Образы камерной музыки «Могучее царство Шопена. Вечные темы искусства и жизни Учитель: А теперь сформулируем тему

Вдали от Родины. Этюды Шопена

Шопен в любой из наших дней
Легко вальсирует над бездной
И гордо властвует над ней…

(Л. Озеров)

Слово «этюд» вам хорошо знакомо. С первых месяцев овладения инструментом музыканты начинают играть этюды. Сначала совсем простые. Затем переходят к более сложным. По-французски etude - изучение. Они развивают технику музыканта. Каждый этюд посвящён освоению какого-то технического приёма: игра октавами, трели, терции, например.

Изучением технических приёмов, кстати, занимаются не только музыканты. Этим занимаются и художники, и шахматисты, и многие другие. Этюды великих художников часто оказываются не просто упражнениями для выработки какого-либо приёма, а подлинными произведениями искусства. Их выставляют в музеях, ими восхищаются. Вот и в творчестве Шопена этюд получил новое значение.

У Шопена этюд перестал быть упражнением. Он стал полноценным художественным жанром, как и другие концертные произведения, раскрывающим поэтические образы, мысли, настроения. Отныне этюды стали включаться в концертные программы как серьёзные и выразительные произведения наравне с сонатами, балладами и другими жанрами.

Его сочинения в этом жанре наряду с сочинениями Ференца Листа открыли новую, романтическую эру в истории фортепианного этюда и фортепианной виртуозности вообще. Всего в наследии Шопена - 27 этюдов, две тетради по 12 номеров в каждой (ор. 10 и ор. 25), и ещё три отдельные пьесы.

Судьба Ф. Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор отправляется с концертами в Европу. Шопен долго не мог решиться на этот шаг.

«…Нет у меня сил, - писал он, - назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, - а как, должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил» .

И всё же двадцатилетний композитор покидает Польшу. На прощальном вечере, устроенном друзьям, Ф. Шопену преподнесли серебряный кубок с польской землёй, который он хранил в знак верности своей Родине.

Когда из Польши пришла весть о начале народного восстания и его жестоком подавлении, Ф. Шопен решил прервать концертное путешествие и вернуться на Родину. Однако родные и друзья, боясь за его жизнь, отговорили композитора от этого шага: пусть он служит Родине своим искусством.

«Я проклинаю час своего отъезда… - пишет в письмах композитор. – Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой бушую на фортепиано» .

Своё горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Как творческий отклик на происходящие в Польше события (в 1831 г.) появились такие сочинения Шопена, как знаменитый Этюд № 12, названный «Революционный», и Прелюдия № 24.

Этюд № 12 (Revolutionary – «Революционный»). С огромной художественной силой отразились здесь гневный протест и острая душевная боль, охватившие музыканта, когда он узнал о подавлении восстания, вспыхнувшего на его Родине. На фоне грозных волнообразных - «вихревых» - пассажей слышатся страстные возгласы - словно гордые призывы умереть, но не сдаваться в смертельном бою.

Когда они стихают, краткая до-мажорная кода звучит как трагически возвышенное оплакивание гибели героев.

В последний же момент по всей клавиатуре вновь проносится пассажный «шквал» - как порыв непримиримых мятежных чувств. По своему страстному эмоциональному накалу «Революционный этюд» родствен героике Бетховена, в особенности финалу его фортепианной сонаты «Аппассионата».

Этюд ми мажор № 3 (Tristesse – печаль) - своего рода «песня без слов». Его мелодия отличается глубиной, мягкой и задушевной напевностью. Недаром существуют переложения этого этюда для таких «поющих» инструментов, как скрипка, виолончель. Есть переложение и для голоса. Медленный темп, тихое звучание, равномерное, плавное движение сопровождения придают мелодии сосредоточенность и ещё большую глубину. Несмотря на мажорный лад, музыке присущ оттенок светлой печали.

Мелодию, звучащую в крайних разделах трёхчастной формы этого произведения, сам Шопен считал лучшей изо всех, им созданных. Изумительно нежная и певучая, она исполнена сердечного тепла - словно ласковая материнская колыбельная песня с тихими, «баюкающими» покачиваниями в аккомпанементе.

А контрастная аккордово-пассажная середина этой пьесы - будто разыгравшаяся грозная буря или охвативший человека страшный сон. Сила звука нарастает, достигая fortissimo. Но всё рассеивает возобновляющееся успокаивающее звучание задушевной песни.

Из воспоминаний современников композитора известно, что это был любимый этюд Шопена. Слушая однажды, как Этюд ми мажор играл один из его учеников, Шопен воскликнул: «О, моя Родина!»

Любовью к Польше пропитан каждый такт музыки Шопена. Разлучённый на всю жизнь с Родиной, он оставался всегда польским композитором. Вот, почему как самую дорогую реликвию хранит сейчас Польша сердце Шопена, которое до последнего своего удара билось для родной страны.

Сердце Шопена привезли из Парижа в Варшаву, в костёл Святого Креста, и оно бережно хранилось там долгое время. Когда фашисты оккупировали Польшу, польские патриоты тайно вынесли из костёла драгоценный сосуд, хранивший эту реликвию, и спрятали его.

Наступил 1945 год. Польша стала свободной. И снова, в торжественном благоговейном молчании стояли вокруг старинного костёла граждане Польши. Сердце их любимого композитора было возвращено обратно в костёл и замуровано в одной из его колонн.

Русский композитор и критик Цезарь Кюи писал о Шопене: «Шопен... болел страданиями своего Отечества, болел разлукой со своими родными и друзьями, болел тоской по родине и своё искреннее, глубокое горе высказал в дивных, поэтических звуках. Это тяжёлое, скорбное настроение он называл одним польским непереводимым словом «жаль», которое одновременно обозначает и скорбь, и обиду» .

«Глубокие думы о себе самом и о своём несуществующем более Отечестве, свои радости и отчаяние, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести, солнечные сцены любви, лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы, - вот где область и могучее царство Шопена, вот где совершаются им великие тайны искусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов…», - писал В. Стасов, выдающийся русский критик и общественный деятель XIX в.

Вопросы:

  1. В чём состоит отличие фортепианных этюдов Ф. Шопена от учебно-технических?
  2. Сколько этюдов создал Ф. Шопен?
  3. С каким событием связан знаменитый Этюд Ф. Шопена № 12 «Революционный»?
  4. Какой образ возникает у вас, когда вы слышите Этюд № 12 «Революционный»?
  5. Расскажите об образном характере Этюда ми мажор № 3 Ф. Шопена.
  6. Какие тайны искусства и жизни открываются, когда звучат произведения Ф. Шопена?
  7. Музыке какого композитора созвучны эти произведения Ф. Шопена: П. Чайковского? Л. Бетховена? С. Рахманинова? Э. Грига?

Презентация

В комплекте:
1. Презентация - 10 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Шопен. Этюд № 3 Ми мажор (Tristesse), mp3;
Шопен. Этюд № 12 До минор (Revolutionary), mp3;
3. Сопровождающая статья - конспект урока, docx.

Программа,

Раздел «Мир образов камерной и симфонической музыки».

Тема урока «Могучее царство Шопена»

Цель : знакомство с жанрами камерной музыки инструментальной миниатюры музыки Ф. Шопена.

Задачи: Воспитательная : прививать любовь к родному краю, Родине на примере жизни и творчестве Ф. Шопена.

Образовательная: познакомить с эпохой романтизма и образами камерной музыки.

Развивающая: учить размышлять о музыке уметь выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки, работать над чувственным исполнением песен,

Знать: основные моменты творчества Ф. Шопена; различные жанры фортепианной миниатюры.

Ход урока

Организационный момент.

Послушайте музыку и определите стиль композитора, к какому композитору ее можно отнести.

Cлайд №2 и №3 Слушание Вальс и Полонез.

Догадались?

Узнайте по описанию, о музыке какого композитора, пианиста - виртуозе мы сегодня будем говорить.

Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы

Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.

Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как Слайд №4 (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

Слайд №5 - Творчество Ф. Шопена – это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств – вот что главное! Что вы можете рассказать о творчестве Фредерика Шопена?

Прочитайте на странице 98 учебника 1 абзац. Что можно дополнить? Слайд №6

Фрагмент документальной энциклопедии «Ф. Шопен», работа с карточками .

Фридерик Шопен не писал больших произведений, ни симфоний, ни опер, но разве это может быть главным? Каждый человек способен на свободу мысли, слова, чувства. Выражать так, как он хочет. Ближе всего ему были близки жанры миниатюры

Слайд №7 (небольшие пьесы): прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки, сонаты. Каждая пьеса, танец – это состояние души, даже живя в Париже, он писал польскую музыку. Почти все танцы, написанные Ф. Шопеном, были польскими, а Мазурка была любимым.

Конечно, в современном мире слушателям классической музыки становиться, понятен музыкальный язык Ф. Шопена. В знак любви и уважения к творчеству Ф. Шопена петербургский композитор Сергей Савенков использует мелодию ноктюрна и пишет изумительную песню на стихи Татьяны Тарасовой. Песня имеет популярность среди детских коллективов , часто звучит и на радио. Слайд №8

Исполнение «Ноктюрн Шопена» музыка С. Савенкова, слова Т. Тарасовой.

Слайд №9 Музыку Шопена пронизывает, с одной стороны, лиризм, тонкость передачи различного настроения, с другой – трагизм и героика. (стр. 98, 2 абзац)

Шопен возродил на романтической основе прелюдию, которая является смысловым центром, отражающим определенное “движение и жизнь души”. Слайд №10

Слушание Прелюдии № 7 и прелюдии № 20. Обсуждение музыки.

Какой образ создают прелюдии? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф. Шопен? что изображает музыка, какие чувства передает?

Слайд №13 Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания – это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране он познал славу, уважение, признание, успех, его окружали творческие люди, нашел любовь – не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё!

Давайте послушаем в исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера

Слайд №14, 15 - Этюд № 12 и Прелюдию № 24, что объединяет эти два разных жанра, что до нас хочет донести композитор, что можно сказать о музыке? Слайд №16

Слайд №17 Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен.

Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,

И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в "Си-бемоль-минор".

Звеня аккордом фортепьянным,
Играет пенная волна.
Наплывом колдовским и странным
В себя вбирает зал она.

Расправив, словно крылья, плечи,
Как ангел, невесом и чист,
Парит весь фортепьянный вечер
Над залом хрупкий пианист. Владимир Ефремович Шостак

Подведение итога урока вам нужно ответить на ряд вопросов

1. Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф. Шопен.

2. Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему.

3. Действительно ли Ф. Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании?

4. Какие жанры миниатюры были близки Ф. Шопену. (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки)

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность) Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?

Что же отличает музыку Ф. Шопена? Конечно, Родина, к которой был очень привязан Шопен, и его судьба тесно переплеталась с судьбой Родины. Слайд № 18

Какое на родине утро!

Какие луга и леса,

Сверкает роса перламутром.

Родная земля...Эх! Краса!

Здесь пахнет полынью, травою,

Молодою зелёной листвой

Ах, родина, только с тобой

Я связан навек судьбой!

Родина, вот о чем каждый должен гражданин думать. Задумайте, а что для вас Родина…

Слайд №19

Исполнение песни «Весна России» музыка А. Ермолова, слова Гулевской .

Слайд №20,№21, №22, №23,№24, №25, №26, №27

Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала).

Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне “Вечерняя звезда”. Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке? Любимый инструмент Шопена. О каком танце идет речь: “Торжественный бальный танец – шествие”? Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

Слайд №28 Здесь в зале сам Шопен,

И сладок песен плен

И чутко ловит слух

Музыки длинный звук.

Рояль, как белый дух,

Мелодия плывет,

То радость в сердце льет,

То светится печалью.

Мелодия плывет…

И легкий вальс цветет –

То плачет, то смеется,

То к небу вознесется,

То эхом отзовется -

Любви воспоминанье

Могучее царство Шопена Гармонии задумчивый поэт, Он пел печали благородный свет, Высокую любовь в людских сердцах. А. Граши 1810-1849 Был одним из величайших пианистов мира, вдохновенным импровизатором, сочинявшим музыку во время игры… Этюды Прелюдии Сонаты мазурки полонезы скерцо… Святослав Рихтер. Этюд № 4 Ф. Шопен – создатель гениальных прелюдий – небольших инструментальных сочинений, раскрывающих один образ. …сердце его волнуется, трепещет, страдает, негодует, ужасается, томится, нежится, изнывает, стонет, радуется, замирает, немеет… Судьба Шопена тесно переплелась с судьбой Родины. Признанный лучшим пианистом Польши, композитор должен был отправиться с концертами в Европу. Он писал: «… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, а как, должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил». Ноктюрн, прелюдия №20 В 1830 – 1831 г.г в Польше началось национально-освободительное восстание против власти Российской империи Шопен писал… «Я проклинаю час своего отъезда… Я не могу поступать, как мне хочется…В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись, бушую на фортепиано…» Свое горе, гнев, возмущение Ф.Шопен излил в музыке. Появились такие произведения, как знаменитый Этюд №12, названный «Революционным», и Прелюдия № 24. Умер Шопен 17 октября 1849 года Стоит в Варшаве церковь. Там стена. Скрывает человечества святыню. Шопена Сердце. Тишина полна Биеньем сердца этого доныне……. Костел Святого Креста в Варшаве, где хранится сердце Шопена Глубокие думы о себе самом и своем несуществующем более Отечестве, свои радости и отчаяния, свои восторги и мечты, минуты счастья и гнетущей горести, солнечные сцены любви, лишь изредка прерываемые тихими и спокойными картинами природы, - вот где область и могучее царство Шопена, вот где совершаются им великие тайны искусства под именем сонат, прелюдий, мазурок, полонезов, скерцо, этюдов…», - писал В. Стасов. Шопен - Соната № 2, Си-бемоль минор Рекомендуемые ссылки: http://ru.wikipedia.org/wiki/Польская_война_1831 http://geraldika.ru/files/100410054549710.jpg http://podolsk.org/i/polish-rebellion.jpg http://www.by-time.ru/upload/iblock/571/53a4fbfb7b2b.jpg http://www.indostan.ru/biblioteka/knigi/2399/2655_1.jpg http://culture.natm.ru/images/autouploads/full/6229896.jpg http://www.renes.com.pl/Grafika_D/Portret/obrazki/br_0221_c.jpg http://www.intoclassics.net/_nw/153/63579403.jpg http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0/40/351/40351533_shopen.jpg http://www.smart-kit.com/wp-content/uploads/2007/03/music-training.jpg http://www.youtube.com/watch?v=7VBczyIm-EI http://www.youtube.com/watch?v=EQH8cOdRtK4&feature=related http://josef-egipetsky.narod.ru/Knigi/List_Shopen/Images/glava07_clip_image002.jpg http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/49/206/49206899_1254069622_48216810_1 208880.jpg http://www.youtube.com/watch?v=8hOKcdZJJFU

Ход урока:

1. Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок. Звучит фрагмент из произведения « Ноктюрн - ля бемоль мажор» Ф. Шопена. Приветствие!

2. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Ребята, как называется музыкальное произведение, фрагмент которого вы услышали, и кто его написал?

Ученики: Это «Ноктюрн - ля бемоль мажор» композитора Фредерика Шопена.

Учитель: Правильно!Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена». Ребята, по названию темы можете сказать, какая цель нашего урока? (Ответы) Его цель - осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена, проникновение в музыкальный язык, содержание произведений этого гениального композитора.

3. Актуализация знаний.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. В какие годы жил композитор? (1810 - 1849)

Ребята, что вы знаете о композиторе Шопене? Обратимся к таблице:

Вопрос

Ответ

1. Национальность

Поляк

2 В каком месте Польши родился композитор?

Желязова Воля близ Варшавы

3. Первое сочинение, выступление

В 7 лет, полонез

4.Любимый инструмент Ф. Шопена

Фортепиано

5. Кем стал он?

Великим композитором, пианистом - виртуозом

6.В какую эпоху творил композитор?

Романтизм

Его полное имя: Фредерик Франсуа Шопен. Он жил в трудную, но интересную эпоху. Как поляк (по матери) он всем сердцем принадлежал польской культуре, как француз (по отцу) он обладал пылким темпераментом. Слияние 2-х культур обогатило музыкальную палитру композитора.

4. Распевание. Исполнение - «Жаворонок» (польская народная песня).

Учитель: Ребята, кто это поет? (слушание пения жаворонка)

Ученики: Птица жаворонок.

Давайте и мы сейчас вспомним польскую народную песню «Жаворонок», ее характер звучания, звуковедения, лад, содержание. Послушайте (исполнение песни учителем) О ком эта песня?

Ученики: Эта песня о родной природе. В ней поется о жаворонке, птичке лугов, полей, о пахаре, ниве.

Учитель: Как исполняется песня?

Ученики: В медленном темпе, протяжно, плавно, лирично, немного грустно.

Учитель: Но сначала распоемся, пропоем только мелодию на гласную «а». (исполнение). Ребята, как называется такое пение без слов?

Ученики: Вокализ.

Учитель: Правильно. А теперь польская народная песня «Жаворонок» со словами (исполнение песни обучающимися).

Учитель: Молодцы! Ребята, вы пропели без сопровождения. Скажите, как называется такое пение?

Ученики: а, капелла.

5. Слушание - «Вальс №10» и «Вальс - минутка» Шопена.

Учитель: Ребята, сейчас послушайте 2 сочинения Шопена. Что общего между ними, и что отличает их друг от друга? Обратимся к видеозаписи. Исполняет русский пианист Евгений Киссин(слушание двух вальсов)

Учитель: Есть что - то общее между этими произведениями?

Ученики: И первое произведение, и второе - это вальсы. Звучали 2 вальса.

Здесь выражаются разные чувства и представить себе можно разные переживания.

Тонкий и поэтичный первый вальс, а второй очень - очень блестящий. Можно представить, что под музыку одного вальса танцуют в салоне, а вальс, написанный в миноре, очень лиричный.

Учитель: Слова, слова! Но как выразить очарование поэтичнейших вальсов Шопена, полных удивительной мечтательности, тончайшей выразительности тех сладких грез и нежнейших чувств, свойственных Шопену - романтику, обладающему удивительной способностью видеть только самое лучшее в жизни человека.

Зная культуру и обычаи народной Польши, композитор Фредерик Шопен глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне - предместье Варшавы.

6. Слушание и участие в исполнении - « Полонез А - dur» Ф. Шопена. Работа по карточкам.

Учитель: Сейчас мы увидим видеозапись с концерта. Ребята, какая прозвучит по характеру музыка: маршевая, песенная, танцевальная? Подумайте, карточку с нотой какого цвета вы выберете. Исполняет известный польский пианист Рафал Блехач. Он начал играть с 5 лет, сейчас ему 30 лет (слушание полонеза).

Ученики: Звучала маршевая музыка и одновременно она была похожа на танец, танцевальная (работа по карточкам). В ней есть легкость, чувствуется поступь.

Учитель: А кто из вас скажет, как называется танец - шествие?

Ученик: Полонез.

Учитель: Молодец! Звучал «Полонез» Фредерика Шопена.

Полоне́з - польский торжественный танец-шествие, возник в Польше около XV века. Исполнялся, как правило, в начале балов. Композитором Ф. Шопеном написано 16 полонезов. Обратимся к видеозаписи, танцующих полонез (слушание и участие в исполнении).

7. Слушание - «Мазурка №5» Ф. Шопена.

Учитель: Мазу́рка (от польск. mazurek) — польский народный танец. Название произошло от жителей Мазовии — мазуров, В XIX веке получила распространение как бальный танец в странах Европы. Мазурка в классической музыке более всего связана с именем польского композитора Ф. Шопена, написавшего более 60 мазурок. К мазурке Шопен обращался чаще, чем к любому другому жанру. Мазурка была постоянной спутницей его жизни, «зеркалом души». В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. И сейчас мы послушаем «Мазурку №5» композитора Шопена (слушание).

Учитель: Какая музыка по характеру звучания?

Ученики: Танцевальная, легкая, мечтательная.

Учитель: Мы услышали вальсы, полонез, мазурку. Композитор написал много танцевальной музыки, обращаясь к творчеству польского народа, его народным мелодиям. Скажите, какой музыкальный инструментом был для Фредерика Франсуа любимым?

Ученики: Инструмент фортепиано. Композитором написано много произведений для этого инструмента. Сам он превосходно играл на фортепиано.

Великий современник, романтик Роберт Александр Шуман говорил: «Если бы в наше время родился современник, подобный Моцарту, он стал бы писать концерты скорее шопеновские, чем моцартовские».

Учитель: Что значит писать по - шопеновски?

Ученики: Писать мечтательно, тонко, поэтично. Писать так, как будто в жизни все хорошо, вокруг много прекрасного, которое надо уметь видеть и слышать.

Учитель: Я всегда думала, что самое удивительное свойство музыки - поэтизировать действительность, мысли, чувства, переживания человека, его благородные побуждения.

8. Исполнение - музыка Р. Шумана, слова Г. Фаллерслебена, пер. Я. Родионова

Учитель: Урок будет не полным, если мы с вами не споем лирическую песню композитора - романтика Роберта Шумана, на слова Г. Фаллерслебена, перевод Родионова «Вечерняя звезда» (исполнение песни).

9. Слушание - «Этюд №12» («Революционный»).

Учитель: Но есть и другая грань творчества Фредерика Шопена, он ввел бетховенский дух в концертный зал.

Учитель: Да, Шопен всегда был разный. Недаром всемирно изветный советский пианист Святослав Рихтер писал: «Мужественный, женственный, таинственный, дьяволический, непонятный, трагический Шопен».

Музыка Шопена - это «пушки, прикрытые цветами». Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 - х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. Слушаем «Этюд №12». Исполняет Святослав Рихтер. Что характерно для музыки этого сочинения? (слушание)

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе. В этом смысле в высшей степени характерен «Этюд №12».

Учитель: Поэтому название этого этюда «Революционный». В нем нашли отражение чувства поляка - аристократа и революционера - романтика. Сам Фредерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно - освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение, вынужден был жить за границей во Франции с 1831 года и умер очень рано в Париже.

10. Закрепление темы урока. Выполнение заданий.

Учитель: Ребята,с целью закрепления учебного материала выполним задания. Обратимся к слайдам (обучающиеся выполняют задания).

11. Слушание и видеопросмотр музыкальных сочинений других авторов, посвященных памяти Ф. Шопена.

Учитель: После смерти композитора написано множество произведений в его память. Ребята, вы можете назвать эти музыкальные произведения? Они известны…

Ученики: Елена Ваенга песня «Шопен», музыкальная обработка «Я ловлю радугу» (на тему Фантазии - экспромта Шопена), Митье Кот «Элегия памяти Шопена».

Учитель: Меня вдохновляет, что вы слушаете, изучаете музыку и знаете эти произведения. Мы можем вспомнить песню автора и исполнительницы Е. Ваенги «Шопен», увидев видеофрагмент записи с концерта (просмотр видеоролика).

Есть известнейшее музыкальное произведение «Шопениа́на». Это балет Михаила Фокина, поставленный на фортепианные произведения Фредерика Шопена, оркестрованные А. К. Глазуновым и М. Келлером, затем С. И. Танеевым, А. К. Лядовым, Н. Н. Черепниным и Гершвиным.

Премьера состоялась 10 февраля 1907 года на благотворительном представлении в Мариинском театре и была посвящена памяти Фредерика Шопена. Сюита «Шопениана», памяти Ф. Шопена состояла из пяти фортепианных пьес Шопена, оркестрованных А. К. Глазуновым.

Романтический лирический балет отличался безукоризненным вкусом Фокина. Одна поза плавным балансе́ переливалась в другую, словно рисуя идеальную картину единого завораживающего действа. Первоначальный свой замысел Михаил Фокин дополнил новыми музыкальными номерами.

Вторая редакция спектакля. В таком варианте спектакль был показан на благотворительном вечере в Мариинском театре 8 марта 1907 года, под названием «Балет под музыку Шопена».

Предлагаю вашему вниманию посмотреть видеофрагмент из балета «Шопениана». Запись сделана в 2011 году в Париже. Русские сезоны в Париже в 21 веке (просмотр, обмен впечатлениями).

12. Исполнение - автор Андрей Кунец песня «Оглянись вокруг».

Учитель: Ребята, скажите, ради чего люди творят, создают что - то новое, интересное?

Ученики: Чтобы радовать других людей, в этом они видят смысл своей жизни. Я думаю, что они и правят миром, движут нашу жизнь, потому что без таких людей не было бы прогресса, будущего. Они меняют нашу жизнь к лучшему!

Учитель: Молодцы! Как вы умеете рассуждать. Очень важно творить, радоваться жизни. И хочется закончить наш урок песней «Оглянись вокруг». Автор Андрей Кунец (пение с музыкально - ритмическими движениями).

11. Итог урока.

Учитель: Ребята, скажите, произведения какого композитора сегодня звучали на нашем уроке? Что отличает музыку композитора Фредерика Шопена? Какие стилистические особенности характерны для музыки этого композитора? Какие «вечные» проблемы он затрагивал?

Ученики: Черты стиля - танцевальность, легкость, поэтичность, мечтательность. Написаны им произведения стремительноного, революционного характера.Ф. Шопен затрагивалпроблемы жизни и смерти, добра и зла, любви. Композитор хотел, чтобы жизнь людей была лучше и выражал ее красоту музыкальными звуками. В этом заключается сила его музыки, смысл всей его жизни. (Оценка работы класса и отдельных обучающихся)

12. Домашнее задание. Прослушать музыкальные сочинения Ф. Шопена и составить и написать музыкальную характеристику на одно из его произведений.

13. Рефлексия.

Учитель: Ребята, наш урок подходит к концу и хочется узнать ваше мнение о нем. Чем запомнился вам урок? Что почерпнули вы для себя? (Ответы)

Учитель: У каждого из вас на столах карточки с нотами трех цветов. Те, кому очень понравился урок, он был интересным, содержательным, поднимите, пожалуйста, карточку с нотой красного цвета. Те, кому урок понравился, поднимите карточку с желтой нотой. Может кому - то из вас урок не показался интересным, тогда вы поднимите карточку с нотой голубого цвета. Пожалуйста! Спасибо всем за урок! До свидания!

Звучит музыкальное произведение Ф. Ф. Шопена.

Открытый урок музыки в 6 классе

Тема: Образы камерной музыки. Могучее царство Шопена.

Раздел: Мир образов вокальной и инструментальной музыки.

Дата проведения урока ______________

__________________________________

Цель урока: осознание стилистических особенностей музыки Ф. Шопена, знакомство с жанрами камерной музыки инструментальной миниатюры музыки Ф. Шопена.

Задачи урока.

Обучающие: помочь обучающимся почувствовать удивительное своеобразие, тончайшую поэтичность музыки Ф. Шопена, ее связь с национальными особенностями польской музыки, исторической обстановкой того времени; познакомить обучающихся с произведениями Ф. Шопена, выяснить музыкальное содержание музыкальных произведений.

Развивающие: развивать наглядно - образное, логическое мышление, умение анализировать и синтезировать, аргументировать, музыкальную память, ладо - гармонический слух, певческие навыки.

Воспитательные: воспитание чувства гражданственности, любви к Родине.

Тип урока: комбинированный, углубления знаний.

Форма проведения: урок- презентация.

Слушание музыки: Ф.Шопен «Баллада №1» соль минор. Ноктюрн (си мажор).

Скерцо (си бемоль-минор).

Оборудование: компьютер, проектор, экран, доска, инструмент фортепиано, кроссворд, учебник Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Музыка. 6 класс. М.: Просвещение, 2014г.

Ход урока:

Организационный момент: нацелить внимание обучающихся на урок.

Звучит фрагмент «Баллады g - moll». Приветствие!

Актуализация опорных знаний:

Мотивация учебной деятельности. (Сообщение темы и цели урока).

Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с музыкальным творчеством этого композитора. Тема нашего урока называется: «Могучее царство Ф. Шопена». Его цель - проникновение в поэтический музыкальный язык, содержание произведений этого гениального польского композитора.

Изучение нового материала.

Послушайте музыку и определите стиль композитора, к какому композитору ее можно отнести?

Слушание Вальса и Полонеза.

Догадались?

Узнайте по описанию, о музыке какого композитора, пианиста - виртуозе мы сегодня будем говорить.

Он воспевал душу своего народа, создавал прекрасные мелодии и танцы

Он ограничил свое творчество рамками фортепианной музыки.

Он классик польской музыки. Его имя стоит в ряду с именами гениальных композиторов, как (на доске портреты композиторов) Бах, Моцарт, Бетховен, Чайковский.

Творчество Ф. Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Его дивная, чудная музыка, написанная великим композитором, и музыкантом. Искренность чувств - вот что главное!

Сообщение биографических данных.

Учитель: Всмотритесь в портрет этого человека. Как вы думаете, каким он был в жизни?

Ученики: Добрым, у него задумчивый взгляд. Я думаю, что это был умный, тонкой души человек.

Учитель: Нельзя не удивляться той глубине и мягкости, которой проникнуто лицо композитора, его аристократические руки. Он вышел из прекрасной дворянской семьи, получил образование в Варшаве. Зная культуру и обычаи народной Польши, глубоко чувствовал интонации мазуров и куявяков, обереков и полонезов, так часто радовавших его сердце в милой Шафарне - предместье Варшавы.

Исполнение «Ноктюрн Шопена» музыка С. Савенкова, слова Т. Тарасовой.

Музыку Шопена пронизывает, с одной стороны, лиризм, тонкость передачи различного настроения, с другой - трагизм и героика. (стр. 98, 2 абзац).

Шопен возродил на романтической основе прелюдию, которая является смысловым центром, отражающим определенное "движение и жизнь души".

Слушание Прелюдии № 7 и прелюдии № 20. Обсуждение музыки.

Какой образ создают прелюдии? О чем нам хочет поведать, рассказать Ф. Шопен? Что изображает музыка, какие чувства передает?

Живя вдалеке от родины, он всегда думал о ней, все мои мысли, чувства, переживания - это его музыка. В ней слышится и боль, и страдание, и порыв, и горечь утрат, и любовь, и вера, и глубокая печаль. Трагедия польского народа стала моей личной трагедией. Бывают в жизни обстоятельства, когда не возможно ничего изменить. В чужой мне стране он познал славу, уважение, признание, успех, его окружали творческие люди, нашел любовь - не это ли вы скажите счастье?! Для изгнанника нет счастья выше, чем быть с Родиной и жить для неё!

Давайте Послушаем в Исполнении выдающегося пианиста Святослава Рихтера

Этюд № 12 и Прелюдию № 24 , Что объединяет эти два разных жанра, что до нас хочет донести композитор, что можно сказать о музыке?

Мечтатель пылкий, благородный,
Властитель фортепьянных сцен,
Поэт мелодии народной -
Все это Фредерик Шопен.

Кудрявой музыке внимая,
Я слышу волн бурлящий плеск,
И брызги солнечного мая,
И октября стеклянный блеск,

И зов Отечества суровый,
И революции простор.
Вот пианист насупил брови,
Вступая в "Си-бемоль-минор".

Звеня аккордом фортепьянным,
Играет пенная волна.
Наплывом колдовским и странным
В себя вбирает зал она.

Расправив, словно крылья, плечи,
Как ангел, невесом и чист,
Парит весь фортепьянный вечер
Над залом хрупкий пианист.

Владимир Ефремович Шостак

Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф.Шопен?

Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему?

Действительно ли Ф.Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании?

Какие жанры миниатюры были близки Ф.Шопену? (Прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки).

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (танцевальность).

Что отличает музыку Фридерика Шопена, с чем связана его музыка?

Какое на родине утро!

Какие луга и леса,

Сверкает роса перламутром.

Родная земля...Эх! Краса!

Здесь пахнет полынью, травою,

Молодою зелёной листвой

Ах, родина, только с тобой

Я связан навек судьбой!

Музыка Шопена - это пушки, прикрытые цветами. Остро гневные, полные жизненной напряженности и эмоциональной насыщенности страницы его баллад и сонат можно рассматривать как живой и трепетный отклик на события польской действительности 30 - х годов. Он глубоко был потрясен рабством своей Родины. В этом смысле в высшей степени характерна его «Баллада соль минор».

Слушание - кода «Баллады g - moll».

Учитель: Ребята, скажите, какая это музыка? Что вы услышали в ней?

Ученики: Это музыка мужественная, гневная, полная жизненных сил, борьбы. Музыка революционная, стремительная, призывающая к борьбе.

Учитель: В ней нашли отражение чувства поляка - аристократа и революционера - романтика. Сам Фридерик Шопен вынужден был уехать и жить за границей вдали от горячо любимой им родины, Польши, после того, как народно - освободительное восстание, в котором он участвовал, потерпело поражение.

Итог урока.

Кроссворд: "Шопен" - по вертикали. (Вопросы для закрепления материала ).

Композитор-романтик XIX века, написавший музыку к песне "Вечерняя звезда".

Какой титул получил Шопен благодаря своей музыке?

Любимый инструмент Шопена.

О каком танце идет речь: "Торжественный бальный танец - шествие"?

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена?

Вокально - интонационная работа.

Дидактическая задача - развитие навыков вокального интонирования

Дыхание;

Распевка;

Пение главной мелодии Ноктюрна (вокализ).

Родина, вот о чем каждый должен гражданин думать. Задумайте, а что для вас Родина…

Исполнение песни «Зима» музыка и слова А.Осировского.

Рефлексия.

Учитель: Ребята, скажите, музыка какого композитора звучала сегодня на нашем уроке? Какие «вечные» проблемы затрагивает музыка Ф. Шопена?

Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?

Сформулируйте и задайте друг другу вопросы (работа в парах). Оцените. Поставьте баллы. Подсчитайте общий балл - поставьте оценку.

Примерные вопросы:

Почему именно фортепиано избрал для творчества Ф. Шопен.

Считаете ли вы, что Шопен был романтиком, Почему.

Действительно ли Ф. Шопен уехал из страны, когда узнал о польском восстании?

Какие жанры миниатюры были близки Ф. Шопену (прелюдии, ноктюрны, вальсы, полонезы, мазурки).

Музыка, какого характера занимала ведущее место в творчестве Ф. Шопена? (Танцевальная)

Что отличает музыку Фредерика Шопена, с чем связана его музыка?

Что же отличает музыку Ф. Шопена? Конечно, Родина, к которой был очень привязан Шопен, и его судьба тесно переплеталась с судьбой Родины.

Урок проводился в МБОУ "СОШ№3" города Череповца Воогодской области.

Положительные отзывы:

1. Есть наглядность и хорошая презентация.

2.Замечательный контакт с учениками.

3.Выдержаны этапы урока.

4 .Показаны различные формы деятельности.

5 Вообщем урок понравился.

Отрицательные:

1.Вообще не понравилась тема и сочетание художественных и музыкальных образов.(это не я придумала,всё из учебника и программы)

2.Учитель малоэмоционален.

3.Ученики не активны (испугались большого количества учителей.

4.Времени не хватило на рефлексию(хотя я торопилась)

5.Работа вгруппах вообще,по мнению коллег,не должна быть такой,её не было!

6.Не такая была песня(не понравилась коллегам)

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения