Эдвард мунк - краткая биография

Цитата сообщения Жизнь, полная несчастий и нелепостей. Художник Эдвард Мунк / Edvard Munch (1863-1944)

Попалась мне как-то на глаза одна картина и надолго отбила желание знакомиться с ее автором. Я говорю о картине "Крик" Эдварда Мунка (она - в самом конце поста). Но когда все же решила познакомиться, поняла, как была не права... Конечно, его живопись не для всех, тем более, что многовато у него пессимизма в творчестве. Но что художник гениальный, теперь ни минуты не сомневаюсь, и светлых жизнеутверждающих работ у него тоже много...

Женщины на мосту, 1902

И.Брамс - Симфония № 3, ч.3

Творческое наследие Эдварда Мунка - знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур. Художник писал портреты, пейзажи, бытовые сцены и картины со сложным символистским подтекстом, создавал графические произведения.


Танец Жизни, 1899-1900

Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в Христиании (совр. Осло) в семье военного врача вторым из пятерых детей. Детство и юность будущего художника прошли под знаком смерти — его мать (ему было всего 5 лет) и любимая старшая сестра умерли от туберкулеза. «Болезнь, безумие и смерть — эти ангелы мрака стояли у моей колыбели и не оставляли меня всю жизнь», — напишет он впоследствии.


Одинокие, 1935

Отец хотел видеть сына инженером, и Эдвард поступил в технический колледж в Христиании. Однако желание быть художником победило — год спустя, в 1881г., Мунк бросил колледж и поступил в Королевскую школу рисования. Параллельно он посещает мастерскую Кристиана Крога, объединившего вокруг себя норвежских художников-реалистов.


Вампир. Любовь и боль, 1897

В 1889 г. Мунк организовал в Христиании свою первую персональную выставку, где показал 110 работ. Результатом выставки стала правительственная стипендия, которая давала художнику возможность стажироваться в Париже в течение трех лет. Здесь Мунк поступил в мастерскую Бонна, где прозанимался четыре месяца. В Париже его жизнь насыщенна и богата впечатлениями: он открывает для себя живопись Эдуарда Мане, Поля Гогена, Винсента Ван Гога, художников группы «Наби».


Весенний день на улице Карла Юхана, 1890

Под влиянием картин Жоржа Сёра он пробует себя в технике пуантилизма, однако вскоре отказывается от нее. Очень скоро Мунк выработал свой собственный выразительный стиль: живопись подчеркнутыми густыми мазками, фигуры на широком фоне, замкнутые в контур. Мастер прежде всего стремился передать через живопись свое внутреннее состояние — болезненную напряженность, постоянный страх смерти, тревогу и одиночество.


Весна, 1889

В 1892 г. Мунк уехал работать в Германию. Общение с немецкими живописцами, близкими Мунку по духу, окончательно соединило его искусство с миром острых переживаний. Самым плодотворным из творческих периодов Мунка принято считать именно берлинский период.


Гавань Любек в Хольстентор, 1907

. . . . .

Примерно в 1892 году в Берлине возник кружок писателей и художников, которые интересовались аномальными явлениями - спиритизмом, телепортацией, переселением душ. Члены кружка собирались в литературном кафе “Черный поросенок”. Любовь и смерть, тайны женской души, связь человека с природой - вот что волновало членов этого необычного кружка. Одним из духовных лидеров кружка был польский символист Станислав Пшибышевский.


Девушки на мосту, 1899-1900

Члены клуба детально изучали современную психологию и философию, стремясь проникнуть в тайны души и секреты творчества. “Музой” кружка была красавица Дагния Гюэль, которая впоследствии вышла замуж за Пшибышевского и уехала с ним в Польшу. Именно ее черты мы узнаем в картине Мунка - “Мадонна”. Она позировала ему также для многих других известных картин, включая «Вампир», «Ревность», «Поцелуй».


На следующий день

Впоследствии Пшибышевский написал увлекательный роман о художественной среде символистов, где в качестве одного из персонажей был выведен Мунк. Роман назывался “Хомо сапиенс”. Творчество представлено в романе как мучительный кошмар, а художник - как отрешенный от жизни человек. Эта книга получила широчайшее распространение в среде русской интеллигенции, о ней спорили до хрипоты и зачитывали ее до дыр. Книга стала настоящим литературным памятником.


Дождь, 1902

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в России воцарилась волна моды на все северное, которая получила название русской нордомании. Многие друзья Мунка стали ключевыми фигурами этого течения, а Станислав Пшибышевский посетил Россию и разрешил перевести роман “Хомо сапиенс” на русский язык. Таким образом, Мунк, который был тогда мало известен в России, с 1904 года стал знаком российскому читателю.


Расставание, 1896

Когда к власти пришли большевики, они сразу же запретили Пшибышевского с его мистицизмом и оккультизмом как “чуждый элемент”. В годы ленинградской блокады книги Пшибышевского тысячами сжигались как ненужные, поэтому роман о Мунке стал библиографической редкостью.


Конница, 1919

. . . . .

Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в Осгордстранде на берегу Ослофьорда, место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни. В этом же году он купил собственный дом в Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. Это было место, куда он стремился, когда был заграницей или чувствовал себя уставшим или истощённым. «Гулять по Осгордстранду — это будто гулять среди моих картин. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусть в Осгордстранде», - говорил Мунк.


Красное и белое, 1899-1900

В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни — поэма о любви, жизни и смерти». В него вошли работы, объединённые тематикой любви, женственности, страха, отчаяния и смерти. Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах, снова и снова возвращаясь к одной и той же теме. Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая.


Красный дом и ели, 1927

В 1893 году Мунк создал «Крик» — своё самое известное произведение. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма; Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой.


Летняя ночь (Ингер на берегу), 1889

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.


Лунный свет, 1895

Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов, в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.


Меланхолия

Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти. Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде.


Меланхолия, 1891-1892

Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фотоискусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны. Дружба между врачом-психиатром и пациентом-художником, вошла не только в историю изобразительного искусства, но и в историю психиатрии. С этой дружбы началась история арт-терапии - исцеления искусством.


Поцелуй у окна, 1892

В 1920-е годы у художника произошло кровоизлияние в стекловидное тело правого глаза, из-за которого он почти полностью прекратил писать, в то же время он рисовал эскизы с отражением последствий этого кровоизлияния в виде искаженных форм. Также он страдал от маниакально-депрессивного психоза.


Ревность

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В 1908 г. он стал кавалером королевского ордена Святого Олафа, в 1933 г. был награжден крестом того же ордена. Став национальной гордостью Норвегии, он не бросает кисть, продолжая напряженно работать. Одна за другой с триумфом проходят его выставки: в Кёльне (1912), в Цюрихе, Базеле и Берне (1922), в Берлине и Мангейме (1927), в Дрездене (1929), Лондоне (1936), Стокгольме и Амстердаме (1937).


Пепел, 1894

Благодаря лечению в клинике Мунк собрался с силами и за несколько лет до смерти разобрал личный архив и обобщил свое литературное наследие. Несмотря на частичное излечение от душевных недугов, Мунк скончался во время немецкой оккупации Норвегии, 23 января 1944 года.


Дым поезда, 1900


Таверна в Сен-Клу, 1890


Утро, 1884


Четыре девочки в Arsgardstrand, 1903


Нимфа, 1896


Четыре сына доктора Линде, 1903


Dagny Juel Przybyszewska, 1893


Вид на реку в Сен-Клу, 1890


Больной ребенок, 1896


Hans Jaeger, 1889


Девушка, разжигающая плиту, 1883


Девушка у окна, 1893


Девушки на мосту, 1901


Женщина на веранде, 1924


Женщина в голубом (Фрау Барт), 1921


Мадонна, 1894


Модель на диване, 1924-1928


Молодая женщина на берегу, 1896


Портрет Ингер Мунк, 1892


Тетя Карен в кресле-качалке, 1883


Три девушки на причале, 1903


Четыре возраста в жизни, 1902

Самая известная работа Мунка — картина «Крик». Существует четыре её экземпляра, написанных между 1893 и 1910 годами. Первоначально картина называлась «Отчаяние». Охваченный ужасом человек с этой картины стал одним из самых узнаваемых образов в искусстве. В частных руках остаётся только один вариант картины (1895); он был продан 2 мая 2012 года на аукционе Sotheby"s за 119,9 миллиона долларов. Это самое дорогое произведение искусства, проданное на открытом аукционе.


Крик

Картина “Крик” стала одним из художественных символов рубежа веков. Изображение человека с искаженным от ужаса лицом стало не просто олицетворением страха, но и своеобразным знаком эпохи. Принято считать, что именно в этом полотне проявилось гениальное пророчество художника: гримаса ужаса говорила о том, что человечеству грозят суровые испытания. Именно так и произошло: двадцатый век обернулся тяжелейшим периодом в истории человечества: революции, колониальные войны, Хиросима и Вьетнам и, наконец, две кровопролитные мировые войны.

Созданию полотна предшествовал вполне реальный эпизод из жизни художника. Однажды вечером он пошел на прогулку с друзьями и вдруг увидел, что холодное норвежское небо будто бы налилось кровью. Художник остановился как вкопанный и с замиранием сердца начал наблюдать за кровавым небом, тем более что видение не исчезало. Друзья художника пошли дальше, а он остался стоять, пораженный зрелищем кровавого неба.

Метеорологи утверждают, что в этом эпизоде не было ничего мистического, так как за несколько лет до написания картины произошло извержение вулкана в Индонезии и тучи пепла еще долго могли появляться в неожиданных местах и окрашивать небо в самых разных регионах Европы. Астроном Дэниэл Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк. Но мистики считают, что Мунк видел предзнаменование трагедий ХХ века.

Текст составлен по материалам Википедии и авторской статьи А.П.Дьяченко "Эдвард Мунк: потерянный и обретённый".

Эдвард Мунк (норв. Edvard Munch; 12 декабря 1863, Лётен, Норвегия - 23 января 1944, Экели, близ Осло, Норвегия - норвежский живописец и график, экспрессионист. Страдал от маниакально-депрессивного психоза.

Биография Эдварда Мунка

Эдвард Мунк родился в многодетной семье военного врача. Детство Эдварда было абсолютно безрадостным. В глубокой старости художник вспоминал: «Болезнь, сумасшествие и смерть были черными ангелами, слетевшимися к моей колыбели, чтобы сопровождать меня на протяжении всей жизни».

После окончания школы Мунк какое-то время учился на инженера, но порвал с этой идеей, движимый стремлением заниматься живописью. В 23 года он выставил на суд зрителей свою первую картину «Больной ребенок», вызвавшую бурю негодования и давшую критикам повод для упреков в пессимизме и натурализме.

На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Это продолжалось около четырёх лет, и однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли его, сказав, что девушка умерла, и показав её тело. По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника. Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, в тот же день между ним и друзьями произошла ссора, в которой Мунк повредил себе левую руку, позднее ему ампутировали палец.

Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Всего он провёл там более полугода. За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры, в том числе портрет лечившего его профессора Якобсона.

В 1920-е годы у художника развилось глазное заболевание, из-за которого он почти полностью прекратил писать.

В последние десятилетия жизни к Мунку пришли слава и признание. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 году он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа.

Творчество Мунка

В 1880-1890 годах Мунк работал во Франции, где испытал влияние Поля Гогена, Анри де Тулуз-Лотрека, Винсента ван Гога, а также в Германии и Италии. Мировоззрение художника Мунка формировалось под воздействием идей Йегера, Стриндберга, Гамсуна и других скандинавских писателей-символистов, что определило обращение живописца к характерным для символизма “вечным” темам одиночества, угасания, смерти (“Больная девочка”, 1885-1886, Национальная галерея, Осло).

С начала 1890-х годов творчество Мунка развивается в рамках складывавшегося в эту эпоху стиля модерн (“Девушки на мосту”, 1901, Национальная галерея, Осло), но обнаруживает и ряд новых черт (жесткий вихреобразный контурный рисунок, диссонирующая цветовая гамма, динамичная композиция), которые усиливают в картинах художника трагическое звучание образов и предвосхищают возникновение экспрессионизма (“Крик”, 1893, Национальная галерея, Осло).

Тема, ставшая центральной в творчестве Эдварда Мунка, – взаимоотношения мужчины и женщины.

Женщина в его работах предстает в различных ипостасях: как идеализированный образ девушки, как персонификация эротического женского начала или как ясновидящая, колдунья, властная мать-смерть.

Девушка на берегу Три стадии женщины (Сфинкс) Утро

Большинство картин Эдварда Мунка 1890-1910-х годов входит в незавершенный цикл “Фриз жизни”. Острая выразительность присуща графическим работам Мунка, блестящего мастера ксилографии, офорта и литографии (автопортрет, литография, 1895).

В дальнейшем творчестве Мунк обращался к монументальной живописи, писал сцены городской жизни, мажорные по цвету пейзажи.

Творчество Мунка очень самобытно. Его считают пионером экспрессионизма, но при этом в его работах можно усмотреть и символизм,и декоративность модерна,и стихийную динамику фовизма. А фразу:«Я пишу не то, что вижу, а то, что увидел», позже подхватил вождь будущих сюрреалистов Андре Бретон.

Эдвард Мунк прожил жизнь, полную несчастий и нелепостей. Он родился в 1863 году в семье врача в городе Летене (Южная Норвегия). Эдвард был одним из пятерых детей. Юноша не сразу решил стать художником и вначале поступил в Высшую политехническую школу. Тяга к живописи взяла верх и Мунк начал учиться у крупнейших норвежских живописцев того времени – Кристиана Крога и Фрица Таулова. В то время пейзаж был одним из самых распространенных жанров в искусстве Норвегии, но пейзажистом в чистом виде Мунк не стал.

Художник стал проявлять интерес к аномальным явлениям, оккультным наукам и жизни души. Важным толчком к этому были тяжелые семейные обстоятельства.

Мунку было всего пять лет, когда умерла от туберкулеза его мать, а затем он потерял и старшую сестру. С тех пор тема смерти не раз возникала в его творчестве и жизненный путь художника с первых же шагов заявлял себя как жизненная драма.

Создав множество картин на тему болезни, смерти и самоубийства, Мунк повторил трагическую судьбу многих своих героев. В его жизни были запои, тяжелейшие нервные срывы, увлечение наркотиками и частичная потеря памяти.

Важным этапом для него стало попадание в психиатрическую больницу, где он познакомился с врачом-психиатром доктором Линде.

Этот талантливый психиатр отнесся к пациенту с огромным вниманием. Находясь в клинике, Мунк мог рисовать, к тому же он увлекся фото-искусством и начал делать пейзажные снимки и автопортреты. Доктор Линде с огромным интересом наблюдал, как пациент фотографирует сам себя, словно смотрит на себя со стороны.

Безусловно, «Крик» заслуженно занимает исключительное место в популярной культуре, наряду с «Американской готикой» Гранта Вуда. Волнистая фигура, сжимающая похожую на череп кричащую голову, резонирует на самых глубоких психических частотах, архетипически пробуждая экзистенциальный ужас. Не зря Сью Придо , написав биографию художника, назвала книгу «Эдвард Мунк: За Криком ».

«Крик», темпера и масло на картоне без покрытия, 1910.

«Редко в каноне западного искусства, – пишет Том Розенталь в The Independent , – было так много беспокойства, страха и глубокой психологической боли в одном художнике. То, что он дожил до 80 лет и лишь однажды оказался в психиатрической клинике (полгода в Копенгагене) говорит не только о его физической выносливости, но и о железной воле Мунка и его врождённой, мощной психологической силе».


«Ночь в Ницце», 1891. Первая из картин Эдварда Мунка, купленная Национальным музеем искусства в Христиании (ныне Осло) сразу после её написания.


«Доктор Мунк и Карен Бьёльстад», 1875-1877.

Новая инициатива Музея Мунка в Осло поможет всем желающим ознакомиться с творчеством художника. На сайте музея опубликовали более 7600 его оцифрованных рисунков. В доступном для всех онлайн-каталоге содержатся рисунки, созданные Мунком в детстве, изображения монет и ключей, выдающие в нём дисциплинированного рисовальщика, альбомы, акварели зданий времён юности художника, пейзажи, зарисовки с разными версиями для «Фриза жизни», «Крика», «Цветка боли», «Танца жизни» и множества других произведений.


«Цветок боли», один из вариантов, 1898.

Более 90% оцифрованных рисунков поступили из музейных фондов, остальные – из других государственных и частных коллекций. «Цель инициативы состоит в том, чтобы сделать искусство Мунка известным и легко доступным для максимально большого количества людей, – говорит Магне Брутейг, старший куратор отдела графики и рисунков. – Поскольку большинство рисунков никогда не выставлялись и не публиковались, обнародовать это "сокровище" было особенно важно».


Рисунок, предшествовавший созданию знаменитой картины «Танец жизни», 1898-1899.

Таким образом, онлайн-коллекция служит не только введением в творчество Мунка для новичков, но и представляет интерес для давних поклонников произведений художника, которые до сих пор практически не имели доступа к этому громадному собранию набросков, подготовительных эскизов, акварелей.


«Пепел», 1895-1896.

Рисунки в коллекции датируются, начиная с 1873 года, когда Мунку было всего десять лет, и он вставил серию собственных иллюстраций в сказки братьев Гримм. Самые поздние работы из онлайн-коллекции созданы в 1943 году, незадолго до его смерти.


«Автопортрет между часами и кроватью», 1943.

Творчество Мунка, пишет Розенталь, «навязчиво автобиографично». Оставаясь всю жизнь убеждённым холостяком, он говорил, что «его картины были ему детьми, хотя многим из них перепало несколько спартанское воспитание, художник сознательно оставлял их не только нелакированными, но и выставлял незащищёнными от внешнего воздействия в своей огромной открытой студии или вешал на стены без рамок, просто прибивая гвоздями». С несколькими тысячами своих рисунков он обращался с большей бережностью.

Погрузиться в огромную коллекцию рисунков норвежского художника можно на сайте Музея Мунка в Осло , где также выложили многие из его картин и статьи о жизни и работе Эдварда Мунка.


«Жизнь», правая часть, 1910.



«Две женщины в лесу в Экели», 1920-23.



«Купание мальчиков», 1897-98.



«Вампир» (или «Любовь и боль»), 1893.



«Молодая женщина на пляже», 1896.



«Ревность», 1907.



«Мадонна», 1894.



«Чешская свадьба», 1925-26.



«Расставание», 1896.



«Солнце», одна из версий, 1910-12.



«Звёздной ночью», 1922-24.



«Поцелуй на пляже в лунном свете», 1914.

ФРАНК ХЁЙФЁДТ

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПАНОРАМА

Номер журнала:

Специальный выпуск. НОРВЕГИЯ - РОССИЯ: НА ПЕРЕКРЕСТКАХ КУЛЬТУР

«КРИК» ЭДВАРДА МУНКА - ИСТИННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА, ЕДВА ЛИ НЕ САМАЯ ИЗВЕСТНАЯ КАРТИНА В МИРЕ, ЗНАКОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЭКСПРЕССИОНИЗМА. ЭТА КАРТИНА - ЖИВОПИСНОЕ ОТРАЖЕНИЕ ХРУПКОСТИ И ТРАГИЗМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.

Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов - это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Обе эти крайности актуальны для понимания контекста, в котором фигурирует впечатляющая цена до 120 млн. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника.


АВТОПОРТРЕТ «А-ЛЯ МАРАТ». 1908-1909. 81 × 85

Мунк вырос в столице Норвегии - Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло). Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Его сестра Софи умерла от той же болезни в возрасте 15 лет; у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался - в частности, в 1890-х годах - к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» 1 . При всем при том нельзя не признать: семья с готовностью поддерживала его культурные устремления. В мае 1884 года его сестра Лаура записывает в своем дневнике, что она отправилась в библиотеку и принесла заболевшему брату пьесу Генрика Ибсена «Кесарь и Галилеянин» - произведение достаточно серьезное и сложное для восприятия двадцатилетнего юноши.

«РУССКИЙ» ПЕРИОД
Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог - в ранних работах Мунка это влияние довольно ощутимо. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», - это был решительный разрыв с языком реализма. Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям 2 . Отказавшись от перспективы и от моделирования объема, он пришел к композиционной форме, близкой к иконе; в самой фактуре работы явственно заметны следы долгого и трудоемкого рабочего процесса. Официальные критики не приняли работу, довольно жестко отозвавшись о ней, так что после этого Мунк стал своего рода enfant terrible в плеяде молодых художников.

Середина 1880-х годов ознаменовалась серьезным поворотом в его жизни и в художественных воззрениях. В это время Мунк начал общаться с компанией радикальных анархистов из Христиании - надо признать, они были не более чем бледной тенью их современников, нигилистов из Санкт-Петербурга 3 . Русская литература в то время завоевала огромный авторитет, и потому не удивительно, что в 1883 году на норвежский язык перевели роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Предпринятое в книге исследование глубин человеческой психологии сразу привлекло внимание Мунка: «Некоторые страницы представляют собой самостоятельные произведения искусства», - напишет он в письме к другу 4 . Позже, оглядываясь на 1880-е годы, он задаст вопрос: «Когда кто-нибудь сможет описать те времена? Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, Йегера и, возможно, меня самого для того, чтобы столь же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании - не только тогда, но и сейчас». В Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы, его даже приговорили к тюремному заключению за провокативный roman a clef из жизни той же богемы. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи.

ФРАНЦИЯ
После большой персональной выставки в 1889 году Мунку была назначена государственная стипендия для завершения образования за рубежом. Следующие три зимы он провел во Франции. Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой, ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю».В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера - это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца. Здесь ощущается явственная перекличка с дневниковыми заметками Мунка, сделанными в первый период его пребывания за границей, в которых настойчиво звучат угрызения совести. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков.

В изображении парижских бульваров и улицы Карла Юхана -центральной магистрали в Кристиании - Мунк начал применять импрессионистические и пуантилистские живописные приемы, а французской Ривьере досталась вся чувственная красота, доступная его палитре.

В первый период пребывания во Франции Мунк написал благородный и аскетичный портрет своей сестры Ингер, а также основной образ «Поцелуя» и мрачноватый «Вечер на улице Карла Юхана» - пожалуй, вторую свою работу, в которой вполне четко проявляется сдвиг от реализма к символизму: «Символизм - это природа, вылепленная состоянием души» 5 . Главная улица норвежской столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения, свойственного современной городской жизни. Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна - они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского; критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах, и в словах 6 .

БЕРЛИН
В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. Следует грандиозный скандал, после которого имя Мунка приобрело определенную известность в германской столице. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» - среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» - картины, изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень.

Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. Здесь исчезают какие-либо следы реализма: пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, а главная фигура превращена в примитивный знак, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса. По примеру белых стихов, которые писали его друзья-литераторы в Кристиании, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом, описывая пережитый им опыт - именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению: «Я шел с двумя друзьями вдоль дороги - солнце садилось... Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Самая, пожалуй, известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций; при всем разнообразии воззрений сущность их в том, что главное в картине - ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». В 1895 году большая выставка в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того, что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Когда выставку посетил, выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, драматург Генрик Ибсен, уже обретший тогда мировую известность, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» - ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка; это не удивительно, ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе», или знаменитая «Мадонна». «Лунный свет скользит по твоему лицу - полному земной красоты и боли, - пишет Мунк в сопроводительном тексте. - Ибо Смерть протягивает руку Жизни - такова цепь, связывающая тысячи ушедших поколений с тысячами поколений, что еще придут». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, - комментировал Обстфелдер. - На мой взгляд, подобное глубоко религиозное восприятие женщины, такое восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе».

ГРАВЮРЫ И ПАРИЖ
«Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». Еще одна известная литография берлинского периода - это «Автопортрет с рукой скелета». Круглый белый воротник-стойка и голова, ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, придают изображаемому сходство со священником. Имя и год, вписанные сверху, прочитываются как эпитафия, тем более что это вполне перекликается с мрачноватым memento mori - рукой скелета в нижней части работы. Нередко подчеркивали формальное сходство данной литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона - и это вряд ли простое совпадение, тем более что работа Валлоттона - портрет Достоевского.

Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на сюжеты его же живописных произведений. Вскоре он обратился к литографии, тем более что по приезде в Париж в начале 1896 года он получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма высоко котируется в наследии Мунка. Творчески подойдя к технике ксилографии, он распиливал доски с тем, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах, - подобным приемом пользовался и Поль Гоген. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I"Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» 7 . «Кто такой этот Дягилев, никто его не знает», - такой комментарий появился в ведущей газете Кристиании «Aftenposten» - комментарий явно скептический в отношении странного русского и его не менее странного подбора работ. Дягилев выбирает из всего нового самое новое: «можно сказать, еще незавершенное», - сетует критик, повторяя нередко появлявшиеся в «Aftenposten» критические оценки работ Мунка.

НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
На рубеже XIX и XX веков - времени беспрестанных экспериментов - Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. Одно из них - «Метаболизм» - было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем - возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина». Написанная им на рубеже веков серия пейзажей Кристианиа-фьорда, декоративных и вместе с тем чувственных, являет собой вершину скандинавского символизма. Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» - пожалуй, свой самый любимый сюжет.

УСПЕХ И КРИЗИС
В первые годы нового столетия карьера Мунка развивается вполне успешно, он приобретает определенную известность в Германии. На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз»: «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». Значительное место в этот период его творчества занимают портреты, что приносит художнику некоторую финансовую стабильность. «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи. Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику - жест поистине бесценный. Однако художественные успехи сопровождались внутренними противоречиями: Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной связи, которая закончилась в 1902 году жестокой ссорой и случайным огнестрельным ранением, после чего один из пальцев его левой руки навсегда остался искалеченным. Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем.

В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. К тому времени известность художника стала достаточной для того, чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических работ восходящей звезды, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством.

Летние сезоны в 1907 и 1908 годах Мунк провел в Варнемюнде на побережье Балтийского моря. Там был реализован важный для него проект «Купальщики» - провокативное изображение мужской силы. Работа была выполнена в конструктивной сезанновской манере. Однако его личный кризис достиг в это время критической точки, и Мунк был вынужден согласиться пройти лечение в клинике в Копенгагене, где он провел восемь месяцев.

ВОЗВРАЩЕНИЕ
Возвратившись в конце концов в 1909 году в Норвегию, Мунк обосновался в прибрежном городке Крагерё. Творчески соприкасаясь с окружающей его реальностью, Мунк смело и энергично переносил на свои полотна открывающиеся его взору изрезанные берега и сосновые леса. Национальная галерея в Кристиании приобрела значительное количество его работ, ознаменовав тем самым запоздалое признание на родине.

В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Спустя два десятилетия после берлинского скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, как Ван Гог, Гоген или Сезанн. Он продолжает экспериментировать и расширять круг своих персонажей: среди них в этот период появляются купальщики, фермеры, рабочие, нередки также изображения животных. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели неподалеку от столицы и переезжает туда.

В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню. Новое проявление нашла и никогда не ослабевавшая в нем приверженность творчеству Генрика Ибсена: значительное число рисунков связано с «Пер Гюнтом», ксилографий - с «Борьбой за престол», а целый ряд рисунков, произведений печатной графики и живописных работ более или менее эксплицитно связаны с пьесой «Йун Габриэль Боркман». Еще один заметный цикл работ Мунка - поздние автопортреты. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету», или «Человеческая гора». Композиция возвращает нас к символизму 1890-х годов, что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты: «Мое искусство придало моей жизни смысл. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим».

Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его 70-летию монументальную биографию художника. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, - подчеркивал Мунк в письме Тиису. - Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, у Мунка, по счастью, сохранились друзья, разделяющие его страсть к русскому писателю. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов; Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым»; самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот») . «Djasvlene» - датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти.

В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского. Постель символически связана ассоциациями с важнейшими моментами жизненного цикла: рождением, болезнью, любовью и смертью. В комнате за спиной старого художника - его работы, они озаряются золотым светом. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах; та же фигура изображена -дважды - на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского.

Самым известным произведением Э. Мунка является картина «Крик». Сам художник создал четыре версии этой картины, выполнив их в различных техниках.

В Музее Мунка представлен один из двух вариантов, созданных маслом, а проданная на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке картина «Крик» выполнена пастелью.

Э. Мунк «Крик»

Э. Мунк "Крик"

Широко известно собственное объяснение художником замысла своей картины: «Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы».

На картине изображено кроваво-красное небо, бесформенный обобщённый пейзаж и на его фоне – кричащая в отчаянии человеческая фигура. Пронзительное звучание цвета рождает ощущение мучительной тревоги, а мир представляется художнику безрадостным, бездушным и угнетающим. В 1895 г. Мунк создал литографию на этот же сюжет.

Картине приписывают мистический смысл, пророческий смысл (предвосхищение трагических событий XX в.: две мировые войны, экологические катастрофы и ядерное оружие), а некоторые считают, что эти картины (варианты картины «Крик») прокляты: люди, так или иначе входившие в контакт с полотном, заболевали, впадали в тяжелую депрессию или внезапно умирали. Всё это создало картине недобрую славу, но, с другой стороны, привлекло к ней особый интерес.

Известно, что художник страдал от маниакально-депрессивного психоза, поэтому, возможно, в его творчестве присутствуют мотивы смерти, страха, одиночества. К тому же эти мотивы были характерны для экспрессионизма – течения в европейском искусстве эпохи модернизма , одним из первых представителей которого был Э. Мунк. Экспрессионизм стремится не только к воспроизведению действительности, но более к выражению эмоционального состояния автора.

Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма, объясняя сюжет картины явлением природы: в 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии, и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80 км в течение нескольких лет и вызывало интенсивную окраску зорь. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в разных регионах Европы. Астроном Д. Ольсен из штата Техас даже определил место в Осло, где могло быть видно именно такое небо, как описал его Мунк.

В связи с этим фигура на переднем плане картины могла бы изображать самого художника, защищающего себя от крика природы. Позу изображённого на полотне человека вполне можно назвать рефлекторной реакцией старающегося спастись от сильного воздействия извне.

Но картина «Крик», являясь самым известным полотном художника, всё-таки не может исчерпывающим образом характеризовать творчество Э. Мунка. Для этого нам следует обратиться к другим его картинам, а также к биографии.

Биография и творчество художника

Эдвард Мунк. Фотография

Эдвард Мунк (1863-1944) – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства. Он родился в семье врача Кристиана Мунка и был вторым ребёнком (из пяти детей).

В раннем детстве он потерял мать, которая умерла от туберкулёза, а через несколько лет от той же болезни – сестру.

Э. Мунк окончил Государственную академию искусств и ремёсел в Осло, где занимался живописью и скульптурой.

После окончания академии (1886 г.) он отправился в Париж, там состоялось его знакомство с творчеством импрессионистов , которое оказало сильное влияние на его творчество, как, впрочем, и символизм. В этом же году он создаёт свою первую известную картину «Больная девочка».

«Больная девочка» (1886)

Э. Мунк "Больная девочка"

Холст, масло. 119,5х118,5 см. Национальная галерея, Осло

В основе картины – воспоминания художника о болезни и смерти его старшей сестры Софи Мунк, которой было всего 15 лет. Девушка сидит в постели, опираясь на подушку. Её бледное лицо как будто излучает свет, оно выделяется ярким пятном в полумраке комнаты. Для этой картины позировала 11-летняя девочка Бетси Нильсен.

Рядом с умирающей девушкой сидит, опустив в отчаянии голову, женщина – это тётка Софи и Эдварда Карен Бьёльстад. После смерти матери Софи и Эдварда (Лауры) она взяла на себя заботы по ведению хозяйства в доме Мунков.

Картина впервые была выставлена на Осенней художественной выставке 1886 г. и была принята критикой отрицательно. Работу объявили незаконченным этюдом, считали её бесформенной, небрежной, несовершенной и не достойной выставки. Хотя были и более доброжелательные отзывы: в картине отметили её своеобразие и трогательность. После прихода в Германии к власти нацистской партии вариант картины из Дрезденской галереи был пущен с молотка как образец «дегенеративного искусства».

Но сам Мунк считал эту работу очень важной для себя и впоследствии называл её «своим прорывом». Он создаёт несколько вариантов этой картины.

В 1889 г. он создаёт ещё одну картину-воспоминание о болезни сестры – «Весна», в которой нет ощущения трагизма, и название картины также оптимистично.

Э. Мунк "Весна"

В центре полотна в кресле с высокой спинкой изображена больная девочка с усталым бледным лицом и худыми руками, которые безвольно покоятся у неё на коленях. Рядом с ней – мать или сиделка. Распахнутое окно уставлено цветами, в него врывается свежий ветер. Луч весеннего солнца освещает лица сидящих в комнате, но он притягивает взор только живущего – женщины; умирающая же девушка, наоборот, отворачивается от него, т.к. этот луч слишком «громко» говорит о том, что жизнь её приближается к завершению.

Картина являет собой контраст трагедии и оптимизма, и всё это – жизнь в её противоречии и одновременно в гармонии: угасание и возрождение слиты воедино.

Уже в раннем творчестве Мунка появляется тема человека и природы. В сущности, почти все его картины 80-х гг. носят пейзажный характер. Причём некоторые пейзажные полотна явно написаны под влиянием творчества импрессионистов. Например, картина «Вид на реку в Сен-Клу» (1890).

Э. Мунк "Вид на реку в Сен-Клу"

Но в пейзажных картинах видно стремление художника к обобщению, т.к. чаще всего на этих полотнах присутствует человек. Природа для Мунка интересна не сама по себе, а как особый мир, живущий по своим законам, но в котором протекает жизнь человека.

Но есть у художника и чисто пейзажные полотна, и чаще всего на них изображена суровая природа Скандинавии.

Э Мунк «Прибрежный зимний пейзаж» (1915)

Э Мунк «Весенний пейзаж с красным домом (Экелю)» (1935-1940)

«Метаболизм» (1899)

Полотно из цикла «Фриз жизни». В картине на фоне пейзажа изображены мужчина и женщина. Череп животного буйно прорастает листвой, погребенное в земле тело, как щупальцами, объято корнями дерева. Живое побеждает смерть. Картина является символом вечного возрождения жизни.

Э. Мунк "Метаболизм"

В начале 1890-х годов Мунк уезжает в Германию. Там он подружился с польским писателем Станиславом Пшибышевским и его женой норвежкой Дагни Пшибышевской. Она позировала ему для многих ставших известными картин: «Мадонна», «Вампир», «Ревность», «Поцелуй».

«Мадонна» (1894)

Э. Мунк "Мадонна"

Холст, масло. Музей Мунка, Осло

Первый вариант картины был создан в 1893-1894 гг., в 1895 г. была выполнена литография, а всего Мунк создал пять вариантов картины. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и распущенными чёрными волосами. Конечно, это совсем не канонический образ мадонны, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. Литография некоторыми деталями отличается от варианта маслом. Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся в музее Мунка и в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна в Осло, а также в Кунстхалле в Гамбурге. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам.

Портретная галерея Э. Мунка

После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет. Мунк обладал даром психолога, поэтому он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство. Через портрет он всегда исследовал душу человека. Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено на лице и психологической характеристике. Его портреты превосходно отражали характер человека. Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Он тратил несколько недель, наблюдая за заказчиком, чтобы затем написать портрет всего за несколько часов.

Э. Мунк "Портрет профессора Даниэля Якобсона"

Одним из лучших портретов кисти Мунка является портрет профессора Даниэля Якобсона, лечившего художника в психиатрической клинике. Портрет был создан в 1909 г.

Фигура Д. Якобсона изображена на фоне жёлтых и красных тонов. Очень выразительна поза, она полна экспрессии и уверенности, в то же время лицо профессора выражает доброту и сострадание.

Э. Мунк "Ибсен в кафе Гранд-отеля в Христиании"

Творчество Ибсена было близко Мунку. Художник изобразил Ибсена уже очень больным (он умер от инсульта), сидящим у окна. Известно, что парализованного писателя сажали у окна, чтобы казалось, что он работает. Внутренняя сила Ибсена, норвежского драматурга, основателя европейской «новой драмы», поэта и публициста – главная идея портрета.

У художника много автопортретов, которые он писал в переломные моменты своей жизни.

Э. Мунк "Автопортрет с бутылкой вина". 1906. Музей Мунка, Осло

Символические картины Э. Мунка

Особенно ярко выражен символизм в цикле произведений «Фриз жизни» – своеобразная поэма о жизни, любви и смерти. В символических и монументальных образах «Фриза жизни» осмысливается жизнь человека как драма его души. Именно в этот период живописные и графические работы Мунка достигают высокого совершенства. Образы полны драматизма и тревоги, иногда отмечены печатью гротеска, но все они имеют в себе размышления о судьбе человека, смысле бытия.

Э. Мунк "Ревность"

Например, картина «Ревность». Художник изображает узнаваемое лицо своего друга Станислава Пшибышевского, но картина эта является символом всепоглощающей страсти – ревности. Ревность разрушает человека изнутри, испепеляет его и делает способным на любое преступление.

Символом вечного возрождения жизни является и картина «Метаболизм».

Э Мунк "Четыре возраста в жизни"

Картина «Четыре возраста в жизни» (1902) символизирует этапы жизненного пути любого человека. Ситуация, изображённая на полотне, явно искусственная, но она не воспринимается таковой именно из-за жизненной правды. И эта жизненная правда изображена на тревожном, ярко-красном фоне.

Символ молодости и чистоты – картина «Молодая женщина на берегу» (1896).

Э. Мунк "Молодая женщина на берегу"

Настоящие слава и признание пришли к Мунку в последние десятилетия жизни. В крупнейших городах Европы прошли его персональные выставки, в 1933 г. он стал кавалером Большого креста ордена Святого Олафа. Это государственная награда Норвегии, и вручается она за особые заслуги военным и гражданским чинам, подданным Норвегии, а также иностранным монаршим особам и главам государств.

Мунк был не только художником-живописцем, но и монументалистом. В 1910-1916 гг. он выполнил большой цикл росписей в зале университета в Осло. Темы росписей ему подсказали философские работы Ницше.

Э. Мунк. Последняя фотография

Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. Многие его живописные произведения были переведены им в офорт и литографию, которыми он овладел в совершенстве. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Работая в технике офорта, сухой иглы, акватинты, литографии, ксилографии, художник не искал новых тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий.

Картину от гравюры отделяло не менее года, а иногда и десять-пятнадцать лет. Это давало художнику возможность посмотреть на созданное со стороны, а затем, отбросив лишнее и частное, сконцентрировать внимание на выражении главной мысли.

Когда фашистская Германия оккупировала Норвегию, художник отверг все попытки немцев привлечь его к сотрудничеству. Он не захотел войти в квислинговский совет по искусству и отказался от официального празднования своего восьмидесятилетия.

Творческое наследие Эдварда Мунка – знаменитого норвежского живописца, графика, театрального художника и теоретика искусства, насчитывает около 1000 картин, 4400 акварелей и рисунков, более 15000 эстампов, а также шесть скульптур.

Музей Э. Мунка

В 1963 г. в Осло был торжественно открыт музей Э. Мунка, который занимается собранием, обработкой и популяризацией творчества норвежского художника и графика.

В настоящее время музейный фонд составляет около 1100 картин, 4500 рисунков, 18000 графических файлов. Кроме произведений художника, в музее хранятся несколько личных его вещей, в том числе и те, которые он завещал городу после своей смерти.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения