Голландские художники портреты. Голландские художники и их история. Винсент Ван Гог - гениальный самородок

Основные тенденции, этапы развития живописи и знаковые живописцы Голландии.

Голландская живопись

Введение

Голландскую живопись XVII века иногда ошибочно считают искусством для среднего класса, преклоняясь перед фламандской живописью этого периода и называя ее придворной, аристократической. Не менее ошибочным является мнение о том, что голландские художники занимаются только изображением непосредственной человеческой среды, используя для этой цели пейзаж, города, море, жизнь людей, в то время как фламандское искусство посвящено исторической живописи, которая в теории искусства считается более возвышенным жанром. В противоположность этому, для общественных зданий в Голландии, которые должны были иметь внушительный вид, а также богатых посетителей, какими бы ни были их религиозные убеждения или происхождение, требовались картины на аллегорическую или мифологическую тематику.

Любое разделение нидерландской школы живописи на фламандскую и голландскую ветви вплоть до начала XVII в. ввиду постоянного творческого обмена между областями было бы искусственным. Например, Питер Артсен, родившийся в Амстердаме, до возвращения в родной город в 1557 году работал в Антверпене , а его ученик и племянник Иоахим Букелаер всю жизнь провел в Антверпене. В связи с подписанием Утрехтской унии и обособлением семи северных провинций многие жители после 1579–1581 гг. эмигрировали из северных Нидерландов в протестантскую часть искусственно разделенной страны.

«Мясная лавка». Артсен.

Развитие искусства

Импульс к независимому развитию голландской живописи исходил от фламандских художников. Бартоломеус Спрангер, родившийся в Антверпене и получивший образование в Риме, стал основателем виртуозного, придворного, искусственного стиля, который в результате временного проживания Спрангера в Вене и Праге стал межнациональным «языком». В 1583 г. живописец и теоретик искусства Карель ван Мандер привез этот стиль в Харлем. Одним из главных мастеров этого харлемского или утрехтского маньеризма был Абрахам Блумарт.

Затем Исайя ван де Вельде, рожденный в Голландии в семье эмигрантов из Фландрии, и учившийся в кругу живописцев, центром которого были фламандские художники Давид Винкбонс и Гиллис Конинксло, в своих ранних картинах выработал реалистический стиль живописи, который отсылал к Яну Брейгелю-старшему, с яркими цветовыми градациями художественных планов. Около 1630 г, в Голландии утвердилась тенденция к объединению художественного пространства и слиянию цветов разных слоев. С тех пор многогранная природа изображаемых вещей уступила место ощущению пространства и атмосферы воздушной дымки, которые передавались с постепенно нарастающим монохромным использованием цвета. Исайя ван де Вельде воплощал этот стилистический виток в искусстве вместе со своим учеником Яном ван Гоэном.


Зимний пейзаж. Вельде.

Один из наиболее монументальных пейзажей высокого барокко , «Большой лес», кисти Якоба ван Рейсдаля, принадлежит к следующему периоду развития голландской живописи. Зрителю больше не приходится переживать достаточно аморфный вид простирающегося пространства в серо-коричневых тонах с несколькими бросающимися в глаза мотивами; отныне впечатление производит фиксированная, энергетически акцентированная структура.

Жанровая живопись

Голландская жанровая живопись, которую, по сути, вряд ли можно назвать всего лишь портретированием повседневной жизни, часто несущим в себе моралистическое послание, представлена в Вене работами всех основных ее мастеров. Ее центром был Лейден, где Жерар Ду, первый ученик Рембрандта , основал школу, известную под названием «Лейденская школа изящной живописи (fijnschilders)».

Фигуративная живопись

Встреча офицеров роты. Франс Хальс.

Три величайших голландских мастера фигуративной живописи, Франс Хальс, Рембрандт и Ян Вермеер Дельфтский, следовали друг за другом с интервалом почти в целое поколение. Хальс родился в Антверпене и работал в Харлеме главным образом как портретист. Для многих он стал олицетворением открытого, жизнерадостного и спонтанного живописца-виртуоза, в то время как искусство Рембрандта, мыслителя - как гласит клише, - раскрывает истоки человеческой судьбы. Это одновременно и справедливо, и неправильно. Что сразу бросается в глаза при взгляде на портрет или групповой портрет кисти Хальса, так это способность передать человека, которого переполняют эмоции, в движении. Для того чтобы изобразить ускользающий момент, Хальс использует открытые, заметно нерегулярные мазки, перекрещивающиеся зигзагами или в виде штриховки. Этим создается эффект постоянно мерцающей поверхности, подобной наброску, которая сливается в единый образ только при взгляде с определенного расстояния. После возвращения «подарков» Ротшильда - выразительный портрет мужчины в черном был приобретен для коллекции принца Лихтенштейнского и таким образом вернулся в Вену. Музей истории искусств владеет только одной картиной Франца Хальса, портретом молодого человека, который уже выступал в коллекции Карла VI как один из немногочисленных образцов «протестантского» искусства Голландии. Портреты, написанные в поздний период творчества Хальса, ближе к работам Рембрандта по психологической проникновенности и отсутствию позерства.

Благодаря тонким переходам оттенков и областям светотени кьяроскуро Рембрандта словно окутывает фигуры звучащим пространством, в котором обитают настроение, атмосфера, нечто неосязаемое и даже невидимое. Творчество Рембрандта в Венской картинной галерее представлено только портретами, хотя «Мать художника» и «Сын художника» могут также считаться однофигурными историческими картинами. В так называемом «Большом автопортрете» 1652 г. художник предстает перед нами в коричневой блузе, с поворотом лица в три четверти. Его взгляд самоуверен и даже вызывающ.

Вермеер

Лишенное драматизма искусство Яна Вермеера, полностью сосредоточенное на созерцании, считалось отражением голландского среднего класса, теперь независимого и довольного тем, что у него есть. Однако простота художественных концепций Вермеера обманчива. Их ясность и спокойствие являются результатом точного анализа, включающего использование новейших технических изобретений, таких как камера обскура. «Аллегорию живописи», созданную около 1665–1666 годов, вершинное произведение Вермеера с точки зрения работы с цветом, можно назвать наиболее амбициозной его картиной. Процесс, начатый Яном ван Эйком, уроженцем северных Нидерландов, пассивное, отстраненное созерцание недвижимого мира, всегда оставался главной темой голландской живописи и в работах Вермеера достиг аллегорического и в то же время действительного апофеоза.

Обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Нидерланды - уникальная страна, подарившая миру не один десяток выдающихся деятелей искусства. Известные дизайнеры, художники и просто талантливые исполнители - вот небольшой список, которым может пощеголять это небольшое государство.

Расцвет искусства Голландии

Эпоха процветания искусства реализма длилась в Голландии сравнительно недолго. Этот период охватывает весь XVII век, однако масштабы его значимости сильно превосходят данные хронологические рамки. Голландские художники того времени стали образцом для подражания для последующего поколения живописцев. Дабы эти слова не звучали голословными, стоит упомянуть фамилии Рембрандт и Гальса, Поттера и Рейсдаля, которые навеки укрепили за собой статус непревзойденных мастеров реалистичного изображения.

Весьма значимым представителем нидерландской Ян Вермеер. Его принято считать самым загадочным персонажем в эпоху расцвета голландской живописи, так как, будучи известным при жизни, он утратил интерес к своей персоне уже менее чем через полвека. О биографических сведениях Вермеера мало что известно, в основном искуствоведы исследовали историю о нем с помощью изучения его работ, однако и здесь были сложности - художник практически не датировал свои полотна. Наиболее ценными с эстетической точки зрения принято считать работы Яна "Служанка с кувшином молока" и "Девушка с письмом".

Не менее известными и достойными уважения художниками были Ганс Мемлинг, Иероним Босх, гениальный Ян ван Эйк. Всех творцов отличает обращение к бытовому нашедшему отражение в натюрмортах, пейзажах и портретах.

Наложила свой отпечаток на последующее развитие французского искусства второй половины XVII века и стала образцом для реалистичных пейзажей, творящихся в эпоху Возрождения. Не обделили вниманием голландцев и русские художники-реалисты. Можно смело утверждать, что искусство Нидерландов стало прогрессивным и показательным и сумело найти отражение в полотне каждого выдающегося художника, писавшего натуральные этюды.

Рембрандт и его наследие

Полное имя художника - Рембрандт ван Рейн. Он был рожден в памятном 1606 году в достаточно преуспевающей на те времена семье. Будучи четвертым ребенком, он все-таки получил хорошее образование. Отец хотел, чтобы его сын окончил университет и стал выдающимся деятелем, однако его ожидания не оправдались ввиду низкой успеваемости мальчика, и дабы все старания не прошли зря, он был вынужден уступить парню и согласиться с его желанием стать художником.

Учителями Рембрандта стали голландские художники Якоб ван-Сваненбюрх и Питер Ластман. Первый обладал достаточно посредственными навыками в живописи, однако сумел снискать уважение к своей личности, так как долгое время провел в Италии, общаясь и работая с местными художниками. Рембрандт недолго находился рядом с Яковом и отправился на поиски иного учителя в Амстердам. Там он поступил на учение к Питеру Ластману, ставшему для него настоящим наставником. Именно тот обучил юношу гравюрному искусству в той мере, которую ее могут наблюдать современники.

Как свидетельствуют работы мастера, выполненные в огромном количестве, Рембрандт стал вполне оформившимся художником уже к 1628 году. В основу его эскизов ложились любые предметы, не стали исключением и человеческие лица. Обсуждая портреты голландских художников, нельзя не упомянуть имя Рембрандта, который со своих юных лет прославился недюжинным талантом на этом поприще. Он написал немало отца и матери, которые нынче хранятся в галереях.

Рембрандт быстро набирал популярность в Амстердаме, но при этом не прекращал совершенствоваться. В 30-е годы XVII века создаются его знаменитые шедевры «Урок анатомии», «Портрет Коппеноля».

Интересен тот факт, что в то время Рембрандт женится на прекрасной Саксии, и в его жизни начинается благодатная пора изобилия и славы. Юная Саксия стала музой художника и воплотилась не на одной картине, однако, как свидетельствуют искусствоведы, ее черты неоднократно встречаются в других портретах мастера.

Умер художник в нищете, не утратив при этом приобретенную им при жизни известность. Его шедевры сосредоточены во всех крупных галереях мира. Его по праву можно назвать мастером, чьи работы являют собой синтез всей средневековой реалистичной живописи. Технически его работы нельзя назвать идеальными, так как он не гнался за верностью построения рисунка. Самым важным художественным аспектом, выделяющим его среди представителей школ живописи, была его непревзойденная игра светотени.

Винсент Ван Гог - гениальный самородок

Услышав фразу «великие голландские художники», многие люди сразу же рисуют в голове образ Винсента Ван Гога, его неоспоримо прекрасные и сочные картины, которые были оценены по достоинству лишь после смерти художника.

Этого человека можно назвать уникальной в своем роде и гениальной личностью. Будучи сыном пастора, Ван Гог, как и его брат, пошли по стопам отца. Винсент изучал теологию и даже был проповедником в бельгийском городке Боринаже. На его счету также работа комиссионером и различные переезды. Однако служба в приходе и тесное соприкосновение с суровыми буднями шахтеров возродили в юном гении внутреннее ощущение несправедливости. Ежедневно созерцая поля и быт рабочих людей, Винсент так вдохновился, что принялся рисовать.

Голландские художники в первую очередь известны своими портретами и пейзажами. Не стал исключением и Винсент Ван Гог. К своему тридцатилетию он бросает все и начинает активно заниматься живописью. На этот период приходится создание его известных работ «Едоки картофеля», «Крестьянка». Все его работы проникнуты остервенелым сочувствием к простым людям, которые кормят всю страну, но при этом едва могут прокормить собственные семьи.

Позже Винсент направляется в Париж, и направленность его работ несколько меняется. Появляются напряженные образы и новые темы для сопереживания. Полунищенский образ жизни и женитьба на проститутке отразились и на его искусстве, что хорошо просматривается в картинах «Ночное кафе», «Прогулка заключенных».

Дружба с Гогеном

Начиная с 1886 года, ван Гог увлекся изучением пленэрной живописи импрессионистов и проявляет интерес к японской гравюре. Именно с того момента в работах художника просматриваются характерные черты Гогена и Тулуз-Лотрека. В первую очередь это прослеживается в изменении передачи цветового настроения. В работах начинают преобладать мазки насыщенно желтого цвета, а также голубое «сверкание». Первыми этюдами в характерной цветовой гамме были: «Мост через Сену» и «Портрет папаши Танги». Последний ослепляет своей яркостью и смелыми мазками.

Дружба между Гогеном и Ван Гогом носила корреляционный характер: они взаимно влияли на творчество хоть и использовали разные выразительные инструменты, активно обменивались подарками в виде собственных картин и неустанно спорили. Разность между характерами, неуверенная позиция Винсента, который считал, что его живописные манеры «по-сельски скотские», рождала споры. В некотором роде Гоген был более приземленной личностью, нежели В,ан Гог. Страсти в их отношениях так накалялись, что однажды они поссорились в их любимом кафе и Винсент швырнул в Гогена стакан с абсентом. Ссора на этом не завершилась, и на следующий день последовала длительная череда обвинений в сторону Гогена, который, по словам Ван Гога, был повинен во всех Именно по окончании этой истории голландец был так взбешен и подавлен, что отрезал себе часть уха, которую он любезно преподнес в подарок одной проститутке.

Голландские художники, независимо от эпохи их жизни, неоднократно доказывали обществу свою непревзойденную манеру переносить моменты жизни на холст. Однако, пожалуй, никто в мире так и не смог удостоиться звания гения, не обладая при этом ни малейшим понятием о технике рисунка, построении композиции и способах художественной передачи. Винсент Ван Гог является уникальным самородком, который сумел добиться мирового признания благодаря своему упорству, чистоте духа и непомерной жажде к жизни.

Тем временем это особенная, достойная более детального изучения область европейской культуры, в которой отражается самобытная жизнь народа Голландии тех времен.

История появления

Яркие представители художественного искусства стали появляться в стране в семнадцатом веке. Французские культурологи дали им общее название - «малые голландцы», которое не связано с масштабами талантов и обозначает привязанность к определенным темам из повседневной жизни, противоположным «большому» стилю с крупными полотнами на исторические или мифологические сюжеты. История возникновения голландской живописи была подробно описана в девятнадцатом веке, и авторы работ о ней тоже пользовались этим термином. «Малые голландцы» отличались светским реализмом, обращались к окружающему миру и людям, использовали живопись, богатую тонами.

Основные этапы развития

История возникновения голландской живописи может быть разделена на несколько периодов. Первый длился приблизительно с 1620 по 1630 годы, когда в национальном искусстве произошло утверждение реализма. Второй период голландская живопись переживала в 1640-1660 гг. Это время, на которое приходится настоящий расцвет местной художественной школы. Наконец, третий период, время, когда голландская живопись начала приходить в упадок - с 1670 до начала восемнадцатого века.

Стоит отметить, что культурные центры на протяжении этого времени менялись. В первом периоде ведущие художники работали в Харлеме, а главным представителем был Халса. Затем центр сместился в Амстердам, где наиболее значимые работы выполнили Рембрандт и Вермеер.

Сцены повседневной жизни

Перечисляя самые важные жанры голландской живописи, обязательно нужно начать с бытового - наиболее яркого и самобытного в истории. Именно фламандцы открыли миру сценки из бытовой жизни обычных людей, крестьян и горожан или бюргеров. Первопроходцами стали Остаде и его последователи Ауденрогге, Бега и Дюсарт. На ранних полотнах Остаде люди играют в карты, ссорятся и даже дерутся в трактире. Каждую картину отличает динамичный, в чем-то брутальный характер. Голландская живопись тех времен рассказывает и про мирные сцены: на некоторых работах крестьяне беседуют за трубкой и кружкой пива, проводят время на ярмарке или в кругу семьи. Влияние Рембрандта привело к распространенному использованию мягкой светотени золотистого цвета. Городские сцены вдохновляли таких художников, как Халс, Лейстер, Моленар и Кодде. В середине семнадцатого века мастера изображали врачей, ученых в процессе работы, собственные мастерские, хлопоты по дому или Каждый сюжет должен был занимательным, иногда до гротеска дидактичным. Некоторые мастера были склонны поэтизировать будни, например, Терборх изображал сцены музицирования или флирта. Метсю использовал яркие краски, превращая повседневность в праздник, а де Хох вдохновлялся простотой семейной жизни, залитой рассеянным дневным светом. Поздние представители жанра, к которым относятся такие голландские мастера живописи, как Ван дер Верф и Ван дер Нер, в своем стремлении к элегантному изображению часто создавали несколько претенциозные сюжеты.

Природа и ландшафты

Кроме того, голландская живопись широко представлена в жанре пейзажа. Он впервые зародился в творчестве таких мастеров Харлема, как ван Гойен, де Молейн и ван Рейсдал. Именно они начали изображать сельские уголки в определенном серебристом свете. Материальное единство природы выходило в работах на первый план. Отдельно стоит упомянуть морские пейзажи. Маринистами были такие 17 века, как Порселлис, де Влигер и ван де Капелле. Они не столько стремились передать определенные морские сцены, сколько старались изобразить саму воду, игру света на ней и в небе.

Ко второй половине семнадцатого века в жанре возникли более эмоциональные произведения с философскими идеями. Максимально раскрыл красоту голландского пейзажа Ян ван Рейсдал, изобразивший его во всем драматизме, динамике и монументальности. Продолжателем его традиций стал Хоббем, предпочитавший солнечные ландшафты. Конинк изображал панорамы, а ван дер Нер занимался созданием ночных пейзажей и передачей лунного света, восхода и заката. Для ряда художников также характерно изображение в пейзажах животных, например, пасущихся коров и лошадей, а также охоты и сценок с кавалеристами. Позднее художники начали увлекаться и иностранной природой - Бот, ван Лар, Веникс, Берхем и Хаккерт изображали Италию, купающуюся в лучах южного солнца. Зачинателем жанра стал Санредам, лучшими последователями которого можно назвать братьев Беркхейде и Яна ван дер Хейдена.

Изображение интерьеров

Отдельным жанром, которым отличалась голландская живопись в период расцвета, можно назвать сценки с церковными, дворцовыми и домашними комнатами. Интерьеры появились в полотнах второй половины семнадцатого века у мастеров Делфта - Хаукгеста, ван дер Влита и де Витте, который стал главным представителем направления. Используя техники Вермеера, художники изображали сценки, залитые солнечным светом, полные эмоций и объема.

Живописные яства и посуда

Наконец, еще один характерный жанр голландской живописи - натюрморт, в особенности изображение завтраков. Впервые им занялись харлемцы Клас и Хеда, которые рисовали накрытые столы с роскошной посудой. Живописный беспорядок и особая передача уютного интерьера наполнены серебристо-серым светом, характерным для серебряной и оловянной посуды. Утрехтские художники рисовали пышные цветочные натюрморты, а в Гааге мастерам особенно удавалось изображение рыб и морских гадов. В Лейдене возникло философское направление жанра, при котором с символами чувственного удовольствия или земной славы соседствуют черепа и песочные часы, призванные напоминать о скоротечности времени. Демократичные кухонные натюрморты стали отличительной чертой художественной школы Роттердама.

Примечание. В списке представлены помимо художников Нидерландов, также живописцы Фландрии.

Искусство Нидерландов 15 века
Первые проявления искусства Возрождения в Нидерландах относятся к началу 15 столетия. Первые живописные произведения, которые можно уже причислить к ранним ренессансным памятникам, были созданы братьями Губертом и Яном ван Эйк. Оба они – Губерт (умер в 1426) и Ян (около 1390–1441) – сыграли решающую роль в становлении нидерландского Ренессанса. О Губерте почти ничего неизвестно. Ян был, видимо, весьма образованным человеком, изучал геометрию, химию, картографию, выполнял некоторые дипломатические поручения бургундского герцога Филиппа Доброго, на службе у которого, между прочим, состоялась его поездка в Португалию. О первых шагах Возрождения в Нидерландах позволяют судить живописные работы братьев, выполненные в 20–х годах 15 века, и среди них такие, как «Жены-мироносицы у гроба» (возможно, часть полиптиха; Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген), «Мадонна в церкви» (Берлин), «Святой Иероним» (Детройт, Художественный институт).

Братья ван Эйки в современном им искусстве занимают исключительное место. Но они не были одиноки. Одновременно с ними работали и другие живописцы, стилистически и в проблемном отношении им родственные. Среди них первое место бесспорно принадлежит так называемому Флемальскому мастеру. Было сделано немало остроумных попыток определить его подлинное имя и происхождение. Из них наиболее убедительна версия, по которой этот художник получает имя Робер Кампен и довольно развитую биографию. Ранее именовался Мастером алтаря (или «Благовещения») Мероде. Существует также малоубедительная точка зрения, относящая приписанные ему работы молодому Рогиру ван дер Вейдену. О Кампене известно, что он родился в 1378 или 1379 году в Валансьене, получил звание мастера в 1406 в Турне, там жил, исполнил помимо живописных работ немало декоративных, был учителем ряда живописцев (в том числе Рогира ван дер Вейдена, о котором речь пойдет ниже, – с 1426, и Жака Дарэ – с 1427) и умер в 1444 году. Искусство Кампена сохранило бытовые черты в общей «пантеистической» схеме и тем самым оказалось весьма близким следующему поколению нидерландских живописцев. Ранние произведения Рогира ван дер Вейдена и Жака Дарэ, автора, чрезвычайно зависевшего от Кампена (примером тому его «Поклонение волхвов» и «Встреча Марии и Елизаветы», 1434–1435; Берлин), отчетливо выявляют интерес к искусству этого мастера, в чем безусловно проявляется тенденция времени.

Портрет молодой женщины, 1445, Картинная галерея, Берлин


Святой Иво, 1450, Национальная галерея, Лондон


Святой Лука, пишуший образ Мадонны, 1450, Музей Гронинген, Брюгге

Рогир ван дер Вейден родился в 1399 или 1400 году, прошел обучение у Кампена (то есть в Турне), в 1432 получил звание мастера, в 1435 году переехал в Брюссель, где был официальным живописцем города: в 1449–1450 годах совершил поездку в Италию и умер в 1464. У него учились некоторые крупнейшие художники нидерландского Ренессанса (например, Мемлинг), и он пользовался широкой известностью не только на родине, но и в Италии (прославленный ученый и философ Николай Кузанский назвал его величайшим художником; позже его работы отметил Дюрер). Творчество Рогира ван дер Вейдена послужило питательной основой для самых различных живописцев следующего поколения. Достаточно сказать, что мастерская его – первая в Нидерландах столь широко организованная мастерская – оказала сильнейшее влияние на беспрецедентное для 15 столетия распространение стиля одного мастера, низвела в конечном итоге этот стиль к сумме трафаретных приемов и даже сыграла роль тормоза для живописи конца века. И все же искусство середины 15 века не может быть сведено к рогировской традиции, хотя и тесно с ней связано. Другой путь олицетворяется в первую очередь работами Дирика Баутса и Альберта Оуватера. Им, как и Рогиру, несколько чуждо пантеистическое восхищение жизнью, и у них образ человека все более теряет связь с вопросами мироздания – вопросами философскими, теологическими и художественными, приобретая все большую конкретность и психологическую определенность. Но Рогир ван дер Вейден, мастер повышенного драматического звучания, художник, стремившийся к образам индивидуальным и вместе с тем возвышенным, интересовался главным образом сферой духовных свойств человека. Достижения Баутса и Оуватера лежат в области усиления бытовой достоверности изображения. Среди формальных проблем их более интересовали вопросы, связанные с решением не столько выразительных, сколько изобразительных задач (не острота рисунка и экспрессия цвета, а пространственная организация картины и естественность, натуральность световоздушной среды).

Но прежде чем перейти к рассмотрению творчества двух этих живописцев, следует остановиться на явлении менее крупного масштаба, которое показывает, что открытия искусства середины века, будучи одновременно и продолжением традиций ван Эйков–Кампена и отступничеством от них, в обоих этих качествах были глубоко оправданны. Более консервативный живописец Петрус Кристус наглядно демонстрирует историческую неизбежность этого отступничества даже для художников, не склонных к радикальным открытиям. С 1444 года Кристус стал гражданином Брюгге (умер там же в 1472/1473) – то есть он видел лучшие работы ван Эйка и формировался под влиянием его традиции. Не прибегая к острой афористичности Рогира ван дер Вейдена, Кристус добился более индивидуализированной и дифференцированной характеристики, чем это делал ван Эйк. Однако, его портреты (Э. Гримстона – 1446, Лондон, Национальная галерея; монаха-картезианца – 1446, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) свидетельствуют вместе с тем об известном снижении образности в его творчестве. В искусстве все сильнее обозначалась тяга к конкретному, индивидуальному, частному. Быть может, четче всего эти тенденции проявлялись в творчестве Баутса. Более молодой, чем Рогир ван дер Вейден (родился между 1400 и 1410), он был далек от драматизма и аналитичности этого мастера. И все же ранний Баутс во многом исходит от Рогира. Алтарь со «Снятием со креста» (Гранада, собор) и ряд других картин, например «Положение во гроб» (Лондон, Национальная галерея), свидетельствуют о глубоком изучении творчества этого художника. Но уже здесь заметно и своеобразие – Баутс предоставляет своим героям больше пространства, его интересует не столько эмоциональная среда, сколько действие, самый процесс его, его персонажи активнее. То же – в портретах. В превосходном мужском портрете (1462; Лондон, Национальная галерея) молитвенно поднятые – хотя и без всякой экзальтации – глаза, особый склад рта и аккуратно сложенные руки обладают такой индивидуальной окраской, которой не знал ван Эйк. Даже в деталях ощутим этот личный оттенок. Несколько прозаический, но простодушно реальный отсвет лежит на всех работах мастера. Заметнее всего он в его многофигурных композициях. И особенно в наиболее прославленном его произведении – алтаре лувенской церкви святого Петра (между 1464 и 1467). Если произведение ван Эйка зритель всегда воспринимает как чудо творчества, созидания, то перед работами Баутса возникают иные чувства. Композиционная работа Баутса говорит о нем скорее как о режиссере. Памятуя об успехах такого «режиссерского» метода (то есть метода, при котором задача художника – расставить как бы извлеченные из натуры характерные действующие лица, организовать сцену) в последующих веках, следует со вниманием отнестись к этому явлению в творчестве Дирка Баутса.

Следующая ступень искусства Нидерландов захватывает последние три-четыре десятилетия 15 века – время чрезвычайно тяжелое для жизни страны и ее культуры. Этот период открывается творчеством Иоса ван Вассенхове (или Иос ван Гент; между 1435–1440 – после 1476), художника, сыгравшего немалую роль в становлении новой живописи, но уехавшего в 1472 году в Италию, акклиматизировавшегося там и органически включившегося в итальянское искусство. Его алтарь с «Распятием» (Гент, церковь святого Бавона) свидетельствует о тяготении к повествовательности, но одновременно о стремлении лишить рассказ холодной бесстрастности. Последнего он хочет достигнуть при помощи изящества и декоративности. Его алтарь – светское по своему характеру произведение со светлой цветовой гаммой, построенной на изысканных переливающихся тонах.
Этот период продолжается творчеством мастера исключительного дарования – Хуго ван дер Гуса. Он родился около 1435 года, стал мастером в Генте в 1467 и умер в 1482 году. К наиболее ранним произведениям Гуса следует отнести несколько изображений мадонны с младенцем, отличающихся лирическим аспектом образа (Филадельфия, Музей искусств, и Брюссель, Музей), и картину «Святая Анна, Мария с младенцем и донатор» (Брюссель, Музей). Развивая находки Рогира ван дер Вейдена, Гус видит в композиции не столько способ гармонической организации изображаемого, сколько средство для концентрации и выявления эмоционального содержания сцены. Человек замечателен для Гуса только силой своего личного чувства. При этом Гуса влекут чувства трагические. Однако образ святой Женевьевы (на обороте «Оплакивания») свидетельствует о том, что в поисках обнаженной эмоции Хуго ван дер Гус начал обращать внимание и на ее этическую значительность. В алтаре Портинари Гус старается выразить свою веру в душевные возможности человека. Но его искусство становится нервным и напряженным. Художественные приемы Гуса разнообразны – особенно когда ему нужно воссоздать душевный мир человека. Иногда, как в передаче реакции пастухов, он в определенной последовательности сопоставляет близкие чувства. Иногда, как в образе Марии, художник намечает общие черты переживания, по которым зритель дорисовывает чувство в целом. Порой – в образах узкоглазого ангела или Маргариты – он прибегает для расшифровки образа к композиционным или ритмическим приемам. Иногда сама неуловимость психологического выражения превращается у него в средство характеристики – так на сухом, бесцветном лице Марии Барончелли играет отсвет улыбки. И огромную роль играют паузы – в пространственном решении и в действии. Они дают возможность мысленно развить, докончить то чувство, которое художник наметил в образе. Характер образов Хуго ван дер Гуса всегда зависит от той роли, которую они должны играть в целом. Третий пастух реально натурален, Иосиф – развернуто психологичен, ангел справа от него – почти ирреален, а образы Маргариты и Магдалины сложны, синтетичны и построены на исключительно тонких психологических градациях.

Хуго ван дер Гус всегда хотел выразить, воплотить в своих образах душевную мягкость человека, его внутреннюю теплоту. Но по существу, последние портреты художника свидетельствуют о нарастании в творчестве Гуса кризиса, ибо его духовный строй порожден не столько осознанием индивидуальных качеств личности, сколько трагичной для художника утратой единства человека и мира. В последней работе – «Смерть Марии» (Брюгге, Музей) – этот кризис выливается в крушение всех творческих устремлений художника. Отчаяние апостолов беспросветно. Их жесты бессмысленны. Наплывающий в сиянии Христос своими страданиями как бы оправдывает их страдания, и его пронзенные ладони вывернуты к зрителю, а неопределенных размеров фигура нарушает масштабный строй и чувство реальности. Также нельзя понять меру реальности переживания апостолов, ибо чувство у всех них одно. И оно не столько их, сколько художника. Но носители его все же физически реальны и психологически убедительны. Подобные образы возродятся позже, когда в конце 15 века в нидерландской культуре подойдет к своему исчерпанию столетняя традиция (у Босха). Странный зигзаг составляет основу композиции картины и организует ее: сидящий апостол, один лишь недвижный, смотрящий на зрителя, наклонен слева направо, простертая Мария – справа налево, Христос, наплывающий,– слева направо. И этот же зигзаг в цветовой гамме: фигура сидящего цветом связана с Марией, та, лежащая на мутно-синей ткани, в одеянии тоже синем, но синевы предельной, крайней, затем – бесплотная, нематериальная голубизна Христа. А вокруг краски одеяний апостолов: желтые, зеленые, голубые – бесконечно холодные, ясные, неестественные. Чувство в «Успении» обнажено. Оно не оставляет места ни надежде, ни человечности. В конце жизни Хуго ван дер Гус ушел в монастырь, его самые последние годы были омрачены душевной болезнью. Видимо, в этих биографических фактах можно видеть отражение трагических противоречий, определивших искусство мастера. Творчество Гуса знали и ценили, и оно привлекало внимание даже за пределами Нидерландов. Жан Клуэ Старший (Мастер из Мулена) находился под сильнейшим влиянием его искусства, Доменико Гирландайо знал и изучал алтарь Портинари. Однако современники не поняли его. Нидерландское искусство неуклонно склонялось к другому пути, и отдельные следы воздействия творчества Гуса только оттеняют прочность и распространенность этих других тенденций. С наибольшей полнотой и последовательностью они проявились в работах Ханса Мемлинга.


Суета земная, триптих, центральная панель,


Ад, левая панель триптиха "Суета земная",
1485, Музей изящных искусств, Страстбург

Ханс Мемлинг, родившийся, видимо, в Зелигенштадте, около Франкфурта-на-Майне, в 1433 году (умер в 1494), художник получил великолепную выучку у Рогира и, перебравшись в Брюгге, снискал там себе самую широкую известность. Уже относительно ранние произведения обнаруживают направление его исканий. Начала светлое и возвышенное получили у него гораздо более светский и земной смысл, а все земное – некоторую идеальную приподнятость. Примером может служить алтарь с мадонной, святыми и донаторами (Лондон, Национальная галерея). Мемлинг стремится сохранить повседневный облик своих реальных героев и приблизить к ним героев идеальных. Возвышенное начало перестает быть выражением неких пантеистически понятых общих мировых сил и превращается в естественное духовное свойство человека. Принципы творчества Мемлинга яснее проступают в так называемом Floreins-Altar (1479; Брюгге, музей Мемлинга), главная сцена и правая створка которого являются, по существу, вольными копиями соответствующих частей мюнхенского алтаря Рогира. Он решительно уменьшает размеры алтаря, срезает верх и боковые части рогировской композиции, сокращает число фигур и как бы приближает действие к зрителю. Событие утрачивает свой величественный размах. Образы участников лишаются представительности и приобретают частные черты, композиция – оттенок мягкой гармонии, а цвет, сохраняя чистоту и прозрачность, совершенно теряет рогировскую холодную, острую звучность. Он как бы трепещет легкими, ясными оттенками. Еще характернее «Благовещение» (около 1482; Нью-Йорк, собрание Леман), где использована схема Рогира; образу Марии приданы черты мягкой идеализации, значительно жанризован ангел, и с ван-эйковской любовью выписаны предметы интерьера. Вместе с тем в творчество Мемлинга все чаще проникают мотивы итальянского Ренессанса – гирлянды, путти и др., а композиционный строй делается все более размеренным и ясным (триптих с «Мадонной с младенцем, ангелом и донатором», Вена). Художник старается стереть грань между конкретным, бюргерски обыденным началом и идеализирующим, гармоническим.

Искусство Мемлинга привлекло к нему пристальное внимание мастеров северных провинций. Но их заинтересовали и другие черты – те, которые были связаны с влиянием Гуса. Северные провинции, в том числе Голландия, отставали в тот период от южных и в экономическом и в духовном отношении. Ранняя голландская живопись обычно не выходила из пределов позднеередневекового и при этом провинциального шаблона, и уровень ее ремесла никогда не поднимался до артистизма фламандских художников. Только с последней четверти 15 века положение меняется благодаря искусству Гертгена тот синт Янc. Он жил в Гарлеме, у монахов-иоаннитов (чему и обязан своим прозванием – синт Янс в переводе означает святой Иоанн) и умер молодым – двадцати восьми лет (родился в Лейдене (?) около1460/65, умер в Гарлеме в 1490–1495 годах). Гертген смутно ощущал тревогу, волновавшую Гуса. Но, не поднявшись до его трагических прозрений, он открыл мягкое обаяние простого человеческого чувства. Он близок Гусу своим интересом к внутреннему, духовному миру человека. К числу крупных произведений Гертгена относится алтарь, написанный для гарлемских иоаннитов. От него сохранилась правая, распиленная теперь двухсторонняя створка. Внутренняя ее сторона представляет большую многофигурную сцену оплакивания. Гертген добивается обеих поставленных временем задач: передачи теплоты, человечности чувства и создания жизненно убедительного повествования. Последнее особенно заметно на внешней стороне створки, где изображено сожжение Юлианом Отступником останков Иоанна Крестителя. Участники действия наделены утрированной характерностью, а действие разбито на ряд самостоятельных сцен, каждая из которых представлена с живой наблюдательностью. Попутно мастер создает, быть может, один из первых в европейском искусстве нового времени групповых портретов: построенный по принципу простого сочетания портретных характеристик, он предвосхищает работы 16 века. Для понимания творчества Гертгена много дает его «Семейство Христа» (Амстердам, Рейксмузеум), представленное в церковном интерьере, трактованном как реальная пространственная среда. Фигуры переднего плана остаются значительными, не проявляя никаких чувств, со спокойным достоинством сохраняя свой повседневный облик. Художник создает образы, быть может, наиболее бюргерские по своему характеру в искусстве Нидерландов. Вместе с тем показательно, что нежность, миловидность и некоторую наивность Гертген понимает не как внешне характерные приметы, но как определенные свойства душевного мира человека. И это слияние бюргерского чувства жизни с глубокой эмоциональностью – важная черта творчества Гертгена. Не случайно он не придавал душевным движениям своих героев возвышенно-вселенского характера. Он как бы нарочито мешает своим героям стать исключительными. Из-за этого они кажутся не индивидуальными. У них есть нежность и нет ни других чувств, ни посторонних мыслей, самая ясность и чистота их переживаний делает их далекими от повседневной обыденности. Однако проистекающая отсюда идеальность образа никогда не кажется отвлеченной или искусственной. Этими чертами отличается и одна из лучших работ художника, «Рождество» (Лондон, Национальная галерея), маленькая картина, таящая в себе чувства взволнованные и удивленные.
Гертген умер рано, но принципы его искусства не остались в безвестности. Впрочем, и ближе других стоящий к нему Мастер Брауншвейгского диптиха («Святой Бавон», Брауншвейг, Музей; «Рождество», Амстердам, Рейксмузеум) и некоторые другие анонимные мастера не столько развили принципы Гертгена, сколько придали им характер распространенного стандарта. Быть может, наиболее Значителен среди них Мастер Virgo inter virgines (назван по картине Амстердамского Рейксмузеума, изображающей Марию среди святых дев), тяготевшего не столько к психологической оправданности эмоции, сколько к остроте ее выражения в маленьких, довольно бытовых и порой почти нарочито уродливых фигурках («Положение во гроб», Сент Луис, Музей; «Оплакивание», Ливерпуль; «Благовещение», Роттердам). Но и. его творчество является скорее свидетельством исчерпания вековой традиции, чем выражением ее развития.

Резкое снижение художественного уровня заметно и в искусстве южных провинций, мастера которых все более склонялись к увлечению незначительными бытовыми подробностями. Интереснее других весьма повествовательный Мастер легенды святой Урсулы, работавший в Брюгге в 80–90–х годах 15 столетия («Легенда святой Урсулы»; Брюгге, Монастырь черных сестер), неизвестный автор не лишенных мастерства портретов супругов Барончелли (Флоренция, Уффици), а также очень традиционный брюггский Мастер легенды святой Лючии («Алтарь святой Лючии», 1480, Брюгге, церковь святого Иакова, а также полиптих, Таллин, Музей). Формирование пустого, мелочного искусства в конце 15 века является неизбежной антитезой исканиям Гуса и Гертгена. Человек утратил главную опору своего мировоззрения – веру в гармоничный и благоприятствующий ему строй мироздания. Но если распространенным следствием этого стало лишь оскудение прежней концепции, то более пристальный взгляд открыл в мире черты грозящие и загадочные. Для ответа на неразрешимые вопросы времени привлекались и позднесредневековые аллегории, и демонология, и мрачные предсказания Священного писания. В условиях нарастания острых социальных противоречий и тяжелых конфликтов возникло искусство Босха.

Иеронимус ван Акен, прозванный Босхом, родился в Гертогенбосхе (умер там же в 1516), то есть в стороне от главных художественных центров Нидерландов. Ранние его работы не лишены оттенка некоторой примитивности. Но уже в них странно сочетаются острое и тревожное ощущение жизни природы с холодной гротескностью в изображении людей. Босх откликается на тенденцию современного искусства – с его тягой к реальному, с его конкретизацией образа человека, а затем – понижением его роли и значения. Он доводит эту тенденцию до определенного предела. В искусстве Босха возникают сатирические или, лучше сказать, саркастические изображения рода человеческого. Такова его «Операция по извлечению камней глупости» (Мадрид, Прадо). Операцию делает монах – и здесь сквозит злая усмешка над духовенством. Но тот, кому делают ее, пристально смотрит на зрителя, этот взгляд и нас делает сопричастным действию. В творчестве Босха нарастает сарказм, он представляет людей пассажирами корабля дураков (картина и рисунок к ней в Лувре). Он обращается к народному юмору – и тот обретает под его рукой мрачный и горький оттенок.
Босх приходит к утверждению мрачного, иррационального и низменного характера жизни. Он не только выражает свое мировосприятие, свое чувство жизни, но дает ей морально-этическую оценку. «Стог сена» – одна из наиболее значительных работ Босха. В этом алтаре обнаженное чувство реальности сплавляется с аллегоричностью. Стог сена намекает на старую фламандскую пословицу: «Мир – стог сена: и каждый берет из него то, что удастся ухватить»; люди на виду целуются и музицируют между ангелом и каким-то дьявольским созданием; фантастические существа влекут повозку, а за ней радостно и покорно следуют папа, император, простые люди: некоторые забегают вперед, мечутся между колесами и гибнут, раздавленные. Пейзаж же вдали не фантастический и не баснословный. А надо всем – на облаке – маленький воздевший руки Христос. Однако было бы неверно думать, что Босх тяготеет к методу аллегорических уподоблений. Напротив, он стремится к тому, чтобы его идея воплощалась в самом существе художественных решений, чтобы она возникала перед зрителем не как зашифрованная пословица или притча, но как обобщающий безусловный образ жизни. С незнакомой средневековью изощренностью фантазии Босх населяет свои картины созданиями, причудливо сочетающими разные животные формы, или животные формы с предметами неодушевленного мира, ставит их в заведомо невероятные отношения. Небо окрашивается красным, в воздухе проносятся птицы, оснащенные парусами, чудовищные твари ползают по лику земли. Разевают пасти рыбы с конскими ногами, и с ними соседствуют крысы, несущие на спинах оживающие деревянные коряги, из которых вылупливаются люди. Лошадиный круп оборачивается гигантским кувшином, и на тонких голых ногах куда-то крадется хвостатая голова. Все ползает и все наделено острыми, царапающими формами. И все заражено энергией: каждое существо – маленькое, лживое, цепкое – охвачено злобным и торопливым движением. Босх придает этим фантасмагорическим сценам величайшую убедительность. Он отказывается от изображения действия, развертывающегося на переднем плане, и распространяет его на весь мир. Он сообщает своим многофигурным драматическим феериям жуткий в своей всеобщности оттенок. Иногда он вводит в картину инсценировку пословицы – но в ней не остается юмора. А в центре он помещает маленькую беззащитную фигурку святого Антония. Таков, например, алтарь с «Искушением святого Антония» на центральной створке из Лиссабонского музея. Но тут же Босх проявляет невиданно острое, обнаженное чувство реальности (особенно в сценах на внешних створках упомянутого алтаря). В зрелых работах Босха мир безграничен, но его пространственность иная – менее стремительная. Воздух кажется прозрачнее и сырее. Так написан «Иоанн на Патмосе». На оборотной стороне этой картины, где в круге изображены сцены мученичества Христа, представлены удивительные пейзажи: прозрачный, чистый, с широкими речными просторами, высоким небом и другие – трагические и напряженные («Распятие»). Но тем настойчивее Босх думает о людях. Он старается найти адекватное выражение их жизни. Он прибегает к форме большого алтаря и создает странное, фантасмагорическое грандиозное зрелище греховной жизни людей – «Сад наслаждений».

Последние работы художника странно сочетают фантастику и реальность его прежних работ, но при этом им свойственно чувство печальной примиренности. Рассыпаются сгустки злобных существ, ранее торжествующе распространявшихся по всему полю картины. Отдельные, маленькие, они еще прячутся под деревом, показываются из тихих речных струй или пробегают по пустынным, поросшим травой холмикам. Но они уменьшились в размерах, утратили активность. Они уже не нападают на человека. А он (по-прежнему это святой Антоний) сидит между ними – читает, думает («Святой Антоний», Прадо). Босха не занимала мысль о положении в мире одного человека. Святой Антоний в его прежних работах беззащитен, жалок, но не одинок – собственно, он лишен той доли самостоятельности, которая позволила бы ему чувствовать себя одиноким. Теперь пейзаж соотносится именно с одним человеком, и в творчестве Босха возникает тема одиночества человека в мире. С Босхом кончается искусство 15 века. Творчество Босха завершает этот этап чистых прозрений, потом напряженных исканий и трагических разочарований.
Но олицетворяемая его искусством тенденция не была единственной. Не менее симптоматична тенденция другая, связанная с творчеством мастера неизмеримо меньшего масштаба – Герарда Давида. Он умер поздно – в 1523 году (род. около 1460). Но, как и Босх, замыкал 15 век. Уже его ранние работы («Благовещение»; Детройт) – прозаически-реального склада; произведения самого конца 1480–х годов (две картины на сюжет суда Камбиза; Брюгге, Музей) изобличают тесную связь с Баутсом; лучше других композиции лирического характера с развитой, активной пейзажной средой («Отдых на пути в Египет»; Вашингтон, Национальная галерея). Но рельефнее всего невозможность для мастера выйти за пределы века видна в его триптихе с «Крещением Христа» (начало 16 века; Брюгге, Музей). Пристальность, миниатюрность живописи кажется идущей в прямое противоречие с большими масштабами картины. Реальность в его видении лишена жизни, выхолощена. За интенсивностью цвета нет ни духовного напряжения, ни ощущения драгоценности мироздания. Эмалевость живописной манеры холодна, замкнута в себе и лишена эмоциональной целенаправленности.

15 столетие в Нидерландах было порой великого искусства. К концу века оно исчерпало себя. Новые исторические условия, переход общества на другую ступень развития вызвали новый этап в эволюции искусства. Он зародился с началом 16 века. Но в Нидерландах с характерным для их искусства изначальным, идущим еще от ван Эйков сочетанием светского начала с религиозными критериями в оценке жизненных явлений, с неумением воспринять человека в его самодовлеющем величии, вне вопросов духовного приобщения к миру или к богу, – в Нидерландах новая эпоха неминуемо должна была прийти только после сильнейшего и тягчайшего кризиса всего предшествующего мировосприятия. Если в Италии Высокое Возрождение явилось логическим следствием искусства кватроченто, то в Нидерландах такой связи не было. Переход к новой эпохе оказался особенно мучительным, так как во многом повлек за собой отрицание предшествующего искусства. В Италии разрыв со средневековыми традициями произошел еще в 14 веке, и искусство итальянского Ренессанса сохранили целостность своего развития на всем протяжении эпохи Возрождения. В Нидерландах положение сложилось иначе. Использование средневекового наследия в 15 веке затрудняло применение сложившихся традиций в 16 столетии. Для нидерландских живописцев грань между 15 и 16 веками оказалась связанной с коренной ломкой миросозерцания.
Искусство Нидерландов 16 столетия


Введение

1. Малые голландцы

Голландская школа живописи

Жанровая живопись

4. Символика. Натюрморт

Рембрандт ван Рейн

Вермеер Делфтский Ян

Заключение


Введение


Цель контрольной работы заключается:

·В развитии творческого потенциала;

·Формированию интереса к искусству;

·Закрепление и пополнение знаний.

В XVII веке зародилось голландское искусство. Это искусство считается самостоятельным и независимым, оно обладает определенными формами и особенностями.

До XVII века Голландия не имела своих значимых художников в искусстве, т.к. входила в государство Фландрии. Однако нескольких художников отмечают в данный период времени. Это художник и гравер Лука Лейденский(1494-1533), живописец Дирк Боутс(1415-1475), художник Скореле (1495-1562).

Постепенно смешивались разные школы и мастера теряли отличительные черты своих школ, а оставшиеся художники Голландии перестают иметь дух национального творчества. Появляется много различных и новых стилей. Художники пытаются писать картины во всех жанрах, ища индивидуальный стиль. Жанровые методы стирались: историчность не так обязательна, как ранее. Создается новый жанр - групповые портеры.

В начале XVII века, когда решалась судьба Голландии - Филипп IIIдоговорился о перемирии между Испанией и Нидерландами. Нужна была революция, политическая или военная ситуация. Борьба за независимость объединила народ. Война укрепила национальный дух. Подписанные договора с Испанией, дали Голландии свободу. Это подтолкнуло к созданию собственного и особенного искусства, выражавшее сущность голландцев.

Особенность голландских художников заключалось в создании реального образа до мельчайших подробностей - проявление чувств и мыслей. Это основа голландской школы. Она становится реалистическим искусством, а к середине XVII века достигает вершин во всех областях.

Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров - Питер де Хоох (1495-1562), Герард Терборх (1617-1681), Габриэль Метсю (1629-1667), вторые - из крестьянской жизни - Адриан ван Остаде (1610-1685), третьи - сцены из быта учёных и врачей - Геррит Доу (1613-1675); пейзажисты - Ян Порселлис (1584-1632), Симон де Влигер (1601-1653), изобразители лесных уголков - Мейндерт Хоббема (1638-1609), мастера интерьера - Питер Янсенс (1623-1682). Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. Например, гарлемские живописцы натюрморта к так называемым «завтракам» - Питер Клас (1598-1661), Виллем Хеда (1594-1680).

Художники показывают нравы и обычаи, этические и моральные нормы поведения человека. Часто изображают семейные события. Пейзажисты и мастера натюрморта передают свет под открытым небом, в закрытых помещениях мастерски изображают фактуру предметов. Бытовая живопись находится на вершине, благодаря Яну Стену (1626-1679), Герхарду Терборх (1617-1681), Питеру де Хоху (1629-1624).


1. Малые голландцы


Малые голландцы - группа художников XVII века, в которую «объединяются» живописцы пейзажной и бытовой жанровой картины маленького размера (отсюда и название). Такие картины предназначались для скромного интерьера жилых домов. Их приобретали горожане и крестьяне. Для таких картин характерно ощущение уюта на картине, тонкость деталей, близость человека и интерьера.

П. де Хох, Я. ван Гойен (1596-1656), Я. и С. ван Рёйсдал (1628-1682) и (1602 - 1670), Э. де Витте (1617-1692), П. Клас, В. Хеда, В. Калф (1619-1693), Г. Терборх, Г. Метсю, А. ван Остаде, Я. Стен (1626-1679), А. Кёйп (1620-1691) и др. Каждый специализировался, как правило, в одном каком-то жанре. «Малые голландцы» продолжили традиции нидерландских мастеров эпохи Возрождения, утверждавшие, что искусство должно не только приносить удовольствие, но и напоминать о ценностях.

Творчество художников можно разделись на 3 группы:

1630-е гг. - утверждение реализма в национальной живописи (ведущим художественным центром был Харлем, важным фактором являлось влияние Ф. Хальса);

1640-1660-е гг. - расцвет художественной школы (центр искусства перемещается в Амстердам, привлекающий художников из других городов, актуальным становится влияние Рембрандта <#"justify">2. Голландская школа живописи


Три четверти века продолжался подъем искусства на севере Нидерландов, в республике Соединенных провинций, называвшейся Голландией. В 1609 г. эта республика получила статус государства. Здесь сложилось буржуазное государство.

Значительную роль на живопись эпохи возрождения оказал итальянский художник Караваджо (1571-1610). Он писал свои картины очень реалистичными, а предметы и фигуры имели высокую технику светотени.

Художников было много, и жили они в небольших городах: Харлеме, Дельфте, Лейдене. В каждом из этих городов сложилась своя школа с присущей ей жанровой тематикой, но Амстердам играл самую важную роль в развитии голландского искусства.


3. Жанровая живопись


В Голландии вместе с известностью жанра пейзаж, появляются новые: марина - морской пейзаж, городской пейзаж - ведута, изображение животных - анималистическая живопись. Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля(1525-1529). Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края. В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. В искусстве этого времени завершилось формирование системы жанров, которое началось еще в эпоху Возрождения. В портретах, бытовых картинах, пейзажах и натюрмортах художники передавали свои впечатления от природы и быта. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи - жанровая живопись. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях - крестьянский и бюргерский (городской) жанр. В жанровых картинах изображали быт частного человека: пирушки гуляк, хозяйственная деятельность, музицирование. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Частью уюта становились предметы: столик красного дерева, шкаф, кресло, обитое кожей, графин темного стекла и бокал, фрукты. Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям.

Работы Гарарда Доу пользовались тогда большой популярностью. Он пишет скромные сцены из быта мелкой буржуазии. Часто изображает пожилых женщин, сидящих за прялкой или читающих. Явная тенденция Доу - выписывание в своих небольших картинках поверхности предметов - узоры тканей, морщины старческих лиц, чешую рыбы и т. д. (приложение; рис.

Но жанровая живопись потерпела эволюцию. В период становления ее заново, были распространены сюжеты на темы отдыха, развлечений, сцены из жизни офицеров. Такие картины назывались «завтраки», «банкеты», «общества», «концерты». Эта живопись отличалась пестротой цвета и радостными тонами. Оригинальным стал жанр - «завтраков». Это вид натюрморта, в котором через изображение посуды, разнообразных блюд передавался характер их владельцев.

Бытовой жанр - самое отличительное и самобытное явление голландской школы, открывшее для мирового искусства повседневность жизни частного человека.

В жанровой теме искусства писал и Ян Стен. Он с чувством юмора подмечал подробности быта и взаимоотношения людей. В картине «Гуляки» на зрителя весело и лукаво смотрит сам художник, сидящий рядом с женой, уснувшей после веселого застолья. А в картине через мимику и жесты персонажей Ян Стен умело раскрывает сюжет мнимой болезни.

К началу 30-х годов произошло завершение формирования голландской жанровой картины. Делили жанровую живопись по социальному признаку: сюжеты на темы из жизни буржуазии, и сцены из жизни крестьян и городской бедноты.

Одним из известных художников, писавшем в «крестьянском жанре», был Адриан ван Остад. В ранний период творчества, изображение крестьян отличалось комичностью. Так, в картине, освещенные резким светом дерущиеся, кажутся не живыми людьми, а марионетками. Противопоставление холодных и теплых цветов, резкие контрасты света создают на их лицах маски со злобными эмоциям.

Позже, художник пишет картины с более спокойными сюжетами, изображая человека во время привычных занятий, чаще всего в минуты отдыха. Например, интерьерная картина «Деревенские музыканты». Остаде передает сосредоточенность «музыкантов», с едва заметным юмором изображая наблюдающих за ними в окно детей. В «крестьянском жанре» работал и рано умерший брат Адриана - Иcаак ван Остаде. Он изображал жизнь сельской Голландии. В картине «Зимний вид» представлен типичный пейзаж с серым, нависшим над землей небом, замерзшей рекой, на берегу которой, расположена деревня.

В 50-60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Этот этап представлен творчеством таких художников как: Питер де Хох, Герард Терборх, Габриэль Метсю, Питер Янсенс. Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды.

Голландские жанристы пытались отразить в работах внутренний мир человека. В регулярно происходящих ситуациях они смогли показать мир переживаний. Так, Герард Терборх в картине «Бокал лимонада» изобразил едва уловимый язык жестов, прикосновений рук, встреч взглядами раскрывает целую гамму чувств и взаимоотношений персонажей.

Тонкость, правдивость в воссоздании действительности сочетается у голландских мастеров с неприметной и будничной красотой. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте. Голландцы его называли «stilleven». В это понимание мастера видели в неодушевленных предметах скрытую жизнь, связанную с жизнью человека, с его бытом, привычками, вкусами. Голландские живописцы создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу - всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только, что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека.

Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас1 и Виллем Хед. Любимая тема их натюрмортов - так называемые «завтраки». В «Завтраке с омаром» В. Хеды (приложение; рис. 16) предметы самой различной формы и материала - кофейник, бокал, лимон, серебряная тарелка. Предметы скомпонованы так, чтобы увидеть привлекательность и особенность каждого. Разнообразными приемами Хеда великолепно передает материал и специфику их фактуры; так, блики света по-разному играют на поверхности стекла и металла. Все элементы композиции объединены светом и колоритом. В «Натюрморте со свечой» П. Класса замечательна не только точность воспроизведения материальных качеств предметов - композиция и освещение придают им большую эмоциональную выразительность. Натюрморты Класса и Хеды похожи между собой - это настроение интимности и уюта, спокойствие в жизни бюргерского дома, где есть достаток. Натюрморт можно рассматривать как одну из важных тем голландского искусства - темы жизни частного человека. Свое главное решение она получила в жанровой картине.


Символика. Натюрморт


Все предметы в голландском натюрморте символичны. Сборники, издававшиеся на протяжении XVIII <#"justify">oосыпавшиеся лепестки возле вазы - знаки бренности;

oувядший цветок - намек на исчезновение чувства;

oирисы - знак Богородицы;

oкрасные цветы - символ искупительной жертвы Христа;

oбелая лилия не только прекрасный цветок, но и символ непорочности Девы Марии;

oгвоздика - символ пролитой крови Христа;

oбелый тюльпан - ложная любовь.

oгранат - символ воскресения, символ целомудрия;

oяблоки, персики, апельсины напоминали о грехопадении;

oвино в бокале или кувшине олицетворяло жертвенную кровь Христа;

oоливка - символ мира;

oгнилые фрукты - символ старения;

oколосья пшеницы, плюща - символ возрождения и круговорота жизни.

oстекло - символ хрупкости;

oфарфор - чистота;

oбутылка - символ греха и пьянства;

oразбитая посуда - символ смерти;

oперевернутый или пустой бокал обозначает пустоту;

oнож - символ предательства;

oсеребряные сосуды - олицетворение богатства.

oпесочные часы - напоминание о быстротечности жизни;

oчереп - напоминание о неизбежности смерти;

oколосья пшеницы - символы возрождения и круговорота жизни;

oхлеб - символ тела Господа;

oоружие и доспехи - символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу;

oключи - символизируют власть;

oкурительная трубка - символ быстротечных и неуловимых земных наслаждений;

oкарнавальная маска - является знаком отсутствия человека; безответственного удовольствия;

oзеркала, стеклянные шары - символы тщеславия, знак отражения, ирреальности.

Основы голландского реалистического пейзажа складывались на протяжении вначале XVII века. Художники изображали, полюбившуюся им природу с дюнами и каналами, домиками и селениями. Они старались изобразить национальность пейзажа, атмосферу воздуха и характерность времени года. Мастера все чаще подчиняли все компоненты картины единому тону. Они тонко чувствовали цвета, умело владели передачей переходов из света в тень, из тона в тон.

Крупнейший представитель голландского реалистического пейзажа был Ян ван Гойен (1596-1656). Он работал в Лейдене и Гааге. Художник любил изображать долины и водную гладь рек на небольших по размеру полотнах. Много места Гойен оставлял небу с облаками. Такова картина «Вид реки Вааль у Неймегена», выдержанная в тонкой коричнево-серой гамме красок.

Позднее, характерная сущность пейзажей меняется. Она становится немного шире, более эмоциональной. Специфика остается той же- сдержанной, но тона приобретают глубину.

Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (1629-1682). Изображая объемными деревья и кусты, создавалось ощущение, что они выдвигаются на передний план и становятся мощнее. Великолепно владения чувством перспективы, Рейсдаль умело передавал широкие равнины и окрестности Голландии. Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Рейсдаль любил и руины, как декоративные детали, говорящие о разрушении, бренности земного существования. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Художник, заслуженно пользующийся теперь мировой славой, умер бедняком в богадельне Гарлема.


Портретная живопись. Франс Хальс


Одним из великих голландских художников был Франс Хальс (около 1580-1666). Он родился в XVII веке в Антверпене. Совсем юным художником попал в Харлем, где вырос и сформировался в манере школы Карела Ван Мандера. Харлем гордился своим художником, и приводили к нему в мастерскую именитых гостей - Рубенса и Ван Дейка.

Хальс был почти исключительно портретистом, но его искусство много значило не только для портретной живописи Голландии, но и для формирования других жанров. В творчестве Хальса можно выделить три вида портретных композиций: групповой портрет, заказной индивидуальный портрет и особый тип портретных изображений, близкий по характеру жанровой живописи.

В 1616 году Хальс пишет картину «Банкет офицеров роты стрелкового полка Святого Георгия», в которой полностью порывает с традиционной схемой группового портера. Создавая очень живое произведение, объединяя персонажи в группы и придавая им различные позы, он как бы срастил воедино портрет с жанровой живописью. Произведение имело успех, а художник был завален заказами.

Его персонажи держатся на портрете естественно и свободно, их поза, жесты кажутся неустойчивыми, а на лицах вот-вот должно сменится выражение. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса - это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету - «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер». Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе».

Однако в образах Хальса самого конца 30-х и 40-х годов появляются задумчивость и грусть, чуждые его персонажам портрет Виллема Хейтхейсена, а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Из искусства Хальса постепенно уходит ликующее приятие жизни и человека.

Настали переломные моменты в живописи Хальса. В портретах Хальса, написанных в 50-е и 60-е годы, углубленное мастерство характеристики сочетается с новым внутренним смыслом. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса - мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). Композиция портрета - поколенный образ фигуры, ее постановка в чистый фас, взгляд, направленный прямо на зрителя, чувствуется значительность личности. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием. В то же время в взгляде неожиданно улавливается оттенок разочарования, словно в этом человеке, таится сожаление о прошлом - о своей молодости и молодости своего поколения, чьи идеалы забыты, а жизненные стимулы угасли.

Портреты Хальса 50-60-х годов многое раскрывают в голландской действительности тех лет. Художник прожил долгую жизнь, и ему довелось стать свидетелем перерождения голландского общества, исчезновения его демократического духа. Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса. Поздние произведения Хальса чутко отражают дух времени, столь чуждый мастеру, но в них слышится и его собственное разочарование в окружающей действительности. В некоторых работах этих лет улавливается отзвук личных чувств старого художника, терявшего прежнюю славу и уже видевшего конец своего жизненного пути.

За два года до смерти, в 1664 году, были написаны Хальсом портреты регентов и регентш (попечителей) харлемского приюта для престарелых.

В «Портрете регентов» всех объединяет чувство разочарования и обреченности. В регентах нет жизненной силы, как на ранних групповых портретах Хальса. Каждый одинок, каждый существует сам по себе. Черные тона с красновато-розовыми пятнами создает трагическую атмосферу.

В ином эмоциональном ключе решен «Портрет регентш». В почти недвижных позах черствых, не знающих сострадания старух чувствуется хозяйская властность и вместе с тем во всех них живет глубокая подавленность, чувство бессилия и отчаяния перед лицом надвигающейся смерти.

До конца дней Хальс сохранил непогрешимость своего мастерства, а искусство восьмидесятилетнего живописца получило проникновенность и силу.


6. Рембрандт ван Рейн


Рембранд (1606-1669) - крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Родился в Лейдене в 1606 году. Для получения художественного образования, художник переезжает в Амстердам и поступает в мастерскую Питера Ластмана, а затем возвращается в Лейден, где в 1625 году начинает самостоятельную творческую жизнь. В 1631 г Рембрандт окончательно переезжает в Амстердам, и вся остальная жизнь мастера связана с этим городом.

Творчество Рембрандта, проникнуто к философскому постижению жизни и внутреннего мира человека. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. Он писал портреты, натюрморты, пейзажи, жанровые сцены, картины на исторические, библейские, мифологические темы. Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни. Уффици располагает тремя работами великого мастера. Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице.

Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет.

Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества мужских и женских этюдов . В них он исследует своеобразие каждой модели, ее мимику. Эти небольшие произведения, впоследствии стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После продажи дома и имущества художник переехал на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т.к. его изображения наиболее многочисленны. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже. «Матфей и ангел» (1661). Возможно, моделью для ангела являлся Титус.

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Моделями выступают товарищи художника (Николас Брейнинг , 1652; Герард де Лересс , 1665; Йеремиас де Деккер , 1666), солдаты, старики и старухи - все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкают изображения умудрённых жизнью апостолов . В лице апостола угадываются черты самого художника.


7. Вермеер Делфтский Ян

голландский искусство живопись натюрморт

Вермеер Делфтский Ян (1632-1675) - голландский живописец, крупнейший мастер нидерландской жанровой и пейзажной живописи. Работал Вермеер в Делфте. Как художник сложился под влиянием трагически погибшего при взрыве порохового склада Карела Фабрициуса.

Ранние картины Вермеера имеют возвышенность образов (Христос у Марфы и Марии). Сильное влияние на творчество Вермеера оказало творчество мастера жанровой живописи Питера де Хооха. Стиль этого живописца в дальнейшем находит развитие в картинах Вермеера.

Со второй половины 50-х годов Вермеер писал небольшие картины с одной или несколькими фигурам в серебристом свете интерьера дома (Девушка с письмом, Служанка с кувшином молока). В конце 50-х годов Вермеер создал два шедевра пейзажной живописи: проникновенную картину Улочка с сияющими, свежими, чистыми, красками и картину Вид города Делфта. В 60-е годы творчество Вермеера становится более изысканным, а живопись - холодной. (Девушка с жемчужной сережкой).

В конце 60-х годов художник часто изображал богато обставленные комнаты, где дамы и кавалеры музицируют и ведут галантные беседы.

В последние годы жизни Вермеера его финансовое положение сильно ухудшилось. Спрос на картины резко упал, живописец вынужден был брать ссуды, чтобы прокормить одиннадцать детей и других членов семьи. Вероятно, это ускорило приближение смерти. Неизвестно, что произошло - острое заболевание, или депрессия в связи с финансами, но похоронили Вермеера в 1675 году в семейном склепе в Делфте.

Индивидуальное искусство Вермеера после смерти не было оценено современниками. Интерес к нему возродился лишь в XIX веке, благодаря деятельности художественного критика и историка искусства Этьена Теофиля Торе, который «открыл» Вермеера для широкой публики.


Заключение


Обращение к реальной действительности помогло расширить художественные возможности искусства Голландии, обогащало его жанровую тему. Если до XVII века в европейском изобразительном искусстве большое значение имела библейско-мифологическая тематика, а другие жанры были слабо развиты, то в голландском искусстве соотношение между жанрами резко меняется. Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Сами библейские и мифологические сюжеты в голландском искусстве в значительной мере утрачивают прежние формы воплощения и трактуются теперь как бытовые картины.

При всех достижениях голландское искусство несло в себе и некоторые специфические черты ограниченности - узкий круг сюжетов и мотивов. Другой минус: только некоторые мастера стремились найти в явлениях их глубокую основу.

Но во многих композиционных картинах, портретах образы носят глубочайший характер, а пейзажи показывают истинную и реальную природу. Это стало отличительной особенностью голландского искусства. Таким образом, живописцы сделали большой прорыв в искусстве, овладев трудным и сложным умением писать изображения внутреннего мира человека и переживания.

Контрольная работа дала мне возможность проверить свои творческие способности, пополнить запас теоретических знаний, глубже узнать о голландских художниках и их работах.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения