Культура этнической группы - долганы. Долганская одежда

ДОЛГ‘АНЫ (самоназвание: долган, тыакихи, саха), народ в России. Численность 6584 человек. Живут в Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе Красноярского края, главным образом в Хатангском районе и на территории, подчинённой Дудинскому горсовету, а также в Якутии. Общая численность - 6945 человек. Говорят на долганском диалекте якутского языка. Верующие Долганы - православные.

Окончательное оформление Долганов в качестве самостоятельного этноса произошло в начале 20 века, в этногенезе Долганов ведущую роль сыграли эвенки. Основу Долганов составили четыре эвенкийские (тунгусоязычные) родовые группы: долган, донгот, эдян и каранто. На протяжении 19 - начала 20 века в состав Долганов вошли также отдельные семьи якутов, энцев, ненцев и русских старожилов Таймыра, так называемых затундренных крестьян.

Традиционные занятия Долганов - оленеводство, охота на дикого северного оленя, пушного зверя, птицу и рыболовство. Маршруты сезонных кочевий долганских оленеводческих хозяйств были значительно короче, чем у ненцев, энцев и других народов Таймыра. Летом их стада выходили в тундру, зиму проводили в лесотундре. Для пастьбы Долганы используют пастушескую собаку. В современных условиях домашнее оленеводство развивается как отрасль коллективного производства. Из новых отраслей Долганы в небольших размерах развивают домашнее животноводство.

Общественные отношения Долганов ещё в 19 веке были патриархальными, в основе лежали родовые структуры. Во 2-й половине 19 века усилилось имущественное расслоение, выделилась прослойка мелких торговцев.

В посёлках по Хатангскому тракту Долганы жили в избах русского образца, в тундре и лесотундре использовали переносные и стационарные каркасные постройки: шестовой чум эвенкийского типа, крытый ровдугой летом и оленьими шкурами зимой, или голомо - сооружение из деревянных плах, крытых корой и обложенных дёрном или землёй. Специфическим жилищем Долганов являлся балок или нартенный чум. Балк‘и сохраняются в основном у оленеводов. Современные Долганы живут преимущественно в деревянных двухквартирных или четырёхквартирных домах в посёлках. Долганы - один из наиболее урбанизированных народов Таймыра.

Мужская и женская верхняя одежда - кафтан из сукна, расшитый бисером, по покрою и внешнему виду сходна с эвенкийской. Мужские рубахи и штаны и женские платья не отличались от одежды русских старожилов Центрального Таймыра. Зимой Долганы носили парки из оленьего меха, по покрою напоминавшие нганасанские, только более длинные, или сокуи из того же материала ненецкого образца. Летом - те же сокуи, но сшитые из сукна. Головные уборы мужчин и женщин в форме капора из сукна, расшитого бисером (летние), или лисьих камусов (зимние). Обувь из оленьих камусов (зимняя) или ровдуги (летняя) по подобию эвенкийских унтов. Современная одежда покупная.

Основа пищи - оленина, сырая, мороженая или варёная. Рыбу едят сырой, мороженой (строганина), а также варёной. Употребляют в пищу мясо птицы, лук и корни некоторых растений. В начале 20 века в пищевой рацион Долганов вошли покупные продукты.

Развит фольклор, в котором прослеживаются якутские (сказания-былины) и русские (сказки) влияния. Танцевальное искусство носит черты эвенкийского воздействия (хороводный танец - хейро). Прикладное искусство: украшения из бисера, орнаментация одежды и обуви оленьим мехом и бисером. Распространена резьба по оленьей и мамонтовой кости: украшение пластин оленьей упряжи, рукояток ножей и т.п.

Сохраняются многие традиционные верования (анимизм, обожествление сил природы, шаманство).

В.И. Васильев

По данным Переписи населения 2002 года численность долганов, проживающих на территории России, составляет 7 тысяч человек

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Размещено на http://allbest.ru

МБОУ Антоновская СОШ им. Н. Н. Чусовского

Реферат

Народы севера: долганы

Выполнила: Илларионова Айыына Ивановна

Ученица: 8 ”б” класса

Проверила: Васильева Ольга Афанасьевна

c. Антоновка 2013г.

История и общество

Численность долганского населения

Известные представители

Занятие и охота

Национальная одежда

Вера и фольклор

В чем наше сходство?

Использованная литература

Долганы

Самоназвание: долган, тыа-кихи, hака

Язык: Долганский, русский

Религия: Православие, шаманизм

Родственные народы: тюрки

Долга м ны (самоназвание -- долган, тыа-кихи, саха)-- тюркоязычный народ в России (всего 7900 чел., в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе Красноярского края ок. 5500 чел., в Якутии ок. 1900 чел.).

Верующие -- православные.

История и общество

Долганская народность сложилась в XIX -- начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX -- начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган -- небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы -- самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая -- в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи -- князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров».

Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке.

Таким образом, весьма характерно, что северные якуты юкагиро-тунгусского богатыря (Юнгкээбил означает «юкагир») уже считали своим героем. По В.А. Кейметинову, этноним долган относился к метисным группам.

У долган долгое время не было общего самоназвания и они именовали себя по имени рода. Этноним «долган» происходит от наименования одного из эвенкийских родов "долган"/"дулгаан" (букв. «средний», «срединный», «внутренний»).

С 1935 года в Таймырском национальном округе было принято официальное наименование долган -- саха. По переписи 1939 года долганы были отнесены к якутам, а по переписи 1959 года согласно словарю национальностей выделялись как отдельный народ, но при публикации были отнесены к якутам.

Ч исленност ь долганского населения

Численность долган в населённых пунктах в 2002 г.:

Красноярский край:

город Дудинка 757

село Хатанга 637

посёлок Новорыбная 635

посёлок Сындасско 523

посёлок Хета 402

посёлок Катырык 362

посёлок Попигай 346

посёлок Волочанка 300

посёлок Усть-Авам 300

посёлок Кресты 289

посёлок Новая 247

посёлок Жданиха 244

посёлок Хантайское озеро 224

город Норильск 152

посёлок Левинские Пески 112

Республика Саха (Якутия):

село Юрюнг-Хая 611

село Саскылах 364

город Якутск 107

Язык

Считаются самым северным тюркоязычным народом мира. Казаки, которые принесли с собой православие, давали долганам при крещении свои фамилии: Кудряков, Жарков, Чуприн, Поротов. Фамилии сохранились до сих пор.

Долганский язык входит в якутскую группу тюркских языков. В его основе лежит якутский язык, который подвергся воздействию эвенкийского. По мнению Е. И. Убрятовой, долганский язык сложился в результате распространения якутского языка среди эвенков рода Дулган в конце XVI века и позднее среди других групп эвенков.

В долганском языке выделяются норильский, пясинский, авамский, хатангский и попигайский говоры. В 1973 году вышла первая книга на долганском языке -- сборник стихов «Бараксан» Огдо Аксёновой, а в 1984 году появился долганский букварь. Долганская письменность на основе русского алфавита была официально принята в 1970 году.

Известные представители

Аксёнова, Огдо Егоровна -- долганская поэтесса, основоположница долганской литературы.

Занятие и охота

Хозяйство и культура отражают сложное происхождение народа. Его традиционные занятия -- оленеводство и охота, а в отдельных районах -- рыболовство. Долганы вели кочевой образ жизни, не выходя за пределы лесотундры. Зимой норильские и попигайские долганы жили обособленно друг от друга, иные группы -- совместно, по пять-шесть хозяйств, некоторые -- оседло в постоянных избах.

С наступлением весны образовывали кочевые группы из нескольких семей, владевших угодьями. Оленей охраняли круглосуточно караульные от каждого хозяйства.

Осенью группы распадались, семья самостоятельно подготавливала к зиме песцовые ловушки-пасти и охотилась на диких оленей. Оленеводство сочетало в себе традиции тунгусского верхового и приемы санного оленеводства, заимствованные у самодийцев (ненцев).

Летом оленей использовали под седло и вьюк, а зимой -- в упряжке. Нарты в основном были косокопыльными, сходными с ненецкими и нганасанскими, но встречались и якутского типа, с низкими прямо поставленными копыльями.

Передового оленя запрягали и управляли им вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасан -- слева. Как эвенки, долганы доили оленей и, как ненцы и нганасаны, использовали пастушескую собаку. Седла и способ езды верхом были тунгусского типа. Охотились на песцов, гусей, уток, куропаток.

По преданиям, на диких оленей охотились с луком и стрелами, расставляли самострелы (большой лук, настороженный на звериной тропе). С конца XIX в. начали пользоваться огнестрельным оружием, часто с отравленными пулями. Яд извлекали из прогорклого жира дикого оленя. Большое значение имели осенние коллективные поколки оленя при переправах через реки (животных закалывали в воде копьями). Летом и осенью их выслеживали с помощью охотничьей собаки.

Осенью, в период гона диких оленей, использовали прирученного оленя-манщика, которого подпускали к диким. Зимой охотились на оленей гоньбой: запрягали в легкие нарты четырех оленей и часами гонялись за выслеженным стадом.

Подкрадываясь к стаду диких животных, охотники маскировались щитком, поставленным на полозья, передвигались на широких лыжах тунгусского типа (как у эвенков). Для водоплавающей дичи расставляли сети, силки, капканы, для песца -- ловушки-пасти: зверь хватал приманку, вытягивал наживную палочку и ронял на себя бревно гнетка.

Охота на песца имела главным образом товарное значение. При подледном лове применяли ставные сети-пущальни из ниток или конского волоса. Сети привязывали к жердям и пускали по течению. При ловле рыбы пущальнями, как неводами на горных речках, тягловой силой служили верховые олени. Крючки на щуку, хариуса, кунжу изготовляли кустарным способом из гвоздей. Лодки небольшого размера покупали у русских и якутов.

Долган-оленевод. Начало ХХ века.

Мужским ремеслом была резьба по мамонтовой кости, для нее характерны резные нащечные пластины оленьего недоуздка, инкрустация черенков ножей оловом с оригинальным геометрическим орнаментом. Ели в основном вареные и вяленые мясо и рыбу. Из мороженой рыбы делали строганину.

Использовали в пищу коренья, ягоды, пекли лепешки, оладьи. Счет родства у долган велся по мужской линии. Терминология была якутской. Родовая организация распалась к XIX в., но сохранились коллективные формы охоты на диких оленей и птиц, рыбной ловли и т.д. Добытых оленей и выловленную рыбу делили между родственниками и соседями, товарная пушнина оставалась собственностью охотника. Богатые хозяева -- владельцы больших стад оленей в работниках использовали своих бедных родственников.

Во второй половине XIX в. в среде долган появились посредники для взаимодействия с русским и якутским купечеством, эксплуатировавшие своих сородичей.

Житие

Традиционное кочевое жилище -- конический чум тунгусского типа (как у эвенков), летом -- укрытый покрышками из ровдуги (грубо выделанная оленья или лосиная замша), а зимой -- оленьими шкурами.

В старину устанавливали голомо и балаганы якутского типа (каркасные жилища из наклонных столбов, плах, досок, обложенные дерном), без окон и нар. долганский якутский тюркоязычный

С приходом русских начали жить в балках (нартяных чумах), домиках на полозьях. Балок -- прямоугольный каркас, снаружи обтянутый оленьими шкурами, а изнутри -- ситцем.

Его устанавливают на больших санях, перевозят упряжкой из пяти -- семи оленей. Окна в нем застеклены, есть железная печь, нары, стол, иногда стулья. Балком пользуются до сих пор, он удобен при перекочевках. Из хозяйственных построек сооружали лабазы-помосты и амбары на высоких столбах.

Национальная одежда

Мужская и женская одежда различалась. Верхнюю одежду шили из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны, женщины -- платья, поверх которых надевали закрытые фартуки и пояса, расшитые бисером (мелкими стеклянными или фарфоровыми цветными бусинками); нижнего белья не было.

Мужчины и женщины летом и зимой носили суконные кафтаны (сонтап), зимой -- песцовые и заячьи шубы. Оленьи распашные (с разрезом спереди) парки похожи на эвенские, хотя полы у них сходятся. Носили парки с нагрудниками, похожими на эвенкийские.

Характерная особенность мужской и женской одежды -- несколько удлиненный сзади подол. Шапки (бэргесэ) имели форму капора с верхом из сукна или лисьих камусов (шкура с ноги), расшитых бисером и цветными полосками ткани.

Зимнюю обувь длиной до колен и выше изготавливали из оленьих камусов, расшивали бисером, летнюю шили из ровдуги. Праздничную одежду и обувь богато украшали бисером, аппликациями из цветных полосок ткани, вышивали подшейным волосом оленя по ровдуге, окрашенной в красный цвет отваром ольховой коры или охрой, а в черный -- графитом. В прошлом на лямках и поясах оленьей упряжки встречались вышивки нитками из сухожилий.

Вера и фольклор

У долган сохранялись анимистические воззрения. Божества и духов они делили на три категории: невидимые существа, способные вселяться в любой объект (иччи); духи, доброжелательные к людям (айыы); духи, недоброжелательные к людям, обитающие в подземном мире (абаасы). У шаманов (ойун) костюм и бубен были якутского типа.

Как и у соседних самодийских народов, долганские шаманы различались по уровню владения магическим мастерством: «певцы-врачеватели» (ырыахыт), не имевшие костюма с погремушками и бубна; «шаман, обращающийся за помощью к духам Нижнего мира» (муолин ойун); «шаман, имеющий удила» (уостуган ойун), т.е. обладающий комплектом ритуальных атрибутов.

Как у эвенков и якутов, шаманы долган могли быть «мелкими, слабыми» (ылгын), «средними» (орто) и «великими» (атыыр) избранниками духов.

Народ почитал семейных и охотничьих покровителей (сайтаанов). Ими могли быть различные предметы (причудливой формы камень, рога оленя и т.д.), в которые шаман вселил духа -- иччи. Наряду с этим существовала культовая деревянная скульптура.

Покойников хоронили в земле. Восточные долганы делали над могилой сруб, украшали его затейливыми узорами, у могилы убивали оленя, а одежду и личные вещи покойника оставляли тут же, на земле, или вешали на дерево. Западные (норильские) -- сруба не делали, но на земляной холмик сваливали дерево.

В долганском фольклоре самобытные черты соединены с элементами якутского фольклора олонхо (по характеру исполнения он -- зародыш народной оперы), эвенкийских сказании, русских сказок и т.п. В самобытных фольклорных жанрах отражены реальная природа Севера, кочевой быт. В заимствованных сюжетах описаны оседлая жизнь, иная природа, социальные отношения, не свойственные Северу.

Выделяют следующие жанры фольклора: загадки, песни, сказки, предания, рассказы-были. Сказки о животных, волшебные и бытовые -- наиболее распространенный в наши дни жанр. Предания и рассказы-были отражают старинные родовые, межплеменные и внутрисемейные отношения. Короткие лирические, любовные и длинные песни импровизируют «песенные люди».

Загадки широко бытуют у детей и взрослых. Пословицы и поговорки в основном заимствованы у якутов. Музыка в жанровом и стилистическом отношении представляет собой вариант культуры северных якутов и имеет родственные связи с музыкой эвенков, эвенов, нганасан, энцев, ненцев и северосибирских русских старожилов.

Из жанров выделяют эпическую, обрядовую, инструментальную и фоносигнальную музыку, а также песни. Они всегда связаны с персональной певческой традицией, характерной для тунгусских и самодийских этносов. Песни-обращения юношей и девушек имеют важное значение в формировании семейно-брачных отношений в традиционной этнической среде.

Пожилые исполняют песни-размышления о прожитой жизни, о человеке, об окружающей природе. Обрядовые жанры можно разделить на общеплеменные и шаманские. К первым относят круговые песни пляски, ко вторым -- ритуалы шамана (или шаманки) с песнопением, звукоподражанием, речитативом, возгласами, игрой на бубне, звуками подвесок-погремушек.

С начала XX в. играют на якутском самозвучащем щипковом варгане -- металлической пластинке с вырезанным в ней язычком, к которому крепят веревочку. Распространен также хороводный танец Хэйро, помогающий испросить у духов плодородия, благополучия семье, размножения скота.

Мужчины и женщины, взявшись за руки, становятся в круг, двигаясь то в одну, то в другую сторону и припевая в такт ударам ног: «Ехоръ-е, ехорь-е, чах, чех, чех, ехэръ-е» или «хэй-нан-хачу, хай-нан-хачу». Непременный атрибут танца -- вбитый в землю или лед в центре круга шест (хорей), которым погоняют оленей.

Музыкальные инструменты отражают особенности хозяйственного уклада, обрядовые традиции и специфику худо¬жественного мышления: подвеска-ботало на рогах оленя (каангалда); ботало (колокол) на шее упряжного оленя для отпугивания волка (купулээн); погремушки-бубенчи¬ки на праздничной одежде детей (кобо), у женщин и в шаманском одеянии подвески (уостаак кобо), в оленеводстве металлические шары на оленях (каагыр кобо); колокольчики на детской колыбели и одежде (чуораан); звякающие украшения-подвески на одежде (тингкинэс).

Особое место занимают шаманские атрибуты: бубен (дингур); подвески-погремушки, символизирующие кости и перья (кыыраан); ремень с тремя колокольчиками, за который шаман держится во время камлания (ситим) -- ритуала общения с духами.

В чем наше сходство?

В чем же наше сходство? И почему я говорю, что у нас есть что-то общее?

Этим я говорю, что у нас есть соседние народы которые живут среди нас и у них есть своя культура, своя традиционная одежда, свои традиционные жилища и свои личности.

Долганская культура очень похожа на якутскую. Они верят в «абааьы», в «айыы», в «ойуун» и т.д.

Сейчас в основном они говорят на якутском и русских языках. Многие говорят, что они якуты. Мы должны знать культуры наших соседних народов, которые живут среди нас.

Использованная литература

1. Материал из Википедии -- свободной интернет энциклопедии.

2. Долганы. Саха история (сайт в интернете) http://www.yakutskhistory.net/якуты/долганы/

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Традиционная материальная и духовная культура норвежцев. Специфичность типов поселения народов Швеции, Дании, Норвегии, Исландии и Финляндии: их жилища, пищи и одежды. Неповторимость общественного и семейного быта, их фольклора и всей духовной культуры.

    курсовая работа , добавлен 28.10.2011

    Обзор происхождения узбекского народа, численности и состава населения. Описания национальной одежды и обуви, кухни, состояния национальной экономики, промышленности, науки и образования. Анализ основных принципов Конституции, символики герба и флага.

    презентация , добавлен 04.05.2012

    Климат, средняя годовая температура Норвегии. Классический литературный норвежский язык. Государственная религия в Норвегии. Народная одежда норвежцев. Особенности национальной кухни. Повседневный стиль одежды. Обычаи и традиции. Культура и кинематограф.

    презентация , добавлен 28.05.2015

    Демографическое развитие народов Севера. Улучшение условий жизни: жилья, коммунального обслуживания и обеспечения топливом. Государственная политика по сохранению и развитию малых народов Севера. Обеспечение занятости и развитие традиционных отраслей.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2012

    Экономико-географическое положение и история возникновения Перу. Столица Лима - политический центр южноамериканских колоний Испании. Обычаи, культурные и кулинарные традиции населения. Местные правила, которых стоит придерживаться путешествуя по стране.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Черты различных индейских народов в сфере материальной и духовной культуры современных мексиканцев. Земледелие в Мексике. Местная специализация на определенных видах ремесел. Мексиканские украшения из серебра. Блюда национальной мексиканской кухни.

    презентация , добавлен 14.04.2014

    Государственное устройство и политика ЮАР. Основные отрасли промышленности, сельское хозяйство страны. Развитие транспортной системы, туризма. Особенности национальной кухни, основные традиции. Состояние образования, архитектуры, искусства и телевидения.

    реферат , добавлен 13.04.2010

    Государственные герб и флаг Итальянской Республики. Области Италии и ее столица. Омывающие моря и самая длинна река. Ведущие отрасли промышленности. Основные культуры растениеводства. Обычаи и традиции Италии. Национальные традиции воспитания детей.

    презентация , добавлен 22.10.2013

    Этнокультурное своеобразие, географические особенности Исландии и ее народа. Анализ экономики, внешней политики, живописи, литературы, кино, театра, архитектуры, кухни, национального костюма Исландии. Ментальность, традиции, обычаи, образ жизни исландцев.

    курсовая работа , добавлен 23.12.2014

    Географическое положение Аргентины. Традиции культуры и быта. Размещение населения по территории. Природа, климатические условия и природные ресурсы. Развитие нефтеперерабатывающей промышленности и сельского хозяйства. Обычаи и традиции населения.

Долганы. Общие сведения

Долганы называют себя дулгаан. Это самоназвание одной из родо­вых групп в XIX в. распространилось на всех долганов. Многие дол­ганы, однако, еще недавно называли себя по имени той группы, к которой принадлежали: Эджен, Дон-Карынтуо. Таким образом, раньше у них не было общего самоназвания. В районе Норильска некоторые долганы называют себя также тыа кисите (по-якутски «лесной человек») или тезе (по-эвенкийски «племя», «народ»). Иногда долганы называли себя тунгусами, но отличали себя от местных эвенков Таймырского и Эвен­кийского национальных округов. Они не считают себя якутами и этно­графически отличаются от последних.

Численность долганов составляла в 1897 г. 1224 человека, а в 1926- 1927 гг. 1445 человек. С начала XX в. к долганам причисляли себя обычно помимо «настоящих» долганов и другие различные оякутившиеся группы (так называемые затундренпые крестьяне, местные эвенки), а также и часть якутов, живущих в том же районе. Фактически долганами можно считать почти все коренное население Авамского и Хатангского районов, за исключением нганасанов, а также эвенков, живущих к югу от р. Хеты и в ее истоках, и все коренное население Норильско-Пясшгского сельского совета Дудинского района Таймырского национального округа. Неболь­шие группы долганов живут также на Енисее в Дудинском и Усть-Еписей- ском районах.

До революции долганы образовывали следующие административные «роды», возглавлявшиеся родовыми старостами, или «князьцами»: дол- гано-еписейский (собственно Долган), долгано-тунгусский (Доигот), жи- ганско-тунгусский (Эджен) и боганидско-тунгусский (Карынтуо). Якуты, слившиеся с долганами, образовывали Нижне-затундрипское «родовое» управление, частью входили в наслеги Бету (Чорду) и др.

Язык долганов является диалектом якутского языка, отличающимся наличием эвенкийских слов. Степень близости долганского диалекта к якутскому языку уменьшается по направлению с востока иа запад.

По данным русских источников, в XVII в. территория расселения современных долганов была занята предками нганасанов. Упомянутые выше группы, составившие в дальнейшем ядро долганского народа, жили тогда в сравнительно далеких от Таймыра районах: группа Долган занимала районы устьев Вилюя и Муны на Лене; группа Эджен (Азян) жила в низовьях, а Донгот - в верховьях Оленека. На Оленеке, вероятно, обитали и предки Карынтуо.

Роды с названиями Долган, Эдян (Эджен) были широко распростра­нены среди эвенов и эвенков. Так, долганские роды известны в районах Анадыря, Гижиги, на Камчатке, Охотском побережье; эдженские роды - в бассейне Алдана, в районе Аяна па Охотском побережье и т. д.

В течение XVIII в. предки современных долганов переселились на се­веро-запад: группы Долган - на рр. Попигай и Хатангу, Донгот и Эд­жен - в район Норильских озер, Карынтуо - в бассейн р. Боганиды. Оставшиеся на Лене долганы вошли в местные якутские наслеги в каче­стве отдельных родов.

В конце XVII в. в бассейне Хатанги на р. Хете появляются пер­вые якуты-переселенцы, приток которых все более усиливался. Из этих якутов в XVIII в. образовалась Нижне-затундринская якутская волость.

Еще раньше якутов, с первой половины XVII в., поселились по рр. Пя- сине, Дудыпте, Боганиде, Хете, Хатанге русские промышленные люди, положившие начало старожилому русскому населению этих мест, став­шему известным в дальнейшем под названием затундренных крестьян. Они занимались главным образом рыболовством, в меньшей степени охо­той. От них, в частности, долганы и нганасаны научились сооружать ловушки-пасти на песца. В жилище и быте долганов уже издавна, после переселения их на Таймыр, сказывалось влияние их русских со­седей.

В течение XVIII и XIX вв. усиленно протекал процесс взаимного сближения культуры и быта этих разных групп населения рассматрива­емой территории. Господствующим становился якутский язык, осваи­ваемый не только тунгусскими по происхождению группами, но и боль­шей частью затундренных крестьян. Взаимные браки все более стирали прежние различия между эвенками, якутами и русскими.

Система царского административного управления ничем не отличалась здесь от существовавшей в остальных районах северной Сибири. Дол­ганы, якуты, эвенки как «инородцы» платили ясак, образовывали «роды», возглавлявшиеся князьцами, между тем как затундренные крестьяне были обложены подушной податью, составляли «общество» и возглав­лялись старостой. Отдаленное иа многие сотни километров от ближай­ших центров, местное население находилось в экономической зависимости от купцов, сосредоточивших в своих руках все снабжение района, ску­павших пушнину и жестоко эксплуатировавших население.

Основными занятиями долганов были в прошлом оленеводство и охота, а в отдельных районах рыбо­ловство. Еще недавно долганы вели кочевой образ жизни. При этом их кочевки в основном сводились к двум типам. В районе Норильских озер и в бассейне р. Попигай долганы сохраняли более архаический порядок кочевок, не выходя в общем из полосы лесотундры, зимой дер­жась лесистых долин рек, а на лето откочевывая в безлесные гольцы. Зимние стойбища других групп долганов были вытянуты в полосе лесо­тундры от оз. Пясипа до низовьев р. Попигай. Это были типичные жители «края леса». Зиму они проводили в лесотундре, немного отступая к югу от северной границы древесной растительности, лето - в тундре, несколько севернее этой границы. Переход с зимних на летние стоянки и обратно происходил весной и осенью.

Зимой семьи (хозяйства) норильских и попигайских долганов жили обособленно друг от друга, часто по-одиночке. Остальные долганы, ко­чевавшие вдоль северной границы леса, образовывали цепь «станков» (станций) зимнего тракта Норильск-Попигай и стояли группами в 5-10 хозяйств, причем часть этих станков представляла даже группы постоян­ных жилищ - изб. Но так как олени требуют частой смены пастбищ, то стойбища отдельных семей и целые станки, а также и пастухи оленей долганов, живших на станках в избах, должны были менять свое место­пребывание несколько раз в течение зимы.

С наступлением весны, после того как снимались станки, долганы образовывали кочевые группы. Эти кочевые группы являлись объедине­ниями по территориально-соседскому признаку хозяйств, связанных общими экономическими интересами. При таких объединениях сокраща­лось количество необходимых для выпаса оленей пастухов, так как при­смотр за одним большим стадом требует меньше людей, чем за несколь­кими малочисленными. Весной, при появлении трав, и летом, в период появления комаров и гнуса, долганы охраняли свои стада круглые сутки, выделяя караульных от каждого хозяйства по очереди. Кочевые группы долганов размежевывали свои кочевья по озерам, рекам и горам. Осенью, с исчезновением гнуса, каждая летняя кочевая группа вновь распада­лась на отдельные семьи, которые кочевали около своих песцовых пастей, исправляя их к зиме, или охотились в одиночку па диких оленей, пока не приходила пора становиться на станки.

Оленеводство долганов сочетало в себе традиции тунгусского верхового оленеводства с приемами и техникой, заимствованными у оленеводов само­дийской группы. Так, долганы употребляли оленей под седло и вьюк (летом) и вместе с тем широко применяли упряжку оленей в нарты (зимой). Но еще в первой половине XIX в. долганы в некоторых районах ездили на оле­нях только верхом. Типы нарт в основном сходны с ненецкими и нганасан­скими, но имеются и нарты якутского типа - с низкими прямо поставлен­ными копыльями. Способ упряжки отличен от ненецкого; передовой олень запрягается и управляется вожжой справа, тогда как у ненцев, энцев и нганасанов передовой олень запрягается и управляется вожжей слева (в этой связи можно отметить, что эвенки и долганы и при верховой езде садятся на оленя справа и управляют вожжой справа же). Сохра­няется у долганов характерное для эвенков доение оленей; употре­бляется пастушеская собака, как у ненцев и нганасанов. Седлай спо­соб ездить верхом у долганов - тунгусского типа.

Долганы охотились на песцов, диких северных оленей и птиц - гусей, уток, куропаток. Еще недавно широко применялись на охоте луки, которые долганы получали от кетов через посредство русских, а также от якутов и южных эвенков. Имели долганы и самострелы для охоты на диких оленей, которые ставили в засеках, расположенных к востоку от Хатанги. По преданиям, в далеком прошлом долганы охо­тились на диких оленей пращами и метательными стрелами.

Большое значение в хозяйстве долганов имели и осенние коллектив­ные поколки диких оленей при переправах их через реки и различные способы охоты с ружьем, сменившим старый лук. Осенью, во время гона диких оленей, промышляли их с помощью специально дрессированных домашних оленей-маныциков. Зимой охотились на диких оленей с ружьем и луком почти исключительно гоном: запрягали в легкие нарты четырех сильных оленей и гонялись часами за выслеженным стадом. Дру­гая форма зимней охоты с ружьем была связана с маскировкой: охотники подкрадывались к стаду под прикрытием щитка, поставленного на по­лозья. Зимой охотники надевали белые сокуй с нагрудниками из шкуры белой собаки, что давало возможность бесшумно подползти по снегу к оленю, летом - защитную, серую малицу под цвет каменной тундры. Летом и осенью, до первого снега, выслеживали диких оленей с помощью охотничьей собаки. Долганы употребляли отравленные пули (в прошлом, вероятно, и стрелы). Ядом служил прогорклый жир дикого оленя. У дол­ганов, живущих в лесотундре, встречались широкие лыжи тунгусского типа. В тундре ими не пользовались из-за заструг.

Добыча дикого оленя имела значение лишь как источник получения мяса и шкур для собственного полунатурального хозяйства.

Для охоты на гусей ставили капканы или петли на гнездах, а также загоняли линных гусей в заранее расставленные сети или травили их собаками и избивали палками. На уток охотились со специальными се­тями, протянутыми над озерами. Также с сетями, но исключительно зи­мой, охотились на куропаток. Иногда для приманки привязывали у сети живую самку куропатки.

Довольно большое хозяйственное значение имел промысел песца, дававший главную товарную продукцию. Промышляли песца в основном ловушками-пастями. Песец, хватая наживу, вытягивал наживную па­лочку и ронял на себя бревно гнетка. Пасти были заимствованы от рус­ских, до этого^на песцов настораживали самострелы на кольях, забитых в землю.

Из орудий рыболовства наиболее распространены были и летом и зимой при подледном лове пущальни - ставные сети длиной от 6 до 30 м. Пущальни делали из ниток или конского волоса, привозимого из Якутии. В Норильском районе пущальнями неводили осенью в горных речках. Тягловой силой служил при этом верховой олень, к седлу кото­рого привязывали веревки от пущальни. Неводы употреблялись очень ограниченно. Были распространены также переметы на стерлядь, палима, щуку, хариуса и кунжу, с крючками, раньше изготовлявшимися из со­гнутых 10-сантиметровых гвоздей. Налимов ловили также специальными костяными спицами, заменявшими крючки.

Водные средства передвижения, связанные главным образом с рыбо­ловством, состояли из веток-однодеревок, которые привозились купцами с Енисея или покупались у якутов. Лодок было мало - ими пользовались лишь на рр. Пясине и Хатанге.

Долганы питались главным образом мясом и рыбой. Мясо и рыбу варили и вялили; рыбу ели и сырую мороженую (строганину) и талую. Рыбу хранили также в ямах, где она прокисала. Убитых гусей хранили, закапывая в землю. Ели также некоторые корни, которые выкапывали оленьими посохами или особыми деревянными копалками.

Старым кочевым жилищем долганов был конический чум тунгус­ского типа, покрытый тонкими покрышками из ровдуги (летом) и оленьих шкур (зимой). Встарину на зиму долганы устраивали, как и эвенки, голомо и балаганы якутского типа, но без окон, нар и чувала.

С приходом русских голомо и балаганы постепенно были вытеснены нартяными чумами, или балками. Нартяные чумы представляют собой домики на полозьях. Каркас, собранный из деревянных реек, обтяги­вается ярким пестрым ситцем, сверху для тепла его обтягивают по­крышкой из оленьих шкур, и для предохранения от сырости - чехлом из парусины. В нартяпом чуме два застекленных окна, железная печь, нары, стол, иногда и стулья. В то время как установка шестового чума требовала во время зимних холодов много труда, нартяной чум прямо подвозят к месту стоянки. Нартяные чумы были заимствованы в прошлом столетии от русских купцов, которые ездили в них по тундре.

Из хозяйственных построек можно отметить амбарчики и лабазы на высоких столбах для хранения зимней одежды и утвари.

Известно более десятка разновидностей долганской национальной одежды, имевших особые названия, но отличавшихся друг от друга очень незначительными деталями. Характерная особенность и мужской и жен­ской одежды - несколько удлиненный сзади подол. Сами долганы объяс­няли это тем, что, садясь в чуме на холодную землю, они подстилают под себя длинный подол.

Уже до революции домашняя одежда мужчин и женщин шилась из покупных тканей. Мужчины носили рубашки и штаны русского покроя, женщины - платья, поверх которых надевали закрытые фартуки. Муж­ские рубашки, так же как и женские фартуки, были почти всегда с боко­выми карманами и украшены узкими кантами из цветной материи и мно­гочисленными пуговицами. Нижнего белья долганы не носили.

Мужчины и женщины носили и летом и зимой суконные кафтаны - сонтап. Зимой под них надевали песцовые или заячьи шубы. Вместо сукон­ных кафтанов зимой иногда носили оленьи распашные дохи (парки) и глухую меховую одежду с капюшоном, шитую шерстью вверх - сокуй. При поездках поверх суконного кафтана или оленьей парки мужчины надевали сокуй. В дождливую погоду летом надевали суконные сокуй. Женщины зимой носили сон - длинные песцовые или заячьи шубы, поверх которых надевали сонтап (суконные кафтаны) или сангьгйак (оленьи шубы). Муж­чины и женщины подпоясывались вышитыми бисером поясами. Мукал- каан - расшитый бисером мужской кафтан (парка), был близок к эвен­скому кафтану. Были сходны с эвенскими и старинные мужские и жен­ские долганские передники. Мужские и женские шапки (бэргэсе) имели форму капора. Верх кроился из лисьих камусов или из сукна. Сукно расшивалось бисером или отделывалось узкими цветными полосками ткани. Зимняя обувь из оленьих камусов двух видов, до колен и выше, соответствовала эвенкийским унтам; она часто расшивалась бисером.

Летняя обувь шилась из ровдуги. В середине подошвы летней обуви протыкалось отверстие для стока попадающей во время ходьбы воды.

Родовая организация у долганов распалась уже в XIX в.

Развитие торговли, проник­новение более совершенной техники в основное производство долганов - охотничий промы привели к накоплению пушнины у отдельных лиц. Пушнина давно стала товаром. Товарное значение пушнины отразилось на отношениях дол­ганов в области распределения. Продукция охотына дикого оленя или рыбо­ловства подлежала разделу между родственниками и соседями, а пушнина (шкурки песца, горностая, соболя) считалась безусловной собственностью охотника и разделу не подлежала. Важнейшим фактором социальной диффе­ренциации у долганов было сосредоточение основной части оленьих стад, в целом не особенно многочисленных, в руках небольшой группы богатых хозяйств. На этой базе возникали различные формы эксплуатации: одал­живание оленей беднякам, которое ставило их в зависимость от много- оленных хозяев; наем пастухов, большей частью сирот или бедных родственников, и др. Кочевые группы часто стали складываться путем объединения малооленных хозяйств вокруг крупного оленевода, который использовал труд своих соседей для выпаса и охраны своего табуна о второй половине XIX в. среди долганов появилась и мелкая агентура русского, а также и якутского купечества, эксплуатировавшего своих сородичей.

Тем не менее в производстве и распределении долганов сохранялись многочисленные пережитки первобытно-общинных отношений. Сюда отно­сились отмеченные выше коллективные формы промысла дикого оленя (засеки, поколки), совместная добыча птиц, рыбы и т. д. Хотя средства производства охоты и рыболовства давно стали индивидуальной собствен­ностью, продукция их считалась коллективной собственностью, особенно летом, при совместном кочевании нескольких хозяйств. Охот- ПШ Ч убив дикого оленя, обязан был отдать шкуру и мясо семьям своей кочевой группы, оставляя у себя голову и шею. При коллективной ловле гусей сетями или при поколке диких оленей для дележа выбира­лось особое лицо, и все добытое делилось по семьям, соответственно числу членов.

Место летней охоты и рыбного промысла отдельных кочевых групп определялось весной, до появления комаров. Главы групп сговаривались, в каких местах будут охотиться их люди. При таком порядке каждая группа ежегодно занималась промыслом на новых местах. Иные формы имело владение ловушками на песцов (пастями). Пасти были частной собственностью. При сооружении новых пастей «позади» (т. е. южнее) старых никакого разрешения не требовалось, но если они устраива­лись «впереди» старых, т. е. к северу от них, откуда идет песец, обя­зательно нужно было разрешение владельца старых пастей, так как при набеге песцов они попадались главным образом в новые пасти. Промыш­лять других животных в местах расположения пастей не запрещалось.

Система родства у долганов была классификационная, терминология родства - якутская. Семья была патриархального типа, но молодежь пользовалась до вступления в брак большой свободой.

Хотя долганы и считались христианами и соблюдали внешнюю обря­довую сторону православия, они сохраняли и старые анимистические воззрения. Божества и духи, по представлению долганов, делились, как и у якутов, на три категории: иччи - бестелесные невидимые существа, которые, поселяясь в любой объект, делают его живым; айыы- духи, доброжелательные к людям; абаасы - духи, недоброжелательные к людям, причиняющие им различные болезни и несчастья, и обитающие на земле и в подземном мире. Человек болел и умирал якобы от того, что абаасы похищали душу человека и уносили ее в подземный мир и потом, поселяясь в человеке, ели его. Защитниками людей от злых духов и посредниками между людьми и духами являлись у долганов ойуп - шаманы. Шаманское одеяние и бубен были у долганов эвенкий­ского типа.

В религии долганов имело место почитание так называемых сай- таанов. Сайтаанами могли быть самые различные предметы, напри­мер камень необыкновенной формы, уродливый рог дикого оленя. Сайтааном мог стать любой предмет, если в него шаман поселил духа - иччи. Сайтааны очень почитались как семейные и охотничьи покро­вители.

Долганы хоронили покойников в земле. Западные (норильские) дол­ганы обычно над могилой сруба не делали, а ограничивались земляным холмиком, на который сваливали дерево. Восточные долганы делали над могилой срубы, которые часто украшали затейливой резьбой. У мо­гилы убивали оленя; одежду, в которой умер человек, или оставляли на земле, или подвешивали на дерево.

Долганы – народ в Российской Федерации. По данным Переписи населения 2002 года, в России проживает порядка семи тысяч Долганов. Пять тысяч из них живет в Таймырском автономном округе, остальная часть народа рассредоточена по другим субъектам Федерации.
Долганы разговаривают на своем, долганском языке, который относится к группе тюркских языков (некоторые учёные относят его к диалектам якутского). Сами себя долганы называют «тыа-кихи» или «саха». В настоящее время большинство долганов исповедуют православие.

Народность сформировалась в конце 18 – первой половине 19 веков. Предками Долганов были племена якутов, эвенков, нганасанов и русских. Часто их называют «самым северным тюркоязычным народом мира». На развитие народности в большей степени повлияли казаки, осваивавшие северные пределы России. Благодаря казакам долганы были обращены в православие, кроме того, многие семьи получили русские (точнее казацкие) фамилии. До сих пор можно встретить среди Долганов людей по фамилии Кудряков, Жарков, Чуприн и многих других. В середине двадцатого века начал формироваться письменность Долганов. В ее основу лег русский алфавит. Официально письменность принята в конце 1970 году, первый долганский букварь появился в 1981 году.

Основные формы хозяйственной деятельности Долганов – охота, рыбная ловля и оленеводство. С древних времен долганы славились как прекрасные охотники, основные объекты охоты – олень, пушной зверь, дичь. Традиционная пища Долганов состоит из мяса оленя и рыба. Как мясо оленя, так и рыбу долганы предпочитают употреблять в пищу в сыром или замороженном виде. Иногда оленину вялят, а рыбу отваривают. Довольно редко долганы едят птицу (домашнюю или дикую), так же едят лук и корни растений.

Долганы, формировались в конце 8 — начале 19 веков из нескольких родов (эвенков, якутов, русских), поэтому их верования вобрали в себя представления, бытующие у этих народов.
Как и многие другие северные народы, Долганы верили, что окружающий мир состоит из трех частей: Верхний, Средний и Нижний. Только шаман мог переходить из одной части мира в другую, во время ритуальных действий (камлания). У долганских шаманов существовали те же атрибуты, что и у шаманов других сибирских народов: шаманский костюм, бубен и колотушка.

Бубен у долганских шаманов имел овальную форму, более 65 сантиметров в продольном диаметре. Обечайку делали из лиственницы, на внешней стороне доски делали семь резонаторных бугорков, так же устроенных, как и на и бубнах. На внутренней стороне обечайки прикрепляли четыре железные скобы с подвесками — кольцами. Обечайку обтягивали кожей дикого оленя.

В центре бубна на ремнях укрепляли железную крестовину. Встречались бубны с крестовиной, включенной в железное кольцо. Иногда в верхней части крестовины прикрепляли изображение двуглавой шаманской птицы.

Колотушку делали из лиственницы или из оленьего рога. Одну сторону украшали резьбой. На конце ручки вырезали изображение духа-хозяина колотушки. Иногда колотушка имела форму двухлопастного весла с перехватом посредине.

Для хранения бубнов имелись специальные мешки из шкур дикого оленя. Вообще, олень всегда ассоциировался с бубном. С помощью бубна-оленя шаман мог переходить из одной части мира в другую. Кроме этого, бубен представлялся также вселенной.

Традиционный костюм Долганов значительно отличается от костюмов других северных народов. Долганы – один из немногих народов, у которого женская и мужская одежда имеет кардинальные отличия. В традиционном костюме Долганов встречаются элементы эвенского и якутского костюмов.

Мужская одежда

Верхняя одежда Долганов-мужчин была распашная, из оленьих шкур мехом наружу. Полы сходились и стягивались специальными завязками. Под верхнюю одежду надевали нагрудник, прикрывавший живот и грудь. Вдоль пол и спереди по поясу одежда декорировалась суконной полоской красного цвета, иногда расшитой бисером. Точно такие полоски пришивались на спину. Летом долганы носили легкий кафтан черного цвета с прямым разрезом спереди и сходящимися полами, с широким воротником.

Женская одежда

Женский костюм Долганов очень похож на народный костюм эвенков. Верхняя одежда всегда декорировалась вставками из сукна, различной формы. Как правило, выше пояса вставляли овальные клинья из сукна, а ниже пояса прямоугольные. Зимой, женскую одежду шили из оленьих шкур, летом из сукна, но того же покроя.

Головные уборы

Головные уборы мужчин и женщин практически не отличаются. Как правило, в качестве головного убора использовался капор, который сшивался из трех частей: первая часть прикрывала затылок и темя, а две другие пришивались по бокам и прикрывали уши и щеки. Другая разновидность капора состояла из двух частей. Одна полоса располагалась поперек головы и закрывала темя и уши, а вторая полоса была полукруглой и закрывала затылок.

Головные уборы шили из сукна или ровдуги. Подкладкой служил олений мех, с пышной опушкой вокруг лица и с небольшой опушкой по нижнему краю капора. В суровые морозы долганы наносили капоры из шкурок лисы, волка, песца.

Этническая культура долган является мозаичной. Основная территория расселения долган, лесотундра. Многокомпонентный состав, определяют направленность экономики и облик их культуры. Хозяйственный комплекс долган имеет промысловую ориентацию (охота, оленеводство). Кроме того, хозяйственной составляющей было рыболовство. Есть такие разнообразные типы жилищ долган - русская изба, якутский балаган, тунгусский чум, голомо.

Лексика, связанная с одеждой, у долган якутская, но основные ее конструктивные типы имеют тунгусские и самодийские соответствия. Женщины носили преимущественно якутскую одежду, но в отличие от якутов, долганская одежда более декорирована, что соответствует долганской традиции. Сочетание разноэтничных элементов представлено в фольклоре и традиционном мировоззрении долган.

Такое состояние долганской культуры может породить представление об отсутствии у них собственной культуры. Но именно в этом и проявляется специфика долган, поскольку такой культуры нет ни у одного северного народа. В общем плане, "промысловое производство долган представляло собой модернизированное под русским, якутским и самодийским влиянием тунгусское хозяйство, приспособленное к специфическим условиям лесотундры и тундры Таймыра".

Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым во время экспедиционных поездок на Таймыр.

Долганское искусство представлено фольклором, в котором прослеживается якутское и русское влияние. Былины исполняются в виде песен, близких якутским олонхо. Распространены сказки, в которых фигурируют купцы, крестьяне, Иван-царевич. В сказаниях встречаются эвенкийские заимствования. Слагаются также песни, загадки, пословицы и поговорки. Из музыкальных инструментов встречается варган якутского типа.

Значительное количество записей по всем жанрам фольклора долган было сделано П.Е. Ефремовым. Это героическое сказание «Три девушки - родные сестры», ряд сказок, мифов и песен. Другими авторами собраны следующие фольклорные сказания: «Москогдой-богатырь», «Девушка-богатырь», «Караккан-тойон», «Война куропаток и щук» и др.

Сложные процессы формирования культуры, природно-климатическая среда обитания и особенности художественных традиций нашли яркое отражение в искусстве долган.

Национальный костюм

В названиях долганской одежды преобладают якутские слова, в ее декорировке широко используются характерные типы якутского орнамента и металлические украшения.

Одежда долган была более ярко декорированной, чем одежда северных якутов. Здесь, видимо, проявлялась давняя тунгусская традиция - для западных групп долган издавна была характерна вышитая одежда. Анализ сохранившихся образцов старинной вышитой одежды долган показывает весьма близкие параллели с эвенкской одеждой.

Н.Ф. Прыткова в свое время писала, что «у долганов, как ни у одного из сибирских народов, наблюдалось полное несовпадение мужской и женской одежды». Это, пожалуй, одна из характерных черт долганской одежды. Действительно, при одном и том же материале и некоторых общих чертах в конструкции и фасоне между женской и мужской одеждой существовали определенные различия. Это прежде всего наблюдалось в определенных типах одежды, характере декора и оформления. Ярким свидетельством может послужить и богатая терминология долганской одежды, в которой четко прослеживается половозрастная характеристика. Одежда долган по назначению также подразделялась на повседневную, празднично-выходную, промысловую и погребальную.

Традиционная одежда долган многосоставна. Головной убор, верхняя одежда, обувь и различные дополнения представляют собой единый комплект. У долган наблюдается наличие как распашной, так и глухой одежды.

У долган выработана особая культура, они не только умели шить красивую одежду, но и знали особенности ее ношения, им хорошо были известны способы ухода за нею и хранения.

Мужская и женская верхняя одежда долган -- кафтан из сукна (сонтап), расшитый бисером, сходный с эвенкийским. Мужские рубахи, штаны и женские платья шились из покупных тканей и не отличались от одежды русских старожилов центрального Таймыра. Рубашки украшались узкими кантами из цветной материи и множеством пуговиц.

Зимой носили парки из оленьего меха, похожие на нганасанские, и сокуи ненецкого образца (глухая меховая одежда с капюшоном мехом наружу). Летом носили также сокуи, но из сукна. Шубы из оленьих шкур служила всего 2-3 года, затем вышитые декоративные отделки одежды надо было перешивать на новые. В этом отношении суконные кафтаны были намного практичнее и долго носились.

Головные уборы (бэрсегэ) капоры образного покроя из сукна, расшитые бисером (летние), или из лисьих камусов (зимние). Женские капоры отличались наиболее яркими и декоративными. Для оформления суконных шапок используются в основном два наиболее распространенных технических приема декорирования: вышивка бисером и аппликация цветными полосками ткани и ниток. Полосы орнамента, состоящие из нескольких рядов цветного бисера или тканевой аппликации, обычно располагаются по краям и основным швам капора. Мужские шапки орнаментировались бисерной или тканевой вышивкой так же богато, как и женские, но их украшение имеет несколько иной характер. В них в основном декорировали переднюю лицевую и затылочную части.

Обувь шилась из оленьих камусов или ровдуги (наподобие эвенкийских унтов) и украшалась бисером.

В настоящее время национальная одежда распространена достаточно широко; у поселковых жителей, особенно у женщин, используется преимущественно в качестве праздничной одежды.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения