Рождение афродиты из моря - очарованная душа. Культ афродиты

Когда-то, много тысячелетий тому назад, религиозные обряды у разных народов происходили на открытом воздухе.

А неотъемлемой частью этих церемоний во многих странах были ритуальные совокупления.

Считалось, что оплодотворение женщины равно посеву семян в землю; половой акт гарантирует богатый урожай.

Позднее на смену священным холмам и пещерам пришли храмы. Женские свиты богов и богинь стали располагаться в специальных помещениях.

Но ритуальные совокупления продолжались; более того, паломники, прибывавшие издалека к знаменитым святыням, должны были платить за любовь жриц, как за любую храмовую церемонию. Так возникла священная проституция, возможно, положившая начало всякой иной.

Во второй половине XVIII столетия знаменитый философ и писатель Вольтер привлек внимание общественности к вопросу священной проституции в связи с переводом на французский "Истории" Геродота. Речь шла о чужестранцах, ложившихся в храме, перед алтарем, с самыми знатными дамами Вавилона.

Каждая вавилонянка была обязана один раз в своей жизни отдаться в этом храме, но только пришельцу: купцу, путешественнику, погонщику верблюдов и т. п.

Возможно, участие соотечественников в этих "забавах" создало бы много проблем, а тут пришел и ушел+ Не исключено также, что мужчинам, прибывшим извне, приписывали некую магическую силу. С точки зрения генетики, не столь уж глупо. Браки в тесном кругу ведут к вырождению+

"Отец истории" Геродот также рассказывает о богатых женщинах, которые заставляли провозить себя перед храмом напоказ, в колесницах, в окружении многочисленной челяди. Другие менее богатые и просто бедные входили за ограду храма и сидели там в ожидании, повязав головы лентами.

Территория за оградой была разделена с помощью веревок на определенное число аллей. Женщины располагались на одной стороне такой аллеи, а иностранцы, выбирая их, прохаживались вдоль другой стороны и бросали монеты на колени дамам, которые им приглянулись.

Мужчина, бросая монету, говорил, должно быть: "Я взываю к богине Милитте". Женщина должна была следовать за первым же мужчиной, бросившим деньги. Ей категорически запрещалось отвергать кого бы то ни было; предписывалось брать деньги, какой бы скромной ни была заплаченная сумма...

Исполнив свой долг перед богиней, женщина возвращалась домой. Геродот отмечает, что некоторым некрасивым женщинам случалось иногда проводить в храме по несколько лет, прежде чем их выбирали.

Строго говоря, в Вавилоне и "законный" брак имел нечто общее с проституцией. Существовало что-то вроде брачного аукциона, на котором по принципу "кто больше?" продавали невест. Красивые женщины быстро находили себе богатых мужей; однако, аукцион помогал и некрасивым!

Часть денег, вырученных на торгах, город платил мужчинам за то, что те соглашались брать в жены "невостребованных" женщин. Подобная ярмарка невест устраивалась в каждом городе дважды в год. Проводили ее трое наиболее известных своей честностью граждан.

В древней Армении дочери наиболее знатных семейств торговали собой в храме богини-матери Анахит в течение долгого времени, прежде чем выйти замуж.

Древние традиции.

В Финикии некоторых женщин закрепляли за храмом богини любви и плодородия Астарты. Они должны были обслуживать жрецов и иностранцев. Но в праздник Астарты священному соитию предавались многие.

Когда приходил пятнадцатый день пятого месяца, женщины, украшенные венками из тростника, рассаживались вдоль дорог... Те, кого уводили с собой прохожие, возвращались затем, уже без венков, к своим напрасно ожидавшим подругам и упрекали их за нетронутые венки.

В древней Лидии существовал обычай, согласно которому девушки занимались проституцией вплоть до замужества. Они сами выбирали себе мужей, отдавая им свои "честно заработанные" сбережения в качестве приданого.

Там же, но уже во II столетии, знатная женщина Аурелия Эмилия получила от одного оракула совет отправиться в храм и заняться проституцией, как это было принято некогда у ее предков (к тому времени данный обычай уже не практиковался).

Она так и поступила, после чего увековечила свой поступок в выгравированной надписи, как знак верности старинной, благородной традиции.

На Ближнем Востоке, в домусульманские времена, храмовые проститутки назывались зонах. Этих женщин также считали пророчицами. Их группы были важной частью торжественных процессий. Были проститутки и в известном Иерусалимском храме.

Они жили в уединении, в специальных кельях, и, помимо своих сакральных обязанностей, ткали одеяния для священных статуй. В храме жили также и мужчины, в чью функцию входила дефлорация девственниц.

В Израиле только что вступившие в брак женщины занимались проституцией в святилище, расположенном на вершине горы, в тени дубов и тополей.

Пророк Осия говорит: "Вот почему ваши дочери продают себя за деньги, а невестки изменяют вашим сыновьям". Позднее еврейские религиозные реформаторы стали изгонять проституток из храмов.

Великая матриархальная богиня, чьими жрицами являлись эти женщины, создавала серьезную конкуренцию Яхве, мужскому богу.

Деятельность проституток утратила ритуальный характер, они стали обычными "уличными феями"; но, тем не менее, жрецы культа Яхве еще долгое время взимали подоходный налог с тех из них, кто продолжал заниматься своим ремеслом в непосредственной близости от святилища.

Как мы уже говорили, изначально приданое, приносимое женщиной своему мужу, составляли сбережения, накопленные ею в юности, во время занятий священной проституцией. Иногда таким образом гетеры скапливали немалые богатства.

Известно, что свержение одного из лидийских царей было щедро оплачено купцами, ремесленниками и проститутками, причем, взнос последних был наиболее значительным!..

В городе Гиераполисе, расположенном недалеко от Евфрата, женщины сидели перед храмом, торгуя своим телом. Вырученные ими деньги расходовались на две цели. Часть из них посвящали богине, часть копили в качестве приданого+

Подобный "священный рынок любви" существовал и в Нумидии, пока римский император Константин, сделавший христианство государственной религией, не отменил "языческую мерзость"... Интересно, что традиция собирать приданое посредством проституции до сих пор существует в одном из арабских племен улед-наиль.

На Кипре среди женщин был распространен обычай бродить с наступлением вечера по берегу моря и соблазнять иностранных моряков, чьи галеры приставали к причалам. Считалось, будто все рожденные на Кипре женщины должны отдаваться мужчинам за деньги, служа тем самым богине острова.

В Коринфе культу Афродиты служили тысячи сакральных куртизанок; кроме того, свободные женщины приходили заниматься проституцией в старинный и богатый храм, где жрецы кормили бесчисленное количество голубей птиц, посвященных богине любви Афродите.

Отцы церкви позднее утверждали, что сама Афродита была отнюдь не строгих правил; да и греческая мифология подтверждает это. В Пафосе, как и во всех остальных святилищах великой богини, присутствовала группа храмовых проституток. Любой из их детей имел шансы стать царем.

Почти повсюду в древнем мире существовал обычай посылать достигших половой зрелости дочерей в храмы, чтобы их лишили там невинности. Надо отдать должное грекам, они первыми отказались от этого позорного обряда.

Индия знает немало случаев, когда женщины оставляли на время своих мужей и уходили в храм, чтобы в рамках религиозного ритуала отдаваться там жрецам или обычным посетителям.

Бывало, что в церемониях принимала участие целая толпа сакральных куртизанок, и праздники превращались в массовые оргии+ Индийские сакральные проститутки это знаменитые баядеры.

Они принимали в специально отведенных для этой цели храмовых помещениях мужчин, принадлежавших к определенным, достаточно высоким кастам. Отношения с представителями низших каст были запретными...

Баядеры должны были ежедневно танцевать в храме во время религиозных служб, а также на улице во время процессий. В Индии профессия баядеры никогда не считалась позорной. Ее представительницы с самого раннего возраста поступали на службу божеству либо вследствие обета, данного матерью или отцом, либо добровольно.

Их дочери, как правило, занимались тем же ремеслом. Голландский путешественник Ставоринус писал в XVIII столетии: "Если во время танца баядер зритель захочет получить удовольствие с одной из них, он может тут же удовлетворить свое желание за умеренную цену.

Остальные женщины продолжают танцевать, как ни в чем не бывало". Слово "баядера" португальского происхождения и означает "танцовщица балета".

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации Andrea Watson

    В древние времена мужчины поклонялись богине Афродите, занимаясь любовью со служительницам ее культа в кипрском Пафосе. Как пишет корреспондент , сегодня это место обретает новую известность.

    В 2017 году город Пафос получит звание европейской культурной столицы. Кто бы мог подумать, что этой чести будет удостоен обыкновенный курорт на западе Кипра с его бесконечными бетонными отелями, китайскими и индийскими забегаловками, пивнушками, банальными сувенирными лавками, игровыми автоматами и всеми прочими атрибутами массового туризма в стиле семидесятых!

    Это решение удивило до глубины души даже некоторых местных жителей. Что же усмотрел в нем Европейский союз, принимающий решение о присвоении этого звания?

    В 1966 году один местный фермер, вспахивая свое поле недалеко от бухты, где промышляли владельцы лодок со стеклянным дном, случайно наткнулся на объект огромной археологической ценности.

    В ходе раскопок выяснилось, что под землей скрывался самый крупный на Кипре греко-римский город - с виллами, дворцами, театрами, крепостями и усыпальницами - и одно из самых больших римских поселений во всем Средиземноморье.

    Секс с незнакомцами был не просто возможен, но даже обязателен

    От Неа-Пафоса, как назывался этот город в древности, остались одни развалины. Однако мощные землетрясения, которые обрушились на Западный Кипр в IV веке и сровняли с землей большую часть строений, пощадили огромную сокровищницу мозаичных полов, и те дошли до наших дней почти нетронутыми.

    Правообладатель иллюстрации Andrea Watson Image caption На некоторых из мозаичных картин, сохранившихся на месте расположения храма Неа-Пафоса, изображены эротические сцены из греческой мифологии, такие как история Аполлона и Дафны

    По мнению экспертов ЮНЕСКО, включивших Пафос в Список объектов всемирного наследия, это одни из лучших образцов мозаики во всем мире: "красочный альбом древнегреческой мифологии", страницы которого составляет целая анфилада комнат с иллюстрациями мифов о Фисбе и Пираме, об Эхо и Нарциссе, о похищении Ганимеда, об Аполлоне и Дафне и обо всем пантеоне богов.

    Помимо руин древнего города Неа-Пафос, которые сегодня открыты для посетителей со всего мира, эксперты ЮНЕСКО оценили и храм Афродиты на территории современной Куклии, возведенный в 1200 году до нашей эры и некогда бывший главным святилищем Средиземноморья, посвященным богине любви.

    Сегодня на Кипре имя Афродиты используют для рекламы всего на свете - от аренды машин до вилл, но в дохристианскую эпоху оно служило совершенно иным целям: бесчисленные паломники, устремлявшиеся в ее храм, молились этой богине перед соитием со служительницами культа Афродиты. Такая вот древняя форма секс-туризма.

    Правообладатель иллюстрации Andrea Watson Image caption От храма Афродиты в Неа-Пафосе уцелели только колонны

    "Не может быть!" - воскликнет читатель. Но это так: полчища туристов приезжали сюда не только поклониться богине, но и поучаствовать в диких оргиях в ее честь (запрещенных римским императором Константином в 400 году нашей эры), где секс с незнакомцами был не просто возможен, но даже обязателен.

    Свободная любовь?

    В современных путеводителях могут обходить молчанием принятые в те времена на Пафосе обряды, но греческий историк Геродот, писавший о Кипре в V веке до нашей эры, раскрывает удивительные факты.

    "Самый же позорный обычай у вавилонян вот какой. Каждая вавилонянка однажды в жизни должна садиться в святилище Афродиты и отдаваться [за деньги] чужестранцу".

    По его словам, это требование относилось к женщинам всех сословий - и низкого, и высокого, хотя богатые женщины часто ездили в храм в закрытых повозках.

    Земля Кипра разжигала в мужчинах похоть Лудольф фон Зухен, немецкий священник

    "Отказываться брать деньги женщине не дозволено […] Девушка должна идти без отказа за первым же человеком, который бросил ей деньги".

    Историк ехидно добавляет, что особенно некрасивым женщинам иногда приходилось ждать этого человека годами.

    Те же сведения приводятся в монументальном труде Джеймса Фрезера "Золотая ветвь", посвященном сопоставлению религий.

    "На Кипре первоначально обычай, очевидно, требовал, чтобы перед замужеством все женщины отдавались чужестранцам в святилище богини", - пишет он, уточняя, что подобные традиции бытовали в Вавилоне, Библосе и Баальбеке, а также в Армении и Турции.

    Правообладатель иллюстрации Andrea Watson Image caption Храмовые проститутки носили ритуальные головные уборы и были обязаны отдаваться всякому мужчине, заплатившему им

    Память об этих обрядах, которые, вероятно, постепенно отошли в прошлое после введения в Риме запрета на подобные практики, жила еще много веков.

    В 1336 году немецкий священник Лудольф фон Зухен, описывая языческие паломничества на Пафос, предупреждал о том, что "земля Кипра разжигала в мужчинах похоть".

    Считается, что настоящая или мифическая Афродита, или Венера, воплощающая в себе весь сонм древних богинь плодородия, была супругой своего первого жреца - короля Кипра.

    Богиня знаменита не только удивительной красотой, но и своими многочисленными любовниками.

    На известной картине Сандро Боттичелли чаровницу, которая, согласно легенде, родилась из морской пены, образованной из отсеченного пениса Урана, несут к берегу легкие ветра-зефиры, а нимфа спешит прикрыть ее обнаженные прелести развевающейся шелковой мантией, украшенной цветами.

    Ловушка для туристов

    Даже сегодня, в XXI веке, киприоты настолько влюблены в этот миф, что совершенно искренне уверяют посетителей, будто богиня родилась у берегов Пафоса.

    Все экскурсионные маршруты лежат через скалу Петра-ту-Ромиу, куда она ступила, выходя из моря; причем туристам настоятельно рекомендуют взять с собой фотоаппарат. Щелк! щелк! - и автобус катится дальше, к руинам близлежащего храма, посвященного Афродите.

    Здесь в сувенирной лавке я наткнулся на книгу покойного Стаса Параскоса (художника и основателя Кипрского колледжа искусств, расположенного недалеко от Пафоса), которая стала для меня настоящим откровением.

    Параскос знаменит тем, что стал последним художником в Великобритании, признанным виновным в непристойном поведении, так что он, конечно, не стал стесняться истории своей родины.

    В книге "Афродита: мифология Кипра" Параскос искусно переплетает факты с художественным вымыслом, рассказывая выдуманную историю паломника, своими глазами лицезревшего весенний праздник-афродизию с его обрядами, жертвоприношениями и мистическими слияниями с богиней.

    Правообладатель иллюстрации Wikipedia Image caption Афродита, изображенная на картине Боттичелли "Рождение Венеры", вероятно, воплощает в себе образы нескольких богинь плодородия со всего Средиземноморья

    Герой книги сталкивается и с вполне обыденными вещами - ищет себе место для ночлега и спасается от воров и проституток, затесавшихся в толпы греков, египтян, персов и филистимлян.

    Повествование основано на подлинных источниках, а в конце книги автор рассказывает о тех пережитках культа Афродиты, которые еще сохранились на современном Кипре.

    От храма, по сути, не осталось и следа, но описание этого здания в гомеровской "Илиаде" совпадает с изображением на римской монете, датируемой 200 годом нашей эры, которая была найдена недалеко от Куклии и теперь хранится в Британском музее.

    Храм представлял собой открытое каменное сооружение с так называемыми вотивными столбами вокруг огромного конусообразного камня - древнего символа богини плодородия.

    Теперь этот фаллический монумент, почерневший от существовавшего до недавних пор обычая местных женщин помазывать его оливковым маслом, хранится в расположенном у развалин музее, который некогда был усадьбой крестоносца.

    Здесь же выставлена копия красивой мозаики, изображающей Леду, которая обнажается перед вожделеющим ее Зевсом, принявшим облик лебедя (оригинал мозаики хранится в Кипрском музее).

    Среди холмов, где один из любовников Афродиты, Арес, убил на охоте своего соперника Адониса, уже не раздается лай собак и звуки кимвала. Теперь здесь слышен лишь тихий стук клюшек для гольфа, который доносится из отеля "Афродита Хиллз".

    Непреходящая слава этого имени и помогла Пафосу стать культурной столицей Евросоюза и войти в Список объектов всемирного наследия.

    Как утверждает ЮНЕСКО, в него включаются только объекты, имеющие выдающуюся универсальную ценность.

    Благодаря своей тесной связи с богиней любви, вдохновлявшей писателей, поэтов и художников на протяжении всей истории человечества, Неа-Пафос и Куклия очевидным образом соответствуют этому требованию.

    Пафос надеется на собственное возрождение и верит, что в этом ему помогут Афродита и реликвии удивительной и древней культуры, сокрытые под поверхностью современного Кипра.

    За несколько сотен лет до нашей эры в античных странах Средиземноморья широко был распространен культ Великой Богини. В Элладе ее называли Афродита, в Вавилоне - Иштар, в Финикии - Астарта. Поклонение этому божеству включало в себя сексуальные обряды

    Так, собирающаяся замуж девушка обязана была пройти ритуальную дефлорацию именно в храме Великой Богини. Девушка, которая потеряла невинность не в стенах храмах, не считалась полноценной женщиной и фактически была обречена на безбрачие.

    Обряд дефлорации совершался следующим образом: в определенный день девственница приходила в "священный дом" и отдавалась любому незнакомому мужчине, которого она здесь повстречает. Интересно, что дефлоратор ни в коем случае не должен был обнажать девушку. Во-первых, это приравнивалось к осквернению храма, а во-вторых, считалось, что лицезрение женской наготы несет очень серьезную опасность для мужчины. Кстати, таким образом женщина жертвовала свою девственность Великой Богине и одновременно переходила под ее дальнейшую защиту. В тоже время, в храмах существовала каста культовых жриц, занятия которых принято называть "священной проституцией". Подобных куртизанок именовали "девами", "чистыми" или "святыми". Считалось, что они вместе составляют единое тело богини и одновременно каждая из них является ее "носительницей".

    Известно, что ремесло храмовой проститутки совсем не являлось позорным. Напротив, богатые, аристократические семьи почитали за огромную честь, если их дочь становилась жрицей в храме любви. Чтобы "пристроить" свою дочку, родители нередко платили огромные деньги. "Эротической службе" предшествовал довольно длительный период обучения премудростям любви, который мог длиться от трех до семи лет. Девушек учили опытные гетеры. Нередко в качестве своеобразных тренажеров в практических занятиях использовали мужчин-рабов, так как авторитетные наставницы в силу своих физиологических особенностей могли преподавать исключительно теорию. Обычная жрица любви, как правило, хорошо владела сорока-пятьюдесятью сексуальными позициями, знала магию и умела приготавливать "приворотные зелья". Интересно, что большинство сексуальных позиций, которые описываются в современных руководствах по сексу, пришли к нам из античности и первоначально имели исключительно магические функции.

    Кстати, помимо любовных, поз жрица любви должна была в совершенстве владеть техникой ласк языком. Так, в Месопотамии существовал обряд "облизывания", когда несколько храмовых куртизанок доводили до экстаза с помощью языка юношу-девственника, который в скором времени должен был пройти обряд посвящения в воины. Большинство эротических ритуалов носили магические функции. Например, перед военными походами и античными "битвами за урожай" проводились opгии. где главная роль отводилась "мастерицам любви", знающими, с помощью каких позиций добиться благосклонности у божеств войны и урожая.

    Так, в Индии полководец накануне важной военной операции должен был прийти в храм любви и совокупиться в разных "магических" позах с четырьмя храмовницами", каждая из которых как бы представляла собой определенную стихию: огонь, воду, землю и воздух. Считалась, что с помощью подобной акции военный вождь покоряет и приручает эти четыре элемента, которые поспособствуют ему в битве. Интересный обряд существовал у древних ассирийцев: там служительницы культа богини любви Астарты в день весеннего равноденствия похищали с помощью храмовых воинов юношей-девственников и устраивали с пленниками оргии.

    Сие эротическое действо, которое условно можно назвать "охотой за семенем", не включало в себя коитальные контакты, то есть молодые люди не теряли свою "девственность". Жрицы доводили их до оргазма с помощью так называемых эвокаций - массажа эрогенных зон. При этом юноши были крепко связаны, а их глаза плотно закрывала повязка. В некоторых местах жриц, помимо эротической науки, обучали и искусству танца. Причем "храмовница" не просто должна была эстетически радовать "прихожан", но и при помощи па обязана была доводить мужчин до сексуального экстаза. Интересно, что присутствующие при подобном танце не имели право не только касаться танцовщицы, но и вообще должны были сидеть без движения. В таком положении они достигали эякуляции. Считалось, что изверженное семя в подобном "танцевальном" ритуале приносилось в жертву Великой Богине.


    Кстати, если девушка становилась матерью, ее отстраняли от "службы". Это объяснялась тем, что, родив ребенка, жрица теряет свои магические способности. Без них сексуальная мистерия не сможет пробудить Великую Богиню и в то же время не переносит совокупляющегося с гетерой мужчину в мир божества, так называемую территорию Афродиты. Вероятно, во время ритуала мужчина действительно ощущал какую-то связь со сверхъестественным.

    Во-первых, до такого состояния его могла довести владеющая в совершенстве искусством любви жрица. Во-вторых, в мистериях Великой Богини активно применялись так называемые любовные напитки, рецепты которых давно утеряны. Кстати, "приворотные зелья", вопреки нынешним стереотипам, использовались не с целью стимуляции сексуального влечения, а для того, чтобы придать соитию абсолютно новые измерения, которые бы отличали его от обычного полового акта. Считалось, что оплодотворение женщины равно посеву семян в землю; половой акт гарантирует богатый урожай…

    Позднее на смену священным холмам и пещерам пришли храмы. Женские свиты богов и богинь стали располагаться в специальных помещениях.

    Но ритуальные совокупления продолжались; более того, паломники, прибывавшие издалека к знаменитым святыням, должны были платить за любовь жриц, как за любую храмовую церемонию… Так возникла священная проституция, возможно, положившая начало всякой иной.

    Во второй половине XVIII столетия знаменитый философ и писатель Вольтер привлек внимание общественности к вопросу священной проституции в связи с переводом на французский «Истории» Геродота. Речь шла о чужестранцах, ложившихся в храме, перед алтарем, с самыми знатными дамами Вавилона.

    Каждая вавилонянка была обязана один раз в своей жизни отдаться в этом храме, — но только пришельцу: купцу, путешественнику, погонщику верблюдов и т. п.

    Возможно, участие соотечественников в этих «забавах» создало бы много проблем, а тут — пришел и ушел… Не исключено также, что мужчинам, прибывшим извне, приписывали некую магическую силу. С точки зрения генетики, не столь уж глупо. Браки в тесном кругу ведут к вырождению…

    «Отец истории» Геродот также рассказывает о богатых женщинах, которые заставляли провозить себя перед храмом напоказ, в колесницах, в окружении многочисленной челяди. Другие — менее богатые и просто бедные — входили за ограду храма и сидели там в ожидании, повязав головы лентами.

    Территория за оградой была разделена с помощью веревок на определенное число аллей. Женщины располагались на одной стороне такой аллеи, а иностранцы, выбирая их, прохаживались вдоль другой стороны и бросали монеты на колени дамам, которые им приглянулись.

    Мужчина, бросая монету, говорил, должно быть: «Я взываю к богине Милитте». Женщина должна была следовать за первым же мужчиной, бросившим деньги. Ей категорически запрещалось отвергать кого бы то ни было; предписывалось брать деньги, какой бы скромной ни была заплаченная сумма...

    Исполнив свой долг перед богиней, женщина возвращалась домой. Геродот отмечает, что некоторым некрасивым женщинам случалось иногда проводить в храме по несколько лет, прежде чем их выбирали.

    Строго говоря, в Вавилоне и «законный» брак имел нечто общее с проституцией… Существовало что-то вроде брачного аукциона, на котором по принципу «кто больше?» продавали невест. Красивые женщины быстро находили себе богатых мужей; однако, аукцион помогал и некрасивым!

    Часть денег, вырученных на торгах, город платил мужчинам за то, что те соглашались брать в жены «невостребованных» женщин. Подобная ярмарка невест устраивалась в каждом городе дважды в год. Проводили ее трое наиболее известных своей честностью граждан.

    В древней Армении дочери наиболее знатных семейств торговали собой в храме богини-матери Анахит в течение долгого времени, прежде чем выйти замуж.

    В Финикии некоторых женщин закрепляли за храмом богини любви и плодородия Астарты. Они должны были обслуживать жрецов и иностранцев. Но в праздник Астарты священному соитию предавались многие.

    Когда приходил пятнадцатый день пятого месяца, женщины, украшенные венками из тростника, рассаживались вдоль дорог... Те, кого уводили с собой прохожие, возвращались затем, уже без венков, к своим напрасно ожидавшим подругам и упрекали их за нетронутые венки.

    В древней Лидии существовал обычай, согласно которому девушки занимались проституцией вплоть до замужества. Они сами выбирали себе мужей, отдавая им свои «честно заработанные» сбережения в качестве приданого.

    Там же, но уже во II столетии, знатная женщина Аурелия Эмилия получила от одного оракула совет отправиться в храм и заняться проституцией, как это было принято некогда у ее предков (к тому времени данный обычай уже не практиковался).

    Она так и поступила, после чего увековечила свой поступок в выгравированной надписи, как знак верности старинной, благородной традиции…

    На Ближнем Востоке, в домусульманские времена, храмовые проститутки назывались зонах. Этих женщин также считали пророчицами. Их группы были важной частью торжественных процессий. Были проститутки и в известном Иерусалимском храме.

    Они жили в уединении, в специальных кельях, и, помимо своих сакральных обязанностей, ткали одеяния для священных статуй. В храме жили также и мужчины, в чью функцию входила дефлорация девственниц.

    В Израиле только что вступившие в брак женщины занимались проституцией в святилище, расположенном на вершине горы, в тени дубов и тополей.

    Пророк Осия говорит: «Вот почему ваши дочери продают себя за деньги, а невестки изменяют вашим сыновьям». Позднее еврейские религиозные реформаторы стали изгонять проституток из храмов.

    Великая матриархальная богиня, чьими жрицами являлись эти женщины, создавала серьезную конкуренцию Яхве, мужскому богу.

    Деятельность проституток утратила ритуальный характер, они стали обычными «уличными феями»; но, тем не менее, жрецы культа Яхве еще долгое время взимали подоходный налог с тех из них, кто продолжал заниматься своим ремеслом в непосредственной близости от святилища.

    Как мы уже говорили, изначально приданое, приносимое женщиной своему мужу, составляли сбережения, накопленные ею в юности, во время занятий священной проституцией. Иногда таким образом гетеры скапливали немалые богатства.

    Известно, что свержение одного из лидийских царей было щедро оплачено купцами, ремесленниками и проститутками, — причем, взнос последних был наиболее значительным!..

    В городе Гиераполисе, расположенном недалеко от Евфрата, женщины сидели перед храмом, торгуя своим телом. Вырученные ими деньги расходовались на две цели. Часть из них посвящали богине, часть копили в качестве приданого…

    Подобный «священный рынок любви» существовал и в Нумидии, пока римский император Константин, сделавший христианство государственной религией, не отменил «языческую мерзость»... Интересно, что традиция собирать приданое посредством проституции до сих пор существует в одном из арабских племен — улед-наиль.

    На Кипре среди женщин был распространен обычай бродить с наступлением вечера по берегу моря и соблазнять иностранных моряков, чьи галеры приставали к причалам. Считалось, будто все рожденные на Кипре женщины должны отдаваться мужчинам за деньги, служа тем самым богине острова.

    В Коринфе культу Афродиты служили тысячи сакральных куртизанок; кроме того, свободные женщины приходили заниматься проституцией в старинный и богатый храм, где жрецы кормили бесчисленное количество голубей — птиц, посвященных богине любви Афродите.

    Отцы церкви позднее утверждали, что сама Афродита была отнюдь не строгих правил; да и греческая мифология подтверждает это… В Пафосе, как и во всех остальных святилищах великой богини, присутствовала группа храмовых проституток. Любой из их детей имел шансы стать царем.

    Почти повсюду в древнем мире существовал обычай посылать достигших половой зрелости дочерей в храмы, чтобы их лишили там невинности. Надо отдать должное грекам, — они первыми отказались от этого позорного обряда…

    Индия знает немало случаев, когда женщины оставляли на время своих мужей и уходили в храм, чтобы в рамках религиозного ритуала отдаваться там жрецам или обычным посетителям.

    Бывало, что в церемониях принимала участие целая толпа сакральных куртизанок, и праздники превращались в массовые оргии… Индийские сакральные проститутки — это знаменитые баядеры.

    Они принимали в специально отведенных для этой цели храмовых помещениях мужчин, принадлежавших к определенным, достаточно высоким кастам. Отношения с представителями низших каст были запретными...

    Баядеры должны были ежедневно танцевать в храме во время религиозных служб, а также на улице во время процессий. В Индии профессия баядеры никогда не считалась позорной. Ее представительницы с самого раннего возраста поступали на службу божеству — либо вследствие обета, данного матерью или отцом, либо добровольно.

    Их дочери, как правило, занимались тем же ремеслом. Голландский путешественник Ставоринус писал в XVIII столетии: «Если во время танца баядер зритель захочет получить удовольствие с одной из них, он может тут же удовлетворить свое желание за умеренную цену.

    Остальные женщины продолжают танцевать, как ни в чем не бывало». Слово «баядера» португальского происхождения и означает «танцовщица балета».

    Нисхождение Иштар

    Иштар · в аккадской мифологии центральное женское божество, соответствует шумерской Инанне. Главные аспекты Иштар - богиня плодородия и плотской любви; богиня войны, распри; астральное божество (олицетворение ). Имя восходит к более древнему "астар", что у восточных семитов означало "богиня" (вообще), у западных (в форме астарт, Астарта) было именем собственным определенной богини, а у южных - бога. Нарицательный характер слова "астар" способствовал поглощению образом Иштар множества шумерских и хурритских образов богинь (например, хурритская Нину или Нино стала "Иштар Ниневийской"). Однако чаще всего аккадская Иштар (упоминания с середины III тысячелетия до н.э.) соответствует шумерской Инанне. Почиталась как местное божество во многих центрах Южного и Северного Двуречья (Аккад, Арбела, Ниневия, Ашшyp, Ур, Урук и др.). Может выступать под именами Анун(н)иту и Нанайя (родственное Иштар божество, впоследствии, видимо, полностью с ней отождествленное).

    В Уруке культ Иштар был связан с оргиастическими празднествами, включавшими самоистязания (возможно, самооскопление), проявлениями сексуальной свободы, принесением в жертву девственности жрицами - "кадишту". Иштар считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов. Судя по "Эпосу об Эрре", попытки уничтожить обряды Иштар в Уруке делались с конца III тысячелетия до н.э., но окончательно Иштар (в ипостаси Нанайи) потеряла характер богини оргиастического культа, по-видимому, лишь к концу правления Ахеменидов (V-IV вв. до н.э.). Наиболее распространенные эпитеты - "владычица богов", "царица царей", "яростная львица", "Иштар-воительница". В иконографии Иштар иногда изображается со стрелами за спиной.

    Основные мифы: 1. Иштар предлагает свою любовь Гильгамешу, а тот отказывается, мотивируя отказ непостоянством и коварством богини и перечисляя погубленных ею возлюбленных - людей, богов и животных (льва, коня). За это Иштар мстит герою, насылая на Урук небесного быка - чудовище, созданное по ее просьбе ее отцом Ану (шумер. А н) (миф известен из VI таблицы о Гильгамеше "О все видавшем"). 2. Нисхождение Иштар в преисподнюю, в результате на земле прекращается любовь, животная и растительная жизнь. В аккад. Иштар отчетливее, чем у шумерской Инанны, проступают также функции богини - создательницы жизни, помощницы при родах. Военный аспект Иштар ярче всего выступает в северных центрах ее культа, в частности в Ассирии; здесь она - дочь верховного бога Ашшура. Со II тысячелетия до н.э. культ Иштар широко распространяется у хурритов (где она идентифицируется главным образом с местной богиней Шавушкой), хеттов и других народов.

    Текст сохранился в двух версиях — фрагмент их Ашшура (XI в. до н.э.) и из библиотеки Ашшурбанапала (VII в. до н.э.). Сюжет поэмы тесно связан с более ранним шумерским мифом « ». Интересно, что причина, по которой богиня отправляется в царство мертвых, нигде не указана.

    Иштар , дочь Сина , спускается в нижний мир и требует, чтобы привратник открыл ей ворота. В противном случае она грозится разломать дверь и поднять мертвых. Сторож просит гостью подождать и бежит докладывать царице Эрешкигаль , что пришла ее сестра. Эрешкигаль при этом известии впадает в ярость, но затем велит впустить Иштар и поступить с ней согласно древним законам. Страж проводит богиню через семь врат подземного мира и в каждых воротах снимает с нее какое-нибудь украшение (возможно амулеты, имеющие магическую силу). Когда нагая и безоружная Иштар предстала перед сестрой, та приказала Намтару закрыть ее во дворце и наслать на богиню 60 болезней.

    Между тем на земле с уходом Иштар жизнь замерла, все живое перестало размножаться. Посол богов Пасуккаль сообщает об этом Эйе . Премудрый бог создает евнуха Аснамира и отправляет его с посланием в царство мертвых. эрешкигаль разъярилась, увидев Аснамира, но отказать ему почему-то не смогла. она приказывает Намтару оживить сестру с помощью живой воды и напоминает, что по законам нижнего мира при выходе из преисподней Иштар обязана предоставить себе замену. Иштар проходит через семь ворот, где ей возвращают отобранные ранее вещи. Конец мифа не совсем ясен. Скорее всего, по аналогии с шумерским сказанием заменой Иштар в стране без возврата становится ее возлюбленный Таммуз (шум. Думузи).

    I

    К стране безысходной, земле обширной

    Синова дочь, Иштар, свой дух склонила,

    Склонила Синова дочь свой дух пресветлый

    К обиталищу мрака, жилищу Иркаллы .

    К дому, откуда вошедший никогда не выходит,

    К пути, на котором дорога не выводит обратно;

    К дому, в котором вошедший лишается света,

    Света он больше не видит, во тьме обитает;

    Туда, где питье его — прах и еда его — глина,

    А одет он, словно бы птица, одеждою крыльев.

    II

    На дверях и засовах простирается прах,

    Перед вратами разлилось запустенье.

    Ворот Преисподней едва достигнув,

    Иштар уста открыла, вещает,

    К сторожу врат обращает слово:

    “Сторож, сторож, открой ворота,

    Открой ворота, дай мне войти.

    Если ты не откроешь ворот, не дашь мне войти,

    Разломаю я двери, замок разобью,

    Разломаю косяк, побросаю я створки.

    Подниму я усопших, едящих живых,

    Станет больше живых тогда, чем усопших”.

    III

    Сторож уста открыл и вещает,

    Обращается он к великой Иштар:

    “Постой, госпожа, не сбрасывай двери,

    Обожди ты снаружи, внутрь я войду,

    Доложу твое имя царице Эрешкигаль”.

    Входит сторож, вещает Эрешкигаль:

    “Сестра твоя это, Иштар, стоит у дверей,

    Корчемница это великих пиров,

    Возмутившая воды пред Эа-царем”.

    IV

    Эрешкигаль, такое услышав,

    Словно срубленный дуб в лице пожелтела,

    Как подбитый тростник, почернели губы:

    “Что ее сердце ко мне приносит?

    Что ее чрево на меня замышляет?

    Что же, и я с ней воссяду,

    С Ануннаками вместе пить буду воду,

    Наместо хлеба есть буду глину

    Пить, наместо вина, мутную воду,

    О мужьях буду плакать, оставивших жен,

    Буду я плакать вместе о женах,

    Взятых от лона своих супругов,

    Буду я плакать о малютке, о нежном,

    Ранее срока прочь унесенном!”

    V

    “Ступай, о сторож, открой врата ей,

    Поступи с ней согласно древним законам”.

    Приходит сторож, открыл врата ей:

    “Входи, госпожа! Ликует Куту!

    Дворец Преисподней о тебе веселится!”

    VI

    В одни врата ее ввел и снимает, убирает большую тиару с ее головы.

    “Зачем убираешь ты, сторож, большую тиару с моей головы?”

    В другие врата ее ввел и снимает, убирает подвески с ее ушей.

    “Зачем убираешь ты, сторож, подвески с моих ушей?”

    “Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

    В третьи врата ее ввел и снимает, убирает ожерелье с ее шеи.

    “Зачем убираешь ты, сторож, ожерелье с моей шеи?”

    “Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

    В четвертые врата ее ввел и снимает, убирает щиточки с ее грудей.

    “Зачем убираешь ты, сторож, щиточки с моих грудей?”

    “Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

    В пятые врата ее ввел и снимает, убирает пояс рождений с ее чресел.

    “Зачем убираешь ты, сторож, пояс рождений с моих чресел?”

    “Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

    В шестые врата ее ввел и снимает, убирает запястья с ее рук и ног.

    “Зачем убираешь ты, сторож, запястья с моих рук и ног?”

    “Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

    В седьмые врата ее ввел и снимает, убирает платочек стыда с ее тела.

    “Зачем убираешь ты, сторож, платочек стыда с моего тела?”

    “Входи, госпожа! У царицы земли такие законы”.

    VII

    Как издревле Иштар к преисподней сходила —

    Эрешкигаль, ее видя, пред ней взъярилась,

    Иштар не смутилась и к ней ступила.

    “Ступай, Намтар, во дворце затвори ее,

    Наведи шестьдесят болезней на сестру, на Иштар:

    Болезнь очей — на очи ее,

    Болезнь ушей — на уши ее,

    Болезнь рук — на руки ее,

    Болезнь ног — на ноги ее,

    Болезнь сердца — на сердце ее,

    Болезнь главы — на главу ее,

    На всю на нее,на все ее тело”.

    VIII

    Как Иштар, госпожа, сошла к Преисподней, —

    Осел ослицы больше не кроет,

    Спит супруг в своей спальне, спит жена у себя.

    IX

    Пасуккаль, посол великих богов,

    Омрачился видом, в лице потемнел,

    Оделся в худое, облекся в траур,

    И пошел Пасуккаль к Эа-отцу,

    И пред Эа бегут его слезы:

    “Иштар на землю сошла, не восходит.

    С той поры, как Иштар сошла к Преисподней, —

    Бык на корову больше не скачет,

    Осел ослицы больше не кроет,

    Жены при дороге не кроет супруг,

    Спит супруг в своей спальне, спит жена у себя”.

    X

    Эа в глуби сердечной задумал образ,

    Создал Аснамира, евнуха:

    “Ступай, Аснамир, к вратам Преисподней лик обрати,

    Семь ворот Преисподней пред тобой распахнутся,

    Эрешкигаль, тебя увидав, тебе да ликует,

    Отдохнет ее сердце, ее чрево взыграет,

    Ты заставь ее клясться, клясться великими богами,

    [...] создала [...] в утробе.

    Голова кверху, к меху Хальзику дух устреми!”

    “О госпожа, пусть дадут мне Хальзику, из него изопью я!”

    XI

    Эрешкигаль, такое услышав,

    Ударила бедра, прикусила палец:

    “Пожелал ты, Аснамир, чего не желают!

    Я тебя прокляну великою клятвой,

    Наделю тебя долей, незабвенной вовеки:

    Снедь из канавы будешь ты есть,

    Сточные воды будешь ты пить,

    В тени под стеною будешь ты жить,

    На черепицах будешь ты спать,

    Голод и жажда сокрушат твои щеки”.

    XII

    Эрешкигаль уста открыла, вещает,

    К Намтару-послу обращает слово:

    “Ступай, Намтар, во дворец, ударь [...]

    Постучи в черепицы из белого камня

    Изведи Ануннаков, на трон золотой посади их,

    Иштар живою водой окропи, приведи ее”.

    Пошел Намтар во дворец, ударил [...]

    Постучал в черепицы из белого камня,

    Ануннаков извел, на трон золотой посадил их,

    Иштар живою водой окропил, и привел ее.

    XIII

    “Ступай же, Намтар, возьми ты Иштар;

    А если она не даст тебе выкупа — верни ты ее”.

    И Намтар ее взял, [...]

    XIV

    В одни врата ее вывел и вернул ей большую тиару с ее головы.

    В другие врата ее вывел и вернул ей подвески с ее ушей.

    В третьи врата ее вывел и вернул ей ожерелье с ее шеи.

    В четвертые врата ее вывел и вернул ей щиточки с ее грудей.

    В пятые врата ее вывел и вернул ей пояс рождений с ее чресел.

    В шестые врата ее вывел и вернул ей запястья с ее рук и ног.

    В седьмые врата ее вывел и вернул ей платочек стыда с ее тела.

    XV

    Ряд черт культа Афродиты позволяют предположить, что по своему происхождению Афродита была малоазийской богиней (финикийская Астарта, ассирийская Иштар, египетская Исида, фригийская — возможно прообразы Афродиты). Подобно этим восточным богиням плодородия Афродита чаще всего является в сопровождении свиты диких зверей — львов, волков, медведей, усмиренных вселенным в них богиней любовным желанием. Под стенами Афродита, как и другие боги малоазийского происхождения (, Артемида, Арес), защищает троянцев. Она спасает во время его поединка с , вмешивается в сражение, в котором совершает свои подвиги , выводит из битвы своего сына Энея.

    В позднейший период формирования античной мифологической традиции образ Афродиты раздваивается: мифографы различают Афродиту Пандемос ("Всенародная") — божество грубой чувственной любви — и Афродиту Уранию ("Небесная"), которая вселяет в людей возвышенную, идеальную любовь.

    В римской мифологической традиции А. соответствует Венера.

    На следующий день с утра поехал посмотреть святилище Афродиты (Sanctuary of Aphrodite), находящееся возле деревни Куклия. Стоянка рядом со святилищем расположена в деревне (34.709067, 32.574426). Погода была жаркой около 28-30 градусов, каково тут летом? Стоимость посещения святилища и музея при нем 4.5 евро.



    В древние времена здесь находился город Пафос или Старый Пафос (Палео Пафос). В древнегреческом мире Палео Пафос был одним из самых важных центров паломничества, поскольку здесь находился знаменитый Храм Афродиты, богини любви и плодородия. Культ Афродиты возник на острове за двенадцать веков до нашей эры. Тогда же на этом месте и был построен первый храм в её честь. Собственно поклонение богине началось задолго до этого момента. В раскопках находят культовые женские фигурки, относящиеся к 3800 году до н. э. Но тогда это была другая богиня. Сначала тогдашние «киприоты» поклонялись Богине-Матери, потом Астарте, культ которой завезли из Месопотамии. Астарта являлась богиней плодородия и покровительницей женщин.
    Древнее святилище представляло собой огороженную площадку размером примерно 20 на 50 метров, на которой располагались культовые сооружения. Мощнейшее землетрясение, произошедшее в 77 году, полностью разрушило храм и другие постройки. Однако римляне, владевшие тогда островом, на руинах разрушенного храма построили новый, ещё более помпезный. Новые римские строения, занимали большую площадь (79 x 67 м). Храм имел большой открытый двор, в центре которого находился главный объект поклонения − чёрный конический камень высотой 1,2 метра. Внешний облик храма Афродиты в Палео Пафосе сохранился лишь на древних монетах.
    Весной в Храме Афродиты проводились так называемые Афродисии – иначе говоря, сексуальные оргии, не участие в которых каралось смертью.
    Женщины должны были отдаваться чужестранцам за деньги хотя бы один раз в жизни. Они приезжали в Храм и занимали места в определенном помещении святилища. Любой чужестранец бросал деньги на пол возле выбранной женщины, которая смиренно шла за ним в другую залу и прямо под открытым небом предавалась сексуальным утехам с неизвестным. После этого она могла уйти домой. В этом смысле красавицам «везло» больше: они быстро совершали этот странный обряд. А вот менее симпатичным девушкам и дурнушкам приходилось туго: они могли месяцами ожидать «кавалера», пока к ним кто-нибудь присмотрится.
    Сей обряд лишь маленькая и самая безобидная толика в массе необузданных сексуальных оргий, которые описывались историками и литераторами в честь богини Афродиты. Например, девушка перед тем, как выйти замуж, проходила обряд лишения невинности именно в Храме. Причем совершить «священный ритуал» девственница должна была отнюдь не со своим избранником, а с незнакомцем, первым попавшимся, кто захочет ею овладеть. Так, девушка жертвовала своей девственностью во имя Великой Богини, которая тут же брала ее под свою защиту.
    Примечательно, что при Храме существовала особая каста женщин – жрицы Любви, сексуальная связь с которыми считалась особым почетом, ибо они олицетворяли Богиню и ее плоть здесь, на Земле. Их называли «девами» или «святыми», а их ремесло – «священной проституцией». Стать жрицей Любви было очень престижно. Богатые родители отдавали целые состояния за то, чтобы их дочери обучались искусству обольщения и сексуальной раскрепощенности у Великолепных Гетер. Между прочим, они славились на весь мир и ценились на вес золота, ведь их отличало не только умение доставить неземное сексуальное наслаждение, но и поймать психологическое состояние партнера, заставить его уйти от проблем или подойти к ним совершенно с другой стороны. Это список можно было бы продолжать, но факт остается фактом – Гетеры были очень умными и образованными женщинами.
    В 313 году римский император Феодосий провозгласил своим указом равенство всех религий и одновременно «упразднил» язычество. Храм Афродиты с тех пор стал невостребованным и постепенно разрушился от землетрясений, да потом и люди разбирали его для постройки своих домов. В наше время от храма остался только фундамент, да разбросанные по территории камни и фрагменты архитектуры.
    1. Мозаика на полу храма Афродиты.


    2.


    3. Рядом расположена церковь Panagia Katholiki, построенная в XII веке.


    4.


    5.


    6.


    Рядом с храмом в средневековой усадьбе Лузиньян (13 в.) расположен музей Пафоса.
    7. Вход в усадьбу.


    8. Рядом под навесами расположены останки храма, которые были найдены при раскопках.


    9. Во дворе усадьбы проводилось занятие для местных школьников - наглядные занятия по истории.


    10.


    11. Главная достопримечательность святилища Афродиты святой черно-зеленый камень, которому раньше поклонялись. Рядом с ним подушечки. Позже зашли школьники и расселись на них, а учитель рассказывала им историю.


    12. Votive Temple (1 в.) - объект, куда складывали свои подношения богам посетители храма. Отверстие закрывалось деревянной дверцей.


    13.


    14. Ванна.


    15. Изделия изготовленные около 2000-2500 г. до н.э.


    В музее находится саркофаг из песчаника (5-6 в. до н.э.), на котором изображены сцены из «Одиссеи» и «Илиады». Он обнаружен в 2007 г. возле деревни Куклия. Место захоронения было разграблено в древние века.
    16. Осада города, в которой принимал участие Геркулес.


    17. Лев, сражающийся под деревом с вепрем.


    18. Одиссей с друзьями убегает из пещеры циклопа Полифема, скрываясь под отарой овец.


    19. Аякс несет тело Геркулеса с поля боя.


    20. Еще ванны. В древности чистоте придавали значение.


    21. Мозаика леда и лебедь, обнаруженная при раскопках на территории святилища.


    22. В подвале довольно большой зал.


    23. Рядом расположены старое кладбище деревни.


    24. Новое кладбище.


    25. Цветет гранат.


    26. Лимоны зреют.


    27. Мушмулла.


    29. На выходе буйство кактусов.


    30. Заброшенный дом с мушмуллой у входа.


    Затем поехал на водохранилище Аспрокреммос рядом с деревней Куклия. На стоянку (34.727756, 32.552311) проехал прямо по дамбе водохранилища, что делать нельзя. Но там никого не было, хотя знак запрещающий стоял.
    Это водохранилище второе по емкости на Кипре. Раньше с пресной водой на Кипре была беда - ее катастрофически не хватало. Однако во второй половине XX проблема пресной воды была отчасти решена строительством дамб и водохранилищ, в которых собирается талая и дождевая вода. Любопытно, что Кипр занимает первое место по количеству дамб на один квадратный километр в Европе (по состоянию на 2011 год), а суммарная ёмкость всех водохранилищ на острове составляет 327,5 миллионов кубометров воды.
    31. Дамба.


    32. Вода красивая, но купание и ловля рыбы в нем запрещена.


    33. Уровень воды ниже максимума - видна полоса на дамбе.


    Пока осматривал водохранилище никого там и не увидел.
    На обед поехал в отель, а там с балкона номера наблюдал свадебную церемонию - одна из особенностей Кипра.
    34.

    Афродита рождается из пены морской. Афродита, одна из самых почитаемых богинь Олимпа, родилась из белоснежной пены морских волн около острова Кипр [поэтому называют ее Киприда, «Рожденная на Кипре»] , а оттуда подплыла к священному острову Кифера [от названия этого острова пошло еще одно ее прозвище — Киферея] . На прекрасной раковине добралась она до берега. Окружили богиню юные оры, богини времен года, нарядили ее в златотканую одежду, увенчали венком из цветов. Где только ни ступала Афродита — там все расцветало, а воздух наполнялся благоуханием.

    Прекрасна Афродита! Дивным светом любви горят ее очи, глубокие, как море, из которого она вышла; кожа ее бела и нежна, как морская пена, родившая ее. Высокая, стройная, золотоволосая, сияет Афродита своей красотой среди богов Олимпа. Богиня любви и красоты, царит Афродита над всем миром, и даже боги подвластны ей. Только Афина, Гестия и Артемида не подчинены ее могуществу.

    Афродита будит любовь в сердцах богов и простых смертных, в сердцах животных и птиц. Когда идет она по земле, за ней попарно следуют все животные, и в этом их шествии олень безопасно идет рядом с кровожадным волком, а свирепые львы припадают к ногам богини, как играющие щенята. Дает она красоту и юность девушкам, благословляет счастливые браки. В благодарность за свой брак девушки перед свадьбой приносили в жертву Афродите вытканные ими самими пояса.

    Но не только девушки молятся Афродите. Овдовевшие женщины тоже почитают ее и просят о том, чтобы она позволила им вступить в новый брак. Милостива богиня, и часто снисходит она к просьбам смертных. Ведь, хотя самим бракосочетанием занимается Гименей, связывающий пары своими прочными узами, именно Афродита возбуждает в людях ту любовь, которая заканчивается их бракосочетанием.

    Прозвища Афродиты.

    На золотой колеснице, запряженной воробушками, мчится она на землю с Олимпа, и все люди с нетерпением ждут ее помощи в своих любовных делах.

    Афродита покровительствовала всякой любви. Если то была любовь грубая, необузданная, то она находилась в ведении Афродиты Пандемос («Всенародной»); если же это было возвышенное чувство, то ему покровительствовала Афродита Урания («Небесная»).

    Прекрасно чувство, внушаемое людям Афродитой, и потому многие ее прозвища были ласковыми, отражали ее красоту. Ее называли «золотой», «фиалковенчанной», «сладкоумильной», «прекрасноокой», «пестротронной».

    Пигмалион. Тем, кто верно служит ей, дарит Афродита счастье. Вот что произошло с Пигмалионом, царем острова Кипр. Был он еще и скульптором и любил только искусство, женщин избегал, жил очень уединенно. Многие кипрские девушки испытывали к нему нежную и преданную любовь, да только сам он не обращал внимания ни на одну из них. Тогда взмолились девушки к Афродите: «О золотая Киприда! Накажи этого гордеца! Пусть сам он испытает те муки, которые приходится терпеть из-за него нам!»

    Однажды изваял Пигмалион из блестящей слоновой кости изображение девушки необычайной красоты. Казалось, что она дышит, что вот-вот сойдет с места и заговорит. Часами смотрел мастер на свое творение и влюбился в созданную им самим статую. Он дарил ей драгоценные украшения, одевал в роскошные одежды... Часто шептал художник: «О, если бы ты была живая — как был бы я счастлив!»

    Афродита оживляет статую. Наступили дни праздника Афродиты. Принес Пигмалион богатые жертвы богине и взмолился, чтобы послала она ему в жены женщину столь же прекрасную, как его статуя. Ярко вспыхнуло жертвенное пламя: приняла прекраснокудрая богиня жертву Пигмалиона. Вернулся Пигмалион домой, подошел к статуе и вдруг заметил, что порозовела слоновая кость, будто бы заструилась по жилам статуи алая кровь; коснулся ее рукой — теплым стало тело: бьется сердце статуи, жизнью светятся глаза. Ожила статуя! Назвали ее Галатея, счастливым сделала их брак Афродита, а они всю жизнь славили величие богини, подарившей им счастье.

    Мирра, Адонис и Артемида. Афродита дарила счастье любящим и любимым, однако сама она знала и несчастную любовь. Некогда почитать Афродиту отказалась Мирра, дочь одного из царей. Разгневанная богиня жестоко наказала ее — внушила преступную любовь к ее родному отцу. Он был обманут и поддался соблазну, а когда узнал, что с нем была не посторонняя девушка, а родная дочь, проклял ее. Боги сжалились над Миррой и превратили в дерево, которое дает благовонную смолу. Вот из треснувшего ствола этого дерева и появился на свет прекрасный младенец Адонис.

    Афродита положила его в ларец и отдала на воспитание Персефоне. Прошло время. Ребенок вырос, но богиня преисподней, очарованная его красой, не захотела вернуть его Афродите. Пришлось богиням обратиться за решением спора к самому Зевсу. Отец богов и людей, выслушав спорщиц, постановил: треть года Адонис находится с Персефоной, треть — с Афродитой, треть — с кем пожелает он сам. Так Адонис стал спутником и возлюбленным Афродиты.

    Однако счастье их длилось недолго. Адонис чем-то прогневил Артемиду, и во время охоты его смертельно ранил огромный кабан. Из крови Адониса выросли роза, а из тех слез, что пролила оплакивающая его Афродита — анемоны.

    Поклонение Афродите.

    Люди приносили жертвы Афродите Понтии («Морской»), надеясь, что она защитит их во время морских путешествий, и Афродите Лимении («Портовой»), покровительнице гаваней и стоящих в них кораблей.

    Афродите были посвящены многие животные и растения. Как богине любви и плодородия, ей принадлежали петухи, голуби, воробьи и зайцы, то есть те существа, которые, по мнению греков, были самыми плодовитыми; как морской богине ей служили дельфины. Из растений Афродите были посвящены многие цветы, в том числе фиалки, розы, анемоны, маки — цветы дарят любимым и по сей день; а из плодов — яблоко, плод, который в древних брачных обрядах невеста подавала жениху.

    Обнаженная Афродита.

    Так как Афродита была богиней красоты, ее (единственную из всех великих олимпийских богинь!) довольно часто изображали обнаженной. Как думали греки, в отличие от Артемиды, которая сгубила случайно увидевшего ее наготу Актеона, или от Афины, которая за то же самое поразила слепотой сына одной из своих нимф, Тиресия, - Афродита относилась благосклонно к изображению ее в таком виде. Да это и понятно — ведь невозможно было осознать всю красоту богини, когда она была одета в просторные и бесформенные греческие одежды.

    Первым осмелился изобразить нагую Афродиту греческий скульптор Пракситель, человек, безмерно влюбленный в красоту женского тела. Говорят, что Афродиту он ваял из мрамора больше десяти раз, и среди этих его статуй была Афродита Книдская — статуя, ради которой в древности в Книд, где она находилась, приезжали тысячи людей — только бы ее посмотреть.

    ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения