Литературно-исторические заметки юного техника. Сэмюэл морзе краткая биография и интересные факты

сайт информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах.
На сайт Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте.
сайт подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых.
Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей.
Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на сайт.
Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности.
Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям.
А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.
Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

СЭМЮЭЛ МОРЗЕ

“Чу́ дны дела Твои, Господи!” – эту библейскую фразу 24 мая 1844 года отстучал на изобретенном им аппарате художник Сэмюэл Морзе, сидя в Вашингтоне в одной из комнат Капитолия, и в ту же минуту в Балтиморе, в 40 километрах от Вашингтона, ее прочитал его помощник Альфред Вэйл.

Чудны́ дела Твои, Господи: именитый почитаемый художник по существу открыл век мгновенной передачи информации на расстояние.

Сэмюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года в городе Чарлстаун, штат Массачусетс, в семье известного географа и кальвинистского проповедника Джедида Морзе.

Способность к рисованию проявилась у Сэмюэла, или, как его звали в семье, у Финлирано. Четырнадцати лет он поступает в Йельский колледж, где зарабатывает на жизнь и развлечения, рисуя миниатюрные портреты друзей-студентов и учителей. В колледже он с интересом слушает лекции по электричеству, не подозревая, как полученные азы знаний пригодятся ему впоследствии.

По окончании колледжа Финли возвращается в родной город и по настоянию родителей становится клерком в книжном издательстве, но продолжает рисовать. Его картина «Прибытие пилигримов» привлекла внимание знаменитого в то время художника Вашингтона Олстона, который уговорил родителей юного клерка отпустить с ним сына в Лондон для совершенствования его техники живописи.

В Лондоне под внимательным наблюдением Олстона Морзе увлеченно работает. Он посещает занятия в Королевской Академии Искусств, знакомится с выдающимся художником Бенджамином Вестом, который помогает ему овладеть секретами мастерства.

Одним из таких секретов было умение передать красоту человеческого тела, и Морзе доказал, что успешно овладел этим искусством, создав сначала гипсовую статуэтку, а затем большую картину «Умирающий Геркулес». Статуэтка удостоилась золотой медали на художественной выставке в Лондоне, а картина выставлялась в Академии Художестви получила хорошие отзывы критики.

В 1815 году Сэмюэл Морзе вернулся в Соединенные Штаты и открыл в Бостоне собственную студию. Началась его жизнь профессионального художника.

В поисках заказов он попал в город Конкорд, штат Нью-Хэмпшир, где повстречал свою суженую – шестнадцатилетнюю дочь местного адвоката Лукрецию Пикеринг Уолкер. Они обручились, и через два года, в сентябре 1818 года состоялась их свадьба. За время их недолгой совместной жизни у них родилось четверо детей – две дочери (одна из них умерла во младенчестве) и два сына.

Известность художника Морзе постепенно росла. Особенно популярным стал он в городе Чарлстон, штат Южная Каролина, где написал множество портретов местной знати. Власти города заказали ему портрет президента Джеймса Монро, и он в Вашингтоне уговорил президента позировать ему хотя бы по 10 – 15 минут. Когда портрет был готов, семья президента пришла в восторг и попросила художника сделать копию, которая теперь хранится в Белом Доме.

В 1822 году Морзе закончил работу над огромной картиной «Палата Представителей», на которой изобразил более 80 депутатов парламента и членов Верховного Суда, заседавших в полукруглой РотондеКапитолия. Считается, что написатькартину художник решил, видя коммерческий успех картины Франсуа-Мариуса Гране «Капелла в Церкви капуцинов в Риме», которая в течение всех 1820-х годов путешествовала по Америке. Однако, к разочарованию автора,желающих посмотреть картину было не очень много.

Почетной работой для художника Морзе стало создание портрета выдающегося деятеля американской революции легендарного маркиза Жильбера де Лафайета. В 1825 году Лафайет по приглашению Конгресса и президента Монро приехал в Америку, и город Нью-Йорк решил отметить это событие портретом гостя в натуральную величину. Несколько художников высказали желание рисовать знаменитость, но честь и гонорар в тысячу долларов были предоставлены Сэмюэлу Морзе.

Он поехал в Вашингтон, где Лафайет дружески его приветствовал. За три сеанса, которые он сумел выделить художнику, удалось написать только лицо, после чего работа с натурой была прервана: Лафайета ждали во многих штатах страны.

Морзе продолжал писать портрет по памяти, когда его разыскал нарочный с письмом от отца: «Мой дорогой сын, я с глубоким горем извещаю тебя о внезапной и неожиданной смерти твоей дорогой и любимой жены».

Лукреция Морзе умерла от инфаркта 7 февраля 1825 года через месяц после рождения сына Джеймса. Получив письмо, Морзе помчался домой в Нью-Хэвен, штат Коннектикут, но проститься с женой не успел: ее уже похоронили. Лафайет прислал прочувственное письмо с соболезнованием.

Морзе чувствовал себя усталым и разбитым, но портрет нужно было кончать, ион перевез холст из Вашингтона в Нью-Йорк, куда Лафайет приехал после триумфальной поездки по стране.Художнику удалось лишь несколько раз мельком видеть маркиза, прежде чем тот уехал из Штатов на родину.

Портрет был выставлен во вновь созданной Национальной Академии Рисования, одним из основателей и президентом которой был Морзе. Произведение получило противоречивые отзывы критиков, которые отмечали полное сходство портрета с оригиналом, но видели в портрете скорее символ, чем живого человека. Морзе и не скрывал некоторую символичность своей работы: небо в зареве заката как отражение великолепного вечера жизни Лафайета, пустое место на пьедестале рядом с бюстами Вашингтона и Франклина, предназначенное для бюста самого Лафайета.

В 1829 году Морзе уехал в Европу и пробыл там три года.

Во время долгого возвращения домой на пароходе «Салли» он сблизился с группой людей, обсуждавших последние эксперименты с электромагнетизмом. Морзе внимательно слушал: он интересовался этим еще со времени учебы в Йельском колледже. Говорили о мгновенном обнаружении электрического импульса в любой точке самого длинного провода. “Если это так, почему бы мгновенно и на любое расстояние с помощью электричества не передавать информацию? “ – задал себе вопрос Морзе. В памяти еще была жива горечь от несостояшегося прощания с покойной женой из-за опоздавшего сообщения. Уже на пароходе он набросал схему примитивной телеграфной системы и, сходя с судна, сказал капитану: «Когда однажды вы услышите о таком чуде, которое называется “телеграф”, знайте, что оно родилось на вашем прекрасном корабле».

После первых попыток создания работающего телеграфа Морзе уже перестал быть таким уверенным в успехе. Он не смог даже сделать хороший электромагнит, пока кто-то не показал ему, как изолировать провод и аккуратно намотать его на подковообразный сердечник. Наконец, он слепил примитивныйаппарат,в котором электромагнит притягивал карандаш к движущейся ленте, нанося на нее точки и тире – разработанный Морзе код.

Но устройство передавало сигнал только на короткое расстояние, и Морзе отправился за советом в Принстон, штат Нью-Джерси, к профессору Джозефу Генри. Генри уже пользовался электрическим телеграфом, которым он соединил свой дом с лабораторией, правда, вместо карандаша у него был подвешен колокольчик. Бескорыстный ученый-исследователь, он терпеливо объяснил Морзе, что было плохо в его системе и как передать сигнал на большие расстояния. Он познакомил Морзе со своим замечательным изобретением – электромагнитным реле, позволявшим усиливать слабый сигнал при прохождении его по цепи.

В 1837 году Морзе получил патент на электромагнитный телеграф. А дальше началось то, что в современном русском языке обозначается термином “внедрение”. Морзе демонстрировал свой аппарат вгородах Америки, в том числе и в столице. Люди ахали, изумляясь возможностям науки и техники, но когда дело доходило до денежной помощи, прекращались ахи и начинались вздохи. Морзе поехал в Европу, надеясь там получить средства, побывал в Англии, Франции и России, но результаты были не лучшими, чем на родине.

К счастью для Морзе, один из комитетовКонгресса Соединенных Штатов приступил к обсуждению проекта линии связи между Вашингтоном и Балтимором. Проект предусматривалсемафорнуюсвязь:предполагалось установитьвпределахвидимости семафоры и передавать с одного на другой информацию кодированным положением семафорных «рук». Одна такая линия уже существовала в стране, она имела массу недостатков,не работала ночью и в туман, но, за неимением лучшего, комитет был близок к тому, чтобы рекомендовать финансирование строительства.

Морзе помчался в Вашингтон и с помощью многочисленных друзей и приятелей (вот где пригодилась слава престижного художника) принялся лоббировать свой проект.

3 марта 1843 года вПалатепредставителейсостоялось голосование. 70 конгрессменов от голосования воздержались, заявив, что они не представляютсебе,что это такое – электрический телеграф; 89 голосов было подано «за» и 83 – «против». В этот жедень проект был принят незначительным большинством в Сенате, и вечером его подписал президент Джон Тайлер. Морзе получил 30 000 долларов на строительство линии.

Началась работа по прокладке линии. Попробовали прокладывать провода под землей, но плохая их изоляция вынудила отказаться от такого способа. Провода натягивали на столбах и деревьях, используя в качестве изоляторов горлышки разбитых бутылок. 24 мая 1844 года прокладка линии была завершена.

Утром этого дня Морзе сидел в одной из комнат Капитолия перед телеграфным аппаратом. ВБалтимореперед таким же аппаратом сидел его помощник Альфред Вэйл. Еще раньше Морзе попросил Анну Элсворт, дочь главы Патентного ведомства США, подобрать ему фразу для первого телеграфного сообщения.Аннавыбралафразу из Библии: «Чу́дны дела Твои, Господи!» («What hath God wrought!»). Отстучав эти слова, Сэмюэл Морзе возвестил начало телеграфного века.

Вскоре вся территория Америки была покрыта сетью телеграфных линий. Как и многие его предшественники-изобретатели, Морзе вынужден был обратиться в суд, чтобы пресечь незаконную деятельность некоторых бизнесменов, наладивших производство и продажу телеграфных аппаратов его конструкции. В 1854 году, после многочисленных слушаний, Верховный Суд признал Морзе единственным изобретателем системы, получившей распространение в Америке.

В 1861 году, за восемь лет до постройки трансконтинентальной железной дороги, телеграфная линия соединила оба океанских побережья страны. А еще до этого, в 1856 году, возникла идея соединить телеграфом Америку и Европу, проложив кабель по дну Атлантического океана. За дело взялся американский бизнесмен Сайрус Филд, не очень «подкованный» в технике человек, но блестящий и целеустремленный организатор. В качестве технических специалистов он взял себе в помощники Морзе и английского ученого и изобретателя Вильяма Томсона – будущего лорда Кельвина, автора температурной шкалы, носящей его имя.

Лишь через десять лет, в 1866 году после нескольких неудачных попыток линия была успешно проложена, вскоре проложили еще несколько, и с тех пор телеграфная связь через Атлантику устойчиво заработала.

Морзе был на вершине славы. Он жил в своем имении Локус Грэйв, и рядом с ним была его любимая Сара, его вторая жена, с которой они были вместе с 1848 года. Морзе познакомился с Сарой Элизабет Грисуолд, дочерью армейского офицера,на свадьбе своего сына Чарльза и через два месяца женился на ней. Этот брак вызвал множество пересудов: Сара была на тридцать лет моложе Морзе и глухой с младенческого возраста. Тем не менее, Морзе был счастлив с ней, свидетельством чему было рождение в любви их четверых детей.

Сэмюэл Финли Бриз Морзе умер 2 апреля 1872 года, не дожив 25 дней до 81 года. А за год до его смерти, 10 июня 1871 года в Центральном парке Нью-Йорка в знак признания заслуг Морзе была установлена его статуя.

Скульптор Байрон Пиккет поставил изобретателя на постамент, на котором большими буквами написано одно слово: «MORSE». Леваяего рука покоится на телеграфном аппарате, а в правой он держит ленточку с точками и тире – кодом Морзе.

Выступая на открытии монумента, выдающийся американский поэт Уильям Каллен Брайант, портрет которого когда-то написал художник Морзе, сказал, что, по большому счету, скульптура эта не так уж необходима, ибо монументом для Морзе стал весь земной шар.

Код Морзе до Первой мировой войны назывался «Морзянка». Он представляет собой особый способ кодирования алфавитных букв, знаков препинания, цифр и других символов, расположенных в определенной последовательности. Длинные сигналы обозначают тире, короткие - точки. Условно за временную единицу принимается длительность звучания одной точки. Долгота тире равна трем точкам. Паузой между символами одного знака служит одна точка, три точки - пауза между знаками в слове, 7 точек символизируют промежуток между словами. В постсоветских странах специалистами применяется азбука Морзе на русском языке.

Кто придумал шифры?

Два инженера - А. Вейл и Д. Генри - рассказали о европейской разработке - дистанционной медной катушке, которая способна передавать образующиеся электроимпульсы. Морзе попросил их развивать эту идею, и в 1837 году на свет появился первый телеграфный аппарат. Устройство могло принимать и передавать сообщения. Позже Вейл предложил систему шифрования с помощью тире и точек. Таким образом, Морзе не имел прямого отношения к созданию азбуки и телеграфа.

По официальной же версии, Семюэл Морзе был увлечен чудом того времени, а именно получением искры из магнитов. Разгадывая феномен, он предположил, что с помощью таких искр по проводам можно передавать зашифрованные сообщения. Морзе очень заинтересовался этой идеей, хотя не имел ни малейшего представления даже об основных принципах работы электричества. Во время плавания Сэмюэл разработал несколько идей и набросал некоторые чертежи своей задумки. Еще три года у своего брата на чердаке он безуспешно пытался построить аппарат, который бы мог передавать сигналы. При всех своих проблемах в познании электричества изучать его ему было просто некогда, ведь у него скоропостижно скончалась жена, и на нем остались трое маленьких детей.

Телеграф

До середины XIX века обмен информацией между дальними расстояниями происходил исключительно через почту. Новости о событиях и происшествиях люди могли узнать только спустя недели или целые месяцы. Появление прибора дало толчок к победе над расстоянием и временем. Работа телеграфа на практике доказала, что с помощью электрического тока можно передавать сообщения.

Первые исправно работающие телеграфы были сделаны в 1837 году. Одновременно появились две версии аппарата. Первую произвел англичанин У. Кук. Аппарат различал принятые сигналы колебаниями стрелки. Это было очень тяжело: телеграфист должен был быть предельно внимателен. Второй вариант телеграфа, автором которого был С. Морзе, оказался проще и завоевал популярность в дальнейшем. Он представлял собой самопишущий прибор с подвижной лентой бумаги. С одной стороны электрическая цепь замыкалась особым приспособлением - телеграфным ключом, а с другой стороны - приемной, карандашом чертились принятые условные обозначения.

С 1838 года стала действовать первая линия телеграфа, длина которой составляла 20 км. Спустя несколько десятков лет линии передач только в Англии достигли протяженности 25000 км 2 . Уже с 1866 года телеграфная линия связала континенты земного шара: кабель был проложен по дну Атлантического океана.

Зашифрованные сообщения

Азбука Морзе стала неотъемлемой частью работы телеграфа. Шифр получил свое название от фамилии создателя. Буквы здесь представляют собой сочетания длинных и коротких сигналов. Все коды составляются из простейших кодовых элементов. Основанием кода называют число значений, которое набирает элементарный посыл в процессе передачи. Так, коды делятся на двоичные (бинарные), троичные и равномерные (5-элементные, 6-элементные и т. д.).

Азбука Морзе - это неравномерный код телеграфа, где знаки отмечаются комбинациями посыла тока разной продолжительности. Этот способ стал первой цифровой передачей информации. Первоначально радиотелеграфы использовали такую азбуку, но позже стали применяться коды Бордо и ASCII, так как они более автоматизированы. Русская азбука Морзе сходна с латинскими буквами, с годами это соответствие перешло в МТК-2, позже в КОИ-7, затем в КОИ-8. Есть лишь несущественные отличия: буква Q - это "щ", а КОИ и МТК - это "я".

Преимущества азбуки

  1. Высокая защищенность от помех во время приема на слух.
  2. Возможность кодировки вручную.
  3. Возможность записать и воспроизвести сигналы самыми простыми устройствами.

Недостатки азбуки

  1. Очень низкая скорость.
  2. Неэкономичность: чтобы передать один знак, в среднем нужно сделать около 10 элементарных посылок.
  3. Аппарат непригоден для печатания букв.

Обучение

Для расшифровки сообщений не всегда наизусть заучивается азбука Морзе, обучение подразумевает запоминание мнемонических словесных форм, или, как их еще называют, напевов. Каждому знаку в азбуке соответствует определенный напев. В свою очередь эти словесные формы могут отличаться друг от друга. В зависимости от школы обучения или страны использования некоторые знаки могут быть изменены или упрощены. Азбука Морзе на русском тоже отличается. Слоги напевов, содержащих гласные буквы «а», «о» и «ы», обозначают одним тире, остальные - точкой.

SOS

В море способ передачи зашифрованных сообщений пришел позже. В 1865 году принцип работы азбуки был взят за основу в семафорной азбуке. Днем люди сообщали необходимое с помощью флажков, ночью - миганием фонаря. После изобретения в 1905 году радио в эфирах стали звучать некоторые коды из азбуки.

Вскоре люди придумали всем известный сигнал о спасении SOS. Хотя изначально он не был сигналом о бедствии. Первый, предложенный в 1904 году, сигнал состоял из 2 букв CQ и расшифровывался как «приходите быстро». Позже добавили еще букву D, и получилось «приходите быстро, опасность». И только в 1908 году такой сигнал заменили на сохранившийся да сегодняшних дней SOS. Переводилось послание не «спасите наши души», как принято считать, и не «спасите наш корабль». Этот сигнал не имеет никакой расшифровки. Международная радиотелефонная конвенция выбрала эти буквы, как наиболее простые и легко запоминающиеся: «… --- …».

Сегодня азбукой Морзе пользуются в основном радиолюбители. Она была практически полностью вытеснена буквопечатающими телеграфными аппаратами. Отголоски применения можно встретить в самых отдаленных уголках земного шара, например на Северном полюсе или далеко в глубинах океана. В интернете существует специальная программа «Азбука Морзе», с помощью которой можно переводить информацию в зашифрованный вид.

Сэмюэль Морзе
автопортрет

Американский художник, основатель Национальной академии рисунка США, профессор живописи и рисования Нью-Йоркского университета, изобретатель электромагнитного пишущего телеграфа (аппарат Морзе) и кода (азбуки Морзе) Сэмюэль Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 года.

Что такое азбука Морзе – знает каждый. А вот об её авторе известно не многим. Между тем, Сэмюэль Морзе – фигура для своего времени весьма необычная. Сын священника, ставший художником; художник, ставший изобретателем; изобретатель, ставший богачом; богач, ставший благотворителем, – и это всё о нем. Знакомьтесь, – тот самый Морзе!

Живописное начало

Сэмюэль Морзе родился в Чарльзтауне (штат Массачусетс, США) в семье состоятельного священнослужителя. Отец, преподобный Джежедия Морзе, очень интересовался географией и живописью, но всегда оставался верен избранному пути служения Богу.

Уже в раннем детстве у Сэмюэля обнаружились способности к рисованию. В школе ему доставалось от старого учителя за порчу классной мебели, которую он украшал изображениями людей и зверей, однако уже в пятнадцать лет Морзе написал маслом картину, которая потом висела в городской ратуше.

В 1807 году родители отправили Сэмюэля учиться в Йельский колледж, но он не проявлял особого интереса к наукам. По окончании колледжа Морзе устроился работать клерком в Бостоне, но вскоре стал просить отца отпустить его в Европу – брать уроки живописи.

Лукреция Пикеринг Уокер Морзе,
портрет кисти Сэмюэля Морзе

Родителям не нравилось увлечение сына рисованием, но надо отдать должное молодому Морзе: он никогда не думал и не жил так, будто достижения придут к нему сами собой.

Этот человек намечал себе цель, а потом неуклонно шел к ней. Сэмюэлю удалось убедить близких, что кроме одного желания писать картины, у него есть талант, и отец отпустил его в Англию.

Во время войны 1812 года между Англией и Соединенными штатами Морзе занял проамериканскую позицию. Он написал несколько исторических полотен, а в 1813 году представил на суд Лондонской королевской академии художеств картину «Умирающий Геркулес» и был удостоен золотой медали. Вернувшись в Америку, Морзе быстро понял, что его считают «английским» художником. Высокое искусство, к которому он прикоснулся в Европе, равно как и исторические полотна, созданные в европейской традиции, в США интереса не вызвали. Дабы заслужить признание у соотечественников, Сэмюэль решил пойти по чисто «американскому» пути: поставить свои художественные навыки «на поток» и извлекать из них прибыль. Он стал получать заказы на портреты и писал 4 портрета в неделю, получая за каждый 60 долларов. Таким образом, за год предприимчивый Морзе заработал 3 тысячи долларов, что в то время считалось солидной суммой. Теперь Сэмюэль мог жениться, и в 1818 году он обвенчался с девушкой по имени Лукреция Уокер.

Семья Морзе
Картина кисти Сэмюэля Морзе, 1810

Через несколько лет талант Морзе оценили коллеги: он был признан лидером молодых американских художников и едва ли не самым высокооплачиваемым портретистом в США. Среди его клиентов и друзей теперь были герой американской войны за независимость маркиз Лафайет, писатель Фенимор Купер, президент Мунро. В 1826 году Сэмюэль Морзе основал в Нью-Йорке Национальную академию рисунка и стал ее первым президентом.

Однажды, когда он в очередной раз поехал «подучиться» живописи в Европу, Морзе пришла в голову мысль написать картину, которая заинтересовала бы невежественных американцев, никогда не видевших шедевров мирового искусства. Так появилась наиболее известная его картина «Галерея Лувра», на заднем плане которой изображено в миниатюре столько шедевров, сколько смогло вместить полотно. Вдохновленный идеей просветительства, Сэмюэль упаковал свой холст и 1 октября 1832 года ступил на борт пакетбота «Сэлли», чтобы отправиться домой. Как сказал один из биографов Морзе, «он взошел на борт художником, а высадился на берег изобретателем».

Если хорошенько взяться…

Дело было так. На корабле знаменитый врач Чарльз Т.Джексон (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) демонстрировал пассажирам фокус-опыт: стрелка компаса, когда к нему подносили кусок провода, подсоединенного к гальваническому элементу, начинала вращаться. За опытом внимательно наблюдал Сэмюэль. «Извлечение искр из магнита» казалось чудом. Но художник Морзе увидел в этом чуде начало другого, более полезного чуда: а что, если сочетание искр использовать как код, чтобы передавать сообщения по проводам? Идея полностью захватила его. Морзе не был специалистом в электричестве, но он твердо верил, что можно добиться чего угодно, стоит только хорошенько взяться за дело: Бог вразумит!

За месяц, пока Морзе плыл домой, он даже набросал несколько чертежей. Однако три года усилий, которые Сэмюэль потратил на сбор аппарата по своим чертежам, не дали результата. Сказался недостаток знаний: всё, что он знал об электричестве, было почерпнуто из давно забытых лекций по физике в колледже. Что делать? Гениальные идеи чаще всего приходят в голову абсолютным дилетантам…

После его поездки в Европу для Сэмюэля Морзе начался нелегкий период в жизни. Умерла его жена, на руках остались трое маленьких детей. В довершение зол, конгресс США отверг кандидатуру Морзе, когда потребовалось написать исторические картины для американского Капитолия. Художник Морзе рассчитывал на эту работу, и разочарование его было настолько велико, что он поставил крест на своей карьере. И хотя в 1835 году Морзе стал профессором живописи и рисования в только что открывшемся Нью-Йоркском университете, сделал он это лишь из материальных соображений. Жалование профессора позволяло кормить семью и позволяло заниматься новым делом: изобретением телеграфного аппарата.

«Гирлянда»

В 1837 году Морзе продемонстрировал свое изобретение в Нью-Йоркском университете. Сигнал был послан по проволоке длиной около 518 м. Один из приглашенных на презентацию, промышленник Стив Вейл, согласился предоставить Морзе помещение для опытов и 2 тысячи долларов. Но с одним условием: Морзе должен был взять в компаньоны его сына, Альфреда Вейла. Морзе согласился, и Альфред, обладающий практической жилкой, оказал ему неоценимую помощь. В 1838 году Сэмюэль Морзе разработал систему сигналов – точек и тире – для кодирования передачи сообщений – знаменитую азбуку Морзе.

Но оставалась нерешенной проблема: как передавать сигналы на очень большие расстояния, чтобы можно было соединить телеграфной связью оба побережья Америки? Морзе поехал за советом к другому изобретателю, Джозефу Генри, который шестью годами раньше сконструировал реле. (Находить применение своему изобретению Генри предоставил другим, а сам занялся другими исследованиями). Генри посоветовал Морзе соединить множество электрических цепей в одну «гирлянду», вставив в каждую цепь свой источник тока и реле. «Гирлянда» позволяла передавать сигнал на большие расстояния по принципу эстафеты: каждая батарея могла передавать его лишь на ограниченное расстояние, но соединенные вместе, они доносили послание до финиша. Теперь можно было «сплести» такую «гирлянду» от Балтимора до Нью-Йорка и опробовать изобретение. Но дело сдвинулось с мертвой точки лишь в 1843 году. После семилетнего ожидания изобретатель получил от конгресса США 30 тысяч долларов на создание экспериментальной телеграфной линии.

Первая телеграмма

Но даже в жизни целеустремленного Морзе был момент, когда он готов был сдаться. Это случилось незадолго до его победы. Когда билль о субсидии на телеграф представили на рассмотрение палаты представителей, депутаты отнеслись к идее Морзе как к забавной шутке. Пятидесятидвухлетний изобретатель сидел в галерее для гостей и отлично слышал плоские остроты депутатов. В отчаянии он покинул зал, не дождавшись голосования. Сессия заканчивалась на следующее утро. Даже если бы билль был принят, президент Тайлер мог не успеть его подписать. Морзе заплатил по счету в гостинице и купил билет на поезд до Нью-Йорка. У него в кармане осталось всего тридцать семь центов.

Но на следующее утро дочь его друга, правительственного комиссара патентов, явилась с фантастическим известием: билль удалось «протащить», и Тайлер подписал его в полночь! Морзе был счастлив. Теперь у него появились деньги (те самые 30 тысяч долларов от конгресса), чтобы проложить пробную телеграфную линию. На радостях Морзе пообещал девушке, что передаст первую в мире телеграмму в ее честь, и предложил ей самой придумать содержание. Девушка выбрала слова из Библии: «Чудны дела Твои, Господи!»

«Говорящая молния»

Сэмюэль Морзе на склоне лет

27 мая 1844 года с помощью «морзянки» и телеграфного аппарата Морзе было послано первое телеграфное сообщение. Для передачи сигнала использовался ключ, изобретенный российским ученым Б. С. Якоби, а для приема – электромагнит, якорь которого управлял перемещением чернильного пера по бумаге. Когда Морзе смог через телеграф узнавать о событиях в столице в тот же день, когда они происходили (невиданное по тем временам явление!), его «говорящая молния» произвела сенсацию. А вскоре Морзе познакомился с талантливым дельцом О’Рейли, который спланировал и провел целую кампанию по оснащению телеграфом множества городов. «Говорящая молния» завоевала Америку, а затем и весь мир. Уже в 1851 году германская «Комиссия по устройству телеграфа» оценила преимущества аппарата Морзе над другими, и он нашел свое широкое применение.

Конечно, на пути идеи Морзе появлялось еще множество трудностей: первые кабели были несовершенны и выходили из строя в плохую погоду; фермеры, которых раздражал гул от телеграфной линии, грозились порвать провода; постоянно появлялись желающие оспорить авторские права на изобретение аппарата Морзе в суде. В конце концов в 1854 году все тяжбы были выиграны, права Морзе на его изобретение были признаны Верховным судом США, и телеграфные линии протянулись по обе стороны Атлантики.

Изобретение телеграфа совершенно затмило труды Морзе как художника. Несмотря на то, что его работы висят в государственных музеях США, редко кто из соотечественников может связать имя создателя «морзянки» с произведениями живописи. И это не удивительно: из человека искусства Сэмюэль Морзе превратился в удачливого бизнесмена, который сумел ещё при жизни насладиться плодами своего труда. Ему исправно платили за использование патента, и вскоре Морзе осуществил главную «американскую мечту» - открыл собственную фирму и стал очень богатым человеком. Ни «Галерея Лувра», ни портреты президентов не идут ни в какое сравнение с успехом «говорящей молнии», связавшей весь мир. Да, всего можно добиться, если хорошенько взяться за дело…

Самюэл Финли Бриз Морзе родился 27 апреля 1791 г. в семье известного местного проповедника Джедида Морзе в американском городишке Чарльзтаун (штат Массачусетс). В 1805 г. он поступил в Йельский университет.

В 1811 г. Самюэл отправляется в Европу для изучения живописи у Вашингтона Олстона. Юноша подавал большие надежды как художник. В 1813 г. он представил в Лондонскую королевскую академию художеств картину "Умирающий Геркулес", удостоенную золотой медали. В 1815 г. - вернулся на родину. Через несколько лет Самюел был признан лидером и кумиром молодых американских художников (его кисти принадлежит знаменитый портрет президента Мунро). В 1825 г. он основал в Нью-Йорке общество живописцев (впоследствии - Национальная академия рисунка) и стал его президентом, а в 1829 г. - вновь отправился в Европу для изучения устройства рисовальных школ и выдающихся произведений живописи.

1 октября 1832 г. из Гавра в Hью-Йорк вышел парусник "Салли" (капитан судна - Пелл). Его пассажирам знаменитый врач тех времен (открыватель наркоза и новых методов обезболивания в медицине) - Чарльз Т.Джексон в салоне первого класса демонстрировал фокус-опыт: начиналась вращаться стрелка компаса при поднесении к нему куска провода, подсоединенного к гальваническому элементу. За опытом внимательно наблюдал Самюэл.

В Европе, в это время, была опубликована книга М.Фарадея и приведенные в ней опыты повторялись во многих лабораториях, а Петербург в начале 1832 г. стал свидетелем первых опытов Шиллинга. "Извлечение искр из магнита" казалось непосвященным чудом. Увиденный опыт натолкнул его на мысль о создании системы передачи сигналов по проводам, с использованием сочетаний передачи "искр". Эта идея захватила его. За время месячного плавания домой Морзе набросал несколько чертежей. Следующие три года, работая на чердаке в доме своего брата Ричарда, он посвятил строительству по своим чертежам аппарата, но безуспешно. В 1835 г. он был назначен на пост профессора живописи в только что открытом Нью-Йоркском университете, в котором в сентябре 1837 г. продемонстрировал свое изобретение. Сигнал был послан по проволоке длиной 1700 футов.

Крупный американский промышленник Стив Вейл заинтересовался работой Морзе и согласился пожертвовать 2 тыс. долларов и предоставить помещение для дальнейших опытов при одном условии - С.Морзе возьмет в помощники его сына Альфреда. Союз младшего Вейла и Морзе оказался плодотворным. Первое сообщение было послано 27 мая 1844 г. и текст которого гласил: "Чудны дела твои, Господи!" Для передачи посылок использовался ключ, изобретенный российским ученым Б.С.Якоби, а для приема - электромагнит, якорь которого управлял перемещением по бумаге чернильного пера.

Работая над дальнейшим совершенствованием своего телеграфного аппарата, Самюэл Морзе в 1838 г. изобрел и код - телеграфную азбуку. Примечание: Телеграфная азбука (система кодировки символов короткими и длинными посылками для передачи их по линиям связи, известная как "код Морзе" или "морзянка"), которую применяют сейчас, существенно отличается от той, что изобрел в 1838 году С.Морзе, хотя некоторые исследователи полагают, что ее автором был Альфред Вейл - партнер Самюэля Морзе по бизнесу.

Надо заметить, что исходная таблица "кода Морзе" разительно отличалась от тех кодов, что сегодня звучат на любительских диапазонах. В ней, во-первых, использовались посылки трех разных длительностей (точка, тире и длинное тире). Во-вторых, некоторые символы имели паузы внутри своих кодов. Кодировки современной и исходной таблиц совпадают только для примерно половины букв (A, B, D, E, G, H, I, K, M, N, S, T, U, V и W) и не совпадают ни для одной цифры. Более того, для построения кода ряда символов в оригинальной "морзянке" вообще использовались иные принципы. Так, на ряду с "точками" и "тире", были сочетания "двойное тире" (буква L) и даже "тройное тире" (цифра 0), а некоторые символы включали в себя паузу... . Латинская буква С, например, передовалась тогда как "две точки-пауза-точка", т.е., по существу, как буквы И и Е, переданные друг за другом. Это заметно осложняло прием радиограмм. Вот почему вскоре появились различные варианты телеграфной азбуки, не содержавшие кодов с паузами между посылками (Филлипса, Бална, "морской", "континентальный"...).

Современный вариант международного "кода Морзе" (International Morse) появился совсем недавно - в 1939 году, когда была проведена последняя корректировка (т.н. "континентального" варианта), коснувшаяся в основном знаков препинания. Звучит еще невероятнее, но факт - первоначальный вариант "кода Морзе" кое-где использовался на железных дорогах до середины 60-х годов XX века!

В 1851 г. германская "Комиссия по устройству телеграфа" оценила преимущества "аппарата Морзе", и с тех пор он нашел свое широкое применение.

Последние годы С.Морзе жил в Пончкифи (близ Нью-Йорка) и умер 2 апреля 1872 г. в богатстве и почете.

По материалам сайта www.qso.ru

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения