«Волшебница-зима в творчестве художников, композиторов и поэтов». Совместный проект. Зимняя сказка в русской классической музыке Музыкальные произведения на тему зима

ПРИРОДА И МУЗЫКА : ЗИМА

Цезарь Кюи. Зима
Роберт Шуман. Зимой
Антонио Вивальди. Времена года - Зима

1-е занятие

Программное содержание. Воспитывать в детях чувство красоты природы, музыки.

Ход занятия:

П е д а г о г. Зимой природа так красива! Все вокруг белеет и серебрится. Деревья наряжаются в пушистые белые снежные одежды:

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл - и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.
(А. С. Пушкин)

У замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года». Эти концерты имеют названия: «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из частей другого концерта – «Зима». Какая зима видится вам при звуках этой музыки? (Звучит вторая часть концерта.)

Д е т и. Красивая, сверкают снежинки.

П е д а г о г. А какая музыка по характеру?

Д е т и. Нежная, светлая.

П е д а г о г. Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне тепло, нежно, задушевно поют скрипки. (Звучит фрагмент.) У русского поэта Сергея Есенина есть стихотворение, в котором с нежностью, любовью, восхищением говорится о русской березке зимой. Когда слушаешь эту часть концерта А. Вивальди, вспоминаешь строки:

Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

2-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать характер музыкальных произведений, имеющих близкие названия.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали одну из частей концерта А. Вивальди «Зима». Какая музыка по настроению? (Звучит фрагмент.)

Д е т и. Нежная, светлая, красивая, словно снежинки мелькают на солнце.

П е д а г о г. Эта музыка написана для оркестра и солирующей скрипки. Сейчас вы услышите два произведения с похожими названиями. Одно из них - для фортепиано. Это пьеса Р. Шумана «Зимой». Другое - для голоса с фортепиано. Это песня русского композитора Ц. Кюи на стихи поэта Е. Баратынского «Зима». Какое настроение передано в этих произведениях? (Исполняются оба произведения.) Как звучит песня Ц. Кюи?

Д е т и. Грустно, печально, жалобно.

П е д а г о г. Картина суровой зимы вызывает уныние, сожаление о лете: ручей застыл подо льдом, дует злой ветер, природа оцепенела. (Исполняется песня.) А пьеса Р. Шумана, какая? (Исполняет ее.)

Д е т и. Тоже грустная, жалобная.

П е д а г о г. Да, эти произведения очень близки по настроениям. Одно из них вокальное, другое - фортепианное. В пьесе Р. Шумана лишь в средней части настроение светлеет. Кажется, что проглядывает солнышко или мелькают, переливаясь, снежинки. (Исполняет фрагмент.) Но вот снова возвращаются печальные, жалобные интонации (звучит фрагмент). Как созвучно этой музыке стихотворение поэта Афанасия Афанасьевича Фета!

Еще вчера, на солнце млея,
Последним лес дрожал листом,
И озимь, пышно зеленея,
Лежала бархатным ковром.
Сегодня вдруг исчезло лето;
Бело, безжизненно кругом,
Земля и небо - все одето
Каким-то тусклым серебром.
Поля без стад, леса унылы,
Ни скудных листьев, ни травы.
Не узнаю растущей силы
В алмазных призраках листвы.
Как будто в сизом клубе дыма
Из царства злаков волей фей
Перенеслись непостижимо
Мы в царство горных хрусталей.

Нарисуйте дома картину зимы, которая представлялась вам, когда вы слушали музыку Ц. Кюи, Р. Шумана и А. Вивальди.

3-е занятие

Программное содержание. Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки в произведениях.

Ход занятия:

П е д а г о г. Вы слушали разные произведения о зиме - светлый, нежный концерт А. Вивальди, его вторую часть (звучит фрагмент), грустную, заунывную пьесу Р. Шумана «Зимой» (исполняет фрагмент) и похожую на нее по характеру печальную, жалобную песню Ц. Кюи (исполняет фрагмент). Иногда зимой в непогоду дует сильный ветер, завывает вьюга:

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
(А. С. Пушкин)

Или у Сергея Есенина есть такие строки:

Заметает пурга белый путь.
Хочет в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни поехать в лесу,
Ни пройти.

В первой части концерта А. Вивальди «Зима», с которой вы сейчас познакомитесь, изображается картина суровой зимы, ненастной, вьюжной. (Звучит первая часть.)
Вы слышали в начале равномерные отрывистые аккорды, надоедающие звуки вьюги, резкие короткие порывы ветра; метет снег, сыплются колкие снежинки. Природа, скованная стужей, застыла в оцепенении (звучит фрагмент).

На этом таинственном фоне пронзительно, тревожно, смятенно, жалобно поёт скрипка (звучит фрагмент). Порывы ветра, вьюга внезапно налетают. Настойчиво, взволнованно яростно звучит музыка (исполняется фрагмент и вся часть целиком).

Сам Антонио Вивальди написал к этой музыке такие стихи:

Закоченев над свежими снегами,
Под резким ветром, дующим в дуду,
Бежать, притопывая сапогами.
И ежась, и дрожа на холоду.

(Могут быть использованы репродукции картин, созвучные и контрастные по настроению музыке.)

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 15 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
А. Вивальди. Времена года - Зима. 1-я часть, mp3;
А. Вивальди. Времена года - Зима. 2-я часть, mp3;
Ц. Кюи. Зима (в исполнении детского хора «Гармония»), mp3;
Ц. Кюи. Зима. Соло, mp3;
Р. Шуман. Зима (в фортепианном исполнении), mp3;
Р. Шуман. Зима (в симфоническом исполнении), mp3;
3. Сопроводительная статья - конспект занятия, docx;
4. Ноты для самостоятельного исполнения педагогом, jpg.

Наталья Рагулина
Литературная гостинная «Зима в музыке, изобразительном искусстве, поэзии» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи :

o Приобщать детей к словесному искусству , в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса.

o Обогащать музыкальные впечатления , способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры .

o Ввести дошкольников в образный мир музыки , показать возможность отражения в нем мира природы;

o Помочь дошкольникам почувствовать музыку природы , внутренним зрением увидеть природу в музыке ;

o Воспитание гражданской позиции к охране и сохранению всего живого на Земле.

Материал : компьютер, диск с записью музыкальных фрагментов из пьес А. Вивальди “Зима” , П. Чайковского «Зимнее утро» , С. Прокофьев «Утро» , музыкальный центр , репродукции картин И. Грабаря «Февральская лазурь» , «Белая зима . Грачиные гнезда» , выставка детских работ.

(ДЕТИ ЗАХОДЯТ В ЗАЛ И САДЯТСЯ НА СТУЛЬЧИКИ, ЗВУЧИТ ЕЛЕ СЛЫШНО МУЗЫКА С . Прокофьева «Утро» . На фоне музыки читается стихотворение.)

Муз. рук.: Утром кот

Принес на лапах.

Первый снег!

Первый снег!

Вкус и запах

Первый снег!

Первый снег!

Он кружится

Легкий, новый

Над головой.

Платок пуховый

Расстелить над мостовой,

Он белеет

Вдоль заборов,

Прикорнул на фонаре.

Значит скоро, очень скоро

Полетят салазки с горок.

Значит, можно будет снова

Строить крепость во дворе.

Муз. рук.: Ребята, а скажите о каком времени года пойдет рассказ?

Дети : Зима .

Муз. рук.: Правильно ребята, молодцы. А скажите мне, пожалуйста, какая бывает зима ?

(ответы детей )

Муз. рук.: Молодцы ребята. «Зима » это удивительное время года, сказочное и волшебное. И самое главное зимой наступает Новый год и Рождество! Про это время года художники пишут картины, поэты и писатели сочиняют стихи и рассказы. А мы сейчас попадем в волшебное царство музыки , которое расскажет нам о волшебном времени года о «Зиме» . Когда вы просыпаетесь утром и смотрите в окно, то вас ласково встречает солнышко, но бывает и такое злится метель… Сейчас мы с вами послушаем музыкальную пьесу П . И. Чайковского «Зимнее утро» . Послушайте и скажите, какое настроение передано в ней, какая музыка по характеру .

(Прослушивание пьесы П. И. Чайковского «Зимнее утро» ).

После прослушивания ответы детей .

Муз. рук.: Правильно ребята, когда мы слушаем пьесу П. Чайковского «Зимнее утро» , возникает картина ненастного зимнего утра – темного, метельного, холодного, неприветливого. Музыка звучит то встревожено, то жалобно. (исполняются фрагменты пьесы) . Прослушайте отрывок стихотворения к этой пьесе С. Есенина.

А по двору метелица

Ковром шелковым стелется

Но больно холодна.

Воробышки игривые

Как детки сиротливые

Прижались у окна.

Озябли пташки малые

Голодные, усталые

И жмутся по плотней.

А вьюга с ревом бешенным

Стучит по ставням свешенным

И злится все сильней.

Муз. рук.: А теперь мы послушаем произведение замечательного итальянского композитора Антонио Вивальди есть четыре концерта для скрипки с оркестром, которые называются «Времена года» . Эти концерты имеют название : «Весна» , «Лето» , «Осень» , «Зима » . Каждый концерт состоит из трех частей. Давайте послушаем одну из трех частей концерта «зима » . Какая зима видится вам при этих звуках.

(прослушивание концерта Антонио Вивальди «Зима » ) .

Дети : Красивая, сверкают снежинки.

Муз. рук.: А какая музыка по характеру ?

Дети : Нежная, светлая.

Муз. рук.: Да. В оркестре слышны отрывистые звуки, которые мерцают, светятся словно волшебный зимний наряд природы. На этом фоне нежно и задушевно поют скрипки. У русского поэта И. Сурикова есть стихотворение о белом пушистом снеге.

Белый снег пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится

И под утро снегом

Поле забелело

Словно пеленою

Все его одело.

Темный лес, что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно.

Стали дни короче

Солнце светит мало

Вот пришли морозцы

И зима настала .

(Исполняется пьеса фрагментами) .

Но вот мы с вами прослушали две пьесы разные по характеру. Как наша зима . Зима может быть и суровой и теплой.

А давайте вспомним, как мы весело умеем играть в снежки. Приготовили свои ручки.

Музыкальная разминка

Снежные комья летят и мелькают.

Снежные комья лицо залепляют.

Снежные комья глаза нам слепят.

Снежные комья нас веселят.

Муз. рук.: но вот ребята мы с вами прослушали, как описывают зиму великие композиторы, а теперь обратите внимание на картины художников и посмотрите как они рисовали (писали) «зиму» .

(идет описание картин) .

Муз. рук.: а теперь ребята мы с вами перейдем к конкурсу чтецов. У нас ребята подготовили стихотворение о зиме. Давайте внимательно послушаем и выберем с вами того кто выразительно прочтет стихотворение о зиме, а поможет нам этом наше замечательное жури. Поприветствуем наших участников.

(выступление конкурсантов)

Муз. рук.: Ребята наши конкурсанты выступили, жюри подведет итоги и назовет нам наших победителей.

(Награждение)

Муз. рук.: Дорогие ребята, наша музыкальная гостиная посвященная замечательному и волшебному времени года зиме закрывается. До новых встреч!

Альбина Соловьёва
Зимняя сказка в русской классической музыке

Музыкально -литературная гостиная

«ЗИМНЯЯ СКАЗКА »

в произведениях русской классической музыке

Сценарий досуга для детей русской и башкирской групп и родителей

Цель : прививать любовь к классической музыке (П. И. Чайковский, А. К. Лядов, Г. Свиридов, современный композитор Геннадий Гладков; к творчеству поэтов - классиков (А. С. Пушкин, Есенин, Иван Демьянов, И. Суриков; через синтез искусств (музыка , поэзия) .

Задачи : развивать музыкальные и творческие способности детей :

Учить самостоятельно определять характер и содержание музыкального произведения , эмоционально откликаться на него; передавать характер музыкальных произведений через движение, развивать двигательные качества, умения; развивать певческие навыки, музыкальный слух ;

Совершенствовать умение играть в оркестре, использовать разнообразные приемы игры на детских музыкальных инструментах ; расширять музыкальный кругозор ;

Развивать любовь к русскому художественному слову; совершенствовать интонационную выразительность речи; воспитывать культуру общения во время совместной деятельности детей и взрослых.

Предварительная работа :

Беседы о характерных признаках и приметах зимы;

Подбор и разучивание песен и стихов о зиме;

Знакомство с творчеством композиторов и поэтов, писавших произведения о зиме;

Слушание произведений П. И. Чайковского «Зимнее утро » , «Святки» , «Вальс снежных хлопьев» , Г. Свиридова «Метель» ;

Беседы о характере прослушанной музыки ;

Работа с детским музыкальным оркестром (пьеса «Танец льдинок» А. К. Лядов.)

Ход досуга.

Звучит «Вальс» Г. Свиридова из к/ф «Метель» .

Дети и родители заходят в зал и рассаживаются (слайд - зимний лес )

Ведущий : Здравствуйте, дорогие гости! Я рада вас приветствовать в нашей уютной музыкальной гостиной , где нас ждёт встреча с музыкой и поэзией . Предлагаю сегодня поговорить о зиме, давайте послушаем и посмотрим, как о зиме рассказывают музыканты и поэты . Композиторы пишут что? (дети : музыку ) . А поэты? (стихи) Какие приметы зимы мы знаем? (солнце светит мало, очень короткий день и длинная ночь, лежит везде снег, очень холодно. на деревьях нет листьев, нет бабочек и птиц, насекомых, вода на реке превратилась в лёд, многие животные спрятались в норы от холода, птицы улетели в тёплые края) Правильно, молодцы! Всё кругом белое, одинаковое (слайды 2 - 4) Как это наверное скучно и не интересно? Зачем природе нужно столько снега? (ответы детей) Сейчас нам об этом расскажет Глеб Ф. и его мама (слушают)

Стихотворении «Одеяльце» исполнят Глеб Ф. с мамой :

Дочь - Отчего, родная, снег зимой идет?

Мама – Из него природа одеяльце ткет!

Дочь – Одеяльце, мама? А зачем оно!

Мама – Без него в земле бы стало холодно!

Дочь - А кому, родная, в ней тепла искать!

Мама - Тем, кому придется зиму зимовать :

Семенам-малюткам, зернышкам хлебов,

Корешкам былинок, злаков и цветов.

Расскажите, какой бывает зима? (Ответы детей : холодная, суровая, вьюжная, пушистая, мягкая, красивая, часто идёт буран, метель, вьюга) Послушайте какой словесный портрет Зимы нарисовала в своём стихотворении поэт А. С. Пушкин «Зимний вечер » (слайд № 5 портрет А. С. Пушкина)

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя :

То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя,

То по кровле обветшалой вдруг соломой зашумит,

То, как путник запоздалый, к нам в окошко застучит.

Наша ветхая лачужка и печальна, и темна.

Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?

Или бури завываньем ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем своего веретена?

Спой мне песню, как синица тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица за водой поутру шла.

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет. то заплачет, как дитя.

А. С. Пушкин (слайды № 6 – 10)

М. р.: На эти стихи русский композитор Яковлев написал романс «Зимний вечер » . Исполняет певец Хворостовский (слушают романс «Зимний вечер » )

М. р.: Если вы внимательно послушаете ещё стихотворения, то услышите новые определения зимы и снега. Читают стихи Булгакова Лиза, Космылина Вика, Ишбулатов Тимур (принакрылась снегом. Точно серебром. Распустились кисти белой бахромой, обсыпает ветки новым серебром, седы кусты до прутика; на белых парашютиках спускается зима; Снежинки – звёздочки)

Сергей Есенин

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

Иван Демьянов "Первый снег"

Седы кусты до прутика. На землю и дома

На белых парашютиках спускается зима!

Летят снежинки-звездочки. смотрю из-под руки :

Кружась, танцуют в воздухе, пушисты и легки!

Светлее стала улица, наряднее село.

Летят снежинки, кружатся, вокруг белым-бело!

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

Божьи дни коротки, солнце светит мало, -

Вот пришли морозцы - и зима настала.

И. Суриков (слайды № 11 – 20)

М. р.: Ведущий : Зимой бывает и другая погода, когда светит яркое солнце, лёгкий морозец пощипывает щёки, хрустит под ногами снежок. Красота! Нас ждут зимние забавы . А что можно делать зимой? (дети весело катаются на санках, коньках, лыжах, строят снеговиков, крепости, играют в снежки. (слайд № 21) Давайте и мы покатаемся на санках, лыжах. коньках (под музыку катаются по залу ) . А какую песенку мы знаем о зиме? (русская группа исполняют песню «Новогодняя песенка» Гладкова, башкирская группа «?ыш бабай» С. С2лм2нов музыка3ы

Я8ы йылды8 юлдарына 3ибелг2н а7 7ар ик2н.

Ыш бабай6ы8 ?ар4ылыу6ы8 А7бу6аты бар ик2н

Ыш бабай кил2 ик2н, 7ар3ылыу к0л2 ик2н.

Ыш бабай6ы8 ?ар4ылыу6ы8 А7бу6аты бар ик2н.

Муз. рук. Есть очень много зимних сказок . Самая известная, наверно, новогодняя сказка – «Щелкунчик» . Великий русский композитор П . И. Чайковский написал балет по этой сказке . Балет – это такое произведение, в котором звучит музыка и сюжет сказки нам показывают танцоры – балерины. И в этом балете есть сцена, в которой композитор описал зимний снег . Она называется «Вальс зимних хлопьев » . Давайте мы с вами ее посмотрим и послушаем (слушают запись) Какие инструменты исполняют вальс? (симфонический оркестр : флейта, скрипки, виолончели, арфа, треугольник, поёт хор) Какой характер музыки (тревожная, мятущаяся, отрывистая) (слайды № 22 – 24) Что происходит зимой на реке с водой? (ответы : она превращается в прозрачный лёд, а капельки воды в льдинки) Давайте вместе с мамами поиграем в оркестр «Танец льдинок» русского композитора Анатолия Константиновича Лядова (слайд № 25)

(раздаём колокольчики, треугольник, металлофоны, играют по запись)

М. Р.: Предлагаю вспомнить зимние месяцы (называют на русском и башкирском языках ) А что за музыка звучит сейчас ? (Звучит пьеса «Декабрь» П. И. Чайковского) На каких инструментах исполняется эта пьеса? (фортепиано) (слайд № 26 картинка рояля)

Дети. Прозвучала пьеса «Декабрь» композитора П. И. Чайковского из альбома «Времена года» . Затем слушают пьесы П. И. Чайковского из альбома «Времена года. Январь. У камелька» В то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский не было парового отопления. Топили печкой или камином. Сидеть у камелька – это и есть сидеть у камина или печки, смотреть на огонь. Музыка звучит спокойно , неторопливо. напевно (определяют напевный, плавный характер, исполняет симфонический оркестр (слайды № 39, «Февраль. Масленица»

(слушают) . Определяют стремительный, радостный, игривый, задорный характер, целая картина шумного многолюдного праздника. В этой музыке композитор использовал народные мелодии.

И на такой сказочной , волшебной ноте мне хотелось бы сегодня завершить нашу гостиную. Вам понравилось, ребята? А зима, которую вы увидели сегодня и услышали, понравилась? У вас есть очень хорошая возможность – выйти сейчас на прогулку и убедиться, что зима, о которой нам сегодня рассказали поэты , композиторы и художники – настоящая, русская , и мы с вами можем с великой радостью насладиться всеми ее прелестями. До новых встреч! (Звучит «Вальс» Г. Свиридова из к/ «Метель» родители с детьми выходят из зала)

С 1928 года Павел Павлович и Ольга Николаевна Луговые работали в Максатихинской средней школе №1. Павел Павлович преподавал математику, а Ольга Николаевна – литературу. О них помнят не только как о хороших специалистах, но и как о людях высокой культуры и духовности. Материалы о Луговых хранятся в музее средней школы №1, краеведческом музее, центральной библиотеке, музыкальной школе и в частных собраниях.

С 9 по 13 января в Библиотеке детского и семейного чтения г. Кашина прошла Неделя дошкольника «Тихий свет Рождества». К мероприятию были подобраны рассказы, сказки русских писателей. Надо сказать, что о Рождестве в нашей библиотеке достаточно много рассказов и сказок. Это в основном публикации в детских журналах – «Детское чтение для сердца и разума», «Шишкин лес», «Детская роман-газета». Но есть отдельно изданные книги: «Рождество и Пасха в детской литературе», «Большая книга Рождества», «Рождественская звезда», «Чудо-ёлка».
Час чтения предворяла беседа «Рождество Иисуса Христа». Потом звучало очень теплое и понятное детям стихотворение Саши Черного «Рождественское» с рассматриванием иллюстрации.
В яслях спал на свежем сене
Тихий крошечный Христос.
Месяц, вынурныв из тени,
Гладил лён его волос…
Для чтения вслух брали тексты - «Легенда о рождественской ёлке», из книги Ольги Першиной «Светлый ангела Рождества» рассказ «Снежная ёлка» и сказку «Лесное Рождество».

12 марта в Вышнем Волочке стартовала традиционная, ежегодная «Неделя тверской книги 2017-2018» - совместный проект Тверской областной библиотеки имени А.М. Горького и Вышневолоцкой центральной библиотеки. На выставке-просмотре в читальном зале представлено 167 экземпляров книг по различным отраслям знания и обширной тематики. Из них – 127 – «временные гости» из Твери и 40 экз. вышневолоцких авторов и издателей.
С приветствием к библиотекарям и читателям выступили: главный специалист отдела управления по делам культуры, молодёжи и спорта администрации Вышневолоцкого района Анастасия Дмитриевна Глибина; ведущий эксперт по делам культуры и молодёжи администрации города Вышний Волочёк Ирина Валерьевна Соколова. Музыкальное приветствие подготовили воспитанники Вышневолоцкой детской музыкальной школы искусств имени С.А. Кусевицкого (педагог Любовь Синявская). Главный библиограф Центральной библиотеки Вера Алексеевна Верховская познакомила с программой Недели тверской книги, изданиями выста…

17 января в литературно-музыкальной гостиной «Вдохновение» прошел вечер, посвященный жизни и творчеству поэта, прозаика, барда, сценариста, композитора Булата Шалвовича Окуджавы. Подготовили и провели мероприятие гости из города Архангельска – представители культурно-просветительского фонда «Сретение».
Литературная композиция представляла собой рассказ о трудной, полной испытаний, но невероятно интересной жизни поэта, о его творческом пути, жизни, любви, сокровенных мыслях. Из этой программы многим удалось узнать и увидеть Булата Окуджаву с другой стороны: в детстве - трогательным, ранимым и мечтательным мальчиком; затем - юношей, рано познавшем горечь утрат и ужас войны, тем не менее, в совершенстве знавшим поэзию, музыку, часто посещавшим оперу; далее - честным, необыкновенно одаренным, творческим человеком. Наверное, мало кто ранее знал, что после окончания университета Булат Окуджава работал сельским учителем, в работе не терпел никакой лжи и компромисса, и умел настолько увлечь …

Слушаем красивую зимнюю музыку и вспоминаем ее историю.

ТАНЕЦ ФЕИ ДРАЖЕ ИЗ БАЛЕТА «ЩЕЛКУНЧИК»


Петр Чайковский дописал музыку к балету «Щелкунчик» в декабре 1892 года. Тогда же прошла и премьера в Мариинке . В «Щелкунчике» впервые на русской сцене прозвучала челеста — самый молодой ударно-клавишный музыкальный инструмент, изобретенный за 6 лет до этого французом Огюстом Мюстелем. Чайковский, покоренный деликатным звучанием челесты, лично привез ее из Парижа. Для музыкальной рождественской истории она подходила как нельзя кстати. Челеста прозвучала в танце Феи Драже — утонченной повелительницы сластей в Конфитенбурге. Хрустальные перезвоны и воздушный танец итальянки Антониэтты Дель-эра передавали одновременно и прелесть, и хрупкость сказочного мира.




Петр Ильич Чайковский. Танец феи Драже из балета «Щелкунчик»

ПОЛОНЕЗ ИЗ ОПЕРЫ «НОЧЬ ПЕРЕД РОЖДЕСТВОМ»


Оперу «Ночь перед Рождеством» Николай Римский-Корсаков создал в 1895 году. Либретто к «были-колядке» композитор написал сам — по одноименной повести Николая Гоголя . Он ввел в сюжет много фантастического и языческого: «Увлечение мифами и соединение их с рассказом Гоголя, конечно, моя ошибка, но эта ошибка давала возможность написать много интересной музыки» . Премьера «Ночи перед Рождеством» прошла в Мариинском театре в декабре 1895 года.

Полонез с хором в опере звучит, когда Вакула прилетает в царский дворец. Патетичная музыка контрастирует с другими мелодиями оперы — колядками на народные мотивы, изящным «Танцем звезд» и проникновенными ариями Оксаны и Вакулы. Ведь во дворце идет праздничный бал — придворные в пышных платьях и париках исполняют церемониальный танец.




Николай Римский-Корсаков. Полонез из оперы «Ночь перед Рождеством»


ВАЛЬС ИЗ ОПЕРЫ «ЕЛКА»

Оперу «Елка» Владимир Ребиков задумал написать в начале 1900-х годов. Ее либретто создано по мотивам двух произведений — «Девочка со спичками» Ханса Кристиана Андерсена и рождественского рассказа Федора Достоевского «Мальчик у Христа на елке». Их сюжеты схожи: ребенок из бедной семьи не находит приюта в праздничный вечер и в итоге замерзает на ледяной улице.

Опера Владимира Ребикова имела большой успех: ее много раз ставили в России и за рубежом. Самой известной мелодией из «Елки» стал кульминационный вальс. Главная героиня слышала трогательную и печальную музыку во время своих чарующих видений, после которых она уже не проснулась.




Владимир Ребиков. Вальс из оперы «Елка»

ПЕСНЯ «В ЛЕСУ РОДИЛАСЬ ЕЛОЧКА»

Текст популярной детской песенки написала русская поэтесса Раиса Кудашева в 1903 году. Впервые стихотворение опубликовали в декабрьском номере журнала «Малютка» — он выходил в Санкт-Петербурге. Через несколько лет музыку к словам создал агроном Леонид Бекман. Он сочинил ее для своей маленькой дочки, а так как ученый не знал музыкальной грамоты, мелодию записала его жена.

«Елочка» пережила несколько рождений. В 1900-х годах она стала очень популярной рождественской песенкой, ее исполняли и на домашних праздниках, и в гимназиях, и в детских приютах. В Первую мировую войну , когда Рождество отмечали сдержанно, мелодия немного забылась. После революции гимн религиозного праздника и вовсе был негласно запрещен. «Елочка» вернулась уже к третьему поколению советских детей — в 1930-е годы — и стала не рождественской, а новогодней песенкой.




Песня «В лесу родилась елочка». Слова Раисы Кудашевой, музыка Леонида Бекмана

ПЕСНЯ «ПЯТЬ МИНУТ» ИЗ КИНОФИЛЬМА «КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ»


Задорной песне про последние пять минут уходящего года исполнилось уже 60 лет. В 1956 году ее слушала вся страна: фильм «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова посмотрели почти 50 миллионов советских зрителей, а сама мелодия звучала из каждого радиоприемника. Она и сегодня остается одной из песенных традиций Нового года.

Музыку к «Пяти минутам» написал композитор Анатолий Лепин, а слова — Владимир Лившиц. В фильме песенка Леночки Крыловой — героини Гурченко — длилась пять минут и заканчивалась боем курантов. Специально для номера изготовили декорацию: огромный будильник, по бокам которого располагались музыканты из оркестра. «Карнавальные» часы тоже стали новогодним трендом на долгие годы — яркие елочные игрушки-«безпятиминутки» вскоре появились в каждом советском доме.




Песня «Пять минут» из кинофильма «Карнавальная ночь» (1956). Слова Владимира Лившица, музыка Анатолия Лепина


ВАЛЬС ИЗ КИНОФИЛЬМА «МЕТЕЛЬ"


Музыку к кинофильму «Метель» по одноименной повести Александра Пушкина Георгий Свиридов написал в 1964 году. Вальс и «Тройку», «Военный марш» и «Венчание» исполняли на радио, ставили в телепрограммы. Спустя 10 лет после того как фильм вышел на экраны, Свиридов отредактировал партитуру. Она стала самостоятельным произведением — «Музыкальными иллюстрациями к повести А.С. Пушкина «Метель».

Одновременно торжественный и нежный, вальс звучит в самом начале фильма, во время бала. Здесь главная героиня — Марья Гавриловна — впервые, хоть и мельком, увидела того, с кем предстоит ей по ошибке обвенчаться. Приглушенные мотивы этой мелодии зрители слышат и в конце фильма, когда герои чудесным образом встречаются вновь и узнают друг друга.


Фильм «Чародеи» по сценарию братьев Стругацких Константин Бромберг снял в 1982 году. Его показали по телевидению в последний день уходящего года. Музыку к картине написал Евгений Крылатов, а текст песен — Леонид Дербенев. Позже все композиции на одной пластинке выпустила фирма «Мелодия» .

Одним из музыкальных символов Нового года стала «Песенка о снежинке», или «Снежинка», из кинофильма «Чародеи». Песню о том, как правильно загадывать желание в волшебную полночь, спела Ольга Рождественская с вокально-инструментальным ансамблем «Добры молодцы». «Снежинка» стала появляться в голубых огоньках, на праздничных дискотеках и даже детских утренниках. И вот уже больше трех десятков лет звучит перед Новым годом на всех радиостанциях и телеканалах.




«Песенка о снежинке» из кинофильма «Чародеи» (1982). Слова Леонида Дербенева, музыка Евгения Крылатова

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения