых звучание такое же высокое, как у скрипки. Скрипичный ключ пишется вначале каждой нотной строчки. Обучающиеся у доски осваивают написание скрипичного ключа. Параллельно педагог рассказывает сказку «О добром волшебнике Скрипичном ключе»: У скрипичного ключа в музыкальном городке все ноты знали свои места. Только одна нота была невнимательная. Из-за своих ошибок она много плакала, от слез стала соленой. Ей дали имя «соль», а чтобы она не забыла свое место на нотном стане, скрипичный ключ зацепился хвостиком за вторую линеечку. В последующем обучающиеся учат по одной нотке на каждом занятии, закрепляя эти знания выкладыванием нот на индивидуальных карточках с изображением нотного стана, на фланеллеграфе. Разучивается стихотворение о звукоряде и нотах:

Семь ступенек есть на свете
ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.
Ты запомни их названье
И в тетрадку занеси.
Если ноты спеть подряд
Это будет з в у к о р я д..

Штрихи, нюансы (динамические оттенки)

Каждая песня может исполняться с разной силой звучности или, как говорят музыканты, с разными динамическими оттенками: тихо, громко, не очень громко и т.д. Динамические оттенки помогают лучше раскрыть содержание произведения. Педагог показывает детям две иллюстрации: одна черно-белая, другая ярко раскрашенная и предлагает детям назвать самую красивую. Дети называют яркую картинку. Педагог говорит, что в музыке тоже есть свои краски. К ним относятся: регистр, ключ, темп и динамика. Динамические оттенки обозначаются итальянскими словами. Слово «фортепиано» состоит из двух частей: форте – громко, пиано – тихо. Благодаря оттенкам любая музыка звучит выразительно. Существуют знаки для обозначения отрывистых звуков (стаккато) и знаки для обозначения протяжных звуков (легато). Акценты – это способы выделения отдельных нот в звучании музыки.

Мажорный и минорный лад

Эта тема сложна для объяснения дошкольникам. Сказка «Два брата» («Музыка в сказках» Е.А. Королевой) облегчает ее восприятие. У русского народа много пословиц и поговорок, связанных со словом «лад». Например: сядем рядком, да поговорим ладком, с кем мир да лад, так тот мне брат. Про певцов хорошего хора часто говорят: как они ладно поют. Слово "лад" означает согласие, порядок, мир. В музыке это слово означает слаженность музыкальных звуков, звуки находятся в согласии друг с другом. Каждое музыкальное произведение имеет какой-то определенный лад. Лады в музыке бывают разные, но чаще всего встречаются мажорный и минорный. Характер мажорного лада – светлый, уверенный, твердый. Характер минорного лада – мягкий, с оттенком грусти.

Мажор и горюшка не знает.
Минор все время унывает.

Длительности

В объяснении этой сложной темы неоценимую помощь могут оказать музыкально-дидактические игры, фланеллеграф, карточки, настольное музыкальное лото и др. Красочно оформленные музыкально-дидактические игры вызывают у детей эмоциональный отклик, который помогает лучше запомнить тему. Использование карточек и фланеллеграфа помогает закрепить теоретические знания наглядно с помощью картинок. Одновременно дети могут учить стихи (не больше двух четверостиший). Дети любят сказки, поэтому возможно использовать музыкальные сказки во всех темах теоретического раздела.

Например : Одна девочка любила слушать звуки, в соседней квартире жила семья и девочка узнавала по шагам, кто идёт:

медленно – старый дедушка:
Если нота белая – это нота целая.
(Карточка с рисунком валенок);

размеренно – уставший отец с работы:
Разделим ноту целую на половинки белые
Палочкой отметив, чтоб с той не спутать этих
(Карточка с папиными сапогами);

Чётко – мама с покупками:
В каждой ноте половинки
По две чёрных четвертинки
(Карточка с туфлями на каблуках);

Быстро – мальчик из школы:
В каждой четвертушке
По две восьмушки
Палочки и точки,
На палочках крючочки.
(Карточка с ботинками.)

Нотная грамота представляет собой своеобразный язык, который понимают все музыканты. Тем, кто решил попробовать себя в музыке, нужно познакомиться с этим языком. Все не так сложно, как может показаться.

Каждый музыкальный звук определяется четырьмя физическими свойствами:

  1. высотой
  2. продолжительностью
  3. громкостью
  4. тембром (окраской)

С помощью нотной записи музыкант получает информацию о всех этих свойствах звуков, которые он собирается спеть или сыграть на музыкальном инструменте.

Высота звука (звуковысотность)

Все музыкальные звуки выстроены в единую системузвукоряд . Это ряд, в котором все звуки идут друг за другом по порядку, от самых низких до самых высоких звуков или наоборот, от высоких к низким. Звукоряд делится на части – октавы, которые содержат набор нот: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Если обратиться к клавиатуре фортепиано, то в центре клавиатуры, обычно напротив названия, находится первая октава . Правее первой октавы, выше, расположена вторая октава, затем третья, четвертая и пятая (состоящая всего из одной ноты “до”). Ниже, левее первой октавы, расположена малая октава, большая октава, контроктава и субконтроктава (состоящая из белых клавиш ля и си).

Изображают в виде пустых или закрашенных (затушеванных) овалов – головок. К головкам справа или слева могут дорисовываться штили — вертикальные палочки и хвосты (хвосты называются флажками).

Если штиль у ноты направлен вверх, то его пишут с правой стороны, а если вниз – с левой. При написании нот действует правило: до 3-й линейки штили нот должны быть направлены вверх, а начиная с 3-й линейки – вниз.

Для записи и чтения нот используется нотный стан (нотоносец) . Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх. Ноты звукоряда записываются на нотном стане: на линейках, под линейками или над линейками. Если для записи ноты не хватает основных 5 линеек, то вводятся дополнительные линейки, которые добавляются сверху или снизу нотного стана. Чем выше звучит нота, тем выше она располагается на линейках. Однако если на нотный стан (нотоносец) не поставлен музыкальный ключ, то положение нот на нотном стане указывает высоту звука только приблизительно: выше или ниже.

Музыкальный ключ – это точка отсчета, которая указывает на положение ноты с конкретной определенной высотой. Ключ ставят обязательно в начале любого нотоносца. Если есть ключ, то зная, где пишется одна нота, можно легко определить положение и другой ноты. Нотная запись получается компактнее, и ноты удобно читать, когда большинство нот находится на основных линиях нотного стана, без дополнительных линий сверху и снизу, поэтому в музыке существует множество музыкальных ключей. Несмотря на то, что совокупный диапазон звучания различных голосов и музыкальных инструментов составляет около 8 октав, диапазон отдельно взятого голоса или музыкального инструмента обычно гораздо уже, что и отражено в названиях музыкальных ключей: сопрановый - для сопранового регистра, альтовый - для альтового, теноровый - для тенора, басовый - для баса (сокращённо SATB).

Музыкальные ключи можно разделить на 3 группы:

Ключ “Соль” – указывает на расположение ноты “Соль” первой октавы. Произошел данный ключ от латинской буквы G, обозначающей ноту “Соль”. К ключам “Соль” относятся Скрипичный и Старофранцузский ключи, выглядят они следующим образом.

Ключ “Фа” – указывает на расположение ноты “Фа” малой октавы. Произошел ключ от буквы латинской F (две точки – это две перекладинки буквы F). К ним относятся Басовый ключ, Басопрофундовый и Баритоновый ключи. Выглядят они следующим образом.

Ключ “До” – указывает на расположение ноты “До” первой октавы. Произошел от латинской буквы C, которая обозначает ноту “До”. К таким ключам относятся Сопрановый (он же Дискантовый) ключ, Меццо-сопрановый, Альтовый и Баритоновый ключи (Баритоновый ключ можно обозначить не только ключом группы “Фа”, но и ключом группы “До”). Выглядят ключи “До”следующим образом

На следующем рисунке изображены различные музыкальные ключи

Источник — https://commons.wikimedia.org , автор — Струнин

Также есть нейтральные ключи для партий барабанов и гитарных партий (так называемая табулатура).

Ноты, предназначенные для исполнения группой музыкантов, часто объединяют в партитуры, в которых для каждого инструмента, голоса или партии отводится отдельная строка, отдельный нотоносец. Вся партитура объединяется сначала сплошной вертикальной начальной чертой, а нотоносцы нескольких партий или группы инструментов объединяются специальной скобой – акколадой .

Акколада бывает в виде фигурной или квадратной (прямой) скобы. Фигурной акколадой объединяют партии, которые исполняет один музыкант (например, две строчки фортепиано, органа и т.д.), а квадратной акколадой объединяются строчки партий разных музыкантов, которые составляют единую группу (например, музыка для ансамбля струнных инструментов или хора).

Конец партитуры или какой-то части обозначают в нотах двойной вертикальной чертой. Если кроме двойной черты рядом стоят еще и две точки между линейками нотоносца (знаки репризы ), то это говорит о том, что все произведение или какой-то раздел нужно повторить.

В нотах могут встретиться пунктирные линии с восьмеркой (знаки переноса на октаву). Они означают, что все, что находится в зоне действия данных линий, нужно играть на октаву выше или ниже. Эти октавные знаки нужно для упрощения чтения очень высоких/низких нот, для записи которых нужно много дополнительных линеек.

К основным музыкальным ступеням относятся 7 звуков: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ. На фортепиано для нахождения этих музыкальных ступеней нужно ориентироваться на черные клавиши, которые располагаются группами две-три, две-три. Под любой такой группой, слева, находится нота “До” и дальше располагаются другие ноты.

Есть также производные ступени (измененные основные), которые получаются повышением или понижением звучания основном ступени на полутон. Полутоном называется расстояние между двумя любыми соседними звуками (клавишами) на клавиатуре фортепиано. Чаше всего это будет черная клавиша справа или слева. Измененные ступени бывают двух видов:

  • Диез – повышение на полутон.
  • Бемоль – понижение на полутон.

Изменение основных ступеней называется альтерацией. Знаков альтерации всего пять: диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль и бекар.

Дубль-диез повышает звук на два полутон (т.е. целый тон), дубль-бемоль понижает звук на два полутона (т.е. на целый тон), а бекар отменяет любой из перечисленных знаков (играется “чистая” нота без повышения или понижения).

В нотах может быть два вида альтерации:

  1. Случайные знаки – знак альтерации пишется непосредственно перед нотой, которую нужно изменить и действует только в этом месте или такте.
  2. Ключевые знаки – диезы и бемоли, которые пишутся в начале каждой строки возле ключа и действуют каждый раз, когда встречается данный звук, в любой октаве и на всем протяжении произведения.

Ключевые знаки выставляются строго в определенном порядке:

Порядок диезов – ФА ДО СОЛЬ РЕ ЛЯ МИ СИ

Порядок бемолей – СИ МИ ЛЯ РЕ СОЛЬ ДО ФА

Длительность

Длительности нот имеют отношение к области ритма и музыкального времени. Музыкальное время особенное, оно протекает равномерными долями и сравнимо, скорее, с биением сердца. Обычно одна такая доля ассоциируется с четвертной по длительности нотой. В нотах могут встретиться, как минимум, два вида музыкальных длительностей: четные и нечетные, причем длительности имеют не только ноты, но и паузы (знаки молчания).

  1. Четные музыкальные длительности – образуются от деления более крупной длительности на число 2 или 2 n (2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д.). За основу для деления принимается целая нота, которая обычно при игре просчитывается (мысленно или вслух считаемся до 4-х) на 4 доли. Одинаковые “хвостатые” восьмые или шестнадцатые ноты часто объединяют в группы под одно ребро.

На следующем рисунке приведены ноты, название их длительностей, а справа паузы таких же размеров.

  1. Нечетные музыкальные длительности образуются от дробления длительности не на две равные половинки, а на три или любое другое количество долек, вплоть до 18-19 долей. Так образуются, например, триоли (при делении на три доли) или квинтоли (при делении на пять долей).

Существует три способа продления нот и пауз:

Пунктирный ритм (нота с точкой) – это ритм с точками. Точки ставятся справа от значка ноты или паузы и удлиняют звучание ровно на половину длительности ноты или паузы. Так, для половинной ноты с точкой длительность будет не две, а три доли и т.д. Может также быть нота с двумя точками: первая точка удлиняет ее длительность на половину, а вторая точка – еще на 1/4 часть, т.е. такая нота удлиняется на 3/4 части своей длительности.

– то значок, который просит задержать выделенную ноту или паузу настолько, настолько это чувствуется необходимым исполнителю. Большинство музыкантов склоняются к мнению, что фермата тоже удлиняет ноту наполовину (можно взять для себя это за правило). Фермата в отличие от ритма не занимается время такта, это дополнительный бонус, который тормозит привычное движение.

Объединяющая лига – связывает две или несколько нот, которые находятся на одной высоте и следуют друг за другом. Ноты под лигой не повторяются, а объединяются в одну длительность. Кстати, паузы лигами не объединяются.

Музыкальное время очень хорошо организовано, в его организации кроме долей участвуют более крупные единицы – такты. Такт – это отрезок от одной сильной доли до следующей, он содержит точно заданное число долей. Такты выделяются визуально путем разделения одного и другого вертикальной тактовой чертой.

Количество долей в такте и длительность каждой из них отражается с помощью числового размера, которые указывается сразу после ключевых знаков в начале произведения. Размер выражается с помощью двух чисел, расположенных одно над другим, как бы в виде дроби.

Размер 4/4 (четыре четверти) означает, что в такте четыре доли, каждая из долей по длительности равна четвертной ноте. Нужно помнить, что эти четвертные доли можно раздробить на восьмые или шестнадцатые или объединить в половинные ноты или целую ноту. Размер 3/8 (три восьмых) означает, что в также может уместиться три восьмые ноты, которые можно делить на шестнадцатые или объединять в более крупные. Для начинающих нотная грамота обычно оперирует простыми размерами 2/4, 3/4 и т.д.

Движение долей может быть быстрым или медленным. Скорость движения долей (исполнения произведения) называется темпом произведения. Темп чаще всего обозначается итальянским словом и ставиться под размером в нотах. Также рядом с темпом может ставиться указание по метроному: четвертная длительность=числовое значение. Это означает, что темп данного произведения составляет “числовое значение” ударов (долей) в минуту. Метроном представляет собой маятник с грузом и шкалой, он показывает точное число ударов в минуту и выглядит следующим образом.

Темпы могут быть следующими:

  • Медленные
    • Grave – тяжело, важно, очень медленно
    • Largo – широко, очень медленно
    • Adagio – медленно, спокойно
    • Lento – медленно, тихо
  • Умеренные
    • Andante – спокойно, темп шага
    • Moderato – умеренно
  • Быстрые
    • Allegro – скоро, весело
    • Vivo – живо
    • Vivace – живо
    • Presto – быстро

Громкость

Громкость является одним из самых главных свойств музыкального звука. Громкость обозначается в нотах в промежутках между нотоносцами следующими словами или значками на итальянском языке:

Постепенная смена громкости обозначается следующим образом:

  • crescendo – крещендо – постепенный рост громкости
  • diminuendo – диминуэндо – постепенный спад громкости

Иногда вместо слов крещендо и диминуэндо в нотах ставят “вилочки”, означающие, что нужно постепенно усиливать или ослаблять громкость.

Расширяющаяся вилочка означает крещендо, а сужающаяся – диминуэндо.

Тембр

Тембр – это окраска звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, исполненные на разных инструментах, разными голосами или на одном инструменте, но разными способами. С помощью тембра можно выделить тот или иной компонент музыкального целого, усилить или ослабить контрасты.

В нотах обычно есть различные указания по поводу тембра звуков: название инструмента или голоса, для которого предназначено данное произведение, включение и выключение педалей на рояле, приемами извлечения звука (флажолеты на скрипке).

Если в нотной записи присутствует вертикальная волнистая черта перед аккордами, то это означает, что звуки аккорда нужно играть не одновременно, а арпеджиато , как бы в разбивку, перебором, как это бы прозвучало на арфе или на гуслях.

Под басовым нотоносцем может встречаться красивая надпись Ped. и звездочка – они означают момент включения и выключения педали на фортепиано.

Кроме этих технических элементов в нотах может встречаться много композиторских, словесных, указаний характера исполнения, например:

  • Appassionato — страстно
  • Cantabile — певуче
  • Dolce — нежно
  • Lacrimoso — слезно
  • Mesto — печально
  • Risoluto — решительно
  • Secco — сухо
  • Semplice — просто
  • Tranquillo — спокойно
  • Sotto voce – в полголоса

Еще одними из важных элементов в музыкальном тексте являются штрихи. Штрих – это указание на конкретный способ звукоизвлечения, способ артикуляции, который сильно влияет на общий характер исполнения произведения. Штрихов существует много, они отличаются у скрипачей и пианистов. Три универсальные штриха:

  • non legato – несвязное исполнение
  • legato – плавная, связная игра
  • staccato – отрывистое, короткое исполнение

Программа кружка «Домисолька»

По музыкальной грамоте

МБДОУ «Детский сад №28»

Г.Троицк Челябинская область.

Срок реализации: 1 год

Возраст: 6-7 лет.

Количество: 8 человек

Муз.рук. Ревцова Л.М.

Пояснительная записка

Программа кружка «Домисолька» - обучение музыкальной грамоте, рассчитана на детей 6-7 лет. Работа дополнительной образовательной деятельности планируется с учётом возрастных особенностей детей.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на человека, и поэтому она одно из прекрасных и очень сильных средств для внутреннего развития ребёнка. Встреча с музыкой подобно интимному, очень открытому общению с другим человеком. Ребенок переживает музыку так, как он мог бы переживать реальные события в своей жизни, и знакомство с музыкой – это возможность получения положительного жизненного опыта. Кроме того, именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства.

Начинать дружбу с музыкой следует как можно раньше, когда дети ещё открыты любому знанию. И находящий рядом взрослый должен сделать всё возможное для того, чтобы ребёнок полюбил то, чем занимается, чтобы он восторгался, получал удовольствие. И поэтому актуальность данной образовательной деятельности направлена на организацию музыкального слуха ребёнка и его развития, воспитания музыкальности, художественного вкуса и творческих способностей. Средства для правильной организации слуха являются: воспитания у детей четкой, точной ориентировки в ладовых связях мелодии, гармонического сопровождения, в соотношении голосов полифонической музык; развитие острого и точного чувства ритма; обучение живому и осмысленному восприятию и интонированию музыкальной фразы, периода, формы в целом; воспитание и развитие чувства стиля.

Цель программы – активизация внутреннего слуха, обеспечение верной направленности музыкального вкуса ребёнка и обогащение их памяти достаточным запасом ценных художественных образов жизни.

Нельзя считать единственной целью музыкальной грамоты только обучение чтению нот с листа и чистому интонированию. Определять таким образом задачи было бы так же неправильно, как если бы мы, определяя задачу обучения игре на фортепиано ограничили её только умением четко и в нужном темпе передать на клавиатуре обозначенные ноты.

Задачи:

1.Развивать музыкальные способности: ладовый слух, чувство ритма.

2.Дать представление о музыке, её выразительных возможностей, о разнообразии гамме чувств, настроений.

3.Обучить и освоить ряд музыкальных терминов: темп, ритм, пауза, реприза, динамические оттенки и т.д.

4. Способствовать развитию умственной, самостоятельной и творческой деятельности.

5.Воспитание музыкальной культуры.

Одной из приоритетных задач музыкальной грамоты является задача возбудить у ребёнка интерес к занятиям. Увлекательность занятий по музыкальной грамоте – совершенно необходимое условие для достижения положительных результатов. При этом надо обеспечить верную направленность процесса воспитания музыкального слуха, чтобы он давал живые, практические действенные навыки, а не учил выполнять формальные задания, которые нужны для экзамена, но не могут быть использованы в музыкальной практике.

Разделами музыкальной грамоты, определяющими планирование процесса преподавания и его перспективу, являются: ладовое воспитание; ритмическое воспитание; развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти; развитие «мелодического», «гармонического» и «полифонического» слуха.

Формы обучения:

Коллективные занятия

Индивидуальная работа.

Методы обучения:

Словесный

Наглядный

Практический

Ожидаемые результаты:

В результате дополнительной образовательной деятельности ребёнок научится понимать музыкальные термины, чисто интонировать, передавать ритмический рисунок мелодии, понимать и рассказывать о содержании музыки, что является необходимой базой для обучения, непременным условием для достижения более глубоких задач.

Музыкальный материал не совпадает с программным, а расширяет и углубляет знания в работе по освоению музыкальной грамоты.

Форма подведения итогов:

Обобщающее открытое занятие.

Материальное обеспечение:

Музыкальный центр, диски, шумовые музыкальные инструменты.

Кружок «Домисолька» - проводится 1 раз в неделю в течении 25минут.

Список литературы:

«Музыка» Н.Б.Улашенко

«Сольфеджио» - М.Котляревской.

«Сказка о музыке» - Л.В.Светличная.

«Музыкальная грамота» - Е.Давыдовой.

«Нотная азбука» - Н,Кончаловской.

«Новый музыкальный букварь» - О.Ивановой.

Учебно-тематический план-34 недели в год

тема

Кол-во

занятий

Часы

теория

Практика

«Музыкальные и шумовые звуки

10мин.

40мин.

«Высокие и низкие звуки»

10мин.

40мин.

«громко – тихо»

10мин.

40мин.

«Мажор и минор»

10мин.

40мин.

10мин.

40мин.

«Долгие и короткие звуки»

20мин.

80мин.

«Темп в музыке»

10мин.

40мин.

«Форте и пиано»

10мин.

40мин.

«Сильная доля-слабая доля»

10мин.

40мин.

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью

10мин.

40мин.

«Нотная запись»

40мин.

160мин.

20мин.

80мин.

Календарно-тематическое планирование дополнительной образовательной деятельности

На 2016-2017год

месяц

тема

Программные

задачи

Сентябрь

13.09.2016

20.09.

27.09.

«Высокие и низкие звуки»

Знакомство с высокими и низкими звуками.

Форма занятий:

Беседа, творческая мастерская.

Методы:

рассказ, беседа,

объяснение, наглядный метод.

Развитие мелодического и гармонического

слуха.

Развитие внутреннего слуха.

Октябрь

04.10

11.10

18.10

25.10

«Высокие и низкие звуки»

«Громко-тихо»

«Мажор и минор»

Знакомство с терминами: «громко», «тихо», «мажор», «минор».

Форма занятия: беседа.

Методы: рассказ, объяснение, наглядный, слуховой.

Ладовое восприятие.

Мажорное и минорное.

Ноябрь

01.11.

08.11.

15.11.

22.11.

29.11.

«Восходящее и нисходящее движение мелодии»

«Долгие и короткие звуки»

Знакомство с восходящим и нисходящим движением.

Долгие и короткие звуки.

Форма занятий: беседа.

Методы: беседа, объяснение. наглядный, слуховой.

Ритмическое воспитание.

Развитие слуха, музыкальной памяти.

Ладовое воспитание.

Развитее слуха.

Определение на слух громкое и тихое звучание,

Мажорное и минорное.

Декабрь

06.12.

13.12.

20.12

27.12.

«Долгие и короткие звуки»

«Темп в музыке»

Раскрытие понятие темп в музыке.

Форма занятия: игра

Ритмическое восприятие.

Развитее слуха.

Музыкальной памяти.

Январь

«Форте и пиано»

«Сильная доля –слабая доля»

Раскрытие понятий «форте» и «пиано», сильная и слабая доля.

Форма занятий: беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Развитие мелодического слуха.

Развитие чувства ритма.

Февраль

04.02

11.02

«Сильная доля-слабая доля»

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью

Знакомство с крипичным ключом и с нотной записью.

Форма занятий:

Беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте

Март

«Нотная запись»

Раскрытие понятий «нотный стан» и расположение нот на нотном стане.

Форма занятий: беседа, игра.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте.

Развитие музыкальной памяти

Апрель

«Нотная запись»

«Повторение и закрепление пройденного материала»

Закрепить понятие «нотный стан», расположение нот на нём.

Форма занятия: беседа, игра.

Методы: рассказ, беседа, объяснение, наглядный, слуховой.

Обучение нотной грамоте.

Развитие музыкальной памяти.

Май

«Повторение и закрепление пройденного материала».

Закрепление ранее изученных терминов. Форма занятий: беседа, игра.

Методы: объяснение, беседа, наглядный, слуховой, практический.

Развитие ладового чувства.

Чувства ритма.

Музыкальной памяти и слуха.

Дидактический и лекционный материал

Лекционный материал

Дидактические игры

«музыкальные и шумовые звуки»

«Учимся различать звуки» с13(Музыка).

«Кто в домике живёт» (Занятия в детском саду с.47)

«Слушай внимательно, повторяй старательно» с.48.

«Звуки мы идём искать» с.49ю

«Шумная таблица» с.71

«Звуки леса» с.78.

«Высокие и низкие звуки»

Сказка «Волк и козлята» с. 133.

«Три медведя» с.139.

«Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

«Угадай, кто зовёт!» с.61.

«Великаны и лилипуты» с.136.

«Громко – тихо»

«Громко – тихо»

«Мажор и минор»

Сказка «Сеньор Мажор и сеньор минор» с.97.

«Арлекин и Пьеро» с.97.

«Восходящее и нисходящее движение мелодии»

Сказка «Музыкальные ступеньки.

«Послушаем гамму» с.162

«Долгие и короткие звуки»

Стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт» с.185

«Долго и коротко» с.182

«Часы с будильником» с.183.

Темп в музыке»

«Карусель» с.102

«Молодой дроздок» с.102

«Форте и пиано»

«Сказка о Форте и пиано» с.120

«Как звучит» с.115

«Правильно, неправильно» с.116

«Сильная доля-слабая доля»

«Как груши по долям разделили» - сказка игра.

«Игра считалка» с.187

«Раз и два считают доли» с.188.

«Скрипичный ключ»

Знакомство с нотной записью.

«Сказка о мудрой Сове»

Ноты и нотоносец – стихотворение.

«У каждой ступеньки название» с.165

«Нотная запись»

«Сказка про Петушка»

«Музыкальная лестница»

Поурочное планирование

13.09.2016г

Тема: «Музыкальные и шумовые звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Знакомство с терминами: композитор, исполнитель, шумовые и музыкальные звуки.

Знакомство с музыкальными и шумовыми звуками.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Рассказ, объяснение, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.музыкальное приветствие.

3.Беседа «Музыкальные и шумовые звуки»: учим различать звуки, что звучит, а что молчит.

4.Музыкально-дидактические игры: «Кто в домике живёт», «Звуки мы идём искать»

5.Физкультминутка.

6.Знакомство с музыкальными звуками, демонстрация музыкальных инструментов.

Раскрыть понятия: композитор, исполнитель.

7.Обобщение.

Подвести детей к понятиям: музыкальные и шумовые звуки.

Нарисовать их по желанию детей.

Выход под марш.

20.09.

Тема : Музыкальные и шумовые звуки.

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление терминов: «музыкальные», «шумовые» звуки.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: композитор, исполнитель, музыкальные и шумовые звуки.

4.Музыкально – дидактические игры: «Слушай внимательно, повторяй старательно», «Звуки мы пойдём искать».

5.Физкультминутка.

6.Игра на детских музыкальных шумовых инструментах.

Д\З изготовить с родителями шумовые инструменты.

Вход из зала под марш.

27.09.

Тема: «Высокие и низкие звуки»

Программные задачи : Познакомить детей с высокими и низкими звуками. Раскрыть понятии: высокий и низкий звуки.

Форма занятия: Беседа.

Методы: рассказ, беседа, наглядный, слуховой.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Проверка Д\З. Закрепление понятий музыкальные, шумовые звуки, композитор, исполнитель. Музыкально-дидактическая игра «Шумная таблица».

4.Беседа о высоких и низких звуках. « Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

Выход из зала под марш.

04.10.

Тема : «Высокие и низкие звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Закрепление понятий высокие и низкие звуки.

Форма занятия : Беседа.

Методы : рассказ, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий высокие и низкие звуки.

Сказка «Волк и козлята»

4. Музыкально-дидактическая игра «Озвучьте голосом» с.64

5.Игра на детских музыкальных шумовых инструментах.

6.Выход под марш.

11.10.

Тема : «Громко-тихо»

Программные задачи : Знакомить детей с понятиями: громко, тихо.

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о громком и тихом звучании.

«Сказка про кота».

4.Музыкально-дидактическая игра «Громко - тихо».

5.Игра на музыкальных шумовых инструментах.

6.Выход под марш.

18.10.

Тема : «Громко - тихо»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление понятий: громко, тихо.

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход в зал под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление, беседа о громком и тихом звучании.

Музыкально-дидактическая игра «Громко - тихо».

4.Закрепление: высокие и низкие звуки.

Музыкально-дидактическая игра «Угадай, кто тебя зовёт».

6. Выход под марш.

25.10.

Тема : «Мажор и минор»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Знакомство с понятиями: мажор и минор.

Форма занятия : Беседа.

Методы: Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход в зал под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа: мажор и минор с.97.

Сказка «Синьор мажор и синьор минор» с.98.

4.Музыкально – дидактическая игра «Арлекин и Пьеро» с.97.

5.Закрепить понятия: громко, тихо.

7.Выход под марш.

01.11.

Тема : «Мажор и минор»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Закрепление понятий мажор и минор. Определение на сух мажорное и минорное звучание.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Входдетейпод марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: мажор и минор. Вспомнить сказку «Сеньор мажор и сеньор минор».

4.Музыкально – дидактическая игра «Арлекин и Пьеро».

5.Закрепить понятие: громко, тихо.

Музыкально – дидактическая игра «Громко – тихо».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

08.11.

Тема

Программные задачи : Познакомить детей восходящим и нисходящим движением мелодии. Развивать музыкальную память, мелодический и гармонический слух.

Фора занятия : Беседа, игра.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.закрепление понятий: мажор и минор.

4. Беседа: восходящее и нисходящее движение мелодии.

Сказка «Музыкальные ступеньки».

6. Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

15.11.

Тема : «Восходящее и нисходящее движение мелодии»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и музыкальной памяти.

Форма занятия : Беседа, игра.

Методы: беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под музыку.

2. Музыкальное приветствие.

3.Закрепление понятий: восходящее и нисходящее движение мелодии.

4.Вспомнить сказку «Музыкальные ступеньки».

5.Музыкально – дидактическая игра «Послушай гамму» с.162.

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

22.11.

Тема : «Долгие и короткие звуки».

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Аход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа. Стихотворение «Бабашка Нота по парку идёт» с.185.

4. Музыкально – дидактическая игра «Долго и коротко» с.182.

6.Выход под марш.

29.11.

Тема : «Долгие и короткие звуки»

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа. Вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт»

4.Музыкально – дидактическая игра «Часы с будильником».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

06.12.

Тема : «Долгие и короткие звуки».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт».

4.Знакомить с длительностями нот: четверть, восьмая.

5.Музыкально – дидактическая игра «Часы с будильником».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш

13.12

Тема : «Долгие и короткие звуки»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о длительностях нот, вспомнить стихотворение «Бабушка Нота по парку идёт».

4.Музыкально – дидактические игры: «Кто достанет», «Долго и коротко».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

20.12.

Тема : «Темп в музыке».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о темпе в музыке. Игра «Карусель».

4.Музыкально – дидактическая игра «Молодой дроздок».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход пол марш.

27.12.

Тема : «Темп в музыке».

Программные задачи

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей в зал под музыку.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о темпе, вспомнить игру «Карусель».

4. Вспомнить и поиграть в музыкально – дидактические игры: «Арлекин и Пьеро», «Угадай кто тебя зовёт», «Послушаем гамму».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

10.01.2017г.

Тема : «Форте и пиано»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха и чувство ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о форте и пиано. Сказка о Форте и пиано. Вспомнить игру «Карусель».

4.Музыкально – дидактическая игра «Как звучит».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

17.01.

Тема : «Форте и пиано».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о форте и пиано.

4.Музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Правильно, неправильно».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

24.01.

Тема: «Сильная доля – слабая доля»

Программные задачи

Форма работы : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о сильных и слабых долях. Сказка - игра «Как груши по долям разделили».

4.Музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Раз два ситают доли».

5.Игра на музыкальных инструментах

6.Выход под марш.

31.01.

Тема: «Сильная доля – слабая доля».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха. Музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : беседа, объяснение, наглядный. практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о сильных и слабых долях.

4.Вспомнить музыкально – дидактические игры «Как звучит», «Игра-считалка», «Правильно, неправильно».

5.Игра на музыкальных инструментах.

6. Выход под марш.

07.02.

Тема: « Сильная доля – слабая доля»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, чувства ритма.

Форма работы : Беседа.

Методы : Беседа, объяснение, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседу о сильных и слабых долях, закрепить эти понятия.

4.Музыкально – дидактические игры: «Правильно, неправильно», «Как звучит», «Игра – считалка»

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

14.02.

Тема: « Скрипичный ключ», «Знакомство с нотной записью».

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседао о скрипичном ключе, нотном стане. Сказка о мудрой сове. Стихи про ноты и нотный стан. Правописание скрипичного ключа.

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

21.02.

Тема: « Скрипичный ключ». «Знакомство с нотной записью».

Форма занятия : Беседа.

Методы

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать с детьми беседу о скрипичном ключе, нотах и нотном стане. Вспомнить сказку о мудрой сове, стихи про ноты и нотный стан. Правописание скрипичного ключа.

4.Музыкально – дидактическая игра «У каждой ступеньки название».

5. Игра на музыкальных инструментах

6. Выход под марш.

28.02.

Тема: «Скрипичный ключ» «Знакомство с нотной записью»

Программные задачи : Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия : Беседа.

Методы : Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей в под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Вспомнить сказку про мудрую сову, стихи о нотах, нотном стане.

Правописание скрипичного ключа. Сказка про Петушка.

4.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

5. Игра на музыкальных инструментах.

6.Выход под марш.

07.03.

Тема: «Скрипичный ключ». Знакомство с нотой ДО.

Форма занятия: Беседа.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Продолжать беседовать с детьми о скрипичном ключе, его правописании. Вспомнить сказку о мудрой сове.

4.Познакомить детей с нотой ДО, его местонахождение на нотном стане. Сказка про Петушка.

5.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

14.03.

Тема: «Скрипичный ключ». Знакомство с нотой РЕ, закрепление ноты ДО.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о скрипичном ключе, нотном стане.

4.Знакомство с нотой РЕ, местонахождение ноты на нотном стане и его правописание.

5.Закрепление ноты ДО на нотном стане, его правописание. Вспомнить сказку о мудрой сове, стихи о нотах и нотном стане.

6.Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

7. Игра на музыкальных инструментах.

8.Выход под марш.

21.03.

Тема: «Скрипичный ключ», «Знакомство с нотной записью»

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти, чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Беседа, объяснение. наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой МИ, местонахождение ноты на нотном стане и её правописание.

4.Вспомнить стихи о нотах, закрепить местонахождения нот ДО и РЕ на нотном стане. Правописание нот.

5.»Музыкально – дидактические игры «У каждой ступеньки название», «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

28.03.

Тема: «Нотная запись».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой ФА, местонахождение на нотном стане, правописание.

4.Закрепить ноту ДО, РЕ, МИ. Вспомнить сказку о сове.

5. Музыкально – дидактическая игра «Музыкальная лестница».

6.Игра на музыкальных инструментах.

7.Выход под марш.

04.04.

Тема: «Нотная запись»

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти. Чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой СОЛЬ, местонахождение её на нотном стане, правописание.

4.Музыкально- дидактическая игра «Узнай музыкальный инструмент», «Громко – тихо», «Танец розы»

5. Ритмическая минутка: Прохлопать, проиграть ритм любой песенки.

6.Игра на музыкальных инструментах. Основные виды музыкальных инструментов: духовые, струнные, ударные.

7.Выход под марш.

11.04.

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Игровой, практический, наглядный, беседа, объяснение.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакомство с нотой ЛЯ, её местонахождение на нотном стане, правописание.

4. Закрепление знаний о скрипичном ключе, нотном стане, о пройденных нотах: ДО, РЕ, МИ, ФА,СОЛЬ, а также закрепить знания о долгих и коротких звуках.

5.Игры: «У зеркала», «Угадай кто мы», «лиса подслушивает».

6.Вспомнить название музыкальные инструменты и основные виды. Игра на музыкальных инструментах.

7. Выход под марш.

18 .04.

Тема: «Нотная запись», «Положение нот на нотном стане».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти и чувства ритма.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Знакоство с нотой СИ, её местонахождение на нотном стане, правописание.

4.Сказка – игра «Матрёшки», закрепление знаний о нотах: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ. Дать понятия о роли музыки.

5.Творчество в игре на музыкальных инструментах.

6. Игры: «Хлопоты», «Мы ходили на концерт», «Раз два шагают доли».

7.Выход под марш.

25.04.

Тема: «Повторение и закрепление пройденного материала».

1Тема: «Музыкальные и шумовые звуки».

2.Тема: «Высокие и низкие звуки».

Программные задачи: Развитие мелодического и гармонического слуха. Развитие внутреннего слуха, музыкальной памяти чувства ритма..

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, практический, наглядный.

Ход

1.Вход под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о музыкальных и шумовых звуках, «Что шумит, что звучит». Вспомнить сказку «Про девочку Нину, кошку Мурку и пианино».

4. Физкультминутка.

5.Музыкально – дидактические игры: «Кто в домике живёт», «Угадай, кто тебя зовёт».

6.Вспомнить и закрепить понятия: композитор, исполнитель, дирижёр.

7. Выход под марш.

16.05.

Тема: «Громко и тихо».

Тема: «Мажор и минор»

Форма занятия: Беседа.

Методы: Беседа, объяснение, практический, наглядный.

Ход

1.Вход под марш.

2. Музыкальное приветствие.

3.Беседа о громком и тихом звучании, вспомнить сказку «Сеньор Мажор и сеньор Минор».

4.Физкультминутка.

5.Музыкально – дидактические игры «Громко-тихо», «Арлекин и Пьеро»,

6.Вспомнить музыкальные инструменты, основные их виды, прочитать стихотворение «Инструменты разные – все они прекрасные».

7.Выход под марш.

23.05.

Повторение и закрепление пройденного материала.

Тема: «Восходящее и нисходящее движение мелодии».

Тема: «Темп в музыке».

Тема: «Форте и пиано».

Программные задачи: Развивать мелодический и гармонический слух. Развивать внутренний слух, музыкальную память, чувство ритма.

Содержание работы: Закрепить знания детей о восходящем и нисходящем движении музыки, о темпе в музыке. Вспомнить сказку о Форе и пиано. Повторить основные жанры в музыке.

Форма занятия: Беседа.

Методы: Объяснение, беседа, наглядный, практический.

Ход

1.Вход детей под марш.

2.Музыкальное приветствие.

3.Беседа о звукоряде, вспомнить сказку о музыкальных ступеньках.

4.Прочитайте стихотворение « бабушка Нота по парку идёт», дать детям возможность раскрыть понятие «темп в музыке», поиграть в игру «Карусель».

5. Музыкально – дидактические игры: «Часы с будильником», «Долго коротко», «Как звучит», «Правильно неправильно», «Молодой дроздок».

6.Повторить с детьми основные жанры в музыке, послушать и определить на слух музыкальный жанр.

7.Выход под марш.


ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения