Дунгане, происхождение этого народа. Все о востоке Дунгане происхождение

(город Биш-кек, се-вер Чуй-ской и Ис-сык-Куль-ской об-лас-тей, Ош-ская область), на юго-вос-то-ке Ка-зах-ста-на (Ал-ма-Атин-ская область и город Джам-бул) и вос-то-ке Уз-бе-ки-ста-на (Фер-ган-ская до-ли-на).

Чис-лен-ность в Кир-ги-зии 58 тысяч человек, Ка-зах-ста-не 36 тысяч человек, Уз-бе-ки-ста-не 1,8 тысяч человек (2007 год, оцен-ка). В Рос-сии 0,8 тысяч человек (2002 год, пе-ре-пись). Го-во-рят на дун-ган-ском язы-ке, рас-про-стра-не-ны так-же киргизский, ка-захский, узбекский, уй-гур-ский, русский язы-ки. Ве-рую-щие - му-суль-ма-не- сун-ни-ты ха-на-фит-ско-го маз-ха-ба.

Дунгане - по-том-ки ху-эй, пе-ре-се-лив-ших-ся в Среднюю Азию и Ка-зах-стан из Ки-тая по-сле по-дав-ле-ния Дун-ган-ско-го вос-ста-ния 1862-1877 годов. Вы-ход-цы из провинции Гань-су се-ли-лись пер-во-на-чаль-но в селе Ыр-дык под Ка-ра-ко-лом и в Оше; позд-нее часть ош-ских дунгане уш-ла на се-вер и ос-но-ва-ла поселок Дун-га-нов-ка (ны-не Джал-пак-Тю-бе) под городом Аулие-Ата (ны-не Та-раз); вы-ход-цы из провинции Шэнь-си по-се-ли-лись в сё-лах Ка-ра-ку-нуз (пер-во-на-чаль-но Инь-пань, буквально - вре-мен-ный ла-герь) и Шор-Тю-бе на пра-вом бе-ре-гу реки Чу, на-про-тив города Ток-мак; из провинции Синь-цзян - в селе Алек-сан-д-ров-ка на реке Со-ку-лук, город Джар-кент (дун-ган-ское - Са-мыр, ны-не Пан-фи-лов), сё-лах Чи-лик и Или, близ города Вер-ный (ны-не Ал-ма-Ата). В начале XX века воз-ник дун-ган-ский по-сё-лок в Сред-не-чир-чик-ском районе под Таш-кен-том. В 1884 году на-счи-ты-ва-ли около 8,8 тысяч человек.

Основное тра-диционное за-ня-тие - па-шен-ное, в основном по-лив-ное, зем-ле-де-лие. В Ка-зах-ста-не и Кир-ги-зии дунгане вве-ли в куль-ту-ру ри-со-вод-ст-во (сорт дун-ган-ша-ла) и ви-но-гра-дар-ст-во, в Ис-сык-Куль-ской кот-ло-ви-не (город Ка-ра-кол) - бо-бо-вые и ле-кар-ст-вен-ный мак, в Ош-ской до-ли-не вос-при-ня-ли у уз-бе-ков хлоп-ко-вод-ст-во; по-все-ме-ст-но раз-ви-то ого-род-ни-че-ст-во. Зем-лю об-ра-ба-ты-ва-ли китайским плу-гом (шао лихуа), при об-мо-ло-те ис-поль-зо-ва-ли ка-мен-ный 8-гран-ный ка-ток (гун-за). Раз-во-ди-ли круп-ный ро-га-тый скот, пти-цу. Бы-ли ши-ро-ко рас-про-стра-не-ны из-воз-ный, шор-ный и другие про-мыс-лы, по-сред-ни-че-ская тор-гов-ля. Дун-ган-ские сло-бо-ды воз-ник-ли в го-ро-дах Вер-ный, Пиш-пек, Джар-кент, Ток-мак, Ка-ра-кол, Ош, Ау-лие-Ата.

Тра-диционные по-се-ле-ния ре-гу-ляр-ной пла-ни-ров-ки. Жи-ли-ще кар-кас-ное сыр-цо-вое или ка-мен-ное, отап-ли-ва-лось ка-ном (кон), ори-ен-ти-ро-ва-но вы-хо-дом на юг, име-ло муж-скую и жен-скую по-ло-ви-ну; ком-на-ты вы-хо-ди-ли на кры-тую на-руж-ную га-ле-рею. Муж-ская и жен-ская оде-ж-да близка к северо-ки-тай-ской: пра-во-за-паш-ные (у муж-чин так-же пря-мо-за-стёж-ные) ха-ла-ты и курт-ки, ши-ро-кие шта-ны, ма-тер-ча-тые туф-ли без каб-лу-ка; пре-об-ла-да-ют чёр-ный и си-ний цве-та, жен-ская одеж-да ук-ра-ша-ет-ся вы-шив-кой. Го-лов-ные убо-ры - со-ло-мен-ные шля-пы, ме-хо-вые и вой-лоч-ные шап-ки. Мо-ло-дые жен-щи-ны хо-ди-ли с не-по-кры-той го-ло-вой, по-жи-лые но-си-ли плат-ки. Тра-диционна пи-ща - ча-ще ва-рё-ная или при-го-тов-лен-ная на па-ру: лап-ша из пше-нич-ной (ла-мян), го-ро-хо-вой или бо-бо-вой му-ки (фын-тяо), рис с при-пра-ва-ми из мя-са и ово-щей, пам-пуш-ки; в от-ли-чие от ки-тай-цев, дунгане упот-реб-ля-ют жи-вот-ные жи-ры. Так-же пе-кут в тан-ды-ре сред-не-ази-ат-ские ле-пёш-ки. Едят па-лоч-ка-ми, тра-пе-зу на-чи-на-ют с чая, обед за-кан-чи-ва-ют су-пом.

По-се-ле-ния дунгане об-ра-зо-вы-ва-ли замк-ну-тые об-щи-ны, управ-ляв-шие-ся вы-бор-ны-ми стар-ши-на-ми и объ-е-ди-няв-шие-ся в са-мо-управ-ляю-щие-ся во-лос-ти. Ре-шаю-щее влия-ние имело вы-бор-ное му-сульманское ду-хо-вен-ст-во: имам, со-вер-шав-ший пят-нич-ное бо-го-слу-же-ние; му-дар-рси--ахун, обу-чав-ший де-тей в ду-хов-ной шко-ле; ха-тип-ахун, со-вер-шав-ший об-ре-за-ние, и др. До середины XX века со-хра-ня-лись боль-шие се-мьи, по-ли-ги-ния, слож-ный сва-деб-ный об-ряд (сва-тов-ст-во, об-мен по-дар-ка-ми, де-виш-ник с оп-ла-ки-ва-ни-ем не-вес-ты, сва-деб-ный по-езд, ри-ту-аль-ная борь-ба и иг-ры с тре-бо-ва-ни-ем вы-ку-па и т. п.; до 1930-х годов бы-то-ва-ло умы-ка-ние). Жен-щи-ны поль-зо-ва-лись в се-мье ав-то-ри-те-том.

Дунгане, дунган (тюркское), лохуэй, лохуэйхуэй, хуэй (самоназвание), народ в Казахстане (30,2 тыс. человек), Киргизии (36,9 тысяч), небольшая часть в Узбекистане (1106 человек). В России 635 человек. Общая численность свыше 69,3 тыс. человек. Говорят на дунганском языке сино-тибетской семьи. Распространены также русский, киргизский, казахский и другие языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты.

Дунгане - потомки хуэй, переселившихся в Казахстан и Среднюю Азию в конце 70-х - начале 80-х гг. XIX века из китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Синьцзян, спасаясь от преследований маньчжуро-китайских властей после подавления освободительного восстания 1862-77. На новых землях дунгане поселились компактными группами по земляческому принципу: в Казахстане в сёлах Каракануз и Шортюбе - шэньсийцы (выходцы из провинции Шэньси), в Киргизии в селе Ырдык - ганьсуйцы (провинция Ганьсу), в селе Александровка на реке Сокулук - синьцзянцы. Первоначально общения между ними почти не было, долго сохранялись региональные различия в культуре и эндогамия. К 30-м гг. XX века сформировался литературный язык.

Основные занятия - земледелие (поливное рисоводство, овощи), животноводство (преимущественно крупный рогатый скот), птицеводство, часть дунган занята в торговле и промышленности. Дунгане оказали благотворное влияние на развитие земледелия у соседних тюркских народов.

Семья малая, однако сильны традиции большой семьи, родственных и земляческих связей. В прошлом существовало многожёнство.

Поселения регулярной планировки. Традиционное жилище каркасно-столбовой конструкции (стены из сырцового кирпича или камня) или глинобитное, многокамерное, с выходом из комнат на крытую наружную галерею. Характерной особенностью была отапливаемая лежанка (кан) в спальной комнате. На ней спали, ели, сидя за низким столом.

Традиционная мужская и женская одежда близка по покрою: распашная куртка, застёгивающаяся на правом боку, и широкие штаны. Женская одежда украшена вышивкой. Обувь матерчатая.

Пища - преимущественно мучная (длинная мучная и крахмальная лапша, рисовая каша и др.) и овощная с приправами из мяса (говядина, баранина, куриное). Для поджаривания употребляют чаще всего растительные масла. Многочисленны закуски и сладкие блюда. Многие виды пищи готовят на пару, отдают предпочтение варёному. Приём пищи начинают с чая, обед заканчивают супом. Едят палочками. Употребляют много перца, чеснока, лука, уксуса и т. д.

Сохранились народная медицина, богатый фольклор (предания, сказки).

В XX веке значительно выросли связи с другими народами. Получили значительное распространение формы современной культуры, что нашло отражение в трансформации жилища, одежды, пищи, семейной организации. Сформировались национальная литература, интеллигенция.

А. М. Решетов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 165-166.

Продолжение следует.

Дунгане — выходцы из северо-западных провинций Внутреннего Китая, преимущественно Гань-су и Шень-си. По преданию, в крае они появились впервые с армиями императора Цянь-Луня в качестве торговцев и поставщиков при них, т. е. 150 лет тому назад. Живут они почти исключительно в гг. Кульдже и Суйдине — всего в крае их насчитывают до 3½ тысяч мужчин.

Город Кульджа. Начало 1890-х.

Вопрос о происхождении дунган спорный и темный, несмотря на интерес, возбужденный этим народом своим знаменитым восстанием. Вопрос этот, как слишком специальный, не может, конечно, здесь разбираться, — для полноты же изложения приводятся, однако, мнения некоторых авторов, занимавшихся исследованиями по этому поводу: Г. Гейнс. (О восстании мусульманского населения, или дунгеней, в Зап. Китае / Воен. сбор. 1866 г., VIII) считает дунган потомками уйгуров. Самое слово «хой-хой» он считает измененным «уй-гур», что отчасти подтверждается тем, что для изображения на китайском письме названия «хой-хой» нет особого знака, могущего объяснить происхождение этого слова, чем доказывается, что слово «хой-хой» есть позаимствованное из другого языка [по Реклю, под общим именем хой-хой обыкновенно смешивают всех китайских магеметан; прежде это наименование применялось к уйгурам. (Стр. 316, т. VII)].

А. Н. Куропаткин (Кашгария, стр. 128) упоминает о преданиях, относящих происхождение дунган то к эпохе Александра Македонского, то Чингиз-хана, то Тамерлана. Наиболее внимания, по его мнению, заслуживает предание о том, что дунгане суть мусульмане Восточного Туркестана, оставшиеся в Китае после покорения Чингиз-ханом Пекина и входившие в состав его войск. [Реклю указывает, что название «дунгане» имеет магометанское происхождение, и что смысл его обыкновенно переводят словом «отставшие» или «исключенные» (воины); впрочем, название это употребляется только для обозначения мусульман Северного и Северо-Западного Китая. Реклю с уверенностью говорит, что мусульмане Китая не составляют однородной этнографической группы. Уйгуры, татары и разные другие северные народцы, исповедовавшие западную религию, перешли в магометанство, вероятно, в эпоху Тамерлана, и это именно потомки несториан, под названием дунган, наводили страх на китайцев и подвергали опасности целость империи. (Стр. 324, т. VII)].

Н. Н. Пантусов (Война мусульман против китайцев, приложения, стр. 41) приводит предание, что дунгане произошли от браков с китаянками воинов Александра Македонского, предпринимавшего поход в Пекин из Самарканда, в результате которого сам Александр Македонский женился на дочери богдыхана и прожил в Китае три года.

Ф. В. Поярков, посвятивший себя исследованию дунган (Семир. обл. вед., 1901 г. № 55), ссылаясь на мнения известных синологов проф. Васильева и архимандрита Палладия, считает дунган теми же китайцами, изменившимися духовно и физически, благодаря принятию мусульманской религии.

Уместно также будет упомянуть о мнении покойного чугучакского консула г. Борнемана, объяснявшего слово «дунган» названием места их поселения Дун-Ган, т. е. Восточный Ган, или восточная часть провинции Ганьсу. [Мне пришлось слышать, однако, от миссионеров, живших долго в провинциях Ганьсу и Шеньси, что в восточной части первой из них почти нет дунган. Наиболее густые поселения дунган находятся близь г. Хе-чжоу и местности Салар в западной части Ганьсу и г. Си-ан-фу в южной части Шеньси].

Г. Е. Грум-Гржимайло (Описаше путешествия в Западный Китай, II т., стр. 65. 1897 г.) видит в дунганах потомков мастеровых и художников, насильно переселенных в Китай и Монголию, преимущественно при Чингиз-хане, из Самарканда, Бухары и других городов покоренного турано-иранского Запада.

В заключение позволю себе прибавить, что, наблюдая лично дунган в Илийском крае и беседуя с миссионерами, жившими подолгу в пров. Гань-су, вынес впечатление, что в дунганах, судя по наружности, есть примесь посторонней китайцам крови — трудно сказать, конечно, какой именно, так как история указывает многочисленные случаи, когда китайцы могли смешиваться с различными народами, исповедовавшими ислам.

По преданию местных дунган, слышанному лично, они происходят от смешения тюркских племен с китайцами путем женитьбы на китаянках. Часть дунган, будто бы, произошла от воинов Тамерлана, совершавшего, как известно, в 1404 г. поход в Китай, оставшихся в нем на жительстве. Отсюда и объяснение слова «дунган» как испорченного китайцами тюркского слова «турган» — «оставшийся»; это предание довольно хорошо согласуется с известием Н. М. Пржевальского , выводящего дунган из Самарканда под предводительством имама Раббан в начале XV столетия и считающего новой родиной их г. Синин. Вообще, в преданиях дунган Самарканд играет значительную роль. Другая часть дунган (саларские [Салар — местность на правом берегу Желтой реки ниже Гуй-дуя /пров. Ганьсу/. — Грум-Гржимайло, стр. 131]) и хе-чжоуские), будто бы, произошли от отцов тюрков (вероятно, уйгуров). Название дунган употребляется собственно тюркскими народами Средней Азии и не известно ни дунганам, ни китайцам — те и другие для обозначения рассматриваемой народности употребляют слово «хой-хой», т. е. мусульманин.

По вероисповеданию дунгане принадлежат к строго набожным мусульманам суннитского толка. Они не фанатики, если религия их не преследуется. Их ахуны и муллы в мечетях читают Коран на арабском языке, хотя большинство молящихся не понимает смысла читаемого, ученые муллы излагают толкование Корана на китайском языке. Дунгане говорят на китайском языке и сохраняют китайские нравы и обычаи. Кроме мусульманских имен носят также китайские.

Дунганская семья. Кульджа, конец XIX в.

По наружному виду их можно отличить от китайцев: они крепче, мускулистее, скулы у них не выдаются, лоб выпуклый, зубы здоровые, глаза часто слегка выпученные. Лицо более круглое, чем продолговатое. Окружность груди на 6 мм более половины роста, вес и мышечная сила значительно больше, чем у китайцев. Волосы на голове они бреют, усы и бороду носят. Одежда их, за исключением шапочки, такая же, как у китайцев, но гораздо опрятнее. Вообще, это народ видный, с мужественной осанкой. Женская одежда также похожа на китайскую, обычая уродовать ноги у дунганок нет.

Дунганки. Кульджа, конец XIX в.

Пища дунган похожа на китайскую, но способ приготовления несколько другой; для бедного класса овощи составляют главнейший вид пищи; как мусульмане они не едят свинины, зато имеют несколько национальных блюд. Любимое кушание лапша. Чай пьют так же часто, как и китайцы. Опиума и табаку не курят, водки не пьют. Они чистоплотны, бывают в бане, дома содержат опрятно.

По характеру дунгане очень храбры, решительны, вспыльчивы и мстительны, чрезвычайно склонны к ссорам, как с окружающими, так и между собою; китайцы называют их злыми. По малейшему поводу они хватаются за ножи, которые носят с детства. Дунгане отличаются замечательною способностью переносить боль; они выдерживали страшные пытки китайцев, не произнося ни одного слова.

Браки у дунган заключаются по выбору родителей и в возрасте мужчины лет 18, женщины 15. Браки не допускаются между родственниками до 3 степени. Дочерей своих за немусульман в замужество не отдают, сами же на китаянках охотно женятся, но детей своих воспитывают в исламе. Свадебный обряд, как у всех мусульман, совершается муллами. За невесту уплачивается калым: в Илийском крае от 400— 1000 руб. Вообще, свадьба обходится от 500 до 3000 руб. Многоженство допускается; разводы довольно редки и имеют основательную причину. Положение женщины, в общем, довольно свободное и почетное, ходят дунганки с открытыми лицами. Дунгане отличаются строгостью семейных нравов и за преступления против них мстят смертью.

Обрезание совершается по мусульманским обычаям на 5 году.

Среди дунган грамотность очень развита, учатся не только мальчики, но и девочки. Школьные занятия схожи с китайскими, изучают также и мусульманские духовные книги и арабский алфавит. Главное основание воспитания — подчинение и повиновение родительской воле. Дунгане не любят выделять детей и живут большими семьями. Старший в семье главное лицо.

Похороны совершаются по мусульманскому обряду. Траур носят 40 дней. Траурный цвет белый, как у китайцев. Дунгане строго соблюдают правила своей веры, и мулла пользуется большим почетом и влиянием.

Дунгане занимаются, большею частью, хлебопашеством: почти исключительно они возделывают рис; славятся также как отличные садоводы, мясники и повара. Немало дунган занимается торговлей и извозом.

В сравнении с прочими народностями края дунгане менее болеют и более долговечны, чему способствует сравнительно гигиеническая обстановка, лучшая пища, здоровые занятия и простой образ жизни. Наиболее часто встречающаяся между ними болезнь — болотная лихорадка от возделывания риса.

Дунгане являются потомками хуэйцзу, относящимся к китайскому этносу. Проживает этот народ на территории Средней Азии. Он имеет схожие с другими азиатскими народами традиции, уклад жизни. Однако есть и некоторые различия. Характерным отличием дунган от китайцев является то, что они исповедуют ислам.

Численность

Дунгане являются немногочисленной этногруппой, по сравнению с китайцами. Их насчитывается около 115 000 человек.

Где живут

Ареал расселения дунган распределяется таким образом:

  • Киргизия: 60 000;
  • Казахстан: 51 000;
  • Россия: 1 600.

Также некоторая часть дунган находится на территории Узбекистана.

Язык

Дунганский язык относится к китайской ветви сино-тибетской языковой семьи. Письменность сначала велась на основе арабских символов, затем - на латинице, позднее - кириллице.

Религия

Вероисповедание дунган - ислам суннитского толка. Это очень набожные люди, читающие Коран. Однако религиозных фанатиков среди них нет.

Дунганская мечеть

Название

Этноним «дунгане» имеет несколько версий происхождения. По одной из них, термин является трансформированным тюркским словом «турган», что означает «оставшийся». Легенды говорят о том, что дунгане произошли от потомков Тамерлана, оставшихся жить в Китае. Китайские исследователи рассматривают версию о происхождении термина от китайского «тунькэнь». Он обозначал жителей граничащих с Китаем земель, говорящих на их языке.

Внешность

Дунгане имеют все признаки монголоидной расы. У них округлые лица с узким разрезом глаз и пухлыми губами. Присутствует эпикантус. Нос у большей части представителей этноса несколько длиннее и крупнее, чем у китайцев. По сравнению с последними, они имеют более мускулистые, крепкие фигуры. У мужчин присутствует растительность на лице и теле. Ранее был обычай носить бороду и усы. Кожа смуглая, как у всех азиатов. Волосы черные, прямые, девушки заплетают их в косы. В целом народ довольно привлекательный.


История

Этногенез дунган довольно сложен. В формировании народа приняли участие тюркские народы, арабы монголы, китайцы. Известно предание, по которому китайский император позвал арабских воинов для защиты его страны от врагов. Для того, чтобы они остались жить на его земле, он дал им прекрасных китайских девушек. Те основали с ними семьи, от которых и пошли дунгане. Этой версии придерживается большинство историков, считая дунган потомками от браков персов и арабов с китайскими женщинами. Есть мнение, что на формирование этноса повлияла монгольская династия Юань. Население немонгольского происхождения называли «сэмужэнь» - люди с цветными глазами. К ним относили всех потомков от смешанных браков. Из этой группы монголы вербовали людей для управления китайскими подданными. Это объясняет, почему впоследствии среди дунган стало много торговцев, банкиров, управленцев. Сэмужэнь исповедовали ислам. После окончания правления Юань китайский император учредил закон, по которому монгольское население было обязано брать в жены китаянок. Так среди них распространился китайский язык. Однако попытка ассимиляции китайцами не удалась, так как ислам был величайшей духовной ценностью для дунган.

Известно, что народ хуэй (китайское название дунган) участвовал в восстаниях, происходивших при правлении династии Цин (середина 1800-х годов). Спасаясь от истребления, многие представители народа бежали на территорию Российской империи. Они расселились по Казахстану и Киргизии. Китайский император потребовал выдать беженцев, но получил отказ. Принятие российского подданства послужило причиной некоторого недопонимания. Власти запретили ранние браки, которые были приняты у дунган, а также обычай иметь длинные волосы у мужчин. Дунгане имеют много общего с культурой китайцев, однако их самосознание остается самобытным.


Жизнь

Традиционно дунгане занимались земледелием, садоводством. Среди сельских жителей широко распространено огородничество, выращивание домашних животных. Важную отрасль сельского хозяйства издавна занимало рисоводство. Применялись системы орошения полей, распределения воды по прорытым каналам. Выращивались пшеница, ячмень, просо, фасоль, кукуруза. Культивировали груши, яблони, абрикосы. Рис сеяли вручную, после всхода семян участок пропалывали. Рисовые поля заливались водой. Поле делилось на несколько участков, разделенных межами. Рис, пшеницу молотили на водяных мельницах. В качестве технических культур выращивали кунжут, лен, хлопок. Из них отжимали масло. Лен, хлопок шли на изготовление тканей. Существовали такие ремесла, как:

  1. Кузнечное дело.
  2. Производство ковров.
  3. Гончарство.
  4. Ткачество, шелководство.
  5. Вышивка.
  6. Изготовление ювелирных изделий.

Важную роль играло шелководство, хлопководство. С давних времен дунганам были знакомы ткачество, способы изготовления шелковых тканей, атласа, поплина, батиста. Материалы окрашивали вручную растительными веществами. После этого путем набивки или штамповки наносили рисунок. Из хлопковых тканей делали нательное белье, подкладочную ткань. Для нарядной одежды использовался шелк, атлас, сатин. Высокоразвитым видом ремесла является гончарное дело. Мастера изготавливали посуду, вазы, сосуды для вина, покрытые цветной глазурью. Существовало множество гончарных школ разных направлений. У каждого мастера имелся свой художественный стиль. Преобладающими мотивами являлись рисунки птиц, животных, цветов. Популярными были изображения граната, персиков, цветов яблони. Мастера также занимались гравировкой посуды, резьбой, штамповкой.


Ювелирные мастера изготавливали украшения из золота, серебра с применением драгоценных камней. Использовались такие камни, как: рубин, бирюза, изумруд. Широко применялись жемчуг, кораллы. Наблюдалось разделение труда по отдельным видам украшений. Например, существовали мастера по кольцам, серьгам, браслетам. По заказу богатых людей изготавливали украшения для конских сбруй, военного снаряжения. Камнями отделывали эфесы холодного оружия, ножны. Изготавливалось множество видов женских ювелирных изделий: нагрудные пелерины, подвески на голову, уши, нос, вставки для женских кос, объемные ожерелья. Драгоценные камни поставлялись из Индии, Ирана, России.

Традиции

Брачные союзы у дунган ранее заключались по выбору родителей. Существовали ранние браки, что характерно для азиатов. Девушек за мужчин другой веры замуж не выдают. Но мужчина-дунган может жениться на женщине другого вероисповедания. Их дети воспитываются как мусульмане. Свадебный обряд начинается со сватовства, затем договариваются о размере калыма. Невесте обеспечивают богатое приданое. На свадьбе гуляют не только родственники, но и все селение. Число гостей нередко достигает 500 человек. Свадьба длится 3 дня. Для невесты устраивают девичник, где она прощается с родными. Затем едут в дом жениха. Там молодым дарят подарки, поздравляют, танцуют, угощаются праздничной едой. Современные дунгане отмечают свадьбу с муллой, а затем регистрируются в ЗАГСе по российской традиции.
Дунгане отмечают традиционные мусульманские праздники. Это:

  1. Рамадан. Это священный для мусульман месяц, в течение которого соблюдается пост. Он начинается с начала рассвета и заканчивается после захода солнца. Мусульмане считают этот период временем служения Аллаху.
  2. Ураза-байрам. Праздник прекращения поста, отмечается в конце Рамадана.
  3. Курбан-байрам. Праздник жертвоприношения. Посвящен пророку Ибрахиму, который остался верен религиозным убеждениям. Самый главный и любимый мусульманский праздник.
  4. Навруз. Этот праздник не имеет отношения к мусульманским обычаям, но его отмечают многие азиатские народы. Это новый год по астрономическому солнечному календарю. Его отмечают в день весеннего равноденствия.

Одежда

Национальный костюм дунган напоминает китайскую одежду. Основные элементы мужского костюма: белая бязевая рубашка без воротника, холщовые шаровары. Рубахи имеют свободный покрой, длинные прямые рукава без манжет. Их носят навыпуск. Поверх надевают кафтан прямого фасона, у которого также отсутствует воротник. В холодное время года носили стеганые ватой халаты с отложным воротником. Халат имеет широкую полочку, застегивающуюся на боковую застежку. Одежду подпоясывали широким поясом, который завязывали сзади. Головным убором служили небольшие шапочки с круглой тульей типа тюбетейки.

Женская одежда более разнообразна. Девушки так же носили костюмы, состоящие из шаровар и короткой рубахи с широкими рукавами. Застежку делали сбоку. Низ рукавов, воротник обрабатывали цветными лентами. Наверх надевается безрукавка с глубоким вырезом. Также среди дунган распространены платья в китайском стиле прямого кроя с воротничком-стойкой. Они имеют узкие рукава. Застежка традиционно делается по косой. Край полочки обрабатывают тесьмой или гарусом. Несмотря на простой крой, платья очень женственны, подчеркивают изящность женской фигуры. Другой вид платьев имеет халатообразный крой. Это просторная одежда с широкими рукавами без воротника. Края полочек отделывают широкими лентами контрастного цвета. Платье имеет широкий запах, застегивается на навесные петли.

Нарядную одежду шили из шелка, атласа, богато украшали вышивкой. Распространены зооморфные, растительные узоры: птицы, сидящие на ветках, уточки, гранаты, виноград, пионы, лотосы. Это символы богатства, долголетия, любви, верности. Особенно много вышивки на одежде и обуви невесты. Она вся покрыта символикой, отражающей счастливую жизнь, благополучие. На праздники поверх платья надевают наплечное украшение типа пелерины. Она состоит из нескольких десятков декоративных элементов, украшенных вышивкой и стразами. Пелерина покрывает всю грудь и плечи девушки, наверху доходит до шеи. Праздничную обувь шьют из шелковых тканей на подкладе. Сапожки украшают аппликацией, цветными узорами. Голову украшают обручем с подвесками, цветами.


Еда

Издавна основным продуктом питания дунган был рис. Также в рационе имеется большое количество овощей, присутствует мясо, мучные изделия. Однако рис все равно остается особым, самым важным продуктом дунганской кухни. Зачастую его готовят без соли, отварив на пару. Рис кладут в пиалы, в середину стола ставят гарнир из овощей, отварное мясо. Из овощей готовят острые закуски наподобие китайских. Традиционными видами овощей являются: морковь, свекла, репа, капуста. Во 2-ой половине 19 века кухня обогатилась такими продуктами, как сладкий перец, картофель, баклажаны, томаты. Дунганская кухня применяет большое количество специй, так же как и китайская. Широко используются лук, чеснок, перец чили, укроп, сельдерей, кориандр, имбирь, зира.

Для приготовления мясных блюд используется баранина, говядина, мясо домашней птицы. В качестве маринада и добавки к блюдам используется дунганский уксус. Он имеет темный оттенок, обладает резким запахом. К рису и мясным блюдам подаются мучные изделия. Дунганская кухня различает 6 основных видов теста. Одни замешивают на соленой воде с добавлением соды, другие - на животном жире. Из теста готовят лапшу, пирожки, чебуреки, а также хворост, другие сладости. Популярные блюда дунганской кухни:

  1. Лагман. Это густой жирный суп с мясом, овощами, лапшой. Существует множество вариаций его приготовления. Ингредиенты варят в большом казане на открытом огне. Для классического лагмана все нарезают крупными кусками.
  2. Мампар. Разновидность супа с клецками. Блюдо состоит из бульона с картофелем, морковью, луком, в который кладут кусочки теста.
  3. Острые баклажаны. Молодые баклажаны отваривают до мягкости, заправляют уксусом, красным перцем, оливковым маслом.
  4. Хошаны. Мучные изделия, по внешнему виду напоминают манты во фритюре. Готовятся из 2-х видов теста. Пресное смешивают с дрожжевым, начиняют рубленым бараньим мясом и салом. Обжаривают в масле.
  5. Фунчоза с овощами. Морковь, огурцы, сладкий перец режут соломкой, смешивают с оливковым маслом, лимонным соком, карри, соевым соусом. К ингредиентам добавляется рисовая лапша. Добавляют чеснок, кинзу, сверху посыпают кунжутом.
  6. Алкогольные напитки у дунган запрещены, это диктуется законами ислама. Важная роль отводится чаю. Различные сорта чая пьют с орехами, имбирем, сухофруктами, финиками. Существует азиатский рецепт чая с солью и молоком.


Имена

Вследствие того, что на этногенез дунган сильно повлияли арабские, тюркские, монгольские народы, среди этого этноса распространено большое количество имен разнообразного происхождения. Традиционными для мусульман являются имена пророка Мухаммеда и его приближенных. Также в ходу имена арабских халифов. Немало заимствований пришло уйгурских, китайских языков. Особенностью дунганского языка является то, что он обладает многотональностью. При этом лексическая система строится на повторяемости слогов. Эти черты языка дают возможность формировать большое количество имен на основе одного исходного. При формировании производного имени используются такие правила:

  • удвоение отдельных слогов;
  • присоединение суффикса к слову: -зы, -чже, эр. К примеру, Мэмэр обозначает мужское имя;
  • смягчение имени с помощью суффикса. Например, женское имя Фатур переводится как Фатимочка.

От каждого исходного имени образовывалось 20-30 производных. Поэтому сейчас наблюдается сильное многообразие современных имен. К примеру, от антропонима Мухаммед образованы такие имена, как: Мур, Мумузы, Мурданзы, Хава, Хагэр, Мэр. Из женского Фатима сложились такие имена, как: Фафар, Фамэр, Мэжезы, Мэмэ, Фатур.

Различают почетное имя и малое, или бытовое. Первое называется «чжинмин». Оно дается человеку по исламским нормам и представляет собой основное имя. Малое называется «щемир», так называют члена семьи в быту. Примеры образования щемир:

  1. Имя дается в честь события, произошедшего во временном отрезке, совпадающем с рождением ребенка: рождение или смерть его родственников, внутрисемейные происшествия, религиозные праздники.
  2. Мальчикам могут присваивать черты характера, девочкам - названия растений, животных, драгоценных камней (Санху - коралл, Шандан - лилия).
  3. Имянаречение по счету каждого родившегося ребенка - второй, третий, четвертый. При этом первого называли просто «сын» или «дочь».
  4. Присвоение имени по названию дня недели, в который родился ребенок (если он появлялся на свет с четверга по субботу, так как эти дни считаются счастливыми).

Иногда ребенку давали негативное имя (плохая черта характера, обозначение животного, считавшегося злым, некрасивым). Это делалось для того, чтобы отпугнуть злых духов. Число дунганских фамилий не настолько большое. Их предки принесли популярные китайские фамилии: Ли, Дан, Ма. Однако такое воспроизведение встречается редко. Чаще бывают 2-3-сложные фамилии. Часто они состоят из корня, к которому добавляется титул или должность. У современных дунган могут быть русские, европейские имена.


Известные люди

  1. Абдужалил Юнусов. Мастер спорта СССР по видам борьбы самбо, дзюдо, чемпион Спартакиады народов СССР 1983 года, признан лучшим дзюдоистом Киргизии.
  2. Майя Манеза. Тяжелоатлетка, выступающая за сборную Казахстана. Родилась в Киргизии, долгое время жила в Китае. 2 раза становилась чемпионкой мира, также она является чемпионкой Казахстана, Азиатских игр 2010 года.
  3. Зульфия Чиншало. Молодая спортсменка, заслуженный мастер спорта Казахстана. 2 раза завоевывала титул чемпиона мира по тяжелой атлетике. Также она чемпионка Казахстана, серебряный призер Азиатских игр 2010 года и Олимпийских юношеских игр в Сингапуре. Занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как самая молодая спортсменка за всю историю чемпионатов.

Знаменитым дунганским писателем является Шиваза Ясыр. Он участвовал в Великой Отечественной войне, награжден орденами и медалями. Написал несколько романов, множество стихов о людях военного времени. Манзус Ванахун является Героем Советского союза за участие в сражении на Курской дуге в годы ВОВ.

Характер

Путешественники и исследователи описают характер дунган как смелый, решительный. Мужчины вспыльчивы, могут бурно выяснять отношения. Китайцы считают их злыми и мстительными. Возможно, это следствие многолетней вражды между этими двумя народами. Дунгане отличаются выносливостью, упорством. У них есть стремление к цели, из их среды выходят хорошие бизнесмены, управленцы. Они очень общительные люди, любящие веселье, шумные компании.

дунгане википедия, дунгане
Всего: 110000
Киргизия Киргизия: 58409 (2009), 59994 (2011)

    • Чуйская область: 49802 (2009)
    • Бишкек: 4040 (2009)
    • Иссык-Кульская область: 3124 (2009)
    • Ошская область: 793 (2009)
    • Нарынская область: 429 (2009)
    • Ош: 92 (2009)
    • Таласская область: 91 (2009)
    • Джалал-Абадская область: 36 (2009)

Казахстан Казахстан: 51577 (2010)

    • Жамбылская область: 42404 (2010)
    • Алма-Ата: 6535 (2010)
    • Алматинская область: 1765 (2010)

Россия Россия: 1651 (2010)

    • Саратовская область: 760 (2010)
    • Алтайский край: 207 (2010)
    • Пензенская область: 53 (2010)
    • Москва: 43 (2010)
    • Липецкая область: 41 (2010)
Язык

дунганский, русский

Религия Родственные народы

китайцы, хуэйцзу

Dunganese name
Дунганский: Хуэйзў
Сяоэрцзин: حُوِ ذَو
Романизация: Huejzw
Ханьцзы: 回族

Дунга́не - народ, проживающий в Киргизии, южном Казахстане и Узбекистане. Также в КНР проживает более 9,8 млн китаеязычных мусульман хуэйцзу, которых часто относят к той же национальности. Дунгане являются потомками хуэйцзу, часть которых, как и более многочисленные уйгуры, переселились на территорию Российской империи в 1880-х годах после поражения антицинского восстания дунган в северо-западном Китае. Самоназвание дунган в записи современной дунганской кириллической письменностью - хуэйхуэй (ср. кит. 回回), хуэймин (кит. 回民) «народ хуэй», лохуэйхуэй (кит. 老回回) «почтенные хуэйхуэй» или җун-ян жын (кит. 中原人, «люди Центральной равнины»). Свой язык (см. дунганский язык) они именуют соответственно «языком народности хуэй» (дунг. хуэйзў йүян; ср. кит. 回族语言) или «языком Центральной равнины» (җун-ян хуа, ср. кит. 中原话). СССР в процессе национально-государственного размежевания в Средней Азии, инициированного в 1924 г., в качестве официального наименования для китаеязычных мусульман был выбран использовавшийся и ранее в русской литературе этноним «дунгане». Во внутреннем Китае это слово не было известно. Синьцзяне оно стало употребляться окружающими народами в качестве названия (но не самоназвания) тех хуэйцзу, которые были массово переселены из провинций Ганьсу и Шэньси в качестве военных поселенцев - главным образом в 1871 г. во время образования Илийского генерал-губернаторства с центром в Кульдже. По одной из версий, слово «дунгане» имеет тюркское происхождение. По другой, недавно предложенной профессором Синьцзянского университета Хай Фэн, слово дунгань восходит к китайскому слову тунькэнь (屯垦) - «военные поселения пограничных земель», широко распространенному в Синьцзяне в период его освоения цинским Китаем. китайской литературе слова дунганьжэнь (东干人)"дунгане", дунганьцзу 东干族 «национальность дуньгань» употребляется только по отношению к дунганам СССР/стран СНГ.

Одна из многих столовых на рынке «Дордой» в пригороде Бишкека, рекламирующих «дунганскую кухню»

В настоящее время дунгане наиболее широко представлены в населении Джамбульской области Казахстана (около 40 тыс. человек; 36,9 тыс. во всем Казахстане по переписи 1999 г.), а также в северной Киргизии, где этот народ насчитывает приблизительно 55 тыс. или 1,2 % населения республики (51 766 по переписи 1999 г.) России, согласно переписи 2010 года, проживает 1651 дунган, что более чем вдвое выше показателя предыдущей переписи (за 2002 год) - 800.

В селе Милянфан

  • 1 Происхождение дунган
  • 2 Дунгане в Киргизии
  • 3 Известные дунгане
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки

Происхождение дунган

Александр Кадырбаев - Доктор Исторических Наук, в.н.с. Институт Востоковедения Российской Академии Наук

«В этногенезе хуэй, живущих в Юньнани, Гуандуне, Фуцзяни, на острове Хайнань, определенную роль сыграли потомки смешанных браков арабов и иранцев, торговые общины которых с VIII по XIII века поколениями жили в портовых китайских городах, с китаянками, что нашло отражение в фольклоре хуэй, в их легендах. Одна из легенд, бытующих и поныне среди хуэй и дунган, относит их появление как следствие браков арабов, живших в Китае и женатых на китаянках, хотя и проецирует эти события на еще более ранние времена эпохи Тан.7

Хуэй или дунгане - мусульмане суннитского направления ханифитского масхаба. Попытки их ассимиляции китайцами на протяжении столетий, в том числе и в сравнительно недавнее время (1949-1979 гг.), были безуспешны. Среди причин живучести мусульманской общины в Китае, прежде всего их истовая вера в исламские духовные ценности, поскольку именно ислам стал основой формирования хуэй как этноса, народа. Способствовали выживанию хуэй их географическая распыленность и многоликость. С одной стороны, китайские власти не имели перед собой компактной массы мусульман, которую можно было бы расчленить и тем самым ослабить. С другой стороны, хуэй выступали одновременно и как религиозная, и как этнокультурная, а нередко и как профессиональная группа населения. результате у властей не было единого критерия квалификации мусульманских подданных. Таким критерием оказывалось поведение самих мусульман. Пока хуэй вели себя смирно, они были частью „доброго народа“, хотя и весьма своеобразной по своим обычаям в пестром составе жителей „Поднебесной империи“. Стоило им возмутиться, как они в глазах китайских властей теряли само право на жизнь. Хуэй, близкие по языку и многим особенностям культуры китайцам, вне сомнения отдельный от них этнос с четко выраженным этнорелигиозным самосознанием, что признается современным китайским государством. КНР хуэй имеют статус национального меньшинства и имеют национально-государственную автономию - Нинся-Хуэйский автономный район, сопоставимый с нашим понятием края или республики. С 1979 г. и до наших дней после прихода к власти „патриарха китайских реформ“ Дэн Сяопина началось возрождение ислама в Китае и восстановление связей его мусульманских народов с исламским миром, что в целом способствовало укреплению лояльности хуэй по отношению к китайскому государству. На китайский язык была переведена священная книга мусульман - Коран. Именно народ хуэй является исламским лицом одной из величайших цивилизаций мира - китайской. Таким образом, приверженцы Аллаха следовали заветам Пророка Мухаммада, который, как утверждают, говорил: „За знаниями не ленитесь даже идти в Китай, так как овладение знаниями обязательно для мусульман“.

С конца XVI в. в связи с упадком международной торговли на северо-западных окраинах минского Китая регулярно происходили восстания хуэй как реакция на притеснения китайских властей.»

Дунгане, в своем большинстве, являются торговцами (в прошлом, богатыми купцами), банкирами, и по праву считаются опытными бизнесменами. период гонений и переселения хуэцуйцев в Российскую Империю (страны Центральной Азии), многие были вынуждены оставить свои дома и имущество, покидая пределы Китая.

Дунгане в Киргизии

Основная статья: Дунгане в Киргизии

На территории Киргизии существует несколько сел компактного проживания дунган - Александровка, Ивановка, Милянфан, Кенбулун, Ырдык, Таширов. Много дунган живёт также в городах Токмак, Каракол и Бишкек.

Дунгане заняты в земледелии, торговле на рынках, общественном питании. Во всех крупных городах региона популярны рестораны дунганской кухни.

Главная мечеть Иссык-Кульской области в Караколе

В областном центре Иссык-Кульской области городе Каракол сохранилась деревянная дунганская мечеть начала XX века.

Это пример народного культового зодчества дунган Кыргызстана. Мечеть построена китайскими мастерами на средства дунганской мусульманской общины. Руководил её строительством главный мастер (жын жён) - Чжоу Сы. Заготовка материала велась с 1907 г. 1910 г. мастера начали сборку мечети, которая была закончена к концу года. Для строительства использовали местный материал: тянь-шаньскую ель, тополь, вербу, березу.

В плане сооружение имеет квадратную форму с прямоугольным выступом в западной части здания. Выступ языком архитектуры акцентирует святость запада, как места, где находятся святыни ислама - Мекка и Медина, а также особое предназначение западной части помещения - средоточие святости. Размеры мечети в плане составляют 24,88×15,33 м. Высота от основания до карниза 4,15 м. Вход в здание находится в восточной его части.

Мечеть стоит на возвышенной насыпи, окаймленной гранитным бордюром. Скат его боковин соблюден строго под углом 45 градусов и имеет гранитные водостоки для отвода падающей воды с кровли. Сделано это для того, чтобы уберечь деревянные опоры и другие элементы здания от воздействия сырости и преждевременного разрушения. Мечеть поддерживается 44 столбами-опорами (жузами), без учета тех, что вмурованы в стены. Они стоят на специально отесанных камнях, на этих столбах покоится кровля со сложной системой балок и слег. Кровля мечети - беспотолочная, бесстропильная.

Столбы-опоры (жузы) являются основой стен, в то время как кирпичное заполнение не носит опорной функции, а является лишь перегородкой. По своему типу мечеть - каркасно-столбовое сооружение, как и многие другие традиционные жилые и культовые постройки дунган. При строительстве таких зданий в прошлом не использовались металлические изделия типа скоб и гвоздей. Скрепление отдельных деталей каркаса производилось при помощи пазов (мо) .

Изогнутость углов крыши здания создает впечатление его легкости. Навес крыши с четырёх сторон строения образует крытую галерею (лон-ян) и покоится на столбах-опорах диаметром 40-50 см. Промежутки между колоннами в верхней части, примыкающей к крыше, украшены девятирядным фризом с прорезным орнаментом. Концы угловых балок выполнены в виде голов дракона (лун ту).

Мечеть была окрашена специальными красками традиционного для дунганских культовых построек цвета. основном это - зелёный, красный и жёлтый. Каждый цвет несет самостоятельную смысловую нагрузку: так, красный является цветом радости, особенно его боятся злые духи; зелёный - это благополучие, счастье, а также цвет религии - ислама; жёлтый - цвет величия. Недаром в Китае «желтый цвет - цвет императора» . Однако в данном случае он обозначал величие мусульманской религии.

Резной фриз мечети изобилует орнаментом, имеющим символическое значение. Зооморфные фигуры, растительный орнамент в виде плодов персика, винограда и т. д. - это знаки благожелания. обереги, призванные защищать здание от злых духов и стихийных бедствий. Своими истоками они обязаны легендам, мифам и сказкам дунганского народа.

Минарет (муналур) мечети, стоявший отдельно от основного здания, не сохранился, он был «разрушен в 30-х годах XX в.» На его месте стоит минарет, построенный после 40-х годов, который плохо вписывается в архитектурный ансамбль дунганской мечети.

На дунганском языке издана обширная художественная, публицистическая и научная литература. Киргизии действует Ассоциация дунган Кыргызской Республики, на дунганском языке издается газета «Хуэймин бо», в сетке государственного радиовещания есть передачи на дунганском языке. Национальной академии наук Кыргызской Республики работает отдел дунгановедения.

Известные дунгане

  • Масанчи, Магазы - участник революционного движения, Гражданской войны, борьбы за установление Советской власти в Средней Азии и Казахстане.
  • Ванахун, Манзус - участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза
  • Юнусов Абдужалил Мажитович - мастер спорта СССР по самбо, мастер спорта международного класса СССР по дзюдо, Чемпион Спартакиады Народов СССР 1983, четырехкратный бронзовый призер Чемпионата СССР и Чемпионата Вооруженных Сил СССР. Лучший дзюдоист 20 века Кыргызской Республики.
  • Манеза, Майя - казахстанская тяжелоатлетка, чемпионка мира и Олимпийских игр
  • Шиваза, Ясыр Джумазович - дунганский советский писатель
  • Чиншанло, Зульфия - казахстанская тяжелоатлетка, чемпионка мира и Олимпийских игр
  • Бахадыр Сулейманов - Президент Ассоциации дунган Кыргызстана, депутат Жогорку Кенеш Кыргызской Республики.

См. также Известные хуэй Китая, en:Category:Hui people, zh:Category:回族.

См. также

  • Дунганская кухня

Примечания

В Викисловаре есть статья «дунганин»
  1. Национальный состав населения Киргизии по переписи 2009
  2. Национальный состав населения Киргизии 1999 и 2009
  3. Итоги переписи населения Киргизии 2009. Книга III. Чуйская область
  4. Итоги переписи населения Киргизии 2009. Книга III. Бишкек
  5. 1 2 3 4 Численность населения по областям, городам и районам, полу и отдельным возрастным группам, отдельным этносам на 1 января 2010 года
  6. 1 2 3 4 5 Всероссийская перепись населения 2010 года. Официальные итоги с расширенными перечнями по национальному составу населения и по регионам.: см.
  7. По данным всекитайской переписи населения 2000 года. (кит.)
  8. Александр Николаевич Алексеенко, «Республика в зеркале переписей населения» «Социологические исследования». 2001. № 12. c. 58-62. (Перепись населения Казахстана 1999 г.)
  9. Итоги переписи населения Кыргызстана, март 1999 г.
  10. Национальная академия наук Кыргызской Республики

Ссылки

  • Дунгане // Этноатлас Красноярского края / Совет администрации Красноярского края. Управление общественных связей; гл. ред. Р. Г. Рафиков; редкол.: В. П. Кривоногов, Р. Д. Цокаев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Красноярск: Платина (PLATINA), 2008. - 224 с. - ISBN 978-5-98624-092-3.
  • Дунганские народные сказки и предания / запись текстов и перевод Б. Л. Рифтина, М. А. Хасанова, И. И. Юсупова. 2-е изд. М.: Наука - Восточная литература, 2013. 473 с. ISBN 978-5-8381-0253-9.
  • Имазов М. Х. (ред.), «Дунганская энциклопедия». Бишкек, «Илим», 2005. ISBN 5-8355-1435-2.
  • Варшавская Л. Бакир Баяхунов: «Я - модель взаимодействия культур» (интервью с первым дунганским композитором Казахстана). «Известия Казахстана», 11 дек 2006
  • Завьялова О. И. Китайские мусульмане хуэйцзу: язык и письменные традиции // Проблемы Дальнего Востока. 2007. № 3. C. 153-160.
  • Калимов А. Несколько замечаний о путях развития дунганского языка // Социолингвистические проблемы развивающихся стран. М., 1975.
  • Калимов А.Дж. Имена среднеазиатских дунган: словарь-справочник личных имен. Бишкек: Илим, 2003. ISBN 5-8355-1286-4.
  • Стратанович Г. Г. Вопрос о происхождении дунган в русской и советской литературе // Советская этнография. 1954. № 1.
  • Сушанло М. Дунгане Семиречья. Фрунзе, 1959.
  • 海峰。 中亚东干语言研究 (Хай Фэн. Чжунъя дунгань юйянь яньцзю-Исследование языка среднеазиатских дунган). Урумчи, 2003. 479 с.
  • 海峰。"东干"来自"屯垦"(Хай Фэн. «Дунгань» лай цзы «тунькэнь» - Термин дунгань «дунгане» восходит к термину тунькэнь «военные поселения пограничных земель») // Сибэй миньцзу яньцзю. Вып. 1. 2005.
  • Официальный сайт и форум о дунганском народе, культуре
  • ZHEN HE- THE GREAT SON OF THE DUNGANS"
  • Dungans and the Renaissance"

дунгане, дунгане map, дунгане википедия, дунгане кыргызстана, дунгане фото

Дунгане Информацию О

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения