Известные картины малевича с названиями. Казимир Малевич – биография и картины художника в жанре Супрематизм – Art Challenge

Казими́р Севери́нович Мале́вич (польск. Kazimierz Malewicz; 11 февраля 1879, Киев - 15 мая 1935, Ленинград) - российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма - одного из наиболее ранних проявлений абстрактного искусства новейшего времени.

В соответствии с записью в метрической книге киевского костёла св. Александра, Казимир Малевич родился 11 (23) февраля, а крещён 1 марта 1879 года в городе Киеве. Ранее считалось, что годом его рождения является 1878.

Его отец, Северин Антонович Малевич (1845-1902) (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда), родом из местечка Турбова Подольской губернии служил управляющим на сахароваренных заводах известного промышленника Николая Терещенко. Мать, Людвига Александровна (1858-1942), в девичестве Галиновская, была домохозяйкой. Венчались они в Киеве 26 февраля (10 марта) 1878 года.

По происхождению родители поляки. Казимир стал их первенцем. В семье было ещё четыре сына (Антон, Болеслав, Бронислав, Мечислав) и четыре дочери (Мария, Ванда, Северина, Виктория). Всего у супругов Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста.

Семья Малевичей была польской, дома в семье говорили по-польски, в окружении - по-украински; впоследствии Малевич написал на украинском языке ряд статей об искусстве. Современники Малевича считали его поляком, и сам Казимир Малевич относил себя к полякам, но в 1920-е годы, в период т. н. коренизации, Малевич в некоторых анкетах писал о себе «украинец» и даже пытался склонить к этому своих родственников. В «Главах из автобиографии художника», написанных незадолго до смерти, он вспоминал о себе и своём лучшем друге курского периода Льве Квачевском: «Мы оба были украинцами». Также в некоторых источниках ищут белорусские корни отца художника.

Детские годы Казимира прошли в украинском селе. До 12 лет в Моевке Ямпольского уезда Подольской губернии, затем в Пархомовке, Волчке, Белополье; далее до 17 лет он преимущественно оставался в Конотопе. В 1895-1896 годах посещал Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко , учась у Н. К. Пимоненко.

В 1894-1895 годы Малевич жил в Конотопе. По воспоминаниям самого художника (инициированным в 1933 году Николаем Харджиевым) первую картину в технике масляной живописи он написал в 16 лет (по всей вероятности, в 1894 году). На картине под названием «Лунная ночь», размером аршин три четверти, была изображена река с лодкой на берегу и отражающая лучами Луна. Работа понравилась друзьям Малевича. Один из друзей (по-видимому, конотопских) предложил продать картину и, не спросив художника, отнёс её в магазин, где та была достаточно быстро куплена за 5 рублей. Местонахождение картины так и осталось неизвестным.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Казимир работал чертёжником в Управлении Московско-Курской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь - с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертёжником на железной дороге и с другой - жажда творчества.

1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок» (хотя документальных сведений об этом не обнаружено).

В 1899 году женился на Казимире Ивановне Зглейц (польск. Kazimiera Zglejc) (1881-1942). Венчание произошло 27 января 1902 года в Курске в католическом Храме Успения Богородицы.

В Курске семья Малевичей за 260 рублей в год снимала дом (пять комнат), по адресу ул. Почтовая, 13, принадлежавший Анне Клейн. Здание сохранилось до наших дней.

В 1904 году решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против, так как Малевич оставлял её с детьми в Курске. Это наметило раскол в его семейной жизни.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Работы Малевича представляют собой одни из наиболее ярких проявлений абстрактного искусства новейшего времени. Основоположник супрематизма, российский и советский художник вошел в историю мирового искусства с картиной "Черный квадрат", но только этой работой его творчество отнюдь не ограничилось. С самыми известными работами художника должен быть знаком любой культурный человек.

Теоретик и практик современного искусства

Работы Малевича ярко отображают положение дел в обществе в начале XX века. Сам художник родился в Киеве в 1879 году.

По его собственным рассказам в автобиографии, публичные выставки художника начались в Курске в 1898 году, хотя никаких документальных подтверждений этому обнаружено не было.

В 1905 году он пытался поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако его не приняли. На тот момент у Малевича в Курске оставалась семья - жена Казимира Зглейц и дети. В их личной жизни наметился раскол, поэтому, даже не поступив, Малевич не захотел возвращаться в Курск. Художник поселился в Лефортово в художественной коммуне. В огромном доме художника Курдюмова жили около 300 мастеров живописи. Малевич прожил в коммуне полгода, но, несмотря на чрезвычайно низкую плату за жилье, через полгода деньги кончились, ему все-таки пришлось вернуться в Курск.

Окончательно перебрался в Москву Малевич только в 1907 году. Посещал занятия художника Федора Рерберга. В 1910 году начал принимать участие в выставках творческого объединения раннего авангарда Начали появляться картины, которые ему принесли мировую славу и признание.

"Супрематическая композиция"

В 1916 году работы Малевича уже довольно хорошо известны в столицы. В то время появляется Она написана маслом на холсте. В 2008 году была продана на аукционе "Сотбис" за 60 миллионов долларов.

На аукцион ее выставили наследники художника. В 1927 году она экспонировалась на выставке в Берлине.

На открытии галереи ее представлял сам Малевич, однако вскоре ему пришлось вернуться, так как советские власти не продлили ему зарубежную визу. Все работы ему пришлось оставить. Их было около 70. Ответственным был назначен немецкий архитектор Гуго Херинг. Малевич рассчитывал вернуться за картинами в самом ближайшем будущем, но за границу его так больше и не выпустили.

Перед самой своей смертью Херинг передал все работы Малевича, которые хранил у себя много лет, в городской музей Амстердама (известный также, как музей Стелелейк). Херинг заключил договор, согласно которому каждый год в течение 12 лет музей должен был выплачивать ему определенную сумму. В конечном счете, сразу после смерти архитектора, его родственники, оформлявшие наследство, получили всю сумму за раз. Таким образом, "Супрематическая композиция" попала в фонды амстердамского городского музея.

Наследники Малевича принимали попытки вернуть эти картины, начиная с 70-х годов XX века. Но они не увенчались успехом.

Только в 2002 году 14 работ из амстердамского музея были представлены на выставке "Казимир Малевич. Супрематизм". Она проходила в в США. Наследники Малевича, некоторые из которых являются гражданами Америки, возбудили иск против голландского музея. Руководство галереи пошло на досудебное соглашение. По его результатам 5 из 36 картин художника были возвращены его потомкам. Взамен наследники отказались от дальнейших претензий.

Эта картина по-прежнему остается самой дорогой картиной русского художника, когда-либо проданной на аукционе.

"Черный квадрат"

Одна из его самых обсуждаемых работ. Она входит в цикл работ художника, посвященных супрематизму. В нем он исследовал базовые возможности композиции и света. Помимо квадрата, в этом триптихе присутствуют картины "Черный крест" и "Черный круг".

Картину Малевич написал в 1915 году. Работа была сделана для итоговой выставки футуристов. Работы Малевича на выставке "0,10" 1915 г. были вывешены, что называется, в "красном углу". В том месте, где в русских избах традиционно висела икона, располагался "Черный квадрат". Самая загадочная и самая жуткая картина в истории отечественной живописи.

Три ключевые супрематические формы - квадрат, крест и круг, в теории искусства считались эталонами, которые стимулируют дальнейшее усложнение всей супрематической системы. Именно от них в дальнейшем уже рождаются новые супрематические формы.

Многие исследователи творчества художника многократно пытались отыскать изначальный вариант картины, который бы располагался под верхним слоем краски. Так, в 2015 году была проведена рентгеноскопия. В результате удалось вычленить еще два цветных изображения, которые располагались на этом же холсте. Первоначально была нарисована кубофутуристическая композиция, а над ней еще и протосупрематическая. Только затем все заполонил черный квардрат.

Также ученым удалось расшифровать надпись, которую художник оставил на полотне. Это слова "Битва негров в темной пещере", которые отсылают знатоков искусства к знаменитому монохромному произведению Альфонса Алле, которое тот создал в 1882 году.

Не случайно и название выставки, на который демонстрировались работы Малевича. Фото с вернисажа можно до сих пор отыскать в старых архивах и журналах того времени. Присутствие цифры 10 обозначало предполагаемое организаторами количество участников. А вот ноль говорил о том, что будет экспонироваться "Черный квадрат", который, по замыслу автора, собирается все свести к нулю.

Три квадрата

Помимо "Черного квадрата" в творчестве Малевича были еще несколько этих геометрических фигур. Да и сам "Черный квадрат" поначалу был простым треугольником. Он не имел строгих прямых углов. Поэтому с точки зрения исключительно геометрии являлся четырехугольником, а не квадратом. Историки искусства отмечают, что все дело не в небрежности автора, а в принципиальной позиции. Малевич стремился создать идеальную форму, которая была бы достаточно динамичной и подвижной.

Также существуют еще две работы Малевича - квадраты. Это "Красный квадрат" и "Белый квадрат". Картина "Красный квадрат" демонстрировалась на выставке авангардистов "0,10". Белый квадрат появился в 1918 году. В то время работы Малевича, фото которых сегодня есть в любом учебнике искусства, переживали стадию "белого" периода супрематизма.

"Мистический супрематизм"

С 1920 по 1922 год Малевич работал над картиной "Мистический супрематизм". Также она известна под названием "Черный крест на красном овале". Полотно написано маслом на холсте. Оно также было продано на аукционе "Сотбис" за почти 37 тысяч долларов.

По большому счету, это полотно повторяет судьбу "Супрематической конструкции", которая уже была рассказана. Она также оказалась в коллекциях амстердамского музея, и только после обращения наследников Малевича в суд, им удалось вернуть себе хотя бы часть картин.

"Супрематизм. 18 конструкция"

Работы Малевича, фото с названиями которых можно встретить в любом учебнике по истории искусства, завораживают и приковывают к себе пристальное внимание.

Еще одно интересное полотно - это картина "Супрематизм. 18 конструкция", написанная в 1915 году. На аукционе "Сотбис" она была продана в 2015 году почти за 34 миллиона долларов. Она также оказалась в руках наследников художника после судебного разбирательства с амстердамским городским музеем.

Еще одной картиной, с которой расстались голландцы, стала "Супрематизм: живописный реализм футболиста. Красочные массы в четвертом измерении". Она обрела своего владельца в 2011 году. Ее приобрел институт искусств в Чикаго за сумму, которую не пожелал разглашать для публики. А вот работу 1913 года - "Письменный стол и комната" можно было увидеть на крупной выставке Малевича в мадридской галерее "Тейт". Причем картина была выставлена анонимно. Что имели в виду организаторы - неясно. Ведь в тех случаях, когда истинный владелец полотна желает остаться инкогнито, объявляют, что картина находится в частном собрании. Здесь же используется принципиально другая формулировка.

"Супрематическая композиция"

Работы Малевича, описание которых вы найдете в этой статье, дадут вам достаточно полное и четкое представление о его творчестве. Например, картина "Супрематическая композиция" была создана в 1919—1920 годах. В 2000-м на аукционе "Филлипс" ее продали за 17 миллионов долларов.

Эта картина, в отличие от предыдущих, после отъезда Малевича из Берлина в Советский Союз, осталась в Германии. В 1935 году ее вывез в США директор нью-йоркского музея современного искусства Альфред Барр. 20 лет она выставлялась в США в рамках выставки "Кубизм и Дело в том, что картину пришлось срочно вывозить - в Германии к тому времени к власти пришли нацисты, творчество Малевича попало в немилость. Его нацистское начальство относило к образцам Сначала директор Ганноверского музея прятал полотно у себя в подвале, а затем тайно передал Барру, который вывез бесценное произведение в США.

В 1999 году нью-йоркский музей вернул наследникам Малевича эту картину и несколько его графических работ.

Автопортрет художника

В 1910 году Малевич написал свой автопортрет. Это один из трех его автопортретов, написанных в этот период. Хорошо известно, что два других хранятся в отечественных музеях. Эти работы Малевича в Третьяковской галерее можно увидеть.

Третий же автопортрет был продан на аукционе. Изначально он находился в частной коллекции Георгия Костаки. В 2004 году на аукционе "Кристи" в Лондоне автопортрет нашел своего владельца всего за 162 тысячи фунтов стерлингов. Всего, потому что за последующие 35 лет его стоимость выросла примерно в 35 раз. Уже в 2015 году полотно продали на аукционе "Сотбис" почти за 9 миллионов долларов. Действительно, выгодное вложение денег.

"Голова крестьянина"

Если анализировать работы Малевича по годам, то можно установить определенную тенденцию, с помощью которой проследить, как развивалось его творчество.

Наглядный пример для этого - картина "Голова крестьянина", написанная в 1911 году. В 2014-м на аукционе "Сотбис" в Лондоне она ушла с молотка за 3,5 миллиона долларов.

Впервые публика увидела эту картину Малевича в 1912 году на выставке "Ослиный хвост", которая была организована Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым. После этого она участвовала в берлинской выставке 1927 года. Тогда сам Малевич подарил ее Гуго Херингу. Уже от него она по наследству перешла его жене и дочери. Наследники Херинга продали картину только в 1975 году, после его смерти.

В Русском музее

Работы Малевича в Русском музее представлены весьма широко. Здесь, пожалуй, находится самая богатая коллекция его произведений. К творчеству этого реформатора и педагога относятся с пиететом, его полотнам отводят самые почетные места.

Всего в фондах Русского музея сегодня находятся около 100 живописных работ, плюс не менее 40 графических. Многие из них с новыми датировками. Более точными. Уникальность коллекции, представленной в Русском музее, заключается еще и в том, что работ не просто много, они еще охватывают максимально широкий диапазон его творчества. Представлены как ранние произведения, практически первые опыты в живописи, так и поздние реалистичные портреты, на которых совсем не узнать кисть художника, который рисовал "Черный квадрат".

Смерть художника

Казимир Малевич умер в Ленинграде в 1935 году. Согласно его завещанию, тело положили в супрематический гроб, представляющий собой крест с раскинутыми руками, и кремировали.

Казимир Северинович Малевич (1879 - 1935 гг.), знаменитый российский и советский художник, работал в таких стилях живописи, как кубизм и авангардизм, теоретик искусства. Считается основоположником одного из самых мощных явлений в абстракционизме, который стал известен как супрематизм - выражение всей структуры мироздания через геометрические формы и линии. Картины Малевича, с названиями которых дают полное представление о его понимании действительности, уникальной технике исполнения и личном отношении к изобразительному искусству, представлены ниже в соответствии с годами их создания.

Начало пути

Казимир Малевич родился в Киеве, в польской многодетной семье. У него было четыре брата и четыре сестры. Все его детство прошло в селе. В 1895 - 1896 годах он посещал занятия в Киевской рисовальной школе. Первая картина была написана художником в 16 лет, а затем продана в магазине одним из друзей за 5 рублей. Он неоднократно пытался поступить в Московское училище живописи ваяния и зодчества, но все три попытки закончились неудачно. Каждый раз он вынужден был возвращаться и продолжать работу чертежником в управлении Курской железной дороги. В 1907 году Людвига Александровна, мать художника, снимает большую квартиру в Москве. Казимир Малевич получает возможность общаться с единомышленниками и создавать свои картины в столице.

Свой творческий путь художник начинает с натурализма. Но затем быстро увлекается импрессионизмом, футуризмом и кубизмом. Даже эти, весьма авангардные стили живописи, не дали Казимиру Малевичу возможности рассказать всему миру о переполнявших его философских размышлениях и мыслях о дальнейшем развитии современного искусства. Вскоре он понимает, что необходимо создать еще одно направление в живописи - супрематизм, в котором важны были лишь форма и цвет.

Небольшая подборка картин художника

Есть художники, у которых сюжеты картин понятны большинству их почитателей с первого взгляда. А Малевич призывает зрителей подумать над своими творениями и даже порой переосмыслить их. О полотнах Малевича много говорят и спорят, но всем давно уже ясно, что это работы человека, который резко продвинул авангардизм и абстракционизм к вершинам искусства и создал на их основе новое направление.

Картина создана в 1913 году. В то время художник с семьей снимал дачу неподалеку от Немчиновки, так было гораздо дешевле, чем арендовать московскую квартиру. Эта работа Казимира Малевича очень необычная. И в первую очередь тем, что написана на обыкновенной деревянной дощечке, которая раньше была частью полки. На ней сохранились даже отверстия и следы от креплений. Но позволить себе купить качественный холст в то время художник не мог, у него просто не было денег.

В картине К. Малевич выражает свое отношение к принятым стандартам, характерным для искусства того времени. В музыке, литературе и живописи нужно было строго следовать определенным правилам, а художник пропагандировал свободу. Для Малевича в творчестве самым главным и важным был «закон контрастов», который он называл еще «моментом борьбы». Такая концепция сформировалась у него в кубофутуристическом периоде творчества. При помощи таких контрастных изображений он пытался пошатнуть устоявшиеся догмы искусства. Он говорил своим ученикам об алогизме и сопоставлении двух форм - скрипки и коровы на фоне кубистической постройки. Многие свои работы того периода художник подразделял на «Заумный реализм» и «Кубофутуристический реализм». Это говорило о том, что К. Малевич видел свою цель в той реальности, которая находилась за гранью предметной иллюзорности.

Картина создана в 1915 г. и входит в цикл других супрематических работ К. Малевича. На протяжении многих лет является одной из самых обсуждаемых картин в русском искусстве.

История создания этой картины началась с работы К. Малевича в качестве художника над эскизами декораций и костюмов для постановки оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем». Тогда впервые и появилось изображение черного квадрата, который символизировал собой победу человеческого творчества над пассивной формой природы, он заменял собой солнечный круг.

К. Малевич, исходя из того факта, что предварительные эскизы к «Черному квадрату» были сделаны в 1913 году, также датировал и работу. А действительной дате создания своего шедевра не придал никакого значения. Предположительно, она была закончена художником 21 июня 1915 года. Несколько супрематических картин он создал для выставки, открывшейся в Петербурге в конце того же года в «Художественном бюро Добычиной»:

  • «Черный квадрат» - считался первым шагом творчества в чистом виде.
  • «Черный круг» - один из главных элементов открытой им пластической системы.
  • «Черный крест» - трансформация квадрата в другие плоскости.

Они представляли на этой выставке три важных составляющих супрематической системы. Это были три эталона. На их основе должны были рождаться новые формы.

Полотно картины, размер которого 79,5 см на 79,5 см, пытались исследовать неоднократно. В 2015 году были обнародованы результаты. Обнаружено, что под верхним слоем есть еще два цветных изображения. Также распознана надпись, принадлежавшая автору. Фраза «Битва негров в темной пещере» перенаправляет к полотну Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882 г. Историки и искусствоведы считают, что эти находки помогут представить весь процесс написания этой картины. Для многих будет интересно узнать, что первоначально квадрат был указан как четырехугольник. У него не было строгих прямых углов. Это выражало стремление художника создать такую подвижную и динамическую форму.

В своих работах Казимир Малевич показал себя замечательным импрессионистом. Картина «Летний пейзаж» была им написана в 1928 - 1929 гг. В ней заметно влияние реализма. В этой работе художник использовал для выражения своей идеи и композиционного решения мазки разной фактуры и величины. Общая гамма приближена к настоящим краскам природы, наполнена различными оттенками мягкого зеленого цвета.

Сюжет картины довольно простой. Практически в центре картины изображена небольшая женская фигура в белом платье. Неподалеку от раскидистого дерева стоит стол. К домику с белыми стенами ведет тропинка, а на заднем плане, вдалеке видны строения. И все буквально утопает в летней зелени, пронизано воздухом и солнечным светом. В картине нет идей супрематизма. Малевич словно вспоминает далекие годы детства, проведенные в деревне, и не перегружает ее особым философским смыслом.

Художник работал над этой картиной в 1928 - 1930 гг. Ее цветовое решение дополняет и подчеркивает геометрические формы пестрых и вызывающих оттенков. Фон картины выстроен из плоскостей, цветовые сочетания которых можно назвать довольно резкими. В центре - женщина, для изображения фигуры которой, Малевич использовал всего лишь две краски: черную и белую. Этим он совершенно обезличил грубый и мрачный образ. Художник применяет этот прием для того, чтобы показать массовость, одинаковость и ничтожность всей жизни . Безысходность и тяжелый, непосильный труд женщин-крестьянок - вот основная идея этой работы. Но автор предлагает зрителям поразмышлять над этой картиной и сделать свои выводы.

Многим ценителям искусства картины Малевича (фото с названиями) могут объяснить процесс личностного развития большого реформатора. Он подчеркивал, что философия супрематизма позволит художнику вывести искусство к самому себе.

(1878, близ Киева - 1935, Ленинград). Живописец, график, теоретик искусства.

Творчество К. С. Малевича занимает особое место в истории русского искусства. Он является создателем «геометрического» варианта беспредметного искусства - знаменитого супрематизма. Художник родился в семье выходцев из Польши. Его отец работал на сахарно-свекольных заводах и в 1894 году перевелся на завод в селе Пархомовка около железной дороги «Киев-Курск». В Пархомовке Малевич окончил сельскохозяйственное училище и приобщился к крестьянскому миру. Он помогал жителям села расписывать печи, обмазывать глиной избы, и эта жизнь и ее образный мир его очень увлекали. Переполненный впечатлениями, Малевич рисовал все, что видел вокруг.

Картины Малевича К. С. с названиями

Зал 1

Зал 2

Зал 3

Зал 4

Зал 5

Зал 6

Зал 7

Зал 8

Зал 9

Зал 10

Зал 11

Зал 12

В 1894-1896 годах он занимался в Киевской рисовальной школе. В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Малевич работал чертежником в управлении железной дороги, чтобы накопить средства для получения художественного образования. В Курске он входил в кружок любителей искусств, который организовали чиновники железнодорожного управления. В кружке Малевич познакомился по репродукциям с произведениями И. Е. Репина и И. И. Шишкина. Творческие поиски привели его в начале 1900-х к работе с натуры на открытом воздухе и к импрессионизму («ЦВЕТОЧНИЦА», 1903, ГРМ; «НА БУЛЬВАРЕ». 1903, ГРМ; «ВЕСНА - ЦВЕТУЩИЙ САД», 1904, ГТГ). В то время Малевич три раза пытался поступить в МУЖВЗ, но попытки были неудачными. В 1906 году он занимался в московской студии Ф. И. Рерберга, где готовили к вступительным экзаменам в Училище, но и это не помогло. Скорее всего. Малевич так и не попал в Училище и легенду о пребывании в нем добавил к своей биографии уже в 1920-х накануне персональной выставки 1929 года в Третьяковской галерее. Ф. И. Рерберг ввел Малевича в Московское товарищество художников, где он выставлял свои работы в 1907-1910 годах. Там Малевич познакомился с художниками - сторонниками обновления в искусстве - Н. С. Гончаровой , М. Ф. Ларионовым , Д. Д. Бурлюком . Встретив единомышленников, он отказался от попыток стать студентом Училища и продолжил работать самостоятельно. Уже в 1910 году М. Ф. Ларионов пригласил его принять участие в выставке объединения «Бубновый валет». В Москве, очевидно, не без влияния своих новых друзей, Малевич заинтересовался иконами, которые воспринял как эмоциональное крестьянское искусство. В это время он обратился к неопримитиву (“КОСАРЬ”, 1912 ; «ЖНИЦА», 1912, Картинная галерея, Астрахань; «КРЕСТЬЯНКА С ВЕДРАМИ И РЕБЕНКОМ». 1912) и с этими работами вместе с Н. С. Гончаровой и М. Ф. Ларионовым принял участие в выставке «Союза молодежи» в 1911 году в Петербурге, а затем в выставках «Ослиный хвост» и «Мишень» в 1912 и 1913 г.. В 1913 г. Малевич обратился к кубизму («ДАМА У РОЯЛЯ», 1913; «САМОВАР», 1913; «ЖИЗНЬ В НЕБОЛЬШОЙ ГОСТИНИЦЕ», 1913-1914). Кубизм стал для Малевича выражением нового подхода к художественному творчеству, так как он считал кубистическую форму признаком развитой психики человека, который уже может взглянуть на мир по-новому: «Мы дошли до отвержения разума в силу того, что в нас зародился другой, у которого тоже есть свой закон и конструкция и смысл». «Другой разум» в теории Малевича получил название «заумного». Одним из первых результатов размышлений художника о новом искусстве стала его совместная работа с М. В. Матюшиным и А. Е. Крученых над оперой «Победа над солнцем». Пролог написал В. Хлебников, Малевич выполнил эскизы костюмов и декораций.

Цвет и чувство динамики художник считал основными и фундаментальными элементами живописи. Цвет несет в себе энергию, которая не связана с предметом, поэтому это изобразительное средство не нуждается в форме. Но беспредметность не предполагает отмену «старого» искусства, а является его логическим продолжением и завершает собой тенденцию, которую начали мастера кубизма. Показательно, что беспредметные работы Малевич выполнял в традиционной технике письма маслом на холсте. Свою теорию искусства он разрабатывал на протяжении 1914-го года, уединившись в мастерской. Велико было желание изумить публику, но недаром говорится, что все тайное становится явным. Новые произведения Малевич представил на «Последней футуристической выставке картин 0,10» в 1915 г., организатором которой был его случайный визитер художник И. А. Пуни. Чтобы сохранить свое первенство, Малевич накануне выставки опубликовал брошюру, на обложке которой впервые появился новый термин: «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм». Название было образовано от латинского слова «supremus» - «высший». Среди 39 представленных па выставке работ были знаменитые ныне картины «ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ» (1914-1915) и «КРАСНЫЙ КВАДРАТ» (1915), а также «СУПРЕМАТИЗМ. АВТОПОРТРЕТ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ» (1915) и целый ряд полотен под одинаковым названием «СУПРЕМАТИЗМ». В начале 1920-х этот ряд дополнили «ЧЕРНЫЙ КРЕСТ» и «ЧЕРНЫЙ КРУГ». В 1916 Малевич организовал группу «Супремус», в задачи которой входила теоретическая и практическая разработка идей супрематизма. В нее вошли И. В. Клюн , Л. С. Попова , О. В. Розанова , Н. А. Удальцова , А. А. Экстер , Н. М. Давыдова. В том же году Малевич был призван на военную службу. В 1917 он был избран в Московский Совет солдатских депутатов, в котором стал председателем художественного отдела. После Октябрьской революции, в 1918 г., Малевич был также избран членом разных комиссий: Комиссии по делам искусств Наркомпроса: Комиссии по охране художественных ценностей искусства и старины, Музейной комиссии. В 1919 г. Малевич руководил мастерской в Государственных свободных художественных мастерских и в том же году получил приглашение работать в Витебской Высшей народной художественной школе, которую возглавлял М. З. Шагал . Малевич стремился внедрить коллективный метод образования и творчества, который вызвал методологические споры с М. З. Шагалом. В результате М. З. Шагал уехал из Витебска, а Малевич занял его место на посту руководителя школы. В 1920 г. в итоге поисков организационных форм и названия «новая хартия в искусстве», как обозначил группу сам Малевич, получила имя Уновис (Утвердители нового искусства). На выставках все картины экспонировались анонимно. В 1920 у Малевича родилась дочь Уна (названа в честь Уновиса), и в том же году он издал в Витебске альбом «Супрематизм. 34 рисунка».

В 1922-м году Малевич с несколькими учениками, в том числа И. Г. Чашником и Н. М. Cyeтиным , возвратился в Петроград и занялся воплощением идей пространственного супрематизма, разработкой путей его практического применения. В том же году Казимир Северинович занял пост директора Музея живописной культуры, а в 1923 г. и вплоть до 1926 г. был директором Государственного института художественной культуры (Гипхука). Здесь он руководил формально-теоретическим отделом, отделом материальной культуры и в 1925 году совместно с учениками создал пространственные супрематические модели - «архитектоны». В связи с рядом разногласий художник был вынужден уйти из Гинхука. В 1927 г. Казимир Северинович побывал в Германии с выставкой своих работ и в 1928 г. вернулся в Россию.

В этот период и вплоть до 1930 г. он опубликовал ряд статей о современном искусстве в харьковском журнале «Новая генерация». Коллеги по Государственному институту истории искусств, сотрудником которого в это время был Малевич, отрицательно относились к его исследовательской деятельности и добились, чтобы художник покинул институт. На это Малевич ответил заявлением о том, что «Искусствоведы всегда требуют, чтобы искусство было понятно, но никогда не требуют от себя приспособить свою голову к пониманию».

В этот период художник снова вернулся к живописи в крестьянской теме, соединив в картинах идеи кубофутуризма и супрематизма («КРЕСТЬЯНИН», 1928-1932, ГТГ; «ТОРС В ЖЕЛТОЙ РУБАШКЕ», 1928-1932, ГРМ, «ПЕЙЗАЖ С ПЯТЬЮ ДОМАМИ», 1928-1932, ГРМ). В ГРМ; «ПОРТРЕТ В. А. ПАВЛОВА», 1933, ПТ).

23 февраля 1879 года в Киеве родился российский и советский художник-авангардист, основоположник супрематизма Казимир Малевич. Он является одним из основателей абстрактного искусства. Стал известен своей трактовкой предметной формы как комбинации контрастных по цвету геометрических элементов. Мы решили вспомнить несколько знаменитых картин художника.

«Черный квадрат»

Эту картину Казимир Малевич создал в 1915 году. Она является самой известной его работой. «Черный квадрат» задумывался как часть триптиха, в составе которого «Черный круг» и «Черный крест». Картина была создана Малевичем для футуристической выставки «0,10», открывшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года. Картина «Черный квадрат» находилась на самом видном месте, в так называемом красном углу, где в русских домах обычно вешают иконы.

Некоторые посчитали, что художник вводит их в заблуждение, скрывая изначальное изображение под черным квадратом. Однако проведенная позднее экспертиза не подтвердила наличие другого изображения на холсте.

Сам Малевич пояснял концепцию своего первого «Черного квадрата» так: «Квадрат — чувство, белое пространство — пустота за этим чувством».

Существуют еще два базовых супрематических квадрата — красный и белый. Красный и белый квадраты входили в определенную Малевичем художественно-философскую триаду. Впоследствии Малевич с различной целью выполнил несколько авторских повторений «Черного квадрата». Сейчас известны уже четыре варианта «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом.

«Черный круг»

Еще одна известная работа Малевича — «Черный круг». Эту картину он создал также в 1915 году, она также выставлялась на выставке «0,10». Является частью триптиха «Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест». «Черный круг» хранится в частной коллекции. Позднее учениками Малевича под его руководством был создан второй вариант картины. Второй вариант хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Скачет красная конница»

В период с 1928 по 1932 год Малевич создал еще одну картину, которая стала знаменитой. Она известна под названием «Скачет красная конница». Интересно, что эта картина долгое время была единственной из абстрактных работ художника, которая вошла в официальную историю советского искусства. Этому способствовало ее название и изображение событий Октябрьской революции. Малевич поставил на обратной стороне дату 18-го года, хотя на самом деле она была написана позже. Картина разделена на три части: небо, земля и люди (красная конница). Отношение ширина земли и неба — в пропорции 0,618 (золотое сечение). Конница из трех групп по четыре всадника, каждый всадник расплывается — возможно, конница из четырех рядов. Земля нарисована из 12 цветов.

«Супрематическая композиция»

Картина «Супрематическая композиция» была создана Малевичем в 1916 году. Она выставлялась в Москве в 1919-1920 годах. В 1927 году Малевич выставлял картину на выставках в Варшаве, а позже в Берлине. После срочного отъезда Казимира Малевича в СССР в июне 1927 года картина была передана им на хранение немецкому архитектору Гуго Герингу. В целом после выставки Малевич оставил в Берлине в 1927 году более ста своих полотен. Позднее Геринг вывез эти полотна из нацистской Германии, где они подлежали уничтожению как «дегенеративное искусство».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения