Самые известные барды России: список, краткая информация. Самые известные барды России: список, краткая информация Авторы бардовских

Феномен авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым.
Трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», – говорил Владимир Высоцкий
Хранители традиций
Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут – авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…
Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась – «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.


Авторский коллектив биофака МГУ, псевдоним - Саша Роздуб
(САхаров, ШАнгин, РОЗанова, ДУБровский).
Эти песни обладали какой-то невероятной магией – простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»


Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре, третья справа от гармониста).
«Поющий институт»
Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.


Бард Ада Якушева.
Третьим столпом авторской песни в МГПИ был Юлий Ким. Он привнес в бардовскую песню свой особенный «цыганский» строй аккомпанирования на гитаре. И свои темы – социальные и ироничные.


Юлий Ким с гитарой.
КСП – от и до
Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП – клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».


Галич на Первом фестивале авторской песни. 1968 год. Фотография Владимира Давыдова.
Тут-то советская власть обнаружила, что у бардов есть гражданская позиция, которую они хотят демонстрировать. На КСП начались гонения. Полгода спустя в стране закрыли все бардовские клубы. Вскоре после этого Галич был вынужден эмигрировать.
А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».
«Магнитиздат»
Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».
Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»


С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.
«Песни нашего века»
В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.
И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…
Великие барды XX столетия
Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году – из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.


Александр Галич.
Булат Окуджава – один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:


Булат Окуджава.
Неистов и упрям,
гори, огонь, гори.
На смену декабрям
приходят январи.
Прожить лета б дотла,
а там пускай ведут
за все твои дела
на самый страшный суд.
Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого – Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики – все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».


Владимир Высоцкий.
Александр Городницкий – один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни.


Александр Городницкий.
Юрий Визбор – автор и исполнитель многих известных песен. «Милая моя, солнышко лесное», «Когда горит звезда» и другие песни Визбора в России знают почти все.


Юрий Визбор.
Виктор Берковский – российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.


Юрий Кукин – в молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдается темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются «За туманом» и «Париж».


Юрий Кукин.
Александр Суханов – один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия – математик, но известен благодаря своим песням (более 150). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов-классиков.


Александр Суханов на концерте в Нахабино. 15 марта 1980 года. Фото А.Евсеева.
Вероника Долина. Самый популярный автор среди женщин – исполнителей авторской песни. Вероникой Долиной написано более 500 песен.


Вероника Долина.
Сергей Никитин – советский композитор и бард, лирик. Написал очень много песен к кинофильмам. Его «Александра» из фильма «Москва слезам не верит» получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень популярен в 70-80 годах минувшего века.


Сергей Никитин.

Барды России - представители обширного пласта русской музыкально-песенной культуры, получившей свое развитие с начала 50-х годов прошлого века.

Бард, и исполнитель песни в одном лице, последовательный в своем творчестве. Песни бардов в России отличаются разнообразием жанра и стиля. Кто-то поет шутливые частушки, кто-то старается своими песнями тронуть романтические чувства слушателей. Многие барды России используют тематику своих песен с целью достижения сатирического эффекта.

Владимир Высоцкий - народный артист, русский бард

Есть в авторской песни, чье творчество, безусловно, относится к высокому искусству песенного жанра. Таких бардов единицы, самый известный из них - Владимир Высоцкий, который заслуженно считается непревзойденным мастером авторской песни. Высоцкий обладал уникальным даром перевоплощения, многие из его песен написаны как бы от лица персонажа - это может быть какой-либо неодушевленный предмет, самолет или подводная лодка, микрофон на сцене или эхо в горах.

Начинается песня - и персонаж оживает. ЯК - истребитель, живет своей жизнью, участвует в воздушном бою как бы сам по себе, а летчик ему только мешает. И таких ярких примеров, уникальных песен, написанных от первого лица, можно привести множество.

Авторские песни Высоцкого разделяются по сюжетным признакам. У него есть "дворовые", "лирические", "спортивные", "военные". Каждая песня - шедевр стихотворчества, положенный на простую мелодию. Талант великого русского барда Владимира Высоцкого безграничен, именно поэтому ему даровано всенародное признание, а творчество его бессмертно.

Булат Окуджава

Булат Окуджава - еще один выдающийся российский бард, поэт и исполнитель авторских песен. Является ярким представителем литературного бомонда России, композитором и постановщиком. Но красной нитью через все творчество Окуджавы проходила авторская песня, которая была частью жизни поэта, способом его самовыражения. На счету Булата Окуджавы несколько гениальных произведений в жанре авторской песни, главным из которых считается речитатив "Нам нужна одна победа" из кинофильма "Белорусский вокзал".

Булат Окуджава был первым российским бардом, которому разрешили выступить со своими авторскими песнями. Это событие имело место в 1961 году. На следующий год Булата Шалвовича приняли в члены Союза В в ходе своей поездки во Францию бард записал двадцать песен, которые были изданы в Париже под названием Le Soldat en Papier. В семидесятых годах пластинки с песнями Булата Окуджавы стали выходить и в СССР.

Лучшие барды России

Розенбаум Александр - выдающийся российский бард, по образованию врач-реаниматолог, окончил Первый медицинский институт в Ленинграде. Авторские песни начал писать в 1968-м для капустников и студенческих спектаклей. В настоящее время является одним из самых популярных российских бардов с обширным репертуаром, входит в список бардов России - в первую пятерку. В 2005 году Александр Розенбаум совмещал депутатские обязанности с концертной деятельностью.

Визбор Юрий - педагог по профессии, бард по призванию, альпинист, горнолыжник и журналист. Автор многочисленных песен о горных вершинах, восхождениях и сплавах по горным рекам. Из под пера Юрия Визбора вышла культовая песня студенчества и всей молодежи 60-х годов "Ты у меня одна". Сообщество "барды России"возникло по инициативе Визбора.

Евгений Клячкин, инженер-строитель, поэт, бард, романтик, автор трех сотен песен. В 1961 году, в возрасте 17-ти лет, написал свою первую песню "Туман" на стихи Константина Кузьминского. С этого дня начался творческий путь российского барда Евгения Клячкина. Первое время он писал песни на стихи Иосифа Бродского и Андрея Вознесенского. Цикл песен, собранный из романсов, исполняемых персонажами поэмы "Шествие" И. Бродского, до сих пор считается вершиной авторской песни.

Жанна Бичевская, звезда авторской песни

Жанна Бичевская - певица, которую называют звездой авторской песни. В своем творчестве она придерживается тематики русского патриотизма и православной веры. В начале семидесятых годов в репертуар Бичевской вошли народные русские песни, которые она исполняла в бардовском стиле, в сопровождении акустической семиструнной гитары. В 1973 году Жанна стала призером Всероссийского конкурса эстрады, а в последующие годы объездила с концертами все страны соцлагеря. Позже неоднократно выступала в парижском зале "Олимпия" при аншлагах.

Российский исполнитель авторских песен собственного сочинения, драматург, сценарист и поэт, был активным членом сообщества "барды России". Его пьесы раннего периода ставились в московских театрах, а "Матросская тишина", написанная Галичем в 1958 году для театра "Современник", увидела свет только в 1988 году в постановке Олега Табакова. Тогда же Александр Галич начал писать песни и исполнять их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. За основу своего творчества он взял исполнительские традиции Александра Вертинского - романс и поэтическое повествование под гитару. Стихи Галича по своей структуре и литературной ценности поставили его в один ряд с Владимиром Высоцким и Булатом Окуджавой. Русская авторская песня стала главным направлением в творчестве Александра Галича.

Семейный дуэт

Никитины, Сергей и Татьяна - семейный дуэт бардов, их музыка звучит во многих фильмах и театральных спектаклях. Наиболее известная песня - "Александра" - прозвучала в популярном фильме режиссера Владимира Меньшова "Москва слезам не верит". По образованию Никитин - физик, окончил МГУ в 1968 году, является кандидатом физико-математических наук. Пишет песни, начиная с 1962 года, на стихи Пастернака, Шпаликова, Багрицкого, Вознесенского, Евтушенко и других русских поэтов. В студенческие годы Никитин руководил квартетом физиков МГУ, а позже стал худруком квинтета физического факультета, где и познакомился с Татьяной Садыковой, ставшей впоследствии его женой.

Все российские барды шестидесятых и семидесятых годов могут называться "советскими", поскольку они жили и работали при советской власти. Однако этот эпитет мало о чем говорит, исполнители авторской песни не могут характеризоваться ни общественным строем, ни политическими условиями - это люди искусства, свободные в своем творчестве.

Юрий Визбор

Юрий Визбор - автор и исполнитель песен, которые давно уже полюбились людям. "Милая моя солнышко лесное", "Когда горит звезда" и другие песни Визбора знает каждый человек. Его песни всегда отличались мелодичностью и нежностью, которой было так мало в 60-70 годах прошлого века.

Александр Галич

Александр Галич - один из основоположников авторской песни. Он создал свой, фирменный стиль в авторской песне. Бунтарь и враг Советского строя он был вынужден эмигрировать за рубеж, где и был убит агентами КГБ. За свою жизнь он написал большое количество песен, которые были особенно популярны в 70 годах.

Булат Окуджава

Булат Окуджава - Яркий представитель бардовского движения. Очень популярный и известный поэт - песенник. Помимо исполнения авторской песни занимался написанием сценариев и исторических романов. "Ваше благородие, госпожа удача", "Песня беспризорника", "Давайте говорить" и ещё очень многие произведения буквально стали "народными".

Владимир Высоцкий

Владимир Высоцкий - Самый любимый народом бард. Его песни затрагивают душу человека. Очень патриотичные песни о войне, шуточные песни с двойным смыслом, песни о природе и серьёзных профессиях. Помимо песен снимался в кино и работал в театре.

Виктор Берковский

Виктор Берковский - Российский учёный и яркий представитель бардовского движения семидесятых. "Сороковые роковые", "Под музыку Вивальди", "Гренада" и ещё более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.

Сергей Никитин

Сергей Никитин - Советский композитор и бард. Лирик Советской эпохи. Написал очень много песен к кинофильмам. Его "Александра" из фильма "Москва слезам не верит" получила статус народной песни. Очень много песен исполнял в дуэте с женой Татьяной Никитиной. Сергей Никитин был очень востребован в 70 - 80 годах минувшего века.

Александр Городницкий

Александр Городницкий - Один из основоположников авторской песни. Песня "Чистые пруды", исполнявшаяся Тальковым, написал и исполнил впервые именно он. До сегодняшнего времени активно работает. Ведёт передачу на телевидении и пишет стихи и песни.

Юрий Кукин

Юрий Кукин - В молодости увлекался альпинизмом, ходил в походы. Поэтому основное направление в творчестве Кукина отдаётся темам о горах и природе. Песни очень мелодичные и востребованные. Их хорошо петь у костра. Самыми известными хитами автора являются "За туманом" и "Париж".

Александр Суханов

Александр Суханов - Автор песен и исполнитель. Один из основателей неформального клуба самодеятельной песни. Основная профессия - математик, но известен благодаря своим песням (более 150 песен). Писал на свои стихи и стихи прославленных поэтов - классиков. Выступает и по сей день.

Вероника Долина

Вероника Долина - Самый популярный автор среди женщин, исполнителей авторской песни. Вероника Аркадьевна является очень плодовитым автором. Она написала более 500 песен, среди которых многие широко известны. Поначалу её не хотели принимать в клуб самодеятельной песни, но своим упорством Долина доказала свою состоятельность.

Михаил Щербаков

Михаил Щербаков - Популярный автор и исполнитель. Пик популярности - 90 годы. Поёт как под гитару, так и с ансамблем в современной обработке. Написал большое количество песен, среди которых очень много популярных. Выступает на концертах и по сей день.

Александр Розенбаум

Александр Розенбаум - Второй по популярности автор и исполнитель после Владимира Высоцкого. В прошлом врач скорой помощи благодаря особому стилю исполнения получил всесоюзную известность. Его "Вальс бостон" и "Гоп-Стоп" поистине считаются народными. Александр Яковлевич был депутатам Государственной думы. Ему присвоено звание народного артиста РФ.

Феномен русской авторской (как ее еще называют, самодеятельной или бардовской) песни пока недостаточно исследован. Кто-то к ней равнодушен, кто-то считает ее далеким прошлым. Но трудно отрицать, что авторская песня с ее тонкими глубокими текстами и мелодичностью была важной составляющей культурной жизни СССР. «Эти песни проникают не в уши, а прямо в душу», - говорил Владимир Высоцкий

Хранители традиций

Есть древнее, красивое своей странностью слово «бард». У племен галлов и кельтов так называли певцов и поэтов. Они хранили ритуалы своих народов, их традиции. И народ им верил, доверял, чтил, любил. В нашей стране движение бардовской песни оформилось в 50-60 годы XX столетия. Когда барды только-только стали появляться, они выглядели совсем обыденно. Это были студенты в мешковатых штанах. Они еще не знали, что их будут называть бардами, а песни, которые они пишут - авторскими или самодеятельными. Для них это были просто песни про то, что их волновало…

Бардовская песня возникла словно сама собой, в разных местах, одним из которых стал биофак МГУ. Здесь в начале 1950-х годов училась замечательная девушка Ляля Розанова. У нее был дар притягивать талантливых людей и вдохновлять их на творчество. Неудивительно, что именно при ней студенческая агитбригада стала центром молодежной жизни. Поначалу биологи пели обычные песни, но однажды один из агитбригадовцев Гена Шангин-Березовский спел песню, которую сочинил сам. Она была посвящена его близкому другу Юрию Юровицкому и так и называлась - «Песня о верном друге». Песня настолько понравилась ребятам, что ее тут же включили в репертуар. А вслед за ней и песни, написанные самой Лялей и еще одним талантливым биофаковцем Дмитрием Сухаревым.

Эти песни обладали какой-то невероятной магией - простенькие мелодии на три аккорда, незамысловатые тексты, но очень необычные для тех времен, ведь в них звучало не «мы», а «я». И в этом «я» каждый узнавал себя и свои тревоги, чувства, метания… Юрий Визбор вспоминал: «…стихами Ляли Розановой мы спасали самоубийц. И себя, чего греха таить…»

Розанова Лилиана в составе агитбригады (в центре, третья справа от гармониста):

«Поющий институт»

Похожая картина была в Московском государственном педагогическом институте имени В.И. Ленина, который в 1950-1960-е годы получил неофициальное название «поющий институт». Именно там была написана первая песня Юрия Визбора «Мадагаскар». Результат так понравился всем, что песенку стал распевать весь факультет, а затем и все московские туристы. Вскоре Визбор сочинил целую серию песен про походы на известные мелодии, а со временем стал и свою музыку придумывать. Известный впоследствии бард Ада Якушева вспоминала, что, когда Визбор оканчивал институт, несколько добровольцев вызвались срочно научиться играть на гитаре. Одной из них была сама Ада.

Бард Ада Якушева:

Юлий Ким с гитарой:

КСП - от и до

Поначалу авторская песня не вызывала у государства особого интереса. Но вот барды стали выпускаться из институтов и университетов, а желание встречаться, творить и делиться своими песнями у них осталось. И они начали объединяться в КСП - клубы самодеятельной песни. Сначала в Москве, а потом и в других городах Союза. В мае 1967 года барды провели «Первую теоретическую конференцию», а осенью того же года прошел первый общемосковский слет КСП. Затем 7 марта 1968 года в новосибирском Академгородке прошел Первый союзный фестиваль авторской песни. Именно на нем состоялся единственный в СССР публичный концерт Александра Галича, на котором он исполнил песню «Памяти Пастернака».

А Юлию Киму и многим другим бардам было запрещено выступать. Государство не могло позволить музыкантам в открытую петь про «подъезды для начальников», «кабинеты с холуями и секретаршами», «топтунов» под окнами, про дачи и «Чайки», «пайки цековские» и «мотоциклетки марочные».

«Магнитиздат»

Однако запрет только подогрел и без того большой интерес к авторской песне, которая стала противопоставлением официальной эстраде. Советскому человеку нельзя было слушать «надежды маленький оркестрик под управлением любви». Он должен был слушать хор Красной армии, песни Кобзона и ходить строем. Но не все этого хотели. «Неофициальные» песни, исполненные под акустическую гитару, воспринимались как откровение. Окуджаву, Высоцкого переписывали с катушки на катушку, благо магнитофоны были уже не редкостью. Называли такое распространение «магнитиздат».

Что интересно, отношение государства и отношение отдельных партбоссов к бардам могло не совпадать. К примеру, генсек Леонид Ильич Брежнев испытывал любовь к песням Высоцкого. Один из летчиков правительственного авиаотряда рассказывал: «Когда мы летели с Дальнего Востока, вдруг в салоне зазвучали песни Высоцкого. Мы к стюардессам: «Вы что, с ума сошли?» А они говорят, что кассету передали из окружения самого Брежнева…»

С 1969 года Высоцкий был знаком и с дочерью Брежнева Галиной, которая не только любила его творчество и бывала в Театре на Таганке на его спектаклях, но и помогала артисту.

«Песни нашего века»

В 1980-х годах КСП не то чтобы разрешили, но стали закрывать глаза на их возрождение. А песни барда Сергея Никитина можно было услышать даже по радио! В 1990-х годах появилось понятие бардовской классики, начала выходить серия альбомов «Песни нашего века», ее можно было просто купить в магазине. Однако такая доступность не снизила интерес к авторской песне.

И сегодня люди берут в руки гитару, чтобы спеть о том, что их волнует. Авторская песня продолжает жить…

Великие барды XX столетия

Александр Галич родился в 1918 году в Екатеринославе (ныне Днепропетровск). После девятого класса поступил в литературный институт. В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра: «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Исаевым), «Пути, которые мы выбираем», «Под счастливой звездой», «Походный марш», «За час до рассвета», «Пароход зовут «Орленок», «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (совместно с К. Исаевым), «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу», «Третья молодость», «Бегущая по волнам». С конца 1950-х Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Его песни были политически острыми, что привело к конфликту с властью… Так Галич из рьяного комсомольца превратился в сознательного противника режима и был выдворен за пределы сначала официальной культуры, а потом и страны. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Но несмотря на запреты, он был популярен, известен, любим. В 1971 году Галича исключили из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 года, а в 1972 году - из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 года. После этого он был лишен возможности заработать себе на хлеб и был доведен до состояния нищеты. В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать, а все его ранее изданные произведения в СССР запретили. Галич поселился в Париже, где 15 декабря 1977 года погиб.

Александр Галич:

Булат Окуджава - один из создателей и признанный патриарх жанра, получившего позднее название «авторская песня». В 1942-м девятиклассник Окуджава добровольцем ушел на фронт, где был минометчиком, пулеметчиком, радистом. После войны учился на филологическом факультете Тбилисского университета, по окончании которого работал учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В Калуге вышла первая книга Окуджавы. В 1956-м переехал в Москву, работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», заведовал отделом поэзии в «Литературной газете». Свою первую песню «Неистов и упрям…» Окуджава сочинил еще студентом. Магнитофонные записи Окуджавы разлетелись по всей стране. Многие его песни актуальны и сегодня:

Булат Окуджава:

Неистов и упрям,

гори, огонь, гори.

На смену декабрям

приходят январи.

Прожить лета б дотла,

а там пускай ведут

за все твои дела

на самый страшный суд.

Владимир Высоцкий. Родился в 1938-м в Москве. Среди многочисленных бардов Владимир Высоцкий едва ли не самый известный. Первые песни Высоцкий начал писать в начале 1960-х годов. Это были песни в стиле «дворовой романтики». Примерно в это время Владимир Высоцкий пришел в Театр на Таганке. Параллельно с работой в театре снимался в кино. Самая известная роль Высоцкого - Жеглов в телесериале «Место встречи изменить нельзя». Песни свои он писал в основном ночью. Приходил домой после спектакля и садился за работу. Творчество Высоцкого принято делить на циклы: военный, горный, спортивный, китайский… Фронтовики, слушавшие его песни о войне, были уверены, что он лично пережил все то, о чем писал. Люди, слушавшие его песни «с криминальным уклоном», были уверены, что он сидел. Моряки, альпинисты, шоферы-дальнорейсовики - все считали его своим. Высоцкий так говорил об авторской песне: «Эта песня все время живет с тобой, не дает тебе покоя ни днем, ни ночью».

Владимир Высоцкий:

Александр Городницкий - один из основоположников авторской песни. До сегодняшнего времени активно работает, пишет стихи и песни.

Александр Городницкий:

Юрий Визбор:

Виктор Берковский - российский ученый и яркий представитель бардовского движения семидесятых. «Под музыку Вивальди», «Гренада» и еще более 200 песен, написанных Берковским, очень популярны в народе.

Современная эстрада насчитывает не так уж много исполнителей, которые могут не только хорошо спеть (что уже редкость) песню, но и написать слова и музыку.

Современная эстрада насчитывает не так уж много исполнителей, которые могут не только хорошо спеть (что уже редкость) песню, но и написать слова и музыку. К сожалению, мастерство современных «звезд» спускается все ниже с лестницы из мрамора , оставляя современным ценителям качественной музыки желать лучшего. То ли дело музыка бардов 20 века! Мы предлагаем вам вспомнить 5 самых известных бардов России, которые уже стали легендой.

Кто не слышал о Владимире Высоцком? Он обладал уникальным поэтическим даром – тексты его песен наполнены острым сарказмом на действительность, но в то же время не теряют оптимизма. Помимо всего прочего, поэт-песенник был невероятно талантливым актером театра и кино. До сих пор загадкой остается причина его смерти, но в сердцах поклонников Высоцкий до сих пор жив.

Булат Окуджава также является одним из ярчайших представителей жанра авторской песни, его авторству принадлежит более 200 композиций, среди которых знаменитые и перепетые на разный лад «Песня беспризорника», «Ваше благородие» и еще много-много других. В честь Окуджавы назван даже один из астероидов Солнечной системы.

Песни Юрия Визбора, по сравнению с наболевшими проблемами двух вышеперечисленных авторов, наоборот, отличаются удивительной мелодичностью и нежностью. Особенно популярными были его песни (например, «Милая моя, солнышко лесное») в 60-70-х годах. А сегодня проводится множество бардовских фестивалей его имени.

Александр Розенбаум живет и здравствует и по сей день, и продолжает радовать своих поклонников великолепными песнями собственного исполнения. Уникальная черта этого автора – его либо обожают, либо просто не воспринимают, но серединных эмоций его талант не вызывает. Интересно, что изначально Розенбаум был врачом скорой помощи, и только в 1980 году он ушел на эстраду.

Олег Митяев более всего известен своей песней «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались», которую пели на любом застолье и в любом походе. Он родился в простой семье рабочего, и пошел по стопам отца. Но в начале 80-х музыка в его сердце все же победила обыденность, и

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения