Радугин Курс лекций. Философия. Социология: курс лекций. Радугин А., Радугин К.А

Курс лекций. — 2-е изд., перераб. и дополн. - М.: Центр, 2004. — 336 с.Учебное пособие подготовлено в соответствии с «Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины». Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается через изложение основных философских направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древнейших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет собственно историко-философским материалом, значительное место в учебном пособии отводится современным достижениям философской мысли.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также всех интересующихся философией.Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение.
Понятие мировоззрения и его структура.
Предфилософское значение мифологии и религии.
Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука.
Философский плюрализм: причины и истолкования.
Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы. Гегелевская, марксистская и экзистенциально-персоналистская концепции философии.
Сущность и предназначение философии — попытка синтеза всех трех концепций.
Античная философия.
Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит.
Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит.
Поворот к человеку — философские учения софистов и Сократа.
Платон и Аристотель — систематизаторы древнегреческой философии.
Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм.
Средневековая христианская философия.
Христианская апологетика: основная проблематика и идейные истоки.
Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения.
Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика.
Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения разума и веры.
Философия эпохи Возрождения.
Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения.
Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Разработка метода научного исследования в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза.
Бэкон о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика схоластики.
Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода.
Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода.
Учение Декарта об интеллектуальной интуиции.
Познавательный процесс и учение о субстанции в системе Б. Спинозы.
Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века.
Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения.
Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения.
Эволюция британского эмпиризма конца XVIIсередины XVIII века: Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм.
Теория познания Д. Локка.
Субъективный идеализм Д. Беркли.
Скептицизм Д. Юма.
Немецкая классическая философия.
Концепция субъекта в философской системе Канта.
Субъективный идеализм И. Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга.
Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики.
Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Гуманистические тенденции в философии К. Маркса. Марксистское учение о практике и истине.
Русская религиозная философия XIX—XX вв.
Формирование русской религиозной философии: славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности.
Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология.
Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк).
Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира.
Концепция бытия — фундамент философской картины мира.
Диалектико-материалистическая картина мироздания.
Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена.
Природа человека и смысл его существования.
Решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии».
Марксистская философия о соотношении биологического и социального в человеке. Проблемы человеческого начала.
Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия.
Познание, его возможности и средства.
Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности.
Чувственное и рациональное познание.
Диалектика-материалистическая теория истины.
Персоналистская концепция познания. Знание и вера.
Проблемы научной рациональности в современной «философии науки».
Неокантианские концепции методов научного познания (Марбургская и Баденская школы).
Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме.
Концепция науки в критическом рационализме.
Научная рациональность как предмет исследования в отечественной «философии и методологии научного познания».
Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях.
Философский иррационализм как умонастроение и философское направление.
«Философия жизни» и ее разновидности.
Эволюция психоаналитической философии. Структура человеческой личности. Сознание и бессознательное.
Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода и ответственность личности.
Общество и культура как предметы философского анализа.
Специфика философского осмысления общественной жизни.
Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби.
Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса.
Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека.
Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур.
Глобальные проблемы современности.
Происхождение и сущность глобальных проблем.
Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности.
Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества — «философия общего дела» Н. Ф. Федорова.
Рекомендуемая литература по всем темам.

ТЕМА 1 ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ЕЕ СМЫСЛ И

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

ТЕМА 2 ФИЛОСОФСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ: ПРИЧИНЫ И ИСТОЛКОВАНИЯ

Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы. Гегелевская, марксистская и

экзистенциально-персоналистская концепции философии

Сущность и предназначение философии - попытка синтеза всех трех концепций

ТЕМА 3 АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит

Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит

Поворот к человеку - философские уценил софистов и Сократа

Платон и Аристотель - систематизаторы древнегреческой философии

Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм

ТЕМА 4 СРЕДНЕВЕКОВАЯ ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Христианская апологетика: основная проблематика и идейные истоки

Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения

Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика

Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения

разума и веры.

ТЕМА 5 ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Основные черты мировоззрения человека эпохи Возрождения

Философские, и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно

ТЕМА 6 РАЗРАБОТКА МЕТОДА НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ФИЛОСОФИИ

XVII ВЕКА: Ф. БЭКОН, Р. ДЕКАРТ, Б. СПИНОЗА

Ф. Бэкон о природе человеческих заблуждений: учение об идолах и критика схоластики

Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода

Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода

ТЕМА 7 РАЦИОПАЛИЗМ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ И МЕТАФИЗИЧЕСКИЙ

МАТЕРИАЛИЗМ XVIII ВЕКА

Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения

Механистический материализм, и сенсуализм в философии эпохи Просвещения

ТЕМА 8 ЭВОЛЮЦИЯ БРИТАНСКОГО ЭМПИРИЗМА КОНЦА XVIIСЕРЕДИНЫ

XVIII ВЕКА: Д. ЛОКК, Д. БЕРКЛИ, Д. ЮМ

Теория познания Д. Локка

Субъективный идеализм Д. Беркли

Скептицизм Д. Юма

ТЕМА 9 НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Концепция субъекта в философской системе Канта

Субъективный идеализм И. Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга

Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики

Антропологический материализм Л. Фейербаха

Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Гуманистические тенденции в философии К.

ТЕМА 13 ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА

Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности

Чувственное и рациональное познание

Диалектико-материалистическая теория истины

Персоналистская концепция познания. Знание и вера

ТЕМА 14 ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ

«ФИЛОСОФИИ НАУКИ»

Неокантианские концепции методов научного познания (Марбургская и Баденская школы)

Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме

Концепция науки в критическом рационализме

Научная рациональность как предмет исследования в отечественной «философии и методологии

научного познания»

ТЕМА 15 СОВРЕМЕННЫЙ ФИЛОСОФСКИЙ ИРРАЦИОНАЛИЗМ: РЕШЕНИЕ

ПРОБЛЕМ БЫТИЯ, ПОЗНАНИЯ, ЧЕЛОВЕКА И ЛИЧНОСТИ В РАЗЛИЧНЫХ

ШКОЛАХ И ТЕЧЕНИЯХ

Философский иррационализм как умонастроение и философское направление

«Философия жизни» и ее разновидности

Эволюция психоаналитической философии. Структура человеческой личности. Сознание и

бессознательное

Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода и ответственность личности

ТЕМА 16 ОБЩЕСТВО И КУЛЬТУРА КАК ПРЕДМЕТЫ ФИЛОСОФСКОГО

Специфика философского осмысления общественной жизни

Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и

цивилизаций в философии истории А. Тойнби

Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса

Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека

Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур

ТЕМА 17. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Происхождение и сущность глобальных проблем

Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности

Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества - «философия общего дела»

Н. Ф. Федорова

В нашей стране осуществляется формирование новой системы образования с учетом всех отечественных достижений и в соответствии с мировыми стандартами. С этой целью Государственный комитет Российской Федерации по высшему образованию разработал в 1993 году основные профессиональные образовательные программы. Важное место в этих программах занимает социально-гуманитарная подготовка. 18 августа 1993 г. Коллегия Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию утвердила

«Государственные требования (Федеральный Компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие, гуманитарные и социально-экономические дисциплины».Изучение философии составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля.

Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем это представление. В действительности все свои проблемы философия черпает из жизни и решает их с единственной целью - помочь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Изучение философии - это апробированная многовековым опытом человечества лучшая школа разумного мышления, которая позволяет свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенное от несущественного, раскрывать взаимосвязи всех явлений действительности.

Данное учебное пособие - это первая попытка изложить курс философии в соответствии с требованиями Государственного стандарта. Автор отказался от укоренившейся в нашей стране практики преподавания философии с разделением на историю и теорию философии. Такое разделение, с его точки зрения, ни содержательно, ни дидактически не оправдано, так как предполагает существование какой-то особой, оторванной от конкретноисторического движения философской мысли, теории философии. На практике это разделение означает преподавание философии с позиции какой-то одной конкретной философской школы. В нашей стране это чаще всего означало придание абсолютного приоритета марксистской философии

Не отвергая крупных достижений философии марксизма, автор стремился избежать односторонности и идеологической догматизированности в изложении материала, ознакомить изучающих философию с различными философскими направлениями, течениями, школами, системами.

Основной замысел автора пособия - раскрыть содержание дидактических единиц Государственного стандарта, или, выражаясь проще, дать содержание программы курса философии через изложение истории философии и основных философский течений, школ и систем современности. Такой подход, пожалуй, позволит изучающему философию ознакомиться с философской проблематикой в ее историческом контексте и проследить ее развитие на протяжении существования европейской цивилизации.

Вместе с тем, автор понимает, что в пределах учебного курса невозможно раскрыть все богатство и многообразие философских проблем, направлений и учений. Цель автора - помочь изучающим философию составить себе первоначальное представление о предмете философии и ее назначении, о важнейших школах и течениях, выдающихся мыслителях, о решении «вечных» человеческих проблем, начиная с общей картины мира и кончая глобальными проблемами современности. При этом автор исходит из установки, что знание философии - не самоцель. Он надеется, что это знание поможет читателю выработать определенную жизненную позицию и позволит быстрее решать встающие перед ним личные, профессиональные и общественные проблемы.

ТЕМА 1 Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение 1./ Понятие мировоззрения и его структура 2./ Предфилософское значение мифологии и религии

З./ Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и

Понятие мировоззрения и его структура

Каждый культурный молодой человек имеет определенное представление о философии. Он может назвать некоторые имена знаменитых философов и даже может порассуждать на тему, что такое философия. И дело тут не только в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее, гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое - случайности?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертей человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У фи-

лософии свой, специфический подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?

Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование обще-

ственного и индивидуального сознания. Существенное значение для его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов и т. д. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных

компонента:

1) Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях - повседневных, профессиональных, научных и т. д. Он представляет конкретно-научную и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие результаты индивидуального и общественного познания, стили мышления того или иного сообщества, народа или эпохи.

2) Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т. д. Одно из главных назначений мировоззрения состоит не только в том, чтобы человек опирался на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами.Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь - это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине

которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком, своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т. п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностно-значимое для человека с его практическим поведением.

3) Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, Ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоциональноволевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения, верования, а также выработка определенной психологической установки на готовность действовать. Формирование этой установки и осуществляется в эмоционально-волевой составляющей мировоззренческого компонента.

4) Практический компонент. Мировоззрение - это не просто обобщение знания, ценности, убеждения, установки, а реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Без практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение ориентирует человека не на участие в жизни, не на действенную, а на созерцательную позицию, оно все равно проектирует, стимулирует определенный тип поведения.

На основе вышеизложенного можно определить мировоззрение как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и

выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

По характеру формирования и способу функционирования можно выделить жиз- ненно-практический и теоретический уровни мировоззрения. Жизненно-практический уровень мировоззрения складывается стихийно и базируется на здравом смысле, обширном

и многообразном повседневном опыте. Этот уровень мировоззрения нередко называют жизненной философией. Такова важнейшая сфера функционирования мировоззрения. Поскольку именно на этом уровне оно включается в социальное и индивидуальное взаимодействие абсолютного большинства людей. Жизненно-практическое мировоззрение крайне неоднородно, так как неоднородны по характеру образования и воспитания его носители. На формирование этого уровня мировоззрения существенное влияние оказывают национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности и многое другое.

Жизненно-практическое мировоззрение включает в себя навыки, обычаи и традиции, передаваемые из поколения в поколение, и познанный опыт каждого конкретного индивида. Оно помогает человеку ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах, Вместе с тем, следует отметить, что этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия, устойчивые предрассудки.

Эти недостатки преодолеваются на другом, более высоком уровне мировоззрения, который носит теоретический характер. К этому уровню решения мировоззренческих проблем, наряду с наукой, принадлежит и философия. В отличие от всех других форм и типов мировоззрения, философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей. Философ, в буквальном значении этого слова, является не только творцом мировоззренческих систем. Он видит свою задачу в том, чтобы сделать мировоззрение предметом теоретического анализа, специального изучения, подвергнув его критическому суду разума.

Соотношение жизненно-практического и теоретического уровней мировоззрения в определенной мере можно выстроить и в исторической последовательности. В этом случае, можно сказать, что жизненно-практическое мировоззрение находит свое обобщенное выражение в мифологии и религии. А это значит, что мифологию и религию, можно рассматривать как предшественников философии.

Предфилософское значение мифологии и религии

Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение

и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.

Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме - это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.

Таким образом, миф - это непервоначальная форма знания, а особый вид миро-

воззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях приро-

ды и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).

Для первобытного человека как было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своем незнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящее от его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать с переживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человек растворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.

Основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения по поводу первоначала мира, происхождения природных и общественных явлений сводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии» Гесиода и в«Илиаде» и «Одиссее» Гомера - наиболее полном собрании древнегреческих мифов - процесс творения мира представлялся следующим образом. В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все, возникло из безграничного Хаоса - весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла

и богиня Земля - Гея. Из Хаоса, источника жизни, поднялась и могучая, все оживляющая любовь - Эрос.

Безграничный Хаос породил Мрак - Эреба и темную Ночь - Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет - Эфир и радостный светлый День - Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменять друг друга ночь и день.

Могучая, благодатная Земля породила беспредельное голубое Небо - Урана, и раскинулось Небо над Землей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широко разлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у них нет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана - Неба

и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народов мира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреев по Библии - Книга Бытия.

Миф обычно совмещает в себе два аспекта - диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

На ранней стадии человеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. В этот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношения мифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешении мировоззренческих вопросов?

Прежде всего, следует отметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами, служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесном взаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать, что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии как самостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но на самых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое. С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций, мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются «религиозными», а другие - «мифологическими». Однако религия имеет свою специфику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческих конструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира на естественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этим мировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровня присуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры также неотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливается тем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. система обрядовых дей-

ствий, направленных на установление определенных отношений со сверхъестествен-

ным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, в какой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательной стороны.

Мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает мировоззрению особый духовно-практический характер. Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции и регламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощью обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая им особую ценность, связываяих присутствие со священным, сверхъестественным.

Основная функция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодоле-

вать исторически изменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека до чего-то абсолютного, вечного.Выражаясь философским языком, ре-

лигия призвана «укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляется в придании нормам, ценностям и "Идеалам характера абсолютного, неизменного, не зависящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческого бытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание, а значит, и устойчивость человеческому бытию помогает ему преодолевать житейские трудности.

Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука

Итак, мифологически-религиозное мировоззрение носило духовно-практический характер. Исторические особенности этого мировоззрения связаны с низким уровнем освоения человеком действительности, зависимостью его от неосвоенных, непокоренных сил природы и общественного развития, а также с недостаточным развитием его познавательного аппарата. В этих условиях мировоззренческие конструкции вступали в социальное и индивидуальное взаимодействие в форме образов и символов. По мере развития человеческого общества, установления человеком определенных закономерностей, совершенствования познавательного аппарата появилась возможность новой формы освоения мировоззренческих проблем. Эта форма носит не только духовно-практический, но итеоретический характер. На смену образу и символу приходит Логос - разум, философия и зарождается как попытка решить основные мировоззренческие проблемы средствами разума, т. е. мышления, опирающегося на понятия и суждения, связывающиеся друг с другом по определенным логическим законам. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к вопросам отношения человека к превосходящим его силам и существам, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нарастающую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания. Первоначально она выступила на исторической арене как поиск мирской мудрости.

Термин «философия» в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia - мудрость). Слово «философ» впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни. Истолкование и закрепление в европейской культуре термина «философия» связано с именем Платона. Первоначально понятие «философия» употреблялось в более широком значении. По сути дела, этот термин означал совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. При этом следует отметить, что именовавшиеся философией знания древних охватывали не только практические наблюдения и выводы, зачатки наук, но и раздумья людей о мире и о себе, о смысле

и цели человеческого существования. Ценность мудрости усматривалась в том, что она позволяла выносить практические решения, служила руководством человеческого поведения

и образа жизни.

Как видим, возникновение философии означало появление особой духовной установки - поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами, надеждами.

философия унаследовала от мифологии и религии их мировоззренческий характер, их мировоззренческие схемы, то есть всю совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о происхождении человека и его положении в мире и т. д. Она унаследовала также весь объем позитивного знания, которое на протяжении тысячелетий накопило человечество. Однако решение мировоззренческих проблем в зарождающейся философии происходило под иным углом зрения, а именно с позиций рациональной оценки с позиций разума. Поэтому можно сказать, что философия - это теоретически сформулирован-

ное мировоззрение. Философия - это мировоззрение, система общих теоретических

взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Таким образом, относя философию к мировоззренческим формам человеческой культуры, мы подчеркиваем одну из существенных ее особенностей. Философия - это теоретический уровень мировоззрение. Следовательно, мировоззрение в философии выступает в форме знания и носит систематизированный, упорядоченный характер. И этот момент существенно сближает философию и науку. Как отмечает немецкий философ Л. Фейербах, начало философии составляет начало науки вообще. Это подтверждается историей. Философия - мать науки. Первые естествоиспытатели были одновременно и философами. С наукой философию сближает стремление опереться на тео-

Учебное пособие подготовлено в соответствии с "Государственными требованиями (Федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы" по циклу "Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины". Содержание дидактических единиц этих требований по философии раскрывается через изложение основных философских направлений, течений, школ и учений, составляющих богатство философии, начиная с древнейших времен и кончая современностью. Автор не злоупотребляет, собственно историко-философским материалом, значительное место в учебном пособии отводится современным достижениям философской мысли.
Пособие рассчитано на студентов, аспирантов и преподавателей ВУЗов, а также всех интересующихся философией.

Понятие мировоззрения и его структура.
Каждый культурный молодой человек имеет определенное представление о философии. Он может назвать некоторые имена знаменитых философов и даже может порассуждать на тему, что такое философия. И дело тут не только в том, что он изучал эту дисциплину в школе, лицее, гимназии или колледже. Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир? Развивается ли он по определенным законам? Кто или что определяет эти законы? Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом? Какое место в мире занимают закономерности, а какое - случайности?

Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертей человек или бессмертен? Как можно понять бессмертие человеческого существования? Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно? Каковы познавательные возможности человека? Что есть истина? Как отличить ее от заблуждения и лжи?

Каждого человека, несомненно, волнуют и морально-нравственные проблемы. Что такое совесть, честь, долг, ответственность и справедливость? Можно ли провести четкую разграничительную линию между добром и злом? Откуда берется зло в человеческих поступках и в мировой истории? Возможно ли достижение такого состояния в развитии человечества, когда зло исчезнет и наступит «эпоха всеобщей любви и согласия»?

Можно было бы назвать много наиболее серьезных, интересующих людей проблем, которые рассматривает и которым дает определенное решение философия. Но этими проблемами занимаются не только философы. Еще задолго до возникновения философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии и религии. Поэтому правильней было бы назвать эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими. У философии свой, специфический подход к решению таких проблем. Об этом мы поговорим позже, а сейчас необходимо разобраться в том, что же такое мировоззрение?

СОДЕРЖАНИЕ
От автора
Тема 1 Философия как мировоззренческая система: ее смысл и предназначение
1. Понятие мировоззрение, и его структура 2. Предфилософское значение мифологии и религии 3. Специфика философского решения мировоззренческих вопросов. Философия и наука
Тема 2 Философский плюрализм: причины. и истолкования
1. Историко-философский процесс: исходные понятия и движущие силы.
Гегелевская, марксистская и акзистенциалъно-персоналистская концепции философии
2. Сущность и предназначение философии - попытка синтеза всех трех концепций
Тема 3 Античная философия
1. Раннегреческая натурфилософия: Фалес, Гераклит 2. Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и Демокрит 3. Поворот к человеку - философские учения софистов
и Сократа v 4. Платон и Аристотель - систематизаторы
древнегреческой философии 5. Позднеантичный идеал мудреца: эпикуреизм и стоицизм
Тема 4 Средневековая христианская философия
1. Христианская апологетика:
основная проблематика и идейные истоки 2. Основные принципы религиозно-философского мышления и мировоззрения
3. Познание как богоуподобление. Мистика и схоластика 4. Религиозный интеллектуализм и религиозный антиинтеллектуализм. Проблема взаимоотношения разума и веры,
Тема 5 Философия эпохи Возрождения
1. Основные черты мировоззрения человека эпохи. Возрождения
2. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно
Тема 6 Разработка метода научного исследования в философии XVII века: Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза
1. Бэкон о природе человеческих заблуждений:
учение об идолах и критика схоластики, 2. Учение Бэкона о методе эмпиризма и основные правила индуктивного метода 3. Рационализм Р. Декарта. Основные правила дедуктивного метода
4. Учение Декарта об интеллектуальной интуиции
5. Познавательный процесс и учение о субстанции в системе Б. Спинозы
Тема 7 Рационализм эпохи Просвещения и метафизический материализм XVIII века
1. Рационализм как умонастроение и методология эпохи Просвещения
2. Механистический материализм и сенсуализм в философии эпохи Просвещения
Тема 8 Эволюция британского эмпиризма конца XVII-середины XVIII ве-ка: Д. Локк, Д. Беркли, Д. Юм
1. Теория познания Д. Локка 2. Субъективный идеализм Д. Беркли 3. Скептицизм Д. Юма
Тема 9 Немецкая классическая философия
1. Концепция субъекта в философской системе Канта 2. Субъективный идеализм И. Г. Фихте и объективный идеализм Ф. Шеллинга 3. Система и метод Гегеля. Основные законы диалектики 4. Антропологический материализм Л. Фейербаха 5. Диалектический материализм К. Маркса и Ф. Энгельса. Гуманистические тенденции в философии К. Маркса. Марксистское учение о практике и истине
Тема 10 Русская религиозная философия XIX-XX вв.
1. Формирование русской религиозной философии:
славянофильское учение о мессианской роли русского народа и соборности
2. Философия всеединства В. С. Соловьева: онтология и гносеология 3. Проблемы веры и разума в православном религиозном антиинтеллектуализме (Л. Шестов, С. Булгаков, П. Флоренский, С. Франк)
Тема 11 Человек во Вселенной. Философская, научная и религиозная картина мира
1. Концепция бытия - фундамент философской картины мира 2. Диалектика-материалистическая картина мироздания 3. Религиозно-идеалистическая картина мира: эволюционный космизм П. Тейяра де Шардена.
Тема 12 Природа человека и смысл его существования
1. Решение проблемы специфики, человеческого бытия в "философской антропологии"
2. Марксистская философия о соотношении биологического и социального в человеке. Проблемы человеческого начала 3. Человек, индивид, личность. Смысл и назначение человеческого бытия
Тема 13 Познание, его возможности и средства
1. Субъект и объект познания. Познание как отражение действительности 2. Чувственное и. рациональное познание
3. Диалектико-материалистическая теория истины.
4. Персоналистская концепция познания. Знание и вера
Тема 14 Проблемы научной рациональности в современной «философии науки»
1. Неокантианские концепции методов научного познания (Марбургская и Баденская школы.)
2. Разработка методологии научного познания в позитивизме и неопозитивизме
3. Концепция науки в критическом рационализме 4. Научная рациональность как предмет исследования в отечественной «философии и методологии научного познания»
Тема 15 Современный философский иррационализм: решение проблем бытия, познания, человека и личности в различных школах и течениях
1. Философский иррационализм как умонастроение и философское направление 2. «Философия жизни» и ее разновидности
3. Эволюция психоаналитической философии. Структура человеческой личности. Сознание и бессознательное
4. Экзистенциализм: основные темы и учения. Свобода и ответственность личности
Тема 16 Общество и культура как предметы, философского анализа
1. Специфика философского осмысления общественной жизни 2. Методологические принципы изучения общества. Многообразие социального опыта, культур и цивилизаций в философии истории А. Тойнби 3. Смысл истории и ее постижение в философии истории К. Ясперса
4. Понятия культуры и цивилизации. Культура как форма самореализации человека
5. Особенности западной и восточной культур. Россия в диалоге культур
Тема 17 Глобальные проблемы современности
1. Происхождение и сущность глобальных проблем 2. Гуманизм как ценностная основа решения глобальных проблем современности
3. Космоцентрический взгляд на решение глобальных проблем человечества - «философия общего дела» Н. Ф. Федорова
Рекомендуемая литература по всем темам.

История Московского ун та восходит к письму Ломоносова И. И. Шувалову (1754), в к ром предлагалось учредить ун т в Москве, поскольку ун т при Академии наук в Петербурге не выполнял, по мнению Ломоносова, своих функций по подготовке… …

ФИЛОСОФИЯ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ - История Московского ун та восходит к письму Ломоносова И. И. Шувалову (1754), в к ром предлагалось учредить ун т в Москве, поскольку ун т при Академии наук в Петербурге не выполнял, по мнению Ломоносова, своих функций по подготовке специалистов… … Русская философия: словарь

Скульптура «Мыслитель» (фр. Le Penseur) Огюста Родена, которая часто используется в качестве символа философии … Википедия

Платон Древнегреческая философия философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и… … Википедия

Философия в Киевском университете - (досоветский период) Философский ф т первым в 1834 г. начал свою работу в Императорском ун те Св. Владимира и в соответствии с проектом Временного устава 1833 г. имел 2 отделения. В первое входили 5 кафедр: философии, греч. словесности и… … Русская Философия. Энциклопедия

Философия в Петербургском университете - Начало философского образования в Петербурге восходит ко времени создания ун та при Академии наук (1725). В Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств, утвержденном Петром I, говорилось, что университет есть собрание ученых… … Русская Философия. Энциклопедия

ФИЛОСОФИЯ В ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ - Начало философского образования в Петербурге восходит ко времени создания ун та (1725). В Проекте положения об учреждении Академии наук и художеств, утвержденном Петром I, говорилось, что университет есть собрание ученых людей, которые наукам… … Русская философия: словарь

Философия в Казанском университете - Казанский ун т был образован в период реформы системы просвещения, предпринятой Александром I в нач. XIX в. Утвердительную грамоту и Устав ун та император подписал 5 ноября 1804 г. В феврале 1805 г. состоялось открытие ун та, хотя фактически в … Русская Философия. Энциклопедия

Философия хозяйства - соч. Булгакова 1912 г. (подзаголовок: часть 1: Мир как хозяйство), защищенное в том же году в качестве докторской диссертации по политэкономии в Московском ун те. Задуманная часть 2 Оправдание хозяйства (этика и эсхатология) не была написана … Русская Философия. Энциклопедия

Мераб Мамардашвили Дата рождения: 15 сентября 1930 Место рождения: Гори, Грузинская ССР, СССР Дата смерти: 25 ноября 1990 Место смерти: Москва, СССР Научная сфера: Выдающийся Советский философ, исследователь философии языка и сознания … Википедия

АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ исторически первая форма европейской теоретической мысли, ставшая основой развития и культурным горизонтом для всех последующих форм мышления, возникавших в рамках интеллектуального пространства средневековой, новой и… … Философская энциклопедия

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения