Как усилить восприятие. Как расширить восприятие действительности

Стратегии для аутистов, родителей и педагогов по преодолению трудностей с чтением

Многие люди умеют читать, но после чтения им трудно вспомнить, о чем именно они прочитали. Причин тому может быть несколько. Возможно, что человек прикладывает так много усилий на озвучивание слов (вслух или про себя), что теряет их смысл. В других случаях тема настолько неинтересна, что трудно сосредоточиться на информации в тексте. Очень многие дети и взрослые с расстройствами аутистического спектра испытывают серьезные трудности с пониманием прочитанного, даже если с чтением как таковым у них нет никаких проблем. Это может сильно затруднить обучение в школе даже для детей без интеллектуальных нарушений, особенно в средней школе, когда требования к чтению и пониманию больших объемов текста значительно возрастают, а тексты становятся все сложнее. Ниже приводятся стратегии для улучшения понимания текста, которые могут использовать взрослые с расстройствами аутистического спектра, а также родители и педагоги детей с РАС.

Метапознание — мышление о том, как мы думаем — является основой для улучшения понимания во время чтения. Другими словами, для улучшения понимания текста мы должны осознанно останавливаться во время чтения и анализировать наши мнения, представления и мысли, связанные с тем, что мы прочитали. Например:

Перед чтением

— Определите цель для предстоящего чтения. Заранее подумайте о том, что вы должны найти в тексте во время чтения.

— Посмотрите на заголовок текста и попробуйте понять, о чем может быть текст.

— Бегло просмотрите весь текст, не вчитываясь, обратите внимание на заголовки и подзаголовки, слова выделенные жирным шрифтом и иллюстрации. Подумайте о том, о чем может быть этот текст.

— Постарайтесь вспомнить, что вы уже знаете о теме, авторе или этой истории.

Во время чтения

— Обдумывайте то, что вы прочитали после каждого абзаца или главы.

— Подумайте, согласны ли вы с идеями, персонажами или фактами.

— Если вы не поняли смысл каких-то предложений или абзацев, запишите, что вам непонятно.

— Запишите незнакомые слова, чтобы узнать их смысл после чтения.

После чтения

— Подумайте о том, что вы узнали во время чтения.

— Подумайте, как прочитанное связано с вашей собственной жизнью.

— Сформулируйте краткий пересказ того, что вы прочитали.

— Просмотрите свои записи и постарайтесь найти ответы на свои вопросы с помощью повторного чтения, поиска в Интернете или беседы с другим человеком.

Поговорите о прочитанном

Обсуждение прочитанного с другим человеком предоставляет еще один источник получения информации вместо того, чтобы перечитывать текст. Это особенно полезно, если вам не очень нравится читать. Во время беседы о прочитанном, вы сможете задать возникшие у вас вопросы, это позволит вам больше узнать о точке зрения других людей и предоставит вам возможность выразить словами прочитанное, что поможет вам лучше запомнить и понять текст.

Практикуйтесь в чтении как можно чаще

Наилучший способ улучшить понимание во время чтения — читать как можно больше. При этом не важно, что именно человек читает. Чем больше вы читаете, тем лучше будут ваши навыки понимания. Здесь имеет место «эффект Матфея», когда «имеющему дастся и преумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет». Ученики, которым нравится читать, читают много и часто, и их навыки чтения совершенствуются. Те, кто не получает удовольствия от чтения, уделяют ему мало времени, в результате, их навыки все больше и больше отстают от сверстников. Именно поэтому наша первоочередная задача — мотивировать детей читать. Если им нравится читать комиксы, статьи про спорт или онлайн-журналы, то поощряйте их делать это как можно чаще.

Как можно чаще водите детей в библиотеку и позволяйте им смотреть любые книги, какие они захотят. Не пытайтесь навязать детям то, что, по вашему мнению, они должны читать. Мы хотим, чтобы они читали — как можно больше. И все. Если им понравилась книга какого-то автора, то найдите все книги этого автора, чтобы они могли что-нибудь выбрать. Если дети интересуются какой-то темой, то найдите им материал для чтения в соответствии с их интересом.

Мотивация для чтения

Первая задача для немотивированного читателя — поиск материала для чтения, который непосредственно связан с тем, что его интересует вне чтения. Например, если ребенку нравится смотреть кино, то ему может понравиться читать рецензии на фильмы в Интернете или в журналах о кино. Вы можете подумать, что это не «настоящее» чтение, однако это совсем не так. Многие люди считают, что развивать навыки чтения можно лишь с книгами. В действительности, это совсем не обязательно, особенно в нашу эпоху Интернета.

Кроме того, если дети будут часто читать о том, что их интересует, то это поможет им стать лучшими чтецами в целом, особенно если параллельно они будут отрабатывать навыки по пониманию текста. После того, как мотивация к чтению начнет формироваться, можно приступать к практике в чтении менее интересных материалов. При этом, если стратегии по улучшению понимания уже практиковались на интересных текстах, их будет проще использовать во время чтения на скучные темы.

Стратегии по улучшению понимания прочитанного

Начинайте с тех стратегий, которые покажутся наиболее привлекательными, и пробуйте их по одной. Не пытайтесь непременно овладеть каждой стратегией, иногда меньше значит лучше. Другими словами, лучше всего освоить несколько стратегий в совершенстве, а не практиковать все стратегии без исключения, в результате чего может быть непонятно, что именно сейчас использовать. Стратегии по улучшению понимания прочитанного включают:

Диалоговое чтение: Задавайте вопросы, спорьте, уточняйте, подводите итоги и предсказывайте по ходу чтения.

Стикеры: Используйте стикеры, чтобы записывать на них незнакомые слова, или пишите на них восклицательные знаки, чтобы отметить понравившееся предложение, и знаки вопроса, чтобы отметить непонятные фразы или абзацы.

Парное чтение: Чтение вслух в паре с другим человеком по одному абзацу. После каждого абзаца обсуждайте друг с другом прочитанное.

Мысли вслух: Во время парного чтения вслух озвучивайте все свои мысли, вопросы и непонимание, какие только придут в голову. Например, если персонаж или событие что-то напомнили, остановитесь и расскажите об этой личной ассоциации. Эта техника помогает вспомнить о прочитанном в дальнейшем.

Повторное чтение: Прочитайте текст еще раз, стараясь найти ответы на возникшие вопросы.

Связи в тексте: Во время чтения определяйте, как этот текст относится к вам, к другим текстам и к миру в целом. В связях с собой нужно подумать, как относится прочитанное к вам лично. В связях с миром вы можете связать текст с тем, что вы уже знаете. И наконец, в связях с текстом вы можете связать то, что вы прочитали, с тем, о чем вы читали ранее.

Принцип «Трех медведей»: Когда выбираете книгу в библиотеке или книжном магазине, подумайте о том, чтобы она не была слишком простой или слишком сложной. Слишком простая означает, что читатель с легкостью поймет все слова или уже много раз читал эту книгу. Слишком сложная означает, что на одной странице есть более пяти незнакомых слов или смысл первой же страницы непонятен. Если книга в самый раз, то это новая книга, где читатель может не знать некоторые слова на странице, но в целом понимает, о чем идет речь.

Деление текста на части: Читайте лишь несколько абзацев или предложений за один раз. Подумайте о прочитанном, используя стратегии чтения, и только потом продолжайте.

Визуализация: Во время чтения всегда старайтесь зрительно представить, как выглядят персонажи и описанные сцены.

Блоги: Проверьте, есть ли какой-нибудь блог или форум в Интернете, где данная тема или книга обсуждается онлайн, прочитайте, что думают об этом другие люди и попробуйте написать собственное мнение.

Ведение дневника: По мере чтения записывайте возникающие мысли в специальный дневник.

Графическая организация: Составьте таблицу, отмечая в ней степень своего понимания до, во время и после чтения.

Модель постепенного внедрения

Если вы родитель или педагог, то вы можете использовать «модель постепенного внедрения», чтобы помочь ученику с аутистическим расстройством освоить стратегии для понимания прочитанного. Сначала демонстрируйте ученику, как вы сами читаете, пользуясь данной стратегией. Затем используйте эту стратегию вместе, под вашим руководством. Затем попросите ученика применить эту стратегию снова (в другой ситуации) уже самостоятельно.

Убедитесь, что вы обсуждаете с учеником чтение и то, помогает ли ему стратегия или нет. Возможно, вам будет нужно моделировать эту стратегию для ученика много раз, либо практиковать ее много раз вместе до тех пор, пока она не станет естественной частью процесса чтения, и ученик не сможет применять ее полностью самостоятельно.

Доступность книг для чтения

Если навыки чтения слишком низкие, используйте книги на интересные ученику темы, но с очень низкими требованиями для чтения. Как правило, в них много иллюстраций и мало текста. Это могут быть детские энциклопедии и справочники. Они позволяют мотивировать читателя, их темы соответствуют возрасту, при этом чтение не слишком сложное.

Также следует обратить внимание на следующие книги:

— Книги, в которых много фотографий и иллюстраций, что значительно облегчит понимание.

— Книги с достаточно крупными буквами.

— Книги, с небольшим количеством текста на одной страницы, чтобы объем текста на странице не вызывал стресса.

— Книги, в которых есть заголовки, подзаголовки, четкие определения слов в глоссарии. Такие книги проще всего понимать.

Связь между чтением и письмом

Вы можете задаваться вопросом, почему во время работы над пониманием прочитанного так часто приходится что-то записывать. Причина в том, что это еще один способ лучше понимать и усваивать прочитанный материал. Например, если кому-то трудно говорить устно о прочитанным, то ведение дневника, блога или графика может помочь анализировать прочитанное и обновлять информацию в памяти, но без вербального диалога.

Заключительные мысли

Цель любого чтения — понимание текста, так что можно надеяться, что эти стратегии и идеи позволят вам улучшить свои навыки читателя или помогут вашему ребенку или ученику достигнуть этой цели. Помните, что чтение — это очень сложный индивидуальный процесс, и его развитие обязательно должно быть отражено в индивидуальной образовательной программе.

Мы живем в настоящее время в мире вещей, различных предметов и форм, в мире довольно сложных ситуаций, и при этом, что бы мы ни воспринимали, поистине мы имеем дело не с какими-то отдельными непонятными ощущениями, а с настоящими целыми образами. При этом отражения настоящего внешнего мира зачастую выходят за пределы, каких либо одиночных ощущений, тут требуется, несомненно, совместное участие абсолютно всех органов чувств, происходит некое соединение отдельных ощущений в довольно сложные комплексные системы. В итоге такого объединения различные изолированные ощущения, как правило, становятся целостным и истинным восприятием окружающего мира.

Если вы полагаете, что данное объединение - это обычная сумма неких отдельных ощущений, то тогда вы очень глубоко ошибаетесь. В настоящей действительности восприятие (либо же какое-то отражение) довольно целых предметов или таких же ситуаций намного сложнее.

Восприятие информации человеком на базе ощущений, сводятся к элементарной механической сумме подобных ощущений у различных животных. А вот в формировании восприятия непосредственно сенсорной информации современном человеком, элементами считаются ощущения, которые возникают от различных свойств данного объекта, включая к тому же и память и так же мышление. Восприятия самого человека в отличие от различных комплексов ощущений у просто животных включает непременное понимание того, какая информация воспринимается.

Восприятие - психический процесс отражения предметов, внешним стимулом которого является сенсорная информация, получаемая при помощи органов чувств, а для осмысления этой информации применяется информация, которая содержится в памяти каждого человека.

Восприятия информации человеком могут быть полными и неполными, точными и ошибочными, глубокими и поверхностными, или иллюзорными, быстрыми и медленными. Это зависит от многих факторов: чувствительности органов ощущений, внимательности, способностей и умственного развития, от опыта и знаний, от умения последовательно воспринимать и оценивать различные стороны и свойства объектов восприятия.

Скоростью восприятия информации называется время наименьшего воздействия сенсорной информации, которая вызывает практически верное ее восприятие. Данный показатель восприятия является довольно значимой особенностью индивидуальных отличий между людьми. Причем чем сложнее полученная сенсорная информация, тем нужно большее количество времени для ее полного восприятия. К слову можно сказать, что скорость восприятия вполне можно значительно увеличить при помощи различных упражнений и тренировок.

Надеемся, что эта статья поможет вам улучшить восприятие информации.

Вы когда-нибудь слышали, как говорят в быту носители английского языка? Не преподаватели с хорошо поставленной речью, а обычные люди? Скажем честно, удовольствие сомнительное.

В интернете вы найдете кучу советов, которые помогут вам улучшить восприятие английского языка на слух. Это и просмотр фильмов в оригинале, и прослушивание аудиоподкастов, и оттачивание собственных разговорных навыков. Безусловно, они помогают достичь цели. Но есть и другие способы - о них рассказывает Максим Сундалов, учредитель и руководитель EnglishDom .

Общайтесь с людьми, которые говорят с акцентом

У каждого человека, который говорит не на своем родном языке, есть акцент. Это обусловлено артикуляцией и произношением слов родного языка, которые человек подсознательно переносит на английский.

Коренной англичанин уже по первому вашему предложению скажет, откуда его собеседник родом. Но в этом случае носитель языка нам ни к чему - оставим его в покое. Нам нужны как раз те, кто учит английский как иностранный.

Чем сильнее акцент у говорящего, тем сложнее его понять. Лидерами в плане акцента можно назвать китайцев и индусов. Их родные языки настолько сильно отличаются от английского, что в результате они могут говорить только с дичайшим акцентом.

Общение с таким человеком - отличная тренировка восприятия речи на слух, логики и экстрасенсорных способностей.

    Во-первых, вы должны правильно понять, что говорит собеседник. Из-за акцента это будет непросто.

    Во-вторых, если отдельные слова разобрать не получится, нужно будет подключить логику и воссоздать наиболее вероятное их значение. Для этого нужно не только отличное знание языка, но и умение строить логические цепочки.

Поначалу это будет очень сложно. И придется каждые 2 минуты просить, чтобы собеседник повторил фразу. Но когда вы научитесь свободно понимать собеседника, который говорит с сильным акцентом, то разобрать чистую английскую речь будет проще простого.

Найти собеседника с акцентом можно очень быстро - в интернете есть множество видеочатов, в которых можно пообщаться с иностранцами. Просто выбирайте тех, у которых сильнее акцент, - и тренируйтесь.

Евгения Притула

28 лет, фотограф

«Английский учу уже 3 года. Вышла на уровень Upper-Intermediate, но были проблемы с восприятием на слух. Если медленную и четкую речь разбирала нормально, то в живом разговоре терялась с первого же предложения.

Преподаватель на курсах посоветовал больше общаться с иностранцами в онлайн-чатах. Тут включилась моя «удачливость». За 3 месяца общения я стабильно попадала на индусов, японцев, мексиканцев - да кого угодно, только не носителей языка.

Поначалу это было жестко. Приходилось чуть ли не на пальцах объясняться. Но потом привыкла к акцентам и стала понимать понемногу. И как я не удивлялась, но метод все же сработал. Теперь английскую речь понимаю намного лучше, чем раньше».

Развивайте музыкальный слух

В разговоре на английском нужно сначала услышать собеседника и только потом правильно понять смысл речи. Но когда оппонент говорит быстро и с активным изменением интонаций, все предложения сливаются в одно большое слово, и понять что-нибудь становится затруднительно.

Чтобы лучше воспринимать разговорную речь, нужно развивать чуткость слуха. И делать это лучше всего с помощью занятий музыкой.

Игра на музыкальных инструментах, пение и теоретические музыкальные дисциплины сильно улучшают восприятие звуков. Уши музыкантов воспринимают более широкий спектр звуковых волн и лучше чувствуют интонации.

Музыкальный слух поможет вам улавливать тонкие изменения в интонациях собеседника, которыми человек выделяет окончание слов в разговоре. Поэтому воспринимать даже беглую речь станет намного проще.

Помните, что за несколько занятий музыкой слух не улучшится. Потребуется как минимум полгода, чтобы заметить улучшения. И важно именно заниматься музыкой - самостоятельно или с преподавателем, - а не просто слушать популярные треки в наушниках. Важно, чтобы занятия были в удовольствие - тогда они точно принесут результат.

Виктор Осадчий

32 года, преподаватель школы английского языка EnglishDom

«Я преподаю английский уже 9 лет. И за это время заметил несколько интересных тенденций.

Восприятие на слух и разговорная речь - самые слабые места, которые медленно развиваются почти у всех учеников. Тут уж ничего не поделаешь - нужно много практики. Но я заметил, что ученики, которые занимаются музыкой, нарабатывают навыки восприятия английской речи в 1,5-2 раза быстрее.

Если для рядового ученика нужно минимум 40 часов занятий практикой аудирования, то для «музыкального» зачастую хватает и 20. Результаты получаются почти те же.

В целом ученики с музыкальным слухом лучше проходят любые упражнения с аудированием и лучше понимают не очень разборчивую речь или речь с сильным акцентом».

Повторяйте фразы вслух и записывайте их

Психологи утверждают, что человек воспринимает звук своего голоса намного лучше, чем голоса других людей. Этой особенностью можно пользоваться, чтобы улучшить навыки восприятия английского языка на слух.

Смотрите фильм в оригинале? Повторяйте все фразы главного героя! Читаете книгу на английском? Читайте вслух! Можно даже не всю книгу, а только диалоги между персонажами. Слушаете песню? Подпевайте!

Проговаривать услышанные фразы полезно для восприятия языка. Главное, не делайте этого в людном месте, сидя в наушниках. Иначе кто-то добрый может вызвать докторов со смирительной рубашкой. И объяснять эту технику обучения придется уже им.

А еще следует записать свою речь на диктофон и позже прослушать ее. Гарантируем, восприятие будет сильно отличаться от живого монолога. Но вы ведь знаете особенности своих интонаций, поэтому воспринимать на слух запись своего голоса будет намного проще, чем речь чужого человека.

Думайте на английском

На родном языке мы думаем в несколько раз быстрее, чем говорим. Поэтому распознавание речи проходит практически на автомате - мы не прикладываем для этого почти никаких усилий.

А когда мы изучаем иностранный язык, мы думаем на нем в разы медленнее речи. Многие даже сначала составляют предложение на родном языке, а потом переводят его на английский.

В результате, когда мы слышим беглую речь, мозг просто не справляется с объемом поступающей информации. Поэтому мы можем уловить только отдельные слова или словосочетания - но не весь разговор.

Чтобы мозг понимал речь на английском, нужно ускорить мышление именно на этом языке. Другими словами, больше думайте на английском.

Это проще, чем кажется на первый взгляд.

Мысленно отвечайте на вопросы, ведите с собой диалоги и комментируйте происходящее на английском. Поначалу это будет очень непривычно и неудобно, но уже через месяц мозг привыкнет к обработке информации на английском, и вам будет проще понимать даже беглую речь.

Сергей Рожков

38 лет, дизайнер

«Английский начал учить уже в зрелом возрасте, поэтому он дается мне тяжело. Никак не мог избавиться от привычки строить фразы в уме на русском, а потом переводить их на английский. Да и понимал быструю речь со скрипом.

Начал практиковать упражнение «Мысленный монолог» - это когда сам с собой в уме говоришь на английском. Мозг сильно противился, приходилось заставлять. Постепенно привычка мысленно обсуждать факты или события прижилась - по дороге на работу и с работы постоянно тренируюсь.

Результаты есть - за 2 месяца таких тренировок могу почти без проблем выражать свои мысли на английском и понимать речь даже без субтитров. Отличное упражнение, очень рекомендую».

Обучайтесь на английском

Запишитесь на курс по развитию профессиональных навыков на английском языке. И учите не язык, а совершенствуйтесь в своей профессии.

Если вы дизайнер, освойте новый интересный инструмент или стиль работы. Если программист, узнайте, как сделать интересную фичу на языке программирования, с которым вы работаете. Профессия не важна - важно желание выучить что-нибудь новое.

Этот способ позволяет убить двух зайцев одним выстрелом.

    Во-первых, вы развиваетесь в профессиональном плане. А видеокурсов для развития в любой специальности на английском языке намного больше, чем на русском.

    Во-вторых, вы учитесь воспринимать английский во всей его профильной широте.

Правда, для начала стоит немного подучить профессиональную лексику. В противном случае, половина слов так и останется непонятной.

Далее нужно только смотреть видео и учиться. Не переживайте, если один фрагмент придется пересматривать по 5-7 раз для полного понимания - это нормально. Главное, чтобы вы смогли понять больше 90% всей информации, поданной в видео.

Фишка в том, что при просмотре уроков на профессиональную тему мозг в первую очередь пытается разобраться именно в обучающих материалах. При этом он как бы игнорирует язык, на котором они подаются. Если лектор говорит внятно, то сам язык уходит на второй план. Со временем мозг учится воспринимать на автомате абсолютно любую информацию. А это нам и нужно, ведь так?

Немного выводов

Существует огромное количество способов, которые помогают лучше воспринимать английский язык на слух.

Все еще отлично работает просмотр фильмов в оригинале и прослушивание подкастов, но не зацикливайтесь на них слишком сильно. Не стоит воспринимать язык как набор формальных правил и фигур речи, которые нужно запомнить. Все намного проще и интереснее.

Когда учиться интересно, то и результатов можно достичь намного быстрее. Появляется азарт, с помощью которого можно преодолеть все сложности. А если на этом пути вас сопровождают приятные и понимающие педагоги, то сами звезды благоволят вам в изучении английского. Учитесь в удовольствие, и со временем вы сможете в полной мере понимать даже быструю речь носителя языка. Успехов вам в этом!

Как улучшить зрение, когда тебе за… Геннадий Михайлович Кибардин

Восприятие мира

Восприятие мира

Процесс видения человеком окружающего мира состоит из трех последовательных этапов: ощущение, отбор и восприятие. И хотя эти этапы у людей протекают практически мгновенно, знание сути процессов, происходящих на каждом этапе, помогает лучше понять, как быстро и эффективно улучшить остроту своего зрения естественными методами. Рассмотрим содержание каждого этапа процесса видения окружающей среды.

Ощущение окружающей среды. Ощущения окружающей среды в глазах человека поначалу представляют собою набор воспринимаемых световых пятен, которые формируют сырой зрительный материал. Совокупность множества таких цветовых пятен составляет зрительное поле. Глаза только что новорожденного человека, например, первоначально воспринимают окружающий мир не более как набор множества цветовых пятен, находящихся в поле зрения. Этот мир еще не имеет четких ориентиров и границ, что может вызывать у новорожденного неожиданный испуг от новых предметов, лиц людей и т. п. Поэтому новорожденного ребенка нежелательно показывать чужим людям, незнакомый вид которых может вызвать у него сильный испуг.

Отбор ранее опознанного представляет собой распознавание мозгом некоторой части зрительного поля. Распознавание связано с быстрым накоплением огромного запаса зрительной памяти в затылочной части мозга человека. За простыми ощущениями в глазах набора световых пятен следует отбор сознанием ранее опознанных предметов и лиц людей. Опознанная часть зрительного поля выделяется мозгом из общей совокупности всех других образов. Мозг дает глазам непрерывно управляемую им команду начать фокусировать ясные (опознанные) цветовые образы в самом центре своей сетчатки, в точке наиболее острого зрения. Это действие способствует многократному повышению четкости видения опознанного изображения.

Восприятие окружающего мира происходит после фокусировки в глазах человека опознанной мозгом части цветовых образов зрительного поля. Затем следует передача их в виде импульсов по нервным волокнам в головной мозг, где осуществляется уточнение узнанных световых ощущений и отбор интересующих материальных объектов окружающей среды.

Суммарный результат ощущения глазами физического объекта, последующего отбора и восприятие его памятью сознания и представляет собою процесс видения, который практически неразделим и происходит мгновенно. Глаза и нервная система человека ощущают физические объекты, а разум их непрерывно воспринимает, анализирует и отбирает. Четкое видение физических объектов является результатом точного ощущения их глазами и правильного восприятия их разумом.

Обратите внимание на то, что физические объекты не даются зрению человека в качестве первоначальных данных. Изначально глаза воспринимают общий набор ощущений цветовых пятен, не имеющих отношения к физическим объектам. Далее наш разум опознает цветовые ощущения, затем осознанно выбирает из них конкретные ощущения для их интерпретации как видимых физических объектов в пространстве. Процессы ощущения, отбора и восприятия окружающего мира у взрослого человека протекают практически одновременно и мгновенно, так как его сознание имеет огромный опыт (память) распознавания различных зрительных образов.

Взрослый человек осознает лишь конечный результат видения – восприятие физических объектов. Большинство людей на Земле не знают о существовании промежуточных и вспомогательных этапов в процессе зрения в виде ощущения и отбора. Новорожденные дети не готовы полностью воспринимать объекты окружающего мира. Их мозг не имеет для этого необходимой памяти, хотя глаза новорожденного ребенка воспринимают световую информацию об окружающем мире, а нервные волокна передают ее в мозг. При этом новорожденный ребенок ощущает массу смутных и неясных чувств.

Окружающий мир видит разум человека, а не его глаза. Глаза только ощущают окружающий мир и передают свои ощущения через нервные волокна разуму.

Он просто не воспринимает отдельные физические объекты окружающего его мира и слабо реагирует на них. Новорожденный ребенок постоянно проявляет огромный интерес к окружающему миру, учится его распознавать. По мере накопления большого запаса опыта и памяти, способной сохранять этот запас, ребенок начинает быстро и автоматически воспринимать окружающий мир и относиться к нему более спокойно. Читатель, ты уже четко понимаешь, что в процессе зрения глаза и нервная система человека ощущают физические объекты, а разум их воспринимает. Однако общепринятые методы лечения зрительных расстройств уделяют внимание только одному элементу в общей цепочке процесса зрения: физиологическому механизму сенсорного аппарата, который ощущает световые пятна и производит их отбор.

Способность мозга помнить восприятия световых образов физических объектов и мгновенно выдавать управляющие сигналы на соответствующие элементы глаз официальной медициной практически не учитывается. Это и является основной причиной прогрессирующего ухудшения зрения при ношении очков, линз и т. п. Для лучшего понимания некоторых рекомендаций по улучшению остроты зрения естественными методами рассмотрим более подробно механизм строения и работы глаза человека.

Из книги Полноценный сон автора Дипак Чопра

НЕПРАВИЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СОСТОЯНИЯ СНА Люди довольно часто неправильно оценивают качество своего сна. Возможно, вы спите гораздо больше, чем вам кажется (или, напротив, намного меньше). Например, несмотря на тот факт, что у вас не получается заставить себя заснуть, вы

Из книги НИЧЕГО ОБЫЧНОГО автора Дэн Миллмэн

Из книги Как исправить зрение автора Олдос Хаксли

Из книги Заповедник здоровья автора Николай Иванович Шерстенников

Восприятие, обусловленное памятью То, что возросшая сила восприятия ведет к усилению индивидуальной способности ощущать и видеть, проявляется не только в таких неординарных обстоятельствах, которые я описал, но и в обычной жизни. Гуляя по лесу, городской житель будет

Из книги Йога для пальцев. Мудры здоровья, долголетия и красоты автора Екатерина А. Виноградова

Глава 19. ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА Классика психоэнергетической саморегуляции и раскрытия возможностей человека рассматривает тело как сложную систему тонких энергетических взаимодействий. Человек по этим канонам - не только тело, но и некое энергоинформационное

Из книги Нормальная физиология автора Николай Александрович Агаджанян

Восприятие энергетического тела Мы привыкли, что наши ладони отвечают за получение информации из окружающего мира. Впервые в жизни в младенчестве мы узнаем, что одни предметы на ощупь твердые, другие – мягкие, а третьи – шершавые. Так давайте пойдем чуть дальше и

Из книги Приключения другого мальчика. Аутизм и не только автора Елизавета Заварзина-Мэмми

Из книги Как вылечить себя и близких без лекарств и врачей. Биоэнио для чайников автора Николай Иванович Норд

Из книги Мозг против старения автора

Из книги Исцеляющий холод: домашняя криотерапия автора Геннадий Михайлович Кибардин

Упражнение 5. Восприятие астральных энергий Для работы вам понадобится любой предмет красного цвета. Например, ваша любимая кружка, книга или любой объект такого цвета. При этом желательно, чтобы его размер был не менее чем десять на десять сантиметров. Еще нам будет нужен

Из книги Календарь долголетия по Болотову на 2015 год автора Борис Васильевич Болотов

Восприятие окружающей реальности Биологическое родство в восприятии окружающего мира не имеет никакого значения. Наоборот, к отступничеству своего человека мы относимся гораздо строже, чем к отступничеству чужого. Мы готовы простить случайному знакомому некую

Из книги Энциклопедия эфирных масел автора Елена Юрьевна Туманова

Положительное восприятие окружающего мира Как воспринимает человек окружающий его мир, так этот мир к нему и относится. Об этой простой истине мы часто забываем, а зря. Для лучшего осознания степени восприятия окружающего мира, для совершенствования себя как личности

Из книги автора

7 июля Зрительное восприятие Зрительное восприятие у человека всегда объемное. Многие ошибочно представляют себе, что восприятие зрительных образов с помощью глаз осуществляется по законам двухмерной оптики, то есть воспринимаемое одним глазом изображение всегда

Из книги автора

8 июля Зрительное восприятие (окончание) По теореме Бабине дифракционная картина от одного отверстия или от одного столбика такая же, как и от многих отверстий или от многих столбиков или колбочек, но информация дифракционной картины всегда содержит все сведения о

Из книги автора

9 июля Слуховое восприятие Точно так же органы слуха различают не двухмерные звуковые образы, а трехмерные. В этом вся прелесть слуховых приемников. Трехмерные звуковые образы в ушных раковинах вначале преобразуются в дифракционные картины, которые размещаются по всей

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения