Леонардо да винчи портрет госпожи лизы джокондо. Самые интересные факты о «Джоконде. Где находится настоящая Мона Лиза

Существует много легенд относительно происхождения Картины Великого Леонардо - " Мона Лиза ", однако всё как правило - шумные сплетни, призваные повысить рейтинг данной Картины, и улучшить бизнес, основанный на имидже данного произведения - мгновенная узнаваемость и кассовые сборы вам обеспечены:)

Однако вернёмся к истоку и главной версии того, кто же изображён на Полотне Да Винчи.

************************* ************************* ************************* *

Мона Лиза (Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) - это Лиза Джиокондо,

урождённая Джирардини Lisa Gherardini


Портрет Моны Лизы (также известная как картина Джоконда, или La Joconde , или Портрет Лизы Gherardini, жена Франческо дель Джокондо) является портретом кисти великого флорентийского художника Леонардо да Винчи.



Живопись выполнена маслом на тополиной основе, была закончена примерно 1503-1519 годами.

Портрет находится на постоянной экспозиции в Лувре в Париже.

Копия картины XVI века также выставлена в Эрмитаже г. Санкт-Петербурга.






Идентификации картины.

Первоначально традиционная работа называлась "Lisa Gherardini".
А приставка "Мона" (от Monikue - "Единственная", и уменьшительное от Madonnа ("Богоматерь") - Католический аналог "Единого" в Православии) на сегодняшний день в итальянском языке это сокращение имеет тот же смысл, что и "леди".
Таким образом выражение "Monna Lisa" дословно понимается как "Лиза , жена Франческо дель Джокондо", отсюда и название в русском языке - "Мона Лиза ". ***
Лиза дель Джокондо



Лиза дель Джокондо итал. Lisa del Giocondo (15 июня 1479 — 15 июля 1542, по другим данным ок. 1551), также известная какЛиза Герардини, Джоконда и Мона Лиза — знатная флорентийка, предположительно изображённая на знаменитой картине Леонардо да Винчи.

О Лизе дель Джокондо известно немного. Родилась во Флоренции в знатной семье. Рано вышла замуж за торговца тканями, родила шестерых детей и, по всей вероятности, вела размеренную жизнь среднего класса эпохи возрождения.

Несколько столетий после её смерти, её портрет, Мона Лиза , приобрёл мировое признание и в настоящее время считается одним из величайших произведений искусства в истории.

Картина вызывает интерес исследователей и любителей и сделалась предметом самых разнообразных предположений.

Спекуляции ученых и любителей сделали это произведение искусства всемирно признанной иконой и объектом коммерциализации.

Окончательно соответствие между Лизой дель Джокондо и Мона Лизой было установлено в 2005 году.

*************************
************************* ************************* *
Лиза дель Джокондо - Lisa del Giocondo -

Фрагмент Мона Лиза (1503-06) Леонардо да Винчи , Лувр

Место рождения: Флоренция, Италия

Гражданство: Италия

Дата смерти: 15 июля 1542 (63 года)

Место смерти: Флоренция, Италия

Супруг: Франческо дель Джокондо

Дети: Пьеро, Камилла, Андреа, Джоконда и Марьетта

Биография

Детство


В эпоху Кватроченто Флоренция была одним из крупнейших и богатейших городов в Европе. Конечно, жизнь не была одинаково хороша для всех — в то время сущестовало огромное социальное неравенство. Лиза принадлежала к древнему аристократическому роду, который со временем утратил влияние.

Её мать, Лукреция дель Каччия, была третьей женой итал. Antonmaria di Noldo Gherardini. Две другие умерли при родах. Герардини владел шестью фермамив Кьянти, где выращивали пшеницу, производили винои оливковое масло и держали скот.

Лиза родилась 15 июня 1479 года на Виа Маджио. Впрочем, долгое время местом её рождения считалось поместье Вилла Виньямаджио (итал. Villa Vignamaggio), неподалёку от итал. Greve. Девочку назвали Лизой в честь бабушки по отцовской линии. У Лизы было три сестры и трое братьев, она была самым старшим ребёнком в семье.

Семья жила во Флоренции, вначале неподалёку от Санта-Тринита, позже переехала в съемный дом около Санто-Спирито, по всей вероятности из-за финансовых проблем, не позволявших поддерживать прежний дом в хорошем состоянии.

Замужество и поздние годы

5 марта 1495 года, в возрасте 15 лет, Лиза вышла замуж за Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо (итал. Francesco di Bartolomeo di Zanobi del Giocondo), относительно успешного торговца тканями и стала его третьей по счёту женой. Приданое Лизы составили 170 флоринов и ферма Сан-Сильвестро неподалёку от семейного дома. На основании этих данных можно заключить, что, во-первых, Герардини не были богаты, а, во-вторых, что брак был основан на любви.
Можно утверждать, что супруги принадлежали к среднему классу. Брак мог повысить социальный статус Лизы, поскольку семья её супруга могла быть богаче её собственной. С другой стороны, брак был выгоден и Франческо, поскольку он породнился со «старинным родом».

Мона Лиза

Как и многие другие флорентийцы, Франческо был ценителем искусства и оказывал покровительство художникам. Его сын, Бартоломео, поручил Антонио ди Доннино Мацциери украсить фреской семейный склеп в базиликеСантиссима-Аннунциата. Андреа дель Сарто по заказу другого члена семьи нарисовал Мадонну. Франческо заказал у Доменико Пулиго итал. Domenico Puligo картину, изображающего Святого Франциска Ассизского.

Общепринятая версия гласит, что портрет именно Лизы дель Джокондо был написан Леонардо, и в таком случае, он мог быть заказан художнику её мужем, вероятно, чтобы отметить рождение сына и покупку дома. (Подробное рассмотрение версий, а также описание картины см. в соответствующей статье *** .

*************************
************************* ************************* *

Могилу Моны Лизы ищут ее русские потомки

Мону Лизу раскопали.
В мае 20011г. итальянские археологи приступили к раскопкам во флорентийском монастыре Святой Урсулы. Именно там, как считают ученые, может быть захоронено тело Лизы Герардини - девушки, которая позировала Леонардо да Винчи для его знаменитой "Джоконды". Сегодня археологи докопались до первой из нескольких подземных гробниц, но пока нашли только несколько медальонов.

Первая улика в деле Моны Лизы появилась в первый же день раскопок. Кость лежала сверху, под слоем бетона. В ценности находки археологи сомневаются, но проведут экспертизу любого объекта, даже подозрительного происхождения.

"С виду кость человеческая. Это может быть плечевая кость. Но вряд ли она принадлежит кому-то, кто жил 500 лет назад, слишком неглубоко лежала", - говорит антрополог Джорджо Группьони.

Спустя неделю археологи уже пребывали на глубине 2 метра 60 сантиметров. Но в пакете с находками без перемен - все та же кость и несколько керамических осколков.

Первая крипта, которую так долго раскапывали, оказалась пуста. По одной из версий, опасаясь пожара, монахи перепрятали содержимое в более надежное место, оставив на полках лишь несколько медальонов.

Но потомкам Моны Лизы интересно все. Забросив театр и семейный винный бизнес, принцессы Ирина и Наталья Строцци внимательно следят за раскопками.

Они тоже верят архивам - Лизу Герардини похоронили здесь, в монастыре Святой Урсулы.

Семейный историк высчитал: чтобы объяснить, кем Лиза Герардини приходится тосканским принцессам, приставку "пра-" перед словом бабушка нужно произнести 15 раз.
Ира и Наташа говорят по-русски (в потомках Моны Лизы течет русская кровь), обожают русский балет и даже танцевали в Мариинке.






Забросив театр и семейный винный бизнес, принцессы Ирина и Наталья Строцци неделю следят за раскопками"

В отличие от историков, у которых что ни год - то новая версия, девушки абсолютно уверены, что на картине Леонардо изображена именно Мона Лиза .

И есть убедительные доказательства: когда сестры стоят рядом с картиной, всем кажется, если надеть вуаль и не так широко улыбаться…

"Вот у папы такая же полуулыбка, а мы улыбаемся широко, по-русски", - говорят сестры.
Какой на самом деле была их прапрапрабабушка, скажет компьютер. Как только найдут могилу Моны.

Лизы и анализ ДНК подтвердит, что это она, машина нарисует свою версию Джоконды. Если вдруг обнаружится, что натурщица выглядит не так как у Леонардо, это может стать началом новых поисков и новых раскопок.

Список версий, кто изображен на портрете, - длинный, и в нем не только женские имена.

Одна кость и несколько медальонов - пока не самая большая удача.

Но Мона Лиза где-то рядом, уверены археологи. Георадар с ними согласен. Исследования показали, что где-то в центре церкви прячется крипта - 15 квадратных метров.

www.vesti.ru

История картины «Мона Лиза» волнует не одно человеческое поколение. Леонардо да Винчи начал работу над своим бессмертным шедевром около 1503 года. Художник рисовал портрет жены богатого флорентийца по имени Франческо Джокондо. Девушку звали Мона Лиза. Второе название полотна - "Джоконда" - как-то ближе широкой аудитории.

Уже современники мастера оценили портрет в наивысшей степени. Популярность изображения была настолько огромной, что в дальнейшем о его написании сочинялись легенды и выдвигались различные теории.

Как она выглядит

Как выглядит «Мона Лиза»? Описание следующее: бессмертное творение имеет размеры 77 на 53 см. Картина написана маслом на доске из тополя. На ней изображена женщина, которая сидит в кресле. Она расположилась на фоне пейзажа. В ее портрете зрителя притягивает облик - ее необыкновенный, будто бы постоянно следящий за созерцателем взгляд, который излучает разум и волю. Но еще большую загадку представляет собой всемирно известная улыбка Джоконды. Она еле уловима, а ее смысл, кажется, ускользает от человека, рассматривающего картину. Именно эта неуловимость привносит в образ нечто, порождающее желание вглядываться в него вновь и вновь.

В мировом искусстве найдется очень мало портретов, которые смогут сравниться с «Моной Лизой» силой выражения человеческой индивидуальности, переданной в единстве интеллекта и нрава. Там, где находится картина «Мона Лиза», витает дух тайны и загадочности. Известный портрет да Винчи отличается от всех остальных запечатленных изображений периода кватроченто необычной интеллектуальной заряженностью.

От «Джоконды» исходит чувство силы, которое является органическим сочетанием ощущения личной свободы и внутренней собранности. Улыбка женщины никоим образом выдает пренебрежения или превосходства. Ее воспринимают как результат полного самообладания и спокойной самоуверенности.

Всемирная слава

«Мона Лиза» (оригинал) была бы еще долго известна только искушенному и тонкому знатоку изобразительного искусства, если бы с ней не произошла одна удивительная история, принесшая полотну всемирно известную популярность.

С самого начала XVI столетия шедевр сберегался в королевской коллекции. Сюда он попал благодаря который купил его после кончины Леонардо. В 1793 году изображение поместили в Лувре. Большинство людей знают этот музей как место, где находится картина «Мона Лиза». Но речь сейчас не об этом.

Итак, «Джоконда» стала шедевром национального значения и постоянно находилась только в Лувре. В 1911 году (21 августа) сотрудник музея Винченцо Перуджа, мастер по зеркалам из Италии, похитил портрет. Однозначно никому так и не удалось выяснить истинную цель содеянного преступления. Может быть, Винченцо намеревался вернуть полотно на его историческую родину. Через два года в Италии картина была найдена. Обнаружить изображение помог сам Перуджа: он откликнулся на газетное объявление и решил продать «Мону Лизу». В начале января 1914 года «Джоконда» возвратилась в Лувр.

Тайна личности

Тяжело идентифицировать особу, изображенную на полотне. По этому поводу представлено много спорных гипотез. Исследователи расходятся во мнениях. Приверженцы разных теорий выдвигают следующие утверждения относительно личности Моны Лизы: одни из них уверены, что это Изабелла из Эсте. Вторые - что на картине молодой человек в одежде женщины. Третьи склонны к тому, что это супруга знатного флорентийца дель Джокондо. Еще говорят, что это обыкновенная или собственный автопортрет да Винчи.

Тайна «Моны Лизы» остается неизвестной и сегодня. В 1517 году великого мастера посетил кардинал Луи Арагонский. Секретарь монсеньора описал эту встречу. Он записал, что Леонардо да Винчи продемонстрировал Луи три своих картины. На одной была изображена флорентийская дама, которую написали с натуры по прошению Джулиано Медичи. На второй был изображен лик молодого И третье полотно оказалось портретом и Марии с новорожденным Иисусом.

Некоторые историки утверждают, что флорентийской дамой была именно Мона Лиза. Но, может быть, это был и какой-либо иной портрет, с которого нет никаких копий и даже не осталось свидетельств о нем. Поэтому Медичи не мог иметь ничего общего с «Моной Лизой».

Как найти картину

Где находится картина «Мона Лиза», известно всем жителям нашей планеты. Она сберегается в Лувре. Каждый из музейных указателей ведет именно к этому полотну. Японское телевидение в королевском дворце выкупило под портрет целый зал. А само изображение покрывает толстая броня. Рядом с портретом постоянно находится пара охранников, сюда устремляется несчетное число посетителей. «Джоконду» вы можете увидеть только в Лувре, и нигде больше. В середине прошлого века шедевр дважды вывозился из музея, но руководство учреждения приняло решения никогда больше не транспортировать «Мону Лизу» за его пределы. Та часть Лувра, которая носит название Denon (Денон), седьмой зал живописи Италии, может похвастаться тем, что на его стене висит лик самой знаменитой женщины в истории искусства.

Оттенки и тени

Ученые всей планеты не могут успокоиться, пытаясь разгадать тайны портрета «Мона Лиза» (музей, где он находится, указан выше). Несколько лет назад они прибегли к использованию дабы понять, как мастер создавал тени на своем полотне. Филипп Уолтер и его коллеги исследовали семь картин да Винчи, среди которых была и «Джоконда». Рентгеновские лучи дают возможность изучить портрет, не повредив при этом слои краски.

В ходе исследований было установлено, что Леонардо пользовался популярной в его время техникой «сфумато». Она делала возможными мягкие переходы цвета или оттенков на полотне.

Самым шокирующим открытием Уолтера было то, что на картине невозможно увидеть ни одного отпечатка пальца или мазка. Все выполнено просто совершенно, а потому анализировать «Мону Лизу» невероятно трудно.

Ученые выяснили, что Леонардо обладал способностью наносить слои, толщина которых была всего два микрометра, а общая толщина шага не была больше 30-40 мкм.

Неоценимый шедевр

Сколько же стоит сейчас «Мона Лиза»? Цена ее не определяется в денежных знаках. Но легендарная «Джоконда» внесена в книгу рекордов Гиннеса как полотно, застрахованное на наибольшую сумму. В 1962 году она составляла сто миллионов долларов. Но сегодня Лувр тратит эти деньги не на страховку, а на охрану. Принимая во внимание произошедшую инфляцию, в 2006 году эта сумма приравнивалась бы уже к 670 миллионам американских долларов. Таким образом, изображение Моны Лизы является самым дорогим портретом на Земле.

Тайна, покрытая мраком

«Джоконда» вызывает кучу вопросов. Один из них - почему у женщины отсутствуют брови. Конец XV - начало следующего столетия известны тем, что в моде тогда были полностью удаленные брови. Так, можно сделать вывод, что дама, изображенная на полотне, следила за всеми тенденциями стиля, а потому брови у нее и были выщипаны. Но инженер из Франции Паскаль Коте утверждает, что брови все-таки были.

Воспользовавшись суперсовременным сканером, исследователь сделал копию полотна, на которой обнаружились следы бровей. Паскаль уверен, что эти штрихи были и изначально, но впоследствии стерлись.

Причинами этого могли стать чрезмерно усердные намерения сохранить шедевр. На протяжении пяти столетий полотно часто чистили, а потому мелкие элементы на нем вполне могли стереться.

Неудачную попытку реставрации «Моны Лизы» также называет Коте в качестве «пропажи» бровей. Но так и не ясно, как же все-таки могли они полностью исчезнуть.

Хоть одним глазком

Где находится картина «Мона Лиза» читателю уже известно. И, наверное, каждому человеку хочется хоть раз в жизни, издалека, но увидеть оригинал, который покорил мир. Этот портрет хранит столько тайн и загадок, что просто невозможно не попытаться разгадать хоть одну из них. Но это еще не удалось никому. Все они известны только Леонардо, который унес их с собой, оставив будущим поколениям лишь загадки и свой бесценный, бессмертный шедевр.

Картина Мона Лиза во все времена являлась удивительным творением Леонардо да Винчи. Много очень интересных историй связанно с этой работой. В данной статье мы расскажем вам несколько познавательных фактов о картине Мона Лиза

Картина Мона Лиза. Факты, которые вас впечатлят:

Брови и ресницы Мона Лизы

На картине у Мона Лизы нет ни ресниц, ни бровей. Однако в 2007 году французский инженер при помощи камеры с высоким разрешением обнаружил тонкие мазки кисти в районе бровей и ресниц, которые со временем исчезли, вероятно, в результате небрежной реставрации или просто потускнели.

Существует ещё одна «Мона Лиза»

В музее Прадо в Испании хранится вторая картина «Мона Лиза», которая, вероятно, была нарисована одним из учеников да Винчи. Если наложить две картины «Мона Лиза», то возникает 3-D эффект, что, собственно, делает эту картину первым стереоскопическим изображением в истории.

Пабло Пикассо подозревали..

Когда в 1911 году была похищена картина «Мона Лиза», в качестве подозреваемого был допрошен Пабло Пикассо.

Тонкая работа..

Рисуя изображение «Джоконды» Леонардо да Винчи создал около 30 слоев, многие из которых тоньше волоса человека.

Расслабленная атмосфера

Рисуя «Мона Лизу», художник следил за тем, чтобы натурщица пребывала в прекрасном настроении, и чтобы ей не было скучно. С этой целью были приглашены шестеро музыкантов, которые играли специально для Мона Лизы, и был установлен музыкальный фонтан, изобретённый самим же да Винчи.

Также читались вслух различные великолепные произведения и присутствовали персидский кот и борзая, на случай, если натурщице захочется с ними поиграть.

Картина была нарисована не на холсте

«Мона Лиза» нарисована не на холсте, а на трёх видах дерева, толщиной приблизительно в полтора дюйма.

Долгих 12 лет..

Леонардо да Винчи изобрел ножницы, играл на альте, а также потратил 12 лет на то, чтобы нарисовать губы Мона Лизы.

Мона Лиза и Наполеон

Картина Мона Лиза висела в спальне Наполеона.

Попытка кубизма..

Швецкий дизайнер создал копию Мона Лизы из пятидесяти полупрозрачных многоугольников.

Афера века..

Как известно, в 1911 году из Лувра была похищена картина «Мона Лиза». Похищением руководил аргентинский мошенник Эдуардо де Вальфьерно, и всё ради того, чтобы продать шесть подделок шести разным коллекционерам по всему миру. Ему не предъявили никаких обвинений, так как формально он не был причастен к похищению.

Просто вынес из музея..

В 1911 году, Винченцо Перуджа (сотрудник Лувра и мастер по зеркалам), пожелал вернуть Мона Лизу обратно в Италию: после того, как картина «была захвачена Наполеоном». Перуджа вошёл в Лувр, снял картину со стены, отнес ее к ближайшей служебной лестнице, вынул полотно из рамы, засунул его под рабочий халат и как ни в чем не бывало покинул музей.

Наглец..

В 1956 году, боливийский турист бросил камень в «Мона Лизу» и повредил картину.

Какова цена Мона Лизы?

Стоимость картины «Мона Лиза» оценивается приблизительно в 782 миллиона долларов.

Мона Лиза из тОстов..

В 1983 году, Тадахико Огава создал копию «Мона Лизы», состоящую полностью из то стов.

Спасти от нацистов

Во время Второй мировой войны картина «Мона Лиза» дважды перевозилась из Лувра. А всё ради того, чтобы она не попала в руки нацистов.

Мона Лиза с усами

«Мона Лиза с усами» - произведение, принадлежащее художнику-сюрреалисту Марселю Дюшампу. Картину он назвал «L.H.O.O.Q.» , что по-французски означает «у меня горячая задница».

Картина Мона Лиза с усами

Любоваться можно вечно..

В 1963 году, «Мона Лиза» была выставлена в течение месяца в Национальной галерее искусства. Картина была под круглосуточной охраной американских морских пехотинцев и, не смотря на то, что время посещения галереи было продлено, люди зачастую стояли около двух часов в очереди, дабы хоть краем глаза взглянуть на картину.

Самая крошечная копия Мона Лизы

Размер самой микроскопической копии «Мона Лизы» всего 30 микрон.

Автопортрет

Существует версия, что портрет Мона Лизы на самом деле является автопортретом да Винчи в женской одежде.


Леонардо да Винчи «Джоконда»:
История картины

22 августа 1911 года из Квадратного зала Лувра пропала всемирно известная картина Леонардо да Винчи «Джоконда». В 13 часов дня, когда музей открыли для посетителей, ее на месте не оказалось. Среди работников Лувра началось смятение. По сетителям было объявлено, что музей закрывается на весь день ввиду аварии водопровода.

Явился префект полиции с отрядом инспекторов. Все выходы из Лувра были закрыты, музей стали обыскивать. Но проверить старинный дворец французских королей площадью в 198 квадратных метров за одни сутки невозможно. Однако к концу дня полиции все же удалось обнаружить на площадке маленькой служебной лестницы застекленный корпус и раму от «Моны Лизы». Сама же картина - прямоугольник размером 54х79 сантиметров - исчезла бесследно.

«Утрата «Джоконды» - это национальное бедствие, - писал французский журнал «Иллюстрасъон», - так как почти наверняка тот, кто совершил это похищение, не может извлечь из этого никакой выгоды. Нужно опасаться, что он, в страхе быть пойманным, может уничтожить это хрупкое произведение».

Журнал объявил награду: «40 000 франков тому, кто принесет «Джоконду» в редакцию журнала. 20 000 франков тому, кто укажет, где можно найти картину. 45 000 тому, кто вернет «Джоконду» до 1 сентября». Первое сентября прошло, но картины не было. Тогда «Иллюстрасьон» опубликовал новое предложение: «Редакция гарантирует полную тайну тому, кто принесет «Джоконду». Ему выдадут 45 000 наличными и даже не спросят имени». Но никто не пришел.

Проходил месяц за месяцем. Все это время портрет прекрасной флорентийки лежал спрятанный в куче хлама на третьем этаже большого парижского дома «Сите дю Герои», в котором жили итальянские рабочие-сезонники.

Лотом прошло еще несколько месяцев, год, два...
Однажды итальянский антиквар Альфредо Джери получил письмо из Парижа. На плохой школьной бумаге неуклюжими буквами некто Винченцо Леопарди предлагал антиквару купить исчезнувший из Лувра портрет Моны Лизы. Леопарди писал, что хочет вернуть на родину одно из лучших произведений итальянского искусства.
Это письмо было отправлено в ноябре 1913 года.
Когда после долгих переговоров, переписок и встреч Леопарди доставил картину в Галерею Уффици во Флоренции, он сказал:
«Это хорошее, святое дело! Лувр битком набит сокровищами, которые принадлежат Италии по праву. Я не был бы итальянцем, если бы смотрел на это с безразличием!»

К счастью, два года и три месяца, которые «Мона Лиза» провела в плену, не отразились на картине. Под охраной полиции «Джоконда» выставлялась в Риме, Флоренции, Милане, а потом после торжественной церемонии прощания отбыла в Париж.

Следствие по делу Перуджи (такова настоящая фамилия похитителя) шло несколько месяцев. Арестованный ничего не скрывал и рассказал, что периодически работал в Лувре стекольщиком. За это время он изучил залы картинной галереи и познакомился со многими музейными служащими. Он откровенно заявил, что давно уже решил украсть «Джоконду».

Перуджи плохо знал историю живописи. Он искренне и наивно считал, что «Джоконду» увезли из Италии во времена Наполеона.
А между тем Леонардо да Винчи сам привез ее во Францию и продал французскому королю Франциску I за 4000 экю - огромную по тем временам сумму. Картина эта долгое время украшала Золотой кабинет королевского замка в Фонтенбло, при Людовике XIV она была перенесена в Версаль, а после революции передана в Лувр.

После 20-летнего пребывания в Милане Леонардо да Винчи вернулся во Флоренцию. Как все изменилось в его родном городе! Те, кого он оставил здесь, были уже на вершине славы; а о нем, когда-то пользовавшемся всеобщим поклонением, уже почти забыли. Его старые друзья, захваченные вихрем волнений и смут, сильно изменились... Один из них стал монахом; другой, в отчаянии от смерти неистового Савонаролы, бросил живопись и остаток дней своих решил провести в госпитале Santa Maria Novella; третий, состарившийся духом и телом, уже не мог быть прежним товарищем Леонардо.

Только один П. Перуджино, уже искушенный в житейских делах, по-старому беседовал с Леонардо и давал ему полезные советы. Его слова были верны, и советы эти тоже были очень нужны Леонардо да Винчи. На службе у герцога он не заработал денег на безбедную жизнь и во Флоренцию вернулся со скудными средствами. О больших и серьезных работах Леонардо даже и не помышлял, да их никто ему и не заказывал. Чтобы писать на собственный риск из любви к искусству, у него не было ни денег, ни времени. К посредственным мастерам стремилась вся флорентийская знать, а гениальный да Винчи бедствовал, довольствуясь крохами, перепадавшими ему от заказов счастливых собратьев.
Но во Флоренции Леонардо да Винчи создал свой шедевр шедевров - знаменитую картину «Джоконда».

Советский искусствовед И. Долгополов отмечал, что писать об этой картине «просто страшно, ибо поэты, прозаики, искусствоведы сочинили о ней не одну сотню книг. Не счесть изданий, в которых самым тщательным образом изучается каждая пядь этой картины. И хотя история ее создания довольно известная, но подвергаются сомнению название картины, дата ее написания и даже город, в котором великий Леонардо встретил свою модель».

Джордже Вазари в своих «Жизнеописаниях» сообщает об этой картине: «Взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы, жены его».
Как сейчас предполагают некоторые исследователи, Вазари, видимо, ошибся. Новейшие исследования показывают, что на картине изображена не жена флорентийского дворянина дель Джокондо, а какая-то другая высокопоставленная дама. М.А. Гуковский, например, еще несколько десятилетий назад писал, что портрет этот передает черты одной из многочисленных дам сердца Джулио Медичи и был выполнен по его заказу. Об этом недвусмысленно сообщает Антонио де Беатис, видевший портрет в мастерской Леонардо во Франции.

В своем дневнике от 10 октября 1517 года он сообщает: «В одном из предместий господин кардинал поехал с нами грешными повидать господина Луонардо Винчи - флорентийца... превосходного живописца нашего времени. Последний показал его светлости три картины - одну некоторую флорентийскую даму, написанную с натуры, по просьбе покойного Великолепного Джулио Медичи».

Многих исследователей поражало, почему купец дель Джокондо не оставил себе портрет супруги. Действительно, портрет стал собственностью художника. И факт этот тоже воспринимается некоторыми как аргумент в пользу того, что Леонардо изобразил не Мону Лизу. Но, может быть, флорентиец был немало изумлен и удивлен? Может быть, он просто не узнал в изображенной богине свою молодую жену Мону Лизу Герардини? А сам Леонардо, писавший портрет четыре года и столько вложивший в него, не мог расстаться с ним и увез картину из Флоренции?

Как бы то ни было на самом деле, благодаря Д. Вазари этот женский образ вошел в историю мировой культуры под именем «Моны Лизы», или «Джоконды». Была ли она красива? Наверное, но были во Флоренции многие женщины и красивее ее.
Однако Мона Лиза была удивительно привлекательна, хотя чергы ее лица и не были гармоничными. Небольшой улыбающийся рот, ниспадающие на плечи мягкие волосы...
«Но вполне развившаяся фигура ее, - пишет М. Алпатов, - была совершенна и особенно совершенной формы были ее выхоленные руки. Но что было в ней замечательно, несмотря на богатство, выщипанные по моде брови, румяна и массу драгоценностей на руках и шее, - это простота и естественность, разлитые во всем ее облике...
А потом лицо ее осветилось улыбкой и стало необычайно привлекательным для художника - смущенным и немножко лукавым, словно к нему вернулась утраченная шаловливость юности и что-то затаенное в глубине души, неразгаданное».

На какие только ухищрения ни пускался Леонардо, лишь бы модель его не скучала во время сеансов. В красиво убранной комнате, среди цветов и роскошной мебели размещались музыканты, восхищая слух пением и музыкой, а красивый, изысканный художник подстерегал на лице Моны Лизы дивную улыбку.
Он приглашал шутов и клоунов, но музыка не совсем удовлетворила Мону Лизу. Она слушала известные мотивы со скучающим лицом, не очень-то оживил ее и фокусник-жонглер. И тогда Леонардо рассказал ей сказку.

Жил-был один бедный человек, и у него было четыре сына;три умных, а один и так и сяк. - ни ума, ни глупости. Да, впрочем, о его уме не могли судить как следует: он больше молчал и любил ходить в поле, к морю, слушать и думать про себя; любил и ночью смотреть на звезды.

И вот пришла за отцом смерть. Перед тем как расстаться с жизнью, он призвал к себе детей и сказал им:
«Сыны мои, скоро я умру. Как только вы меня схороните, заприте хижину и идите на край света добывать себе счастье. Пусть каждый чему-нибудь научится, чтобы мог кормить себя сам».

Отец умер, а сыновья, похоронив его, пошли на край света добывать свое счастье и сговорились, что через три года вернутся на полянку родной рощи, куда ходили за валежником, и расскажут друг другу, кто чему выучился за эти три года.
Прошло три года, и, помня уговор, вернулись братья с края света на полянку родной рощи. Пришел первый брат, что научился плотничать. От скуки срубил дерево и обтесал его, сделал из него женщину. Отошел немного и ждет.
Вернулся второй брат, увидел деревянную женщину, и так как он был портной, то решил одеть ее и в ту же минуту, как искусный мастер, сделал ей красивую шелковую одежду.
Пришел третий сын, украсил деревянную девушку золотом и драгоценными камнями, ведь он был ювелир и сумел накопить огромное богатство.

И пришел четвертый брат. Он не умел ни плотничать, ни шить - он умел только слушать, что говорит земля, говорят деревья, травы, звери и птицы, знал ход небесных планет и еще умел петь чудесные песни. Он увидел деревянную девушку в роскошной одежде, в золоте и драгоценных камнях. Но она была глуха и нема и не шевелилась. Тогда он собрал все свое искусство - ведь он научился разговаривать со всем, что есть на земле, научился оживлять своей песней и камни... И он запел прекрасную песню, от которой плакали притаившиеся за кустами братья, и песней этой вдохнул душу в деревянную женщину. И она улыбнулась и вздохнула...

Тогда братья бросились к ней и закричали:
- Я тебя создал, ты должна быть моей женою!
- Ты должна быть моей женою, я тебя, голую и несчастную, одел!
- А я тебя сделал богатой, ты должна быть моей женою!

Но девушка отвечала:
- Ты меня создал - будь моим отцом. Ты меня одел, а ты украсил - будьте мне братьями. А ты, что вдохнул в меня душу и научил радоваться жизни, ты один будешь мне мужем на всю жизнь...
И деревья, и цветы, и вся земля вместе с пташками запели им гимн любви...

Окончив сказку, Леонардо взглянул на Мону Лизу. Боже, что сделалось с ее лицом! Оно точно озарилось светом, глаза сияли. Улыбка блаженства, медленно исчезая с ее лица, осталась в углах рта и трепетала, придавая ему изумительное, загадочное и чуть лукавое выражение.

Давно не испытывал Леонардо да Винчи такого огромного прилива творческих сил. Все, что было в нем самом жизнерадостного, светлого и ясного, вкладывал он в свою работу.
Чтобы усилить впечатление от лица, Леонардо облек Мону Лизу в простое, лишенное каких бы то ни было украшений платье, скромное и темное. Впечатление простоты и естественности усиливается мастерски написанными складками платья и легкого шарфа.

Навещавшие иногда Леонардо художники и любители искусства видели «Джоконду» и приходили в восторг:
- Каким чародейским мастерством обладает мессэр Леонардо, изображая этот живой блеск, эту влажность глаз!
- Она точно дышит!
- Она сейчас засмеется!
- Ведь почти ощущаешь живую кожу этого прелестного лица... Кажется, что в углублении шеи можно видеть биение пульса.
- Какая у нее странная улыбка. Точно она думает о чем-то и не досказывает...

Действительно, в глазах «Джоконды» - свет и влажный блеск, как в живых глазах, а в веках заметны тончайшие лиловатые жилки. но великий художник сотворил небывалое: он написал еще и воздух, пронизанный влажными испарениями и окутывающий фигуру прозрачной дымкой.

Самая знаменитая, много раз изученная и описанная на всех языках мира, «Джоконда» до сих пор остается и самой загадочной картиной великого да Винчи. Она по-прежнему остается непостижимой и продолжает уже несколько столетий тревожить воображение, может быть, именно потому, что это не портрет в привычном понимании этого слова. Леонардо да Винчи написал ее вопреки самому понятию «портрет», которое предполагает изображение реального лица, сходного с оригиналом и с характеризующими его (хотя бы косвенно) атрибутами.
То, что написал художник, далеко выходит за рамки простого портрета. Каждый оттенок кожи, каждая складка одежды, теплый блеск глаз, жизнь артерий и вен - всем этим снабдил художник свою картину. Но перед зрителем на заднем плане возникает еще и обрывистая цепь скал с ледяными вершинами у подножия гор водная гладь с вытекающей из нее широкой и извилистой рекой, которая, сужаясь под маленьким мостиком, превращается в миниатюрный водопад, исчезающий за пределами картины.

На зрителя льются золотистый теплый свет итальянского вечера и колдовское очарование живописи Леонардо да Винчи. Пристально, все понимая, смотрит на мир и людей «Джоконда». Не одно столетие прошло с тех пор, как ее создал художник, и с последним прикосновением кисти Леонардо она стала вечно живой. Он и сам уже давно чувствовал, что Мона Лиза живет помимо его воли.

Как пишет искусствовед В. Липатов:
«Джоконду» копировали многократно и всегда безуспешно: она была неуловима, даже отдаленным подобием не возникала на чужом полотне, оставалась верной своему создателю.
Ее пытались разъять на части, отобрать и повторить хотя бы вечную улыбку, но на картинах учеников и последователей улыбка выцветала, становилась фальшивой, погибала, как существо, заточенное в неволю».
Действительно, ни одна репродукция не донесет и тысячной доли очарования, которое струится с портрета.

Испанский философ Ортега-и-Гассет писал, что в «Джоконде» ощущается стремление к внутреннему освобождению:
«Посмотрите, как напряжены ее виски и гладко подбритые брови, как плотно сжаты губы, каким затаенным усилием пытается она приподнять тяжкий груз меланхолической печали. Однако это напряжение так незаметно, таким изящным спокойствием дышит вся ее фигура и такой неподвижностью полно все ее существо, что это внутреннее усилие скорее угадывается зрителем, чем сознательно выражено мастером. Оно извивается, кусает свой хвост, как змея, и, замыкая движение по кругу, дав наконец волю отчаянию, проявляется в знаменитой улыбке Моны Лизы».

Неповторимая «Джоконда» Леонардо да Винчи опередила развитие живописи на многие века вперед Пытаясь объяснить тайну ее колдовского очарования, о картине писали бесконечно много. Делали самые невероятные предположения (что «Джоконда» беременна, что она косая, что это переодетый мужчина, что это автопортрет самого художника), но вряд ли когда-нибудь удастся полностью объяснить, почему это произведение, созданное Леонардо уже на склоне лет, обладает такой удивительной и притягательной силой Ибо это полотно - творение поистине божественной, а не человеческой руки.
"Сто великих картин" Н.A.Иoнина, издательство "Вече", 2002г

Мона Лиза Леонардо да Винчи – одно из самых известных произведений живописи во всём мире.

В наше время эта картина находится в парижском Лувре.

Создание картины и изображённая на ней модель, были окружены множеством легенд и слухов, и даже сегодня, когда белых пятен в истории «Джоконды» практически не осталось, мифы и легенды продолжают ходить среди множества не особенно образованных людей.

Кто такая Мона Лиза?

Личность изображённой девушки на сегодняшний день вполне известна. Считается, что это Лиза Герардини – известная жительница Флоренции, принадлежавшая к аристократической, но обедневшей семье.

Джоконда – это, по всей видимости, её фамилия в замужестве; супругом её был успешный торговец шёлком Франческо ди Бартоломео ди Заноби дель Джокондо. Известно, что Лиза с мужем родили шестерых детей и вели размеренную жизнь, характерную для обеспеченных граждан Флоренции.

Можно думать, что брак был заключён по любви, но при этом имел и дополнительные выгоды для обоих супругов: Лиза вышла замуж за представителя более богатой семьи, а Франческо через неё породнился со старинным родом. Совсем недавно, в 2015 году, учёными была обнаружена и могила Лизы Герардини – возле одной из старинных итальянских церквей.

Создание картины

Леонардо да Винчи сразу взялся за этот заказ и отдавался ему полностью, в буквальном смысле с какой-то страстью. И в дальнейшем художник был тесно привязан к своему портрету, везде носил его с собой, а когда в позднем возрасте решил уехать из Италии во Францию, то вместе с несколькими избранными своими работами он захватил с собой и «Джоконду».

С чем было связано такое отношение Леонардо к этой картине? Есть мнение, что великий художник имел с Лизой любовную связь. Однако не исключено, что живописец ценил эту картину как пример наивысшего расцвета своего таланта: «Джоконда» действительно получилась необыкновенной для своего времени.

Мона Лиза (Джоконда) фото

Интересно, что Леонардо так и не отдал портрет заказчику, а увёз его с собой во Францию, где её первым владельцем стал король Франциск I. Возможно, такой поступок мог быть связан с тем, что мастер не закончил полотно к сроку и продолжал написание картины уже после отъезда: о том, что свою картину Леонардо «так и не окончил», сообщает знаменитый писатель эпохи Возрождения Джорджо Вазари.

Вазари, в своей биографии Леонардо, сообщает множество фактов о написании этой картины, однако не все они достоверны. Так, он пишет, что художник создавал картину в течение четырёх лет, что является явным преувеличением.

Пишет он также, что во время позирования Лизы в студии находилась целая группа шутов, развлекавших девушку, благодаря чему Леонардо удалось изобразить на лице её улыбку, а не стандартную для того времени грусть. Однако, скорее всего, рассказ о шутах Вазари сочинил сам для развлечения читателей, используя фамилию девушки – ведь «Джоконда» означает «играющая», «смеющаяся».

Однако можно отметить тот факт, что Вазари привлекала в этой картине не столько реалистичность как таковая, сколько удивительная передача физических эффектов и мельчайших деталей образа. Судя по всему, писатель описывал картину по памяти или же по рассказам других очевидцев.

Некоторые мифы о картине

Ещё в конце XIX века Грюйе писал, что «Джоконда» вот уже несколько столетий буквально лишает людей рассудка. Многие задумывались, созерцая этот удивительный портрет, из-за чего он оброс множеством легенд.

  • По одной из них, на портрете Леонардо аллегорически изобразил… самого себя, что якобы подтверждается совпадением мелких деталей лица;
  • По другой, на картине изображён юноша в женской одежде – например, Салаи, ученик Леонардо;
  • Ещё одна версия говорит о том, что на картине изображена просто идеальная женщина, некий абстрактный образ. Все эти версии в настоящее время признаны ошибочными.
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения