Могучая Кучка русских композиторов: Бородин (окончание). Александр Порфирьевия Бородин. Музыкальный справочник: Композиторы Самые известные мелодии композитора бородина

В этой статье представлена биография Бородина - композитора и ученого. Он с успехом реализовал себя в противоположных сферах деятельности. Подобное бывает очень редко. Жизнь его - пример трудолюбия и любви к любым видам творчества.

Биография

Александр Бородин появился на свет в Санкт-Петербурге, 1833 г., 12 ноября. Его отцом был князь Лука Степанович Гедианов. Матерью является простолюдинка Авдотья Константиновна Антонова. Отцу было 62 года, когда на свет появился сын, матери - 25. Пожениться из-за сословных различий родители не могли. Князь не мог признать малыша. Поэтому он был записан как сын крепостных Гедианова. До восьми лет наш герой числился собственностью своего отца. К счастью, он успел дать сыну вольную, незадолго до собственной смерти. Также князь купил каменный дом для своего ребенка и его матери. Девушка была выдана замуж за врача Клейнеке. В 1840 г. Гедианов ушел из жизни, но на благополучии сына это не отразилось. Неясное происхождение нашего героя не позволяло нашему герою учиться в гимназии. Однако он получил домашнее образование. Его мать этому уделяла особое внимание. Его посещали превосходные учителя.

Путь в музыке

Русский композитор Бородин еще в период студенчества создал ряд выдающихся произведений. Кроме того, он музицировал как виолончелист. Наш герой продолжил заниматься музыкой в период заграничной стажировки. Композитор А.П. Бородин после возвращения в Россию, влился в круг интеллигенции. В доме Боткина - своего соратника, он знакомится с Балакиревым. Этот человек, наряду со Стасовым, повлиял на формирование эстетического мировоззрения нашего героя. Он ввел композитора в группу, которую возглавлял Мусоргский. Данное объединение с приходом нашего героя приобрело завершенную форму, после чего его начали именовать «Могучей кучкой».

Композитор - последовательный продолжатель традиций русской школы М. Глинки. Нашему герою принадлежит 4 масштабных оперных произведения. Его творения стали плодом многолетней работы. «Богатыри» были написаны в 1868 г. Позже в содружестве с прочими авторами возникла «Млада». На протяжении 18 лет наш герой работал над наиболее грандиозным собственным творением - оперой под названием «Князь Игорь». В основу этого произведения положено «Слово о полку Игореве». Данную работу наш герой так и не успел завершить. После смерти композитора, произведение из набросков собрали его друзья. Опера композитора Бородина «Царская невеста» тоже завершена не была. Автор сделал лишь ее наброски.

Камерная музыка

Творчество нашего героя преимущественно представлено камерными произведениями. Композитор Бородин создавал квартеты, концерты и сонаты. Эксперты ставят его в один ряд с Чайковским. Эти композиторы признаны основоположниками русского квартета. Музыка, которую создал композитор Бородин отличается сочетанием эпичности и лиричности. Он показывает размах, активно применяет традиционные русские мотивы. При этом его произведения вписываются в мировые тенденции. Композитора называют прародителем европейского импрессионизма.

Выдающиеся сочинения

Композитор Бородин знаменит благодаря ряду своих творений. Первая симфония, написанная нашим героем в 1866 г., потрясла современников яркостью, оригинальностью и мощью. Благодаря этому произведению композитор обрел европейскую славу. Все 3 законченных симфонии нашего героя - это жемчужины русской музыки. Оперы «Царская невеста» и «Князь Игорь» обрели мировую известность. В них автор воплощает лучшее из того, что присутствует в русской песне. Перед слушателем возникают широкие картины истории России. Творчество композитора немногочисленно, однако каждое его произведение является настоящим шедевром. Музыка нашего героя исполняется нередко и современными оркестрами. Произведение «Князь Игорь» присутствует в репертуаре всех оперных театров России.

Общество

Имя нашего героя тесно связано и с педагогической деятельностью. Студенты ценили профессора, который был страстно влюблен в химию. Он отличался деликатностью и доброжелательностью, был готов помочь неимущим ученикам. Он защищал студентов от разного рода политических преследований. Композитор оказал поддержку людям, которые участвовали в покушении на императора Александра Второго. Кроме педагогики наш герой занимается организацией особой бесплатной музыкальной школы. Он помогал молодым талантам отыскать свой путь. Немало сил наш герой потратил на обеспечение возможностей для получения высшего образования женщинами. Он организовал врачебные курсы для слабого пола. На них наш герой преподавал бесплатно. Кроме того, он успевал редактировать научно-популярный журнал под названием «Знание» и руководить студенческим хором.

Частная жизнь

Композитор Бородин прожил насыщенную творческую и научную жизнь. В семейной сфере полного счастья не обрел. С женой наш герой познакомился в период заграничной командировки. Они поженились в 1863 г. Супруга страдала астмой и климат Санкт-Петербурга переносила плохо. Ей приходилось часто уезжать в различные теплые края. Такое положение подрывало бюджет семьи. У пары детей не было. Однако семья приняла нескольких воспитанниц, которых наш герой считал дочерьми. Интенсивная и трудная жизнь подрывала здоровье нашего героя. Он разрывался между службой, наукой и творчеством. Сердце его такой нагрузки не выдержало. 1887 г., 27 февраля, Александр Бородин скоропостижно скончался. После ухода из жизни нашего героя его друзья под началом Римского-Корсакова завершили «Князя Игоря» и собирали творческое наследие композитора.

Жанр романса был любим русскими композиторами XIX столетия, отдал ему дань и Александр Порфирьевич Бородин. На первый взгляд, творческое наследие его в этой области выглядит более чем скромным – всего шестнадцать произведений, в то время как у трех его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов исчисляется десятками, а у Цезаря Кюи – даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по количеству нельзя судить о качестве. В силу вечной занятости Бородина его наследие в других жанрах тоже невелико – например, оперу он написал только одну (да и ту не завершил сам), но этого оказалось достаточно, чтобы его имя было вписано в историю русской оперы. Так же обстоит дело и с его романсами: пусть их немного, зато каждый – шедевр.

Бородин в своем вокальном творчестве обращался к стихам разных поэтов – и не только русских. Им положены на музыку стихи Александра Сергеевича Пушкина, Генриха Гейне, Алексея Константиновича Толстого. Подобно , он иногда сам сочинял тексты для своих вокальных миниатюр. Жанровая основа романсов Бородина разнообразна. Некоторые из них восходят к типу «русской песни» – таков, например, романс на стихи Николая Алексеевича Некрасова «У людей-то в дому», представляющий собой жанрово-бытовую зарисовку.

В романсах Бородина находит выражение и стихия комедийности, даже сатиры. Замечательный пример – романс «Спесь», поэтической основой которого послужило сатирическое стихотворение Алексея Толстого. В основе сатиры тот же прием, что во многих романсах Даргомыжского (например, «Титулярный советник») – социальная типизация, но преломление ее иное, даже противоположное: если титулярный советник – это человеческий тип, конкретный представитель которого вполне мог жить по соседству, то в данном случае персонаж изначально обобщенно-аллегорический приобретает конкретные черты.

Потапова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МАУ ДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: с.Инзер, Белорецкий район, Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка открытого урока
Тема: "Вокальное творчество русского композитора А.Бородина"
Дата публикации: 06.03.2017
Раздел: дополнительное образование

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА

НАПРАВЛЕНИЕ:

Теория и методика дополнительного образования детей

«Вокальное творчество русского композитора А.Бородина»

Выполнила: Потапова О.Н.

преподаватель

теоретических дисциплин

МАУ ДО «ДШИ»

с.Инзер 2017 г.

1. Введение.

2. Вокальное творчество русского композитора А.Бородина (беседа).

3. Задание для учащихся -стилистическое направление в музыке.

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

5. Заключение.

6. Список литературы.

7. Приложение.

1. ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования:

Учебный предмет «Музыкальная литература» является одной из

обязательных

дисциплин

искусств.

направлен

духовно-нравственное

развитие

овладение

духовными и культурными ценностями народов мира.

На учебных занятиях учащиеся опираясь на собственные впечатления

соотносить

прослушанное

произведение

знакомым

стилистическим направлением в музыке. Учащиеся должны научиться логично

и последовательно излагать свои мысли в устном и письменном виде.

К этому периоду (третий год обучения музыкальной литературе) у

учащихся

формируются

музыкально-исторические

представления,

художественном образе и содержании музыкального произведения. Учащиеся

могут определить жанр, стиль, эпоху, в которой создавалось произведение,

провести сравнительный анализ прослушанных произведений.

На данном уроке учащиеся знакомятся с вокальным творчеством русского

композитора 19 века Александра Порфирьевича Бородина. Предыдущий урок

был посвящён образу жизни и творчества композитора, его достижений в науке.

А.П. Бородин работал в эпоху романтизма, его привлекали богатырские образы.

«Талант Бородина ровно могуч и поразителен как в симфонии, так и в

опере и романсе. Главные качества его- великая сила и ширина, колоссальный

стремительность

порывистость,

соединённая

изумительной

страстностью, нежностью и красотой» В.В. Стасов.

Объект исследования: музыкальное обучение и воспитание учащихся ДШИ.

Предмет исследования: вокальное творчество русского композитора

А.Бородина.

Цель:

познакомить учащихся с вокальным творчеством А.Бородина;

развивать навыки аналитического и творческого воображения детей;

совершенствовать

музыкальное

восприятие,

анализировать,

сравнивать, выделять главное.

Задачи

Образовательные: опираясь на музыкальный опыт учащихся формировать их

вокальной

частности

композитора

А.Бородина);

организовать процесс анализа музыкального произведения.

Развивающие: развивать

импровизации

различных

композиторов; развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные: на

эмоционального

восприятия

вокального

творчества

композитора

А.Бородина

воспитывать

уважение

музыкальной

культуре

воспитывать

уважение

доброжелательное

отношение

мнению других; обогащать духовный мир учащихся.

Оборудование: портрет

А.Бородина,

М.Мусоргского,

репродукции

русских художников, ноутбук.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

практические, словесные;

активизация

музыкального

учащихся

индивидуальной

групповой деятельности.

Форма урока: урок-диалог.

План урока

1. Знакомство с вокальным творчеством А.Бородина.

2. Задание-тест «Стилистическое направление в музыке».

3. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина.

4. Итог урока.

2. ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КОМПОЗИТОРА А.БОРОДИНА

Жанр романса был любим русскими композиторами 19 столетия, отдал ему

Александр

Порфирьевич

творческое

наследие выглядит более чем скромным- всего шестнадцать произведений. В

то время как у трёх его товарищей по «Могучей кучке» количество романсов

исчисляется десятками и даже сотнями. Но это тот самый случай, когда по

количеству нельзя судить о качестве. Пусть их и немного, зато каждый -шедевр.

Романсы А.Бородина можно разделить на три группы:

Образы народного эпоса, сказки.

Лирические и психологические зарисовки.

Бытовые, юмористические.

Особенный интерес вызывают сказочные романсы, например «Спящая

княжна». В нём сочетаются образы спящей девушки, злых фантастических

существ и образ богатыря-освободителя. Образ княжны сравнивался с образом

скованной

враждебными

когда «час

пробужденья». В романсе заметны черты романтизма- нового стиля в искусстве

того времени. Композитор использует форму рондо, которая хорошо выражает

образы произведения. Рефрен- спящая княжна, эпизоды- фантастические силы

и богатырь-освободитель (просмотр видео).

«Песня тёмного леса» содержит более конкретный богатырский образ.

Композитор сам сочинил слова в духе старинных народных песен-вольницы

(недаром своему романсу композитор дал подзаголовок- Старая песня). В этом

романсе Бородин показал народные образы прошлого и подчеркнул в них то,

что было близко современности- стихийную силу и неудержимость, стремление

к свободе (просмотр видео).

Среди лирических романсов особое место занимает элегия «Для берегов

дальной». Произведение написано в 1881 году под впечатлением

смерти Модеста Мусоргского. Музыка романса сливается с текстом

выражает

настроение

сдержанной

мужественной

скорби, боль переживаний. (Ученик делает краткое сообщение: «Лирика-это

духовный мир человека, выражение разнообразных душевных переживаний,

чувств и настроения») Именно в этом романсе раскрывается глубина и сила

чувств в сочетании с сдержанностью и благородством (просмотр видео).

Ярким примером сатирических романсов является «Спесь»

А.Толстого.

Бородину были несвойственны насмешка и ирония. Его музыку

отличает

добродушный

приблизился

социальной

сатире-жанру,

популярному

творчестве

А.Даргомыжского

М.Мусоргского.

титулярный

советник-это

человеческий

конкретный

представитель

которого

соседству,

персонаж-спесь -обобщённо-аллегорический (просмотр видео).

Задание для учащихся

В некоторых романсах А.Бородина заметны черты нового стиля в искусстве

времени- романтизм.

русского

романтизма

началась

образцы национального творчества, в том числе и народного.

Становление русского романтизма тесно связано с важнейшим

историческим

событием-победой

Отечественной

национального самосознания, вера в великое назначение России и её народа

стимулируют интерес к фольклору. Русским романтикам казалось, что, постигая

дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Народный характер

проявляется

как не просто положительный, но героический, национально-

самобытный,

коренится

исторических

традициях

исторических, разбойничьих песнях, былинах, богатырских сказках.

Характерными чертами романтизма являются- бесконечное движение к

ускользает,

фантастические

сказочная

мечтательность, глубокая духовная тематика.

Описание задания:

на доске нарисовано дерево, на стволе написано -романтизм, учащиеся

прикрепить

написаны

композиторов- романтиков. (листья-П.Чайковский, Ф.Лист, Г.Свиридов, И.Бах,

Н.Римский-Корсаков,

В.Верстовский,

В.Моцарт,

А.Бородин,

Д.Шостакович, Ф.Шуберт, Ц.Кюи, Р.Шуман, М.Мусоргский-учащиеся должны

выбрать русских композиторов-романтиков).

4. Связь музыки и поэзии в вокальном творчестве А.Бородина

Бородин в своём творчестве обращался к стихам разных поэтов- и не только

руских. Им положены на музыку стихи Александра Пушкина, Генриха Гейне,

Алексея Толстого. Подобно Мусоргскому, он иногда сочинял тексты для своих

вокальных миниатюр, что помогало добиваться большей слитности музыки и

текста. Сам композитор говорил, что его «тянет к пению, кантилене, а не

речетативу». Отсюда напевность и мелодичность его романсов. А.Бородин

старался как можно тоньше выражать душевные переживания, глубину чувств,

поэтические образы.

В работе с текстами других поэтов композитор учитывал замысел автора,

использовал близкие к поэтическим жанрам романсов: балладу, элегию, сказку,

добивался

выразительно сти

аккомпанемента в сочетании с мелодией и текстом.

ИТОГ УРОКА :

Учащиеся познакомились с вокальным творчеством А.Бородина;

Определили стилистическое направление в творчестве композитора

романтизм и его характерные черты;

Закрепили знание жанров романсов.

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Учебный предмет «музыкальная литература» является важным предметом в

обучении учащихся детской школы искусств. На занятиях учащиеся опираются

собственные

впечатления,

музыкально-историческое

представление

услышанного и формируют собственное мнение о музыкальном произведении.

Опираясь на полученный собственный опыт учащиеся совершенствуют

музыкальное восприятие, умение анализировать, выделять главное. Формируют

знания о вокальной музыке А.Бородина, развивают навыки импровизации в

стилях различных композиторов. Учащиеся познакомились с краткой историей

развития русского романтизма, его характерные черты.

На примере романсов А.Бородина учащиеся проследили тесную связь

музыки и текста, сочинённого самим композитором, а также текстами других

В ходе проведения урока был сделан вывод:

вокальное творчество А.Бородина является шедевром мировой культуры.

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1 М.Шорникова «Русская музыкальная классика», Ростов на Дону, издательство

«Феникс», 2007г.

2 А.П. Бородин романсы \\ musisseasons\borodin-romansy\

3 Научно-методический журнал «Музыка в школе» 1-2004г. Москва.

4 А.Бородин «Романсы», Москва, «Музыка» 1987г.

5 Музыкальный клуб В-20, Москва, «Музыка», 1986г.

6 А.В. Фёдоров «Введение в литературоведение», Москва, Оникс, 2007

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения