«Весенняя сказка» А.Н.Островского «Снегурочка» Своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке. (8 класс). Фольклорные элементы «снегурочки Мороза и Ярилы

«Снегурочка» - «весенняя сказка» А.Н. Островского. Написана в марте-августе 1873 г. Первая публикация: «Вестник Европы» (1873 г., №9). По окончании работы над пьесой А.Н. Островский сказал Н.А. Некрасову: «В этом произведении выхожу на новую дорогу». Новизна пьесы, воспринятой как «преддверие к историческим галереям» драматурга, не встретила однозначного одобрения. И.С. Тургенев был «пленен красотой и легкостью языка пьесы», высоко оценил поэзию национального предания, заключенную в ней. Но те, кто ценил в Островском дар сатирика и обличителя, были разочарованы. Критика иронически отметила сходство некоторых мотивов «весенней сказки» с шекспировской комедией «Сон в летнюю ночь». Привычка воспринимать Островского как бытописателя «темного царства» привела к отвержению «призрачно-бессмысленных» образов пьесы и оценке берендеев как «народа столь же глупого, сколько фантастического» (В.П. Буренин).

Источником поэтической образности пьесы «Снегурочка» Островского явилась славянская мифология. Основой сюжета послужила народная сказка о девушке-снегурочке (опубликована И.А. Худяковым в 1862 г.). Сведения о верованиях и религиозных представлениях древних славян Островский почерпнул из фундаментального исследования А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» (1865—1869 гг.). Обрядовые песни, игрища, образные мотивы лирических монологов составились из записей фольклористов и этнографов А.В. Терещенко, Т.И. Филиппова, П.Н. Рыбникова и др. Стихотворный размер песни хора гусляров, начинающего второе действие, драматург приблизил к ритму прозы «Слова о полку Игореве». «Снегурочку» можно рассматривать как мифо-поэтический пролог к поздней драматургии Островского, итог его размышлений о духовных основах русской жизни. Авторское определение жанра как «весенняя сказка» дает ключ к содержанию пьесы о весне народной жизни.

«Начальное», «раннее» время действия — это правремя славянского племени. Пространство жизни берендеев (название взято из «Повести временных лет», но там оно принадлежит союзному Руси тюркскому племени) одухотворено и оживотворено, вещно и прекрасно. Это заря мироздания — золотой век: «Веселы грады в стране берендеев, радостны песни по рощам и долам / Миром красна Берендея держава». Сказочно-утопическое Берендеево царство устроено на началах правды и любви. Религия берендеев — «естественная», «натуральная» религия народа, у которого дело закона «написано в сердцах» и свято соблюдается всеми. Мудрым и справедливым блюстителем закона выступает Берендей, — «великий царь счастливых берендеев», «за всех сирот заступник», «отец земли своей».

Дети природы, берендеи живут с нею в счастливом согласии, радостно повинуясь ее основному закону - закону любви: «Природой неизменно положена пора любви для всех...» Любовь для берендеев — первоначало жизни; «горячность любовная» — необходимое условие ее продолжения. Она связывает воедино все элементы мироздания, обеспечивает его эпическое равновесие. Обрядовая, ритуальная любовь является земным воплощением священного брака земли и Неба, залогом благополучия берендеева царства. В сакральное время (Ярилин день) в заповедном лесу брачное торжество совершается во славу верховного божества Ярилы: «Угодней нет Яриле жертвы!». Как дети природы, берендеи язычески безразличны к «личному» началу в любви. (Особенно это заметно в безличной ласковости «любимца солнца» пастуха Леля, в «любвиобильности» Елены Прекрасной и пр.) Здесь-то и кроется зерно трагического конфликта.

Появление среди людей Снегурочки грозит разрушить естественный порядок жизни. Дочь Весны и Мороза, она не «знает любви совсем» и потому в глазах берендеев выступает нарушительницей природного закона: «На свете все живое должно любить...». Холодность героини, ее «нездешняя» красота порождает среди берендеев ревность, брань, усобицу. Наступает «остуда в сердцах немалая», исчезает религиозное «служенье красоте», нарушается весь уклад жизни людей. В гневе Ярила не знает пощады и лишает берендеев благодатного тепла: короткое лето «год от году короче становится, а вёсны холодней...».

Зерно трагического конфликта прорастает, когда «гордый духом» Мизгирь, увлеченный красотой Снегурочки, изменяет красавице Купаве. Это неслыханное нарушение человеческого закона предвещает конец беспечального и беспроблемного золотого века. Личное своеволие любовного чувства посягает на самую сущность религии любви берендеев. Мизгирь и Снегурочка, чуждые родовому единству берендеев, вносят хаос и разрушение в их гармоничное и упорядоченное бытие. «Личное» вступает в неразрешимое противоречие с «родовым» и гибель его становится неизбежной. Погибает Снегурочка, вымолившая у матери-Весны дар любви ради приобщения к человеческому роду. Ее «неотмирная» красота растаяла под яростными лучами верховного покровителя здешнего мира. Гибнет «обманутый богами» Мизгирь, бросаясь в озеро с Ярилиной горы: «Если боги обманщики — не стоит жить на свете!»

Жестокость к беззаконным проявлениям личного чувства звучит в словах царствующего мудреца Берендея: «Снегурочки печальная кончина и страшная погибель Мизгиря тревожить нас не могут. Солнце знает, кого карать и миловать. Свершился правдивый суд!..» Конфликт между «законом» и «волей», «своим» и «чужим» приводит к финальной катастрофе. Так происходит «рождение трагедии из духа эпоса».

Впервые «Снегурочка» Островского поставлена 11 мая 1873 г. в Малом театре (Москва). Музыку к спектаклю написал П.И. Чайковский. Заглавную роль исполнила Г.Н. Федотова. В Александринском театре (Петербург) первый раз пьеса поставлена 27 декабря 1900 г. - в бенефис К.А. Варламова, исполнителя роли царя Берендея. В заглавной роли выступила В.Ф. Комиссаржевская. Среди других постановок следует отметить спектакль Нового театра (Москва), премьера которого состоялась 8 сентября 1900 г. В режиссуре A.П. Ленского пьеса прозвучала как драма любви. В Художественном театре (Москва) пьеса шла в постановке К.С. Станиславского (первое представление — 24 сентября 1900 г., роль Берендея играл В.И. Качалов).

В 1881 г. Н.А. Римский-Корсаков написал оперу «Снегурочка», впервые поставленную 29 января 1882 г. в Мариинском театре (Петербург), — под управлением дирижера Э.Ф. Направника. Среди других постановок оперы следует отметить премьеру 8 октября 1885 г. Частной Русской оперы С.И. Мамонтова (художественное оформление спектакля — B.М. Васнецов, И.И. Левитан, К.А. Коровин). В Большом театре (Москва) первая премьера оперы состоялась 26 января 1893 г.

Весенняя сказка А.Н.Островского «Снегурочка» Особенности пьесы.

«Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, рассказанное в великолепных стихах Островского…

К.С.Станиславский


Островский Александр Николаевич

ОСТРОВСКИЙ Александр Николаевич (1823 – 1886), русский писатель, драматург, член - корреспондент Петербургской АН (1863).

В. Г. Перов. «Портрет А. Н. Островского». 1871 год. Третьяковская галерея.


  • раскрыть особенности произведения и основной нравственный конфликт пьесы, определить жизненные ценности берендеев, выявить уровень знаний содержания и понимания учащимися сказки.

  • “ Снегурочка” - это удивительная сказка, в которой показана красота окружающего мира, любви, природы, молодости. Пьеса Островского представляет собой удивительно красивый сплав фольклора и литературы. Используя мотивы народной сказки о снежной девушке, обогатив их научными данными о жизни, драматург создал самобытную "весеннюю сказку", полную тайн, великолепия персонажей, переданных музыкальным слогом и по-настоящему русским языком.

1 группа. «Берендеи».

Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры.

Русская пословица.


2 группа. «Снегурочка».

  • Пусть гибну я, любви одно

мгновенье

  • Дороже мне годов тоски и

А.Н. Островский.


3 группа. «Лель».

  • Через красивое - к человечному.

В. А. Сухомлинский.


  • Многослойность
  • многожанровость
  • вечные сюжеты
  • синтез
  • нравственность
  • конфликт

  • Многослойность
  • многожанровость
  • вечные сюжеты
  • синтез
  • нравственность
  • конфликт

  • Нравственность (Словарь Ушакова) - совокупность норм, определяющих поведения человека в обществе.
  • Конфликт («Современный толковый словарь» изд. «Большая Советская Энциклопедия») определяется как столкновение сторон, мнений, сил.

Основной нравственный конфликт произведения. Перекрестный опрос.

  • Брусила и берендеи – робята.

Эскиз костюмов, 1885 – 1886 гг.


Нерушима гармония извечных и суровых законов природы, согласно которым должно протекать человеческое бытие.

Причина всех несчастий страны берендеев -

в людском эгоизме, в потере людского родства,

в утрате любви и чувства красоты:

В сердцах людей заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев,

Исчезло в них служенье красоте.

В этих словах мудрого царя раскрывается

глубинный смысл пьесы, где этическая

красота человека определяется

взаимосвязью с природой и другими


А заключительные слова Берендея:

«Изгоним же последний стужи след из наших душ и обратимся к Солнцу» раскрывают идейную основу всей пьесы, в них высказана мечта А Островского о мире,свободном от холодных, расчетливых людей.

Драматург утверждает право человека на полноценную духовную жизнь, выражает мечту о создании новых форм взаимоотношений между людьми, а свобода в любви, высокая её оценка, признание за нею лучших нравственных качеств, облагораживающих человека, является значительным условием создания счастливого государства.


Заполнение таблицы «Известное, специальное, новое».

известное

специальное

новое


  • «Снегурочка» А.Н Островского, созданная для праздничного спектакля и предназначенная демократическому зрителю представляет большой интерес. Это “многослойное, многоуровневое произведение”, которое вместило в себя народную сказку, представление о древнем племени берендеев (тюркских кочевников, живших в южнорусских степях (XI-XIII вв.); с 1146 г. стали вассалами русских князей. Название в летописях исчезает к XIII в) , старинные календарные обряды, песни, заклинания.


  • В основу поэтической драмы был положен один из вечных сюжетов русского фольклора о том, как приходит в мир прекрасная девушка - снегурушка и гибнет от солнечного луча. А ближайшим источником стала народная сказка о Снегурочке, опубликованная в 1862 году собирателем И.А. Худяковым. Очень внимательно прочёл драматург работы знаменитого учёного-мифолога и фольклориста А.Н. Афанасьева: сборник «Русские народные сказки» (1826-1871) и исследование «Поэтические воззрения славян на природу» (1865-1869). «Заёмный» сюжет был лишь поводом для рождения оригинального художественного замысла.

В.М.Васнецов Берендеевка

Н.Рерих Ярилина долина


Прообразом Берендеева царства явилось имение Щелыково, приобретенное

драматургом в 1867 году


В Берендеевом царстве переплетается реальное и фантастическое. Здесь оживают образы славянского язычества: Весна-Красна, Солнце-Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур), Дед Мороз (является прообразом Велеса, Студенеца, Трескуна, Морозко), Снегурочка (Богиня любви Лада или Кастрома).Сказочные существа общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой (« водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)) Берендеи совершают свои весенние обряды, поют народные песни – «те самые, что, возможно, звучали когда-то на нашей земле в пору весенних игрищ, в далёкие языческие времена».

В.М.Васнецов Весна-Красна

Н.Рерих Дед-Мороз


В пьесе два главных, самостоятельных, но объединенных в единое

целое конфликта: первый- это противоборство Холода и Тепла, Мороза и

Ярилы, второй- собственное устройство царства берендеев. Оба конфликта

перерастают в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство- бедность, любовь- холод.


  • Специальное:

1. «Снегурочка»- это многослойное произведение, так как в пьесу вошли разные жанры фольклора.

Берендеи - племя, жившее в XI-XIII веках.

2. Многожанровое произведение.

Произведение было задумано в модном для 70 годов 19 века жанре «феерии»,

пьесы – маски.

3. В ечный сюжет русского фольклора такой, который существуют на протяжение долгого времени независимо от авторов.

  • 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.

4. В сказке показано сказочное царство берендеев , куда пришла жить Снегурочка.

5. Синтез реального и фантастического , то есть славянские языческие божества общаются с реальными людьми.

6. Два главных, самостоятельных, но объединенных в единое целое конфликта.

Это конфликт между Морозом и Ярилой и конфликт внутри берендеева царства.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

  • Известное:
  • «Снегурочка» была написана на сюжет народных сказок, в ней используются календарная поэзия, поговорки, пословицы, заклятия, песни, предания и легенды.
  • Островский определил жанр как лирическая «весенняя» пьеса-сказка, драма.
  • Всем известен сюжет народной сказки о том, как прекрасная девушка-снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.
  • Основой берендеева царства является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.
  • « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль)).
  • В пьесе два конфликта: первый - между Холодом и Теплом, Морозом и Ярилой.; второй - внутри самого царства, а также между берендеями и Мизгирем как жителем чужой страны.

Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

  • Новое:
  • берендеи – это тюркские кочевники, жившие в XI-XIII веках в

южнорусских степях.

2. «Феерия» - праздничное сказочное представление, модное в 70 г. 19 века.

Пьеса-маска – это объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, политического- относительно свободное творчество автора.

3. 1862 год собиратель И.А. Худяков издал сказку.

1826-1871 А.Н.Афанасьев в сборнике «Русские народные сказки» опубликовал сказку.

1865-1869 А.Н.Афанасьев в своем труде «Поэтические воззрения славян на природу» исследовал сказку.

4. Сказочное царство берендеев- это мечта Островского о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.

5. Дед Мороз- это образ, объединивший в себя черты языческих богов: Велеса, Варуна, Студенца, Трескуна, Морозка. Прообразом Снегурочки явилась богиня любви Лада.

6. Конфликт пьесы перерастает в конфликт в области нравственных отношений в основе, которых богатство и бедность, любовь и холод.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

известное

специальное

Русская народная сказка, старинные календарные обряды, песни.

новое

многослойное произведение.

берендеи

древнее племя тюркских кочевников в южнорусских степях


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

Лирическая «весенняя» пьеса-сказка,

драма.

многожанровое произведение.

Феерия

праздничное сказочное представление

пьеса-маска

объединение самых разных текстов: литературного, танцевального, музыкального, политического - относительно свободное творчество автора. .


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

прекрасная девушка - снегурушка приходит в мир и гибнет от солнечного луча.

вечный сюжет русского

фольклора

1862 год собиратель И.А. Худяков

1826-1871 А.Н.Афанасьев

сборник «Русские народные сказки»

1865-1869 А.Н.Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»

исследовал сказку.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

основой является мир, свобода, совесть, гармония с природой, служение красоте человеческих отношений, справедливые законы.

сказочное царство берендеев

мечта драматурга о социальном будущем, о мирной жизни народа, свободного от власти произвола и насилия, о том, что добро надо делать собственными руками.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

Славянские божества: Весна - Красна, Солнце - Ярило, Леший, Лель (сын богини красоты и любви Лады, то же, что греческий Эрос или римский Амур)- общаются с реальными людьми: Мизгирем (паук, тарантул), Купавой ( « водяная лилия, цветочная почка» (В.И.Даль))

С интез реального и фантастического

Дед Мороз- Велес, Варун, Студенец, Трескун, Морозко (ночь, луна, звезды, зима, мороз, воды, мир умерших).

Снегурочка- Богиня любви Лада.


Проверим таблицу «Известное, специальное, новое».

1.Противоборство

Холода и Тепла,

два главных, самостоятельных,но объединенных в единое целое конфликта.

Мороза и Ярилы.

конфликт в области нравственных отношений:

2. царство

богатство- бедность,

берендеев- Мизгирь

любовь- холод.


Петр Ильич Чайковский (1840-1893) русский композитор

  • П. И. Чайковский работая над «Снегурочкой» писал: «Я уже около месяца не вставая сижу за работой; пишу музыку к волшебной пьесе

Островского „Снегурочка“», само драматическое произведение он считал перлом творений Островского, а о своей к нему музыке сказал так: «Это одно из моих любимых детищ.

Весна стояла чудесная, у меня на душе было хорошо… Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели, без всякого усилия, написал музыку».


Васнецов Виктор Михайлович (1846-1926) русский живописец

  • А эта поэма «Снегурочка»-

лучшее, что есть.

Молитва русская и мудрость, мудрость пророка.


Николай Андреевич Римский-Корсаков 1844 -1908 русский композитор

  • «…я прислушивался к голосам народного творчества и природы, брал напетое и подсказанное им в основу своего творчества». Н.А. Римский-Корсаков в опере «Снегурочка» воспел жизнь народа, живущего в согласии с природой, показал богатство народных обычаев и обрядов, без которых картина сказочной Руси не была столь красочной.

Б. В.Асафьев писал о «Снегурочке»: «Вдохновение Римского-Корсакова теплится ровным светом, но в иные моменты музыка углубляется для постижения лишь слышимых тайников и истоков жизни, о которых слово, будучи связано явью, невольно ДОЛЖНО молчать... Кажется, в опере звучит вся могучая стихия русской природы, духи и силы которой являются неотъемлемой частью жизни и самих людей – обитателей Берендеева царства»

«В зиму 1879-1880 года я прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет, я чувствовал себя всё более влюблённым в сказку А.Н.Островского».


Фрагмент из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Снегурочка». Сцена таяния Снегурочки. «Снегурочка» Н. А. Римского- Корсакова- это «нежный цвет русской оперы». Б. В. Асафьев (музыкальный критик). Составление тестов.


  • 1 группа. «Берендеи». Где любовь да совет, там и рай, там и свет; а ссоры да споры, там только лишь вздоры (образ Берендеева царства).
  • 2 группа. «Снегурочка». Образ Снегурочки в восприятии Н. А. Римского-Корсакова.
  • 3 группа . «Лель». Лель – сын Солнца и певец любви.

Домашнее задание

  • Придумать и записать «страшную» историю о каком - нибудь представителе низшей славянской мифологии (русалке, водяном, лешем, домовом).






Творческая история пьесы «Снегурочка» Почему пьеса А.Н..Островского «Снегурочка» так удивила читателей, критиков, зрителей? Почему пьеса А.Н..Островского «Снегурочка» так удивила читателей, критиков, зрителей? Как был изменён А.Н..Островским первоначальный замысел пьесы? Как был изменён А.Н..Островским первоначальный замысел пьесы? Как вы думаете, какие сложности мог испытывать великий драматург, создавая пьесу «Снегурочка»? Как вы думаете, какие сложности мог испытывать великий драматург, создавая пьесу «Снегурочка»? Индивидуальная работа со статьёй (с): Как была оценена пьеса отдельными литераторами? В чём причина неоднозначной оценки? Как была оценена пьеса отдельными литераторами? В чём причина неоднозначной оценки?











Схема композиции Содержание частей композиции 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие сюжета 4. Кульминация 5. Развязка Присутствие старшего и младшего поколений. Отлучка старших. Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же нарушается запрет,за этим следует беда. Поиск потерянного или недостающего, исправление ошибки Главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её Преодоление потери, или недостачи, воцарение (получение более высокого статуса)




Схема композиции Содержание частей композиции 1. Экспозиция 2. Завязка 3. Развитие действия 4. Кульминация 5. Развязка Знакомство с родителями Снегурочки Чудесное дитя Мороза и Весны просится к людям. Запрет Мороза: «бойся Леля, речей его и песен» Испытание героини, оказавшейся среди людей: конфликт с Бобылём и Бобылихой, конфликт с девушками Берендеева царства, конфликт с Купавой, конфликт с Лелем Приобретение запретного качества – любви Гибель героини. Торжество Солнца и гармонии в жизни берендеев


Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев. Островский в отличие от народной сказки переводит конфликт произведения во внутренний психологический план. Если в народной сказке испытание героя заключается в борьбе с темными силами, то в «весенней сказке» Островского показана борьба «горячих» и «холодных» чувств в душе Снегурочки. Драматург наполнил заимствованный центральный мотив гибели Снегурочки новым содержанием, он смог перенести из сказки жизнеутверждающее начало, которое обусловило весеннюю тональность пьесы, связанную с возрождением природы и любви в сердцах берендеев.


Тест на гениальность Как-то к Брехту пришел молодой человек и сказал: Как-то к Брехту пришел молодой человек и сказал: - У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не зная, как начать. - У меня в голове полно творческих замыслов, я могу написать хороший роман. Писать мне мешает только одно – я не зная, как начать. Брехт улыбнулся и посоветовал: Брехт улыбнулся и посоветовал: - Очень просто. Начните с … - Очень просто. Начните с … Бертольт Брехт немецкий поэт, прозаик, драматург, реформатор театра, основатель театра «Берлинский ансамбль». Лауреат Международной Сталинской премии «За укрепление мира между народами» (1954).


Мир Берендеева царства Какими событиями наполнена жизнь берендеев? Какими событиями наполнена жизнь берендеев? Дайте характеристику жителям Берендеева царства: Бобылю и Бобылихе, Мурашу, Лелю, Купаве. Докажи свои выводы текстом. Что обозначают имена героев? Являются ли они своего рода характеристикой героев? Дайте характеристику жителям Берендеева царства: Бобылю и Бобылихе, Мурашу, Лелю, Купаве. Докажи свои выводы текстом. Что обозначают имена героев? Являются ли они своего рода характеристикой героев?

Введение

Актуальность: В современное время проявляется усиленный интерес к проблемам расширения читательского кругозора, повышения качества чтения, уровня понимания, углубленного проникновения в художественный текст. Задачи активизации художественно-эстетических потребностей детей, развития их литературного вкуса и подготовки к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения можно осуществлять через изучение драматических произведений, в частности при изучении пьесы - сказки А.Н.Островского «Снегурочка» и ее интерпретации в других видах искусства.

Гипотеза: если при изучении драматического произведения пьесы - сказки А.Н.Островского «Снегурочка» использовать ее интерпретацию в других видах искусства, то в результате учащиеся более точно и глубоко смогут раскрыть идейно-композиционную основу произведения.

Объектом проекта является драматическое произведение А.Н.Островского «Снегурочка».

Предметом проектной деятельности являются особенности интерпретации драматического произведения А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства.

Цель: познакомиться с интерпретацией пьесы-драмы А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства и определить эффективность ее влияния на читательское восприятие учащихся при изучении произведения.

1. Изучить и проанализировать материал по данному вопросу.

2. Расширить представления учащихся о создании пьесы - сказки А.Н.Островского «Снегурочка».

3. Развивать навыки оформления исследовательских работ.

4. Повышать мотивацию к изучению драматических произведений

5. Воспитывать любовь к литературе и другим видам искусства.

Методы исследования:

1. Изучение литературных источников.

2. Анкетирование учащихся.

3. Сбор творческих работ учащихся.

4. Тестирование.

5. Анализ, синтез и обобщение полученных результатов.

Рекомендуем использовать на уроках русской литературы в качестве дополнительного материала, как для самоподготовки, так и как методическое пособие, позволяющее скорректировать и углубить читательское восприятие учащихся при прочтении драматического произведения А.Н.Островского «Снегурочка».

Интерпретация пьесы - сказки А.Н.Островского «Снегурочка» в других видах искусства

Весенняя сказка Островского «Снегурочка» впервые была опубликована в журнале «Вестник Европы», № 9 за 1873 г. Она вызвала в литературных кругах противоречивые мнения. «Редактор журнала «Вестник Европы» М. Стасюлевич, писатели И.А.Гончаров, И.С. Тургенев и др. были пленены красотой и легкостью языка «Снегурочки», «силой фантазии драматурга, тем, как превосходно он изучил и воспроизвел сказочный мир, воспринимаемый как некая реальность благодаря мастерству автора», - отмечает Лебедев.

Часть современников не поняли замысла Островского. Они упрекали автора в том, что он, создавая свою пьесу «Снегурочка», полностью пренебрег законами драматургического искусства. «Стихотворный винегрет», «фантастический каприз, рафинированный от всяких реальных примесей», «кукольная комедия» - таков букет острот в адрес одного их самых задушевных созданий Островского. «Пьеса была столь неожиданной, что смутила первых ее читателей». Даже Некрасов растерялся, бегло прочтя пьесу, ответил автору деловой запиской, очень его обидевшей. На что Островский ответил: «…вы цените новый, дорогой мне труд так дешево, как никогда еще не ценили ни одного моего произведения».

Современный исследователь творчества Островского Ко Ен Ран считает, что при своем появлении пьеса вызвала недоумение у современников, так как те «уже привыкли к тому, что ежегодно Островский дарил читателям и театру реалистическую социально-бытовую комедию или драму из современной русской жизни. Именно поэтому в 1860-е гг. не нашла общего одобрения историческая драматургия Островского».

Не слишком повезло «Снегурочке» и в первой постановке, хотя сам Островский ставил спектакль в Малом театре. К участию в ней были привлечены все труппы тогдашнего Императорского театра: драматургическая, оперная и балетная, зрелищу постарались придать торжественность и праздничность. «Пьесу ставлю я сам, как полный хозяин, - писал Островский. - Здесь очень хорошо понимают, что только при этом условии она будет иметь успех».

Редакторы книги «История русской литературы XIX века» отмечают, что к постановке оперы Островский сам ревностно обсуждал костюмы, декорацию и волшебную ламинарию, предложенную изобретательным К.Ф. Вальцем. Драматург обдумывал, как технически удачнее сделать сцену таяния Снегурочки. «Трудный эффект исчезновения растаявшей Снегурочки - за подсвеченными и постепенно густевшими струями воды фигура артистки Федотовой уходила в люк - удался как нельзя лучше». Цитируя Лебедева, хотим отметить, что по замыслу писателя, музыкальное сопровождение должно было сливаться в пьесе с драматургическим действием. По просьбе Островского и заказу дирекции императорских театров, музыку к «весенней сказке» сочинил Петр Ильич Чайковский, называвший «Снегурочку» одним из любимых своих детищ.

Знакомясь со статьей Лебедева «Снегурочка» мы узнаем, что музыка к пьесе писалась композитором по мере присылки ему отдельных сцен, над которыми работал драматург. Восторженное, поэтическое настроение, которое Чайковский испытывал обычно с приходом весны и пробуждением природы от зимней спячки, как бы передалось музыке. Партитура «Снегурочки», созданная в духе народных мелодий, поражает щедрым разнообразием выраженного в ней «радостного весеннего настроения», не исключающего и нот светлой печали, и «мажорно-русского, бодрого и мужественного тона». «Музыка Чайковского к «Снегурочке» - очаровательна», - писал Островский.

Но в целом Московский спектакль не имел успеха. Причину неудачи первой театральной постановки «Снегурочки» критик А.Н. Чебышев - Дмитриев видел в принципиальной не драмматургичности «весенней сказки». В его интерпретации драма Островского - вещь глубоко лирическая. Тонкие, неуловимые движения весенних чувств и настроений, пробуждающихся в душе героини сказки, фантастичность ее внешнего и внутреннего облика - все эти качества Снегурочки, по мнению критика, невыразимы на сцене, они доступны лишь лирической и эпической поэзии. Никакая самая гениальная актриса не будет настоящей Снегурочкой, ибо «в прельщающей невообразимости Снегурочки и заключается одна из существенных ее черт».

«Драма требует действия, движения, внешних событий, - резюмировал критик, - между тем история Снегурочки есть история внутреннего мира души, богатого ощущениями, мыслями, чувствами, но эта жизнь молодого сердца слишком мало выражается во вне и, в свою очередь, почти не зависит от хода внешних событий…сказка танцует и поет, но не движется».

«Упреки Чебышева - Дмитриева основательны, но лишь с позиций театральной эстетики 70-х годов XIX века», - отметили Е.М. Сахарова и И.В. Семибратова.

Вначале XX столетия пьесу ставили в лучших русских театрах режиссеры Л.П. Ленский, К.С. Станиславский. Своими постановками они хотели «оживить сказку».

Наибольшим успехом драматургическая сказка Островского пользовалась в исполнении Московского Художественного театра в постановке К.С. Станиславского, который писал: «Снегурочка» - сказка, мечта, национальное предание, написанное, рассказанное в великолепных звучных стихах Островского. Можно подумать, что этот драматург, так называемый реалист и бытовик, никогда ничего не писал, кроме чудесных стихов, и ничем другим не интересовался, кроме чистой поэзии и романтики». Пьеса была поставлена в сопровождении музыки А. Гречанинова. Множество трюков и режиссерских нововведений включались в спектакль: опущение части текста, изменение порядка сцен. В спектакль Станиславский ввел лешиху с лешенятами, Снегурочку сопровождал медведь, с которым она играла. Разговор Снегурочки с Весной шел на фоне храпящих во сне берендеев и т.д.

Спектакли были настолько яркими, красочными, дорогими, что некоторые критики даже начали писать о том, что излишняя роскошь постановки уводит актеров и зрителей от самой пьесы Островского.

Горький писал А.П. Чехову: «Снегурочка» - это событие! Огромное событие - поверь!.. Чудно, великолепно ставят художники эту пьесу, изумительно хорошо!.. Все хороши, один другого лучше, и - ей - богу - они как ангелы, посланные с неба рассказывать людям глубины красоты и поэзии».

Однако Е.М. Сахарова и И.В. Семибратова отмечают следующее: «Знакомясь с отзывами критики на постановку «Снегурочки» 11 мая 1873 года в Московском Малом театре, невольно обращаешь внимание на то, что в спектакле удались лишь отдельные куски. Целое же получилось скучным, вялым и растянутым. Причина неудачи скрывалась не столько в небрежности постановки, сколько в отсутствии актерского ансамбля, а следовательно, и того драматургически - напряженного лиризма, который лежит в основе художественно единства сказки». Аналогичная картина обнаруживается и в других постановках.

Широкую известность «Снегурочка» Островского обрела в опере Николая Андреевича Римского - Корсакова, написанной в 1880-1881 гг.

Еще при жизни Островского пьеса, не нашедшая почвы на подмостках русского драматического театра, обрела новую и полноценную жизнь на оперной сцене в музыкальной обработке Николая Андреевича. И это далеко не случайно, так как построение пьесы Островского приближалось к музыкальной композиции.

«В зиму 1879/80 года я снова прочитал «Снегурочку» и словно прозрел на ее удивительную красоту, - вспоминал композитор. - Мне сразу захотелось писать оперу на этот сюжет, и по мере того, как я задумался над этим намерением, я чувствовал себя все более и более влюбленным в сказку Островского. Появившееся во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле - Солнцу».

Композитор Римский - Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы, составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет «Снегурочки» давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.

И.Ф. Кунин в статье «Снегурочка» указывает, что набросок оперы был закончен 12 августа, а оркестровка завершена по возвращении в Петербург 26 марта 1881 года. «В значительной мере музыка оперы опиралась на народные мелодии, но не бытовые песни, как у Чайковского, - отмечает Лебедев, - а на обрядовые мелодии и древнеславянские напевы». Нам жалко Снегурочки, жалко минувшей весны с ее нежными зорями, тихим светом вечерним и скромными белыми ландышами», - суммировал впечатления от музыки Римского - Корсакова композитор Б.Астафьев.

Николай Андреевич музыкальным чутьем уловил основу художественного единства сценических образов сказки. «Слушая оперу, мы чувствуем постепенно нарастающее тепло, которое в гимне богу Яриле достигает своей вершины»

К этой сказочной музыкальной теме, знаменующей постепенное торжество тепла и света над холодом и мраком, с помощью очень сложной системы лейтмотивов и лейтгармоний Римский - Корсаков, как считают Е.М. Сахарова и И.В.Семибратова, подключает тематические линии разных героев. В центре стоит тема Снегурочки, придающая динамику музыкальной ткани всей оперы.

Делая общий разбор музыки «Снегурочки», композитор писал: следует сказать, что в этой опере я в значительной степени пользовался народными мелодиями, заимствуя их преимущественно из моего сборника… Сверх того, многие мелкие мотивы или попевки, составные части более или менее длинных мелодий, несомненно, черпались мною из подобных же мелких попевок в различных народных мелодиях…»

Вся музыкальная ткань оперы народна. «Взятые из старинных песен, из инструментальных наигрываний и по-новому раскрытые Корсаковым в обработке для оперного хора и оркестра или же созданные самим композитором мелодические, гармонические, тембровые элементы «Снегурочки» радуют своей, как говаривал Балакирев, «народной правдивостью» и одновременно безупречностью вкуса, изяществом, благородством».

В дальнейшей истории постановок оперы значительным явлением стал спектакль на сцене Московской частной русской оперы С. Мамонтова в 1885 году. Этой постановке предшествовал любительский драматургический спектакль «Снегурочки», сыгранный в домашнем театре Мамонтова в 1882 году. «Художественную часть постановки взял на себя В.М. Васнецов - вот когда он развернул во всю ширь свои таланты, - вспоминал сын С. Мамонтова В.С. Мамонтов. - При этом он не только сам проникся поэзией этой дивной сказки, почувствовал ее русский дух, оценил несравнимый чистый подлинно-русский язык ее, но, думается мне, заразил своим увлечением и всех участников этого спектакля»

Великолепны были декорации к пьесе, выполненные художником, создавшим целый поэтический мир «древнерусского зодчества в придуманной сказочной стране берендеев. Исполнители были одеты в хранившиеся в абрамцевском музее подлинные национальные русские костюмы». Сам Васнецов играл Деда Мороза и был очень хорош в этой роли. Еще большей удачей явилась оперная постановка «Снегурочки». Творческое дарование Виктора Михайловича Васнецова, оформившего спектакль, удивительно гармонировало со складом музыки. Васнецовские декорации и костюмы, сказочные и одновременно подлинные, восхищали современников.

И.Ф. Кунин отмечает, что «для оперного представления художник расписал дом Купавы красивым орнаментом, а одежду парней и девушек сделал более праздничной.

«Палаты царя Берендея» (приложение) - эскиз декорации к опере «Снегурочка» - яркий пример таланта декоратора, замечательного художника-сказочника В.Васнецова. Эта декорация была выполнена художником в Абрамцеве на любительской сцене С. Мамонтова. Декорации Васнецова настолько поразили всех, что были перенесены на большую профессиональную сцену оперы.

Работать над декорациями Васнецову помогали К.Коровин и И. Левитан. Коровин так определял задачу декоратора при постановке «Снегурочки»: «Здесь надо дать поэму России, поэму русской природы…Ее пробуждение весны…Ведь «Снегурочка» - это трогательнейшая поэма русской природы!» Основой для всех костюмов художник выбрал домотканый белый холст. Он расписывал его сам цветными орнаментами, создавая декоративную зрелищность мизансцен.

В.С. Кузин и Э.И. Кубышкина считают, что среди сказочных героинь Виктора Васнецова самая милая - Снегурочка. «Художника очаровал этот дивный поэтический образ…» Исследователи работ Васнецова обратили внимание на то, что на листе бумаги видны следы карандаша, пятна прозрачной акварели, наложенные тонкой кистью. Причем Васнецов не закрашивает бумагу, и ее паленовый цвет становится частью лица, фигуры, платья. Подкрасил художник бумагу за фигурой синью акварелью - и цветное пятно сразу выделило фигуру Снегурочки. Ее облик родился из мягкого сочетания голубого, охристого, золотистого. Чуть тронута фигура девочки белилами, будто припорошена снегом. И хотя стоит Снегурочка у прялки, держит веретено, но не прядет пряжу. Она словно находится не здесь, а где-то в сказочном мире.

Снегурочка - мечта, сама природа, на какое-то время ставшая миловидной девочкой.

“Это был один из первых случаев в русском оперном театре, когда между театральным художником и складом музыки возникла тесная связь», - указывает И.. Кунин.

Современники поняли ценность художественного синтеза трех искусств: драматического, музыкального и сценического действия. Стилизация народного творчества в пьесе, музыке и сценическом оформлении находятся в едином русле художественных поисков. Один из современников писал: « Поэтическое произведение А.Н. Островского…получило совершенную гармонию со звуками и палитрой композитора и художника.» Ежегодник Императорских театров 1910 г. Показывает: « В «Снегурочке» появилось редкое единодушие автора, композитора и художника.»

Трио Островский - Васнецов - Римский-Корсаков создали произведение искусства художественной красоты - единственное неповторимое в истории культуры.

В середине XX столетия по мотивам пьесы «Снегурочка» были сняты художественный и мультипликационный фильмы с одноименным названием. В 1952 г. Киностудия «Союзмультфильм» и режиссер А. Снежко-Блоцкая сняли мультипликационный фильм, в котором использовали музыку Н.А. Римского-Корсакова. Неожиданным является и использование эскизов В.Васнецова для изображения костюмов действующих лиц, декорация.

В творчестве Александра Николаевича Островского весенняя сказка «Снегурочка» занимает особое место. Она - вершина поэтической деятельности драматурга. В ней о выразил свою мечту о мирной, свободной и радостной жизни народа, воспел красоту и могущество природы и любви. Пьеса представляет собой великолепный художественный сплав фантазии и быта, символики и реальности.

Исследователи творчества Островского, анализируя пьесу, обратили внимание на то, что драматург, работая над «Снегурочкой», использовал различные источники. Одни утверждают, что в хоре гусляров, из второго действия «весенней сказки», звучат мотивы «Слова о полку Игореве» , другие в монологах Бобыля ощутили интонацию «Песни Бобыля» И.С. Никитина , третьи указывают на то, что в образе Мороза наблюдается продолжение некрасовских поэм «Кому на Руси жить хорошо» и «Мороз, красный нос». Были убедительные попытки сопоставления «Снегурочки» с драмой В. Шекспира «Сон в летнюю ночь». Опираясь на статью Е.М. Сахаровой и И.В. Семибратовой, мы можем отметить, что основным источником сказки явилась поэзия крестьянских праздников. «Среди бумаг драматурга… есть копия статьи с описанием майского праздника в Тверской губернии, материал о свадебных обрядах в Даниловском уезде Ярославской губернии. Хор птиц заимствован драматургом из народной песни «Каково птицам жить за морем», монолог обиженной Мизгирем Купавы несет в себе следы обработки, находящейся в бумагах Островского «Песни о хмеле» и т.д.»

Обогащало поэтическую фантазию драматурга изучение работ русских фольклористов мифологической школы. Островский увлекся чтением «Русских народных сказок» А.Н. Астафьева, был знаком с известной книгой этого замечательного ученого «Поэтические воззрения славян на природу. »

После того как наука XIX века выявила самые общие универсальные темы мифологии, многие писатели стали сознательно строить свои произведения так, чтобы они воспринимались на фоне этих мифологических моделей и от этого приобретали более глубокий и многозначный смысл и Островский, как писатель, был не исключением. «Лирическая пьеса А.Н.Островского «Снегурочка» - произведение, которое вместило в себя народную сказку о девушке-снегурочке, народное предание о древнем племени берендеев, старинные календарные обряды, песни, поэтому «Снегурочка» - многослойное, многоуровневое, многожанровое произведение»

«Это - социальна утопия», - так называет пьесу Островского «Снегурочка» А.И. Ревякин. «В ней сказочны и сюжетика, и герои, и обстановка. Глубоко отличная по своей форме от социально-бытовых пьес драматурга, она органически входит в систему демократических, гуманистических идей его творчества. В этой восхитительной сказке, сотканной из мотивов и образов устной поэзии, Островский воплотил свою мечту о мирной, радостной, свободной жизни народа.»

И.Медведева в статье «Три драматурга» высказывает свое мнение о том, что пьеса «Снегурочка» органически связана с одной из тех тем, поднятых в том последнем цикле, который исследователи назвали «романом». Многие главы (пьесы) этого «романа» трактуют о любви, с ее высшей человеческой раскованностью, освобождением от мертвящего одиночества. Тема эта как бы закреплена в абстрактном народном образе девушки - Снегурочки, которая полюбив, освободила себя от ледяных оков, но погибла. «Так Островский преображает народный образ для злободневной комедии» Вот как называет И.Медведев пьесу: «Злободневная комедия».

«Речь идет о романтической мистерии», - утверждает А.В. Маньковский, рассуждая о жанровой природе «Снегурочки». «Главные признаки романтической мистерии: двуплановость действия, в ней происходящего; и картины мира, в ней изображенной; присутствие фантастических персонажей на втором плане мистерии; вставные номера как следствие применения «методики внежанровых вкраплений (благодаря им каркас драмы как бы размывается лирической и эпической стихиями); стилистически ярко окрашенные ремарки.» Рассматривая художественное своеобразие пьесы «Снегурочка», сопоставив его с данным определением, мы могли бы согласиться с мнением А.В. Маньковского.

«Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время», - такова первая ремарка «Снегурочки», «весенней сказки в четырех действиях с прологом». Читая о жизненных истоках и сценической судьбе пьесы, мы знаем, что эта страна вымышленная. «Во время путешествия по Волге А.Островский мог слышать о находящемся в Александровском уезде Владимирской губернии Берендеевом болоте. Сведения эти могли подкрепить старорусские предания о древнем народе берендеев, которым правил царь Берендей. Берендеи - кочевой народ тюркского происхождения.» Этот материал и использовал автор для создания Берендеева царства, превратив тюркский народ в оседлый славянский, живущий на Руси в доисторическое время.

В ремарке нарисована фантастическая картина: «Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Весна - Красна на журавлях, лебедях и гусях спускается на землю, окруженная свитой птиц». Ссылаясь на высказывание А.Л. Штейна, мы можем отметить, что данная картина - это поэтическое преувеличение. Все небо покрывается прилетевшими из-за моря птицами. Именно все. Весь горизонт заняли птицы. Это создает разительную картину множества, движение, разнообразия. И все же в основе фантастического образа - реальный факт - весеннее возвращение птиц.

«Пролог удивителен именно этим постоянным и очень тонко проведенным сочетанием сказочной фантастики с обрисовкой реального, психологического и даже бытового облика каждого из действующих лиц», - отмечает А.Л. Штейн. В прологе пьесы в качестве действующего лица обозначено соломенное чучело Масленицы, а в конце четвертого действия возникает Ярило - на празднестве в свою честь. Таким образом, можно заключить, что сюжет пьесы разворачивается в течение одной весны. «Чтобы быть точнее, обратимся к литературе, посвященной славянскому язычеству. «Древняя Масленица, судя по обильной солярной символике, должна была праздноваться в одну из солнечных фаз - в дни весеннего равноденствия, 20-25 марта». Заметим, что эти дни символизировали не только победу тепла над холодом и начало изгнания зимы. Праздник весны был вместе с тем и праздником в честь усопших предков, обычною порою сношения с ними, посещение кладбищ и поминок. Именно в такое время появляется в царстве берендеев Снегурочка. Что же касается даты празднования Ярилиного дня, то «30 июня делают соломенную куклу, наряжают ее кумачный сарафан, ожерелье и кокошник, носят по деревне с песнями, а потом раздевают и бросают в воду». Значит мы можем прийти к выводу, что действие пьесы охватывает три месяца - с конца марта - по конец июня.

В произведении Островского привычная ежегодная смена времен года, весеннее пробуждение сил природы поэтически воплощены в образы Весны - Красны, Деда - Мороза, их дочери - хрупкой и нежной Снегурочки, которая просит отпустить ее к людям из глуши лесного уединения. Она готова дни и ночи слушать песни пастуха Леля, чье пение завораживает душу, открытую впечатлениям жизни и искусства. Сердце Снегурочки холодно, чувства любви она не знает, «весеннее тепло томящей неги», по словам Мороза, смертельно для нее:

Сбирается губить Снегурочку; только

И ждет того, чтобы заронить ей в сердце

Лучом своим огонь любви; тогда

Спасенья нет Снегурочке, Ярило

Сожжет ее, испепелит, растопит.

Не знаю как, но умертвит. Доколе ж

Младенчески чиста ее душа,

Не властен он, вредить Снегурочке.

Так, в самом начале пьесы, драматург намечает возможность ее трагической развязки. В споре Мороза и Весны звучит извечный вопрос о счастье. Этот спор намечает одну из главных тем «весенней сказки». Островский сформулировал эту тему так:

«Счастье в том, чтобы не любить» (Мороз)

«Счастье в том, чтобы любить» (Весна)

Каждый по-своему представляет себе счастье дочери, вызывая у читателя или зрителя раздумье на эту тему.

Борьба Мороза, холода, оцепенения, и Солнца, тепла, любви, составляет содержание «весенней сказки» Островского. Полем этой битвы стало сердце Снегурочки.

Судьба Снегурочки тесно сплетена с участью сказочного народа берендеев, к которым она уходит из лесу. Именно в ней «причина жестоких зим и холодов весенних», на нее ревниво и хмуро взирает Солнце, гневающееся на дочь своего брата Мороза, и на «стужу чувств» у людей берендеева царства, отказывающее им в желанном тепле.

Само царство берендеев, - как указывает Лебедев, - своего рода утопическое гармоническое общество, живущее по правде и совести, уважающее свободу чувств, основанное на преклонении перед красотой. Сердечный и мудрый правитель этой страны - царь Берендей. Имя его звучит как название самого племени - берендеи.

Цитируя А.И.Ревякина, можно отметить, что «в царстве берендеев, лишенного произвола и насилия, враждебных эгоизма, своекорыстия и хищничества, «кровавых нет законов»… среди берендеев, живущих по правде и совести, властвует свобода общественных и личных отношений. У них пастух и царь равны перед законом. Народ и царь едины в своих стремлениях.»

«Царь мудрейший», - так называет царя Берендея А.И.Ревякин. Представитель народа, неустанный защитник его интересов, отец среди своих детей. Он в равной мере делит со своим народом труд и забавы, горе и радости. И благодарный народ поет ему славу:

Привет тебе, премудрый,

Великий, Берендей,

Владыка среброкудрый, отец земли своей.

Для счастия народа

Богами ты храним,

И царствует свобода

Под скипетром твоим…[д.II, явл.3]

Во всем мире идет ожесточенная борьба: добывая славу своим князьям, гибнут на незнаемых полях люди, исходят слезами их осиротевшие жены; вытоптаны нивы, никнут деревья и травы. Среди окружающих государств, где бушуют распри и войны, драматург создал своим поэтическим воображением небывалое царство мирных берендеев, представляющее собой удивительное исключение:

Веселы грады в стране берендеев,

Радостны песни по рощам и долам,

Миром красна Берендея держава…[д.II, явл.1]

Цитируя А.Л. Штейна, хотим отметить, что «характеристика берендеев проникнута добродушным, чисто русским юмором». «В облике многих берендеев, - отмечает А.Л. Штейн, - есть нечто дурашливое, шутовское. Малыш - подстрекатель, Брусило - хвастун, Курилка - задира. Этой же точки зрения придерживался А.И.Ревякин. Он очень точно определил, что первый министр Берендея Бермята - юмористическая фигура. Он считает, что образ этот обрисован с народных позиций. Бермята лукав и не очень беспокоится о делах правления. Берендей хочет обо всем знать, Бермята ничего не знает точно.

Их забавный разговор имеет прямое отношение к сюжетному развитию пьесы. Царь Берендей обеспокоен. Ему мало того, что народ не голоден, не бродит с котомками, не грабит по дорогам. В чем же видит он главную беду? Берендея тревожит перемена, происходящая с его подданными:

В сердцах людских заметил я остуду

Немалую; горячности любовной

Не вижу я давно у берендеев.

Исчезло в них служенье красоте.

За что, считает царь, и сердится

Ярило - Солнце на его народ.

«Люди должны служить любви и красоте. Любовь внушена людям природой и богами, она есть великий дар природы, счастье жизни, весенний цветок. Служение любви и есть служение красоте.»

Сочетать «союзом неразрывным» всех невест и женихов в Ярилин день собирается Берендей, надеясь умилостивить божество. Но возможно ли это? С появлением в слободе красавицы Снегурочки парни перессорились со своими девушками, хотя их старания пробудить любовь в снегурочкином сердце напрасны. «Прекрасна надзвездная, неземная чистота Снегурочки. Прекрасна и опасна. Ею унаследованы две природы - живое, теплое начало любви от матери Весны и ледяное равнодушие отца Мороза. До поры она не умеет любить, ей нравится одна красота: слушать песни Леля - ее утеха.» Даже пылкая, безумная страсть лихого купца Мизгиря, разлюбившего свою невесту Купаву, не может растопить лед чувств Снегурочки.

«А ведь настоящее, живое человеческое сердце, «горячее сердце», не у Снегурочки, а у Купавы. Ее любовь, ее страдание, ее теплые слезы по-человечески внятны всем. В ней нет ледяного холода красоты. Весенним ветром, зеленым маем, запахом полевых цветов наполняет этот образ, и не зря ей отечески покровительствует царь Берендей.» Как верно заметил А.Л. Штейн, характер Купавы выбран Островским безошибочно точно. Именно такая женщина должна была стоять в пьесе - сказке рядом со Снегурочкой. «Имя Купавы происходит от названия белого цветка. В областных говорах оно обозначает пышную и гордую красавицу. Куп - страстность. Купава - язычница, она послушна богу Яриле.»

Купава - женщина до мозга костей; женщина, наделенная всеми качествами своего пола - влюбчивая, чувственная, тщеславная, обидчивая, лишенная логики, преданная тому, кто ответит ей любовью.»

В этой любовной коллизии, составляющей основу пьесы, кроме самой Снегурочки и Купавы участвуют Лель и Мизгирь.

Лель исполняет должность пастуха, который не сеет и не пашет, валяется на солнце, а на уме у него только девичьи ласки. «Лель - существо лучезарное и легкое, он дарит и срывает поцелуи, его песни, пронизанные солнцем, пробуждают любовь».

«Песни Леля придают теме любви более широкое и универсальное звучание. Они представляют собой своеобразные поэтические иносказания, делающие более ясной тему пьесы.»

Мизгирь выступает в качестве кавалера Купавы. Имя это тоже смысловое. «Мизгирь - тарантул, злой паук, высасывающий из человека жизненные силы.» Ссылаясь на высказывание Лебедева, «это парень удалой с размахом. Он наделен типичными чертами мужского характера - мужским непостоянством и мужским эгоизмом. Мизгирь - человек с широким кругозором, он гулял по свету торговым гостем, видел заморские страны и тамошних красавиц. Как развитая индивидуальность, он действует по личному выбору, способен полюбить и разлюбить.»

Жалоба Купавы царю Берендею на вероломство жениха, такая трогательно - естественная в устах брошенной девушки, и гнев всегда милостивого и доброжелательного царя на преступника, надругавшегося над любовью, заставляет его осудить Мизгиря на вечное изгнание. Однако появление Снегурочки поражает царя, чуткого ко всему прекрасному. «Полна чудес могучая природа!» - восклицает он, любуясь совершенной красотой девушки, и призывает берендеев зажечь ее младенческую душу желанием любви. Мизгирь и Лель откликаются на его слова.

Снегурочка не знает любви и не понимает, зачем гонялись за нею парни. Она даже готова притвориться ради выгоды и интересов бобылей. Снегурочка не умеет любить. Но ей больно, когда Лель целует другую. Ее тщеславие требует, чтобы все видели, как любит ее Лель. «Пока Снегурочке доступны только внешние формы отношений мужчины и женщины, а не суть любви.»

А между тем Снегурочку полюбил Мизгирь. Ему нравилось то, что отличает ее от Купавы, - чистота, неприступность, понравилось, что Снегурочка «не от мира сего».

Но любовь преобразила и самого Мизгиря. Он не знал до этого страданий любви. Ему известны были только ее утехи. А.Л. Штейн здесь говорит о Мизгире - «страшен».

В конце третьего акта он гонится за призраком Снегурочки. Это символ того, что должно случиться. «Вся любовь его к Снегурочке была погоней за призраком.»

Жгучее чувство Мизгиря пугает Снегурочку. И все же она жаждет любить и просит Весну дать ей любви. «Любовь тебе погибель будет», - предупреждает мать. Но девушка непреклонна:

Пусть гибну я, любви одно мгновенье

Дороже мне годов тоски и слез.

Волшебный венок, подаренный дочери Весной, пробуждает душу Снегурочки, вызывает целую гамму новых, непривычных и сладостных ощущений. Замечательно изображает Островский момент, когда у молодой девушки возникает потребность в любви и когда под влиянием этой потребности преображается мир:

Ах, мама, что со мной? Какой красою

Зеленый лес оделся! Берегами

И озером нельзя налюбоваться.

Вода манит, кусты зовут меня

Под сень свою; а небо, мама, небо!

Разлив зари зыбучими волнами Колышется.

Здесь, как верно подметил А.И.Ревякин, Островский в построении сюжета «Снегурочки» прибегает к символике. «Основным драматическим узлом, вяжущим пьесу, является борьба Деда Мороза, олицетворяющего душевный холод и зло, с Солнцем, символом душевного тепла и любви.» Снегурочка обречена. Победа Солнца приносит ей радостную погибель - Снегурочка тает от любви. Погибая, она познала счастье любви.

Этот уход Снегурочки звучит в пьесе как жертва плодородию и процветанию Берендеева царства. Ее смерть можно трактовать и как победу живого над мертвым, но уже не а понимании календарной смены времен года, а в более широком, сакральном смысле. «Снегурочка - существо ирреальное, мифологическое, она как бы не существует с самого начала - она не чувствует, не страдает, у нее нет того, что есть у других девушек…она начисто лишена способности любить…Пока у Снегурочки нет «девичьего сердца», она не подходит для жертвы, однако, получив его, вернее символизирующий его венок, знак плодородия и новой жизни, выраженный в растительном коде, она тут же попадает в зону влияния Ярилы и «погибает» в лучах солнца. Заметим, что, по традиции, Ярило изображался в венке из полевых цветов, похожем на тот, который Снегурочке дала мать и который обладает волшебным действием.»

«Победа Солнца - победа справедливости, - отмечает А.И.Ревякин. Она прекратила вмешательство Мороза в жизнь берендеев, охладившее их сердца и возвратила им радость любовного влечения.» Трагический бунт Мизгиря, протестующего против несправедливости богов, лишивших его любимой, не разрушает общего светлого настроя произведения. Ведь в мир берендеев снова возвращается тепло и солнце, а красота окружающей природы внушает людям жизнелюбие и оптимизм.

Восхищаясь «Снегурочкой» А.В. Луначарский писал: «Островский дал в «Снегурочке» несравненный шедевр, один из крупнейших перлов русской сказочной поэзии…»

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения