Бульвар Капуцинок в Париже. Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже Бульвар Капуцинок и история кинематографа

Бульвар Капуцинок в Париже - одна из его достопримечательностей города. Находится он во Втором Некоторые по ошибке называют его бульваром Капуцинов. Свое название получил от одноименного женского монастыря. Он является одним из четырех знаменитых парижских бульваров.

Краткий исторический обзор

Бульвар Капуцинок появился в 1676 году, и его первоначальное название было Нижний Вал. Он был назван так потому, что построен на месте крепостных сооружений Людовика XIII. Женский монастырь капуцинок появился на этом бульваре еще до Великой французской революции. До 1789 года на южной стороне бульвара располагались сады монастыря капуцинок.

Северная часть до 1858 года оставалась незастроенной, но, когда появилась площадь Оперы, Нижнюю улицу объединили с бульваром. Теперь он является одним из Больших бульваров.

Знаменитые здания

На бульваре Капуцинок в Париже происходило множество интересных событий, поэтому неудивительно, что почти каждое здание, находящееся там, имеет свою увлекательную историю:

  1. В самом начале бульвара находится дом № 2 с очень красивым фасадом, бывший престижный отель "Монморанси", который был построен в 18-м веке. Затем в 1869 году его переделали под кинотеатр "Водевиль", который был популярен среди горожан. С 1927 году в этом историческом здании находится кинотеатр Paramount Theatre Opéra, который потом приобрела компания Gaumont. Владельцы сохранили красоту особняка 18-го века с ротондой и изысканной архитектурой.
  2. Дом № 14 - одно из самых известных зданий на бульваре Капуцинок. В 18-м веке в этом доме было знаменитое "Гранд кафе". Именно там 28 декабря 1895 года состоялся первый платный киносеанс, на котором братья Люмьер показали 10 коротких фильмов. В этом же доме проводил эксперименты с излучением доктор Вильгельм Рентген.
  3. В доме № 25 был музей Коньяк-Жэ, в котором были собраны изысканные и роскошные предметы эпохи 18-го века.
  4. В доме под номером 28 находился самый старый концертный зал в Париже - "Олимпия". Он был построен в 1893 году, и на его сцене выступало много известных певцов, актеров и других знаменитых людей. В "Олимпии" зрители наслаждались выступлениями Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Мирей Матье, Луи Армстронга и др. Из русских исполнителей концерты в "Олимпии" давали Алла Пугачева, Тамара Гвердцители и другие. Теперь на его входе висит огромный красный рекламный щит.
  5. В доме № 35 располагалась мастерская фотографа Надара, в гости к которому часто приходили художники. В 1874 году здесь устраивали выставки работ Писарро, Моне, Мане, Ренуара. Тогда это были мало кому известные молодые художники, чье творчество вызывало неоднозначную реакцию. Но потом импрессионисты стали известны во всем мире.

Во многих домах жили известные личности, некоторые из которых не были по достоинству оценены людьми их эпохи. Бульвар Капуцинок в Париже был известен как любимое место творческих людей.

Кафе и рестораны

В самом центре Boulevard des Capucines, на площади Опера, находится известное кафе Cafe de la Paix. Оно было создано по плану архитектора 19-го века Шарля Ганье. Именно он занимался оформлением находящейся неподалеку Оперы. Кафе появилось в 1862 году, и его посетителями были многие известные люди: Ги де Мопассан, Оскар Уайльд, П. И. Чайковский и другие.

В доме № 1, который находится в самом начале бульвара, располагается Неапольское кафе. В нем часто собираются творческие люди. Многие туристы любят посещать Le Grand Cafe Capucines, которое находится в доме № 4. Оно стильно оформлено, и, несмотря на большой поток туристов, здесь готовят вкусные изысканные блюда французской кухни за приемлемую цену.

В искусстве

Эта достопримечательность Парижа у многих ассоциируется с первым кинопоказом Вообще, этот бульвар еще известен как "бульварный театр", потому что именно там кафе стали ставить столики так, чтобы люди, наслаждаясь чашечкой кофе, могли наблюдать за прохожими, совсем как в кинотеатре.

Бульвар служил источником вдохновения для написал две картины с одинаковым названием - "Бульвар Капуцинок". Одна из них хранится в Пушкинском музее. Изображение бульвара есть в картинах Жана Беро "Парижский киоск" и Константина Коровина "Бульвар Капуцинок". Художники в своих творениях старались показать, что это место является центром богемной жизни Парижа.

Другое название одного из самых оживленных уголков Парижа он приобрел благодаря фильму Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов". Но название было переведено неверно, и так у него появилось другое наименование. Несмотря на то что бульвар Капуцинок теперь не является местом, где происходят важные исторические события, он все равно остается одним из оживленных уголков, в котором царит богемная атмосфера.

Сад Тюильри

Во время экскурсии по Парижу вы можете погулять в саду Тюильри, который находится неподалеку от знаменитого бульвара. Это одно из самых популярных мест среди парижан. Территория сада протянулась от Лувра до Елисейских полей.

Горожане и туристы могут неторопливо прогуливаться и любоваться живописными пейзажами. был сделан по приказу Екатерины Медичи, работу над его созданием начали в 1564 году, а первым создателем был Бернар Палисси. Это уникальный садово-парковый ансамбль, который больше похож на произведение искусства. В саду Тюильри вы также можете полюбоваться и другими достопримечательностей.

Главный вход в этот чудный городской уголок природы украшают парковые скульптуры, которые являются точными копиями дворцовых скульптур. Гости сада могут посетить музей Оранжери, являющийся картинной галереей, в которой можно увидеть уникальные полотна художников.

Как добраться

Обязательно в экскурсию по Парижу включите посещение знаменитого бульвара. Добраться до него очень просто: вы можете дойти пешком от станций метро Hauvre-Caumartin, Chaussée d`Antin la Fayette. Также недалеко от него расположен вокзал Сен-Лазар. Протяженность известного бульвара составляет 440 м, и находится он в исторической части города.

Одна из достопримечательностей Парижа - бульвар Капуцинок. Он продолжает оставаться местом встреч творческих людей. Посетители кафе за чашечкой кофе могут наблюдать за прохожими. Неподалеку от бульвара Капуцинок расположены и другие известные места Парижа. Этот оживленный бульвар всегда был источником вдохновения.


Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже.
1873 г.
Холст, масло.
Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина,
Москва.

Вся история французского импрессионизма – от его зарождения до расцвета и постепенного угасания – укладывается в долгую творческую биографию Клода Моне. Рыцарская преданность этому художественному направлению, верность именно импрессионистическому восприятию мира ставят художника особняком даже среди его собратьев. Одно из лучших импрессионистических произведений Клода Моне – знаменитый "Бульвар Капуцинок в Париже", написанный им в 1873 году. Художник пишет два известных парижских вида из окон ателье фотографа Надара, расположенного на бульваре Капуцинок (один находится в Москве в Пушкинском музее изобразительных искусств, Другой – в Художественном музее Канзас-Сити). Вновь К. Моне Избирает высокую точку зрения: сверху, из окна (или с балкона, вместе с теми персонажами, которых он изобразил справа), зритель видит уходящую по диагонали, по направлению к парижской Опере, перспективу бульвара, поток экипажей и пестрой толпы в неразличимом мелькании лиц. Фигурки прохожих едва намечены белыми мазками, фасады домов на противоположной стороне бульвара наполовину скрыты ветвями платанов.

Клод Моне передает в этом произведении мгновенное, чисто зрительское впечатление от едва заметно вибрирующего воздуха, от уходящих в глубь улицы людей и уезжающих экипажей. Он разрушает представление о плоскости холста, создавая иллюзию пространства и наполняя его светом, воздухом и движением. Человеческий глаз устремляется в бесконечность, и нет предельной точки, где бы он мог остановиться.
Высокая точка зрения позволяет художнику отказаться от первого плана, и он передает сияющее солнечное освещение в контрасте с голубовато-лиловой тенью от домов, лежащей на уличной мостовой. В московском варианте свет делит композицию по диагонали, противопоставляет одну часть бульвара, залитого солнцем, другому – находящемуся в тени. Солнечную сторону Клод Моне дает оранжевой, золотисто теплой, теневую – фиолетовой, но единая свето-воздушная дымка придает всему пейзажу тональную гармонию, а контуры домов и деревьев вырисовываются в воздухе, пронизанном солнечными лучами.
Скользящее боковое освещение "дематериализует" архитектуру, придает ей невещественность. В красочном мареве тонут архитектурные детали домов, тают контуры экипажей, растворяются ветки деревьев, а глубина пространства теряется в движении светящегося воздуха. Все это заполняет картину таким образом, что глаз зрителя теряет грань между вертикальной плоскостью стен домов и горизонтальной мостовой; между близкими освещенными стенами зданий и дальним голубым сумраком, скрывающим продолжение улицы. Намеченные быстрыми штрихами фигурки прохожих теперь сливаются в общий поток толпы.


Клод Моне. Бульвар Капуцинок.
1873 г.
Музей искусств Нельсона и Аткинс

Полотно из Канзас-Сити имеет совершенно иной (вертикальный) формат и обладает иным настроением. Зритель видит тот же "Бульвар Капуцинок в Париже", тот же самый пейзаж, но уже в хмурый день, когда белесоватый, мутный свет отражается на влажной мостовой. На фоне блеклого, молочно-голубого цвета резче выступают пятна черного, розового, темно-зеленого цветов.

Искусствовед К.Г. Богемская отмечает: "Когда говорят, что импрессионисты умели запечатлевать момент безостановочного движения жизни, то подтверждением этому может быть названа именно картина "Бульвар Капуцинок в Париже" (московский вариант). В других произведениях Клода Моне, при всей их непосредственной сиюминутности, куда меньше стремления вырвать "кадр", чем это ощущается при созерцании данного полотна.

Однако показанная на Первой выставке импрессионистов именно эта картина стала одной из тех, которые вызывали больше всего насмешек и нападок публики. Сам же Клод Моне еще в 1880 году говорил: "Я импрессионист и намерен всегда им оставаться". Эти же слова он мог повторить и на закате своей жизни.

Бульвар Капуцинок в Париже – знаменитое место с большой и интересной историей. На его просторах в 1895 г. открылся первый кинотеатр, именно здесь были обнародованы дебютные короткометражки братьев Люмьер.

Также на этой известной всем артистам улице расположился неповторимый концертный зал, давно ставший мечтой многих музыкантов – «Олимпия». Его сцена позволила услышать местным жителям и приезжим голос Людмилы Зыкиной, Эдит Пиаф, Битлз, Луи Армстронга и многих других великих звезд.

Кроме того, именно в одном из домов этой улицы была проведена первая выставка легендарных импрессионистов, непонятых их современниками. Так, в доме 35 по этому бульвару в 1874 г. были представлены картины авторов: Камилла Писсарро, Клода Моне, Эдгара Дега и других.

Бульвар Капуцинов или Капуцинок в Париже

В 1865 г. небольшая часть Больших бульваров была переименована в Бульвар Капуцинок. У многих возникают вопросы в каком роде употреблять название бульвара, поскольку Капуцины – это монашеский орден, который получил свое название из-за своеобразного капюшона, который они носили (термин употреблялся в просторечии в качестве насмешки).

Однако свое название улица получила благодаря располагавшемуся здесь до Французской Революции монастырю капуцинок , поэтому предпочтительней все же использование наименование бульвара в женском роде.

Бульвар Капуцинок

Бульвар славится своей увлекательной, разнообразной историей и богемной атмосферой, особо привлекательной для обеспеченных людей. Как было указано выше, эту парижскую улицу связывают со своим становлением, как кинематографисты, так и художники. Однако несмотря на значимость для кино дома под номером 14, большего внимания все-таки заслуживает студия Надара (дом №35, в котором была организована тайная выставка художников, подарившая миру новое течение в искусстве — импрессионизм).

Вид из окон именно этого дома был изображен на нескольких картинах Моне (таковых было две, и обе они получили одинаковое название: «Бульвар Капуцинок в Париже»), одно из этих полотен ныне украшает стены московского музея. На картине можно увидеть занятых своими заботами парижан, оживленный бульвар и пробуждение природы в ожидании скорой весны. Свое видение парижского бульвара отобразил в одной из работ и русский художник-импрессионист Константин Коровин, описавший ночной вид популярного места во всех его цветах и красках.

Ныне это место считается излюбленным пафосной публикой , поскольку на каждом шагу бульвара можно столкнуться с успешными и зажиточными людьми:

  • банкирами
  • моделями
  • кинозвездами
  • композиторами
  • артистами и др.

Кроме этого, прогулка по бульвару может порадовать вас не только приятными знакомствами и развлекательными программами, но и приятным обедом или ароматным кофе в одном из уличных ресторанчиков. Одним из самых знаменитых из них является Cafe de la Paix , в котором некогда обедали Оскар Уайльд, Мопассан, Эмиль Золя.

Любителей литературы, в свою очередь, ждет увлекательное путешествие

К истокам творчества Жака Оффенбаха и Стендаля, которые работали в домах на этом бульваре.

Где находится и как добраться до бульвара?

Адрес знаменитого бульвара довольно простой: Париж, Бульвар Капуцинок (Boulevard des Capucines) . Его протяженность всего 440 м, а добраться до популярного места можно на обычном метро с одной из перечисленных станций:

  • Opéra
  • La Fayette
  • RER Auber
  • Chaussée d’Antin
  • Havre-Caumartin.

Или с местного вокзала Сен-Лазар.

Бульвар Капуцинов на карте Парижа:

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Carnaval Boulevard des Capucines, 1873 холст, масло. 61 x 80 см Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

С наибольшей последовательностью принципы импрессионизма* были разработаны в творчестве Клода Моне (1840-1926).

Клод Моне стремится схватить и передать непосредственное впечатление, производимое на него картинами действительности, находит новые мотивы городского пейзажа, особое внимание уделяет изображению пространства, освещения и воздушной среды. В одной из своих программных картин, «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, Москва, ГМИИ), он запечатлевает вид шумной улицы Парижа с как бы текущей толпой людей и потоком движущихся экипажей, влажность воздуха и далеко уходящий простор бульваров, видных сквозь голые ветви платанов. Он выбирает точку зрения сверху, с одного из балконов дома, край которого включает в композицию. Неожиданность среза фигур на балконе подчеркивает фрагментарность решения, случайность точки зрения, в действительности точно продуманной и найденной художником.

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Фрагмент

В дальнейшем погоня за передачей неуловимых, изменчивых состояний природы приводит Моне к работе над серией картин, написанных по одному и тому же мотиву природы в разное время дня.

Клод Моне (1840-1926) Бульвар Капуцинок. 1873 г. Музей искусств Нельсона и Аткинс

Так возникают такие серии, как «Руанский собор» (1893-1895, две в Москве, ГМИИ), которые создает художник, увлеченный стремлением схватить состояние атмосферы, освещения одного и того же мотива пейзажа в различное время суток.

Клод Моне (1840-1926) Собор в Руане в солнце 1894, Музей Орсе, Париж, Франция.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Восточный фасад в солнце (1892), Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Клод Моне (1840-1926) Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, фасад (эффект утра), (1892-1894), Музей Фолькванг, Эссен, Германия.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изящных искусств, Руан.

Так свет становится истинным героем картины, вытесняя реальные предметы.

Ю. Колпинский. Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов

*Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды - impression , впечатление прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ. Они хотели быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре... Вот почему один из критиков некогда и сказал, что «импрессионизм в искусстве то же, что натурализм в литературе».

Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873 г. (Галерея искусства Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва

Если вы любите , по возможности хотя бы раз постойте перед картиной “Бульвар Капуцинок” Клода Моне. Для вас это будет своего рода паломничество. Потому что более импрессионисткой картины трудно представить.

К тому же у картины интересная история создания. Она прошла путь от эпитета “мазня” до всемирного шедевра. Да и сам бульвар Капуцинок – одна из самых легендарных улиц Парижа.

Теперь обо всем по порядку.

1. Картина, как золотой эталон импрессионизма

Никогда ещё неуловимость, быстротечность, мгновенность движения не были так верно переданы, как на необыкновенной картине “Бульвар Капуцинок”. Эрнест Шено.

Картина “Бульвар Капуцинок” вмещает в себя все возможные техники и приемы импрессионизма. Многие импрессионисты использовали лишь часть техник, пренебрегая остальными. Например, стремился запечатлеть сиюминутное. Но терпеть не мог работать на пленэре (на открытом воздухе), как того требовали каноны импрессионизма.

Даже у Клода Моне далеко не все работы соответствуют всем этим канонам. Зато “Бульвар Капуцинок” поистине можно назвать эталоном импрессионизма. И вот почему.

Для импрессионистов главным героем картин является свет. Им было важно передать, как от света вибрирует воздух. Как свет меняет цвета предметов. Как свет контрастирует с тенью.

Все эти эффекты есть на картине “Бульвар Капуцинок”. Свет раскрашивает платаны. Свет и тень гармонично соседствуют. И мы словно чувствуем запах зимнего прогретого солнцем воздуха.

Импрессионисты стремились запечатлеть то, что видят. Поэтому композиция отходила на второй план. На картине никакой композиции. Только удачный угол зрения. Из окна верхнего этажа. Картина – это выхваченный из действительности кадр бурлящей Парижской жизни.

Импрессионистам важно было изобразить сиюминутный момент жизни. Поэтому они работали быстро, игнорируя детали. На “Бульваре Капуцинок” детали как раз не прорисованы. Люди изображены в виде разноцветных мазков. Картину нужно рассматривать с расстояния, чтобы понять, что на ней изображено.

Импрессионисты увлекались фотографией. Особенности моментального фотоснимка использовал и Моне. Справа на балконе виднеются головы и цилиндры двух мужчин. Их изображения срезаны. Как будто они просто не влезли в кадр.

2. Картина была слишком революционной для публики

Картина была выставлена на первой выставке импрессионистов в 1874 г. Публика и критики совершенно не поняли картину. Один критик говорил, что видимо ему придётся смотреть картину из окна соседнего дома. Ведь вблизи он ровным счётом ничего не разберёт.

Ещё никогда людей не изображали на картине так “пренебрежительно”. В виде разноцветных мазков. У посетителей выставки это просто не могло уложиться в голове. Они искренне спрашивали у художника, что это за тёмные пятнышки внизу картины. И неужели они так ужасно выглядят, когда идут по бульвару.

Это были самые приличные высказывания по отношению к картине. С полос газет же в ее адрес летели эпитеты “мазня”, “обойные наброски” и прочее. Большинству обывателей того времени она категорически не нравилась.

Прошло всего 34 года с появления первой в мире фотографии. В умах людей картины ещё заменяли фотографии. Чем реалистичнее изображен человек, тем лучше. А здесь такое! Человек изображен в виде одного-двух мазков!

Кстати, в виде мазков людей решилась изобразить и . Видимо её вдохновила именно эта работа Клода Моне. Спустя 2 года она пишет картину “Вид на набережную на острове Уайт”.


Берта Моризо. Вид на набережную на острове Уайт. 1875 г. Частная коллекция.

Девочка на переднем плане изображена буквально несколькими мазками. Это лишь впечатление от девочки, а не её реальное изображение. Недаром Берту Моризо считают одним из главных представителей импрессионистов. Наряду с Клодом Моне.

3. На картине изображен легендарный бульвар

Бульвар Капуцинок – культовое место. Каждый дом здесь наполнен Парижской историей. Сама картина была написана из окна дома номер 35. Это была студия фотографа Надара.

Надару очень понравилась написанная Клодом Моне картина. Поэтому он помог организовать в своей студии легендарную выставку импрессионистов в 1874 году. Именно на ней был выставлен “Бульвар Капуцинок”. Так же, как и не менее знаменитая картина, от которой и пошло название “импрессионизм”.

На бульваре Капуцинок был проведён первый в мире киносеанс. Братья Люмьер показали зрителям 10 одноминутных фильмов. В том числе первую комедию “Политый поливальщик”. Это распространённое заблуждение, что первым фильмом был “Приближение поезда”. К моменту показа “Поезда” зрители уже знали, что такое кино.

Кстати, в фильме “Человек с бульвара Капуцинов” есть эпизод, где показывают первое кино. Это как раз “Политый поливальщик”. С названием же самого фильма его создатели просчитались. Капуцинками назывались монашек, чей монастырь стоял на бульваре. Поэтому правильно называть “Бульвар Капуцинок”.

4. За два года до написания картины Бульвар Капуцинок выглядел по-другому.

В это трудно поверить, но за два года до написания картины платанов на бульваре не было! Вернее они когда-то были. Но были все срублены … на дрова.

В 1871 году Париж был погружён в кровавый мрак. Парижская коммуна за 72 дня унесла жизни 20 000 парижан. На улицах была настоящая резня. Люди голодали, ели крыс и собак.

Париж оправился от этого ужаса очень быстро. И даже вновь высадили платаны на бульварах. Сам Моне во время Парижской коммуны уезжал из города в Англию. Там он время зря не терял. И создал несколько великолепных картин с видами Лондона.

5. Существует ещё один “Бульвар Капуцинок” Моне


Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже. 1873-1874 гг. Музей искусств Аткинса-Нельсона, Канзас-Сити, США

Вторая картина “Бульвар Капуцинок” написана после “Пушкинского” варианта. На картине бульвар изображен уже в пасмурную погоду. Мостовая мокрая от дождя. Даже влажность воздуха волшебным образом передана художником.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения