Памятник николаю у христа спасителя архитектор. Памятники Патриархам у Храма Христа Спасителя: что о них известно. Кто это придумал

Памятник Александру II Освободителю

Александр II Николаевич (17 апреля 1818, Москва - 1 марта 1881, Санкт-Петербург) - 12-ый император Всероссийский, царь польский и великий князь финляндский (1855 - 1881) из династии Романовых. Старший сын сначала великокняжеской, а с 1825 года императорской четы Николая Павловича и Александры Фёдоровны.
Вошёл в русскую историю как проводник широкомасштабных реформ. Удостоен особого эпитета в русской дореволюционной историографии - Освободитель (в связи с отменой крепостного права по манифесту 19 февраля 1861 года). Погиб в результате террористического акта, организованного партией «Народная воля».

14 мая 1893 года в Кремле, рядом с Малым Николаевским дворцом, где родился Александр (против Чудова монастыря), был заложен, а 16 августа 1898 года торжественно, после литургии в Успенском соборе, в Высочайшем присутствии (богослужение совершал митрополит Московский Владимир (Богоявленский)), открыт памятник ему (работа А. М. Опекушина, П. В. Жуковского и Н. В. Султанова). Император был изваян стоящим под пирамидальной сенью в генеральском мундире, в порфире, со скипетром; сень из тёмно-розового гранита с бронзовыми украшениями была увенчана золочёной узорной шатровой крышей с двуглавым орлом; в куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон к памятнику примыкала сквозная галерея, образуемая сводами, опиравшимися на колонны. Весной 1918 года скульптурная фигура царя был сброшена с монумента; полностью памятник был уничтожен в 1928 году.

В июне 2005 года в Москве торжественно открыт памятник Александру II. Он установлен на гранитной площадке в сквере между улицей Волхонкой, Всехсвятским проездом и Пречистенской набережной с северо-восточной стороны Храма Христа Спасителя. Создан по инициативе общественности при непосредственном участии Правительства Москвы. Авторы памятника - скульптор Александр Рукавишников, архитектор Игорь Воскресенский и художник Сергей Шаров. Памятник является знаковым и символичным. Скульптура Александра II смотрит на Храм Христа Спасителя. Александр одет в военный мундир и с царской мантией, а позади него находится колоннада и две скульптуры львов. Стоит отметить, что расположение памятника и самой скульптуры не случайно. Во время своего правления Александр II активно строил Храм Христа Спасителя, и по мнению создателей памятника, теперь он гордо смотрит на, вновь восстановленный, великий Храм.
Торжественное открытие состоялось 7 июня 2005 года. Монумент освятил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В церемонии приняли участие министр культуры России Александр Соколов, мэр Москвы Юрий Лужков, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент, митрополит Омский и Тарский Феодосий, архиепископ Истринский Арсений, епископ Дмитровский Александр, а также государственные, политические и общественные деятели, представители творческой интеллигенции.
Бронзовая фигура императора высотой более шести метров и весом семь тонн установлена на трёхметровом мраморном постаменте, где перечислены его заслуги перед Россией: «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провел военную и судебную реформы. Ввел систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну. Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 марта 1881 года в результате террористического акта.»

Вот уже не один год краеведы, специалисты по архитектуре и обычные жители Самары, которые не могут оставаться безразличными к тому, какой облик имеет наш город, спорят по поводу судьбы памятника Ленину на площади Революции. Раньше, как известно, площадь называлась Алексеевской, и она была главной в городе, а в центре ее возвышался памятник Александру II. И сама площадь, и памятник царю-освободителю играли огромную роль в общественной жизни города. О прошлом, настоящем и будущем этого исторического места - наш разговор с известным самарским краеведом, главным библиографом Самарской областной универсальной научной библиотеки Александром Завальным.

Приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах.

Александр II одна из знаковых фигур российской истории. Каким было отношение большинства жителей города к нему?

– Это отношение можно проиллюстрировать одним фактом. После того как император Александр II вместе со своими сыновьями по просьбе самарцев положил камни в стены строящегося Кафедрального собора и стал возвращаться с площади, толпа, окружавшая государя, была в таком умилении, что мужчины снимали с себя верхнюю одежду, а женщины – платки, и они бросали это под ноги государю в надежде, что одежды коснется стопа обожаемого монарха, и одежда хранилась в их домах как семейная реликвия. Восторг самарцев, встречавших Александра II, был исключительный. И, я думаю, неподдельный. С этим царем люди справедливо связывали и освобождение от крепостного права, и те реформы, которые вдохнули новую жизнь в российское и самарское общество. Собственно говоря, и самый знаменитый самарский губернатор Константин Карлович Грот активно участвовал во многих преобразованиях Александра II и во многом готовил их.

– Видимо, возведение памятника Александру II не могло обойтись без народных пожертвований...

– Вне всякого сомнения, в финансировании строительства таких крупных сооружений участвовали и крупные благотворители, и обычные люди. И в этом смысле памятник государю в Самаре не отличалась от других. Тем более что памятник был заказан одному из лучших российских скульпторов Владимиру Шервуду . Кстати, по происхождению он был англичанином и дружил с великим писателем Чарльзом Диккенсом.

– Какой была церемония открытия памятника в 1889 году?

– Это был всенародный праздник. Местные издания писали об этом событии как об одном из самых ярких в истории города.

– Памятник оправдал ожидания?

Приезжавшие в Самару люди единодушно признавали, что это лучший памятник императору из тех, что стояли в волжских городах. По сути, до революции это был единственный памятник в Самаре. Кроме него, в городе имелись лишь бюсты отдельным купцам, отличавшимся своей благотворительностью и общественной деятельностью. Памятник получился очень красивым. Весь облик императора выражал спокойствие человека, уверенного в себе и чувствующего ответственность за судьбу государства. Император был изображен в генеральском сюртуке, в военной фуражке, опирающимся на саблю. Памятник играл огромную роль в жизни города. Тогда Алексеевская площадь с памятником императору в центре занимала в жизни Самары примерно то же место, что потом – площадь Куйбышева. У памятника проходили народные торжества, раздача подарков во время коронации, чествования воинских частей. По углам постамента располагались четыре символические фигуры. Это черкес, ломающий шашку (символ покорения Кавказа); болгарка, благодарившая царя за освобождение своей страны; среднеазиатская женщина, сбрасывающая чадру, и русский крестьянин, осеняющий себя крестным знамением. Кстати, окрестные крестьяне, приезжая в Самару и осматривая скульптурную композицию, первым делом обращали внимание на то, какими достоверными, «настоящими» были лапти на на ногах скульптурного крестьянина.

Когда чехословацкие легионеры в июне 1918 года вошли в город, самарцы первым делом ринулись освобождать памятник.

– Как сложилась судьба памятника после Октябрьской революции?

– Памятник был так красив и так много значил для города, что даже большевики, когда пришли к власти в семнадцатом году, не посмели сразу уничтожить его. Хотя в других городах они довольно быстро расправлялись с монументами, напоминающими о «проклятом царском прошлом». В Самаре памятник просто забили досками. И когда чехословацкие легионеры в июне 1918 года вошли в город, самарцы первым делом ринулись освобождать памятник. Для них он был символом всего, на чем держалось российское государство. И только после ухода Народной армии и чехословацких легионеров большевики устроили расправу над памятником. Он довольно быстро исчез с пьедестала, и на его место стали водружать маленькие композиции, изображающие революционных вождей, пропагандирующие борьбу труда с капиталом, государственные праздники. Так было до 1927 года, когда место императора занял вождь мирового пролетариата. Это был типовой памятник скульптора Манизера. Такие ставились и в других городах. И главное, памятник поставили на постамент, который был слишком велик для этой скульптуры. Памятник Александру II был, наверное, на треть выше. Поэтому Ленин на постаменте – какой-то коротышка. И сразу видно, что постамент ворованный.

В 60-е годы двадцатого века голова императора лежала в одном из захламленных помещений здания Суворовского училища – бывшего Самарского реального училища.

– Как самарцы отнеслись к тому, что было сделано с памятником царю-освободителю? Ведь их отцы восторженно встречали и самого царя, и открытие памятника в городе...

– Это очень важный психологический момент, свидетельствующий о непостоянстве нашего характера. Самарцы, как и другие жители России, порой с энтузиазмом разрушали то, чему раньше поклонялись. Речь идет не только о памятниках, но и о храмах. Никаких фактов противодействия разрушению памятника Александру II я не знаю. Хотя, конечно, были и те, кто возмущался, но протестовать с риском для жизни они не решались.

– Что стало со снесенным памятником Александру II ?

– Версий несколько. По одной из них, памятник зарыли в каком-то из самарских двориков, по другой – утопили в Волге. Скорее всего, памятник отправили на переплавку. Однако от нескольких краеведов я слышал достоверную историю о судьбе скульптурной головы Александра II. Согласно этим рассказам, еще в шестидесятые годы двадцатого века голова императора лежала в одном из захламленных помещений здания Суворовского училища (бывшего Самарского реального училища). Почему оставили голову нетронутой? Может быть, посчитали, что это наиболее художественная часть памятника. А может быть, чтобы лишний раз не раздражать людей. И чтобы перед переплавкой не было видно, что это памятник царю-освободителю. Жребий головы затерялся в конце шестидесятых годов. Скорее всего, ее тоже отдали на переплавку. Осталась неизвестной и судьба символических фигур, располагавшихся по краям постамента.

– Как вы относитесь к предложениям о воздвижении памятника Александру II на том же месте, где он стоял раньше?

– Думаю, со временем памятник Александру II снова появится на прежнем месте. Но, возможно, – уже без четырех окружавших его ранее фигур. Мне кажется, есть смысл восстановить этот памятник. Найти соответствующие документы в столичных архивах, уверен, не проблема. Проблема в другом – собрать деньги и заручиться поддержкой и городских властей, и жителей Самары. Наверное, это не вопрос ближайших двух-трех лет. Самарцы очень консервативны. К тому же, в Самаре довольно активная коммунистическая организация, и многие пожилые люди связывают с именем Ленина «светлое прошлое». Немаловажен и финансовый вопрос. Хотя, когда говорят, что в Самаре не на что ставить памятники, я вспоминаю Нижний Новгород, где бронзовые памятники высокого качества в центре города встречаются почти на каждом шагу, и это положительно влияет на образ города. К тому же, в нашей области есть несколько достойных профессиональных скульпторов, готовых выполнить любые сложные заказы.

– Какой в этом случае должна быть, по вашему мнению, судьба памятников советской эпохи, в том числе и памятника Ленину на площади Революции?

– Мне кажется, лучше всего собрать все неудачные памятники (в том числе и памятник Ленину, и памятник Куйбышеву) и перебазировать их в Загородный парк, выделить там площадку и показывать за деньги туристам. Пускай это будет зона традиционного советского искусства.

· Прочие реформы · Восстание в Польше · Реформа самодержавия · Экономическое развитие страны · Внешняя политика · Рост общественного недовольства · Награды · Итоги царствования · Предки · Семья · В глазах историков и современников · Некоторые памятники Александру II · На монетах и в филателии · В фалеристике · Наименования географических объектов · Факты · Близкие статьи · Примечания · Литература · Официальный сайт ·

Москва

14 мая 1893 года в Кремле, рядом с Малым Николаевским дворцом, где родился Александр (против Чудова монастыря), был заложен, а 16 августа 1898 года торжественно, после литургии в Успенском соборе, в Высочайшем присутствии (богослужение совершал митрополит Московский Владимир (Богоявленский)), открыт памятник ему (работа А. М. Опекушина, П. В. Жуковского и Н. В. Султанова). Император был изваян стоящим под пирамидальной сенью в генеральском мундире, в порфире, со скипетром; сень из тёмно-розового гранита с бронзовыми украшениями была увенчана золочёной узорной шатровой крышей с двуглавым орлом; в куполе сени была помещена летопись жизни царя. С трёх сторон к памятнику примыкала сквозная галерея, образуемая сводами, опиравшимися на колонны. Весной 1918 года скульптурная фигура царя был сброшена с монумента; полностью памятник был демонтирован в 1928 году.

В июне 2005 года в Москве торжественно открыт памятник Александру II. Автор памятника - Александр Рукавишников. Памятник установлен на гранитной площадке с северо-восточной стороны Храма Христа Спасителя. На постаменте памятника - надпись «Император Александр II. Отменил в 1861 году крепостное право и освободил миллионы крестьян от многовекового рабства. Провёл военную и судебную реформы. Ввёл систему местного самоуправления, городские думы и земские управы. Завершил многолетнюю Кавказскую войну . Освободил славянские народы от османского ига. Погиб 1 (13) марта 1881 года в результате террористического акта».

Санкт-Петербург

В Санкт-Петербурге на месте гибели Императора на средства, собранные по всей России, был возведен Храм Спаса на Крови. Собор был построен по приказу Императора Александра III в 1883-1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева), и освящен 6 августа 1907 года - в день Преображения.

Надгробие, установленное над могилой Александра II, отличается от белых мраморных надгробий другим императорам: оно сделано из серо-зелёной яшмы.

Подробнее: Спас на Крови

Болгария

В Болгарии Александр ІІ известен как Царь-освободитель . Его манифест от 12 (24) апреля 1877 об объявлении войны Турции изучается в школьном курсе истории. Сан-Стефанский мирный договор 3 марта 1878 принёс свободу Болгарии, после пятивекового османского ига, которое началось в 1396 году. Признательный болгарский народ воздвиг царю-освободителю множество памятников и назвал в его честь улицы и учреждения во всей стране.

София

Подробнее: Памятник Царю-Освободителю

Памятник Царю-Освободителю в Софии

В центре болгарской столицы, Софии, на площади перед Народным собранием, стоит один из лучших памятников царю-освободителю.

Генерал-Тошево

24 апреля 2009 года в городе Генерал-Тошево торжественно открыт памятник Александру II. Высота памятника 4 метра, он изготовлен из вулканического камня двух видов: красного и чёрного. Памятник изготовлен в Армении и является подарком Союза армян в Болгарии. Армянским мастерам понадобились год и четыре месяца, чтобы изготовить памятник. Камень, из которого он сделан, - очень древний.

Киев

Подробнее: Памятник Александру II (Киев)

В Киеве с 1911 по 1919 год находился памятник Александру II, который после Октябрьской революции был снесён большевиками.

Екатеринбург

В 1906 году напротив на Торговой площади напротив собора на парадном постаменте был установлен отлитый из уральского чугуна памятник Александру II, в ансамбле площади получила выражение идея самодержавия и православия. Памятник был свергнут с пьедестала революционно настроенными солдатами в 1917. Позже на этом месте был установлен памятник Ленину.

Казань

Подробнее: Памятник Александру II (Казань)

Памятник Александру II в Казани был установлен на ставшей Александровской площади (ранее - Ивановской, ныне - 1 Мая) у Спасской башни Казанского кремля и торжественно открыт 30 августа 1895 года. В феврале-марте 1918 года бронзовая фигура императора была демонтирована c пьедестала, до конца 1930-х годов пролежала на территории Гостиного двора, а в апреле 1938 года была переплавлена для изготовления тормозных втулок для трамвайных колес. На пьедестале сначала был сооружён «монумент Труда», после памятник Ленину. В 1966 году на этом месте был сооружен монументальный комплекс-мемориал в составе памятника Герою Советского Союза Мусе Джалилю и барельефа героям татарского сопротивления в немецко-фашистском плену «группы Курмашева».

Нижний Новгород

Памятник Государю Императору Александру II Освободителю в Нижегородском Печерском Вознесенском монастыре. Памятник установлен в мае 2013 года в честь 400-летия Дома Романовых и в память пребывания Государя Императора Александра II вместе со своей супругой Государыней Императрицей Марией Александровной в Нижегородском Печерском Вознесенском монастыре в 1858 году

Рыбинск

12 января 1914 года состоялась закладка памятника на Красной площади города Рыбинска - в присутствии епископа Рыбинского Сильвестра (Братановского) и ярославского губернатора графа Д. Н. Татищева. 6 мая 1914 года памятник был открыт (работа А. М. Опекушина).

Неоднократные попытки толпы осквернить памятник начались сразу после Февральской революции 1917 года . В марте 1918 года «ненавистная» скульптура была, и наконец, обёрнута и скрыта под рогожей, а в июле и вовсе сброшена с пьедестала. Сначала на её место была поставлена скульптура «Серп и молот», а в 1923 году - памятник В. И. Ленину. Дальнейшая судьба скульптуры точно неизвестна; пьедестал памятника сохранился до наших дней. В 2009 году над воссозданием скульптуры Александра II начал работать Альберт Серафимович Чаркин; открытие памятника изначально планировалось в 2011 году, к 150-летию отмены крепостного права.

Самара

Закладка памятника по проекту В. О. Шервуда на Алексеевской площади (ныне площадь Революции) состоялась 8 июля 1888 года при поддержке городского головы П. В. Алабина, а торжественное открытие 29 августа 1889 года. В 1918 годы все фигуры памятника были демонтированы, их дальнейшая судьба неизвестна. С 1925 года и до сего дня в центре сквера на площади Революции на царском постаменте располагается статуя В. И. Ленина скульптора М. Г. Манизера.

Хельсинки

В столице Великого княжества Гельсингфорсе, на Сенатской площади в 1894 году был установлен памятник Александру II, работы Вальтера Рунеберга. Памятником финны выразили благодарность за укрепление основ финской культуры и, в том числе, за признание финского языка государственным.

Ченстохова

Памятник Александру II в Ченстохове (Царство Польское) работы А. М. Опекушина был открыт в 1899 году.

Минск

Памятник Александру II на Соборной площади в Минске был воздвигнут исключительно на пожертвования горожан и торжественно открыт в январе 1901. Надпись на памятнике гласила: «Императору Александру II. Благодарные граждане города Минска. 1900 год». В 1917 году памятник был уничтожен большевиками. Соборная площадь, на которой находился православный кафедральный Петропавловский собор (взорван в 1936 году, впоследствии не восстановлен), переименована в площадь Свободы. В православном приходе деревни Беларучи Логойского района Белоруссии сохранился гранитный постамент памятника, судьба скульптуры неизвестна (предположительно, переплавлена). В 2013 году представители белорусской общественности, после общественных слушаний, выступили с инициативой восстановить памятник Александру II в Минске, но получили отказ властей. По мнению Института истории Академии наук Белоруссии, восстановление памятника царю-реформатору «может явиться демонстрацией символизма российского самодержавия на белорусских землях».

Памятники работы Опекушина

А. М. Опекушин поставил памятники Александру II в Москве (1898), Пскове (1886), Кишинёве (1886), Астрахани (1884), Ченстохове (1899), Владимире (1913), Бутурлиновке (1912), Рыбинске (1914) и в других городах империи. Каждый из них был неповторим; по оценкам, «очень красив и изящен был ченстоховский памятник, созданный на пожертвования польского населения». После 1917 большая часть из созданного Опекушиным было уничтожено.

Правда ли, что в Москве поставят прижизненный памятник Патриарху Кириллу?

Да, памятник ныне здравствующему Патриарху Московскому и всея Руси будет установлен у Храма Христа Спасителя, но он станет лишь частью скульптурного комплекса, посвященного всем патриархам Русской Православной Церкви.

Что за памятники Патриархам?

Скульптурный комплекс «Патриархи Московские и всея Руси» посвящен 100-летию восстановления патриаршества и 400-летию патриаршества на Руси. Проект реализуется по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

Всего в рамках проекта до конца 2019 г планируется создать 16 скульптур Патриархов Московских и всея Руси, включая ныне здравствующего Патриарха Кирилла.

Монументы высотой около 4 метров будут выполнены в бронзе. Скульптуры планируется установить у стен Храма Христа Спасителя - на стилобате и у Патриаршего моста. На постаментах памятников буду указаны имена, даты жизни и краткое описание их деяний.

Первые три памятника были торжественно открыты на южной стороне стилобата Храма Христа Спасителя в ноября 2017 года в рамках Архиерейского Собора Русской Православной Церкви.

Кто это придумал?

С инициативой создания такой скульптурной композиции в 2010 году выступил председатель совета директоров ОАО «Московский комбинат строительных материалов» (МКСМ) Андрей Чижик.

Комиссия по монументальному искусству при Московской городской Думе поддержала инициативу увековечения памяти всех Патриархов Московских и всея Руси и одобрила данный проект в 2016 году.

Кто создает памятники?

Членами авторской группы по созданию памятников являются народный художник России, скульптор Салават Щербаков, заслуженный архитектор России Игорь Воскресенский, кандидат исторических наук Галина Ананьина. Салават Щербаков - создатель памятника князю Владимиру на Боровицкой площади и памятника Михаилу Калашникову в Оружейном сквере.

Все работы по созданию моделей, а также изготовлению и установке памятников ведутся под руководством Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации.

На чьи деньги устанавливают скульптуры?

Затраты по созданию памятников и благоустройству прилегающей территории возьмет на себя ОАО «Московский комбинат строительных материалов».

На создание скульптурного изображения святителя Тихона также пожертвовали деньги русские американцы Алексей Лукьянов и его отец протопресвитер Валерий Лукьянов.

После установки памятников их содержание обеспечит префектура Центрального городского округа.

“Речь не об установке памятника лично Патриарху Кириллу, а о цельной исторической концепции создателей этой композиции, в которой будут представлены все Патриархи Московские, в том числе и ныне здравствующий Патриарх Кирилл. Это замечательная и очень полезная инициатива, в рамках которой все Предстоятели Русской Церкви будут находится в едином пространстве. И особенно важно, что там будут представлены не только почившие Патриархи, но и скульптура ныне здравствующего Патриарха найдет свое место в рамках общей композиции. Это подчеркнет тот факт, что Русская Церковь – не музейное собрание, а в ней органично связывается великое прошлое с настоящим. Несомненно, Предстоятели нашей Церкви имеют особое значение и для истории России и, конечно же, для истории Церкви. Роль Патриаршества была еще раз подчеркнута в дни празднования столетия восстановления этого весьма значимого для Церкви института.”

Председатель Экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации РПЦ протоиерей Леонид Калинин (“Известия”):

“Патриархи - это фигуры вне времени. Каждый из них занял свое историческое место. И действующий патриарх - это фигура, уже написанная на скрижалях истории. История не измеряется длиною жизни человека”

И кому же еще ставили памятники при жизни?

Прижизненные памятники установлены многим спортсменам, например футболисту Диего Марадоне, украинскому рекордсмену в прыжках с шестом Сергею Бубке и норвежскому биатлонисту Уле Айнару Бьорндалену. В 2016 году в Москве были установлены прижизненные памятники космонавтам Александру Александрову, Валентине Лебедевой, Светлане Савицкой и Владимиру Соловьеву.

Прижизненные памятники поставлены Папе Римскому Франциску в столице Албании и у входа в Кафедральный Собор Буэнос-Айреса в Аргентине - правда в этом случае понтифик попросил “немедленно убрать” монумент.

Как будет выглядеть памятник Патриарху Кириллу?

Создатель памятников Салават Щербаков рассказал, что модели всех оставшихся 13 памятников уже изготовлены из глины. Скульптор отказывается разглашать подробности того, как будет выглядеть монумент Патриарху Кириллу.

Зачем нужно так много памятников в одном месте?

Культуролог Константин Ковалев-Случевский (“Известия”):

“ Православное искусство – это прежде всего иконопись, памятники традиционно у нас мало ставили. Большое количество таких изваяний вызывает некоторые вопросы, и очень важно место их установки. Я считаю, что территория около кафедрального собора – хорошее место”

Узнавайте самые оперативные новости и читайте лучшие аналитические материалы наших авторов в

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения