Задержка речевого развития. Задержка речевого развития - когда нужно бить тревогу

Иногда внимательные родители могут замечать, что у их малыша есть задержка речевого развития: 2 года исполнилось ребенку, а он еще не сказал ни слова.

Ведь как только их чадо появится на свет, они с нетерпением ждут момента, когда малыш заговорит. Часто они испытывают беспокойство: все ли в норме с развитием ребенка?

Задержкой речевого развития называют такое состояние, когда проблема только в речи, а не в умственном и эмоциональном развитии ребенка.

Такой диагноз ставится до 3 лет, если нет соответствия среднестатистическим нормам речевого развития. Это не является никакой патологией, а отражает особенности индивидуального развития крохи.

Лучше как можно раньше определить, есть ли проблемы с развитием речи, и принять необходимые меры. Поэтому стоит ознакомиться с нормами речевого развития:

  1. В 4 месяца ребенок должен активно реагировать на обращение, выражая свое состояние улыбкой, плачем, агуканием.
  2. В 9 месяцев малыш делает попытки произносить сочетания букв: «на-на-на», «ба-ба-ба» и т. д.
  3. В год дети должны освоить произношение 20 легких слов и различать по названиям 200 предметов, привычных для действий. В этом возрасте они понимают, что им говорят, и правильно реагируют на просьбы взять игрушку, подать руку и т. д.
  4. В два года в норме ребенок строит фразы, говорит небольшими предложениями с местоимениями и прилагательными. Знает не меньше 50 слов.
  5. В 2,5 года логопед требует от крохи правильного произношения звуков, кроме «л», «р» и шипящих, построения сложных предложений при наличии в словарном запасе более 200 слов. В этом возрасте дети обычно знают свое имя, различают близких им людей, умеют подражать голосом звукам, произносимым животными и птицами.
  6. Трехлетний малыш предложения объединяет по смыслу, свободно использует местоимения, прилагательные и наречия. Чтобы выявить: есть ли проблемы с речью у трехлетки, нужно, чтобы с ним поговорил незнакомец. Если во время активного диалога взрослый собеседник понял ваше чадо на 75 %, то повода для беспокойства нет.

Если есть задержка речевого развития у детей, то это повод обратиться к специалистам, которые могут подсказать дальнейшие действия, стоит ли беспокоиться или нет.

Каковы причины отставания в развитии речи? Ребенок 2 лет активно развивается. Что же он должен уметь говорить в это время?

Родителям надо забеспокоиться, если их ребенок не повторяет услышанные слова, не пытается выполнить просьбы, не может составить отдельные фразы, его словарный запас включает всего несколько слов.

Причины этого бывают разные, условно их можно разделить на 2 типа:

  1. Врожденные или приобретенные органические нарушения, такие как различные заболевания, оперативное вмешательство, перенесенные в младенчестве; травмы, полученные во время родов и т. д.
  2. Спровоцировать ЗРР могут нарушения, которые вызваны неправильным поведением родителей: отсутствие должного ухода; злоупотребление спиртными напитками; частые скандалы и ссоры, вызывающие стрессовые состояния ребенка.

Как выявить задержку речевого развития?

Часто родители надеются только на логопеда, когда есть проблемы с речью у их малыша. Но эти специалисты работают над произношением звуков, что дает эффект лишь в 5 лет.

Но тогда возможно, что время будет упущено. Что же делать в этом случае?

Потребуется обследование для выявления причины патологии. Для этого нужно:

  1. Показать ребенка сурдологу, чтобы убедиться, что со слухом все в порядке.
  2. Малыш должен пройти тестирование, которое оценит его развитие в соответствии с возрастом. Сюда относятся денверский тест, шкала речевого развития, шкала Бейли (для грудничков).
  3. Врач общается с родителями в присутствии ребенка, чтобы определить, на каком уровне развитие речи у малыша, как он дает знать о своих потребностях. Это поможет выявить, есть ли общая задержка развития.
  4. Врач определяет, как кроха работает языком при кормлении, нет ли моторной апраксии лицевых мышц; насколько он понимает обращенные к нему слова.
  5. Оцениваются условия, в которых живет ребенок, насколько окружение способствует развитию речи у младенца.
  6. Диагностировать нарушения помогут невропатолог, логопед, детский психолог и психиатр; возможно, будет назначено обследование мозга: МРТ, ЭХО-ЭГ. А затем назначается лечение медицинскими препаратами.

Каковы методы коррекции отклонения от нормы?

Если до двух лет выявить задержку речевого развития и начать лечение, то усилия родителей и врачей увенчаются успехом.

Возможно, понадобится комплексное лечение, а не только посещение логопеда, который лишь ставит произношение отдельных звуков.

Речь помогут восстановить следующие виды лечения:

  1. Лекарственные препараты, которые дают нейронам мозга «активное питание». Они назначаются специалистами: неврологом, психиатром.
  2. Физиотерапевтические процедуры. При этом надо учитывать противопоказания, например, электрорефлексотерапию не применяют при судорожном синдроме, эпилепсии, психических расстройствах.
  3. В качестве альтернативной терапии, с учетом индивидуальных особенностей ребенка, могут быть назначены иппотерапия, дельфинотерапия.
  4. Медицинские препараты не дадут ожидаемых результатов без педагогической коррекции. Педагог-дефектолог, используя индивидуальный подход, проводит с ребенком занятия.
  5. Для коррекции отставания в развитии речи используют музтерапию, арт-терапию, предметно-сенсорную терапию.
  6. Эффективным будет лечение при помощи массажей, направленных на стимуляцию двигательной активности, а также логопедического массажа на точки, расположенные на языке, губах, щеках, руках, мочках ушей. Например, корректирует нарушение речи массаж зондами по Е. В. Новиковой.
  7. Помогут развить лицевые мышцы, подвижность языка, слухового аппарата специальные упражнения:
  • звукоподражание;
  • проговаривание скороговорок;
  • прослушивание и пересказ сказок;
  • деятельность, развивающая мелкую моторику рук;
  • артикуляционная гимнастика.

Тесно взаимосвязаны между собой отделы головного мозга, отвечающие за речевое развитие и мелкую моторику рук, то есть чем лучше развита рука ребенка, тем он раньше и лучше начинает говорить.

Поэтому нужно как можно чаще с детками дома делать что-то руками. Это несложно, просто нужно играть с детьми: складывать пазлы, мозаику, кубики, предлагать собрать конструктор.

Ребенок также с удовольствием примет участие в совместном рисовании, лепке фигурок из пластилина, глины, простейшем вышивании. Есть специальный тренажер, который обучает малышей правильно застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Все эти занятия помогут развивать руку малыша, а соответственно, и речь.

Специалист поможет выбрать нужные упражнения для получения результатов, только нужно будет регулярно заниматься. Если активно заниматься с ребенком 3 лет дома, то показываться дефектологу можно в неделю раз. Если у четырехлетнего малыша наблюдается психическое и речевое отставание в развитии, занятия со специалистом проводятся 2 раза в день, возможно сочетание нескольких специалистов.

Таким детям нужно чаще играть в подвижные игры, особенно музыкальные, связанных с речью, которые развивают память, мышление, сообразительность, фантазию, умение ориентироваться в пространстве. Проводите игры, которые предполагают угадывание по голосу (кто говорит), по звуку (что звучит, какой музыкальный инструмент).

Важно чтобы занятия проходили регулярно и под контролем специалиста.

При значительном отставании в развитии речи дети должны посещать специализированное дошкольное заведение.

Если до семилетнего возраста не удалось справиться с проблемами в речи, то не нужно отдавать малыша в обычную школу, так как ему будет нужна адаптированная школьная программа и помощь узких специалистов.

Какие могут быть последствия?

Чтобы не было негативных последствий, лечить ребенка нужно как можно раньше. Врач-невропатолог при выявленной патологии назначит курс лечения с первого года жизни. Занятия с дефектологом по развитию речи могут быть начаты с двухлетним малышом, это важно для развития мышления, памяти, моторики рук. Логопед обычно исправляет дефекты речи, начиная с 4 лет, помогая малышу правильно произносить звуки, составлять словосочетания и предложения, оформляя их в рассказы.

Но мамам и папам не нужно надеяться только на врачей и педагогов, ведь ребенок с такими проблемами нуждается в ежеминутном внимании. Потребуется немало усилий и терпения.

Если вовремя не обратить внимание на отставание в речи малыша, не заняться его развитием, то в будущем проблемы только обострятся. Кроха будет отставать от своих сверстников по развитию, как интеллектуальному, так и психическому. И с годами еще больше будет заметна эта разница. Потом возникнут трудности с учебой, может встать вопрос о переводе в коррекционный класс или школу.

Чтобы не возникло таких последствий, нужно, уже начиная с внутриутробного развития, ласково общаться с будущим ребенком. Малыш должен расти в любви и внимании, слышать только добрые слова, спокойную музыку колыбельной, тогда больше вероятности, что у него не будет проблем с речью.

Скорее обращайтесь к врачу, если есть подозрение на то, что речь вашего малыша к двум годам не соответствует возрастным нормам. Если в младенческом возрасте будет оказана малышу необходимая помощь, то еще до поступления в школу проблемы будут решены, и ваш первоклассник будет радовать вас своими успехами в освоении школьной программы.

Обычно родители начинают беспокоиться о возможной задержке речевого развития своих детей, когда сравнивают их с другими детьми. Например, если ваш сын к двум годам научился произносить лишь несколько слов, а сын сестры в этом возрасте уже очень много и довольно внятно разговаривает, это может стать поводом для беспокойства. При этом многие мамы и папы все же надеются, что все образуется само собой, и ребенок перерастет свои проблемы. Как правило, родители обращаются к специалистам лишь в том случае, если замечают какие-либо другие признаки замедленного развития. Чтобы вовремя оказать помощь ребенку, у которого действительно произошла задержка речевого развития, полезно знать, как речь развивается в норме.

Нормальное речевое развитие

  • До 12 месяцев дети начинают произносить отдельные звуки и слоги, а также распознавать названия объектов, с которыми они имеют дело ежедневно (например, бутылочка, ложка, стол, и так далее). Многие дети в возрасте около года начинают выговаривать сочетания слогов, похожие на слова «мама», «папа», и так далее.
  • 12-15 месяцев. В этом возрасте дети начинают подражать звукам речи взрослых людей, и обычно произносят свои первые слова, как правило, состоящие не более, чем из двух слогов. Они также могут понимать и выполнять простые просьбы (например: «Дай мне игрушку»).
  • 18-24 месяца. Большинство малышей этого возраста могут произносить 20-30 слов. К двум годам дети начинают говорить простые предложения из двух-трех слов. Двухлетний ребенок обычно распознает привычные для него объекты (в том числе, на картинках), и может по просьбе взрослого указать на глаза, уши, нос и так далее.
  • 2-3 года. Словарь ребенка значительно превышает сотню слов. Он начинает объясняться предложениями, состоящими из трех и более слов, использует сравнительные характеристики, например, большое и маленькое, светлое и темное, и так далее.

Признаки задержки речевого развития

Следующие признаки могут указывать на задержку речевого развития ребенка:

  • Ребенок в возрасте до года слабо реагирует на звуки, и сам практически не издает каких-либо звуков;
  • К двенадцати месяцам ребенок не использует распространенные жесты - не указывает на предметы пальцами, не машет рукой на прощание, и так далее;
  • К восемнадцати месяцам ребенок еще не имитирует звуки;
  • Ребенок с трудом понимает обращенные к нему простые просьбы;
  • Ребенок старше двух лет может только имитировать речь или жесты, и не произносит какие-либо звуки спонтанно, по собственной инициативе;
  • Ребенок старше двух лет произносит лишь ограниченное количество звуков, и не может использовать какие-либо речевые навыки, чтобы сообщить о чем-либо, кроме насущных потребностей (например, он может попросить есть, но не в состоянии объяснить, что ему нравится какая-то игрушка);
  • У ребенка необычный тон голоса (например, он говорит в нос, или очень скрипучим голосом);
  • Родители с трудом понимают, что говорит ребенок. В норме взрослые люди, которые регулярно ухаживают за ребенком, должны понимать половину слов, которые он произносит в два года, и приблизительно три четверти слов - когда ему исполняется три года. К тому времени, когда ребенку исполнится четыре года, его речь должна быть достаточно понятной для всех, даже для людей, которые никогда раньше с ним не общались.

Причины задержки речевого развития

У ребенка, который в целом развивается нормально, задержка речевого развития может быть вызвана проблемами со структурой языка или нёба. Например, короткая уздечка языка может ограничивать его подвижность, и из-за этого ребенок недостаточно четко выговаривает слова.

Иногда у детей нарушены связи в участках головного мозга, которые отвечают за речь. В таком случае ребенку трудно координировать движения губ, языка и челюсти, чтобы нормально произносить звуки. Задержка речевого развития может быть не единственным результатом подобных нарушений; иногда у таких детей возникают проблемы с приемом пищи.

В некоторых случаях задержка речевого развития является частью общих проблем с развитием ребенка, результатом которых иногда становится отставание в умственном развитии.

Проблемы со слухом часто бывают связаны с задержкой речевого развития, поэтому в ходе диагностики детям обязательно проверяют слух. Слабый слух может стать причиной проблем с артикуляцией, пониманием и использованием речи.

Ушные инфекции, особенно - хронические, могут серьезно повредить слух ребенка. В большинстве случаев инфекции удается быстро вылечить, и они не оказывают влияния на речевое развитие. Так или иначе, если хотя бы одно ухо у ребенка слышит хорошо, его речь будет развиваться нормально.

Помощь при задержке речевого развития

При подозрении на какие-либо проблемы с речевым развитием ребенка следует как можно скорее обращаться к врачу. Если окажется, что ребенок развивается нормально, вы избавитесь от страхов, а если нет - ему будет оказана своевременная помощь. Специалисты говорят, что в любом случае лучше проявить необоснованную обеспокоенность, чем обратиться за медицинской помощью слишком поздно.

Если по результатам обследования врач решит, что ребенку нужно терапия, для успешного лечения потребуется активное участие родителей. Обычно им рекомендуется присутствовать на сеансах или учиться принимать участие в процессе. Врач покажет родителям, как работать с ребенком в домашних условиях, чтобы помогать ему постепенно развивать речь. Как именно будет проходить терапия, зависит от особенностей конкретного случая.

Обычно родители очень трепетно относятся к тому, как говорит их ребёнок. Ведь правильная речь - это один из самых явных признаков нормального интеллектуального развития малыша. Если кроха начинает говорить рано, внятно и чисто - родители радуются и гордятся. А вот ребенок с задержкой речи вызывает озабоченность и тревогу мам и пап. И это абсолютно правильно - ведь нарушения речи эффективно лечатся только в возрасте от 2,5 до 7 лет. Потом может быть просто поздно.

Нормальное развитие речи у детей

Как же должна развиваться речь ребенка? Что считать нормой?

  • В год малыш должен уметь говорить около десяти слов. Естественно, это пока ещё «детские» слова, понятные только ему и вам - «ма», «ба», «ки» (киска). При этом ребенок должен знать названия знакомых ему предметов и действий и реагировать на них: «дай кубик», «пойдем гулять», «кровать», «ложка», «окно».
  • В два года кроха начинает говорить коротенькими предложениями и употреблять простые прилагательные и местоимения («я пошел», «киска белая»). Словарный багаж ребенка, как правило, состоит из 50–100 слов.
  • В 2,5 года малыш должен произносить более-менее правильно около 200–300 слов, а также знать свое имя и говорить, использует прилагательные. В этом возрасте ребенок начинает задавать вопросы, пытается изображать голоса животных - «мяу», «гав-гав» и т. д.
  • К трем годам дети должны уметь связно составлять рассказ из нескольких предложений. В речи должны правильно употребляться местоимения, наречия, прилагательные. Малыша должен понимать посторонний человек.

Естественно, приведенные нормы весьма относительны - ведь у всех детей разный характер, темперамент, наследственность, да и обстановка, в которой они растут, отличается. К тому же, как правило, мальчики начинают говорить позднее девочек на 4–5 месяцев.

Однако эти ориентиры помогут внимательным родителям оценить, соответствует ли речь малыша его возрасту. Если отставание существенно, то, возможно, самое время обратиться к специалисту.

Признаки явной задержки развития речи у детей

Родители должны начать беспокоиться, если ребенок:

  • В 4 месяца не реагирует на обращение матери, не улыбается ей.
  • В 9 месяцев не лепечет.
  • В 1,5 года : не произносит простых слов; не знает названия окружающих предметов и своего имени; не может выполнить простую команду, например, «дай руку» или «иди ко мне».
  • В 2,5 года : знает мало слов; не запоминает названия предметов; не умеет говорить предложениями, хотя бы из двух слов.
  • В 3 года: говорит непонятно даже для вас; не может составить предложение из трех слов, а говорит фразами из сказок, стишков и «мультиков» или повторяет фразы взрослых, произнесенные при нем; не понимает ваших объяснений; говорит очень медленно или, наоборот, слишком быстро, глотая окончания; у малыша трудности с жеванием и он может подавиться даже маленьким кусочком; ходит с постоянно полуоткрытым ртом; у него повышенное слюноотделение без явных причин.

Если вы заметили у своего малыша какой-нибудь из этих признаков, то необходимо немедленно обратиться к педиатру. Врач назначит обследование и направит к соответствующему специалисту. Чем раньше начато лечение задержки развития речи у ребенка, тем больше шансов, что к школе он ничем не будет отличаться от своих сверстников.

Какие бывают задержки речи у детей

Задержка речевого развития (ЗРР) - это когда малыш говорит не так, как полагается в его возрасте.

Различают:

  • Расстройство артикуляции речи - ребёнок говорит очень нечётко, его не могут понять даже близкие, но, при этом он всё понимает, не имеет никаких психических отклонений и в остальном совершенно здоров.
  • Задержка экспрессивной речи - речь малыша существенно отстает от его возрастной нормы/ребенок говорит очень мало или вообще молчит.
  • Расстройство рецептивной речи - ребенок плохо понимает то, что ему говорят, хотя со слухом у него всё в порядке.
  • Комбинации предыдущих расстройств.

Причины задержки речи у детей

Специалисты разделяют причины речевых нарушений на социальные и на физиологические-то есть те, которые связаны со здоровьем.

К социальным факторам обычно относят неправильное воспитание, лишающее детей желания говорить.

  • Это может быть недостаточное внимание к ребенку - ему просто не с кем разговаривать. Или родители говорят настолько быстро, что малыш не успевает вычленить отдельные слова и, в конце концов, перестает пытаться понять взрослого.
  • Иногда к проблемам с речью может привести неподходящая для малыша окружающая обстановка - ребёнок растет в среде, где речь теряет свою ценность. Например, постоянно включен телевизор, взрослые громко общаются между собой, много посторонних звуков. Малыш привыкает не вслушиваться в речь и начинает говорить цитатами из «мультиков», не придавая значения словам.
  • Как ни странно, но к задержке развития речи может привести и гиперопека - в семьях со сверхвнимательными родителями дети тоже могут лишиться мотивации к развитию речи - ведь их и так понимают!
  • Очень часто возникают трудности с речью у детей в двуязычных семьях.
  • Ну и, конечно, «отбить» всякое желание говорить могут завышенные требования к ребёнку. Родители заставляют малыша повторять одни и те же слова и фразы, вызывая у него негативное отношение к речи.

Темповая задержка речи , связанная с отсутствием мотивации к общению, исправляется легче всего. Конечно, при своевременном обращении к врачу. Наилучшие результаты дает лечение, начатое до 3–4 лет. Если начать заниматься с ребенком вовремя, то уже к шести годам он может догнать своих сверстников и даже перегнать их.

Впрочем, начать коррекцию речи можно и позже, даже в 5 или 7 лет. Главное - не игнорировать проблему.

К физиологическим факторам задержки развития речи можно отнести следующие:

  • нарушения слуха;
  • недоразвитость органов артикуляции: губ, языка, лицевых мышц, мягкого нёба;
  • нарушения зрения;
  • поражения головного мозга, неврологические заболевания (внутриутробные травмы, гипоксия, трудные или преждевременные роды, травмы в первый год жизни, тяжелые заболевания в раннем возрасте);
  • травмы психологического плана (испуг, родительские ссоры);
  • алкоголизм родителей;
  • наследственность (если у родителей в семье кто-то начинал говорить поздно, то это повод для пристального наблюдения за малышом и раннего обращения к специалисту);
  • врожденные заболевания: ДЦП, синдром Дауна, аутизм, синдром гиперактивности.

Задержка развития речи у детей, связанная с перечисленными причинами, лечится гораздо сложнее и дольше. В этих случаях требуется помощь врача, а иногда и совместные усилия разных специалистов.

Какие специалисты занимаются речевыми расстройствами

Очень многие родители полагают, что лечением нарушений формирования речи занимаются логопеды. На самом деле, логопеды только «ставят» правильное произношение звуков. С детьми они начинают работать лет с четырех-пяти. Лишь очень немногие логопеды работают с детьми помладше. Но ждать так долго, если ребенок явно говорит не так, как положено в его возрасте, нельзя ни в коем случае.

Задержка речи у ребенка требует, в первую очередь, выяснения причин. Только после этого коррекцией развития малыша сможет заняться нужный специалист - дефектолог, психолог, невропатолог, логопед или даже психиатр.

Невропатолог может приступить к лечению уже годовалого ребенка, если у того диагностировано какое-либо неврологическое заболевания. С 2-летними детьми работают дефектологи и педагоги-корректологи, они занимаются улучшением памяти, мышления, внимания, моторики. В 4–5 лет подключаются логопеды, которые учат детей говорить внятно и грамотно, выстраивать рассказ.

Как лечат ЗРР

Задержка речи у детей поддается лечению - главное, начать его вовремя, набраться терпения и проявить определенную настойчивость.
Лечение речевых расстройств обычно состоит из следующих составляющих.

  • Лекарственная терапия

Лекарственные препараты вам выпишет лечащий врач, как правило, это средства для «подпитки» нейронов головного мозга и для стимуляции речевых зон.

  • Магнитотерапия, электрорефлексотерапия, дельфинотерапия и иппотерапия

Эти способы терапии позволяют воздействовать на зоны головного мозга, ответственные за дикцию, память, интеллект. У магнитотерапии противопоказаний нет, а вот электрорефлексотерапию нельзя использовать для лечения детей с эпилепсией, судорожным синдромом и психическими заболеваниями.

Дельфинотерапия, иппотерапия и аналогичные альтернативные методы практикуют некоторые специалисты. Эти способы лечения подбираются индивидуально.

  • Работа с педагогом-корректологом

Никакая медикаментозная терапия, если к ней не будет прилагаться работа педагога-корректолога, психолога или дефектолога, не способна ликвидировать темповую задержку речи. В задачу педагогов входит психическое развитие детей, их социальная адаптация, исправление прошлых ошибок воспитания, совершенствование интеллектуальных способностей, памяти и внимания. Каждый ребёнок уникален, поэтому с каждым малышом специалисты занимаются индивидуально.

  • Ежедневная работа с родителями

Ну и, конечно, родители не должны надеяться, что всю работу выполнят врачи. От настойчивости, последовательности и терпения мам и пап во многом зависит удачный исход лечения. Очень важно, чтобы родители занимались с малышом в игровой обстановке, не вызывая у него отрицательных эмоций.

Какими методами пользуются педагоги-корректологи

Основными методами коррекции задержек речи являются:

  • Муз- и арттерапия. Музтерапия способствует улучшению памяти и внимания. Арттерапия совершенствует зрительную память.
  • Предметно-сенсорная терапия, разработка крупной и мелкой моторики рук, массаж. Например, очень полезны все пальчиковые игры - лепка из пластилина, рисование пальцами, собирание пазлов, конструкторов, пирамидок, игра в кубики, застегивание пуговиц, нанизывание бусинок на нитку. Это и понятно - в головном мозгу речевые центры расположены рядом с центрами мелкой моторики рук, поэтому развивая двигательные центры, ребенок автоматически улучшает и свою речь.
  • Подвижные игры. Педагоги могут посоветовать подвижные игры, формирующие способность ориентации в пространстве, умение ритмично двигаться или специальные игры с речевым сопровождением.

В общем, с проблемой задержки речи у ребёнка вполне можно справиться, если подойти к ней серьезно и ответственно. Просто не стоит пускать это на «самотёк» надеясь, что со временем всё пройдет само. От того, как хорошо и правильно говорит малыш к шести годам, во многом зависит его будущее психологическое развитие, его умение общаться со сверстниками и взрослыми, его способность к обучению в школе. Главное, не упустить момент - чем раньше вы начнете лечение задержки речи, тем больше шансов, что оно будет успешным.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

В попытке избежать задержки речевого развития (ЗРР) мамы часто обращаются к логопедам, когда малышам нет еще и 2 лет. Чтобы избежать подобных ошибок, нужно понимать причины задержки речи и различать тревожные признаки. Если ваш кроха здоров, но отказывается говорить, нужно начать с использования всех возможных средства для активизации его способностей в домашних условиях.

Первые признаки задержки речевого развития у детей 2 лет

Признаки ЗРР можно заметить уже в первые месяцы жизни. Тревожным сигналом для родителей должно быть отсутствие реакции на звуки голоса и другие шумы в возрасте до полугода . Позднее детки начинают «гулить», повторяя гласные звуки. К году малыш должен знать несколько слов или слогов, которыми он обозначает конкретные предметы. Очень тихий ребенок, который не лепечет, должен вызывать тревогу у взрослых.

К полутора годам ребенок должен узнавать свое имя, знать несколько десятков слов и понимать простые просьбы. Если же малютка не реагирует на звуки голоса, не выполняет элементарные просьбы, это может быть признаком задержки речи.

Двухлетка обычно может произносить 20-30 простых слов и учится составлять из них короткие предложения. В пассивном словаре ребенка несколько сотен слов, благодаря чему он хорошо понимает просьбы взрослых. Признаком ЗРР может быть нежелание повторять слова, ограниченный словарный запас, отсутствие попыток составлять предложения, незнание названий предметов обихода и частей тела.

Следует понимать, что стандартные нормы речевой активности могут варьироваться в зависимости от пола ребенка.

Для девочек отклонение от нормальных показателей в ту или иную стороны не должно превышать 2-3 месяцев. Мальчишки обычно учатся говорить медленнее, потому для них нормальным отклонением считается срок в 4-5 месяцев.

Причины задержки речевого развития у детей 2 лет

Наиболее распространенная причина ЗРР у малюток - это проблемы со слухом.

Если ребенок не различает звуки, он не сможет научиться говорить или приобретет проблемы с артикуляцией и пониманием речи. Поэтому, при любых признаках того, что ваш кроха не слышит ваш голос и другие звуки, обращайтесь к педиатру и отоларингологу. Диагностируемые нарушения слуха могут быть как врожденными, так и приобретенными в результате ушной инфекции.

Психологические причины и проблемы в семье часто приводят к задержке речи.

Задержка речи у ребенка 2 лет может развиваться, если взрослые уделяют крохе мало внимания и почти не разговаривают с ним. Аналогично нехватке внимания, пробелы в развитии может вызывать и чрезмерная опека, из-за которой малыш не чувствует себя достаточно уверенно. Любые серьезные проблемы в семейном кругу негативно сказываются на освоении речи, будь то злоупотребление алкоголем, частые ссоры или развод родителей. Если причина ЗРР психологическая, помочь малышу начать говорить достаточно просто, нужно лишь создать в семье здоровые отношения и

Нередко задержку речевого развития связывают с нарушениями работы головного мозга ребенка.

Причинами могут быть болезнь матери во время беременности, длительные, затяжные или проблемные роды, а также родовая травма. ЗРР иногда развивается на фоне серьезной инфекции или тяжелой травмы, перенесенной крохой в раннем возрасте. Более того, генетическая предрасположенность к задержке речи также влияет на скорость психического и интеллектуального развития малыша.

Физиологические отклонения ребенка помогут обнаружить невролог и отоларинголог. Если в ходе обследования у вашего малыша выявлены нарушения работы головного мозга или тугоухость, решить проблему задержки речи можно, только устранив ее причину. В остальных случаях родителям нужно проводить больше времени со своим чадом и использовать правильные приемы для речевого развития.

В конце статьи мы подготовили для вас чек-лист "Задержка речевого развития у ребенка". Скачайте его и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Задержка речевого развития 2 года лечение

Рассмотрим способы ускорения речевого развития малыша:

  • Для развития речи ребенку важно слышать как можно больше разговоров, потому не жалейте времени на общение с ним. Читайте ему книги и стишки, пойте песенки, озвучивайте любые действия, названия окружающих предметов, вовлекайте кроху в беседу. Внятно проговаривайте каждое слово, не торопитесь, чтобы речь не превращалась в непонятную для малютки скороговорку.
  • Общение с другими детками также способствует развитию речевых навыков. Молчуны начинают много разговаривать после первых недель в детском саду. Со сверстниками и детьми старшего возраста малышам легче найти общий язык, друг у друга они учатся быстрее, чем у взрослых.
  • Любые занятия, заставляющие малыша активно работать пальцами, улучшают его способности к выражению своих мыслей вслух. Введите в ежедневную практику лепку из пластилина и рисование, осваивайте пальчиковые игры, запаситесь конструкторами и другими игрушками, состоящими из отдельных деталей.


  • Стимулировать развитие речи в 2 года можно и при помощи , уделяя особое внимание биологически активным точкам, расположенным на ладонях и ступнях. Научите малыша хорошо растирать ладошки до появления ощущения тепла, а затем аккуратно массируйте каждый пальчик и всю поверхность ладоней. Научите малыша самостоятельно массировать ножки или предложите ему походить босиком по рельефной поверхности, по коврику из гальки или массажной дорожке.
  • С двух лет допустимо активное использование логоритмики (логопедической ритмики). Это направление терапии корректирует речевые проблемы за счет сочетания ритмичных движений со словами или музыкой. Существует множество упражнений со стишками, которые дети могут повторять за взрослыми, одновременно озвучивая слова и выполняя необходимые движения. Такие занятия развивают общую и мелкую моторику, а также учат крошек слаженно использовать двигательные и речевые навыки.
  • Задержка речи у детей 2 3 лет приводит к тому, что малыши часто не могут четко выговаривать слова из-за слабо развитых мышц лица. Чтобы решить эту проблему, научите кроху дуть или свистеть. Хорошо развиваются мышцы и при питье через трубочку.
  • Для более интенсивной проработки мышц, делайте вместе с ребенком артикуляционною гимнастику. Существует множество упражнений для языка, губ, щек и даже нижней челюсти. Регулярные занятия, продолжительностью 5-10 минут, помогут ребенку лучше управлять своими артикуляционными органами и его речь станет более четкой и разборчивой.
  • Вместо скучной гимнастики можно инсценировать небольшие рассказы, например, из сборника «Сказочные истории из жизни Язычка», в ходе которых выполнять упражнения намного интереснее.



  • Поскольку ЗРР зачастую связана с низкой концентрацией внимания на звуках, играйте с малышом в звуковые игры. Например, попросите кроху с закрытыми глазами угадать бытовые приборы или животных по издаваемым звукам, узнать члена семьи по голосу. Предлагайте малышу имитировать звуки, которые его окружают. Спрашивайте, как мычит коровка, как дует ветер, как лает собака.

Чтобы помочь ребенку заговорить, развивающие игры и занятия должны стать частью вашего ежедневного расписания. Уделяйте массажу, артикуляционной гимнастике и играм для развития мелкой моторики время каждый день, только в этом случае вы быстро заметите результаты и избавите свое чадо от опасного диагноза «задержка речевого развития».

Тема нашей следующей статьи: "Гигиена новорожденных: уход за новорожденной девочкой, рубцовый "

Скачайте чек-лист "Задержка речевого развития у ребенка"

А речь вашего малыша нормально развивается? Как узнать что ребенок отстает в речевом развитии, и что делать, если это подтвердилось? Скачайте чек-лист и узнайте нормы развития речи у детей до 5 лет, признаки ЗРР и алгоритм действий при ЗРР!

Шамшуро Елена
журнал "Няня", 2001 год № 4

По последним данным задержкой речевого развития страдает чуть ли не каждый четвертый ребенок. В это было трудно поверить! Подозревая и раньше, что малышка «не как все», я уверяла себя, что в этом «виноват» ее темперамент, ее «индивидуальные особенности». Забив тревогу в 2 года и 8 месяцев, я начала нервно крутить диск телефона в попытке узнать, что я могу сделать, как и кто может помочь моей дочери, которой врачи поставили диагноз Задержка Речевого Развития (ЗРР).

Это тонкое и сложное заболевание, в причинах которого врачам порой бывает трудно разобраться.
Поэтому первое, что должны знать родители, заподозрившие у своего малыша проблемы с речью, - это то, что необходимо провести комплексное обследование ребенка у детского невропатолога (ЭКГ, ЭХО-ЭГ), психоневролога, логопеда, отоларинголога, дефектолога и психолога.
Специалисты склонны видеть причину недоразвития речи в наличии ММД (минимальной мозговой дисфункции), так как у половины таких детей обнаруживаются клинические симптомы и электроэнцефалографические феномены, свидетельствующие о нарушении работы подкорковых структур мозга. Однако не надо бояться диагноза «ММД». На то они и «минимальные» нарушения, чтобы не мешать нормальному развитию ребенка.
Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени - все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем. И еще. Малыши с ЗРР - это, как правило, дети не от первой, а от повторных беременностей, поздние дети или дети из неполных семей, воспитывающиеся в плохой языковой среде, в двуязычных семьях. И хотя отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, они всегда так или иначе, преломляясь в его биологической природе, воздействуют на психическое развитие, тормозя его в большей или меньшей степени.
Существенную роль играет, конечно, и наследственный фактор. Если один из родителей или кто-то из близких родственников страдает косноязычием, то вполне вероятно, что малыш также будет иметь проблемы с речью.
Часто задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного или психического развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Это как раз те симптомы, которые прежде всего должны насторожить взрослых.
У таких «проблемных» детей может отмечаться дневной и ночной энурез вплоть до младшего школьного возраста.
Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком.
Здравствуйте,
пальчики!

Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука - правая, у него больше развито левое полушарие - среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.
Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
Очень важно раннее применение данного массажа, уже на втором-третьем месяце жизни крохи. Его нужно проводить 2-3 раза в день с 1-2-дневным перерывом. Четко определите место и время массажа в режиме дня ребенка, например, перед кормлением.
Данный тренинг хорошо проводить не только с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, но и с «непроблематичными» малышами. При этом уже к шести месяцам у грудничков появляются активный лепет и первые слова. Построить элементарную фразу получается у большинства детей, прошедших этот курс, уже в год и два-три месяца. В дальнейшем речевое развитие малышей протекает интенсивно и без отклонений.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Для развития общей (крупной) и мелкой моторики ребенку необходимы также: мозаика, конструкторы, кубики, пазлы. Учите малышей застегивать пуговицы, завязывать шнурки (в 2-3 года). Ведь значительная часть детей с недоразвитием речи «моторно» неловкие, с трудом переключаются с одного движения на другое. Они плохо рисуют и лепят. Заниматься с такими малышами нужно с применением интересного наглядного материала.
Рекомендуется использовать подвижные игры, развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений («Лиса и гуси», «Кот и мыши», «Гуси-гуси» и т.п.), а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Если малышу уже около 4-х лет, можно определить его в какой-нибудь художественный кружок, например, лепки или рисования. Или займитесь музыкой, научите кроху ее слушать. Такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и другие, имеют большое значение для развития слухового внимания. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются.
Работа над воспитанием зрительного внимания может проводиться путем подбора парных предметов, картинок (используйте любые виды лото). Умение дифференцировать картинки по их цвету нужно развивать при помощи разноцветных полосок, палочек, кружков и т.п. Целесообразно использовать настольные дидактические игры типа «Цветных фонов», «Цветного домино», «Маленького художника».
На более поздних этапах можно предлагать детям задания типа: «Какой карандаш нужно взять, чтобы нарисовать солнышко, травку, помидор?».
Для развития зрительного восприятия формы рекомендуются следующие занятия:
подбор геометрических фигур по аналогии (найти фигуру такой же формы и цвета);
подбор геометрических фигур по неполной аналогии (найти фигуру такой же формы, но другого цвета, найти фигуру такой же формы, но другой величины);
распознание геометрических фигур по форме, величине и цвету;
соотношение геометрических фигур с формой предметов.
Кроме того, нужно учить кроху находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом вам помогут игры типа: «Что пропало?», «Что прибавилось?», «Сделай, как было».
При этом важно помнить, что все игры должны быть непродолжительными по времени; они не должны утомлять ребенка. Необходимо четко объяснять правила игры, давать один и тот же разрешающий сигнал - «теперь ты», «можно», «начинай».

Учимся говорить
Словарь детей с недоразвитием речи беднее, чем у их развивающихся «по плану» сверстников.
В фонетике характерны недостатки, связанные с неправильным произношением отдельных звуков.
В области словообразования затруднение вызывает разграничение оттенков значения слова.
Преобладающими в грамматике являются ошибки на нарушение управления, преимущественно глагольного. Дети неправильно употребляют предлоги при именах существительных, заменяют формы одного падежа формами другого. Характерно и нарушение форм согласования по родам при именах существительных среднего рода («чистый окно»), нарушение залоговых форм, упрощение сложных союзов и др.
Такие дети порой не понимают значения многих слов, не умеют составлять предложения, рассказ по серии картинок.
Появление у них связной речи нередко задерживается до 3 лет и более.
В связи с этим необходима постоянная работа по обогащению активного словаря, над грамматическим строем и развитием связной речи ребенка.
Если вам повезет и на вашем пути встретится хороший логопед, он посоветует интересные пособия по логопедии для занятий с малышом. Обратите внимание: лет до трех с крохой лучше заниматься родителям. Упражняться с чужой тетей ребенок вряд ли захочет. А для малыша с ЗРР важен каждый день. Время терять нельзя. Не стоит хвалиться тем, что ваш ребенок в 2,5 года умеет уже считать до 10 или зазубрил длиннющий стишок Агнии Барто. Для детей раннего возраста это не главное. Для них самое важное - научиться ориентироваться в ближайшем предметном мире. Кроха должен знать, что это серое животное, которое мяукает и мурлыкает, - киска, а это пасется на лугу - корова; что чай надо пить, а булочку кушать, жевать, машинка едет, а самолет летит высоко и т.п. Малыш должен понимать, что словом «стол» называется не только ваш стол на трех ножках, под который он любит забираться, но и письменный, журнальный, кухонный столы.
В раннем возрасте важно расширять словарь детей в первую очередь за счет имен существительных, а за ними уже и глаголами и прилагательными: «Кто это?» - «Это мальчик», «Что он делает?» - «Мальчик играет»; «Что это?» - «Это ручеек», «Ручеек звенит, струится, журчит».
Далее нужно отрабатывать эти модели, включая в них новые слова с наиболее часто употребляемыми предлогами: «в», «на», «за», «около», «над», «под». Например, «Где лежит игрушка?» (Ответ: «Около книги»).
Когда вы начнете видеть первые результаты своей работы, помогите крохе овладеть механизмом соединения слов в предложении. Основными вопросами, с помощью которых закрепляются грамматические формы в моделях словосочетаний и предложений, являются вопросы косвенных падежей (например - «Что Таня достает из волшебного сундучка?» - «Куклу, кубики, бусы». - «На чем Таня будет перевозить свои игрушки?» - «На вертолетах - на вертолете; на машинах - на машине». - «Чего нет у Тани?» - «Автобуса, лодок» и др.)
Примерно через полгода вы увидите, что малыш уже способен включать различные словосочетания в предложение: их можно будет расширять за счет возможной сочетаемости слов по типу согласования, управления и примыкания (например, «Это маленький весенний ручеек. Весенний ручеек струится (журчит) весело (звонко)».
Кроме того, необходимо учить детей дифференцировать слова, близкие по звучанию (уточка - удочка, бочка - почка, бабочка - папочка), выделять заданный звук из ряда других звуков и из слов, определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), придумывать слова на заданную букву.
Наиболее трудной для детей с недоразвитием речи является слоговая структура и звуконаполняемость слов. Поэтому следует научить их обращать внимание на изменения смысла слов при пропуске и перестановке слогов («рога - гора»).
Также нужно учить детей воспринимать и воспроизводить заданное количество хлопков, заданный ритм.
ВНИМАНИЕ, родители! Чем раньше будет начата работа по преодолению недоразвития речи, тем эффективнее будут результаты!
Дети с задержкой речевого развития должны посещать специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если такой возможности нет, то нужно, чтобы с ребенком занимался логопед из детской поликлиники.

Редактор: Мария Чулова (27.09.03)

Справочная > Развитие ребенка > развитие речи

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения