История маши троекуровой. Образ и характеристика Маши Троекуровой в романе Дубровский Пушкина (Мария Кирилловна) сочинение

Маша Троекурова - одна из центральных фигур романа А.С. Пушкина «Дубровский», её образ идеальной русской женщины во многом близок к образу Татьяны Лариной из «Евгения Онегина», романа в стихах, написанного немного раньше. Можно сказать, что их образы это портрет одной и той женщины, только Машин написан в черно-белых тонах, а Татьяны - яркими и сочными красками.

Маша - прекрасная и нежная 17-тилетняя девушка, дочь богатого, своенравного и жестокого помещика Кирилла Троекурова, влюбленная в молодого помещика, некогда жившего по соседству, Владимира Дубровского. Семейства Дубровских и Троекуровых находятся в смертельной ссоре и союз двух влюбленных сердец обречен на провал.

Характеристика и образ героини

Красивая и стройная девушка Маша, находящаяся в расцвете своей 17-летней весны, рано осталась без матери, воспитывалась простой крестьянской женщиной из народа, нянюшкой Егоровной. Одинокая и замкнутая девушка, находящаяся под влиянием любящего, но вспыльчивого, а иногда сурового и своенравного отца, и с младых лет она впитывала как губка таинственные и загадочные сюжета русского народного творчества, рассказанные ей нянькой. Повзрослевшей Маше в её полное распоряжение попала отцовская библиотека, где она познакомилась с образцами сентиментальной французской прозы и стала яркой поклонницей романов, сделавших её мечтательной, чуткой и кроткой особой, витающей в облаках своих фантазий. Также барышня хорошо поет и музицирует, прекрасно говорит по-французски.

Юный возраст и увлечение сентиментальными французскими романами пробудили в её сердце нежные и романтические чувства к молодому учителю Дефоржу, под именем которого Дубровский проник в имение Троекурова с намерением отомстить тому за смерть отца. Восторженную и экзальтированную барышню покоряют его смелость, благородство и отвага, и учитель становится «героем её романа». Узнав кто он такой, Маша пугается, но робость и нежность в его речах заставляют поверить ему и согласиться на побег, которому не суждено сбыться. Отец насильно выдает её замуж за престарелого князя Верейского, а она не в силах противиться воли отца и ждет помощи Дубровского, но тот приходит слишком поздно. Маша уже обвенчана с нелюбимым престарелым князем, и подобно Татьяне Лариной, ставит долг перед священными узами брака выше своих чувств и отказывается от любви. Дубровский смиряется с её выбором и уезжает за границу.

Весь драматизм ситуации заключается в том, что мораль, высокая степень ответственности и чувство долга главной героини, на которых она была воспитана, победили любовь и пылкие чувства, навсегда сделав её несчастной, но честной женщиной. Благородство души и священные узы брака, которые были для Маши Троекуровой не пустым звуком, не позволили ей предать мужа (пусть и не любимого) и остаться с любимым человеком.

Однажды Пушкину поведал один из его приятелей захватывающую историю о судьбе обедневшего дворянина, который, лишившись своего имения, стал предводителем банды грабителей. Но взяв эту историю за основу, писатель создал повесть не только приключенческую, а и необыкновенно романтичную. А потому и без трогательного женского образа не обошлось. включает в себя черты, свойственные и другим героиням великого русского писателя. Однако будучи, согласно сюжету произведения, дочерью жестокого самодура и тирана, эта героиня обладает также и индивидуальными чертами.

Дочь грозного Троекурова

Повесть начинается с изображения весьма колоритного образа - отца Маши. Самолюбие, тщеславие и безнаказанность порождают жестокость в его характере. Троекурова боятся, ему во всем угождают. К тому же он проявляет всяческие пороки, характерные более для человека малообразованного. Сомнительные развлечения и вседозволенность отца - это то, что главная героиня произведения видит с ранних лет. И это, несомненно, не может не повлиять на ее нрав. Характеристика Маши Троекуровой - скрытность и твердость. Хотя, как и полагается дочери богатого дворянина, составляющими ее образа являются также утонченность, образованность и любовь к французским романам.

Владимир Дубровский и Маша Троекурова были знакомы в раннем детстве. Но когда Владимиру исполнилось восемь лет, его отправили учиться в Петербург. Маша отцовского дома никогда не покидала. Все же их судьбы имеют нечто общее. Они оба выросли без матери. И внутреннее одиночество оба испытывали с юных лет. Она - в родительском доме, где отец одновременно ублажал и пугал ее своим неукротимым нравом. Он - вдали от родного имения.

По возвращении из Петербурга между ними уже была огромная социальная пропасть. Характеристика Маши Троекуровой сводится к нежному образу дочери богатого дворянина. Судьба же Дубровского складывает под воздействием тяжелых ударов судьбы. Обида, гнев и желание отомстить руководствуют всеми его действиями до встречи с Машей.

Имение Троекурова

Образ Маши Троекуровой раскрывается перед читателем в VIII главе. К моменту событий, о которых рассказывает автор, героине исполнилось семнадцать лет. Она хороша собой, отец любит ее, гордится ею. Но от своенравия, характерного для Троекурова, страдает даже горячо любимая дочь. Хотя он и угождает всяческим ее прихотям, но временами пугает жестоким обращением.

У Маши нет подруг. Она выросла в уединении. Эти обстоятельства формируют основные черты ее характера, а именно: скрытность, сдержанность, замкнутость. Среди гостей Троекурова преобладали мужчины. Дочери и жены соседей редко заезжали в имение барина, обладателя своеобразного нрава. Любимым занятием для него была охота. Маше тем временем ничего не оставалось, как предаваться беспорядочному чтению произведений европейских романистов.

Образ Дубровского

Судьба главного героя - логическое продолжение участи его отца. Пушкин, создавая этот образ, опирался на литературные традиции, созданные еще Шиллером. Однако русский персонаж лишь в общих чертах напоминает шиллеровских разбойников. Судьба Дубровского необычна. Но обстоятельства, которые повлияли на нее, вполне обыденны для России того времени.

Характеристика Маши Троекуровой - романтичность и мечтательность. И это не удивительно, ведь она очень молода, одинока, а в ее распоряжении огромная библиотека. Чтение романов оставляет в ее душе след. И появление бесстрашного, но несчастного молодого человека, который «вышел грабить на дорогу» по вине ее отца зарождает в ее сердце настоящее сильное чувство. Это чувство способно даже преодолеть страх перед родителем. История любви Дубровского и Маши Троекуровой - печальная история детей двух враждующих семейств. В ней есть сходство с трагедией Шекспира. И, хотя исход не так печален, как завершение пьесы «Ромео и Джульетта», безграничная грусть есть в пушкинской повести. Дубровский не только человек без будущего. Он тот, кто не смог завершить план мести, который вынашивал долгое время. Этому помешала любовь. Но и ее он утратил.

Француз-учитель

История любви Дубровского и Маши Троекуровой начинается в тот момент, когда еще никому не известно то, что под видом учителя скрывается не кто иной, как пресловутый разбойник, пугающий своими грабежами всю округу. Воспитанная в духе дворянских предрассудков, Маша не удостаивает вниманием француза. Он для нее все равно что слуга или мастеровой. Однако происшествие, свидетелем которого стали и барин, и его гости, и сама Маша, изменило ее отношение к учителю и зародило чувство в ее романтичной душе. С тех пор Дубровский и Маша Троекурова стали проводить вместе больше времени. Дочь Троекурова влюбилась, сама себе в этом не признаваясь и не ведая, кем является на самом деле предмет ее вожделений.

Признание

Образ Маши Троекуровой приобретает новые черты с того момента, когда отец объявляет ей о сватовстве старого князя. За несколько месяцев до этого события между Машей и Дубровским произошло объяснение. Дефорж назначил ей встречу в саду. На это свидание героиня пушкинской повести пошла, не подозревая о том, какую страшную тайну откроет ей возлюбленный.

Отношение Троекурова к Маше было нежным и любящим. Он боготворил ее. Но вместе с тем в этом отношении присутствовала жестокая властность, которая, впрочем, руководила всеми чувствами Кирилы Петровича. Можно сказать, что отец испытывал нежность и мягкость к дочери только до тех пор, пока все шло по его плану. Но появление ненавистного жениха пробудило в девушке черты характера, которые доселе она не обнаруживала: упорство, решительность и стремление противостоять прихотям отца. Судьба Маши Троекуровой, несомненно, сложилась несчастливо. Она стала женой неприятного ей человека. До последнего момента она ждала Дубровского. Но когда во время возвращения молодоженов из церкви, карету князя настигла банда во главе с ее возлюбленным, Маша отреклась. Молодая княгиня отказалась от него и от своей любви. Причина - клятва, которая была дана у алтаря.

Особенности пушкинской героини

В поступке Маши просматривается необыкновенная и неженская твердость. Это свойство характера выводит образ пушкинской героини за рамки общелитературных традиций и делает его уникальным русским персонажем. Героиня повести «Дубровский» не выбирает из двух зол меньшее. Стать женой разбойника куда хуже, чем жить с нелюбимым немолодым князем. Выбором Марии Кириловны также не руководствуется стремление к страданию, которое будет вызвано вечной разлукой с любимым. Ее решение обусловлено чувством долга, свойственным пушкинским героиням, но не являющимся характерной чертой женских образов европейской литературы.

В романе "Дубровский" Пушкина мы знакомимся с двумя интересными женскими персонажами: Машей Троекуровой и Егоровной (няней Владимира). И образ Маши Троекуровой, и образ Егоровны одинаково привлекает читателя, несмотря на то, что эти женщины являются представительницами разных сословий, а также имеют большую разницу в возрасте.

Маша Троекурова - главная героиня романа "Дубровский" Пушкина. На мой взгляд, у нее есть много общего с Татьяной Лариной, героиней другого произведения этого автора. Если можно так сказать, ее образ - это набросок той любимой Пушкиным героини, которой станет затем Татьяна Ларина. Я считаю, что Татьяна и Маша - это портрет одной женщины. В первом случае он нарисован яркими красками, со всякими деталями и оттенками, а во втором использовались лишь черно-белые тона.

Каков же образ Маши Троекуровой в романе "Дубровский"? Эта девушка должна быть очень интересной, если ей удалось очаровать Владимира, благородного разбойника, окончившего кадетский корпус. Да, это действительно так. Но одной внешней красоты было бы недостаточно, ведь красавиц очень много. Но далеко не все из них имеют прекрасную душу. Что касается Марьи Кириловны, то, в отличие от многих других девушек, ее внешность и внутренний мир составляли гармоничное единство. Она рано лишилась матери, росла на лоне природы. Маша Троекурова с детства знала и любила народное творчество, с которым ее знакомила няня-крестьянка. Немного повзрослев, Маша начала читать сентиментальные романы, которые сделали девушку мечтательной и кроткой.

Маша Троекурова уважала своего отца, однако не видела в нем советчика и друга. Он любил ее, но был непоследователен в своем поведении. Кирил Петрович то старался угодить всем прихотям своей дочери, то вдруг жестоко обращался с ней. Поэтому Маша никак не могла ему полностью довериться, хотя и была привязана к нему.

Когда в поместье появился Владимир, приглашенный в качестве учителя музыки для сводного брата девушки, Маша сразу же увидела в нем, как Татьяна в Онегине, героя своего романа. Они начали общаться, Владимир изредка стал давать уроки музыки и ей. Маша Троекурова восхищалась усердием, благородством и храбростью молодого учителя. Таких мужчин, как Владимир, ей не приходилось раньше встречать. В ее доме бывали мужчины властные, разгульные, все мысли которых были о деньгах. Владимир Дубровский был полной противоположностью им. Маша, как и он, была равнодушна к деньгам и превыше всего ценила внутренний мир человека. Конечно, она сразу нашла во Владимире родственную душу, как и он в ней.

Когда выяснилось, что учитель Дефорж на самом деле является известным разбойником Дубровским, которого ищет полиция, девушка испугалась, однако не отреклась от своих чувств. Когда героиня узнала, что Кирил Петрович планирует выдать ее за богатого человека, который совсем ей не нравился, девушка решила, что совершит побег из дома вместе с Владимиром. К сожалению, он не удался.

Вот Маша Троекурова стоит у алтаря. Она бледна, мрачна. Все мысли ее заняты Дубровским. Маша думает о нем, ждет его, надеется… Но все зря - Владимир не приехал, свадьба состоялась.

И когда Дубровский уже после венчания пытается догнать карету и освободить свою возлюбленную, Маша говорит, что она теперь жена другого человека. И вновь нам вспоминается Татьяна Ларина, которая тоже испытывала чувства к Онегину, но отказала ему, так как долг для нее превыше всего. Как и Татьяна, Маша Троекурова признается Дубровскому, что любит его. Однако она не может предать человека, который теперь является ее мужем, в верности которому она поклялась перед Богом. Дело в том, что Мария Троекурова с детства впитала высокую мораль, ответственность, чувство долга. Эти понятия для нее дороже любви. В этом и ее достоинство, и ее жизненная драма.

Характеристика Маши Троекуровой очень важна для понимания одного из наиболее известных романов А. Пушкина «Дубровский». Эта героиня, являясь главным действующим женским персонажем, занимает центральное место в данном произведении, так как именно с ней связана любовная линия, основная интрига романа, а также его развязка. Кроме того, девушка сыграла важную роль в развитии и эволюции самого Дубровского, так как любовь к ней заставила его отказаться от плана мести.

Происхождение

Характеристика Маши Троекуровой должна начинаться с описания ее социального места в обществе. Она была дочерью помещика Кирилла Петровича, который был известен во всей округе своим крутым и своенравным характером. Его вражда с отцом главного героя привела к смерти старого Дубровского, что и спровоцировало конфликт между этими двумя семьями. Однако девушка пошла явно не в своего отца. Характеристика Маши Троекуровой показывает многогранность ее личности.

Она была доброй, мягкой и отзывчивой, хотя и не была лишена некоторых сословных предрассудков, свойственных людям его круга. Так, например, когда Владимир появился в доме ее отца в качестве воспитателя, девушка первоначально смотрела на него как на обычного слугу. Но вместе с тем она была способная оценить его ум и благородство: когда мнимый француз во время очередного розыгрыша Троекурова не испугался напавшего на него медведя, и вместе того, чтобы бежать, не растерялся и застрелил хищника, девушка изменила свое мнение о нем и с тех пор стала его уважать (как, впрочем, и всех остальных обитателей поместья).

Воспитание и образование

Характеристика Маши Троекуровой поможет учащимся понять те условия, в которых жили и воспитывались русские барышни в провинции в первой половине 19-го века. В то время правилом хорошего тона для дворян считалось знание французского языка. Героиня, в отличие от своего отца, очень хорошо им владела, поэтому она служила своему отцу переводчиком в общении с мнимым учителем. У Владимира, назвавшегося Дефоржем, она брала уроки игры на фортепиано.

В рассматриваемое время считалось, что каждая барышня должна уметь петь и играть на музыкальном инструменте. За этими занятиями Дубровский и Маша Троекурова быстро нашли общий язык и под конец подружились.

Отношения с семьей

Героиня любила своего отца, однако из текста произведения читатель понимает, что вместе с тем она его очень боялась и почти никогда не осмеливалась ослушаться его указаний. И лишь когда Кирилл Петрович решил выдать ее замуж против воли за старого, но богатого и влиятельного князя Верейского, она впервые проявила неповиновение. К тому времени Дубровский и Маша Троекурова уже полюбили друг друга, поэтому девушка изо всех сил сопротивлялась решению отца. Однако она не смогла бороться с ним самостоятельно и, не дождавшись помощи от Владимира, который опоздал, вышла за князя замуж. Девушка любила своего младшего брата, хотя автор показывает это всего в одной сцене. Тем не менее, эпизод, в котором мальчик предлагает ей помощь, весьма важен - он показывает их привязанность друг к другу.

Любовная линия

Образ Маши Троекуровой в полной мере раскрывается в ее отношениях с Дубровским. Как выше уже говорилось, молодая девушка искренне привязалась к своему учителю музыки, не подозревая, что под личиной скромного француза скрывается грозный предводитель разбойников.

Она также заметила, что сама произвела на него довольно сильное впечатление, и ждала от него любовного признания, которое не замедлило последовать вместе с раскрытием личности мнимого учителя. У девушки хватило духу ничем не выдать своего интереса к Дубровскому, более того, она решила сохранить ему верность, несмотря на двусмысленное положение, в которое попали влюбленные.

Развязка

Образ Маши Троекуровой занимает центральное место в произведении наравне с основной интригой романа. В критическую минуту, когда Троекуров решил устроить ее замужество, девушка проявила твердость и решительность, которую от нее было трудно ожидать. Она даже однажды забылась и пригрозила отцу тем, что позовет на помощь Владимира. Однако без действенной помощи последнего девушка, разумеется, ничего не могла сделать.

Поэтому, когда Дубровский по неизвестным причинам опоздал с помощью, она вышла замуж за князя. В финале героиня отказывается бежать вместе с ним от мужа, объясняя этот поступок тем, что не может нарушить клятву и преступить нравственный закон. В этой сцене сказались все благородство и твердость девушки, которая ждала помощи до последней минуты. Однако, став княгиней Верейской, она не нарушила клятвы (точно так же поступит Татьяна в романе «Евгений Онегин»).

Значение

Одно из наиболее значимых произведений в творчестве Пушкина - роман «Дубровский». История Маши Троекуровой не менее интересна, чем интрига, связанная с приключениями главного героя. Можно даже сказать, что она получилась более правдоподобной и жизненной.

Драматичную историю с благородным разбойником автор явно заимствовал из популярных в то время французских романов. Впрочем, у главного героя был реальный прототип, и история дворянина, вынужденно ставшего разбойником, послужила основой произведения. Однако жизнь Маши Троекуровой описана очень реалистично, так как ее судьба - это собирательная история многих провинциальных барышень 19-го века, чем ее образ особенно интересен для читателя, интересующегося образом жизни российских дворян.

Маша, Марья Кириловна Троекурова - характеристика персонажа

Маша, Марья Кириловна Троекурова — нежная дочь грозного провинциального самодура; семнадцатилетняя красавица, в которую влюблен двадцатитрехлетний Владимир Дубровский, наследник помещика, разоренного ее отцом. Возраст; белое платье уездной барышни; воспитательница-француженка (мамзель Мими, прижившая от Кирилы Петровича Троекурова Сашу, сводного брата М.); огромная библиотека, составленная в основном из французских писателей XVIII»Шв. и находящаяся в полном распоряжении пылкой читательницы романов, — все эти составляющие образа М., в разных сочетаниях, присущи разным героиням Пушкина. На устойчивом фоне заметнее индивидуальные черты: скрытность, внутреннее , твердость. воспитан обстоятельствами: отец то ублажает любимую дочь, то пугает неукротимостью гнева; соседи страшатся Троекурова — искренность исключена; увеселения Кирилы Петровича не допускают женского общества; сводный брат слишком мал; мать умерла.

Без матери (и, по существу, без отца, который им не занимается) растет и Владимир Дубровский, сын единственного из троекуровских соседей, кому — несмотря на бедность — «дозволено» не бояться Кирилы Петровича. Это сближает детей; но дружба их продолжается недолго: в возрасте 8 лет Владимира отправляют в Петербург, а когда он возвращается, между ним и М. уже лежит непреодолимая социальная пропасть. Семейства в смертельной ссоре; Троекуров неправедно отсудил у Дубровских единственное их имение; Дубровский-старший умер, а сын не пустил на порог Кирилу Петровича, явившегося с запоздалым предложением мира.

Точно так же в большинстве своем узнаваемы традиционны сюжетные положения, в которые автор ставит М. Война отцов (как то было и в повести «Барышня-крестьянка») уподоблена войне Алой и Белой розы — недаром покойная мать Дубровского изображена на портрете именно с алой розой, а М., в свою очередь, показана вышивающей розу на пяльцах. Разоренный Дубровский, сделавшийся разбойником, является в дом под видом Дефоржа, француза-учителя маленького Саши; естественно, что воспитанная в аристократическом духе М. его не замечает — как не замечала бы мастерового или слугу; и столь же естественно, что хладнокровие, с каким Дубровский-«Дефорж» убивает разъяренного медведя (одна из забав Троекурова), поражает ее романическое воображение. Следующий за этим сюжетный ход многократно использован писателями и драматургами: уроки музыки, которые влюбленный герой дает героине, чтобы найти путь к ее сердцу. В конце концов, подобно Марье Гавриловне из повести « », М., не ведающая, кто скрывается под маской Дефоржа, идет на первое свидание, готовя сценарий эффектного отказа. И, подобно ей же, поражена неожиданностью развязки. Владимир открывается перед ней, объясняется в любви, объявляет о невозможности брака и о том, что должен бежать из дома Троекурова, ибо обман вот-вот будет обнаружен.

Приходит время другой литературной параллели; как героиня поэмы Мицкевича «Конрад Валленрод», М. становится возлюбленной благородного разбойника. Привычен и прием с кольцом, которое дарит героине герой, чтобы та в случае опасности опустила это кольцо в дупло дуба. Это будет означать, что М., несмотря ни на что, просит Дубровского увезти ее из дома.

И точно так же, как литературно-узнаваемые черты резко оттеняют индивидуальность характера М., так типовой набор сюжетных положений любовно-авантюрного романа шаг за шагом ведет ее к финальной трагедии самоотвержения. Сосватанная за пятидесятилетнего аристократа Верейского, М. в отчаянии подает знак Дубровскому; жених-разбойник опаздывает и останавливает свадебный кортеж лишь на возвратном пути, из церкви; обвенчанная М. отказывается нарушить клятву пожизненной верности, данную Верейскому. В этом итоговом выборе она уподобляется Татьяне Лариной. Но в том и дело, что поступок Татьяны подчеркнуто-нелитературен; а значит, параллель с нею выводит и образ М. Троекуровой за рамки сугубо литературной традиции, перенося его в область традиции общенациональной. Нельзя сказать, что из двух несчастий — стать беглой спутницей любимого разбойника или покорной супругой ненавистного старика-сластолюбца— она выбирает меньшее. Она выбирает не меньшее и не большее, а то, которое не требует измены. И, значит, отказывает Дубровскому как русская женщина, а не как героиня европейского романа; это более чем важно для Пушкина.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения