Гейченко семен степанович биография. Справка составлена по личным воспоминаниям, рассказанным Л. Агеевой и В. Лаврову. Семен Липкин Semen Lipkin


ВСЁ О ПУШКИНЕ В ДВУХ КОРОБКАХ И ТРЁХ ПАПКАХ

7 собственных фото

Как сообщал в комментариях, через переписку в Фейсбуке договорились с директором школьного Музея в Казани графиком, поэтом и писателем Ладой Аюдаг о моём явлении 25 сентября около полудня с даром Музею. Музей при гимназии № 7 по соседству с моим домом на улице Адоратского (случайное совпадение!).
Я музей этот немного разглядел по Интернету (в нём ни разу не был), и есть ли у него архив - не знаю. Но теперь архив будет точно: прилично повозился несколько дней и оформил свой дар музею на общественных началах (как говаривали при социализме).
Самая ценная коробка - издания с автографами участников Всесоюзных праздников поэзии в Михайловском в 1967, 1976 и 1977 годах:


Автографы пришлось расшифровать (а их 42 позиции), описать (см. перечни здесь в приложении), сделать распечатки на принтере, вложив расшифровку в каждую книжечку с автографом. Конечно, кое-какие подписи (ровно 10) остались под знаком вопроса («неизвестный»).
Вроде невелика и невзрачна коробка с 18 комплектами открыток:


Но здесь тоже есть раритеты, например гравюры пушкинских мест давно умершего молодым талантливого псковского графика Валентина Васильева. Я когда-то с ним немного виделся по общественной работе в Пскове. И до сих пор поддерживаю добрые отношения с его первой женой, ветераном псковской журналистики Галиной Усвяцовой.
Особо дорога мне передаваемая музею папка с собственными газетными публикациями. Причём дарю только раздел «Адресаты лирики Пушкина». Тут набралось 19 публикаций (десять неопубликованных текстов на эту тему остаются дома в машинописном виде):

За 1997-1999 годы у меня было написано 177 заметок по пушкинской тематике по пяти разделам, прикидочно 80% из них увидели свет в газетах родной Псковщины, Татарстана и других регионов …
Папку с брошюрами я сфотографировал до передачи. Вот она здесь:


Брошюры с виду неказистые (всего их 16). Но надо учесть, что многие из них содержат фирменные штемпели «Пушкинский праздник поэзии», что сразу переводит их в состав раритетов. И ценны будут в фонде школьного музея подлинные номера журналов «Огонёк», вышедшие в 1974 году (175-летие Пушкина) и в 1979 году (180-летие).
Хороша папочка с программами и пригласительными билетами Пушкинских праздников поэзии. Здесь и туристические схемы разных пушкинских мест СССР. Есть и родословная схема («дерево») предков и потомков великого поэта:


Готовлю и короткое выступление перед школьниками-пушкинистами. Сказать им нужно много, а времени-то сколько даст мне любезная Лада Аюдаг? Волнуюсь только по тому поводу, удастся ли перед этим знаменательным днём 25 сентября отоспаться …

АВТОГРАФЫ
гостей Всесоюзных пушкинских праздников поэзии в Михайловском
в 1967, 1976, 1977 годах

АВТОГРАФЫ-1 с первого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1967 год) на книге А.С. Пушкина «Стихи, написанные в Михайловском», Лениздат, 1967:
сверху вниз:

- неизвестный,
- Белла Ахмадулина (1937-2010), карандашом, поэтесса и писательница, переводчица,
- Бем (Бембя) Джимбинов (1914-1986), народный поэт Калмыкии, историк и писатель,
- неизвестный,
- Сергей Сергеевич Смирнов (1915-1976), советский писатель, историк, общественный деятель,
- Ирина Шаляпина-Бакшеева (1900-1978), драматическая актриса, дочь певца Фёдора Шаляпина,
- Василий Ефимович Субботин (1921-2015), поэт, прозаик, журналист,
- Александр Михайлович Иванов-Крамской (1912-1973), классический гитарист, композитор, дирижёр, педагог,
- неизвестный,
- неизвестный,

сбоку:
- Василий Дмитриевич Коркин, московский журналист, литературовед.

АВТОГРАФЫ - 2 с десятого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1976 год) на книге «В краю великих вдохновений. Прогулки по Пушкинскому заповеднику», издательство «Планета», 1975
Левая сторона, сверху вниз:
- неизвестный (на арабском языке),
- Беки Сейтаков (1914-1979), туркменский прозаик, поэт, журналист, общественно-политический деятель,
- неизвестный (Чехия),
- Ираклий Андроников (1908-1990), писатель, литературовед, телеведущий, многолетний председатель комиссии по подготовке пушкинских праздников поэзии и ведущий праздников,
- Иван Семёнович Козловский (1900 - 1993), оперный и камерный певец (тенор), режиссёр оперы,

правая сторона сверху вниз:
- Николай Доризо (1923 - 2011), поэт,
- Григорий Григорьевич Пушкин (1913 - 1997), правнук Пушкина,
- предположительно Мишель Сулейман, Ливан, родился в 1948 году, военный и политический деятель, будущий президент Ливана,
- неизвестный (Уэльс, Англия),
- Константин Эрендженов (1912-1991), народный поэт Калмыкской АССР, писатель, общественный деятель,

сбоку:
- неизвестная.

АВТОГРАФЫ - 3 с одиннадцатого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии в Михайловском (1977) на альбоме рисунков «Петровское», Лениздат, 1977
Левая сторона сверху вниз:
- Григор Ленков, Болгария (1938-1977), поэт и переводчик,
- Михаил Горбачев, московский журналист,
- Атнабай (Ангам Атнабаев) (1928-1999), народный поэт Башкирии,
- неизвестный, Казахстан.

Правая сторона: верх (слева направо):
- Григорий Григорьевич Пушкин (1913-1997), правнук Пушкина,
- Михаил Александрович Дудин (1916-1993), поэт, переводчик, журналист, общественный деятель, Герой Социалистического Труда, ведущий одиннадцатого праздника поэзии,
- с рисунком и словом «дружба» Юрген Реннерт (родился в 1943 году), немецкий поэт и писатель.

Слева:
- «Геннадию Сергеевичу Егорову» Семён Степанович Гейченко (1903-1993), писатель-пушкинист, многолетний директор Пушкинского заповедника в Михайловском, Герой Социалистического Труда,
- неизвестный.

Справа внизу:
- Аркадий Кулешов (1914-1978), народный поэт Белоруссии, переводчик,
- Давид Никитич Кугульдинов (1922-2006), народный поэт Калмыкии, общественный деятель, Герой Социалистического Труда,
- Иван Семёнович Козловский (1900 - 1993), оперный и камерный певец (тенор), режиссёр оперы,
- Владимир Кузьмич Отделенов (1924-1993), певец (баритон), солист Московской государственной филармонии.

АВТОГРАФЫ - 4, 5, 6
4. Автограф на книге С.С. Гейченко «У Лукоморья. Записки хранителя Пушкинского заповедника», Лениздат, 1971:
«Уважаемому Геннадию Сергеевичу Егорову с добрыми пожеланиями. С. Гейченко (подпись). 3.4.72»
Семён Степанович Гейченко (1903-1993), писатель-пушкинист, многолетний директор Пушкинского заповедника в Михайловском, Герой Социалистического Труда.
5. Автограф на книге В.М. Русакова «Потомки А.С. Пушкина», Лениздат, 1974:
«Газизовой от правнука А.С. Пушкина. Григорий Пушкин (подпись)»:

6. Автограф на конверте с программой десятого Всесоюзного пушкинского праздника поэзии:
«Григорий Пушкин (подпись). Псков, 6 июня 1976»
Плюсом в конверте две открытки с росписью Григория Григорьевича Пушкина (годы жизни 1913-1997).

Подготовил расшифровку автографов Г.С. Егоров (специально для Музея А.С. Пушкина в казанской гимназии № 7), Казань, сентябрь 2018 года

Почти пятьдесят послевоенных лет история пушкинских мест на Псковщине была неразрывно связана с именем Семена Степановича Гейченко (1903-1993). При нем восстановлены разрушенные во время войны Михайловское и Святогорский монастырь, воссозданы усадьбы в Тригорском и Петровском, открыт музей "Водяная мельница в Бугрово". Статья Семена Степановича "Здесь все поэзия, все диво", опубликованная в журнале "Наука и жизнь" (см. № 5, 1982 г.), резко увеличила число паломников в Пушкиногорье. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного хранителя заповедника.


В мае 1945 года Семен Степанович Гейченко (1903-1993), старший научный сотрудник Института литературы АН СССР, был назначен директором Пушкинского заповедника (ныне - Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина "Михайловское"). Позже он напишет: "Бог мне ниспослал жизнь интересную, хотя порой и весьма тяжкую, но уж таков наш век, перевернувший русский мир вверх дном". Пушкинский заповедник возглавил человек, за плечами которого были работа хранителя в дворцах и парках родного Петергофа, создание мемориальных музеев-квартир А. А. Блока и Н. А. Некрасова в Ленинграде, "Пенатов" И. Е. Репина в Куоккале, дома-музея Ф. М. Достоевского в Старой Руссе. Были в его жизни и сталинские лагеря, и штрафной батальон на Волховском фронте, инвалидность на всю жизнь - потеря на фронте левой руки. Новое место работы, хорошо знакомое Гейченко еще с довоенных лет, предстало перед ним разоренным и искалеченным. Вместо пушкинских усадеб, памятных мест - пепелище. О том, как выглядело Михайловское после освобождения, Семен Степанович рассказал в своей книге "Пушкиногорье": "По дорогам и памятным аллеям ни пройти ни проехать. Всюду завалы, воронки, разная вражья дрянь. Вместо деревень - ряд печных труб. На "границе владений дедовских" - вздыбленные, подорванные фашистские танки и пушки. Вдоль берега Сороти - развороченные бетонные колпаки немецких дотов. И всюду, всюду, всюду - ряды колючей проволоки, всюду таблички: "Заминировано", "Осторожно", "Прохода нет".

Людей мало. Солдаты-саперы разминируют пушкинские поля, луга, рощи и нивы. Изредка раздаются гулкие взрывы.

В садах Михайловского, в бывших фашистских блиндажах и бункерах лагерем встали возвратившиеся на свои пепелища жители деревень. Они разбирали немецкие блиндажи и тащили к себе бревна, чтобы строить взамен сгоревших изб новые. На большой поляне у въезда в Михайловское расположились войска, которым было поручено в ближайшие месяцы очистить пушкинскую землю от взрывчатки".

Пушкинской меморией оставался лишь окрестный пейзаж - больной, израненный, надруганный. Предстояло восстановить Михайловское, родовое гнездо Пушкиных, с домом-музеем, барскими флигелями, парком, садом, прудами. Заново вернуть этому уголку живое дыхание поэтического слова, пушкинского стиха, рожденного и ограненного красотой русской природы, ее "подвижными картинами". Вспоминая эти трудные послевоенные годы, Семен Степанович признавался, что задача, стоявшая перед ним, была необычайно сложной: "Я мечтал о возрождении красоты!" Свою мечту постепенно, в течение полувека он претворял в жизнь.

Уже к 1949 году, к 150-летней годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, были восстановлены и открыты для посетителей господская банька ("домик няни") и дом-музей поэта в Михайловском. Параллельно восстанавливался архитектурный ансамбль Святогорского монастыря. К 1958 году пушкинское Михайловское приобрело внешний облик, соответствующий тому, что запечатлен землемером И. С. Ивановым в 1837 году и известен по литографии 1838 года. В усадьбе вновь каждую весну зацветали сады, в парке, в своих старых обжитых гнездах, галдели пушкинские зуи - серые цапли, а за околицей, на старой ганнибаловской ели, каждое лето жили аисты, оглашавшие всю округу барабанной дробью клювов.

Только мир Пушкина не ограничивался лишь Михайловским. Были еще и "дом Лариных" в Тригорском, городища Воронич и Савкино, усадьба прадеда поэта А. П. Ганнибала - Петровское. Все эти "объекты" подлежали обязательному восстановлению, причем в ближайшие десятилетия. А сделать это было не просто. Прежде всего, необходимо было убедить официальные инстанции в непреходящей ценности, духовном богатстве старых дворянских усадеб, в том, что в них не только процветало "барство дикое", но в них же воспитывали Пушкина, Языкова, Баратынского, Блока... На помощь себе Семен Степанович всегда призывал общественное мнение, подключая к своему голосу еще хор голосов из числа известных писателей, поэтов, архитекторов, скульпторов, художников, пушкинистов. Гейченко был убежден, что для полного раскрытия и понимания творчества Пушкина михайловского периода необходимо по возможности полностью воссоздать все, виденное здесь поэтом.

Практически с первых послевоенных лет в Пушкинском заповеднике сложилась добрая традиция - открывать новые музейные объекты в памятные пушкинские дни. В году их было три: дни рождения и смерти поэта, а также 9 (21) августа - приезд Пушкина в ссылку. Так, в августе 1962 года состоялось открытие дома-музея в усадьбе друзей поэта Осиповых-Вульф в Тригорском, в 1977 году - дома-музея предков поэта Ганнибалов в Петровском. В 1979 году открыта экспозиция в господской баньке тригорского парка, расссказывающая о счастливом времени, проведенном Пушкиным в обществе друзей - поэта Н. М. Языкова и А. Н. Вульфа. В июне 1986 года состоялось открытие музея-усадьбы мельника и водяной мельницы в деревне Бугрово. Каждый из музейных объектов имел свою индивидуальную экспозицию, но все вместе они были объединены одной большой темой - "Пушкин в Михайловском".

"Михайловское! - писал С. С. Гейченко. - Это дом Пушкина, его крепость, его уголок земли, где все говорит нам о его жизни, думах, чаяниях, надеждах. Все, все, все: и цветы, и деревья, и травы, и камни, и тропинки, и лужайки. И все они рассказывают сказки и песни о своем роде-племени… Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают жить особой, таинственной жизнью. Нет неодушевленных вещей, есть неодушевленные люди". И это был один из основополагающих принципов в работе С. С. Гейченко. У всего сущего есть "душа и чувство", это надо понимать, чувствовать и ценить. Такого же отношения ко всему сущему он требовал от каждого работающего в музее и от приходящего паломника. Слово "паломник" ему нравилось больше, чем турист или экскурсант. Оно четче передавало мысль, что к Пушкину надо приходить на поклонение, прикасаться к его поэзии как к святому источнику, очищающему человеческие сердца и души. Характерной чертой всех музеев Пушкинского заповедника, которую отмечали тысячи посетителей, было ощущение присутствия поэта, самого хозяина, как бы ненадолго оставившего свой кабинет.

Как хранитель заповедника, С. С. Гейченко обладал даром чутко слушать дыхание этого места, чувствовать изнутри, чем оно живет. Поэтому он жил в усадьбе в старом деревенском доме, отказавшись от более комфортабельных условий. Для него это было жизненной необходимостью, иначе "я сразу же стану глух, нем, слеп, немощен…". Директор просыпался вместе с усадьбой, видел ее пробуждающейся, бодрствующей, отходящей ко сну. Перед его глазами одни краски дня сменялись другими, одни звуки поглощались или, наоборот, усиливались другими. День начинался со звонкой побудки петуха, с пения иволги. Вечерняя тишина нарушалась кряканьем возвращающихся с пруда уток, пением соловья в густых зарослях жасмина и сирени. Было время, когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, отбивая вечернюю и утреннюю зорю. Звон вырывался за околицу, стлался над рекой Соротью, озерами и затухал в михайловских рощах. Все это и еще многое другое было тем, из чего складывалась жизнь пушкинской усадьбы.

Говоря о работе музейщика, С. С. Гейченко подчеркивал: "Наш святой долг - сберечь и передать нашим потомкам память не только о том, что создано и завоевано нами, но и о том, что происходило задолго до нашего рождения. Память о великих преобразованиях и страшных войнах, о людях, что принесли Отчизне славу, и о поэтах, эту славу воспевших. В том бессмертном поэтическом созвучии пушкинская нота - самая чистая и звонкая. В ней - душа народа, в ней "русский дух", в ней "животворящая святыня" памяти". Сам Семен Степанович был неутомимым пропагандистом духовного содержания музея-заповедника, творчества А. С. Пушкина. Среди посетителей Пушкинского заповедника не было человека, который не знал бы имени Гейченко, ставшего живой легендой для многих поколений. В книгах впечатлений, находящихся в музее, сохранились десятки тысяч добрых, благодарных пожеланий в адрес Семена Степановича, признаний его личного таланта. Сам он получал тысячи писем от разных людей - знакомых и незнакомых. Они открывали перед ним свои больные души, просили советов, признавались в любви, задавали вопросы о творчестве и биографии Пушкина. Для каждого С. С. Гейченко находил время ответить, объяснить, поддержать хотя бы несколькими строчками; всегда находились нужное слово, нужная интонация и частица добросердечия души. Характеру Гейченко была категорически чужда такая черта, как душевное равнодушие. О чем бы ни говорил Семен Степанович - о творчестве поэта, о белках, живущих на ганнибаловских елях, о людях, о вещах, - он не просто вел рассказ. Он заповедовал, наставлял, заклинал, умолял, воспитывал, убеждал, настаивал. Многие из тех, кому посчастливилось встречаться и беседовать с С. С. Гейченко, становились навсегда друзьями Пушкинского заповедника, его "ревнителями и печальниками", заступниками и доброхотами.

Разговор с сотрудниками музея-заповедника Семен Степанович часто начинал обращением: "Дети мои!" И оно свидетельствовало о том, что музей-заповедник был для него одним большим домом, все мы - сотрудники - единой музейной семьей, которой предстояло продолжить дело его жизни, воплотить в реальность многие мечты и замыслы. Семен Степанович думал о расширении территориальных границ музея-заповедника. Восстановленные усадьбы - Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь, городища Воронич и Савкино - далеко не полный перечень мест, где довелось побывать Пушкину в свою михайловскую ссылку. Многое еще необходимо было сделать.

О планах на будущее поведала его записка, хранящаяся в музейном архиве. Сегодня замыслы С. С. Гейченко становятся реальностью. Выстроен в поселке Пушкинские Горы научно-культурный центр, о строительстве которого начинал хлопотать еще он сам. Расширилась территория Пушкинского заповедника, включившая в себя усадьбу Воскресенское, принадлежавшую двоюродному деду поэта Исааку Ганнибалу; усадьбу Голубово, куда уехала, выйдя замуж, Евпраксия Николаевна Вульф; старинное псковское село и городище Велье; озеро Белогуль с его островом Буяном. Во время подготовки к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина в заповеднике проведены большие реставрационно-восстановительные работы, в основу которых легли планы развития музея, намеченные С. С. Гейченко.

Заслуги главного хранителя Пушкиногорья были оценены по достоинству. Ему первому среди музейных работников присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он дважды лауреат Государственной премии: в 1988 году - за книгу "Завет внуку" и в 2001 году (посмертно) - за вклад в развитие лучших музейных традиций.

Сегодня в музее-заповеднике наряду с пушкинскими датами отмечают дни памяти Семена Степановича: день рождения - 14 февраля, день именин - 15 февраля. Ежегодно 2 августа на городище Воронич, близ Тригорского, на месте его упокоения служат панихиду. В 2003 году на торжества в связи со 100-летием со дня его рождения в заповедник съехалось много гостей - музейные работники, близкие друзья, помощники заповедника, музыканты, артисты. В научно-культурном центре установили мраморный бюст С. С. Гейченко (скульптор А. А. Кубасов), открыли выставку "Пушкинский заповедник и его Хранитель" из фондов музея-заповедника и частной коллекции Т. С. Гейченко. Выставки, посвященные юбилею Хранителя Пушкинского заповедника, в течение года прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Минске.

Рассказывая о творчестве Пушкина, С. С. Гейченко сравнивал его поэзию со "святой обителью, храмом". Поэт обращался к душе человека с призывом "творить добро повсеместно!" И сам Семен Степанович о себе однажды сказал: "Тому завету Пушкина я следую всю свою жизнь".

(Справка составлена по личным воспоминаниям, рассказанным Л. Агеевой и В. Лаврову)

1903, 14 февраля. — Родился в Петергофе в многодетной семье. Отец - Стефан Иванович Гейченко, сверхсрочник, вахмистр-наездник Конно- Гренадерского полка. Мать - Елизавета Матвеевна Гейченко, домохозяйка.

1913-1921. — Учеба в Петергофской гимназии.

1921. — Поступление на факультет общественных наук Петроградского Университета. Голодные и холодные годы.

1924. — Знакомство с поэтом Н.А. Клюевым.

1925. — Окончание Ленинградского государственного университета (ЛГУ). Работа методистом в системе Петергофских музеев.

1926. — Назначение хранителем Дворца-музея Николая II в Александрии. Работа над экспозицией «Крах самодержавия».

1933. — Кампания против музейных работников. Переход на работу в Русский музей. Поступление в аспирантуру.

1938. — Уход жены, которая увезла с собой в Москву детей Наталью и Федора.

1939. — Переход на работу в Институт Русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) научным сотрудником, командировка в Михайловское.

1941, весна (12 июля?). — Арест по ложному доносу журналиста Б. Мазинга, обвинение в связях с «врагами народа» (в частности, в знакомстве с Н.А. Клюевым). Пыточное следствие. Приговор по ст. 58, ч.1 - 10 лет ИТЛ с дальнейшим поражением в правах за «антисоветскую пораженческую пропаганду». Этап в закрытых товарных вагонах, в которых вся еда - соленые кильки и кружка воды. Северный (?) лагерь. Работа на лесоповале в нескольких километрах от лагеря. Болезни и эпидемии, холод и голод, особенно сильный - зимой 1942 г.

1943, август. — Освобождение из заключения; поездка к родным в г. Молотов (Пермь). Работа учителем в школе.

1943, конец. — Призыв в армию, служба в минометном расчете на Волховском фронте. Два ранения, потерял руку, всю остальную жизнь прожил с пулей в левой ноге.

1944, середина. — Переезд после госпиталя в Тбилиси, работа сопровождающим в Тбилисском госпитале. Женитьба. Жена - Любовь Джелаловна Гейченко.

1945. — Переезд в Ленинград, хлопоты о назначении в Пушкинский заповедник.

1945, 28 мая. — Назначение директором Пушкинского заповедника (работал им до 1989 г.) с месячным окладом 1600 рублей. Жизнь в землянке при разоренном и заминированном музее.

1947. — Открытие в Михайловском домика няни.

1949, июнь. — Открытие вновь отстроенного Дома Пушкина. Продолжение работ по воссозданию Пушкинского заповедника. Одновременно - организация экскурсий и научной работы.

1950-е гг. — Восстановление архитектурного ансамбля Святогорского монастыря; благоустройство территории вокруг некрополя Ганнибалов-Пушкиных.

1962. — Открытие дома-музея друзей А.С. Пушкина Осиповых-Вульф в Тригорском.

С 1967. — По инициативе С.С. Гейченко устанавливается традиция проведения в Михайловском в первое воскресенье июня Пушкинских праздников поэзии.

1977. — Открытие дома-музея Ганнибалов в Петровском.

1979. — Открытие баньки в Тригорском парке.

1983. — Присвоение звания Героя Социалистического Труда.

1970-е-1980-е гг. — Посещаемость Пушкинского заповедника достигла 600-700 тысяч человек ежегодно. Популяризация заповедника во многих книгах и альбомах, созданных С.С. Гейченко.

1989. — Отказ от должности директора заповедника по состоянию здоровья. Почетный хранитель-консультант Пушкинского заповедника.

* сведения, выходящие за рамки воспоминаний, выделены курсивом

(14.02.1902/1903 - 02.08.1993)

С.С. Гейченко, член Союза писателей СССР, родился в Старом Петергофе. По окончании литературно-художественного отделения университета работал хранителем Петергофских дворцов-музеев и парков, научным сотрудником Русского музея, музея Пушкинского дома Академии наук СССР. Воевал на фронтах войны 1941-1945 гг., был тяжело ранен. С 1945 года - директор музея - заповедника А.С.Пушкина на Псковщине.

С.С. Гейченко были присвоены звания заслуженного работника культуры РСФСР и Героя Социалистического Труда; он был награжден высшими наградами страны - орденами Ленина, Октябрьской революции, Великой Отечественной войны, Дружбы народов.

Широко известны издания Семена Степановича Гейченко «Большой дворец в Петергофе», «Последние Романовы в Петергофе», «А.С. Пушкин в Михайловском», «Приют, сияньем муз одетый», «Пушкиногорье», «В стране, где Сороть голубая» и др. Все они посвящены, в основном, музейному делу. Но Гейченко был и великолепным беллетристом, о чем свидетельствует много раз переизданная книга его новелл «У Лукоморья».

Чем же интересна эта книга, что отличает художественные сочинения Гейченко от других работ подобного рода. Само название сборника уже говорит о том, что сюжеты его так или иначе будут связаны с Пушкинской заповедной землей, с ее историей и именем поэта.

Знаменателен подзаголовок книги - «Рассказывает хранитель Пушкинского заповедника». Хранитель - человек, сберегающий нечто важное, дорогое. Автор словно постоянно обходит духовные владения Поэта; но обходит не посторонне, а как хозяин, совладелец и места, и той духовной энергии, что разлита вокруг Михайловского и Тригорского, по берегам запечатленных Поэтом в его литературном наследии озера Кучане и легкоструйной речки Сороти, среди лесов и холмов. Близкое, хозяйское «присутствие» автора ощущается во многих очерках книги, выросшей к последнему изданию чуть ли не до пятисот страниц. Это укрупнение издания само по себе говорит о неисчерпаемости темы «А.С.Пушкин».

В рассказах С.С. Гейченко повествуется о многих сторонах жизни поэта в Михайловском, о его родных и друзьях, о дворовых людях имения, о народной памяти о Пушкине, о военном лихолетье, пережитом заповедником, о его природе - лесах, парках, растительном и животном мире.

Манера повествования у Гейченко своеобразна и вместе с тем естественна: перевоплощение автора из стороннего наблюдателя в действующее лицо порой просто не замечается, и читатель, безусловно, верит писателю, вдруг заговорившему языком Пушкина, когда тот выговаривает брату Льву в Михайловском: «Я прошу тебя запомнить раз и навсегда. Преображение мое свершилось, и я воскрес душой. Между мною и всеми вами теперь легла великая пропасть...» («Жизненок»). Читатель верит и «проникновению» автора новелл в мысли поэта: «Он долго привыкал к Михайловскому дому. Беседовал сам с собой: а зачем ему, в сущности, все эти хоромы?.. Еще в лицее он понял великое таинство уединения, «жития в пещере». Все другие годы, где бы он ни был, он провел в «скромной келье», в одной комнате, - в Петербурге ли, Кишиневе, Одессе, гостинице или трактире.» («Пушкин устраивает свой кабинет»).

Много в книге С. Гейченко героев - простых людей Михайловского и его окрестностей - и Пушкинской поры, и нашего времени. Сюжеты рассказов хранителя Пушкиногорья порой неожиданны, любопытны для всякого, кто прикоснулся душой к гению Пушкина. В деревушке близ Воронича «несколько веков... жили одни Егоровы. Все они были в родстве друг с другом... Живут Егоровы и сейчас, но теперь у всех у них фамилии разные, притом все пушкинские... В юбилейном 1937 году выдавали жителям деревни паспорта. Паспортисты... стали в тупик - одни Егоровы!.. Паспортисты посоветовались с колхозниками и предложили им взять каждому новую фамилию. Какую кто хочет. Все стали просить дать фамилию Пушкин. Кое-кому посчастливилось. Но всем Пушкина не дали. Тогда Егоровы стали брать себе фамилии друзей, лицейских братьев, товарищей Пушкина, имена которых в тот год были у всех на сердце и на уме. Так появились Пущины, Назимовы, Рылеевы» («У Лукоморья»). Одна из старух взяла «хоть и не совсем пушкинскую, но весьма выразительную и благозвучную - Дуэльская».

Хранитель заповедника помогает читателю познать пушкинские места не только снаружи, как музейную реликвию но и проникнуться духом к этой, священной для каждого русского человека земли. Бытовые сцены прошлого воссозданного подкрепленным фактами воображением писателя, чередуются с историческими картинами тяжелых лет войны, стихийных бедствий и восстановления мемориала.

Много места в книге уделено природе Михайловского и его окрестностей. В очерке «Цветы Михайловского» читаем о растительном море полей и о Поэте, который «всегда любил цветы. В Михайловском полюбил их особенно». Всем сердцем он «стремился к жизни полевой, в деревню, к бедным поселянам, к своим цветам».

«Цветочное царство Михайловского, - пишет С.С. Гейченко, - поистине сказочно. Чего-чего тут только нет! Есть цветы, которые пришли сюда неведомыми путями еще сотни тысяч лет назад - из сибирской тайги, с альпийских лугов; есть цветы с востока, с южнорусских степей... Местное народное поверье угадывало в цветах разные символы... Считалось, например, что изображение цветов шиповника и гвоздики означает пылкую любовь, желтой розы - любовь без измены навеки, лилии - чистоту верного сердца, подснежника - утешение в печали, фиалки - скромность, тюльпана - объяснение в любви... В Пушкинское время барометр был редкостью. Ему была исстари замена - цветок под названием ванька мокрый - сорт бальзамина. Ежели ожидается хорошая погода - вёдро, сочный стебель ваньки сух, а ежели непогода - с ваньки каплет вода... Как память о своем отце, дети А.С.Пушкина, приехавшие в Михайловское в 1841 году, составили и увезли с собой гербарий здешних цветов и трав».

Прекрасен очерк хранителя Пушкинского заповедника «Птицы Михайловского», в котором мы как бы слышим голоса всего пернатого царства этих мест и - словно вторящий им голос великого поэта. Многие поколения птиц живут в наследственном месте, в том числе и перелетные, улетающие на зиму в теплые края, и - как говорит С.С. Гейченко - «Живя в Михайловском анахоретом, Пушкин не мог не видеть и не слышать того, что видим и слышим мы, обретающиеся здесь сегодня. А мы видим и слышим, как живут, поют, наблюдают за нами горлица, дрозд, скворец, зорянка, ласточка, славка...».
В гармонии соперник мой.
Был шум лесов, иль вихорь буйный,.
Иль иволги напев живой...- .
писал Пушкин под впечатлением о пребывании в своей родной вотчине.

Внимательный наблюдатель, хорошо изучивший своих, соседей по Михайловскому, С.С.Гейченко говорит нам: «Птичий хор - одно из величайших наслаждений, какие доставляет природа человеку весной и летом. Скворец, зорянка, дрозд, горихвостка - запевалы этого хора. За ними начинают заливаться зяблики, славки, синицы, мухоловки, пеночки-теньковки. К восходу солнца весь птичий хор в сборе. Особенно умилительна пеночка. Она обычно поет, неустанно порхая и прыгая с сука на сук, с дерева на дерево. Она первая прилетает сюда с юга, первая пробуждает дремлющий лес. Она мастер тонкой трели и очень высоких нот. А есть птичка, которая выпевает свои громкие переливчатые трели в Михайловском и зимой, когда сидит в снегу, почти зарываясь в нем, или на заснеженной ветви ели. Это птичка-малютка, у нее хвостик, как вымпел, всегда поднят к небу. Эта чудо-птичка - крапивник.

Есть птицы, которые поют в Михайловском и по ночам. Кроме соловья, это камышовка, козодой, сова...»

Бологов А.А. Два воина. Семен Степанович Гейченко, Евгений Александрович Маймин /А.А.Бологов // Псковский край в литературе. - Псков,2003. - С.602 - 610.

Хранитель и охранка. Хуже всего знаменитый Гейченко умел хранить молчание.

Сегодня, в день рожденич А.С Пушкина мне захотелось вспомнить Семён Степановича Гейченко, который буквально из пепла возродил Пушкиногорье и много лет был директором Михайловского музея-заповедника...

(пару лет назад был этот пост, но тогда у меня было мало читателей...)

Семен Степанович Гейченко работал в управлении Петергофских дворцов-музеев, в Государственном Русском музее. С 1939 по 1941 год научный сотрудник Института русской литературы (Пушкинского дома) Академии наук СССР. В июле 1941 года по доносу был арестован, осужден и приговорен к 10 годам исправительно-трудовых работ. В июле 1943 года реабилитирован и призван в Красную армию, в рядах которой воевал до получения тяжелого ранения, ампутации руки и демобилизации. Весной 1945 года президиумом Академии наук СССР направлен на работу в Пушкинский заповедник. С 1989 года С. С. Гейченко - почетный хранитель-консультант Пушкинского заповедника.

В конце жизни он часто повторял: "Как горестно и тяжко прошла моя долгая жизнь…". Что этим хотел сказать чудаковатый старик, почти пятьдесят лет проживший анахоретом в Михайловском?

А он действительно чудил. Гейченко, например, верил, что если выйти на берег озера Кучане и крикнуть: "Пушк-и-и-н!", то он - Александр Сергеевич - обязательно отзовется. Многие воспринимали это как шутку, блажь, но, слушая Семена Степановича, нельзя было не поверить в магический смысл его литературного шаманства. Критик Валентин Курбатов вспоминает, что Хранитель мог, например, озадачить собеседника неожиданным вопросом:
- А вы знаете, что в лагере я видел побирушку Мандельштама?

Другим парадоксом звучала и реплика, что из ГУЛАГа его вытаскивал сам Тухачевский.

В архиве дочери Семена Степановича хранится множество фотографий, рассортированных по годам, но среди них нет ни одной, датированной 1941 годом. Пожалуй, единственный уцелевший снимок спрятан в уголовном деле N 4809, которое было возбуждено через пару недель после начала войны. Обвинение для того времени стандартное: "антисоветская пораженческая пропаганда", ст. 58, ч.1. По воспоминаниям людей, хорошо знавших Семена Степановича, в послевоенные годы он никогда и никому не рассказывал о своей лагерной эпопее. Поэтому, когда в 1983 году ему в Кремле вручали звезду Героя Социалистического Труда, мало кто знал о том, что в биографии Хранителя был и следственный изолятор НКВД. Как это отразилось на его характере?

По словам первого секретаря Псковского областного комитета партии Алексея Рыбакова, Семен Степанович никогда (!) не позволял себе ни одного негативного высказывания в адрес власти. И тому, видимо, были серьезные причины.

В тридцать три у мужчины уже должны быть ученики и учение. В тридцать восемь, когда Гейченко арестовали, у него не было ничего, кроме долгов. К тому же года за три до начала войны жена бросила его и увезла с собой в Москву двоих детей - Наташу и Федора. Тем не менее алименты приходилось платить каждый месяц, поэтому в день получки от 90 рублей научного сотрудника Пушкинского дома оставалось чуть больше половины.

Ходит легенда, что однажды, чтобы заработать себе на пальто, Семен Степанович умудрился провести за день 11 экскурсий. Но денег все равно не хватало, поэтому иногда, сидя на кухне со своим верным другом, в прошлом успешным ленинградским журналистом Борисом Мазингом, после рюмки-другой он начинал ругательски ругать строй, говоря, что при царе рубль стоил значительно дороже. Азартный Гейченко тут же брал в руки карандаш и начинал доказывать хмелеющему собутыльнику, что раньше можно было купить значительно больше, чем сейчас. Борис согласно кивал, разливал оставшуюся водку и тоже начинал гнуть свое. Ему покоя не давал закон, по которому могли посадить каждого, кто опоздает на работу. Тем более что один раз он сам чудом не подсел за то, что пришел на смену не вовремя.

Во главе страны стоит человек, который не знает российское крестьянство! Люди в деревнях нищенствуют! - подхватывал Гейченко и начинал рассказывать, как в феврале (1941-го. - Ю.М.) он ездил в Пушкинские Горы, какими он увидел крестьян в бывшей усадьбе поэта - Михайловском.
- Во что их превратила власть?! Сущие юродивые: грязные, голодные.

Так они сидели на кухне, пили водку, по привычке поругивая то, что считали нелепым и уродливым. Выражения не выбирали, поэтому под пьяную лавочку доставалось всем: "советской демократии", "победоносной" Красной армии, которая все отступает и отступает. В начале июля фашисты взяли Псков, вплотную подошли к "колыбели революции" - уже пал любимый сердцу Гейченко Петродворец.

В Большом доме на них уже лежал донос. Пятого июля был арестован Борис, а через неделю в следственный изолятор доставили самого Гейченко и хозяйку квартиры, где они жили, - Наталью Йоргенсен. Приволокли даже дворника их дома Николая Яковлева, единственная вина которого заключалась в том, что он никогда не отказывался выпить в компании с культурными людьми. Первым сдался Борис (по всей видимости, его жестоко избивали), потому что практически сразу начал оговаривать себя, Семена, Наталью. Вызванный на очную ставку с ним Гейченко с удивлением узнавал, что его детские воспоминания о колокольном звоне, пышной церковной службе, полковых праздниках, на которые он любил ходить с матерью, чтобы полюбоваться на отца в новой парадной форме, не просто ностальгия о золотой поре каждого человека, а… "антисоветская пропаганда и восхищение царским режимом".

В вину Гейченко поставили даже его сетования на то, что трудно заказать иностранную литературу. Как-то, сидя на кухне, он пожаловался на то, что сотрудники института Академии наук "отгорожены от западной культуры китайской стеной". Эта неосторожная фраза на суде военного трибунала была преподнесена как "восхваление западной демократии".

Читая "дело Мазинга - Гейченко - Йоргенсен", трудно избавиться от мысли, что Оруэлл, автор знаменитого "Скотного двора" и романа-антиутопии "1984", как будто пользовался его страницами в качестве учебного пособия, чтобы донести до своего читателя суть любого тоталитарного режима: стремление поставить под контроль спецслужб даже личную жизнь людей. Какой лист дела ни возьми, практически в каждом допросе встречается фраза, которая объясняет, почему они были так раскованны и откровенны между собой: все их разговоры проходили на кухне (!) - единственном месте, где можно было высказать то, что накипело.

Сейчас уже практически невозможно установить, кто написал донос. Тем не менее вполне естественное для человека желание выговориться и стало основой для возбуждения уголовного дела с ярко выраженным антисоветским привкусом.

Попав в камеру, Гейченко никак не может понять: откуда в НКВД знают про их пьяный треп? Поэтому сначала на все вопросы следователя он отвечает решительным "нет". Однако младшему лейтенанту Алексееву, который вел это дело, понадобилось совсем немного времени, чтобы уговорить подследственного (ночные допросы этому очень способствуют) "разоружиться перед партией", признать, что белое - это черное, а черное - и вовсе заговор!

В лучшем положении оказался привлеченный по этому же делу дворник Николай Яковлев, который всю дорогу испуганно твердил: "Не помню, потому что был выпимши". Люди с высшим образованием уже после второго допроса начали вспоминать даже то, чего не было. А позже, уже в камере, горько сожалели о своей слабости - грехе?

Неслучайно в своем последнем слове на суде Гейченко говорит: "Я раскаиваюсь в своих грешных разговорах, которые подчас были в нетрезвом виде (!)… Я прошу учесть мое искреннее признание и оставить мне жизнь, я отдам все силы, чтобы загладить те прегрешения, которые имели место".

Относил ли он к этим прегрешениям и свою странную любовь, о которой он потом нигде ни разу не упоминал, трудно сказать. Она была старше Семена Степановича на 5 лет. Как говорят в народе, ее бабий век уже клонился к закату, и женское одиночество в этом странном городе становилось уже нестерпимым. Первый муж Александры Николаевны - журналист Мартин Йоргенсен - был арестован и выслан в Сибирь за то, что являлся подданным Дании. Потом судьба связала ее с Борисом. Однако жизнь со спивающимся журналистом тоже вскоре подошла к тому логическому концу, который наступает, когда в их общем бюджете ничего не остается, кроме пустых амбиций и, увы, такого же пустого кошелька. Тем не менее именно Мазинг познакомил ее с Семеном, когда тот оказался без крыши над головой. Такой же одинокий, брошенный, Гейченко был ее последним в этой жизни мужчиной. Поэтому уже на суде в своем последнем слове она будет защищать не себя.

Следователь грозил, что нас все равно расстреляют. Я прошу сохранить жизнь Гейченко и Мазингу. Они неплохие, но больные люди, вот они себя и оклеветали, - умоляла она трибунал. - Граждане судьи, пожалейте их!

Вообще, жизнь Александры Николаевны (дворянки!) типична для русских женщин того времени. В 1920 году она, дочь профессора Черносвитова, в первый раз пытается убежать из страны. Когда нужно будет решиться и сделать последний шаг, она несколько часов просидит на берегу Финского залива, пока ее случайно не обнаружит пограничный наряд. Что остановило ее бегство - еще одна загадка. Тем не менее некоторое время спустя она по поддельным документам с последним (!) эстонским эшелоном бежит в Таллин, где ради куска хлеба выступает в каком-то ресторане. Там Наталья случайно знакомится с Мартином. Вскоре они поженились и сразу же уехали в Берлин, где муж начал работать в газете "Политик". Он несколько раз предлагал ей принять гражданство Дании, но эта бывшая гимназистка не согласилась. В конце концов Наталья Александровна уговаривает мужа вернуться в Россию, где он окончательно и сгинет.

В начале августа Мазинга приговорили к расстрелу, а ей и Гейченко присудили по 10 лет лишения свободы с дальнейшим поражением в правах. По тем временам легким испугом отделался дворник Николай, которому впаяли всего семь лет. Просьба о помиловании Бориса, в которой он умолял отправить его, офицера Красной армии, на фронт, осталась без внимания, и 15 августа 1941 года приговор был приведен в исполнение.

А потом, во всяком случае для Гейченко, начинается другая история, которая, к счастью, не нашла своего документального отражения в архивах Комитета госбезопасности. В 43-м после тяжелого ранения Семен Степанович возвращается домой, чтобы через два года окончательно перебраться в Пушкинские Горы. О том, что он сделал из заштатного литературного музея, написано немало.

На этом месте можно, пожалуй, поставить точку. Хотя один вопрос для многих биографов Хранителя так и остался открытым: почему он так решительно разрубил свою жизнь как бы на две половины? Рассказывают, что он категорически отказался встречаться с сыном, который уже взрослым приехал навестить отца в Михайловском. Почему? Ответ на этот вопрос не будет точным, и все-таки можно предположить, что этому блистательному и талантливому (во всем!) человеку не давала покоя память, постоянно напоминавшая о том, как он оказался бессильным перед сталинской охранкой, которая бесцеремонно (с сапогами!) влезла в его личную жизнь. Как он жил с этой занозой в сердце - одному Богу известно. Его бы понял Пушкин. Иначе не было бы дуэли с Дантесом!

Юрий Моисеенко. Псков - Пушкинские Горы

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения