Герои повести прощание с матерой с характеристикой. Три поколения героев повести "прощание с матерой" - три взгляда на решение проблемы "человек и родная земля" Образ огня в повести прощание с матерой

Характеристика литературного героя Матера – остров и деревня. Название означает “мать”, “материнская земля”. Для ее жителей М. символизирует весь мир, обеспечивает нормальный естественный ход жизни. В земле М. лежат предки ее жителей, которые передали эту землю детям в пользование, а эти дети должны передать своим и т. д. В повести показаны те времена, когда деревня “повяла,…откоренилась, сошла с привычного хода”. Ниже по Ангаре строили электростанцию. От этого вода в реке поднималась и постепенно должна была затопить М. Жителей острова переселяли на “большую землю”, в город. М. показана как ковчег, хранительница нравственных законов, человеческой души: “…от края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты, и дикости, и всякой твари по паре – всего, отделившись от материка, держала она в достатке”. В финале повести М. исчезает в глубине вод вместе с верными ее жителями – старухами, Богодулом и Колькой. Эти люди не смогли “вписаться ” в новую жизнь, бесплодно суетную, не дающую человеку возможности оглянуться и побыть наедине с собой.

Сочинение по литературе на тему: Матера (Прощание с Матерой Распутин)

Другие сочинения:

  1. Листвень Характеристика литературного героя Листвень (царский листвень) – дерево лиственницы, возвышавшееся над Матерой. Л. – полноправный герой повести. Без него невозможно было представить остров. Могучий и властный, Л. стоял на бугре, заметный отовсюду и знаемый всеми. На Матере существовало поверье, Read More ......
  2. Прощание с Матерой Простоявшая триста с лишним лет на берегу Ангары, деревня Матера повидала на своем веку всякое. “Мимо нее поднимались в древности вверх по Ангаре бородатые казаки ставить Иркутский острог; подворачивали к ней на ночевку торговые люди, снующие в Read More ......
  3. Петруха Характеристика литературного героя Петруха (Никита Алексеевич Зотов) – беспутный сын Катерины, “несчастный пьяница”. Никто не называл его по имени, а все кликали по прозвищу П., данное ему за простоватость и никчемность. П. очень хочет покинуть Матеру и начать новую Read More ......
  4. Воронцов Характеристика литературного героя Воронцов – председатель поссовета в новом поселке. Отвечает за санитарное состояние Матеры перед затоплением. Первое его столкновение с жителями острова происходит по поводу разорения санитарной бригадой кладбища. Старик Карпов разъясняет герою разницу между ним и стариками Read More ......
  5. Богодул Характеристика литературного героя Богодул – приблудившийся к Матере старик. Очень любил русский мат, за что его и прозвали “богохулом” (“богодулом”). Летом герой иногда отлучался с Матеры, зимой же жил здесь безвылазно, все больше у старух, иногда ночевал в бане. Read More ......
  6. Просматривая жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина, испытываешь особое, захватывающее чувство на тех этапах его жизни, где происходит чудесное превращение деревенского мальчика в великого писателя: вот только он был школьником, как все, студентом, каких несколько миллионов, журналистом, начинающим писателем, Read More ......
  7. Павел Пинигин Характеристика литературного героя Павел Пинигин – сын Дарьи Пинигиной 50-ти лет. П. – представитель среднего поколения в повести. Он не может также безоглядно, как Андрей, оторваться от Матеры, от ее жизненных принципов, усвоенных с молоком матери. П. страдает Read More ......
Матера (Прощание с Матерой Распутин)

Сочинение

«Прощание с Матерой» - реалистическое произве­дение, в основе сюжета - обычное для тех лет затопле­ние острова с располагающейся на нем деревней, по­скольку на реке строится плотина для электростан­ции. Но писатель использует в повести некоторые ми­фологические образы, которые расширяют смысл произведения, придают рядовым вещам глубину сим­вола.
Первая же фраза повести задает тему «последней весны». «Последняя весна» - явное противоречие, если учесть, что в фольклорной символике весна - начало новой жизни. «Последней» эта весна становится для Матеры. Название острова и деревни также символич­но, так как слово этимологически связано со словом «мать», а словарь В.И.Даля указывает на значение «ма­терик». У Распутина же Матера - остров, то есть «учас­ток суши, со всех сторон окруженный водой». Вода - один из ключевых символов повести: она затопит дерев­ню. В фольклоре существует образ «живой воды», но в «Прощании с Матерой» вода становится символом смер­ти. По мысли автора, человек искажает основы бытия, превращая жизнь в смерть. Вода указывает и на библей­скую тему всемирного потопа, посланного человечеству в наказание за грехи. Но если в Библии праведники спа­саются, то у Распутина как раз они-то (бабка Дарья, Бо-годул, Сима, Катерина и мальчик Колька - невинный ребенок) избирают гибель, предпочитая смерть существованию в неправедном мире. Тема потопа подчерки­вается и множественными описаниями затяжных, «все­охватывающих» дождей в начале повести. Воде проти­вопоставляется ©2001-2005 Алл С о ч.Р У стихия огня, огня «пожирающего», так­же символа небесной кары: горят поджигаемые беспут­ным Петрухой дома. Перед всемирным потопом прихо­дят знамения, случаются чудеса. Так, бабка Дарья разго­варивает с Богом: «Я седни пришла в себя, а я вслух раз­говариваю. Навроде как кто со мной рядом был, спра­шивал у меня, а я с им говорела». В другой раз она слы­шит голоса умерших предков.
Символичен и эпизод с кладбищем.

Свое богопротивное, кощунственное дело они называ­ют «очисткой территории». Старухи изгоняют их, как изгоняют нечисть, называя нехристями. Вспомним пуш­кинские строки:
Два чувства дивно близки нам - В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня! Земля была б без них мертва, Как «без источников» пустыня И как алтарь без божества.
Пришлые люди, «по распоряжению санэпидстан­ции», покусились на сами основы человеческого бытия. Они не видят в мертвых живых, а вот бабка Дарья даже в избе своей видит живую душ)". Перед неотвратимым сожжением дома она решает сто «прибрать». «Не об­мыв, не обрядив во все лучшее покойника в гроб не кла­дут - так принято. А как можно отдать па смерть род­ную избу, из которой выносили отца и мать, деда и баб­ку, в которой сама она прожила всю, без малого, жизнь, отказав ей в том же обряженье?» По мысли Распутина,
в Дарье заключается нравственный идеал, в повести именно она выступает в роли хранительницы народных традиций.
Наиболее ярко мифологические образы проявляют­ся в истории с «царским лиственем». Слово «листвен­ница» женского рода, но автору, очевидно, важно пока­зать мужское начало этого символа Матеры: «...нет, это был он, «царский листвень» - так вечно, могуче и влас­тно стоял он на бугре заметный почти отовсюду и зпае-мый всеми». Разумеется, этот образ связан с образом Мирового древа, соединяющего небо и землю. «Неиз­вестно, с каких пор жило поверье, что как раз им, «цар­ским лиственем», и крепится остров к речному дну, од­ной общей земле, и покуда стоять будет он, будет стоять и Матера». Издревле к нему относились как к святыне и только в новое время стали забывать традицию празд­ничных подношений - так теряется связь с истоками. Гибель Матеры и смерть «Мирового древа» неразрыв­но связаны между собой.

Его рубят топорами, жгут, обливая бензином, - а оно стоит. Даже продуктом человеческой цивилизации - бензопи­лой - не удалось извести листвень. Старая береза - един­ственное дерево, которое листвень допустил расти ря­дом с собой, - несомненно, олицетворяет женское на­чало. Об этом говорит фраза: «...быть может, корни их под землей и сходились». Не справившись с лиственем, мужики от злости «уронили» березу, виновную лишь в том, что стояла рядом. Погублено женское начало, даю­щее жизнь. Листвень остался не сломлен, «но вокруг него было пусто».
Пустотой, небытием заканчиваются и дни Матеры - проявляется это в теме тумана, окутавшего деревню. И только слышно, как оплакивает свой остров Хозяин: «...в раскрытую дверь, как из разверстой пустоты, по­несло туман и послышался недалекий тоскливый вой - то был прощальный голос Хозяина».
Таким образом, мы видим, что использование мифо­логических символов превращает смерть одной дерев­ни в гибель всего Богом данного мира.

Другие сочинения по этому произведению

«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой» Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой») Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».) Символика в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор")

Дарья Пинигина – женщина с непростой судьбой. Пережила войну, похоронила трех своих детей, потеряла мужа. Отсутствие поддержки, ласки и понимания сделало старушку бесчувственной. Ей 80 лет. Однако она продолжает вести хозяйство, ведь кроме нее о доме некому будет позаботиться.

В город переезжать не хочет. Общение с живым сыном дается Пинигиной чрезвычайно тяжело – кажется, что между ними стена либо пропасть и эти два противоположных полюса никогда не обретут консенсуса.

От остальных бабушек Дарья отличается повышенной восприимчивостью к прошлому и силой воли. Несмотря на то, что она не такой уж и экстраверт, именно в ее доме собираются на приятные чаепития все пожилые женщины округи.

Павел – сын главной героини. Работящий. Ему около 50 лет. Фаталист – впрочем, как и его жена, и дети. Мать герой не осуждает, редко спорит с ней. Однако понимание от этого не появляется. Он желает покоя и определенности – поэтому всем естеством своим делает вид, что трагедия деревни ему совершенно безразлична.

Андрей – молодой парень (22 года), внук Дарьи. Деревенской жизнью практически не интересуется. Мало того, она угнетает его. Не так давно вернулся из армии. Несмотря на то, что он не проявляет в себе ничего выдающегося, Андрей мечтает вершить подвиги и слиться с прослойкой «передовой молодежи». Считает, что каждый кузнец своего счастья, и что только лишь отстаивание своего мнения может принести положительные результаты.

Богодул – обросший старик, в коем есть что-то звериное. Проживает в заброшенном здании. Всегда ходит босиком. Странноват. Иногда любит выругаться, как следует. Зимой пытается прижиться у кого-то из деревенских, в банях. Ходят слухи, что он скрывается, потому, что кого-то убил. Является в Матере кем-то вроде домового, ведь защищает эти земли, препятствует сносу старого кладбища

Егор и Настасья – соседи Пинигиных. Переехали в город первыми. Однако мужчина умирает, не выдержав разлуки с Родиной. Что же касается жены, на фоне смерти мужа у нее «ломается» психика: Настасья то пугает окружающих странными слухами про благоверного, то разговаривает с вещами. Сходя с ума, героиня ежеминутно ищет подтверждение тому, что ее существование в этом мире не было напрасным

Зотова Катерина – хорошая, добрая женщина. Подруга Дарьи. Ее сын не работает, любит приложиться к бутылке и отъявленный врун. Пытается найти поддержки у своей приятельницы. Однако верит в то, что рано или поздно парень «придет в себя», образумится. Вместе с другими стариками остается на острове до последнего.

Петруха – тот самый «непутевый» сын Катерины. На самом деле его имя – Никита. Однако этого не помнит даже родная мать. Является посмешищем в деревне – вначале потому, что был «прижит» от женатого, а после подтвердил статус, благодаря своим поступкам. Слаб по отношению к алкоголю. Не имеет ни постоянной работы, ни сезонных подработок. Бесполезен, однако, считает себя значимым. Чтобы возвысить себя в глазах других, Петруха пытается врать, но ему мало кто верит – возможно, потому что его все знают.

Второстепенные герои

Воронцов – ответственный за переселение, председатель совхоза. Местные его не уважают и не понимают. Равно как и он не уважает и не понимает их.

Хозяин острова – маленький зверек, является духом Матеры. В совершенстве ведает все об этой земле. Его мало кто видит. Предстает перед Дарьей, но она, убитая горем от сожжения избы, не замечает его присутствия.

Вариант 2

Пинигина Дарья

Основным персонажем произведения является восьмидесятилетняя пожилая женщина по имени Пинигина Дарья Васильевна, представленная писателем в образе коренной жительницы острова Матеры.

Дария Васильевна описывается в повести в качестве высокой, поджарой старухи с бескровным лицом, беззубым ртом, сухими губами, прожившей нелегкую человеческую жизнь, но не растерявшую собственную энергичность. Невзирая на свой возраст Дария Пинигина самостоятельно занимается своим большим хозяйством в виде огорода, домашней живности и бытовой работы. Характерными чертами героини являются ее правдивость, совестливость и справедливость, которые притягивают к ней местных жителей острова, любящих приходить на чашку чая из любимого самовара Дарьи Васильевны. Героиня отличается особой любовью к родным местам, где покоятся ее предки, и предпочитает оставаться на Матере, несмотря не затопление острова.

Павел Миронович

Также ключевым героем повести писатель представляет сына Дарьи Пинигиной, Павла Мироновича, пятидесятилетнего мужчины, работающего в совхозе в должности тракториста, устав от постоянной перемены от совхозного бригадира до заведующего гаража. Павел характеризуется в повести в образе простого, честного, трудолюбивого человека, хорошо относящегося к матери и старающегося оказать ей любую помощь. Павел Миронович имеет семью, состоящую из жены и трех сыновей, младший из которых, Андрей, вернувшись из армии, проживает совместно с родителями. В ситуации с островом, связанной с его затоплением и переселением местных жителей, Павел ощущает огромную жалость к Матере, устает от собственных переживаний и радуется, когда понимает, что наступает определенность.

Андрей Пинигин

Сын Павла, Андрей Пинигин, является одним из второстепенных героев произведения, и представляет собой молодого двадцатидвухлетнего мужчину, здорового на вид, недавно вернувшегося из армии, отличающегося гордо поднятой головой и солдатской выправкой. Андрей характеризуется в повести как разумный, взрослый человек, выстраивающий свою собственную жизнь по заранее разработанному им плану, желающего осуществлять трудовую деятельность на важном для государства объекте, где работает передовая молодежь, не тратя силы на жизнь в глухомани.

Богодул

Также второстепенным персонажем повести представлен старик Богодул, поселившийся на острове в давние времена, но не являющийся его коренным жителем. Богодул позиционирует себя как представитель польской нации, не любит изъясняться на русском языке, но обожает использование в своей речи матерных слов и выражений. Внешность старика напоминает сказочного лешего, отличаясь лохматой головой, красными глазами, огромными ручищами и отсутствием почти круглый год обуви на ногах. Местные жительницы с симпатией относятся к Богодулу, однако мужики его сторонятся, не понимая чудаковатость натуры Богодула.

Петруха

Одним из жителей Матеры является Петруха, второстепенный герой повести, сорокалетний мужчина, сын одной из старух Катерины, имеющий данное при рождении имя Никита Алексеевич Зотов. Петрухой его называет местное население, поскольку по жизни мужчина проявляет себя как никчемный беспутный разгильдяй, не работающий, не имеющий имущества, кроме своей ненаглядной гармошки, любящий поболтать и выпить, отличающейся ленью и бестолковостью. После начала переселения Петруха устраивает пожар собственной избы с целью получения компенсации, представив его как несчастный случай, а затем поджигает и дома соседей.

Катерина Зотова

Кроме того, в образе жителей острова в повести изображаются Катерина Зотова, мать Петрухи, являющаяся милой и доброй старушкой, супруги Егор и Настасья, переехавшие в город с Матеры в связи с затоплением, где старик Егор, истосковавшись по родине, умирает, а Настастья возвращается на остров к оставшимся жителям, а также старуха Сима с внуком Колей, оставленным ей ее немой дочерью и Борис Андреевич Воронцов, занимающий должность председателя совхоза.

Хозяин остров

На протяжении повести писатель использует образ Хозяина острова, описанного в виде невидимого, сказочного существа, охраняемого Матеру, осуществляющего еженощно осмотр обреченного островного поселения.

Характеристики 3

Героями данного произведения являются простые люди, которые проживают в деревне. В произведении столкнулись два мира, деревня и город. Жизнь людей, которых оторвали от корней, становится бессмысленной. Ведь люди полностью срастаются со своей землей и оторвать их невозможно друг от друга. Речь пойдет о том, как доставалось людям расставание с родной землей. Кому-то расстаться было легко, а вот кому-то немерено тяжело и болезненно. В сюжете описывается гибель деревни. Почти каждый персонаж, проживающий в деревне, имеет свою трогательную историю, которая может пронзить до глубины души.

Дарья Пинигина.

Одной из главных героинь в произведении является строгая женщина пожилого возраста. Восьмидесятилетняя старушка, пережившая войну, схоронила своих детей, а ее супруг считается без вести пропавшим. Женщина ведет свое маленькое хозяйство. По характеру она очень сильная женщина. Другие женщины с деревни любят приходить к ней в гости, чтобы попить чай вместе. Имеет единственного сына Павла, с которым у них недопонимая.
Павел.

Еще одним персонажем является пятидесятилетний сын старушки. В его жизни военные годы оставили глубокий след у него на сердце. Павел, несмотря на все недопонимая между ним и матерью, любит ее и пытается во всем помочь. Ему также, как и матери не хватает человеческих чувств. Он женат и у него есть дети.

Помимо сына у героини есть также двадцатилетний внук, которому не интересно жить в селе. Он хочет двигаться вперед, идти вместе с другой молодежью, а также завести семью. Ради этих целей он даже уволился с работы в заводе.

Еще одним весьма странным персонажем является заросший как животное, старик, проживающий в заброшенно доме. Он всегда ходит с голыми ногами и часто матерится. Тем не менее зимой, старухи дают ему ночлег в банях, они испытывают к нему жалость. Богодул является неким защитником их села, он даже смог остановить снос кладбища.

Настасья и Егор.

Являются соседями семьи, которые переехали из деревни в город. После переезда, Егор умер, а Настасья решила уехать обратно в родную деревню и жить там с остальными жительницами до конца своих дней. После того, как умерли ее дети, она начинает странно себя вести, вплоть до того, что общается с вещами дома.

Катерина.

Еше одна пожилая героиня, которая является подругой Дарьи. Имеет неработающего сына, который увлекается алкоголем и очень страдает от этого. Постоянно ищет в этом какие-то оправдания и надеется на лучшее, что ее сын бездарь когда-нибудь изменится.

Является сыном Катерины, а также неким посмешищем для жителей деревни, к тому же страшный врун.

В произведении упоминается также о второстепенных персонажах, таких как председатель совхоза по фамилии Воронцов, которого не уважают местные жители, для них он считается чужим. Смог прогнать людей, которые разрушали могилы на кладбище.

Также упоминается о маленьком звере, неком духе деревни. Его никто никогда не видел. Он имеет вид мелкого зверька и оберегает остров.

Несколько интересных сочинений

    Россия – сильнейшая в мире держава! - так нам внушают с самого детства. Однако последние события на международной политической арене говорят об обратном. Но надо признать, что сейчас Россия в трудном положении

  • Портрет Сони и Маруси (сравнение) в повести В дурном обществе

    Каждой девочке примерно лет 4. Они разносторонние. Соня – веселая. У нее кругленькое, пухлое тело, волосики темные, но наряженные шикарным бантом

  • Герои произведения Василий Теркин

    В поэме «Василий Теркин» главный герой олицетворяет образ обычного русского солдата, а окружающие его второстепенные персонажи не имеют имен, это его сослуживцы, генерал и пожилая пара.

  • Анализ произведения Гаршина То, чего не было

    Замечательное и поучительно произведение, которое называется «То, чего не было», написано русским писателем 19 века Всеволодом Михайловичем Гаршином. Анализ данного литературного творения представлен в данной статье.

Обитатели острова Матеры - люди разных поколений. Здесь живут древние старики, пожилые люди, люди зрелого возраста, молодежь, дети. Всех их объединяет одна проблема (можно было бы сказать "беда", если бы многие не относились к ней, как к чему-то долгожданному) - грядущее затопление острова. Распутин показывает, насколько ио-разному разные поколения воспринимают близкую разлуку с родной землей.

Три ярких представителя разных поколений одной семьи - главная героиня повести Дарья, ее сын Павел и внук Андрей. Для всех них Матера - Родина. Здесь все они родились и выросли. Но насколько же по-разиому эти, родные друг другу люди, относятся к своей Родине!

Вот Дарья, суровая, непреклонная женщина, к которой при чтении чувствуешь невольное уважение, возможно потому, что она не позволяет себе поддаваться слабости. Дарья не только всю жизнь провела на Матере, она даже никуда не уезжала с нее.* Матера кормит ее всю жизнь, в достатке отдает самое ценное - хлеб и картошку. Взамен Дарья вкладывала огромные труды в землю, ухаживала за ней.

Но только ли труд, вложенный в землю, делает ее родной нам? Да, и это тоже, но есть нечто, что привязывает нас еще сильнее. Это родные могилы. От них не уйдешь. Только рядом со своими близкими мы хотим лежать в земле, хотя, казалось бы, не все ли нам равно будет после смерти? Дарья - тот человек, который считает: нет, не все равно. Мы связаны со своей землей цепью поколений, что были до нас. Люди, обладающие высокими нравственными качествами, не могут не питать любви к своей земле. Человек, подобно дереву, связан с землей. Недаром Настасья говорит: "Кто ж старое дерево пересаживает?" Недаром в повествовании проводится аналогия между Дарьей и "царским лиственем" (автор не сравнивает их открыто, но сравнение стойкого дерева и суровой старухи приходит в голову само собой). Да разве только Дарья и Настасья так привязаны к своей земле? А Катерина, избу которой поджег родной сын? А богохульник Богодул, похожий на лешего? Для всех них память священна, могилы предков - неприкосновенны. Потому они и остаются на острове до последнего. Не могут они предать родную землю, пусть разоренную и сожженную дотла.

Сын Дарьи, Павел - представитель среднего поколения. Он колеблется в своих убеждениях между стариками и молодыми, и сам на себя сердится за это. Ему больно расставаться с Матерой, но к могилам он уже не так привязан, как мать (может быть, поэтому так и не успел их перевезти). Павел живет на два берега. Конечно, он ощущает боль прощания с Матерой, но в то же время чувствует, что правда - на стороне молодых.

А что же молодые? Каково их отношение к земле, взрастившей их? Вот Андрей. Он восемнадцать лет прожил в Матере. Он ел хлеб и картошку, рожденные этой землей, он косил, пахал и сеял, он вкладывал в землю немало труда, и получал тоже немало, как и его бабушка. Почему же Андрей не только без жалости расстается с Матерой, но и собирается принять участие в строительстве ГЭС, то есть стать участником затопления? Дело в том, что у молодых связь с землей всегда намного слабее, чем у стариков. Возможно, это связано с тем, что старые люди уже чувствуют приближение смерти и это дает им право и возможность думать о вечном, о памяти, которую оставят они после себя, о смысле своего бытия. Молодые же в основном устремлены в будущее. Им некогда сидеть на кусочке земли, который носит абстрактное название Родина, и горевать о нем. Они стремятся вперед, к осуществлению высоких идей, как Андрей. Или, как Клавка и Петруха, к более комфортной жизни. Эти двое готовы даже поджечь свои избы, чтобы поскорей вырваться "на волю". Петруха и поджигает в конце концов дом, в котором он рос. При этом он не испытывает ни малейшего сожаления. Зато страдает его мать, Катерина, - представитель старшего поколения.

Так повелось испокон веков, что старики - хранители традиций, а молодежь двигает вперед прогресс. Но, даже преследуя самые благие цели, следует ли забывать свою Родину, свои корни? Ведь твоя земля - твоя мать. Недаром слово "Матера" созвучно слову "мать". Можно, конечно, осуждать стариков за нежелание взглянуть в лицо будущему, но зато всем нам нужно учиться у них любви и уважению к Родной земле.

Разделы: Литература

Класс: 11

Задачи урока:

Личностные

  • совершенствование духовно-нравственных качеств, уважительного отношения к русской литературе;
  • совершенствование умения решать познавательные задачи с помощью различных источников информации.

Метапредметные

  • развивать умение понимать проблему, выдвигать гипотезу;
  • развивать умение подбирать материал для аргументации собственной позиции, формулировать выводы;
  • развивать умение работать с разными источниками информации.

Предметные

  • развивать умение понимать связь литературных произведений с эпохой их написания, выявлять заложенные в произведении вневременные нравственные ценности и их современное звучание;
  • развивать умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров;
  • развивать умение понимать и формулировать тему и идею произведения, нравственный пафос произведения;
  • развивать умение характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • закрепление умения понимать авторскую позицию и формулировать свою позицию по отношению к ней;
  • закрепление навыка отвечать на вопросы по прочитанному тексту, вести диалог
  • закрепление умения писать сочинение, связанное с проблематикой изученного произведения.

Ход урока

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Животворящая святыня!
Земля была б без них мертва,
Как........ пустыня.
И как алтарь без божества.
А.С. Пушкин

Четыре подпорки у человека в жизни:
дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе
править праздники и будни, и земля,
на которой стоит твой дом.
В.Г. Распутин

1. Постановка задачи урока.

Анализируя повесть В.Г. Распутина, мы должны выявить философский, символический и экологический аспекты произведения.

3. Образ Матёры

Каков сюжет повести?

(История затопления расположенного на острове сибирского села Матёры)

Прочитайте описание Матёры. (2 глава)

Матёра – матёрый, мать, материк.

Матёрый –

  • полный сил, крепкий, достигший полной зрелости;
  • опытный, знающий;
  • неисправимый, отъявленный

МАТЕРЫЙ или матерой, матерущий (по словарю В.И. Даля) - большой, высокий, огромный; толстый, плотный, здоровенный, дородный, дебелый, тучный; взрослый, возмужалый, на возрасте, не малый.

Если остров должен быть затоплен, зачем рассказывать читателю историю Матёры?

(Как у людей есть прошлое, есть предки, есть прошлое и у земли. Чем больше знаешь ты знаешь о человеке, о родной земле, тем они ближе тебе и дороже. Гибель Матёры – это тяжёлое время для многих жителей деревни. А тяжёлое время – это время испытаний человека. Характер, душа обнажаются в эти моменты)

Прочитайте историю Матёры. (1 глава)

Повесть начинается с описания Матёры весной. Что осталось неизменным, а что поменялось? Какой характер носят это перемены?

4. Атлантида (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 2

Есть ли связь между Атлантидой и Матёрой?

Как погибла Атлантида?

(Люди стали эгоистичнее, более алчными.)

Почему судьбу Матёры можно сравнить с судьбой Атлантиды?

(Строительство ГЭС привело к затоплению Матёры)

Жители Матёры похожи на атлантов? (нет)

5. Иркутская ГЭС (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 3

6. Отношение к “малой родине”, к Матёре (дом. задание по группам)

1 группа

Как относятся к происходящему? Дарья (гл. 14), Настасья (гл. 7)

2 и 3 группы

Как относятся молодые к происходящему? Петруха (гл.2), Павел (гл. 9,22), Андрей (гл. 12), Клавка Стригунова (гл. 13), санитарные бригады (гл. 3), Воронцов (гл. 3)

4 группа

Почему Дарья вспоминает родителей? Что Дарья думает о человеке? (гл. 4)

Прочитайте сцену, когда в конце повести Дарья приходит на кладбище. Почему в этом эпизоде много вопросов? (гл. 18)

Какова история жизни Дарьи? (гл. 5) Зачем автор её рассказывает читателям?

5 группа

Каковы точки зрения Дарьи и её внука Андрея на место человека в мире? (гл. 12)

В чём суть спора Дарьи и Андрея в 13 гл.?

О чём больше всего горюет Дарья при отъезде Андрея? (гл. 15)

Вывод

Столкновение “отцов” и “детей” переходит в столкновение добра и зла, нравственной чистоты и нравственного оскудения, убожества. Мы понимаем, что писатель сокрушается не просто о том, что старое сменяется новым, а о том, что уходит или может уйти навсегда, о потере нравственности, которую нельзя будет восполнить. В этом заключается философский смысл повести.

Какие противопоставленные образы можно выявить в повести?

  • жители Матёры – представители власти
  • природа – цивилизация
  • деревня – город

Какой вывод можно сделать на основе этих сопоставления этих образов?

7. Стихотворение Станислава Куняева “Валентину Распутину” . Приложение 5

8. Символический аспект повести

Итак, мы заговорили о символах. А что такое “символ”?

(Знак, предмет, образ, несущий определенную смысловую нагрузку).

Посмотрим, какие символы есть в повести “Прощание с Матерой” и попытаемся разобраться, что они означают.

В чём символическое значение образа Ангары? (гл. 4) Описания сенокоса? (гл. 11) Сцены уборки избы? (гл. 20)

Каково символическое значение образа огня? (гл. 8, 18, 22) Образа лиственя? (гл. 19) Образа хозяина? (гл. 6)

Образ огня (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 6

Образ лиственя (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 7

Хозяин (Рассказ подготовленного ученика) Приложение 8

Матёра – деревня, остров на Ангаре, родная земля, родина, мать.

9. Итоги

Как вы понимаете смысл финала повести?

10. Слово учителя.

В повести много традиционных символов, однако иногда они приобретают иное звучание. Образ весны знаменует не начало расцвета, не пробуждение, а последнюю вспышку жизни.

Символичен образ Дома. Он изображен одухотворенным, живым. Перед неизбежным пожаром Дарья убирает Дом, как убирают покойника перед похоронами.

Трагическим завершением повествования является ощущение конца света; герои, оставшиеся последними на острове, чувствуют себя “неживыми”, брошенными в разверстой пустоте”.

Вот такой глубокий подтекст спрятан в повести “Прощание с Матёрой”.

Кроме философских вопросов Распутин поднимает и актуальнейшую проблему наших дней – экологическую. Это касается не только нашей страны. Все человечество волнует вопрос: каковы будут последствия научно- технического прогресса, цивилизации в целом? Глобальные проблемы, поднятые писателями, исследуются учёными, принимаются во внимание практиками. Сейчас уже ясно, что главная задача человечества – сохранить жизнь на Земле.

Как вы думаете, от чего зависит отношение человека к природе?

(От воспитания, от любви к родине, от уважения к самому себе и другим людям).

Есть такой термин “экология души”. Как вы его понимаете?

(Охрана нравственной, духовной чистоты людей).

Связаны ли между собой экология природы и “экология души”?

(Да. Если человек осознает себя частичкой народа, общества, истории, чувствует благодарность к предкам и ответственность за потомков, он будет пытаться сохранить Землю, родину, дом для них.)

Писатель изначально ставит в своем произведении проблемы духовные, влекущие за собой проблемы материальные.

Завершая сегодняшний урок по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности: о бережном отношении к малой родине, Родине, об отношении к предкам, о назначении человека; или же вас больше взволновала экологическая проблема? Тем не менее произведение Распутина – кладезь мудрых мыслей, бесконечный поиск ответов на философские вопросы. Я уверена, что ни один из вас не остался равнодушен к героям повести Распутина.

11. Высказывания о природе. Приложение 9

Какое высказывание подходит к повести больше всего? Аргументируйте своё мнение.

12. Домашнее задание

Подготовиться к сочинению по повести Распутина “Прощание с Матерой” (составить развернутый план)

Список литературы

  1. Распутин В.Г. Прощание с Матёрой. – М. “Молодая гвардия”, - 1980.
  2. Егорова Н.В., Золотарёва И.В. Поурочные разработки по русской литературе XX века. 11 класс 2 полугодие, - М.: ВАКО, 2008.
  3. ru.wikipedia.org/wiki/Распутин, Вал.
  4. rus-vost.irk.ru/stixi-posvyashhenny.
  5. librero.ru/article/myth/org/ cim/
  6. belovlas.narod.ru/medieval/slavian-...
  7. ru.wikipedia.org/wiki/Всемирный пот.
  8. ru.wikipedia.org/wiki/Атлантида.
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения