Айн рэнд произведения. Краткая биография айн рэнд. В погоне за американской мечтой

Одна из наиболее известных писателей Америки, родилась 2 февраля 1905 года в красивейшем городе мира и России - Санкт-Петербурге в семье торговца химическими товарами. Одаренный, своенравный и очень уверенный в себе ребенок рано стал интеллектуальной гордостью семьи, родственников и знакомых.

Айн Рэнд начала писать очень рано, создавая свой собственный выдуманный мир, который был для нее более интересным, чем мир окружающей ее действительности. В девять лет она впервые сказала себе, что хочет стать писательницей.

В 1916 году она впервые и уже на всю жизнь заинтересовалась политикой, с радостью встретив февральскую революцию 1917 года и осознав себя свободным от царской деспотии гражданином России. В этом же году также впервые в ее рассказах, которые она, как и в детстве, продолжала писать, появилась политическая тематика: ее герои боролись или против царя или против коммунизма. В эти же годы она познакомилась с творчеством В.Гюго, который, по ее мнению, был единственным писателем, оказавшим на нее влияние.

Осенью 1918 года разорившиеся Розенбаумы переселяются в Крым, где Ренд оканчивает школу и начинает преподавать азы грамоты местным красноармейцам. Вскоре семья возвращается в Петроград и будущая писательница поступает в университет. В годы учебы в университете она знакомится еще с одним писателем - Фридрихом Ницше, также оказавшим на нее большое влияние. Весной 1924 года она заканчивает университет, а в начале 1925 года семья получает приглашение от родственников посетить Америку. До отъезда Рэнд успевает закончить курсы для желающих научиться писать киносценарии, что ей весьма пригодилось в Америке, где она, одна из всей семьи, оказалась в 1926 году.

Свою новую трудовую жизнь Айн Рэнд начинает статистом в Голливуде, т.к. четыре готовых киносценария, которые она привезла с собою в надежде заинтересовать кинопродюссоров, оказались слабыми. В 1929 году она выходит замуж за артиста кино Фрэнка О’ Коннора. В 1930 году она приступает к работе над своим первым романом “Мы - живые”. Этот роман, как считала она, должен был стать протестом против строя жизни в России и введением в ее философию, будущую философию объективизма.

Антикоммунистический настрой писательницы достаточно полно отражен в романе, который вышел в 1936 году в Америке, а в 1937 году в Англии. Все образы коммунистов в нем - злодеи и циники, а единственное сравнение для всей послереволюционной России - кладбище. Тем не менее, для американцев роман стал откровением, а некоторые критики и сегодня считают, что по своему художественному воплощению, эмоциональности и передаче “местного колорита” - это лучший роман Айн Рэнд. Оценка романа вдохновила писательницу, и в 1937 году она заканчивает небольшую повесть “Гимн”, которая в 1938 году выходит в Англии и привлекает внимание необычной постановкой проблемы личности и коллектива. В этом же году Айн Рэнд поступает на работу в мастерскую известного американского архитектора, чтобы лучше понять реальную основу творческих поисков своего нового героя - архитектора Рорка.

В 1939 году Айн Рэнд пишет сценическую версию своего романа “Мы - живые”, которая не принесла ей успеха, в 1941 году, интенсивно работая над новым романом, отвергает предложение двенадцати издателей, чтобы передать права на издание романа “ ” издателю Боббс-Мэрилу, и вновь возвращается к работе над киносценариями.

“Источник” выходит в свет в 1943 году. Если романом "Мы - живые" как бы кончается "русский период" творчества Айн Рэнд, роман "Источник" - это уже новая, американская тематика, “новый американский период творчества. "Источник" - первый роман в американской литературе, который можно назвать романом идей, что обусловило не только интерес читателей к нему, но и, в не меньшей мере к личности писательницы.

"Источник", хотя он и отстоит на довольно значительное время от предыдущего романа, представляет по сути своей лишь переходный этап к ее самому значительному произведению , которое выходит в свет в 1957 году, и большинством критиков считается самым значительным и самым лучшим произведением Айн Рэнд. Это означает, что в "Источнике" писательница еще не нашла полностью новых способов отражения художественной действительности, еще не создала собственную эстетическую систему ценностей. В нем она использует навыки и штампы предыдущего периода, что говорит лишь о том, что волновавшие ее с юности проблемы не нашли своего высшего выражения в ее творчестве. Ряд американских исследователей рассматривают "Источник" как результат преодоления писательницей ее увлечения философией и героями Ницше, что они и пытаются доказать сравнительным анализом двух изданий романа "Мы - живые", хотя известно, что второе издание появилось спустя почти двадцать лет после первого издания. После появления “Атлант расправил плечи” Айн Рэнд не хотела возвращаться более к художественному творчеству. Можно добавить еще один известный факт - последний роман доставался писательнице очень трудно. Только одну речь Джона Голта она писала практически два года. Что же заставило ее сесть за роман? Биографы Айн Рэнд, рассказывая непосредственно об истории создания , выделяют следующие наиболее принципиальные моменты. Первый - возможная необходимость для Айн Рэнд еще раз объяснить читателям свои социально-философские взгляды, несмотря на то, что она считала их уже хорошо известными читателю. На этом настаивали ее друзья, требовавшие продолжения диалога с читателем. Второй - необходимость в процессе создания романа опираться на свои предыдущие творческие достижения, которые позволили реально запустить весь сложный механизм своего многопланового, многоуровневого и весьма протяженного романа.

Некоторые критики полагают, что в отношении тематики своих крупных произведений Айн Рэнд опиралась на свое раннее творчество, а также на сценарии для кино, работу над которыми она продолжала все время пока писала романы.

Первое название ее романа - "Забастовка", и, вероятно, это название вполне соответствующее тематике самого романа. Оно появилось под воздействием мнения писательницы, высказываемого в многочисленных беседах в узком кругу друзей. Они настаивали на продолжении знакомства читателей с идеями "Источника", потому что" народ в этом нуждается". Айн Рэнд отвечала: "Ах, они нуждаются? А что если я забастую? Что если все творческие умы во всем мире забастуют?" И спустя некоторое время прибавляла: "Это могло бы стать темой хорошего романа. "Тем не менее по своим художественным характеристикам все предыдущее творчество Айн Рэнд выдержано в несколько ином ключе и не содержало аналогов ее "Атланту". Нечто близкое к нему можно видеть только в упомянутой выше повести "Гимн", где мы можем найти как близкие литературные ходы, так и общее решение идейного конфликта произведения. Как известно, Айн Рэнд автор только трех романов, одной повести, нескольких рассказов и киносценариев. В их появлении есть своя логика, которая помогает понять, почему Айн Рэнд прекращает работу над художественными произведениями. Роман "Мы - живые" чисто реалистическое произведение на конкретную тему; роман "Источник" - социальный роман с большой долей аллегорических или, лучше, символических решений. В этом романе можно различить некоторые черты, которые тем или иным образом могут быть связаны с утопией; третий роман "Атлант расправил плечи" - полностью утопическое произведение, хотя в нем есть и остаточные реалистические решения.

Если в романе "Источник" была поставлена проблема "вторичных", т.е. большинства людей на земле, которые обязаны своим существованием "первичных", ибо могут жить только за счет их таланта. Первичные имплицитно поставлены таким образом в положение, когда их труд человечество обязано высоко оценивать. Что же может произойти, если человечество, как это бывает и как это исторически всегда случалось, откажется выполнять эту свою "обязанность" - это уже проблема следующего романа Айн Рэнд "Атлант расправил плечи". Таким образом, последний роман является художественным следствием проблемы, которая поставлена и художественна разрешена в "Источнике" . Именно поэтому Айн Рэнд полагала не нужным дальнейшее продолжение своего литературного творчества, и таким образом "Атлант" чисто внешне появился только потому, что писательницу поразил образ забастовавшей лучшей части человечества - интеллектуальной соли земли.

Если брать творчество Айн Рэнд в целом, то ее возможно самый лучший и технически наиболее совершенный роман "Атлант расправил плечи" воплотил в себе в "драматической" форме все наиболее важные положения философии Айн Рэнд или, как ее еще называют, философии объективизма. Недаром первая волна критики, т.е. самый непосредственный и злободневный отклик на появившееся литературное произведение была более чем недоброжелательна. Айн Рэнд критиковали все: как справа, так и слева. Более поздние отклики уже не были столь безапелляционно отрицательны, появились уже упоминания художественных достоинствах книги, о необычном характере ее героев, о великолепной архитектонике, что вполне справедливо, ибо речь шла о романе, насчитывающем свыше тысячи страниц.

С конца пятидесятых годов Айн Рэнд в плотную занялась философией, выпуская в различные годы такие свои книги как: “Капитализм: неизвестный идеал”, 1966; “Для нового интеллектуала”, 1961; “Введение в философию познания объективизма”, 1979; “Новые левые: антииндустриальная революция”, 1971; “Философия: кому она необходима”, 1982; “Добродетель эгоизма”, 1964, влияние которых Америка ощущает и сегодня. Она становится одной из наиболее читаемых и изучаемых философов двадцатого столетия. И хотя продано уже более 30 миллионов экземпляров ее трудов, закончен перевод их на многие иностранные языки, интерес к ним не ослабевает.

Библиотека конгресса США сообщает, что ее книги, в особенности “Атлант расправил плечи”, занимают второе место в опросах о наиболее читаемых книгах, а также о книгах, которые наиболее влияют на выбор жизненной позиции американцев. В кругу ее почитателей - многие из наиболее известных людей Америки.

Айн Рэнд сама признавала, что развить ее философские положения невозможно за жизнь одного поколения людей. Вместе с тем, как признают многие американские критики, Айн Рэнд была и остается по существу русским мыслителем. Как и большинство оригинальных мыслителей России, она была художником слова, общественным критиком, философом вне рамок любых известных школ, человеком, идеи которого всегда были направлены против традиционных антиномий западной мысли.

Писатель и «философ», идеолог крайнего индивидуализма. Русская эмигрантка, построившая жизнь на энергии ненависти к своей бывшей родине и умудрившаяся не только прославить себя на всю Америку, но и оставить свой, пусть и крайне противоречивый, след на теле интеллектуальной культуры XX века.

1. В погоне за американской мечтой

Жизнь Айн Рэнд — идеальный пример воплощения американской мечты — главного мифа Соединённых Штатов Америки. Для нищей эмигрантки, которая благодаря труду и упорству стала одним из самых известных писателей Америки, американская мечта стала глубоко личной установкой, которую она довела до предела.

Рэнд была непоколебимо уверена в собственной гениальности и одержима идеей личного успеха. Это сработало. Она приехала в Соединённые Штаты практически ни с чем, но собственным трудолюбием и настойчивостью не только пробилась в самые верхние слои общества, но стала настоящей властительницей дум, чьё влияние на американскую элиту сохраняет значение до сих пор.

2. Предчувствие холодной войны

Настоящее имя Айн Рэнд — Алиса Розенбаум. Она родилась и выросла в России. Застала революцию и приход к власти большевиков, которые нанесли огромный ущерб ее семье. Айн Рэнд ненавидела не только Советскую, но и дореволюционную Россию, считая ее страной нецивилизованной. Для нее Россия воплощала ад на земле, тогда как Америка стала прообразом рая.

Задолго до холодной войны Айн Рэнд поделила мир на черное и белое, расположив силы зла в России, а силы добра в США. Это сделало ее невероятно предвзятой и близорукой, но, возможно, что это и дало силы преуспеть на новой родине, и способствовало росту популярности в годы холодной войны. Айн Рэнд придумала свою Америку и стала в ней большей американкой, чем кто бы то ни был. И настоящая Америка ответила ей взаимностью.

3. У истоков неолиберализма

Целью своей жизни Айн Рэнд видела борьбу с любыми проявлениями коллективистского начала и утверждение идеала абсолютно свободного рынка, который, по ее мнению, является необходимым условием для развития свободной личности. Писательница пытается морально оправдать капитализм. Например, человека, получающего бесплатную медпомощь, Рэнд сравнивает с грабителем и убийцей, который отбирает плоды чужого труда. Она стремится максимально сократить присутствие государства в жизни общества, и резко выступает против государственного финансирования науки, образования и культуры. Наряду с деятельностью австрийской школы экономистов творчество Айн Рэнд стало одним из истоков современного неолиберализма со всеми его плюсами и минусами.

4. Библия для «эффективных менеджеров»

Айн Рэнд создала довольно примитивное, но привлекательное и понятное мировоззрение, которое замешано на американском индивидуализме и русском радикализме. Она стала идолом для политиков и бизнесменов по всему миру — от Стива Джобса и бывшего кандидата в вице-президенты США Пола Райана до Евгения Чичваркина.

Рэнд вернула буржуазии ощущение собственной моральной правоты, тем самым став одним из самых успешных мотивационных тренеров за всю историю.

Это доказывают и ее тиражи, которые исчисляются миллионами экземпляров. Главный труд писательницы, «Атлант расправил плечи», можно по праву назвать «библией» — как действующих топ-менеджеров крупнейших корпораций, так и тех, кто только мечтает заработать свой первый миллион.

5. Разумный эгоизм

Дикая социал-дарвинистская теория Айн Рэнд со временем нашла множество приверженцев в Соединённых Штатах Америки. Это вполне объяснимо, так как индивидуализм и культ личного успеха — фундаментальные черты американской ментальности. Рэнд же довела их до абсурда, попутно выбросив из поля зрения такую сущность как общество.

Если в классическом английском либерализме эгоизм отдельных индивидов в рамках цивилизации фактически приводит к торжеству общей пользы, то Рэнд устраняет саму идею общего блага. По мнению Рэнд, гении, титаны труда и творчества, герои промышленного капитала живут исключительно для удовлетворения личных амбиций, и это объективно способствует прогрессу, который становится мерилом благополучия общества. Идея блага подменяется идей прогресса.

Рэнд утверждает принципы разумного эгоизма и яростно отрицает любые проявления альтруизма, а помощь ближнему считает глубоко порочной. При этом эгоизм опирается на присущий человеку рационализм, который для Рэнд является основой любого этического суждения.

6. Рационализм

Айн Рэнд проповедует рационализм и полностью отвергает религию, так как она не укладывается в границы разума. Кроме того, большинство религий утверждают альтруистические ценности, ненавистные Рэнд. Писательницу можно считать одним из самых ярых критиков религиозного мировоззрения, однако это не помешало ее огромной популярности в такой традиционно религиозной стране как Америка.

Со временем Айн Рэнд стала знаковой фигурой для рационалистов и антиклерикалов со всего мира. Сегодня ее дело по борьбе с любыми проявлениями иррационализма продолжают многие публицисты и ученые, самым известным из которых стал английский биолог и популяризатор науки Ричард Докинз.

7. Сектантство

К 1950 году Айн Рэнд стала известной писательницей, хотя отклики критиков на ее произведения были очень неоднозначными. Постепенно вокруг Рэнд сложился круг последователей, исповедовавших её, так называемую, «философию объективизма». Центральными фигурами в этом сообществе стали ближайшие ученики Рэнд — Натан и Барбара Брэнден. Впоследствии в книге «Страсти Айн Рэнд» Барбара сама заметит, что в движении объективистов можно было найти все основные черты культа:

«Хотя многие черты культа присутствовали в движении объективизма — поклонение личности Айн Рэнд, некритическое принятие всех ее личных мнений и оценок, ее навязчивое морализирование, все же большинство участников оставалось преданным принципам рациональности и индивидуализма».…>

Нетрудно увидеть, что принципы рациональности и индивидуализма на фоне поклонения и некритического принятия личных мнений выглядят очень сомнительно.

То, что кружок объективистов со временем превратился в настоящую секту, подтверждают и факты проведения специальных идеологических сеансов, на которых в присутствии Рэнд недавно примкнувшие к ее движению юноши и девушки буквально каялись в своих идеологических ошибках. По всей видимости, эти сеансы были чем-то средним между психоанализом и партсобранием. Рэнд настолько ненавидела большевизм, что незаметно переняла и его методы, и его авторитарный пафос.

8. Маккартизм

Айн Рэнд внесла заметный вклад в нагнетание антикоммунистической истерии, которая захлестнула США в период со второй половины 1940-х по конец 1950-х гг. Впоследствии это явление было названо именем сенатора Джозефа Маккарти — самого рьяного антикоммуниста на американской политической сцене.

Рэнд не только клеймила коммунистическую идеологию в своих литературных произведениях, но и сотрудничала с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности: в 1947 году она как эксперт выступала свидетелем на процессе о фильме «Песнь о России», подтвердив его принадлежность к коммунистической пропаганде.

В результате искусственного нагнетания антикоммунистических настроений в США преследованию подверглись многие представители искусства, правозащитники, общественные деятели и ученые. Среди них были такие люди как Чарли Чаплин, Поль Лерой Робсон, Артур Миллер, Альберт Эйнштейн, Джордж Оруэлл и многие другие. В антикоммунистическом памфлете Red Channels называлась 151 фамилия. Заподозренные в симпатии к левым идеям могли не рассчитывать получить работу в Голливуде, а Чаплин был вынужден даже покинуть США. Десять кинематографистов, которые отказались сотрудничать с Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, были осуждены на один год тюремного заключения. Айн Рэнд активно поддерживала решение голливудских боссов не давать работу «коммунистам».

9. Наперегонки с Иисусом

«Сейчас мы более популярны, чем Иисус», — сказал в 1966 году Джон Леннон. И если умудренная Британия спокойно восприняла эту колкость, то прямолинейная Америка разожгла костры, в которых демонстративно сжигала пластинки битлов. Айн Рэнд была осторожнее, но не менее амбициозна, когда заявляла, что «бросает вызов культурной традиции последних двух с половиной тысячелетий». В интервью журналу «Плейбой» она выразила надежду, что именно ее объективизм станет «философией будущего», оговорившись, что это случится, если люди обратятся к разуму и не будут уничтожены диктатурой.

Если опустить тот факт, что творчество Рэнд к философии имеет довольно далекое отношение, можно сказать, что отчасти ее прогноз сбылся. Уже не одно десятилетие значительная часть политической элиты Америки ориентируется на идеологию Айн Рэнд. Главный труд писательницы, «Атлант расправил плечи», по опросу Библиотеки Конгресса стал второй книгой после Библии, наиболее сильно повлиявшей на жизнь читателей.

Суммарный тираж «Атланта» превысил 6,5 млн экземпляров. В 2008 году проводилось исследование, согласно которому на тот момент книгу прочитало 8,1% взрослых американцев. Уже больше полувека «Атлант» остаётся одним из самых громких бестселлеров мировой литературы, и Айн Рэнд всё так же сохраняет своё влияние на мировую культуру.

Айн Рэнд нужно отдать должное. (Желательно в материальной форме; самым священным предметом для нее был американский доллар.) Несмотря на скромные стартовые позиции, она сумела основать собственное философское движение и стать одним из самых читаемых и почитаемых авторов XX столетия. В рядах ее последователей можно встретить немало знаменитостей, начиная с прославленной теннисистки Билли Джин Кинг и заканчивая экономистом Аланом Гринспеном. А сама Айн Рэнд более полувека была верна одной и той же странной прическе - что тоже можно отнести к разряду достижений.

Айн Рэнд, урожденная Алиса Зиновьевна Розенбаум, появилась на свет в России, а в 1926 году эмигрировала в Соединенные Штаты. Она прибыла в Нью-Йорк, но потом направилась в Голливуд, где мелькнула в эпизодической роли в библейской эпопее Сесила Б. де Милля «Царь царей», а позже дослужилась до должности главного костюмера студии «Рейдио-Кейт-Орфеум». Будучи ярой антикоммунисткой, она начала писать сценарии, а потом и романы, в которых отражалась ее радикально индивидуалистская философия (сначала я, потом все остальные). В романе «Источник», опубликованном в 1943 году, на первый план выведен образ властолюбивого архитектора Говарда Рорка (плохо скрытая отсылка к Фрэнку Ллойду Райту). Это произведение положило начало новому философскому течению, ныне известному как объективизм, которое постепенно стало привлекать все новых и новых поклонников.

В 1947 году Рэнд выступила перед комиссией палаты представителей Конгресса США с критикой Голливуда, создававшего, по ее мнению, слишком положительную картину жизни в СССР. Она наслаждалась ролями обличительницы и основательницы собственного философского течения (некоторые даже говорят, культа), которое в 1950-1960-е годы активно пропагандировал ее ученик и любовник Натаниэль Бранден. Вышедший в 1957 году главный труд Рэнд, роман «Атлант расправил плечи», только укрепил ее репутацию главной проповедницы «рационального эгоизма». Она неоднократно появлялась на телевидении в разнообразных ток-шоу, где охотно дискутировала с оппонентами.

Рэнд никогда не была любимицей литературной общественности и регулярно получала нелестные отзывы как от издателей, так и от критиков. Один издатель отверг «Источник», снабдив рукопись припиской: «Плохо написано, и герой не вызывает симпатии». Другой посетовал: «Хотел бы я, чтобы у книг такого рода существовала своя читательская аудитория. Но ее нет. Книга не будет продаваться». Роман «Атлант расправил плечи» называли «непригодным для публикации и продажи». В своем обзоре этого тысячестраничного талмуда, опубликованном в «Нэшнл ревью», писатель и редактор Уиттакер Чамберс разругал «диктаторский тон» автора, отметив, что «за всю свою читательскую жизнь я не могу припомнить другой книги, где столь упорно выдерживалось бы ощущение высокомерия. Это резкость, лишенная всякой снисходительности. Это догматизм, лишенный всякой привлекательности». Но, отставив в сторону догматизм, скажем, что у Айн Рэнд была и другая, более мягкая и человечная сторона, которой она редко поворачивалась к публике. Она собирала марки и кусочки агата. Она была фанатом игры в «Скрэббл». Оставшись дома одна, Рэнд любила включить патефон, поставить пластинку с песнями начала XX века и подпевать. Иногда она даже брала дирижерскую палочку, кружилась по комнате в танце и размахивала палочкой в такт музыке. Природа ее не интересовала (она даже заявляла, что ненавидит смотреть на звезды), зато ее занимали творения рук человеческих, например, небоскребы. «Если в Нью-Йорке вечером посмотреть на линию горизонта, то увидишь самый грандиозный в мире закат, - говорила она. - Мне кажется, если всей этой красоте будут угрожать войны, я промчусь через весь город и брошусь в космос, чтобы заслонить эти здания своим телом».

Интересно, чувствовала ли она то же самое по отношению к дому телевизионного магната Аарона Спеллинга.

В 1980 году, давая интервью тележурналисту Филу Донахью, Рэнд призналась, что является большой поклонницей телесериала «Ангелы Чарли». Она называла этот хит 1970-х годов «единственным романтическим сериалом на телевидении. Он о трех красивых девушках, которые проделывают всякие невозможные штуки. Невозможность - вот что делает их интересными. Эти три девушки лучше, чем так называемая реальная жизнь».

Собственная так называемая реальная жизнь Айн Рэнд окончилась 6 марта 1982 года. Писательница умерла от остановки сердца. Она похоронена на нью-йоркском кладбище Кенсико через одну могилу от джазового дирижера Томми Дорси.

ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ?

Как же Алиса Зиновьевна Розенбаум превратилась в Айн Рэнд? Вопреки распространенной легенде, она не могла взять псевдоним в честь любимой печатной машинки. Марки «Ремингтон-Рэнд» в 1926 году, когда писательница сменила фамилию, еще не существовало. Некоторые утверждают, что ее псевдоним связан с южноафриканской денежной единицей, но убедительных доказательств тому нет. У англоязычных литературоведов есть даже теория, что английское слово «rand», написанное кириллицей, похоже на ее настоящую фамилию Розенбаум - ну, тут уж вы сами можете судить, что это не так. В общем, тайна фамилии остается тайной. А вот «Айн» - это имя финского писателя, чьим творчеством была увлечена Рэнд.

НА ПОВЫШЕННЫХ СКОРОСТЯХ

С двадцати восьми лет и до семидесяти с чем-то Айн Рэнд, скажем так, состояла в длительных отношениях с дексе-дрином - препаратом, способствующим похудению. Эти пилюли для потери веса, содержащие мощный наркотический стимулятор декстроамфетамин, часто показывали по американскому телевидению в роликах, предостерегавших подростков от употребления наркотиков и расписывавших отрицательные побочные эффекты «спидов» (другое название амфетаминов). По некоторым свидетельствам, Рэнд принимала по две маленькие зеленые таблетки ежедневно в течение более чем сорока лет, пока наконец ее лечащий врач не посоветовал от них отказаться. Таким образом, резкие перепады настроения и вспышки ярости, к которым была склонна Рэнд, вполне могут объясняться приемом наркотиков.

МАРОЧНОЕ ХОББИ

Помимо приема зеленых пилюлек у Рэнд было еще одно увлечение - филателия. Она коллекционировала марки в детстве, а потом вспомнила об этом занятии, когда ей было уже за шестьдесят. Она даже, со свойственным ей занудством, подвела под свое хобби философское обоснование, опубликовав в 1971 году очерк, который, разумеется, назывался «Почему я люблю собирать марки».

ЖИВАЯ ИГРУШКА

Вокруг Рэнд кучковалось немало последователей, но ни один из них не был столь же предан писательнице, как Натан Блюменталь, студент из Канады, который сначала стал ее протеже, потом интеллектуальным наследником, а затем и личной игрушкой для сексуальных утех. Они познакомились в 1950 году, когда девятнадцатилетний Блюменталь прислал Рэнд восторженное фанатское письмо. К его удивлению, знаменитая писательница пригласила его к себе домой, дабы он смог поучаствовать в одной из бесконечных философских дискуссионных встреч, которые она называла «Коллективами». Блюменталю (вскоре он сменит имя на Натаниэль Бранден) удалось быстро проникнуть в ближний круг писательницы. Рэнд даже стала подружкой невесты на его свадьбе. К 1955 году их отношения перешли в физическую плоскость. Рэнд к тому времени было пятьдесят, а Брандену двадцать пять. В разговорах с друзьями она упоминала, что должна заниматься с ним сексом как минимум два раза в неделю - чтобы «снять писательский зажим».

Как же реагировали на столь нетривиальные отношения их супруги? Муж Рэнд, Фрэнк О’Коннор, кажется, не имел ничего против. Жена Брандена несколько лет мирилась со сложившейся ситуацией (Рэнд была столь любезна, что заранее проинформировала бедняжку о своих планах вступить в связь с ее мужем), но потом все-таки подала на развод. Бранден использовал свой доступ к телу основательницы объективизма, чтобы учредить Институт Натаниэля Брандена, центр, призванный распространять эгоистическую «благую весть» Рэнд по всему миру. Однако в 1968 году этой идиллии настал конец: Бранден начал тайно встречаться с другой последовательницей Рэнд, юной и красивой моделью. Уличив партнера в неверности, Рэнд пришла в бешенство и поклялась уничтожить его. Она выступила перед публикой с речью, в которой официально изгнала Бран-дена из объективистского движения. Сейчас Бранден живет в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, и работает психотерапевтом, специализирующимся на проблемах самооценки. В 1999 году он опубликовал скандальные мемуары «Мои годы с Айн Рэнд».

ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ, лю-лю-лю, ЭТУ ГАДОСТЬ НЕ ЛЮБЛЮ!

Рэнд ненавидела всю классическую романтическую музыку, особенно Бетховена и Брамса. Ей даже случалось полностью разрывать отношения с друзьями, если она узнавала, что они любят Бетховена!

ПОКЛОННИЦА ГОЛДУОТЕРА

Имя Рэнд обычно ассоциируют с политическим консерватизмом, однако на деле разложить ее взгляды по полочкам не так-то просто. Хотя она часто выступала в поддержку кандидатов в президенты от партии республиканцев, в 1932 году она проголосовала за Франклина Делано Рузвельта (о чем впоследствии пожалела) и отказалась поддерживать Рональда Рейгана в 1960-м (она раскритиковала его за «смесь капитализма и религии» и назвала Рейгана «представителем худшего типа консерваторов»). Кандидатом, который практически воплощал в себе ее философию, был сенатор Барри Голдуотер, республиканец из Аризоны. Поддерживая его в своем «Объективистском бюллетене» в 1964 году, Рэнд писала: «В эпоху упадка морали, в такие времена, как сейчас, люди, ищущие власти ради власти, стремятся к лидерству повсюду и уничтожают одну страну за другой. Барри Голдуотер - единственный, кто лишен жажды власти… Живя в мире, охваченном диктатурой, можем ли позволить себе упустить такого кандидата?» Как показала практика, можем. Несмотря на поддержку Рэнд, Голдуотер проиграл президентские выборы Линдону Джонсону с отрывом более чем в пятнадцать миллионов голосов.

АЙН РЭНД ПРИНАДЛЕЖАЛА К ЧИСЛУ МНОГОЧИСЛЕННЫХ ФАНАТОВ ПОПУЛЯРНОГО В 1970-Х ГОДАХ СЕРИАЛА «АНГЕЛЫ ЧАРЛИ». ОНА НАЗЫВАЛА ЕГО «САМЫМ РОМАНТИЧЕСКИМ СЕРИАЛОМ НАШИХ ДНЕЙ».

ТАК ВОТ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, В ЧЕМ СЕКРЕТ «2112»!

«Грэмми» в номинации «Самый необычный последователь Айн Рэнд» получает… Нил Пирт из канадской рок-группы «Rush»! Барабанщик и автор текстов, создатель таких классических рок-хитов, как «Том Сойер» и «Человек нового мира», влюбился в объективистскую философию Рэнд в начале 1970-х, живя в Лондоне. Внимательные слушатели наверняка найдут отсылки к произведениям Рэнд, щедро рассыпанные в текстах «Rush».

ФИЛОСОФИЯ ТЕННИСА

В ряды последователей объективизма стекались такие разные и не похожие друг на друга личности, как рокер Нил Пирт, бывший глава Федеральной резервной системы США Алан Гринспен и бывший премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер. Кроме того, это учение затронуло необычайно много легенд женского тенниса. Билли Джин Кинг, Крис Эверт и Мартина Навратилова - все они часто рассуждали о влиянии романов Рэнд на их жизнь. Когда Мартину Навратилову попросили назвать любимую книгу, она выбрала «Источник», который научил ее тому, как важно «бороться за превосходство и хранить верность своим мечтам и идеалам, даже если это означает идти наперекор общественному мнению». А Билли Джин Кинг говорила, что «Атлант расправил плечи» помог ей в начале 1970-х совершить новый рывок в карьере. автора Вайс Гэри

Гэри Вайс Вселенная Айн Рэнд Посвящается Сеймуру Цукеру и памяти Билла Уолмана, а также издателям и экономистам, которые неизменно верны своим твердым моральным принципам Если б деньгами Грехи искупались, Лишь богачи бы На свете спасались. Мои испытания (народная

Из книги «Звезды», покорившие миллионы сердец автора Вульф Виталий Яковлевич

Введение. Значение Айн Рэнд Начинался 2009 год, и ужасные последствия финансового кризиса проявлялись во всем. Первое потрясение уже прошло, но легче не стало. Поиски виновных были в самом разгаре.Я собирал материалы для журнальной статьи о Тимоти Гайтнере, только что

Из книги Стив Джобс. Тот, кто думал иначе автора Секачева К. Д.

Айн Рэнд Свобода АтлантаХотя она родилась в России, ее имя практически неизвестно в нашей стране, между тем на Западе она считается одним из влиятельнейших писателей и мыслителей второй половины прошлого века. По данным социологических опросов, ее главная книга

Из книги автора

Айн Рэнд «Атлант расправил плечи» 1957 годАйн Рэнд (2 февраля 1905 года – 6 марта 1982 года) – американская писательница российского происхождения и философ, создательница философского направления объективизма.«Атлант расправил плечи» является четвертым и последним

Поклонение Айн Рэнд эгоизму и индивидуализму, свойственным свободному предпринимательству, сделало ее символической матерью объективизма (философия рационального эгоизма) и партии Свободы (антиправительственная политическая партия). Преклонение перед образом жизни и философией этой женщины было продемонстрировано на церемонии ее похорон в 1982 году в Нью-Йорке, где одними только цветами было выложено гигантское изображение знака доллара, в качестве символа обожествления ею капиталистического образа жизни. Даже будучи при смерти, Айн Рэнд упорно настаивала на том, что "рациональный эгоизм" - единственная верная метафизическая система, к которой стоит стремиться. Она была творческим гением первой величины и оказала огромное влияние на американскую политическую систему, ученых, философов и величайших личностей мира свободного предпринимательства. Ее влияние проявлялось через ее вдохновенные книги и постоянную лекционную практику, включая два ее бестселлера, представляющих мужчину как "идеал человека" и анализирующие человека как "рациональную сущность".

ИСТОРИЯ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ

Айн Рэнд родилась 2 февраля 1905 года в Санкт-Петербурге, городе Екатерины Великой, в России. Она росла в атмосфере художественного великолепия и православного наследия своего кумира Екатерины Великой. Она была первым ребенком в семье еврейского торговца Фронза, которого она обожала, и его надоедливой жены Анны, которую она ненавидела. Нареченная Алисой Розенбаум, Айн Рэнд была первой из трех дочерей. Она была прелестным ребенком, который научился читать и писать в возрасте четырех лет, в тот период, когда Троцкий, Ленин и Сталин занимались революционизированием ее родной страны. Хотя ее взгляды и были диаметрально противоположны философии той системы, в которой она росла, Айн Рэнд стала типичным продуктом этой системы. Она росла замкнутым ребенком, для которого книги были убежищем. Она полюбила французские романы раньше, чем ей исполнилось десять лет, и Виктор Гюго стал ее любимым писателем. Она решила стать писателем, когда ей было девять, и сказала в классическом прометеевском стиле: "Я буду писать о том, кем людям следует быть, а не о том, кем они являются". Любимым романом Рэнд были "Отверженные", а одной из первых любимых героев была Цирус, бесстрашная героиня французских приключенческих романов.

Рэнд признает, что именно в этом раннем возрасте она начала мыслить вечными глобальными категориями и принципы стали важной частью ее размышлений. Она говорит: "Размышляя об идеях, я начала задавать себе вопрос почему?". И еще: "Я не помню происхождение своих историй, они приходили ко мне как целое". Описывая себя в детстве, Рэнд вспоминает, что она преклонялась перед героями. И продолжает: "Я была невероятно возмущена даже при намеке на то, что место женщины дома или что юные леди должны оставаться юными леди". Она говорит: "Я всегда была за интеллектуальное равенство, но женщины как таковые меня не интересовали".

Первая мировая война была трагедией для девятилетней Рэнд. Санкт-Петербург оказался в осаде, и большинство членов ее семьи было убито. Когда ей было двенадцать, свершилась русская революция, и ее отец потерял все. Он стал обыкновенным рабочим, борющимся за кусок хлеба на столе и за то, чтобы спасти семью от ненавистных красных. Это оставило неизгладимый отпечаток в сознании Рэнд. Когда она была подростком, впервые услышала коммунистическую доктрину: "Ты должен жить для страны", - это была одна из самых отвратительных концепций, какие она когда-либо слышала. С тех пор она посвятила свою жизнь доказательству ложности этой концепции. Рэнд утверждает, что когда ей было тринадцать, Виктор Гюго влиял на нее больше, чем кто бы то ни было, он находился на недосягаемой высоте над всеми остальными. Его сочинения зародили в ней веру в могущество печатного слова как эффективного средства для великих свершений. Рэнд говорит: "Виктор Гюго - это величайший писатель в мировой литературе... Человек не должен размениваться на меньшие ценности ни в книгах, ни в жизни".

Это и стало толчком к душевному порыву Рэнд писать романы эпического масштаба о героических свершениях. В возрасте семнадцати лет она открыто заявила шокированному профессору философии: "Мои философские взгляды пока не являются частью истории философии. Но они войдут в нее". Он поставил ей самую высокую оценку за ее уверенность в себе и упорство. Учившийся в колледже ее кузен читал Ницше, о котором Рэнд никогда раньше не слышала. Он дал ей одну из его книг, сопроводив пророческим замечанием: "Вот некто, кого тебе следует прочесть, потому что он станет источником всех твоих идей". Рэнд поступила в Ленинградский университет в шестнадцатилетнем возрасте и закончила его в 1924 году, когда ей исполнилось девятнадцать, по специальности история. Затем немного поработала в качестве музейного экскурсовода, перед тем как отправиться в Чикаго в двухнедельное путешествие. Она попрощалась с семьей, решив никогда не возвращаться. Рэнд вспоминает: "Тогда Америка казалась мне самой свободной страной в мире, страной индивидуальностей".

Рэнд приземлилась в Нью-Йорке, совершенно не говоря по-английски, вооруженная лишь печатной машинкой и немногими личными вещами, которые ее мать купила, продав фамильные драгоценности. Самая изобретательная русская иммигрантка выбрала себе имя Айн и проявила свои творческие способности, приняв в качестве фамилии название марки своей печатной машинки "Ремингтон Рэнд". После нескольких месяцев, проведенных в Чикаго, Рэнд отправилась в Голливуд с мыслью о карьере актрисы или сценариста для кинематографа. Она встретила великолепного молодого актера Фрэнка 0"Коннора, за которого вышла замуж в 1929 году. Отчасти романтическое приключение с 0"Коннором было вызвано тем, что срок ее визы катастрофически истекал. Их свадьба удовлетворила работников иммиграционных служб, которые оформили ей американское гражданство в 1931 году. Брак продлится пятьдесят лет, и Фрэнк станет ее другом, поверенным, редактором, но она никогда не возьмет его фамилию. Она всегда хотела стать знаменитой писательницей и решила оставить свою собственную фамилию как утверждение своего будущего, даже если этой прославленной в будущем фамилией оказалось название фирмы, производящей печатные машинки.

Рэнд начала писать и закончила свою первую пьесу, "Чердачные легенды", в 1933 году. В следующем году она была поставлена на Бродвее, где продержалась недолго. Что побудило Рэнд взяться за написание своего первого романа, "Мы - живые", опубликованного Макмилланом в 1936 году. Это была ее первая работа, осуждающая тоталитаристское государство и тех, кто пожертвовал бы собой во имя этого государства. Потом Рэнд погрузилась в свой первый великий роман "Источник", который она писала в течение четырех лет. Были времена, когда эта одержимая работой женщина проводила тридцать часов за печатной машинкой без единого перерыва на еду или сон.

Говард Рорк, главный герой "Источника", стал средством для выражения философской доктрины Рэнд. Рорк стал ее первым героем, представлявшим идеального мужчину. В основе романа лежала борьба добра и зла. Рорк олицетворял добро, а бюрократическая система - зло. Муж Рэнд сказал репортерам после того, как "Источник" стал сенсационным хитом: "Она абсолютно искренна... Она никогда не задавалась вопросом, придет ли к ней известность. Единственный вопрос заключался в том, сколько времени на это потребуется". Успех пришел быстро. Ко всеобщему восторгу, "Источник" был опубликован в 1943 году. В рецензиях многих серьезных критиков работа была оценена как выдающееся произведение. В обзоре книг за май 1943 года "New-York Times" назвала ее писателем огромной мощи с тонким простым умом и способностью писать блестяще, великолепно и резко. В течение 1945 года эта книга двадцать шесть раз попадала в список национальных бестселлеров, и Рэнд заказали сценарий для Гарри Купера. Она встала на свой путь.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ

Рэнд начала писать "Гимн", опубликованный в конце концов в 1938 году, будучи еще подростком, в Санкт-Петербурге, в России, зная, что она никогда не сможет закончить и опубликовать в большевистской России роман, "провозглашающий эгоизм". Работа над романом была отложена до 1926 года, когда она приехала в Соединенные Штаты. Первыми ее занятиями по прибытии была работа статистки и сценаристки, потом она работала официанткой во время Депрессии, и часто - в качестве секретаря. Она работала писателем по найму для того, чтобы оплатить счета в то время, когда занижалась написанием двух величайших романов, в основе которых лежала ее объективистская философия. Рэнд написала "Мы - живые" (1936), "Гимн" (1938), "Источник" (1943), "Атлант расправил плечи" (1957), "Для нового интеллектуала" (1961), "Добродетель эгоизма" (1964), "Философия: кому она необходима?" (1982). Эти семь книг были проданы в количестве тридцати миллионов экземпляров в течение последних сорока лет. Литературный критик Лорин Пюрэтт после публикации "Источника" писала: "Хорошие романы идей очень редки в любое время. Это единственный роман идей, написанный американской женщиной, который я могу вспомнить".

Две основные работы Рэнд сейчас считаются классическими, хотя сперва эксперты издательской индустрии отказывались их печатать. "Источник" и "Атлант расправил плечи" были "слишком интеллектуальны" и "не для широкой публики", как говорили издатели, двенадцать из которых возвратили рукопись "Источника". Они утверждали, что книга слишком противоречива, с невероятной сюжетной линией. В конце концов Боббс-Меррилл опубликовал роман несмотря на то, что не видел никакой возможности продать его когда-либо. За следующие десять лет "Источник" был продан в количестве четырех миллионов экземпляров и стал классической культовой книгой. По этой книге был сделан фильм в 1949 году в Голливуде с Гарри Купером в главной роли - он играл Говарда Рорка, "идеального мужчину", который стал художественным персонажем, защищающим индивидуализм и эгоизм. Рэнд была убеждена, что мир живет по законам племени, которые неизбежно превратили бы человека в посредственное животное, ведомое альтруизмом и гедонизмом. Эта первая значительная работа была направлена против распространяющегося коммунизма как смертельного врага творческой и новаторской личности. По словам Рорка, "мы приближаемся к тому миру, в котором не можем позволить себе жить". В книге Рорк добивается положения триумфатора как иконоборческого символа идеального мужчины, который так или иначе является образцом для подражания каждой из тринадцати героинь нашей книги.

Рэнд написала первую строку "Атлант расправил плечи" в 1946 году, это была апокалипсическая фраза "Кто такой Джон Голт?", и потом потратила двенадцать лет, пытаясь ответить на этот вопрос в философском диалоге. Чтобы написать знаменитую речь Джона Голта по радио, потребовалось два года, длина этой речи - пятьсот тысяч слов. Верная своему неподражаемому стилю, Рэнд не позволила Рэндом Хауз вырезать хотя бы одно слово из диалога. Она спросила: "Вы бы стали сокращать Библию?" На самом деле героем книги было "человеческое сознание", которое высвечивалось через главного героя Джона Голта, фактически являвшегося трансформированным "вторым я" Рэнд. "Атлант расправил плечи" нацелен на моральную защиту капитализма и следование требованиям "разума". Рэнд проповедовала: "Каждый человек волен подняться настолько высоко, насколько позволяют ему его желания и способности; но только его собственное представление о пределах своего развития определяет эти пределы".

"Атлант расправил плечи" - это не столько роман, сколько эпический миф, который объясняет философские ошибки коллективистских обществ. Джон Голт выражает дух предпринимательства всего человечества, что наиболее ярко высказано в его знаменитой фразе: "Я никогда не буду жить ради другого человека и никогда не попрошу другого человека жить ради меня". Последнее, что сделал Голт - нарисовал знак всемогущего доллара на песке и заметил: "Мы возвращаемся к миру". Рэнд презирала альтруизм и гедонизм и поддержала концепцию Ницше афоризмом "Сильные призваны завоевывать, а слабые - умирать". Она наделила Джона Голта всеми чертами совершенного супермужчины. Его раздражала "непримиримая рациональность", "незадетое самолюбие" и "неумолимый реализм". Рассуждая о капитализме, Голт говорит: "Нет анонимного достижения. Нет коллективного творения. Каждый шаг на пути к великому открытию носит имя своего творца... Не было коллективных достижений. Никогда не было. Никогда не будет. Никогда не может быть. Нет коллективного мозга". "Атлант расправил плечи" стал классическим философским романом в том же самом смысле, как и "Преступление и наказание" Достоевского стал классическим психологическим романом. С 1957 года он был распродан уже более чем в пяти миллионах экземпляров и до сих пор продается более чем по 100 тысяч экземпляров каждый год.

После завершения своего монументального произведения "Атлант расправил плечи" Рэнд провела остаток своей карьеры, защищая и проповедуя религию объективизма. "Письмо Айн Рэнд" создавалось в течение многих лет, пропагандируя достижения объективизма, а "Объективистский бюллетень" печатается до сих пор. Сейчас тексты из книг Рэнд используются во многих учебных курсах метафизики и эпистемологии. Рэнд оказала огромное влияние на общество и капитализм и, возможно, сделала больше для разрушения Берлинской стены, чем все политики и бюрократы мира вместе взятые. Институт Натаниэла Брэндена в Нью-Йорке стал центром объективистской философии. В 60-70-х Рэнд посетила множество университетов, включая Гарвардский, Йельский и Колумбийский, в качестве лектора, пропагандируя объективистскую философию.

Айн Рэнд обладала независимым духом, одержимостью в работе, даром макровидения. Ее считали догматичной в своих убеждениях и даже высокомерной в отношениях с другими людьми. Она была замкнута и излишне раздражительна. Рэнд стала хитом на трех шоу Джонни Гарсона в течение 1967-го и 68-го годов и получила самую большую почту в истории поздних ночных шоу Эн-Би-Си. Майк Уоллес был не слишком расположен брать интервью у Рэнд из-за ее репутации тяжелой личности. Рэнд отказывалась появляться на телевизионных ток-шоу, если ей не предоставляли гарантии, что интервьюироваться будет только она, что не будет никакого редактирования и что на нее не будет нападок с использованием цитат ее противников. Уоллес сказал, что она очаровала всю его команду своей гипнотической личностью. Когда он послал своих людей на предварительное интервью, "они все влюбились в нее".

Рэнд любила Аристотеля и приняла его афоризм: "Литература имеет большую философскую ценность, чем история, потому что история представляет вещи такими, какие они есть, в то время как литература представляет их такими, какими они могли бы быть и должны быть". Всю жизнь Рэнд была антифеминисткой, для которой мужчина был высшим существом, но она считала Дэйни Таггерт из романа "Атлант расправил плечи" идеальной женщиной. Рэнд чувствовала, что любовь - это не самопожертвование, а самое глубокое утверждение ваших собственных нужд и ценностей. Человек, которого вы любите, необходим вам для вашего собственного счастья, и это самый большой комплимент, самое большее, что вы можете ему дать. Рэнд, когда ей было четырнадцать, решила, что она - атеистка, и написала следующие строки в своем дневнике: "Во-первых, нет никаких причин верить в Бога, потому что нет никакого доказательства для этой веры. Во-вторых, концепция Бога оскорбительна и унизительна для человека. Она подразумевает, что предел возможностей недоступен для человека, что он - низшее существо, способное только поклоняться идеалу, которого ему никогда не достичь".

Ее философия - вот что характеризует ее. По ее собственным словам, она сама является "этой концепцией мужчины как героического существа, нравственная цель жизни которого - его собственное счастье, плодотворное достижение - результат его самой благородной деятельности, а разум - его единственное божество".

МЕЖДУ СЕМЬЕЙ И КАРЬЕРОЙ

В двадцатых годах Айн Рэнд вышла замуж за Фрэнка 0"Коннора, борющегося актера, "потому что он был прекрасен". Он был воплощением героического образа из ее подсознания, которым она так восхищалась. Она решила жить среди героев, а 0"Коннор был живым и дышащим голливудским героем. Он был старше ее на шесть лет, а одним из дополнительных плюсов в их браке было то, что он дал ей сначала постоянную визу, а потом и американское гражданство в 1931 году. Позднее она скажет, что их бракосочетание проходило под прицелом ружья, которое держал Дядя Сэм. 0"Коннор стал ее редактором и компаньоном на всю жизнь, несмотря даже на тринадцатилетний роман с Натаниэлом Брэнденом. Рэнд стала наставницей Брэндена после того, как он был пленен "Источником", будучи молодым канадским студентом Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Брэнден боготворил Рэнд, и они сходились все ближе и ближе. Отношения наставницы и ученика переросли в эмоциональные и физические в 1954 году. По словам жены Натаниэла, Барбары Брэнден, Рэнд, совершенно рационально мыслящая женщина, взывала к ней и своему мужу для благоразумного разрешения этого эмоционального кризиса. Рэнд убедила их принять эту любовную связь в философских терминах как интеллектуально приемлемые сексуальные отношения, выгодные для всех сторон. Брэнден был на двадцать пять лет моложе Айн и боготворил ее. Он стал преданным последователем ее произведений и философии. Рэнд считала их роман сексуальным убежищем для двух родственных душ, но можно смотреть на это более глубоко, как на метафорическую сцену из завершаемого ею романа "Атлант расправил плечи". Айн была Дэйни Таггерт, а Натаниэл - Джоном Голтом, и их фантазия воплотилась в реальной жизни в самом сердце капитализма, в Манхэттене. В своем описании Барбара Брэнден говорит о Рэнд: "Айн никогда не жила и не любила в реальности. Это был театр или фантазия в ее собственном вымышленном мире. Такова была и ее связь с Брэнденом".

Брэнден стал любовником Рэнд, ее поверенным и наследником трона объективизма. Он посвятил свою жизнь распространению этой религии. Он основал расширенный институт Натаниэла Брэндена, предназначенный для изучения объективизма. Он начал издавать "Информационный бюллетень Объективизма", чтобы распространять философские труды по всему миру. Он печатал "Бюллетень Айн Рэнд" в поддержку капитализма. Брэнден был наиболее ответственной личностью в распространении философии объективизма, которая в конце концов стала кредо партии Свободы. В 1958 году Брэнден полюбил более молодую женщину и предпринял попытку благоразумного разрыва с Айн. Ей было уже шестьдесят три года, а ему тридцать восемь, но Рэнд усмотрела в его отказе от продолжения отношений отречение от истины. Подсознательно она все же поняла истинное положение вещей. Возраст брал свое. Рэнд была уничтожена. Она больше никогда не разговаривала с Брэнденом.

Карьера в жизни Рэнд стояла на первом месте. Она никогда не предполагала иметь детей. На это совершенно не было времени. Она посвятила годы, которые могла бы потратить на рождение детей, воплощению мечты всей своей жизни - написанию "Источника". Вскоре после этого, в 1946 году, она написала строку "Кто такой Джон Голт?", В это время ей исполнился сорок один год, и она никогда не отступала от стремления завершить свой замысел. Фрэнк 0"Коннор всегда поддерживал ее и следовал за нею по ее жизненному пути, принимая все ее условия. Ради воплощения мечты своего детства Айн Рэнд пожертвовала всем: своей семьей в России, своим мужем, своей материнской природой. Она сказала, что заплатила небольшую цену, так как несомненно, что она осуществила мечту своего детства, создав героев типа суперменов, которые останутся на века классикой в мире литературы и философии.

Айн Рэнд вызывала насмешки и ненависть большинства либералов и интеллектуалов. Она глубоко верила в то, что мир делится на "черное и белое и нет серого цвета. Добро борется со злом, и нет никакого оправдания действиям, .которые мы считаем злом". Слова "компромисс" не было в ее словаре. Философы любили или ненавидели ее, но большинство из них никогда не принимали ее, также как и литературные круги, но ее книги пользовались гораздо большей популярностью, чем книги тех, кто ее оскорблял. Конечно же, никто не говорил о Рэнд с безразличием. Это совершенное воплощение духа свободного предпринимательства "бросало вызов традициям двух с половиной тысяч лет" и постоянно вызывало неудовольствие большинства религий, политических систем и экономических догм. Рэнд была догматична в своей вере в свободу человека идти на риск и стояла в первых рядах тех, кто выбирал риск, чтобы изменить существующее положение вещей. Это и характеризует творческих гениев свободного предпринимательства и новаторов. Айн Рэнд - показательный пример гуру философии и темперамента, необходимого для того, чтобы соперничать в этом мире.

Рэнд умерла 6 марта 1982 года в своем любимом городе Нью-Йорке. "New-York Times" писал: "Тело Айн Рэнд лежало рядом с символом, который она приняла как ее собственный - шестифутовое изображение знака американского доллара". Дух просвещенного эгоизма Рэнд был бы реализован в полной мере, если бы она прожила еще хотя бы восемь лет и увидела низвержение Берлинской стены и развал Коммунистической партии в России. Айн Рэнд суждено остаться в истории философским трибуном капиталистической системы. Ее значение для капитализма сходно со значением Карла Маркса для коммунизма. Ее "Атлант расправил плечи" найдет свое место рядом с "Коммунистическим Манифестом" Маркса в университетах и других обителях знания всякий раз, когда будут обсуждаться политические и экономические системы.

Айн Рэнд была совершенным "творческим гением", она восхищалась своей героиней Екатериной Великой. Она говорила о своем детстве: "Я думала, что была точной копией Екатерины". И когда ей исполнилось пятьдесят пять, сказала: "Вы знаете, я до сих пор жду того дня", когда достигну всего, чего достигла Екатерина. Я верю, что история поместит Айн Рэнд рядом с Екатериной как одну из истинно великих русских женщин, которая осмелилась бросить вызов миру и у которой хватило мужества прийти и изменить его.sheykh 09.06.2009 10:18:39

Мерзкая личность проповедующая мерзкую социальную философию. Итог реализации подобных идей - современное состояние многих так называемых третих стран: неолиберальные реформы в духе Айн Рэнд способствовали деградации и еще большего отставания сказанных стран. Мировой кризис вполне доказал, что эгоизм, вера в рынок как единственного гаранта демократии и процветания, бесполезность государственного вмешательства в интересах социальной справедливости, созидательное разрушение тщательно выстраиваемых институтов и стабильных социальных сообществ, сведение роли государства только к регулирующим функциям и по возможности к минимуму, т.е. то, что к чему призывает Айн Рэнд и подобные ей яростные адепты неолиберализма - это и есть регресс и наикратчайший путь к всеобщему коллапсу для по крайней мере не-западных стран


Если бы
29.02.2012 10:37:27

каждый человек стремился стать такой же Личностью, как Айн - мир был бы прекрасен в своем процветании и жизни. Если бы каждый научился говорить правду себе и людям, и не искажать всё и вся - Каждый Человек был бы Индивидуальностью, знакомство с которой было бы честью. И не было бы таких слизней, как те, что написали два комментария сверху...


Айн Рэнд и Екатерина Великая????
07.08.2012 10:28:31

Не смешите! Странно, что у кого-то язык поворачивается называть Рэнд "великой" или как-то в этом роде. Она же просто политическая проститутка. Думаете, это свое мировоззрение она излагает на страницах "Источника" и "Атланта"? Ведь речь здесь идет не просто об альтруизме или эгоизме, капитализме или социализме - фабулы этих произведений намного глубже и мерзопакостней, чем просто рассуждения, например, о неуместности помощи людям при отсутствии выгоды. Они направлены на подмену человеческих ценностей для создания "общества потребления" - того самого общества, которое сейчас и существует в Америке и которое так навязчиво пытаются построить и у нас. В "Атланте" она отрицает и надсмехается над основными философскими, теософскими и религиозными догмами, которыми человечество руководствовалось тысячелетиями и которые учили добру, взаимопомощи, единению, согласию, духовному равновесию и т.д.
Речь не идет о какой-то отдельной религии - в каждой из них есть, чему поучиться, а основы - наличие Бога, понятие о карме (причинно-следственная связь - тем самым необходимость делать добро, чтобы оно вернулось), необходимость духовной практики - будь то молитва или медитация - везде одни. Что же Рэнд считает по этому поводу? "Да простит вас бог, которого вы изобрели!", - говорится в монологе Голта в третьей части "Атланта" - интересная формулировка - значит, Человек у нее с большой буквы, а бог с маленькой, Бога вообще нет, его "изобрели" глупые люди, чтобы уйти от "реальности" - вот, что навязывается читателю.
Ну, у каждого свое мнение, а чему верить - религиям и философиям, просуществовавшим несколько тысячелетий или "новой" философии, появившейся по заказу правительства и делающей из людей одинаково мыслящих болванчиков, которыми легко управлять, как марионетками, - личное дело каждого!


Коментарий на отзыв от 07.08.2012 10:28:31
05.09.2012 07:17:26

"...значит, Человек у нее с большой буквы, а бог с маленькой, Бога вообще нет, его "изобрели" глупые люди, чтобы уйти от "реальности"...
Именно так. Вы верно поняли мысль. Человек у нее именно с большой буквы, а бога (богов) и религию именно изобрели, лучше сказать, придумали пресловутые мистики, о которых в речи Джона Голта тоже упомянуто. Изобрели, чтобы уничтожить Человека Разумного, и получить неразумного, слепого, бездумно "верующего" слепца, с готовностью внимающему всему, что ему "проповедуют" мистики, считая их истиной в последней инстанции (ведь они же глаголят от имени бога и во имя его)... Чтобы отрицать ценность жизни на земле и взывать к покорности и смирению (терпи, на небесах воздастся), утвердить изначальную "порочность" человека по самому факту рождения и существования. Именно эти идеи и ставятся под сомнение, более того, доказывается их античеловеческая (людоедская) сущность.
Ну а это - " В "Атланте" она отрицает и надсмехается над основными философскими, теософскими и религиозными догмами, которыми человечество руководствовалось тысячелетиями" - так а в каких условиях человечество жило эти тысячелетия, пока религии были сильны??? Западное общество стало развиваться, только когда влияние религий ослабело, или появились ответление, многое отрицающее в догмах основных христианских религий - протестантство. Вы же, мистики, только и мечтаете, чтобы наука исчезла, развитие остановилось, промышленность и современная цивилизация рухнули, и большинство населения снова стало безграмотным, темным, невежественным и запуганым - вот тогда для вас и наступит "рай на земле", снова будете при деле. Там же, где главенствует Разум, религии и прочей мистике не место.
Так что кто на самом деле "болванчики-марионетки" - люди, предпочитающие полагаться на разум, или слепые верующие, сами называющие себя овцами и рабами и не способные жить без пастуха???

Айн Рэнд (Алиса Розенбаўм; 20 января (2 февраля) 1905, Санкт-Петербург – 6 марта 1982, New-york) – американская писательница и философ, создатель философского направления, которому она дала заглавие объективизм.

Алиса Розенбаўм родилась в семье фармацевта Залмана-Вольфа (Зиновия Захаровича) Розенбаума и его супруги, зубного техника Ханы Берковны, старшая среди 3-х дочерей (Алиса, Наталья и Нора). Скоро после рождения младшей дочери Норы в 1910 году Зиновий Захарович стал управлять большой аптекой Александра Клинге на Невском проспекте и Знаменской площади, и семья переехала в огромную квартиру на втором этаже дома над аптекой.

Уже в 1912 году Зиновий Захарович стал совладельцем, а в 1914 году – единоличным обладателем этой аптеки.

В 1917 году, после революции в России собственность Зиновия была конфискована и семья переехала в Крым, где Алиса окончила школу в Евпатории.

2 октября 1921 г. Алиса поступила в Петроградский институт на специальность “соц. преподаватель” на 3-х летний курс, который соединял воедино историю, филологию и право. В годы обучения она познакомилась с мыслями Фридриха Ницше, которые оказали на нее огромное воздействие. Закончила институт Алиса весной 1924 года, хотя многие источники неверно говорят, как будто она была исключена из-за “буржуазного происхождения”. В 1925 году в серии “Пользующаяся популярностью кино-библиотечка” отдельной книжкой вышла 1-ая печатная работа Алисы Розенбаўм “Поло Негры” – очерк творчества пользующегося популярностью кинофильма.

В 1925 году Алиса получила визу для поездки на учебу в США и поселилась в Чикаго у родственников собственной мамы. Ее родные остались в Ленинграде и погибли во время блокады в годы 2-ой мировой войны. Обе сестры также остались в СССР. Наталья Розенбаўм (1907-1945) закончила Ленинградскую консерваторию. Элеонора Розенбаўм (в замужестве Дробышева, 1910-1999) эмигрировала в США в 1973 году по приглашению Айн Рэнд, но скоро возвратилась, и до самой смерти жила в Санкт-Петербурге. 1-ая любовь Алисы – выпускник Ленинградского технологического института Лев Бекерман (1901-1937, Лео Каваленски в ее романе “Мы – живы”) был расстрелян 6 мая 1937 г.

Алиса осталась в США и начала работать статистом в Голливуде. Четыре готовые киносценария, которые она привезла из России, не заинтриговали американских кинопродюсеров. В 1929 году она вышла замуж за киноактера Фрэнка О’коннора (1897-1979), 13 марта 1931 года получила гражданство.

В 1927 г. студия, где работала Айн Рэнд, закрылась и до 1932 года писательница перебивается на различных временных работах: официанткой, торговцем газетных подписок. В 1932 году она смогла реализовать кинокомпании Universal Studios сценарий (Red Pawn) за 1500 долларов, что тогда было очень большой суммой. Эти средства позволили ей бросить работу и сосредоточиться на литературной деятельности.

Собственный 1-ый рассказ на английском языке “Супруг, которого я обрела” (The Husband I Bought) Рэнд написала в 1926 году, но опубликован он был исключительно в 1984 году.

В 1936 году в Америке, а в 1937 году в Англии вышел 1-ый роман Айн Рэнд “Мы – живы” (We the Living) о первых годах существования СССР. Писательница отдала роману много сил – произведение писалось практически 6 лет. Но критика посчитала “Мы – живы” слабым произведением, американские читатели также не показали большого энтузиазма к этой книжки. Но в 1942 году роман был экранизирован в Италии (Noi vivi), а суммарный тираж составил 2 миллиона экземпляров.

В 1937 году она написала маленькую повесть “Гимн” (Anthem), которая в 1938 году вышла в Англии. 2-ой большой роман – “Исток” (The Fountainhead) – появился в 1943 году, а 3-ий – “Атлант расправил плечи” (Atlas Shrugged) – в 1957. После “Атланта” Рэнд начала писать философские книжки: “Капитализм: неведомый эталон” (Capitalism: The Unknown Ideal, 1966), “Для нового интеллектуала” (For the New Intellectual, 1961), “Введение в эпистемологию объективизма” (Introduction to Objectivist Epistemology, 1979) и многие другие, также читала лекции в американских институтах.

Айн Рэнд умерла от рака легких 6 марта 1982 года и была похоронена на кладбище Кенсика в городке Валхала, штат New-york. Последователи философии Айн Рэнд и ее читатели составили у гроба писательницы цветы в виде знака доллара – $.

В собственных политических убеждениях Рэнд защищала неограниченный (laissez-faire) капитализм и считала единственной правомерной функцией страны защиту прав человека (в том числе прав принадлежности).

На Западе Айн Рэнд обширно известна как создательница философии объективизма, что основанна на принципах разума, индивидуализма, разумного эгоизма с умственным обоснованием капиталистических ценностей в противовес пользующемуся популярностью в то время социализму. Исследованием и пропагандой литературного и философского наследства Айн Рэнд занимается ряд организаций в США и других странах.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения