Cочинение «Анализ сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца. "кладовая солнца" - анализ произведения пришвина

Видно, что Пришвин интересно обыгрывает сказочные мотивы, например, читатель не сомневается в том, что события происходят на самом деле, хотя в повести много сказочных персонажей. Даже Настя сравнивается с Золотой Курочкой, а Митраша называется "Мужичком в мешочке".

В повести "Кладовая солнца", анализ которой мы проводим, рассказывается о приключениях детей, которые остались сиротами. Эти дети попадают в такие непростые жизненные обстоятельства, что и взрослым пришлось бы туго. Детям приходится рано становится взрослыми, решать "взрослые" проблемы. Какие качества проявляют они в таких условиях? Настя, например, очень хозяйственная, Митраша мастеровит, он даже может из дерева сделать посуду.

Хорошо видно само отношение автора к своим героям. Он их называет "нашими любимцами". Понятно, что у Митраши и Насти время от времени возникают недопонимания и перепалка, но брат старается показать, что главным в доме теперь является он. Однако все эти ссоры мило выглядят, поскольку брат с сестрой в общем любят друг друга. Образ главных героев хорошо раскрывается в ситуации, когда дети решают пойти набрать клюквы. Этот момент весьма важен при анализе "Кладовой солнца". Как обстоятельно и серьезно они подходят к сборам! Брат рассказывает о "палестинке", помня рассказ своего отца. Он надеется отыскать "палестинку", чтобы побольше набрать сладкой клюквы. В итоге между ребятами разгорается ненужный спор, и каждый идет в лес сам по себе.

Важные детали анализа "Кладовая солнца"

Природа в сказке Пришвина "Кладовая солнца" играет ключевую роль. Пришвин не только умело описал природу, но и "оживил" ее, представив, как самостоятельное действующее лицо, у которого своя жизнь. Природа даже особым образом выражает свое отношение к происходящему с детьми и влияет на их жизнь. После того как Митраша поссорился с Настей, и они разделились, начал злобно выть ветер и качать со стонами деревья, а солнце исчезло. Таким образом стало понятно, что герои должны готовиться к испытаниям.

Образ старика Антипыча автор создал сказочно - неизвестно, сколько ему лет, видно только, что он очень старый. В своей речи Антипыч то и дело говорит загадками, да к тому же он понимает язык своей собаки Травки и сам может с ней объясниться. Антипыч поведал Травке главную тайну жизни, которая заключается в умении любить и быть любимым, причем, такая взаимная любовь должна быть между живыми существами, особенно, если одному из них требуется помощь. Не случайно идет речь о живых существах, к коим относятся не только люди. Например, когда умер старик Антипыч, это стало несчастьем прежде всего для Травки, которая стала считать в итоге "маленьким Антипычем" нашего главного героя Митрашу. Это произошло после спасения собакой мальчика из болота.

Непременно, делая анализ сказки "Кладовая солнца" Пришвина, надо подметить, что послужило причиной испытаний Митраши и Насти. Митраша понадеялся на себя, забыв народную мудрость. Он направился в самое болото, которое его чуть не погубило. А Настей овладела жадность, которая собирала себе клюкву, уходя все дальше и дальше. Когда девочка поняла, что забралась слишком далеко, она закричала. Но крик ее был вызван страхом за брата, и Митраша уловил ее голос. Сама Настя поняла, что была неправа и укоряет себя.

Выводы о характерах главных героев

Собака Травка не сразу стала воспринимать Митрашу, как своего нового хозяина. Лишь когда герой окликнул своего спасителя-собаку, она приняла его власть. Оказавшись в сильной опасности, Митраша проявил взрослые качества, силу и смелость, и Травка почувствовала это. К тому же, вставший на пути Митраши матерый хищник, оказался сражен человеком, а это еще одно проявление силы и мужества.

Мы надеемся, что данный анализ повести "Кладовая солнца" окажется для вас полезным. Почаще бывайте в нашем литературном Блоге , делитесь статьями с друзьями.

Уже сам подзаголовок повести "Кладовая солнца (сказка-быль)" заставляет читателя обратить внимание на жанр произведения. "Сказка-быль" создана так, что в ней переплетаются реальное и сказочное, причём происходит это на всех уровнях и на уровне языковом, ведь в произведении отчётливо прослеживаются фольклорные мотивы в построении повествования, в описаниях, в лексике, и на уровне сюжетном, когда мотив спасения героя от неминуемой смерти (сказочный мотив) обыгрывается писателем таким образом, что это спасение не вызывает у читателя ни малейшего сомнения в своей достоверности; да и в образах героев - Насти, Митраши, старика Антипыча, собаки Травки очень много от сказочных персонажей - не случайно же Настю повествователь сравнивает с Золотой Курочкой, а Митраша имеет прозвище "Мужичок в мешочке".

Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть "Кладовая солнца" в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже "приземлённые" приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как "их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне".

Пришвин в произведении "Кладовая солнца" показывает детей, которые живут взрослой жизнью, он с любовью описывает хозяйственность Насти, мастеровитость Митраши, он откровенно любуется своими героями: "А какие это были умные детишки! ... не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы". Писатель с большим знанием дела описывает, как Митраша делает деревянную посуду, он восхищается Настей, которая, несмотря на возраст, ведёт себя как взрослая хозяйка. Но, вместе с тем, дети остаются детьми, и постоянные перепалки брата и сестры, в ходе которых чаще всего Митраша пытается доказать, что он "в доме главный", тоже милы автору, он видит в них подлинные отношения между братом и сестрой, которые очень сильно любят друг друга, между которыми возникает "такое прекрасное равенство".

Характеры героев проявляются и в том, как они собираются "за клюквой". Обстоятельность, серьёзность сборов, рассказ брата о "палестинке", о которой говорил когда-то отец, надежда на то, что им удастся найти эту "неизвестную никому палестинку, где растёт сладкая клюква" - и нелепый спор, в результате которого брат и сестра пошли в лесу каждый своей дорогой...

Пришвин замечательно умеет описывать природу. В "Кладовой солнца" природа становится самостоятельным действующим лицом, она живёт своей жизнью, но она же и особым образом "настроена" на жизнь героев. Когда Митраша и Настя расстались, разошлись в разные стороны, "Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали". Так природа выражает своё отношение к происходящему и как бы предсказывает, что дальше героям предстоят испытания.

Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовиться. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет - отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нуждаются в помощи. Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет "ужасным несчастьем" в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше "маленького Антипыча", которого она спасла от гибели в болоте.

Митраша оказался в беде потому, что понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, "Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань". Мальчик, "почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением", но опоздал и "почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь" трясиной, которая никогда не отпустила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.

Если Митраша ушел с "тропы человеческой" из-за самонадеянности, то Настю увела с неё... неосознанная жадность - девочка шла и шла себе "за клюквой", да и не заметила, как оказалась там, где "люди не ходят". Примечательно, что, осознав это, она испугалась не за себя, а за брата, и её отчаянный крик услышал погибающий в болоте Митраша. Настя корит себя за жадность, и этот момент является одним из самых трогательных в повести.

Между Митрашей и Травкой не сразу установилось понимание, но после того, как мальчик позвал спасшую его из трясины собаку, он в ее глазах преобразился, он "отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал..." - для Травки он стал ее хозяином: "С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею..." В минуты смертельной опасности Митраша повёл себя как взрослый, и живое существо признало его право называться хозяином - он стал по-настоящему сильным. Подтверждение этого - то, что ему удаётся убить матерого хищника, и это оказывается удивительным для людей, которые "на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а даже из соседних деревень... И трудно сказать, на кого больше глядели - на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком"...

Дети оказались не просто замечательными детьми, в них те испытания, через которые они прошли, открыли новые, совсем взрослые, качества, прекрасные черты характера. Настя отдала всю клюкву, которая чуть было не увела ее с верного жизненного пути, эвакуированным ленинградским детям, и это был уже совсем взрослый, осознанный поступок, который еще выше поднял девочку в глазах рассказчиков. Хотя автор и сообщает, что рассказ ведётся от имени геологов, открывших торфяные запасы в "Кладовой солнца", читателю понятно, что автор произведения выражает в нем свою жизненную позицию, что он восхищается юными героями, в которых так много тепла, человечности, чувства собственного достоинства, которые так тонко ощущают мир природы и являются такими достойными представителями мира людей.

«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж: так все вокруг лесисто, болотн«В Усолье приплывешь, как будто не в село, а в какое-то
жительство лесных существ, не нарушающих общий пейзаж:
так все вокруг лесисто, болотно, так много природы», - писал
М.М. Пришвин.
«Родники
Берендея»,
«Кащеева
цепь», «Повесть
нашего
времени»,
«Рассказы о
прекрасной
маме» и многие
другие написаны
в селе Усолье.

История создания сказки - были «Кладовая солнца».

В 1945 г. Министерством просвещения был объявлен
конкурс на лучшую книгу для детей. Пришвин принимает в
нем участие и победу в Великой Отечественной войне
встречает новой повестью «Кладовая солнца». Которая
была написана за месяц.
Это произведение насыщено впечатлениями от
усольской природы и жизни писателя среди нее.
Повесть получила первую премию и была напечатана
в июльском номере журнала «Октябрь».

Прототипы в повести

Главными
героями являются
усольские дети –
сироты Соня и
Боря
Александровы.
Сиротство
детей, забота о
них колхозников
легли в основу
сюжета.

«Соне лет 10, Боре – 11. Два года назад у них умерла мать, а вскоре затем отец. Все нехитрое хозяйство – изба, огород и мелкие домашние животные

– остались на детей.» (дневник от
7 апреля 1943 года).

Прототипом образа старика Антипыча был старый лесник Антипыч, живший недалеко от Усолья.

Антипыч и Травка.
Художник И.Л.Бруни.

Образ автора в повести.

Каким видит
окружающий мир
Пришвин?
Каким человек
предстает он перед
нами?
Писатель очень зорок,
он с любовью
наблюдает за
природой, она для
него живая, в ее
жизни он видит
знакомые проявления
человеческого
сердца.

Сказочное и реальное в повести. Что же реально в «Кладовой солнца»?

Место действия.
Время действия – период Великой
Отечественной войны.
Как и многие дети во время войны,
Митраша и Настя осиротели.
Обычные бытовые сценки. (Поиски
клюквы. Ссора детей. Счастливо спасаются от
беды. Возвращение домой с добычей).

Каковы сказочные черты в повести?

Как в сказках, где героями являются тоже брат и сестра. Например: «Сестрица Аленушка и
братец Иванушка», «Гуси – лебеди», «Снежная королева» и др.

Сказочные черты в повести.

Какие отношения между братишкой и сестрой в сказках?
Почему с братом и сестрой в сказках часто случается беда?
А как у Пришвина? Кто виноват в ссоре?
Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и
здесь?

Зачем отправились дети? Какова их цель? Что ищут обычно сказочные герои? За какими сокровищами и чудесами охотятся? Можно ли клюкву сравнит

Зачем отправились дети? Какова их цель?
Что ищут обычно сказочные герои? За какими
сокровищами и чудесами охотятся?
Можно ли клюкву сравнить с сокровищем? К какому
сокровищу оно ближе всего?

Где произошла ссора? Какой сказочный мотив можно узнать и здесь?

Ссора произошла на
развилке двух троп.
Вспомните:
«Налево пойдешь –
богатым станешь,
прямо пойдешь –
голову сложишь,
направо пойдешь –
невесту найдешь» и
др.

С какими трудностями и испытаниями, порой даже с риском для жизни столкнулись дети?

Кто же помог Насте и Митраше? Кто стал спасителем детей?

Чем похожа Травка на этих волшебных помощников и чем отличается от них?

Есть ли в Антипыче что-то, напоминающее сказочного героя? Кто в сказках часто выступает в роли помощника, знающего какие-то тайны и секреты?

Чем похож и не
похож на него
Антипыч?
Какую главную
тайну не открыл
Антипыч
ребятишкам?
Антипыч выступает как хранитель тайны жизни.

Что происходит с природой во время ссоры ребят?

Что происходит с природой во время
Природассоры
одушевлена
и одухотворена.
ребят?
Художественный прием – олицетворение.

В любой сказке есть волшебные предметы.

Что в повести названо
«чудесной вещью»?
Почему?
В чем отличие компаса
от сказочного клубка,
который ведет за собой
героя?

Авторская речь в повести. Чем она напоминает сказочную?

Речь автора
нетороплива,
напевна, плавно
складывается
словечко к
словечку и
подобна светлому
ручейку в
сказочном
дремучем лесу.

Вывод.

Пришвин не случайно назвал свое
произведение сказкой. Сходство с ней
обнаруживается и в сюжете, и в
художественных образах, и в
присутствии чудесных предметов,
волшебных тайн, и в участии природы
во всех событиях, и в особом складе
авторской речи.

У каждого своя тропа.

Настя и Митраша.

Какую характеристику дает Пришвин своим
героям в начале повести? Что он подчеркивает в
детях?
Почему в деревне любили Митрашу и Настю?
Как относились друг другу брат и сестра?
Присутствие родителей постоянно ощущается в
жизни детей. Чем это можно доказать?
Почему во время сбора ребята плохо слушают
друг друга?
Что позвало ребят в поход за клюквой?

Роль природы в повести.

Видят ли дети красоту
наступающего утра? Почему?
Какие тревожные нотки звучат
в описании чудесного
весеннего утра? С чем связана
эта тревога?
Как отреагировала природа на
то, что произошло?
Почему рассказ о ссоре брата
и сестры начинается с
описания сосны и ели?

Поведение Насти и Митраши.

Почему Настя, идя по «общей тропе», забыла о брате?
Почему даже лесные обитатели перестали обращать на
нее внимание?
А помнит ли Митраша о сестре, о том, зачем пошли они в
лес?
Почему Митраша не прислушался к предупреждающим
голосам природы? Что руководило им?
А когда и где вспомнила Настя о брате?
Почему она испугалась, увидев гадюку?
Что произошло в это время с Митрашей? Как он повел себя
в беде? Почему удалось ему спастись?
Права ли Травка, приняв мальчика за Антипыча, т.е.
признав его за хозяина? Почему?
Почему автор назвал Митрашу «большим человеком»? Что
произошло с Митрашей?

Отношение автора к ребятам.

Как относится автор к
тому, что происходит
с его героями? С
каким чувством, с
какой интонацией
рассказывает он об
их приключениях?
Обоснуйте.

Уроки повести.

Чему учит нас история Насти и
Митраши?

Что можно назвать маленькой кладовой солнца?

Горелый пень на палестинке, который
хранит в себе солнечное тепло и делится
им со всеми живыми существами.
Блудово болото со своими огромными
запасами горючего, торфа (доброе тепло и
энергия).
Душа человеческая. Подлинные ценности
жизни: любовь, взаимопонимание, совесть,
ответственность…

Смысл названия повести «Кладовая солнца».

Произведение имело несколько
названий: «друг человека», «Брат и
сестра», «Блудово болото».
Почему Пришвин выбрал другое
название – «Кладовая солнца»?

Вывод.

Название вмещает в себя и жизнь природы,
и жизнь человеческую со всеми ее
радостями и печалями, страданиями и
открытиями, утратами и обретениями; оно
сосредоточивает наше внимание не на
сюжетных ходах, а на глубинном смысле
произведения: ведь кладовая – хранилище
чего – то, а солнце – мать всего живого,
значит, жизни.

МКОУ СОШ имени Героя России Максима Пассара Найхинского сельского поселения

Учитель русского языка и литературы
Мироненко Е. П.

Рассказ Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» повествует о сиротах, о том, как они справлялись с трудностями, как учились жить без родителей.

Главных героев автор описывает очень скрупулёзно. Девочка, Настя, старшая в семье, представляется читателю ответственной и очень трудолюбивой. Она с веснушками на лице, со светлыми волосами, хрупкая и очень умная. Всегда уступала брату, старалась сделать как лучше и во всем ему помогала. Автор называет ее золотой курочкой на высоких ножках. На мой взгляд, Михаил Михайлович недаром дал такое прозвище Насте. На протяжении всего рассказа, он пишет о ней с уважением. Настя вставала до восхода солнца, выгоняла стадо коров на пастбище и, не ложась спать, занималась всеми делами по хозяйству до самой ночи.

Митрашу, брата главной героини, автор описывает как «маленького мужичка в мешочке». Он научился у отца некоторому ремеслу и занимался мужскими делами по хозяйству. Результат своего ремесла Митраша продавал или обменивал. Так и жили сироты, устраивая свой быт.

Автор рассказа очень точно делит обязанности по хозяйству между детьми. Оставшись одни, без родителей, Настя и Митраша занимаются бытовыми делами вместе. «Золотая курочка на высоких ножках и мужичок в мешочке» занимаются женскими и мужскими делами по хозяйству соответственно. Такое разделение труда между детьми и дает им, на мой взгляд, ту сплоченность и дружбу, которая должна быть между родными людьми.

Как-то раз дети решают идти за клюквой. В лесу они расходятся по разным тропам. Митраша попадает в болото и долго не может выбраться, а Настя увлекшись собиранием клюквы забывает про брата. Найти друг друга детям помогает собака лесника по кличке Травка.

Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца» потому, что в лесных болотах очень много торфа. Во времена Отечественной войны данное горючее было очень ценно, да и остается ценным по сей день.

По моему мнению, автор рассказа очень точно передал всю атмосферу, которая должна быть между детьми, которые остались без родителей. Пришвин показал братско-сестринскую любовь. Настя и Митраша всегда были вместе, жили в мире. Ведь они остались одни на целом свете, и роднее друг друга у них никого нет. Автор наглядно показывает в своем произведении, что может случиться, если брат и сестра не будут ладить друг с другом.

После прочтения рассказа «Кладовая солнца», каждый читатель задастся вопросом: как я отношусь к своей сестре или своему брату? Ведь роднее сестры или брата у человека никого нет. Они всегда должны быть вместе и помогать друг другу. А чтобы лучше понять, как следует относиться к родному человеку, стоит прочесть данный рассказ.

Анализ Кладовая солнца - где правда, а где сказка

Произведение написано в 1945 году, поэтому его сюжет и герои рассказа, соответствуют тому тяжёлому для страны времени.

Сюжет прост. В какой-то русской деревне живут мальчик и девочка. Живут одни, потому что сироты – папа их погиб на войне, а мама умерла от болезни. Девочке 12 лет, мальчику 10 лет. У них есть дом, у них есть домашние животные: корова, овцы, куры.

Начиная читать рассказ, сразу понимаешь, что это – выдумка. Не может быть, чтобы в деревне у ребят не было родственников. Не может быть, чтобы детей погибшего красноармейца не устроили в детский дом. И как в таком возрасте они управлялись с хозяйством, которое и взрослому не под силу?

Дальше события развиваются так. Обычное деревенское дело: дети пошли в лес собирать ягоду (клюкву). Девочка, конечно, с лукошком, а мальчик, по нынешней терминологии – «крутой», берёт с собой ружьё и компас. Ну, компас понятно – игрушка, а вот ружьё-то по высоте выше десятилетнего мальчика. Как он его нести будет? Но автор придумывает оправдание: в лесу живёт одинокий и голодный волк. Вот для защиты от волка и взято с собой ружьё.

Должен заметить, что сказочность и в названии рассказа: «Кладовая солнца». Это, по задумке автора, название болота. Но русские торфом печи никогда не топили. У нас дров было достаточно. И такое название болоту никогда бы не дали. Далеки они были от научной идеи, что торф, уголь и нефть – это концентрат солнечной энергии.

Пошли, значит, мальчик и девочка в лес и, конечно, поссорились (как в сказке – не пей водичку – козлёночком станешь). Не послушался братик свою сестру: не по тропинке пошёл, а по компасу. Дошёл до болота и там провалился в топь. Слава Богу, ружьё было с ним! Он за ружьё ухватился и не утонул.

А тут и бездомная собака (друг человека) пришла на помощь и вытащила его из болота. И злого волка он потом застрелил. Затем, сестрица, собрав клюквы, нашла его, и они вернулись домой. А в деревне уже все переполошились: куда дети подевались? Такая вот полусказочная история.

Написан рассказ красиво, а чему он нас учит? Может быть, живите дружно, любите собак и убивайте волков. Или – не ходите, дети в лес одни: там волки живут.

Несколько интересных сочинений

    Мою бабушку зовут Анна. Она очень хорошая и добрая. Я её всегда называю бабуля, потому что она заслуживает этого слова. Бабуля всегда со мной играла, покупала мне много вкусняшек, учила меня печь пироги. Она мне всегда читала на ночь разные сказки

  • Проблема чести и долга в романе Капитанская дочка Пушкина

    В романе Александра Сергеевича Пушкина Капитанская дочка затрагивается множество проблем, одной из которой является проблема чести и долга.

  • Анализ рассказа Платонова Усомнившийся Макар 11 класс

    Многие произведения Платонова, так или иначе, задевают тему человеческих отношений, раскрывая саму её суть, показывая человеческую натуру, и создавая из неё весьма неприятный для восприятия образ

  • Герои пьесы Свои люди - сочтемся! Островского

    Самсон Силыч Большов – глава семьи, крестьянин по происхождению, купец и владелец значительного состояния. Главной его ценностью являются деньги, и в один момент он принимает решение провернуть аферу

  • Образ и характеристика Аннушки в романе Мастер и Маргарита Булгакова

    Впервые про Аннушку мы узнаем в первой и четвертой главе романа. Загадочный иностранный гость по имени Воланд упоминает имя Аннушки, как некий фатальный прообраз женщины, которая в силе изменить текущее время событий.

Цели:

  • на основе прочитанного учить выделять черты характера главных героев,
  • анализировать поступки детей, их поведение в природе;
  • повторить теорию литературы (портрет, эпитет, олицетворение);
  • развивать мышление, устную речь, пополнять словарный запас.

Оборудование: иллюстрации к произведению, портрет М. Пришвина, рисунки детей.

Тип урока: закрепление материала.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивация учебной деятельности, объявление темы, цели урока.

III. Работа над содержанием произведения.

1. Литературный диктант.

1. В каком году была написана сказка-быль? (В 1945 году)
2. Кто такой Антипыч? (Лесник)
3. Как в произведении называли волка? (Серый помещик)
4. По-народному какое-нибудь отменно приятное местечко в лесу. (Палестинка)
5. Топкое место в болоте,всё равно,что прорубь на льду. (Елань)
6. Название болота, возле которого жили дети. (Блудово)
7. Имена главных героев. (Настя, Митраша)
8. Кто спас от смерти мальчика на болоте? (Собака Травка)
9. От чьего имени ведётся повествование «Кладовой солнца»? (Разведчики болотных богатств)
10. Автор произведения. (Михаил Пришвин)

2. Проверка домашнего задания (Читают составленный дома план) .

3. Фронтальная беседа с элементами выборочного чтения текста и пересказом.

  • С самого начала произведения мы знакомимся с главными героями Настей и Митрашей. Рассказчик рисует нам портреты детей. Что называется портретом в литературном произведении? (Описание внешности героя: его лица, фигуры, одежды ).
  • Найдите в тексте портрет Насти.
  • Прочитайте портрет Митраши.
  • Зная некоторые способы выражения авторского отношения, нужно прежде всего остановиться на тех эпитетах и сравнениях, с помощью которых характеризуются дети. Что такое эпитет? (Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувсвовать отношение автора к нему ).
  • Заметьте, автор Настю называет не «курицей», а «курочкой», этим выражает свою нежность к девочке. Помогает понять отношение автора к своим героям именно большое количество уменьшительно-ласкательных суффиксов. Веснушки сравнивает с золотыми монетками, волосы отливают золотом, не нос, а носик, вся она улыбчивая, похожая на весёлое солнышко. Не меньшей симпатией пользуется и брат. Что в его внешности больше всего подчёркивает писатель? (Силу, упорство, настойчивость ).
  • Нельзя не заметить «прямые» оценки рассказчика, в которых он высказывает своё сочувствие к детям, гордится ими, радуется их успехам.

«Они были очень милые…»
«…досталось, однако, детишкам бедным и большая забота…»
«Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились…»
«И какие это были умненькие детишки!»
«Не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как наши любимцы»

Докажите словами из текста, что Настя и Митраша отличаются трудолюбием, деловитостью, хозяйственностью. Они любят и помнят своих родителей.

«Точно так же, как и покойная мать…»
«Митраша выучился у отца…»
«Он (Митраша)хорошо, по-отцовски обернул вокруг ног портянки…»
«- Зачем тебе полотенце?- спросил Митраша.

А как же?- ответила Настя. - Ты разве не помнишь, как мама за грибами ходила?»

«- Ты это помнишь, - сказал Митраша сестре, как отец нам говорил о клюкве…»

Прочитайте начало отрывка «Ель и сосна»…

Писатель наделяет явления природы в этом произведении признаками живых существ.

Как называется такое изображение в литературе? (Олицетворение).

Как именно злые силы природы мешают детям, стараются запугать, уйти из леса?

(Деревья зарычали, завыли, застонали).

И наоборот, как добрая природа успокаивает детей, помогает им:

(Трава белоус показывала направление обхода елани)

Как же дети ведут себя в лесу?

« Было совсем тихо в природе и дети, озябшие, до того были тихи…»
« Затаив дыхание, дети сидели на холодном камне, дожидаясь, когда к ним придут первые лучи солнца».
«Неподвижные сидели на камне».

Остановимся на эпизоде «Спор детей о дороге», выясним, как себя ведёт каждый из них.
- Как ведут себя брат и сестра, оставшись наедине с природой?
- Почему Митраша становится пленником болота?
- Давайте прочитаем «загадочные» слова мудрого лесника Антипыча.

«…Ходите вы, ребята, одетые и обутые…»

Что не договаривал лесник?

« Не знавши броду не лезьте в воду».

Как понимаете эти слова?
- Митраша прямо полез в Слепую елань, проигнорировав двумя вещами. Какими?

(Предупреждение Насти и трава белоус).

Увидев Травку и почувствовав надежду на спасение, Митраша уже не повторял ошибки, а действовал осторожно, обдуманно. Докажите это словами из текста.

«…И маленький человек остановил в себе большое сердце. Он замер в точном расчёте движения…»

Вернёмся на дорогу, по которой шла Настя. Она выбрала правильную дорогу: не случайно именно она нашла клюквенную палестинку. Над чем заставляет нас задуматься Пришвин, изображая путь Насти? Найдите отрывок «Лесные ягоды», и нам станет понятно, что Пришвин подбирает «ласковые слова», чтобы передать ласковое отношение к при роде.

Как же ведёт себя Настя среди такого богатства?

(Её охватывает жадность)

Такая жадность не нравится писателю, он показывает великана-лося и говорит, что ему, такой громадине хватает осиновой корочки и лепестков болотного трилистника.

«Откуда же у человека при его могуществе берётся жадность даже к кислой ягоде клюкве?» - с упрёком спрашивает Пришвин.

Что же заставило девочку осознать свой поступок? (Встреча со змеёй )

Что же Насте представилось?

…будто это она там, на пне…

Девочка глубоко переживает случившееся и дальнейшими действиями…(больным детям отдала всю целебную ягоду ).

Пути открывателей и осваивателей нужны и полезны людям, но сила и красота проявляется в полной мере только тогда, когда на выбранном пути он следует высшему долгу - быть полезным другим. Отступление от этого делают несчастным прежде всего самого человека.

Настя кричала, Митраша слышал её крик и ответил ей, но почему же девочка ничего не услышала? (Порыв ветра унёс крик в другую сторону ).

Расскажите, что же случилось, когда Митраша выбрался из Слепой елани. (Убил волка ).

Как же вели себя соседи, когдау3слышали рёв голодной скотины?

Чему удивились все?

Как теперь стали называть «мужичка в мешочке»? (Героем ).

Теперь осталось сказать, кто же такие рассказчики. Прочитайте.

IV. Вывод.

Так что же такое кладовая солнца? (Это не только Блудово болото со своими запасами горючего торфа, это вся природа и человек - «мудрый хозяин».)

Соединяя жизнь людей и природы, Пришвин выражает свою главную мысль: Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой, понимать её, любить и охранять. (Это эпиграф к уроку, его записываем в тетрадь ).

V. Домашнее задание:

1. Подумайте, почему «Кладовая солнца» называется сказкой-былью?
2. Пересказать близко к тексту одно из описаний природы.
3. Нарисовать иллюстрации «У лежачего камня», «Ель и сосна на Блудовом болоте».

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения