Веласкес краткая биография. Диего Веласкес: биография, произведения художника

Великий испанский живописец 17 в.; родился в Севилье 6 июня 1599. В 1611–1616 учился в Севилье у мастера религиозной и бытовой живописи Франсиско де Эрреры Старшего и портретиста Франсиско Пачеко.


Родился в Севилье 6 июня 1599. В 1611–1616 учился в Севилье у мастера религиозной и бытовой живописи Франсиско де Эрреры Старшего и портретиста Франсиско Пачеко . Вероятно, в Севилье он имел возможность познакомиться с произведениями основоположника натуралистической школы живописи Микеланджело да Караваджо или его итальянских учеников. От раннего периода творчества Веласкеса (1617–1623) сохранилось ок. 25 работ: произведения на религиозные сюжеты, портреты, жанровые сцены и т.н. бодегоны (испанское название натюрмортов).

В 1622 Веласкес посетил Мадрид, где окончательно обосновался в 1623. Его заказчиком стал всесильный министр короля Филиппа IV Гаспар де Оливарес. Девятнадцатилетний король проникся симпатией к художнику, который был всего пятью годами старше его; в октябре 1623 он назначил Веласкеса придворным художником и в течение всей жизни оставался его покровителем. В 1628 Мадрид посетил фламандский художник Питер Пауль Рубенс. Веласкес подружился с ним, и они работали в одной мастерской в течение восьми месяцев. К первому мадридскому периоду творчества Веласкеса относятся портреты короля, Оливареса и других придворных, в том числе шутов. В это же время он написал картину Пьяницы (1628–1629), известную также под названием Триумф Вакха, на которой изображены крестьяне, прославляющие Вакха (эта работа находится в Прадо, как и все упоминаемые здесь картины, если не указано другое местонахождение). Со временем Веласкес приобрел и другие придворные должности. В 1643 он был назначен помощником придворного архитектора, а последние восемь лет жизни исполнял обязанности главного церемониймейстера королевского дворца. Он должен был следить за принадлежавшими королевской семье зданиями, их украшением и меблировкой, за устройством празднеств и спектаклей, организовывать выезды короля. Эти обременительные обязанности мешали занятиям живописью, и в последние девять лет Веласкес написал только 15 картин – портретов и произведений на мифологические сюжеты.

Первая поездка в Италию.

Пеласкес дважды побывал в Италии: в 1629–1631 и в 1648–1651. Во время первого путешествия он посетил Геную, Венецию, Болонью, Феррару, Рим и Неаполь. Веласкес познакомился с болонским мастером Гверчино и с Хусепе Риберой, испанским живописцем, работавшим в Неаполе; он изучал произведения Тинторетто, Якопо Бассано, Микеланджело, Рафаэля и второго поколения караваджистов. В Италии Веласкес написал картины Окровавленные одежды Иосифа (Эскориал) и Кузница Вулкана.

В Мадриде.

В 1630 - е годы, по возвращении Веласкеса в Мадрид, в его живописи выходят на первый план черты, характерные для стиля барокко. В этот период он создал картину Охота на дикого вепря (Лондон, Национальная галерея), несколько конных портретов короля и его портретов на охоте и знаменитую картину Сдача Бреды (1634–1635). В последней работе благородство и величие персонажей, изящество и естественность их движений подчеркивается гармонией красок и виртуозностью мазка. Из произведений на религиозные сюжеты, созданных в этот период, следует отметить такие картины, как Встреча св. Антония-аббата со св. Павлом-отшельником и Коронование Марии, а также Распятие, написанное, вероятно, ок. 1631. В начале 1640-х годов в европейской живописи произошел поворот от зрелого барокко к более спокойному и торжественному стилю. Эта перемена нашла отражение в портретах Веласкеса 1638–1641 и в трех картинах – Эзоп, Менипп и Марс (1639–1640).

Вторая поездка в Италию.

В 1636–1648 Веласкес был очень занят своими придворными обязанностями; за это время он создал всего около 20 картин. В ноябре 1648 Веласкес получил разрешение на поездку в Италию. Его путь лежал через Геную, Милан и Падую в Венецию, где он приобрел для короля картины Веронезе, Тициана и Тинторетто. Веласкес посетил также Болонью, Модену, Парму, Флоренцию и Неаполь, но вскоре возвратился в Рим. Римское общество, папская курия и художники относились к нему с большим уважением. Мастерство Веласкеса, благородные манеры и сама его личность произвели на всех приятное впечатление. Веласкес познакомился со скульпторами Дж.Л.Бернини и А.Альгарди, живописцами К.Лорреном, П.да Кортоной, Маттиа Прети и Сальватором Розой. Будучи свободным от придворной службы, Веласкес много писал, в том числе исполнил 11 портретов. Из них наиболее известен портрет папы Иннокентия X; эта работа хранится в палаццо Дориа в Риме. Несмотря на почтенный возраст (75 лет), папа был человеком железной воли, моложавым, энергичным, вспыльчивым и подозрительным. Его черты трудно назвать приятными: мясистый нос, тонкие губы, пронзительный взгляд, красноватый цвет лица. Веласкес акцентировал живость румяного лица, использовав сочетание различных оттенков красного цвета.

В Риме Веласкес написал два камерных пейзажа, предвосхищающих французскую живопись 19 в. Один из этих видов, Сад виллы Медичи, кажется безмятежно спокойным и торжественно монументальным, другой наполнен игрой солнечных бликов. В пейзажах Веласкес демонстрирует новое понимание пространства и света. В Риме он написал также картину Венера с зеркалом (Лондон, Национальная галерея), сюжет которой восходит к гравюре с картины голландского художника А. ван Блокландта. Венера, лежащая спиной к зрителю, смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур. Отражение в зеркале нечетко, и лицо богини выглядит постаревшим и не столь прекрасным, как можно было бы ожидать при виде совершенства ее юного тела. Смысл произведения типичен для эпохи барокко: размышление об увядающей красоте, суетности и бренности человеческой жизни. Зеркало символизирует всевидящее око Всевышнего, обнажающее человеческие пороки.

Последние годы.

Во время пребывания Веласкеса в Италии сорокапятилетний король женился на австрийской принцессе, своей четырнадцатилетней племяннице. Вернувшись в Мадрид в июне 1651, Веласкес писал в основном портреты короля, королевы Марианны и детей, родившихся от этого брака. (Все эти работы находятся в Прадо и в венском Художественно-историческом музее, кроме последнего портрета Филиппа IV, который хранится в Лондоне, в Национальной галерее.)

Вершина творчества Веласкеса – картина Менины, или Фрейлины (1656–1657). На ней изображены маленькая принцесса Маргарита, придворные и сам художник, работающий над огромным холстом. Все персонажи картины связаны единством действия. В зеркале видны король и королева, портрет которых пишет Веласкес. Они находятся на месте зрителя. Впервые в истории живописи сюжетом картины стал процесс ее создания.

В 1659, несмотря на недовольство придворных, король пожаловал Веласкесу личное дворянство. Художник умер менее чем через год, 6 августа 1660, после того как завершил все приготовления к свадьбе дочери Филиппа IV Марии Терезы и Людовика XIV.

Диего де Веласкес - знаменитый испанский живописец эпохи барокко, придворный художник и дипломат. Он прожил насыщенную и плодотворную жизнь, участвовал во многих исторических событиях своего времени и общался со многими государственными деятелями. Его работы получили признание ещё при жизни художника и всегда были гордостью испанского искусства. Мировую известность они получили во времена французского импрессионизма - конец XIX - начало XX веков. Эдуард Мане называл Веласкеса величайшим из когда-либо живших художников, а Сальвадор Дали и Пабло Пикассо создавали свои интерпретации его знаменитых полотен

.
Диего Родригес де Сильва и Веласкес родился в Севилье (Андалусия), в семье местной уроженки Жеронимы Веласкес и наследника португальских обедневших дворян (по другой версии - крещёных евреев) - Хуана де Сильва. О дате рождения художника можно судить лишь по записи в церковной книге о его крещении, датированной 6 июня 1599 года.
Он рано проявил интерес к живописи и в десятилетнем возрасте был отдан в ученики к известному в то время художнику Франсиско Эррере Старшему. Обучение длилось всего год. Не выдержав тяжелого нрава учителя, юный Диего покинул его студию. Однако Эррера обладал несомненным талантом, и его влияние, по мнению специалистов, прослеживается в ранних работах Веласкеса.
Следующим учителем будущего художника был Франциско Пачеко, который на долгие годы стал не только наставником, но и другом, а позднее родственником, выдав за него свою дочь Хуану Миранду. Пачеко был разносторонне образован, имел обширные связи, как в творческой среде, так и среди духовенства и знати Севильи. При его протекции в 1623 году Веласкес отправился в столицу, где, написав несколько портретов придворных, привлек внимание короля Филиппа IV.


Государь заказал талантливому живописцу свой портрет и остался так доволен результатом, что принял Веласкеса на должность придворного художника. Его обязанности заключались в создании портретов короля и его родственников, а также полотен для интерьеров королевских резиденций. В следующие годы, несмотря на козни завистливых коллег по ремеслу, его положение при дворе упрочилось, а жалование выросло.

В 1629-1630 годах Веласкес впервые поехал в Италию. Целью поездки сам он называл окончание своего обучения. Посланнику испанского короля открывались двери дворцов и галерей, давая возможность знакомиться с образцами античного искусства и работами итальянских мастеров.
30-е годы XVII столетия были весьма плодотворными для Веласкеса и в творчестве, и в карьере. Он получил должности гофмейстера и хранителя королевского гардероба, а позже должности королевского камердинера и смотрителя работ. Он создал целый ряд замечательных полотен, среди которых: Сдача Бреды, Серия портретов придворных шутов, Марс отдыхает, Несколько портретов королевских особ династии Габсбургов. Треть всех сохранившихся работ мастера принадлежит именно к этому периоду.
Следующее десятилетие, напротив, характеризуется затишьем в творчестве Веласкеса, которое, возможно, объясняется сильной занятостью при дворе и чередой трагических событий в стране и личной жизни художника.

В период с 1648 по 1651 годы состоялось вторая поездка в Италию. На этот раз Веласкес имел конкретное задание по приобретению античных статуй и картин для королевской коллекции, а также должен был нанять мастеров для росписи потолков дворца. В Риме он был удостоен аудиенции Папы Иннокентия X и написал его портрет и ряд портретов римской знати.

В Мадриде художника ждала новая должность главного администратора двора и новые придворным обязанностям, которые включали в себя теперь не только живопись, но и различные организационные мероприятия. Наиболее важным из них стала организация в 1660 году брака между испанской инфантой Марией Терезией и французским королем Людовиком XIV. Веласкес лично сопровождал кортеж принцессы во Францию, занимался организацией всех торжеств, посвященных этому событию. Однако эти хлопоты подорвали здоровье 61-летнего мастера, по возвращении он слёг с лихорадкой и умер 6 августа 1660 года, несмотря на все усилия придворных врачей.

Знаменитые картины
Творчество художника с самого начала отличает смелость, реалистичность, стремление к использованию новых приемов, переосмыслению обыденных сюжетов. Если в ранних работах чувствуется влияние известных художественных школ при сохранении индивидуального почерка, то в поздних полотнах виден уже полностью самостоятельный уникальный стиль Веласкеса, новый и даже слишком передовой для его времени. Стиль, который найдет понимание только через 200 лет.

«Старая кухарка» (1618)


Один из ярких примеров раннего «севильского» периода в творчестве Диего де Веласкеса. 9 из 20 сохранившихся работ того времени относятся к жанру бодегонес (от исп. bodegon - трактир). Натюрморт в этом жанре сочетается с бытовой сценой с участием нескольких фигур. Обычно действие происходит в харчевне, на кухне, в лавке. Во всех таких работах чувствуется влияние стиля Караваджо - реалистичность в изображении людей и предметов, яркое освещение объектов переднего плана и тёмный плоский фон.

«Христос в доме Марии и Марфы» (1620)


Здесь бытовая сцена сочетается с религиозной. Художник использует свой любимый приём «картина в картине», который можно будет наблюдать и в более поздних его работах. Пожилая служанка призывает молодую оторваться от работы, возможно приводя в пример евангельский сюжет, на изображение которого она указывает: Иисус приходит в дом к двум благочестивым женщинам, и они слушают его проповедь оторвавшись от дел .

.
«Портрет герцога Оливареса» (1624)

Один из первых известных парадных портретов кисти Веласкеса, выполненный с соблюдением всех канонов того времени, но при этом точно отражающий индивидуальность, характер модели. По некоторым данным, именно этот портрет стал для молодого художника «пропуском» ко двору испанского короля. А изображённый на нём могущественный вельможа, длительное время был покровителем придворного живописца.

«Сдача Бреды» (1634-1635)


Единственное, сохранившееся до нашего времени историческое полотно мастера. На нём изображён момент триумфа испанского оружия - передача побежденными голландцами символического ключа от города Бреда испанскому полководцу. Обе стороны показаны мастером с симпатией и сочувствием. Как обычно, великолепно проработаны детали от лиц до тканей костюмов.

«Портрет карлика Эль Примо» (1644)

Серия портретов королевских карликов позволяет оценить мастерство Веласкеса в передаче психологизма, настроения через портрет. На этих картинах, в отличии от портретов царственных особ, художник мог позволить себе изображать людей без прикрас и в естественных позах. В лице Эль Примо читается неожиданная для шута мудрость и затаенная печаль. Известно, что этот человек имел благородное происхождение и был достаточно образован, что добавляет трагизма его образу.

"Венера перед зеркалом"(1648)


Под влиянием творчества итальянских и фламандских мастеров, с которым он смог познакомиться во Время поездки по Италии, Веласкес заинтересовался изображением обнажённой натуры - направлением, не свойственным чопорному испанскому обществу того времени. До наших дней дошла только одна такая картина - загадочная «Венера». Обнажённая богиня лежит спиной к зрителю, а её лицо можно увидеть в отражении зеркала. Однако отражение это темно и неясно. Вокруг этой картины существует множество споров: по одной версии, художник хотел показать обыденность и приземленность божественного образа, по другой, на картине изображена Фламиния Тривио - итальянская художница и возлюбленная Веласкеса.

«Портрет папы Иннокентия X» (1650)


К созданию портрета главы святого Престола Веласкес отнёсся с большей тщательностью, чем даже к изображению королевских особ, ведь его соперниками были лучшие художники знаменитой итальянской школы, изображавшие образы предыдущих пап. И портрет удался. Сам понтифик назвал его «слишком правдивым», а другие члены курии пожелали заказать портреты у испанского художника. Детально прорисованная одежда не отвлекает внимание зрителя от мастерски переданного лица, на котором отражены, кажется, все пороки, добродетели и даже тайные мысли этого государственного мужа.

«Менины» (1656)

Последняя крупная работа великого мастера и одно из самых таинственных произведений мировой живописи. Исследователи спорят о том, что именно изображено на картине, ищут и находят сотни тайных смыслов и загадочных посланий. «Менины» действительно содержат несколько планов и обладает необычайной притягательностью. Юная инфанта - главная героиня картины стала своего рода «брэндом» испанского искусства, при упоминании имени Диего Веласкеса, большинству приходит в голову именно эта картина.

Маленькая принцесса Маргарита в окружении своей свиты то ли позирует художнику, который тоже изображён на холсте, то ли приостановилась, увидев своих родителей. Царственная чета, по замыслу Веласкеса, находится по эту сторону холста, их отражение можно увидеть в зеркале на заднем плане картины. По словам одного из исследователей, «Менины» изображают последний счастливый день в жизни Габсбургов. Действительно, не имея наследников, могущественная некогда королевская династия обречена на угасание, вместе с ней уходит и золотой век Испании, на смену могуществу и процветанию приходит упадок, потеря завоеванных ранее земель и политического влияния в мире.

Сохранились лишь 125 работ Диего де Веласкеса. Большая часть хранится в музее Прадо в Мадриде. В России в Государственном Эрмитаже можно увидеть две его картины: «Портрет графа-герцога Оливареса» и «Обед».

Творчество Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (Diego Rodriguez de Silva Velazquez) с полным основанием можно назвать одной из высочайших вершин мировой живописи. Этот художник-реалист расширил тематику и внес много нового в уже существующие в Европе традиционные жанры и, что особенно ценно уже для национального искусства Испании, ярко отобразил на своих полотнах самобытность страны и ее народа.

Художник родился 1599 году в небогатой дворянской семье на юге Испании, в Севилье. Пожалуй, больше любых самых красочных описаний о ней говорит давняя поговорка: «Кто не видел Севильи – тот не видел чуда!» Действительно, в то время этот великолепный город дворцов и фонтанов, храмов и театров, мастерских художников и скульпторов был одним из самых крупных культурных центров страны.

Учителями Веласкеса стали известные художники того времени – реалист Эррера Старший и романтик Франсиско Пачеко. Ранние полотна Диего - это яркие образцы «бодегонес», жанра, очень распространенного в Испании того времени, которые представляют собой бытовые сцены из жизни простых людей.

Совсем молодым человеком Веласкес покинул родину и переехал в Мадрид, где прошла вся его жизнь. Многие художники того времени могли бы позавидовать Диего: он стал придворным живописцем короля Филиппа IV.

Это освобождало его от решения двух очень важных проблем: не нужно было заботиться о хлебе насущном и писать по заказам церкви. Но, с другой стороны, Веласкес на протяжении 40 лет жил по жесткому дворцовому церемониалу и, по сути, не мог распоряжаться своей жизнью. Лишь дважды ему удалось побывать в соседней Италии, где он изучал приемы письма великих мастеров Возрождения.

Кисти Веласкеса принадлежат картины, написанные в самых разных жанрах. Это многочисленные портреты испанской знати – членов королевской семьи, полководцев, кардиналов, дворян и аристократов, полотна с изображением религиозных и мифологических сюжетов, батальных и бытовых сцен.

В оценке творческого наследия художника есть один вопрос, на который до сих пор нет однозначного ответа. В искусствоведении существует понятие «атрибуция», это определение авторства художественного, в том числе, и живописного произведения. Мнения экспертов по поводу количества полотен, написанных Веласкесом, весьма неоднозначны.

Если в 80-х годах XIX века речь шла о 228 картинах, то спустя сто лет – уже только о 123. Объясняется это тем, что у именитых художников, к которым, несомненно, принадлежал и Веласкес, были ученики и неизвестные подражатели, писавшие многочисленные копии с оригиналов.

Только 11 музеев мира имеют в своих собраниях картины Веласкеса, авторство которых не вызывает сомнений. Самым большим располагает мадридский Музей Прадо, 48 находящихся там полотен никогда не покидали родины, так как когда-то были в коллекции испанских монархов. В России, в Государственном Эрмитаже тоже есть две ранние работы великого испанца - «Завтрак» и «Портрет Оливареса».

Реже всего сомнения у экспертов возникают по поводу портретов, так как они писались по заказу знатных людей, после завершения работы становились собственностью владельца, а впоследствии – его семьи.

К самым известным работам Веласкеса в этом жанре можно отнести детские изображения будущей австрийской императрицы Маргариты Марии Терезы Испанской. Сейчас их назвали бы серией, так как из 14 известных портретов королевской особы пять принадлежат кисти Веласкеса. Впервые он запечатлел на картине трехлетнюю девочку, а впоследствии – Маргариту в возрасте пяти, шести, девяти и десяти лет.

В Прадо находится картина «Менины» («Фрейлины»), которая считается одной из самых знаменитых в мире. Ее тоже можно отнести к своего рода групповому портрету, так как на ней запечатлена вся королевская семья: в центре стоит пятилетняя инфанта Маргарита в окружении свиты, в зеркале видны король Филипп IV и его супруга Марианна. Кстати, это единственное полотно, где чета монархов изображена вместе.



Портрет папы Иннокентия X написан во время поездки в Италию. Учитывая высокий чин, можно было бы ожидать более «снисходительного» взгляда живописца на главу католической церкви. Но художник нарушает устоявшиеся каноны изображения римских пап, он правдив и беспощаден. В реальной жизни Иннокентий был властным и очень жестоким человеком, по его приказу сгорели на кострах инквизиции тысячи еретиков.

От своих тоже не слишком гуманных предшественников он отличался хитростью и коварством. Все эти качества Веласкес запечатлел на полотне. И хотя Иннокентий X щедро наградил живописца за работу, правдивость, с которой был изображен его внутренний мир, не ускользнула от проницательного взгляда: он заметил, что портрет «слишком правдив».



Веласкес много раз писал портреты короля Филиппа IV, который уже после первого полотна со своим изображением сказал художнику:

«Никто, кроме тебя, писать меня больше не будет»

Монарх был не только покровителем, но и горячим почитателем таланта Диего. Его расположение было настолько велико, что он позволил своему личному живописцу оборудовать художественную мастерскую прямо в королевских покоях. Одной из последних значительных работ великого портретиста своей эпохи оказался портрет Филиппа IV.



Сегодня трудно сказать, насколько внешность людей на портретах Веласкеса соответствует действительности. Но других свидетельств того, как выглядели испанцы из далекого прошлого, у нас нет. Поэтому они для нас навсегда останутся такими, какими их увидел великий живописец.


Диего Веласкес. Портрет юноши. (Автопортрет) 1622-23 г.г. Музей Прадо, Мадрид, Испания

ДИЕГО ВЕЛАСКЕС (DIEGO VELAZQUEZ)

Полное имя - ДИЕГО РОДРИГЕС ДЕ СИЛЬВА-И-ВЕЛАСКЕС

Величайший испанский художник-реалист, заложивший основы психологического портрета в искусстве Европы. Внимание художника привлекали мифологические, исторические картины, пейзаж, бытовые сцены. Веласкес родился в небогатой дворянской семье в Севилье. Отец его, происходивший из португальского семейства, лет за сто перед тем переселившегося в Андалузию, предназначал будущего художника для судебной или литературной карьеры, но ввиду обнаружившейся в нём страсти к рисованию не мешал ему сделаться живописцем.

Don Diego del Corral y Arellano, oidor del Consejo Supremo de Castilla

В 1611 году Диего был отдан в обучение известному художнику Франсиско Пачеко (1564–1645), гуманисту, поэту, автору трактата по живописи. В его мастерской Веласкес учился рисунку, умению работать с натуры, изучал живописные приемы. В 1617 он был принят в корпорацию художников Севильи, что давало ему право иметь собственную мастерскую и получать заказы. В 1618 Веласкес женился на дочери своего учителя Ф.Пачеко. Большинство ранних работ Веласкеса, созданных им в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен, главными героями которых становятся простые люди Севильи. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по испански «бодегон»). В ранних работах Веласкеса сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны. В 1617–1622 годах им создаются произведения: «Завтрак» (1617, С.-Петербург, Эрмитаж), «Старая кухарка» (1618, Эдинбург, Национальная галерея), «Водонос» (ок. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: «Поклонение волхвов» (1619, Мадрид, Прадо), «Христос у Марфы и Марии» (1618, Лондон, Национальная галерея). В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности. Яркий пример - «Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте» (1620, Лондон, Национальная галерея).

Felipe IV ecuestre

В 1622 Веласкес едет в Мадрид, но вскоре возвращается в Севилью, а в 1623 королевский капеллан Фонсека вызывает Веласкеса вновь в столицу. Написанный и показанный при дворе портрет капеллана поразил всех реалистичностью трактовки образа и вызвал одобрение короля. В 1623 году Веласкес был удостоен заказом изобразить короля Филиппа IV верхом на коне и столь удачно исполнил эту работу, что удивил ею весь двор и приобрёл себе титул королевского живописца. Веласкес пользуется покровительством Филиппа IV. 6 октября 1623 он назначен придворным живописцем, вскоре становится камергером короля, получает во дворце мастерскую рядом с королевскими покоями, назначен хранителем королевских коллекций, что давало возможность изучать произведения прославленных мастеров. В 1627 г., по конкурсу с Кахесом, Нарди и Кардучо, он написал картину "Изгнание мавров" и получил звание гофмейстера. В первые годы пребывания в Мадриде Веласкес выполнил ряд официальных заказов: парадные портреты короля, членов его семьи, представителей знати. Но Веласкес не ограничивался достижением портретного сходства, он отражал внутренний мир человека. Заказанная королем картина «Вакх» (Пьяницы) (1629, Мадрид, Прадо) на мифологическую тематику трактуется Веласкесом как сцена из народной жизни, пирушка веселых крестьян. Вместо темного фона в полотне появился пейзаж. Эта первая работа Веласкеса на мифологический сюжет, хотя и интерпретированная в бытовом аспекте, была одобрена королем.

Juan Francisco Pimentel, conde de Benavente

Знакомство с Рубенсом во время приезда последнего в Мадрид в 1628 году возбудило в Веласкесе желание посетить Италию. В 1629 Веласкес едет в Италию на два года, знакомясь с памятниками античности, эпохи Возрождения. Прибыв в Рим, Веласкес был приглашен остановиться в Ватикане, где он, пользуясь покровительством папы, копирует фрески Микеланджело и Рафаэля. Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана» (1630, Мадрид, Прадо), Веласкес придает изображению жанровый характер. В этой картине проявилась основная черта испанского искусства – стремление самые далекие от реальности сюжеты представить в привычных образах, взятых из современной жизни. В 1631 Веласкес возвращается в Мадрид и получает заказ от короля написать портрет наследника трона: «Портрет Бальтасара Карлоса в сопровождении карлика» (1631, Бостон, Музей изящных искусств). В это же время Веласкес создает «Распятие» (1631, Мадрид, Прадо) для монастыря бенедиктинок Сан Пласидо в Мадриде, написанное легкими, прозрачными мазками. Он все больше внимания уделяет пейзажу, который в живописи Испании еще не получил самостоятельности. Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов, которые он создает по заказу короля в 1630-е. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Вторая серия из трех портретов, на которых члены королевской семьи показаны в охотничьих костюмах, отличается большей интимностью. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения.

Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина «Сдача Бреды» (1634–1635, Мадрид, Прадо). Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда.

La Infanta Marнa Margarita, hija de Felipe IV, Rey de Espaсa

La reina Margarita de Austria, mujer de Felipe III

Queen Isabel, Standing

В 1634 г. знаменитый художник получил почётное звание королевского гардеробмейстера, в 1643 году - камердинера и в 1642-44 гг. сопровождал короля в его походе для усмирения Арагонии. В 40-е, в период зрелости, Веласкес пишет много портретов. Известен парадный «Портрет короля в военном костюме», т.н. «Ля Фрага» (1644, Нью-Йорк, Музей Фрик), получивший свое название, т.к. был написан в г. Фрага. В эти же годы Веласкес пишет ряд камерных портретов, сосредотачивая внимание на лице заказчика и его внутреннем мире. Среди портретов 30–40-х особое место занимают серия портретов королевских шутов, душевнобольных и карликов. Изображения карликов поражают энергией, умом, взглядами, полными внутренней силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью. В 1649 Веласкес вновь едет в Италию покупать картины для королевской коллекции. В Италии в 1650 Веласкес был принят в члены художественной академии св. Луки. Проведя в Италии два года, Веласкес обращается к пейзажу. Он создает две небольшие пейзажные картины «Виды виллы Медичи» (1650, Мадрид, Прадо), на которых изображаются запущенные уголки парка виллы Медичи. В Италии Веласкес продолжает писать портреты, получая много заказов. «Портрет Папы Иннокентия X» (1650, Рим, Галерея Дориа) – одна из вершин европейского портретного реализма 17 в.

В 1651 Веласкес возвращается в Мадрид, где он создает знаменитую «Венеру с зеркалом» (1657, Лондон, Национальная галерея). Тема античной богини любви и красоты была навеяна итальянскими впечатлениями, хотя в Испании изображение обнаженного женского тела запрещалось инквизицией.

В 1656 Веласкес создает знаменитые «Менины» (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. В большом зале стоя перед холстом, он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины, отражения монархов видно в зеркале, висящем на противоположной стене.

В 1657 была создана картина «Пряхи или Миф об Арахне» (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. Это произведение – первое в истории европейского искусства произведение, прославляющее деятельность простого человека.

Retrato ecuestre del conde-duque de Olivares

Mano de hombre

В 1659 Веласкесу было пожаловано звание кавалера ордена Сант-Яго – одного из высших орденов Испании. В последние годы жизни Веласкес создает множество женских портретов: портреты инфанты Маргариты, два из которых находятся в Вене, в Музее истории искусств. Будучи сделан в 1652 г. королевским обер-гофмаршалом, Веласкес исполнял эту хлопотливую должность с редкою добросовестностью, хотя она и отнимала много времени от его художественных занятий, и в 1660 г. сопровождал Филиппа IV в его поездке на границу Франции, для свидания с королём Людовиком XIV по случаю бракосочетания последнего с инфантой Марией-Терезией. Устройство празднеств, сопровождавших это свидание, так утомило художника, что он заболел, и вскоре по возвращении своём в Мадрид скончался. Веласкес оказал на живопись своей родины большое влияние, и в числе его учеников были Мурильо, Kappeньо де Миранда, Пареха, Масо-Мартинес и др. выдающиеся испанские мастера.

Мадрид

Диего Веласкес (1599-1660 гг.) – один из величайших художников всех времён.

Самое удивительное, как ему вообще удалось это доказать потомкам.

Он был придворным художником испанского короля. Написав бесчисленное количество его портретов, а также портретов его семейства и придворных.

Как правило, талант в таких условиях чахнет. Ведь нужно писать то, что понравится узкому кругу людей.

Шедевры же создаются по-другому. Гораздо чаще вопреки вкусам окружающих.

Но Веласкесу удалось невозможное. И яркое тому подтверждение – его главный шедевр «Менины».

«Менины» – портал в другой мир

Сюжет «Менин» Веласкеса сложный. Но он поддаётся расшифровке.

5-летняя инфанта (испанская принцесса) пришла в мастерскую художника в сопровождении своей свиты. Она захотела посмотреть, как создаётся портрет её родителей, королевской четы.

Сложность сюжета в том, что Веласкес изобразил эту сцену очень неординарно.

Половина персонажей смотрят на нас. Но на самом деле они смотрят на короля с королевой, которых рисует Веласкес. Поэтому он и стоит рядом с холстом.

О том, что это именно так, мы понимаем благодаря зеркалу за спиной художника.

В зеркале отражается пара. Это Король Филипп IV и его жена Марианна Австрийская.

Для меня эта задумка художника очевидна по одной простой причине.

В верхнем правом углу зеркала отражается красный занавес. Такой же оттенок красной краски мы видим и на палитре художника.

Несмотря на размытость изображения, нам нетрудно определить, что изображены именно Филипп IV и Марианна Австрийская. Слишком уж у них характерные черты. Достаточно посмотреть на другие их портреты.

Портреты Диего Веласкеса. Слева: Марианна Австрийская, Королева Испании. 1655-1657 гг. Музей Тиссен-Борнемисы, Мадрид. Справа: Филипп IV, Король Испании. 1644 г. Коллекция Фрика, Нью-Йорк

Веласкес сделал невообразимое. Он показал не тех, кого рисуют. А то, что видят те, кого рисуют. А видят они это нашими глазами. Ведь мы стоим на их месте.

Тем самым художник максимально вовлекает зрителя в пространство картины. И значительно это пространство расширяя. За счёт того, что мир картины виртуозно соединен с нашим миром.

Можно даже выразиться в фантастическом ключе. Два мира: тот, что за дверью и наш мир, соединены происходящим в картине. «Менины» – это портал между двумя мирами.

Невообразимый эксперимент Веласкеса

Сразу возникает вопрос, как Веласкесу удалось осуществить такой эксперимент?

На картине он изобразил испанскую принцессу. Это, конечно, одобрялось.

Но ещё и её свиту. В том числе карликов. Никому до Веласкеса не позволялась такая дерзость.

Задача придворного художника – прославлять короля и его подданных. Изображать доблесть, отвагу и иные качества его Величества. Которых вовсе могло не быть.

Настоящему мастеру это было скучно. К коим Веласкес и относился. И он пытался самовыражаться по мере возможности. А так как Филипп IV ему очень доверял, то художнику это позволялось.

Поэтому Веласкесу удалось создать серию портретов карликов, служивших шутами при дворе. На этих портретах – это не шуты, а обычные люди. Художник не делал различий между ними и людьми из высших сословий.

Диего Веласкес. Дон Себастьян де Морра. 1645 г. Музей Прадо, Мадрид.

Другому художнику это бы не сошло с рук. Ведь карлики были по сути рабы, люди без прав. Часто их покупали за деньги, чтобы они служили в господском доме.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Автопортрет Веласкеса, «вшитый» в «Менины»

Ещё одну дерзость себе позволил Веласкес. Рядом с семьей короля он изобразил себя.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент с автопортретом). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Известно, что Веласкес был честолюбив. Он выходец из небогатой еврейской семьи, мог позволить себе написать самого себя рядом с принцессой. Для того времени это было величайшим достижением.

Такого себе не мог позволить ни один придворный художник. До Веласкеса.

А после него это сделал лишь . Ему тоже было можно. Вот он стоит у холста позади семьи Карла IV. 150 лет спустя.


Франсиско Гойя. . 1800 г. Музей Прадо, Мадрид.

О том, что Веласкес честолюбив, нам говорит ещё пару деталей. На момент написания картины мастеру было 57 лет. Но он явно написал себя моложе, лет на 15. Конечно, чтобы соответствовать окружению.

А ещё мы видим на его груди красный крест – это орден Сант-Яго, высшая награда в Испании в 17 веке. Но Веласкес получил его после написания картины.

Считается, что дорисовал орден другой художник по приказу короля уже после смерти Веласкеса. Но я больше склоняюсь к версии о том, что художник сделал это сам.

Слишком уж оттенок креста гармонирует с другими красными оттенками на картине. Особенно сочетается с украшениями на платьях инфанты и фрейлин.


Диего Веласкес. Менины (центральный фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Кто же главный герой картины

Кто главный герой картины, сразу понятно. Инфанта Маргарита.

Именно ее Веласкес выделяет светом. Вернее более светлыми красками, создающими у нас иллюзию того, что девочка больше всех освещена.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Видно, что Веласкес рисует ее с особой нежностью. Розовые щечки, губки. Белокурые, по-детски жиденькие волосы.

Мы знаем, что художник искренне любил девочку. Она не могла не нравится. Несмотря на близкородственный брак ее родителей (ее мать была племянницей ее отцу), каким-то чудом девочка родилась здоровой и миловидной. К тому же имела необременительный для окружающих характер.

Также освещены светом фрейлины инфанты (по испански – менины). Они тоже миловидны. Картина называется в их честь. Но я не думаю, что так Веласкес назвал картину.

Долгое время она числилась в каталогах под названием «Семья Филлипа IV”. Видимо, название «Менины» закрепилось позднее, с лёгкой руки одного из хранителей картины.

В более приглушенном свете мы видим карлицу, няню инфанты. К ней относились при дворе благосклонно. Ведь она ухаживала за Маргаритой с рождения. Которая была на тот момент единственным выжившим ребёнком королевской четы.

Возможно, карлице ставили это в заслугу. Поэтому и наградили орденом. На картине она трогает его рукой и как бы демонстрирует нам.


Диего Веласкес. Фрагмент картины «Менины» (карлики). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

А рядом с ней ещё один карлик-ребёнок. Он играюче поставил ногу на придворного пса. Дело в том, что лишь карлики могли вести себя раскованно при дворе. Обычный придворный себе такого позволить не мог, обижать пса инфанты.

Интересный факт. Того портрета Филиппа IV и королевы Марианны, который якобы Веласкес пишет в «Менинах», в реальности не существовало. Веласкес его выдумал.

А вот отдельный портрет инфанты Маргариты в этом же платье есть. На фоне того самого красного занавеса.Вопрос, почему? И вот мы приблизились к главной загадке картины…

Главная загадка «Менин»

Почему главные люди, влияющие на жизнь Веласкеса, на картине играют явно второстепенные роли?

Король с королевой лишь отражаются в дальнем зеркале. Маршал стоит в самой дали на лестнице, его черты еле различимы. Ещё один придворный и вовсе в тени.


Диего Веласкес. Менины (деталь). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

На этот счёт мне очень импонирует гипотеза замечательного искусствоведа Паолы Волковой.

Все дело в положении Веласкеса при дворе. Со стороны может показаться, что оно было завидным.

Король назначил художника главным постельничим. Его мастерская примыкала к покоям короля. И он не только писал портреты, но и следил за порядком вещей и чистотой ночных горшков.

Для нас это кажется унизительным. Но тогда – нет. Ведь люди искренне верили, что Король – посланник божий. И мытьё за ним горшка – это привилегия, а не унижение.

Может Веласкес в это тоже хотел верить, но подсознательно догадывался о своём унизительном положении.

Да и другие придворные его не жаловали. Как раз за его приближенность к королю. Против него плели интриги.

«Менины» – это скрытый протест. И стремление задвинуть на второй план тех, кто его унижает.

А вот девочка-инфанта была ему близка и мила. Она в силу возраста и характера не желала ему зла. Более искренними были и карлики. И фрейлины. Поэтому они на первом плане.

ddvor.ru - Одиночество и расставания. Популярные вопросы. Эмоции. Чувства. Личные отношения