"новые известия": "он не посещал мечеть, но жил по корану". дочь великого артиста стелла эсамбаева рассказывает о своем отце. Махмуд Эсамбаев: Моя еврейская мама

– Стелла Махмудовна, далеко не все поклонники таланта вашего отца знают, что его феерическая карьера начиналась чуть ли не в лагерных условиях...

– В 1944 году он, как и весь чеченский народ, был депортирован в Среднюю Азию. Отцу каждый день приходилось отмечаться в комендатуре как спецпереселенцу. Однажды папа отказался от этой унизительной процедуры. Состоялся скорый суд, и его отправили на рудники в отдаленный поселок Актюз. Условия там были ужасные, папа тяжело заболел и чуть не умер. Но как только поправился, пришел в лагерный клуб, собрал людей и начал репетировать с ними разные номера.

Труппу стали приглашать на другие рудники и даже в городские театры. А вскоре ансамбль под его руководством получил известность во всей Киргизии. Через шесть месяцев папу освободили.

Мало кто знает, что Эсамбаев был ранен на фронте. Агитбригада советских мастеров искусств, в которой он тогда работал, часто выезжала с концертами на передовую. Однажды во время его выступления вблизи разорвался снаряд. Осколок попал в ногу. Несмотря на адскую боль, папа дотанцевал номер, а за кулисами упал без сознания. Полевой врач прооперировал его и сказал: «Молодой человек, забудьте о сцене. Танцевать вы уже не сможете».

После ранения отец вернулся домой, в Киргизию. Устроился работать в Киргизский театр оперы и балета. В те годы здесь собрались известные мастера искусств, оказавшиеся в эвакуации. Вскоре он стал местной знаменитостью. Люди приходили специально посмотреть «на Эсамбаева».

– Всемирную славу Эсамбаев приобрел после создания проекта «Танцы народов мира». Как он возник?

– Вначале папа танцевал в балете, где ставки молодых артистов, даже известных, были невысокими. Чтобы немного подработать, он устроился еще в филармонию. И долгое время разрывался между филармонией и театром.

В послевоенные годы по всей стране гремел ансамбль под руководством Игоря Моисеева. Именно знакомство с творчеством Моисеева, по словам отца, натолкнуло его на идею создания сольной программы. Он долго вынашивал ее.

Однажды, это было весной 1957 года, пришел домой после концерта и сказал маме, что собирается в Москву, где состоится первый международный фестиваль. Хочет попробовать свои силы.

Конечно, это был рискованный шаг. Но мама его поддержала: «Ты должен поехать. Уверена, ты добьешься успеха».

И вот приезжает он в Москву и сразу попадает на всероссийский конкурс. Исполнил испанский танец. Жюри единогласно присудило победу высокому и красивому танцору из Киргизского балета. Потом выступил на всесоюзном конкурсе, и опять высшая награда. Когда Галина Уланова и Игорь Моисеев впервые увидели молодого Эсамбаева, они тут же поняли, что перед ними редкий самородок, и предложили выступить на международном конкурсе. Здесь он также получил золотую медаль. Три высшие награды только за один год.

Позже Игорь Моисеев поставил ему восточный танец с ножами. Это был очень эффектный и динамичный танец.

В 1959 году папа выехал на четыре месяца в Южную Америку, где начал собирать материал для сольной программы.

– Видимо, оттуда привез и «Макумбу»?

– Вы знаете, во время исполнения этого танца заговорил мальчик, потерявший речь из-за тяжелой травмы. Это произошло в Херсоне в 1964 году. Отца пригласили выступить в культпросветучилище. Он рассказывал о себе, и все это время с первого ряда на него вдумчиво смотрел, не задавая никаких вопросов, юноша. Потом отец узнал, что его звали Анатолий Барыкин. В конце выступления папа спрашивает у директора: «Почему этот мальчик все время молчит?» Директор отвечает: «Вы знаете, Махмуд, пять лет назад с ним произошел несчастный случай и вследствие этого он перестал разговаривать. Врачи ничего не могут поделать».

«Приведите его на концерт, – говорит отец, – и вообще, возьмите всех ваших детей».

Папа рассказывал, что в тот вечер он танцевал «Макумбу» для этого мальчика. Будто чувствовал, что сможет помочь ему. Это очень тяжелый, драматичный ритуальный танец. Колдун совершает магические действия и постепенно изгоняет злого духа. Но сам при этом погибает, ценой жизни избавляя людей от зла.

И вот во время танца, когда герой падает, раздается душераздирающий крик. Это был немой Барыкин. Он кричал: «Махмуд…» А затем упал без чувств.

Папа, конечно, об этом не знал. Он сидел в гримерке и приходил в себя. И тут заваливается целая процессия. Все кричат, плачут. Творится что-то невообразимое. Отец рассказывал, что такого сильного эмоционального подъема он никогда не испытывал в жизни.

– Махмуд Алисултанович не имел духовного образования. Но все его поступки удивительно сочетаются с канонами священных писаний...

– Отец всегда любил говорить – «Делай добро! И никогда не жди, что тебе ответят». Он не посещал мечеть, но жил по Корану. Был очень набожным человеком, хотя и не совершал традиционный намаз. «Аллах должен быть в душе», – любил он повторять. При этом каждый свой шаг сопровождал молитвой, даже выход на сцену.

– А каким был Эсамбаев в обычной жизни, в отношениях с близкими – детьми, супругой, родственниками?

– Знаете, очень легким человеком, с огромным чувством юмора. У нас всегда было приподнятое настроение только оттого, что он дома. Не помню, чтобы мы когда-нибудь унывали, когда оставались вместе. В доме всегда царила радостная атмосфера. Он умел жить легко, несмотря на то, что жизнь его не баловала.

В общении с людьми также был необычайно легок. Норвежские телевизионщики сняли картину «Танцующий дипломат», подчеркивая необычайную деликатность его манер и талант общения.

И еще он очень любил людей. Однажды в Ялте я зашла утром к нему в номер и вижу следующую картину – все кровати заняты, везде спят дети, взрослые, а его нигде не видно. Оказывается, ночью к нему приехали друзья из Хабаровска и он уступил им свое место.

Папу я нашла на балконе. Он спал на надувном матраце, прикрыв голову соломенной шляпой и укрывшись сверху полотенцем.

– А как ваша мама, Нина Аркадьевна, воспринимала происходящее? Ведь женщине нелегко выдержать такой ритм?

– Конечно, она очень уставала, но никогда не подавала виду. Она жила ради него и для него.

Мама никогда не оставалась равнодушной к людям, хотя росла в обеспеченной семье, никогда ни в чем не нуждалась. Родители без слов понимали и всегда поддерживали друг друга.

– 80-летие Махмуда Эсамбаева будет сегодня широко и торжественно отмечено в киноконцертном зале «Россия». А как вы отмечаете дни рождения своего отца дома?

– Весьма скромно. К нам в этот день приходят только самые близкие друзья – те, чьей дружбой отец очень дорожил.

Махмуд Эсамбаев: Моя еврейская мама

Махмуд Эсамбаев с дочерью Стеллой

«Мой отец - чеченец и мама - чеченка. Отец прожил 106 лет и женился 11 раз.

Вторым браком он женился на еврейке, одесситке Софье Михайловне.Ее и только ее я всегда называю мамой . Она звала меня Мойше.

Мойше, - говорила она, - я в ссылку поехала только из-за тебя. Мне тебя жалко.
Это когда всех чеченцев переселили В Среднюю Азию. Мы жили во Фрунзе. Я проводил все дни с мальчишками во дворе.
- Мойше! - кричала она. - Иди сюда.
- Что, мама?
- Иди сюда, я тебе скажу, почему ты такой худой. Потому что ты никогда не видишь дно тарелки. Иди скушай суп до конца. И потом пойдешь.

Хорошая смесь у Мойши, - говорили во дворе, - мама - жидовка, отец - гитлеровец.

Артист в детстве. Фото из архива Махмуда Эсамбаева.

Ссыльных чеченцев там считали фашистами. Мама сама не ела, а все отдавала мне . Она ходила в гости к своим знакомым одесситам - Фире Марковне, Майе Исаaковне - они жили побогаче, чем мы. И приносила мне кусочек струделя или еще что-нибудь.
- Мойше, это тебе.
- Мама, а ты ела?
- Я не хочу.

Я стал вести на мясокомбинате кружок, учил танцевать бальные и западные танцы. За это я получал мешок лошадиных костей. Мама сдирала с них кусочки мяса и делала котлеты напополам с хлебом, а кости шли на бульoн. Ночью я выбрасывал кости подальше от дома, чтобы не знали, что это наши.

Она умела из ничего приготовить вкусный обед . Когда я стал много зарабатывать, она готовила куриные шейки, цимес, она приготовляла селедку так, что можно было сойти с ума. Мои друзья по Киргизскому театру оперы и балета до сих пор вспоминают: «Миша! Как ваша мама кормила нас всех!»

Но сначала мы жили очень бедно . Мама говорила: «Завтра мы идем на свадьбу к Меломедам. Там мы покушаем гефилте фиш, гусиные шкварки. У нас дома этого нет. Только не стесняйся, кушай побольше».

Я уже хорошо танцевал и пел «Варнечкес». Это была любимая песня мамы. Она слушала ее, как гимн Советского Союза. И Тамару Ханум любила за то, что та пела «Варнечкес».

Мама говорила: «На свадьбе тебя попросят станцевать. Станцуй, потом отдохни, потом спой. Когда будешь петь, не верти шеей. Ты не жираф. Не смотри на всех. Стань против меня и пой для своей мамочки, остальные будут слушать».

Я видел на свадьбе ребе, жениха и невесту под хупой. Потом все садились за стол. Играла музыка и начинались танцы-шманцы. Мамочка говорила: «Сейчас Мойше будет танцевать». Я танцевал раз пять-шесть. Потом она говорила: «Мойше, а теперь пой». Я становился против неё и начинал: «Вы немт мен, ву немт мен, ву немт мен?..» Мама говорила: «Видите, какой это талант!» А ей говорили: «Спасибо вам, Софья Михайловна,что вы правильно воспитали одного еврейского мальчика. Другие ведь как русские - ничего не знают по-еврейски».

Была моей мачехой и цыганка . Она научила меня гадать, воровать на базаре. Я очень хорошо умел воровать. Она говорила: «Жиденок, иди сюда, петь будем».

Меня приняли в труппу Киргизского театра оперы и балета. Мама посещала все мои спектакли.

Мама спросила меня:
- Мойше, скажи мне: русские - это народ?
- Да, мама.
- А испанцы тоже народ?
- Народ, мама.
- А индусы?
- Да.
- А евреи не народ?
- Почему, мама, тоже народ.
- А если это народ, то почему ты не танцуешь еврейский танец? В «Евгении Онегине» ты танцуешь русский танец, в «Лакме» - индусский.
- Мама, кто мне покажет еврейский танец?
- Я тебе покажу.
Она была очень грузная, весила, наверно, 150 килограммов.
- Как ты покажешь?
- Руками.
- А ногами?
- Сам придумаешь.

Фото из архива Махмуда Эсамбаева.

Она напевала и показывала мне «Фрейлехс», его еще называют «Семь сорок» . В 7:40 отходил поезд из Одессы на Кишинев. И на вокзале все плясали. Я почитал Шолом-Алейхема и сделал себе танец «А юнгер шнайдер». Костюм был сделан как бы из обрезков материала, которые остаются у портного. Брюки короткие, зад - из другого материала. Я все это обыграл в танце. Этот танец стал у меня «бисовкой». На бис я повторял его по 3-4 раза.

Мама говорила: «Деточка, ты думаешь, я хочу, чтоб ты танцевал еврейский танец, потому что я еврейка? Нет. Евреи будут говорить о тебе: вы видели, как он танцует бразильский танец? Или испанский танец? О еврейском они не скажут. Но любить тебя они будут за еврейский танец».

В белорусских городах в те годы, когда не очень поощрялось еврейское искусство, зрители-евреи спрашивали меня: «Как вам разрешили еврейский танец?» Я отвечал: «Я сам себе разрешил» .

У мамы было свое место в театре. Там говорили: «Здесь сидит Мишина мама».

Мама спрашивает меня:
- Мойше, ты танцуешь лучше всех, тебе больше всех хлопают, а почему всем носят цветы, а тебе не носят?
- Мама, - говорю, - у нас нет родственников.
- А разве это не народ носит?
- Нет. Родственники.

Потом я прихожу домой. У нас была одна комнатка, железная кровать стояла против двери. Вижу, мама с головой под кроватью и что-то там шурует. Я говорю:
- Мама, вылезай немедленно, я достану, что тебе надо.
- Мойше, - говорит она из-под кровати. - Я вижу твои ноги, так вот сделай так, чтоб я их не видела. Выйди.
Я отошел, но все видел. Она вытянула мешок, из него вынула заштопанный старый валенок, из него - тряпку, в тряпке была пачка денег, перевязанная бечевкой.
- Мама, - говорю, - откуда у нас такие деньги?
- Сыночек, я собрала, чтоб тебе не пришлось бегать и искать, на что похоронить мамочку. Ладно, похоронят и так.

Вечером я танцую в «Раймонде» Абдурахмана. В первом акте я влетаю на сцену в шикарной накидке, в золоте, в чалме. Раймонда играет на лютне. Мы встречаемся глазами. Зачарованно смотрим друг на друга. Идет занавес. Я фактически еще не танцевал, только выскочил на сцену. После первого акта администратор подает мне роскошный букет. Цветы передавали администратору и говорили, кому вручить. После второго акта мне опять дают букет. После третьего - тоже. Я уже понял, что все это - мамочка. Спектакль шел в четырех актах. Значит, и после четвертого будут цветы. Я отдал администратору все три букета и попросил в финале подать мне сразу четыре. Он так и сделал. В театре говорили: «Подумайте, Эсамбаева забросали цветами».

На другой день мамочка убрала увядшие цветы, получилось три букета, потом два, потом один. Потом она снова покупала цветы.

Как-то мама заболела и лежала. А мне дают цветы. Я приношу цветы домой и говорю:
- Мама, зачем ты вставала? Тебе надо лежать.
- Мойше, - говорит она. - Я не вставала. Я не могу встать.
- Откуда же цветы?
- Люди поняли, что ты заслуживаешь цветы. Теперь они тебе носят сами.

Я стал ведущим артистом театра Киргизии, получил там все награды. Я люблю Киргизию как свою родину. Ко мне там отнеслись как к родному человеку.
Незадолго до смерти Сталина мама от своей подруги Эсфирь Марковны узнала, что готовится выселение всех евреев. Она пришла домой и говорит мне:
- Ну, Мойше, как чеченцев нас выслали сюда, как евреев нас выселяют еще дальше. Там уже строят бараки.
- Мама, - говорю, - мы с тобой уже научились ездить. Куда вышлют, туда поедем, главное - нам быть вместе. Я тебя не оставлю.

Когда умер Сталин, она сказала: «Теперь будет лучше».

Нина Эсамбаева. Фото из архива Махмуда Эсамбаева.

Она хотела, чтобы я женился на еврейке, дочке одессита Пахмана. А я ухаживал за армянкой. Мама говорила: «Скажи, Мойше, она тебя кормит?» (Это было еще в годы войны).
- Нет, - говорю, - не кормит.
- А вот если бы ты ухаживал за дочкой Пахмана...
- Мамa, у нее худые ноги.
- А лицо какое красивое, а волосы... Подумаешь, ноги ему нужны.

Когда я женился на Нине, то не могу сказать, что между ней и мамой возникла дружба.

Я начал преподавать танцы в училище МВД, появились деньги. Я купил маме золотые часики с цепочкой, а Нине купил белые металлические часы. Жена говорит:
- Маме ты купил с золотой цепочкой вместо того, чтоб купить их мне, я молодая, а мама могла бы и простые носить.
- Нина, - говорю, - как тебе не стыдно. Что хорошего мама видела в этой жизни? Пусть хоть порадуется, что у нее есть такие часы.

Они перестали разговаривать, но никогда друг с другом не ругались. Один раз только, когда Нина, подметя пол, вышла с мусором, мама сказала: «Между прочим, Мойше, ты мог бы жениться лучше». Это единственное, что она сказала в ее адрес.
У меня родилась дочь. Мама брала ее на руки, клала между своих больших грудей, ласкала. Дочь очень любила бабушку. Потом Нина с мамой сами разобрались. И мама мне говорит: «Мойше, я вот смотрю за Ниной, она таки неплохая . И то, что ты не женился на дочке Пахмана, тоже хорошо - она избалованная. Она бы за тобой не смогла все так делать». Они с Ниной стали жить дружно.

Отец за это время уже сменил нескольких жен. Жил он недалеко от нас. Мама говорит: «Мойше, твой отец привел новую никэйву. Пойди посмотри». Я шел.
- Мама, - говорю, - она такая страшная!
- Так ему и надо.

Умерла она, когда ей был 91 год. Случилось это так. У нее была сестра Мира. Жила она в Вильнюсе. Приехала к нам во Фрунзе. Стала приглашать маму погостить у нее: «Софа, приезжай. Миша уже семейный человек. Он не пропадет месяц-другой без тебя». Как я ее отговаривал: «Там же другой климат. В твоем возрасте нельзя!» Она говорит: «Мойше, я погощу немного и вернусь». Она поехала и больше уже не приехала.

Она была очень добрым человеком. Мы с ней прожили прекрасную жизнь. Никогда не нуждались в моем отце. Она заменила мне родную мать. Будь они сейчас обе живы, я бы не знал, к кому первой подойти обнять".

7 января 2017 года - годовщина со дня смерти выдающегося артиста балета и эстрадного танцовщика, актёра, хореографа и балетмейстера, народного артиста СССР, героя Социалистического Труда Махмуда Алисултановича Эсамбаева. Накануне мы побывали на его могиле. Памятник ему был наполовину засыпан снегом. Нам пришлось буквально раскапывать его.
Махмуд Эсамбаев скончался в Кремлевской больнице в 15 часов 10 минут в возрасте 76 лет. Тогда все средства массовой информации сообщили о том, что похороны великого танцовщика состоятся, как и положено по его статусу, на Новодевичьем кладбище. Однако могила, вырытая рядом с покоящимися здесь выдающимися артистами Борисом Бруновым и Галиной Улановой, так и осталась пустой. Почему…
- Решение о месте захоронения Махмуда Эсамбаева принимали Владимир Путин и Юрий Лужков (тогдашний мэр Москвы – Р.И.), сообщила мне в те траурные дни начальник Управления Департамента потребительского рынка и услуг правительства Москвы Татьяна Чепелькина. – По просьбе родственников умершего и с учетом его заслуг правительственная комиссия дала согласие на мемориальное кладбище рядом с Новодевичьем монастырем. И все-таки по религиозному признаку и в связи с новым обращением близких покойного, а также согласно его воле мы остановились на мусульманском участке Даниловского кладбища…
Но, как выяснилось, ни о каком мемориальном кладбище никто из родственников покойного никогда и не заикался.
- Он умер на моих руках, - рассказал мне Абдулла Эсамбаев, племянник Махмуда Алисултановича. – За 15 минут до смерти ему стало плохо. Рядом находилась его дочь Стелла, которая очень любила и уважала своего отца. Я не хотел, чтобы она видела последние мгновения самого дорогого человека, и попросил ее покинуть палату. Мой дядя умер достойно, как мужчина, с именем Аллаха на устах.
Я тогда задал вопрос племяннику, ожидал ли его дядя скорой смерти, и он сказа мне:
- Да. И мы тоже это понимали. Когда я у него спросил, есть ли какое-либо желание, что нужно сделать, дядя сказал: «Пока будут силы – творите добро». После кончины я и два моих брата отвезли его к себе в подмосковный пансионат «Лесной городок». Там мы произвели обмывание тела и сделали все необходимое, как положено по нашим законам. Проститься с ним туда пришло много народу.
Я спросил Абдуллу, оставил ли Махмуд Эсамбаев завещание и говорил ли дядя что-либо по поводу своих похорон?
- По нашим обычаям человека хоронят там, где он родился, - заявил мне тогда племянник артиста. – Поэтому после известия о смерти дяди на его родине в селе Старые Атаги, подготовили могилу и ждали нашего прибытия. Да и здесь, в Москве, взбунтовались чеченские друзья. Они требовали переправить тело в Чечню. Конечно, никто из нас не слышал последнего слова усопшего, не знал о завещании. А все происходило так. Собрал он как-то нас, троих племянников, пригласил свою супругу Нину Аркадьевну и заявил: мол, в Москве есть мусульманское кладбище, где татары захоронены, вот туда меня и положите. Это вам мой наказ. Да и раньше дядя говорил: «Если дома будет идти война. Похороните меня здесь…» Ему не хотелось, чтобы во время этого священного ритуала что-нибудь случилось. Ведь в Чечне были случаи, когда во время военных действий обстреливали траурную процессию и даже убивали людей.
Родственники великого танцовщика были глубоко удивлены тому, как правительство отнеслось к их горю, предоставив престижное место для захоронения Махмуда Эсамбаева. И все же они решили не изменять своим традициям. По их мнению, Новодевичье кладбище – это музей. Здесь лежат великие люди. И, тем не менее, когда им сообщили о том, что там для великого танцовщика уже вырыта могила, они возмутились тому, что с ними этот вопрос никто не согласовывал.
- Речь шла только об организации процедуры прощания и поминок, как положено у христиан, - пояснил мне Абдула Эсамбаев. - Мы пошли навстречу. Хотя надо отметь, сделали это в ущерб усопшему. У нас, если человек умер вечером, то на следующий день до заката солнца обязаны его похоронить. Нам пришлось откладывать все на сутки и выделить практически целый день на то, чтобы все желающие могли бы проститься с покойным. Мы старались понять людей, но нарушать правила тоже не хотелось. Вы же видели, дядя лежал не в гробу, а на ковре, укрытый буркой, как и полагается по нашим законам. Конечно, нас вынудили в чем-то уступить, но не выполнить последнюю волю дяди мы просто не могли. Его завещание – для нас закон. Вот почему мы отказались от Новодевичьего кладбища.
Я напомнил племяннику его же слова, что по закону чеченец должен быть похоронен там, где родился. На что он мне категорически заявил:
- Перезахоронение обязательно будет. Даст Бог, лучшие времена наступят, и тогда наш дядя сможет вернуться домой.
- Да друзья мечтают перезахоронить нашего Махмудика на его родине, - подтвердила мне тогда вдова Эсамбаева Нина Аркадьевна.
Вот уже прошло 17 лет со дня смерти Махмуда Эсамбаева. Однако его тело до сих пор покоится в Москве. Как нам сообщили в администрации Даниловского кладбища, никто из родственников не обращался с просьбой перезахоронения артиста на родине. Более того, после смерти его вдовы её похоронили тут же…
Руслан ИГНАТЬЕВ-ИЖЕВСКИЙ

М ахмуд Эсамбаев был первым артистом СССР, который выступил со своей сольной программой и собрал в одном концерте танцы народов мира. Про свое творчество он говорил: «Танец - это жизнь. Я дышу через танец. Легкие не в счет».

Махмуд Эсамбаев родился в предгорном селении Старые Атаги (сегодня - Грозненский район Чеченской Республики). Уже в семь лет он танцевал на деревенских свадьбах, а через год - выступал в небольшом цирке, который кочевал по горным селениям. Увлечение сына вызывало гнев отца: он запирал его дома, прятал одежду, бил мальчика, чтобы тот перестал танцевать. Сверстники дразнили мальчика «скоморохом». Однако Махмуд Эсамбаев продолжал танцевать.

В 1939 году он вопреки воле отца поступил в Грозненское хореографическое училище и уже в 15 лет выступал в Чечено-Ингушском государственном ансамбле песни и танца.

Когда началась Великая Отечественная война , Махмуду Эсамбаеву исполнилось 16. Он оказался во фронтовой концертной бригаде. Артисты выступали в военных госпиталях, на строительстве оборонительных сооружений и на передовой. Во время одного такого концерта недалеко от танцора разорвался снаряд, осколок попал в ногу. Раненый Эсамбаев закончил выступление, ушел за кулисы и там потерял сознание. Военный хирург сказал ему, что ногу спасли чудом и танцевать он не сможет. Однако Эсамбаев выздоровел и вернулся на сцену.

В 1943 году Эсамбаев выступал в освобожденном от немцев Пятигорске - его пригласили в местный театр оперетты, но проработал он там недолго. Спустя год жителей Чечни и Ингушетии начали переселять в Среднюю Азию и Казахстан. Танцор и его родственники оказались в городе Фрунзе (сегодня - Бишкек). Здесь в местном Доме культуры он давал уроки народных и балетных танцев. В Киргизии Махмуд Эсамбаев женился, у него родилась дочь Стелла.

Махмуд Эсамбаев исполняет лезгинку на празднике в родном селении Старые Атаги. 1963 год. Фотография: aif.ru

Махмуд Эсамбаев. Фотография: fishki.net

Махмуд Эсамбаев на съемках фильма «Поэт танцев». 1961 год. Фотография: aif.ru

Вскоре Эсамбаев стал солистом Киргизского театра оперы и балета. Здесь он исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан» и в первых национальных балетных спектаклях. Позже Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии» . Он - первый танцор, которому присвоили звание народного артиста Киргизской ССР. В дальнейшем Эсамбаев станет народным артистом еще нескольких союзных республик.

В середине 50-х годов восстанавливалась Чечено-Ингушская АССР, и семья вернулась туда. В то время был популярен Государственный ансамбль народного танца под руководством Игоря Моисеева . Участники коллектива ездили в экспедиции и изучали танцевальный фольклор народов мира. Позже эти композиции обрабатывались и становились основой репертуара. Однако в одиночку национальные танцы в те годы никто не исполнял. Эсамбаев, как и Моисеев, обратился к народному творчеству, но программу разработал сольную.

Так появились танцы-новеллы, посвященные культуре разных народов. Среди его первых работ был индийский ритуальный танец «Золотой бог», испанский танец «Ля коррида», таджикский «Танец с ножами». В 1957 году Махмуд Эсамбаев стал солистом Республиканской филармонии.

«На афише пишут «Танцы народов мира», а надо бы - «Народы мира в танце». Непременно посмотрите Эсамбаева! Танцы Эсамбаева - это театр переживания, а не представления. Каждое выступление мастера на эстраде, каждая его миниатюра - это, я бы сказал, маленький законченный балет».

Юрий Григорович, балетмейстер

В 1957 году в Москве проходил Всесоюзный фестиваль молодежи. Жена Махмуда Эсамбаева продала ковер и швейную машинку, чтобы он смог поехать в столицу и выступить там. Конкурс изменил его жизнь: Эсамбаеву присудили одну золотую и две серебряные медали.

«Мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, кричит: «Стеллочка, папа наш получил всё!» И вот я помню этот момент, я как ребенок его понимала, но была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости».

Стелла Эсамбаева

После победы Эсамбаев смог переехать в Москву и перевезти в столицу свою жену и дочь. А вскоре советские танцоры отправились в мировое турне. Они побывали во Франции, Испании, Аргентине, Бразилии, Мексике, Перу, Индии и многих других странах. За границей Махмуд Эсамбаев коллекционировал танцы разных народов, чтобы включать их потом в свои номера. У него в репертуаре были бразильский ритуальный танец «Макумба», узбекский танец «Чабаненок», русский «Эмигрант», еврейский «Портняжка», перуанский «Павлин». «Я с детства подсознательно ощутил волшебную связь народного танца с жизнью» , - писал спустя десятилетия Эсамбаев в своей статье-исповеди «Радость танца». После гастролей танцор создал свой коллектив.

Когда танцор оставил сцену, он организовал Международный союз деятелей эстрадного искусства, был академиком Международной академии танца. При его поддержке в Грозном построили новые здания для драматического театра и цирка. Умер Эсамбаев в 2000 году. Он похоронен на Даниловском мусульманском кладбище в Москве.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога. В этой статье я расскажу вам о человеке, имя которого во всех уголках Земли произносят с воодушевлением. При этом, каждый раз используют эпитеты – «маэстро танца», «патриарх мировой хореографии», «величайший танцор века», «народный артист восьми республик». Как вы уже поняли, зовут его – Махмуд Эсамбаев.

Говорят, что есть люди, которых невозможно перехвалить. Именно к таким относится Махмуд Алисултанович. Его жизнь – это настоящее воплощение победы сильного духа над трусостью и злом. Махмуд Эсамбаев на протяжении 35 лет избирался депутатом Верховного Совета и за это время его назвали «народным слугой». Ведь, девизом его жизни всегда было – помогать людям и не ждать за это благодарности. Фраза «доброта спасет мир» принадлежит ему. Махмуд всю жизнь протягивал руку помощи людям и хотел обогреть их теплотой своей души. Но, самое главное, каждый раз, делая добро, он сам становился от того счастливее.

Такие танцоры рождаются раз в 1000 лет. Во всем вире великие хореографы и танцоры, такие как Игорь Моисеев, Галина Уланова, давно это признали. Эсамбаев очень любил Россию и свой чеченский народ. Ведь, вспомним знаменитые слово маэстро: «У меня два крыла – Чечня и Россия». Без участия Махмуда Алисултановича не проходило ни одно значимое в Советском Союзе мероприятие. Концерты, фестивали, праздники, знаменательные даты, юбилеи, «Голубой огонек» — везде Махмуд был самым желанным гостем. И, практически всегда, он задавал тон, неоднократно просили его выступить на «бис».

Биография и творчество Махмуда Эсамбаева

Родился будущий король танца в селении Старые Атаги 15 июля 1924 года в семье чеченца Алисултана из тейпа Ишхой (кстати, о чеченских тейпах напишу большую статью). Любовь к танцу у в те годы прививалась еще с младенческих лет. Ведь, людей, которые не умели танцевать, на Кавказе считали неполноценными.

Когда Махмуду было 7 лет, отец очень часто брал его с собой на свадьбы, где маленький танцор поражал всех своим талантом. Но, мог ли кто-нибудь тогда предположить, что этот юнец прославится на весь мир. В те времена по селам и городам разъезжали кочевые цирки. В 8 лет Эсамбаев в составе одного из таких цирков начинает гастролировать по Чечне. Данный факт вызывает ярость у его отца, так как он считает, что – это не дело настоящих мужчин и так семью нельзя прокормить.

Вообще, складывается такое ощущение, что сама судьба вела его за руку к вершинам мастерства. Все, что происходило в жизни Махмуда, случалось «вопреки, а не благодаря». В 1934 году в Чечню приезжает Любовь Орлова и ей говорят, что есть мальчик, который просто превосходно пародирует ее. Конечно же, Орловой стало интересно посмотреть на него. Когда Махмуд спародировал ее, она очень долго смеялась и сказала, что у этого мальчика большое будущее. Именно встреча с цирком и Любовью Орловой укрепили в сознании маленького Махмуда ясное и четкое желание стать актером.

В 1939 году в возрасте 15 лет Эсамбаев поступает в Грозненское хореографическое училище и начинает участвовать в концертах Чечено-Ингушского ансамбля. Но, в 1941 года начинается . Махмуд в составе ансамбля уезжает на фронт, но во время выступления его ранят в ногу. Лечащий хирург тогда объявит ему, что он больше не сможет танцевать. Это был первый удар судьбы. Но, Эсамбаев не опускает руки и в 1943 году в Пятигорске в театре оперетты ему предлагают сразу несколько ролей. Кстати, он был награжден «Орденом Отечественной войны» II степени.

Но, в 1944 году приходит новая беда. Всю семью Эсамбаевых насильственно депортируют в Киргизию. Этого удара судьбы не перенесла его мать, которая ушла из жизни, видя страдания своей семье. Отец тоже очень сильно заболел. Но, Махмуд и здесь не сломался. Он упорно трудился и верил, что его звезда когда-нибудь взойдет.

Здесь талант молодого раскрылся в новой огранке. Долгих 12лет, вплоть до 1956 года, Эсамбаев является солистом Киргизского театра оперы и балета. До сих пор, в этой среднеазиатской республике считают его одним из основателей киргизского балета. Махмуд Алисултанович исполнял главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Бахчисарайский фонтан». Кстати, именно здесь отец признал, что был не прав, когда противился выбору своего сына.

Позже сам Эсамбаев вспоминал: «Я благодарен киргизскому народу за то, что он на протяжении 12 лет давал мне возможность познать искусство балета. Я не могу вспомнить ни одного плохого дня в Киргизии». Махмуд стал самым первым танцующим мужчиной в Киргизии, которому было присвоено звание Народного артиста Киргизской ССР. Хочется сказать, что он во всем был первым, ведь не зря в дальнейшем он станет Народным артистом еще 7 республик.

Наступает 1957 год и, начиная с этого времени, фортуна сопровождает его везде. Как раз в тот год в Москве проводился Всемирный фестиваль молодежи. Махмуд очень хотел попасть на него, но понимал, что средств на это у него нет. В это тяжелое для семьи время его поддержала жена Нина.

Они продали все ценности, хоть и было их немного (ковер, швейная машинка), и он поехал покорять столицу. Конечно же, сейчас мало кто помнит о том, что ему пришлось спать на вокзалах и жить впроголодь, лишь случайная встреча с балетмейстером Большого театра Крамаревским, который был знаком с Эсамбаевым, помогла молодому таланту.

Дальше была победа в двух номинациях, золотые медали, слезы счастья родных. Лучше всех тот момент описала дочь Стелла Эсамбаева:«Я была маленькая, а мама, я помню, услышав по радио, что папа получил три медали, завоевал первые места, закричала: «Стеллочка, папа наш получил все!». И вот я помню этот момент, я как ребенок воспринимала тот момент, но я была тоже очень счастлива, а мама просто плакала от радости. На самом деле как-то по жизни она очень хорошо его понимала и всегда способствовала его росту. Безумно радовалась его успехам, то есть она была просто настоящим ему другом и необыкновенной для меня мамой.

На фестивале Махмуд Эсамбаев удостоился самых лестных отзывов и почестей. Прочитайте, что о нем сказала великая Галина Уланова:

«Такие люди, как Махмуд Эсамбаев, встречаются, даже не знаю, во сколько лет, может быть единожды. Он имеет уникальные данные. Он, по существу, так пластичен, так музыкален и так выразителен, и самое замечательное, что он своими силами нашел форму выражения своего искусства, искусства своего народа. Мне кажется, что его танцы, все, что он исполняет, никто другой не смог бы сделать как он. Даже имея физические данные, которые бывают только у считанных людей, и то не всякий артист балета сможет делать то, что удается Махмуду. К тому же он начал заниматься искусством нашего классического балета довольно поздно. Может, это даже и лучше, что он начал в детстве танцевать не в классической школе, может быть, у него тогда много и пропало бы. А так у него осталась народность, народность во всех смыслах этого слова. И это здорово»

После фестиваля Эсамбаев решает расширить свой репертуар и начинает обучаться различным танцам народов мира. Самым сложным здесь является то, что мало исполнить танец технически, нужно прочувствовать его так, чтоб народ посмотрел и признал его своим. Вот, как описывает свое решение перейти в жанр народных танцев сам Махмуд Эсамбаев:

«Оставив академическую оперу, я двинулся в трудный и полный неожиданностей путь. Трудный оттого, что традиций сольного исполнения танцев разных национальностей у нас не существовало, и, потому, что работа танцора на концертной эстраде не легче, чем работа исполнителя большой партии в спектакле. Там в его распоряжении три-четыре действия, на протяжении которых он постепенно показывает становление и развитие характера. Там он в окружении своих коллег, образующих живую среду спектакля. Здесь, на эстраде, номер занимает от минуты до четверти часа. Танцор находится один на один с залом. И он должен, совместив в себе исполнителя, режиссера, постановщика, убедительно, последовательно рассказать о жизни своего героя и вместить эту жизнь в считанные минуты номера. Такая краткость рассказа требует особой точности в сохранении рисунка танца, безукоризненной логики актерской работы, абсолютного чувства меры и, главное, отношения к танцу как к истории человеческого характера. Танец любого народа выражает его самые характерные, самые высокие и прекрасные черты. Поэтому я знаю, что профессиональной школы танцору мало. Его школой должна быть сама жизнь»

На этом поприще талант Эсамбаева раскрылся в новых красках. Рассказать о всех танцах, которые исполнил Махмуд, лучше не сможет никто, кроме него самого. Поэтому, предлагаю вам посмотреть уникальный фильм, в котором сам Махмуд Эсамбаев рассказывает о своей жизни и творчестве:

Здесь же хотелось бы сказать о том, что каждый юбилей Махмуда отмечался с большим размахом и помпезностью. Нет, он сам не хотел этого, просто друзья и товарищи каждый раз устраивали в его честь грандиозные мероприятия. На свое 50-летие в 1974 году он был удостоен звания Народного артиста СССР, в день своего 60-летия в 1984 году ему присвоили звание Героя Социалистического Труда. В 70 лет его награждают орденом Дружбы за выдающиеся достижения в искусстве танца и плодотворную общественную деятельность, а в 75 лет – он получает орден «За заслуги перед Отечеством» III степени.

Отношение к войне и своему народу

Однажды в Большом театре на фуршете в присутствии бывшего мэра Москвы Лужкова и многих министров Правительства Эсамбаев произнес следующие слова: «Пусть сдохнут все, кто начал войну в Чечне!». Все были просто обескуражены, но никто не посмел сказать ему слова. принесла большие страдания Эсамбаеву. Он видел и чувствовал боль своего народа. Переживания усиливались еще и потому, что он всю жизнь старался помогать людям, а тут был бессилен. Махмуд пытался докричаться и достучаться до Правительства и мирового сообщества, но его никто не слышал.

Каждый раз, когда у него спрашивали о его состоянии, ответ был таким: «Это все мелочи, там гибнут мои родные люди – и это самое страшное». Близкие люди стали видеть, как на глазах Махмуд стал угасать. Вот, о чем мечтал великий танцор в последние годы жизни: «Приезжая всякий раз с гастролей, я ходил по Грозному и любовался каждым вновь построенным домом. Сам помогал строить и аэропорт, и театр, и здание Республиканского комитета. Теперь все это разрушено. Нет, я не смогу видеть все, что там натворили, я сразу же упаду и умру». Он со слезами на глазах произносил: «Только вот еще бы раз хотел увидеть мои тополя, которые я посадил в родном селе Старые Атаги. Но, видно, этому не суждено сбыться».

Действительно, за время двух Чеченских компаний был нанесен невосполнимый урон культуре не только чеченского народа, но и . Посмотрите, что пишет дочь Эсамбавева о его тогдашних переживаниях:

«Наш дом в Чечне безжалостно сожгли. Исчезли уникальные костюмы Махмуда, исчезли книги, исчез весь архив Махмуда. Хороший был дом, добрый и красивый. Его называли «чеченским Эрмитажем». Там были подлинники великих художников. Люди просто приходили, как в музей: посидеть в комнате, посмотреть. Ему Индира Ганди, например, подарила костюм, вышитый бриллиантами и другими драгоценными камнями. Потеря родного дома стала для дяди большой трагедией. Каждый свой концерт он впоследствии начинал с чеченского танца «Легенда», рассказывающего о трагической судьбе горца, семье которого пришлось покинуть родные места. Он очень переживал, что пришлось уехать из Чечни. Ему было невероятно больно, что на чеченской земле лилась кровь, и он надеялся, что доживет до того дня, когда будут судить тех, кто развязал эту войну»

К великому сожалению, Махмуд Эсамбаев не дожил до этого дня. 7 декабря 2000 года ушел из жизни великий сын Кавказа, а вместе с ним – величайшая эпоха. Это день ознаменовался трагедией не только для всех , но и для всего мира. Согласно традиции, его должны были похоронить в родном селе на чеченской земле, но пламя войны не позволило исполнить последнее пожелание Махмуда. Его похоронили в Москве на Даниловском мусульманском кладбище.

Несомненно, что война в Чечне ускорила смерть мэтра. Сегодня в его честь в Грозном установлен памятник. Дело его продолжают племянники Саид-Абдул и Саид-Магомед Эсамбаевы, а также дочь Стелла Эсамбаева. Созданы и успешно функционируют Всемирный Благотворительный Фонд и ансамбль имени М.Эсамбаева. Также, его именем назван астероид 4195 (Esambaev).

Махмуд Эсамбаев навсегда останется в наших сердцах как человек, который любил и восхвалял людей. Он стал гражданином мира и таковым будет всегда! Для нас Махмуд всегда будет жив! В заключении хочу показать вам небольшой репортаж о нем:

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения