Сергей Михайлович Ляпунов: биография. Сергей михайлович ляпунов Детские годы композитора с ляпунова

Представители древнего рода Ляпуновых вписали славные страницы в летопись истории России. По семейным преданиям этот род берет начало от князя Константина Галицкого, брата Александра Невского. Особенно громко зазвучала фамилия Ляпуновых в Смутное время: Прокопий вместе со своими братьями Захарием и Григорием возглавили тогда отряды народного ополчения.

В XX веке город Ярославль прославился как родина сразу четырех Ляпуновых, оставивших свой след в науке и искусстве. Это Михаил Васильевич, известный профессор астрономии, и трое его сыновей: знаменитый математик Александр Ляпунов, филолог-славист Борис Ляпунов и композитор Сергей Ляпунов.

Музыкальная карьера Сергея Михайловича, он родился 18 ноября 1859 года, во многом была предопределена его отношениями с Милием Балакиревым, предводителем «Могучей кучки». Сначала он был для Сергея педагогом, затем стал самым близким другом. К концу жизни великого «открывателя» лучших русских композиторов оставили все ученики кроме Ляпунова. Не случайной была эта дружба – не только музыка объединяла обоих композиторов, но и вера в Бога, о чем свидетельствуют их письма.

Начиная с 1910 года Сергей Михайлович - профессор по классу фортепиано и композиции в Петербургской консерватории. Здесь, при консерватории, находилась замечательный домовой храм Рождества Пресвятой Богородицы, в которой Ляпунов был старостой. Настоятель, священник Анатолий Толстопятов (в дальнейшем архиепископ Молотовский и Соликамский Александр) отзывался о нем, как о человеке, отличающемся исключительным благоговением. Прихожанами консерваторской церкви были в основном музыканты - преподаватели и студенты. После октябрьского переворота, храм не избежал общей для всех церквей участи, 25 февраля 1922 года на приход явилась комиссия по изъятию церковных ценностей.

Сергей Михайлович, которого, по словам обвинителя Драницына, о. Анатолий «заразил преступным поведением», категорически отказался сдать церковные ключи.

«25 февраля церковь была опечатана, и вслед за тем была произведена опись имущества ее, - рассказывал Сергей Михайлович на допросе. - Так как в протоколе по составлению описи было сказано, что церковь домовая, я отказался подписать протокол, потому что сам являюсь ктитором, выбранным от прихода. Ключи я отказался сдать, потому что они получены от приходского совета, которому я только и могу их сдать».

Тем не менее, несмотря на сопротивление всего профессорско-преподавательского состава и студентов, церковь была закрыта, а имущество описано.

13 марта последовал арест отца Анатолия, а в апреле забрали Сергея Михайловича. Началось «Петроградское дело церковников». Композитор был обвинен в «оказании сопротивления комиссии при изъятии церковных ценностей» и 5 июля 1922 года осужден Петроградским губернским Ревтрибуналом с приговором - шесть месяцев заключения условно. Лишь мировая известность спасла 64-х летнего профессора консерватории от ссылки. Однако, месяцы, проведенные в тюрьме на улице Шпалерной, подорвали его здоровье.

Через год после суда Ляпунов уехал заграницу. С большим успехом прошли его гастроли в Париже. В концертном зале Гаво состоялся последний, как оказалось, авторский концерт композитора. 8 ноября 1924 года, перед очередным выступлением, у Ляпунова случился инфаркт, приведший к смерти. Отпели раба Божия Сергия в Парижской церкви в честь Александра Невского.

30 ноября 2009 г. исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося русского композитора и старосты храма при консерватории С. М. Ляпунова.

Жизнь Сергея Михайловича Ляпунова внешне мало насыщена яркими событиями, но вместе с тем она является примером самозабвенного служения отечественной музыкальной культуре, на алтарь которой Ляпунов положил весь свой талант и силы.

Его выдающаяся многогранная деятельность - композитора, дирижёра, пианиста, педагога, редактора, музыковеда, фольклориста, а главное: христианина - сегодня почти совершенно забыта, а между тем в каждой из этих областей Ляпунов достиг значительных высот. Судьба его творческого наследия во многом повторила судьбы сотен произведений отечественной художественной культуры, оказавшихся невостребованными и десятилетиями пылящихся в запасниках и спецхранах.

С. М. Ляпунов родился 18 (30) ноября 1859 г. в Ярославле. После смерти отца семья его переехала в Нижний Новгород, где будущий композитор начал систематические занятия по музыке в классах открытого в 1874 г. местного отделения Русского музыкального общества. В 1878 г. по рекомендации Н. Г. Рубинштейна Ляпунов поступил в Московскую консерваторию, где учился композиции у С. И. Танеева, а игре на фортепиано - у К. Клиндворта и П. А. Пабста, а также прошёл курс истории церковного пения у профессора-протоиерея Д. В. Разумовского, одного из самых авторитетных исследователей древнерусской церковно-певческой традиции.

После окончании консерватории, по предложению М. А. Балакирева, музыкант переехал в Санктпетербург, где под руководством главы «Могучей кучки» вскоре написал свою Первую симфонию. Тогда же состоялось его знакомство с патриархом отечественной музыкологии - В. В. Стасовым.

1880-е годы - время формирования взглядов Ляпунова на церковную музыку. Немалую роль в этом сыграло его тесное общение с М. А. Балакиревым и Н. А. Римским-Корсаковым, которые тогда служили в Придворной Певческой Капелле. На протяжении многих лет он изучал труды по истории и теории церковной музыки, исследовал обширный нотный материал.

По рекомендации Балакирева, с 1894 по 1902 гг. Ляпунов занимал пост Помощника Управляющего Придворной Певческой Капеллой (вместо вышедшего в отставку Н. А. Римского-Корсакова). В области искусства хорового пения своей главной задачей он считал продолжение творческого делания Балакирева и Римского-Корсакова. Его деятельность в Капелле, а впоследствии и в консерватории, позволяет причислить С. М. Ляпунова к плеяде лучших отечественных музыкантов, оказавших заметное влияние на развитие духовно-музыкального дела в России.

По странному стечению обстоятельств, никто из исследователей русской музыки до сих пор не обратил внимания на значимость роли Ляпунова в истории богослужебного пения Русской Православной Церкви. Между тем, он был одним из тех подвижников, которые способствовали значительному развитию хорового и регентского дела в России, что особенно ярко проявилось в капелльский период его жизни. Занимаясь вопросами духовно-музыкальной цензуры, композитор оказал заметное влияние на формирование ценностных ориентаций в церковно-певческой культуре. Однако вершиной музыкально-педагогической деятельности С. М. Ляпунова стала его работа в Петербургской-Петроградской консерватории, куда в 1910 г. он был приглашён на должность профессора по классу фортепиано.

Через девять лет, 15 мая 1919 г., он неожиданно для себя был избран ктитором (старостой) церкви Рождества пресвятой Богородицы при Петроградской консерватории. В письме к А. К. Глазунову от 14 июля 1919 г. Ляпунов пишет: „Хотя я всегда живо интересовался церковными делами, тем не менее я никогда не стремился к занятию активного положения в каком-либо приходе, где мне приходилось жить, а тем более ответственной должности церковного старосты или ктитора. В частности, по отношении к церкви Консерватории и её положению до настоящего года я даже не имел возможности проявить какой-либо интерес, так как, живя очень далеко, я не в состоянии был даже и посещать её. Только с переездом моим в район Консерватории для меня явилась эта возможность, а вместе с нею естественно меня стало интересовать и вообще положение церкви Консерватории...“.

Ещё до своего избрания ознакомившись с состоянием дел в церкви (ставшей в начале 1919 г. приходской, приписанной к Николо-Богоявленскому собору), Ляпунов пришел к выводу, что необходимо серьёзно заняться постановкой церковного пения при богослужении, и что это должно быть сделано силами представителей консерватории. Эта мысль была высказана им на очередном приходском собрании, где получила всеобщую поддержку. Выступление это оказалось для Ляпунова знаменательным. Именно на этом собрании, вопреки своему желанию, Ляпунов был избран ктитором церкви, подчинившись настойчивым просьбам большинства и ввиду отсутствия другого кандидата. Избрание его старостой привело к инсинуациям в его адрес со стороны лиц ранее руководивших церковью, но посторонних консерватории. Дело чуть было не закончилось отставкой Ляпунова от службы в консерватории. Однако он был поддержан Малым советом, ограждён от клеветы и приступил к исполнению своих обязанностей старосты храма.

Первым его делом в консерваторской церкви стала организация торжественной службы 21 сентября, в храмовый праздник Рождества Пресвятой Богородицы. Этим богослужением было отпраздновано начало нового учебного года. Ляпунов пригласил епископа Геннадия отслужить Всенощную и Божественную Литургию. С этого момента хлопотная должность церковного старосты постоянно занимала Ляпунова, но этот нелёгкий труд был ему в радость. В 1920–1921 гг. все субботние вечера и воскресные утра Ляпунов занят в церкви. Он собирает приходские собрания, решает насущные вопросы жизни прихода, хлопочет об организации постоянного клиросного хора.

Трудно живёт в это время большая семья Ляпуновых. Нет средств к существованию, по нескольку месяцев не выплачивается жалование, нечем обогреть комнаты, иногда просто нечего есть. Но никто не впадает в уныние и не отчаивается. „Все мы перебиваемся по мере возможности так, как позволяют нам условия жизни <...>, - пишет С. М. Ляпунов брату Борису. - Последнее время часто сидим без хлеба, которого не выдают даже положенное по карточкам количество. Но пока все здоровы, все по горло заняты и делом, и не делом, а разными хлопотами, и живём, не замечая времени“.

Вероятно, в связи с деятельностью С. М. Ляпунова в консерваторском храме, ему также была поручена разработка курса по изучению древнерусской культовой музыки в консерватории.

6 июня 1921 г. в консерватории состоялось заседание Совета Отдела теории музыки, композиции и игры на органе. На нём С. М. Ляпунов выступил с докладом об изучении русской церковной музыки и проектом учреждения в консерватории соответствующей кафедры. Отметив большую художественно-историческую ценность памятников русского церковно-музыкального творчества, Ляпунов указал на необходимость их использования при изучении теории композиции, в особенности контрапункта. Обмен мнений по этому вопросу выявил желательность серьёзной постановки вопроса об изучении древнерусской музыки. Было решено учредить особую кафедру церковного пения для учащихся классов специальной теории музыки и композиции, а учебные предметы по новой кафедре объявить факультативными, необязательными. Ведение класса было предложено возложить на профессоров С. М. Ляпунова и М. Г. Климова . Но Климов отказался от преподавания, и на освободившуюся вакансию был единогласно избран А. В. Преображенский .

8 октября 1921 г. состоялось заседание Малого совета консерватории, на котором был учреждён класс изучения русского церковного пения, руководство которым было поручено С. М. Ляпунову.

28 октября 1921 года Ляпунов составил программу задуманного им курса под названием «Гармоническая и контрапунктическая разработка памятников древнерусского духовно-музыкального творчества». Его основной целью было пробуждение интереса молодых композиторов к церковной музыке и вдохновение их на создание новых духовно-музыкальных сочинений на основе древних распевов. Знакомство с древнерусским церковно-певческим искусством было без сомнения полезно для начинающих композиторов и должно было обогатить современную духовную музыку, переживавшую в начале XX века пору нового расцвета. Однако начавшаяся в эти годы борьба с Церковью на многие десятилетия оборвала многовековую духовно-певческую традицию России, превратив изучение церковной музыки и создание новых её образцов в дело почти невозможное и противозаконное.

Пребывание С. М. Ляпунова на посту старосты консерваторской церкви в 1919–1922 гг., его работа над курсом по изучению памятников древнерусского духовно-музыкального творчества и занятия по этой программе со студентами - в то самое время, когда дни свободы совести в стране были сочтены, - всё это несомненно является истинным подвижничеством. Словно не желая замечать угроз окружающей реальности, Ляпунов продолжает самозабвенно трудиться. Он не хочет и не может поверить, что дело, которому он посвятил всю свою жизнь, увы, уже обречено на гибель…

По всей России насильственно закрываются храмы, церковные ценности реквизируются, священнослужители и прихожане подвергаются расправам, часто даже без всякого суда и следствия… Волна красного террора захлестнула страну. Декрет ВЦИК об изъятии церковных ценностей от 23 февраля 1922 г. ознаменовал собой отход от линии возможного компромисса Церкви и власти и открыл беспрецедентную по размаху кровавую кампанию.

Акции по изъятию ценностей в церквах Петрограда часто сопровождались народными волнениями. При появлении комиссии били в набат, призывая верующих оказать сопротивление. Народ проклинал кощунников и предательство «лояльного» к советской власти духовенства (так называемые «живоцерковники», затем - «обновленцы»). Так, например, 4 мая 1922 г. трёхтысячная толпа рабочих и прихожан церкви Путиловского завода решительно воспрепятствовала реквизиции, избив членов комиссии.

В консерваторию полномочные представители воинствующего безбожия явились 25 февраля 1922 г., уже на третий день после издания декрета. С. М. Ляпунов - староста храма - отказался выдать им ключи. Тем не менее, акция по изъятию была проведена, помещение церкви опечатано, службы прекращены. Все хлопоты консерваторской профессуры и студенчества об открытии храма и возобновлении богослужения остались безрезультатными. И вот 14 марта Ляпунова вызвали в ВЧК (ул. Гороховая, д. 2) и завели на него уголовное дело по обвинению в „оказании сопротивления властям“. Вместе с ним по этому же обвинению был арестован и настоятель храма при консерватории священник Анатолий Михайлович Толстопятов . Материалы по расследованию позже присоединили к так называемому «Делу петроградских церковников», по которому в качестве обвиняемых проходило 96 человек, а в качестве свидетелей - 43 человека.

В субботу 10 июня 1922 года в Большом зале бывшего Дворянского собрания (ныне Большой зал Филармонии) началось слушание дела. Председатель Трибунала - 22-летний бывший студент Яковченко Н. И., члены: его ровесник - Семёнов, также бывший студент, и Каузов - бывший помощник судового механика. В числе общественных обвинителей: Смирнов - бывший подмастерье булочника; Красиков - бывший петроградский присяжный поверенный, Драницын - бывший преподаватель истории в институте благородных девиц и Крастин (Крастиньш) - латышский стрелок.

Очевидец процесса так описывает допрос подсудимых по делу об изъятии ценностей из церкви консерватории:

Допрашиваются подсудимые: священник Толстопятов, бывший морской офицер, и ктитор церкви профессор по классу фортепиано Ляпунов. Они протестовали против опечатания церкви, причём Ляпунов призывал на голову комиссии „кару Божию“. На суде они показали, что ключи от церкви не были отданы комиссии, потому что она не представила соответствующего мандата на это, и их протест вызван был лишь недостаточной выясненностью формальной стороны дела. По формальным же соображениям Ляпунов отказался подписать акт об изъятии.

20 июня 1922 г. А. С. Ляпунова - дочь Сергея Михайловича - записала в своём дневнике следующее: „Вчера допрашивали папу. Подробно он не рассказывал. Старались запутать, как и многих других. <�…> Он отвечал громко, твёрдо и определённо, <�и даже> накричал на них больше, чем они на него“.

Однако, это не единственное дошедшее до нас свидетельство мужества и стойкости С. М. Ляпунова на этом политизированном и «показательном» процессе. В Отделе рукописей Российской национальной библиотеке, в фонде Ляпунова, хранится ещё одно. Это автограф хоровой партитуры гимна «Богородице, Дево, радуйся» для четырёхголосного смешанного хора, написанного Сергеем Михайловичем прямо в зале суда, о чём свидетельствует его личная подпись: „20 Іюня 1922 года. Сочинено во время засѣданія Ревтрибунала. С. Ляпуновъ“ . Это редкий случай музыкального исповедания несокрушимой веры перед хулителями Христовой Церкви!

Произведение является свободным переложением греческого распева гимна. В первой половине песнопения композитор близок к первоисточнику, во второй - значительно изменяет повторяющийся мелодический рисунок и ритмическую структуру для достижения наибольшей музыкальной выразительности в момент кульминации, на словах «яко Спаса родила». Таким образом, начинаясь как гармонизация греческого распева, «Богородице Дево» преобразуется в его свободную обработку. Фактура песнопения прозрачна, гармонический язык прост и благороден. Пьеса эта, скромная по масштабам, имеет особую ценность, как отпечаток душевного состояния композитора в тяжелейшие часы его жизни. Здесь нет ни тени отчаяния или, хотя бы, уныния. Как в зеркале, в этом сочинении отразились чистота души и внутренний покой его автора, проявившиеся в мудрой простоте и возвышенности высказывания, касающегося Святая святых его убеждений и его веры. И только случайный пропуск Ляпуновым двух кратких фрагментов текста, вероятно, выпавших из его памяти от волнения, напоминает нам о тяжелейших испытаниях, перенесённых композитором во время создания этого произведения.

После двух с половиной месяцев следствия и почти месяца громких судебных разбирательств, в предпоследний день этого бесчинного судилища обвиняемым предоставили «последнее слово». По свидетельству дочери, А. С. Ляпуновой, Сергей Михайлович держался спокойно и твёрдо, сказав коротко: „Меня знает не только Европа, но и Америка, так что, кто я - мне говорить не приходится. Протокол [акта об изъятии] не подписал из принципа, ключей [от храма] не выдал, так как имел на то право. С постановлением трибунала буду согласен“.

Позорный процесс был завершён 6 июля. Десять человек, во главе с Митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) , приговорили к расстрелу, многих лишили свободы „с применением строгой изоляции“ на сроки от 6 месяцев до 5 лет, некоторых приговорили к принудительным работам. Ляпунов был осуждён на шесть месяцев лишения свободы условно.

Несмотря на кажущуюся мягкость приговора, дальнейшая жизнь композитора с этого момента резко изменилась. Его сочинения перестали издавать и исполнять, продолжать работу в советской консерватории ему было запрещено. И 14 сентября 1923 г. Ляпунов вынужденно уехал за границу, чтобы сольными концертами зарабатывать средства на существование своей многочисленной семьи. Он обосновался в Париже, где стал руководителем музыкальной школы для эмигрантов и выступал с концертами как дирижёр. Но здоровье его было серьёзно подорвано, и уже через год, 8 ноября 1924 г., накануне объявленного концерта из его сочинений, композитор скоропостижно ушёл из жизни.

Похороны С. М. Ляпунова состоялись 10 ноября 1924 г. по православному чину. Гроб с телом был перенесён в собор святого благоверного князя Александра Невского (12 Rue Daru), где после Божественной Литургии было совершено отпевание. Местом упокоения композитора стало парижское кладбище Cimitière des Batignolles (8 Rue Saint-Just, 24 division, 7 ligne, № 29), где нашли свой последний приют много русских людей. Его могила находится в нескольких метрах от первоначального захоронения Ф. И. Шаляпина. На скромной надгробной плите высечены большой восьмиконечный крест и надпись.

Родился 18 (30) ноября 1859 в Ярославле в семье ученого-астронома (старший брат – Александр Ляпунов – математик, член-корреспондент АН СССР; младший брат – Борис Ляпунов – филолог-славист, академик АН СССР). В 1873–1878 занимался в музыкальных классах при Нижегородском отделении Императорского русского музыкального общества у известного педагога В.Ю.Виллуана. В 1883 окончил Московскую консерваторию с золотой медалью по классам композиции С.И.Танеева и фортепиано П.А.Пабста. К началу 1880-х годов относится страстное увлечение Ляпунова произведениями авторов Могучей кучки, в особенности М.А.Балакирева и А.П.Бородина. По этой причине он отклонил предложение остаться преподавателем Московской консерватории и с осени 1885 переселился в Петербург, став самым преданным учеником и личным другом Балакирева.

Это влияние наложило печать на все композиторское творчество Ляпунова; оно прослеживается как в симфоническом письме композитора, так и фактуре его фортепианных произведений, продолжающих специфическую линию русского виртуозного пианизма (культивированная Балакиревым, она опирается на приемы Листа и Шопена). С 1890 Ляпунов преподавал в Николаевском кадетском корпусе, в 1894–1902 был помощником управляющего Придворной певческой капеллой. В дальнейшем выступал как пианист и дирижер (в том числе за рубежом), редактировал вместе с Балакиревым наиболее полное для того времени собрание сочинений Глинки. С 1908 был директором Бесплатной музыкальной школы; в 1910–1923 – профессор Петербургской консерватории, где вел классы фортепиано, а с 1917 также композиции и контрапункта; с 1919 – профессор Института истории искусств. В 1923 выехал на гастроли за границу, провел несколько концертов в Париже.

В творческом наследии Ляпунова основное место занимают сочинения оркестровые (две симфонии, симфонические поэмы) и в особенности фортепианные – два концерта и Рапсодия на украинские темы для фортепиано с оркестром и множество пьес разных жанров, часто объединенных в опусы-циклы (прелюдии, вальсы, мазурки, вариации, этюды и т.д.); он создал также немало романсов, преимущественно на слова русских поэтов-классиков, и ряд духовных хоров. Будучи членом Русского географического общества, композитор в 1893 ездил с фольклористом Ф.М.Истоминым в ряд северных губерний для записи народных песен, которые были опубликованы в сборнике Песни русского народа (1899; впоследствии композитором сделаны обработки ряда песен для голоса с фортепиано). Стиль Ляпунова, восходящий к раннему (1860–1870-х годов) этапу Новой русской школы, несколько анахроничен, но отличается большой чистотой и благородством.

Русский композитор, пианист и дирижер Сергей Михайлович Ляпунов родился 18 ноября 1859 года в Ярославле, в семье директора Демидовского лицея Михаила Васильевича Ляпунова, известного в России астронома. Мать Сережи, Софья Александровна, уделяла большое внимание воспитанию своих троих детей, в том числе и воспитанию музыкальному. Тогда впервые обнаружила она большие музыкальные способности ее младшего сына Сережи. Систематическими занятиями с двумя сыновьями с семилетнего возраста занимался и отец. Давая детям уроки астрономии, математики, истории и географии, он нередко удивлялся незаурядным способностям своих сыновей.

Сереже исполнилось девять лет, когда неожиданно отец умер. В этот трудный момент семье помогли друзья отца и горячо поддержали семью.

В 1870 году Софья Александровна с детьми уезжает в Нижний Новгород, чтобы дети смогли продолжить образование в гимназии.

Через три года открылись классы Нижегородского отделения Русского музыкального общества под руководством В.Ю. Виллуана, и Сережа Ляпунов с большим желанием стал впервые серьезно заниматься музыкой. Через год он изредка уже выступал в концертах и пробовал сочинять музыку. А еще через четыре года, по рекомендации Н.Г. Рубинштейна, поступил в Московскую консерваторию. Юноша занимался теорией композиции у Н.А. Губерта и С.И. Танеева, игру на фортепиано ему преподавали В.И. Вильборг, К.Клиндворт и П.А. Пабст, а курс истории церковного пения он прошел под руководством Д.В. Разумовского.

После окончания Московской консерватории Ляпунов некоторое время жил в Москве, занимался сочинением музыки и несколько раз выступал с концертами. В 1885 году он переехал в Петербург, где познакомился и близко сошелся с М.А. Балакиревым. Их дружба, несмотря на непростые жизненные обстоятельства, оказалась нерушимой долгие годы. Тогда же Ляпунов коротко познакомился с Римским-Корсаковым, Лядовым, Стасовым и Глазуновым.

В этом же году состоялась премьера Концертной увертюры Ляпунова, впоследствии отредактированной им и названной «Баллада». Имя композитора становится широко известным в музыкальных кругах Петербурга. В это время он много концертировал, выступая в качестве дирижера и исполнителя, кроме того, с 1890 года Ляпунов стал преподавать в Николаевском кадетском корпусе музыкальные предметы.

В 1893 году, по программе Русского географического общества, С. М.Ляпунов совершил поездку по Ярославской, Вятской, Вологодской и Костромской губерниям, для собирания народных песен этих мест. Итогом непростой творческой работы стал изданный через шесть лет замечательный уникальный сборник — «Песни русского народа».

В 1894 году по рекомендации М.А. Балакирева, Ляпунов вступает в должность Помощника управляющего Придворной певческой капеллой, на место вышедшего в отставку Римского-Корсакова. Новый помощник управляющего, искренне религиозный человек, во многом способствовал дальнейшему развитию и совершенствованию богослужебного пения в Русской Православной Церкви. Служба в придворной капелле оставляла время для сочинения музыки. В 1896 году композитор Ляпунов создал свое знаменитое произведение - «Торжественную увертюру на русские темы».

В 1908 году Ляпунов написал замечательную симфоническую поэму «Желязова Воля», посвященную памяти Шопена. Называя так свое сочинение, он стремился создать в звуках атмосферу, в которой протекало детство глубоко почитаемого им великого музыканта.

Через некоторое время Ляпунов был избран директором Бесплатной музыкальной школы, а с 1910 года был приглашен на должность профессора Петербургской консерватории по классу фортепиано.

Преподавая в консерватории, композитор много сочинял и занимается концертной деятельностью.

До сих пор в репертуаре многих пианистов можно встретить виртуозные пьесы Ляпунова из сборника «12 этюдов высшего исполнительского мастерства», созданных в то далекое время, по образцу «Этюдов трансцендентного исполнения» Листа. Тогда же композитор написал множество фортепианных лирических миниатюр, два фортепианных концерта и продолжил сочинение многочисленных романсов.

Весной 1919 года Ляпунова неожиданно для него избрали старостой церкви при Петроградской консерватории. Он серьезно занялся здесь постановкой церковного пения при богослужениях и привлек к этой работе представителей консерватории. С радостью выполнял Ляпунов свои обязанности в консерваторском храме и приступил к разработке специального курса по изучению древнерусской культовой музыки. Осенью 1921 года в консерватории был учрежден класс изучения русского церковного пения, руководить которым, было поручено Ляпунову.

А в это время, пришедшие к власти после октябрьского переворота 1917 года большевики, затеяли кровавую компанию по уничтожению Церкви в России. Закрывались и уничтожались храмы, подвергались жестоким расправам священники и прихожане, реквизировались церковные ценности. Как будто не замечая этого произвола властей, Ляпунов продолжал самозабвенно трудиться. Поверить во все это казалось невозможным. Но изданный 23 февраля 1922 года указ властей об изъятии церковных ценностей показал подлинное лицо пришедших к власти комиссаров.

Уже на третий день после указа они явились в консерваторскую церковь. Староста С.М. Ляпунов отказался выдать им ключи. Но это не стало препятствием для разграбления консерваторской церкви.

А потом был вызов русского композитора с мировым именем С.М. Ляпунова на Гороховую, и уголовное «Дело петроградских церковников», по которому проходило в качестве обвиняемых 96 человек. На суде композитор держался достойно, и призвал на вершителей произвола «кару Божию». Последнее произведение здесь на родине он написал в зале суда 20 июня 1922 года. Сохранилась рукопись партитуры композитора с такой датой. Это гимн «Богородице, Дево, радуйся» для четырехголосного смешанного хора.

Вскоре процесс был завершен. 10 человек приговорили к расстрелу. Остальных лишили свободы на разные сроки. Ляпунов был осужден на 6 месяцев лишения свободы условно.

Жить на родине стало невозможно, и композитор вынужден был уехать за границу. В Париже Ляпунов стал руководить музыкальной школой для эмигрантов и занялся концертной деятельностью. Но катастрофические события в России серьезно подорвали его здоровье. 8 ноября 1924 года Сергей Михайлович Ляпунов скоропостижно скончался.

Его последним приютом стало парижское кладбище Cimitiere des Batignolles.

Виктор Каширников

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог

Онегина Ольга Владимировна

кандидат искусствоведения

доцент кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано

Санкт-Петербургской государственной консерватории

им. Н.А. Римского-Корсакова

С. М. ЛЯПУНОВ – ИСПОЛНИТЕЛЬ И ПЕДАГОГ

(по материалам архива Ляпуновых)

Разносторонняя деятельность известного русского композитора Сергея



Михайловича Ляпунова (1859–1924) оставила значительный след в истории отечественной музыкальной культуры. Выбрав основной сферой приложения своих творческих сил сочинение музыки, Ляпунов стал известен также как педагог, редактор и общественный деятель. Сохранились сведения и о его нескольких значительных концертных выступлениях в качестве пианиста.

Важнейшая роль в образовании будущего композитора отводилась обучению игре на рояле. Музыкальное дарование Ляпунова проявилось очень рано: еще не умея говорить, он знаками требовал у своих родных исполнения на рояле определенных пьес, а если его не понимали, то не успокаивался до тех пор, пока не получал желаемого. Когда Ляпунову исполнилось четыре года, он стал систематически заниматься на фортепиано под руководством своей матери – образованной женщины и неплохой пианистки. «В Ярославле1... я... пел по слуху все, что слышал, и что мне нравилось, – вспоминал позднее композитор. – Мать начала обучать музыке меня и брата Александра2, объяснила деление нот, расположение их на линейках и сама составила первоначальные упражнения для пальцев»3.

С переездом семьи Ляпуновых в Нижний Новгород и открытием там 1 ноября 1873 г. отделения РМО и музыкальных классов для будущего композитора начался десятилетний период профессиональных занятий на фортепиано. Уже на втором году обучения в классе В. Ю. Виллуана – племянника и ученика А. И. Виллуана (учителя братьев Рубинштейнов) – Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог (по материалам архива Ляпуновых) Ляпунов стал принимать участие в ученических концертах, исполняя сольные произведения Баха, Бетховена и Мендельсона, а также фортепианные партии в трио G-dur Гайдна и сонате F-dur Бетховена для скрипки с фортепиано. Кроме того, Ляпунов в составе камерного трио принимал участие в концертах в нижегородской гимназии. К концу пребывания Ляпунова в музыкальных классах выбор специальности был сделан им окончательно и бесповоротно: он хотел продолжить свое образование в Московской консерватории, куда и поступил осенью 1878 г. по двум специальностям – фортепиано и теории композиции.

После окончания консерватории Ляпунов отказался от места преподавателя музыкально-теоретических предметов, предложенного ему директором консерватории А. А. Альбрехтом, решив связать свою дальнейшую судьбу с Петербургом, где, по мнению Ляпунова, «находится настоящая дорога, по которой должна двигаться русская музыка...4.

Переезд в Петербург имел огромное значение для Ляпунова, так как этим для него решался глобальный вопрос выбора дальнейшего пути в музыке. Внутренне отвергнув московскую композиторскую школу, которая находилась под воздействием большого авторитета Чайковского, Ляпунов остался равнодушным к ее тенденциям в музыкальном искусстве и уже во время обучения в консерватории почувствовал серьезное влечение к кружку петербургских музыкантов, в частности к творчеству Балакирева. Молодой композитор принял твердое решение примкнуть к направлению «Могучей кучки».

Ляпунов никогда не считал себя крупным пианистом – виртуозом и, по его собственным словам, не стремился к карьере на эстраде. С юных лет он страдал от «зажатых» рук и, как следствие, имел значительные пробелы в технике. Тем не менее, в Московской консерватории молодой композитор получил основательную исполнительскую подготовку. Сохранившиеся списки произведений, пройденных Ляпуновым в классах В. И. Вильборга,

К. Клиндворта и П. А. Пабста свидетельствуют о целенаправленном и упорном труде молодого музыканта в освоении фортепианной литературы.

Им было выучено большое количество произведений, среди которых следует отметить пьесы значительной трудности: 32 вариации и сонаты ор.22, ор.

№ 3, ор. 57 и ор. 111 Бетховена; английские сюиты a-moll и c-moll Баха;

фантазию Шуберта C-dur; этюды ор. 25 № 11 и 12 и концерт f-moll Шопена;

органную прелюдию и фугу h-moll Баха – Листа; концерт Es-dur для фортепиано с оркестром Вебера; «Карнавал», токкату, интермеццо и симфонические этюды Шумана; венгерские рапсодии № 8 и 12, этюд «Блуждающие огни» и несколько транскрипций Листа. Некоторые из этих сочинений Ляпунов исполнил на ученических вечерах, в которых он начал принимать регулярное участие с 1880 г., выступая, и как солист, и в ансамблях.

После окончания консерватории на протяжении многих лет Ляпунов публично не играл (если не считать нескольких выступлений в частных домах в Нижнем Новгороде). Одной из главных причин этого была крайняя неуверенность композитора при игре на публике.

Дочь Ляпунова Анастасия Сергеевна оставила нам одно из немногих сохранившихся описаний исполнительской манеры своего отца: «то основное, что мне запомнилось, могло бы быть сформулировано словами:

простота фразировки при значительном разнообразии звучности. Игра его была проста, благородна, спокойна, может быть, даже чересчур уравновешенна. Техникой он обладал солидной и в его репертуаре были вещи первоклассной трудности, – достаточно упомянуть "Исламея" и его собственные этюды. Но чего, мне кажется, ему определенно не хватало, это – уверенности на эстраде, того особого, присущего виртуозам "чувства эстрады", когда в зале, при публике, исполнение окрашивается особой приподнятостью. Мне кажется, этого у отца не было, и может быть это и было одной из причин, заставившей его отказаться от карьеры виртуоза»5.

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

Сходное впечатление от пианизма Ляпунова осталось у И. Кнорозовского. В своей рецензии на авторское исполнение 2-го концерта для фортепиано с оркестром Е-dur соч. 38 Ляпунова, состоявшееся в рамках Русских симфонических концертов в Петербурге 9 марта 1912 г. под управлением Г. Шнефохта, известный музыкальный критик писал: «как пианист, г. Ляпунов обладает первоклассными достоинствами. У него красивый удар, нежное туше и изящная, осмысленная фразировка. Но он лишен темперамента. Его новая, корректная, но холодная игра не способна задевать или захватить слушателя»6.

Ляпунов, как правило, отклонял все поступавшие к нему предложения выступить на большой аудитории даже с премьерным исполнением своих собственных сочинений, что он обычно доверял другим пианистам.

Приведем отрывок из письма композитора от 22 декабря 1889 г. к Н. Ф. Пивоваровой, которая обратилась к Ляпунову с просьбой принять участие в концерте. Ляпунов решительно отказывается от выступления, ссылаясь на отсутствие времени для подготовки и пишет далее: «при том же, независимо от времени, участие мое в качестве исполнителя в каком бы то ни было музыкальном собрании неизменно заставит меня выйти из обычной колей моих занятий и обратить главное внимание на ту отрасль музыкальной деятельности, от которой я давно отказался»7.

Тем не менее, композитор все же выступил в нескольких концертах (около десяти раз), причем исполнял практически только свои сочинения, сделав единственное исключение для завершенного им Es-dur ного концерта для фортепиано с оркестром Балакирева, который Ляпунов сыграл в концерте БМШ 5 марта 1911 г. под управлением А. Бернарди. А первое выступление Ляпунова на большой эстраде в качестве пианиста состоялось 10 апреля 1909 г. также в концерте БМШ, где он впервые в России исполнил свою Рапсодию на украинские темы. Дирижировал Бернарди. В дальнейшем

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

Один из наиболее значительных концертов состоялся 30 апреля 1916 г. в Петроградской консерватории. В нем при участии автора впервые был исполнен по рукописи только что написанный фортепианный секстет в первой редакции (в составе струнного квинтета выступили: Пранг, Гитер, Резник, Аренштейн и Краснопольский).

Во втором отделении Ляпунов сыграл свои двенадцать этюдов соч. 11: в России это было первое исполнение всей серии целиком. Концерт был отмечен вниманием музыкальных критиков. Описывая значительный успех Ляпунова, как композитора и пианиста, рецензент журнала «Музыкальный современник», говоря об исполнении этюдов, тем не менее, заметил, что «принадлежа к труднейшим образцам фортепианной литературы, они требуют от исполнителя большой выдержки, огромной техники и усиленной подготовительной тренировки. Не все из них в одинаковой мере удались автору»8.

Такое же мнение сложилось и у автора заметки в РМГ № 20 – 21 от 15 – 22 мая 1916 г., который, в свою очередь, обратил внимание на некоторые несовершенства техники пианиста. Сам композитор, по воспоминаниям его сына Юрия, высказывался о своей игре в резко критической форме, оценивая исполнение этюдов как крайне неудачное. По мнению Ляпунова, ему вообще не следовало браться за такое ответственное дело, так как он не в состоянии совмещать большое количество уроков и ученических экзаменов с артистической деятельностью. В письме к Бернарди от 18/31 января 1917 г., Ляпунов упоминает этот концерт и высказывает твердое намерение закончить им свои публичные выступления: «это была лебединая песня моего пианизма, с тех пор я не прикасаюсь к инструменту и считаю, что в этом отношении моя роль закончена. Всему свое время»9.

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

Гораздо увереннее Ляпунов чувствовал себя, выступая в кругу семьи и близких друзей. Почти все свои новые сочинения Ляпунов сам исполнял на музыкальных вечерах в домах Балакирева, Стасовых, Пыпиных. По словам Анастасии и Юрия Ляпуновых, их отец много играл дома: поддерживал технику гаммами и упражнениями, разучивал большое количество фортепианных произведений, преимущественно своих и Балакирева, иногда

– Шопена и Листа. «Если говорить о музыкальных впечатлениях, – вспоминала А. С. Ляпунова, – то в мою жизнь отец вошел, прежде всего, как пианист. В моем раннем детстве у нас в доме было много музыки и это, в основном, была музыка отца»10.

Тем не менее, следует отметить, что такие периоды чередовались у Ляпунова с месяцами и даже годами практически полного прекращения занятий. В письме пианисту С. П. Бартеневу от 20 мая 1904 г. Ляпунов признавался: «я... постепенно забросил свою игру до того, что теперь исполнение собственных произведений представляет для меня немалую трудность»11. Однако меньше чем через год Ляпунов решает возобновить подготовку к концертам. «Я занялся восстановлением своей техники и стал играть гаммы, – писал Ляпунов своей родственнице Н. В. Касьяновой в конце января 1905 г. – Делал я таким образом: каждый день, когда дети уходили в школу, я садился за рояль, ставил часы и играл в течение целого часа одну гамму, конечно, во всевозможных видах и скоростях»12.

После смерти Балакирева музыканты, группировавшиеся вокруг него, в течение некоторого времени собирались в доме Ляпунова. Это были:

Н. И. Казанли – композитор и дирижер; дирижер Мариинского театра А. А. Бернарди – один из самых близких Ляпунову людей после смерти Балакирева; из молодого поколения – Карпов, Жилинский, Касьянов, Тиняков, Коршунов, Чернов, дети Д. В. Стасова. На этих вечерах исполнялись чаще всего новые сочинения Ляпунова и произведения Балакирева. Одно из таких музыкальных собраний, которое состоялось

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

ноября 1910 г., было полностью посвящено памяти основателя и главы «Новой русской школы»: на нем с участием Ляпунова была исполнена симфоническая поэма «Тамара» Балакирева в переложении для двух роялей в восемь рук.

Одним из самых сильных впечатлений от игры отца А. С. Ляпунова называет его исполнение в домашней обстановке «Исламея» Балакирева.

Анастасия Сергеевна очень любила эту пьесу и часто просила отца, когда он садился за рояль, сыграть ее. Однако, будучи очень требовательным по отношению к себе человеком, Ляпунов довольно редко исполнял эту просьбу, не рискуя браться за такую сложную задачу даже в присутствии только родных и близких. Тем не менее, готовясь к домашним концертам, Ляпунов работал и над «Исламеем».

Своими ощущениями от одного из исполнений отцом этой пьесы делится А. С. Ляпунова: «... никогда позже я не слыхала такого исполнения "Исламея". Я имею в виду не техническое совершенство, которого отец достигал не всегда, а характер передачи и фразировку, воспринятые им, очевидно, от самого автора. Укажу на следующие, особенно мне запомнившиеся штрихи: в его игре всегда очень резко подчеркивалась разница между forte и piano в каждых двух повторяющихся фразах. Эта смена оттенков и акцентировка представляют одну из основных особенностей пьесы и одну из трудностей для ее исполнения, особенно принимая во внимание бешеный темп. Кроме того, отец все вел в очень быстром темпе, не затягивая отдельных частей и второй темы. По его словам, "Исламей" должен укладываться в 7 минут»13.

Наряду с исполнительством немало времени и сил Ляпунов отдавал занятиям с учениками. Преподавание сопутствовало Ляпунову на всем протяжении его почти полувековой активной творческой деятельности (свой первый урок контрапункта композитор дал в возрасте 17-ти лет) и заняло существенное место в музыкантской биографии Ляпунова.

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

Сам Ляпунов никогда не стремился к педагогической деятельности. По иронии судьбы вынужденный в течение практически всей своей жизни давать частные уроки и преподавать в разных учебных заведениях, композитор считал этот род занятий не иначе как досадной помехой своему основному делу – сочинению музыки. Определенную роль здесь, вероятно, сыграло и негативное мнение о профессиональном образовании Балакирева, чьим ближайшим соратником, учеником и другом Ляпунов был на протяжении четверти века. В переписке со своей будущей женой Е. П. Демидовой Ляпунов сетует на то, что «уроки приходится давать обыкновенно лицам, кот[орым] следовало бы законом запретить даже думать о музыке»14. Дочь композитора А. С. Ляпунова приводит в своем дневнике такое высказывание отца: «Музыкальный талант, если он не велик, не следует развивать и заниматься им, это будет уже ремесленное отношение к музыке. На него следует обратить внимание лишь тогда, когда он начинает высказываться сам, пробиваться через все препятствия. Музыка – слишком узкое занятие, чтобы к нему мог приступить всякий. Для нее надо иметь особые способности»15.

Первоначально Ляпунов надеялся ограничить занятия педагогикой только частными уроками. Однако романтические мечты молодого выпускника консерватории о возможности прожить на такие неверные заработки довольно быстро развеялись. «Поэтические грезы и высокие надежды, когда приходят в соприкосновение с действительностью, обыкновенно разлетаются в прах, – писал Ляпунов Е. П. Демидовой 4 ноября 1891 г. – Так было и со мной: когда я приехал [в Петербург]... несколько лет тому назад, у меня были мечты о возможности существовать с помощью одного искусства, у меня были несоответствующие действительности понятия о свободе и высоком назначении искусства, вследствие чего считал, что художник должен существовать с помощью своего свободного труда и

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

потому отказывался вступить на какую бы то ни было службу, кроме музыкальной»16.

Прожив несколько лет на доходы от уроков, Ляпунов пришел к выводу о необходимости искать работу. Попытки получить в Петербурге постоянное место преподавателя долгое время терпели неудачу. Лишь в 1888 г.

композитор получил уроки музыки в Николаевском кадетском корпусе, но его утверждение «исправляющим штатную должность старшего преподавателя» в этом учреждении состоялось лишь в 1890 г.

В 1902 – 1910 гг. Ляпунов работал в должности старшего преподавателя музыки Института св. Елены, а в конце 1909 г. на семейном совете обсуждалась возможность приглашения Ляпунова на должность профессора фортепианного класса Петербургской консерватории. Жена Ляпунова Евгения Платоновна обратилась к Балакиреву, который, как и следовало ожидать, высказался категорически против преподавания Ляпунова в консерватории. Приведем выдержку из письма Ляпунова от 27 февраля 1910 г., в котором он выражает Балакиреву свое мнение по данному вопросу:

«Осенью я встретил энергичное с Вашей стороны возражение за мое принципиальное согласие вступить в число профессоров консерватории, если это мне будет предложено. Я не очень то верю, что когда-либо такое предложение будет мне адресовано, даже если этого будет желать Глазунов, но дело не в этом, а в том, что, имея 7-рых детей, я не имею права отказываться от предлагаемого заработка, если он не идет совершенно вразрез со всеми моими убеждениями и принципами. Раз я уже предлагал свои услуги консерватории, то нет причины отказываться, когда она пожелает ими воспользоваться»17.

Через полгода, вопреки воле своего учителя и друга, по приглашению директора Петербургской консерватории А. К. Глазунова Ляпунов принял на себя руководство фортепианным классом. С 1917 г. композитор вел в консерватории также классы теории, контрапункта и инструментовки.

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

Ляпунов стоял у истоков возникновения в консерватории дисциплины, связанной с исследованием русской духовной музыки. Во многом благодаря инициативе Ляпунова в 1921 г. была учреждена кафедра изучения древней русской музыки по памятникам духовно-музыкального творчества для учащихся классов специальной теории и композиции. Ляпунов составил программу нового курса18, ему же (совместно с А. В. Преображенским) было поручено руководство занятиями.

Сведений о педагогике Ляпунова до нас дошло немного, и практически все они относятся только к периоду его работы в консерватории. Очень интересная запись сделана в дневнике А. С. Ляпуновой, в которой дочь композитора рассуждает о причинах, по которым преподавание всегда висело над Ляпуновым как «дамоклов меч»: «Папа считает, что искусство должно быть искусством, а не ремеслом, а кроме того, ис[кусст]во служит для наслаждения эстетических вкусов. Отсюда два взгляда на музыкантовкомпозиторов и музыкантов-исполнителей. … Как от тех, так и от других он требует, прежде всего, таланта или больших способностей. Отсюда его неудачное преподавание. Будучи сам большим музыкантом, который не может снисходить до мелочей, потому что, по величине своего гения не понимает, откуда они могут возникнуть, и, требуя от всякого ученика способностей, строгого отношения к делу, он, конечно, наталкивается на каждом шагу на разных бездарностей, которые лезут к нему из-за его имени, которые не могут понять его и которых он не может понять. Всё это делает то, что у него так мало в классе народа и что его не любят»19.

Из других источников следует назвать воспоминания учениц Ляпунова в консерватории А. Д. Бушен и З. О. Шандаровской, а также разрозненные высказывания самого композитора и его двоюродного племянника и ученика А. А. Касьянова. Несомненную ценность представляют записные книжки Ляпунова, в которые, со свойственными ему скрупулезностью и ответственным отношением к делу, профессор заносил данные о своих

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

учениках: краткую характеристику их способностей, расписание уроков и пройденный репертуар. Ляпунов очень избирательно подходил к вопросу формирования своего класса и отказывал многим желающим у него учиться.

Он никогда не хотел иметь большую преподавательскую нагрузку, постоянно заботясь о том, чтобы как можно больше времени у него оставалось на композицию. Однако материальные затруднения вынуждали Ляпунова брать с каждым годом все больше и больше учеников, о чем он с горечью писал 18/31 января 1917 г своему другу А. А. Бернарди: «Конечно, консерватория берет много времени: необходимость заставляет увеличивать число учеников и занятий»20.

Главную установку Ляпунова – педагога со слов самого композитора приводит в своих воспоминаниях Касьянов: «[Ляпунов] намерен для каждой отдельной души употребить особый подход и прием,... каждая личность нуждается в сообразных ей условиях для развития»21. По воспоминаниям Бушен, Ляпунов проводил уроки следующим образом: он распределял всех своих учащихся в группы по три человека и каждой группе назначал определенный день для занятий, которые проводились один раз в неделю.

Приведем пример характеристик из записной книжки композитора за 1910 – 1916 гг., данных Ляпуновым ученицам Бушен, Голубовской и Шандаровской, попавшим в одну из «троек»: «Бушен Александра, 19 лет. Пост[упила] в янв[аре] 1911.... Есть некоторая техническая подготовка, но слабы руки и мало силы. В исполнении заметна на музыкальность»22. «Геннингс – Шандаровская сент[ябрь] 1910.... Из класса проф[ессора] Быстрова, очень музыкальна, обладает выдающимися способностями и музык[альным] средства»23.

развитием, превышающим технические «Хаславская – Голубовская Надежда, 20 лет 1911 – 1914.... Очень музыкальна, обладает достаточной техникой, есть недостатки силы. Играет с выражением и фразировкой»24.

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

Здесь же подробно записан пройденный каждой ученицей репертуар.

Если суммировать эти записи, то можно представить себе достаточно полную картину педагогических предпочтений Ляпуновым тех или иных авторов и стилей. Большое место в его классе отводилось работе над пьесами русских композиторов: Балакирева, Глазунова, Лядова, Римского-Корсакова, Карпова. Изучались также сочинения самого Ляпунова. Из классики обязательными были прелюдии и фуги Баха и сонаты Бетховена. По воспоминаниям Бушен, «[Ляпунов] считал, что учащийся за время своего пребывания на высшем курсе обязан пройти все 48 прелюдий и фуг Баха. Он требовал, чтобы мы на каждый урок вместе с остальной программой, и также наизусть, приносили прелюдию и фугу из "Хорошо темперированного клавира"»25.

Основная часть репертуара состояла из произведений западных романтиков: Шопена, Листа, Шумана. Ляпунов очень любил проходить со своими учениками фортепианные концерты (в том числе и русских композиторов). Так, в его классе играли a-moll"ный концерт Гуммеля и оба концерта Шопена, c-moll"ный и g-moll"ный концерты Сен-Санса, концерты Римского-Корсакова, Глазунова и Гензельта, концерты и Рапсодию на украинские темы для фортепиано с оркестром Ляпунова. Изучались и такие произведения, которые практически не звучали в то время в классах других педагогов: ноктюрн Карпова, меланхоличный полонез Таузига-Шуберта, Крейслериана Шумана, Фантазия и фуга d-moll Баха-Листа, 4-й вальс Таузига-Балакирева, концерт Гензельта, Чакона Баха-Брамса, 1-я и 2-я баллады Листа.

При работе над репертуаром Ляпунов в основном обращал внимание на художественные задачи, стоящие перед учениками. Он никогда не был сторонником развития технических навыков, не связанных с воспитанием, прежде всего, разносторонне образованных музыкантов. Еще в 1885 г., присутствуя на экзаменах в музыкальных классах Нижегородского отделения

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

РМО, Ляпунов писал В. В. Стасову: «Мне было ужасно неприятно видеть почти всеобщую немузыкальность учеников и учениц.... Развитие техническое идет совершенно вразрез с развитием музыкальным»26.

Несколько лет спустя в письме к Е. П. Демидовой композитор критически отзывался об одном из выпускников Петербургской консерватории, который «играет... технически прекрасно, но сам, очевидно, мало понимает то, что играет»27.

Ляпунов очень трепетно относился ко всем указаниям, которые встречались в тексте изучаемых в его классе произведений, и требовал неукоснительного соблюдения воли композитора. Одной из главных задач в обучении музыкантов Ляпунов считал развитие навыков прочтения нотного текста и возможно более точной передачи авторского замысла. Будучи крайне сдержанным по натуре человеком, Ляпунов мог даже совершенно выйти из себя, если встречался с небрежным и неграмотным исполнением.

Ляпунов не позволял ученикам допускать никаких вольностей в трактовке, если они противоречили композиторскому замыслу. Особую требовательность он проявлял в отношении стиля, ясности фразировки и выборе темпа произведения. Обладая хорошим чувством меры, Ляпунов не мог примириться с неоправданными отклонениями от выбранного движения, нередко встречавшимися в игре учеников. Такое исполнение он называл «игрой с фальшивой экспрессией». Предпочитая во всем простоту и естественность, чрезмерные проявления исполнительского темперамента Ляпунов называл «гримасой». При записи текста собственных фортепианных сочинений композитор, стремился, насколько это возможно, ограничить исполнительский произвол и поэтому очень подробно обозначал в нотах свои творческие намерения. Многие произведения Ляпунова имеют точные обозначения темпа по метроному, композитор очень подробно выписывал динамику, артикуляцию, агогику и штрихи (вместе с тем практически полностью отказавшись от обозначений аппликатуры и педали).

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

Постановкой рук Ляпунов не занимался, о чем свидетельствует Шандаровская: «Сам С[ергей] М[ихайлович] постановкой руки не занимался и никаких указаний в этом отношении своим ученикам не давал. Все технические приемы, связанные с постановкой руки, должны быть, по его мнению, хорошо освоены на младшем курсе. У Сергея Михайловича был только старший курс, и мало подвинутых учеников он не брал в класс»28.

Композитор, конечно, не мог не сознавать всей важности владения необходимым техническим арсеналом и советовал всем своим ученикам чуть ли не половину времени домашних занятий отводить работе над гаммами и упражнениями. Вспоминает Шандаровская: «Большое значение С[ергей] М[ихайлович] придавал работе над гаммами, дв[ойными] нотами и октавами.

Гаммы игрались в каждой тональности с аппликатурой до мажора, т.е. с первого и пятого пальцев во всех положениях.... Из других упражнений он рекомендовал этюды Мошковского (на двойные ноты). Особенно любил "Токкату" Черни, считая ее чрезвычайно полезной для развития двойных нот;

позднее он переложил ее в ре-бемоль мажор, добавив двойные сексты в левой руке. Вообще же этюды, и особенно Черни он не любил, считая их антихудожественными; этюды Крамера ставил выше. Задавал упражнения Брамса, Таузига, этюды Куллака и Кесслера на октавы»29.

Педагогика Ляпунова, лишенная какой-либо принципиальной методики, всегда опиралась на индивидуальные особенности каждого ученика и была живой и конкретной. Студенты класса Ляпунова ощущали тонкий вкус, профессионализм и высокий культурный уровень своего профессора, его неизменную доброжелательность, стремление помочь и веру в творческие способности молодых музыкантов. «Его руководство не было исключительно пианистическим; – вспоминала Шандаровская, – это было руководство композитора, дирижера – крупного музыканта с большими знаниями и требованиями ко всем без исключения... Своими высказываниями Сергей

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

Михайлович всегда внушал своим ученикам серьезное, вдумчивое, возвышенное отношение к искусству»30.

В 1916–1923 гг. Ляпунов переживал серьезный творческий кризис.

Тяготы революционного времени действовали на композитора угнетающе.

Все труднее было продолжать работу в консерватории, полностью прекратились и концертные выступления. В письмах этих лет Ляпунов жалуется на трудные условия быта, плохое самочувствие, голод и холод, невозможность заниматься игрой на рояле и сочинять. Все чаще проскальзывает мысль о необходимости отъезда за границу.

Ляпунова раздирали внутренние противоречия: отсутствие условий для нормальной жизни и работы на родине, с одной стороны; с другой – полная неопределенность относительно перспектив в чужой стране и неизбежное расставание в случае эмиграции со всем, что ему дорого и, прежде всего, с семьей. В начале 1920-х гг. композитор находился в состоянии, граничащим с полным отчаянием. «... Жизнь день ото дня становится все невыносимее и труднее, – писал он своему брату Б. М. Ляпунову в феврале 1921 г. – Полная беспросветность в отношении возможности умственной, научной и художественной работы; полное отсутствие каких либо намеков, на которых можно было бы обосновать хоть мельчайшие надежды на улучшение условий жизни. Не говоря уже о физическом, умственный голод меня доводит до последней степени, можно сказать, умственного и нравственного изнурения, и мне кажется, что если я попаду когда-нибудь в условия возможные для труда, к которому привык и который считаю своим призванием и обязанностью жизни, я уже буду неспособен к плодотворной работе»31.

Страшнее голода и холода для Ляпунова было ощущение творческого застоя, одиночества в консерваторской среде и собственной бесполезности.

«Чувствую, что поездка была бы мне необходима, если я еще должен работать …. Если же моя работа окажется излишней, то лучше бы – конец:

жить и устал, и неинтересно …. Хотя я не был близок ни с кем из своих

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог(по материалам архива Ляпуновых)

сослуживцев по консерватории, все таки мои сверстники профессора являлись для меня представителями пережитой нами музыкальной эпохи, из которой теперь остались в живых только я да Глазунов, который, впрочем, моложе, а мои сверстники все перемерли. Невольно возникает вопрос: не пора ли и мне?»32.

В марте 1922 г. на Ляпунова было заведено уголовное дело за отказ выдать ключи от консерваторской церкви во время акций по изъятию церковных ценностей в Петрограде33. В результате громкого судебного процесса Ляпунов был осужден на шесть месяцев лишения свободы условно.

Это еще больше подорвало здоровье композитора, который уже несколько лет страдал от переутомления и сильного нервного расстройства.

Дальнейшее пребывание в России стало просто невыносимым. «Уехать бы за границу …, – писал Ляпунов своей двоюродной сестре С. С. Шипиловой. – Здесь я не поправлюсь, а к работе становлюсь уже неспособен. Да и устал, до того устал, что лег бы, да никогда бы и не просыпался!» 34. «Я продолжаю мечтать о загранице, и теперь, кажется, это более осуществимо, чем в прошлом году. Устал от беспрерывного занятия ненавистными мне уроками, устал от постоянного слушания всякой музыки, устал от отсутствия привычной своей работы, устал, наконец, просто жить бесцельной жизнью троглодита»35. В конце августа 1923 г. Ляпунов получил в консерватории отпуск и осенью выехал заграницу.

Обосновавшись в Париже, Ляпунов возобновил концертную деятельность. В течение сезона 1923–1924 гг. он трижды выступил в качестве пианиста с исполнением сольных фортепианных пьес, секстета, второй симфонии и оркестровой Баллады в переложении для двух роялей (с французским пианистом М. Дюменилем).

31 октября 1924 г. Ляпунов выступил на открытии Русской народной консерватории в Париже, сыграв с С. С. Прокофьевым увертюру из оперы «Руслан и Людмила» Глинки (переложение для двух роялей Ляпунова).

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог (по материалам архива Ляпуновых) Осенью композитор строил многочисленные планы на будущее: должна была состояться целая серия его авторских концертов, однако, за несколько часов до начала первого из них, 8 ноября 1924 г., Ляпунов скоропостижно скончался.

1 С. М. Ляпунов родился в Ярославле и провел там несколько первых лет жизни. (Прим. О. Онегиной).

2 Александр Михайлович Ляпунов – старший брат С. М. Ляпунова, известный математик, членкорреспондент АН СССР. (Прим. О. Онегиной).

87. Картотека А. С. Ляпуновой. Карточка от 1863 – 1864.

Ляпунов С. М. Автобиография... Цит. по: Шифман М. Е. С. М. Ляпунов – М.: Музгиз, 1960. С. 15.

Ляпунова А. С. Из воспоминаний об отце. ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 90. Л. 7-8.

Кнорозовский И. Музыкальные заметки. // Театр и искусство. Спб., 1912, 25 марта. № 13. С. 277.

Цит. по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 78. Л. 1-об.

Хроника журнала «Музыкальный современник». – 1916. № 22. – 8 мая. Цит. по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр.

88. Картотека А. С, Ляпуновой. Карточка от 1916 30.04.

Цит. по: Шифман М. Е. С. М. Ляпунов... С. 131.

10 Ляпунова А. С. Доклад на заседании совета Горьковской государственной консерватории 28 декабря 1959 г., посвященном 100-летию со дня рождения Ляпунова. Цит.по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 90. Л. 1.

Цит. по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 126. Тетр. 5. С. 42.

Письмо от 31.01 1905. Цит. по: Алексендр Александрович Касьянов. Материалы. Письма. Воспоминания. / Ред.-сост. В. С. Колесников. – Н. Новгород: изд. Гладкова О. В., 2001. С. 68.

Ляпунова А. С. Из воспоминаний об отце... Л. 5.

Цит. по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 88. Картотека А. С. Ляпуновой, карточка от 1919 21.02 / 06.03.

–  –  –

Цит.по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 89. Картотека А. С. Ляпуновой, карточка «Консерватория Петербургская», б. д.

ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 117.

Цит. по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 89. Картотека А. С. Ляпуновой, карточка без даты.

Касьянов А. А. Материалы. Письма. Воспоминания. – Н. Новгород: Изд. Гладкова О. В., 2001. С. 27.

ОР РНБ, ф. 451, оп. 1, ед. хр. 484. Л. 12.

–  –  –

Бушен А Д. Из воспоминаний о далеком прошлом // Ленинградская консерватория в воспоминаниях. Изд.

2-е / под общей ред. Г. Г. Тигранова. Л., 1988. Кн. 2. С. 62.

Письмо Ляпунова В. В. Стасову от 7 мая 1885 г. Цит. по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 87. Картотека А. С. Ляпуновой, карточка от 1885 07.05.

Письмо Ляпунова к Е. П. Демидовой от 16 декабря 1891 г. / ОР РНБ, ф. 451, оп. 2, ед. хр. 83. Л. 35.

Шандаровская З. О. Мои воспоминания о С. М. Ляпунове // ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 122. Л. 5.

Шандаровская З. О. Мои воспоминания... Л. 2.

Цит. по: Зайцева Т. А. М. А. Балакирев и С. М. Ляпунов // Наше святое ремесло. Памяти В. В. Нильсена (1910 – 1998) / Ред.-сост. Т. А. Зайцева. Санкт-Петербург, Издательство «Сударыня», 2004. С. 255.

Письмо от 03/16.02 1921. Цит. по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 88. Картотека А. С. Ляпуновой. Карточка от 1921 3/16.02.

Письмо Ляпунова к С. С. Шипиловой от 12 декабря 1922 г. Цит. по: ОР РНБ, ф. 451, оп. 2, ед. хр. 88.

Картотека А. С. Ляпуновой. Карточка от 1922 22.12.

С 1919 г. Ляпунов был старостой церкви Рождества Пресвятой Богородицы при Петроградской консерватории.

Письмо от 19 марта 1923 г. Цит. по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 88. Картотека А. С. Ляпуновой. Карточка от 1919 – 1923.

Онегина О.В. С.М. Ляпунов – исполнитель и педагог (по материалам архива Ляпуновых) Письмо к С. C Шипиловой от 2 июня 1923 г. Цит. по: ОР РНБ, ф. 1141, ед. хр. 88. Картотека А. С. Ляпуновой. Карточка от 1923 02.06.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения