Мудрые мысли о малой родине. Высказывания о родине. Программа воспитательной работы
Автор высказывания, Ф. Бэкон, известен не только как британский политик и основоположник эмпиризма и английского материализма, но и как философ. Как нам известно, из философии образовались все современные науки, в том числе социология и социальная психология. Именно к ним относится вышеупомянутая цитата, так как отношение человека к Родине сказывается на его поступках, взаимоотношениях в обществе.
Выделяю следующие проблемы. Во-первых, в чем заключается задача семьи как первичного социального института. Во-вторых, проблему воспитания чувства патриотизма в семье.
Рассмотрим первую проблему. Как известно, семья - это малая группа, основанная на браке и кровном родстве. Именно в семье человек проходит первичную социализацию, ему прививается любовь ко всему родному. Одной из функций семьи как раз выступает воспитание и социализации человека. Примером может послужить тот факт, что согласно Конституции РФ каждый гражданин обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Если семья не привила индивиду любовь к Отчизне, он не сможет в дальнейшем в полной мере осуществлять свои обязанности.
Патриотизм - это социальное чувство, содержанием которого является любовь к родине и готовность пожертвовать своими интересами ради неё. Это чувство возникает еще в дошкольном возрасте, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируются в личности на протяжении всей жизни. Патриотизм позволяет индивиду полюбить свою Родину, стать готовым действовать ради ее блага. Так как семья является первичным институтом социализации личности, она может заложить в ребенка такое важное чувство, привить любовь к Родине. Примером могут послужить герои Великой Отечественной войны. Люди понимали, что их семья, родной дом, Отчизна находятся в опасности и нуждаются в поддержке. Солдаты шли на войну и готовы были отдать жизнь, чтобы спасти не только родных и близких людей, но и само Отечество. Таким людям чувство патриотизма было привито с раннего детва семьей, родными людьми.
С автором полностью согласен и прихожу к следующим выводам. Во-первых, действительно, любовь человека к Родине начинается именно с семьи. Во-вторых, любовь к Отчизне является важным частью личности, так как позволяет человеку в полной мере ощутить свою ответственность за безопасность Родины и сохранение ее исторического наследия, выполнять свои обязанности перед государством.
Обновлено: 2018-04-19
Внимание!
Спасибо за внимание.
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Для начала давайте вспомним что же такое семья. Как известно, семья - это малая группа, основанная на браке и кровном родстве. именно в семье человек проходит первичную социализацию, именно в семье ему прививается любовь ко всему родному. Одной из функций семьи как раз выступает воспитание и социализации человека. Под родиной же, в свою очередь, принято понимать - место где человек родился. Таки образом, мы имеем два понятия, вполне себе зависимые друг от друга.
Я полностью согласен с этим высказыванием.
Вспомним произведение Л.Н. Толстого "Война и мир". Там, Андрей Болконский воспитывался в семье графа, который с детства учил детей дисциплине и любви к родине, именно поэтому Андрей и вырос истинным патриотом.
Также можно вспомнить примеры из других источников, например исторических фактов. Так во время Великой отечественной войны, многие солдаты прежде чем идти в бой, вспоминали свой дом, свою семью и понимали свою ответственность перед ними и перед родиной.
Все вышеизложенное говорит нам о том, что любовь к родине начинается с любви к семье.
Валентина Ощепкова
Проект «Любовь к Родине начинается с семьи»
Актуальность проекта .
С чего начинается Родина ? Для каждого человека она прежде всего начинается с семьи . Для маленького ребенка Родина – это мама , папа, бабушки и дедушки; это те люди, которых он видит первыми, которые его окружают любовью и заботой , составляют основу мира в первые годы жизни.
А с чего же начинается семья ? С любви, взаимопомощи, взаимопонимания и с традиций, которые связывают все поколения, позволяют почувствовать единство.
В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь , добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье .
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходят в прошлое традиционное семейное воспитание. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей.
В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям, растет число неполных и неблагополучных семей.
Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью , да и детски сад тоже.
Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально-насыщенного образа родного дома, детского сада.
Дети должны научиться не только брать, но и отдавать : заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, помогать словом и делом.
Наш проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско-родительских отношений . Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи , что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи , воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи , прививать к детям чувство привязанности к семье и дому .
Тема проекта : «Любовь к Родине начинается с семьи »
Вид : Творческий
Продолжительность проекта : долгосрочный
Участники проекта : дети второй младшей группы (3-4 года, родители , воспитатели.
База проекта : проект реализовался на базе МБДОУ №38 г. Сыктывкара во второй младшей группе.
Форма работы : групповая, фронтальная.
Цель проекта : Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье , детскому саду.
Задачи :
Воспитывать любовь к родному дому , семье , детскому саду.
Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий , к добрым делам для семьи , родного дома, детского сада.
Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Соблюдать права ребенка на игру, на досуг, на свою территорию.
Способствование активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада .
Ожидаемый результат : У детей :
Расширятся представления об отношениях в семье ;
Появятся начальные представления о семейных традициях;
Обогатится словарный запас;
появятся чувства : сострадание, внимание к родным и близким, взаимопомощи.
Этапы реализации проекта :
1 этап – Подготовительный
Определение темы проекта . Обоснование его актуальности.
Постановка целей и задач работы.
Определение уровня знаний детей о семье , доме, детском саде. (Наблюдение за общением детей в группе)
Опрос и беседа с детьми «Что такое семья ?» , «Моя семья »
Анкетирование родителей «Какого стиля воспитания в семье Вы придерживаетесь ?»
Подборка художественной литературы по тематическим блокам : «Родная семья » , «Детский сад» , «Дома бывают разные» .
Чтение художественной и познавательной литературы.
Создание картотеки дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.
Конспекты познавательных занятий, бесед.
Подбор консультационного материала для родителей .
2 этап – Познавательно – исследовательский (основной)
Реализация проекта через разные виды деятельности.
Игровая деятельность
Сюжетно-ролевые игры : «Детский сад» , «Дом» , «Семья » , «Кто работает в детском саду?» , «Профессия моих родителей » , «День рождения» .
Дидактические игры : «Что такое хорошо, что такое плохо?» , «Мои хорошие поступки» , «Как мы живем в детском саду» , «Моя семья , моя родословная» , «День рождения» , «Дарю подарки» , «Мое имя» , «Моя комната» , «Найди предметы» .
Коммуникативные игры : «Я расту…» , «Назови ласково» , «Пусти имя по ветру» , «У меня есть голова» , «С днем рождения» .
Театрализация по сказкам : «Дедка и Репка» , «Маша и медведь» , «Курочка Ряба и золотое яйцо»
Образовательная область «социально-коммуникативное развитие»
Тема «Моя семья » . Цель : формировать представление о семье , как о людях, которые живут вместе; воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью , активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье .
Тема : «О моем любимом папе» . Задачи : обучит навыкам пересказа небольших историй на основе личного опыта.
Тема : «Моя любимая мама» . Задачи : учить отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий рассказ (при педагогической поддержке) пользуясь алгоритмом.
Беседы на темы : «С кем я живу» , «Хорошо у нас в саду» , «Мои мама, папа, бабушка, дедушка» , «Мамины, бабушкины руки» , «Моя комната» , «Мое любимое занятие» , «Мой лучший друг» , «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома» , «Каким я хочу быть» .
Чтение художественной литературы.
Чтение : «Моя бабушка» , С. Капутикян; «Мой дедушка» , Р. Гамзатов; «Мама» , Ю. Яковлев; «Заплатка» , Н. Носов; «Грипп» , «Прививка» , А. Барто; «О мальчиках и девочках» , С. Маршак; «Мой додыр» , «Айболит» , К. Чуковский; «Вместе тесно, врозь скучно» , К. Ушинский.
Заучивание стихотворений : «Если был бы я девчонкой» , Э. Успенской; «Бабушкины руки» , Л. Квитко; «Мама, почему?» , Г. Виеру; «Не мешайте мне трудиться» , «Вот так мама» , Е. Благинина.
Загадки на тему : «Семья » , «Родной дом» , «Детский сад» .
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование на тему : «Моя семья » «Цветные ниточки для бабушки» , «Разноцветные шары для мамы» , «Красивая тележка для папы» , «Машина для дедушки» .
Аппликация : «Многоэтажный дом» , «Домик» , «Разноцветный коврик для мамы (шарики и кубики) ».
Оформление выставок : «Моя семья » .
Рисование с элементами аппликации праздничных открыток мамам, папам.
Поздравление мальчиков в День Защитника Отечества. (вручение подарков мальчикам) .
Прослушивание аудиозаписей. (В. Шаинского «Рано утром детский сад малышей встречает» , слушание песни М. Танича и В. Шаинского «Если с другом вышел в путь» .
Развлечение для детей «Широкая масленица» (Разучивание закличек о весне)
Экскурсия по детскому саду «Что хорошо, а что плохо» .
Работа с родителями .
Оформление стенгазеты «Моя семья » .
Выставка детско-родительских работ «Это мое генеалогическое древо» .
Анкетирование «Знаете ли вы своего ребенка?» , «Поощрение и наказание»
Консультации : «Дружеские отношения взрослых и детей в семье - основа воспитания положительных черт характера ребенка», «Будем вежливы…» , «Как правильно общаться с детьми» , «Можно ли обойтись без наказания?» , «Права ребенка в семье » , «Роль дидактической игры в семье и детском саду » , «Ошибки семейного воспитания» , «Роль отца в семейном воспитании» .
Родительское собрание на тему «Моя семья » .
Презентации родителей на собрании : здоровый образ жизни моей семьи , герб моей семьи .
Совместное мероприятие на природе.
3 этап – Контрольный
Физкультурное развлечение на природе «Веселая семейка» совместно с преподавателем физкультуры (Лыжная база «Динамо» ).
Оформление портфолио группы.
Выставка детско-родительских работ "Моё генеалогическое древо".
Родительское собрание : «Успехи 2-й младшей группы. Моя семья - что может быть дороже»
Методический продукт : Презентация проекта «Моя семья »
Представление опыта работы на педагогическом совете.
Любовь к Родине начинается с семьи .
Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые азы гражданственности дети получают в семье. Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны.
Социализация детей в дошкольные годы происходит преимущественно в семье, и именно семья обладает значительными возможностями воспитания целостной личности ребенка на патриотических основаниях. В период дошкольного детства формируются основные духовные и патриотические ценностные ориентации, закладывается отношение к религии.
Семья обладает мощнейшим потенциалом естественного, гуманистически ориентированного патриотического воспитания подрастающего поколения. Семейное воспитание в отличие от общественного способно незаметно и весьма действенно формировать у детей человеческие чувства к своим родителям, дедушке, бабушке, членам семьи и через них ко всем другим людям, своему народу, всему человечеству. Переживание ребенком конкретных семейных связей, поддерживаемых мощным фактором-инстинктом, является самым уникальным средством и источником для возникновения и укрепления чувства связи с обществом, своим народом, всем человечеством.
Патриотизм дошкольника как одна из сторон нравственного облика его личности характеризуется яркостью и эмоциональностью проявления и, в то же время недостаточной осознанностью, недостаточной связью патриотических представлений и чувств с общей направленностью личности.
Следует отметить, что дошкольники познают былое и современность преимущественно из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с историческими памятниками, совершая экскурсии в местный музей, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом.
Как показывает анализ теории и практики, одним из наиболее эффективных направлений формирования чувства гражданственности и патриотизма у дошкольников является гражданско-патриотическое воспитание в семье.
Важнейшая функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Первые уроки гражданственности дети получают в семье. Моральные нормы общества первоначально предстают перед ребёнком в форме требований, предъявляемых родителями, предстают воплощёнными во всём образе жизни семьи и, даже ещё, не будучи осознанными, усваиваются как единственно возможный способ поведения. Именно в семье формируются привычки, жизненные принципы. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими вырастут дети. В семьях, где есть реликвии старших поколений, и дети восхищаются их героическими поступками – воспитание патриотических чувств ребенка на высоком уровне.
Главный фактор успешного воспитания детей – гражданское поведение, нравственная чистота, дела и поступки взрослых, которые их окружают, и, прежде всего, родителей и педагогов. Истоки гражданственности и патриотизма детей – в нас, взрослых, в нашей любви к Родине, в чувстве гордости за её успехи и искреннем стремлении разделить все её беды, встать на защиту, оказать ей посильную помощь, деятельно, активно разделить все её заботы, в нашем стремлении сохранить и умножить духовную и материальную культуру своего народа. Родители сами должны жить полной, сознательной, нравственной жизнью гражданина своей страны и это важное условие успешного воспитания в семье. Результативность воспитания у подрастающего поколения гражданственности и патриотизма определяется единством действий семьи и образовательного учреждения, идейной целенаправленностью воспитательной работы в целом и всех её звеньев в отдельности.
Жизнь каждой семьи – это часть жизни страны. Для воспитания гражданственности необходимо, чтобы семья жила в едином ритме со всем народом, чтобы цели, стремления и заботы народа были и её целями, стремлениями и заботами. Ведь гражданственность и патриотизм – это чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за её безопасность и процветание. Воспитать гражданина и патриота – это значит подготовить растущего человека к участию в решении текущих и перспективных задач нашего государства, к управлению его делами, защитника Родины, и, конечном счёте, к участию в сознательной и активной деятельности.
Ребёнок постепенно входит в мир больших социальных идей и чувств. Сначала это только любящий своих родителей и заботящийся о них сын, дочь. Шаг за шагом у ребёнка формируется чувство долга: перед родителями, перед Отечеством. В период формирования у детей мировоззрения - это высокое чувство приобретает полноту и многогранность. Это и долг по отношению к семье, долг защитника Родины, долг труженика.
Уважение в семье достоинства ребёнка, отказ от командных форм общения с ним – важные условия воспитания гражданственности. Гражданин – это личность нравственно свободная. Её поведение не является следствием стихийного подчинения чужой воле. Убеждать, увлекать детей полезными делами – важная задача взрослых. Родители и дети могут найти много интересных совместных занятий: спорт, туризм, коллекционирование, посещение театра и кино. Так, постепенно в процессе совместной деятельности воспитывается гражданственность. Чем больше у родителей и детей общих дел, увлечений, тем крепче влияние взрослых на сыновей и дочерей, значительнее сила их примера, прочнее контакты между старшим и младшим поколениями, успешнее воспитание. Когда родители знакомят детей с родной природой, помогают им пережить возвышающее душу чувство красоты, чувство прекрасного, величественного, они готовят предпосылки для восприятия идеи Родины, народа, общности гражданских интересов и устремлений.
Усиление воспитательного потенциала семей возрастёт в результате помощи в воспитании детей со стороны старшего поколения – бабушек, дедушек и других родственников. Они служат своеобразным транслятором социального опыта, накопленного поколениями. Живой пример родителей – специфическая форма передачи социального наследования, нравственно-эмоциональный климат формируется отношениями между матерью и отцом.
Очевидно, что слово “Отечество” происходит от “отец”, в тоже время привычно до тривиальности словосочетание “Родина – мать”. Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны, в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
- благодарность детей по отношению к родителям (за рождение на свет);
- уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм);
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник);
- возможности детей получить тепло, ласку, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т.п.
В этом плане можно констатировать составляющую отношения субъекта и страны, определяемой им в качестве Родины или Отечества – связь функциональную: получатель добра – должник, реализующий свой патриотический долг.
Наиболее полноценное общественное воспитание – это совместное семейное воспитание и воспитание в ДОУ. Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая ступень интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания. Духовное, нравственное и патриотическое богатство семейной жизни – важнейшее условие успешного воспитания ребёнка и в домашних условиях, и ДОУ. Важно, чтобы в семье ребенок получил максимум того, что он может хорошего получить, найти, увидеть, почувствовать в человеческих отношениях.
Любовь к Родине начинается с семьи. Фрэнсис Бэкон
Нельзя унести Родину на подошвах своих сапог. Жорж-Жак Дантон
Где же еще найти любовь к Родине и верность общей воле, если не у самого народа? Максимилиан Робеспьер
Рану, нанесенную Родине, каждый из нас ощущает в глубине своего сердца. Виктор-Мари Гюго
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! Иван Сергеевич Тургенев
Прежде всего ты обязан своей Родине, как и своим друзьям, — правдой. Петр Яковлевич Чаадаев
Для измены Родине нужна чрезвычайная низость души. Николай Гаврилович Чернышевский
Любовь к Родине — первое достоинство цивилизованного человека. Наполеон I (Бонапарт)
Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя. Луций Анней Сенека (младший)
Чем легче и вольнее живется на свете какому-нибудь народу, тем сильнее он любит свою Родину. Дмитрий Иванович Писарев
Странная вещь — патриотизм, настоящая любовь к Родине! Можно любить свою Родину, любить ее целых восемьдесят лет и не догадываться об этом; но для этого надо оставаться дома. Любовь к немецкой отчизне начинается только на немецкой границе. Генрих Гейне
У меня не тоска по Родине, а тоска по чужбине. Федор Иванович Тютчев
Чем больше чувствуешь связь с Родиной, тем реальнее и охотнее представляешь ее себе как живой организм. Александр Александрович Блок
У всех две родины: одна по рождению, другая по гражданству. Никогда не откажу я первой в названии родины, даже если вторая будет более обширной, а первая будет только входить как часть в ее состав. Марк Туллий Цицерон
У подданных деспота нет Родины. Мысль о ней вытеснена корыстью, честолюбием, раболепством. Жан де Лабрюйер
Любовь к отечеству должна исходить из любви к человечеству, как частное из общего. Любить свою Родину значит — пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому. Виссарион Григорьевич Белинский
Пусть же родина явит себя общей матерью граждан; пусть выгоды, коими пользуются они в своей отчизне, сделают ее для них дорогою; пусть правительство оставит им в общественном управлении долю, достаточную для того, чтобы они чувствовали, что они у себя дома; и пусть законы будут в их глазах лишь поручительством за общую свободу. Жан-Жак Руссо
Мы все изгнанники и на Родине. Петр Андреевич Вяземский
Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного чувства Родины. Иван Петрович Павлов
Война — варварство, когда нападают на мирного соседа, но это священный долг, когда защищают Родину. Ги де Мопассан
Историческое значение каждого русского великого человека измеряется его заслугами Родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма. Николай Гаврилович Чернышевский
Я предпочитаю бичевать свою Родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, — только бы ее не обманывать. Петр Яковлевич Чаадаев