Боги Древнего Египта – список и описание. Свет небесного Нила — Хапи в матрице Мироздания

Все священные символы, символы власти, украшения, одежда, мебель и даже сосуды для бытового пользования фараонов служили той же самой цели – сохранить и передать в будущее сакральные тайны о божественном Мироздании . Например, игры в древнем Египте — Сакральные истоки игр древности – Сенет из древнего Египта, шахматы, нарды и ряд других игр .

Обратимся к священному Нилу – Хапи :

Происхождение имени Хапи неизвестно , возможно ранее так называли саму реку Нил, с тех пор и повелось говорить, что Нил берёт начало между Му-Хапи и Хер-Хапи , там, где два притока впадают в общее русло (начало одному из притоков даёт озеро Виктория). Тем не менее, Хапи не был просто богом Нила. Он дружил с Гебом (богом земли) и с «повелителем Непер» (богом зерна).

Разнообразие других отличительных черт Хапи , менялось в зависимости от региона Египта и наличия изображений этого бога. Например, в Нижнем Египте , его украшали изображениями папирусов и лягушек , которые обитали в данном регионе и являлись символами этой земли. В то же время в Верхнем Египте он был украшен цветами лотоса и крокодилами , которые в большом количестве присутствовали в этой области и являлись символами связанными с богом Хапи . Хапи часто изображали совершающим подношения пищи или амфор с льющимися из них струями воды, в редких случаях его изображали как гиппопотама .

Когда богов Египетского пантеона изображали парами (муж/жена), у бога Хапи время от времени появлялась жена по имени Мерет (что означает «любимая »). Тем не менее, Нил был связан с землёй, а Хапи говорил, что станет мужем покровительницы земли; в Верхнем Египте . Ею была богиня Нехбет , а в Нижнем Египте богиня Уаджит . Через некоторое время его стали отождествлять с первозданным океаном Нуном , жена которого Наунет была создана в первичных водах, вместе они олицетворяли небо и были первыми из богов Гермопольской Огдоады .

Считалось, что Хапи жил в пещере в одном из источников Нила, неподалёку от Асуана . В большинстве своём, культ Хапи был на Элефантине . Жрецы бога Хапи проводили специальные ритуалы, чтобы обеспечить Египет стабильными ежегодными разливами реки. У жрецов Элефантины был в наличии специальный измерительный прибор «нилометр », с помощью которого можно было предсказывать и контролировать уровень прибывающей воды.

Отрывок из Гимна ежегодного разлива Нила :

Вскармливающий стада

Могущественный образ всего

Никто не может жить без него

Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях

Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно,

Спустившись с небес ».

Рис. 2. На рисунке слева показан фараон, сидящий на троне. В основании трона находится прямоугольник с символическим изображением, обозначающим понятие – союз, объединение . В центре изображения в виде буквы Т иероглиф — Sma объединять . Справа этот фрагмент показан в увеличенном масштабе. «В период XIX династии , Хапи часто изображался в виде парной фигуры, каждая из которых держит и натягивает длинный стебель растения, символически связывающего Верхний и Нижний Египет . Это изображение так же является отдельным иероглифом , означающим «союз ». Этот символ часто вырезали в основании трона на котором сидел фараон . ».

КОММЕНТАРИЙ:

Тот, кто говорит: «Такого не может быть, такое не может случиться»,- да взглянет он в Сокровенное. Каждый день Бог заботиться о том, чтобы Земля узнала тайны Его сотворения . (из «Поучений Анхшешонка » I тыс. до н.э. ) .

Приступим к нашим исследованиям. Обратимся к оригинальным древним египетским артефактам с изображением Хапи . Один из известных артефактов – это Рельеф с изображением Хапи – объединителя Верхнего и Нижнего Египта из Храма Амона в Луксоре. XIX династия, XIII в. до н.э.

Рис. 3. Рельеф с изображением Хапи (небесного Нила) – объединителя Верхнего и Нижнего Египта. Храм Амона в Луксоре . XIX династия, XIII в. до н. э. Каирский музей.

Совместим это изображение на Рельефе с матрицей Мироздания.

Рис. 4. На рисунке показан результат совмещения Рельефа – с изображением Хапи – объединителя Верхнего и Нижнего Египта с матрицей Мироздания. Изображение совмещалось с матрицей в месте перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания. А – область расположения двух священных Тетрактисов . В верхнем и нижнем треугольнике – Тетрактисе располагается по 10 позиций (кружочков) матрицы Мироздания. В – горизонтальной скобкой показано местоположение вертикальных иероглифических записей на Рельефе. Вершина пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания совместилась с «узлом » на Рельефе, который затягивают между собой два «образа » Хапи . «Узел » и вершина пирамиды Нижнего мира матрицы обведены жирным кружком. Ниже на рисунке это место Рельефа («узел ») будет показано в увеличенном масштабе. Хорошо видно точное совмещение всех основных деталей изображения на рельефе с матрицей Мироздания. Из этого следует очевидный вывод, что изображение на рельефе делалось на основе «базиса — шаблона », в качестве которого выступала матрицы Мироздания. Изображение Рельефа мы видим, а «базис — шаблон », который относился к сакральным знаниям жрецов, становится нам «виден » только после совмещения Рельефа с матрицей Мироздания.

Рис. 5. На рисунке в увеличенном масштабе показан «узел », который затягивают между собой два «образа » Хапи .

Рис. 6. Известны древние египетские рисунки, на которых в качестве «Объединителей » Верхнего и Нижнего Египта изображался не Хапи (небесный Нил ), а Гор и Сет . Сюжет рисунков был аналогичен. На рисунке Гор слева, а Сет справа.

Совместим с матрицей Мироздания изображение на Рельефе и иероглифическую запись «Имени » Хапи (небесный Нил ).

Рис. 7. На рисунке показан результат совмещения с матрицей Мироздания изображение на Рельефе и иероглифическая запись «Имени » Хапи (небесный Нил ). Вверху рисунка записана фраза «О, творец света, приходящий из темноты … » из гимна, который приводился выше. Отрывок из Гимна ежегодного разлива Нила : «О, творец света, приходящий из темноты , Вскармливающий стада, Могущественный образ всего , Никто не может жить без него , Люди одеты в одежды изо льна, что произрастает на его полях, Ты облагораживаешь все земли и насыщаешь их непрестанно, Спустившись с небес ». Из этого текста становится ясно, что для жрецов древнего Египта бог Хапи был «творец света, приходящий из темноты ». Следовательно, река Нил , которая давала жизнь живым существам на земле Египта, был «сделан » жрецами земным аналогом «небесного Нила — Хапи ». Фактически люди одновременно покланялись изначальному божественному Хапи и его земному аналогу – реке Нил . Поэтому мы можем рассматривать иероглифическую запись «Имени » Хапи в матрице Мироздания как «Поток света небесного Нила — Хапи ». Этот «свет » «нисходит » из Верхнего мира в Нижний мир матрицы Мироздания или из «Невидимого мира », который египетские жрецы называли в гимне темнотой . Слева показан иероглиф Sma Sema (Сма или Сема ), который переводится – союз, объединение , и фактически является окончанием «Имени » Хапи . Тогда вся запись Hapi Sma — переводится – Хапи объединитель . Объединитель двух миров – Верхнего и Нижнего мира матрицы Мироздания!! Говорить, что Хапи объединитель Верхнего и Нижнего Египта исходя из положения «Рельефа » на нашем рисунке не совсем корректно, так как из нашей работы — Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта в разделе «Египтология » нам известно, что в представлениях жрецов «Верхний Египет » располагался выше 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания , а «Нижний Египет» простирался ниже от этого уровня . И еще одно существенное примечание. Если мы обратимся к нашей работе — Рунический алфавит Футарк, Один, Валгалла, Брахма и Зевс в матрице Мироздания в разделе «Авторские статьи », то увидим, что именно с 20-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания и ниже располагались следующие миры: В древнем Египте – «Нижний Египет », в Германо-скандинавской мифологии царство Одина (Асгард, Валгалла ), в Ведах древней Индии – царство Господа Брахмы , в греческой мифологии – царство верховного Олимпийского бога Зевса ! Удивительное ли это совпадение?! Скорее мы видим пример преемственности сакральных знаний мудрецов древности из разных стран и народов .

«Небесные реки»

«Небесные реки» , аналогичные Хапи — Нилу «текут » на «землю » в религиозных традициях разных народов.

В славянской жреческой книге – «Велесова Книга » — «РА РЕКА» течет с 24-го уровня Верхнего мира матрицы Мироздания . Об этом мы рассказывали в статье на сайте — Сакральный смысл первой главы Велесовой книги Прославление Великого Триглава , в разделе «Древние славяне », рисунок 10.

Пространство Верхнего мира матрицы Мироздания с 24-го и ниже в Индуизме является пространством Сада Шива (Всегда благой Господь Шива) Мантра Ом Намах Шивайя для обращения к Господу Шиве в матрице Мироздания , раздел «Молитвы и мантры », рисунок 11.

Господь Шива , который «выше на четыре уровня » в матрице Мироздания Господа Брахмы , знаменит тем, что принял на свою «голову » сокрушительный поток небесной реки Ганги :

Рис. 8. Спуск Ганги с неба, которую ожидают Шива , Бхагиратха , Парвати (супруга Шивы ) и бык Нанди (ездовое животное – вахана Господа Шивы )».

Таким образом, нам становится ясным, что поскольку – «В начале времён Ганга была исключительно небесной рекой, недоступной на земле, но позже была спущена на Землю …», то в начале времен Ганга «протекала » выше 24-го уровня Верхнего мира матрицы мироздания .

Древние египетские вазы из алебастра для благовоний

Рис. 9. Парфюмерная ваза из алебастра . Гробница Тутанхамона. Каирский музей.

Рис. 10. Парфюмерная ваза из алебастра. Египет.

Рис. 11. На рисунке показано фронтальное изображение алебастровой вазы из гробницы Тутанхамона . Каирский музей.

Совместим изображения египетских алебастровых ваза с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания будет «узел образа » Хапи .

Рис. 12. На рисунке показан результат совмещения фронтального изображения алебастровой вазы для ароматических веществ из гробницы фараона Тутанхамона с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания был «узел » аналогичный тому, который на рисунке 5 затягивают между собой два «образа » Хапи . Справа и слева от вазы на столе стоят фигуры двух «образов » Хапи шаблоном » или сакральным базисом для изготовления этого изделия древними мастерами. Остальные детали совмещения видны на рисунке.

Рис. 13. На рисунке показан результат совмещения изображения алебастровой вазы для ароматических веществ (рисунок 10) с матрицей Мироздания. Ключом для совмещения изображений ваз с матрицей Мироздания был «узел » аналогичный тому, который на рисунке 5 затягивают между собой два «образа » Хапи . Видно, что изображение вазы хорошо совместилось с матрицей Мироздания, которая очевидно, была «шаблоном » или сакральным базисом для изготовления этого изделия древними мастерами. К сожалению, мы не смогли найти фронтальное изображение этой вазы. По этой причине читателю придется «мысленно » совершить поворот изображения во фронтальное положение. Остальные детали совмещения видны на рисунке.

В начале статьи мы говорили, что мудрецы древности для сохранения своих сакральных знаний о божественном Мироздании все обустраивали на территории древнего Египта так, чтобы можно было с помощью земных «вех » найти по аналогии тайные знания о «небесах ». Например, в сакральном «Невидимом мире » матрицы Мироздания было два Египта Верхний и Нижний Египет . Точно также на земле «появились » два Египта – Верхний и Нижний и Номы Верхнего и Нижнего Египта . В настоящей работе мы нашли подтверждение нашей рабочей гипотезе. В небесах – божественный Хапи, а на земле «появился » или был выбран аналог — река Нил . Причем в реке Нил течет вода, а Хапи в «Невидимом мире» «течет » с небес как оживотворяющий и поддерживающий все божественный свет . Существенно то, что «Невидимый мир » первичен и выступает в роли главного по отношению к «Видимому миру ». «Процессы » идущие в «Невидимом мире » приводят к изменению «процессов » в «Видимом мире ».

Подтверждением этого служит рисунок 4, на котором видно как два «образа » Хапи затягивают между собой «узел » на вершине пирамиды Нижнего мира матрицы Мироздания . Этот «узел » также затягивается на средней части иероглифа Сма (Sma) , который, в свою очередь, вписан или «связывает » 1-ый, 3-ий и 5-ый уровни «вершины » пирамиды Верхнего мира матрицы Мироздания , а стопы двух выставленных ног «образов » Хапи опираются на нижнюю часть иероглифа Сма (Sma) . Поэтому фактически получается, что два «образа » Хапи «связывают », «подвешивают » или прикрепляют Нижний мир матрицы Мироздания к Верхнему миру матрицы Мироздания .

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах ,

Один комментарий: “Свет небесного Нила — Хапи в матрице Мироздания”

    Вот читаю сейчас строки «Все священные символы, символы власти, украшения, одежда, мебель и даже сосуды для бытового пользования фараонов служили той же самой цели – сохранить и передать в будущее сакральные тайны о божественном Мироздании» и невольно думаю: насколько измельчала наша человеческая цивилизация. Осколки былых знаний раскиданы повсюду. Отдельные айсберги, правда, сохранились. Тем не менее, практически все, что «творится» в нашей общечеловеческой культуре, все, что в ней продуцируется, это пустышки. Как так произошло?! Где тот момент, когда люди отвернулись от истинных знаний?!
    Как замечательно вы объяснили сюжет с Шивой, который 100 небесных лет держал на голове Алакнанду (Гангу)!!!
    «Два «образа» Хапи «связывают», «подвешивают» или прикрепляют Нижний мир матрицы Мироздания к Верхнему миру матрицы Мироздания» – так «кто» же такой Хапи? Если матрица Мироздания – это «определенная конфигурация божественных энергий», тогда получается, что иероглифическая запись «Имени» Хапи Сма (Hapi Sma) фактически описывает характер взаимодействия «энергий — света» в области перехода между Верхним и Нижним мирами матрицы Мироздания?!

Без реки Нил Египет был бы безжизненной пустыней. Египтяне отлично это понимали, поэтому с глубоким почтением относились, как к самой реке, так и божеству, олицетворяющему её. Отвечал за Нил бог Хапи.

Нил играл важную роль в жизни Египта. Поэтому неудивительно, что в представлении египтян бог Нила исполнял много полезных функций. В первую очередь он был покровителем урожая. Ежегодный разлив Нила, приводивший к появлению плодородного ила, считался пришествием Хапи.

Египтяне верили, что благодаря стараниям этого божества берега не засыхали, поля давали щедрые урожаи, а на лугах росла сочная трава. Именно Хапи считался творцом зерна. А ещё он поддерживал космос в равновесии.

У Хапи было много почетных титулов. Его называли: «отец богов», «повелитель рыб и болотных птиц», «повелитель реки». О происхождении имени Хапи известно мало. По одной из версий, в глубокой древности так именовали реку Нил.

В отличие от многих других представителей египетского пантеона Хапи считался щедрым и добрым богом. Он символизировал изобилие, богатство, благополучие и плодородие. Назвать человека «богатым, как Хапи» означало признать его влияние, достаток и силу.

Согласно легенде этот бог возник из первобытного океана Нун. Женой бога Нила являлась покровительница земли. В Верхнем Египте эту роль исполняла богиня Нехбет, а в Нижнем Египте – богиня Уаджит.

Как изображали бога?

Обычно Хапи изображали как полноватого мужчину с большим животом и свисающей грудью. Эти особенности указывали на плодородие Нила. Голову этого египетского божества украшало водяное растение. Единственной одеждой бога была набедренная повязка. В руках он держал сосуд с водой.

Хапи имел несколько ипостасей. К примеру, если он выступал в образе бога Верхнего Нила, его изображали в головном уборе из лилий и лотосов. В Нижнем Египте Хапи украшали изображениями лягушек и папирусов. Его цветами считались синий и зеленый. Назваными оттенками художники окрашивали кожу божества, намекая таким образом на цвета речной воды.

В период правления в Древнем Египте 19-й династии Хапи начали рисовать в виде парной фигуры. Таким образом, подчеркивалась связь Верхнего и Нижнего Египта. Поскольку данный символ имел политическую подоплеку, его обычно изображали на троне фараона.

Свое представление о Хапи имели и греческие художники. Они изображали его крупным мужчиной с бородой и кудрями. Божество окружали 16-ю детьми. Именно на 16 локтей обычно поднимался уровень воды в Ниле во время разлива. Одно из изображений можно лицезреть в Луксорском храме. Это прекрасный рельеф, размещенный на троне статуи Рамсеса II.

Как почитали Хапи?

Обиталищем бога считалось ущелье Гебель-Силсилэ, расположенное у первых порогов Нила. Вблизи этого места находится остров Элефантин. В древности именно здесь располагался центр культа Хапи.

Чтобы обеспечить стабильные ежегодный разлив Нила, жрецы проводили специальные ритуалы. Неоценимую помощь им оказывал «нилометр» – измерительный прибор, позволяющий предсказывать уровень прибывающей воды. В Древнем Египте религия нередко шла рядом с наукой.

Хапи часто прославляли в гимнах. Его праздником считался день разлива Нила. Активное участие в торжествах принимал фараон. Во время праздника приносились тысячи жертв в виде сосудов, наполненных маслом, вином или молоком. Их бросали в реку с пожеланиями урожайного года.

В египетской мифологии трудно найти более положительного персонажа, чем Хапи. Возможно, именно по этой причине он практически не известен современной массовой культуре, отдающей предпочтение «плохим парням».

Великая африканская река, вторая в мире по своей длине, - Нил , зарождаясь в областях Экваториальной Африки, устремляет свое течение к Средиземному морю, впадая в него двумя устьями. В древности, как об этом повествует великий историк античности Геродот, устьев было семь. Своими разливами река создавала благоприятные условия не только для создания оседлых поселений, роста их населения и развития земледелия и, но и для установления централизованной власти. Разливы Нила временами бывали столь же разрушительны, сколь и благоприятны, и людям требовались определенные усилия для обуздания водной стихии. Одной семье было не под силу выполнять эту задачу, и великая река сама указывала обитателям ее берегов на необходимость объединения усилий. Нил и беспощадно палящее Солнце - вот два божества, от которых зависела жизнь египтян. Александр Морэ выразил эту мысль образно и лаконично: «Нил требовал от египтян объединить усилия, а Солнце открыло им, что миром правит единая сила».

Египтяне называли этот водный поток просто «Великая река» (itr-âa ) или «река», иногда, вероятно, во время пика разлива, - «Море» (iumâ ), арабы - Эль-Бари («река»). Название, под которым египетская река стала известна всему миру, - Нейлос, Нил, впервые появляется у Гесиода и происхождение его неизвестно. Сами египтяне представляли себе реку «богом в человеческом обличье» и называли его Хапи, именем, значение которого тоже неизвестно. Древнегреческий историкГеродот приводит следующее мнение египетских жрецов, узнавших, что эллинская земля орошается дождями: «эллины когда-нибудь обманутся в своих твердых упованиях [на небесную помощь] и испытают страшный голод». Такое мнение красноречиво свидетельствует о том, что плодородие египтяне считали даром не неба, а подземного мира, в котором был скрыт источник живой воды Нила. И хотя вера в загробный звездный Дуат, где находятся истоки небесного Нила, объясняла, что «эта священная вода приходит на землю с неба», преобладало мнение, что она приходит «тайными путями - из Нижнего мира». А. Морэ приводит отрывок из гимна Нила, относящегося к Фиванскому периоду: "Привет тебе, Хапи, приходящему, чтобы подарить жизнь Египту; тому, кто тайно приходит в темноте в тот день, когда мы воспеваем твой приход; волна, покрывающая сады, созданные Ра, дарующая жизнь всем испытывающим жажду и отказывающаяся напоить пустыню льющейся с неба водой!". Во всяком случае, все фараоны продолжали адресовать Нилу, а не небу, приказы начать разлив, торжественно бросая в речную воду свитки с царским указом.

Долгие тысячелетия местонахождение истоков Нила было тайной для египтян. Геродот, интересовавшийся этим вопросом во время пребывания в Египте, написал: «Об истоках же Нила никто ничего определенного сказать не может». Римляне даже придумали поговорку, обозначающую напрасные усилия: «Caput Nili quaerere - «Искать истоки Нила». Предполагалось, что они вытекают из двух сосудов зодиакального Водолея, часто изображавшегося в древности именно так - с двумя звездными сосудами, или из двух пещер в области Первых Порогов: «Хапи выходит из двух пещер, чтобы напитать жертвенными хлебами богов. Когда он разливается, то ему удваивают жертвы», - сообщают строки гимна Хапи времен XIX династии.

Пройдя Первые Пороги, река «вступает на территорию Египта». Ширина ее русла при этом составляет уже более 457 метров, доходя ниже по течению до 804. «Этот гигантский поток воды держит путь между двумя бескрайними безводными пустынями, тянущимися вдоль реки на всем ее протяжении до самого моря... черный ил, который несет река, постепенно захватывает рыжевато-коричневую почву, одевая ее в зелень. ...Везде, куда достают воды Нила, почва покрыта слоем этого гумуса, образующего Черную землю kem - t ...». Вся почва долины Нила и его дельта были образованы этими наносами. В самый разгар лета, когда солнце грозило сжечь землю, превратить ее в окаменевшую массу, начинала разворачиваться грандиозная картина разлива Хапи, защищающего ее своими водами от огненной гибели. По словам Диодора: «Разлив Нила - это явление, изумляющее тех, кто видит его, и представляется совершенно невероятным тем, кто слышит о нем. Ибо в отличие от остальных рек, пересыхающих к летнему солнцестоянию и все более и более уменьшающихся с этого момента, один Нил начинает расти, его воды поднимаются день за днем до тех пор, пока не разливаются, заливая почти весь Египет».

Олицетворением Нила был антропоморфный бог Хапи, изображавшийся с женской грудью и отвислым животом. Сидя обнаженным в тайной пещере, обвитой змеем, с венком из стеблей лотоса на голове, Хапи, совмещающий в себе признаки двуполого божества, держал в обеих руках по кувшину, как и звездный Водолей. Между тем, представление Хапи двуполым божеством, по мнению Макса Мюллера, было ошибочным: «Хапи не является гермафродитом, как обычно утверждают египтологи (у него было две жены). Отвислая грудь повторяется на многих египетских изображениях тучных мужчин; а чрезмерная полнота Хапи символизирует плодородие, которое приносит дающая жизнь река».

Одной из двух супруг Хапи считалась Нехбет, в древнейшую эпоху почитавшаяся под именем «Водная», которую считали «влагой, первобытным началом Вселенной и матерью всего сущего». Нехбет была богиней-грифом, связанной с доисторической столицей Верхнего Египта. Ее постоянно представляли «летающей над царем и держащей кольцо или другие царские эмблемы». Она носила белую корону Верхнего Египта, поэтому ее называли «та, что белая», и ее города Нехбет и Нехен тоже называли «белыми городами». Представление о Нехбет как о жене бога-Нила является «очень древней традицией». Считалось, что «она стоит у входа в преисподнюю», принимая умерших. Супругой Нила также считалась Му(у)т (или Муит), «Водный поток». Обе жены Хапи не уступали ему в тучности, и сам «океан» Нун (букв. «Великий Зеленый»), старейший и мудрейший бог, считавшийся отцом Нила и «таинственных богов», изображался тучным мужчиной, временами с лягушачьей головой (однажды - с воловьей), позднее - с двумя плюмажами, венчающими человеческую голову.

Хапи не всегда изображался тучным, но всегда мужчиной с женской грудью, что «может указывать на пережитки матриархата» и свидетельствовать в пользу возможного существования женского образа реки в древнейшую эпоху. Не только наличие женской груди может служить доводом, подкрепляющим подобное предположение (к примеру, в шумерской традиции считалось, что Тигр и Евфрат вытекали из сосков Тиамат), но и изменение цвета нильской воды, объяснявшееся связью с родами, которые никак не могли соотноситься с мужским божеством. Простое наблюдение за разливом могло привести к мысли об олицетворении божества реки в женском образе: первая прибывающая вода была окрашена в зеленый цвет, затем вода меняла свой цвет на красный. Древние египтяне, не подозревавшие о том, что зеленый цвет был вызван остатками растений, а красный происходил от железистых пород Эфиопии, объясняли смену цвета тем, что зеленая вода была отходящими при родах водами, а красной она становилась от крови, проливаемой во время родов богиней-матерью, «ежегодно приносившей младенца Хора, дающего обновление жизни». Добавить к этому можно также то, что всех коров, посвященных Исиде, топили в реке, тогда как костные останки быков свозили со всей страны на остров в Дельте и там хоронили. Священных же быков мумифицировали и тоже хоронили в гробницах.

В действительности нильская вода была обязана зеленым цветом Белому Нилу, медленно протекавшему по болотам экваториальной Африки. А Голубой Нил, стремительный и быстрый, обязанный своим происхождением таянию снегов на Абиссинском плоскогорье, нес с собой железистые грязи, оторванные от горных пород, которые окрашивали воду в кроваво-красный цвет. Зеленая волна, доходя до Мемфиса 15 июня, возвещала скорое наступление разлива, а через месяц Голубой Нил посылал красную волну, с прибытием которой 19 июля разлив вступал в полную силу. В период половодья масса воды увеличивалась в 10 раз, Нил выходил из берегов и затоплял всю местность вокруг. Приход Большого Хапи отмечался всенародным праздником - ведь именно наносы из ила позволяли выращивать сказочные урожаи. Гимны Фиванского периода так славят Нил: «Привет тебе, Хапи, Выходящий из этой земли, Приходящий, чтобы напитать Египет... Когда он восходит - земля ликует, Все люди в радости...».

Использованные материалы:

  1. Геродот. История. Книга 2;
  2. Н.В. Мамуна. Зодиак мистерий;
  3. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  4. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  5. А.М. Самозванцев. Мифология Востока.

Значение БОГ НИЛА в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии

БОГ НИЛА

(Егип.) Представлен в виде деревянной статуи речного бога, получающего почести в благодарность за дары, которые его воды приносят стране. Существовал "небесный" Нил, в Ритуале называемый Нен-наоу, или "предвечными водами", и земной Нил, которому поклонялись в Нилополе и Хапиму. Последний изображался в виде андрогинного существа с бородой и грудью, и жирным синим лицом, зелеными конечностями и красноватым телом. При приближении ежегодного наводнения, статую эту переносили с одного места на другое в торжественной процессии.

Персонажи и культовые объекты греческой мифологии. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое БОГ НИЛА в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • БОГ в Цитатнике Wiki:
    Data: 2009-06-04 Time: 17:58:26 - * Бог! Непорочен путь Его, чисто слово Господа, щит Он для всех, надеющихся на Него. …
  • БОГ в Словаре воровского жаргона:
    - бухгалтеp, …
  • БОГ в Новейшем философском словаре:
    сакральная персонификация Абсолюта в религиях теистского типа: верховная личность, атрибутированная тождеством сущности и существования, высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным …
  • БОГ в Словаре йоги:
    (God) Хотя идея Бога не входит в философию санкхьи, на которой основана раджа-йога, Патанджали вводит это понятие и …
  • НИЛА в Словаре значений Древних индийских имен:
    (жен.) синего цвета (жен.) темно-синяя (цвет обычно указывает на Бога …
  • БОГ в Кратком религиозном словаре:
    Верховная сверхъестественная сущность, как правило наделенная свойствами высшего разума и всеведения. Во многих религиях бог является творцом мира и сущностью, …
  • БОГ в Библейском словаре:
    — этим словом Священное Писание называет Того, Кто есть наш Творец (Быт.1:27; Быт.2:7), и Кого человек, творение Божие, ни описать, …
  • БОГ в Библейской энциклопедии Никифора:
    - Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт 1:1, Ин 1:1) имеет в Свящ. Писании различные наименования; таковы в …
  • БОГ в Высказываниях известных людей:
  • БОГ в Словаре Одно предложение, определения:
    - первый и величайший реалист: создатель реальности. Александр …
  • БОГ в Афоризмах и умных мыслях:
    первый и величайший реалист: создатель реальности. Александр …
  • БОГ
    в славянской мифологии название божества и доли, счастья, которое оно может дать человеку (родственно названию богатства и т. п.); противопоставляется …
  • БОГ в Большом энциклопедическом словаре:
    в религиозных верованиях сверхъестественное существо; в мифологических представлениях политеизма каждый из богов имеет верховную власть над какой-либо частью мирового целого, …
  • БОГ
    фантастический образ могущественного сверхъестественного существа, выступающий как предмет религиозного поклонения и веры (см. Религия). Представление о Б. как о …
  • БОГ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Во всех религиях существует представление о Б. или о богах (кроме буддизма) как живых и личных существах, отдельных от природы …
  • БОГ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    высшее сверхъестеств. существо, с верой в к-рого связано существование религии. Политеистич. представлениям о множестве (сонме) божеств (среди к-рых выделяется обычно …
  • БОГ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    ? Во всех религиях существует представление о Б. или о богах (кроме буддизма) как живых и личных существах, отдельных от …
  • БОГ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    бо"г, бо"ги, бо"га, бого"в, бо"гу, бога"м, бо"га, бого"в, бо"гом, бога"ми, бо"ге, …
  • БОГ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    [бох], б"ога, мн. б"оги, бог"ов, м. 1) только ед. Высшее сверхъестественное существо, сотворившее мир, управляющее вселенной и принимающее то или …
  • БОГ
    И Будда, и …
  • НИЛА в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
    Женское …
  • БОГ в Словаре синонимов Абрамова:
    Аллах, Иегова, Саваоф, Небо, Всевышний, Вседержитель, Господь, Предвечный, Создатель, Творец. (Зевес, Юпитер, Нептун, Аполлон, Меркурий и др.) (ж. р. богиня); …
  • БОГ в словаре Синонимов русского языка:
    агни, адад, адонис, аид, аллах, амон, амур, анап, ану, анубис, апи, апис, аполлон, арес, ариман, ас, асклепий, атон, атун, ахурамазда, …
  • БОГ
    м. 1) а) Одно из сверхъестественных существ, управляющее какой-л. частью мирового целого, влияющее на ту или иную сторону жизни (в …
  • БОГ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    м. Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий - по религиозным представлениям - высшим разумом, управляющий …
  • БОГ в Словаре русского языка Лопатина:
    бог, -а, мн. -и, -`ов и (в христианстве и нек-рых др. религиях: единое верховное существо) Бог, …
  • НИЛА в Полном орфографическом словаре русского языка.
  • БОГ
    бог, -а, мн. -и, -ов и (в христианстве и нек-рых др. религиях: единое верховное существо) Бог, …
  • БОГ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    бог (ты) мой, в знач. …
  • БОГ в Орфографическом словаре:
    бог, -а, мн. -и, -`ов и (в христианстве и нек-рых др. религиях: единое верховное существо) бог, …
  • БОГ в Словаре русского языка Ожегова:
    В религии: верховное всемогущее существо, управляющее миром или (при многобожии) одно из таких существ Вера в бога. Б. войны (Марс). …
  • БОГ в Словаре Даля:
    муж. Творец, Создатель, Вседержитель, Всевышний, Всемогущий, Предвечный, Сущий, Сый, Господь; Предвечное Существо, Создатель вселенной. Слава Богу, благодаря Бога, благодарственное восклицание, …
  • БОГ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    (бох), бога, м. По религиозным верованиям - верховное существо, стоящее будто бы над миром или управляющее им. Идеей бога пользуются …
  • БОГ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
    м. Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий - по религиозным представлениям - высшим разумом, управляющий миром, в христианстве один в трех …
  • БОГ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    I м. Создатель Вселенной, всего сущего, обладающий - по религиозным представлениям - высшим разумом и управляющий миром; в христианстве - …
  • КАИР в Справочнике Городов и столиц мира:
    ЕГИПЕТ Каир - самый крупный город не только Египта, но и всей Африки. Благоприятное стратегическое положение между долиной и дельтой …
  • ЕГИПЕТ в Справочнике Стран мира:
    АРАБСКАЯ РЕСПУБЛИКА ЕГИПЕТ Государство на северо-востоке Африки и юго-западе Азии. На востоке граничит с Израилем, на юге - с Суданом, …
  • НИЛО-СОРСКАЯ ПУСТЫНЬ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нило-Сорская пустынь в честь Сретения Господня (недейств., Вологодская епархия). Стоит в 15 верстах от города …
  • НИЛ СТОЛОБЕНСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Нил Столобенский (+ 1554), преподобный. Память 27 мая, 7 декабря, в Соборе …
  • AEGYPTUS в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    ЕГИПЕТ, ЭГИПТ, AiguptoV, 1) как мифологическое лицо: o AiguptoV, сын Бела, двойничный брат Даная, покоривший страну Меламподов и назвавший ее …
  • РАМСЕС
    личное имя одиннадцати царей XIX и XX династий, правивших во второй половине Нового царства, часто называемой «эпохой Рамессидов». — Рамсес …
  • НИЛ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    главная река Египта, в античности иногда рассматривалась как граница между Азией и Африкой. Благодаря своей судоходности и периодическим разливам, благотворно …
  • ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ в Древнеегипетском словаре-справочнике:
    раннерабовладельческое государство в Африке, в долине Нила. Исторический очерк Возникновение древнейшего египетского государства. Еще в эолитическом и палеолитическом периодах (сотни …
  • НИЛ СОРСКИЙ в Краткой биографической энциклопедии:
    Нил Сорский - знаменитый деятель русской церкви. Сведения о нем скудны и отрывочны. Родился около 1433 г., в крестьянской семье; …
  • СУДАН (ГОСУДАРСТВО) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Демократическая Республика Судан (араб. Джумхурият ас-Судан ад-Димократия). I. Общие сведения С. - государство в Северно-Восточной Африке. Граничит на С. с …
  • ЕГИПЕТ (ДРЕВНИЙ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Древний), древнее государство в нижнем течении р. Нил, в северо-восточной Африке. Исторический очерк. Заселение территории Е. восходит к эпохе палеолита. …
  • ЕГИПЕТ (ГОСУДАРСТВО НА БЛ. ВОСТОКЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Арабская республика Египет, АРЕ (Гумхурия Миср аль-Арабия). I. Общие сведения E. - государство на Ближнем Востоке, занимает северо-восточная часть Африки …
  • АФРИКА (МАТЕРИК) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    I. Общие сведения Относительно происхождения слова "Африка" среди учёных существуют большие разногласия. Заслуживают внимания две гипотезы: одна из них объясняет …

Среди множества египетских богов были некоторые, которым египтяне просто не могли не поклоняться – это великие боги великой реки: бок-крокодил Себек и бог, олицетворяющий разлив Нила – Хапи. С ними связано множество легенд и исторических памятников, красивых сказок и жутких легенд, вроде жертвоприношения девственниц.

Хапи

Бог плодородия

Хапи был не просто богом Нила, он олицетворял его самое благодатное и весьма конкретное состояние ежегодного разлива. От того, разольется или не разольется Нил, зависело, вырастет ли урожай, будет ли пища у всего народа Египта. Поэтому его разливное состояние ждали, приветствовали и очень боялись, что оно может не наступить. «Разлив реки делал затопляемые территории долины и дельты необычайно плодородными, поэтому процветающее сельское хозяйство этих районов позволяло делать запасы, хранившиеся в высоких конических амбарах, числом которых гордились хозяйства храмов, царя и крупных вельмож. Порой наводнение, наоборот, было сокрушительным и сносило все, приводя к голоду и запустению, которые уносили многие сотни жизней» (В. Солкин). Немудрено, что разлив Нила получил собственного бога – Хапи.

Хапи изображали в виде мужчины антропоморфных (человеческих) форм, часто с большим животом и женской грудью, развитой мускулатурой и детородными органами, что символизировало плодородие нильского ила, который Хапи разносит по полям, оплодотворяя их и давая силу для нового урожая. На голове у Хапи был головной убор из водных растений и тростника, лицо украшала длинная борода.

Ежегодно, накануне разлива Нила, весь Египет чествовал Хапи во время традиционного праздника, в котором принимал участие весь народ во главе с фараоном. Хапи был символом богатства и изобилия, а потому состоятельные люди любили сравнивать себя с этим богом. Сказать «богат, как Хапи», означало признать силу, богатство и могущество человека, в отношении которого произнесены данные слова. Во время праздника Хапи приносились многие тысячи жертв в виде специальных плоских фляг или бутылок, наполненных вином, маслом или молоком. Эти бутылки или фляги в сопровождении списков даров, начертанных на глиняных табличках – остраконах или на папирусах, бросали в реку с пожеланиями счастливого разлива и урожайного года. Есть также неподтвержденная версия о том, что некоторые фараоны приносили в жертву Хапи собственных дочерей, топя их в Ниле. Фактических данных об этом нет, но отголоски древней легенды слышны и сегодня в обряде так называемого Праздника Невесты Нила, во время которого руководители государства бросают в Нил куклу, одетую по моде эпохи фараонов.

В египетском пантеоне богов Хапи был тесно связан с Исидой, от единственной слезы которой, по преданию, начался Нил. Хапи поклонялись на всей территории страны, но самые большие святилища, посвященные Хапи, были найдены на островах Элефантина и Филе – в верхнем течении Нила. Сегодня мы можем увидеть прекрасный рельеф с изображением Хапи на троне колоссальной статуи Рамсеса II в Луксорском храме . Правда, здесь Хапи предстает перед нами не в утрированной антропоморфной (человеческой) форме толстого бога плодородия, а в стандартном образе египетского бога – высокого и стройного. Говорят, что, постояв у этого рельефа и загадав желание, можно обрести материальное благополучие.

Себек – бог и крокодил

Крокодил лежит,
И в зубах его
Не огонь горит –
Солнце красное,
Солнце краденое…

Корней Чуковский, «Краденое солнце»

Понятно, что столь высокая зависимость египтян от ежегодных разливов Нила не могла не найти свое отражение в египетской мифологии и космогонии. Время паводка считалось временем возрождения всех животворящих сил реки и природы ее долины. Египтяне видели это событие так: в ночь разлива Нила великая предвечная мать Нейт, которую также в некоторых областях почитали как творца всей вселенной, рождает и кормит грудью своего сына Себека – «могучего нильского крокодила, повелителя благодатного разлива реки, покровителя охотников и рыболовов, правителя обитателей прибрежных зарослей папируса» (В. Солкин). Именно Себеку приписывалось изобретение рыболовной сети.

Свирепость и страшные челюсти Себека, согласно легендам, отпугивают от великих богов, которых он защищает, силы зла и тьмы... Иногда в своей свирепой ипостаси Себек может быть и крайне агрессивным божеством, противником Осириса и Ра; кроме того, иероглиф, изображающий крокодила, служил определителем в таких словах, как «агрессия», «вожделение» (В. Солкин). Поэтому Себека также считали символом мужской силы и плодородия.

Великий и ужасный

Поскольку автору этой статьи лично общаться с нильским крокодилом не довелось, приведем описание этого животного, сделанного путешественницей Маргарет Мюррей: «Это животное само по себе достаточно опасно, чтобы вызывать почтительный страх. Умение лежать, притаившись, неотличимым от бревна, выброшенного на берег реки, а затем молниеносно нападать, невероятная сила и крепкая шкура превращают его в коварного и грозного врага. Он одинаково хорошо чувствует себя как в воде, так и на берегу, преодолевает большие расстояния в обеих стихиях и в свирепости не имеет равных среди других хищников. Нет спасения тому, кто попал ему в пасть, будь то человек или зверь. Неудивительно, что испытывая страх перед ним, племена, населявшие долину Нила в древности, пытались умилостивить его, как и многие другие первобытные люди, видимо полагая, что став тотемом, животное перестанет пожирать их. До появления на Ниле паровых катеров река кишела крокодилами, которые взимали тяжкую дань с людей и животных». В Сильсиле, начиная с древности и вплоть до середины ХХ века, между двумя скалами, находящимися по обе стороны реки, натягивали тяжелую цепь, которая, как говорят, задерживала крокодилов, не давая им пройти узкий против.

Себек был главным божеством некоторых номов (областей) Египта. Особенно яростные его почитатели жили в Ком-Омбо, Фаюмском оазисе и в Хаваре, где во славу бога-крокодила было построено множество храмов, при каждом из которых выкапывалось священное озеро, где жили обожествленные крокодилы. При жизни и после смерти крокодилов украшали золотыми перстнями и диадемами, их тела бальзамировали и погребали в глиняных саркофагах в храмах.

Святость крокодила распространялась и на его жертв: «Геродот писал, что в Египте, вблизи культового центра бога Себека, было установлено особое отношение к тем людям, которые становились жертвами крокодила. «Если какого-нибудь египтянина или… чужеземца, – писал Геродот, – утащит крокодил… то жители того города, где труп прибило к берегу, непременно обязаны набальзамировать его, обрядить как можно богаче и предать погребению в священной гробнице. Тела его не дозволено касаться ни родным, ни друзьям. Жрецы бога Нила сами своими руками погребают покойника как некое высшее, чем человек, существо». Тело человека, который был убит священным животным, само становилось сакральным объектом» (Александр Беззубцев-Кондаков, портал "T-E-X-T").

Красочную сцену содержания такого священного крокодила описывает в своем романе «Таис Афинская» русский писатель Иван Ефремов. Правда, его главной героине Таис приходится пережить немало неприятных минут, ожидая нападения огромного священного крокодила, которому она предназначалась в жертву. Но это, скорее всего, литературный вымысел, так как никаких свидетельств о человеческих жертвоприношениях Себеку не сохранилось. Священных крокодилов, конечно же, кормили, но отнюдь не человеческим мясом. Об этом есть историческое свидетельство Страбона, который в своей «Географии» повествует о посещении города Арсинои в Фаюме: «Город назывался прежде Крокодилополем. Дело в том, что в этом номе весьма развито почитание крокодила; у них есть одно такое священное животное, содержимое отдельно в озере и прирученное жрецами. Оно называется сухом . Кормят животное хлебом, мясом и вином; эту пищу всегда приносят с собой чужеземцы, которые приходят созерцать священное животное. Наш хозяин, одно из должностных лиц, который посвящал нас там в мистерии, пришел вместе с нами к озеру, захватив от обеда какую-то лепешку, жареного мяса и кувшин с вином, смешанным с медом. Мы застали крокодила лежащим на берегу озера. Когда жрецы подошли к животному, то один из них открыл его пасть, а другой всунул туда лепешку, затем мясо, а потом влил медовую смесь. Тогда животное прыгнуло в озеро и переплыло на другой берег. Но когда подошел другой чужеземец, тоже неся с собой приношение из начатков плодов, то жрецы взяли от него дары; затем они направились бегом вокруг озера и, найдя крокодила, подобным же образом отдали животному принесенную пищу» (Страбон, «География» XVII, 38, 748, цитируется по В. Солкину).

Крокодилопоклонники и солнцепоклонники

Крокодил всегда вызывал ужас, смешанный с отвращением. Те, у кого ужас преобладал над отвращением, почитали крокодила как бога. Те же, чье отвращение оказывалось сильнее ужаса, крокодилов ненавидели и презирали. Такие различия во взглядах создали уникальную для Древнего Египта ситуацию противостояния крокодилопоклонников и солнцепоклонников (или соколопоклонников, так как сокол был символом солнечного божества). Почему уникальную? Потому что египтяне – исключительно консервативный и богобоязненный народ, который не отказывался ни от каких богов – собственных и пришлых и поклонялся всем им с большим усердием. Однако же генетических страх перед рептилией оказался для части египтян непреодолимым препятствием, мешающим поклоняться Себеку.

В самые древние времена культ крокодила был изначальным верованием всего Египта, в исторические времена Себек был верховным божеством Фаюма, исключавшим всех других местных богов. «В Верхнем Египте крокодила обожествляли с первобытным богом Сетом, и когда культ Сета вызвал вражду со стороны поклоняющихся Осирису, крокодил как бог многих областей Египта приобрел дурную репутацию» (М. Мюррей). Отсюда выросла вражда между крокодилопоклонниками из Ком-Омбо, обожествлявших крокодила, и поклонниками солнечного культа из Дендеры, которую запечатлел в своих «Сатирах» Ювенал:

«Между соседней Тентирой и Омбо доселе пылает
Пламя старинной вражды: их древняя распря бессмертна,
Неизлечимою раной горя, и крайнюю ярость
С той и с другой стороны проявляет толпа, потому что
Местности обе божеств ненавидят соседних, считая
Правильной верой в своих лишь богов».
(Перевод Ф. А. Петровского)

Страбон также не оставил незамеченной ненависть жителей Дендеры к крокодилопоклонникам из Ком-Омб: «Здесь население, в противоположность прочим египтянам, относится с особым отвращением к крокодилу, для них он – самое ненавистное из всех животных. Хотя прочие египтяне знают злость крокодила и насколько это животное вредоносно для человеческого рода, однако они почитают его и воздерживаются обижать; жители же Тентиры, напротив, всячески выслеживают и истребляют крокодилов... у жителей Тентиры такая «неуязвимость» против крокодилов, что они ничуть не страдают от них, но даже бесстрашно ныряют и плывут сквозь кишащую крокодилами воду, на что никто другой не осмелился бы».

Расцвет культа Себека пришелся на время правления XII династии фараонов и во времена Второго переходного периода, когда фараоны стали добавлять к своему имени имя этого бога и появились такие фараоны, как Себекхотеп (Себек умиротворен) или Нефрусебек (Красота Себека). Постепенно культ Себека ассимилировался с культом и солнечного божества и Себека стали считать одним из воплощений бога Амона. Образно говоря, в итоге солнцепоклонники победили крокодилопоклонников.

Будучи в Египте, не забудьте купить на рынках Каира или Асуана базальтовую статуэтку, изображающую священного нильского крокодила, а по возвращении домой, поставьте ее недалеко от входа – крокодил будет защищать вас от недобрых мыслей визитеров и не выпускать богатство из вашего дома.

Литература:

  • Солкин В.В. и др. Древний Египет. Энциклопедия. – М.: Арт-Родник, 2008.
  • Египет / ROUGH GUIDES / Пер. с англ. Т.Г. Лисициной, Г.С. Махарадзе, А.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  • Кокс С., Дэвис С. Древний Египет от А до Я / Пер. с англ. А. Бушуева. – М.: АСТ МОСКВА, 2008.
  • Мюррей М. Египетские храмы. Жилища таинственных богов / Пер. с англ. Т.М. Шуликовой. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
  • Видеман А. Религия древних египтян / Пер. с англ. Л.А. Карповой. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2009.
  • Эрман А. Жизнь в Древнем Египте / Пер. с англ. И.А. Петровской. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2008.
ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения